Башкирская сказка золотые колосья

Абдулла и Зубейда

Жил, говорят, в древние времена славившийся своим богатством бай. Жена у него умерла, и остался он с сыном по имени Абдулла.

Однажды ранним утром, как только заалела заря, бай подозвал …

читать далее

Абзалил

Жили встарину в одном ауле старик со старухой, и у них был единственный сын Абзалил. Старик со старухой были очень бедными. У них не было ни скота, ни другого богатства. …

читать далее

Абзалил

Жили встарину в одном ауле старик со старухой, и у них был единственный сын Абзалил. Старик со старухой были очень бедными. У них не было ни скота, ни другого богатства. …

читать далее

Акъял батыр

На отрогах седого Урала был один башкирский аул. Жил в этом ауле бедняк Батырша со своей женой. Бедна была их жизнь — ни земли, ни скота, ни птицы у них …

читать далее

Алдар и бай

В стародавнее время в одном ауле жил человек по имени Алдар. В том же ауле жил один бай. Однажды Алдар надумал украсть у бая корову и соседа своего в товарищи …

читать далее

Алдар и шайтан

Жил прежде человек по имени Алдар. Перехитрил он всех своих врагов человеческого звания — баев, мулл, ханов и, подумав: «Постой-ка, не встретится ли мне кто-нибудь из шайтанова племени?» — отправился …

читать далее

Алп-батыр

В давние времена на берегу Агидели жили, говорят, старик со старухой. Старик ходил на охоту, а старуха пряла пряжу и ткала полотно. Так и жили они, пока не достигли глубокой …

читать далее

Алтын ашык

Когда-то, давным -давно, жили старик со старухой. У них был всего один сын, Алтын-сака — золотая бабка. Звали его так потому, что у него была золотая бабка — биток. В …

читать далее

Алтындуга батыр

Давным-давно жили старик со старухой. И было у них сорок сыновей, а самого младшего звали Алтындуга-батыр. Богато они жили, много лошадей в их табунах ходило, а сколько — сосчитать трудно. …

читать далее

Алып батыр

В давние-стародавние времена на берегу Агидели жили, говорят, старик со старухой. Старик ходил на охоту, а старуха пряла пряжу и ткала полотно. Так и жили они, пока не достигли глубокой …

читать далее

Аминбек

Когда-то, давным-давно, был старик со старухой. У них был сын Аминбек. Родители хотели сделать Аминбека богатым торговцем. Однажды они дали сыну сто рублей и велели идти учиться торговать. Аминбек не …

читать далее

Аминбек

Когда-то, давным-давно, жили старик со старухой. У них был сын Аминбек. Родители хотели сделать Аминбека богатым торговцем. Однажды они дали мальчику сто рублей и велели идти учиться торговать. А Аминбек …

читать далее

Ахмет-жулик

Жил некогда знаменитый жулик по имени Ахмет. Разъезжал по разным странам и городам, воровством занимался. И вот приезжает он как-то в Казань, а удача не идет в руки и все …

читать далее

Аюголак

Давным-давно жили, говорят, старик со старухой. И не было у них детей. Летом старик ловил рыбу, а старуха собирала ягоды. Зимой старуха ткала палас, а старик возил на санках из …

читать далее

Багрибакса

Говорят, жили в старину старик со старухой и было у них семеро сыновей. И вот собрались они как-то и за семь морей отправились, а вскоре у старика со старухой девочка …

читать далее

Байгуш

Жил давным-давно старик по имени Абдрахман. Был у него сын Абдулла. Старик раньше торговлей занимался в дальних краях, но на время, пока сын подрастал, дело свое оставил. А когда Абдулла …

читать далее

Среднее время чтения: 14 минут(ы)

Когда-то, давным -давно, жили старик со старухой. У них был всего один сын, Алтын-сака — золотая бабка. Звали его так потому, что у него была золотая бабка — биток. В бабки он играл лучше всех — никто не мог его обыграть.

Как-то раз старик отправился на озеро поить лошадей. Пригнал табун к воде, а лошади гривами и хвостами трясут, копытами бьют, ржут тревожно, от озера отступают: кто-то хватает их за гривы, тянет за губы — пить не даёт.

«Что там такое? — думает старик. — Надо посмотреть».

Только он нагнулся к воде — кто-то хвать его за бороду! Попробовал старик вырваться — не может.

Видит старик — вцепилась ему в бороду сама старуха убыр — ведьма. Стал он просить её:

— Эй, убыр, отпусти меня, не держи! Стадо баранов тебе за это дам!

— Не нужны мне твои бараны! — отвечает убыр.

— Табун коней тебе дам, только отпусти!

— И коней твоих мне не нужно.

— Что же тебе тогда дать?

— Дай мне то, что у тебя только одно в юрте.

Старик в испуге и не подумал, что это у него одно в юрте.

— Хорошо, — говорит, — отдам, только отпусти!

Отпустила его убыр и сказала:

— Смотри, от меня нигде не спрячешься: везде разыщу!

Вернулся старик домой и тут только догадался, чего требовала от него убыр: ведь один-то у него был только сын, Алтын-сака.

Загоревал старик, а жене и сыну ничего не рассказал. Только одно сказал:

— Надо нам подальше откочевать, здесь места плохие!

Перекочевали они подальше, поставили юрту. На другой день Алтын-сака хватился своей золотой бабки:

— Где моя золотая бабка?

Отец говорит:

— Видно, осталась там, где мы прежде жили. Только ты туда не езди: там тебя убыр схватит.

И рассказал всё, что с ним у озера было.

Выслушал Алтын-сака слова отца и говорит:

— Не боюсь я убыр! Не схватит она меня! Скажи только: на какой лошади мне ехать?

Стал отец отговаривать сына, а тот на своём стоит: не боюсь убыр, поеду. Видит отец — не отговоришь его.

— Ладно, — отвечает, — будь по-твоему, поезжай! Ступай в табун, тряхни короком (корок — лёгкий шест с петлёй или арканом на конце, которым ловят пасущихся лошадей), побренчи уздой — какая лошадь к тебе подойдёт, на той и поезжай.

Пошёл Алтын-сака к табуну. Потряс он короком, побренчал уздой, и сейчас же к нему подбежал шершавый тощий жеребёнок. Отогнал его Алтын-сака, пошёл к отцу и спрашивает:

— Отец, скажи, на какой лошади мне ехать?

— Говорю ведь тебе: тряхни короком, побренчи уздой! — отвечает отец.

Снова Алтын-сака пошёл к табуну. Тряхнул он короком, побренчал уздой — опять подбежал к нему тот же самый жеребёнок.

— Видно, на нём и ехать надо, — сказал Алтын-сака.

Только прикоснулся он рукой к шее жеребёнка — тотчас спала с жеребёнка свалявшаяся грязная шерсть. Только надел узду — жеребёнок стал сильным и гладким. Только вывел его из индека (индек — загородка из жердей) — жеребёнок превратился в статного, рослого коня. Только наложил седло — превратился конь в лучшего скакуна во всём табуне. Спрашивает он Алтын-сака:

— Куда едешь, егет?

— Еду на прежнюю нашу кочёвку, за моей золотой бабкой, — отвечает Алтын-сака.

— Там тебя ждёт злая убыр, — говорит конь. — Скажет она тебе: — «Спустись с коня, возьми свою бабку». Ты её не слушай, не слезай с меня. Слезешь — погибнешь, сожрёт тебя убыр! Будь ловче сокола — нагнись и схвати свою золотую бабку.

Поскакал Алтын-сака на своём коне на прежнюю кочёвку. Смотрит: старуха убыр сидит у огня, греет руки. Алтын-сака говорит:

— Бабушка, отдай мне мою золотую бабку!

— Эй, сынок, — отвечает убыр, — вот твоя бабка, спустись с коня, возьми её сам, а у меня спина болит, не могу встать.

И показала золотую бабку.

Конь в это время пригнулся к земле, а Алтын-сака изловчился и схватил бабку. Поскакал его буланый конь что есть силы. А убыр завыла от злости, вскочила, плюнула раз — появилась чёрная толстая лошадь, плюнула ещё раз — появились поводья. Вскочила убыр на свою лошадь и пустилась в погоню за Алтын-сака.

Скачет Алтын-сака на своём буланом коне, а убыр — на своей толстой чёрной лошади. Вот-вот нагонит его, вот-вот схватит! Только у её лошади подвернулась нога. Захрапела она, захромала, стала отставать.

Дёргает убыр чёрную лошадь за поводья, бьёт её пятками в бока, а лошадь всё тише и тише идет.

Разозлилась убыр, да с досады и съела свою лошадь. Съела и пустилась в погоню бегом.

Бежит убыр, сама себя подгоняет — бьёт себя кулаками и по спине и по бокам. Настигла она буланого коня, укусила его за правую ногу. Поскакал конь на трёх ногах. А убыр не отстаёт — опять догнала коня, укусила его за левую ногу. Собрал конь последние силы, стал уносить Алтын-сака от убыр. Да не много неге него силы осталось.

Доскакал он до озера и говорит:

— Не могу я больше бежать! Спрячусь от убыр в озеро, а ты поскорее взберись вот на тот дуб. Заживут мои ноги — повезу тебя дальше.

Сказал это конь и нырнул в озеро. А Алтын-сака быстро взобрался на дуб, что рос возле озера, и уселся на самой вершине.

Прибежала убыр, увидела Алтын-сака на дубу и кричит:

— Попался теперь, стащу тебя вниз, съем тебя!

Плюнула она раз — появился топор. Вытащила убыр изо рта зуб и давай точить на нём топор. Наточила и принялась рубить дуб. Щепки так во все стороны и летят.

Прибежала на шум лисица и спрашивает:

— Эй, бабушка, зачем рубишь дуб?

— Или не видишь, кто на дубу сидит? — спрашивает убыр. — Срублю дуб, схвачу этого егета и съем его!

Взглянула лисица на дуб, видит — сидит на вершине хороший егет. Пожалела его лисица и говорит убыр:

— Старая ты! Зачем мучаешь себя? Дай я за тебя дуб срублю!

— Нет, нет! — говорит убыр. — Я сама дуб срублю, сама егета съем!

А лисица не отстает от неё:

— Я дуб срублю, а ты егета съешь!

Дала убыр лисице топор, а сама легла под дубом, да сейчас же и заснула. Убыр спит, храпит — изо рта, из носа у неё искры сыплются, дым валит. А лисица тем временем и топор и зуб-точило в озеро бросила, собрала все щепки и приложила к порубленному месту. Поплевала, полизала — щепки тотчас и приросли, стал дуб опять целым.

Сделала это лисица и говорит:

— Ну, егет, прощай! — и убежала.

Проснулась убыр, глянула на дуб и говорит:

— Что это видят мои глаза? Дуб опять цел, будто я его и не рубила!

Обругала убыр лисицу, потом плюнула раз — появился топор. Вытащила убыр изо рта второй зуб — принялась точить топор. Точит, а сама поглядывает на Алтын-сака и говорит:

— Срублю дуб, съем тебя!

Наточила убыр топор, стала дуб рубить. Летят щепки во все стороны, трясётся дуб, ещё немного порубить — и свалится.

Прибежала лисица и спрашивает:

— Что делаешь, бабушка?

— Дуб рублю.

— Зачем рубишь?

— Хочу вот этого егета достать — съесть!

Лисица говорит:

— Не утруждай ты себя! Разреши мне дуб срубить!

— Нет, нет! — ворчит убыр. — Сама срублю! Сама егета съем!

— Я для тебя дуб срублю, а ты егета съешь! — говорит лисица.

— Нет! — кричит убыр. — Не дам тебе топор! Была здесь одна лисица, тоже обещала мне помочь, да обманула меня!

— А какого она цвета? — спрашивает лисица.

— Рыжая она! — отвечает убыр.

— А ты, бабушка, не верь рыжим, — говорит лисица. — Рыжие — все обманщицы. Верь только нам, чёрным лисицам!

Глянула убыр — лисица и вправду чёрная. Отдала она лисице топор, а сама легла и тотчас захрапела — изо рта, из нса искры у неё сыплются, дым валит.

Чёрная лисица топор и зуб-точило в озеро бросила, щепки к рубленому месту приложила, поплевала на них, полизала их, они и приросли крепко. Опять дуб стал целым. Попрощалась лисица с Алтын-сака и убежала.

Немного спустя проснулась убыр. Взглянула на дуб и давай кричать:

— Что это видят мои глаза? Дуб опять цел!

Плюнула убыр — появился топор. Вытащила она у себя изо рта третий зуб — стала точить топор. Наточила и принялась дуб рубить. Рубит, а сама и егета и лисицу на чём свет стоит ругает. Рубила-рубила убыр, до половины дуб перерубила. Смотрит Алтын-сака вниз и думает:

«Не спастись мне теперь от убыр!..»

Глядь — бежит белая лисица. Подбежала к дубу и говорит убыр:

— Бабушка, давай я помогу тебе — буду дуб рубить!

— Убирайся прочь, пока цела! — кричит убыр. — Уже два раза обманули меня лисицы и убежали!

— Какие они были, бабушка? — спрашивает лисица.

— Одна рыжая, другая чёрная, — отвечает убыр.

— Не верь, бабушка, рыжим и чёрным, — говорит лисица, — они всех обманывают. Верь только нам, белым полевым лисицам! Я тебя не обману, я помогу тебе!

Дала убыр лисице топор и легла спать. А лисица бросила топор и зуб-точило в озеро, собрала быстро щепки и приложила их на рубленое место. Поплевала, полизала — они и приросли.

— Ну, егет, — говорит лисица, — три раза я тебе помогала, и чёрной и белой глиной шкуру красила, чтобы убыр меня не узнала. А теперь больше ничем не могу тебе помочь!

Попрощалась и убежала.

Проснулась убыр и закричала:

— Что это видят мои глаза? Дуб будто никогда и не рубили!

Плюнула она — появился топор. Вытащила изо рта последний зуб — стала топор точить. Наточила и давай дуб рубить. Рубит и бормочет:

— Теперь никаких помощников не возьму! Сама управлюсь!

Летят щепки во все стороны, качается дуб, скрипит — вот-вот рухнет.

Видит Алтын-сака — не спастись ему от убыр. Сидит он, раздумывает: что делать? Вдруг прилетел ворон и сел на вершину дуба. Стал Алтын-сака просить ворона:

— Эй, друг ворон! Ты везде летаешь, везде бываешь. Лети на наше новое кочевье, найди моих собак Аккулака (Аккулак — белое ухо) и Актырнака (Актырнак — белый ноготь), скажи им, чтобы бежали ко мне на помощь!

— Не полечу, — отвечает ворон. — Пусть тебя схватит убыр: будет тогда и мне пожива!

Уселся на ветку, стал ждать.

Смотрит Алтын-сака по сторонам: не будет ли откуда помощи? В это время подлетела к дубу сорока. Алтын-сака говорит ей:

— Эй, друг сорока! Везде ты летаешь, везде бываешь. Лети на наше новое кочевье, скажи моим собакам Аккулаку и Актырнаку, чтоб бежали скорее ко мне на помощь!

— Зачем полечу? — отвечает сорока. — Когда убыр будет есть тебя, перепадёт и мне что-нибудь!

Ещё больше загоревал Алтын-сака.

«Скоро конец мне!» — думает.

В это время появилась у него над головой стайка воробьёв. Алтын-сака говорит им:

— Эй, друзья, серые воробышки! Летите на наше новое кочевье, найдите моих собак Аккулака и Актырнака, скажите им: хочет убыр погубить вашего хозяина!

— Найдём! Найдём! Скажем! Скажем! — зачирикали воробьи и улетели быстро.

Прилетели воробьи на кочёвку, нашли собак. А собаки всюду бегали, давно уж разыскивали своего хозяина и так устали, что упали как камни и заснули. Стали воробьи клевать их в уши, стали будить. Разбудили и давай чирикать:

— Эй, Аккулак и Актырнак! Бегите скорее к большому дубу, что растёт возле озера, спасайте своего хозяина — убыр его съесть хочет!

Вскочили Аккулак и Актырнак и помчались на помощь Алтын-сака. Воробьи над дорогой летят, собаки вслед за ними по дороге бегут, пыль поднимают.

Завидела убыр пыль и спрашивает Алтын-сака:

— Егет, егет, посмотри, что это за пыль на дороге?

— Это мне на радость, а тебе на горе! — отвечает Алтын-сака.

Заслышала убыр топот собачьих ног и спрашивает:

— Егет, егет, что за гром это гремит?

— Это мне на радость, а тебе на горе! — отвечает Алтын-сака.

В это время Аккулак и Актырнак подбежали, кинулись на убыр и давай её рвать да кусать. Убыр испугалась, бросила топор в озеро и сама туда же нырнула. Собаки говорят Алтын-сака:

— Сейчас и мы за убыр в озеро нырнём, а ты смотри на воду: если мы убыр убьём — вода в озере почернеет; если убыр нас убьёт — вода красной станет.

Сказали и бросились в озеро.

Забурлило озеро, волнами покрылось.

Смотрит Алтын-сака — покраснела вода. «Ну, — думает, — убила убыр моих собак!» Ещё раз глянул, видит — стала вода чёрной. Обрадовался Алтын-сака, засмеялся и слез с дуба. Тут Аккулак и Актырнак вышли из воды, стали отряхиваться.

— Почему вода в озере сначала покраснела? — спрашивает их Алтын-сака.

Актырнак говорит:

— Потому что убыр стала одолевать нас и оторвала мне ухо, да мы скоро расправились с ней!

Вслед за собаками вышел из озера и буланый конь.

— Ну, — говорит, — садись на меня, егет, повезу тебя домой!

Вернулся Алтын-сака на кочёвку живой и невредимый. Обрадовались отец и мать, устроили большой пир. Созвали на пир всех родных и всех знакомых. Девять дней ели, девять дней пили, девять дней веселились.

Текущая страница: 1 (всего у книги 2 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Башкирские народные сказки

© Перевод, издательство «БХВ-Петербург», 2017

© Ватолина В. В., иллюстрации, 2017

© Оформление, издательство «БХВ-Петербург», 2017

* * *

Предисловие

В Предуралье и на Южных склонах Уральских гор живёт древний народ – башкиры. Сами представители этого народа называют себя немного иначе – башкорты. По одной из версий, это слово переводится как волк-вожак. Волк или волчица – частые герои башкирских сказок. Ещё одно важное для башкир животное – конь. Как же без коня в степи? Прекрасные наездники, охотники, скотоводы башкиры в давние времена вели кочевой образ жизни, пасли стада в степях, временные поселения (аулы) ставили на берегах рек и озёр, жили в войлочных юртах.

В XIII веке территория Башкирии была захвачена монголо-татарами. После разгрома Золотой Орды башкиры оказались под властью Казанского, Ногайского и Сибирского ханств. В середине XV века царь Иван Грозный призвал башкир перейти в российское подданство, сохранил их земли и религию, но обязал служить в российской армии. Вскоре была основана Уфа, столица Башкирии.

Со временем башкиры начали переходить к оседлой жизни и земледелию. Они прекрасно ткали, занимались выделкой войлока, производством ковров, обработкой кожи. Из серебра, добытого в рудниках Уральских гор, делали украшения.

Сочиняя сказки, башкиры хотели передать своим детям национальные традиции и поделиться жизненной мудростью. Почитай их и ты.

Аминбек

Когда-то давным-давно жил старик со старухой. У них был сын Аминбек. Родители хотели сделать Амин-бека богатым торговцем. Однажды они дали сыну денег и велели идти учиться торговать. Аминбек не хотел быть торговцем, а хотел изучать науки или искусство.

Аминбек приехал в город, переночевал в заезжем доме, а наутро вышел на улицу. Тут он услышал, как проходивший мимо глашатай возвещал:

– Кто хочет научиться хорошо писать, пусть идёт к такому-то человеку!

Аминбек тут же отправился к этому человеку и договорился обучаться у него письму в течение года.

Он научился писать так искусно, что мог сделать свой почерк похожим на почерк любого человека. Когда прошёл год, Аминбек возвратился к родителям. Родители были очень огорчены, что их сын ещё не научился торговать.

Старик со старухой опять дали ему денег и отправили учиться торговать. Аминбек приехал в город, переночевал там, а наутро вышел на улицу. Тут он встретил глашатая, который кричал:

– Кто хочет научиться играть в сарташ[1]1

  Сарташ – шашки.

[Закрыть]

, пусть идёт к такому-то человеку!

Аминбек обратился к этому человеку, уплатил монеты и стал учиться у него игре в сарташ. И научился играть так хорошо, что стал побеждать самых лучших игроков.

Прошёл год, и Аминбек отправился домой. Родители побранили его за то, что он зря переводит деньги и обучается пустякам. Затем они дали ему ещё монет и велели, чтобы на эти деньги он научился торговать.

Как и прежде, Аминбек приехал под вечер в один город, заночевал, а поутру вышел на улицу и встретил глашатая, который кричал:

– Кто хочет научиться играть на скрипке, пусть идёт к такому-то человеку!

Аминбек пошёл к этому человеку, уплатил ему монеты и стал учиться играть на скрипке. Прошёл год, и он так хорошо научился играть, что, пожалуй, на всём свете не было другого такого скрипача. После учения Аминбек отправился домой.

Старик со старухой жестоко выбранили его за то, что он опять занимался пустяками. Им стало стыдно перед односельчанами, что у них такой непослушный сын. Они продали дом, всё своё добро и решили переселиться в другое место. Добрались до одного города, проголодались в пути и решили купить хлеба. Но денег у них не было. Рассердились они на Аминбека.

– Из-за тебя оставили деревню, из-за тебя без денег сидим, – проворчали старики и продали сына одному владельцу каравана[2]2

  Караван – несколько странствующих торговцев, которые ведут за собой верблюдов, ослов, мулов или лошадей, гружённых товарами.

[Закрыть]

.

Однажды этот караван проходил по безводным местам, всех стала мучить жажда. Люди спустили ведро в колодец, но оно никак не могло достать до воды. Тогда владелец каравана объявил:

– Кому-то из нас надо спуститься в колодец и во что бы то ни стало достать воды, иначе погибнем от жажды.

Владелец каравана посмотрел на Аминбека и сказал:

– Ну-ка, мальчик, спустись ты!

Аминбека обвязали верёвкой и спустили в колодец. Он осмотрелся кругом: воды в колодце не оказалось. Зато в углу лежала целая куча золота. Аминбек наполнил спущенное ведро золотом и крикнул, чтобы тянули. Люди наверху увидели золото, очень обрадовались и сейчас же спустили ведро обратно. Аминбек опять наполнил его золотом. И так он отправил наверх сорок вёдер золота. После этого Аминбек крикнул, чтобы вытащили его самого. Люди начали поднимать Аминбека, а потом остановились и стали рассуждать: «А ведь если он выйдет из колодца, он может завладеть всем золотом».

Рассудив так, жадные торговцы обрезали верёвку и отправились дальше своей дорогой.

Аминбек с грохотом свалился на дно колодца. Он поднялся на ноги, увидел, что верёвка обрезана, и горько заплакал. Но потом решил, что слёзы горю не помогут. Он стал смотреть вокруг и нашёл конец какой-то верёвки. Когда он потянул её, открылась дверь, и за ней Аминбек увидел дэва[3]3

  Дэв – чудовище, злой дух.

[Закрыть]

. Этот дэв еле сидел от слабости. Аминбек робко подошёл к нему и сел рядом. Оглядевшись, Аминбек увидел висящую скрипку и обрадовался. Он знаками попросил у дэва разрешения взять скрипку.

Дэв разрешил, и тогда Аминбек настроил скрипку и заиграл так хорошо, что дэв расчувствовался и от этого стал выздоравливать. Дэв спросил у Аминбека:

– Егет[4]4

  Егет – юноша, парень.

[Закрыть]

, как ты попал сюда?

Аминбек рассказал ему, как было дело. Дэв не прогневался на него:

– Ну, егет, за то, что ты меня излечил своей игрой, я тебе сделаю добро.

Сказав так, дэв подхватил Аминбека и вылетел с ним на поверхность земли.

Оказалось, что у колодца был оставлен ишак[5]5

  Ишак – домашний осёл.

[Закрыть]

, на котором раньше ехал Аминбек. Дэв доставил Аминбека с его ишаком до места привала каравана, а сам отправился обратно.

Владелец каравана, когда увидел Аминбека целым и невредимым, задумал новый способ его погубить.

Он написал письмо, передал его Аминбеку и велел тому отправиться с письмом вперёд. Он сказал, что хочет порадовать жену вестью о своём скором возвращении.

Аминбек тронулся в путь и дорогой решил посмотреть, что написано в письме. А там говорилось следующее:

«Мальчика, который доставит это письмо, убей и зарой в такое место, чтобы люди не увидали».

Аминбек разорвал это письмо и таким же почерком, как у владельца каравана, написал:

«Скоро возвращусь. Мальчика, который доставит это письмо, приюти в нашем доме, корми и одевай».

С этим письмом он приехал к жене владельца каравана, а караван шёл ещё пять дней.

Жена владельца каравана прочитала письмо и ласково приняла мальчика. Ночью все жители города легли спать, но в одном большом доме всё горел свет.

– Почему, когда все люди спят, вон там светится огонь? – спросил Аминбек хозяйку.

– Там живёт правитель города. Он очень любит играть в сарташ, наверно, и сейчас занят этой игрой. Тому, кто его обыграет, он обещает уступить своё место.

Аминбек отправился к правителю города. Правитель спросил его:

– Эй, егет, зачем ты сюда явился?

Аминбек ему ответил:

– Я слышал, что вы играете в сарташ и всех обыгрываете. Хочу сыграть с вами.

– Ладно, – сказал правитель города. – Если ты, мальчишка, дерзнул играть со мной в сарташ, то у меня есть условие: выиграешь – будешь вместо меня править городом; проиграешь – отрублю тебе голову.

И вот правитель города сел играть с Аминбеком. Он подвинул свои шашки туда-сюда и запер шашку Аминбека.

– Будем играть до тех пор, пока кто-нибудь из нас не выиграет три раза подряд, – сказал правитель города.

Начали играть второй раз, и снова выиграл правитель города. Он сказал Аминбеку:

– Эй, мальчик, не губи свою голову, уйди, пока не поздно!

Аминбек не послушался и на этот раз выиграл. Аминбек три раза подряд обыграл правителя города. После этого правитель сказал:

– Я стар стал, не могу больше править городом. Я искал вместо себя человека со знанием и умом. Вот он и нашёлся.

Тем временем в город вернулся прежний хозяин Аминбека – владелец каравана.

– Ну, жена, как ты поступила с моим посланцем?

Жена ответила:

– Как ты мне велел – приняла его в нашем доме, одела, обула, кормила.

– Ах ты, глупая женщина! Разве это велел я тебе делать? Ну-ка, дай мне письмо, я покажу тебе, что там было написано! – закричал муж.

Когда жена подала ему письмо, он прочёл:

«Скоро возвращусь. Мальчика, который доставит это письмо, приюти в нашем доме, корми и одевай».

Владелец каравана был удивлён:

– А где же он сейчас?

Жена ответила:

– Он теперь стал правителем города.

Услышал это владелец каравана и ещё больше удивился.

Вскоре в этот город забрели бедные родители мальчика. Увидели они сына, обрадовались. Теперь они каялись, что напрасно не слушали сына и заставляли его учиться торговать. Сын их хотел получить знания и добился этого. Мало того: когда стал он правителем города, то открыл школы для всех детей. Там обучали их мудрейшие учёные и искусные мастера. Пока был Аминбек главой города, много юношей обучилось разным наукам и ремеслу. И пошла слава о них по всей земле.

Золотые руки

В далёкое время жил в степях богатый бай[6]6

  Бай – землевладелец и скотовод.

[Закрыть]

. И была у него дочь-красавица. Когда она выходила в степь, то гасли звёзды в небе, ручьи замолкали, потому что ярче звёзд были очи её, алее маков её нежные щёки, звонче пения ручьёв её голос. Звали девушку Мэфтук. Очень любил и берёг отец свою Мэфтук и исполнял всякое её желание.

– За кого же ты хочешь выйти замуж, моя красавица? – спросил он её однажды.

– Отец, я выйду только за того человека, который будет и самым богатым, и самым бедным на свете, – сказала Мэфтук.

Подумал старый бай, покачал головой:

– Хитрую задачу ты мне задала. Где ж я найду тебе такого жениха?

– А ты не ищи, – ответила девушка, – только кликни, женихи соберутся сами.

И объявил старый бай, что отдаст он свою дочь, красавицу Мэфтук, замуж за того, кто докажет, что он самый богатый и в то же время самый бедный человек на свете. И назначил день, когда все женихи должны были явиться ко двору бая. День этот наступил. С утра прислужницы толпились вокруг невесты, одевая и украшая её. Одна заплетала её чёрные косы и перевивала их жемчугом, другая приготовляла золотой парчовый халат, третья отбирала жемчуг и драгоценные кольца, чтобы украсить ими шею и тонкие пальцы Мэфтук. И все прислужницы болтали о женихах, которые тем временем собирались на дворе.

– Один привёл с собой сотню верблюдов, – рассказывала первая, – и все они нагружены тюками с ценными товарами.

– Другой привёл с собой тысячу воинов с прекрасным оружием, – говорила вторая.

– А третьи несут ящички с алмазами, жемчугами и изумрудами, – болтали остальные служанки. – Наверно, их богатствам нет цены.

– Готова ли ты, дочка? – спросил старый бай, появляясь на пороге. – Женихи собрались и ждут тебя.

– Готова, отец, – отвечала девушка и, сияя, как солнце, красотой и уборами, вышла к женихам.

Все они низко поклонились красавице Мэфтук и её отцу. Старый бай сел на парчовую скамью, посадил дочь рядом с собою и громко сказал:

– Моя дочь Мэфтук желает выйти замуж за того, кто будет самым бедным и самым богатым человеком на свете. Расскажите нам о себе.

И вышло вперёд несколько богато одетых людей. За ними слуги вели нагруженных товарами верблюдов и несли тюки с дорогими тканями и посудой.

– Мы любим тебя, красавица, и хотим на тебе жениться, – сказали женихи, кланяясь ещё раз, – выбирай, кто из нас тебе по сердцу.

– Вы все очень богаты? – спросила Мэфтук.

– Да, красавица, мы – богачи.

– Почему же вы думаете, что вы, кроме того, и самые бедные люди на свете?

– Потому, что у нас нет главного сокровища на земле – твоей руки и твоего сердца, – отвечали юноши.

Засмеялась Мэфтук:

– Нет, это не то, что я хотела услышать. Я не пойду ни за кого из вас.

И выступило вперёд несколько славных воинов. За ними толпилось их войско.

– Мы не слишком богаты, Мэфтук, – сказали они, – но при помощи наших воинов можем стать самыми богатыми людьми на свете, если завоюем чужие земли.

– А что вы можете сделать сами, без ваших воинов? – спросила Мэфтук.

– Без них мы ничего не можем, – отвечали они.

– Ну, значит, и вы не те, за кого я могу выйти замуж, – сказала невеста.

И встали перед ней женихи, державшие в руках ящики с драгоценностями.

– Посмотри, Мэфтук, – сказали они, – в этих ящиках – несметные сокровища. Но мы отдадим их тебе – и станем самыми последними бедняками на свете.

– Значит, вы будете сначала богатыми, а потом бедными, а вовсе не сразу теми и другими, – сказала девушка. – Вы тоже не те, кого я ждала.

И вдруг выступил вперёд красивый юноша в грубом платье бедняка. Низко поклонился он красавице.

– Что, и ты хочешь предложить свою руку моей дочери? – насмешливо спросил его бай. – Что ты беден, это мы видим. А где же твоё богатство?

– Моё богатство всегда при мне, – весело ответил юноша и вынул из кармана иглу, молоток и поварёшку. – Я – хороший портной и могу сшить платье много лучше того, которое сейчас надето на тебе. Я – хороший кузнец и могу в час подковать всех коней в твоих табунах. Я и повар и могу состряпать такой обед, какого не ел ещё ни один повелитель в мире. Без верблюдов, без товаров, без воинов я могу заработать столько, что окажусь богаче любого из этих женихов, потому что моё богатство – в моих руках и в моём уменье.

– Вот наконец пришёл настоящий жених! – воскликнула Мэфтук. – У него золотые руки.

И вышла замуж за ремесленника.

Сказка об Аслыкуле[7]7

  Аслыкуль – самое крупное озеро в Башкирии.

[Закрыть]

Эту сказку я слышал от разных людей. Будто бы в давние времена, когда нас с тобой на свете не было, стояла посреди ковыльной[8]8

  Ковыльная степь – степь, заросшая травой ковылём, которая имеет серебристую окраску и напоминает конскую гриву.

[Закрыть]

башкирской степи большая величественная гора. Называлась она Асылтау, то есть Прекрасная гора, очень и очень красивая. В голой степи нет ни деревца, а на ней густые леса росли, много водилось разного зверя и птицы. Внизу, у подножия, аулы[9]9

  Аул – селение людей, община у народов Средней Азии.

[Закрыть]

ютились. Не теперешние, другие. Жители аулов пасли на горных лугах лошадей, в лесу добывали мёд диких пчёл, охотились на тетеревов и куропаток, на зайцев, лис и куниц. Все куницы были чёрными, но иногда охотникам на глаза попадалась белая куница. Удивлялись охотники – ведь белых куниц не бывает. «Она хранительница горы, – говорили аксакалы[10]10

  Аксакал – глава рода, старейшина, пожилой мудрый человек.

[Закрыть]

. – Не трогайте её. Убьёте – не миновать беды». Слово аксакалов – закон. Никто не смел поднять охотничий лук на хранительницу горы.

Слух о необыкновенной белой кунице дошёл до ушей могущественного хана[11]11

  Хан – правитель, князь у тюркских народов.

[Закрыть]

. Загорелся он желанием изловить её и сшить себе шапку. Ни у кого на свете нет шапки из белой куницы, а у него будет – это ли не подтверждение его могущества?!

Прибыл хан с многочисленной свитой на гору Асылтау. Аксакалы пытались образумить его: «О, великий хан, шапка нужна для головы, а не голова для шапки. Даже сто шапок не заменят одной головы. Не накликай несчастье на себя и на нас, оставь в покое хозяйку Асылтау». Хан высокомерно ответил: «Я тут единственный хозяин. Всё принадлежит мне – и люди, и гора, и белая куница. Что захочу, то и сделаю».

Разослал он по всей горе загонщиков, чтобы они выгнали желанную добычу под его выстрел. Загонщики с шумом идут по лесу, кричат, улюлюкают. Всё теснее сужается их кольцо. Хан вложил в тетиву золотую стрелу с алмазным наконечником, приготовился стрелять. Однако не успел он глазом моргнуть, как белая куница, выскочив из леса, юркнула в нору на макушке горы. «Всё равно поймаю!» – вскричал разъярённый хан. Приказал он носить воду и лить в нору. Думал, некуда будет деться кунице, обратно выскочит, если окажется затопленным логово.

Воды потребовалось много. Иссякли колодцы, родники. Хан погнал всех своих подданных к чужедальнему морю. Доставляли воду в повозках с бочками, несли в вёдрах. Люди проклинали хана, но ослушаться не смели. Сорок дней и сорок ночей прошло. Вычерпали до дна чужедальнее море, вылили в бездонную нору, да без толку. Не вышла белая куница, навсегда исчезла. Наверное, в другие края перебралась. Без хозяйки, без доброй хранительницы осталась Асылтау. А на сорок первый день окутала гору мрачная туча. Разразилась великая гроза, какую никто ещё не видывал. От раскалённых молний камни трескались, скалы раскалывались, земля тряслась и стонала. До поздней ночи сотрясала гроза окрестности. В полночь гора не выдержала, зашаталась, обвалилась, с головою под землю ушла. Целиком ушла. Вместе с ханом и его свитой.

Утром выглянули люди из окошек – на месте горы громадное озеро простирается. Лишь с одного боку остались от горы обломки в виде гряды холмов. А в память об Асылтау люди назвали озеро Аслыкулем.

Незнай

Давным-давно жили, говорят, купец с женой. Был у них сын. В тот самый день, когда он родился, их кобыла ожеребилась, собака ощенилась и кошка окотилась. Мальчик рос и вместе с жеребёнком, щенком и котёнком играл. Отец дома редко бывал, по чужим землям торговать ездил.

И вот уехал однажды отец, а мать с учителем из медресе́[12]12

  Медресе (араб. «место, где изучают») – учебное заведение, одновременно и средняя школа, и мусульманская духовная семинария.

[Закрыть]

встречаться стала. Мальчик подметил это, и те опасаться начали, как бы не выдал он их, когда отец вернётся. Думал-думал хальфа[13]13

  Хальфа – учитель.

[Закрыть]

и надумал: избавиться надо от мальчишки. Мать испугалась и всё же спрашивает:

– А как от него избавиться?

– Ядом отравить, – говорит хальфа.

Разговор их конь подслушал и громко заржал: мальчику знак подал. Услышал он ржание своего коня и бегом из медресе домой примчался. Конь, ему всё рассказав, предупредил, что суп, который мать ему к обеду подаст, будет отравлен.

Приготовила мать к обеду суп. Мальчик за еду сел, а суп нарочно пролил.

На другой день хальфа спрашивает:

– Ну что, извела сынка?

– Нет.

– Тогда в хлеб яд подложи.

Разговор этот конь услышал и мальчику передал. Тот не стал за обедом хлеб есть. Опять невредим остался. Тогда хальфа советует матери мальчика:

– Вернётся твой муж, больной притворись. Скажешь, чтобы меня, хальфу, позвал. Дальше я сам знаю, что делать.

Через день-другой муж возвратился. Подъехал к дому, ворота на запоре. Стучит, никто не выходит. Как хочешь, так и входи в собственный дом. Кое-как калитку отпер, в дом вошёл. А там жена на постели лежит. Увидела мужа и стонет:

– Иди скорее за хальфой. Только он сможет вылечить меня.

Побежал хозяин к хальфе, привёл. Хальфа и говорит:

– Если хочешь, чтобы жена твоя жива осталась, накорми её мясом от правой ляжки сына и его коня.

– Да ты что, хальфа! – хозяин вскричал. – Сын-то ведь у меня один-единственный!

– Не любишь ты меня, – говорит жена. – Если б любил, не стал бы жалеть ни лошади, ни сына.

Заплакал купец, да что поделаешь, дал согласие.

Разговор этот конь в конюшне услышал и мальчику передал. Перепугался мальчишка, как теперь быть, не знает.

– Ты вот что сделай, – советует конь. – Когда меня резать выведут, скажи отцу: разреши, мол, в последний раз прокатиться верхом. Отец разрешит. Ты на меня садись, а когда два круга по двору сделаешь, ударь меня камчой[14]14

  Камча – нагайка, кнут, плеть.

[Закрыть]

, дальше я сам знаю, как быть.

И вот вывели коня, чтобы зарезать, мальчик и просит отца:

– Разреши, отец, в последний раз на коне проехать!

– Отстань! – говорят мать и хальфа. – Давайте быстрей резать!

Сжалился отец, разрешил. Объехал мальчик два раза двор, а потом, как конь велел, ударил его камчой, тот взвился и в один миг через плетень перелетел. Вслед за ними собака с кошкой помчались.

Ехали они месяц, ехали год, добрались до высокой горы. Остановились отдохнуть.

К тому времени мальчик вырос, настоящим егетом стал. Отменным тулпаром[15]15

  Тулпар – боевой конь.

[Закрыть]

стал его конь. Он говорит:

– Здесь неподалёку большой камень есть, каких даже на Кафтау[16]16

  Кафтау – горы, Кавказ.

[Закрыть]

нет. Надо этот камень поднять, под ним булатный меч лежит и доспехи, которые в огне не горят, в воде не тонут и сабли не боятся.

Нашли тот камень, глянули: никакому человеку тот камень не осилить. Тогда конь говорит:

– Нет, просто так тебе не поднять. Полезай-ка в моё левое ухо и выходи через правое.

Сделал так егет и стал могучим богатырём. Поднял камень, под ним и вправду меч и доспехи лежат.

– Пусть всё это пока здесь останется, под камнем, – говорит конь. – Надо будет – придёшь возьмёшь. А сейчас мы расстанемся. Я знаю, как тебя найти, а если понадоблюсь – свистни, я и примчусь. Ты дальше один ступай, в дороге не разговаривай ни с кем. Сделай себе клюку и шар. Будешь бежать и шар той клюкой перед собой гнать. На пути красивый большой город будет, там прекрасный дворец стоит. В нём три девицы живут, царские дочери. Из-за тебя спор между ними выйдет. Станут они бежать за тобой, а ты сделай так, чтобы тебя догнала младшая, самая красивая и умная. Когда догонит она тебя, в разговор с ней не вступай. На все вопросы одно отвечай: «Не знаю».

Попрощался егет с конём, собакой и кошкой, смастерил клюку, слепил шар и погнал его по дороге. В пути ни с кем не разговаривает, знай себе гонит шар по дороге. И вот впереди большой красивый город показался, а в городе дворец сверкает. Прямо в царский дворец направился и у ворот стал шар гонять. Увидали его царские дочери, стали спорить:

– Этот егет ко мне пришёл!

– Нет, ко мне, не к тебе!

Долго спорили, потом одна и говорит:

– Не надо нам спорить. Давайте так сделаем: как только он шагнёт, бросимся его догонять. Кто догонит, той из нас другом будет.

Первой побежала старшая. Как ни старалась, не смогла догнать. Потом средняя побежала, тоже не удалось: быстро шар катится, егет ещё быстрее бежит. Очередь младшей дочери догонять. Парень сразу же поддался. Собрался вокруг них народ, и сам царь к ним вышел:

– Ты кто? – спрашивает. – Откуда и куда идёшь?

А егет на все вопросы одно отвечает: «Не знаю».

Все подумали, что его зовут Незнай. Жалеют люди Незная: вот, какой красавец, а говорить не умеет. Молодец молча с утра до вечера шар гоняет. Надоело это царю, решил спровадить куда-нибудь молчаливого егета. Догадалась об этом младшая дочь и говорит:

– Никуда я не отпущу его от себя, потому что мил он мне. Царь рассмеялся:

– Что ты с немым делать-то будешь?

И вот остался Незнай во дворце. Построили ему особое помещение, чтобы шар гонял. Дни и ночи егет там шар гоняет. Больше ничего не интересует его. А младшая царевна смотрит, как он играет.

Много времени так прошло. И вот решил царь старшую дочь замуж отдать – за старшего везира[17]17

  Везир, или визирь – министр, высший сановник в странах Востока.

[Закрыть]

. В день, когда свадьбу должны были играть, налетела на город чёрная туча, гром загремел. Выбежали посмотреть, что в небе творится, а из тучи письмо на землю упало. Написано в том письме: «Царь! Ты решил отдать замуж дочь, которую я давно уже себе выбрал. Объявляю тебе войну. Трёхглавый дэв».

Прочитали письмо и испугались. Царь совсем расстроился:

– Со свадьбой придётся подождать. Надо войско собирать, к войне готовиться!

Собрали войско. Старшего везира царь во главе его поставил. Войско в семидневный поход выступило. Царь с дочерьми тоже в поход отправился. Младшая царевна перед этим приказала слугам, чтобы хорошо заботились о Незнае – он ведь во дворце остаётся.

Шесть дней, шесть ночей прошло. Незнай всё шар гоняет. На седьмой день услышал громкое конское ржание. Вышел во двор – его богатырский конь стоит. Упрекнул его хозяин:

– Шесть дней, шесть ночей минуло, а ты не думаешь ни о чём. К закату солнца должны мы на поле битвы поспеть.

Сел Незнай на коня и в путь отправился. Едет, а следом за ним собака с кошкой бегут. Доехал до той высокой горы, достал из-под огромного камня воинское снаряжение, облачился егет в доспехи, меч на пояс повесил, вскочил на коня. Не узнать Незная – батыром[18]18

  Батыр – богатырь.

[Закрыть]

, какого ещё не видел свет, стал. Домчался до места, где битва должна быть. Войско дэва готовое к бою стоит, а царского совсем не видать, не подоспело ещё. Стал Незнай один с тысячным войском биться, кошка с собакой тоже помогают. Мечом батыр махнёт – вражьи головы так и летят. Истребил всё войско. Теперь с дэвом сразиться ему осталось. Дэв говорит:

– А-а, так это ты и есть Незнай? Хоть ты и разбил моё войско, но тебе меня не одолеть! Биться будем или силой меряться?

– Мне всё равно, биться ли, силой ли меряться, – отвечает Незнай.

Схватил дэв Незная, поднял и ударил оземь. Незнай по щиколотки в землю ушёл. А ему – хоть бы что: он от земли силу берёт, оказывается. Теперь его очередь. Ударил дэва, тот по пояс в землю провалился. Размахнулся батыр мечом и все три головы снёс.

Во время боя был легко ранен Незнай. Вот едет он назад. Навстречу войско. Рану ему перевязали царевны. Царь не узнал победителя и говорит:

– Вот батыр так батыр! Один целое войско и самого дэва победил. Иди ко мне служить. Я за тебя младшую дочь отдам.

А та в слёзы:

– Нет, ни за кого, кроме Незная, не пойду!

– Не плачь, красавица, – говорит батыр. – Не пойду я в царское войско служить, у меня своих дел хватает.

Поблагодарил царевен за то, что рану перевязали, вскочил на коня и вмиг с глаз исчез. Не доезжая города отпустил коня. Приходит во дворец и опять начинает шар гонять. Вернулось войско, младшая царевна у слуг спрашивает:

– Как здесь Незнай поживал?

– А что ему сделается? Шар свой с утра до ночи гоняет. Один день только пропадал где-то.

Через некоторое время царь отдал старшую дочь за главного своего везира. Свадьбу отпраздновали. А Незнай знай себе шар гоняет. Вот и среднюю дочь царь замуж отдаёт, за второго везира. Накануне свадьбы налетела туча на город, перепугался народ: как бы опять чего не вышло! И вправду – из тучи письмо на землю слетело: «Царь! Зря решил ты вторую дочь за везира отдать! Объявляю тебе войну. Шестиглавый дэв».

Царь опять войско собрал, жениха во главе его поставил. В девятидневный поход войско отправилось. Царь и дочерей в поход взял. Незнай, как и прежде, остался шар свой гонять. За ним слуги присматривают, младшая дочь так велела. Семь дней прошло, молодец во дворце всё шар гоняет. На восьмой конское ржание раздалось. Вышел Незнай – его конь стоит.

Сел Незнай верхом, никому не доложился, в путь отправился. У высокой горы облачился в богатырские доспехи, меч взял, дальше поехал. Приезжает на поле битвы, а там вражеское войско – что чёрные галки, всю землю покрыло. Кинулся врагов косить. Ему конь, собака и кошка помогают. Только на следующий день истребил всю нечисть. Тогда выходит шестиглавый дэв на поединок:

– А-а! – кричит. – Так это ты, Незнай?! Попробуй-ка со мной сразиться!

Схватил Незная и оземь ударил. Тот по колени в землю ушёл. По колени ушёл – ещё сильнее стал. Вскочил на коня, махнул мечом, четыре головы разом снёс. Понял дэв: плохо дело, надо хотя бы две головы сберечь. Долго ещё кружили они друг друга. Изловчился, наконец, Незнай и снёс последние две головы дэву. Но небольшую рану успел тот нанести батыру.

Поехал он назад, навстречу – царское войско. Царевны перевязали рану богатыря. Тут его царь увидел:

– А-а, тот самый батыр! Уж теперь-то не отпущу тебя. Оставайся в моём войске служить.

Не соглашается батыр. А младшая царская дочь всё приглядывается к нему да приглядывается:

«Что-то батыр этот на Незная похож, не брат ли ему?» – думает.

А царь всё своё:

– Хочешь, среднюю дочь бери, хочешь – младшую отдам.

Та снова в слёзы:

– Кроме Незная, ни за кого не пойду!

– Не плачь, красавица, – говорит батыр. – Не останусь я у вас, моё дело – обиженных защищать.

Вернулся во дворец и, как прежде, стал шар гонять. Через девять дней возвратилось войско. Младшая царевна сразу к слугам:

– Как Незнай здесь поживал? Хорошо ли ел-пил?

– Ел-пил хорошо, шар гонял, но два дня пропадал где-то.

Царь богатую свадьбу устроил, среднюю дочь за второго везира выдал. А Незнай всё шар гоняет.

Наступило мирное время. Пора младшую царскую дочь замуж отдавать. Много женихов приезжало свататься. Всем царевна отказывала. Вызвал царь её и говорит:

– Давно я тебе слово дал: за кого захочешь, за того пойдёшь.

– За Незная, только за Незная хочу! – стоит она на своём.

Огорчился царь:

– Сама подумай. Умру я, младший зять царство должен наследовать, а какой из Незная правитель царства: молчун он.

Заплакала дочь. Сжалился тогда отец, велел к свадьбе готовиться. Старшие зятья-везиры довольны: после смерти царя, думают, они править станут, потому что какой же правитель страны из немого?!

День свадьбы настаёт. И опять чёрная туча город накрыла. На этот раз двенадцатиглавый дэв войну царю объявляет. Собрали войско, а кого во главе его поставить, царь не знает. Спрашивает младшую дочь:

– Ну, что скажешь: кому войско вести, ведь не молчуну Незнаю?!

– Сама поведу!

И повела войско на войну. Незнай остался шар гонять. А до поля битвы – двенадцать дней пути. Девять дней прошло. Вышел Незнай на двор, по-молодецки свистнул. Конь явился. Кликнул Незнай собаку, кошку и верхом в путь отправился. У высокой горы достал из-под камня богатырские доспехи, взял меч. Поскакал дальше. До поля битвы домчался. Глядит: войско вражеское, как саранча, землю покрыло. Начал биться. А вражеские полчища так и лезут, так и лезут – конца-краю не видать. Налево мечом махнёт, направо махнёт – они так и валятся. Истребил всех до последнего. Свалился сам от усталости, заснул. Когда отдохнул немного, будит его конь:

– Вставай, навстречу двенадцатиглавому дэву спешить надо. Если он сам сюда прибудет, не скоро одолеешь его. Напади неожиданно. Когда ты у него восемь голов срубишь, он просить станет: чтоб отпустил ты его с отцом проститься. Ты отпусти. А только нам до его отца раньше добраться следует. Ведь он от отца силу берёт. Мы ту силу перехватим.

Помчались навстречу дэву. Дэв, увидев батыра, зарычал:

– А-а! Так это ты, Незнай? А ну давай силой меряться!

День бьются, другой. Восемь голов срубил у дэва Незнай, стал тот просить, чтобы отпустил его домой с отцом проститься. Батыр отпустил, а сам, не мешкая, поскакал на коне туда, где отец дэва живёт. Тот слепым был. Когда Незнай к нему приехал, тот подумал, что это сын вернулся. Нацедил своей крови стакан и подаёт батыру. Выпил Незнай той крови и намного сильнее, чем раньше, стал. Поблагодарил старого дэва, вышел за порог – а там с подоспевшим двенадцатиглавым дэвом столкнулся. Не ожидал этого дэв. Батыр сразу три головы у него снёс. Последнюю голову осталось срубить. Когда срубил её, сам рану получил и упал без сознания. Подхватил конь Незная, к царскому войску поскакал. Перевязали его царевны, а царь опять отпускать от себя чудесного батыра не хочет.

– Оставайся, – говорит, – младшую дочь за тебя отдам.

– Никого не желаю, – говорит та. – Незная люблю.

Помчался батыр во дворец. На этот раз конь у него остался. Привязав во дворе коня, спать лёг: очень уж устал. Собака с кошкой Незная сторожить стали. Войско нескоро вернулось, а Незнай всё спит. Младшая царевна любимого разыскивать кинулась. Побежала туда, где он всегда шар гоняет, – нету. Потом в его комнату направилась. К дверям подходит, у порога собака сторожит. Царевна не испугалась, вошла. Смотрит, Незнай лежит. Вскочил он и обнял царевну, к сердцу прижал.

Башкирские народные сказки

11 сказок

Абзалил

Жили встарину в одном ауле старик со старухой, и у них был единственный сын Абзалил. Старик со старухой были очень бедными. У них не было ни скота, ни другого богатства. Вскоре старики умерли. Маленький Абзалил остался один. От отца ему досталась только охапка лыка. Однажды Абзалил взял охапку лыка и пошёл к большому озеру. Погрузил охапку…

Автор: Башкирские сказки

(Время чтения: 3 мин.)

Алп-батыр

В давние-стародавние времена на берегу Агидели жили, говорят, старик со старухой. Старик ходил на охоту, а старуха пряла пряжу и ткала полотно. Так и жили они, пока не достигли глубокой старости. Спохватились однажды: жизнь-то прошла и ни одним ребенком их не одарила. Умрут они, и не будет никого, кто бы их помянул добрым словом. Сильно…

Автор: Башкирские сказки

(Время чтения: 3 мин.)

Аминбек

Когда-то, давным-давно, был старик со старухой. У них был сын Аминбек. Родители хотели сделать Аминбека богатым торговцем. Однажды они дали сыну сто рублей и велели идти учиться торговать. Аминбек не хотел быть торговцем, а хотел получить знания в науках и искусстве. Аминбек пришёл в один город, переночевал в заезжем доме, а наутро вышел…

Автор: Башкирские сказки

(Время чтения: 7 мин.)

Егет, звавший на помощь нужду

Был у одного старика единственный сын, очень, говорят, не любивший утруждать себя: что отец не велит сделать — он только в затылке чешет. Однажды отец сказал ему: — Сынок, у скотины корм кончился, съезди-ка на луг. — Там на дороге — яма, как наедешь — арба переварачивается. Не поеду, — отказался сын. Отец: — Коль…

короткие сказки для самых маленьких

Автор: Башкирские сказки

(Время чтения: 1 мин.)

Жадный богач и Зиннят-агай

В давние времена был один богач. Звали его Саранбай, и был Саранбай жадным и скупым. Вот как-то собрался он ехать на ярмарку. Встал спозаранку и начал думать, чего бы взять с собой в дорогу поесть. А чего только не было у него: и овец, и коз, и гусей, и кур — всего было ровно по тысяче голов. Муки у него тоже было ровно тысяча…

Автор: Башкирские сказки

(Время чтения: 3 мин.)

Заяц и лев

Заяц и левЖил в одном лесу лев, и не было от него житья остальным зверям. Когда невмоготу стало терпеть бесчинства злого льва, обитатели леса устроили большой совет. Решили они послать ко льву зайца, который обещал перехитрить льва. Пришёл заяц к злому льву и говорит: — Звери решили бросать жребий, кому твоей добычей становиться. Сегодня не…

Автор: Башкирские сказки

(Время чтения: 1 мин.)

Кот-озорник

Кот-озорникЖил-был кот-озорник. Любил он забираться в погреба соседей и поедать там сметану, масло и молоко. За это хозяин и прогнал кота в лес. Идёт кот-озорник по лесу, мяукает грозно. Встретился ему заяц. «Кот, куда ты идёшь?» — спрашивает заяц. «Иду, чтобы съесть всю лесную живность!» — отвечает кот. Заяц испугался и побежал что есть мочи. Встречается…

Автор: Башкирские сказки

(Время чтения: 2 мин.)

Кто сильнее?

Был когда-то старик со старухой, и была у них дочь. Когда дочь выросла, старик со старухой стали задумываться: какого бы ей найти жениха? — Выдам ее замуж за самого сильного на свете,—сказал старик. И вот, чтобы найти самого сильного, старик отправился в путь. Пришлось ему как-то итти по льду. Лед был скользкий, старик поскользнулся и…

Автор: Башкирские сказки

(Время чтения: 2 мин.)

Ленивая девочка

Жили когда-то очень давно бабушка и внучка. Бабушка так состарилась, что работать уже не могла. А внучка была очень ленива. Бабушка с каждым годом все старела и слабела. Вот дожила она до весны и думает: «Пить-есть надо, люди вон сеют, и нам надо что-нибудь посеять». И говорит она об этом внучке. —Не надо, бабушка,— ответила ей внучка.— Ты…

короткие сказки для самых маленьких

Автор: Башкирские сказки

(Время чтения: 1 мин.)

Почему у зайца короткий хвост

Почему у зайца короткий хвостКак-то раз решил лев раздать всем зверям хвосты. Приготовил он много разных хвостов, чтобы каждому хватило, развесил их на деревьях и позвал зверей выбирать. Пришли звери за хвостами, а заяц увидел, какой лиса себе хвост примеряет, и захотел такой же — большой и пушистый. Да второго такого не было. Стал тогда заяц у лисицы хвост отбирать. Она и…

Автор: Башкирские сказки

(Время чтения: 1 мин.)

Как видно из названия этогй категории, она посвящается такому жанру устного творчества, как башкирские народные сказки. Здесь собраны произведения устного фольклора из тех, которые по каплям собирались учеными в течение 2-х веков по деревням с башкирским населением. Поэтому на нашем сайте вы можете читать башкирские сказки онлайн абсолютно бесплатно. Список башкирских сказок отсортирован по алфавиту.

Авторизация

Войдите через социальные сети

Или воспользуйтесь формой авторизации

Логин или E-mail

Пароль

Забыли пароль?

Нет учетной записи? — Перейдите к Регистрации

Библиотека мудрости

Добро пожаловать! Воспользуйтесь
формой авторизации или зарегистрируйтесь.

  • Башкирия лесная сказка турбаза
  • Башенный кран как правильно пишется
  • Башенный как пишется и почему
  • Башенка как правильно пишется
  • Башенка как пишется и почему