Басней называется рассказ в стихах о каком либо событии случае

Инфоурок


Другое

ПрезентацииПрезентация: «Басня как литературный жанр»

Презентация: «Басня как литературный жанр»



Скачать материал

Работу подготовил учитель начальных классов Запретилова Н. Д.Басня как литера...



Скачать материал

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Работу подготовил учитель начальных классов Запретилова Н. Д.Басня как литера...

    1 слайд

    Работу подготовил учитель начальных классов Запретилова Н. Д.
    Басня как литературный жанр.

  • Б А С Н ЯИ.А.
Крылов
ЭзопЖан де Лафонтен
Баснописцы Эзопов язык
Олицетворени...

    2 слайд

    Б А С Н Я
    И.А.
    Крылов

    Эзоп
    Жан де Лафонтен

    Баснописцы
    Эзопов язык

    Олицетворение
    Аллегория (иносказание)

    Мораль
    Нравоучи-тельный характер
    Короткий рассказ

  • Басня – краткий рассказ или стихотворение нравоучительного характера, обычно...

    3 слайд

    Басня – краткий рассказ или стихотворение нравоучительного характера, обычно про животных, наделенными человеческими качествами, созданное для «исправления нравов», для воспитания.
    Делится на 2 части:​ рассказ и мораль (нравоучительный вывод);
    Аллегория (изображение предмета, за которым скрывается другой предмет или человек);​
    Олицетворение (о неодушевленных предметах  говорится, как об одушевлённых);​
    Персонажи (герои) – животные;​
    Диалог (разговор двух или более героев)​
    Разговорный язык​.
    Что же такое басня?

  • Цель басни: назвать порок, воспитать на отрицательном примере. В ней всегда е...

    4 слайд

    Цель басни: назвать порок, воспитать на отрицательном примере. В ней всегда есть мораль – «вывод», формирующий суть басни.
    Басня всегда несёт аллегорический иносказательный характер.
    Аллегория (иносказание) — иносказательное изображение предмета или явления для того, чтобы наглядно показать его черты (волк – злой человек, лиса – хитрый человек и т.д.)​
    Мораль – это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом. В морали всегда осуждаются глупые или плохие поступки.

    Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши.

  • Басня, как жанр, с момента своего появления и до наших дней была призвана выс...

    5 слайд

    Басня, как жанр, с момента своего появления и до наших дней была призвана высмеивать человеческие пороки. Этот жанр оставался актуальным и популярным во все времена. Очень важным качеством для человека является признание своих пороков и желание избавиться от них. Сколько существует человек на земле, столько он и будет бороться со своими грехами и соблазнами. И басенный жанр ему в этом и друг и помощник.

    История басни как жанра

  • Баснописцы разных времен использовали образы животных . На смену людям в бас...

    6 слайд

    Баснописцы разных времен использовали образы животных . На смену людям в басне приходят животные, наделенные человеческими чертами: трусостью, храбростью, добротой, мужеством и т.д. Такие аллегорические образы животных олицетворяющих какую-то одну черту человеческого характера, широко использовали в своих работах древние баснописцы.

  • ЭзопЖан де ЛафонтенИ.А. КрыловВеликие баснописцы

    7 слайд

    Эзоп
    Жан де Лафонтен
    И.А. Крылов
    Великие баснописцы

  • Возникновение басни как жанра относится к V веку до нашей эры, а создателем е...

    8 слайд

    Возникновение басни как жанра относится к V веку до нашей эры, а создателем ее считается раб Эзоп (VI–V вв. до н.э.).
    Благодаря Эзопу в обиходе появилось выражение «Эзопов язык». ​
    Эзопов язык, позволял избегать преследований властей и выражать запретные мысли при помощи различных приёмов.​

  • В XVII веке французский писатель Лафонтен (1621–1695) вновь возродил жанр бас...

    9 слайд

    В XVII веке французский писатель Лафонтен (1621–1695) вновь возродил жанр басни. В отличие от античных авторов, он описывает происходящее в мире, а не строго наставляет читателя. Лафонтен сосредоточен скорее на чувствах своих героев, чем на нравоучении.

  • В России басня начала развиваться особенно быстро в XVIII веке. 
Самую широку...

    10 слайд

    В России басня начала развиваться особенно быстро в XVIII веке.
    Самую широкую известность получили басни, созданные​ И.А. Крыловым(1769-1844).
    Он считал, что искоренить пороки человечества можно через их осмеяние.
    В баснях высмеиваются жадность, невежество, глупость.
    Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми.

  • Басней называется:
А) рассказ в стихах о каком-либо событии, случае;
Б) корот...

    11 слайд

    Басней называется:
    А) рассказ в стихах о каком-либо событии, случае;
    Б) короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание и специально выделенная автором мораль;
    В) короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое-либо лицо, реже группу лиц или общественное явление.

    2. Вывод в басне называется:
    А) поучение; Б) мораль; В) наставление; Г) рассуждение.

    3. Определите название приёма, характерного для басни:
    А) иносказание; Б) заклинание; В) описание; Г) повторение.

    4. Кто известен как первый баснописец?
    А) Жан де Лафонтен; Б) Эзоп; В) Крылов; Г) Ломоносов.
    Тест

  • Проверь себя!

                                                  1.  Б...

    12 слайд

    Проверь себя!

    1. Б
    2. Б
    3. А
    4. Б

  • Басни нужны нам обязательно. В них много обычной житейской мудрости. Это не п...

    13 слайд

    Басни нужны нам обязательно. В них много обычной житейской мудрости. Это не просто юмористические заметки о жизни животных, растений, вещей и людей. Перед нами — жанр нравоучительный, созданный для “исправления нравов”, для воспитания. Его цель — назвать порок, воспитать на отрицательном примере. И потому в баснях всегда есть мораль — именно так называется “вывод”, формулирующий суть басни. Затрагиваемые проблемы в баснях вечны.
    Заключение

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 052 629 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 19.10.2017
  • 3960
  • 29

«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

  • 19.10.2017
  • 396
  • 0

Презентация по литературе «Рождество»

  • Учебник: «Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.
  • Тема: X. К. Андерсен. «Снежная королева». Перевод А. Ганзен
  • 19.10.2017
  • 470
  • 1

«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Збарский И.С. и др./ Под ред. Коровиной В.Я.

Рейтинг:
1 из 5

  • 19.10.2017
  • 7931
  • 9
  • 19.10.2017
  • 2339
  • 46

«Литературное чтение (в 2 частях)», Кац Э.Э.

  • 19.10.2017
  • 3580
  • 8

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»

  • Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»

  • Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»



  • Скачать материал


    • 19.10.2017


      3520
    • PPTX
      1.3 мбайт
    • 251
      скачивание
    • Оцените материал:





  • Настоящий материал опубликован пользователем Запретилова Наталья Дмитриевна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Запретилова Наталья Дмитриевна

    • На сайте: 5 лет и 11 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 24218
    • Всего материалов:

      6

  • Рабочий лист для урока литературного чтения в 4 классе по поэме А.С. Пушкина

Работу подготовил учитель начальных классов Дмитриева Оксана Мичеславовна

Работу подготовил учитель начальных классов

Дмитриева Оксана Мичеславовна

И.А. Крылов Жан де Лафонтен Короткий рассказ  Эзоп  Баснописцы Нравоучи-тельный характер  Б А С Н Я  Мораль Эзопов язык Аллегория (иносказание)  Олицетворение

И.А.

Крылов

Жан де Лафонтен

Короткий рассказ

Эзоп

Баснописцы

Нравоучи-тельный характер

Б А С Н Я

Мораль

Эзопов язык

Аллегория (иносказание)

Олицетворение

Басня – краткий рассказ или стихотворение нравоучительного характера, обычно про животных, наделенными человеческими качествами, созданное для «исправления нравов», для воспитания. Делится на 2 части :​ рассказ и мораль (нравоучительный вывод) ; Аллегория (изображение предмета, за которым скрывается другой предмет или человек) ; ​ Олицетворение (о  неодушевленных  предметах   говорится, как об одушевлённых) ; ​ Персонажи (герои)  – животные ; ​ Диалог (разговор двух или более героев)​ Разговорный язык ​ .

  • Басня краткий рассказ или стихотворение нравоучительного характера, обычно про животных, наделенными человеческими качествами, созданное для «исправления нравов», для воспитания.
  • Делится на 2 части :​ рассказ и мораль (нравоучительный вывод) ;
  • Аллегория (изображение предмета, за которым скрывается другой предмет или человек) ;
  • Олицетворение неодушевленных предметах   говорится, как об одушевлённых) ;
  • Персонажи (герои) животные ;
  • Диалог (разговор двух или более героев)​
  • Разговорный язык .

Цель басни: назвать порок, воспитать на отрицательном примере. В ней всегда есть мораль – «вывод», формирующий суть басни. Басня всегда несёт аллегорический иносказательный характер. Аллегория (иносказание) - иносказательное изображение предмета или явления для того, чтобы наглядно показать его черты (волк – злой человек, лиса – хитрый человек и т.д.)​ Мораль  – это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом. В морали всегда осуждаются глупые или плохие поступки.    Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши.

  • Цель басни: назвать порок, воспитать на отрицательном примере. В ней всегда есть мораль «вывод», формирующий суть басни.
  • Басня всегда несёт аллегорический иносказательный характер.
  • Аллегория (иносказание) иносказательное изображение предмета или явления для того, чтобы наглядно показать его черты (волк – злой человек, лиса – хитрый человек и т.д.)​
  • Мораль  – это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом. В морали всегда осуждаются глупые или плохие поступки.

Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши.

Басня, как жанр, с момента своего появления и до наших дней была призвана высмеивать человеческие пороки. Этот жанр оставался актуальным и популярным во все времена. Очень важным качеством для человека является признание своих пороков и желание избавиться от них. Сколько существует человек на земле, столько он и будет бороться со своими грехами и соблазнами. И басенный жанр ему в этом и друг и помощник.

  • Басня, как жанр, с момента своего появления и до наших дней была призвана высмеивать человеческие пороки. Этот жанр оставался актуальным и популярным во все времена. Очень важным качеством для человека является признание своих пороков и желание избавиться от них. Сколько существует человек на земле, столько он и будет бороться со своими грехами и соблазнами. И басенный жанр ему в этом и друг и помощник.

 Баснописцы разных времен использовали образы животных . На смену людям в басне приходят животные, наделенные человеческими чертами: трусостью, храбростью, добротой, мужеством и т.д. Такие аллегорические образы животных олицетворяющих какую-то одну черту человеческого характера, широко использовали в своих работах древние баснописцы.

  • Баснописцы разных времен использовали образы животных . На смену людям в басне приходят животные, наделенные человеческими чертами: трусостью, храбростью, добротой, мужеством и т.д. Такие аллегорические образы животных олицетворяющих какую-то одну черту человеческого характера, широко использовали в своих работах древние баснописцы.

Жан де Лафонтен Эзоп И.А. Крылов

Жан де Лафонтен

Эзоп

И.А. Крылов

Возникновение басни как жанра относится к V веку до нашей эры, а создателем ее считается раб Эзоп (VI–V вв. до н.э. ) .  Благодаря Эзопу в обиходе появилось выражение  « Эзопов язык » .   ​ Эзопов язык,  позволял избегать преследований властей и выражать запретные мысли при помощи различных приёмов.​

  • Возникновение басни как жанра относится к V веку до нашей эры, а создателем ее считается раб Эзоп (VI–V вв. до н.э. ) .
  • Благодаря Эзопу в обиходе появилось выражение  « Эзопов язык » .  
  • Эзопов язык, позволял избегать преследований властей и выражать запретные мысли при помощи различных приёмов.​

В XVII веке французский писатель Лафонтен (1621–1695) вновь возродил жанр басни. В отличие от античных авторов, он описывает  происходящее в мире, а не строго наставляет читателя. Лафонтен сосредоточен скорее на чувствах своих героев, чем на нравоучении.

  • В XVII веке французский писатель Лафонтен (1621–1695) вновь возродил жанр басни. В отличие от античных авторов, он описывает происходящее в мире, а не строго наставляет читателя. Лафонтен сосредоточен скорее на чувствах своих героев, чем на нравоучении.

В России басня начала развиваться особенно быстро в  XVIII  веке. Самую широкую известность получили басни, созданные​  И.А. Крыловым (1769-1844). Он считал, что искоренить пороки человечества можно через их осмеяние. В баснях высмеиваются жадность, невежество, глупость.  Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми.

  • В России басня начала развиваться особенно быстро в  XVIII  веке.
  • Самую широкую известность получили басни, созданные​ И.А. Крыловым (1769-1844).
  • Он считал, что искоренить пороки человечества можно через их осмеяние.
  • В баснях высмеиваются жадность, невежество, глупость.
  • Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми.

Басней называется: А) рассказ в стихах о каком-либо событии, случае; Б) короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание и специально выделенная автором мораль; В) короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое-либо лицо, реже группу лиц или общественное явление.  2. Вывод в басне называется: А) поучение; Б) мораль; В) наставление; Г) рассуждение.  3. Определите название приёма, характерного для басни: А) иносказание; Б) заклинание; В) описание; Г) повторение.  4. Кто известен как первый баснописец? А) Жан де Лафонтен; Б) Эзоп; В) Крылов; Г) Ломоносов.

  • Басней называется:

А) рассказ в стихах о каком-либо событии, случае;

Б) короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание и специально выделенная автором мораль;

В) короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое-либо лицо, реже группу лиц или общественное явление.

2. Вывод в басне называется:

А) поучение; Б) мораль; В) наставление; Г) рассуждение.

3. Определите название приёма, характерного для басни:

А) иносказание; Б) заклинание; В) описание; Г) повторение.

4. Кто известен как первый баснописец?

А) Жан де Лафонтен; Б) Эзоп; В) Крылов; Г) Ломоносов.

Проверь себя!  1. Б  2. Б  3. А  4. Б

Проверь себя!

1. Б

2. Б

3. А

4. Б

Басни нужны нам обязательно. В них много обычной житейской мудрости. Это не просто юмористические заметки о жизни животных, растений, вещей и людей. Перед нами — жанр нравоучительный, созданный для “исправления нравов”, для воспитания. Его цель — назвать порок, воспитать на отрицательном примере. И потому в баснях всегда есть мораль — именно так называется “вывод”, формулирующий суть басни.  Затрагиваемые проблемы в баснях вечны.

  • Басни нужны нам обязательно. В них много обычной житейской мудрости. Это не просто юмористические заметки о жизни животных, растений, вещей и людей. Перед нами — жанр нравоучительный, созданный для “исправления нравов”, для воспитания. Его цель — назвать порок, воспитать на отрицательном примере. И потому в баснях всегда есть мораль — именно так называется “вывод”, формулирующий суть басни. Затрагиваемые проблемы в баснях вечны.

    Комедия Гоголя “Ревизор” является одним из наиболее ярких драматических произведений русской литературы XIX века. “Ревизор” представляет собой глубоко реалистическое произ ведение, показывающее мир мелкого и среднего провинциального чиновничества России второй четверти девятнадцатого века. 
    При описании этого мира Н. В. Гоголь широко использовал имеющиеся в его распоряжении литературные приемы, позволяющие наиболее полно охарактеризовать свои персонажи, сделав это в занимательной и легко доступной зрителю и читателю форме. 
    Открыв первую же страницу комедии и узнав, что, например, фамилия частного пристава — Уховертов, а уездного лекаря — Гибнер, мы получаем, в общем-то, уже достаточно полное представление об этих персонажах и об отношении автора к ним. Кроме того. Гоголь дал краткие характеристики каждому из главных действующих лиц, которые помогают лучше понять суть каждого персонажа. Городничий: “хоть и взяточник, но ведет себя очень солидно”; Анна Андреевна: “воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей”; Хлестаков: “без царя в голове”, “говорит и действует без всякого соображения”; Осип: “слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет”; Ляпкин-Тяпкин: “человек, прочитавший пять или шесть книг и потому несколько вольнодумен”; почтмейстер: “простодушный до наивности человек”. 
    Портреты даны также и в письмах Хлестакова в Петербург к своему приятелю Тряпичкину. Например, Земляника, по выражению Хлестакова, “совершенная свинья в ермолке”. 
    Более полно эти портреты раскрываются в речевых характеристиках персонажей. Солидный Городничий и разговор ведет степенный и размеренный: “право”, “так вот какое обстоятельство”, “полно, полно вам!” Провинциальная кокетка Анна Андреевна суетлива и невыдержанна; речь ее отрывиста и экспрессивна: “Кто же это? Это, однако, досадно! Кто же бы это такой был?” Хлестаков, кстати, по манере изъясняться несколько схож с Анной Андреевной. То же обилие восклицаний, сумбурная, отрывистая речь: “Я, брат, не такого рода! Со мной не советую…”, та же рисовка: “А ваши глаза лучше, чем важные дела…” 
    Основным литературным приемом, которым пользуется Гоголь при комическом изображении чиновников, является гипербола. Этот прием применяет автор в изображении Христиана Ивановича Гибнера, который не в состоянии даже общаться со своими больными по причине полного незнания русского языка, и Амоса Федоровича с почтмейстером, решивших, что приезд ревизора предвещает грядущую войну. Гиперболична поначалу и сама фабула комедии, но по мере развития, сюжетного действия, начиная с рассказа Хлестакова о его петербургской жизни, гипербола сменяется гротеском. Ослепленные страхом за свое будущее чиновники и хватающиеся за Хлестакова как за соломинку городское купечество и обыватели не в состоянии оценить всей абсурдности происходящего, и несуразности нагромождаются одна на другую: тут и унтер-офицерша, которая “сама себя высекла”, и Бобчинский, просящий довести до сведения его императорского величества, что “в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский”, и многое другое… 
    Кульминация и следующая сразу за ней развязка наступают резко, жестко. Письмо Хлестакова дает событиям такое простое и даже банальное объяснение, что в этот момент оно выглядит для городничего, например, гораздо более неправдоподобным, чем все хлестаковские фантазии. Немного об образе городничего. По всей видимости, ему придется расплатиться за грехи своего окружения в целом. Разумеется, он и сам не ангел, но удар настолько силен, что у городничего наступает нечто вроде прозрения: “Ничего не вижу: вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего…” “Чему смеетесь? Над собой смеетесь!” — бросает он в лицо чиновникам „и в зал. Наделив городничего сарказмом, Гоголь делает его более человечным и тем самым возвышает над остальными персонажами комедии. 
    Немая сцена: как громом пораженные, стоят обитатели провинциального городка, погрязшие во взятках, пьянстве, сплетнях. Но вот идет очищающая гроза, которая смоет грязь, накажет порок и наградит добродетель. В этой сцене Гоголь отразил свою веру в справедливость высшей власти, бичуя тем самым, по выражению Некрасова, “маленьких воришек для удовольствия больших”. 
    Комедия “Ревизор” сразу же стала одним из самых популярных драматических произведений того времени и явилась предвестником пьес Островского.

logo

  • Что такое басня?

    Ответ:
    рассказ в стихах о каком-либо событии, случае;
    короткое юмористическое стихотворение
    краткий стихотворный рассказ нравоучительного и сатирического характера;

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      jamiemiller676

    • Создано:

      3 года назад

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • geometriya
    Геометрия

    17 минут назад

    Помогите с матешой пж

  • obshtestvoznanie
    Обществознание

    27 минут назад

    СРОЧНО ПОМОГИТЕ! ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 6 КЛАСС!!!!!!!!!! ТЕМА «ЧТО ТАКОЕ ЛИЧНОСТЬ»

  • istoriya
    История

    27 минут назад

    История 7 класс какая форма правления при Василии 3 в 16 веке в Москве

  • algebra
    Алгебра

    28 минут назад

    1. Замени пробел одночленом так, чтобы получившееся равенство было тождеством. a² + 2 _ + 1 = (a + _) 2​

  • kazak-tili
    Қазақ тiлi

    28 минут назад

    1 жаттығу Көп нүктенің орынына тиісті сөздердi қойып жаз. 1. Қоңырау қайта-қайта … 2. Еңбектiң тәттi. 3. жанбыр жауды. 4. Мектеп ауласына 5. Алақай, ауылға кеʌдi! 6. Далада жапалақтап жауып тұр. *** … 1. Қоян аң. 8. Арыстан аң 9. АҚҚУ — құс. 10.Бұлбұл орманда 11. Қызық окыдым. 12. Аулада отырғыздык 13. Аю жейдi. *** отырғыздық.​

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

I вариант.

1. Что такое басня:
а) короткое стихотворение о жизни зверей
б) краткий рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл +
в) рассказ в стихах о каком-либо событии, случае

2. Что такое мораль басни:
а) начальные или заключительные строки басни с кратким нравоучительным выводом +
б) заключительные строки басни, в которых читатель узнаёт, что стало с героями в конце
в) начальные строки басни, в которых читатель знакомится с героями

3. Кто является автором басен “Свинья под Дубом”, “Волк на псарне”, “Ворона и Лисица”:
а) Эзоп
б) Ломоносов
в) Крылов +

4. Из какой басни взяты следующие строки: “Хоть век его не будь, ничуть не пожалею, Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею”:
а) “Свинья под Дубом” +
б) “Волк на псарне”
в) “Ворона и Лисица”

5. Из какой басни взяты следующие слова: “Спой, светик, не стыдись!”:
а) “Свинья под Дубом”
б) “Волк на псарне”
в) “Ворона и Лисица” +

6. Из какой басни взяты следующие слова: “Ты сер, а я, приятель, сед…”:
а) “Ворона и Лисица”
б) “Волк на псарне” +
в) “Свинья под Дубом”

7. Какой персонаж басни “Свинья под Дубом” попытался остановить Свинью, подрывавшую корни Дуба:
а) Сокол
б) Коршун
в) Ворон +

8. В чём состоит мораль басни “Свинья под Дубом”:
а) обличение невежд, которые с неуважением относятся к просвещению и злом отвечают на добро +
б) обличение невежд, которые ничего не делают для людей и государства
в) обличение невежд, которых устраивает их небольшой запас знаний

9. Как автор называет Лисицу из басни “Ворона и Лисица”:
а) царь – птица
б) голубушка
в) плутовка +

10. Какие события из истории России запечатлел Крылов в басне “Волк на псарне”:
а) войну с японцами в 1904-1905 гг.
б) войну с Наполеоном в 1812 году +
в) войну с фашистами в 1941-1945 гг.

11. Где льстец всегда отыщет уголок в басне “”Ворона и Лисица”:
а) в сердце +
б) в душе
в) в доме

12. Что бог послал вороне:
а) творог
б) сыр +
в) монету

13. Сколько сыра было в этой басне:
а) кусочек +
б) 2 кусочка
в) килограмм

14. На каком дереве сидела ворона:
а) на дубе
б) на сосне
в) на ели +

15. Какое определение лисица дала голосу вороны:
а) ангельский +
б) приятный
в) божественный

16. Что лисица попросила сделать ворону:
а) указать дорогу
б) спеть +
в) отдать ей сыр

17. Какое дело объединило героев басни “Лебедь, рак и щука”:
а) везти плот
б) строить дом
в) везти воз +

18. Чем был наполнен воз:
а) удочками
б) поклажей +
в) одеждой

19. Почему воз не двигался с места:
а) он был слишком тяжелый
б) не было колес
в) все трое тянули в разные стороны +

20. Чего не было у героев басни, чтобы воз поехал:
а) сил
б) согласия +
в) ума

II вариант.

1. Что хочет сделать осёл в начале повествования басни “Осёл и соловей”:
а) самолично оценить пение соловья +
б) прогнать соловья, который разбудил его своим пением
в) купить соловья

2. На сколько ладов свистал соловей:
а) на три лада
б) на тысячу ладов +
в) на сто ладов

3. Кто любовался соловьем, улыбаясь девушке:
а) осёл
б) певец
в) пастух +

4. Кто,по мнению осла, поёт лучше, чем соловей:
а) иволга
б) петух +
в) дрозд

5. Как называет осёл соловья в начале басни:
а) дружок
б) братец
в) дружище +

6. Как Крылов называет Стрекозу в начале своей басни “Стрекоза и Муравей”:
а) шалунья
б) попрыгунья +
в) певунья

7. Что делала Стрекоза все лето:
а) пела +
б) ходила в гости к Муравью
в) готовилась к зиме

8. Что произошло со Стрекозой с приходом зимы:
а) стала кататься на санках
б) стала много играть в снежки
в) начала голодать +

9. К кому Стрекоза, замерзнув и проголодавшись, обратилась за помощью:
а) к Кузнечику
б) к Муравью +
в) к своей маме – стрекозе

10. Что предложил делать Стрекозе Муравей зимой:
а) поплясать +
б) продолжать радоваться зимним забавам
в) продолжать петь

11. Вспомните, кто такой невежда в басне «Свинья под Дубом»?
а) Малообразованный человек, а также человек, не сведущий в какой-либо области +
б) Грубый, невоспитанный человек
в) Глупый человек

12. Определите, куда в басне «Волк на псарне» пустился хитрый Волк?
а) Наутёк
б) В угол
в) В лес
г) В переговоры +

13. Вспомните, столько лет было Дубу, под которым “Свинья … Наелась желудей досыта, до отвала”:
а) 100 лет +
б) 150 лет
в) 200 лет

14. Выберите, в басне «Ворона и Лисица» где льстец всегда отыщет уголок?
а) В душе
б) В сердце+
в) В доме

15. Укажите, что бог послал вороне в басне «Ворона и Лисица»?
а) Монету
б) Сыр+
в) Творог

16. Вспомните, сколько сыра было в басне «Ворона и Лисица»?
а) Кусочек+
б) Два кусочка
в) Килограмм

17. Выберите, где сидела ворона в басне «Ворона и Лисица»?
а) На сосне
б) На ели+
в) На дубе

18 Как автор называет Лисицу из басни «Ворона и Лисица»:
а) Голубушка +
б) Плутовка
в) Царь-птица

19. Вспомните, какие события И.А. Крылов запечатлел в басне «Волк на псарне»?
а) Войну с Наполеоном в 1812 году +
б) Войну с фашистами в 1941-1945 году
в) Войну с японцами в 1904-1905 г.

20. Из какой басни взяты данные строки: «Хоть век его не будь, ничуть не пожалею, Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею»?
а) «Волк на псарне»
б) «Свинья под Дубом» +
в) «Ворона и Лисица»

Слайд 1

Басня как литературный жанр ФИли

Слайд 2

«Когда первобытный человек почувствовал себя человеком, он оглянулся вокруг себя и впервые задумался о мире и о себе. По существу, это были два вопроса: — как устроен мир? как должен вести себя в этом мире человек ? На первый вопрос он ответил мифом. На второй вопрос – басней » (М. Л. Гаспаров «Басни Эзопа»)

Слайд 3

Эзоп Жан де Лафонтен И.А. Крылов

Слайд 4

А.П. Сумароков В.И. Майков И.А. Крылов И.И. Хемницер И.И. Дмитриев В.К. Тредиаковский М.В. Ломоносов

Слайд 5

« Лисица и виноград» Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они ещё зелёные!» Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что силы нет, а винят в этом обстоятельства.

Слайд 6

1621 — 1695 «Лисица и виноград» Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец (Разное говорят), Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой Виноград, такой зримо зрелый, В румяной кожице! Наш любезник был бы рад им полакомиться, Да не мог до него дотянуться И сказал: «Он зелен – Пусть им кормится всякий сброд!» Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?

Слайд 7

Иван Андреевич Крылов (1769 – 1844) «Лисица и виноград» Голодная кума Лиса залезла в сад; В нем кисти винограду рделись. У кумушки глаза и зубы загорелись, А кисти сочные, как яхонты, горят; Лишь то беда, висят они высоко: Отколь и как она к ним ни зайдет, Хоть видит око, Да зуб неймет. Пробившись попусту час целой, Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж! На взгляд –то он хорош, Да зелен – ягодки нет зрелой: Тотчас оскомину набьешь.

Слайд 8

Мораль – нравственные правила, которым следуют в обществе и домашней жизни (логический, поучительный вывод из чего-нибудь). Аллегория (в переводе с греческого – иносказание) – изображение человека или иного предмета через другого человека или другой предмет: лиса – хитрый человек, заяц, ягнёнок – беззащитный человек, волк – злой, бессердечный человек. Олицетворение – присвоение предметам неживой природы свойств живых существ.

Слайд 9

План сравнительного анализа 1.Тема басни. 2. Герои басни. 3.События, действия героев. 4.Цель басни. 5. Мораль. 6. Художественные особенности (изобразительно – выразительные средства)

Слайд 10

Эзоп Ж. де Лафонтен И. А . Крылов Общее Различное

Слайд 12

Басней называется: А) рассказ в стихах о каком-либо событии, случае; Б) короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание и специально выделенная автором мораль; В) короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое-либо лицо, реже группу лиц или общественное явление. 2. Вывод в басне называется: А) поучение; Б) мораль; В) наставление; Г) рассуждение. 3. Определите название приёма, характерного для басни: А) иносказание; Б) заклинание; В) описание; Г) повторение. 4. Кто известен как первый баснописец? А) Жан де Лафонтен; Б) Эзоп; В) Крылов; Г) Ломоносов.

Слайд 13

Проверь себя! 1. Б 2. Б 3. А 4. Б Молодцы!

Слайд 14

Чтение сказки В. А. Жуковского «Спящая царевна». * Попробовать самому придумать басню (в прозе или стихах).

Ба́сня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей. Басня — один из древнейших литературных жанров. В Древней Греции был знаменит Эзоп (VI—V века до нашей эры), писавший басни в прозе. В Риме — Федр (I век нашей эры). В Индии сборник басен «Панчатантра» относится к III веку. Виднейшим баснописцем нового времени был французский поэт Ж. Лафонтен (XVII век).

В России развитие жанра басни относится к середине XVIII — началу XIX веков и связано с именами А. П. Сумарокова, И. И. Хемницера, А. Е. Измайлова, И. И. Дмитриева, хотя первые опыты стихотворных басен были ещё в XVII веке у Симеона Полоцкого и в 1-й пол. XVIII века у А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского. В русской поэзии вырабатывается басенный вольный стих, передающий интонации непринуждённого и лукавого сказа.

Басни И. А. Крылова с их реалистической живостью, здравомысленным юмором и превосходным языком знаменовали расцвет этого жанра в России. В советское время приобрели популярность басни Демьяна Бедного, С. Михалкова и другие.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Происхождение
    • 1.2 Античность
      • 1.2.1 Греческая литература
      • 1.2.2 Риторика
      • 1.2.3 Римская литература
    • 1.3 Средние века
    • 1.4 Возрождение
  • 2 Животная басня
  • 3 Баснописцы
  • 4 Смотрите также
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

История

Происхождение

Существуют две концепции происхождения басни. Первая представлена немецкой школой Отто Крузиуса, А. Хаусрата и др., вторая — американским учёным Б. Э. Перри. Согласно первой концепции, в басне первично повествование, а мораль вторична; басня происходит из сказки о животных, а сказка о животных — из мифа. Согласно второй концепции, в басне первична мораль; басня близка сравнениям, пословицам и поговоркам; как и они, басня возникает как вспомогательное средство аргументации. Первая точка зрения восходит к романтической теории Якоба Гримма, вторая возрождает рационалистическую концепцию Лессинга.

Филологов XIX века долго занимала полемика о приоритете греческой или индийской басни. Теперь можно считать почти несомненным, что общим истоком материала греческой и индийской басни была шумеро-вавилонская басня.

Античность

Греческая литература

Прежде чем басня стала самостоятельным литературным жанром, она прошла в своём развитии стадии поучительного примера или притчи, а затем фольклорную. От древнейшей стадии сохранились лишь два образца. Это знаменитый αινος Одиссея (Od. XIV, 457—506) и две притчи, которыми обмениваются Тевкр и Менелай в «Аянте» Софокла (ст. 1142—1158).

Сложившуюся форму устной басни, соответствующую второму периоду развития жанра, мы впервые в греческой литературе находим у Гесиода. Это — знаменитая притча (αινος) о соловье и ястребе («Труды и дни», 202—212), обращённая к жестоким и несправедливым властителям. В притче Гесиода мы уже встречаем все признаки басенного жанра: животных-персонажей, действие вне времени и пространства, сентенциозную мораль в устах ястреба.

Греческая поэзия VII—VI вв. до н. э. известна лишь в скудных отрывках; некоторые из этих отрывков отдельными образами перекликаются с известными впоследствии басенными сюжетами. Это позволяет утверждать, что основные басенные сюжеты классического репертуара уже сложились к этому времени в народном творчестве. В одном из своих стихотворений Архилох (отр. 88— 95 Б) упоминает «притчу» о том, как лису обидел орёл и был наказан за это богами; в другом стихотворении (отр. 81—83 Б) он рассказывает «притчу» о лисе и обезьяне. Стесихору Аристотель приписывает выступление перед гражданами Гимеры с басней о коне и олене применительно к угрозе тирании Фаларида («Риторика», II, 20, 1393b). «Карийскую притчу» о рыбаке и осьминоге, по свидетельству Диогениана, использовали Симонид Кеосский и Тимокреонт. Достаточно отчётливо выступает басенная форма и в анонимном сколии о змее и раке, приводимом у Афинея (XV, 695а).

Греческая литература классического периода уже опирается на вполне сложившуюся традицию устной басни. Геродот ввёл басню в историографию: у него Кир поучает слишком поздно подчинившихся ионян «басней» (logos) о рыбаке-флейтисте (I, 141). Эсхил пользовался басней в трагедии: сохранился отрывок, излагающий «славную ливийскую басню» (logos) об орле, поражённом стрелой с орлиными перьями. У Аристофана Писфетер в разговоре с птицами блистательно аргументирует баснями Эзопа о жаворонке, похоронившем отца в собственной голове («Птицы», 471—476) и о лисице, обиженной орлом («Птицы», 651—653), а Тригей ссылается на басню в объяснение своего полёта на навозном жуке («Мир», 129—130), а вся заключительная часть комедии «Осы» построена на обыгрывании некстати применяемых Филоклеоном басен.

Демокрит поминает «Эзоповскую собаку», которую погубила жадность (отр. 224 D.); близки к этому жанру Продик в своей знаменитой аллегории о Геракле на распутье (Ксенофонт, «Воспоминания о Сократе», II, 1) и Протагор в своей басне (mythos) о сотворении человека (Платон, «Протагор», 320 с сл.); Антисфен ссылается на басню о львах и зайцах (Аристотель, «Политика», III, 8, 1284а, 15); его ученик Диоген сочиняет диалоги «Леопард» и «Галка» (Диог. Лаэрт., VI, 80). Сократ у Ксенофонта рассказывает басню о собаке и овцах («Воспоминания», II, 7, 13—14), у Платона он вспоминает, что говорила «в Эзоповой басне» (mythos) лисица больному льву о следах, ведущих в его пещеру («Алкивиад I», 123а), и даже сам сочиняет в подражание Эзопу басню о том, как природа неразрывно связала страдание с наслаждением («Федон», 60с). Платон даже утверждает, что Сократ, никогда ничего не сочинявший, незадолго до смерти переложил в стихи Эзоповы басни («Федон», 60с) — рассказ явно вымышленный, но охотно принятый на веру потомками (Плутарх, «Как слушать поэтов», 16 с; Диог. Лаэрт., II, 42).

Риторика

На рубеже классической и эллинистической эпохи из «высокой» литературы басня опускается в литературу учебную, предназначенную для детей, и в литературу популярную, обращенную к необразованной низовой публике. Басня становится монополией школьных учителей и философских проповедников. Так возникают первые сборники басен (для нужд преподавания), и начинается третий период истории басенного жанра в античности — период перехода от устной басни к литературной. Первый сборник Эзоповых басен, о котором до нас дошло упоминание,— это «Logon Aisopeion Synagoge» Деметрия Фалерского, составленный на рубеже IV и III вв. до н. э. Деметрий Фалерский был философом-перипатетиком, учеником Феофраста; кроме того, он был оратор и теоретик красноречия. Сборник Деметрия, по-видимому, послужил основой и образцом для всех позднейших записей басен. Ещё в византийскую эпоху под его именем издавались басенные сборники.

Сборники таких записей были, прежде всего, сырым материалом для школьных риторических упражнений, но рано перестали быть исключительным достоянием школы и стали читаться и переписываться как настоящие «народные книги». Поздние рукописи таких сборников дошли до нас в очень большом количестве под условным названием «басен Эзопа». Исследователи различают среди них три основных рецензии (редакции):

  • древнейшая, так называемая Августанская, восходит, по-видимому, к I—II вв. н. э., и написана на обиходной койнэ того времени;
  • вторая, так называемая Венская, относится к VI—VII вв. и перерабатывает текст в духе народного просторечия;
  • третья, так называемая Аккурсиевская, распадающаяся на несколько субрецензий, создалась во время одного из византийских Возрождений (по одному мнению — в IX веке, по другому — в XIV веке) и переработана в духе аттикизма, модного в тогдашней литературе.

Августанская редакция — собрание двухсот с лишним басен, все они более или менее однородны по типу и охватывают тот круг басенных сюжетов, который впоследствии стал наиболее традиционным. Запись басен проста и кратка, ограничивается передачей сюжетной основы без всяких второстепенных подробностей и мотивировок, тяготеет к стереотипным формулам для повторяющихся сюжетных моментов. Отдельные сборники басен сильно различаются и по составу, и по словесной редакции.

В риторической школе басня заняла твердое место среди «прогимнасм» — подготовительных упражнений, с которых начиналось обучение ритора. Число прогимнасм колебалось от 12 до 15; в окончательно установившейся системе их последовательность была такова: басня, рассказ, хрия, сентенция, опровержение и утверждение, общее место, похвала и порицание, сравнение, этопея, описание, разбор, законоположение. Басня в числе других простейших прогимнасм, по-видимому, первоначально преподавалась грамматиком и лишь потом перешла в ведение ритора. Пособием к изучению прогимнасм служили специальные учебники, содержавшие теоретическую характеристику и образцы каждого рода упражнений. До нас дошло четыре таких учебника, принадлежащих риторам Феону (конец I — начало II в. н. э.), Гермогену (II в.), Афтонию (IV в.) и Николаю (V в.), а также обширные комментарии к ним, составленные уже в византийскую эпоху, но по материалам той же античной традиции (особенно богат материалом комментарий к Афтонию, составленный Доксопатром, XII век). Общее определение басни, единогласно принятое всеми прогимнасматиками, гласит: «Басня есть вымышленный рассказ, являющий образ истины» (mythes esti logos pseudes, eikônizôn aletheian). Мораль в басне определялась так: «Это — сентенция (logos), прибавляемая к басне и разъясняющая содержащийся в ней полезный смысл». Мораль, поставленная в начале басни, называется промифий, мораль в конце басни — эпимифий.

Место басни среди других форм аргументации наметил ещё Аристотель в «Риторике» (II, 20, 1393а23—1394а 18). Аристотель различает в риторике два способа убеждения — пример (paradeigma) и энтимему (enthymema), соответственно аналогичные индукции и дедукции в логике. Пример подразделяется на пример исторический и пример вымышленный; пример вымышленный в свою очередь подразделяется на параболу (то есть условный пример) и басню (то есть конкретный пример). Разработка басни в теории и на практике была замкнута в стенах грамматических и риторских школ, в публичную ораторскую практику басни не проникали.

Римская литература

В римской литературе в «ямбах» Каллимаха мы находим две кстати вставленные басни. В «Сатурах» Энния пересказывалась стихами басня о жаворонке и жнеце, а у его продолжателя Луцилия — басня о льве и лисице. Гораций приводит басни о полевой и городской мыши («Сатиры», II, 6, 80—117), о коне и олене («Послания», I, 10, 34— 38), об объевшейся лисе («Послания», I, 7, 29—33), о лягушке, подражавшей быку («Сатиры», II, 3, 314—319), и о лисе, подражавшей льву («Сатиры», II, 3, 186), о льве и лисице («Послания», I, 1, 73—75), о галке в краденых перьях («Послания», I, 3, 18—20), себя и свою книгу сравнивает с погонщиком и ослом («Послания», I, 20, 14—15), при виде хитреца думает о вороне и лисице («Сатиры», II, 5, 55), при виде невежд — об осле и лире («Послания», II, 1, 199). На рубеже нашей эры начинается период становления литературной басни. Федр и Бабрий — два классика античной литературной басни. Федр — римский поэт, Бабрий — греческий В литературной басне наметились два противоположные направления в развитии басенного жанра: плебейское, моралистическое направление Федра (басня-сатира) и аристократическое, эстетское направление Бабрия (басня-сказка). Вся позднелатинская басенная литература восходит в конечном счете или к Федру, или к Бабрию. Продолжателем бабриевской линии басни в римской литературе был Авиан. Продолжением федровской традиции был позднелатинский сборник басен, известный как «Ромул».

Средние века

Всеобщий культурный упадок «темных веков» одинаково погрузил в забвение и Авиана и «Ромула», откуда их извлекло новое оживление средневековой культуры в XII веке. Начиная с этого времени мы находим в средневековой латинской литературе не меньше 12 переработок «Ромула» и не меньше 8 переработок Авиана.

  • По-видимому, около XI век возникла редакция, известная как «Нилантов Ромул» (назван так по имени филолога И. Ф. Ниланта, впервые издавшего этот сборник в 1709 г.) из 50 басен; местами заметна христианизация моралей.
  • Вероятно, в начале XII век «Нилантов Ромул» был переведен на английский язык и дополнен многочисленными сюжетами новоевропейского происхождения — сказками, легендами, фаблио и т. п.— авторство получившегося сборника было приписано знаменитому королю Альфреду. Этот «Английский Ромул» не сохранился.
  • Однако в последней трети XII век он был переведен стихами на французский язык англо-нормандской поэтессой Марией Французской (под названием «Изопет») и в этом виде получил широкую известность; а со сборника Марии Французской были сделаны два обратных перевода на латинский язык.
    • Это, во-первых, так называемый «Расширенный Ромул», сборник 136 басен (79 басен из «Ромула», 57 разрабатывают новые сюжеты), изложенных очень подробно, грубоватым сказочным стилем; сборник послужил основой для двух немецких переводов.
    • Во-вторых, это так называемый «Робертов Ромул» (по имени первоиздателя, 1825 г.), сборник 22 басен, изложенных сжато, без какого-либо сказочного влияния и с притязанием на изящество.

Ещё два стихотворных переложения были сделаны во второй половине XII века. Оба переложения сделаны элегическим дистихом, но различны по стилю.

  • Первое из них содержит 60 басен: изложение очень риторически пышное, изобилующее антитезами, анноминациями, параллелизмами и пр. Этот сборник пользовался огромной популярностью до самого Возрождения (более 70 рукописей, 39 изданий только в XV век) и не раз переводился на французский, немецкий и итальянский языки (среди этих переводов — знаменитый «Лионский Изопет»). Имя автора не было обозначено; с 1610 г., когда Исаак Невелет включил этот сборник в свое издание «Mythologia Aesopica», за ним закрепилось обозначение Anonymus Neveleti.
  • Второй сборник стихотворных переложений «Ромула» был составлен несколько позже; его автор — Александр Неккам. Его сборник озаглавлен «Новый Эзоп» и состоит из 42 басен. Неккам пишет проще и ближе держится оригинала. Поначалу сборник Неккама имел успех, но скоро его полностью затмил Anonymus Neveleti, и он оставался в неизвестности вплоть до XIX век.

Из «Ромула» извлечены басни, вставленные в «Зерцало историческое» Винцента из Бовэ (XIII век) — первую часть огромной средневековой энциклопедии в 82 книгах. Здесь (IV, 2—3) автор, дойдя в своем изложении до «первого года царствования Кира», сообщает, что в этом году в Дельфах погиб баснописец Эзоп, и по этому поводу излагает в 8 главах 29 басен. Эти басни, говорит автор, могут быть с успехом использованы при составлении проповедей.

В некоторых рукописях к басням «Ромула» присоединяются так называемые fabulae extravagantes — басни неизвестного происхождения, изложенные очень народным языком, подробно и красочно и приближающиеся по типу к животной сказке.

  • Из двух прозаических парафраз Авиана одна без заглавия, другая обозначена как Apologi Aviani.
  • Три стихотворных парафразы озаглавлены «Новый Авиан», выполнены элегическими дистихами и относятся к XII веку. Автор одной из парафраз называет себя vates Astensis («поэт из Асти», города в Ломбардии). Ещё одна принадлежит опять-таки Александру Неккаму.

Возрождение


В эпоху Возрождения распространяющееся знание греческого языка открыло европейскому читателю доступ к первоисточнику — к греческим басням Эзопа. С 1479 г., когда итальянский гуманист Аккурсий выпустил первое печатное издание басен Эзопа, начинается развитие новоевропейской басни.

Животная басня

Животные басни — это басни, в которых животные (волк, сова, лисица) действуют как человек. Лисе свойственна хитрость, сове — мудрость. Гусь считается глупым, лев мужественным, змея коварной. Качества сказочных животных взаимозаменяемы. Сказочные животные представляют определённые характерные черты людей.

Морализированное естествознание античных животных басен оформилось в конце концов в сборники, известные под заглавием «Физиоло́г».

Баснописцы

  • Эзоп
  • Жан де Лафонтен
  • И. А. Крылов
  • Демьян Бедный
  • Олеся Емельянова
  • Василий Майков
  • Федр
  • Авиан
  • Бабрий
  • Сергей Михалков
  • Александр Сумароков
  • Иван Дмитриев
  • Людвиг Хольберг
  • Григорий Саввич Сковорода
  • Пётр Гулак-Артемовский
  • Левко Боровиковский
  • Евгений Гребёнка
  • Леонид Глибов
  • Л. Н. Толстой
  • Дэвид Седарис (англ.)русск.[1]

Смотрите также

  • Аполог
  • Притча
  • Аллегория

Литература

  • Гаспаров М. Л. Античная литературная басня. — М., 1972.
  • Гринцер П. А. К вопросу о соотношении древнеиндийских и древнегреческих басен. — Гринцер П. А. Избранные произведения: В 2 т. — М.: РГГУ, 2008. — Т. Т. 1. Древнеиндийская литература. — С. 345—352.

Ссылки

wikt: fabula в Викисловаре?
commons: Category:Fables на Викискладе?
  • Басня // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Басни на «Притчи и сказки Востока и Запада»
  1. «Squirrel Seeks Chipmunk»
Что такое «басня»?

короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое-либо лицо, реже группу лиц или общественное явление

короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание и специально выделенная автором мораль

рассказ в стихах о каком-либо событии, случае

«Согласье»

Выберите значение слова «согласье» в басне «Лебедь, Щука и Рак».

единство целей и способов действий

Поклажа

Из предложенного варианта выберите верный.

Куда тянул поклажу лебедь?

Воз

Из предложенного варианта подчеркните верный.

С чем был воз?

  1. С одеждой
  2. С удочками
  3. С поклажей

Чего не хватало героям?

Подчеркните чего не было у героев басни, чтобы воз поехал?

  1. Сил
  2. Ума
  3. Согласия

Герои басни

Какого героя автор называл Попрыгуньей? Раскрасьте правильный ответ зелёным цветом, а неправильный красным цветом.

Характеристика героев басни

Дайте характеристику героям басни.

Стрекоза

Муравей


Усердно работает, заготавливает запасы, чтобы затем спокойно перезимовать


Ничего не нужно, она не думает о завтрашнем дне.


Трудится целый день.


Молодая, беспечная, все летние дни проводит в танцах и веселье.


Главное для неё – прыгать, скакать, петь и танцевать

Басня «Стрекоза и муравей»

Басня И.А. Крылова

Разгадайте ребус.

Мораль басни

Мораль басни «Лебедь, рак и щука».

сожаление об отсутствии сил, чтобы сдвинуть груз с места

поощрение желания сделать работу во что бы то ни стало

осуждение отсутствия единодушия при выполнении общего дела

Крылатое выражение

Крылатое выражение в басне «Лебедь, рак и щука».

«Да только воз и ныне там»

«Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам»

«И вместе трое все в него впряглись»

Произведение И. А. Крылова

Вставьте пропущенные слова в произведение И.А.Крылова.

Попрыгунья

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как


катит в глаза.

Помертвело чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол, и дом.

Всё прошло: с


холодной

Нужда, голод настает;

Стрекоза уж не


:

И кому же в ум пойдет

На желудок петь голодный!

Стрекоза

Как автор называет Стрекозу в басне «Стрекоза и Муравей»? Выберите правильный ответ.

«Да только воз и ныне там»

Из какой басни взяты следующие строки: «Да только воз и ныне там»? Выберите правильный ответ.

  • Баскетбол рассказ для 2 класса
  • Баскетбол на английском языке как пишется
  • Басенный мир крылова сочинение
  • Бас или басс как пишется
  • Бас гитара как пишется