Белка и ворон шим это рассказ или сказка

Цели урока:

  • научить различать произведения о родной
    природе, научить детей правильно называть
    произведение, научить детей читать вслух, молча,
    учить читать выразительно, вводить
    литературоведческие понятия, учить сравнивать
    произведения разных авторов, но схожих по
    тематике.
  • развивать полноценное читательское восприятие
    (учить слушать и слышать художественное слово),
    использовать условно-схематическое
    моделирование для развития внимания к структуре
    текста произведения;
  • формировать основы литературной речи;
  • воспитывать уважение и внимание к авторскому
    слову, к родному слову и формировать уважение и
    любовь к родной природе.

Оборудование: учебник «Литературное
чтение», автор Л. А. Ефросинина 2 класс, рабочая
тетрадь «Литературное чтение», 2 класс (часть 1),
схема, модель, цветные карандаши.

ХОД УРОКА

I. Проверка уровня начитанности учащихся.

1. Работа со схемой

Ребята, у каждого на парте лежат
схемы.
– Вы должны вспомнить фамилии авторов, которые
писали о природе.
– Работайте.

Учитель на доске заполняет такую таблицу после
ответа детей.

Проверка выполненной работы.

Так кто писал произведения о
природе?
– Пушкин.
– Поставьте + те, у кого есть такая
фамилия в схеме.
– Какие произведения Пушкина мы изучили?
– «Уж небо осенью дышало».
– А можешь прочитать это стихотворение наизусть
или по учебнику?
– А кто может?

Чтение наизусть стихотворения А. С. Пушкина «Уж
небо осенью дышало…».

Вопросы отвечающему дополнительно.

– Так какое произведение ты читал?
– Пушкин «Уж небо осенью дышало».

Выставление оценок с комментированием.

– Серёжа читал стихотворение выразительно,
правильно назвал произведение, поэтому получает
оценку «5» или были ошибки, прочитал не очень
выразительно, допустил при чтении ошибки,
поэтому оценка только пока «4».

– Назовите другого писателя, который писал о
природе.
– Скребицкий.
– Поставьте +, у кого есть такая фамилия в схеме.
– А кто назовёт произведение, которое мы читали?
– «Осень».
– Откройте учебники на стр. 107, прочитаем это
произведение по абзацам.
– А что такое абзац?
– А что нам поможет ответить на этот вопрос?
– Книга «Книгочей».
– Найдите определение, прочитайте.

– Начинаем читать по абзацам.
– Какое произведение мы читали?
– Скребицкий «Осень».
– Назовите ещё одну фамилию, которую вы вписали в
схему.
– Пришвин.
– У кого записана такая фамилия, поставьте +.
– Как называется это произведение?
– «Осеннее утро».
– А где находится это произведение?
– В хрестоматии.

II. Постановка темы и цели урока

– Ребята, а теперь я поставлю перед вами
трудную учебную задачу.
– Вы будете работать с новым произведением.
– Сейчас самостоятельное первичное чтение. (учим
самостоятельно работать с текстом произведения)
– Кто прочитает – не забудьте перевернуть
кружочки (переворачивают на цветную сторону, кто
уже прочитал).
– С каким произведением вы работали?
– «Белка и Ворон».
– Найдите и прочитайте фамилию автора.
– Шим.
– Прочитайте заголовок.
– «Белка и Ворон».
– А кто правильно назовёт произведение?
– Шим «Белка и Ворон»
– А что это?
– Сказка.
– Докажите. – О ком или о чём произведение?
– О животных.
– В нём животные разговаривают и умеют считать.
– В произведении главными действующими лицами
являются животные, а они разговаривают.
– В тексе вам встретилось слово торопыга.
– А кто может объяснить значение этого слова?

Торопыга тот, кто всегда очень
спешит.

1. Работа с текстом

– Ребята, сейчас мы будем читать и наблюдать за
текстом.
– Когда вы читали, что необычного заметили в этом
тексе?
– Текст написан в форме диалога.
– А что такое диалог?
– Где мы можем найти ответ на этот вопрос?
– В учебнике или в книге «Книгочей».
– Найдите, прочитайте определение.
– Сейчас мы будем читать сказку по ролям.
– Я буду вороном, а белкой будет (любой ученик).
– А теперь будете читать сказку по ролям в парах,
друг другу.

2. Работа в тетрадях

Откройте тетрадь, выполним задание
№ 1.
– Прочитай задание к 1 упражнению.
– Прочитай и укажи стрелочкой самостоятельно.

– Белка какая? Докажи словами из текста.

– Самостоятельно выполните 2 задание в тетради.
– Проверим работу.
– Читай, о каком времени года говорится в тексте?
– Об осени.
– Докажите, что всё происходило осенью?
– Запасы делают только осенью.

3.
Литературная пауза

Белочка

Зарядкой белочке не лень
Заниматься целый день,
С одной ветки прыгнув влево,
На сучке она присела.
Вправо прыгнула потом,
Покружилась над дуплом.
Влево-влево целый день
Прыгать белочке не лень.

Прыжки в стороны чередуются с приседанием и
бегом по маленьким кругам.

III. Работа со стихотворением Трутневой
«Осень»

1. Знакомство со стихотворением

– Послушайте стихотворение (чтение учителем),
не называть заголовок и автора.
– Смоделируйте обложку.

– Почему зелёный треугольник?
– Стихотворение о природе.

2. Чтение стихотворения по картинкам

Прочитайте стихотворение по
картинкам.
Подберите строчки из стихотворения,
которые подходят к рисунку.
–Прочитайте задание к тексту (работа по
вопросам)
– С кем поэт сравнивает берёзку?
– Подтвердите словами из текста.
– Прочитайте стихотворение выразительно.
– Что значит читать выразительно?
– Это значит соблюдать знаки препинания и делать
разные паузы.
– Какой знак препинания здесь необычный?
– Многоточие …
– Значит, читать надо так (показать)
– Прочитайте выразительно это стихотворение.
– Какое настроение вызывает у вас это
стихотворение?

– Вот мы и потренировались читать
стихотворение выразительно, дома вы продолжите
работать над выразительным чтением: хотите по
учебнику, хотите наизусть, по вашему выбору
(задание по возможностям каждого ученика,
дифференцированно).
– Найдите в стихотворении рифмы?
– Что такое рифма? Найдите ответ в Книгочее и
прочитайте.

Литературная пауза

Мы листики осенние
Ветер снова набежал
На ветках мы сидим.
И листочки все поднял.
Дунул ветер – полетели.
Закружились, полетели
Мы летели, мы летели
И на землю снова сели.
И на землю тихо сели.

3. Сравнение двух произведений

– С какими произведениями вы работали сегодня
на уроке?
– Шим «Белка и Ворон» и Трутнева «Осень».
– Заполняем вместе с вами таблицу: я на доске, а
вы в своих табличках (у каждого на парте лежит
заранее заготовленная таблица).

Фамилия автора Заголовок Жанр Тема
       
       
Фамилия автора Заголовок Жанр Тема
Шим Белка и Ворон сказка о природе
Трутнева Осень стихотворение о природе

– Назовите автора первого произведения?
Второго произведения?
– Назовите заголовки.
– Определите жанр.
– Определите тему.
– Глядя в таблицу, скажите, что общего у этих
произведений?
– Темы.
– Чем различаются?
– Фамилиями, заголовками и жанрами.

4. Домашнее задание

Выполните 2–3 задание к стихотворению «Осень».

Урок литературного чтения 2 КЛАСС

Тема : Э. Шим « Белка и ворон» Трутнева « Осень»

Цели урока: создание условий для повышения уровня начитанности детей, расширять круг чтения

Задачи урока

  • Образовательные научить различать произведения о родной природе, научить детей правильно называть произведение, научить детей читать вслух, молча, учить читать выразительно, вводить литературоведческие понятия, учить сравнивать произведения разных авторов, но схожих по тематике.

  • Развивающие полноценное читательское восприятие (учить слушать и слышать художественное слово), использовать условно-схематическое моделирование для развития внимания к структуре текста произведения; формировать основы литературной речи;

  • Воспитательные уважение и внимание к авторскому слову, к родному слову и формировать уважение и любовь к родной природе.

Оборудование: учебник «Литературное чтение», автор Л. А. Ефросинина 2 класс, рабочая тетрадь «Литературное чтение», 2 класс (часть 1), схема, модель, цветные карандаши.

ХОД УРОКА

I. Проверка уровня начитанности учащихся.

1. Работа со схемой

– Ребята, у каждого на парте лежат карточки.
– Вы должны вспомнить фамилии авторов, которые писали о природе.
– Работайте.

Учитель на доске заполняет такую таблицу после ответа детей.

Проверка выполненной работы.

– Так кто писал произведения о природе?
– Пушкин.
– Поставьте + те, у кого есть такая фамилия в схеме.
– Какие произведения Пушкина мы изучили?
– «Уж небо осенью дышало».
– А можешь прочитать это стихотворение наизусть или по учебнику?
– А кто может?

Чтение наизусть стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…».

Вопросы отвечающему дополнительно.

– Так какое произведение ты читал? 
– Пушкин «Уж небо осенью дышало».

Выставление оценок с комментированием.

– Назовите другого писателя, который писал о природе.
– Скребицкий.
– Поставьте +, у кого есть такая фамилия в схеме.
– А кто назовёт произведение, которое мы читали?
– «Осень».
– Откройте учебники на стр. 107, прочитаем это произведение по абзацам.
– А что такое абзац?
– А что нам поможет ответить на этот вопрос?
– Книга «Книгочей».
– Найдите определение, прочитайте.

– Начинаем читать по абзацам.
– Какое произведение мы читали?
– Скребицкий «Осень».
– Назовите ещё одну фамилию, которую вы вписали в схему.
– Пришвин.
– У кого записана такая фамилия, поставьте +.
– Как называется это произведение?
– «Осеннее утро».
– А где находится это произведение?
– В хрестоматии.

II. Постановка темы и цели урока

– Ребята, а теперь я поставлю перед вами трудную учебную задачу.
– Вы будете работать с новым произведением.
– Сейчас самостоятельное первичное чтение. (учим самостоятельно работать с текстом произведения)
– Кто прочитает – не забудьте поднять руку
– С каким произведением вы работали?
– «Белка и Ворон».
– Найдите и прочитайте фамилию автора.
– Шим.
– Прочитайте заголовок.
– «Белка и Ворон».
– А кто правильно назовёт произведение?
– Шим «Белка и Ворон»
– А что это?
– Сказка.
– Докажите. – О ком или о чём произведение?
– О животных.
– В нём животные разговаривают и умеют считать.
– В произведении главными действующими лицами являются животные, а они разговаривают.
– В тексе вам встретилось слово торопыга.
– А кто может объяснить значение этого слова?

Торопыга – тот, кто всегда очень спешит.

1. Работа с текстом

– Ребята, сейчас мы будем читать и наблюдать за текстом.
– Когда вы читали, что необычного заметили в этом тексе?
– Текст написан в форме диалога.
– А что такое диалог?
– Где мы можем найти ответ на этот вопрос?
– В учебнике или в книге «Книгочей».
– Найдите, прочитайте определение.
– Сейчас мы будем читать сказку по ролям.
– Я буду вороном, а белкой будет (любой ученик).
– А теперь будете читать сказку по ролям в парах, друг другу.

2. Работа в тетрадях

– Откройте тетрадь, выполним задание № 1.
– Прочитай задание к 1 упражнению.
– Прочитай и укажи стрелочкой самостоятельно.

– Белка какая? Докажи словами из текста.

– Самостоятельно выполните 2 задание в тетради.
– Проверим работу.
– Читай, о каком времени года говорится в тексте?
– Об осени.
– Докажите, что всё происходило осенью?
– Запасы делают только осенью.

3. Литературная пауза

Белочка

Зарядкой белочке не лень
Заниматься целый день, 
С одной ветки прыгнув влево, 
На сучке она присела.
Вправо прыгнула потом, 
Покружилась над дуплом.
Влево-влево целый день
Прыгать белочке не лень.

Прыжки в стороны чередуются с приседанием и бегом по маленьким кругам.

III. Работа со стихотворением Трутневой «Осень»

1. Знакомство со стихотворением

– Послушайте стихотворение (чтение учителем), не называть заголовок и автора.
– Смоделируйте обложку.

– Почему зелёный треугольник?
– Стихотворение о природе.

2. Чтение стихотворения по картинкам

– Прочитайте стихотворение по картинкам.
 Подберите строчки из стихотворения, которые подходят к рисунку.
–Прочитайте задание к тексту (работа по вопросам)
– С кем поэт сравнивает берёзку?
– Подтвердите словами из текста. 
– Прочитайте стихотворение выразительно.
– Что значит читать выразительно?
– Это значит соблюдать знаки препинания и делать разные паузы.
– Какой знак препинания здесь необычный?
– Многоточие …
– Значит, читать надо так (показать)
– Прочитайте выразительно это стихотворение.
– Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?

– Вот мы и потренировались читать стихотворение выразительно, дома вы продолжите работать над выразительным чтением: хотите по учебнику, хотите наизусть, по вашему выбору (задание по возможностям каждого ученика, дифференцированно).
– Найдите в стихотворении рифмы?
– Что такое рифма? Найдите ответ в Книгочее и прочитайте.

Литературная пауза

Мы листики осенние
Ветер снова набежал
На ветках мы сидим. 
И листочки все поднял.
Дунул ветер – полетели. 
Закружились, полетели
Мы летели, мы летели
И на землю снова сели.
И на землю тихо сели.

3. Сравнение двух произведений

– С какими произведениями вы работали сегодня на уроке?
– Шим «Белка и Ворон» и Трутнева «Осень».
– Заполняем вместе с вами таблицу: я на доске, а вы в своих табличках (у каждого на парте лежит заранее заготовленная таблица).

Фамилия автора

Заголовок

Жанр

Тема

1

Шим

Белка и ворон

сказка

о природе

2

Трутнева

Осень

стихотворение

О природе

– Назовите автора первого произведения? Второго произведения?
– Назовите заголовки.
– Определите жанр.
– Определите тему.
– Глядя в таблицу, скажите, что общего у этих произведений?
– Темы.
– Чем различаются?
– Фамилиями, заголовками и жанрами.

4. Домашнее задание

Выполните 2–3 задание к стихотворению «Осень».

5 Рефлексия

У каждого из вас лежит на парте солнышко и тучка , если вам было на уроке интересно , комфортно поднимите солнышко,если не интересно , скучно поднимите тучку.

Спасибо всем за приятное общение и урок!

Учебник «Литературное чтение», автор Л. А. Ефросинина 2 класс, рабочая тетрадь «Литературное чтение», 2 класс (часть 1).

Хасавюртовский район

Во 2 классе

НА ТЕМУ:

Э.Шим « Белка и ворон» Трутнева « Осень»

Провела:

Бекиева Фатима Сайдулаевна

учитель начальных классов

МБОУ «Новогагатлинская СОШ им Х.С.Салимова»

2018г

Отзыв

об открытом уроке по литературному чтению, по теме

Э. Шим « Белка и ворон» Трутнева « Осень» во 2 классе

Проведённом учителем начальных классов

Бекиевой Фатимой Сайдулаевной

МБОУ «Новогагатлинская СОШ им Х.С.Салимова»

Цель посещения: знакомство с методикой проведения урока, использование ИКТ на уроке

Цели урока: создание условий для повышения уровня начитанности детей, расширять круг чтения

Учитель владеет методикой объяснения нового материала. В начале урока учитель сообщила тему, а цель урока поставила как проблемную ситуацию, дав возможность учащимся самостоятельно поставить цели урока, тем самым создала благоприятный психологический микроклимат, настрой на четкую и организованную работу.

Урок прошёл на высоком методическом уровне. В урок были включены такие основные этапы, как: устный счет, блиц-опрос, творческая групповая работа, контролирующая самостоятельная работа, итог урока.

Каждый этап урока сопровождался использованием информационных компьютерных технологий. Например, во время знакомства с дополнительным материалом были показаны фрагменты CD диска по теме урока, во время показа слайдов мультимедийной презентации учитель работала совместно с детьми, что значительно увеличивает контакт учителя с классом.

Достигнуты поставленные цели урока.

Зам.директора по МБОУ

«Новогагатлинская СОШ им Х.С.Салимова» Темирова С.Г.

Отзыв

об открытом уроке по литературному чтению, по теме

Э. Шим « Белка и ворон» Трутнева « Осень» во 2 классе

Проведённом учителем начальных классов

Бекиевой Фатимой Сайдулаевной

МБОУ «Новогагатлинская СОШ им Х.С.Салимова»

Цель посещения: знакомство с методикой проведения урока, использование ИКТ на уроке

Цели урока: создание условий для повышения уровня начитанности детей, расширять круг чтения

Фатима Сайдулаевна умело организовала работу учащихся с компьютером, управляя их учебной деятельностью при работе в графическом редакторе, предварительно показав ребятам выполнение задания контролирующего теста.
Использование информационных технологий целесообразно при проведении данного урока. В соответствии с поставленной целью урока эффективным было использование презентации, что обеспечило наглядное представление теоретических сведений о геометрическом материале, картинки движения объектов при решении задач на движение. Проведение уроков с использованием ИКТ является свойственным учителю, соответствует системе её работы.
На уроке закрепления полученных знаний были соблюдены все санитарно-гигиенические требования к учебным занятиям: правила техники безопасности, воздушно-тепловой режим. В течение урока чередовались различные виды деятельности учащихся. Проводилась физкультминутка в игровой форме.
Использование информационных технологий эффективно повлияло на результативность урока: мотивацию учащихся, отразило итоги работы учащихся на уроке

Учитель начальных классов

МБОУ «Новогагатлинская СОШ им Х.С.Салимова» Темирова М.Б.

Конспект
урока литературного чтения во 2 «Г» классе

на
тему: Э. Шим «Белка и Ворон»

Учебник
Л. А. Ефросининой, УМК «Школа
XXI
века»

Цели:

образовательные:

  • обобщить,
    привести в систему знания детей, полученные при чтении произведений по
    теме “Уж небо осенью дышало”
  • учить
    детей восприятию литературного произведения как произведения искусства;
  • продолжить
    формировать основы читательской деятельности
    а) читательские умения (знание фамилий авторов произведений, название
    произведения, темы и жанра чтения) и речевые умения;
    б) навыки чтения (дальнейшее совершенствование темпа, правильности,
    осознанности, выразительности при чтении и в устных высказываниях)
    в) обогащение речи учащихся средствами литературы

развивающие:

  • на
    основе элементов анализа через разные формы диалога создать описательный
    образ осени;
  • постоянно
    включать детей в самостоятельную активную деятельность (от воспроизводящей
    до творческой);
  • помочь
    каждому ребенку включиться в коллективную работу, оценить себя: “Что умею?
    Что знаю?”

воспитывающие:

  • формировать
    эстетический вкус через чтение лучших образцов детской литературы;
  • обогащать
    эмоциональную сферу учащихся, развивать у них эмоциональную отзывчивость
    на прекрасное в искусстве, в природе, в жизни;
  • вызвать
    стремление к самостоятельному чтению детских книг;
  • прививать
    чувство любви к природе и её обитателям.

Оборудование: презентация
к уроку, детские иллюстрации осени, карточки для работы в парах и индивидуально,
учебники литературного чтения, цветные карандаши, смайлики.

I. Мотивация к учебной
деятельности

Слайды 1-6

(звучит музыка, дети читают
стихотворение А. Гонтарь «Осень в лесу»)

Сармат

Осень лесу каждый год

Платит золотом за вход.

Поглядите на осину —

Вся одета в золото,

А сама лепечет:

— Стыну… —

И дрожит от холода.

Лолита

А береза рада

Желтому наряду:

— Ну и платье!

Что за прелесть! —

Быстро листья разлетелись,

Наступил мороз внезапно.

И березка шепчет:

— Зябну!.. –

Эльдар

Прохудилась и у дуба

Позолоченная шуба.

Спохватился дуб, да поздно

И шумит он:

— Мерзну! Мерзну! —

Обмануло золото —

Не спасло от холода.

      Добрый
день, дорогие гости! Нам приятно видеть вас на нашем уроке литературного
чтения. Пусть этот день принесет и взрослым, и детям радость общения, наполнит
сердца благородными чувствами.

      А
вам, ребята, я предлагаю отгадать мою загадку.  

Загадка

Утром
мы во двор идём –

Листья
сыплются дождём,

Под
ногами шелестят

И
летят, летят, летят…

(Осень)

 – А какой
раздел учебника мы с вами недавно открыли?

 – «Уж
небо осенью дышало»

 – Откуда
эти строки?

 – Из стихотворения
А. С. Пушкина, которое мы учили на предыдущих уроках.

II. Актуализация знаний

Слайд 7

      С
каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

     
Георгия Алексеевича Скребицкого «Осень».

     
К какому жанру относится это произведение?

     
Рассказ.

     
Каким было домашнее задание?

     
Сделать иллюстрации.

      Сегодня
ребята принесли свои рисунки, вы видите их сейчас на доске.

Агунда
(читает стихотворение З. Федоровской «Осень»)

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила:

Пожелтел орешник и зарделись
клены,

В пурпуре осеннем только дуб
зеленый.

Утешает осень:

— Не жалейте лето!

Посмотрите — роща золотом одета!

      И
в нашей маленькой республике есть много красивых мест, где можно наблюдать
осенние картины. Одно из них  — дендрарий. И, возможно, мы даже сможем
как-нибудь выехать туда всем классом.

     
Но осень
бывает разная и после такого буйства красок, после пышного бала природы настают
унылые, холодные дни.

III. Формулирование темы и
цели урока.

Слайд 8

      А
какие приметы осени вы знаете?

     
Листья… (желтеют и опадают).

     
Небо… (становится низким, хмурым,
тяжёлым, часто идут дожди).

     
Дни… (становятся короче и холоднее).

      Животные…
(делают запасы на зиму).

Слайд 9

     
А вы слыхали, как звенит тишина в лесу?

     
Какими голосами полна луговая трава?

     
А вы понимаете язык зверей и птиц?

Слайд 10

     
Кто переведёт нам язык зверей и птиц на человеческий?

     
Вот таким переводчиком и стал писатель Эдуард Юрьевич Шим.

     
Вы уже догадались, какова тема и цель нашего урока?

     
Познакомиться с писателем Эдуардом Юрьевичем Шимом и его
произведением. Сделать анализ произведения.

Слайд 11

Слайд 12

  Слово
об авторе, знакомство с его книгами.

IV Подготовка
к первичному восприятию

Слайд 13

      Вы
можете догадаться по названию и картинке, о чём будет это произведение?

      О
природе, о животных, об осени.

Слайд 14

Прежде, чем вы начнёте читать,
давайте потренируемся в интонировании
. Прочитайте слово «осень»
с разной интонацией

  • Спокойно.
  • Вопросительно?
  • Удивленно
    – вопросительно?!
  • Радостно!
  • Восхищёно!!
  • Таинственно…

Слайд 15

      А
теперь прочитаем некоторые слова из текста сначала по слогам, а затем целиком
.

о-ди-нож-ды  
один

су-шить-ся

при-вя-за-лась

V
Первичное восприятие
(читают дети глазами)

     
Прочитайте текст самостоятельно жужжащим чтением. Когда закончите,
поднимите руку.

Слайд 16

      О
каком времени года говорится в тексте?

     
Об осени.

     
Докажите.

     
Белка делает запасы на зиму.

     
Какое незнакомое слово встретилось вам в тексте?   

      Торопыга.

      Кто
может объяснить значение этого слова?

VI
Словарная работа

Торопыга – тот, кто всегда
очень торопится, спешит, суетится.

     
Придумайте свои предложения с этим словом.

Слайд 17

Физкультминутка

Кружатся,
кружатся листья
В классе у нас листопад
Желтые, красные листья 
По ветру вьются, летят


В опустевшем старом парке
Осень делает подарки:
Лист дубовый, лист березовый, 
лист оранжевый, бордовый,
Лист багряно-огневой,
Выбирай себе любой.

VII
Вторичное восприятие
(читает учитель)

     
Что необычного вы заметили в тексте?

     
В какой форме написан текст?

     
Текст написан в форме разговора двух персонажей.

     
А как называется разговор двух героев? Где мы это можем узнать?

     
В учебнике.

      Давайте
найдём ответ на этот вопрос в учебнике на стр. 113

VIII
Анализ текста.
(Создание
проблемной ситуации).

Слайд 18

      Кто
герои этого произведения?

     
Белка и Ворон.

     
Как герои обращаются друг к другу?

     
Дедушка ворон, рыжий хвостик.

      А
сейчас, ребята, я поставлю перед вами трудную задачу. Поработайте в парах на
карточках, которые лежат перед вами. Соедините стрелочками героев произведения
с чертами характера, которыми они, по-вашему, обладают.

               

      Давайте
проверим, что у вас получилось. Какими чертами вы наделили дедушку Ворона?
Белочку?

IX
Обобщение.

     
Прочитайте пословицы к тексту.

      Как
вы их понимаете?

Слайд 19

      А
теперь возьмите другие карточки, давайте смоделируем обложку для книжки.

     
Как называется это произведение (заголовок)?

     
Белка и Ворон

     
Кто автор?

     
Эдуард Юрьевич Шим.

     
К какому жанру относится?

     
Сказка.

     
Докажите.

     
Какую нужно взять фигуру для обозначения сказки?

     
Круг.

     
А какая это сказка?

     
Авторская, о животных.

     
Каким цветом раскрасим круг?

     
Коричневым.

 

     
Прочитайте сказку по ролям.

Домашнее задание.

     
Дома вам нужно будет подготовить выразительное чтение сказки по ролям.

X Рефлексия.

Слайд 20

      Ребята,
давайте подведём итоги.

      Какую
цель мы ставили перед собой в начале урока?

      Познакомиться
с писателем Эдуардом Шимом, его сказкой «Белка и Ворон». Сделать анализ произведения.

      Скажите,
мы справились с этой задачей?

      Да.

      Что
вы узнали о писателе Эдуарде  Шиме?

      Он
писал рассказы для детей о природе.

      Чему
учат его рассказы?

      Любить
природу, бережно к ней относиться.

      А
с каким новым понятием мы познакомились?

      Диалог.

      Что
такое диалог?

      Разговор
двух или нескольких героев.

      Подумайте,
всё ли у вас получилось? Что не получилось, почему?

      Те,
у кого всё получилось и кто остался доволен своей работой и сегодняшним уроком,
поднимите улыбающийся смайлик.

      Те,
у кого не всё получилось, но они старались, поднимите задумчивый смайлик.

      Те,
у кого сегодня не получилось поработать, так, как хотелось, поднимите грустный
смайлик.

     
Какой вывод мы для себя сделаем?

     
Нам ещё есть, чему поучиться на уроках чтения.

Слайд 21

      И,
всё же, вы хорошо поработали, молодцы.

      Спасибо
за урок.

Урок  литературного чтения во 2 классе

(УМК «Начальная школа XXI века»)

Дата проведения урока: 26.10.2016 г. 

Тема урока:  Э. Шим «Белка и Ворон». Е. Трутнева «Осень».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели:   

Познавательные: познакомить учащихся с произведениями Э. Шима «Белка и Ворон» и Е. Трутневой «Осень»; закрепить умение работать с текстом до чтения, в ходе чтения, после чтения; формировать понятия:  «сказка», «стихотворение»; умение правильно называть произведение (фамилию автора, название), тему и жанр.

Развивающие: развивать читательские умения, навыков выразительного чтения, устную речь учащихся, технику чтения, творческое воображение, внимание, память.

Воспитательные: воспитывать читателя, понимающего и любящего книгу, учить видеть и понимать красоту осенней природы, воспитывать любовь к природе, животным и бережное к ним отношение.

 Формировать УУД:

Познавательные: воспринимать на слух художественное произведение, выполнять задания в учебнике и тетради, читать по ролям, показывая при чтении характер героя, использовать знаково-символическое моделирование для решения читательских задач.

Личностные: развивать эстетические чувства, содействовать осознанию ценности изучаемого предмета, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать действия, в соответствии с поставленной задачей; умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности; проводить самоконтроль и самооценку; планировать учебное сотрудничество.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме, воспитывать культуру диалогового общения.

Методы обучения: деятельностный,  наглядно-словесный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, парная, фронтальная.

Оборудование: основные:

учебник «Литературное чтение» 2 класс (автор Л.А. Ефросинина),

рабочая тетрадь «Литературное чтение» № 1, 2 класс (автор Л.А. Ефросинина)

Справочник «Книгочей»

дополнительные:

выставка детских рисунков  к произведению Г. Скребицкого «Осень»,

таблица для сравнения изучаемых произведений

           музыка П. И. Чайковского «Времена года: Октябрь: Осенняя песня»

 Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

  1. Организацион

ный  момент

Ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте своей улыбкой успехов друг другу и хорошего настроения.

Проверьте, всё ли готово у вас к уроку.

Проверка своего рабочего места

  1. Проверка

домашнего задания

-На дом вы получили творческое задание, нарисовать иллюстрации к произведению Г. Скребицкого «Осень»

Какие замечательные рисунки все выполнили!

(Обращает внимание на выставку рисунков)

Мы можем их отправить на ежегодный школьный конкурс рисунков в рамках Недели осени.

— А теперь послушаем чтение наизусть стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…»

 — Чье чтение наизусть вам больше всего понравилось и почему?

Дети читают наизусть стихотворение А. С. Пушкина

Дети называют имена учеников, чьё чтение наизусть было выразительным, без ошибок.

Личночтные:

Развитие эстетических чувств

Регулятивные:

Умение проводить оценку ответов одноклассников

  1. Этап

мотивации  и

актуализации

знаний

 

На доске плакат со словами А. С. Пушкина

«Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»    

— Прочитайте предложение.

—  Эти строки из поэмы А. С. Пушкина станут девизом нашего урока

-Как вы думаете, почему именно эти строки я взяла девизом урока?

 —Как вы понимаете смысл этих слов?

— Какие бывают сказки по авторству?

Какие бывают сказки по содержанию?

— Отгадайте загадки и вы узнаете,  кто станет героем новой сказки, с которой мы с вами познакомимся сегодня на уроке.

С ветки на ветку,

Быстрый, как мяч,

Скачет по лесу

Рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол

И в дупло убежал.

(Белка)

Умная птица
Над полем кружится,
Клювом своим
Она может гордиться:
Чёрный, как смоль,
И крепкий, как сталь,
Клюв очень нужная
В жизни деталь.
(Ворон)

(Слайды 2-3)

-Ребята, сегодня познакомимся со сказкой Эдуарда Шима «Белка и Ворон». Эдуард Юрьевич Шим родился в 1930 году, он очень любит природу, детей и хотел своими произведениями рассказать вам о красоте природы, рассказать её секреты, чтобы вы любили природу и бережно к ней относились, в его произведениях растения, животные оживают, превращаясь в сказочных героев.

Один из учеников вслух читает предложение.

Дети предполагают, что на уроке будут знакомиться с новой сказкой

Каждая сказка учит чему-нибудь: доброте, вежливости и т. д.

Народные сказки и литературные (авторские) скаки

— Сказки бывают волшебные, бытовые и о животных.

Дети отгадывают загадки и прогнозируют, о ком будет сказка.

Личностные: (смысло-образование)

Регулятивные прогнози-рование

  1. Физкульт

минутка

Белочка

Зарядкой белочке не лень
Заниматься целый день, 
С одной ветки прыгнув влево, 
На сучке она присела.
Вправо прыгнула потом, 
Покружилась над дуплом.
Влево-влево целый день
Прыгать белочке не лень.

Прыжки в стороны чередуются с приседанием и бегом по маленьким кругам.

Личностные :

умение применять правила охраны своего здоровья

  1. Этап

усвоения  новых знаний

Работа с учебником (страница 111)

— Ребята, какой условный знак  стоит перед произведением?

1. Учитель организует самостоятельное чтение произведения (сказка «Белка и Ворон», читать молча, определять жанр и тему, моделировать обложку)

2. Беседа по содержанию произведения

— Как называется произведение?

— Кто главный герой сказки Э. Шима? (Белка и Ворон).

— Жанр произведения? Докажите, что это сказка

— Как ворон и Белка обращаются друг к другу?

Прочитайте.

— Какие вопросы задавала Белочка?

— Какая она по характеру? (Любознательная, трудолюбивая, вежливая).

— Что говорит о мудрости Ворона? 

3. Работа в тетрадях

— Дайте характеристику героям сказки. Выполните задание в рабочей тетради на с. 46, №1

Учитель организует взаимопроверку работы в парах по эталону (слайд  4-5  )

Произведение для самостоятельного чтения.

Работа в парах в рабочей тетради

Обсуждение и исправление ошибок.

Регулятивные:

умение работать со знаками

Познаватель-ные:

осуществлять смысловое чтение

Коммуникативные: вести устный диалог, слушать собеседника

Регулятивные:

оценивать свою деятельность и деятельность работы другой пары

  1.  Этап включения в систему знаний

Организует наблюдение за формой текста, чтение по ролям, передавая при чтении характер героя, знакомство с понятием «диалог»

Работают со словарём – справочником «Книгочей»

Регулятивные:

 Проводить поиск и выделение информации из справочной литературы

  1. Физкульт-минутка

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

Ребята повторяют движения, описанные в стихотворении

Личностные :

умение применять правила охраны своего здоровья

  1. Этап усвоения новых знаний.

2. Знакомство со стихотворением Е.Трутневой «Осень».

  1. Учитель выразительно читает стихотворение

(звучит тихая музыка)

  1. Беседа после первичного восприятия

— Понравилось вам произведение?

-Какое настроение оно у вас вызвало?

— Определите жанр произведения. Докажите.

      3.    Выразительное чтение стихотворения        учащимися с передачей радостного настроения

     4.   Творческая работа. Устное иллюстрирование стихотворения.

    5.   Работа над языковыми средствами выразительности

    6. Работа с моделями обложек.

— Мы познакомились с двумя произведениями. Какая модель  какому произведению соответствует?  (слайд 6)

Дети внимательно слушают и следят за интонацией учителя

Обучающиеся рассказывают, какие картины осени они представили при чтении стихотворения Е. Трутневой «Осень»

Ученики сравнивают модели и обосновывают свой выбор

Познавательные: воспринимать на слух художественное произведение, выполнять задания в учебнике и тетради, читать по ролям, показывая при чтении характер героя, использовать знаково-символическое моделирование для решения читательских задач.

  1. Этап

включения в систему знаний

Учитель организует работу по сравнению произведений: что общего и чем отличаются (заполнение таблицы)

Автор

Заголовок

Жанр

Тема

Э. Шим

О природе

Осень

(Слайд 7)

Сравнивают произведения и заполняют таблицу

Регулятивные: умение работать с таблицей

  1.  Рефлексия

— Понравился ли вам урок?

— С какими произведениями мы познакомились?

— Что на вас произвело наибольшее впечатление?

— Какие задания показались вам наиболее интересными?

— Продолжите предложения:

Мне понравилось…

Мне было трудно…

Девизом нашего урока были слова А. С. Пушкина: «…Добрым молодцам урок». Какой урок мы сегодня получили?

Надо быть трудолюбивыми, упорными  и т. д.

Регулятивные:

обобщать, оценивать результат своей деятельности

Регулятивные:

— уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;

Личностные:

содействовать осознанию ценности изучаемого предмета

  1.  Домашнее задание

Дифференцированное задание

Слабо читающим: стр.11-113, выполнить задания в учебнике;

Хорошо читающим: стр. 113-114, выучить наизусть, выполнить задания в рабочей тетради.

По выбору: все желающие могут выучить стихотворение наизусть.

Выбирают  и записывают домашнее задание

Личностные:

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

  • Белиберда или белиберда как пишется
  • Белеющий парус как пишется
  • Белеющее пятно как пишется
  • Беленый как пишется и почему
  • Беленый или беленный как пишется правильно