Баруздин самое простое дело рассказ

  • Полный текст
  • Алёшка из нашего дома
  • Самое простое дело
  • Ведро воды
  • Нужный гвоздь
  • Как Алёшке учиться надоело
  • Когда люди радуются
  • Вежливый бычок
  • Двухметровое несчастье
  • Простуженный ежик
  • Пчелиная напасть

Алёшка из нашего дома

Жил в нашем доме чело­век. Боль­шой или малень­кий, трудно ска­зать. Из пелё­нок он дав­ным-давно вырос, а до школы ещё не дорос.

А звали чело­века Алёшкой.

Всё умел Алёшка делать. И есть, и спать, и гулять, и играть, и слова раз­ные говорить.

Уви­дит отца, скажет:

— Папа!

Уви­дит мать, скажет:

— Мама!

Уви­дит на улице авто­мо­биль, скажет:

— Машина!

Ну, а есть захо­чет, так и скажет:

— Мама! Я есть хочу!

Одна­жды отец уехал по делам в дру­гой город. Несколько дней про­шло отец письмо домой прислал.

Мать про­чи­тала письмо. И Алёшка решил про­чи­тать. Взял письмо в руки, покру­тил и так и сяк, а понять ничего не может.

Мать села за стол. Бумагу взяла, ручку. Напи­сала отцу ответ.

И Алёшка тоже решил папе письмо напи­сать. Каран­даш взял, бумагу, сел за стол. Стал водить каран­да­шом по бумаге, а на ней одни кара­кули получаются.

Вот и ока­за­лось, что не всё умеет Алёшка, не всё знает.

Читать да писать и то не умеет!

Самое простое дело

До школы ждать долго. Решил Алёшка сам научиться читать. Достал он книжку.

И ока­за­лось, что чте­ние — самое про­стое дело.

Видит он — в книжке дом нари­со­ван, говорит:

— Дом.

Видит лошадь, говорит:

— Лошадь.

Обра­до­вался Алёшка, к отцу побежал:

— А я уже читать умею!

— Хорошо! — ска­зал отец. — Давай посмот­рим, как ты читаешь.

Пока­зал отец Алёшке дру­гую книгу.

— Это что? — спросил.

Видит Алёшка — на кар­тинке жук нари­со­ван с зон­ти­ком, а под ним что-то написано.

— Это жук с зон­ти­ком, — объ­яс­нил Алёшка.

— Вовсе это и не жук с зон­ти­ком, — ска­зал отец, — а вертолёт.

Пере­вер­нул отец страницу:

— А это что?

— А это, — отве­чает Алёшка, — мячик с рож­ками и ножками.

— Это не мячик с рож­ками и нож­ками, а спут­ник, — ска­зал отец.

Тут он про­тя­нул Алёшке ещё одну книгу:

— Теперь эту почитай!

Алёшка открыл книгу — нет в ней ни одной картинки.

— Не могу, — ска­зал, — здесь без картинок.

— А ты слова про­чти, — посо­ве­то­вал отец.

— Слова я не умею, — при­знался Алёшка.

— Вот то-то и оно! — ска­зал отец.

И больше ничего не сказал.

Ведро воды

Раньше не раз так слу­ча­лось: мать попро­сит о чём-нибудь Алёшку — соль при­не­сти из сосед­ней ком­наты или воду вылить из чашки, — а Алёшка сде­лает вид, что не рас­слы­шал, и про­дол­жает играть. Мать вста­нет, сама соль при­не­сёт, сама воду выльет, и дело с концом!

Но вот одна­жды Алёшка отпра­вился гулять. Только из ворот вышел, как очень повезло ему. Прямо возле тро­туара огром­ный само­свал стоит, шофёр капот открыл: в моторе копается.

Какой пяти­лет­ний маль­чишка про­пу­стит слу­чай лиш­ний раз на машину взглянуть!

И Алёшка не про­пу­стил! Оста­но­вился, рот рас­крыл, смот­рит. Мед­ведя бле­стя­щего на ради­а­торе уви­дел, руль в кабине шофёра и даже колесо потро­гал, что выше самого Алёшки ростом…

Тем вре­ме­нем шофёр капот захлоп­нул: видно, почи­нил в моторе всё, что нужно.

— А теперь машина поедет? — поин­те­ре­со­вался Алёшка.

— Не поедет, пока воду не зальём, — отве­тил шофёр, выти­рая руки. — А, кстати, ты где живёшь? Близко, далеко?

— Близко, — отве­тил Алёшка. — Совсем рядом.

— Вот и добро! — ска­зал шофёр. — Тогда я у тебя водички поза­им­ствую. Не возражаешь?

— Не воз­ра­жаю! — ска­зал Алёшка.

Шофёр взял пустое ведро из кабины, и они пошли домой.

— Я дядю при­вёл, воды поза­им­ство­вать, — объ­яс­нил Алёшка матери, открыв­шей им дверь.

— Про­хо­дите, пожа­луй­ста, — ска­зала мать и про­вела шофёра в кухню.

Шофёр набрал пол­ное ведро воды, а Алёшка своё при­нёс — малень­кое — и тоже налил.

Вер­ну­лись они к машине. Шофёр вылил воду из сво­его ведра в радиатор.

— И моё! — ска­зал Алёшка.

— И твоё! — ска­зал шофёр и взял Алёш­кино ведро. — Теперь всё в порядке. А за помощь спа­сибо! Бывай!

Машина взре­вела как зверь, вздрог­нула и поехала.

Алёшка стоял со своим пустым вед­ром на тро­туаре и долго ещё смот­рел ей вслед. А потом вер­нулся домой и говорит:

— Мама! Давай я тебе помогу!

— Уж не под­ме­нили ли мне сына? — уди­ви­лась мать. — Что-то я его не узнаю!

— Нет, не под­ме­нили, это я! — успо­коил её Алёшка. — Про­сто я помо­гать тебе хочу!

Нужный гвоздь

Утром мать ска­зала отцу:

— Вечер­ком забей, пожа­луй­ста, гвозди на кухне. Мне нужно верёвки повесить.

Отец пообе­щал.

Мать в этот день дома была.

Собра­лась она в магазин.

— Ты поиг­рай пока, сынок, — попро­сила она. — А я быстро вернусь.

— Поиг­раю, — пообе­щал Алёшка, а сам, как только мать ушла, — на кухню.

Моло­ток достал, гвозди и стал по оче­реди их в стенку забивать.

Штук десять забил!

«Теперь хва­тит», — поду­мал Алёшка и стал мать ждать.

Мать вер­ну­лась из магазина.

— Это кто же столько гвоз­дей в стенку поза­би­вал? — уди­ви­лась она, войдя в кухню.

— Я, — с гор­до­стью ска­зал Алёшка, — чтоб не ждать, пока папа забьёт.

Не хоте­лось матери Алёшку огорчать.

— Давай посту­пим так, — пред­ло­жила она, — эти гвозди мы вынем. Они не нужны. Зато вот здесь ты забьёшь мне один гвоздь, побольше. Он мне при­го­дится. Хорошо?

— Хорошо! — согла­сился Алёшка.

Мать взяла клещи и выта­щила из стены десять гвоз­дей. Потом дала Алёшке стул, он забрался на него и забил боль­шой гвоздь повыше.

— Вот этот гвоздь самый нуж­ный, — ска­зала мать и пове­сила на него кастрюльку.

Теперь Алёшка, как зай­дёт на кухню, так на стенку смот­рит: висит кастрюлька?

Висит.

Зна­чит, и верно, что он самый нуж­ный гвоздь забил.

Как Алёшке учиться надоело

Испол­ни­лось Алёшке семь лет. Пошёл он в школу, чтоб научиться читать и писать как следует.

Школь­ный год ещё не кон­чился, зима только-только в осен­них днях стала про­гля­ды­ваться, а Алёшка уже и читать, и писать, и даже счи­тать умеет. Книжку может про­честь, если она круп­ными бук­вами напе­ча­тана, слова на бумаге напи­сать, цифры сложить.

Сидел он раз на уроке, в окно смот­рел, а солнце прямо Алёшке в лицо све­тило. На солнце Алёшка все­гда кур­но­сый: он смор­щился и нос у него стал, как китай­ское яблочко. И вдруг Алёшка почув­ство­вал, что ему надо­ело учиться. Читать он умеет, писать тоже да и цифры скла­ды­вать. Что же ещё!

Алёшка под­нялся с парты, порт­фель взял и пошёл к выходу.

— Ты куда? — спро­сила учительница.

— Домой! — отве­тил Алёшка. — До свидания!

И ушёл.

Домой при­шёл и гово­рит матери:

— Я больше в школу не пойду!

— А что же ты будешь делать?

— Как что? Ну… рабо­тать буду.

— Кем же?

— Как кем? Ну, как ты, например…

А мать у Алёшки вра­чом работала.

— Ладно, — согла­си­лась мать. — Вот тогда тебе неболь­шое пору­че­ние. Выпиши лекар­ство боль­ному, у кото­рого грипп.

И мать дала Алёшке малень­кий листок бумаги, на кото­ром рецепты пишут.

— А как его писать? Какое лекар­ство нужно? — поин­те­ре­со­вался Алёшка.

— Писать латин­скими бук­вами, — объ­яс­нила мать. — А какое лекар­ство, ты сам дол­жен знать. Ты же врач!

Алёшка поси­дел над лист­ком бумаги, поду­мал и сказал:

— Мне эта работа что-то не очень нра­вится. Я лучше, как папа, рабо­тать буду.

— Что ж, давай, как папа! — согла­си­лась мать.

Вер­нулся домой отец. Алёшка — к нему.

— Я больше в школу не пойду, — говорит.

— А что же ты будешь делать? — спро­сил отец.

— Рабо­тать буду.

— Кем же?

— Как ты! — ска­зал Алёшка.

А отец у Алёшки масте­ром рабо­тает на том самом заводе, где «Моск­вичи» делают.

— Очень хорошо, — согла­сился отец. — Давай рабо­тать вме­сте. Нач­нём с самого лёгкого.

Достал он боль­шой лист бумаги, свёр­ну­тый в трубку, раз­вер­нул и сказал:

— Вот перед тобой чер­тёж новой машины. В нём есть ошибки. Посмотри какие и мне скажи!

Алёшка посмот­рел на чер­тёж, а это не машина, а что-то совсем непо­нят­ное: линии схо­дятся и рас­хо­дятся, стрелки, цифры. Ничего здесь не разберёшь!

— Я это не умею! — при­знался Алёшка.

— Тогда я сам пора­бо­таю, — ска­зал отец, — а ты пока отдохни!

Отец скло­нился над чер­те­жом, лицо его сде­ла­лось задум­чи­вым, серьёзным.

— Пап! А почему у тебя на лице ёлочки? — спро­сил Алёшка.

— Это не ёлочки, а мор­щинки, — ска­зал отец.

— А почему они?

— Потому что учился я много, вое­вал, рабо­тал много, — ска­зал отец. Это только у без­дель­ни­ков кожа гладкая.

Алёшка поду­мал, поду­мал и говорит:

— Пожа­луй, я зав­тра опять в школу пойду.

Когда люди радуются

В школе ребя­там часто говорили:

— Вы должны уметь хорошо тру­диться. Так тру­диться, чтобы люди потом ска­зали: вот какие золо­тые руки у наших ребят!

Алёшка любил сто­ляр­ни­чать. Отец купил ему сто­ляр­ный ста­нок и инструменты.

Научился Алёшка рабо­тать — сде­лал себе само­кат. Хоро­ший само­кат полу­чился, не грех и похвалиться!

— Смотри, — ска­зал он отцу, — какой самокат!

— Неплохо! — отве­тил отец.

Алёшка — во двор, к ребятам:

— Смот­рите, какой я само­кат сделал!

— Ничего само­кат! — ска­зали ребята. — Катайся!

Алёшка катался-катался на своём само­кате — никто на него не смот­рит. Надо­ело ему. Бро­сил он самокат.

Вес­ной в школе ребята должны были рас­саду выра­щи­вать, чтобы потом, когда совсем тепло ста­нет, выса­дить её во дворе.

Учи­тель­ница сказала:

— Нам стар­ше­класс­ники ящики обе­щали сде­лать. Как будут готовы, так и зай­мёмся рассадой.

А Алёшка вер­нулся домой, раз­до­был доски и решил сам ящики сде­лать. Поду­ма­ешь! Это не само­кат какой-нибудь. Проще простого.

В суб­боту Алёшка тру­дился и всё вос­кре­се­нье, а в поне­дель­ник при­нёс в школу два ящика, как раз на два окна.

Уви­дели ребята ящики.

— Вот это да! — ска­зали. — Золо­тые у тебя руки!

Учи­тель­ница уви­дела и тоже обрадовалась:

— Ну и золо­тые руки у тебя! Молодец!

Домой Алёшка при­шёл, а мать ему и говорит:

— Очень я довольна тобой, сынок! Встре­тила я учи­тель­ницу твою, това­ри­щей, и все гово­рят, что у тебя золо­тые руки.

Вече­ром мать отцу об этом ска­зала, и он тоже похва­лил сына.

— Пап! — спро­сил Алёшка. — А почему, когда я само­кат сде­лал, меня никто не похва­лил, никто не гово­рил, что у меня золо­тые руки? А сей­час гово­рят? Ведь само­кат труд­нее сделать!

— А потому, что само­кат ты для себя одного сде­лал, а ящики — для всех, — ска­зал отец. — Вот люди и радуются!

1959

Вежливый бычок

У опушки леса пасся бычок. Малень­кий, месяц от роду, но довольно плот­ный и бойкий.

Бычок был при­вя­зан верёв­кой к колышку, вби­тому в землю, и так, при­вя­зан­ный, весь день ходил по кругу. А когда верёвка слиш­ком натя­ги­ва­лась, не пус­кая бычка, он под­ни­мал морду с неров­ной белой звёз­доч­кой на лбу и тянул неуста­но­вив­шимся, дре­без­жа­щим голо­сом: «М‑м-му!»

Каж­дое утро мимо бычка про­хо­дили ребята из дет­ского сада, отды­хав­шие по соседству.

Бычок пере­ста­вал щипать траву и при­вет­ливо кивал головой.

— Поздо­ро­вай­тесь с быч­ком, — гово­рила воспитательница.

Ребята хором здоровались:

— Здрав­ствуйте! Здравствуйте!

Они гово­рили с быч­ком, как со стар­шим, на «вы».

Потом ребята, идя на про­гулку, стали при­но­сить бычку раз­ные лаком­ства: кусок сахару, или сдоб­ную булку, или про­сто хлеб. Бычок охотно брал уго­ще­ние прямо с ладони. А губы у бычка мяг­кие, тёп­лые. Так, бывало, при­ятно поще­ко­чет ладо­шку. Съест и голо­вой заки­вает: «Спа­сибо за угощение!»

До школы ждать долго. Решил Алёшка сам научиться читать. Достал он книжку.

И оказалось, что чтение — самое простое дело.

Видит он — в книжке дом нарисован, говорит:

— Дом.

Видит лошадь, говорит:

— Лошадь.

Обрадовался Алёшка, к отцу побежал:

— А я уже читать умею!

— Хорошо! — сказал отец. — Давай посмотрим, как ты читаешь.

Показал отец Алёшке другую книгу.

— Это что? — спросил.

Видит Алёшка — на картинке жук нарисован с зонтиком, а под ним что-то написано.

— Это жук с зонтиком, — объяснил Алёшка.

— Вовсе это и не жук с зонтиком, — сказал отец, — а вертолёт.

Перевернул отец страницу:

— А это что?

— А это, — отвечает Алёшка, — мячик с рожками и ножками.

— Это не мячик с рожками и ножками, а спутник, — сказал отец.

Тут он протянул Алёшке ещё одну книгу:

— Теперь эту почитай!

Алёшка открыл книгу — нет в ней ни одной картинки.

— Не могу, — сказал, — здесь без картинок.

— А ты слова прочти, — посоветовал отец.

— Слова я не умею, — признался Алёшка.

— Вот то-то и оно! — сказал отец.

И больше ничего не сказал.

Урок: Родного  литературного чтения.

Урок: Родного литературного чтения.

Работа с пословицей – Прочитаем пословицу , Не красна книга письмом, красна умом – Как вы думаете, какое значение здесь имеет слово красный? В старину слово красный означало «красивый». – Встречали ли вы это слово когда-нибудь в сказках? Приведите примеры его употребления. (Красна девица, красно солнышко.) -Подумайте, как раньше называли самое важное и почётное место в русском доме? (Красный угол.) – Как называется главная площадь в нашей стране? (Красная площадь.) – Как вы думаете, почему у них такие названия? – Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Надо смотреть на содержание книги, о чём книга рассказывает, а не на то, как она выглядит.) 13.10.22 http://aida.ucoz.ru

Работа с пословицей – Прочитаем пословицу ,

Не красна книга письмом, красна умом

– Как вы думаете, какое значение здесь имеет слово красный?

В старину слово красный означало «красивый».

– Встречали ли вы это слово когда-нибудь в сказках? Приведите примеры его употребления. (Красна девица, красно солнышко.)

-Подумайте, как раньше называли самое важное и почётное место в русском доме? (Красный угол.)

– Как называется главная площадь в нашей стране? (Красная площадь.)

– Как вы думаете, почему у них такие названия?

– Как вы понимаете смысл этой пословицы?

(Надо смотреть на содержание книги, о чём книга рассказывает, а не на то, как она выглядит.)

13.10.22

http://aida.ucoz.ru

Знакомство с автором произведения  Сегодня мы с вами прочитаем первую историю, которую написал  Сергей Алексеевич Бару́здин.  – Знаете ли вы произведения этого автора?  – Рассмотрите выставку книг писателя. Какие из них вам знакомы? (Дети называют книги, которые они видели или читали, а может быть, им кто-то читал.) 13.10.22 http://aida.ucoz.ru

Знакомство с автором произведения Сегодня мы с вами прочитаем первую историю, которую написал Сергей Алексеевич Бару́здин. – Знаете ли вы произведения этого автора? – Рассмотрите выставку книг писателя. Какие из них вам знакомы? (Дети называют книги, которые они видели или читали, а может быть, им кто-то читал.)

13.10.22

http://aida.ucoz.ru

 ( 22.07.1926— 4.03.1991)

( 22.07.1926— 4.03.1991)

 В 12 лет Сергей Баруздин опубликовал первые рассказы в детском журнале «Пионер». Когда началась война, Баруздину было всего 15 лет – на фронт его не взяли.

В 12 лет Сергей Баруздин опубликовал первые рассказы в детском журнале «Пионер». Когда началась война, Баруздину было всего 15 лет – на фронт его не взяли.

 Но бороться за победу можно было не только на фронте. Он оставил школу, пошел работать рабочим на типографию. После смены вместе со взрослыми копал траншеи.

Но бороться за победу можно было не только на фронте. Он оставил школу, пошел работать рабочим на типографию. После смены вместе со взрослыми копал траншеи.

 В 17 лет его всё-таки взяли в армию – рядовым артиллерийской разведки. Сергей Алексеевич оборонял Москву, брал Берлин, освобождал Прагу. Вернулся в Москву бывалым воином.

В 17 лет его всё-таки взяли в армию – рядовым артиллерийской разведки. Сергей Алексеевич оборонял Москву, брал Берлин, освобождал Прагу. Вернулся в Москву бывалым воином.

 Его фронтовые наблюдения нашли свое отражение во многих детских рассказах. Но описывал он в них не ужасы войны, а забавные случаи – «Простуженный ёжик», о том, как солдаты лечили ежа, «Сложное поручение» - о случайно раненном бегемоте.

Его фронтовые наблюдения нашли свое отражение во многих детских рассказах. Но описывал он в них не ужасы войны, а забавные случаи – «Простуженный ёжик», о том, как солдаты лечили ежа, «Сложное поручение» — о случайно раненном бегемоте.

 Сергей Алексеевич Баруздин создавал и стихотворения для детей.

Сергей Алексеевич Баруздин создавал и стихотворения для детей.

Знакомство с произведением С.А. Баруздин написал рассказ о мальчике, который думал, что умеет читать.

До школы ждать долго. Решил Алёшка сам научиться читать. Достал он книжку.

И оказалось, что чтение — самое простое дело.

Видит он — в книжке дом нарисован, говорит:

— Дом.

Видит лошадь, говорит:

— Лошадь.

Обрадовался Алёшка, к отцу побежал:

— А я уже читать умею!

— Хорошо! — сказал отец. — Давай посмотрим, как ты читаешь.

Показал отец Алёшке другую книгу.

— Это что? — спросил.

Видит Алёшка — на картинке жук нарисован с зонтиком, а под ним что-то написано.

— Это жук с зонтиком, — объяснил Алёшка.

— Вовсе это и не жук с зонтиком, — сказал отец, — а вертолёт.

Перевернул отец страницу:

— А это что?

— А это, — отвечает Алёшка, — мячик с рожками и ножками.

— Это не мячик с рожками и ножками, а спутник, — сказал отец.

Тут он протянул Алёшке ещё одну книгу:

— Теперь эту почитай!

Алёшка открыл книгу — нет в ней ни одной картинки.

— Не могу, — сказал, — здесь без картинок.

— А ты слова прочти, — посоветовал отец.

— Слова я не умею, — признался Алёшка.

— Вот то-то и оно! — сказал отец.

И больше ничего не сказал.

13.10.22

http://aida.ucoz.ru

Чтение текста – Прочитаем этот рассказ ещё раз. После чтения вам нужно будет ответить на вопрос: «Младше или старше вас мальчик Алёша?» (Младше, так как он ещё не ходит в школу и не умеет читать.) 3. Зачем папа показал Алёше книгу без картинок?  (Папа знал, что сын ещё не умеет читать, он хотел, чтобы Алёша сам в этом признался.) 4. Почему рассказ называется «Самое простое дело»? (Алёшке чтение казалось очень лёгким и простым делом. Но первое впечатление может оказаться обманчивым. Чтобы добиться успеха в чём-либо, надо приложить усилия, овладеть необходимыми знаниями.) 13.10.22 http://aida.ucoz.ru

  • Чтение текста – Прочитаем этот рассказ ещё раз. После чтения вам нужно будет ответить на вопрос:
  • «Младше или старше вас мальчик Алёша?»

(Младше, так как он ещё не ходит в школу и не умеет читать.)

3. Зачем папа показал Алёше книгу без картинок?

(Папа знал, что сын ещё не умеет читать, он хотел, чтобы Алёша сам в этом признался.)

4. Почему рассказ называется «Самое простое дело»?

(Алёшке чтение казалось очень лёгким и простым делом. Но первое впечатление может оказаться обманчивым. Чтобы добиться успеха в чём-либо, надо приложить усилия, овладеть необходимыми знаниями.)

13.10.22

http://aida.ucoz.ru

Обсуждение текста, обмен впечатлениями  (После чтения учитель задаёт вопрос.) – Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ? (Высказывания детей.) 13.10.22 http://aida.ucoz.ru

Обсуждение текста, обмен впечатлениями

(После чтения учитель задаёт вопрос.)

– Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ? (Высказывания детей.)

13.10.22

http://aida.ucoz.ru

13.10.22 http://aida.ucoz.ru

13.10.22

http://aida.ucoz.ru

С.А.
Баруздин «Самое простое дело»

Цель: познакомить учащихся с ролью книги в
современном мире.

Планируемые результаты: учащиеся научатся
ориентироваться в учебнике; понимать условные обозначения; находить нужный
раздел в содержании учебника; предполагать на основе названия раздела, какие
произведения в нем представлены.

Оборудование: учебник, портрет С.А.
Баруздина, выставка книг автора.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

— Перед вами новый учебник. Прочитайте,
как он называется. («Литературное чтение на родном русском языке»).

— Как вы понимаете, что такое родной язык?
(Родной язык – это язык, на котором говорит человек).

— Кто из вас считает русский язык родным?

3. Самоопределение к деятельности

Знакомство с учебником

— Как вы думаете, чему научит вас этот
учебник? (Учебник поможет нам в изучении русской литературы, приоткроет дверь в
удивительный мир, где живут книги.)

— Откройте свой учебник на стр.3.
Рассмотрите условные обозначения. Они помогут нам работать с книгой.
(Разбираются условные знаки).

— Откройте стр.4. Прочитайте название
раздела. («Мир детства»).

— Как вы понимаете смысл этого названия? Что
для вас значит это выражение? (Дети высказывают свое мнение).

4. Работа по теме урока

1. Введение в тему

— Несколько уроков мы посвятим теме
раздела «Я и книги». Что вы можете рассказать об этом? (Ответы детей).

— Давайте прочитаем в учебнике, что мы
будем делать на этих уроках. (Читает учитель или хорошо читающий ученик, если
такой есть в классе).

2. Работа с пословицей

— Прочитаем пословицу, написанную в
учебнике. (Не красна книга письмом, красна умом.)

— Как вы думаете какое значение здесь
имеет слово красный? (Сообщение учителя).

В старину слово красный означало
«красивый».

— Встречали ли вы это слово когда-нибудь в
сказках? Приведите примеры его употребления. (Красна девица, красно солнышко.)

— Вспомните, как раньше называли самое
важное и почетное место в русском доме? (Красный угол.)

— Как называется главная площадь в нашей
стране? (Красная площадь.)

— Как вы думаете, почему у них такие
названия?

— как вы понимаете смысл этой пословицы?
(Надо смотреть на содержание книги, о чем книга рассказывает, а не на то, как
она выглядит.)

(Дети объясняют. Учитель им помогает.)

3. Знакомство с автором произведения

Сегодня мы с вами прочитаем первую
историю, которую написал Сергей Алексеевич Баруздин.

— Знаете ли вы произведения этого автора?
(Дети отвечают на вопрос.)

— Рассмотрите выставку книг писатели.
Какие из них вам знакомы? (Дети называют книги, которые они видели, или читали,
а может быть, им кто-то читал.)

Учитель дает краткую информацию об авторе.

Материал для учителя

Сергей Алексеевич Баруздин – русский
писатель. С.А. Баруздин родился 22 июля 1926 года в Москве. Когда началась
Великая Отечественная война, ему было пятнадцать лет. Юноша оставил школу и
устроился подсобным рабочим в одну из московских типографий, рыл окопы на
улицах города, по ночам дежурил на крышах, гася немецкие «зажигалки». Потом
отправился добровольцем на фронт, раньше положенного срока, приписав себе два
лишних года. Служил в артиллерийской разведке, прошел с боями до Берлина,
освобождал Европу.

После возвращения к мирной жизни С.А.
Баруздин стал сотрудничать с журналами – заведовал отделами в «Затейнике» и
«Шахматах в СССР», работал в редакции журнала «Пионер». Начиная с 1950 года
выходят его книги для детей. Это стихи о шагающем малыше, о дружбе солнца с
небом и дерева с землею, о чистоте детской души, о хорошем и плохом. С. А.
Баруздин, не имеющий даже среднего образования, был сразу принят в Союз
писателей СССР. Сдав экстерном экзамены на аттестат зрелости, в 1958 году он
досрочно с отличием окончил Литературный институт А.М. Горького.

С.А. Баруздин писал не только стихи, но и
сказки, большое место в его творчестве занимают рассказы о животных. Его
произведения всегда искренние. Читая их, мы постигаем многообразную красоту
жизни, учимся доброте и радости быть добрыми. У С.А, Баруздина вышло более 200
детских книг, они выпускались примерно на 70 разных языках мира. Книги писателя
переиздаются, читаются и ныне. Писатель умер 4 марта 1991 года.

(Подробнее см.: Школьный словарик*, с.
13.)

4. Знакомство с произведением

С.А. Баруздин написал рассказ о мальчике,
который думал, что умеет читать.

(Учитель читает текст. Во время чтения
можно делать остановки, чтобы пояснить какие-то слова или выражения.)

5. Обсуждение текста, обмен впечатлениями

(После чтения учитель задает вопрос.)

— Какое впечатление произвел на вас этот
рассказ? (Высказывания детей.)

5. Физкультминутка

— Аист, аист
длинноногий, (машем руками)

Покажи домой
дорогу. (Наклоны туловища в стороны)

Аист отвечает:

— Топай правою
ногой, (Выполняем команды по тексту)

Топай лево. Ногой,

Снова – правою
ногой,

Снова – левою
ногой,

После – правою
ногой,

После – левою
ногой,

Вот тогда придешь
домой. (Садимся на место.) (И. Токмакова)

6. Продолжение работы по теме урока

1. Чтение текста

— Почитаем этот рассказ еще раз. После
чтения вам нужно будет ответить на вопрос: «Младше или старше вас мальчик
Алеша?» (Младше, так как он еще не ходит в школу и не умеет читать.)

(Текст читают учащиеся по очереди. После
чтения дети отвечают на поставленный вопрос, пытаются обосновать свой ответ.)

2. Работа по вопросам и заданиям учебника.

(Учащиеся читают вопросы и задания после
текста на с.7, выполняют их.)

— Зачем папа показал Алеше книгу без
картинок? (Папа знал, что сын еще не умеет читать, он хотел, чтобы Алеша сам в
этом признался.)

— Почему рассказ называется «Самое простое
дело»?( Алешке чтение казалось очень легким и простым делом. Но первое
впечатление может оказаться обманчивым. Чтобы добиться успеха в чем-либо, надо
приложить усилия, овладеть необходимыми знаниями.)

3. Словарная работа

— Найдите значок «Всматриваемся в слова».
Над значением какого слова сегодня мы будем работать? (Спутники.)

— Расскажите, что вы знаете о спутниках?
(Ответы детей.)

— Прочитаем в учебнике значение этого
слова.

— Что нового вы узнали из этого текста?
(Ответы детей.)

— Как вы думаете, что обозначает слово
сопутствовать?

Сопутствовать – 1) идти, ехать вместе с
кем-либо, быть чьим-то спутником. 2) находиться в тесной связи, происходить
одновременно с чем-нибудь.

4. Беседа с учащимися

— Найдите значок «Рассуждаем». Послушайте,
о чем мы будем рассуждать.

(Учитель читает о споре Димы и Оли.
Учащиеся высказывают свое мнение, кто из детей прав.)

7. Рефлексия

— Как вы понимаете, что значит «уметь
читать»? Важно ли это?

— Пригодится ли вам это умение в
дальнейшем? Где?

— Как нужно обращаться с книгами?

— С каким учебником вы познакомились на
уроке?

— Как найти в книге нужное произведение?

— Какие условные обозначения вы запомнили?

8. Подведение итогов урока

— Что вы узнали на своем первом уроке
литературного чтения на родном русском языке? (Ответы детей.)

— Чему вы учились сегодня?

Поиск с. баруздин самое простое дело дело

Сначала популярные

Фильтры

Рождественская каша 266

Дело было в сочельник. Белый снег неподвижно лежал на дворе. Смеркалось, из окон гостиной и кухни струился теплый свет. В доме накрывали рождественский стол. Скоро вся семья будет в сборе.

Главные реки 250

Денис кораблев не успел выучить уроки. Ведь у него было важное дело — запустить воздушного змея в космос. И как назло учительница вызвала его к доске. Так весь класс узнал из уст Дениса, что главная река Америки, оказывается, носит название «Миси-писи».

Караван-Баши 9

В давние времена жил на свете человек — Караван-Баши. Он водил караваны с товаром по всем странам мира. А когда он состарился, его дело перешло к старшему сыну — Гуляму. И вот как-то раз собрались купцы в соседнюю страну, и проводником их стал Гулям. Здесь и…

Каша из топора 27

Каша из топора — коротенькая сказка о том, как солдат остановлся на ночлег у старушки, да та обманула его и даже поесть не предложила. Тогда солдат предложил ей сварить кашу из топора, да под это дело хитростью получил от старухи и кашу и масло…

Кораблик 37

Лягушонок посчитал, что раз Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок не умеют плавать, то они ни на что не годятся и посмеялся над друзьями. Они же собрались вместе и смогли смастерить настоящий кораблик. Каждый внёс свой вклад в общее дело: цыпленок принёс листочек,…

Кентервильское привидение (читает А. Калягин) 39

Когда мистер Хайрам Б. Отис, американский посол, решил купить Кентервильский замок, все уверяли его, что он делает ужасную глупость, — было достоверно известно, что в замке обитает привидение. Сам лорд Кентервиль, человек донельзя щепетильный, даже когда дело…

Лесная старуха 39

Раз проезжала одна бедная служанка со своими господами через дремучий лес. И вот когда они находились в самой его середине, выскачили вдруг из лесной чащи разбойники и попоубивали все кого довелось им схватить, только одна девочка успела спрятаться за дерево. Она…

Две корзины глупостей 99

В старину, далекую старину, был у отца с матерью сын-дурачок.— Ничего то он, глупый, не умеет,— горевали родители.— Случись с нами беда, как он жить будет?Стали думать, какому ремеслу его научить, и решили пусть торгует вразнос. Дело нехитрое были…

Самое интересное слово 32

Кенгурёнок Авоська ни в какую не хотел уклажываться спать по вечерам. Он требовал, чтобы мама его укачивала. Чтобы разобраться с проблемой мама пригласила в гости доктора-дикобраза. И тот выписал ей особенный рецепт. Чтобы малыш спокойно засыпал, не нужны ни…

Пропажа белого слона: Следствие ведут колобки 948

Из московского зоопарка пропал слон. Непревзойдённые сыщики Колобок и Булочкин берутся за дело!Действующие лица и исполнители:Ведущий — Л.КаневскийКолобок — М.ГанапольскийБулочкин — Р.ПапаянВера Антоновна — З.НарышкинаМороженщик — Я.Овчуков-СуворовКотенок -…

Простуженный ёжик (читает Р. Плятт) 53

Эта история произошла в последний год войны, в лесу на польской границе…

Сложное поручение (читает Р. Плятт) 60

В военные годы бывшего зоотехника обязывают ухаживать за брошенными животными в немецком зоопарке. В их числе бегемот, которого ранило осколком в спину во время бомбёжки…

Лунтик и его друзья 2160

Аудиосказки про Лунтика повествуют о жизни главного героя, свалившегося с Луны на Землю. Несмотря на странную для землян внешность, малыш очень быстро нашёл друзей. Врождённая наивность и простодушие — главные причины того, что герой попадает в сложные, порой…

Большой сюрприз Незнайки 682

Финальная часть новых приключений озорного малыша и его друзей. Наш старый знакомый Незнайка по-прежнему так же весел и неподражаем и вполне соответствует своему имени. В этот раз Незнайка решил научиться читать. Долго он искал себе подходящего учителя среди…

Королевство кривых зеркал 127

Девочка Оля в очередной раз ссорится с бабушкой. Та говорит внучке, что ей было бы неплохо посмотреть на себя со стороны. Да ещё и кот Барсик неожиданно проваливается в зеркало, очутившись в Зазеркалье. Оля спешит на помощь коту и попадает в Королевство кривых…

Принцесса на горошине (музыкальная сказка) 30

Настоящую принцессу видно сразу. Даже если она одета в простое платье и промокла под дождём. а убедиться в этом можно с помощью всего лишь одной горошины.

Незнайка - путешественник 2656

Где-то далеко, за тридевять земель есть сказочный Цветочный город. Его населяют маленькие человечки, размером с огурец. Город этот необычайно красив. Возле каждого домика растут цветы. А человечки очень похожи на обычных девочек и мальчиков. Каждый из них занят…

Конёк-Горбунок 41

Современная аудиокомпозиция по сказке П. П. Ершова «Конёк-горбунок».

Заколдованная буква 114

А вы знаете, какое слово — самое сложное на свете? Конечно же, «шишки». А может, «фыфки»? Или «сыски»?

Забракованный мишка (читает Р. Плятт) 68

На киностудии снимали новый фильм. В фильме должна была быть такая сцена. В избу, где спит уставший с дороги человек, залезает медведь. Человек в испуге просыпается. Еще больше пугается, увидев человека, медведь. Он убегает в окно. Вот и все….

Приключения Буратино (Н. Литвинов) 316

Однажды в руки столяру по имени Карло попало особенно полено: не простое, а говорящее. И решил он выстругать из него деревянного человечка. Так появился на свет Буратино — веселый и добрый мальчик с непоседливым характером. К превеликому сожалению папы Карло, его…

Лунный камень 91

Пропажа вывезенного полвека назад из Индии бесценного желтого алмаза лишила покоя семью Вериндер. Несколько сыщиков взялось за расследование загадочного происшествия, но все тщетно. Алмаз так и не найден. Может быть, все дело в проклятии, которое, согласно легенде,…

Аленький цветочек (читает Н. Литвинов) 40

Чудесная, неповторимая, волшебная сказка, исполненая одним из лучших советских чтецов. В аудиосказке сохранен оригинальный текст Сергея Аксакова с его певучим слогом и атмосферой русского фольклора. Красивая, увлекательная, местами пугающая история доносит до…

Али-Баба и сорок разбойников (аудиоспектакль) 238

Казалось бы, сколько уже было воплощений «Али-бабы»… и в театре, «человеческом» и кукольном, и в кино, «живом» и рисованном, и на эстраде, и в цирке… И не только у нас — во всем мире! Сколько уже было версий? Сто?.. Тысяча?.. Если их было сто, теперь будет сто и…

Обновлено: 08.01.2023

1. Познакомить обучающихся с творчеством С. Баруздина (на материале произведения “Стихи о человеке и его словах”).

2. Способствовать формированию таких основ читательской самостоятельности, как умение правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие), самостоятельно определять жанр и тему прочитанного, выявлять авторскую точку зрения и выражать свою.
Развивать осмысленность и выразительность чтения.
Включать обучающихся в эмоционально – творческую деятельность, связанную с читаемым стихотворением.
Продолжать работу над развитием связной речи учащихся.

3. Воспитывать интерес детей к чтению и обогащать их читательский опыт через систему упражнений с литературным произведением.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО:

  • Учебник: Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 2 класс.
  • Тетрадь: Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 2 класс: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений.
  • Выставочный стенд с книгами С. Баруздина.
  • Карточки для целеполагания и рефлексии.
  • Выставка детских иллюстраций к произведению Б. Заходера “Перемена”
  • Компьютерная презентация урока.
  • Карточки для работы в группах.
  • Цветные карандаши для самооценки работы.
  • Организационный момент, самостоятельное целеполагание и определение темы урока (5 минут).
  • Проверка домашнего задания (7 минут).
  • Знакомство с новым автором (3 минуты).
  • Самостоятельная работа со стихотворением С. Баруздина (3 минуты).
  • Динамическая пауза (1 минута).
  • Работа над пониманием прочитанного и выразительностью чтения(17 минут).
  • Рефлексия(3минуты).
  • Информация о домашнем задании(1минута).

1. Организационный момент, самостоятельное целеполагание и определение темы урока (5 минут).

– проверить готовность классного помещения к уроку;
– проверить наличие необходимого оборудования урока;
– помочь обучающимся самостоятельно сформулировать цели и тему работы на уроке;
– закрепить знания учеников о “заместителях” жанров и тем литературных произведений.

– Какие желания вы бы хотели исполнить на уроке?

Учитель предлагает для составления табло желаний следующие карточки:

На уроке я хочу:
– слушать;
– играть;
– читать;
– узнавать новое;
– рассуждать;
– решать задачи;
– выделять орфограммы;
– рассказывать.

– Это наши желания. Можем ли мы сразу выполнить свои желания? Почему?

– Если вы внимательно посмотрите на табло с нашими желаниями, то сможете самостоятельно сформулировать и тему урока.

Обучающиеся выбирают из предложенных учителем карточки с названиями действий, которые хотели бы совершать на уроке.

– Не можем, потому что не знаем тему урока.

Дети догадываются, что треугольник – это “заместитель” жанра стихотворения, а желтый цвет – это “заместитель” темы “О детях и для детей”.

Самостоятельно формулируют тему урока:

2. Проверка домашнего задания (7 минут).

– закрепить умение детей соотносить автора и произведение;
– проверить выразительность чтения;
– продолжить работу по развитию связной речи обучающихся;
– проверить умение точно иллюстрировать отрывки изучаемых произведений.

Отвечают на вопрос учителя :

– А. Барто “ Катя”, Б. Заходер “Перемена”

Учащиеся демонстрируют подготовленные задания (по выбору):

3. Изучение нового материала. Знакомство с новым автором (3 минуты).

– познакомить обучающихся с некоторыми этапами жизни и творчества детского поэта и писателя Сергея Баруздина.

Рассказ об авторе.

4. Самостоятельная работа со стихотворением С. Баруздина (3 минуты).

– формировать осознанность самостоятельного чтения молча.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
– Прочитайте фамилию автора, название и текст стихотворения. Самостоятельно читают фамилию автора, заголовок.
Читают молча текст стихотворения.

5. Динамическая пауза (1 минута).

– снять умственное напряжение детей;
– дать возможность проявить двигательную активность.

Почитали? Отдохнем!
Встанем, глубоко вздохнем!
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
3 наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустить,
Всем улыбки подарить
И к работе приступить.

5. Работа над пониманием прочитанного и выразительностью чтения (17 минут).

– продолжать работу по формированию умения работать с текстом (находить ответы на вопросы в тексте и аргументировать свое мнение, опираясь на текст);
– расширять кругозор и обогащать словарный запас обучающихся при работе в группах;
– учить определять главную мысль произведения.

– Какие бывают слова? Найдите ответ в тексте.
– Предлагаю поработать в группах и подобрать слова, которые вы считаете
ясными,
твердыми,
мягкими,
смелыми,
упрямыми,
суровыми.

2. Работа в тетрадях на с.16. (2 минуты).

3. Выразительное чтение (3 минуты).

4. Определение главной мысли стихотворения (3 минуты).

5. Подбор пословицы(3 минуты).

Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.

Дерево смотри в плодах, а человека в делахю

Умный не тот, кто может говорить, а тот, кто много знает.

Находят в тексте стихотворения ответ на вопрос учителя.

Работают в группах.

Выполняют задание в тетрадях.

Слушают чтение учителя.

Самостоятельно отрабатывают выразительность чтения.

Обучающиеся определяют, что главная мысль произведения С.Баруздина заключена в последней строке стихотворения :“Человек без дела – человек без слова”. Высказывают свое понимание этих слов, аргументируя собственное мнение словами из текста.

6. Рефлексия (3 минуты).

Задачи:
– учить самостоятельно подводить итог урока;
– учить проверять индивидуальное достижение поставленных задач;

карточки самых удавшихся своих действий на уроке.

Заполняют табло результатов (примерно).

7. Информация о домашнем задании (1 минута).

– объявить и записать на доске домашнее задание;
– разъяснить домашнее задание, тем самым предотвратить возможные затруднения при его выполнении.

Жил в нашем доме чело­век. Боль­шой или малень­кий, трудно ска­зать. Из пелё­нок он дав­ным-давно вырос, а до школы ещё не дорос.

А звали чело­века Алёшкой.

Всё умел Алёшка делать. И есть, и спать, и гулять, и играть, и слова раз­ные говорить.

Уви­дит отца, скажет:

Уви­дит мать, скажет:

Уви­дит на улице авто­мо­биль, скажет:

Ну, а есть захо­чет, так и скажет:

— Мама! Я есть хочу!

Одна­жды отец уехал по делам в дру­гой город. Несколько дней про­шло отец письмо домой прислал.

Мать про­чи­тала письмо. И Алёшка решил про­чи­тать. Взял письмо в руки, покру­тил и так и сяк, а понять ничего не может.

Мать села за стол. Бумагу взяла, ручку. Напи­сала отцу ответ.

И Алёшка тоже решил папе письмо напи­сать. Каран­даш взял, бумагу, сел за стол. Стал водить каран­да­шом по бумаге, а на ней одни кара­кули получаются.

Вот и ока­за­лось, что не всё умеет Алёшка, не всё знает.

Читать да писать и то не умеет!

Самое простое дело

До школы ждать долго. Решил Алёшка сам научиться читать. Достал он книжку.

И ока­за­лось, что чте­ние — самое про­стое дело.

Видит он — в книжке дом нари­со­ван, говорит:

Видит лошадь, говорит:

Обра­до­вался Алёшка, к отцу побежал:

— А я уже читать умею!

— Хорошо! — ска­зал отец. — Давай посмот­рим, как ты читаешь.

Пока­зал отец Алёшке дру­гую книгу.

— Это что? — спросил.

Видит Алёшка — на кар­тинке жук нари­со­ван с зон­ти­ком, а под ним что-то написано.

— Это жук с зон­ти­ком, — объ­яс­нил Алёшка.

— Вовсе это и не жук с зон­ти­ком, — ска­зал отец, — а вертолёт.

Пере­вер­нул отец страницу:

— А это, — отве­чает Алёшка, — мячик с рож­ками и ножками.

— Это не мячик с рож­ками и нож­ками, а спут­ник, — ска­зал отец.

Тут он про­тя­нул Алёшке ещё одну книгу:

— Теперь эту почитай!

Алёшка открыл книгу — нет в ней ни одной картинки.

— Не могу, — ска­зал, — здесь без картинок.

— А ты слова про­чти, — посо­ве­то­вал отец.

— Слова я не умею, — при­знался Алёшка.

— Вот то-то и оно! — ска­зал отец.

И больше ничего не сказал.

Ведро воды

Раньше не раз так слу­ча­лось: мать попро­сит о чём-нибудь Алёшку — соль при­не­сти из сосед­ней ком­наты или воду вылить из чашки, — а Алёшка сде­лает вид, что не рас­слы­шал, и про­дол­жает играть. Мать вста­нет, сама соль при­не­сёт, сама воду выльет, и дело с концом!

Но вот одна­жды Алёшка отпра­вился гулять. Только из ворот вышел, как очень повезло ему. Прямо возле тро­туара огром­ный само­свал стоит, шофёр капот открыл: в моторе копается.

Какой пяти­лет­ний маль­чишка про­пу­стит слу­чай лиш­ний раз на машину взглянуть!

И Алёшка не про­пу­стил! Оста­но­вился, рот рас­крыл, смот­рит. Мед­ведя бле­стя­щего на ради­а­торе уви­дел, руль в кабине шофёра и даже колесо потро­гал, что выше самого Алёшки ростом…

Тем вре­ме­нем шофёр капот захлоп­нул: видно, почи­нил в моторе всё, что нужно.

— А теперь машина поедет? — поин­те­ре­со­вался Алёшка.

— Не поедет, пока воду не зальём, — отве­тил шофёр, выти­рая руки. — А, кстати, ты где живёшь? Близко, далеко?

— Близко, — отве­тил Алёшка. — Совсем рядом.

— Вот и добро! — ска­зал шофёр. — Тогда я у тебя водички поза­им­ствую. Не возражаешь?

— Не воз­ра­жаю! — ска­зал Алёшка.

Шофёр взял пустое ведро из кабины, и они пошли домой.

— Я дядю при­вёл, воды поза­им­ство­вать, — объ­яс­нил Алёшка матери, открыв­шей им дверь.

— Про­хо­дите, пожа­луй­ста, — ска­зала мать и про­вела шофёра в кухню.

Шофёр набрал пол­ное ведро воды, а Алёшка своё при­нёс — малень­кое — и тоже налил.

Вер­ну­лись они к машине. Шофёр вылил воду из сво­его ведра в радиатор.

— И моё! — ска­зал Алёшка.

— И твоё! — ска­зал шофёр и взял Алёш­кино ведро. — Теперь всё в порядке. А за помощь спа­сибо! Бывай!

Машина взре­вела как зверь, вздрог­нула и поехала.

Алёшка стоял со своим пустым вед­ром на тро­туаре и долго ещё смот­рел ей вслед. А потом вер­нулся домой и говорит:

— Мама! Давай я тебе помогу!

— Уж не под­ме­нили ли мне сына? — уди­ви­лась мать. — Что-то я его не узнаю!

— Нет, не под­ме­нили, это я! — успо­коил её Алёшка. — Про­сто я помо­гать тебе хочу!

Нужный гвоздь

Утром мать ска­зала отцу:

— Вечер­ком забей, пожа­луй­ста, гвозди на кухне. Мне нужно верёвки повесить.

Мать в этот день дома была.

Собра­лась она в магазин.

— Ты поиг­рай пока, сынок, — попро­сила она. — А я быстро вернусь.

— Поиг­раю, — пообе­щал Алёшка, а сам, как только мать ушла, — на кухню.

Моло­ток достал, гвозди и стал по оче­реди их в стенку забивать.

Штук десять забил!

Мать вер­ну­лась из магазина.

— Это кто же столько гвоз­дей в стенку поза­би­вал? — уди­ви­лась она, войдя в кухню.

— Я, — с гор­до­стью ска­зал Алёшка, — чтоб не ждать, пока папа забьёт.

Не хоте­лось матери Алёшку огорчать.

— Давай посту­пим так, — пред­ло­жила она, — эти гвозди мы вынем. Они не нужны. Зато вот здесь ты забьёшь мне один гвоздь, побольше. Он мне при­го­дится. Хорошо?

— Хорошо! — согла­сился Алёшка.

Мать взяла клещи и выта­щила из стены десять гвоз­дей. Потом дала Алёшке стул, он забрался на него и забил боль­шой гвоздь повыше.

— Вот этот гвоздь самый нуж­ный, — ска­зала мать и пове­сила на него кастрюльку.

Теперь Алёшка, как зай­дёт на кухню, так на стенку смот­рит: висит кастрюлька?

Зна­чит, и верно, что он самый нуж­ный гвоздь забил.

Как Алёшке учиться надоело

Испол­ни­лось Алёшке семь лет. Пошёл он в школу, чтоб научиться читать и писать как следует.

Школь­ный год ещё не кон­чился, зима только-только в осен­них днях стала про­гля­ды­ваться, а Алёшка уже и читать, и писать, и даже счи­тать умеет. Книжку может про­честь, если она круп­ными бук­вами напе­ча­тана, слова на бумаге напи­сать, цифры сложить.

Сидел он раз на уроке, в окно смот­рел, а солнце прямо Алёшке в лицо све­тило. На солнце Алёшка все­гда кур­но­сый: он смор­щился и нос у него стал, как китай­ское яблочко. И вдруг Алёшка почув­ство­вал, что ему надо­ело учиться. Читать он умеет, писать тоже да и цифры скла­ды­вать. Что же ещё!

До школы ждать долго. Решил Алёшка сам научиться читать. Достал он книжку.

И оказалось, что чтение — самое простое дело.

Видит он — в книжке дом нарисован, говорит:

Видит лошадь, говорит:

Обрадовался Алёшка, к отцу побежал:

— А я уже читать умею!

— Хорошо! — сказал отец. — Давай посмотрим, как ты читаешь.

Показал отец Алёшке другую книгу.

— Это что? — спросил.

Видит Алёшка — на картинке жук нарисован с зонтиком, а под ним что-то написано.

— Катя была ленивая девочка: она не помогала работать в саду, гуляла в то время, когда все трудились, сидела на скамейке, ждала урожая, не понимая того, что его нужно вырастить. Я не хочу быть похожей на эту девочку.

проверка выполнения заданий в тетрадях.

2.Работа над новым материалом:

А) Организация класса:

-Ребята, мы с вами продолжим знакомство с произведениями о детях и для детей. И сегодня предстоит встреча с творчеством С.А. Баруздина.

Б) первичное чтение и восприятие текста:

Чтение стихотворения учителем:

-Какие бывают слова?

-Слова бывают упрямые, твердые, мягкие, разные.

-Какие слова вам понравились?

-Мне понравились слова мягкие. Я думаю, что это ласковые, добрые слова- мама, радость, тепло ,солнце.

-Мне нравятся слова смелые. Я хочу быть военным, и мне пригодятся эти слова — вперед, за Родину, защитник.

В) Аналитическое чтение:

Подготовительная работа: упражнение на развитие четкости произношения слов:

всякие не поймаешь

Человек без дела — человек без слова.

-Знакомы ли вам эти слова?

-Да, эти слова нам встречались в стихотворении.

-Найдите эти слова в тексте. Прочитайте повторно стихотворение .

Отметить карандашом данные слова в тексте.

-Прочитайте задание 2 к тексту.

1 группа ( хорошо читающие дети)

2 группа ( слабочитающие дети)

Выполнить задание 2 в тетради

Запиши разные слова. ( По группам )

Работа с учителем:

упражнения на гибкость и скорость чтения:

1) Прочитать предложение по стрелке : слова → бывают → разные → слова → бывают → всякие → слова → бывают → ясные → твердые → и → → мягкие.

2) Прочитать предложение по номерам слов :

Слова (1), стоит ( 9), упрямые (4 ), каждым (11), суровые (5), непременно (7), бывают (2), дело (8), за (10), но (6), смелые (3), словом (12). (слова записаны не по порядку).

Работа с учителем.

Проверка выполнения работы:

Нежные — милая, мамочка, любимая, ласковая

Твердые — выучить, сделать, необходимо

Упрямые — хочу, буду, дай

Чтение стихотворения молча, без речедвижения, только глазами.

Это стихотворение вы выучите дома наизусть, а после физминутки мы познакомимся еще с одним произведением этого же автора.

Мы пилили доску, с утра у нас дела.

Стальные зубы остры, легко идет пила.

Мы сейчас бревно распилим,

Пилим, пилим, пилим, пилим.

Раз- два, раз-два, будут на дрова.

Чтение 1 части произведения по абзацам хорошо читающими учениками .

-О ком этот рассказ?

-Этот рассказ о мальчике Алешке.

-В каком классе учился Алешка?

-Мальчик учился в первом классе.

-Почему Алешка ушел из школы?

-Алешка ушел из школы потому, что ему надоело учиться, он решил, что уже все умеет.

Давайте еще раз прочтем эту часть рассказа, выделим нужные эпизоды, подготовимся к пересказу.

-Как можно озаглавить эту часть рассказа?

-Сколько лет исполнилось Алешке?

-Мальчику исполнилось семь лет.

-Зачем мальчик пошел в школу?

-Алешка пошел в школу, чтобы научиться читать и писать.

-Как учился Алешка?

-Алешка учился хорошо, он и книжку мог прочесть, и слова написать, и числа сложить .

Попробуйте пересказать эту часть рассказа от имени Алешки.

Дети пересказывают текст от имени мальчика.

-Как вы думаете. Что сделает Алешка, когда придет домой?

( дети высказывают свои предположения)

-О том, что произошло на самом деле с Алешкой, мы узнаем с вами на следующем уроке.

Читайте также:

      

  • Конспект урока по обж 10 класс инженерная защита населения
  •   

  • Конспект занятия по экологии в средней группе кому нужна вода
  •   

  • Правда сони мармеладовой конспект урока 10 класс
  •   

  • Конспект пчела мала да и та работает
  •   

  • Знаки больше меньше равно конспект урока 1 класс школа россии

  • Барто сказки для детей список
  • Барто рассказы для детей о войне
  • Барто о чем писала рассказы
  • Барсучонок как пишется правильно суффикс
  • Барсучонок или барсученок как пишется