Сергей Баруздин. Рассказы для детей. Произведения и биография
Рассказы С.А.Баруздина для детей.Список произведений.Краткая биография,жизнь и творчество
Читать все рассказы Баруздина
Читать рассказы других авторов
Жил-был папа,
Очень добрый,
Только поздно приходил
И носил домой работу.
Этим маму он сердил.
Эти строчки принадлежат советскому писателю и поэту Сергею Баруздину. Простые и безыскусные, но в то же время теплые, как летний дождь, они надолго остаются в нашей памяти.
Творчество Сергея Баруздина
Писатель Сергей Баруздин жил и работал в то время, когда литература была под пристальным наблюдением цензуры. Все выходившие произведения должны были прославлять советскую власть. Редко кому из писателей удавалось создать произведение не политизированное, а Сергей Баруздин это делал.
Все его творчество озаряет теплый свет человечности и любви к людям. Он не читал морали и проповеди, он показывал и своим творчеством, и своей жизнью, как надо жить, чтобы хорошо было не только себе любимому, а всем людям вокруг. Его называли настоящим другом детей.
За всю свою жизнь Сергей Баруздин написал более 200 книг для детей и взрослых. Общий тираж его произведений составляет около 100 миллионов экземпляров. Книги выпускались примерно на 70 языках мира. Его творчество высоко оценивали Надежда Крупская и Лев Кассиль, Константин Симонов и Мария Прилежаева.
Сергей Баруздин.Краткая биография
Он родился в Москве в 1926 году. Папа писал стихи и сына тоже научил любить поэзию. Все складывалось очень удачно: его произведения печатались в школьной стенгазете, а затем в журнале «Пионер» и газете «Пионерская правда». Надежда Константиновна Крупская обратила внимание на юное дарование и направила его в литературную студию Дома пионеров.
Новые знакомства с интересными людьми, занятие любимым делом — жизнь была легка и прекрасна, но все изменилось, и привычный мир рухнул за несколько часов, когда началась Великая Отечественная война. Через несколько месяцев после этого погиб отец. Горе и смерть стремительно ворвались в мир фантазий и грез молодого поэта Сергея Баруздина.
Сергею было всего 14 лет, и он рвался на фронт, но туда его по понятным причинам не брали. Через год после начала войны, приписав себе пару лет, он уже воевал в артиллерийской разведке, участвовал в обороне Москвы, брал Берлин и освобождал Прагу. Был награжден орденами и медалями. Дороже всех других наград была медаль «За оборону Москвы».
После войны поступил в Литературный институт имени М. Горького. Окончив его, был редактором журналов «Пионер» и «Дружба народов». Работал в правлении Союза писателей СССР. Умер Сергей Баруздин 4 марта 1991 года.
Работа Сергея Баруздина в журнал «Дружба народов»
В 39 лет Баруздин стал редактором не самого популярного издания в Советском Союзе. Журналы, которыми зачитывались, были «Новый мир», «Октябрь», «Знамя». «Дружбу народов» называли «братской могилой братских литератур», и спросом это издание абсолютно не пользовалось.
Но благодаря Сергею Баруздину в нем стали печатать К. Симонова, Ю. Трифонова, В. Быкова, А. Рыбакова и других не только известных, но и никому еще неведомых авторов. Многие национальные писатели и поэты стали популярны только после публикаций в «Дружбе народов». У Баруздина всегда были проблемы с цензурой, но он умел защищать писателей и отстаивать свою позицию.
После выхода журнала всем авторам, которые публиковались в данном номере, он писал письма с благодарностью за работу. Причем размер публикации не имел никакого значения: от романа до небольшой заметки.
Баруздин смог сделать «Дружбу народов» одним из самых любимых и читаемых в Советском Союзе. Правда, какой бы горькой она ни была, стала одной из особенностей, отличающих журнал. На его страницах отлично сочеталась русская и переводная литература.
Книги Сергея Баруздина
На становление личности писателя большое влияние оказала война. Он ушел на фронт совсем еще мальчишкой, а пришел солдатом, который многое повидал. Первое время он писал о войне. Это были рассказы, но описывал писатель не ужасы, а забавные истории, которые случались на фронте с ним и его товарищами.
В 1951 году автор написал книгу, которая является одной из его визитных карточек. Это трилогия о девочке Светлане. В начале книги ей три года, девочка только знакомится с огромным миром, который её окружает. В коротких рассказах описываются случаи из её жизни. Просто и понятно Баруздин учит читателя важным вещам: ответственности за совершенный поступок, уважению к старшим, оказанию помощи пожилым людям и многому другому.
Спустя почти пятнадцать лет после войны Сергей Баруздин написал автобиографический роман «Повторение пройденного». Большой временной промежуток охватывает книга: мирное время, годы противостояния и послевоенное время. Баруздин писал о том, как тяжело на войне приходилось вчерашним школьникам и школьницам, и как рано домашние мальчики и девочки становились воинами, защищавшими свою Родину. Правдивость и искренность — вот отличительные черты этой книги. Сначала она была написана для взрослого читателя, а позднее её переделал для детей Сергей Баруздин.
Стихи и прозу, а также публицистику писал этот автор. У него есть много книг для детей, в которых он знакомит их с историей нашей родины: «Шел по улице солдат» и «Страна, где мы живем». Также вышли книги о Великой Отечественной войне: «Тоня из Семеновки» и «Её зовут Елка». Были и произведения о животных: «Рави и Шаши» и «Как Снежок в Индию попал». Кроме этого, следует отметить сборник литературных очерков под названием «Люди и книги».
Творчество Э. Асадова, А. Барто, Л. Воронковой, Л. Кассиля, М. Исаковского и многих других советских писателей и поэтов становится ближе и понятнее после прочтения очерков об их жизни, написанных Сергеем Баруздиным.
Основные принципы
Ни в коем случае не искажать существующую действительность.
Добро должно торжествовать.
Не использовать сложных предложений в произведениях — все должно быть написано простым языком, понятным и самому маленькому читателю.
Чувство долга, справедливости, интернационализм.
Пробуждать в своих читателях самые лучшие и гуманные чувства.
Многие почитатели творчества Баруздина говорят о том, что его произведения очень добрые и легко читаются. Причем они интересны не только детям, но и взрослым. Одним он напоминает беззаботное детство, другим интересно узнавать о том, как жили их далекие ровесники.
Стихи и рассказы, повести и романы не только для детей, но и для взрослых писал Сергей Баруздин. Книги этого удивительного писателя интересны и сегодня. Большой интерес у детей вызывают стихотворения. Самые известные из них: «Тик и так», «Кто сегодня учится», «Мой дедушка», «Шаг за шагом», «Бревно» и многие другие.
Следует отметить, что работы этого Сергея Баруздина интересны и сегодня. Так просто сказать ребенку о главных вещах в жизни, не поучая и морализируя, дано не каждому писателю. Это настоящий дар, и им сполна обладал Сергей Баруздин — писатель, для которого самым главным была ответственность перед подрастающим поколением.
———————————————————
Рассказы Сергея Баруздина для
детей. Читаем бесплатно онлайн.
Читать все рассказы Баруздина.Список произведений
Читать рассказы других авторов
- Полный текст
- Алёшка из нашего дома
- Самое простое дело
- Ведро воды
- Нужный гвоздь
- Как Алёшке учиться надоело
- Когда люди радуются
- Вежливый бычок
- Двухметровое несчастье
- Простуженный ежик
- Пчелиная напасть
Алёшка из нашего дома
Жил в нашем доме человек. Большой или маленький, трудно сказать. Из пелёнок он давным-давно вырос, а до школы ещё не дорос.
А звали человека Алёшкой.
Всё умел Алёшка делать. И есть, и спать, и гулять, и играть, и слова разные говорить.
Увидит отца, скажет:
— Папа!
Увидит мать, скажет:
— Мама!
Увидит на улице автомобиль, скажет:
— Машина!
Ну, а есть захочет, так и скажет:
— Мама! Я есть хочу!
Однажды отец уехал по делам в другой город. Несколько дней прошло отец письмо домой прислал.
Мать прочитала письмо. И Алёшка решил прочитать. Взял письмо в руки, покрутил и так и сяк, а понять ничего не может.
Мать села за стол. Бумагу взяла, ручку. Написала отцу ответ.
И Алёшка тоже решил папе письмо написать. Карандаш взял, бумагу, сел за стол. Стал водить карандашом по бумаге, а на ней одни каракули получаются.
Вот и оказалось, что не всё умеет Алёшка, не всё знает.
Читать да писать и то не умеет!
Самое простое дело
До школы ждать долго. Решил Алёшка сам научиться читать. Достал он книжку.
И оказалось, что чтение — самое простое дело.
Видит он — в книжке дом нарисован, говорит:
— Дом.
Видит лошадь, говорит:
— Лошадь.
Обрадовался Алёшка, к отцу побежал:
— А я уже читать умею!
— Хорошо! — сказал отец. — Давай посмотрим, как ты читаешь.
Показал отец Алёшке другую книгу.
— Это что? — спросил.
Видит Алёшка — на картинке жук нарисован с зонтиком, а под ним что-то написано.
— Это жук с зонтиком, — объяснил Алёшка.
— Вовсе это и не жук с зонтиком, — сказал отец, — а вертолёт.
Перевернул отец страницу:
— А это что?
— А это, — отвечает Алёшка, — мячик с рожками и ножками.
— Это не мячик с рожками и ножками, а спутник, — сказал отец.
Тут он протянул Алёшке ещё одну книгу:
— Теперь эту почитай!
Алёшка открыл книгу — нет в ней ни одной картинки.
— Не могу, — сказал, — здесь без картинок.
— А ты слова прочти, — посоветовал отец.
— Слова я не умею, — признался Алёшка.
— Вот то-то и оно! — сказал отец.
И больше ничего не сказал.
Ведро воды
Раньше не раз так случалось: мать попросит о чём-нибудь Алёшку — соль принести из соседней комнаты или воду вылить из чашки, — а Алёшка сделает вид, что не расслышал, и продолжает играть. Мать встанет, сама соль принесёт, сама воду выльет, и дело с концом!
Но вот однажды Алёшка отправился гулять. Только из ворот вышел, как очень повезло ему. Прямо возле тротуара огромный самосвал стоит, шофёр капот открыл: в моторе копается.
Какой пятилетний мальчишка пропустит случай лишний раз на машину взглянуть!
И Алёшка не пропустил! Остановился, рот раскрыл, смотрит. Медведя блестящего на радиаторе увидел, руль в кабине шофёра и даже колесо потрогал, что выше самого Алёшки ростом…
Тем временем шофёр капот захлопнул: видно, починил в моторе всё, что нужно.
— А теперь машина поедет? — поинтересовался Алёшка.
— Не поедет, пока воду не зальём, — ответил шофёр, вытирая руки. — А, кстати, ты где живёшь? Близко, далеко?
— Близко, — ответил Алёшка. — Совсем рядом.
— Вот и добро! — сказал шофёр. — Тогда я у тебя водички позаимствую. Не возражаешь?
— Не возражаю! — сказал Алёшка.
Шофёр взял пустое ведро из кабины, и они пошли домой.
— Я дядю привёл, воды позаимствовать, — объяснил Алёшка матери, открывшей им дверь.
— Проходите, пожалуйста, — сказала мать и провела шофёра в кухню.
Шофёр набрал полное ведро воды, а Алёшка своё принёс — маленькое — и тоже налил.
Вернулись они к машине. Шофёр вылил воду из своего ведра в радиатор.
— И моё! — сказал Алёшка.
— И твоё! — сказал шофёр и взял Алёшкино ведро. — Теперь всё в порядке. А за помощь спасибо! Бывай!
Машина взревела как зверь, вздрогнула и поехала.
Алёшка стоял со своим пустым ведром на тротуаре и долго ещё смотрел ей вслед. А потом вернулся домой и говорит:
— Мама! Давай я тебе помогу!
— Уж не подменили ли мне сына? — удивилась мать. — Что-то я его не узнаю!
— Нет, не подменили, это я! — успокоил её Алёшка. — Просто я помогать тебе хочу!
Нужный гвоздь
Утром мать сказала отцу:
— Вечерком забей, пожалуйста, гвозди на кухне. Мне нужно верёвки повесить.
Отец пообещал.
Мать в этот день дома была.
Собралась она в магазин.
— Ты поиграй пока, сынок, — попросила она. — А я быстро вернусь.
— Поиграю, — пообещал Алёшка, а сам, как только мать ушла, — на кухню.
Молоток достал, гвозди и стал по очереди их в стенку забивать.
Штук десять забил!
«Теперь хватит», — подумал Алёшка и стал мать ждать.
Мать вернулась из магазина.
— Это кто же столько гвоздей в стенку позабивал? — удивилась она, войдя в кухню.
— Я, — с гордостью сказал Алёшка, — чтоб не ждать, пока папа забьёт.
Не хотелось матери Алёшку огорчать.
— Давай поступим так, — предложила она, — эти гвозди мы вынем. Они не нужны. Зато вот здесь ты забьёшь мне один гвоздь, побольше. Он мне пригодится. Хорошо?
— Хорошо! — согласился Алёшка.
Мать взяла клещи и вытащила из стены десять гвоздей. Потом дала Алёшке стул, он забрался на него и забил большой гвоздь повыше.
— Вот этот гвоздь самый нужный, — сказала мать и повесила на него кастрюльку.
Теперь Алёшка, как зайдёт на кухню, так на стенку смотрит: висит кастрюлька?
Висит.
Значит, и верно, что он самый нужный гвоздь забил.
Как Алёшке учиться надоело
Исполнилось Алёшке семь лет. Пошёл он в школу, чтоб научиться читать и писать как следует.
Школьный год ещё не кончился, зима только-только в осенних днях стала проглядываться, а Алёшка уже и читать, и писать, и даже считать умеет. Книжку может прочесть, если она крупными буквами напечатана, слова на бумаге написать, цифры сложить.
Сидел он раз на уроке, в окно смотрел, а солнце прямо Алёшке в лицо светило. На солнце Алёшка всегда курносый: он сморщился и нос у него стал, как китайское яблочко. И вдруг Алёшка почувствовал, что ему надоело учиться. Читать он умеет, писать тоже да и цифры складывать. Что же ещё!
Алёшка поднялся с парты, портфель взял и пошёл к выходу.
— Ты куда? — спросила учительница.
— Домой! — ответил Алёшка. — До свидания!
И ушёл.
Домой пришёл и говорит матери:
— Я больше в школу не пойду!
— А что же ты будешь делать?
— Как что? Ну… работать буду.
— Кем же?
— Как кем? Ну, как ты, например…
А мать у Алёшки врачом работала.
— Ладно, — согласилась мать. — Вот тогда тебе небольшое поручение. Выпиши лекарство больному, у которого грипп.
И мать дала Алёшке маленький листок бумаги, на котором рецепты пишут.
— А как его писать? Какое лекарство нужно? — поинтересовался Алёшка.
— Писать латинскими буквами, — объяснила мать. — А какое лекарство, ты сам должен знать. Ты же врач!
Алёшка посидел над листком бумаги, подумал и сказал:
— Мне эта работа что-то не очень нравится. Я лучше, как папа, работать буду.
— Что ж, давай, как папа! — согласилась мать.
Вернулся домой отец. Алёшка — к нему.
— Я больше в школу не пойду, — говорит.
— А что же ты будешь делать? — спросил отец.
— Работать буду.
— Кем же?
— Как ты! — сказал Алёшка.
А отец у Алёшки мастером работает на том самом заводе, где «Москвичи» делают.
— Очень хорошо, — согласился отец. — Давай работать вместе. Начнём с самого лёгкого.
Достал он большой лист бумаги, свёрнутый в трубку, развернул и сказал:
— Вот перед тобой чертёж новой машины. В нём есть ошибки. Посмотри какие и мне скажи!
Алёшка посмотрел на чертёж, а это не машина, а что-то совсем непонятное: линии сходятся и расходятся, стрелки, цифры. Ничего здесь не разберёшь!
— Я это не умею! — признался Алёшка.
— Тогда я сам поработаю, — сказал отец, — а ты пока отдохни!
Отец склонился над чертежом, лицо его сделалось задумчивым, серьёзным.
— Пап! А почему у тебя на лице ёлочки? — спросил Алёшка.
— Это не ёлочки, а морщинки, — сказал отец.
— А почему они?
— Потому что учился я много, воевал, работал много, — сказал отец. Это только у бездельников кожа гладкая.
Алёшка подумал, подумал и говорит:
— Пожалуй, я завтра опять в школу пойду.
Когда люди радуются
В школе ребятам часто говорили:
— Вы должны уметь хорошо трудиться. Так трудиться, чтобы люди потом сказали: вот какие золотые руки у наших ребят!
Алёшка любил столярничать. Отец купил ему столярный станок и инструменты.
Научился Алёшка работать — сделал себе самокат. Хороший самокат получился, не грех и похвалиться!
— Смотри, — сказал он отцу, — какой самокат!
— Неплохо! — ответил отец.
Алёшка — во двор, к ребятам:
— Смотрите, какой я самокат сделал!
— Ничего самокат! — сказали ребята. — Катайся!
Алёшка катался-катался на своём самокате — никто на него не смотрит. Надоело ему. Бросил он самокат.
Весной в школе ребята должны были рассаду выращивать, чтобы потом, когда совсем тепло станет, высадить её во дворе.
Учительница сказала:
— Нам старшеклассники ящики обещали сделать. Как будут готовы, так и займёмся рассадой.
А Алёшка вернулся домой, раздобыл доски и решил сам ящики сделать. Подумаешь! Это не самокат какой-нибудь. Проще простого.
В субботу Алёшка трудился и всё воскресенье, а в понедельник принёс в школу два ящика, как раз на два окна.
Увидели ребята ящики.
— Вот это да! — сказали. — Золотые у тебя руки!
Учительница увидела и тоже обрадовалась:
— Ну и золотые руки у тебя! Молодец!
Домой Алёшка пришёл, а мать ему и говорит:
— Очень я довольна тобой, сынок! Встретила я учительницу твою, товарищей, и все говорят, что у тебя золотые руки.
Вечером мать отцу об этом сказала, и он тоже похвалил сына.
— Пап! — спросил Алёшка. — А почему, когда я самокат сделал, меня никто не похвалил, никто не говорил, что у меня золотые руки? А сейчас говорят? Ведь самокат труднее сделать!
— А потому, что самокат ты для себя одного сделал, а ящики — для всех, — сказал отец. — Вот люди и радуются!
1959
Вежливый бычок
У опушки леса пасся бычок. Маленький, месяц от роду, но довольно плотный и бойкий.
Бычок был привязан верёвкой к колышку, вбитому в землю, и так, привязанный, весь день ходил по кругу. А когда верёвка слишком натягивалась, не пуская бычка, он поднимал морду с неровной белой звёздочкой на лбу и тянул неустановившимся, дребезжащим голосом: «М‑м-му!»
Каждое утро мимо бычка проходили ребята из детского сада, отдыхавшие по соседству.
Бычок переставал щипать траву и приветливо кивал головой.
— Поздоровайтесь с бычком, — говорила воспитательница.
Ребята хором здоровались:
— Здравствуйте! Здравствуйте!
Они говорили с бычком, как со старшим, на «вы».
Потом ребята, идя на прогулку, стали приносить бычку разные лакомства: кусок сахару, или сдобную булку, или просто хлеб. Бычок охотно брал угощение прямо с ладони. А губы у бычка мягкие, тёплые. Так, бывало, приятно пощекочет ладошку. Съест и головой закивает: «Спасибо за угощение!»
Сергей Баруздин
Рави, Шаши, Снежок и другие: рассказы о животных
Пчелиная напасть
Жил я в детстве в деревне на Ярославщине. Всем был доволен: и рекой, и лесом, и полной свободой.
Часто сидел я с ребятами в ночном у костра.
Но было одно «но». Вот об этом «но» я и хочу рассказать.
У хозяина дома, в котором мы жили, было несколько ульев с пчёлами. Говорят, пчёлы – миролюбивые существа, если их не обижать. И верно: наши пчёлы никого не кусали, не трогали. Никого, кроме меня. Стоило мне выйти из избы, как какая-нибудь пчела обязательно меня укусит. А бывали дни, когда меня жалили и по нескольку раз.
– Балуешься ты много, – говорила мать, – вот они тебя и кусают.
– Да вовсе не балуюсь! – оправдывался я. – Совсем их не трогаю.
«Что за напасть такая! – думал я. – Может, они меня перепутали с кем-то? Ведь другие пчёлы не жалят меня – в лесу, в поле, – а свои…»
Время шло, и не было дня, чтобы я избежал этой пчелиной напасти. То под глазом у меня шишка, то на щеке, то на затылке. А однажды пчела ужалила в спину, и я совсем измучился: почесать укушенное место и то нельзя – рукой никак не дотянешься.
Хотел я спросить нашего хозяина, почему пчёлы меня не любят, но побоялся.
«Подумает ещё, что я действительно их обижаю. Как я ему докажу, что вовсе их не трогаю? А ведь пчела, говорят, после того как ужалит, умирает. Значит, немало их по моей вине погибло».
Но вышло так, что я всё равно не избежал разговора с хозяином. И хорошо, а то бы всё лето мучился.
Как-то вечером сидел я весь искусанный за столом, ужинал. Вошёл в комнату хозяин, спрашивает:
– Тебя что, пчёлы покусали?
– Покусали, – говорю. – Только вы не подумайте, что я их дразнил. Я к ульям и близко не подхожу…
Хозяин недоверчиво покачал головой.
– Странно, – говорит. – Они у меня смирные…
А сам, вижу, ко мне присматривается.
– А ты лук любишь? – спрашивает вдруг он. – Вроде луком от тебя пахнет.
Я обрадовался, что меня не ругают за пчёл, и отвечаю:
– Да, очень люблю! Каждый день, наверное, кило зелёного лука съедаю. С солью да с чёрным хлебом. Знаете, как вкусно!
– Вот, брат, за это они тебя и кусают! – рассмеялся хозяин. – Мои пчёлы прямо не переносят запаха лука. Да и вообще пчёлы к разным запахам очень привередливы. Есть такие, что одеколон не любят или керосин, а мои – лук. Придётся тебе воздержаться от лука.
С того дня я за всё лето больше ни одной стрелки лука не съел. Если в супе попадался – всё равно выбрасывал. Боялся, что пчёлы покусают.
А они, и верно, перестали меня жалить. Однажды я даже рядом с ульями стоял, когда соты из них вынимали, и то пчёлы не тронули меня!
Почему я боюсь ящериц
Давно, когда я был мальчишкой, жила у меня ящерица. Зелёная, с синими отливами и на теле и на длинном хвосте. Симпатичная.
У ящерицы был домик – я сам построил из фанеры – с маленьким стеклянным окошком. Я кормил её мучными червями, а это было непросто. За червями надо было ходить в зоомагазин на Кузнецком Мосту. Это сразу две проблемы. Деньги нужны для червей – раз. А выпросил деньги у родителей – червей нет в магазине.
Но всё было хорошо, даже слишком хорошо. Ящерица привыкла ко мне. Не кусалась, когда я брал её в руки, бегала по рукам и по плечам, по шее и по голове и смотрела на меня в ожидании: я должен её чем-то угостить. Длинный её язычок почти облизывал мои пальцы, она ждала. Я давал ей из рук мучного червя.
Как-то пришёл ко мне товарищ по школе. Я показал ему ящерицу.
– А ты её за хвост можешь схватить? – спросил товарищ.
– Не знаю, – сказал я. – Наверно, могу…
И, к удовольствию своего товарища, я храбро схватил ящерицу за хвост.
– Здорово! – сказал мой товарищ. И ушёл.
Когда ушёл, я увидел страшное: хвоста у ящерицы не было. Хвост лежал… Да что там лежал?! Хвост валялся на полу!
Я положил бесхвостую ящерицу в её фанерный домик с маленьким стеклянным окошком.
Через два дня она умерла. Она ничего не ела. Я закопал её в землю на Чистых прудах.
Много лет прошло с тех пор. Видел я всяких ящериц, и дети мои не раз просили меня: «Папа, давай купим…»
Нет! Не могу!
Будто есть у меня вина перед той, довоенной, которую я не сохранил…
Давид и Катя
Давид и Катя – пеликаны. Розовые пеликаны. Или баба-птица, как называют пеликана по-научному.
Я познакомился с ними в самолёте, когда ещё не знал, что они – Давид и Катя. Впрочем, никто не знал.
В то время не было Ту-104 и Ил-18. Были обычные винтовые самолёты Ил-14 – наши «дугласики», как мы их называли.
Рейс был трудный. То мы никак не вылетали из Москвы, то начались непредвиденные посадки – в Пензе, а потом и в Ростове. И там и там сидели. Но вот ещё одна неожиданная – в Минеральных Водах.
Я не выдержал. Я торопился.
Начальник аэропорта спросил меня:
– На грузовом полетите?
– Полечу, – сказал я.
Самолёт был грузовой. Мешки, тюки, ящики. И ни одного сиденья. Ещё две клетки. Большие клетки. В каждой – по бело-розовой птице с огромными желтоватыми клювами.
Пеликаны. Они самые. Не узнать их невозможно!
Уже интересно.
Я прыгал с мешков на ящики и с ящиков на мешки: самолёт болтало. Мы были втроём в грузовом отсеке самолёта – два пеликана и я. Три лётчика не в счёт – они отдельно от нас.
Я наблюдал за пеликанами.
Один из них побольше. Второй поменьше. Клетки стоят рядом. Тот, что поменьше, всё время волнуется, пытается просунуть клюв через решётку в сторону соседа. А сосед лежит и не обращает никакого внимания на это.
Или его укачало?
Глаза у него ярко-красные. Не помню, должны быть такие глаза у пеликана или не должны быть…
Появляется один из лётчиков. Видит, что я сижу уже возле клеток с пеликанами, спрашивает:
– Интересуетесь?
– А куда вы их везёте? – в ответ спрашиваю я. – И почему вот этот, что поменьше, так волнуется?
– В зоопарк какой или ещё куда! Нам не докладывают. Наше дело доставить, – сказал лётчик. – А насчёт волнения – вы правы. Понимаете ли, при посадке в самолёт их разделили. Я был против этого. Привезли в одной клетке, а разделили на две. Вот пеликанша и волнуется…
«Как их зовут?» – хотел спросить я, но было уже поздно. Самолёт пошёл на посадку – лётчик ушёл в свою кабину.
Я совсем забыл об этом, но недавно оказался впервые в Гагре. Погода была плохая. Даже купаться не хотелось.
– А Давида и Катю не видели? – спросили меня. – Сходите в парк, посмотрите.
В парке, помимо людей, были лебеди и утки, павлины и музыка – пластинки, которые проигрывают так, чтобы все слышали, даже кому не хочется…
Но вот островок. Кругом вода. А на островке – два пеликана. Один побольше. Из-под белых перьев видны розовые, а на груди – почти жёлтые. На голове – хохолок длинный и чуть взъерошенный. Рядом – пеликан поменьше. Всё то же, но без хохолка. Ноги красивые, светло-красные.
А глаза! Удивительно знакомые глаза! Ярко-красные! И у маленького пеликана, и у большого. Где-то я их видел?..