Инфоурок
›
Другое
›Презентации›Презентация: «Басня как литературный жанр»
Презентация: «Басня как литературный жанр»
Скачать материал
Скачать материал
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Работу подготовил учитель начальных классов Запретилова Н. Д.
Басня как литературный жанр. -
2 слайд
Б А С Н Я
И.А.
КрыловЭзоп
Жан де ЛафонтенБаснописцы
Эзопов языкОлицетворение
Аллегория (иносказание)Мораль
Нравоучи-тельный характер
Короткий рассказ -
3 слайд
Басня – краткий рассказ или стихотворение нравоучительного характера, обычно про животных, наделенными человеческими качествами, созданное для «исправления нравов», для воспитания.
Делится на 2 части: рассказ и мораль (нравоучительный вывод);
Аллегория (изображение предмета, за которым скрывается другой предмет или человек);
Олицетворение (о неодушевленных предметах говорится, как об одушевлённых);
Персонажи (герои) – животные;
Диалог (разговор двух или более героев)
Разговорный язык.
Что же такое басня? -
4 слайд
Цель басни: назвать порок, воспитать на отрицательном примере. В ней всегда есть мораль – «вывод», формирующий суть басни.
Басня всегда несёт аллегорический иносказательный характер.
Аллегория (иносказание) — иносказательное изображение предмета или явления для того, чтобы наглядно показать его черты (волк – злой человек, лиса – хитрый человек и т.д.)
Мораль – это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом. В морали всегда осуждаются глупые или плохие поступки.Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши.
-
5 слайд
Басня, как жанр, с момента своего появления и до наших дней была призвана высмеивать человеческие пороки. Этот жанр оставался актуальным и популярным во все времена. Очень важным качеством для человека является признание своих пороков и желание избавиться от них. Сколько существует человек на земле, столько он и будет бороться со своими грехами и соблазнами. И басенный жанр ему в этом и друг и помощник.
История басни как жанра
-
6 слайд
Баснописцы разных времен использовали образы животных . На смену людям в басне приходят животные, наделенные человеческими чертами: трусостью, храбростью, добротой, мужеством и т.д. Такие аллегорические образы животных олицетворяющих какую-то одну черту человеческого характера, широко использовали в своих работах древние баснописцы.
-
7 слайд
Эзоп
Жан де Лафонтен
И.А. Крылов
Великие баснописцы -
8 слайд
Возникновение басни как жанра относится к V веку до нашей эры, а создателем ее считается раб Эзоп (VI–V вв. до н.э.).
Благодаря Эзопу в обиходе появилось выражение «Эзопов язык».
Эзопов язык, позволял избегать преследований властей и выражать запретные мысли при помощи различных приёмов. -
9 слайд
В XVII веке французский писатель Лафонтен (1621–1695) вновь возродил жанр басни. В отличие от античных авторов, он описывает происходящее в мире, а не строго наставляет читателя. Лафонтен сосредоточен скорее на чувствах своих героев, чем на нравоучении.
-
10 слайд
В России басня начала развиваться особенно быстро в XVIII веке.
Самую широкую известность получили басни, созданные И.А. Крыловым(1769-1844).
Он считал, что искоренить пороки человечества можно через их осмеяние.
В баснях высмеиваются жадность, невежество, глупость.
Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми. -
11 слайд
Басней называется:
А) рассказ в стихах о каком-либо событии, случае;
Б) короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание и специально выделенная автором мораль;
В) короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое-либо лицо, реже группу лиц или общественное явление.2. Вывод в басне называется:
А) поучение; Б) мораль; В) наставление; Г) рассуждение.3. Определите название приёма, характерного для басни:
А) иносказание; Б) заклинание; В) описание; Г) повторение.4. Кто известен как первый баснописец?
А) Жан де Лафонтен; Б) Эзоп; В) Крылов; Г) Ломоносов.
Тест -
12 слайд
Проверь себя!
1. Б
2. Б
3. А
4. Б -
13 слайд
Басни нужны нам обязательно. В них много обычной житейской мудрости. Это не просто юмористические заметки о жизни животных, растений, вещей и людей. Перед нами — жанр нравоучительный, созданный для “исправления нравов”, для воспитания. Его цель — назвать порок, воспитать на отрицательном примере. И потому в баснях всегда есть мораль — именно так называется “вывод”, формулирующий суть басни. Затрагиваемые проблемы в баснях вечны.
Заключение
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 052 629 материалов в базе
-
Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 19.10.2017
- 3960
- 29
- 19.10.2017
- 396
- 0
Презентация по литературе «Рождество»
- Учебник: «Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.
- Тема: X. К. Андерсен. «Снежная королева». Перевод А. Ганзен
- 19.10.2017
- 470
- 1
Рейтинг:
1 из 5
- 19.10.2017
- 7931
- 9
- 19.10.2017
- 2339
- 46
- 19.10.2017
- 3580
- 8
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»
-
Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»
-
Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»
-
Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»
-
Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»
-
Скачать материал
-
19.10.2017
3520
-
PPTX
1.3 мбайт -
251
скачивание -
Оцените материал:
-
-
Настоящий материал опубликован пользователем Запретилова Наталья Дмитриевна. Инфоурок является
информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайтЕсли Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.Удалить материал
-
- На сайте: 5 лет и 11 месяцев
- Подписчики: 0
- Всего просмотров: 24218
-
Всего материалов:
6
Работу подготовил учитель начальных классов
Дмитриева Оксана Мичеславовна
И.А.
Крылов
Жан де Лафонтен
Короткий рассказ
Эзоп
Баснописцы
Нравоучи-тельный характер
Б А С Н Я
Мораль
Эзопов язык
Аллегория (иносказание)
Олицетворение
- Басня – краткий рассказ или стихотворение нравоучительного характера, обычно про животных, наделенными человеческими качествами, созданное для «исправления нравов», для воспитания.
- Делится на 2 части : рассказ и мораль (нравоучительный вывод) ;
- Аллегория (изображение предмета, за которым скрывается другой предмет или человек) ;
- Олицетворение (о неодушевленных предметах говорится, как об одушевлённых) ;
- Персонажи (герои) – животные ;
- Диалог (разговор двух или более героев)
- Разговорный язык .
- Цель басни: назвать порок, воспитать на отрицательном примере. В ней всегда есть мораль – «вывод», формирующий суть басни.
- Басня всегда несёт аллегорический иносказательный характер.
- Аллегория (иносказание) — иносказательное изображение предмета или явления для того, чтобы наглядно показать его черты (волк – злой человек, лиса – хитрый человек и т.д.)
- Мораль – это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом. В морали всегда осуждаются глупые или плохие поступки.
Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши.
- Басня, как жанр, с момента своего появления и до наших дней была призвана высмеивать человеческие пороки. Этот жанр оставался актуальным и популярным во все времена. Очень важным качеством для человека является признание своих пороков и желание избавиться от них. Сколько существует человек на земле, столько он и будет бороться со своими грехами и соблазнами. И басенный жанр ему в этом и друг и помощник.
- Баснописцы разных времен использовали образы животных . На смену людям в басне приходят животные, наделенные человеческими чертами: трусостью, храбростью, добротой, мужеством и т.д. Такие аллегорические образы животных олицетворяющих какую-то одну черту человеческого характера, широко использовали в своих работах древние баснописцы.
Жан де Лафонтен
Эзоп
И.А. Крылов
- Возникновение басни как жанра относится к V веку до нашей эры, а создателем ее считается раб Эзоп (VI–V вв. до н.э. ) .
- Благодаря Эзопу в обиходе появилось выражение « Эзопов язык » .
- Эзопов язык, позволял избегать преследований властей и выражать запретные мысли при помощи различных приёмов.
- В XVII веке французский писатель Лафонтен (1621–1695) вновь возродил жанр басни. В отличие от античных авторов, он описывает происходящее в мире, а не строго наставляет читателя. Лафонтен сосредоточен скорее на чувствах своих героев, чем на нравоучении.
- В России басня начала развиваться особенно быстро в XVIII веке.
- Самую широкую известность получили басни, созданные И.А. Крыловым (1769-1844).
- Он считал, что искоренить пороки человечества можно через их осмеяние.
- В баснях высмеиваются жадность, невежество, глупость.
- Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми.
- Басней называется:
А) рассказ в стихах о каком-либо событии, случае;
Б) короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание и специально выделенная автором мораль;
В) короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое-либо лицо, реже группу лиц или общественное явление.
2. Вывод в басне называется:
А) поучение; Б) мораль; В) наставление; Г) рассуждение.
3. Определите название приёма, характерного для басни:
А) иносказание; Б) заклинание; В) описание; Г) повторение.
4. Кто известен как первый баснописец?
А) Жан де Лафонтен; Б) Эзоп; В) Крылов; Г) Ломоносов.
Проверь себя!
1. Б
2. Б
3. А
4. Б
- Басни нужны нам обязательно. В них много обычной житейской мудрости. Это не просто юмористические заметки о жизни животных, растений, вещей и людей. Перед нами — жанр нравоучительный, созданный для “исправления нравов”, для воспитания. Его цель — назвать порок, воспитать на отрицательном примере. И потому в баснях всегда есть мораль — именно так называется “вывод”, формулирующий суть басни. Затрагиваемые проблемы в баснях вечны.
Комедия Гоголя “Ревизор” является одним из наиболее ярких драматических произведений русской литературы XIX века. “Ревизор” представляет собой глубоко реалистическое произ ведение, показывающее мир мелкого и среднего провинциального чиновничества России второй четверти девятнадцатого века.
При описании этого мира Н. В. Гоголь широко использовал имеющиеся в его распоряжении литературные приемы, позволяющие наиболее полно охарактеризовать свои персонажи, сделав это в занимательной и легко доступной зрителю и читателю форме.
Открыв первую же страницу комедии и узнав, что, например, фамилия частного пристава — Уховертов, а уездного лекаря — Гибнер, мы получаем, в общем-то, уже достаточно полное представление об этих персонажах и об отношении автора к ним. Кроме того. Гоголь дал краткие характеристики каждому из главных действующих лиц, которые помогают лучше понять суть каждого персонажа. Городничий: “хоть и взяточник, но ведет себя очень солидно”; Анна Андреевна: “воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей”; Хлестаков: “без царя в голове”, “говорит и действует без всякого соображения”; Осип: “слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет”; Ляпкин-Тяпкин: “человек, прочитавший пять или шесть книг и потому несколько вольнодумен”; почтмейстер: “простодушный до наивности человек”.
Портреты даны также и в письмах Хлестакова в Петербург к своему приятелю Тряпичкину. Например, Земляника, по выражению Хлестакова, “совершенная свинья в ермолке”.
Более полно эти портреты раскрываются в речевых характеристиках персонажей. Солидный Городничий и разговор ведет степенный и размеренный: “право”, “так вот какое обстоятельство”, “полно, полно вам!” Провинциальная кокетка Анна Андреевна суетлива и невыдержанна; речь ее отрывиста и экспрессивна: “Кто же это? Это, однако, досадно! Кто же бы это такой был?” Хлестаков, кстати, по манере изъясняться несколько схож с Анной Андреевной. То же обилие восклицаний, сумбурная, отрывистая речь: “Я, брат, не такого рода! Со мной не советую…”, та же рисовка: “А ваши глаза лучше, чем важные дела…”
Основным литературным приемом, которым пользуется Гоголь при комическом изображении чиновников, является гипербола. Этот прием применяет автор в изображении Христиана Ивановича Гибнера, который не в состоянии даже общаться со своими больными по причине полного незнания русского языка, и Амоса Федоровича с почтмейстером, решивших, что приезд ревизора предвещает грядущую войну. Гиперболична поначалу и сама фабула комедии, но по мере развития, сюжетного действия, начиная с рассказа Хлестакова о его петербургской жизни, гипербола сменяется гротеском. Ослепленные страхом за свое будущее чиновники и хватающиеся за Хлестакова как за соломинку городское купечество и обыватели не в состоянии оценить всей абсурдности происходящего, и несуразности нагромождаются одна на другую: тут и унтер-офицерша, которая “сама себя высекла”, и Бобчинский, просящий довести до сведения его императорского величества, что “в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский”, и многое другое…
Кульминация и следующая сразу за ней развязка наступают резко, жестко. Письмо Хлестакова дает событиям такое простое и даже банальное объяснение, что в этот момент оно выглядит для городничего, например, гораздо более неправдоподобным, чем все хлестаковские фантазии. Немного об образе городничего. По всей видимости, ему придется расплатиться за грехи своего окружения в целом. Разумеется, он и сам не ангел, но удар настолько силен, что у городничего наступает нечто вроде прозрения: “Ничего не вижу: вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего…” “Чему смеетесь? Над собой смеетесь!” — бросает он в лицо чиновникам „и в зал. Наделив городничего сарказмом, Гоголь делает его более человечным и тем самым возвышает над остальными персонажами комедии.
Немая сцена: как громом пораженные, стоят обитатели провинциального городка, погрязшие во взятках, пьянстве, сплетнях. Но вот идет очищающая гроза, которая смоет грязь, накажет порок и наградит добродетель. В этой сцене Гоголь отразил свою веру в справедливость высшей власти, бичуя тем самым, по выражению Некрасова, “маленьких воришек для удовольствия больших”.
Комедия “Ревизор” сразу же стала одним из самых популярных драматических произведений того времени и явилась предвестником пьес Островского.
-
Что такое басня?
Ответ:
рассказ в стихах о каком-либо событии, случае;
короткое юмористическое стихотворение
краткий стихотворный рассказ нравоучительного и сатирического характера;-
Предмет:
Литература
-
Автор:
jamiemiller676
-
Создано:
3 года назад
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Геометрия17 минут назад
Помогите с матешой пж
-
Обществознание27 минут назад
СРОЧНО ПОМОГИТЕ! ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 6 КЛАСС!!!!!!!!!! ТЕМА «ЧТО ТАКОЕ ЛИЧНОСТЬ»
-
История27 минут назад
История 7 класс какая форма правления при Василии 3 в 16 веке в Москве
-
Алгебра28 минут назад
1. Замени пробел одночленом так, чтобы получившееся равенство было тождеством. a² + 2 _ + 1 = (a + _) 2
-
Қазақ тiлi28 минут назад
1 жаттығу Көп нүктенің орынына тиісті сөздердi қойып жаз. 1. Қоңырау қайта-қайта … 2. Еңбектiң тәттi. 3. жанбыр жауды. 4. Мектеп ауласына 5. Алақай, ауылға кеʌдi! 6. Далада жапалақтап жауып тұр. *** … 1. Қоян аң. 8. Арыстан аң 9. АҚҚУ — құс. 10.Бұлбұл орманда 11. Қызық окыдым. 12. Аулада отырғыздык 13. Аю жейдi. *** отырғыздық.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
How much to ban the user?
1 hour
1 day
I вариант.
1. Что такое басня:
а) короткое стихотворение о жизни зверей
б) краткий рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл +
в) рассказ в стихах о каком-либо событии, случае
2. Что такое мораль басни:
а) начальные или заключительные строки басни с кратким нравоучительным выводом +
б) заключительные строки басни, в которых читатель узнаёт, что стало с героями в конце
в) начальные строки басни, в которых читатель знакомится с героями
3. Кто является автором басен “Свинья под Дубом”, “Волк на псарне”, “Ворона и Лисица”:
а) Эзоп
б) Ломоносов
в) Крылов +
4. Из какой басни взяты следующие строки: “Хоть век его не будь, ничуть не пожалею, Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею”:
а) “Свинья под Дубом” +
б) “Волк на псарне”
в) “Ворона и Лисица”
5. Из какой басни взяты следующие слова: “Спой, светик, не стыдись!”:
а) “Свинья под Дубом”
б) “Волк на псарне”
в) “Ворона и Лисица” +
6. Из какой басни взяты следующие слова: “Ты сер, а я, приятель, сед…”:
а) “Ворона и Лисица”
б) “Волк на псарне” +
в) “Свинья под Дубом”
7. Какой персонаж басни “Свинья под Дубом” попытался остановить Свинью, подрывавшую корни Дуба:
а) Сокол
б) Коршун
в) Ворон +
8. В чём состоит мораль басни “Свинья под Дубом”:
а) обличение невежд, которые с неуважением относятся к просвещению и злом отвечают на добро +
б) обличение невежд, которые ничего не делают для людей и государства
в) обличение невежд, которых устраивает их небольшой запас знаний
9. Как автор называет Лисицу из басни “Ворона и Лисица”:
а) царь – птица
б) голубушка
в) плутовка +
10. Какие события из истории России запечатлел Крылов в басне “Волк на псарне”:
а) войну с японцами в 1904-1905 гг.
б) войну с Наполеоном в 1812 году +
в) войну с фашистами в 1941-1945 гг.
11. Где льстец всегда отыщет уголок в басне “”Ворона и Лисица”:
а) в сердце +
б) в душе
в) в доме
12. Что бог послал вороне:
а) творог
б) сыр +
в) монету
13. Сколько сыра было в этой басне:
а) кусочек +
б) 2 кусочка
в) килограмм
14. На каком дереве сидела ворона:
а) на дубе
б) на сосне
в) на ели +
15. Какое определение лисица дала голосу вороны:
а) ангельский +
б) приятный
в) божественный
16. Что лисица попросила сделать ворону:
а) указать дорогу
б) спеть +
в) отдать ей сыр
17. Какое дело объединило героев басни “Лебедь, рак и щука”:
а) везти плот
б) строить дом
в) везти воз +
18. Чем был наполнен воз:
а) удочками
б) поклажей +
в) одеждой
19. Почему воз не двигался с места:
а) он был слишком тяжелый
б) не было колес
в) все трое тянули в разные стороны +
20. Чего не было у героев басни, чтобы воз поехал:
а) сил
б) согласия +
в) ума
II вариант.
1. Что хочет сделать осёл в начале повествования басни “Осёл и соловей”:
а) самолично оценить пение соловья +
б) прогнать соловья, который разбудил его своим пением
в) купить соловья
2. На сколько ладов свистал соловей:
а) на три лада
б) на тысячу ладов +
в) на сто ладов
3. Кто любовался соловьем, улыбаясь девушке:
а) осёл
б) певец
в) пастух +
4. Кто,по мнению осла, поёт лучше, чем соловей:
а) иволга
б) петух +
в) дрозд
5. Как называет осёл соловья в начале басни:
а) дружок
б) братец
в) дружище +
6. Как Крылов называет Стрекозу в начале своей басни “Стрекоза и Муравей”:
а) шалунья
б) попрыгунья +
в) певунья
7. Что делала Стрекоза все лето:
а) пела +
б) ходила в гости к Муравью
в) готовилась к зиме
8. Что произошло со Стрекозой с приходом зимы:
а) стала кататься на санках
б) стала много играть в снежки
в) начала голодать +
9. К кому Стрекоза, замерзнув и проголодавшись, обратилась за помощью:
а) к Кузнечику
б) к Муравью +
в) к своей маме – стрекозе
10. Что предложил делать Стрекозе Муравей зимой:
а) поплясать +
б) продолжать радоваться зимним забавам
в) продолжать петь
11. Вспомните, кто такой невежда в басне «Свинья под Дубом»?
а) Малообразованный человек, а также человек, не сведущий в какой-либо области +
б) Грубый, невоспитанный человек
в) Глупый человек
12. Определите, куда в басне «Волк на псарне» пустился хитрый Волк?
а) Наутёк
б) В угол
в) В лес
г) В переговоры +
13. Вспомните, столько лет было Дубу, под которым “Свинья … Наелась желудей досыта, до отвала”:
а) 100 лет +
б) 150 лет
в) 200 лет
14. Выберите, в басне «Ворона и Лисица» где льстец всегда отыщет уголок?
а) В душе
б) В сердце+
в) В доме
15. Укажите, что бог послал вороне в басне «Ворона и Лисица»?
а) Монету
б) Сыр+
в) Творог
16. Вспомните, сколько сыра было в басне «Ворона и Лисица»?
а) Кусочек+
б) Два кусочка
в) Килограмм
17. Выберите, где сидела ворона в басне «Ворона и Лисица»?
а) На сосне
б) На ели+
в) На дубе
18 Как автор называет Лисицу из басни «Ворона и Лисица»:
а) Голубушка +
б) Плутовка
в) Царь-птица
19. Вспомните, какие события И.А. Крылов запечатлел в басне «Волк на псарне»?
а) Войну с Наполеоном в 1812 году +
б) Войну с фашистами в 1941-1945 году
в) Войну с японцами в 1904-1905 г.
20. Из какой басни взяты данные строки: «Хоть век его не будь, ничуть не пожалею, Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею»?
а) «Волк на псарне»
б) «Свинья под Дубом» +
в) «Ворона и Лисица»
Слайд 1
Басня как литературный жанр ФИли
Слайд 2
«Когда первобытный человек почувствовал себя человеком, он оглянулся вокруг себя и впервые задумался о мире и о себе. По существу, это были два вопроса: — как устроен мир? как должен вести себя в этом мире человек ? На первый вопрос он ответил мифом. На второй вопрос – басней » (М. Л. Гаспаров «Басни Эзопа»)
Слайд 3
Эзоп Жан де Лафонтен И.А. Крылов
Слайд 4
А.П. Сумароков В.И. Майков И.А. Крылов И.И. Хемницер И.И. Дмитриев В.К. Тредиаковский М.В. Ломоносов
Слайд 5
« Лисица и виноград» Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они ещё зелёные!» Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что силы нет, а винят в этом обстоятельства.
Слайд 6
1621 — 1695 «Лисица и виноград» Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец (Разное говорят), Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой Виноград, такой зримо зрелый, В румяной кожице! Наш любезник был бы рад им полакомиться, Да не мог до него дотянуться И сказал: «Он зелен – Пусть им кормится всякий сброд!» Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?
Слайд 7
Иван Андреевич Крылов (1769 – 1844) «Лисица и виноград» Голодная кума Лиса залезла в сад; В нем кисти винограду рделись. У кумушки глаза и зубы загорелись, А кисти сочные, как яхонты, горят; Лишь то беда, висят они высоко: Отколь и как она к ним ни зайдет, Хоть видит око, Да зуб неймет. Пробившись попусту час целой, Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж! На взгляд –то он хорош, Да зелен – ягодки нет зрелой: Тотчас оскомину набьешь.
Слайд 8
Мораль – нравственные правила, которым следуют в обществе и домашней жизни (логический, поучительный вывод из чего-нибудь). Аллегория (в переводе с греческого – иносказание) – изображение человека или иного предмета через другого человека или другой предмет: лиса – хитрый человек, заяц, ягнёнок – беззащитный человек, волк – злой, бессердечный человек. Олицетворение – присвоение предметам неживой природы свойств живых существ.
Слайд 9
План сравнительного анализа 1.Тема басни. 2. Герои басни. 3.События, действия героев. 4.Цель басни. 5. Мораль. 6. Художественные особенности (изобразительно – выразительные средства)
Слайд 10
Эзоп Ж. де Лафонтен И. А . Крылов Общее Различное
Слайд 12
Басней называется: А) рассказ в стихах о каком-либо событии, случае; Б) короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание и специально выделенная автором мораль; В) короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое-либо лицо, реже группу лиц или общественное явление. 2. Вывод в басне называется: А) поучение; Б) мораль; В) наставление; Г) рассуждение. 3. Определите название приёма, характерного для басни: А) иносказание; Б) заклинание; В) описание; Г) повторение. 4. Кто известен как первый баснописец? А) Жан де Лафонтен; Б) Эзоп; В) Крылов; Г) Ломоносов.
Слайд 13
Проверь себя! 1. Б 2. Б 3. А 4. Б Молодцы!
Слайд 14
Чтение сказки В. А. Жуковского «Спящая царевна». * Попробовать самому придумать басню (в прозе или стихах).
Ба́сня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей. Басня — один из древнейших литературных жанров. В Древней Греции был знаменит Эзоп (VI—V века до нашей эры), писавший басни в прозе. В Риме — Федр (I век нашей эры). В Индии сборник басен «Панчатантра» относится к III веку. Виднейшим баснописцем нового времени был французский поэт Ж. Лафонтен (XVII век).
В России развитие жанра басни относится к середине XVIII — началу XIX веков и связано с именами А. П. Сумарокова, И. И. Хемницера, А. Е. Измайлова, И. И. Дмитриева, хотя первые опыты стихотворных басен были ещё в XVII веке у Симеона Полоцкого и в 1-й пол. XVIII века у А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского. В русской поэзии вырабатывается басенный вольный стих, передающий интонации непринуждённого и лукавого сказа.
Басни И. А. Крылова с их реалистической живостью, здравомысленным юмором и превосходным языком знаменовали расцвет этого жанра в России. В советское время приобрели популярность басни Демьяна Бедного, С. Михалкова и другие.
Содержание
- 1 История
- 1.1 Происхождение
- 1.2 Античность
- 1.2.1 Греческая литература
- 1.2.2 Риторика
- 1.2.3 Римская литература
- 1.3 Средние века
- 1.4 Возрождение
- 2 Животная басня
- 3 Баснописцы
- 4 Смотрите также
- 5 Литература
- 6 Ссылки
История
Происхождение
Существуют две концепции происхождения басни. Первая представлена немецкой школой Отто Крузиуса, А. Хаусрата и др., вторая — американским учёным Б. Э. Перри. Согласно первой концепции, в басне первично повествование, а мораль вторична; басня происходит из сказки о животных, а сказка о животных — из мифа. Согласно второй концепции, в басне первична мораль; басня близка сравнениям, пословицам и поговоркам; как и они, басня возникает как вспомогательное средство аргументации. Первая точка зрения восходит к романтической теории Якоба Гримма, вторая возрождает рационалистическую концепцию Лессинга.
Филологов XIX века долго занимала полемика о приоритете греческой или индийской басни. Теперь можно считать почти несомненным, что общим истоком материала греческой и индийской басни была шумеро-вавилонская басня.
Античность
Греческая литература
Прежде чем басня стала самостоятельным литературным жанром, она прошла в своём развитии стадии поучительного примера или притчи, а затем фольклорную. От древнейшей стадии сохранились лишь два образца. Это знаменитый αινος Одиссея (Od. XIV, 457—506) и две притчи, которыми обмениваются Тевкр и Менелай в «Аянте» Софокла (ст. 1142—1158).
Сложившуюся форму устной басни, соответствующую второму периоду развития жанра, мы впервые в греческой литературе находим у Гесиода. Это — знаменитая притча (αινος) о соловье и ястребе («Труды и дни», 202—212), обращённая к жестоким и несправедливым властителям. В притче Гесиода мы уже встречаем все признаки басенного жанра: животных-персонажей, действие вне времени и пространства, сентенциозную мораль в устах ястреба.
Греческая поэзия VII—VI вв. до н. э. известна лишь в скудных отрывках; некоторые из этих отрывков отдельными образами перекликаются с известными впоследствии басенными сюжетами. Это позволяет утверждать, что основные басенные сюжеты классического репертуара уже сложились к этому времени в народном творчестве. В одном из своих стихотворений Архилох (отр. 88— 95 Б) упоминает «притчу» о том, как лису обидел орёл и был наказан за это богами; в другом стихотворении (отр. 81—83 Б) он рассказывает «притчу» о лисе и обезьяне. Стесихору Аристотель приписывает выступление перед гражданами Гимеры с басней о коне и олене применительно к угрозе тирании Фаларида («Риторика», II, 20, 1393b). «Карийскую притчу» о рыбаке и осьминоге, по свидетельству Диогениана, использовали Симонид Кеосский и Тимокреонт. Достаточно отчётливо выступает басенная форма и в анонимном сколии о змее и раке, приводимом у Афинея (XV, 695а).
Греческая литература классического периода уже опирается на вполне сложившуюся традицию устной басни. Геродот ввёл басню в историографию: у него Кир поучает слишком поздно подчинившихся ионян «басней» (logos) о рыбаке-флейтисте (I, 141). Эсхил пользовался басней в трагедии: сохранился отрывок, излагающий «славную ливийскую басню» (logos) об орле, поражённом стрелой с орлиными перьями. У Аристофана Писфетер в разговоре с птицами блистательно аргументирует баснями Эзопа о жаворонке, похоронившем отца в собственной голове («Птицы», 471—476) и о лисице, обиженной орлом («Птицы», 651—653), а Тригей ссылается на басню в объяснение своего полёта на навозном жуке («Мир», 129—130), а вся заключительная часть комедии «Осы» построена на обыгрывании некстати применяемых Филоклеоном басен.
Демокрит поминает «Эзоповскую собаку», которую погубила жадность (отр. 224 D.); близки к этому жанру Продик в своей знаменитой аллегории о Геракле на распутье (Ксенофонт, «Воспоминания о Сократе», II, 1) и Протагор в своей басне (mythos) о сотворении человека (Платон, «Протагор», 320 с сл.); Антисфен ссылается на басню о львах и зайцах (Аристотель, «Политика», III, 8, 1284а, 15); его ученик Диоген сочиняет диалоги «Леопард» и «Галка» (Диог. Лаэрт., VI, 80). Сократ у Ксенофонта рассказывает басню о собаке и овцах («Воспоминания», II, 7, 13—14), у Платона он вспоминает, что говорила «в Эзоповой басне» (mythos) лисица больному льву о следах, ведущих в его пещеру («Алкивиад I», 123а), и даже сам сочиняет в подражание Эзопу басню о том, как природа неразрывно связала страдание с наслаждением («Федон», 60с). Платон даже утверждает, что Сократ, никогда ничего не сочинявший, незадолго до смерти переложил в стихи Эзоповы басни («Федон», 60с) — рассказ явно вымышленный, но охотно принятый на веру потомками (Плутарх, «Как слушать поэтов», 16 с; Диог. Лаэрт., II, 42).
Риторика
На рубеже классической и эллинистической эпохи из «высокой» литературы басня опускается в литературу учебную, предназначенную для детей, и в литературу популярную, обращенную к необразованной низовой публике. Басня становится монополией школьных учителей и философских проповедников. Так возникают первые сборники басен (для нужд преподавания), и начинается третий период истории басенного жанра в античности — период перехода от устной басни к литературной. Первый сборник Эзоповых басен, о котором до нас дошло упоминание,— это «Logon Aisopeion Synagoge» Деметрия Фалерского, составленный на рубеже IV и III вв. до н. э. Деметрий Фалерский был философом-перипатетиком, учеником Феофраста; кроме того, он был оратор и теоретик красноречия. Сборник Деметрия, по-видимому, послужил основой и образцом для всех позднейших записей басен. Ещё в византийскую эпоху под его именем издавались басенные сборники.
Сборники таких записей были, прежде всего, сырым материалом для школьных риторических упражнений, но рано перестали быть исключительным достоянием школы и стали читаться и переписываться как настоящие «народные книги». Поздние рукописи таких сборников дошли до нас в очень большом количестве под условным названием «басен Эзопа». Исследователи различают среди них три основных рецензии (редакции):
- древнейшая, так называемая Августанская, восходит, по-видимому, к I—II вв. н. э., и написана на обиходной койнэ того времени;
- вторая, так называемая Венская, относится к VI—VII вв. и перерабатывает текст в духе народного просторечия;
- третья, так называемая Аккурсиевская, распадающаяся на несколько субрецензий, создалась во время одного из византийских Возрождений (по одному мнению — в IX веке, по другому — в XIV веке) и переработана в духе аттикизма, модного в тогдашней литературе.
Августанская редакция — собрание двухсот с лишним басен, все они более или менее однородны по типу и охватывают тот круг басенных сюжетов, который впоследствии стал наиболее традиционным. Запись басен проста и кратка, ограничивается передачей сюжетной основы без всяких второстепенных подробностей и мотивировок, тяготеет к стереотипным формулам для повторяющихся сюжетных моментов. Отдельные сборники басен сильно различаются и по составу, и по словесной редакции.
В риторической школе басня заняла твердое место среди «прогимнасм» — подготовительных упражнений, с которых начиналось обучение ритора. Число прогимнасм колебалось от 12 до 15; в окончательно установившейся системе их последовательность была такова: басня, рассказ, хрия, сентенция, опровержение и утверждение, общее место, похвала и порицание, сравнение, этопея, описание, разбор, законоположение. Басня в числе других простейших прогимнасм, по-видимому, первоначально преподавалась грамматиком и лишь потом перешла в ведение ритора. Пособием к изучению прогимнасм служили специальные учебники, содержавшие теоретическую характеристику и образцы каждого рода упражнений. До нас дошло четыре таких учебника, принадлежащих риторам Феону (конец I — начало II в. н. э.), Гермогену (II в.), Афтонию (IV в.) и Николаю (V в.), а также обширные комментарии к ним, составленные уже в византийскую эпоху, но по материалам той же античной традиции (особенно богат материалом комментарий к Афтонию, составленный Доксопатром, XII век). Общее определение басни, единогласно принятое всеми прогимнасматиками, гласит: «Басня есть вымышленный рассказ, являющий образ истины» (mythes esti logos pseudes, eikônizôn aletheian). Мораль в басне определялась так: «Это — сентенция (logos), прибавляемая к басне и разъясняющая содержащийся в ней полезный смысл». Мораль, поставленная в начале басни, называется промифий, мораль в конце басни — эпимифий.
Место басни среди других форм аргументации наметил ещё Аристотель в «Риторике» (II, 20, 1393а23—1394а 18). Аристотель различает в риторике два способа убеждения — пример (paradeigma) и энтимему (enthymema), соответственно аналогичные индукции и дедукции в логике. Пример подразделяется на пример исторический и пример вымышленный; пример вымышленный в свою очередь подразделяется на параболу (то есть условный пример) и басню (то есть конкретный пример). Разработка басни в теории и на практике была замкнута в стенах грамматических и риторских школ, в публичную ораторскую практику басни не проникали.
Римская литература
В римской литературе в «ямбах» Каллимаха мы находим две кстати вставленные басни. В «Сатурах» Энния пересказывалась стихами басня о жаворонке и жнеце, а у его продолжателя Луцилия — басня о льве и лисице. Гораций приводит басни о полевой и городской мыши («Сатиры», II, 6, 80—117), о коне и олене («Послания», I, 10, 34— 38), об объевшейся лисе («Послания», I, 7, 29—33), о лягушке, подражавшей быку («Сатиры», II, 3, 314—319), и о лисе, подражавшей льву («Сатиры», II, 3, 186), о льве и лисице («Послания», I, 1, 73—75), о галке в краденых перьях («Послания», I, 3, 18—20), себя и свою книгу сравнивает с погонщиком и ослом («Послания», I, 20, 14—15), при виде хитреца думает о вороне и лисице («Сатиры», II, 5, 55), при виде невежд — об осле и лире («Послания», II, 1, 199). На рубеже нашей эры начинается период становления литературной басни. Федр и Бабрий — два классика античной литературной басни. Федр — римский поэт, Бабрий — греческий В литературной басне наметились два противоположные направления в развитии басенного жанра: плебейское, моралистическое направление Федра (басня-сатира) и аристократическое, эстетское направление Бабрия (басня-сказка). Вся позднелатинская басенная литература восходит в конечном счете или к Федру, или к Бабрию. Продолжателем бабриевской линии басни в римской литературе был Авиан. Продолжением федровской традиции был позднелатинский сборник басен, известный как «Ромул».
Средние века
Всеобщий культурный упадок «темных веков» одинаково погрузил в забвение и Авиана и «Ромула», откуда их извлекло новое оживление средневековой культуры в XII веке. Начиная с этого времени мы находим в средневековой латинской литературе не меньше 12 переработок «Ромула» и не меньше 8 переработок Авиана.
- По-видимому, около XI век возникла редакция, известная как «Нилантов Ромул» (назван так по имени филолога И. Ф. Ниланта, впервые издавшего этот сборник в 1709 г.) из 50 басен; местами заметна христианизация моралей.
- Вероятно, в начале XII век «Нилантов Ромул» был переведен на английский язык и дополнен многочисленными сюжетами новоевропейского происхождения — сказками, легендами, фаблио и т. п.— авторство получившегося сборника было приписано знаменитому королю Альфреду. Этот «Английский Ромул» не сохранился.
- Однако в последней трети XII век он был переведен стихами на французский язык англо-нормандской поэтессой Марией Французской (под названием «Изопет») и в этом виде получил широкую известность; а со сборника Марии Французской были сделаны два обратных перевода на латинский язык.
- Это, во-первых, так называемый «Расширенный Ромул», сборник 136 басен (79 басен из «Ромула», 57 разрабатывают новые сюжеты), изложенных очень подробно, грубоватым сказочным стилем; сборник послужил основой для двух немецких переводов.
- Во-вторых, это так называемый «Робертов Ромул» (по имени первоиздателя, 1825 г.), сборник 22 басен, изложенных сжато, без какого-либо сказочного влияния и с притязанием на изящество.
Ещё два стихотворных переложения были сделаны во второй половине XII века. Оба переложения сделаны элегическим дистихом, но различны по стилю.
- Первое из них содержит 60 басен: изложение очень риторически пышное, изобилующее антитезами, анноминациями, параллелизмами и пр. Этот сборник пользовался огромной популярностью до самого Возрождения (более 70 рукописей, 39 изданий только в XV век) и не раз переводился на французский, немецкий и итальянский языки (среди этих переводов — знаменитый «Лионский Изопет»). Имя автора не было обозначено; с 1610 г., когда Исаак Невелет включил этот сборник в свое издание «Mythologia Aesopica», за ним закрепилось обозначение Anonymus Neveleti.
- Второй сборник стихотворных переложений «Ромула» был составлен несколько позже; его автор — Александр Неккам. Его сборник озаглавлен «Новый Эзоп» и состоит из 42 басен. Неккам пишет проще и ближе держится оригинала. Поначалу сборник Неккама имел успех, но скоро его полностью затмил Anonymus Neveleti, и он оставался в неизвестности вплоть до XIX век.
Из «Ромула» извлечены басни, вставленные в «Зерцало историческое» Винцента из Бовэ (XIII век) — первую часть огромной средневековой энциклопедии в 82 книгах. Здесь (IV, 2—3) автор, дойдя в своем изложении до «первого года царствования Кира», сообщает, что в этом году в Дельфах погиб баснописец Эзоп, и по этому поводу излагает в 8 главах 29 басен. Эти басни, говорит автор, могут быть с успехом использованы при составлении проповедей.
В некоторых рукописях к басням «Ромула» присоединяются так называемые fabulae extravagantes — басни неизвестного происхождения, изложенные очень народным языком, подробно и красочно и приближающиеся по типу к животной сказке.
- Из двух прозаических парафраз Авиана одна без заглавия, другая обозначена как Apologi Aviani.
- Три стихотворных парафразы озаглавлены «Новый Авиан», выполнены элегическими дистихами и относятся к XII веку. Автор одной из парафраз называет себя vates Astensis («поэт из Асти», города в Ломбардии). Ещё одна принадлежит опять-таки Александру Неккаму.
Возрождение
В эпоху Возрождения распространяющееся знание греческого языка открыло европейскому читателю доступ к первоисточнику — к греческим басням Эзопа. С 1479 г., когда итальянский гуманист Аккурсий выпустил первое печатное издание басен Эзопа, начинается развитие новоевропейской басни.
Животная басня
Животные басни — это басни, в которых животные (волк, сова, лисица) действуют как человек. Лисе свойственна хитрость, сове — мудрость. Гусь считается глупым, лев мужественным, змея коварной. Качества сказочных животных взаимозаменяемы. Сказочные животные представляют определённые характерные черты людей.
Морализированное естествознание античных животных басен оформилось в конце концов в сборники, известные под заглавием «Физиоло́г».
Баснописцы
- Эзоп
- Жан де Лафонтен
- И. А. Крылов
- Демьян Бедный
- Олеся Емельянова
- Василий Майков
- Федр
- Авиан
- Бабрий
- Сергей Михалков
- Александр Сумароков
- Иван Дмитриев
- Людвиг Хольберг
- Григорий Саввич Сковорода
- Пётр Гулак-Артемовский
- Левко Боровиковский
- Евгений Гребёнка
- Леонид Глибов
- Л. Н. Толстой
- Дэвид Седарис (англ.)русск.[1]
Смотрите также
- Аполог
- Притча
- Аллегория
Литература
- Гаспаров М. Л. Античная литературная басня. — М., 1972.
- Гринцер П. А. К вопросу о соотношении древнеиндийских и древнегреческих басен. — Гринцер П. А. Избранные произведения: В 2 т. — М.: РГГУ, 2008. — Т. Т. 1. Древнеиндийская литература. — С. 345—352.
Ссылки
fabula в Викисловаре? | |
Category:Fables на Викискладе? |
- Басня // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Басни на «Притчи и сказки Востока и Запада»
- ↑ «Squirrel Seeks Chipmunk»
Что такое «басня»?
короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое-либо лицо, реже группу лиц или общественное явление |
|
короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание и специально выделенная автором мораль |
|
рассказ в стихах о каком-либо событии, случае |
«Согласье»
Выберите значение слова «согласье» в басне «Лебедь, Щука и Рак».
единство целей и способов действий |
Поклажа
Из предложенного варианта выберите верный.
Куда тянул поклажу лебедь?
Воз
Из предложенного варианта подчеркните верный.
С чем был воз?
- С одеждой
- С удочками
- С поклажей
Чего не хватало героям?
Подчеркните чего не было у героев басни, чтобы воз поехал?
- Сил
- Ума
- Согласия
Герои басни
Какого героя автор называл Попрыгуньей? Раскрасьте правильный ответ зелёным цветом, а неправильный красным цветом.
Характеристика героев басни
Дайте характеристику героям басни.
Стрекоза |
Муравей |
---|---|
Усердно работает, заготавливает запасы, чтобы затем спокойно перезимовать
Ничего не нужно, она не думает о завтрашнем дне.
Трудится целый день.
Молодая, беспечная, все летние дни проводит в танцах и веселье.
Главное для неё – прыгать, скакать, петь и танцевать
Басня «Стрекоза и муравей»
Басня И.А. Крылова
Разгадайте ребус.
Мораль басни
Мораль басни «Лебедь, рак и щука».
сожаление об отсутствии сил, чтобы сдвинуть груз с места |
|
поощрение желания сделать работу во что бы то ни стало |
|
осуждение отсутствия единодушия при выполнении общего дела |
Крылатое выражение
Крылатое выражение в басне «Лебедь, рак и щука».
«Да только воз и ныне там» |
|
«Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам» |
|
«И вместе трое все в него впряглись» |
Произведение И. А. Крылова
Вставьте пропущенные слова в произведение И.А.Крылова.
Попрыгунья
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как
катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Всё прошло: с
холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не
:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Стрекоза
Как автор называет Стрекозу в басне «Стрекоза и Муравей»? Выберите правильный ответ.
«Да только воз и ныне там»
Из какой басни взяты следующие строки: «Да только воз и ныне там»? Выберите правильный ответ.