Башкирская сказка сердце матери

Сердце матери. Старая легенда...

(репродукция картины «Рассвет в горах», художник Аслан Мац)

Высоко в горах жил-был джигит, по имени Аслан. В семье у него только одна мать, воспитывавшая его без отца, которого потеряли давно. Когда сын еще маленьким был, сорвался он с крутых скал на охоте за туром и погиб.
Аслан, единственный и любимый сын, воспитывался матерью по суровым горским традициям предков. Уже в семнадцать прослыл удачливым охотником, был силен как бык, быстр и ловок как снежный барс, умен и изворотлив как змея, и не было в ущелье более мужественного и бесстрашного джигита, чем он.
Мать не могла налюбоваться на своего сына и очень гордилась им.
Шло время, мать старела, и уже было трудно ей поддерживать очаг в доме, готовить еду и носить воду из родника, все это приходилось делать самому Аслану по ночам, что бы это не могло вызвать насмешек их соплеменников.
Как-то вечером, мать, позвала к себе своего любимого сына и сказала:
— Сын мой! Видишь, я уже постарела и мне нужна помощь, что бы поддерживать очаг нашей маленькой сакли. Ты уже стал взрослым и я хочу увидеть перед смертью своих внуков, поэтому тебе надо привести домой жену. Приготовь дрова и сушеного мяса для меня и иди вниз к людям в аул. Там обязательно встретишь ту, которая станет тебе женой…
Горько и волнительно было слышать джигиту слова матери, но ослушаться ее он не мог.
Недолги были сборы, быстро он осилил не близкий путь и вот Аслан оказался в большом ауле, которым правил князь Узден, слывший весьма жестоким и богатым человеком.
Когда же он зашел купить себе хлеба в торговую лавку, то услышал от людей, что князь Узден на завтра объявил поединки джигитов, и если кто в этих соревнованиях победит, тот получит в жены его капризную красавицу дочь.
Не раздумывал Аслан и на утро уже стоял в одном ряду со своими соперниками, достойными во всех отношениях молодыми джигитами.
Не будем долго рассказывать как Аслан победил во всех видах соревнований: борьбе на поясах, стрельбе из лука, джигитовке и доказал, что он сильнейший из сильнейших.
Предстал он, как победитель, перед князем Узденом и красавицей его дочерью и, только ее увидел, сразу потерял разум, влюбился в княжну.
Капризной красавице тоже понравился красавец-джигит, но вредный ее характер не давал ей покоя и она захотела узнать, сильно ли ее любит джигит Аслан.
Только хотел князь Узден объявить Аслана женихом своей дочери, как она, перебив отца, обратилась к нему:
— Нравлюсь я тебе?
— Да! – коротко и с достоинством сказал джигит.
— И полюбил меня?- продолжала она, нетерпеливо сдвинув свои прекрасные брови.
— Да! – отвечал юноша.
— Я хочу, что бы ты это доказал!
— Как?
— Кого до меня ты любил больше всех?
— Мать!- не задумываясь, отвечал Аслан.
— Так вот! Принесешь сердце своей матери, тогда я твоя! — и, отвернувшись, ушла к себе.
Князь Узден развел руками и, посочувствовав молодому человеку, сказал:
— Ты заслужил руку моей дочери, но в последнем желании я ей отказать не могу. Решай сам!
Сильно опечалился джигит, но другой женщины ему не нужно было, и он возвратился домой ни с чем.
Матери он ничего не сказал, а на все ее расспросы отвечал, что не нашел он такую, которая бы ему понравилась, да и не хочет он жениться, вообще.
С этих пор стал молчалив и невесел, пропадал дни и ночи в горах на охоте, редко видел мать. Она, конечна же, поняла, что сына гложет какая-то тайна и, улучшив момент когда он был дома, стала его пытать:
— Сынок, я вижу и сердцем чую, что тебя гложет какая-то тайна. Расскажи, что у тебя случилось, не обидел ли тебя кто?
Долго Аслан отнекивался, но мать настояла на своем, и сын, не выдержав ее напора, все ей рассказал.
Посветлело лицо матери, улыбнулась она своему сыну и сказала такие слова:
— Сынок! Вот и дождалась я, когда мой сын полюбил. Это такая радость! Не печалься! Мне все равно скоро умирать, а умереть за счастье своего сына это самое высшее благо для меня. Возьми мое сердце и отдай своей возлюбленной! И не раздумывай, если хочешь, что бы я была самой счастливой матерью на свете!
Возмутился сын ее словам и ускакал в горы, не смотря на громкие призывы матери.
Долго его не было.
Как-то ночью проснулась мать от некоего шума и увидела, как сын крадется к ней в темноте и, улыбнувшись, закрыла глаза притворившись, будто спит…
Спешил Аслан, летел к своей возлюбленной, дрожал от нетерпенья, быстрей бы ее увидеть!
А спешка, как вы знаете, не всегда идет впрок, споткнулся о камень, ловкий и сильный джигит, и уронил на горную тропу еще теплое сердце своей матери…
Вдруг, ожило сердце матери, и с тревогой спросило его человеческим голосом:
— Сынок! Не ушибся ли ты о камни, не больно тебе?

April 7 2007, 17:27

Categories:

  • Здоровье
  • Отношения
  • Cancel

Сердце матери

Один молодой человек полюбил очень красивую девушку. Но девушка была горда, надменна и жестока. Он часто просил стать его женой, но она только смеялась над ним. Не выдержав, парень воскликнул: «Все сделаю, что ни попросишь, лишь бы ты была со мной!» И тогда гордая красавица сказала: «Принеси мне сердце твоей матери в доказательство своей любви ко мне». Не задумываясь, несчастный бросился бежать домой, убил мать, вынул ее сердце и побежал назад. Вдруг он споткнулся и упал. И тут сердце матери ему говорит: «Сыночек, ты не ушибся? Тебе больно, сынок?» (с)

**** другой вариант ****

Роми родился в хорошей семье и, окруженный любовью и заботой родителей, вырос умным и добрым юношей, к тому же хорошо сложенным и крепким. Пришла ему пора шагнуть в соблазняющий мир любви. Ищущее сердце всегда находит объект вожделения. И встретилась на пути нашего героя прекрасная Виола – стройная голубоглазая блондинка с очаровательным лицом белее снега. Редкая красота ее, достойная кисти художника, в мгновенье пленила сердце парня и зажгла в нем пылающую страсть. Нельзя сказать, что чувства, переполнявшие Роми, остались неразделенными. Виоле нравилось внимание, и она с благосклонностью приняла любовную игру, тем больше распаляя юношу.
И тем больше росла тревога матери, наблюдавшей за безрассудной влюбленностью сына. Видно, чувствовало ее сердце что-то неладное… Но не смела она встать на пути желаний родного создания. Да и можно ли обуздать искрящуюся энергию чистой любви?
Однажды вернулся Роми после свидания с Виолой печальнее смерти. Екнуло сердце матери, встретившей его у порога.
— Кто посмел обидеть мою кровинушку? — спросила женщина, взяв сына за руки. – Какое облачко затмило твою улыбку?
Искренний с матерью с детства, юноша не утаил своих переживаний и сейчас.
— Для меня нет на свете никого добрее и милее тебя, мама. Такой же я представляю себе и Виолу. Ее взглядом смотрит на меня небо, ее дыханием веют ветры, ее голосом журчат родники. Но Виола не верит в мои чувства. В доказательство моей любви она требует принести к ее ногам сердце матери. Но разве любовь нуждается в таких жертвах, мама?
С минуту молчала мать, собираясь с чувствами. Сердце ее, полное любви к сыну, затрепетало и забилось чаще. Но ни одна жилка на лице не выдала ее волнения. С ласковой улыбкой она сказала сыну:
— Птенчик мой ненаглядный, человек познает жизнь благодаря любви. Все живое в мире окутано и проникнуто ею. Но дорога любви полна опасностей. Не ошибся ли ты в своем выборе, сын? Не ослепила ли блистательная Виола твой разум? Как женщина и будущая мать, она не может не знать, что сердце матери изначально бьется в ее ребенке. Если Виола также искренне благоволит тебя, как и ты ее, она поймет и ответит взаимностью. Нельзя позволять неудачам разрушать себя. Надо верить и уметь ждать.
Но время не смягчило непреклонность Виолы, словно ядовитая змея укрылась под красивой личиной и питала ее ненасытную злобу.
День ото дня сох юноша на глазах у матери. Прежде веселый и общительный, он замкнулся в себе. Невыносимо больно было матери видеть его увядание. И боль усиливалась от сознания бессилия помочь сыну, как-то облегчить страдания его. Мать не могла мириться с безысходностью, отнимавшей у нее дитя. В одно утро она сказала сыну:
— Безрадостно мне видеть, как горе съедает тебя. Нет смысла мне в жизни такой. Возьми мое сердце и неси своей возлюбленной!
С этими словами она вырвала из груди свое сердце и протянула сыну. Горько рыдая, понес юноша в своих дрожащих руках сердце матери. Ноги его подкосились от безмерного волнения, и он упал.
— Тебе не больно, сын мой? Не ушибся ли ты? – спросило сердце матери с трепетным волнением, затем содрогнулось… и замерло. Холодная печаль сковала душу осиротевшего юноши. И тогда осознал он, какую непоправимую ошибку совершил.
— Прости меня, мама. Я споткнулся… Но не сейчас, а еще раньше… (с)

P.S. Встречается в разных интерпритациях, восходит к легендам, но главное в сюжетной линии остается «сердце матери» которое продолжает Любить

 

Сердце матери

Примечания: Мугам (восточное песнопение).

Я песню давнюю спою…
О сердце матери – мой глас…
Как отрок мать предал свою,
Пойдёт печальный в ней рассказ…

Пленён был юноша Красой,
Но безответная любовь
Лишь наградить смогла тоской,
Страдать, заставив вновь и вновь…

Жизнь взять свою — её просил,
Ответ был краток: «Что мне в ней?!
Вот, если б матери своей,
Ты сердце смог мне принести –
Быть может – стала бы твоей!..»

За тучи спряталась луна,
Но не пугает мрак ночной,
Покуда свет – Краса одна
И блеск кинжала роковой…

Вот сердце матери в крови
В руках дрожащих держит он…
Уж мчится с ним к своей любви,
Так не поняв—Где явь?!Где сон?!.

Споткнулся вдруг, не чуя ног
И словно из небытия –

«Ты не ушибся ли, сынок?
Уж лучше бы споткнулась – я!»

Уважаемый читатель, мы заметили, что Вы зашли как гость. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


Другие сказки из этого раздела:

  • Любовь, Здоровье и Богатство
  • Молись и кайся
  • Камень
  • Притча об ангеле-хранителе
  • Ум и сердце
  • Про зайца
  • Морковь, яйцо и кофе
  • Похмелье
  • Сказка притча о драконе и рыцаре
  • Говорящая лошадь
  • Распечатать | Подписаться по Email

 

Уникальное и универсальное в
содержании башкирских, русских и японских
сказок.

В фольклоре народов мира сказки являются самым
удивительным созданием. Не всякая выдумка
становится сказкой. От поколений к поколениям
передавалось только то, что заключало в себе
важное для людей. Сказочники выражали мудрость
своих народов, их стремления и мечты. Отсюда
происходит своеобразие и неповторимость сказок
у каждого народа. Но у народов существует и общее,
что делает их жизнь похожей. Всюду простые люди
работают, борются с теми, кто посягает на их
покой, любят и растят детей, передают им свои
знания, смеются над очевидной глупостью, мечтают
о лучшей доле. В общественном устройстве у
народов тоже много сходного в установлениях,
законах, каким бы своеобразным ни был уклад их
жизни. Изо всего этого возникает сходство сказок
в идеях, в вымысле.

Специалисты, изучавшие сказки во всемирном
масштабе, сначала держались убеждения: сказки
похожи потому, что сказки были придуманы в одном
месте, а потом распространялись по всему земному
шару. Первоначальной, общей для всех сказок
родиной считали Древнюю Индию. Но очень скоро
были записаны сказки в отделанных от Азии и
Европы странах, и оказалось, что народы, никогда
не находившиеся в культурных связях с народами
Индии и Центральной Азии, рассказывают похожие
сказки. Мысль о распространении сказок из одного
источника пришлось признать неправильной.
Конечно, случаются и заимствования, и сказки
народов бывают похожими потому, что один народ
передал свои сказки другому, но сказки у народов
мира сходны прежде всего потому, что сходны
условия жизни, сходны стремления народов, их
желания, чаяния и надежды. Будь вымысел сказок
независимым от людской жизни, он не обнаружил бы
сходства. Это сходство, близкое и всестороннее,
касается многих сказок.

Сходны ли сказки японского, русского,
башкирского народов? И башкирские, и русские, и
японские сказки делятся на:

Японские Русские Башкирские
1. ФУСАГИ-БАНАСИ – “о том, что
необычно” (о различных чудесах)

“Колпак –
чуткие уши” (с его помощью можно понимать язык
птиц, зверей, растений)

“Иссумбоси” (молоток счастья)

1.ВОЛШЕБНЫЕ

“Семь Симеонов – семь
работников”

“Сивка – бурка”

1. ВОЛШЕБНЫЕ или ФАНТАСТИЧЕСКИЕ

“Отчего
вода в озере Атауды соленая?”

“Алдар и сыновья купца”

2. ДОБУЦУ – НО ХАНАСИ – “рассказы о
животных” (дидактические сказки с выраженной
моралью)

“Где свету конец?” (омар, скат,
каракатица)

“Печень живой обезьяны” (акула, рыба-пила,
медуза, каракатица, обезьяна)

“Ямори” (ящерица, тигр, обезьяна)

2. О ЖИВОТНЫХ

“Рак и лиса”

“Лисичка – сестричка и серый волк”

“Заяц – хвастун”

2. О ЖИВОТНЫХ

“Лиса и медведь”

“Лиса и сорока”

“Медведь и пчелы”

“Заяц у медведя в гостях”

3. БЫТОВЫЕ

а) ТОНАРИ – НО ДЗИСАН-НО
ХАНАСИ (бытовые повествования)

“Длинное имя”

б) ТИЭ-НО АРУ ХАНАСИ — “о том, что умно” (с
прозрачно выраженной моралью)

“Шишка справа, шишка слева!” (Не будь ленивым!)

“Веер Тенгу” (не будь любопытным)

в) ВАРАЙ – БАНАСИ – “смешные сказки” (сказки о
глупцах, недотепах, хитрецах и обманщиках)

“Дурак Ётара”

“Как глупого сына торговать посылали”

“Настоятель и служака”

3.НОВЕЛЛИСТИЧЕСКИЕ (бытовые)

а)
семейные отношения

“Сестрица Аленушка и братец Иванушка”

“Хаврошечка”

б) о трудных загадках и умных отгадках

“Старик Годовик”

“Мороз, Солнце и Ветер”

в) о глупцах

“Бабушка, внучка да курочка”

“Вершки и крешки”

3. БЫТОВЫЕ

а) нравственные семейные
отношения

“Мудрая девушка”

“Падчерица”

б) об умных делах и словах

“Мудрый старик и глупый царь”

“Золотая капля”

“Всего три слова”

в) сатирические, анекдотические

“Два дурака”

“Кунай и Купай”

4. КЭЙСИКИ – БАНАСИ (сказки шутка)

а)
НАГАЙ _ ХАНАСИ (длинные рассказы)

“Томбей – птицелов”

б) МИДЗИКАЙ ХАНАСИ (короткие рассказы)

“Страна одноглазых”

4. ДОКУЧНЫЕ СКАЗКИ

“Небывальщина”

4. ДОКУЧНЫЕ СКАЗКИ

а) докучные
сказки

“Бык”

“Желтая курица старика Хармантая”

б) кулямасы

“Как два лентяя сгорели”

“Два хвастуна”

5. ОБАКЭ – БАНАСИ – “страшные
сказки”

(сказки о приведениях, оборотнях,
ночных происшествиях)

“Ноппэрапон”

“Корабль – призрак”

“Чудо материнской любви”

  5. БОГАТЫРСКИЕ

“Урман – батыр”

“Урал – батыр”

“Три батыра”

Общепринятое в науке разделение русских
народных сказочных текстов на три разряда:
волшебные сказки, новеллистические (бытовые)
сказки и сказки о животных, актуально для
японских и башкирских сказок.

В башкирском народном творчестве отдельно
рассматривается вид сказок о батырах
(богатырские), где главный герой наделен
необыкновенной силой и сноровкой. Например,
“Урал – батыр”, “Алп – батыр”, “Каларман –
батыр” и др. В русских – былинные богатыри Илью
Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

Читая японские народные сказки – “мукаси —
банаси”, — что буквально означает “рассказы
старины”, мы невольно сравниваем их с привычными
русскими и башкирскими. И находим сходство: все
народы единодушны в том, что считать истиной и
неправдой, справедливостью и обманом,
преступлением и наказанием, геройством и
трусостью, что считать достоинством человека, а
что – низостью. Эти нравственно-этические
понятия отражены в сказках японского,
башкирского и русского народов. Например,
японская сказка “Глаза змеи”, “русская сказка
“Царевна – лягушка”, башкирская сказка
“Искатели лекарства”.

Волшебные сказки. ФУСАГИ – БАНАСИ.

В сказках этого жанра решающую роль играют
чудесные помощники или волшебные предметы. Герои
характеризуются не физической силой, а своей
добротой, готовностью оказать помощь всем, кто в
ней нуждается.

  • Японская сказка “Откуда пошли золотые жуки”
    (волшебная вещь – сандалии, противопоставление
    – великодушие и щедрость, корысть и жадность)
  • Русская сказка “Морозко”
  • Башкирская сказка “Падчерица”

Мораль: мал и ничтожен тот, кто не помогает
ближнему своему

  • Японская сказка “Отчего в море вода соленая”
    (волшебная ручная мельница)
  • Русская народная сказка “Петушок – золотой
    гребешок и чудо-меленка”
  • Башкирская сказка “Отчего вода в озере Атауды
    соленая?”

Мораль: жадность и зависть до добра не
доведут.

  • Японская сказка “Веер Тёнгу” (с помощью
    волшебного веера Тёнгу ленивый Хэйсану сделался
    самым богатым человеком в деревне)
  • Русская сказка “По щучьему велению” (Емеля —
    лежебока стал женихом царевны в помощью щуки)
  • Башкирская сказка “Алатаев” (батыр Алатаев с
    помощью жеребенка Ала-тай получил царство в
    наследство)

Мораль: волшебство бессильно перед
праздностью и глупостью

  • Японская сказка “Три сокровища” (волшебный
    кошелек, кувшин, метелка)
  • Русская сказка “Крошечка-хаврошечка”
  • Башкирская сказка “Золотая капля”

Мораль: труд на пользу людям никогда не
остается без награды.

Сказки о животных. ДОБУЦУ – НО ХАНАСИ.

Выражают определенную степень познания мира. В
них сочетаются остатки первобытных верований с
живыми наблюдениями над повадками зверей и птиц.
Закрепились определенные характеристики за
животными. В сказках персонажи – животные
действуют и мыслят подобно людям. Прямая речь
действующих лиц служит главным средством
раскрытия их ведущих черт. Персонажи – животные
– это маски, символизирующие человеческие
пороки и добродетели.

  • Японская сказка “Печень живой обезьяны”
  • Русские сказки “Медведь и лиса”, “Лиза и
    козел”, “Лисичка-сестричка и серый волк”
  • Башкирская сказка “Заяц и лев”

Мораль: даже хитрость глупому не помощник.

  • Японская сказка “Как журавль за добро
    заплатил”
  • Русская сказка “Кривая уточка”
  • Башкирская сказка “Щедрый заяц”

Мораль: учись на добро отвечать добром.

  • Японская сказка “Ямори”
  • Русская сказка “У страха глаза велики”, “Кот
    Котофеевич”, “Пых”
  • Башкирская сказка “Кот – озорник”

Мораль: у страха глаза велики

В бытовых ситуациях совершается невероятное,
но не в чудесах, а в житейских обстоятельствах.
Своим человеческим превосходством – остроумием,
находчивостью, нравственной стойкостью – герой
бытовой сказки одерживает верх над
противостоящими ему тоже обыкновенными людьми.

Утверждение моральных идеалов, связанных с
усердием, правдивостью, верностью своему слову,
милосердием, уважительным отношением к людям.

Бытовые (новеллистические) сказки.

ТОНАРИ –НО ДЗИСАН – но ХАНАСИ

  • Японская сказка “Соловьиный дом” (вечная
    весна, покой и счастье уступает место осеннему
    холоду. Все пролетело как дивный сон).
  • Русская сказка “Иван – царевич и серый волк”
    (Иван – царевич не следует наставлениям волка,
    поэтому одна беда сменяет другую)
  • Башкирская сказка “Мудрая девушка” (молодая
    жена не сдержала своего слова и должна была
    расстаться с мужем, и только мудрость девушки
    помогла сохранить семью)

Мораль: несдержанное слово разрушает
семейное счастье

  • Японская сказка “Танцующий скелет”
  • Русская сказка “Сказка о молодильных яблочках
    и живой воде” (братья забирают живую воду и
    молодильные яблоки, а Ивана бросают в пропасть)
  • Башкирская сказка “Ирендык” (жадный бай собрал
    огромное богатство: слитки золота и серебра,
    драгоценные камни, обманывая слуг и батраков и
    поплатился за это)

Мораль: награбленное добро на пользу не идет.

  • Японская сказка “Глаза змеи”
  • Русская сказка “Волк и семеро козлят” (мать
    коза оберегает и защищает своих детей, ради них
    вступает в борьбу с кровожадным волком)
  • Башкирская сказка “Сердце матери”

Мораль: любовь сильнее волшебных чар.

Смешные сказки. ВАРАЙ – БАНАСИ.

  • Японские сказки “Дурак Ётаро”, “Ивовый
    росток”
  • Русская сказка “Как Иван-дурак дверь стерег”
  • Башкирская сказка “Два дурака” (ловить свет
    двумя чашками и заносить в дом, чтобы его
    осветить; или затащить корову на крышу, чтобы
    покормить ее травой)

Мораль: дурака учить, только время тратить.

  • Японская сказка “Настоятель и служка”
  • Русская сказка “Про глупого Змея и умного
    солдата”
  • Башкирская сказка “Как кучер проучил скрягу –
    бая”, “Кунай и Купай”

Мораль: смекалка – второе счастье.

  • Японская сказка “Ураган и бочки”
  • Русская сказка “Лутонюшка”
  • Башкирская сказка “Ерясан – сэсэн”

Мораль: если бы да кабы, да во тру росли грибы,
тогда был бы не рот, а целый огород.

ТИЭ-НО АРУ ХАНАСИ

“о том, что умно” (с прозрачно выраженной
моралью)

  • “Гомбэй — птицелов”

Мораль: бесследно исчезает человек, не
пустивший корни в родной земле, не оставивший на
ней след (выражение “перекати-поле”)

  • “Есть ли конец света?”

Мораль: географические познания: морские
просторы безграничны.

  • “Как впервые выпал снег”

Сказка-притча о том, как выпал впервые снег в
стране Аидзу. Родилась пословица “Больше снега
– хороший урожай” (русская пословица “Больше
снега – больше хлеба”)

Немало общего между сказками башкирского,
русского и японского народов: в конце одерживают
верх добрые силы и хорошие качества человека,
такие как доброта, благородство, отзывчивость,
храбрость, терпеливость, честность, великодушие,
находчивость и, самое главное любовь, а зло,
жадность, зависть, коварство, жестокость
наказываются.

Но в японском фольклоре есть примеры сказок,
когда отрицательный герой искренне
раскаивается, нрав его меняется (жадная и
сварливая таруха становится доброй и хорошей –
сказка “Воробей с обрезанным языком”;
изменилась душа мачехи: ненависть уступает место
искренней любви к падчерице “Зеркало Мацуяма”).
В сказках такого типа добро, любовь, терпеливость
перевоспитывают: “Добро помни, а зло забывай!”

Японская сказка глубоко поэтична. Герои сказок,
которые наделены великим даром стихотворца,
всегда вызывают уважение, любовь, сострадание.
Тот, кто творит, не может быть источником зла –
таков поэтический закон японской сказки. И
поэтому, невеста, умеющая к месту сложить
красивые стихотворения, берет верх над своими
завистливыми соперницами; стихотворное послание
сопернице способно изменить судьбу покинутой
женщины: искренние поэтические строки волнуют
душу наложницы – понимает низость своей души и
покидает дом князя, а князь снова вернул свою
любовь жене (“Горшок белых хризантем”. Барсук
украдкой таскает из чужого дома свитки со
стихами и самозабвенно их декламирует на поляне,
освещенной лунным светом. А разбойник по
прозвищу Красный Осьминог выходит на эшафот,
отдавая людям свой последний дар – стихи.

Способы сказывания русских, башкирских и
японских сказок отличаются друг от друга.

Сказка каждого народа имеет свои собственные
выражения. Что касается начала сказки, которое
фольклористы называют “зачин”, русские сказки
почти всегда начинаются словами “жили – были”.
Японские же сказители открывают свою сказку
словами “мукаси”, т.е. “в старину”. На японский
язык дословно перевести “жил – был” немыслимо.
Ближе к словесному оформлению зачина японских
сказок начало башкирских народных
повествований: “В отдаленные от нас времена, жил
…”, “В стародавние времена проживали на
свете…”, “Давным-давно приключилась эта
история…”

Более всего для переводчиков трудны те
выражения, которые не имеют соответствующих
параллелей, прямых и косвенных, в их родном языке.
Для японских переводчиков становится
головоломкой фраза “за тридевять земель, в
тридевятом государстве”. Что это такое?
Общеизвестно, что у каждого народа цифры имеют
символический смысл. В сказках и русских, и
японцев числам “3” и “9” придается какое-то
особое мистическое значение. Однако невозможно
перевести эту фразу слово в слово на японский
язык.

Такие устойчивые формулы как “долго ли,
коротко ли”, “близко ли, далеко ли”, “скоро ли,
долго ли”, обозначают чрезвычайно долгое время,
чрезвычайно широкое пространство.

Одно из самых существенных отличий в характере
русских и японцев в сказках обнаруживается в их
отношении к пространству. Приведем пример. Есть
русская народная сказка “Волшебное кольцо”.
Чтобы помочь хозяину вернуть волшебное кольцо,
кошка и собака идут “за тридевять земель, в
тридесятое царство, в тридесятое государство”. В
Японии тоже известна подобная сказка. Кошка и
собака – помощники хозяина. Они прибегают в
Осану и добывают кольцо. Так их хозяину удается
возвратить прежнее богатство и счастье.

В русской сказке кольцо уносят “за тридевять
земель, в тридесятое государство”. В японской
рыбак живет на острове Косики. Расстояние до
Осанны – около тысячи километров. Не стоит
спорить, что находится дальше, “тридесятое
государство” или “город за тысячу километров”.

В самых популярных японских сказках дальность
и длительность пути героев выражается так:
“далеко отсюда”, “в далекую страну”, “перешел
гору, перешел другую”, “из восточной стороны в
западную” … Японцы довольно часто в сказках,
даже волшебных, называют реальные места. В
русских же волшебных сказках никогда не
называются город или деревня, которые существуют
на самом деле. Герои в иное государство едут “по
горам, по долам, по зеленым лугам”, “едут месяц,
едут другой, третий”.

Японская сказка “Жена-лисица”

“Кому я еще дорога,
Тот в дальнем лесу Синоде
Пускай навестит меня”.

Русская сказка “Царевна-лягушка”

“Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом
царстве”

Русская сказка “Финист – ясный сокол”

“Тогда меня найдешь, когда трое башмаков
железных износишь, три посоха железных
изломаешь, трое колпаков железных порвешь”.

Действующие лица русских сказок нисколько не
боятся такого большого расстояния,
головокружительного для японцев. Японцы в
сказках предпочитают конкретное и точное
абстрактному и неопределенному, а русские
увлекаются неопределенным, неограниченным в
пространстве и времени. Даже название сказок на
это указывает: “Пойди туда – не знаю куда,
принеси то – не знаю что”.

Откуда такие различия в народном характере?
Всем известно, что Япония – крошечная страна, а
Россия – государство – гигант. Это
географический факт. Но ответ надо искать в
характере, в душе русских, воспитанных из века в
век необъятной природой.

Все знают, что русские люди больше всего
дорожили волей. Академик Д.Лихачев писал: “Воля
– это большие пространства, по которым можно
идти, брести, плыть по течению больших рек, и на
большие расстояния, дышать вольным воздухом,
воздухом открытых мест, широко вдыхать грудью
ветер, чувствовать над головой небо, иметь
возможность двигаться в разные стороны – как
вздумается”.

Выражение “за тридевять земель, в тридесятое
царство, в тридесятое государство” и отражает
вольнолюбивые умонастроения русских людей.

Насколько можно судить по характерным чертам
сказок, японцы стремятся к ясности и
конкретности. Но ведь хорошо известно, что
японцы, в отличии от европейцев, в том числе и от
русских, любят говорить уклончиво, намеками,
обиняками. В повседневной жизни эти японские
уклончивости нисколько не мешают общаться.
Неясные, иногда двойственные по смыслу выражения
употребляются японцами из тонкого сочувствия к
собеседнику, чтобы не задеть его самолюбия
откровенными или резкими словами.

Сказки разных народов составляют бесценную
сокровищницу демократической культуры
человечества. Это искусство создано в веках на
исторических путях народов в борьбе за жизнь и
счастье. Изящество поэтических форм, ясность
сказочного стиля и его простота отмечены
безупречным вкусом творцов этой великой
художественной культуры.

Прогресс науки и техники делает земной шар все
теснее. Но пока еще государственные границы
существуют, и коллизии из-за непонимания чужой
культуры имеют порой драматические последствия.
Гарантией мира на Земле является
взаимопонимание между разными культурами.
Народы должны и смогут построить добросовестные
отношения на основе понимания и уважения к
культуре партнера.

Конспект занятия
(Приложение)

Литература.

  1. Сказки народов мира, т.1. Вступительная статья
    В.П.Аникина, М., 1987г.
  2. русские народные сказки, т.1. Вступительная
    статья О.Б.Алексеевой, М., 1987г.
  3. Башкирское народное творчество, т.5. Бытовые
    сказки. Вступительная статья Л.Г.Барага и А.Ш.
    Сулеймановой, Уфа, 1990.
  4. Башкирские богатырские сказки. Вступительная
    статья Л.Г.Барага и Н.Г.Зариповой, Уфа, 1981г.
  5. Библиотека япониста. Ёсикадзу Накамура. Русские
    и японские сказки – близнецы – сестры.

  • Башкирская сказка лиса сирота распечатать
  • Башкирская сказка лиса и волк
  • Башкирская сказка курица и ястреб
  • Башкирская сказка золотые руки текст
  • Башкирская сказка золотые колосья