Инфоурок
›
Другое
›Презентации›Изложение «Белка в лодке» 4 класс
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 99 человек из 42 регионов
- Сейчас обучается 142 человека из 45 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Кто с высоких тёмных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк?
Отгадайте загадку: -
2 слайд
Изложение
Белка в
лодке -
3 слайд
Прочитайте текст:
Раннее весеннее утро. Узкая длинная лодка двига-
лась через залитые речной водой луга. Местный
мужик выехал порыбачить. Он медленно
подъехал к кустам лозняка.
На одном из кустов среди редких ветвей рыбак раз-
глядел странный рыжий грибок. Вдруг этот удиви-
тельный гриб взлетел в воздух и прыгнул прямо в ры-
бачью лодку.
Дивным чудо-грибком оказалась мокрая озябшая
белочка. Рыбак довёз рыжую пассажирку до берега.
Зверёк мгновенно выпрыгнул на сушу и убежал в лес-
ную чащу. -
4 слайд
Ответь на вопросы.
Когда происходили события?
Почему лодка двигалась через луга?
Что разглядел рыбак на одном из кустов
лозняка?
Что сделал странный гриб?
Кто оказался этим грибком?
Расскажите, как рыбак спас белочку. -
-
-
7 слайд
Прочитай и перескажи:
Раннее весеннее утро. Узкая длинная лодка двига-
лась через залитые речной водой луга. Местный
мужик выехал порыбачить. Он медленно
подъехал к кустам лозняка.
На одном из кустов среди редких ветвей рыбак раз-
глядел странный рыжий грибок. Вдруг этот удиви-
тельный гриб взлетел в воздух и прыгнул прямо в ры-
бачью лодку.
Дивным чудо-грибком оказалась мокрая озябшая
белочка. Рыбак довёз рыжую пассажирку до берега.
Зверёк мгновенно выпрыгнул на сушу и убежал в лес-
ную чащу. -
8 слайд
Объясните написание безударных
гласных в словах:
лозняк
ветвях
разглядел
грибок
удивительный
взлетел
оказалась
зверёк
убежал -
9 слайд
Проверь согласные корня в словах:
узкая
лодка
местные
редких
гриб
озябшая
довёз
– узок
– лодочка
– место
– редок
– грибы
– зябнуть
– везёт -
10 слайд
Вставьте пропущенные буквы в словах:
ннра__ее
весе__ее
дли__ая
медле__о
стра__ый
па__ажирка
под_ехал
рыбач_я
нн
нн
нн
сс
ъ
ь
нн -
11 слайд
Напиши изложение по плану.
Лодка в лугах.
Чудо-грибок.
Рыжая пассажирка.
Краткое описание документа:
Разработка можетт быть полезна учителю работающему в начальной школе. Данная презентация содержат наглядный материал для написания изложения в 4 классе. На первом слайде высвечиваеся загадка, после ее отгадки появляется картинка, по которой учащиеся определяют совместно с учителем тему текста. Далее идет знакомство с текстом. По следующему слайду учащиеся отвечают на поставленные вопросы по тексту, проверяется понимание текста, идет запоминание. Затем проводим словарную работу по изученным орфограммам, подбирая проверочные слова, где это требуется. Составляем план по тексту, пересказымаем по частям и дети самостоятельно записывают текст.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 052 719 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 21.03.2015
- 1749
- 36
- 21.03.2015
- 1322
- 1
- 21.03.2015
- 12639
- 60
- 21.03.2015
- 2256
- 2
Рейтинг:
4 из 5
- 21.03.2015
- 14431
- 124
Рейтинг:
5 из 5
- 21.03.2015
- 2714
- 1
Рейтинг:
5 из 5
- 21.03.2015
- 4575
- 409
-
Скачать материал
-
21.03.2015
10634
-
PPTX
1.9 мбайт -
73
скачивания -
Оцените материал:
-
-
Настоящий материал опубликован пользователем Мухамадеева Татьяна Васильевна. Инфоурок является
информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайтЕсли Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.Удалить материал
-
- На сайте: 8 лет
- Подписчики: 0
- Всего просмотров: 23718
-
Всего материалов:
13
Класс: 2-а
Учитель: Северин О.В.
Предмет: русский язык
УЗ №94
Дата: 29.01.15г.
Тема: Тема: Р/р.Устное изложение: В. Бианки «Белка в лодке»
Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции. Определять тему и основную мысль текста. Составлять план текста и использовать его при устном изложении.
Делить текст на части.
Оборудование: презентация, карточки.
Ход урока
- Орг. момент
Слайд 1. –Ребята, посмотрите на экран. Давайте прочитаем задание. Отгадайте загадку. БЕЛКА.
- Чистописание
Белка Белка
- Актуализация знаний учащихся
Слайд 2. – Ребята, что написано на экране? (Белка в лодке). Скажите, пожалуйста, вам а что эта фраза значит? Как вы думаете, что мы будем делать? (Ответы детей)
— Мы будем составлять рассказ. Ребята, какая тема нашего рассказа, о чем он? (о белке)
4.Чтение учителем текста.
.-Понравился вам рассказ?
-Какова основная мысль рассказа?
5. Деление текста на части.
— Давайте с вами попробуем разделить этот текст на 3 части.
Слайд 3. Составление плана.
1) Начало истории.
2) Самое главное событие.
3)Окончание рассказа.
Работа в группах.
БЕЛКА В ЛОДКЕ
Рыбак ставил сети в залитых половодьем лугах. Он медленно пробирался на лодке сквозь торчащие из воды кусты.
На одном из кустов он разглядел какой-то рыжеватый гриб. Вдруг гриб прыгнул — и прямо к рыбаку в лодку.
В лодке он сейчас же обернулся мокрой взъерошенной белкой. Рыбак довёз её до берега. Белка сразу выскочила из лодки и ускакала в лес.
БЕЛКА В ЛОДКЕ
Рыбак ставил сети в залитых половодьем лугах. Он медленно пробирался на лодке сквозь торчащие из воды кусты. На одном из кустов он разглядел какой-то рыжеватый гриб. Вдруг гриб прыгнул — и прямо к рыбаку в лодку. В лодке он сейчас же обернулся мокрой взъерошенной белкой. Рыбак довёз её до берега. Белка сразу выскочила из лодки и ускакала в лес.
— Ответы детей.
6. Развитие связной речи детей.
— Озаглавим каждую часть. Я вам предлагаю названия, которые Маша и Миша для вас приготовили. Только вам нужно распределить, какая часть подходит и для какого номера.
— Молодцы! А сейчас по плану, давайте попробуем пересказать этот текст.
1. Перескажите 1ю часть текста.
2. Перескажите 2ю часть текста.
3. Перескажите 1ю часть текста.
Физминутка
— Прежде чем начать писать поработаем над орфограммами.
Работа в парах.
1п. – воды — _____________________________
2п. — лодке — _____________________________
3п. – разглядел — _________________________
4п. – довёз — _____________________________
5п. – гриб — ______________________________
6п. – выскочила — ________________________
7п. – обернулся — _________________________
7. Запись ответов на вопросы. Слайд 4. И находим подлежащее и сказуемое.
- Что ставил рыбак? Рыбак ставил сети.
- Как лодка двигалась через луга? Лодка двигалась медленно.
- Что разглядел рыбак на одном из кустов лозняка? На одном из кустов он разглядел какой-то рыжеватый гриб.
- Что сделал странный гриб? Вдруг гриб прыгнул — и прямо к рыбаку в лодку.
- Кто оказался этим грибком? В лодке он сейчас же обернулся мокрой взъерошенной белкой.
- Расскажите, что было дальше. Белка сразу выскочила из лодки и ускакала в лес.
8. Итог урока.
Д/З. карточки
— ПЕРЕПИШИТЕ!!! Отметьте (+) главное слово в словосочетании. Поставьте вопрос от главного (командир) слова к зависимому (солдат)
Образец: говорливые+ ручейки — ручейки (какие?) говорливые
Морской окунь, почки вербы , белый подснежник, зелёная травка, первый жаворонок, звонкая капель, малиновый сок, летний дождь, ночной мороз, грибной суп.
БЕЛКА В ЛОДКЕ Рыбак ставил сети в залитых половодьем лугах. Он медленно пробирался на лодке сквозь торчащие из воды кусты. На одном из кустов он разглядел какой-то рыжеватый гриб. Вдруг гриб прыгнул — и прямо к рыбаку в лодку. В лодке он сейчас же обернулся мокрой взъерошенной белкой. Рыбак довёз её до берега. Белка сразу выскочила из лодки и ускакала в лес. |
БЕЛКА В ЛОДКЕ Рыбак ставил сети в залитых половодьем лугах. Он медленно пробирался на лодке сквозь торчащие из воды кусты. На одном из кустов он разглядел какой-то рыжеватый гриб. Вдруг гриб прыгнул — и прямо к рыбаку в лодку. В лодке он сейчас же обернулся мокрой взъерошенной белкой. Рыбак довёз её до берега. Белка сразу выскочила из лодки и ускакала в лес. |
БЕЛКА В ЛОДКЕ Рыбак ставил сети в залитых половодьем лугах. Он медленно пробирался на лодке сквозь торчащие из воды кусты. На одном из кустов он разглядел какой-то рыжеватый гриб. Вдруг гриб прыгнул — и прямо к рыбаку в лодку. В лодке он сейчас же обернулся мокрой взъерошенной белкой. Рыбак довёз её до берега. Белка сразу выскочила из лодки и ускакала в лес. |
БЕЛКА В ЛОДКЕ Рыбак ставил сети в залитых половодьем лугах. Он медленно пробирался на лодке сквозь торчащие из воды кусты. На одном из кустов он разглядел какой-то рыжеватый гриб. Вдруг гриб прыгнул — и прямо к рыбаку в лодку. В лодке он сейчас же обернулся мокрой взъерошенной белкой. Рыбак довёз её до берега. Белка сразу выскочила из лодки и ускакала в лес. |
БЕЛКА В ЛОДКЕ Рыбак ставил сети в залитых половодьем лугах. Он медленно пробирался на лодке сквозь торчащие из воды кусты. На одном из кустов он разглядел какой-то рыжеватый гриб. Вдруг гриб прыгнул — и прямо к рыбаку в лодку. В лодке он сейчас же обернулся мокрой взъерошенной белкой. Рыбак довёз её до берега. Белка сразу выскочила из лодки и ускакала в лес. |
БЕЛКА В ЛОДКЕ Рыбак ставил сети в залитых половодьем лугах. Он медленно пробирался на лодке сквозь торчащие из воды кусты. На одном из кустов он разглядел какой-то рыжеватый гриб. Вдруг гриб прыгнул — и прямо к рыбаку в лодку. В лодке он сейчас же обернулся мокрой взъерошенной белкой. Рыбак довёз её до берега. Белка сразу выскочила из лодки и ускакала в лес. |
1п. – воды — _____________________________
2п. — лодке — _____________________________
3п. – разглядел — _________________________
4п. – довёз — _____________________________
5п. – гриб — ______________________________
6п. – выскочила — ________________________
7п. – обернулся — ____________
ПЕРЕПИШИТЕ!!! Отметьте (+) главное слово в словосочетании. Поставьте вопрос от главного (командир) слова к зависимому (солдат) Образец: говорливые+ ручейки — ручейки (какие?) говорливые Морской окунь, почки вербы , белый подснежник, зелёная травка, первый жаворонок, звонкая капель, малиновый сок, летний дождь, ночной мороз, грибной суп. |
ПЕРЕПИШИТЕ!!! Отметьте (+) главное слово в словосочетании. Поставьте вопрос от главного (командир) слова к зависимому (солдат) Образец: говорливые+ ручейки — ручейки (какие?) говорливые Морской окунь, почки вербы , белый подснежник, зелёная травка, первый жаворонок, звонкая капель, малиновый сок, летний дождь, ночной мороз, грибной суп. |
ПЕРЕПИШИТЕ!!! Отметьте (+) главное слово в словосочетании. Поставьте вопрос от главного (командир) слова к зависимому (солдат) Образец: говорливые+ ручейки — ручейки (какие?) говорливые Морской окунь, почки вербы , белый подснежник, зелёная травка, первый жаворонок, звонкая капель, малиновый сок, летний дождь, ночной мороз, грибной суп. |
ПЕРЕПИШИТЕ!!! Отметьте (+) главное слово в словосочетании. Поставьте вопрос от главного (командир) слова к зависимому (солдат) Образец: говорливые+ ручейки — ручейки (какие?) говорливые Морской окунь, почки вербы , белый подснежник, зелёная травка, первый жаворонок, звонкая капель, малиновый сок, летний дождь, ночной мороз, грибной суп. |
ПЕРЕПИШИТЕ!!! Отметьте (+) главное слово в словосочетании. Поставьте вопрос от главного (командир) слова к зависимому (солдат) Образец: говорливые+ ручейки — ручейки (какие?) говорливые Морской окунь, почки вербы , белый подснежник, зелёная травка, первый жаворонок, звонкая капель, малиновый сок, летний дождь, ночной мороз, грибной суп. |
ПЕРЕПИШИТЕ!!! Отметьте (+) главное слово в словосочетании. Поставьте вопрос от главного (командир) слова к зависимому (солдат) Образец: говорливые+ ручейки — ручейки (какие?) говорливые Морской окунь, почки вербы , белый подснежник, зелёная травка, первый жаворонок, звонкая капель, малиновый сок, летний дождь, ночной мороз, грибной суп. |
ПЕРЕПИШИТЕ!!! Отметьте (+) главное слово в словосочетании. Поставьте вопрос от главного (командир) слова к зависимому (солдат) Образец: говорливые+ ручейки — ручейки (какие?) говорливые Морской окунь, почки вербы , белый подснежник, зелёная травка, первый жаворонок, звонкая капель, малиновый сок, летний дождь, ночной мороз, грибной суп. |
ПЕРЕПИШИТЕ!!! Отметьте (+) главное слово в словосочетании. Поставьте вопрос от главного (командир) слова к зависимому (солдат) Образец: говорливые+ ручейки — ручейки (какие?) говорливые Морской окунь, почки вербы , белый подснежник, зелёная травка, первый жаворонок, звонкая капель, малиновый сок, летний дождь, ночной мороз, грибной суп. |
Это был ещё молодой, не очень умный заяц.
Он и внимания не обращал, что река кругом его островка с треском сбрасывала лёд.
В тот день заяц спокойно спал у себя под кустом. Солнце пригревало его, и косой не заметил, как вода в реке стала быстро прибывать. Он проснулся только тогда, когда почувствовал, что шкурка его подмокла снизу.
Вскочил – а вокруг него уже вода.
Началось наводнение. Замочив только лапки, заяц удрал на середину островка: там было еще сухо.
Но вода в реке прибывала быстро. Островок становился всё меньше и меньше. Заяц метался с одного конца на другой. Он видел, что скоро весь островок исчезнет под водой, но не решался броситься в холодные быстрые волны: он не мог бы переплыть разбушевавшуюся реку.
Так прошёл весь день и вся ночь.
На следующее утро из воды торчал только крошечный кусочек острова. На нём росло толстое корявое дерево. Перепуганный заяц бегал кругом его ствола.
А на третий день вода поднялась уже до самого дерева. Заяц стал прыгать на дерево, но каждый раз обрывался и шлёпался в воду.
Наконец ему удалось вскочить на толстый нижний сук. Заяц примостился на нём и стал терпеливо дожидаться конца наводнения: вода в реке больше уже не прибывала.
С голоду помереть он не боялся: кора старого дерева была хоть очень жёсткая и горькая, но всё-таки в пищу пригодная.
Гораздо страшней был ветер. Он качал дерево так сильно, что заяц еле держался на суку. Он был точно матрос на мачте корабля: сук под ним раскачивался, как рея, а внизу бежала глубокая холодная вода.
По широкой реке под ним плыли деревья, брёвна, сучья, солома и трупы животных.
Бедняга весь затрясся от страха, когда мимо него, тихо покачиваясь на волнах, медленно проплыл другой заяц.
Он запутался лапами в хворосте и теперь плыл вместе с хворостом брюхом вверх, с вытянутыми ногами. Три дня просидел заяц на дереве.
Наконец вода спала, и он спрыгнул на землю.
Так ему и жить теперь среди реки на острове – до жаркого лета. Летом река обмелеет и он доберётся до берега.
БЕЛКА В ЛОДКЕ
Рыбак ставил мерёжи на лещей в залитых половодьем лугах. Он медленно пробирался на лодке сквозь торчащие из воды кусты.
На одном из кустов он разглядел какой-то странный рыжеватый гриб. Вдруг гриб прыгнул – и прямо к рыбаку в лодку.
В лодке он сейчас же обернулся мокрой взъерошенной белкой.
Рыбак довёз её до берега. Белка сразу выскочила из лодки и ускакала в лес.
Как она попала на куст среди воды и долго ли там просидела, – никто не знает.
ПЛОХО ПРИШЛОСЬ ДАЖЕ ПТИЦАМ
Крылатым наводнение, конечно, не так страшно. Но и они натерпелись от половодья.
Жёлтенькая овсянка выстроила себе гнездо на берегу большой канавы и уже успела положить в него яйца.
Во время разлива гнездо смыло, яйца унесло водой, и овсянке пришлось искать себе новое место для гнезда.
А бекас сидит на дереве и ждёт не дождётся, когда кончится половодье.
Бекас – кулик. Он живёт на лесном болоте и пищу себе достаёт своим длинным носом из мягкой почвы.
Сидит, ждёт, когда опять можно будет шагать по мягкой болотной земле и делать в ней дырочки носом. Не улетать же с родного болота!
Все места уже заняты, и на другое болото его не пустят тамошние бекасы.
НЕОЖИДАННАЯ ДОБЫЧА
Один наш лескор, охотник, подкрадывался к уткам, сидевшим за кустами на озере. Он тихонько передвигал ноги в высоких резиновых сапогах – вода, выступившая из берегов, доходила ему до колен.
Вдруг за кустом перед собой увидел длинную серую гладкую спину какого-то чудовища, барахтавшегося в мелкой воде. Долго не раздумывая, он один за другим пустил два заряда утиной дроби в это неизвестное чудовище.
Вода за кустом закипела, вспенилась – и всё замолкло. Охотник подошёл и увидел там убитую им щуку длиной метра в полтора.
Сейчас щуки выходят из рек и озёр на берега, залитые полой водой, и мечут икру в траве. Мелкая водица здесь тёплая. Щурята, выйдя из икринок, уйдут в озёра и реки с отступающей водой.
Этого не знал охотник. Иначе он не нарушил бы закона, запрещающего охотиться с ружьём на рыб, выходящих весной на берега метать икру. Даже на щук и других хищников.
ЧТО ДЕЛАЛИ РЫБЫ ЗИМОЙ?
Зимой, в крепкие морозы, многие рыбы крепко спали.
Карась и линь ещё с осени зарылись в ил на дне. Пескари и уклейки зимовали в углублениях с песчаным дном. Сазан (он же карп) и лещ залегли на зиму в глубокие ямы речных и озёрных заливов, поросших камышом. Осетры с осени сбились в тесные кучи на дне ятовей – углублений в непромерзающих больших реках. <…>
Все перечисленные выше рыбы проснулись и бросились метать икру – нереститься.
СЕМИДЫРКА
Странная рыба попадается в ручьях и реках по всей нашей стране, от Ленинграда до Сахалина. Узкая, длинная – с первого взгляда примешь её за змею. Плавников по бокам тела у неё нет – только на спине у хвоста. И когда она плывёт, то извивается, как змея. А кожа у неё дряблая, без чешуи, и вместо обыкновенного рыбьего рта у неё круглая дыра воронкой – присоска. Поглядишь на эту присоску и подумаешь, что это не рыба вовсе, а громадная пиявка.
В деревнях её зовут семидырка, потому что у неё по бокам тела, позади глаз, семь дыхательных щёлок.
Личинки семидырки, пескорои, похожи на вьюнов. Ребята часто ловят их для наживки на жерлицы – ставить на крупную хищную рыбу.
Бывает: присосётся семидырка к большой рыбе и путешествует с ней по реке – никак та от неё освободиться не может.
И ещё рассказывают рыбаки, будто семидырка присасывается к подводным камням. Присосётся и давай извиваться, дрыгать, дёргать всем телом. Камень и съедет с места: очень сильная рыба. В ямку на дне, где лежал камень, семи-дырка мечет свою икру.
По-учёному эта удивительная рыба-пиявка называется речная минога.
На вид-то она не очень приятна, но слегка поджаренная да с уксусом – объеденье!
УЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
По ночам на окраины города (имеется в виду Ленинград, ныне Санкт-Петербург. – Прим. ред.) начались налёты летучих мышей. Не обращая внимания на прохожих, они гоняются в воздухе за комарами и мухами.
Прилетели ласточки. Их у нас три вида: касатка – с длинным хвостом вилочкой и рыжеватым пятном на горле, воронок – с коротким хвостом и белым горлом и береговушка – маленькая, серовато-бурая, с белой грудью.
Касатка свои гнёзда делает в деревянных постройках на окраинах города, воронок лепит гнёзда прямо на каменных домах, а береговушка выводит птенцов в норках по обрывам.
Не скоро после ласточек появятся стрижи. Их легко отличить от ласточек: они с пронзительным визгом режут воздух над крышами. Они кажутся сплошь чёрными. А крылья у них не углом, как у ласточки, а полукругом, серпом.
Появились комары-кусаки.
ТИР
БЕЙ ОТВЕТОМ ПРЯМО В ЦЕЛЬ! СОСТЯЗАНИЕ ВТОРОЕ
1. Когда чёрен – куслив и задорен, а покраснеет – сейчас же и присмиреет.
2. Какие съедобные грибы появляются первыми?
3. Зачем грачи ходят по полю за пахарем?
4. Кто раньше прилетает к нам – стрижи или ласточки?
5. Зачем скворцы и галки катаются верхом на коровах, овцах и лошадях?
6. Отчего домашние утки и гуси весной начинают вдруг тоскливо кричать и приходят в сильное возбуждение?
7. Какие птицы страдают от весеннего разлива?
8. На каких рыб в весенний разлив запрещается охота с ружьём?
9. Кто больше боится холода – птицы или гады?
10. Шило-вило-мотовило, по-немецки говорило, – спереди шильце, сзади вильце, на спине синее суконце, сысподу бело полотенце.
11. Отворились двери без петелек, забегали собачки бесхвостые.
12. Чёрен, да не бык, шесть ног без копыт, летит – воет, а сядет – землю роет.
13. В мае месяце появился не рак, не рыба, не зверь, не птица, не человек. Нос долог, голос тонок, летит – кричит, сядет – молчит. Кто его убьет, тот свою кровь прольёт.
Добравшись до берега, он снова благополучно нырнул в землю.
ЗАЯЦ НА ДЕРЕВЕ
А с зайцем случилось вот что.
Заяц жил на островке среди широкой реки. По ночам он глодал кору с молодых осин, а днём прятался в кусты, чтобы не попасться на глаза лисе или людям.
Это был ещё молодой, не очень умный заяц.
Он и внимания не обращал, что река кругом его островка с треском сбрасывала лёд.
В тот день заяц спокойно спал у себя под кустом. Солнце пригревало его, и косой не заметил, как вода в реке стала быстро прибывать. Он проснулся только тогда, когда почувствовал, что шкурка его подмокла снизу.
Вскочил – а вокруг него уже вода.
Началось наводнение. Замочив только лапки, заяц удрал на середину островка: там было еще сухо.
Но вода в реке прибывала быстро. Островок становился всё меньше и меньше. Заяц метался с одного конца на другой. Он видел, что скоро весь островок исчезнет под водой, но не решался броситься в холодные быстрые волны: он не мог бы переплыть разбушевавшуюся реку.
Так прошёл весь день и вся ночь.
На следующее утро из воды торчал только крошечный кусочек острова. На нём росло толстое корявое дерево. Перепуганный заяц бегал кругом его ствола.
А на третий день вода поднялась уже до самого дерева. Заяц стал прыгать на дерево, но каждый раз обрывался и шлёпался в воду.
Наконец ему удалось вскочить на толстый нижний сук. Заяц примостился на нём и стал терпеливо дожидаться конца наводнения: вода в реке больше уже не прибывала.
С голоду помереть он не боялся: кора старого дерева была хоть очень жёсткая и горькая, но всё-таки в пищу пригодная.
Гораздо страшней был ветер. Он качал дерево так сильно, что заяц еле держался на суку. Он был точно матрос на мачте корабля: сук под ним раскачивался, как рея, а внизу бежала глубокая холодная вода.
По широкой реке под ним плыли деревья, брёвна, сучья, солома и трупы животных.
Бедняга весь затрясся от страха, когда мимо него, тихо покачиваясь на волнах, медленно проплыл другой заяц.
Он запутался лапами в хворосте и теперь плыл вместе с хворостом брюхом вверх, с вытянутыми ногами. Три дня просидел заяц на дереве.
Наконец вода спала, и он спрыгнул на землю.
Так ему и жить теперь среди реки на острове – до жаркого лета. Летом река обмелеет и он доберётся до берега.
БЕЛКА В ЛОДКЕ
Рыбак ставил мерёжи на лещей в залитых половодьем лугах. Он медленно пробирался на лодке сквозь торчащие из воды кусты.
На одном из кустов он разглядел какой-то странный рыжеватый гриб. Вдруг гриб прыгнул – и прямо к рыбаку в лодку.
В лодке он сейчас же обернулся мокрой взъерошенной белкой.
Рыбак довёз её до берега. Белка сразу выскочила из лодки и ускакала в лес.
Как она попала на куст среди воды и долго ли там просидела, – никто не знает.
ПЛОХО ПРИШЛОСЬ ДАЖЕ ПТИЦАМ
Крылатым наводнение, конечно, не так страшно. Но и они натерпелись от половодья.
Жёлтенькая овсянка выстроила себе гнездо на берегу большой канавы и уже успела положить в него яйца.
Во время разлива гнездо смыло, яйца унесло водой, и овсянке пришлось искать себе новое место для гнезда.
А бекас сидит на дереве и ждёт не дождётся, когда кончится половодье.
Бекас – кулик. Он живёт на лесном болоте и пищу себе достаёт своим длинным носом из мягкой почвы.
Сидит, ждёт, когда опять можно будет шагать по мягкой болотной земле и делать в ней дырочки носом. Не улетать же с родного болота!
Все места уже заняты, и на другое болото его не пустят тамошние бекасы.
НЕОЖИДАННАЯ ДОБЫЧА
Один наш лескор, охотник, подкрадывался к уткам, сидевшим за кустами на озере. Он тихонько передвигал ноги в высоких резиновых сапогах – вода, выступившая из берегов, доходила ему до колен.
Вдруг за кустом перед собой увидел длинную серую гладкую спину какого-то чудовища, барахтавшегося в мелкой воде. Долго не раздумывая, он один за другим пустил два заряда утиной дроби в это неизвестное чудовище.
Вода за кустом закипела, вспенилась – и всё замолкло. Охотник подошёл и увидел там убитую им щуку длиной метра в полтора.
Сейчас щуки выходят из рек и озёр на берега, залитые полой водой, и мечут икру в траве. Мелкая водица здесь тёплая. Щурята, выйдя из икринок, уйдут в озёра и реки с отступающей водой.
Этого не знал охотник. Иначе он не нарушил бы закона, запрещающего охотиться с ружьём на рыб, выходящих весной на берега метать икру. Даже на щук и других хищников.
Изложение — Белка в лодке
Слайды и текст этой презентации
Слайд №1 | |
Кто с высоких тёмных сосен В ребятишек шишку бросил? И в кусты через пенёк Промелькнул, как огонёк? Отгадайте загадку: |
Слайд №2 | |
Изложение Белка в лодке |
|
Слайд №3 | |
Прочитайте текст: Раннее весеннее утро. Узкая длинная лодка двига- лась через залитые речной водой луга. Местный ры- бак готовился ставить сеть на леща. Он медленно подъехал к кустам лозняка. На одном из кустов среди редких ветвей рыбак раз- глядел странный рыжий грибок. Вдруг этот удиви- тельный гриб взлетел в воздух и прыгнул прямо в ры- бачью лодку. Дивным чудо-грибком оказалась мокрая озябшая белочка. Рыбак довёз рыжую пассажирку до берега. Зверёк мгновенно выпрыгнул на сушу и убежал в лес- ную чащу. |
|
Слайд №4 | |
Ответь на вопросы. Когда происходили события? Почему лодка двигалась через луга? Что разглядел рыбак на одном из кустов лозняка? Что сделал странный гриб? Кто оказался этим грибком? Расскажите, как рыбак спас белочку. |
|
Слайд №5 | |
Слайд №6 | |
Слайд №7 | |
Прочитай и перескажи: Раннее весеннее утро. Узкая длинная лодка двига- лась через залитые речной водой луга. Местный ры- бак готовился ставить сеть на леща. Он медленно подъехал к кустам лозняка. На одном из кустов среди редких ветвей рыбак раз- глядел странный рыжий грибок. Вдруг этот удиви- тельный гриб взлетел в воздух и прыгнул прямо в ры- бачью лодку. Дивным чудо-грибком оказалась мокрая озябшая белочка. Рыбак довёз рыжую пассажирку до берега. Зверёк мгновенно выпрыгнул на сушу и убежал в лес- ную чащу. |
|
Слайд №8 | |
Объясните написание безударных гласных в словах: лозняк ветвях разглядел грибок удивительный взлетел оказалась зверёк убежал |
|
Слайд №9 | |
Проверь согласные корня в словах: узкая лодка местные редких гриб озябшая довёз – узок – лодочка – место – редок – грибы – зябнуть – везёт |
|
Слайд №10 | |
Вставьте пропущенные буквы в словах: нн ра__ее |
|
Слайд №11 | |
Напиши изложение по плану. Лодка в лугах. Чудо-грибок. Рыжая пассажирка. |
|
Слайд №12 | |
Материалы: загадки-http://detkam.e-papa.ru/ фото и рамки Интернет сайты ББК 74.26 УДК 373.167. 1. 808. 2 Нина Николаевна Максимук Сборник текстов для изложений. 2-4 классы Учебно-методическое издание Москва • «Вако»:2009г. 192с. (стр.130) — (Мастерская учителя). Презентацию подготовила |
- Распечатать
Оцените статью:
- 5
- 4
- 3
- 2
- 1
(1 голос, среднее: 5 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Большой сборник презентаций в помощь школьнику.
закрыть
Скопируйте этот код и вставьте его на своем сайте:
Виталий Валентинович Бианки — писатель-натуралист, большой любитель и популяризатор природы. Его замечательные рассказы и сказки с удовольствием читают до сир пор.
Содержание
- Колония на острове
- Оставили с носом
- Кошкин выкормыш
- Сам себе кладовая
- Холодно в лесу, холодно!
- Кто сыт, тому холод не страшен
- Бесплатные столовые
- Что делали рыбы зимой?
- Белка в лодке
- Лис и мышонок
- Купание медвежат
- Музыкант
- Хитрый Лис и умная Уточка
- Чей нос лучше?
Предлагаем вашему вниманию короткие, написанные понятным детям языком, познавательные рассказы и сказки Виталия Бианки. Дети сами могут их прочесть и пересказать.
Лесная газета
Серия небольших рассказов из «Лесной газеты» по временам года
Колония на острове
На песчаной отмели одного острова живут на даче маленькие чайки.
По ночам они спят в песчаных лунках (ямках) — по трое в лунке. Вся отмель в лунках: такая большая колония чаек.
Днем они учатся летать, плавать и ловить мелкую рыбешку под руководством старших.
Старые чайки учат и зорко охраняют своих ребят.
Когда приближается враг, они слетаются стаей и кидаются на него с таким криком и гамом, что всякому страшно станет.
Даже громадный морской орел-белохвост спешит удрать от них подальше.
Оставили с носом
Большой сарыч высмотрел тетёрку с целым выводком жёлтеньких пушистых тетеревят.
Вот, думает, пообедаю.
Он уже нацелился было ударить по ним сверху, да тут тетёрка заметила его.
Она крикнула, — и все тетеревята в один миг исчезли. Сарыч глядел-глядел, — нет ни одного, как сквозь землю провалились! Полетел другую добычу искать себе на обед.
Тогда тетёрка опять крикнула, — и кругом неё повскакали на ножки жёлтенькие пушистые тетеревята.
Никуда они не проваливались, а тут же и лежали, плотно прильнув к земле. Поди-ка отличи их сверху от листьев, травы и комков земли!
Кошкин выкормыш
У нашей кошки весной родились котята, но их у неё отняли. Как раз в этот день мы поймали в лесу маленького зайчонка.
Мы взяли и подложили его кошке. У кошки было очень много молока, и она охотно стала кормить зайчонка.
Так зайчонок и вырос на кошкином молоке. Они очень подружились и даже спят всегда вместе.
Смешней всего, что кошка научила зайчонка-приёмыша драться с собаками. Как только собака забежит к нам на двор, кошка бросается на неё и яростно царапает. А следом за ней подбегает заяц и так барабанит передними лапами, что у собаки шерсть клочьями летит. Все собаки кругом боятся нашей кошки и её выкормыша-зайца.
осень
Сам себе кладовая
А многие звери так никаких особых кладовых себе и не устраивают. Они сами себе кладовые.
Просто наедятся хорошенько за осенние месяцы, станут толстые-претолстые, жирные-прежирные — и всё тут.
Жир ведь тот же запас пищи. Он лежит толстым слоем под кожей, и когда зверю нечего есть, проникает в кровь, как пища через стенки кишок. А уж кровь разносит пищу по всему телу.
Так устраиваются медведь, барсук, летучие мыши и все другие звери и зверьки, что крепко спят всю зиму. Набьют брюхо потуже —и на боковую.
Да еще и греет их жир: он холода не пропускает.
Зима
Холодно в лесу, холодно!
Ледяной ветер гуляет в открытом поле, носится по лесу меж голых берёз и осин. Он забирается под тугое перо, проникает в густую шерсть, студит кровь.
Не усидишь ни на земле, ни на ветке: всё покрыто снегом, стынут лапы. Надо бегать, прыгать, летать, чтобы как-нибудь согреться.
Хорошо тому, у кого тёплое, уютное логово, норка, гнездо; у кого запасов полна кладовая. Закусил поплотней, свернулся калачиком, — спи крепко.
Кто сыт, тому холод не страшен
У зверей да птиц всё дело в сытости. Хороший обед изнутри греет, кровь горячей, по всем жилкам разливается тепло. Под кожей жирок — лучшая подкладка под тёплую шерстяную или пуховую шубку. Сквозь шерсть пройдёт, сквозь перо проймёт, а жир под кожей никакой мороз не прошибёт.
Если бы пищи вволю, не страшна была бы зима. А где зимой взять её — пищу?
Бродит волк, бродит лиса по лесу, — пусто в лесу, все звери и птицы попрятались, улетели. Летают днём вороны, летает ночью филин, добычу высматривают, — нет добычи.
Голодно в лесу, голодно!
Бесплатные столовые
Настало тяжёлое время для маленьких наших друзей – птиц, голодное время, лютое время…
Сильно страдают от голода и холода певчие птицы.
Сердобольные горожане устраивают для них маленькие бесплатные столовые в садах и прямо у себя на окнах. Одни вывешивают из окна кусочки хлеба и сала на ниточке. Другие выставляют в сад лукошки с зерном и хлебом…
Трудно – ох, трудно! – приходится певчим пичугам, да и другим птицам!
Зинзиверы, пухлячки, лазоревки, а иногда чижи, чечётки и другие наши зимние гости целыми стайками посещают эти бесплатные столовые.
весна
Что делали рыбы зимой?
Зимой, в крепкие морозы, многие рыбы крепко спали.
Карась и линь еще с осени зарылись в ил на дне. Пескари и уклейки зимовали в углублениях с песчаным дном. Сазан (он же карп) и лещ залегли на зиму в глубокие ямы речных и озерных заливов, поросших камышом. Осетры с осени сбились в тесные кучи на дне ятовей — углублений в непромерзающих больших реках. Ведь чем глубже вода, тем теплее она у дна.
Белка в лодке
Рыбак ставил мерёжи на лещей в залитых половодьем лугах. Он медленно пробирался на лодке сквозь торчащие из воды кусты.
На одном из кустов он разглядел какой-то рыжеватый гриб. Вдруг гриб прыгнул — и прямо к рыбаку в лодку.
В лодке он сейчас же обернулся мокрой взъерошенной белкой.
Рыбак довез её до берега. Белка сразу выскочила из лодки и ускакала в лес. Как она попала на куст среди воды и долго ли там просидела, — никто не знает.
Короткие рассказы В. Бианки
Лис и мышонок
– Мышонок, мышонок, отчего у тебя нос грязный?
– Землю копал.
– Для чего землю копал?
– Норку делал.
– Для чего норку делал?
– От тебя, лис, прятаться.
– Мышонок, мышонок, а я тебя подстерегу!
– А у меня в норке спаленка.
– Кушать захочешь – вылезешь!
– А у меня в норке кладовочка.
– Мышонок, мышонок, а ведь я твою норку разрою!
– А я от тебя в отнорочек – и был таков!
Купание медвежат
Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.
Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка и пестун – её годовалый сын, медвежья нянька.
Медведица села. Пестун схватил одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать его в речку.
Медвежонок визжал и барахтался, но пестун не выпускал его, пока хорошенько не выполоскала в воде.
Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Пестун догнал его, надавал шлепков, а потом — в воду, как первого.
Полоскал, полоскал его, да ненароком и выронил в воду. Медвежонок как заорёт! Тут в один миг подскочила медведица, вытащила сынишку на берег, а пестуну таких плюх надавала, что он, бедный, взвыл.
Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.
Музыкант
Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке. Он очень любил музыку и старался сам научиться играть. Плохо у него выходило, но старик и тем был доволен, что у него своя музыка. Мимо проходил знакомый колхозник и говорит старику:
– Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружьё. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу.
Старик отложил скрипку, расспросил колхозника, где он видел медведя. Взял ружьё и пошёл в лес.
В лесу старик долго искал медведя, но не нашёл даже и следа его.
Устал старик и присел на пенёк отдохнуть.
Тихо-тихо было в лесу. Ни сучок нигде не треснет, ни птица голосу не подаст. Вдруг старик услыхал: «Дзенн!..» Красивый такой звук, как струна пропела.
Немного погодя опять: «Дзенн!..»
Старик удивился:
«Кто же это в лесу на струне играет?»
А из лесу опять: «Дзенн!..» – да так звонко, ласково.
Старик встал с пенька и осторожно пошёл туда, откуда слышался звук. Звук слышался с опушки.
Старик подкрался из-за ёлочки и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн!..» – как струна запела.
Медведь наклонил голову и слушает.
Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка.
Замолк звук, – медведь опять за своё: оттянул щепку и пустил.
Вечером знакомый колхозник ещё раз проходил мимо избы медвежатника. Старик опять сидел на завалинке со скрипкой. Он пальцем дёргал одну струну, и струна тихонечко пела: «Дзинн!..»
Колхозник спросил старика:
– Ну что, убил медведя?
– Нет, – ответил старик.
– Что ж так?
– Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я?
И старик рассказал колхознику, как медведь играл на расщеплённом грозой дереве.
Хитрый Лис и умная Уточка
Осень. Хитрый Лис думает:
«Утки в отлёт собрались. Дай-ка схожу на речку – утятинкой раздобудусь».
Подкрался из-за куста, видит: правда, целая стая уток у берега. Одна Уточка стоит под самым кустом, лапкой перья в крыле перебирает.
Лис хвать её за крыло!
Со всех силёнок рванулась Уточка. Оставила перья у Лиса в зубах.
«Ах ты!.. – Лис думает. – Вырвалась как…»
Стая всполошилась, поднялась на крыло и улетела.
А эта Уточка не могла с ней: крыло сломано, перья вырваны. Она спряталась в камышах, подальше от берега.
Ушёл Лис ни с чем.
***
Зима. Хитрый Лис думает:
«Замёрзло озеро. Теперь Уточка моя, никуда от меня не денется: по снегу куда ни пойдёт, – наследит, – по следу её и найду».
Пришёл на речку, – верно: лапки с перепонками наследили на снегу у берега. А сама Уточка под тем же кустом сидит, распушилась вся.
Тут ключ из-под земли бьёт, не даёт льду намёрзнуть, – тёплая полынья, и пар от неё идёт.
Кинулся Лис на Уточку, а Уточка – нырк от него! – и ушла под лёд.
«Ах ты!.. – Лис думает. – Утопилась ведь…»
Ушёл ни с чем.
***
Весна. Хитрый Лис думает: «Тает лёд на речке. Пойду мёрзлой утятинкой полакомлюсь».
Пришёл, а Уточка плавает под кустом, – жива, здоровёхонька!
Она тогда нырнула под лёд и выскочила в полынью, – под другим берегом: там тоже ключ был.
Так всю зиму и прожила.
«Ах ты!.. – Лис думает. – Стой же, сейчас за тобой в воду кинусь…»
– Зря, зря, зря! – закрякала Уточка.
Порх с воды и улетела.
За зиму-то у неё крыло зажило и новые пёрышки отросли.
Чей нос лучше?
Мухолов-Тонконос сидел на ветке и смотрел по сторонам. Как только полетит мимо муха или бабочка, он сейчас же погонится за ней, поймает и проглотит. Потом опять сидит на ветке и опять ждёт, высматривает. Увидал поблизости дубоноса и стал жаловаться ему на свое горькое житье.
— Очень уж мне утомительно, — говорит, — пропитание себе добывать. Целый день трудишься-трудишься, ни отдыха, ни покоя не знаешь, а всё впроголодь живёшь. Сам подумай: сколько мошек надо поймать, чтобы сытым быть. А зёрнышки клевать я не могу: нос у меня слишком тонок.
— Да, твой нос никуда не годится! — сказал Дубонос. — То ли дело мой! Я им вишнёвую косточку, как скорлупу, раскусываю. Сидишь на месте и клюёшь ягоды. Вот бы тебе такой нос.
Услыхал его Клёст-Крестонос и говорит:
— У тебя, Дубонос, совсем простой нос, как у Воробья, только потолще. Вот посмотри, какой у меня замысловатый нос! Я им круглый год семечки из шишек вылущиваю. Вот так.
Клёст ловко поддел кривым носом чешуйку еловой шишки и достал семечко.
— Верно, — сказал Мухолов, — твой нос хитрей устроен!
— Ничего вы не понимаете в носах! — прохрипел из болота Бекас-Долгонос. Хороший нос должен быть прямой и длинный, чтобы им козявок из тины доставать удобно было. Поглядите на мой нос!
Посмотрели птицы вниз, а там из камыша торчит нос длинный, как карандаш, и тонкий, как спичка.
— Ах, — сказал Мухолов, — вот бы мне такой нос!
— Постой! — запищали в один голос два брата кулика — Шилонос и Кроншнеп-Серпонос. — Ты ещё наших носов не видал!
Поглядел Мухолов и увидал перед собой два замечательных носа: один смотрит вверх, другой — вниз, и оба тонкие, как иголка.
— Мой нос для того вверх смотрит, — сказал Шилонос, — чтоб им в воде всякую мелкую живность поддевать.
— А мой нос для того вниз смотрит, — сказал Кроншнеп-Серпонос, — чтобы им червяков да букашек из травы таскать.
— Ну, — сказал Мухолов, — лучше ваших носов и не придумаешь!
— Да ты, видно, настоящих носов и не видал! — крякнул из лужи Широконос. Смотри, какие настоящие носы бывают: во-о!
Все птицы так и прыснули со смеху, прямо Широконосу в нос!
— Ну и лопата!
— Зато им воду щелокчить-то как удобно! — досадливо сказал Широконос и поскорей опять кувыркнулся головой в лужу.
— Обратите внимание на мой носик! — прошептал с дерева скромный серьенький Козодой-Сетнонос. — У меня он крохотный, однако служит мне и сеткой и глоткой. Мошкара, комары, бабочки целыми толпами в сетку-глотку мою попадают, когда я ночью над землёй летаю.
— Это как же так? — удивился Мухолов.
А вот как! — сказал Козодой-Сетконос, да как разинет зев, — все птицы так и шарахнулись от него.
— Вот счастливец! — сказал Мухолов. — Я по одной мошке хватаю, а он ловит их сразу сотнями!
— Да, — согласились птицы, — с такой пастью не пропадёшь!
— Эй вы, мелюзга! — крикнул им Пеликан-Мешконос с озера. — Поймали мошку и рады. А того нет, чтобы про запас себе что-нибудь отложить. Я вот рыбку поймаю — и в мешок себе отложу, опять поймаю — и опять отложу.
Поднял толстый Пеликан свой нос, а под носом у него мешок, набитый рыбой.
— Вот так нос! — воскликнул Мухолов, — целая кладовая! Удобней уж никак не выдумаешь!
— Ты, должно быть, моего носа еще не видал, — сказал Дятел. — Вот, полюбуйся!
— А что же на него любоваться? — спросил Мухолов. — Самый обыкновенный нос: прямой, не очень длинный, без сетки и без мешка. Таким носом пищу себе на обед доставать долго, а о запасах и не думай.
— Нельзя же всё только об еде думать, — сказал Дятел-Долбонос. — Нам, лесным работникам, надо инструмент при себе иметь для плотничьих и столярных работ. Мы им не только корм себе добываем, но и дерево долбим: жилище устраиваем, и для себя и для других птиц. Вот у меня какое долото!
— Чудеса! — сказал Мухолов. — Столько носов видел я нынче, а решить не могу, какой из них лучше. Вот что, братцы: становитесь вы все рядом. Я посмотрю на вас и выберу самый лучший нос.
Выстроились перед Мухоловом-Тонконосом Дубонос, Крестонос, Долгонос, Шилонос, Широконос, Сетконос, Мешконос и Долбонос.
Но тут упал сверху серый Ястреб-Крючконос, схватил Мухолова и унёс себе на обед.
А остальные птицы с перепугу разлетелись в разные стороны.
Источник. Хрестоматия для маленьких. М. 1987