«Отцы и дети» в творчестве Ивана Сергеевича Тургенева поднимает на обсуждение читателя ряд вечных проблем, центральной из которых становится противостояние поколений. Помимо этого, внимание писатель уделяет и конфликту в системе «личность — общество». Здесь характерен пример взаимодействия Базарова с народом.
Базаров — нигилист, как определяет сам автор. Это человек, который признает только научные знания, отрицает наличие любви или способности, необходимости личности сострадать. Евгений сторонник следующего мнения: прежде, чем что-либо построить, важно снести уже имеющееся. Его негативное отношение к изжившему себя аристократизму не встречает отклик в сердцах дворян, которых представляет глава семейства Кирсановых.
По отношению к народу герой оказывается ближе всех остальных участников картины. Он в полной мере не только замечает, но и делегирует необходимость отмены крепостной зависимости. Близость к простому человеку подчеркивает сам Базаров в диалоге с Павлом Петровичем:
«Мой дед землю пахал… Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас — в вас или во мне — он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ними не умеете».
Евгений относится к русскому крестьянину без нарочитой сладости, что также подчеркивает и Максим Горький в комментарии к произведению «Отцы и дети». Так, несмотря на прогрессивность взглядов и общее отторжение слуги уже привыкли к нигилисту, так как увидели в нем «своего» человека: «Слуги также привязались к нему, хотя он над ними подтрунивал: они чувствовали, что он все-таки свой брат, не барин».
Таким образом, Базаров подмечает бедственное положение крестьян, честно хочет помочь им: «Хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними». Однако в обществе принимают его как человека, который и сам не был никогда барином, а взгляды на науку все же вызывают отторжение, что объясняется неграмотностью простого населения и нежеланием изменять что-либо, неготовность к действиям.
Обновлено: 08.01.2023
БАЗАРОВ И НАРОД.
Трагическое одиночество Базарова проявляется не только в его общении с отцами, мнимым другом и любимой женщиной, но и во взаимоотношениях с народом. Взаимоотношения эти сложны, в них нелегко разобраться.
Вы помните, как в спорах с Павлом Петровичем и Аркадием Базаров, казалось бы, пренебрежительно говорит о русских мужиках. Но он выступает не против народа, а против умиления перед его отсталостью, суеверием, невежеством. Базаров убежден, что его собственные взгляды определяются именно потребностями народной жизни. Недаром и речь его так близка к народной. Вы порицаете мое направление,- говорит он Павлу Петровичу,- а кто вам сказал, что оно во мне случайно, что оно не вызвано тем самым народным духом, во имя которого вы так ратуете?
Эту точку зрения своего героя разделял и сам Тургенев. Все истинные отрицатели, которых я знал, — без исключения (Белинский. Герцен, Добролюбов. ), идут по своей дороге потому только, что более чутки к требованиям народной жизни,- писал он.
Но в романе есть эпизоды, которые могут вызвать недоумение.
Вначале читатель узнает, что Базаров. владел особым умением возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно. Слуги чувствовали, что он все-таки свой брат, не барин. А в конце, казалось бы, совсем по-иному раскрывается отношение народа к герою романа. Обращаясь к мужику, Базаров иронизирует над славянофильскими представлениями о народе: . от вас начнется новая эпоха в истории. Вы нам дадите и язык настоящий и законы. На непонятные ему насмешливые слова Базарова мужик отвечает с патриархально-добродушною певучестью: . а против нашего, то есть, миру, известно, господская воля; потому вы отцы наши. А чем строже барин взыщет, тем милее мужику. Базарову горько слышать эти рабские изъявления покорности и угодливости. Вот почему он презрительно пожал плечами и отвернулся.
Увы! — говорит Тургенев,-презрительно пожимавший плечом, умевший говорить с мужиками Базаров (как хвалился он в споре с Павлом Петровичем), этот самоуверенный Базаров и не подозревал, что он был в их глазах все-таки-чем-то вроде шута горохового.
Как же объяснить эту сцену? Здесь трудно дать однозначный ответ. В Марьине Базаров -гость, резко отличающийся своим демократическим обликомот хозяев-помещиков, и там для слуг, для крестьянских мальчишек он свой. Иные чувства у крестьян вызывает Евгений Васильевич, когда он появляется в деревне своего отца. Здесь он в глазах крепостных барин.
Но в этой сцене могло сказаться и авторское отношение к герою романа. Желая подчеркнуть его одиночество, преждевременность его появления в России, его обреченность, Тургенев хочет показать, какая глубоки пропасть отделяет Базарова от народа.
Если подробно рассмотреть личность Базарова, можно наткнуться на некие противоречия в его же суждениях, но это не отменяет того факта, что наш герой обладает ярко выраженной индивидуальностью. Это человек, который не склоняется перед авторитетами и подвергает сомнению, даже отрицанию, любые давно сложившиеся устои.
После глобального краха в отношениях с Одинцовой, Базаров решает жить у отца с матерью и работать обычным сельским врачом вплоть до несчастного случая. На смертном одре герой разрешает родителям причастить его, хотя сам был атеистом. Он делает это не из страха перед смертью, а из уважения к родителям и некой жалости, предполагая, что так им будет спокойнее.
Подводя итог, можно с легкостью заявить, что такие деятельные, верные и уверенные в себе люди необходимы России. Именно Евгений Базаров утверждал, что пустые разговоры о язвах общества ничего не стоят, что нужно действовать, способствовать развитию общества. Наш герой именно тот человек, который мог бы дать России вздохнуть полной грудью, ломая древние ненужные уклады и стереотипы, ведь новое не может устояться без разрушения старого.
Сочинение 2
Не смотря на то, что Иван Сергеевич Тургенев написал свое произведение “Отцы и дети” в далеком одна тысяча восемьсот шестьдесят втором году, оно актуально и в наше время, так как отличается немалым кругом рассматриваемых в нем общественных проблем. Как это видно из названия, затрагивается вопрос взаимоотношения старшего и младшего поколений. Одной из ключевых тем, которых Тургенев касается в своем романе, несомненно, является проблема влияния модных общественных тенденций на молодых людей. И, как это ни странно, автор задает вопрос – а нужны ли такие люди, как Евгений Васильевич Базаров, нашей стране? Или, может быть, лучше таким людям никогда в России не рождаться?
Слава Богу, что рождение таких людей как Базаров не зависит от желания многочисленных и уважаемых авторов и не менее уважаемых читателей. И рождение такого человека как Евгений – это скорее проявление взаимной любви его родителей, чем желание (или нежелание) многочисленной богемы. Можно было бы сюда отнести еще и проявление “божьей воли”, но ее наличие, сомневающимся в ней, желательно доказать. А вот факт физической близости, в результате которой появилась на свет такая незаурядная личность как Евгений, в доказательствах не нуждается. И по большей части в силу того, что анатомию в школах проходят в девятом классе, а роман “Отцы и дети” – в десятом.
В различных заметках, посвященных этому произведению, а так же Ивану Сергеевичу в частности, можно встретить такую фразу, что Тургенев, дескать, “скрытый психолог”. Якобы он, создавая своих героев, дарит им жизнь, словно папа с малой. И, помимо этого, рассматривает их в микроскоп как какой-нибудь микробиолог или даже как герой своего произведения. Но, как мне кажется, любой адекватный писатель (коим являлся Иван Сергеевич) должен для начала научиться разбираться в людях, прежде чем браться за свое перо. В противном случае произведение вместе со всеми героями, его наполняющими, выйдет поверхностным и, мягко говоря, неинтересным. Как чье-нибудь сочинение по литературе. И термин “скрытый психолог” вряд ли подходит Тургеневу. Особенно, учитывая тот факт, что в последнее время психологов развелось как нерезаных собак. Куда не плюнь – обязательно попадешь в психолога. Иной раз, плюнешь три раза через левое плечо, чтобы не сглазить кого-нибудь и попадаешь в психолога. Зачастую – в скрытого. Поэтому Тургенев в первую очередь писатель, а не психолог.
А Базаров – герой его произведения. К которому часто применяется такая формулировка как “нигилист”. Что ж, пускай и так. Если бы Базаров жил в наше время, то, скорее всего, его бы называли атеистом. А, учитывая его страсть к расчленению лягушек, к нему, возможно, прилипло бы прозвище – сатанист!
Нужны ли такие люди как Базаров нашей стране? Не будем забывать, что Евгений Васильевич самый настоящий врач. А врачи нужны всегда. Тем более врачи ответственные, с хорошими моральными качествами. Ведь, подстрелив Павла Петровича Кирсанова, Базаров оказал тому первую помощь, не смотря на то, что тот вызвал его на дуэль. То есть, грубо говоря, испытывая личную неприязнь к Евгению Васильевичу, пытался его убить из огнестрельного оружия. И эти люди обвиняют таких как Базаров в нигилизме? Да грош им цена! Им их убеждениям. Да, Базаров, испытывая то ли минутную слабость, то ли просто хулиганя, поцеловал любовницу брата Павла Петровича — Фенечку. Но ведь он поцеловал ее не взасос! Тем более сам Павел Петрович считал отношения Николая и Фенечки чем то предосудительным. Кстати говоря, получив пулю от своего противника по поединку, он перестал быть таким категоричным. Благословив брата на брак, уехал восвояси – доживать свой век, никому не мешая, в загнивающую Европу. Таким образом, развратные действия Евгения Базарова в отношении совершеннолетней (это важно!) Фенечки сдвинули дело с мертвой точки и ускорили бракосочетание Николая Кирсанова с ней.
Несомненно, такие люди как Базаров нужны некоторым сегментам нашего общества. Возможно одна из важнейших ролей Базарова – это роль разрушителя иллюзий. Ведь “влюбленный ” в него до безумия Аркадий тоже считает себя нигилистом. Но это ошибочное суждение. До нигилизма доброму и трепетному Аркадию как до Китая в известной позе. Ведя за собой, Евгений заставляет его убедиться в том, что это взгляды ложные. Причем этот путь стоит Базарову жизни. Аркадий же постепенно остывает и приходит к тому, что для него больше подойдет размеренная семейная жизнь. Каждому свое – кажется, так писали раньше на заборах. И чем быстрее человек это поймет, тем для него лучше. Базаров в данном случае выступает как катализатор процесса самосознания личности. И, несомненно, такие люди как он нужны нашему миру. Более того – они в той или иной степени всегда где-то есть.
Базаров прав. Павел Петрович не только разговаривать не умеет с ними, но и управлять своими мужиками не умеет…
Мы видим, что Базаров одинок. Его не понимают в семье Кирсановых, отвергает Одинцова, с родителями ему самому неинтересно; последним становится отсечение от народа. В чем же причина его одиночества? Базаров — представитель раннего революционера-разночинца, один из первых в своем деле, а людям нового поколения всегда трудно, потому что они первые.
Однако И. С. Тургенев видит обреченность своего героя не в неумении найти общий язык с мужиком У него нет положительной программы, он только отрицает; внутренний конфликт героя — еще одна причина. Но даже перед смертью герой остается таким, каким был всегда: сомневающимся, не боящимся быть слабым, возвышенным, умеющим любить, и в этом заключается его неповторимость.
Популярные сочинения
Сочинение Нужны ли России Базаровы (Вариант 3)
Мне кажется, что такие люди как Базаров очень даже нужны каждой стране.
Базаров относится к нигилистам. Это те люди, которые никогда не принимают чужого мнения и всегда остаются верными только своему мнению, которое они считают самым правильным и верным. На каждое занятие или дело у него имеется свое собственное мнение, и он никогда не боится его высказывать и ему совершенно наплевать на то, что другие люди с ним не согласны. И я считаю, что это правильно, ведь он никогда не поддастся мнению толпы, и всегда будет держаться только своего мнения.
Кроме этого те немногие люди считают, что всего нужно добиваться только самостоятельно и никто в этом вам не поможет. И к таким людям относятся Базаров. Также он не умеет останавливаться на том, чего ему удалось достигнуть и всегда идет к тому, чтобы достигнуть еще больше и больше. Именно так и появляются те самые лидеры, которые ведут за собой весь народ.
Но и это еще не все, оказывается, Базаров ничего и никого не боится и поэтому в совершенно-незнакомую должность он может пойти работать. Больше всего на свете ему нравится работать врачом, вот только врачи и их методы лечения не очень-то ему нравятся и именно поэтому он старается сделать так, чтобы все это поменять и изменить. Ему хочется как можно больше узнать про все заболевания, которыми могут заболеть люди и научиться их все вылечивать и прекратить наконец смерть. Именно поэтому он постоянно изучает разные новые и улучшенные способы лечения и все тщательно проверяет на людях. И если эти способы не помогают, то ищет другие пути решения разных проблем. Кроме этого некоторые свои способы они пробует на лягушках. Именно таких людей не хватает нашему миру, ведь людям, которые стараются узнать что-то новое, интересное и необычное всегда будут нужны.
И кажется, что без таких людей миру будет очень тяжело, но вместе с тем таких людей не очень хотят другие люди, ведь они совсем не похожи на других людях и очень сильно отличаются от них. Но это их совсем не смущает, и они продолжают жить, как и раньше, и ничего менять в своей жизни они не собираются. Кроме этого его могут просто не принять остальные люди, ведь они ненавидят людей, которые мыслят и существуют по-другому.
Другие сочинения: ← Описание каморки Герасима из рассказа Муму (жилище, комнаты)↑ ТургеневФорейтор Антипка в произведении Муму →
Нигилизм Базарова
Евгений Базаров — сын штаб-лекаря и дворянки, поэтому не принадлежит полностью ни к одному из сословий. Этим определяется противоречивость его взаимоотношений с представителями разных классов. Он пренебрегает условностями и этикетом, принятыми в дворянском обществе, небрежно одевается, не признаёт никаких авторитетов, относится с презрением к русским аристократам, прожигающим жизнь. Но и для простого народа этот барин не может стать своим.
Жизнь внесла свои коррективы. Оказалось, что несмотря на презрение к дворянским обычаям, отказаться от дуэли со старшим Кирсановым невозможно, а любовь и романтика, в которые Базаров не верил, существуют.
Герою пришлось признаться себе, что философия нигилизма несовершенна. В конце жизни Базаров задаётся вопросом о своей полезности и даёт на него ответ.
Цитата: «Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?
Одной из ключевых фигур произведения является Евгений Базаров — сын лекаря, обладающий ясным умом, умением разбираться в людях, огромным трудолюбием и энергией. Он независим в поступках и суждениях, честен и смел. Базаров отличается от дворян тем, что предпочитает красивым словам дело, отрицает сложившийся веками российский строй, а также дворянскую культуру и религию.
Он готов к борьбе, потому что знает, что для достижения благородной цели иначе нельзя. К сожалению, Базаров не получает поддержки. Подавленность и душевная депрессия спровоцировали невнимательность героя во время вскрытия трупа. Он заразился трупным ядом и умер, так и не успев совершить свои подвиги.
Думаю, такие люди, как Базаров, нужны России. Ведь важно не просто слепо следовать сложившемуся порядку, а трезво смотреть в будущее и всеми силами стараться сделать его лучше. Базаров стремился именно к этому, жаль только не успел воплотить свои идеи в жизнь. Он выступал за прогресс нации. Образ этого героя толкает молодежь задуматься над собственной жизнью. Он призван разрушать авторитеты и готовить почву для нового мировоззрения.
Пример сочинения 2
Он сам создал его, сам дал ему жизнь, но судьбы изменить не смог.
Нужен ли Базаров России? Это сложный и неоднозначный вопрос. Конечно же, он, как и любой другой человек нужен в обществе. Он приносит определенную пользу, занимаясь исследованиями в области медицины и помогая больным.
Будучи нигилистом, он вносит в общество новые идеи, которые многим кажутся прогрессивными и справедливыми. Он даже находит последователей и учеников в лице Аркадия Кирсанова и Ситникова.
По этой причине в масштабах огромного государства он чувствует себя ненужным. В какой-то момент герой даже сравнивает себя с червем, который ползает по земле и никому не нравится. Перед смертью он признает свою ненужность и готов умереть. Ведь человек живет, пока он кому-то нужен.
Казалось бы, за свою короткую жизнь Базаров не сделал ничего выдающегося, но он всегда помогал окружающим. За угрюмой внешностью героя пряталось доброе сердце. На мой взгляд, такие люди как он нужны, возможно, не целой стране, но отдельным людям.
Так, например, своим родителям он был очень дорог, а пациентам приносил только пользу. Поэтому, можно сделать вывод, что Базаров был нужен своим родным, друзьям, знакомым и пациентам.
А принося пользу хотя бы малой части общества, человек несет положительные изменения и в масштабах всей страны.
Пример сочинения 3
Я считаю, что такие люди, как Базаров нужны стране, ведь иногда не мешало бы понаблюдать за происходящим, не затмевая разум пеленой романтики, воспоминаниями о старине. Кроме того, Евгений – прекрасный ученый, человек отданный своему делу. Поражает его целеустремленность. Герой готов посвящать все свое время работе, лишь бы достигнуть того, что задумал. Именно такие люди делают открытия, помогающие обществу развиваться, двигаться вперед. Базаров занимается медициной, а эта сфера – одна из самых важных. Думаю, современной медицине Базаровы очень нужны. Такие ученые-медики могли бы избавить человечество от многих болезней.
Евгений Базаров при любых обстоятельствах твердо отстаивает свою позицию. Он не покоряется никому, не обращает внимания ни на возраст противника его взглядов, ни на положение в обществе. России нужны такие деятели в том случае, если они будут отстаивать то, что полезно для развития страны, ее процветания.
В то же время мне кажется, что недопустимо отрицать традиции, старину, как Евгений. Мир не стоит на месте, поэтому нельзя жить прошлым, но и забывать его тоже не стоит. Опыт наших предков – сокровищница мудрости, в которой каждое поколение может найти что-то полезное. Нельзя отрицать и морально-этические нормы, истоки которых в верованиях народа и религии. Именно такие нормы помогают нам оставаться людьми, относиться к окружающим справедливо, с уважением, пониманием.
Чтобы такое грубое отрицание всего духовного и старого не превратилось в разрушающую силу, рядом с Базаровыми должны быть такие люди, как Аркадий, Николай Петрович и Павел Петрович Кирсановы. Они хранители романтики, доброты, искусства. Если бы в обществе преобладали такие нигилисты, как Евгений, духовные ценности были бы стерты прагматизмом. Я считаю, что такого допускать нельзя, ведь природа, искусство – отдушина для человека, источник вдохновения и желания творить добрые дела.
Я думаю, что Базаровы нужны России, ведь такие люди – двигатель прогресса. Но некоторые проявления нигилизма могут быть вредны для общества, поэтому место Базаровых между романтиками, аристократами и приверженцами традиций, старины.
Пример сочинения 4
По моему мнению, Базаровы не просто нужны России, они ей необходимы. Причем не только России, но и вообще любой стране.
Во-первых, Базаров – нигилист. Я не утверждаю, что это слово говорит само за себя и свидетельствует о каких-то положительных качествах человека. Но я и не считаю, что нигилизм портит человека.
Нигилист – это человек, который просто так ничего не принимает на веру; он не считает нужным соглашаться с тем, что говорят окружающие. Он – скептик, который всегда имеет собственное мнение на происходящие события. И это хорошо, так как значит, что, скорее всего, он никогда не поддастся стадным инстинктам толпы. Такие люди всегда в оппозиции по отношению к существующему режиму и устоявшимся мнениям, а как мы знаем – определенный процент оппозиционно настроенных людей в обществе – гарантия его развития и профилактика застоя.
Во-вторых, Базаров (возможно, в силу того, что является разночинцем) понимает, что всего в жизни нужно добиваться самому. А такие люди всегда нужны, потому что они просто не умеют останавливаться на достигнутом, и именно среди них появляются великие лидеры.
В-третьих, Базаров не боится никаких новшеств. Так, например, собираясь в будущем стать врачом, он не удовлетворяется знаниями докторов XIX века. Он пытается узнать что-то новое, лучше понять принцип действия живого организма, экспериментируя на лягушках. Люди, желающие что-то делать, узнавать, открывать, всегда были и будут нужны. Они – авторы всех революционных открытий, двигатели эволюции человечества.
Из всего вышесказанного следует, что Базаровы нужны России. Но тут есть одна проблема. Базаров опережает свое время, он не похож на других. А люди почему-то всегда негативно относятся к тем, кто мыслит хоть чуть-чуть иначе, чем они.
Одной из ключевых фигур произведения является Евгений Базаров — сын лекаря, обладающий ясным умом, умением разбираться в людях, огромным трудолюбием и энергией. Он независим в поступках и суждениях, честен и смел. Базаров отличается от дворян тем, что предпочитает красивым словам дело, отрицает сложившийся веками российский строй, а также дворянскую культуру и религию.
Он готов к борьбе, потому что знает, что для достижения благородной цели иначе нельзя. К сожалению, Базаров не получает поддержки. Подавленность и душевная депрессия спровоцировали невнимательность героя во время вскрытия трупа. Он заразился трупным ядом и умер, так и не успев совершить свои подвиги.
Думаю, такие люди, как Базаров, нужны России. Ведь важно не просто слепо следовать сложившемуся порядку, а трезво смотреть в будущее и всеми силами стараться сделать его лучше. Базаров стремился именно к этому, жаль только не успел воплотить свои идеи в жизнь. Он выступал за прогресс нации. Образ этого героя толкает молодежь задуматься над собственной жизнью. Он призван разрушать авторитеты и готовить почву для нового мировоззрения.
Пример сочинения 2
Он сам создал его, сам дал ему жизнь, но судьбы изменить не смог.
Нужен ли Базаров России? Это сложный и неоднозначный вопрос. Конечно же, он, как и любой другой человек нужен в обществе. Он приносит определенную пользу, занимаясь исследованиями в области медицины и помогая больным.
Будучи нигилистом, он вносит в общество новые идеи, которые многим кажутся прогрессивными и справедливыми. Он даже находит последователей и учеников в лице Аркадия Кирсанова и Ситникова.
По этой причине в масштабах огромного государства он чувствует себя ненужным. В какой-то момент герой даже сравнивает себя с червем, который ползает по земле и никому не нравится. Перед смертью он признает свою ненужность и готов умереть. Ведь человек живет, пока он кому-то нужен.
Казалось бы, за свою короткую жизнь Базаров не сделал ничего выдающегося, но он всегда помогал окружающим. За угрюмой внешностью героя пряталось доброе сердце. На мой взгляд, такие люди как он нужны, возможно, не целой стране, но отдельным людям.
Так, например, своим родителям он был очень дорог, а пациентам приносил только пользу. Поэтому, можно сделать вывод, что Базаров был нужен своим родным, друзьям, знакомым и пациентам.
А принося пользу хотя бы малой части общества, человек несет положительные изменения и в масштабах всей страны.
Пример сочинения 3
Я считаю, что такие люди, как Базаров нужны стране, ведь иногда не мешало бы понаблюдать за происходящим, не затмевая разум пеленой романтики, воспоминаниями о старине. Кроме того, Евгений – прекрасный ученый, человек отданный своему делу. Поражает его целеустремленность. Герой готов посвящать все свое время работе, лишь бы достигнуть того, что задумал. Именно такие люди делают открытия, помогающие обществу развиваться, двигаться вперед. Базаров занимается медициной, а эта сфера – одна из самых важных. Думаю, современной медицине Базаровы очень нужны. Такие ученые-медики могли бы избавить человечество от многих болезней.
Евгений Базаров при любых обстоятельствах твердо отстаивает свою позицию. Он не покоряется никому, не обращает внимания ни на возраст противника его взглядов, ни на положение в обществе. России нужны такие деятели в том случае, если они будут отстаивать то, что полезно для развития страны, ее процветания.
В то же время мне кажется, что недопустимо отрицать традиции, старину, как Евгений. Мир не стоит на месте, поэтому нельзя жить прошлым, но и забывать его тоже не стоит. Опыт наших предков – сокровищница мудрости, в которой каждое поколение может найти что-то полезное. Нельзя отрицать и морально-этические нормы, истоки которых в верованиях народа и религии. Именно такие нормы помогают нам оставаться людьми, относиться к окружающим справедливо, с уважением, пониманием.
Чтобы такое грубое отрицание всего духовного и старого не превратилось в разрушающую силу, рядом с Базаровыми должны быть такие люди, как Аркадий, Николай Петрович и Павел Петрович Кирсановы. Они хранители романтики, доброты, искусства. Если бы в обществе преобладали такие нигилисты, как Евгений, духовные ценности были бы стерты прагматизмом. Я считаю, что такого допускать нельзя, ведь природа, искусство – отдушина для человека, источник вдохновения и желания творить добрые дела.
Я думаю, что Базаровы нужны России, ведь такие люди – двигатель прогресса. Но некоторые проявления нигилизма могут быть вредны для общества, поэтому место Базаровых между романтиками, аристократами и приверженцами традиций, старины.
Пример сочинения 4
По моему мнению, Базаровы не просто нужны России, они ей необходимы. Причем не только России, но и вообще любой стране.
Во-первых, Базаров – нигилист. Я не утверждаю, что это слово говорит само за себя и свидетельствует о каких-то положительных качествах человека. Но я и не считаю, что нигилизм портит человека.
Нигилист – это человек, который просто так ничего не принимает на веру; он не считает нужным соглашаться с тем, что говорят окружающие. Он – скептик, который всегда имеет собственное мнение на происходящие события. И это хорошо, так как значит, что, скорее всего, он никогда не поддастся стадным инстинктам толпы. Такие люди всегда в оппозиции по отношению к существующему режиму и устоявшимся мнениям, а как мы знаем – определенный процент оппозиционно настроенных людей в обществе – гарантия его развития и профилактика застоя.
Во-вторых, Базаров (возможно, в силу того, что является разночинцем) понимает, что всего в жизни нужно добиваться самому. А такие люди всегда нужны, потому что они просто не умеют останавливаться на достигнутом, и именно среди них появляются великие лидеры.
В-третьих, Базаров не боится никаких новшеств. Так, например, собираясь в будущем стать врачом, он не удовлетворяется знаниями докторов XIX века. Он пытается узнать что-то новое, лучше понять принцип действия живого организма, экспериментируя на лягушках. Люди, желающие что-то делать, узнавать, открывать, всегда были и будут нужны. Они – авторы всех революционных открытий, двигатели эволюции человечества.
Из всего вышесказанного следует, что Базаровы нужны России. Но тут есть одна проблема. Базаров опережает свое время, он не похож на других. А люди почему-то всегда негативно относятся к тем, кто мыслит хоть чуть-чуть иначе, чем они.
Читайте также:
- Еще раз прочитайте тексты вдумайтесь в их содержание и напишите сочинение рассуждение
- Жизнь ивана флягина сочинение
- Сочинение по музыкальной литературе
- Сочинение про кайсына кулиева
- Сочинение понаблюдайте за наступлением сумерек и опишите свои впечатления озаглавьте текст 8 класс
Роман «Отцы и дети» И. С. Тургенева был написан в сложную для России эпоху, в 1861 году. Время его действия 1855-1861 годы — период, когда закончилась проигранная Россией война с Турцией, на смену умершему Николаю I пришел Александр II.
Базаров — разночинец. Роман открывается картинами предреформенной деревни: «Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными… Попадались и речки с обрытыми берегами, крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами… Как нарочно, мужички попадались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободраной корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам. Казалось, они только что вырвались из чьих-то грозных, смертоносных когтей — и, вызванный жалким видом обессиленных животных, среди весеннего красного дня, вставал белый призрак безотрадной бесконечной зимы с ее метелями, морозами и снегами…». И это обращение автора к картинам природы не случайно. Читатель видит повсюду разруху и запустение; нищету и бесхозяйственность. И даже Аркадий признает, что в деревне «преобразования необходимы». Речь идет о реформе 1861 года, которая по сути своей ничего в положении крестьян не изменила.
Из всех героев Базаров ближе всего к народу. Он не раз на протяжении романа подчеркивает свое «разночинское» происхождение, называет себя лекарем, лекарским сыном. Разговаривая с Павлом Петровичем Кирсановым он «с надменною гордостию отвечает»: «Мой дед землю пахал… Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас — в вас или во мне — он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ними не умеете».
Базаров прав. Павел Петрович не только разговаривать не умеет с ними, но и управлять своими мужиками не умеет…
М. Горький писал: «В отношениях Базарова к простому народу надо заметить, прежде всего, отсутствие всякой вычурности, всякой сладости. Народу это нравится, и потому Базарова любит прислуга, любят ребятишки, несмотря на то, что он с ними вовсе не миндальничает и не задаривает их ни деньгами, ни пряниками… У мужиков лежит сердце к Базарову, потому что они видят в нем простого и умного человека, но в то же время этот человек для них чужой, потому что он не знает их быта, их потребностей, их надежд и опасений, их понятий, верований и предрассудков». Нельзя не согласиться с мнением М. Горького. Базарова на самом деле любят в доме Кирсановых: «Все в доме привыкли к нему… Слуги также привязались к нему, хотя он над ними подтрунивал: они чувствовали, что но все-таки свой брат, не барин. Дуняша охотно с ним хихикала и искоса, значительно посматривала на него, пробегая мимо «перепелочкой»; Петр, человек крайне самолюбивый и глупый… — и тот ухмылялся и светлел, как только Базаров обращал на него внимание; дворовые мальчишки бегали за «дох-туром», как собачонки».
Положение крестьян вызывает в Базарове не умиление, а гнев; герой трезво оценивает народ: видит необразованность, суеверие, забитость и недовольство. В отличие от взглядов Павла Петровича Кирсанова, который с умилением называет народ патриархальным, набожным, но который, разговаривая с мужиками, нюхает одеколон. Оба брата Кирсановы, являясь помещиками, не умеют вести хозяйство, не могут наладить дела в своем имении: «Недавно заведенное на новый лад хозяйство скрипело, как немазаное колесо, трещало, как домоделанная мебель из сырого дерева» . И если Николай Петрович хоть как-то пытался навести порядок, то Павел Петрович всячески уклоняется от какого-либо участия в хозяйственных делах, ограничиваясь лишь денежной помощью. При этом он относит себя к тому слою населения, который представляет основную общественную силу — к аристократии. Он не понимает, что ведет паразитический образ жизни: не делая абсолютно ничего полезного и видя сохранение чувства собственного достоинства в том, что носит английский костюм и содержит ногти в безукоризненном состоянии. Как заметил Базаров, «не шутя воображает себя дельным человеком, потому что читает Галиньяшку и раз в месяц избавит мужика от экзекуции».
Ярким свидетельством связи с народом служит речь героев. Павел Петрович использует много иностранных слов, намеренно их искажает, произносит на свой манер («принсипы», «эфтим»). Для речи Базарова характерны простота, меткость и точность выражений, множество пословиц, поговорок («песенка спета», «от копеечной свечи Москва сгорела», «слыхали мы эту песню много раз», «туда и дорога»).
Базаров честно хочет помочь народу: «Хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними». Но доказательством тому, что Евгений все же не совсем понимает потребности крестьян, может служить сцена разговора Базарова с мужиком в имении отца, после которого мужик отзывается о нем: «…так, болтал кое-что; язык почесать захотелось. Известно, барин; разве он что понимает». А автор добавляет: «Увы! Презрительно пожимавший плечом, умевший говорить с мужиками Базаров… и не подозревал, что в их глазах был все-таки чем-то вроде шута горохового…»
Мы видим, что Базаров одинок. Его не понимают в семье Кирсановых, отвергает Одинцова, с родителями ему самому неинтересно; последним становится отсечение от народа. В чем же причина его одиночества? Базаров — представитель раннего революционера-разночинца, один из первых в своем деле, а людям нового поколения всегда трудно, потому что они первые.
Сознание народа еще не доросло до понимания идеи разночинцев-нигилистов, и Базаров сам в финале это понимает. Умирая, он говорит: «…Я нужен России… Нет, видно, не нужен…»
Однако И. С. Тургенев видит обреченность своего героя не в неумении найти общий язык с мужиком У него нет положительной программы, он только отрицает; внутренний конфликт героя — еще одна причина. Но даже перед смертью герой остается таким, каким был всегда: сомневающимся, не боящимся быть слабым, возвышенным, умеющим любить, и в этом заключается его неповторимость.
В романе «Отцы и дети» И. Тургенев поднимает множество насущных проблем. Это и проблемы любви, и проблемы дальнейшего развития России, проблема искусства и дружбы, и проблема отношения к народу. Отношение к народу – это один из ключевых моментов спора Евгений Базарова, главного героя романа, с Павлом Петровичем, аристократом и дворянином. В конфликте этих двух лиц и выясняется истинное отношение молодого человека к народу.
Прежде всего, нужно отметить тот факт, что среди народа Евгений Базаров был «своим». В отличие от помещиков Николая Петровича и Павла Петровича, простые люди, крестьяне, слуги тянулись к Евгению Базарову. Молодой нигилист не был заносчивым, не держался высокомерно с простым людом, поэтому прислуга, ребятишки – все его любили. Даже Фенечка, прислужница в имении Кирсановых, до того не стеснялась молодого человека, что как-то однажды, когда ее сын заболел, отважилась разбудить Базарова. И другие слуги, Дуняша и Петр, ощущают, что «все-таки свой брат, не барин». Даже «дворовые мальчишки бегали за «дохтуром», как собачонки».
Также Базаров не старается подделаться под мужика из народа. Он не стремится переделать народ. А русская речь его более чем естественна. Он умело использует просторечия в своих беседах (чай, ан нет, как бишь, плюхнуть и т.д.) А все иностранные слова раздражают Базарова: «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны».
В споре с Павлом Петровичем именно в отношении народа наметились некоторые точки соприкосновения. Павел Кирсанов говорит о нем: «Он свято чтит предания, он патриархальный, он не может жить без веры…» Однако если в этой фразе Кирсанова звучит восхищение, то в в Базарове скорее сквозит неверие в народные силы и его способности к продвижению. Он уважает русский народ и, конечно же, с теплотой относится к нему, что заметно через его отношение к простым слугам и крестьянам. Однако Базаров не может воздержаться от того, чтобы раскритиковать рабскую покорность народа, его нежелание сопротивляться, его пассивность и предрассудки.
Мне кажется, что Базаров сожалеет об участи народа. Он не может поверить в то, что у него есть близкое светлое будущее. Базаров, я считаю, хочет противопоставить народ аристократизму, который презирает. Но он не верит, что народ сможет сам себя противопоставить «барину».
Тем не менее, заступаясь за русский народ, сам Базаров является для него чужим. Евгений Базаров не может знать их быта и их мировоззрение. Он не может понять их потребностей и желаний. В этом Базаров очень близок к народникам, революционерам 70-х гг., пытавшимся «хождением в народ» разбудить в нем бунтарский дух. Но эти народники не преуспели именно потому, что не понимали этот самый народ, который и хотели «учить уму разуму».
Таким образом, можно с уверенностью сказать только то, что Базаров любил и уважал русского человека. Он хотел ему лучшей судьбы. Но, к сожалению, он не верил в народные силы. И, что даже более важно, не понимал народ, был ему чужд.