Конспект занятия
Тема: «Кто не знает белку?»
Подготовительная группа
Воспитатель: Михайлова М.Г.
Программное содержание: Создать у детей эмоционально-положительное отношение к зверьку. Знать существенные признаки его внешнего вида. Вести наблюдение за повадками животного. Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказок, представлять сказочный образ белки. Уточнить и расширить знания детей о белках, живущих в уголке природы, за счет чтения сказок о белках. Продолжать воспитывать интерес и любовь к животным, желание узнавать новое о животных, наблюдать и ухаживать за ними.
Предварительная работа: Чтение сказок, рассказов, стихотворений, потешек, песенок о белках (отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане», индийская сказка «Старуха и белка», потешка «Сидит белка на тележке…»,
В. Чаплина «Пуська», В. Бианки «Бешеный бельчонок», М. Пришвин «Беличья память», М. Пляцковский «Песенка белочки», Е. Трутнева «Белкина кладовка» и др.) Рассматривание картины А. Комарова «Белки». Проведение различных игр, связанных с животными («Кто, чем питается?», «Кто, как говорит?», «Взрослые и дети», «В мире звуков природы» и др.)
Ход занятия
Занятие проводится в уголке природы.
1. Ребята, вы знаете много животных. Чтобы догадаться к кому мы пришли в гости
Отгадайте загадку
1. С ветки на ветку,
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу
Рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал.
Ну, конечно, это белка! Белка — красивый, легкий, пушистый и обаятельный зверек. Животное — грызун. Удивительно грациозный, дикий зверек. Давайте им полюбуемся.
2.Наблюдение, беседа.
— Внешний вид (Белка — мелкий и ловкий зверек с вытянутым телом и очень пушистым хвостом. Зверька украшают темные кисточки на ушах и блестящие черные живые глазки. Летом у нее шубка рыжая, а зимой – серая и более теплая).
— Где живут белки? (Всю свою жизнь белка проводит в лесу на деревьях. На землю спускается лишь для того, чтобы сорвать гриб или подобрать упавшую шишку.)
— Где устраивает гнездо? (В дупле старого дерева или просто между ветками – такие своеобразные шары из мха, лишайников и сухих прутиков. Обычно у белки не один домик, а несколько – для сна, для зимовки, для выведения бельчат.)
— Что и как зверек ест в уголке природы и в лесу.
Дети наблюдают, как белка ест корм.
Любимое беличье кушанье орехи, семена ели и сосны, почки деревьев, грибы, ягоды, любит желуди. На лету схватит она бабочку, а полакомившись ею, может сразиться хоть с ужом, хоть с гадюкой, и, как правило, выйдет из схватки победителем… За день белка съедает 100 – 150 шишек.
— Белка — заботливая хозяйка, делает на зиму запасы. Как белка запасает корм? (Осенью белки делают запасы лесных орехов, желудей, грибов. Орехи и желуди они натаскивают в гнездо и во все свободные дупла. Грибы насаживают на ветки, вталкивают в развилки сучьев. В голодное зимнее время белки рыскают по веткам, шелушат шишки, отыскивают и поедают запасы.)
— Как передвигается? Понаблюдать.
— Что помогает белке так ловко лазать по деревьям? (На лапках у зверька острые загнутые коготки, которыми он цепляется за кору деревьев, что позволяет быстро лазать по стволу и веткам во всех направлениях).
— А что помогает ей совершать прыжки с ветки на ветку и с дерева на дерево? (Ноги).
— Скажите, чем отличаются ее задние ноги от передних. (Задние ноги у туловища очень толстые, они толще и длиннее передних, поэтому и сильнее. Ими она отталкивается и делает большой прыжок.
— Еще ей помогает хвост. Может, кто-нибудь знает как? Он большой и очень пушистый. Когда белка прыгает, она его поднимает над собой, распушает, и он, как парашют, помогает ей приземлиться плавно.)
— Есть ли враги у белки? Белка — маленький зверек, и все хищники, живущие в лесу, могут за ней охотиться. Когда белка спускается на землю, кого она должна бояться? (Лисы, волка, крылатых хищников — совы, филина.) Но самые опасные враги — это те, которые, как и она, могут лазать по деревьям. Это соболь, куница.
— Как же белка спасается от врагов? (От наземных хищников она спасается на деревьях. А от соболя может спрятаться, затаившись в дупле, или же убежать, прыгая с ветки на ветку, с дерева на дерево. У белки это получается очень ловко, намного лучше, чем у соболя.)
Белочку спасает от врагов не только ее умение ловко лазать и прыгать, но и окраска ее шерсти. Как вы думаете, хорошо ли для белочки, что летом она рыжевато-коричневая, а зимой — серебристо-серая? Конечно, такая окраска шерсти помогает ей оставаться незамеченной для врагов: летом на фоне коричневой коры и ветвей, а зимой среди заснеженных деревьев.
— Интересно и поведение зверька, его постоянная активность, любознательность, доверчивость, мгновенные переходы от одних действий к другим.
— Весной у белки рождается 4—6 бельчат. Они голые, слепые, беспомощные, мать их кормит своим молоком, охраняет от хищников. Бельчата появляются у белки 2 раза в год — весной в апреле и летом в июне.
— Сколько живет белка? (В неволе – 10-12 лет, а на свободе – 3-3,5 года.)
3. В каких произведениях говорится о белке?
— Вспомним белку из «Сказки о Царе Салтане» А.С. Пушкина. (Провести сравнение белки, живущей в природе, с белкой А.С.Пушкина).
— Чем отличается белка из сказки А.С. Пушкина от той, что живет в лесу?
— Где живет? (Под елью в хрустальном доме)
— Чем питается? (Грызет золотые орехи с изумрудными ядрами)
— А главное — может петь песни! (Затейница)
Белка – сказочная, волшебная.
4. Вспомним индийскую сказку «Старуха и белка»
— Кто главные герои этой сказки?
— Какая белка в этой сказке? (хитрая, умная). Почему?
— Какие хитрости она придумывала, чтобы обмануть старуху?
— Что общего у белки из сказки с белкой, живущей в лесу, с белкой уголка природы?
— В чем отличие?
5. Физкультурная минутка
Физзарядкой белочке не лень
Заниматься целый день,
С одной ветки прыгнув влево,
На сучке она присела.
Вправо прыгнула потом,
Покружилась над дуплом.
Влево — вправо целый день
Прыгать белочке не лень.
(Прыжки в стороны чередуются с приседаниями и бегом по маленьким кругам).
6. Пальчиковая гимнастика
Сидит белка на тележке, (Хлопки ладонями и удары кулачками
Продает она орешки. Друг о друга попеременно.)
Лисичке – сестричке, (Загибают по одному пальчику, начи-
Воробью, синичке, ная с большого.)
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок, (Ритмичные хлопки ладонями и удары
Кому в зобок, кулачками).
Кому в лапочку.
7. Послушайте, какая однажды история произошла в лесу с белкой. Чтение сказки Льва Толстого “Белка и Волк” (или предложить детям прослушать аудиозапись сказки, или показ настольного театра).
— О ком говорится в сказке?
— Кто вызвал симпатию?
— Почему Волк отпустил Белку?
— Кто оказался хитрее?
— В чем заключается мораль басни?
— Белка в сказке, какая? ( Веселая, добрая, хитрая, умная)
— А волк? (Скучный, злой.)
— Как белка говорит о хорошем человеке и плохом человеке? (Добрый — никому зла не желает; злость сердце жжёт)
— Какая сказка вам понравилась больше? Почему?
8. Есть такое крылатое выражение: «Крутиться (вертеться) как белка в колесе».
— Как вы это понимаете?
Это значит пребывать в постоянных хлопотах, заботах, имея множество разных дел. То есть крутиться как белка в колесе — значит быть очень занятым. Это выражение идет от басни И. А. Крылова “Белка”, в которой бег белки в колесе означает деятельность человека, который “хлопочет, мечется… из кожи рвётся, да только всё вперёд не подаётся, как белка в колесе”. Белка олицетворяет проворство, верткость, неутомимость — крутиться как белка.
9. Ребята разных стран узнали белку из мультфильма «Ледниковый период». Мультфильм про забавного персонажа — невезучую саблезубую белку. Можно обсудить мультфильм. Какая там белка?
10. Пословицы, поговорки
— ВОЛКА БОЯТЬСЯ — ОТ БЕЛКИ БЕЖАТЬ.
— Как вы это понимаете? Объяснить детям смысл.
11. Интересные факты
— Раньше на Руси в ходу было другое беличье имя — векша.
— Белки присутствуют на деньгах и на гербах. Так, например, на гербе Зеленоградского административного округа города Москвы, две белки рыжего окраса сидят на перекрещенных дубовой и еловой ветвях и держат в лапках щит, на котором нанесена символика города. (Показать иллюстрацию герба)
12. Отношение к белкам у разных народов (Рассказать детям)
У японцев белка считалась символом плодородия.
У северных народов в их календаре присутствовал месяц белки, который начинался с конца января и продолжался по конец февраля. Это время было связано с началом гона у этих зверьков.
Славяне называли белку хитрой за присущую ей ловкость и сходство рыжей шубки и пушистого хвоста с лисицей. У них скачущая по деревьям белка ассоциировалась со сверкающей молнией, то есть со стихией грозы. Они считали, что она является вместилищем бога-громовника, становясь в один ряд с орлом – символом войны, и являясь предвестницей битв и мора.
Белорусы верили, что в образе белки к человеку приходят домовой, водяной или русалка, они, согласно поверьям, могли перемещаться с молниеносной скоростью.
Но не только негативное отношение было к этому зверьку. Ее изображали на талисманах или использовали в качестве оберега ее когти, полагая, что это улучшит благосостояние. Встреча же с ней сулила приход гостьи.
В христианстве белка символизировала жадность и алчность. («Сказка о Царе Салтане»
А.С. Пушкина)
Итог занятия
Вот и заканчивается наше с вами путешествие.
— О ком мы сегодня говорили?
— Что вы узнали нового?
— Что понравилось?
Среди веток, точно стрелка,
Носится прыгунья-белка:
То орешник ворошит,
То вдруг шишку потрошит,
То в прыжке качает елки:
Словно дождь летят иголки.
Шустрый маленький зверек
Пищу запасает впрок.
Можно долго и с восхищением смотреть на белку. Это очень мужественный зверек. Встретите белочку, наградите ее за это орешком!
Предложить детям после занятия нарисовать белку уголка природы или понравившийся отрывок любой сказки.
Сказки про белку — произведения, в которые народы разных стран вкладывают свои представления о маленьком пушном зверьке. Писатели и поэты подмечают уникальное поведение белок. Эти животные трудолюбивы и независимы. Они часто не боятся людей, но и не становятся ручными зверями. Не потому ли в сказках белочки становятся вестницами леса, проводниками человека в густой чаще и хранительницами несметных сокровищ? Прочтите с детьми сказки о белках, чтобы подумать вместе с ними над этими вопросами и просто интересно провести время.
-
Куриный бульон
Куриный бульон — рассказ Виктора Драгунского, который вошел в цикл «Денискиных рассказов». В нем мальчик Денис собирается рисовать, когда мама приносит домой куриную тушку из магазина. Она просит сына передать отцу, чтобы…
-
Дикий зверь
Дикий зверь — рассказ Геннадия Снегирева о маленьком бельчонке, который жил у девочки Веры в квартире почти с самого рождения. Рыжик был домашний и послушным зверьком. Но как-то случилось так, что бельчонок стал воровать…
-
Русачок
Русачок — сказка Бориса Заходера, с которой надо познакомить ребят всех возрастов, каждый из них найдет в ней свой смысл. В сказке говорится о зайчишке Русачке, его дружбе с Головастиком и о том, как зайчик чуть друга не…
-
Дядя Миша
Сказка Дядя Миша – выдающееся произведение Михаила Сутеева, на котором выросло не одно поколение. Главный герой сказки – медведь, которому так хотелось сделать запасы на зиму. И с зайцем морковку дёргал, и с ежом грибы собирал…
-
Жалобы зайки
Жалобы зайки — небольшой рассказ Константина Ушинского, который увлечет собой маленьких читателей. В нем описывается, как заяц причитает и обижается на свою жизнь. Ему кажется, что все его обижают — от охотника до глупой…
-
Теремок
Теремок — сказка Виталия Бианки, которая показывает знакомый многим ребятам сюжет из русской народной сказки на новый лад. Она показывает, как в лесу стоял древний дуб. К нему прилетел дятел и выдолбил в нем дупло. Когда…
-
Как найти дорожку
Как найти дорожку — короткая сказка Валентина Берестова, которую будет любопытно послушать не только детям. В ней дети пустились в путь по лесу, чтобы навестить дедушку-лесника. Вскоре они поняли, что заблудились. Ребята…
-
Шутки
Шутки — сборник коротких стихов Евгения Чарушина для самых маленьких слушателей и читателей. Эти миниатюрные произведения сопровождаются красочными иллюстрациями, по которым даже малыши наглядно представят, какое действие…
Муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного
вида № 28»
Конспект
НОД
«Белки
в лесу»
(старший
дошкольный возраст)
Воспитатель:
Жабина И.И.
г.
Новомосковск, 2021
Цель – расширение
представлений детей об образе жизни белки.
Задачи:
Расширять
представления детей об образе жизни белки. Подвести к пониманию взаимосвязи
внешнего вида белки с условиями жизни. Продолжать учить детей отвечать
распространенными предложениями. Упражнять детей в умении создавать
аппликацию в технике торцевания.
Развивать речь, память,
внимание, воображение.
Воспитывать любознательность,
бережное отношение к животным. Воспитывать аккуратность, умение доводить
начатое дело до конца, умение работать дружно.
Оборудование:
Наглядный материал:
презентация «Белка». Муляжи ягод, грибов, шишек; предметные картинки: рыбы,
ящерицы, мыши. Фон осеннего леса (на ватмане). Аудиозапись «Звуки леса».
Раздаточный
материал: гофрированная бумага оранжевого и
черного цвета, фигурки белок из картона, клей, кисти, салфетки, клеенки.
Словарная работа: белка,
бельчата, дупло, гнездо; прыгает, скачет, бегает, грызет, линяет, утепляет
(жилище), делает (запасы); беличий, рыжий, пушистый, ловкий.
Предварительная
работа: просмотр познавательного фильма «О
белках», беседа «Дикие животные готовятся к зиме», д/и «Кто где живет?», «Кто
чем питается?». Коллективная работа «Осенний лес». Выполнение аппликаций в
технике торцевания («птичка», «цветок»).
Ход
НОД:
1. Организационный
момент.
Воспитатель.
Загадка:
Хвост пушистою
дугой.
Вам знаком зверек
такой?
Острозубый,
темноглазый,
По деревьям любит
лазать.
Строит он свой дом
в дупле,
Чтоб зимою жить в
тепле.
Дети. Белка.
Воспитатель. Как
вы догадались, что это белка?
Предполагаемые ответы
детей. У нее пушистый хвост, острые зубы, живет в
дупле.
Воспитатель. Правильно,
сегодня мы поговорим о белке.
2. Основная часть.
Беседа с
просмотром презентации.
Воспитатель. Где
живет белка?
Предполагаемые
ответы детей. В лесу.
Воспитатель. Давайте
ее внимательно рассмотрим. Какие у нее глаза?
Предполагаемые
ответы детей. Черные, веселые, круглые.
Воспитатель. А
зубы?
Предполагаемые
ответы детей. Острые, большие.
Воспитатель. Зачем
белке такие зубы?
Предполагаемые
ответы детей. Разгрызать орехи и шишки.
Воспитатель. Что
на концах ушек у белки?
Предполагаемые
ответы детей. Кисточки.
Воспитатель. Посмотрите
на лапки, что мы видим.
Предполагаемые
ответы детей. Когти, коготки.
Воспитатель. Для
чего?
Предполагаемые
ответы детей. Когти помогают белке перепрыгивать с
дерева на дерево, хвататься за ветки.
Воспитатель. А
какой у белки хвост?
Предполагаемые
ответы детей. Пушистый, большой.
Воспитатель. Для
чего ей такой хвост?
Предполагаемые
ответы детей. Согревает, украшает.
Воспитатель. Еще
хвост помогает белке при прыжках. Распушив его, словно раскрыв парашют, белка
легко и свободно перелетает в ветки на ветку, с дерева на дерево, управляя
хвостом, словно рулем. А как белочка передвигается?
Предполагаемые
ответы детей. Бегает, прыгает по веткам.
Воспитатель. Как
вы думаете, умеют ли белочки плавать? Высоко подняв хвост, они переплывают
широкие реки. В каких лесах чаще селятся белочки, почему?
Предполагаемые
ответы детей. В хвойных лесах, так как они любят
шишки ели, сосны.
Воспитатель. А
еще чем питается белка?
Предполагаемые
ответы детей. Ягодами, орехами, грибами, почками.
Воспитатель. Если
корма мало, то белки обгрызают кору, листья. Даже могут поймать мышь ил
разорить птичье гнездо.
Динамическая
пауза.
Белки прыгают по
веткам,
Прыг да скок, прыг
да скок!
Забираются нередко
Высоко, высоко!
Дети прыгают на
двух ногах и на одной попеременно.
Воспитатель. Ребята,
а как называется жилище белки?
Предполагаемые
ответы детей. Дупло, гнездо.
Воспитатель. Белка
сплетает из тонких веточек гнездо. Она аккуратно складывает прутик за прутиком,
плотно прижимает их друг к другу. Потом сплетает их в большой шар с боковым
отверстием для входа. Вот и готово гнездо. Белочка выстилает его мягким пухом,
шерстью, перьями птиц, листьями. В уютном гнезде бельчиха заботится о своих
детенышах. Как называются детеныши белки? (бельчата).
Игра «Угощенье для
бельчат».
Воспитатель
предлагает детям превратиться в бельчат, отправиться в лес, выбрать себе пищу.
На столе –
«полянке» разложены муляжи ягод, грибов, шишек;
предметные картинки: рыбы, ящерицы, мыши. Дети под музыку «гуляют по лесу». По
окончании музыки, каждый ребенок берет себе «угощенье» и объясняет свой выбор.
Воспитатель. Скоро
наступит зима. Как же белка готовится к зиме?
Предполагаемые
ответы детей. Делает запасы, утепляет жилище.
Воспитатель. Да,
белка наполняет свои кладовые спелыми орехами, грибами, желудями и шишками. А
почему белка, как зайчик меняет свою шубку, линяет?
Предполагаемые
ответы детей. Зимний мех более густой и теплый,
серый цвет меньше заметен для врагов.
Воспитатель. Какие
враги есть у белки?
Предполагаемые
ответы детей. На деревьях – совы, филины, на земле
– куница, горностай.
Воспитатель. Как
белка спасается от врагов?
Предполагаемые
ответы детей. Прячется, быстро бежит, прыгает.
Практическая
деятельность.
Аппликация «Белки
в лесу».
Воспитатель. Ребята,
пред вами осенний лес. Давайте в него поселим бельчат (показывает фигурки белок
из картона) Чтобы они получились пушистыми, шерсть им сделаем из комочков
бумаги. Сначала отрываем кусочки бумаги, затем скатываем их в комочки.
Намазываем клеем контуры, прикладываем комочки, прижимаем салфеткой. Помним про
нос и глаза, какой цвет нам понадобится? (черный).
Самостоятельная
деятельность детей под аудиозапись «Звуки леса». Дети
размещают бельчат на всем фоне осеннего леса.
3. Итоговая часть.
Воспитатель. Что
нового мы сегодня узнали про белок? Что вам понравилось? Что бы вы ещё хотели
узнать? (ответы детей).
Вы трудились от
души,
Белки ваши хороши!
Вы старались, вы
творили
И бельчат своих
любили.
Белки вас
благодарят,
Всем «спасибо»
говорят!
Коллективную
работу помещают в центр природы.