Барин слуга русская народная сказка конспект урока

Литература 5 класс

Тема. Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего на свете не бывает?»

Цель:

  • выявить особенности реальной действительности, нашедшей отражение в заведомо нереальных ситуациях бытовой сказки «Чего на свете не бывает?»; определить художественную идею сказки;

  • формировать навыки выразительного чтения, художественного пересказа, исследовательской работы с текстом;

  • воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу; чувства социальной справедливости.

Оборудование: выставка рисунков.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2.Анализ содержания сказки.

— Какое впечатление произвела на вас сказка? Чем понравилась?

— В чём смысл сказки «Чего на свете не бывает»? К какому виду сказок она относится?

— О чём рассказывают бытовые сказки?

Слово учителя.

Быт – общеславянское слово, образованное от глагола быти. Старое значение – «имущество»; современное употребление отмечается с XIX в. – в значении «уклад повседневной жизни».

В повседневной жизни человек сталкивается с несправедливостью. Бытовая сказка как явление художественного творчества характеризуется тем, что показывает жизненные несообразности, несоответствие поведения людей нормам здравого смысла.

К типичным бытовым сказкам относятся истории о господах и слугах, об одураченном барине, о богатом хозяине, нанявшем работника, о барыне, обманутой хитрым крестьянином.

— Что мы узнаём о барине и мужике из сказки «Чего на свете не бывает»?

3. Выразительное чтение фрагмента от слов «Жил-был барин, богатый – пребогатый…» до слов «Скажи, чего на свете не бывает?».

4. Обращение к выставке рисунков.

— Составьте ряд слов, соотнесённых в вашем представлении с образами барина и мужика. (Барин – грубый…мужик – лукавый…)

5. Исследовательская работа с текстом. Составление сопоставительной таблицы.

Мужик

Барин

Кажись, взаправду всё на свете бывает. Дайсроку до завтра – может, и вздумаю.

Может, это и бывает, только я не знаю. Ну даладно, скажу наудачу, авось чего и не бывает!

Нынче люди до всего дошли: и на чёрте ездят, и по небу летают, и в Питер по проволоке лапти послать можно. У нас подлинно этого не делают, а в чужих землях – так сплошь и рядом. Ступай с Богом до завтра. Придумаешь – ответ принеси.

Всё, барин: баба попом не бывает, красная девка обедни не служит.

Ну, — говорит, — это бывает; по неметчине и всётак. Поди подумай последний раз. Скажешь – бери деньги, а то не прогневайся.

Наскажу, — думает, — ему всякой всячины; может, что т небывальщины будет.

Ну, что хорошенького скажешь?

Покойница жена побывать наказывала и подводу за мной выслала: двух журавлей вразнопряжку.

Повидался с ней, с ребятишками и к твоей милости воротился.

Как же ты, мужичок, не убился?

Врёшь, мужик-дурак! – закричал барин. – Того на свете не бывает, чтобы барин у холопа нянчился!Бери деньги да не мели околесицы!

— Выпишите слова, характерные для речи мужика. Что вы можете сказать о характере героя? (1 вариант).

— Выпишите слова, характерные для речи барина. Что вы можете сказать о герое? (2 вариант).

III. Закрепление изученного.

1.Речевые характеристики героев.

Всего красочнее представлена в сказке разговорная речь, пронизанная иронией, насмешкой.

Языковые характеристики персонажей даны с выделением наиболее характерных, специфических свойств и характеров. Барин в сказке груб и властен. Его обращение к мужику исполнено презрения. Мужик умён, находчив, терпелив.

2. Беседа.

— Почему барин решил подшутить над мужиком?

— Как мужик воспринял приказ барина?

3. Выразительное чтение эпизода от слов «Мужик до петухов не спал…» до слов «Может, это и бывает, только я не знаю. Ну да ладно, скажу наудачу, авось чего и не бывает!»

— Каким был первый ответ?

4.Выразительное чтение по ролям фрагмента от слов «На другой день пришёл он к барину…» до слов «Ну да скажу ещё что-нибудь».

— Почему барин не принял ответ мужика?

— Почему мужик поверил барину?

— Каков второй ответ мужика?

— Барин хорошо знал церковные законы. Почему он продолжает утверждать, что «по неметчине и все так»?

— Почему мужику удалось перехитрить барина?

5. Выразительное чтение эпизода от слов «Плюнул с досады мужик, идучи домой…» до конца сказки.

6. Слово учителя.

При всей невероятности событий, главной чертой жанра бытовой сказки является раскрытие жизненных ситуаций с помощью возвышающего или снижающего реальность условного поэтического вымысла. Формы его складывались в тесной связи с обширным кругом мировоззренческих и бытовых понятий и представлений как в древнее, так и в позднее историческое время.

Сказки высмеивают, вышучивают, обличают, наказывают господина за жестокость, спесь, жадность, безделье и глупость. Ненормальное, хотя и обыденное, жизненное явление, когда паразитирующий барин пользуется всеми жизненными благами, и породило богатую выдумку.

Сказок о барине и мужике немало: «Барин и гусак», «Барин и мужик», «Барин и плотник» и т.д.

7. Художественный пересказ учащимися русских народных сказок «Барин и мужик», «Барин и собака»

IV. Подведение итогов урока.

— Чего больше в бытовых сказках – правды или вымысла?

Своё содержание сказки вынесли из жизни, которой жили их творцы. Отразив повторяющиеся из века в век жизненные ситуации, сказки выработали устойчивые примеры поэтики.

Они обнажали все лицемерные покровы благопристойного на первый взгляд житья-бытья, нормы обывательского существования. В этих сказках открыт простор для мысли о торжестве истинных, человеческих ценностей над временными, ложными порядками в быту, людских отношениях.

V. Домашнее задание.

1.Прочитать сказку «Падчерица», с.48-53, часть 1.

Обновлено: 08.01.2023

Вышел солдат в отпуск, нанялся служить к барину: в год за сто рублей. Помещик велел ему и лошадей чистить, и навоз возить, и воду таскать, и дрова рубить, и сад мести — совсем измучил работой. Отслужил солдат год и просит расчета. Помещику жалко отдавать деньги, стал доставать, а сам ревмя ревет.

— О чем вы, сударь, плачете?
— Да денег жалко!
— Экой ты, барин! Ведь я тебе целый год прослужил. Если б ты мне прослужил три дня, так я б тебе отдал сто рублей и слова не сказал.

Солдат поужинал, лег спать в сарае, разулся, один сапог забросил в один угол в сено, другой — в другой угол. Поутру проснулся, кричит:
— Эй!

— Подай сапоги, я хочу одеваться!

Помещик хвать — сапогов нету, и запорол горячку, спрашивает солдата:
— Где твои сапоги?
— Ах ты, каналья, ты у барина спрашиваешь о сапогах? Верно, и не чистил их!

Барин туда-сюда, насилу один сапог отыскал, а другого нет.

— Подайте палок! — закричал солдат и давай дуть помещика. До того промял, что он не рад и деньгам.
— Не хочу, — говорит, — тебе служить, возьми свои деньги.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока

2) воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к отечественной культуре

3) развивающая: формировать умение выдвигать и подбирать аргументы, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, формулировать выводы, вести диалог; развивать творческие способности; совершенствовать коммуникативно-речевые умения

Основные термины и понятия

Фольклор, народная драма, народный театр

Образовательные

Предметные результаты

1) понимание темы и идеи произведения, особенностей его формы;

2) владение литературоведческой терминологией;

3) создание творческих работ, связанных с тематикой и проблематикой изучаемых произведений

4) умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать идею литературного произведения, характеризовать его героев;

5) восприятие на слух литературного произведения, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

Личностные результаты

1) уважительное отношение к отечественной культуре; 2) приобретение социального и духовного опыта;

3) использования для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Метапредметные результаты

1) умения понимать проблему, самостоятельно организовывать собственную деятельность и оценивать её;

2) умение формулировать выводы, вести диалог;

2) работать с информацией; 3) коммуникативно-речевые умения и др.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Основные виды деятельности учителя.

Методы и приемы обучения

Осуществляемые виды

деятельности учащихся

Формируемые способы

деятельности

Этап 1. Организация урока

Постановка учебных задач:

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с русской народной драмой, выявим особенности этого жанра и попробуем сами побывать в роли актёров

1) слушают и осмысляют сказанное учителем.

1) умение самостоятельно организовывать собственную деятельность.

Этап 2. Подготовка к восприятию нового материала (актуализация опорных знаний)

1. Репродуктивная беседа.

– Давайте вспомним, что такое фольклор?

– Какие жанры фольклора вам известны?

– Каковы особенности театра Петрушки?

2. Рассказ учителя,

Фольклорный театр на протяжении многих веков играл важную роль в духовной жизни народа, был неотъемлемой частью праздничных гуляний и, несомненно, любимейшим зрелищем. Фольклорный театр уходит корнями в древние обрядовые ритуалы и действа (свадьба игралась, похоронный обряд).

3. Проверка домашнего задания.

– Дома вы должны были составить словарик устаревших слов, пользуясь толковым словарём. Проверим его.

• продолжать работу по развитию речи: обогащение словаря за счет знакомства с украинскими синонимами известных школьникам русских слов; развитие речевого чутья при подборе синонимов, при определении роли повторов, при сравнении значений устаревших и современных слов, а также при толковании и сравнении смысла пословиц.

Виды работы:

• чтение по ролям;

• беседа по вопросам;

• выразительное чтение (учиться передавать хвастливость, заносчивость);

• речевая работа: подбор синонимов; определение значения повтора; сравнение близких по смыслу выражений; сравнение смысла пословиц.

Дополнительные вопросы

1. Найдите в тексте и прочитайте, что рассказал пан о своих зайцах. Какую из его придумок можно назвать гиперболой (преувеличением)?

2. Где, на ваш взгляд, сильнее всего проявилась находчивость Грицко?

5. Найдите и прочитайте в конце сказки, как пан в последний раз упоминает о зайце. Докажите, что об одном и том же он говорит несколько раз. Какие слова и выражения здесь очень близки по значению?

Комментарий к вопросам

Вопрос 3. В сказке высмеиваются хвастовство, желание покрасоваться, глупость (барин поверил в откровенный вымысел Грицко). Симпатии явно на стороне умного, смышленого Грицко.

В рабочей тетради предлагается озаглавить сказку по персонажу, отразив его характер, и по основному событию.

Дополнительные вопросы

Комментарий к вопросам

Вопрос 2 (доп.). Обе сказки бытовые. Они похожи по персонажам: в обеих сказках всего два персонажа – мужик и барин. В той и другой сказке персонажи противопоставлены: мужик – барин, бедный – богатый. В обеих сказках главный персонаж – умный, находчивый мужик, который дурачит или выводит на чистую воду барина.

Для самостоятельной работы в рабочей тетради предложено составление плана сказки, название ее по событию, озаглавливание рисунка в учебнике словами из текста, создание текста-рассуждения (подбор доводов к высказанному утверждению), а также задание, нацеленное на повышение книжной культуры учащихся (придумывание названия для книжки, в которой помещены две рассмотренные сказки).

Вышел солдат в отпуск, нанялся служить к барину: в год за сто рублей. Помещик велел ему и лошадей чистить, и навоз возить, и воду таскать, и дрова рубить, и сад мести — совсем измучил работой. Отслужил солдат год и просит расчета. Помещику жалко отдавать деньги, стал доставать, а сам ревмя ревет.

— О чем вы, сударь, плачете?

— Экой ты, барин! Ведь я тебе целый год прослужил. Если б ты мне прослужил три дня, так я б тебе отдал сто рублей и слова не сказал.

— Что же, отслужи три дня!

Солдат поужинал, лег спать в сарае, разулся, один сапог забросил в один угол в сено, другой — в другой угол. Поутру проснулся, кричит:

— Подай сапоги, я хочу одеваться!

Помещик хвать — сапогов нету, и запорол горячку, спрашивает солдата:

— Где твои сапоги?

— Ах ты, каналья, ты у барина спрашиваешь о сапогах? Верно, и не чистил их!

Барин туда-сюда, насилу один сапог отыскал, а другого нет.

— Подайте палок! — закричал солдат и давай дуть помещика. До того промял, что он не рад и деньгам.

Читайте также:

      

  • План конспект барьерный бег
  •   

  • Буква г конспект урока 1 класс перспектива
  •   

  • Пособия и компенсационные выплаты конспект
  •   

  • Употребление глаголов в речи 6 класс разумовская конспект урока
  •   

  • Конспект урока золотая осень 1 класс
  • Мужик и медведь
  • С рыжим да с красным — не связывайся!

Читайте русскую народную сказку для детей книга самых популярных крупным шрифтом большие буквы иллюстрациями картинка красивые весь список содержание библиотеки старинных добрых сказок про хороших и плохих злых людей животных домашних диких лиса волк медведь заяц козёл тетерев барин солдат мужик дед баба яга барин царь купец рыба поп чёрт лошадь конь иван царевич дурак царь царевна прекрасная лебедь

О сказке

Русская народная сказка «Барин — слуга»

В культуре русского народа существует множество интересных и поучительных рассказов для детей дошкольного возраста, школьников и взрослых людей. Наиболее насущными в современном мире стали социально-бытовые сказки героями которых являются простые люди с обычной повседневной жизнью. Этими людьми могут быть как бедные крестьяне, наемные работники и солдаты так и богатые, и надменные купцы, барины, помещики, каждый в своей привычной для этих категорий жизненной обстановке.

К примеру, прочитав русскую народную сказку «Барин-слуга» можно узнать о несправедливости, унижении и предвзятости, которая существует между богатыми и бедными персонажами.

В данной истории помещик жадным был и не хотел платить кровно заработанные деньги солдату, который на того работал целый год и заслужил получить свою оплату. И из-за своей скупости примерил на себя «шкуру» слуги, о чем позже тяжко пожалел. В итоге и слугой побыл и с деньгами распрощался.

Низший слой населения (бедные крестьяне, охотники, плотники) в социально-бытовых сказках олицетворяли проявление мужества, ума, смекалки. Эти качества были жизненной необходимостью в то время для того чтобы попросту выжить. Ведь о справедливости и речи быть не могло.

Краткое содержание сказки

Поучительная детская сказка “Барин-слуга” о том, как смекалистый и ловкий солдат хитрее своего глупого и скупого хозяина оказался. Однажды солдат, который служил, устроился работать к богатому барину. Договорились о том, что оплатой за труд будет 100 рублей в год.

Барин не просто придирался к служивому, а просто замучил бедного постоянной и очень тяжелой работой. А когда пришел срок платить по счетам, то начал жаловаться и причитать, что, мол, нет денег и нечем платить солдату за работу.

Тогда умный солдат придумал, как проучить жадного помещика и предложил ему выгодную сделку. Он не будет брать денег за год работы, если богатый, избалованный барин попробует побыть слугой солдата всего на три дня. Даже не подумав, барин поспешил согласиться на данное предложение.

Уже на утро недальновидный и неповоротливый помещик не мог справиться даже с самым простым заданием. А этой работой было всего-то отыскать сапоги своего новоиспеченного хозяина-солдата. Тот решил показать барину, как поступают с теми слугами, которые ленятся работать. Взял палки и так ему намял его изнеженные бока, что уже и вовсе ничего не хотелось помещику лишь бы быстрее избавиться от продуманного солдата. Так барин и слугой побыл и денег лишился. Как говориться: Жадный платит дважды.

Очевидный сюжет и содержание прослеживается в русской сказке бытового типа. Главной мыслью, которой был хитрый мужичок очередной раз, одурачивший более глупого, самовлюбленного более богатого человека. Читая эту сказку детям, родителям можно быть уверенным в том, что им обязательно “придёт по вкусу” данная история. Но выводы в плане морали смогут сделать детки, которые немного старшего возраста. Так что, текст этого рассказа подойдет для чтения и более взрослым ребятишкам и даже взрослым при желании.

Читайте русскую народную сказку «Барин — слуга» онлайн бесплатно и без регистрации.

Вышел солдат в отпуск, нанялся служить к барину: в год за сто рублей. Помещик велел ему и лошадей чистить, и навоз возить, и воду таскать, и дрова рубить, и сад мести — совсем измучил работой. Отслужил солдат год и просит расчета. Помещику жалко отдавать деньги, стал доставать, а сам ревмя ревет.

— О чем вы, сударь, плачете?

— Да денег жалко!

— Экой ты, барин! Ведь я тебе целый год прослужил. Если б ты мне прослужил три дня, так я б тебе отдал сто рублей и слова не сказал.

«Три дня немного», — думает барин. Пошел советоваться с барыней. Она говорит:

— Что же, отслужи три дня!

А сама думает: «Ведь не мне служить, а мужу, ему — не мне плохо будет». Барин согласился.

Солдат поужинал, лег спать в сарае, разулся, один сапог забросил в один угол в сено, другой — в другой угол. Поутру проснулся, кричит:

— Эй!

Помещик входит.

— Подай сапоги, я хочу одеваться!

Помещик хвать — сапогов нету, и запорол горячку, спрашивает солдата:

— Где твои сапоги?

— Ах ты, каналья, ты у барина спрашиваешь о сапогах? Верно, и не чистил их!

Барин туда-сюда, насилу один сапог отыскал, а другого нет.

— Подайте палок! — закричал солдат и давай дуть помещика. До того промял, что он не рад и деньгам.

— Не хочу, — говорит, — тебе служить, возьми свои деньги.

  • Жар-птица и Царь-девица
  • Большой дом из одного кирпичика

Солнце, дождик, приходите!

Детям сказку приводите!

А из тучи гром, гром!

Загоняет в дом, дом!

Покажись из тучи, солнце,

Загляни скорей в оконце,

Освети ,скорей , светлицу,

Расскажи нам небылицу.

Как вы думаете, о чем  пойдет речь на уроке?

О  сказках.

А почему сказку назвали сказкой?

Ее сказывали.

Верно, сидя вечерком за длинным столом в большой избе или маленькой, любили сказывать сказки. Сказки  сказывали разные.

Давайте вспомним, какие бывают сказки?

Волшебные

…………………

О животных

Много сказок придумал русский народ, я буду читать отрывок, а вы угадайте , из какой он сказки?

1.Василиса Премудрая возвратилась домой, хватилась- нет лягушачьей кожи. Села она на лавку, запечалилась, приуныла и говорит Ивану- Царевичу, что же ты наделал? Если бы ты только 3 дня подождал, Я бы вечно твоей была! А теперь ищи меня в тридевятом царстве у Кощея Бессмертного.

(Царевна –лягушка, волшебная сказка)

2.Прибежала мышка –погрызуха и спрашивает:

Чей домок-теремок?

Кто в тереме живет?

Я муха -горюха!

Я комар- пискун, а ты кто?

(Теремок, сказка о животных)

3. У одного бедного мужика не было хлеба. Вот и задумал он просить хлеб у барина. Чтобы было с чем идти к барину, он поймал гуся,  изжарил его и понес.

(Как  мужик гусей делил)

А к какому виду мы можем отнести эту сказку?

/ ответы детей/

Ребята. сказки, где нет волшебства, где животные не разговаривают, а ведут себя как обычно, называются бытовыми.

Сегодня наша сказка о том, как мужик гусей делил.

Есть ли  в заголовке что –либо необычное?

Предположите, о чем может быть эта сказка?

(Учитель зажигает свечку)

Свечка зажигается, сказка начинается….

(Чтение сказки учителем)

(Первичное восприятие- учитель читает- дети следят)

Сколько частей в сказке?

/ответы детей/

/чтение по смысловым частям/

Найдите границу между частями.

Прочитайте первую часть.

Чему смеялся барин?

Понравились ли ему ответы мужика?

Как об этом можно догадаться?

Прочитайте вторую часть.

Чем похожи и чем отличаются две части?

Почему барин прогнал богатого мужика?

За что он наградил бедного?

С каким чувством относится народ к бедному мужику?

С каким к богатому?

 Какими словами можно назвать богатого мужика?

Какими бедного?

/работа в паре/

Выберите слова, характеризующие бедного мужика, проведите линии, обоснуйте свой ответ:

Карточка 1.

хитрый

мужик

смекалистый

ловкий

мудрый

умный

1. индивидуальная работа на карточках.

2. Обсуждение в парах.

3. Сопоставление с карточкой — экспертом

Оказывается, для того, чтобы узнать, как жили наши прадедушки и прабабушки, ученые тоже читают сказки. Мало того, они собирают их по всей земле русской, чтобы через сказку узнать жизнь нашего народа в старину. Эти ученые называют этнографами.

Сейчас я вам предлагаю стать такими же учеными. Мы будем изучать русский домострой

Сколько слов в этом слове?

Что они могут означать?

( открывается запись)

ДОМОСТРОЙ

домашнее строительство

На Руси домостроительством  назывались порядки, по которым жила семья.

Эти правила- порядки спрятались в сказке. Мы. Как настоящие ученые, будем искать их. Как только мы с вами отыщем правило- сразу в основании нашего дома будет появляться бревнышко.

(Учитель берет икону)

Русский народ всегда был православным.

В народе говорили: «Без Бога- не до порога»

В любой избе богатой ли бедной всегда был красный угол, в котором  стояла икона.

(Учитель ставит икону рядом с горящей свечой.)

Посреди избы стоял стол с лавками. На столе лежала скатерть.

(заранее приготовленный стол покрывается скатертью)

Перед едой и обязательно после- читали православную молитву, благодарили Господа за пищу на столе.

В богатых, зажиточных семьях имелся самовар.

Из него пили чай.

( ставит самовар)

Около самовара сидел отец- глава семьи.

( приглашается ученик)

Тебе сегодня предстоит стать главой семьи.

(выходит ученица)

Рядом с ним садилась жена.

Около жены были дети: дочери и сыновья.

(2 девочки и 2 мальчика)

Могли ли дети начать трапезничать до отца и матери?

Верно, этого было делать нельзя. Всегда начинал есть отец, потом мать, а потом могли приниматься за трапезу и дети, соблюдая очередность от старшего к младшему..

Так в семьях с малых ногтей воспитывалось уважение и почитание старшего поколения.

Перед вами табличка, сейчас, мы постараемся разобраться какие фразы к какому герою можно отнести .

«Ты всему голова»

жена

«Тебе дома сидеть, за домом смотреть»

дочери

«Вот вам ножки, топтать дорожки»

отец

«вы скоро из дома улетите, вам по крылышку»

сыновья

/работа в парах/

Проверка .

Прочитайте, что сказал мужик барину.

Мужик: Ты всему голова, тебе голова!

Что значит быть всему дому головой?

Значит, думать обо всех домочадцах, заботится, управлять хозяйством.

Верно, на Руси отец семьи всегда являлся- главой. По правилам русского домостроя он всегда должен стоять перед женой и детьми. Есть в Библии заповедь: « Да убоится жена мужа своего». Поэтому жена должна стать мужу помощницей.

Почему мужик отдал ей задок от гуся?

«Тебе дома сидеть, за домом смотреть»

Главная роль женщины на Руси- дом в порядке содержать и воспитывать деток.

Детей было много.

Сколько их в сказке?

Что мужик отдал сыновьям?

«Вот вам ножки топтать отцовские дорожки»

Почему мужик так сказал?

Верно. Сыновья идут по следам отца. Раньше была традиция- сыновья продолжали дело рук своих отцов.

Существовали династии, где отец, дед, прадед были , например, пахарями или кузнецами.

«Вы скоро из дома улетите, вам по крылышку»

Что значат эти слова?

Верно, дочери, когда подрастали, уходили в семью мужа- замуж.

Мальчики приводили невест домой и жили они вместе с родителями мужа.

В избах иногда жило по 20-25 человек.

Как они умудрялись жить мирно друг с другом?

Люди жили по заповедям Божьим, по заповедям любви, терпения и добра.

А хочется ли вам построить такой же дом, по правилам старинного домостроя?

Прочитайте правила, выберете те, которые помогают строить.

Любите ближнего как самого себя

 +

Живите в мире

+

Ждите похвалы за доброе дело

Живите в свое удовольствие

Будьте милосердны

+

Будьте честными

+

Почитайте старших

+

(работа в группах)

Микрогруппам выдаются карточки с вопросами для обсуждения.

Обсудите вопросы:

Есть ли правила, которые вам не понравились?

Что может произойти с семьей, если каждый будет ждать похвалы?

Что может случиться, если каждый член семьи будет жить в свое удовольствие?

Я хочу пожелать вам, чтобы ваши будущие семьи, которые будут у вас во взрослой жизни, жили только по заповедям любви.

Методика изучения
народной драмы
«Барин»

Автор: Барашкина Елена Игоревна

Организация: МБОУ СОШ №26 города Пензы

Населенный пункт: город Пенза

Мы предлагаем рассматривать драму «Барин» на уроке литературы в 7 классе, используя игровую технологию, которая позволит учащимся осмыслить игровое начало изучаемого произведения (народная драма «предназначалась» для разыгрывания).

В настоящее время основополагающей становится деятельностная парадигма образования, которая в качестве цели «ставит развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретение духовно-нравственного и социального опыта» [5].

Интерактивная ролевая игра предполагает организацию такой познавательной и творческой деятельности, в которой каждый учащийся вступает в активное взаимодействие с другими членами коллектива. Причём взаимодействие это осуществляется на разных уровнях: внутригрупповое взаимодействие, межгрупповое, взаимодействие учащихся и учителя. В этом случае ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.

Отбирая инновационные методы для восприятия изучаемого произведения, мы опирались на позицию А.В. Хуторского: «В личностно ориентированном обучении основным фактором выбора методов является организация продуктивной деятельности учеников. Подбирая методы обучения, следует задаваться вопросом: какой образовательный продукт будет создан учениками на занятии? Этот продукт должен относиться к изучаемой теме, быть посилен и интересен ученикам, соотнесён с их индивидуальными возможностями и интересами» [6]. В данном случае будет эффективен метод интерактивной ролевой игры, так как «пьеса-игра как жанр искусства и как элемент досуга даёт возможность включить в игру учеников» [7].

Результатом совместной творческой деятельности будет создание образовательного продукта: сценка, сюжетно напоминающая народную драму «Барин», и «театрализованная» деятельность – разыгрывание сценки.

Полагаем, что ролевой игре должна предшествовать словарная работа. В этой связи школьникам в качестве домашнего задания к данному уроку было предложено составление словарика устаревших слов. Значение слов выписывается из толкового словаря:

Барин – человек, принадлежащий к господствующему классу, наделенный определенной властью.

Эполеты – наплечные знаки различия воинского звания военнойформеофицероввроссийскойармии1917 года.

Армяк – верхняя одежда в виде халата из грубой шерстяной ткани.

Пояс двоерядный – пояс, состоящий из двух рядов вышивки.

Полдесятка – пять человек.

Семеряга – семь человек.

Погонялка – кнут, прут.

Полати – лежанка, устроенная между стеной избы и русской печью. На полатях можно спать, так как печь долго сохраняет тепло. На полатях обычно может разместиться несколько человек (в лежачем положении).

Панья – жена пана.

Откупщик – лицо, владеющее откупом, т.е. правом в течение определенного срока собирать налоги.

Наместник – должностное лицо на Руси, возглавлявшее вместе с волостелями местное самоуправление. Наместник назначался в города великим или удельным князем. Ведал вопросами местного управления, судом, сбором пошлин.

Анбар (амбар) – строение для складки зернового хлеба, муки, а иногда и других товаров.

Аршин – старорусская единица измерения длины.

Миряне – жители соседних мест.

Толкование значений устаревших слов не только обогатит речь школьников, но и поможет им «погрузиться» в эпоху создания произведения и понять явления, описанные в нём.

Следующий этап урока отводим чтению и анализу произведения, в ходе которого необходимо закрепить знания учащихся о структуре фольклорной пьесы, рассмотреть её содержание, постичь природу народного смеха. С этой целью школьникам можно предложить следующие вопросы и задания: На сколько сценок можно разделить драму «Барин»? Что представляет собой каждая из них? С какой просьбой обращается проситель к барину? Насколько серьёзна, значима эта просьба? Какое отношение народа к барину проявляется в этой просьбе? Какова реакция барина? Какой суд вершит он? С какой целью, на ваш взгляд, введена в драму сцена торгов? Каким должен предстать в ней «актёр», исполняющий роль барина? Как ведут себя фофанцы во время игры? и т. п.

Учащиеся приходят к выводу о том, что пьеса-игра наполнена комическим содержанием. Комизм этот создают нелепые просьбы, с которыми просители обращаются к барину, и такие же абсурдные решения барина, стихотворные миниатюры, наполненные бессмыслицей, действия, мимика, жесты героев и фофанцев.

Осмысление школьниками содержания народной драмы является необходимым условием для интерактивной ролевой игры.

Ролевая игра проходит в четыре этапа: 1) подготовка к проведению игры; 2) инсценирование (драматизация); 3) подведение итогов; 4) рефлексия.

Особое внимание уделяется этапу подготовки к проведению игры, на котором осуществляется постановка учителем учебных задач, распределение учащихся по группам, предлагаются задания для групп и инструкции к их выполнению.

Г.К. Селевко справедливо полагает, что «игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности» [8].

Таким образом, на подготовительном этапе дидактическая цель должна ставиться перед учащимися в форме игровой задачи. В нашем случае такой задачей была следующая: «Как вам уже известно, народная драма предназначалась для разыгрывания. Участников таких игр называли «шайкой». На две праздничные недели святок они превращались в заправских актёров и иногда давали по несколько представлений в день. Каждая ваша группа будет представлять «шайку», задача которой – разыграть пьесу «Барин» так, чтобы своим выступлением произвести впечатление на «гостей», «ходоков» из соседней волости, ищущих актеров для веселья «общества» на святочной неделе». Так в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую.

Каждой из групп предлагается карточка с заданиями:

1. Познакомьтесь с предложенным на карточках материалом. Создайте его на основе сценку (сценки), которую можно было бы «включить» в драму «Барин». Определите место сценки в драме.

2. Подготовьтесь к разыгрыванию драмы (по составленному вами сценарию):

а) распределите роли (барин, панья, просители, откупщик, фофанцы) внутри группы;

б) обсудите детали костюмов;

в) проведите «репетицию» в соответствии с «правилами» фольклорного театра.

В игровой технологии учебная деятельность подчиняется правилам игры. Правила «игры в барина» определяются теми правилами, которыми руководствовались актёры фольклорного театра: 1. Произносить текст громко, почти выкрикивая. 2. Сопровождать реплики, монологи, диалоги мимикой и жестами, свойственными той или иной роли. 3. Создавать комический эффект. 4. Импровизировать. 5. Использовать элементы костюмов.

Следующий этап интерактивной игры – драматизация.

Выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Результат игры оценивают не только «ходоки», выбирая лучшую группу, но и сами школьники.

С целью осмысления учащимися полученных результатов необходим этап рефлексии. Рефлексивные задания могут включать в себя разнообразные виды деятельности. Например, проговаривание вслух учениками своих целей, успехов в их достижении, трудностей, способов их преодоления; рефлексия деятельности одного ученика другим учеником («взгляд со стороны») и др.

Кроме этого школьникам предлагается ответить на вопрос: «Каково это быть актером народного театра?», что даёт возможность ученикам осмыслить опыт (сценической, режиссерской, актерской и деятельности), приобретенный ими на уроке.

Таким образом, использование игровой технологии в процессе изучения народной драмы даёт учителю возможность разнообразить виды и формы организации учебного процесса, что способствует достижению следующих образовательных результатов: предметных: понимание темы и идеи произведения, особенностей его формы; владение литературоведческой терминологией; создание творческих работ, связанных с тематикой и проблематикой изучаемых произведений; метапредметных: умения понимать проблему, самостоятельно организовывать собственную деятельность и оценивать её; работать с информацией, коммуникативно-речевые умения и др.), личностных: уважительное отношение к отечественной культуре; приобретение социального и духовного опыта и др.

Список литературы:

  1. Литература: программа для общеобразоват. учрежд.: 5–11 кл. / под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М., 2009. – С. 35.
  2. Курдюмова Т.Ф. Литература. 7 кл.: метод. рекомендации. – М., 2001. – C. 12.
  3. Миронова Н.А. Литература. 7 класс. Книга для учителя к УМК под ред. Т.Ф. Курдюмовой «Литература. 7 класс»: учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2014. – С. 14.
  4. Перепёлкина Л.П. Народная драма на уроках развития речи // Пранцова Г.В., Перепёлкина Л.П., Видишева В.П., Ключарёва И.С. Фольклор в школе: практикум-хрестоматия: учеб. пособие для студ. пед. вузов. – Пенза: ПГПУ, 2010. – С. 185–188.
  5. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М., 2008. – С. 15.
  6. Хуторской А.В. Педагогическая инновация: учеб. пособие. – С. М., 2008. – С. 170.
  7. Курдюмова Т.Ф. Литература. 7 кл.: метод. рекомендации. – М., 2001. – C. 12.
  8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. – М., 1998. – С. 52.

Приложения:

  1. file0.docx.. 19,3 КБ

Опубликовано: 09.12.2019

Тема: Русские народные сказки.

Цели:

  • Учить детей классифицировать сказки по
    содержанию и по авторской принадлежности.
  • Развивать представление о способах изображения
    персонажей, о средствах создания образа в
    изобразительном искусстве.
  • Активизация творческих способностей детей,
    обучение выразительному чтению.
  • Способствовать формированию личного отношения
    к прочитанному.
  • Воспитывать интерес и любовь к чтению.
  • Способствовать воспитанию у детей
    доброжелательности, внимания, чуткости по
    отношению друг к другу.

Оборудование:

  • Учебник «Литературное чтение», автор Э.Э. Кац.
  • Предметные “волшебные” шкафчики, “золотой
    ключик”, аленький цветочек, кувшин, яблоко,
    термометр
  • Карточки с названиями сказок.
  • Иллюстрации Е.М. Рачёва и Ю.А. Васнецова.
  • Атрибуты для сценки: маленькая скамеечка,
    элементы костюмов, рыбки.
  • Презентация к уроку (Приложение
    1
    )
  • Карточки с кроссвордом у каждого ребёнка
  • Детские рисунки.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (1 мин.)

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо
Вижу класс наш хоть куда.
Мы начнем урок друзья.

– Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего
настроения.

2. Объявление темы (3 мин.)

– Сегодня у нас необычное занятие. К нам на урок
пришла гостья. А вот кто она, вы узнаете,
прослушав отрывок из известной вам песенки.

(Звучит песня «В мире много сказок…)

– Догадались, что это за гостья? Это и есть тема
нашего урока: Русские народные сказки.
Подумаем и вспомним:
– Как зарождались сказки?
– Как появились книжки народных сказок?
– Прочитайте высказывание А.С. Пушкина: “Сказка
– ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок!”
<
Слайд 1>
– Как вы понимаете эти слова?
– Какие сказки вы читали?
– Не трудно догадаться по выставке ваших
рисунков, что вы много читаете и у каждого из вас
есть своя любимая сказка.
– Молодцы!
А вот насколько хорошо вы знаете сказки и их
содержание, мы сейчас проверим.

3. Разминка. Определение видов сказок (10
мин.)

– В этом волшебном шкафчике находятся вещи,
которые принадлежат героям сказок. Попробуйте
угадать сказку и назвать героя, которому
принадлежит данный предмет.
(6 предметов – по 2 каждой колонке). Дети по
очереди достают предмет и называют сказку,
определяют, кому принадлежит эта вещь. Название
сказки появляется на слайде презентации. <
Слайд 2 >

“Золотой ключик”
“Муха-цокотуха”
“Аленький цветочек”
“Лиса и Журавль”
“Гуси-Лебеди ”
“Айболит»”

5. Анализ содержания (8 мин.)

– На какие 2 группы можно разделить эти сказки по
авторской принадлежности
? (авторские и
народные)
– В чем отличие авторских сказок от народных? <
Слайд 3 >

– Ещё сказки бывают разными по содержанию. По содержанию
они разделяются на волшебные, бытовые, сказки о
животных. Какую сказку вы читали к уроку? (“Лисичка-сестричка
и Волк”)

– В какую группу её отнести? (Русская народная
сказка, о животных)
< Слайд 4 > Понравилась
вам сказка?
– Кто главные герои сказки?
– Какова же лиса? Как об этом сказано в тексте?
– Кого она перехитрила? Найдите в тексте.
– Докажите, что она умная, жестокая,
предприимчивая.
– А каков же Волк? (глупый, доверчивый,
простофиля).
– Найдите, как об этом сказано в сказке.
– Волк и Лиса – это главные герои сказки или
второстепенные? А о людях что вы скажете?
– На следующем слайде вы увидите иллюстрации к
русским народным сказкам. Вашему вниманию я
продемонстрирую работы одного из лучших
иллюстраторов русских народных сказок И.В.
Билибина. Поработаем вместе и определим, что же
это за сказки.? (Царевна-лягушка, сестрица
Аленушка)
< Слайды 5–6 >

Работа над интонацией слова «СКАЗКА»

– интонация Удивления
– Грусти
– Перечисления
– Радости

6. Подготовка к инсценированию (3 мин.)

– Сегодня мы будем инсценировать отрывок, где
Лиса ест рыбку и не даёт её голодному Волку.
Найдите его на странице 68.
– Давайте поиграем. Попробуем изобразить своего
героя с помощью мимики, жестов, движений. Все
остальные дети будут не просто зрителями, а и
режиссёрами.
– Какие советы вы, как режиссёры, дадите нашим
артистам перед началом показа инсценировки? (Осанка
у Лисы прямая, разговаривает с Волком не глядя на
него, нехотя, с пренебрежением
).

7. Инсценирование отрывка. Обсуждение (4
мин.)

– Удалось ли нашим артистам показать характер
своего героя? Докажите.
– Какие есть пожелания в соответствии со
сказкой?
– Чему учит сказка?

(– Сказки учат доброте, честности,
находчивости, любви к труду и многому другому,
очень важному для нас.
– Учит бескорыстной любви, преданности и
самоотверженности.
– В каждой сказке есть доброта и привычка
выручать друга из беды.
– Сказка помогает побеждать зло и жестокость.)

– Могут ли эти пословицы стать моралью сказки?
< Слайд 7 >

  • Дружба заботой, да подмогой крепка.
  • Не рой яму другому, сам в неё попадешь.
  • Нет друга – ищи, а нашел – береги.

– Приведите свои примеры.

8. Дыхательная гимнастика

1. Работаем как пульверизатор.
2. Втягиваем приятный запах.
3. Задуем свечку на 1 большой выдох и 2 маленьких.
4. Сдуем с ладошек листочки.

9. Показ слайдов с изображением русских
сказок
< Слайды 8–9 >

– Обратите внимание на следующие слайды. На них
оказаны названия известных русских народных
сказок. И если вы их ещё не читали, то у вас есть
такая возможность, исправить это положение на
летних каникулах.

10. Знакомство с художниками-иллюстраторами

– Когда ты читаешь сказку веселую или грустную,
страшную или добрую, тебе хочется, как можно
больше узнать о том, что в ней рассказано. И не
только прочитать, но и увидеть.
Поэтому в книжке, рядом со сказкой написанной,
возникает ещё одна сказка – нарисованная
художником. Это яркая, увлекательная и, конечно,
необычайная сказка.
Любая сказка начинается так: «Жили-были дед да
баба». А художнику нужно представить себе целую
картину: как дед и баба выглядят, каков их дом.
Для этого необходимо многое знать
художнику-сказочнику. Ведь всё на рисунках
должно быть хоть и сказочным, Но и
правдоподобным. Перед вами целый сказочный мир,
подаренный вам художником Вениамином
Николаевичем ЛОСИНЫМ. (Показ иллюстраций В. Н.
Лосина из книги «Русские народные сказки».)

– Помните эту книгу? Чем она ещё нас привлекла
кроме содержания? (Иллюстрациями Ю. Васнецова.)
– А посмотрите на эти иллюстрации. (Рачёва)
– Что заметили? (Сказки разные и художники –
разные.)

– Да, это действительно иллюстрации другого
художника-иллюстратора Е.М. Рачёва.
– А в чём главное отличие иллюстраций Е.М. Рачёва?
(Герои одеты в русские народные костюмы.)
– Молодцы! Сегодня на уроке вы были и артистами, и
режиссёрами, а хотите побывать художниками?
– Попробуйте выполнить иллюстрацию к сказке
“Лисичка-сестричка и Волк” дома.
– Что же такое сказка? (Определение) < Слайд
10 >

11. Подведение итогов

– Сказки любят все, даже взрослые. С самого
раннего детства мы слышим сказки. Когда вы были
маленькими, вам рассказывали сказки мамы и папы,
а потом пошли в школу и сами научились их читать.
Читая сказки, вы проникаете в чудесный,
загадочный, таинственный мир. В сказках
совершаются самые невероятные чудеса: то Змей
Горыныч уносит красавицу-царевну в свои
владения, то яблонька награждает трудолюбивую
девочку золотыми яблочками, то хитрющая лиса
обманывает всех. Я вижу, что вы все любите сказки,
знаете их. Но еще есть очень много-много сказок,
не прочитанных вами.

Пришла пора сказать
«До новой встречи»
Окончен сказочный наш карнавал
В гостях мы были у гостей сердечных,
В чудесной сказке каждый побывал».

Мой юный друг! Возьми с собой в дорогу
Своих любимых сказочных героев
В заветный час они тебе помогут
Сделать жизнь светлей.

12. Закрепление, самостоятельная работа.
Работа в парах. Разгадывание кроссворда
(5
мин.)

– В скором времени мы познакомимся с новым
жанром литературы, а каким, вы узнаете из
кроссворда. < Слайд 11>

Слуги Бабы Яги.

  1. Кто хотел погубить Муху-Цокотуху?
  2. “Федорино горе”, “Айболит” – кто автор?
  3. Братец Алёнушки.
  4. Рыжая героиня многих народных сказок.

– С чем же мы будем скоро знакомиться?
баснями)
< Слайд 12>

13. Итог урока

– Что вы хотите сказать про урок? Какой оценки
заслуживает наш урок? (Дети показывают карточки с
изображением мимики лица)
– Что особенно понравилось? < Слайд 13 >
– А теперь послушаем наших гостей.

«Что за прелесть эти сказки!»

(урок-обобщение по теме «Русские народные сказки» в 5 классе)

Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Русские народные сказки».

Задачи:

— проверить уровень знаний учащихся по изученной теме, степень сформированности предметных умений и навыков (знание видов русских народных сказок, их жанровых и композиционных особенностей, умение определять вид сказки, находить зачин и концовку сказки, традиционные сказочные приёмы);

— развивать у учащихся коммуникативные умения, ИКТ-компетенции, творческие способности;

— воспитывать интерес к изучению произведений устного народного творчества, уважение к истории и культуре своего народа.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, электронный учебный модуль «Контрольный тест по теме «Фольклор. Своеобразие русской народной сказки» (базовое изучение):

http://fcior.edu.ru/card/28424/kontrolnyytestpotemefolklorsvoeobrazierusskoynarodnoyskazkibazovoeizuchenie.html

Для воспроизведения учебного модуля на компьютере требуется предварительно установить специальный программный продукт – ОМС-плеер: http://fcior.edu.ru/programma-prosmotra-resursov

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Работа с высказываниями известных русских писателей о сказках:

«Сказка — воплощённая в поэтической форме мечта человека о прекрасном». (К. Г. Паустовский)

«Сказка — великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа». (А. Толстой)

«Читайте простонародные сказки, чтобы видеть свойства русского языка». (А. С. Пушкин)

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» (А. С. Пушкин)

Обсуждение высказываний:

— Ребята! Как вы думаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить на уроке? (О сказках. Учащиеся формулируют тему урока.)

— На какие свойства русских народных сказок обращают внимание маститые художники слова?

— Какое высказывание наиболее близко вам?

Запишите в тетради число, тему урока и понравившееся высказывание о сказках в качестве эпиграфа к уроку.

— Ребята! Мы с вами уже много на уроках литературы говорили о русских народных сказках. Сформулируйте для себя, что бы вы сегодня на уроке хотели узнать и чему научиться, продолжите высказывание:

Сегодня на уроке я хотел(а) бы …

3. Актуализация знаний.

— Сейчас давайте вспомним, что нам с вами известно о русских народных сказках.

Беседа:

— Что такое сказка? (Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, фантастических приключениях героев.)

— Кто является автором сказок? Почему мы их относим к жанрам фольклора? (Cказки сочинялись в глубокой древности талантливыми людьми из народа. Передавались они, как и другие произведения народного творчества, из уст в уста. Записывать сказки начали около двухсот лет тому назад.)

— Какие представления народа отразились в сказках? (В сказках выражена вера в победу добра над злом, в силу любви и дружбы, мечта о покорении природы, восхищение мастерством и трудолюбием человека.)

— Перечислите виды сказок, дайте их краткую характеристику.

В зависимости от темы сказки делятся на три вида:

— волшебные сказки,

— сказки о животных,

— бытовые сказки.

В волшебных сказках повествуется о приключениях героев, на долю которых выпадают трудные задачи: защитить родную землю от врага, достать какой-нибудь волшебный предмет, победить Кощея или Змея. У положительных героев волшебных сказок есть добрые помощники, которые помогают им подняться выше туч, попасть в подземное царство, достать мёртвую и живую воду, победить смерть. В волшебных сказках встречаются ковры-самолёты, сапоги-скороходы и другие волшебные предметы, а также говорящие растения и животные.

В сказках о животных действующими лицами являются хорошо знакомые нам звери: лиса – хитрая обманщица, волк – злой и коварный хищник, заяц – трусишка и хвастунишка, кот – лакомка и баловень. Речь в этих сказках идёт о животных, но мы догадываемся, что в них высмеиваются человеческие пороки и недостатки.

Героями бытовых сказок являются солдат, мужик, барин, царь, мудрая дева. И всегда правда оказывается на стороне простых людей. Мужем, солдат или крестьянская девушка благодаря своему уму и находчивости побеждают попа, купца, царских придворных и даже самого царя. В бытовых сказках высмеиваются богатые и знатные люди, их жадность, жестокость, глупость.

— Какие композиционные особенности сказок вы знаете?

В сказке есть зачин и концовка.

Зачин нас вводит в мир сказки: «В некотором царстве, в некотором государстве… » или «Жили–были старик со старухой…».

Завершаются сказки концовкой: «Вот вам сказка, а мне бубликов связка», «Стали жить – поживать и добра наживать». Концовка возвращает нас в реальный мир.

— Перечислите художественные приёмы сказок.

Художественные особенности:

— повторы слов, выражений и эпизодов;

— использование устойчивых выражений («Шёл он долго ли, коротко ли», «Ни в сказке сказать, ни пером описать»);

— троекратный повтор (число три очень часто встречается в сказках, в них обычно три брата, три сестры, три испытания);

— постоянные эпитеты (красная девица, добрый молодец, чистое поле).

4. Обобщение и систематизация знаний (воспроизведение знаний на новом уровне). Викторина «Русские народные сказки»:

Кто всё время лежит на печи? (Емеля)

Русская народная сказка «Сестрица … и братец Иванушка». (Алёнушка)

Прекрасная и премудрая (Василиса, Елена).

Кто из животных помог Крошечке-Хаврошечке? (Корова Бурёнушка).

Русская народная сказка «Молодильные …» (яблоки).

Имя главной героини сказки «Морозко». (Настенька)

Мужское имя, часто встречающееся в русских народных сказках. (Иван)

Транспортное средство Емели. (Печь)

Баба — … , костяная нога. (Яга)

Чья смерть спрятана на конце иглы? (Кощея Бессмертного)

Какая рыба помогла Емеле стать царём? (Щука)

Кто отправил Ивана «туда, не знаю куда, искать то, не знаю чего»? (Царь)

5. Применение знаний и умений в новой ситуации. Работа с электронным учебным модулем «Контрольный тест по теме «Фольклор. Своеобразие русской народной сказки».

Задание 1. Определите, к какому жанру относится данное фольклорное произведение.

t1596294311aa.png

Задание 2. Соотнесите фрагменты из русских народных сказок с их названиями.

t1596294311ab.png

Задание 3. В представленном отрывке из русской народной сказки «Емеля-дурак» подчеркните сказочный зачин.

t1596294311ac.png

Задание 4. Введите в поле ввода пропущенное слово (постоянный эпитет) в приведённом ниже фрагменте из русской народной сказки «О молодце-удальце, молодильных яблоках и святой воде».

t1596294311ad.png

Задание 5. Как называется средство художественной выразительности, используемое во фрагменте русской народной сказки «Царевна-лягушка» и основанное на сопоставлении одного предмета с другим?

t1596294311ae.png

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7. Рефлексия (подведение итогов урока).

— Ребята! В начале урока вы сформулировали для себя цель. Давайте посмотрим, что вы узнали и чему научились на уроке. Продолжите высказывание:

Сегодня на уроке я узнал(а), научился …

8. Домашнее задание: сделать иллюстрацию к понравившейся русской народной сказке (по желанию).

9. Заключительное слово учителя. Оценка работы учащихся на уроке. Чтение стихотворения С. В. Викулова «Русские сказки».

Русские сказки

О сказки! О бессмертные творенья,

Далёких предков наших сочиненья,

На полках не лежавшие вовек!

Кто вас творил?

Доподлинно известно:

Русоволосый, живший повсеместно,

С умом расхожим русский человек.

Творил стоустно, слово подбирал

Правдивое, не мудрствуя лукаво.

Он, как отец, имел на это право.

Он всё из жизни брал.

И если врал –

Не из тщеславия, жаждая успеха,

И не из лести – участи льстеца.

В сём деле он не ведал…

Врал для смеха,

Из озорства, для красного словца…

И слово — всё, чем он владел пока, —

Рождало эхо. Грохотало громом!

И поднимался во весь рост над злом он

В обличии Ивана-дурака.

Он всё умел, дурак, и всё он мог!

И неспроста, играя опояской,

Он ухмылялся в ус: мол сказка сказкой,

А дело делом… Дайте только срок!

Использованные источники:

http://fcior.edu.ru/card/28424/kontrolnyytestpotemefolklorsvoeobrazierusskoynarodnoyskazkibazovoeizuchenie.html — электронный учебный модуль «Контрольный тест по теме «Фольклор. Своеобразие русской народной сказки» (базовое изучение)

http://www.proza.ru/2012/01/16/625стихотворение С. В. Викулова «Русские сказки»

http://citater.ru/cite/9741высказывание А. Толстого о сказках

http://paustovskiy.niv.ru/paustovskiy/public/skazka-budet-zhit-vsegda.htm — К. Г. Паустовский «Сказка будет жить всегда»

https://www.livelib.ru/author/4215/quotes — цитаты А. С. Пушкина

Тема: Народные сказки

Цель: Познакомить детей – с понятием народные сказки; познакомиться с народной сказкой «Заюшкина избушка»

Задачи: .

  1. Выявить у детей знание народных и авторских сказок, представления о жанровых особенностях сказки.

  2. Помочь вспомнить названия знакомых сказок, действующих лиц и последовательность событий.

  3. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление, речь, помогать понятно излагать свои мысли.

  4. Воспитывать любовь детей к сказкам.

Ход урока

1.Организационный момент

Посмотрите все на меня!
Сегодня экскурсоводом работаю я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!

2.Актуализация знаний

(Заставка «В гостях у сказки»)

-Что мы можем сказать об этой музыке?

-Она: красивая, чудесная, волшебная.

-Правильно. А где мы можем услышать эту музыку?

-Когда смотрим народные сказки.

-Правильно!

-А для чего нам нужны сказки?

-Сказки учат нас как правильно жить, как правильно поступить в ситуации.

— А что такое народные сказки? -А как появились эти сказки?

-Их сочиняет народ.

. Бывают волшебные, бытовые, былинные, сказки о животных и птицах.

3.Основная часть

-Правильно! В давние, давние времена не умели люди ни писать, ни читать. И чтобы повеселить своих деток малых, взрослые стали для них придумывать сказки, потешки, прибаутки. Детки подрастали, своим детям их рассказывали, передавали “из уст в уста”. А эти детки – своим детям. Каждый что-нибудь свое в сказки добавлял. Вот и дошли до нас сказки через века. А кто скажет, почему их называют русскими – народными?(ответы детей)Любите ли вы читать сказки?
Дети. -Да. Любим. Очень любим. — Пожалуй, самый известный, самый распространенный и самый интересный жанр фольклора – сказка. А. С. Пушкин говорил: «Что за прелесть эти сказки!» Как вы понимаете эти слова? Не только дети, но и взрослые любят сказки. А некоторые из них делают удивительные сказочные вещи.

-Назовите какие народы вы знаете

-Русские, казахские, немецкие, татарские, уйгурские, польские и т.д.

— К нам в класс пришло письмо! Что же в нем? Прочитаем?

– Ребята, срочно нужна ваша помощь! В сказочном лесу случилась беда. Злодеи перемешали сказки!

Атябер, ончорс анжун ашав ьщомоп! В мончозакс усел ьсаличулс адеб. Иедолз илашемереп икзакс!

-Ну что, поможем сказочном лесу?

-Тогда, я приглашаю в вас в народную сказку!

Отправляемся друзья
В чудо сказку – вы и я
Вокруг нас и там и тут
Сказки разные живут.
На полянке есть загадки
Отгадайте без подсказки
Называйте, посмелей
Этих сказочных друзей!

-Мы начали путь пустив клубок (Клубок пускается по первому ряду, по партам и переходит постепенно )

Посмотри на карту. Мы попали в избушку Бабы –Яги.

-А кто знает волшебные слова для избушки?

— «Избушка повернись к лесу задом, ко мне передом».

-Чтоб задобрить старушку нам нужно ей что-нибудь подарить! А что мы ей подарим?

Найдите в классе цветик семицветик.

-Старушка поблагодарила нас! Но без задания нас не пропустит, а задание для нас такое:

— Баба-Яга перемешала героев сказки. Найдите правильную пару!

Маша

Емеля

Щука

Журавль

Колобок

Лиса

Дед

Гуси-лебеди

Баба-Яга

Репка

Лиса

Медведь

Морозко

Девица

-Нас пропустила Баба-Яга!

-Куда же мы пришли? В замок домового!

Послушайте загадки, если мы их не отгадаем так и останемся в его царстве

Подсказка 1) Отгадайте загадки. ( дети рассказывают, что происходило в сказке)

  1. Красна девица грустна,
    Ей не нравится весна.
    Ей на солнце тяжко,
    Слезы льет бедняжка.
    Снегурочка

  2. 2. В небесах и на земле скачет баба на метле,
    Страшная, злая, кто она такая?
    Баба-Яга

  3. 3. У Аленушки-сестрицы
    Унесли братишку птицы.
    Высоко они летят
    Далеко они глядят
    Гуси-лебеди

  4. 4. Летела стрела и попала в болото,
    И в этом болоте поймал ее кто-то.
    Кто, распростившись с зеленою кожей.
    Сделался милой, красивой, пригожей?
    Царевна лягушка

  5. 5. Посадил ее дед в поле
    Лето целое росла.
    Всей семьей ее тянули
    Очень крупная была.
    Репка

  6. 6. На сметане был мешен
    В русской печке испечен.
    Повстречал в лесу зверей
    И ушел от них скорей.
    Колобок

  7. 7. Жили-были семь ребят
    Белых маленьких козлят.
    Проник обманом серый в дом.
    Коза потом его нашла,
    Перехитрить его смогла.
    И всех детей своих спасла.
    Козлята

Учитель

В мире много сказок

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

В сказке может все случится,

Наша сказка впереди.

Игра «Собери сказку»

Физминутка РЕПКА

Репка выросла большая. Вот какая! Вот какая! (руки в стороны, вверх, вниз)

Дед и бабка тянут репку, но она засела крепко. (наклоны, приседания)

Внучка к ним бежит, бежит, репку вытащить спешит. (бег на месте)

Жучка хвостиком виляет, бабке с дедом помогает. (повороты направо, налево)

Кошка спинку выгибает, кошка когти выпускает. (прогнуться назад)

Помогает дёрнуть репку, но она засела крепко. (приседания)

С мышкой быстро и умело репку вытянули смело. (прыжки вверх на двух ногах)

В гости сказочка идет

Она встречи с вами ждет

Много сказок есть на свете,

Сказки эти любят дети.

-Молодцы! Справляетесь с заданием!

Следующие болото: У какого героя были эти предметы?

 скалочка (лисичка)

  • Хрустальная туфелька.(Золушка)

  • Стрела (Лягушка)

  • Ореховая скорлупа.(дюймовочка)

  • Снег (морозко)

  • чёрный бочок, белые копытца (бычок)

  • Иван-царевич (и серый волк)

— Мы должны пройти курсы «Маленького актера», чтоб герои сказок нас полюбили.

Разыгрывается сказка «Репка»

Участники: Дети. Автор: Учитель.

Дыхательная гимнастика- прерывистая распевка звука «А»; «О», «Э». вдох ртом, выдох носом.

Чтение сказки «Заюшкина избушка»

Первичное чтение учитель+ученик (до середины сказки читает учитель, далее чтение по цепочке)

Первичное чтение

Жили-были в лесу лисичка и зайка. Жили они неподалёку друг от друга. Пришла осень. Холодно стало в лесу. Решили они избушки на зиму построить. Лисичка построила себе избушку из сыпучего снежка, а зайчик — из сыпучего песка. Перезимовали они в новых избушках. Настала весна, пригрело солнце. Лисичкина избушка растаяла, а зайкина стоит, как стояла. Пришла лисица в зайкину избушку, выгнала зайку, а сама в его избушке осталась.
Пошёл зайка со своего двора, сел под берёзкою и плачет. Идёт волк. Видит — зайка плачет.
— Чего ты, зайка, плачешь? — спрашивает волк.
— Как же мне, зайке, не плакать? Жили мы с лисичкой близко друг возле друга. Построили мы себе избы: я — из сыпучего песка, а она — из сыпучего снежка. Настала весна. Её избушка растаяла, а моя стоит, как стояла. Пришла лисичка, выгнала меня из моей избушки и сама в ней жить осталась. Вот я и сижу да плачу.
— Не плачь, зайка. Пойдём, я тебе помогу, выгоню лисичку из твоей избы.
Пошли они. Пришли. Волк стал на пороге зайкиной избушки и кричит на лисичку:
— Ты зачем залезла в чужую избу? Слезай, лиса, с печи, а то сброшу, побью тебе плечи. Не испугалась лисичка, отвечает волку:
— Ой, волк, берегись: мой хвост что прут, — как дам, так и смерть тебе тут.
Испугался волк да наутёк. И зайку покинул. Сел опять зайка под берёзкой и горько плачет.
Идёт по лесу медведь. Видит — зайчик сидит под берёзкой и плачет.
— Чего, зайка, плачешь? — спрашивает медведь.
— Как же мне, зайке, не плакать? Жили мы с лисичкой близко друг возле друга. Построили мы себе избы: я — из сыпучего песка, а она — из сыпучего снежка. Настала весна. Её избушка растаяла, а моя стоит, как стояла. Пришла лисичка, выгнала меня из моей избушки и сама там жить осталась. Так вот я сижу и плачу.
— Не плачь, зайка. Пойдём, я тебе помогу, выгоню лисичку из твоей избы.
Пошли они. Пришли. Медведь стал на пороге зайкиной избушки и кричит на лисичку:
— Зачем отняла у зайки избу? Слезай, лиса, с печи, а то сброшу, побью тебе плечи.
Не испугалась лисичка, отвечает медведю:
— Ох, медведь, берегись: мой хвост что прут,— как дам, так и смерть тебе тут.
Испугался медведь да наутёк и зайку одного покинул. Опять пошёл зайка со своего двора, сел под берёзкою и горько плачет. Вдруг видит — идёт по лесу петух. Увидел зайчика, подошёл испрашивает:
— Чего, зайка, плачешь?
— Да как же мне, зайке, не плакать? Жили мы с лисичкой близко друг возле друга. Построили мы себе избы: я — из сыпучего песка, а она — из сыпучего снежка. Настала весна. Её избушка растаяла, а моя стоит, как стояла. Пришла лисичка, выгнала меня из моей избушки и сама там жить осталась. Вот я сижу да плачу.
— Не плачь, зайка, я выгоню лису из твоей избушки.
— Ой, петенька,— плачет зайка,— где тебе её выгнать? Волк гнал — не выгнал. Медведь гнал — не выгнал.
— А вот я выгоню. Пойдём,— говорит петух. Пошли. Вошёл петух в избушку, стал на пороге, кукарекнул, а потом как закричит:
— Я — петух-чебетух,
Я — певун-лопотун,
На коротких ногах,
На высоких пятах.
На плече косу несу,
Лисе голову снесу.
А лисичка лежит и говорит:
— Ой, петух, берегись: мой хвост что прут,— как дам, так и смерть тебе тут.
Прыгнул петушок с порога в избу и опять кричит:
— Я — петух-чебетух,
Я — певун-лопотун,
На коротких ногах,
На высоких пятах.
На плече косу несу,
Лисе голову снесу.
И — прыг на печь к лисе. Клюнул лису в спину. Как подскочит лисица да как побежит вон из зайкиной избушки, а зайка и двери захлопнул за нею.
И остался он жить в своей избушке вместе с петушком.

-Понравилась ли вам сказка?

-Кто был главный герой?

-О чем сказка?

-Что случилось с главным героем?

-Кто помог главному герою?

-Назовите героев этой сказки.

-Кто вам понравился больше?

-Почему?

-Как бы вы помогли главному герою?

-Опишите лисичку.

-Как вы относитесь к лисичке?

-Как бы вы поступили на месте лисички?

-Чем закончилась сказка?

-Молодцы.

Работа с читательским дневником.

-Запишите свое мнение об этой сказке.

-запишите пословицу, которая подходит к этой сказке.

Рефлексия

-Молодцы ребята! Мы справились с заданием!

Мы прошли все препятствия!

Домашние задание. Нарисовать любимого сказочного героя, выразительно прочитать любимую народную сказку.

  • Барбара херши однажды в сказке
  • Барахло как пишется барахло или борохло правильно
  • Баратынский рассказы для 4 класса
  • Баранний или бараний как пишется
  • Баранкин будь человеком это сказка или рассказ