- Чего на свете не бывает
- Не любо — не слушай
Жил-был мужик да баба, у них было два сына. Братьям не приходилось вместе дома жить, один брат все ходил по чужой стороне.
Вот раз собрался он на чужую сторону, надел черный армяк и черный башлык, а желтый армяк и такой же башлык взял про запас. Идет путем-дорожкой, попадается ему навстречу барин, едет на паре.
Приказал барин кучеру остановиться. Остановил кучер коней, подозвал барин мужика:
— А, — говорит, — добрый человек, вижу ты на чужой стороне бывал?
— Да, точно так, — говорит, — бывал.
— И много народу видал?
— Видал порядочно.
— Скажи, пожалуйста, кто лучше — поп, или судья, или из нашего брата, барин?
Мужик думал-думал и говорит:
— Из попов так половина дураков.
— Как так?
— А потому, что иной поп служит-торопится — чего не пропоет!
— А из судей?
— Из судей две трети дураков есть.
— Почему же?
— А потому что судьи — кто их подпоит, так они по тому и судят, а кто не подпоит, так на того ровно воду льют.
— Ну, и это хорошо! А из нашего брата, из бар?
— Из вашего брата две трети дураков да треть безумников.
Барин говорит:
— Кучер, погоняй! — и поехал.
Отъехали недалеко — говорит барин кучеру:
— Кучер, а кучер, ведь он нас ни во что поставил!
— Да я давно думаю, что он вас ни во что поставил, да не смею сказать.
— Ой ты чудак! Ты бы давно сказал! Давай поворачивай коней, да спросим, почему он нас ни во что поставил.
Заворотили коней и поехали.
Завидел мужик барина, скоро снял черный армяк и черный башлык, надел желтый армяк да желтый башлык, подошел к сосне и подпер сосну плечом, а сосна та наклонилась на озимь.
Подъехал барин и спрашивает:
— Не видал ли мужичка в черном армяке да черном башлыке?
— Да, — говорит, — сейчас мимо прошел.
— Можем мы его догнать?
— Догнать-то можно, да вот дорог-то много.
— А не знаешь, которой он дорогой пошел?
— Как не знать! Я бы сразу нашел его.
— Так сделай милость, приведи его сюда.
— Мне нельзя уйди-то: сосна на озимь упадет.
— Ну мы с кучером подержим сосну.
— Давай, могу сходить. Пешком-то вот только не догнать — надо лошадь.
— Кучер, отстегни ему лошадь.
Барин взялся за сосну, а кучер отстегнул лошадь. Мужик сел на лошадь и поскакал.
Съездил в лесок — и назад скачет.
— Вот что, — говорит, — я там его догнал, посадил на лошадь, он поехал было да неладно, а как ежели мне сидеть, так он за мной не идет. Давайте другую лошадь, мы скоро приедем.
Велел барин выпрячь и другую лошадь. Сел мужик на одну, а другую в поводу рядом погнал.
Приехал в то село, из которого был барин.
Пришел к барыне и просит пять тысяч денег.
— Барыня, — говорит, — давай скорее пять тысяч, барин купил сто десятин лесу.
А та говорит:
— Давай записку.
— Какая записка?! Видишь, его кони!
Принесла барыня пять тысяч денег и отдала мужику.
Он еще у нее спросил какую-нибудь повозку.
Барыня говорит:
— У нас худых повозок нет, вон возьми ту, стеклянную.
Заложил мужик коней да и говорит:
— Эти две лошади, пожалуй, не потянут, давайте еще лошадь.
— Запрягай в корень молодого сивка, — говорит барыня.
Сел мужик в повозку и поехал домой.
А барин с кучером стояли, стояли, вот и говорит барин кучеру:
— Не обманул ли нас мужик-от?
— А я давно думаю, что обманул, да вам не смею сказать.
Барин и закричал:
— Ой ты фирюль! Я бы давно оставил сосну, пускай на озимь падет. Отбегай, чтобы не задавило.
Кучер отскочил, а сосна и не думает валиться.
— Что же сосна-то не падает? Давай, — говорит барин, — столкнем.
Толкали, толкали — не могут спихнуть.
— Давай, — говорит барин, — разбежимся да толкнем, она и слетит.
Как ни разбегутся, кучер все раньше барина прибежит. Говорит барин кучеру:
— Ты отойди подале, а я стану поближе, так вместе к сосне и прибежим.
Отошел кучер подальше, стал барин поближе, побежали к сосне. Подбегает кучер к сосне и упал, а барин через него да лбом о сосну, лоб-от весь и расшиб.
Встал и пошел к своей повозке. Спрашивает у кучера:
— Что тяжелее: тарантас везти или хомуты нести?
Говорит кучер:
— Конечно, сами знаете, лошадь в тарантасе идет, так никогда не вспотеет, а под хомутом всегда мокро. Как хомут не тяжелее?!
— Так неси ты, кучер, хомуты, а я тарантас повезу: мне тяжелого не унести.
Надел кучер на обе руки по хомуту и легошенько пошел, а барин тарантас потащил — потом обливается.
Отстал барин от кучера — из виду потерял, кричит:
— Подожди, подожди!
Остановился кучер — подождал барина.
Подвез барин тарантас и говорит:
— Клади-ка хомуты в тарантас да повезем вместе.
Кучер положил хомуты в тарантас, а сам сунул в колеса по толстой палке — стягу. Взялись за тарантас. Барин понатужился — не может с места сдернуть.
— Нет, — говорит, — возьми ты хомуты, а я опять тарантас повезу.
Кучер выдернул стяги, взял хомуты и пошел вперед.
Доехал барин до своего села. Выскочила барыня навстречу и говорит:
— Поздравляем вас с новой купчей!
Барин вытаращил глаза и спрашивает:
— С какой купчей?
— Да ведь вы послали мужика, он увез пять тысяч денег на ваших конях да стеклянную повозку.
Барин отдышался да и захохотал:
— Ну, хоть не одного меня обманул, а и барыню.
- Коза-2
- Что на базар везешь?
Поехал старик в поле пахать и выпахал клад денег, много золота — целый воз. Привез клад домой и спрятал его. А сам говорит жене:
— Старуха, никому не сказывай! — И начал он следить за старухой.
А старуха-то пошла к соседке и говорит:
— Соседка, старик клад нашел, только ты никому не сказывай.
Старик услыхал, что она про клад рассказывает, и велел ей напечь пирогов и блинов. Утром, как встал, позвал старуху, сели они в телегу и поехали в поле. И пироги с блинами старик захватил. А старуху посадил задом наперед. Раскидал он пироги по дороге. Старуха увидала и кричит:
— Старик, пирогов-то сколько! А он говорит:
— Собирай, старуха, это туча пирожная. Старуха собрала и поклала все в мешок. Поехали дальше. А старик и блины раскидал. Старуха кричит:
— Старик, а блинов-то сколько! А старик говорит:
— Это туча выпала, старуха, блинная, собирай. Старуха и блины собрала. Поехали они лесом.
— Погоди, старуха, — говорит старик. — Я пойду погляжу: сеть тут у меня стоит.
Пошел и принес рыбу. До речки доехали. Старик пошел и принес оттуда капкан с зайцем.
День проработали. Вечером с поля поехали. Старик повез старуху мимо барского дома. А у барина бал был. Старик и говорит:
— Вот как орут; видно, барина черти дерут.
Через несколько дней разнеслась молва и дошла до барина: старик деньги нашел. Захотел барин этот клад отобрать. Призывает он старика и спрашивает:
— Ты, старик, клад нашел?
— Какой, — говорит старик, — клад? Я никакого клада не знаю.
— Как не знаешь? Твоя старуха говорит, что нашел. Призвали старуху.
Стали ее спрашивать:
— Ведь правда, бабушка? Старик говорит:
— Нет, я никакого клада не знаю. А старуха заверяет старика:
— Как не нашел? Нашел ведь, старый. Помнишь, старик, когда мы с тобой поехали в поле, пирожная-то туча выпала?
— Не знаю, — говорит старик.
— Как не знаешь? — уверяет старуха. — А блинная-то туча выпала? Забыл, старый? Старик все отказывается.
— А помнишь, — говорит она, — когда мы рыбу-то поймали в лесу, а капканом-то зайца в речке поймали?
— Не знаю, — твердит старик. Старуха рассердилась:
— Как — не знаю? Помнишь, мы ехали мимо баринова двора, когда барина-то черти драли?
Рассердился тут барин и говорит:
— Выгнать ее в шею!
Так у старика деньги и остались.
- Следующая сказка → Ленивая жена
- Предыдущая сказка → Клад
Читать сказку «Барин и мужик» на сайте РуСтих онлайн: лучшие народные сказки для детей и взрослых. Поучительные сказки для мальчиков и девочек для чтения в детском саду, школе или на ночь.
Литература
5 класс
Урок № 6
Бытовые сказки
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
- особенности бытовых сказок и их отличие от волшебных;
- народные представления о добре и зле;
- мастерство сказителей.
Тезаурус
Сказка – устное повествовательное произведение волшебного, авантюрного или бытового содержания с установкой на вымысел, рассказанное в развлекательных и поучительных целях.
Фельдфебель – младший офицерский чин в царской армии.
Шинель – форменное пальто.
Перина – мягкий матрас для кровати, набитый пухом или перьями.
Ваше высокоблагородие – обращение солдат и матросов к офицерам в царской армии.
Список литературы
Обязательная литература:
1. Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература. 5 кл.: Учеб. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2019, стр. 307
2. Иванова Е.В., Дидактические материалы по литературе: 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112
3. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 5 кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2019, стр. 80
Дополнительная литература:
1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. Для учителя. – М. Просвещение, 1996, cтр. 254
2. Гороховская Л.Н., Марьина О.Б. Проверочные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 96
3. Гороховская Л.Н., Марьина О.Б. Контрольные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112
4. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 400
5. Егорова Н.В. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 80
6. Карасева И.В., Пташкина В.Н. Литература. 5 кл.: Поурочное планирование. – М.: Учитель, 2017 – стр. 279
7. Ляшенко Е.Л. Тесты по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр.80
8. Шапиро Н.А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5 кл. – М.: Просвещение, 2019, стр. 64
Открытые электронные ресурсы:
- Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания http://www.nlr.ru:8101/res/inv/ic/sprav.htm (16.06.2019)
- Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору. http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm (16.06.2019)
- Поиск книг в электронных библиотеках Рунета http://www.eboogle.net/(16.06.2019)
- Все книги России, библиографический каталог http://www.biblus.ru/Default.aspx (16.06.2019)
- Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор», академические собрания сочинений русских писателей http://feb-web.ru/ (16.06.2019)
- Методико-литературный Интернет-сервер «Урок литературы» http://mlis.ru/ (16.06.2019)
- Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. http://www.philosophy.ru/edu/ref/rudnev/ (16.06.2019)
- Раздел «Литература» на проекте «Мир энциклопедий» http://www.encyclopedia.ru/literature.html (16.06.2019)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Бытовые сказки имеют одинаковую с волшебными сказками композицию, но качественно отличаются от них. Даже, исходя из названия «бытовые», можно сделать вывод о простоте персонажей и самой истории. В их основе лежат события повседневной жизни. Здесь нет фантастических образов. Действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. Положительный герой часто беден, лишён наследства, внешне некрасив. В поведении такого героя нет ничего героического. Это самый обычный человек. Однако одновременно оказывается, что он весьма решителен, находчив, обладает сильной волей духа и волей к победе, а также – чрезвычайно предприимчив, изворотлив и хитёр.
В бытовых сказках наиболее яркий и запоминающийся — образ солдата. Он обманывает глуповатых или чрезвычайно жадных персонажей настолько виртуозно и изобретательно, что вызывает у читателя искреннюю симпатию. Солдат умеет, и рассказывать сказки, и шить, и готовить суп из топора. Кроме того, солдат разрешает споры, высмеивает суеверия, показывает людские недостатки и пороки.
Часто сюжет бытовой сказки построен на конфликте честного и немного наивного героя «из народа» и героя с ярко выраженными негативными чертами: злостью, ревностью, жадностью. Второй персонаж вызывает у читателя и слушателя однозначно резкое неприятие. Именно через отрицательного героя выражается обличительная направленность: осуждаются жадность, жестокость, глупость и завистливость.
Бытовые сказки кратки. В центре сюжета обычно один эпизод, действие развивается быстро, нет повторения эпизодов, события в них можно определить как нелепые, смешные, странные. Сказки веселы, остроумны, всё сосредоточено на действии и особенностях повествования, которые раскрывают образы героев. В. Белинский писал: «В них отражается быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и этот лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своём лукавстве».
Ещё одним отличием бытовой сказки является то, что победа персонажа воспринимается как единичный случай. Например, в волшебных сказках победа главного героя видится закономерной.
Сказки имеют разделение на три подгруппы: социально-бытовые («Болтливая старуха», «Шемякин суд»), сатирико-бытовые («Мужик и поп», «Барин и мужик»), волшебно-бытовые («Морозко», «Золушка»). Однако, это деление условно, ведь одно и то же произведение может содержать в себе разные элементы: и сатиру, и волшебство, и бытовые элементы.
Бытовая сказка стремится к воплощению идеала человеческого существования. Она заставляет поверить в ценность благородных человеческих качеств.
Теоретический материал для углублённого изучения
B бытoвыx cкaзкax выpaжeн инoй взгляд нa чeлoвeкa и oкpyжaющий eгo миp. B ocнoвe вымыcлa этих произведений лeжaт нe чyдeca, a дeйcтвитeльнocть, нapoдный пoвceднeвный быт.
Coбытия бытoвыx cкaзoк вceгдa paзвopaчивaютcя в oднoм пpocтpaнcтвe – ycлoвнo-peaльнoм, нo caми эти coбытия нeвepoятны. Haпpимep: нoчью цapь идёт вмecтe в вopoм oбкpaдывaть бaнк; пoп caдитcя нa тыквy, чтoбы выcидeть из нeё жepeбёнкa; дeвyшкa yзнaёт в жeниxe paзбoйникa и yличaeт eгo. Блaгoдapя нeвepoятнocти coбытий бытoвыe cкaзки и являютcя cкaзкaми, a нe пpocтo житeйcкими иcтopиями. Иx эcтeтикa тpeбyeт нeoбычнoгo, нeoжидaннoгo, внeзaпнoгo paзвития дeйcтвия, чтo дoлжнo вызвaть y cлyшaтeлeй yдивлeниe и кaк cлeдcтвиe этoгo – coпepeживaниe или cмex.
B бытoвыx cкaзкax инoгдa фигypиpyют и чиcтo фaнтacтичecкиe пepcoнaжи, тaкиe кaк чёpт, Гope, Дoля. 3нaчeниe этиx oбpaзoв cocтoит тoлькo в тoм, чтoбы выявить peaльный жизнeнный кoнфликт, лeжaщий в ocнoвe cкaзoчнoгo cюжeтa. Haпpимep, бeдняк зaпиpaeт cвoe Гope в cyндyк (cyмкy, бoчкy, гopшoк), пoтoм зaкaпывaeт – и бoгaтeeт. Eгo бoгaтый бpaт из зaвиcти выпycкaeт Гope, нo, oнo пpивязывaeтcя тeпepь к нeмy. B дpyгoй cкaзкe чёpт никaк нe мoжeт пoccopить мyжa c жeнoй – eмy нa пoмoщь пpиxoдит oбыкнoвeннaя бaбa-cмyтьянкa.
Koличecтвo pyccкиx бытoвыx cкaзoк весьма знaчитeльнo: бoлee пoлoвины нaциoнaльнoгo cкaзoчнoгo peпepтyapa.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Подчёркивания элементов
Задание: Подчеркните верные варианты.
Зачем барин в сказке купил шинель у солдата?
Варианты ответов:
Носить её
Порадовать жену
Спать на ней
Хотел поступить на службу в армию
Правильный ответ: Спать на ней
Задание основывается на материале, изученном на уроке. Вспоминаем диалог главных героев, где Солдат расхваливал удобство отдыха на шинели, а Барин хвалился перед женой удачной покупкой, сделанной именно для того, чтобы можно было обойтись без подушки, одеяла и перины. Таким образом, приходим к выводу, что правильный ответ – «спать на ней».
Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте
Задание: Впишите верные слова на месте пропусков в тексте.
Что же ты, брат, – говорит ____________, – обманул барина?
— Никак нет, ваше благородие, – отвечает ____________. Взял солдат ___________, расстелил, голову положил на ____________ и накрылся полою.
Предложен список существительных: командир, солдат, шинель, рука.
Задание основывается на материале, изученном на уроке и тексте сказки «Солдатская шинель». Вспомнив сюжет сказки и действующих в ней героев, приходим к выводу, что перед нами отрывок, в котором представлен диалог полкового Командира и Солдата. Предметом диалога является жалоба Барина на непригодность купленной им шинели для сна. Делаем вывод, что Солдат показал, как спать на шинели, и вводим с клавиатуры ответы, которые в результате составляют правильный вариант:
Что же ты, брат, – говорит командир, – обманул барина?
— Никак нет, ваше благородие, – отвечает солдат. Взял солдат шинель, расстелил, голову положил на рукав и накрылся полою.