Есть в мире ценности, над которыми не властно время: мир, окружающий нас, с его солнцем и небом, с шелестом листьев в лесу, с шумом морского прибоя, и мир, который в каждом из нас. Мир с его нравственными ценностями, пониманием добра и зла, любви и ненависти, бескорыстия и эгоизма. Нравственные законы эти выработаны веками, передаются из поколения в поколение, их сохраняют в семьях и завещают детям, они перерастают в строчки кодексов государств. Несколько меняясь во внешних проявлениях, нравственные законы постоянны в самой своей сути, помогая сохранить самое лучшее, самое светлое в венце творения – в человеке.
И хранилищем этих законов, тем зеркалом, которое отражает жизнь, сфокусировав, подчеркнув главное, были, есть и будут книги. Ее Величество Художественная Литература.
Столетие отделяет нас от времени создания этих небольших по объему, но таких глубоких по содержанию рассказов Антона Павловича Чехова.
Антон Павлович Чехов – насмешливый и гневный, иронически улыбающийся и грустный. Доктор не только по медицинскому образованию своему, но и по таланту, по призванию – вскрывать человеческие пороки и недостатки, лечить болезни общества, искоренять их причины.
Жизненная позиция писателя: “В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”, объясняет ненависть Чехова к любому нравственному и умственному убожеству, душевной вялости, пошлости, ограниченности. Скрупулезно и точно, как в истории болезни, шаг за шагом показывает Чехов, как добросовестный земский врач, интеллигентный человек Дмитрий Ионыч Старцев превращается в обычного стяжателя, видящего уже не больных, а “разноцветные бумажки”, которые он считает по вечерам, а за ними – очередную недвижимость, которую он купит в городе.
Неправда, что его романтическая любовь к Екатерине Туркиной – с поездкой на кладбище, с хлопотами по доставанию фрака – заканчивается, когда девушка отказывает ему, не приняв предложение руки и сердца. Любовь его заканчивается коротенькой, едва мелькнувшей мыслью: “А приданого дадут, должно быть, немало!”
Захотелось наживы – и променял счастье самоотверженной работы на жизнь врача с “обширной практикой”, разучился ходить пешком, обрюзг, ожирел. И – страшная чеховская деталь! – утратил не только здоровье, нормальный облик, голос, но и само имя. Так что “Ионыч” – это предупреждение о возможности потерять свое лицо.
В каждом человеке горит искорка доброго, хотя иногда она ох как глубоко прячется. Сложатся обстоятельства – и она разгорится в яркое пламя. Сумеешь сберечь этот огонек – будет тепло и светло от него тебе и людям.
Учитель греческого языка Беликов – человек в футляре, ходя – чий циркуляр “как бы чего не вышло”, добровольно замкнувшийся от бушующей вокруг жизни. Как-то даже странно говорить, что он “влюбился”. Но ведь была же фотография Вареньки у него на столике?
Сказал же он пусть и первый в своей жизни комплимент, что “малороссийский язык своею нежностью и приятной звучностью напоминает древнегреческий”…
Сохрани он в себе этот свет, не подумай: “Женишься, а потом чего доброго попадешь в какую-нибудь историю” – кто знает, чем бы кончился этот рассказ? Но не сумел перешагнуть воздвигнутый им же самим мертвый, ненужный барьер условностей – и оказался в гробу, как в последнем своем футляре. Казалось бы, вся история. Какой-то мелкий конкретный случай, даже, наверное, утрированное автором изображение.
Но посмотрите, как нас – нас тоже! – предостерегает мудрый Чехов: “А сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!”… Цель в жизни должна быть у каждого человека. Это его путеводная звезда, то, что придает силы, а иногда вселяет само желание жить.
А еще – это тот индикатор, по которому мы определяем путь самого человека.
Цель Николая Ивановича Чимша-Гималайского – участок земли, обязательно с крыжовником, который надо купить во что бы то ни стало, даже отправив на тот свет жену, доведя ее до смерти своей экономией. Клочок земли, который заслонил собой весь мир, почти как новая шинель гоголевскому Акакию Акакиевичу.
И вот – достиг! И ничего больше не надо. Жизнь остановилась.
И первое, что бросается в глаза брату: кухарка, “похожая на свинью”, собака, тоже “похожая на свинью”, сам хозяин, который “того и гляди хрюкнет в одеяло”. Вся его кротость и скромность исчезли, вся его доброта превратилась в барские благодеяния. При виде этого счастливого человека, который доволен своей судьбой, самим собой, овладевает “тяжелое чувство, близкое к от – чаянию”.
Действительно, – человеку, личности нужно “не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа”. Любовь, самое личное, самое сокровенное чувство, определяющее во многом путь человека, окрыляющее его великой силой. Умный, порядочный Алехин полюбил жену своего знакомого, знает о ее ответном чувстве к нему, но… “Мы боялись всего, что могло бы открыть нашу тайну нам же самим: и вовсе не потому, что существовал долг перед семьей Анны Алексеевны, боязнь причинить кому-то горе, зло. В первую очередь, боялись перемен, ответственности за эти перемены в своей жизни, в жизни любимого человека.
И только расставаясь навсегда, вдруг поняли, что когда любишь, то “нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле”. А вот герои “Дамы с собачкой”, казалось бы, уже навсегда погрязшие в пошлости, в условиях этого мира, живущие – даже не живущие, а прозябающие – условной, чуждой им жизнью, совершающий такие же нелепые поступки и промахи, вдруг просыпаются для настоящей, новой жизни, обретая силы. Загорается огонь души, зарождается новая жизнь – “все, что было для него важно, интересно, необходимо, в чем он был искренен и не обманывал себя, что составляло зерно его жизни”. Они рядом, как очень близкие, родные люди, “оно простили друг другу то, чего стыдились в своем прошлом, прощали все в настоящем и чувствовали, что эта их любовь изменила их обоих”.
И пускай много сложностей еще на пути этих людей, мы верим, что оно смогут их преодолеть, потому что сумели сберечь свое чувство, то человеческое, что должно быть в каждом из нас. Чтобы называться человеком, по Чехову, нужно обладать смелостью и силой, решительностью выбора своего жизненного пути, желанием отдавать себя людям.
Так уйдет из родительского дома, уготовленного ей уютного мирка несостоявшаяся невеста очень “положительного жениха” Надя Шумина, шагнет в неизвестное создавать свой “вишневый сад”, свою красоту и свежесть Аня Раневская, будут жить и работать для людей три сестры Прозоровы, так и не приняв мир пошлости и злобы, сумев сохранить в себе эту атмосферу добра и внимания к людям. Именно они, личности, хранящие в себе что-то свое, а не слепо подражающие “душеньки”, не “хамелеоны”, меняющие свои мнения и взгляды, не “попрыгуньи”, не видящие под носом настоящего человека, заставляют нас задуматься над важными вопросами. “Берегите в себе человека!” – восклицает мудрый, насмешливый и очень добрый Антон Павлович Чехов. И эти слова, переживающие столетие, живут в каждом из нас, делая читателя чуточку лучше, сильнее, гуманнее.
В этом и суть литературы – не только отражение действительности, пропущенное через сердце писателя, не только иллюстрация к тем или иным временным отрезкам жизни нашего общества, изучаемым по школьной программе. В этом суть ее нравственной, воспитательной роли, ее уроков в жизни каждого из нас. Это борьба литературы за формирование человеческой личности, за сохранение лучших человеческих качеств в любых испытаниях. Недаром же у В. Высоцкого:
Если путь прорубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал, что почем, –
Значит, нужные книги ты в детстве читал.
К таким книгам я отношу и произведения А. П. Чехова.
Loading…
«Берегите в себе Человека!»
(Подготовка к написанию сочинения-
рассуждения в рамках подготовки
к ОГЭ по русскому языку)
Автор: Старчикова Светлана Владимировна
Организация: ГБОУ СОШ №602
Населенный пункт: Санкт-Петербург, Петродворцовый район, г. Ломоносов
(Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)).
Цель урока:
— выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы;
— усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы;
— духовно-нравственное воспитание обучающихся.
Задачи:
1)образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;
2)развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;
3) воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся, как милосердие, отзывчивость, человечность.
Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.
Методы диагностики результатов: иллюстративный, сочинение.письменная работа –
Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, сообщения учащихся.
Средства обучения: компьютер, презентация, памятки.
Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие метапредметных связей между русским языком, литературой. Выдвижение гипотез. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3 части 3.
Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов: иллюстративные материалы интернет-ресурсов, содержащие справочные данные и иллюстративный материал по данной теме; компьютерные программные средства — Microsoft Word, Microsoft Power Point и другие для подготовки материала к уроку и самостоятельной работы учащихся. Компьютерная презентация к уроку.
План урока
Ӏ. Организационный момент. Эмоциональный настрой. Проблемная ситуация. Иллюстрирование сценками.
II. Новый материал. Беседа с классом. Орфографическая и лексическая работа. Расширение словарного запаса учащихся.
Задание: определить лексическое значение слова:
— «человечность» – «человечный».
Составление схемы работы.
III. Отбор материала к сочинению. Работа с текстом: совместная и по группам.
IV. Рефлексия.
V. Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность».
Ход урока.
Эпиграф на доске (запись в тетради): Слайд 1
«Пока человек чувствует боль – он жив.
Пока человек чувствует чужую боль – он Человек».
Франсуа Гизо [1]
Тема урока: Что такое человечность?(записывается позже)
Слайд 2.
Ӏ. Проблемная ситуация. Эмоциональный настрой.
1) Притча. (аудиозапись)
Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей.
Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню ночью проникли воры и угнали всех овец. Когда наутро хозяин пришел в овчарню, чтобы выгнать свое стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, семья в одну ночь стала нищей.
Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с этим человеком. Прошел еще один день, и на заре хозяин овчарни увидел облачко пыли на дороге. Оно все увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть в облаке пыли людей. Каждый из них шел не с пустыми руками, а вел за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к хозяину овчарни во двор, он понял, что люди пришли ему помочь.
С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз по утрам, когда этот человек шел выгонять свое стадо, он вспоминал глаза людей, которые спасли жизнь его семьи. [2]
— Ребята, как вы поняли эту сказку, каков ее смысл?
— Какие пословицы отражают смысл данной сказки?
— Можете ли вы привести примеры подобного рода для того, чтобы подтвердить что в жизни бывает именно так.
— В вашем классе живет доброта, взаимовыручка?
— Ребята, как вы думаете о чем сегодня пойдет речь? (о доброте, человечности и о том, что очень важно воспитывать в себе это качество и беречь его)
2) «Стихотворение о Человеке»
Тот в жизни многого добьётся,
Кто над другими не смеётся,
Кто средь привычной суеты
Заметит солнце и цветы.
Кто руку помощи подаст,
Родных и близких не предаст,
Кто в непростом, жестоком веке
Сумел остаться Человеком![3]
3) Задание по группам: разыграть небольшие сценки, которыми можно проиллюстрировать проявление человечности.
4) Вопрос: — в каких произведениях литературы мы можем увидеть проявление героями такого качества, как человечность?
ӀӀ. Новый материал. Беседа с классом:
- Сегодня мы поговорим с вами о таком понятии, как ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, и соберем материал к сочинению.
— Как вы понимаете значение этого слова? Подберем синонимы и антонимы к нему и составим группы (на доске и в тетрадях).
Синонимы: гуманность, самоотверженность, доброта, отзывчивость, долг, сочувствие, альтруизм, забота, внимание, ласка, сострадание, человеколюбие, жалость, любовь.
Антонимы: равнодушие, эгоизм, черствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность.
Слайд 3.
— Можно подобрать высказывания о человечности:
- Истинная человечность – это благородное отношение к любой жизни.
— Георгий Александров –[4]
- Тот будет человечен, кто сумеет воплотить повсюду пять достоинств: почтительность, великодушие, правдивость, сметливость, доброту.
— Конфуций –[5]
- Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности.
— Василий Сухомлинский –[6]
Слайд 4.
Обратимся к словарю:
Человечность – моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей. Включает ряд более частных качеств — благожелательность, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, великодушие, самопожертвование ради интересов др., а также предполагает скромность, честность, искренность.
Философский словарь
Человечность — гуманность, человеколюбие; гуманизм, человечность, гуманизм, доброта, отзывчивость. Словарь русских синонимов
Челове́чность — гуманизм, гуманность, человеческое отношение к окружающим. В общем смысле — система нравственных и социальных установок, предполагающая необходимость проявления сочувствия к людям, оказания помощи, не причинения страданий. Поскольку человек — социальное существо, то человечность — это требуемое поведение в социуме.
Слайд 5.
— Как может проявляться человечность в повседневной жизни?
Проявления человечности в повседневной жизни:
- Помощь нуждающимся, благотворительность. Помогая детям, пожилым и тем, кто по каким-либо причинам нуждается в помощи, человек проявляет свои лучшие качества; человечность – одно из них.
- Межличностные отношения. Чем большую человечность по отношению к окружающим проявляет человек, тем сильнее тянутся к нему люди.
- Интерес к другим людям. Человек, искренне интересующийся внутренним миром окружающих, проявляет человечность.
- Профессиональная деятельность. Есть профессии, в которых человечность выходит на первое место среди необходимых личностных качество, – это врачи, педагоги и спасатели.
- Семейные отношения. Любовь родителей к детям и детей к родителям, любовь между супругами – одно из проявлений человечности.
Отбор материала к сочинению.
1. Запишем вступление к сочинению (определение):
Человечность — это нравственное качество, которое предполагает милосердие, сострадание, сопереживание, сочувствие, желание помочь другому бескорыстно.
2. Комментарий к тезису.
— Комментарий к тезису – 2-5 предложений, содержащих Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом.
— В данном случае это могут быть размышления по поводу того, когда нужно проявлять человечность? Когда и почему у людей возникает потребность проявить человечность?
Работа над схемой сочинения — рассуждения.
Слово учителя: — Итак, мы продолжаем работать над алгоритмом написания сочинения-рассуждения.
Вопрос классу:
— Какова схема построения сочинения-рассуждения?
Памятка № 1.
1 часть. Вступление. Определение предложенного в задании слова + комментарий.
2 часть. Первый пример – аргумент из текста + комментарий.
3 часть. Второй пример — аргумент из вашего жизненного опыта (из читательского) + комментарий. Второй аргумент может быть от противного: о том, что люди бывают агрессивными, жестокими, равнодушными, чёрствыми, забывают о человечности. Такого быть не должно!
4 часть. Вывод (органически связанный с 1 частью).
! Не забывайте о связках между частями, №№ предложений из текста!
ӀӀӀ. Отбор материала к сочинению. Анализ текста.
Готовясь к сочинению – рассуждению, мы будем говорить сегодня о человечности в разных ее проявлениях.
Для анализа мы возьмём текст Бориса Васильева – русского писателя, участника ВОв.
-
- (Ученик, подготовленный заранее, выразительно читает текст.)
Текст КИМ
– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.
– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.
– (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.
(7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.
(8)Анна Федотовна уточнила:
– (9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после его смерти его товарищ.
(11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её.
(12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием:
– (13)Это же всё ненастоящее!
– (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. – (15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне.
(17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал:
– (19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста.
– (21) Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? – почти весело удивилась она.
– (22)Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.
– (23)Я с удовольствием отдам вашему музею копию этих писем.
– (24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25)Музей не возьмёт копии.
– (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. – (28)И пожалуйста, верните мне все документы.
(29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала:
– (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала.
(33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.
– (34)Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. – (35)Только пикни у нас.
– (36)Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик.
– (37)Молчи лучше! – оборвала его девочка. – (38)А то мы тебе такое устроим, что наплачешься.
(39) Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. (40) Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением:
– (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала.
(43)Делегация молча удалилась.
(44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну…
(45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила:
– (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!
– (49) Нету, – тихо сказала Таня. – (50)И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет.
(51) Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52) Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53) Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…
(По Б. Васильеву) [7]
2. Вопросы классу:
— Какова тема этого текста?
— Назовите стиль данного текста. (Художественный).
— Какой тип речи использован в тексте? (Повествование).
— Как вы понимаете смысл фразы из прочитанного текста: «Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…»
— Какова основная мысль текста? Запишем. (всегда нужно оставаться человеком…)
3. Работа в группах.
1-й аргумент – выбрать из прочитанного текста (цитата или № предложения). Прокомментировать.
2-й аргумент– вспомнить и записать пример из Вашего жизненного опыта (из художественной литературы).
— Зачитать аргументы по группам.
4.Слово учителя: — Вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом.
Памятка № 2.
Клише для сочинения 15.3. ОГЭ по русскому языку |
|
Часть (абзац) |
Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений) |
1. Тезис |
На мой взгляд, человечность — это…(или) |
2. Аргумент 1 |
Обратимся к тексту Б. Васильева, в котором говорится о… (или) В тексте Б.Васильев поднимает проблему… |
3. Аргумент 2 |
Проявления человечности мы часто встречаем и в повседневной жизни. Например, не так давно мои родители перечисляли деньги для беженцев из Украины, потому что хотели помочь людям, попавшим в страшную беду. Свое мнения я могу подтвердить примером из произведения… …(автора) |
4. Заключение |
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что… |
5. Слово учителя: — Подводя итог нашему разговору о человечности, послушаем еще одну замечательную притчу
[8]
V. Рефлексия.
- Составим синквейн , вспомнив правила составления синквейна.
Человечность
Настоящая, необходимая, не фальшивая
Существует, проявляется, живет
Человечность – хорошее, нужное качество
Жизнь
Человек
Добрый, хороший, бескорыстный
Помогает, сочувствует, сострадает
Человек проявляет себя с лучшей стороны
Поступки
2.. Давайте составим правила человечности:
— быть альтруистами;
— бороться с эгоизмом;
— делиться теплом;
— нести ответственность за слова, поступки, за других людей;
— будем испытывать стыд при виде того, что кажется аморальным;
- совесть и нравственность — мера человечности.
3. – Что значит «Беречь в себе Человека» [9] ?
– Почему же важно беречь в себе Человека?
Домашнее задание: написать сочинение – рассуждение на тему: «Что такое человечность?», взяв в качестве тезиса данное вами определение.
Ссылки в тексте:
[1] Франсуа Гизо. «Сборник афоризмов»
[2] Кавказская притча. Сборник притч.
[3] И. Митина. «Сборник стихов»
[4] Сборник афоризмов
[5] Сборник афоризмов
[6] Сборник афоризмов
[7] «ОГЭ. 36 типовых вариантов». И.П. Цыбулько. 2018
[8] Притча об индейце
[9] А.П. Чехов. «Ионыч»
Библиография:
- «ОГЭ. 36 типовых вариантов». И.П. Цыбулько. 2018
- Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич. «Русский язык. Интенсивный курс. Сочинение на огэ», «Легион», 2018
- «9 класс. Методическое пособие» — Разумовская М.М., Львова С.И.
- С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. «Нравственность», С, 1995
Приложения:
- file0.docx.. 104,4 КБ
- file1.ppt.zip.. 827,0 КБ
Опубликовано: 09.12.2019
- Сочинения
- По литературе
- Чехов А.П.
- Берегите в себе человека!
Сочинение на тему Берегите в себе человека! (по произведению А. П. Чехова Ионыч)
Беречь в себе человека – доминирующая идея чеховского «Ионыча»
Антона Павловича Чехова, известного писателя, создающего уникальные образы, нередко называют «доктором». Не только как медика по образованию, но и по художественному таланту, умению раскрывать человеческие слабость и безнравственность, выявлять с помощью литературы общественные недуги, излечивать их истинные причины.
Обстоятельно, точно, как бы историю заболевания пациента, выписывает Чехов этапы деградации земского врача Старцева в своем рассказе «Ионыч». Высокоинтеллигентная особа, добропорядочный лекарь, Дмитрий Ионыч Старцев преобразовывается в рядового стяжателя, пациентов уже не замечает, а увлечен исключительно «бумажками разноцветными». Он в вечерний час тщательно эти бумажки складывает и пересчитывает, приобретает теперь не книги, а недвижимость. И его искренние романтические чувства к Котику заканчивается еще раньше, чем девушка ответила на его предложение отказом. Они испарились тогда, когда Старцева начали донимать мысли: «Сколько же приданого я получу? Должно быть, немало!». Своим отказом девушка разбивает его сердце, он теряет смысл жизни и начинает – существовать. Он не видит красок жизни, вливается в скучную атмосферу городка.
Чехов особо подчеркивает ужасающую деталь: герой теряет голос, здоровье, человеческий облик, но самое страшное – и собственное имя. Все, с чем он остался – «Ионыч», наименование, скорее даже кличка.
«Ионыч» – это авторское предупреждение человеку об угрозе потерять свое лицо. Мудрый писатель своим произведением как бы делает прививки от обыденности, злобы и ограниченности. «Берегите в себе человека» – следуя этому правилу, возможно обезопасить душу от разложения и опустошенности, которому подвергся Ионыч.
Берегите в себе человека!
Несколько интересных сочинений
- Музыка революции в поэме Блока Двенадцать
Эта поэма Блока вся наполнена революционной музыкой в том смысле, что в ней дух революции, её ритм, ощущение, а не в том, конечно, что там цитируются революционные гимны.
- Проблематика рассказа Астафьева Конь с розовой гривой
В рассказе Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой» поднимается целый комплекс проблем: проблема воспитания, проблема настоящей дружбы, проблема взаимоотношений в семье, а главной и связующей является проблема нравственного выбора.
- Сочинение Что такое равнодушие?
Каждый из нас на протяжении всей жизни испытывает огромное количество чувств. Они могут быть как хорошими, так и плохими. Многие считают самым ужасным чувством ненависть
- Сочинение Рассказчики в романе Герой нашего времени Лермонтова
В романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов поставил задачу рассказать историю одной человеческой души. Чтобы продемонстрировать её многогранность, писатель прибегнул к ряду различных художественных приёмов
- Образ и характеристика Рахметова в романе Что делать Чернышевского сочинение
Образ Рахметова является в каком-то смысле по-настоящему уникальным и удивительным. Это была высшая чистая натура, которая воплотила в себе черты эпохи. Чернышевский восторгается характером своего персонажа
Знания и доброта… Знания или доброта…Знания, а не доброта… Как же связаны между собой данные слова? Они относятся к разным лексическим группам, но во фразе Даниила Гранина звучат как контекстные антонимы. Почему же писатель противопоставляет эти понятия?
Знания – это результаты процесса познавательной деятельности, то, к чему на протяжении столетий стремился человек, собирая по крупицам сведения об окружающем его мире. Сейчас, когда научно-технический прогресс делает такие мощные скачки в своём развитии, люди не испытывают недостатка в получении знаний. К услугам населения книги, журналы, телевидение, а главное – интернет, который моментально даст ответы на самые сложные вопросы.
Человек разумный совершает открытия, строит города, осваивает космос. Многое из того, о чём только могли мечтать наши предки, осуществилось.
Тогда почему же Даниил Гранин говорит о недостатке доброты в сердцах людей? Только ли потому, что сам столкнулся с равнодушным отношением толпы, когда после неудачного падения шёл с разбитым лицом и тщетно ждал помощи? Возможно, это был единичный случай?
К сожалению, нет. Писатель прав, и такие простые человеческие качества, как доброта, милосердие, сочувствие, уважение для кого-то уже ничего не значат, ведь не зря Гранин с болью спрашивает: «Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, «меня это не касается», стало чувством привычным?»
Что же сегодня важнее: образование или нравственные качества? Можно ли поставить знак равенства между этими понятиями?
Достаточно часто в социальных сетях появляются заметки, в которых содержатся просьбы о финансовой помощи на лечение детей. Сердобольные граждане переводят деньги, а затем выясняется, что все собранные средства похищены со счетов умными и ловкими мошенниками, которые свои знания используют не во благо других, а ради наживы. Думают ли они о тех малышах, что, оставшись без помощи, будут обречены? Вряд ли.
Виртуозное владение компьютером используется некоторыми людьми для взламывания программ, проникновений в банковские системы, печати фальшивых документов, и это всё делается для личного обогащения, а вовсе не для того, чтобы отобрать что-то у богатых и раздать бедным. Так что же, эти «гении», укравшие деньги, предназначенные больным детям, завладевшие сбережениями пенсионеров, страдают от недостатка образованности? Конечно, нет. Мы скажем, что они потеряли совесть, но всё гораздо страшнее: они потеряли в себе человека.
Люди перестали уважать друг друга, думать об окружающих. Родители не заботятся о детях, отговариваются занятостью, проблемами, а их выросшие чада так же забывают о состарившихся к тому времени мамах и папах.
Но не всё так печально. Всегда были, есть и будут существовать в нашем мире люди, которые готовы, как Данко, отдать всё ради счастья других. Возможно, у них нет дипломов о высшем образовании, возможно, они допускают ошибки и неправильно ставят ударение в словах, важнее то, что в их сердцах есть много места для тех, кто нуждается в доброте и участии.
В последнее время активно развивается волонтёрское движение. Волонтёр – это не профессия, а призвание, состояние души. Эти люди трудятся безвозмездно, бескорыстно, не ради вознаграждения.
В нашем городе регулярно проводится акция «Всем миром!», направленная на поддержку больных детей. Наш класс уже два года принимает самое активное участие в ней. Мы проводим беспроигрышную лотерею, продаём сувениры, созданные своими руками, а вырученные средства передаём нуждающимся. Как же радостно и приятно было осознавать, что наш небольшой вклад помог семье А. оплатить операцию сыну, а родителям Б. купить инвалидную коляску своему ребёнку. В конце ноября акция будет проводиться вновь, и уже сейчас мой класс готовится к ней. Кто-то изготавливает броши, кто-то собирается печь кексы, ведь это то, что можем сделать мы, школьники, чтобы помочь тем, кто оказался в сложной ситуации. А ещё стараемся хорошо учиться, чтобы полученные знания дали нам возможность в будущем получить важные и нужные профессии, стать достойными членами общества.
Мне бы очень хотелось, чтобы каждый, стремясь к новым вершинам в освоении достижений научно-технического прогресса, отрывался иногда от книг и компьютера и оглядывался вокруг. Вдруг тем, кто находится рядом, необходима помощь? Не нужно отводить глаза в сторону и проходить мимо чужой беды. Ведь самое главное в жизни – беречь в себе человека.
- Сочинения
- По литературе
- Чехов А.П.
- Берегите в себе человека!
Беречь в себе человека – доминирующая идея чеховского «Ионыча»
Антона Павловича Чехова, известного писателя, создающего уникальные образы, нередко называют «доктором». Не только как медика по образованию, но и по художественному таланту, умению раскрывать человеческие слабость и безнравственность, выявлять с помощью литературы общественные недуги, излечивать их истинные причины.
Обстоятельно, точно, как бы историю заболевания пациента, выписывает Чехов этапы деградации земского врача Старцева в своем рассказе «Ионыч». Высокоинтеллигентная особа, добропорядочный лекарь, Дмитрий Ионыч Старцев преобразовывается в рядового стяжателя, пациентов уже не замечает, а увлечен исключительно «бумажками разноцветными». Он в вечерний час тщательно эти бумажки складывает и пересчитывает, приобретает теперь не книги, а недвижимость. И его искренние романтические чувства к Котику заканчивается еще раньше, чем девушка ответила на его предложение отказом. Они испарились тогда, когда Старцева начали донимать мысли: «Сколько же приданого я получу? Должно быть, немало!». Своим отказом девушка разбивает его сердце, он теряет смысл жизни и начинает – существовать. Он не видит красок жизни, вливается в скучную атмосферу городка.
Чехов особо подчеркивает ужасающую деталь: герой теряет голос, здоровье, человеческий облик, но самое страшное – и собственное имя. Все, с чем он остался – «Ионыч», наименование, скорее даже кличка.
«Ионыч» – это авторское предупреждение человеку об угрозе потерять свое лицо. Мудрый писатель своим произведением как бы делает прививки от обыденности, злобы и ограниченности. «Берегите в себе человека» – следуя этому правилу, возможно обезопасить душу от разложения и опустошенности, которому подвергся Ионыч.
Другие сочинения: ← По произведению Тоска↑ Чехов А.П.Рассказ Чехова Хамелеон →
ПОЧЕМУ ДОКТОР СТАРЦЕВ СТАЛ ИОНЫЧЕМ?
Берегите в себе человека. А. П. Чехов
А. П. Чехов, подобно Гоголю, с поразительной силой вскрывал «пошлость пошлого человека», в каких бы формах она ни проявлялась. Особенно страстно он обрушивался на эту пошлость в быту и настроениях интеллигенции. Чехов создал огромное количество образов русских интеллигентов, в которых достиг огромной силы типизации. Имена и фамилии некоторых его героев стали нарицательными: Беликов, Ионыч и др. Среди них и типичная для эпохи Чехова фигура — доктор Старцев из рассказа «Ионыч» (1898).
Тема произведения — изображение мертвенной силы обывательщины и пошлости, засасывающей в свое болото даже культурного человека, если у него нет силы ему противодействовать. Рассказ «Ионыч» — это история о том, как неплохой человек с добрыми задатками превращается в тупого, жадного и равнодушного обывателя. События происходят в губернском городе С. Чтобы познакомить со здешней жизнью, Чехов вводит своего героя в семью Туркиных — «самую образованную и талантливую» во всем городе, по мнению местных жителей. Постепенно узнавая членов этой семьи, читатель понимает, как они, в действительности, бездарны и скучны. Глава семьи, Иван Петрович, — просто обычный болтун, жена его, Вера Иосифовна, пишет романы, которые изображают то, чего нет и не может быть в действительности, дочь Екатерина Ивановна (Котик) — посредственная пианистка.
Читатель начинает понимать, что если самые талантливые люди в городе так бездарны, то каков же должен быть город? Вначале перед нами живой, энергичный, молодой земский врач. Он много работает и полон желания трудиться для общества. Старцев пытается войти в жизнь горожан, найти у них отклик на свои собственные мысли и чувства. Но скоро он понимает, что они хороши, только если с ними играть в карты или закусывать, но стоит только заговорить с ними о чем-нибудь несъедобном, например, о политике или науке, они становятся в тупик или заводят такую тупую и злую философию, что остается только махнуть рукой и отойти. Чтобы чувствовать себя с ними комфортно, нужно оказаться в их футляре, откуда выхода уже не будет.
Вот в эту жизнь погружается молодой врач Дмитрий Ионыч Старцев. Бедный разночинец, сын дьячка, он полон сил и энергии, увлечен работой настолько, что не имеет свободного времени даже в праздники. Его интересуют литература и искусство. Перед нами человек, не лишенный серьезных интересов и благородных стремлений. Что же с ним произошло?
Благородная цель в жизни, любимая работа не стали основой существования Старцева. Побудило стремление к сытости и покою. Это и стало причиной его нравственного падения. Даже возникшая любовь к Котику пугает его: «К чему поведет этот роман?», «Что скажут товарищи, когда узнают?». Даже буду чи влюблен, он не забывает о возможности получить за девушкой хорошее приданое. Получив отказ, он страдал… ровно три дня, а затем даже испытал своеобразное облегчение, ведь это избавило его от хлопот! Так, постепенно, увеличивалась толщина его футляра. Окружающая его среда неумолимо засасывала Старцева. Постепенно он становится Ионычем. А ведь только по отчеству называют тех, кто хорошо известен и близок. Теперь он словно бы их родственник, потому что врос в окружающее, стал его частицей. Его интересы становятся такими же, как и интересы других обывателей города. Он охотно играет по вечерам в карты, а придя домой, с удовольствием считает деньги, полученные от больных. За четыре года Старцев растерял все, что отличало его от обывателей города С. Даже следующая встреча с Екатериной Ивановной не может его вернуть в прошлое. А ведь девушка, утратив надежду на свою музыкальную карьеру, все еще питала иллюзию, что спасти ее может любовь Старцева. Но в душе Ионыча лишь на миг «затеплился огонек», стало жаль любви, утраченного счастья. Тут же Старцев вспомнил про бумажки, которые с таким удовольствием он по вечерам вынимал из карманов, и огонек в душе погас. Ему уже не жаль было молодости, любви, несбывшихся надежд. «А хорошо, что я тогда не женился», — подумал он.
“Нужно беречь в себе человека”
Палата № 6″ написана Чеховым в 1892 году после его поездки “на остров страданий” – Сахалин. Часто это произведение называют повестью, ибо здесь автором поднимаются серьезнейшие проблемы, обилие действующих лиц, несколько сюжетных линий. Но как бы то ни было это интереснейшее произведение, раскрывающее позицию автора на отношение человека к своему делу, а в конечном счете к самому себе. В центре рассказа “Палата № 6” – два человека, резко противопоставленные друг другу: больной Громов и доктор Рагин. Они ведут между собой напряженный
спор.
Такая ситуация, когда персонажи противопоставлены друг другу, вообще характерна для Антона Павловича Чехова. Иван Дмитрич Громов душевнобольной человек, но “тонкие черты, положенные на его лицо глубоким искренним страданием, разумны и интеллигентны, и в глазах теплый, здоровый блеск”. С негодованием говорит он о насилии, об оконных решетках, предрекает зарю новой жизни.
Доктор Андрей Ефимыч Рагин – полная противоположность Громову. Там – протест, нетерпеливое желание сказать правду до конца. Здесь – полная примиренность со злом, с вопиющими беспорядками в больнице.
Что
делать? Пусть все идет своим чередом. Ни во что не надо вмешиваться. “Между теплым, уютным кабинетом и этой палатой нет никакой разницы…- уверяет Рагин Громова.- Покой и довольство человека не вне его, а в нем самом”. Жизнь жестоко посмеялась над рагинским безразличием к бедам и злу – в конце рассказа он тоже, как и Громов, заключен в палату № 6. Не выдержав заточения и побоев сторожа Никиты, доктор умирает.
Два “противника” – Громов и Рагин – оказываются по одну сторону больничных решеток. И перед смертью у Андрея Ефимыча мелькает “страшная, невыносимая мысль, что такую же точно боль должны были испытывать годами, изо дня в день эти люди” – обитатели больницы. Пускай лишь незадолго до смерти, Рагин понял, как бездушна была его привычка “не замечать” зло, умывать руки, оставаться в стороне. Это похоже на пробуждение после долгого сна, душевной спячки, но человек “проснулся” в докторе Раги-не и не смог жить от сознания сотворенной собственной несправедливости. А как развивалась болезнь Громова?
В одном из переулков города ему встретились два арестанта в кандалах и с ними конвойные с ружьями. Ивану Дмитричу почему-то показалось, что и его могут заковать и отвести в тюрьму. Это стало его навязчивой идеей.
Простые печники кажутся Громову переодетыми полицейскими. В его смятенном воображении теснятся тюремщики всех видов, и он бежит, охваченный ужасом. “Ивану Дмитричу казалось, что насилие всего мира скопилось за его спиной и гонится за ним”. Снова читателю открывается важная особенность чеховского повествования.
Образ героя у него слит с общим укладом жизни, ее атмосферой. Нельзя сохранить в себе чистую душу, человеческое достоинство, творя зло, равнодушно взирая на творимые другими беспорядки. В спор Громова и Рагина все время врывается кто-то третий, и этот “третий” – сама действительность. Границы палаты № 6 раздвигаются. Вот она, та – грубая и беспощадная реальность, столкновения с которой не выдержал Громов и от которой отгородиться напрасно и безуспешно пытался Рагин.
Писатель Лесков, отзываясь о рассказе “Палата № б”, писал, что в нем “в миниатюре изображены общие наши порядки и характеры. Всюду – палата № 6. Это – Россия”. Этим рассказом автор гениально и образно доказал, что отступление от человеческих принципов никогда не проходит бесследно.
Лишь сохраняя человеческое достоинство, честное отношение к делу, можно победить зло, тьму, пусть не сразу, постепенно, но неотвратимо.
Сочинение по рассказу Чехова «Ионыч»
13.05.2021
В статье вы найдете школьное сочинение по рассказу Чехова «Ионыч», которое можно назвать «Берегите в себе человека».
Текст сочинения:
Раскрытие понятия «деградация» в рассказе «Ионыч».
Деградация – процесс ухудшения характеристик какого-либо объекта или явления с течением времени, постепенное ухудшение морального и духовного состояния человека. Очень ярко этот процесс описан в рассказе Чехова «Ионыч».
Со времен жизни Чехова прошло более 100 лет. Многое изменилось, мы видим стремительное развитие общества в техногенном плане – машины, самолеты, компьютеры, нанотехнологии. Но изменился ли настолько же сильно внутренний мир человечества? К сожалению, оглянувшись вокруг, можно честно сказать, что нет.
Как ни прискорбно это говорить, но деньги по-прежнему правят миром. Абсурд и только. Развитие убавило шаг, замедлилось, остановилось. Вместо того, чтобы читать по вечерам книги, заниматься творчеством, общаться, любить, ставить себе возвышенные цели в жизни и идти к ним, несмотря ни на что, мы прожигаем свои жизни в пустую, удовлетворяем свои бесконечные личные потребности, позабыв обо всём другом.
Недавно я прочла рассказ, написанный Антоном Павловичем Чеховым, под названием «Ионыч». В нем мы наблюдаем, как главный герой скатывается к физической и духовной деградации. Основной причиной этого выступает общество, окружение Ионыча. Но конечно, в этом повинен и он сам. Не смог в нужное время взять себя в руки и делать то, что велит ему сердце. Располнел, потерял духовные и нравственные ориентиры, стал жадным, неповоротливым, раздражительным. Отказался от своей любви, выбрав душевный комфорт.
У читателя возникают закономерные сомнения, а были ли серьезные чувства у героя рассказа, может быть, это было просто мимолетное увлечение? Ведь если бы Ионыч по-настоящему любил Котика, то он бы не остановился на достигнутом, продолжил бы ее добиваться.
То, что жизнь потеряла для него всякий смысл, есть и его вина. Он утратил идеалы, стал воспринимать мир и окружающих людей не так, как раньше, ожидая от них только удовлетворения своих эгоистичных потребностей. Все его интересы сузились до заработка и покупки домов. Он перестал замечать красоту жизни, утратил способность любить, сострадать. Только 2 чувства Ионыч испытывает регулярно – скуку и раздражение.
«Берегите в себе человека» — основная мысль этого рассказа Чехова. Где бы вы не находились, чтобы вы не делали, оставайтесь им, настоящим Человеком. Только настоящий человек сможет устоять перед напором неутомимого социума, сохранить душу в трудностях, искушениях, рутине и ежедневных заботах. Нельзя разрешать другим людям вмешиваться в вашу жизнь, разрушать ваши мечты.
Ионыч мог бы изменить свою жизнь, направив её собственными стараниями в другое русло. Но он сделал другой выбор. Тот, который показался ему более легким, спокойным. Так и мы ежедневно выбираем. Наши решения и создают нашу жизнь. Но чтобы сделать выбор правильно, нужно не только уметь слышать голос души, но и иметь твердый характер, уметь отказываться от того, что тебе не нужно.
И тогда, возможно, в человеке все станет прекрасно: «и лицо, и одежда, и душа, и мысли», следуя известной цитате Чехова.
Похожие статьи:
Сочинение по рассказу Чехова «Шуточка»
«Остров Сахалин», Чехов, краткое содержание
“Берегите в себе человека!” (по произведениям А. П. Чехова)
В человеке все должно
Быть прекрасно…
А. П. Чехов
Есть писатели – художники, под пером которых оживают яркие, пронизанные солнцем пейзажи, возникают выпуклые, живые фигуры. Есть творцы музыки слова, когда хочется читать вслух, наслаждаясь музыкальностью фразы, ее необычной звукописью. Есть конструкторы, цель которых – выстроить необыкновенно сложный сюжет, с запутанной интригой.
Есть великие моралисты и учителя.
А вот Антона Павловича Чехова я представляю врачом. Доктором не только по медицинскому образованию, но и по таланту. По призванию вскрывать человеческие пороки и недостатки, лечить болезни общества, искоренять их причины.
Кредо писателя: “В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. Этим и объясняется ненависть Чехова к любому убожеству, душевной вялости, пошлости, ограниченности – умственной и нравственной.
Скрупулезно, точно, как в истории болезни, описывает Чехов деградацию доктора Старцева в рассказе “Ионыч”.
Мы видим, как шаг за шагом добросовестный земский врач, интеллигентный, думающий человек Дмитрий Ионыч Старцев превращается в обычного стяжателя, который видит уже не больных, а “разноцветные бумажки”, и пересчитывает их по вечерам, приобретая уже не новых знакомых и книги, а недвижимость. Собственно говоря, его романтическая любовь к Котику закончилась еще до отказа девушки выйти за него замуж. Она закончилась в тот момент, когда в голове Старцева промелькнула мысль: “А приданого дадут, должно быть, немало!”
И вот результат – вместо самоотверженной работы земского врача появляется обширная практика, он разучился ходить пешком, обрюзг. Страшная чеховская деталь: герой утратил не только здоровье, нормальный облик, голос, но и само имя. То, что от него осталось – “Ионыч”, скорее напоминает кличку.
Учитель греческого языка Беликов – человек в футляре, ходячий циркуляр “как бы чего не вышло” – замкнул себя добровольно от бушующей вокруг жизни.
Вроде вспыхнула, разгорелась в нем искорка – влюбился, даже поговаривал о семейной жизни.
Не сумел перешагнуть воздвигнутый им же самим мертвый, ненужный барьер условностей – и искорка эта навсегда угасла. Гроб стал его последним, окончательным футляром.
Но посмотрите, как нас – нас тоже! – предостерегает мудрый Чехов: “А сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!”
У каждого человека должна быть цель в жизни. Путеводная звезда, что придает силы, само желание жить. Цель Николая Ивановича Чимши-Гималайского – участок земли, обязательно с крыжовником, который надо купить во что бы то ни стало, даже доведя до смерти своей экономией жену.
Этот клочок земли заслонил ему весь мир, подобно новой шинели гоголевского Акакия Акакиевича.
Когда достигнет цели, жизнь остановится: идти дальше некуда. Первое, что бросается в глаза брату: кухарка, “похожая на свинью”, собака, “тоже похожая на свинью”, сам хозяин, который “того и гляди хрюкнет в одеяло”. При виде этого счастливого человека, довольного своей судьбой, самим собой, овладевает “тяжелое чувство, близкое к отчаянию”.
Это как болезнь, еще не ощущаемая пациентом, но уже видимая близкими.
Прав Чехов, человеку, личности нужно “не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа”.
Любовь, самое личное, самое сокровенное чувство, окрыляющее человека, определяющее во многом его путь.
Умный, порядочный человек Алехин полюбил жену своего знакомого, знает об ее ответном чувстве к нему, но… “Мы боялись всего, что могло бы открыть нашу тайну нам же самим”. И вовсе не потому, что существовал долг перед семьей Анны Алексеевны, боязнь причинить кому-то горе, зло. В первую очередь, боялись перемен, ответственности за эти перемены в своей жизни, в жизни любимого человека.
И только расставаясь навсегда, вдруг поняли, что когда любишь, то “нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле”.
Лечение затруднено, когда больной сам опускает руки. Болезнь отступает, если человек активно борется с ней.
Герои “Дамы с собачкой”, казалось бы, уже навсегда погрязшие в пошлости, в условиях этого мира, живущие условной чуждой им жизнью вдруг просыпаются для новой жизни.
“Они простили друг другу то, чего стыдились в своем прошлом, прощали все в настоящем и чувствовали, что эта их любовь изменила их обоих”.
И пускай много сложностей еще на пути этих двух любящих, мы верим, что они смогут их преодолеть, потому что сумели сберечь свое чувство, то человеческое, что должно быть в каждом из нас.
Чтобы называться человеком, по Чехову, нужно обладать смелостью и силой, решительностью выбора своего жизненного пути, желанием отдавать себя людям.
Так, уйдет из родительского дома, уготовленного ей уютного мирка несостоявшаяся невеста очень “положительного жениха” Надя Шумина, шагнет в неизвестное – создавать свой “вишневый сад”, свою красоту и свежесть, Аня Раневская, будут жить и работать для людей три сестры Прозоровы, так и не приняв мир пошлости и злобы, сумев сохранить в себе эту атмосферу добра и внимания к людям.
“Берегите в себе человека!” – восклицает мудрый, насмешливый и очень добрый Антон Павлович Чехов, прививая своими книгами вакцину от ограниченности, пошлости и злобы. И пусть слова, пережившие столетие, живут в каждом из нас, делая читателя чуточку лучше, сильнее, гуманнее.
Источник: https://lit.ukrtvory.ru/beregite-v-sebe-cheloveka-po-proizvedeniyam-a-p-chexova/
«Нужно беречь в себе человека» — сочинение
«Палата № 6» написана Чеховым в 1892 году после его поездки «на остров страданий» — Сахалин. Часто это произведение называют повестью, ибо здесь автором поднимаются серьезнейшие проблемы, обилие действующих лиц, несколько сюжетных линий. Но как бы то ни было это интереснейшее произведение, раскрывающее позицию автора на отношение человека к своему делу, а в конечном счете к самому себе.
В — два человека, резко противопоставленные друг другу: больной Громов и доктор Рагин. Они ведут между собой напряженный спор. Такая ситуация, когда персонажи противопоставлены друг другу, вообще характерна для Антона Павловича Чехова. Иван Дмитрич Громов душевнобольной человек, но «тонкие черты, положенные на его лицо глубоким искренним страданием, разумны и интеллигентны, и в глазах теплый, здоровый блеск». С негодованием говорит он о насилии, об оконных решетках, предрекает зарю новой жизни. Доктор Андрей Ефимыч Рагин — полная противоположность Громову. Там — протест, нетерпеливое желание сказать правду до конца. Здесь — полная примиренность со злом, с вопиющими беспорядками в больнице.
Что делать? Пусть все идет своим чередом. Ни во что не надо вмешиваться. «Между теплым, уютным кабинетом и этой палатой нет никакой разницы…— уверяет Рагин Громова.— Покой и довольство человека не вне его, а в нем самом». Жизнь жестоко посмеялась над рагинским безразличием к бедам и злу — в конце рассказа он тоже, как и Громов, заключен в палату № 6. Не выдержав заточения и побоев сторожа Никиты, доктор умирает. Два «противника» — Громов и Рагин — оказываются по одну сторону больничных решеток. И перед смертью у Андрея Ефимыча мелькает «страшная, невыносимая мысль, что такую же точно боль должны были испытывать годами, изо дня в день эти люди» — обитатели больницы. Пускай лишь незадолго до смерти, Рагин понял, как бездушна была его привычка «не замечать» зло, умывать руки, оставаться в стороне. Это похоже на пробуждение после долгого сна, душевной спячки, но человек «проснулся» в докторе Рагине и не смог жить от сознания сотворенной собственной несправедливости.
А как развивалась болезнь Громова? В одном из переулков города ему встретились два арестанта в кандалах и с ними конвойные с ружьями. Ивану Дмитричу почему-то показалось, что и его могут заковать и отвести в тюрьму. Это стало его навязчивой идеей. Простые печники кажутся Громову переодетыми полицейскими. В его смятенном воображении теснятся тюремщики всех видов, и он бежит, охваченный ужасом. «Ивану Дмитричу казалось, что насилие всего мира скопилось за его спиной и гонится за ним». Снова читателю открывается важная особенность чеховского повествования. Образ героя у него слит с общим укладом жизни, ее атмосферой. Нельзя сохранить в себе чистую душу, человеческое достоинство, творя зло, равнодушно взирая на творимые другими беспорядки.
В спор Громова и Рагина все время врывается кто-то третий, и этот «третий» — сама действительность. Границы палаты № 6 раздвигаются. Вот она, та- грубая и беспощадная реальность, столкновения с которой не выдержал Громов и от которой отгородиться напрасно и безуспешно пытался Рагин. Писатель Лесков, отзываясь о рассказе «Палата № б», писал, что в нем «в миниатюре изображены общие наши порядки и характеры. Всюду — палата № 6. Это — Россия». Этим рассказом автор гениально и образно доказал, что отступление от человеческих принципов никогда не проходит бесследно. Лишь сохраняя человеческое достоинство, честное отношение к делу, можно победить зло, тьму, пусть не сразу, постепенно, но неотвратимо.
Злой Чехов? Берегите в себе человека
Перейти к первой статье
И вновь то же самое! Мой собеседник утверждал, что Чехов в своих произведениях был злым и холодным человеком. Как я поняла, мнение составил не сам, а опирался на высказанное кем-то в какой-то телевизионной передаче.
Передача также поведала, что Чехов был вовсе не тем благообразным пожиловатым человеком в пенсне (ему было всего 44 года, когда он умер, но тогда старели рано), к образу которого мы привыкли, а довольно озорным и даже легкомысленным красавцем, порой беспощадно относившимся к женщинам.
Из передачи были также почерпнуты сведения о том, что во многом официальная биография Чехова была составлена вначале его сестрой Марией Павловной, бывшей своеобразной душеприказчицей писателя и тщательно вымарывавшей из его писем и записных книжек все, что могло бросить тень на великого брата. А затем то же самое проделывали советские чеховеды, старательно формировавшие привычный образ писателя-интеллигента.
Но доблестные современные исследователи с помощью сверхмощного фотооборудования добрались до вымаранной истины!
А выяснились-то — Бог ты мой! — ужасающие факты! И невинность-то Чехов, по собственному признанию, потерял в 13 лет, и имел связи и с японками, и с индусками, и влюбленным в него женщинам морочил голову неслабо, и всеми силами увиливал от брака, и женился-то за шесть лет до смерти на протеже Немировича-Данченко, и к основной своей профессии — врачебной — был зачастую равнодушен, и брак его был более чем странным: он, умирающий от туберкулеза, находится в Ялте, она блистает на сцене в МХТ, редко встречаются, но при этом шлют друг другу нежные письма. И самое главное, он — врач и очень неплохой диагност — отчаянно бежит от лечения и боится обращаться к врачам. Исаак Левитан, «Портрет писателя Антона Павловича Чехова», 1886 г. Источник
Правда?.. Да. И более чем правда. И можно добавить еще к этим фактам, что поначалу, издерганный нищетою, он хотел разбогатеть, поэтому мечтал о хорошем приданом. Что порывы назойливо влюбленных в него женщин (наиболее настырных поклонниц так и называли — антоновками) весьма саркастично осаживал, избегал выяснения отношений, на которых настаивали пылкие дамы.
Что в ранней молодости разорвал помолвку с невестой — Евдокией Эфрос, подругой сестры Маши. Девушка была серьезно влюблена в молодого писателя, и даже ради его родителей согласилась принять православие (сам Антон Павлович был равнодушен к религии). Но была слишком экзальтированна, жених и невеста постоянно ссорились, и, в конце концов, Антон поставил точку в их отношениях.
Правда и то, что его связывал многолетний мучительный роман с Ликой Мизиновой, ставшей прообразом Нины Заречной в «Чайке». Правда, что Бунин, написавший, что в жизни Чехова не было глубокой любви, все же затем сделал пометку: «Нет, была. К Лидии Авиловой». Лидия Авилова ru.wikipedia.org
Лидия Авилова — писательница, замужняя дама, мать троих детей — была страстной поклонницей Чехова, всерьез подумывала, чтобы уйти от мужа к нему, но Чехов не допустил этого шага.
Во многом его поведение и образ жизни определяла болезнь, постепенно обглодавшая этого высокого (1,86 м и по нынешним временам много, а по меркам XIX века — вообще гигант), улыбчивого человека с яркими карими глазами и густыми каштановыми волосами.
Любому, кто знает, как изменяет характер человека та или иная болезнь, известно, что туберкулез вкладывает в человека невероятную жажду жизни. Когда один год жизни — за пять. Но в то же время и страстное желание откреститься от этой болезни, гнать даже самую мысль о ней, даже когда она становится, увы, очевидной.
Конечно, может возникнуть вполне резонная мысль. Как человек при таком серьезном туберкулезном процессе умудрялся общаться с людьми и даже лечить? Но, наверно, не стоит забывать, что в то время чахотка не считалась чем-то сверхъестественным.
Палочка Коха была выделена только в 1882 году и изучена сравнительно мало. Из мер предосторожности использовались только хлорная известь, отдельная посуда и платки. Кроме того, даже сильнейшее кровохарканье могло еще не означать заразной для других формы ТБЦ.
То есть человек уничтожался изнутри, но для окружающих мог быть безопасен. Кристобаль Рохас, «Несчастье», 1886 г. Источник
За 44 прожитых года, вернее, с 1884 года, когда Чехов впервые заметил признаки чахотки, и до 1904 года он ни на минуту не позволил себе бездеятельности.
Прекрасно сознавая, что отпущено ему будет немного, он старался сделать как можно больше доброго в этой жизни. И это тоже была правда. На мой взгляд, первостепенная, более важная, чем правда о том, с кем и как был, с кем флиртовал и т. д.
Но ведь как метко заметил сам Антон Павлович: «Никто не хочет любить в нас обыкновенного человека…»
Когда с интимным придыханием вещают о его донжуанских похождениях, не грех бы упомянуть и другое. А именно то, что фактически на его содержании с 16 лет была огромная семья: отец, мать, четыре брата и сестра.
Помимо творчества, он репетиторствовал, лечил (зачастую бесплатно!), покупал имение для всей семьи, хлопотал об устройстве больницы в Мелихово, обеспечивал книгами библиотеку своего родного города Таганрога, помогал многочисленным друзьям и, наконец, предпринял уникальную поездку на Сахалин, где составил первую в истории перепись населения острова, куда ссылали в основном каторжан.
История этой поездки вообще удивительна. Расстояние от Москвы до Сахалина — больше 10 тыс. км. Это и сейчас много, а в 1890 году у Чехова путешествие на остров заняло 81 день. С 21 апреля по 11 июля. Представим себе на мгновение.
От Москвы поездом до Ярославля, пароходом по весенним разливам Волги («раздолье удивительное») и Камы («прескучнейшая река»), опять поездом через Уральские горы до Тюмени.
А далее началось «конно-лошадиное странствие» с «полосканием в невылазной грязи» Западной Сибири, поломками и опрокидываниями тарантаса, «ужасными перевозами через реки» — Иртыш, Обь, Томь. В. И. Якоби, «Привал арестантов», 1861 г. Источник
Немощенные дороги, опрокидывавшиеся то и дело тарантасы, весенние разливы рек, невозможность переодеться в сухую одежду, резкий холодный ветер — ну, прямо рай для туберкулезника!
Но недаром один из биографов Чехова назвал его человеком «с кровью странника в жилах». Ближние и дальние поездки были жизненной потребностью молодого доктора и литератора.
Первое крупное путешествие было предпринято еще в 1888 году. Вместе с сыном издателя газеты «Новое время» он отправляется в первый раз за границу: из Феодосии через Новый Афон, Сухум, Батум, Тифлис и Баку в Бухару и Персию.
Однако уже в Баку его спутника ждала телеграмма о смертельной болезни родственника, пришлось возвращаться. «Судьбе угодно было повернуть мои оглобли назад», — сетовал Чехов в письме другу.
Но увиденное по пути в Баку — «впечатления новые, резкие, до того резкие, что все пережитое представляется мне теперь сновидением» — только усилило жажду странствий. П. П. Верещагин, «Вид города Баку с моря», 1872 г. ru.wikipedia.org
«Кровь странника в жилах» — кажется, это относилось не только к путешествиям. Это была норма жизни, неприятие любых форм чего-то застывшего, замшелого. Замшелое — это всегда скучно. Кроме того, от скуки до жестокости и пошлости всего лишь один шаг. А пошлость Чехов ненавидел всегда, всем своим существом. Ненавидел и боролся против нее.
Да, он писал перед сахалинской поездкой, будто оправдываясь, ибо никто не понимал этого неожиданного шага:
«Еду я совершенно уверенный, что моя поездка не даст ценного вклада ни в литературу, ни в науку: не хватит на это ни знаний, ни времени, ни претензий. Я хочу написать хоть 100−200 страниц и этим немножко заплатить своей медицине, перед которой я, как Вам известно, свинья».
Но возможно, эти слова написаны с тем знаменитым подтекстом, на который так любят ссылаться чеховеды?
Книга о Сахалине имела неоценимое значение для медицины и социологии, но может быть, автор просто пытался бежать от рутины жизни?.. И от ненавистного с детства скаредного семейного быта, который благодушно и лживо назывался семейным уютом? Помните: «в детстве у меня не было детства»…
Продолжение следует… история писателя, Антон Чехов
Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/92061/
Берегите в себе человека: 25 бодрящих ум цитат Чехова
«Как-то странно и в газетах, и в обществе; вранья много, курс упал, интерес ко всему, кроме войны, иссяк у общества», — Антон Чехов (1904 год).
Антон Павлович Чехов ценил лаконичность и остроумие. Он буквально писал афоризмами. Многие его цитаты настолько прочно вошли в обиход, что стали «народными». Например: «Этого не может быть, потому что не может быть никогда». А вот знаменитые фразы «Если в первом акте на сцене висит ружье, то в последнем оно должно выстрелить» или «Краткость — сестра таланта» мы спустя десятилетия по-прежнему ассоциируем с Антоном Павловичем.
«Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен», – писал Чехов. Он был «художником с минимальным стилистическим инструментарием», но за его лаконичностью всегда стояла кропотливая работа.
В коротких цитатах Чехова необычайная глубина. Предлагаем вспомнить несколько неустаревающих, бодрящих ум высказываний писателя.
- Одна боль всегда уменьшает другую. Наступите вы на хвост кошке, у которой болят зубы, и ей станет легче.
- Никто не хочет любить в нас обыкновенного человека.
- Замечательный день сегодня. То ли чай пойти выпить, то ли повеситься.
- Берегите в себе человека.
- Люди только чай пьют, а в их душах совершается трагедия.
- Нет того урода, который не нашел бы себе пары, и нет той чепухи, которая не нашла бы себе подходящего читателя.
- То, что мы испытываем, когда бываем влюблены, быть может, и есть наше нормальное состояние. Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть.
- Ты хочешь спросить, что такое жизнь? Лучше спроси, что такое морковка. Морковка — это морковка, и больше ничего о ней неизвестно.
- Не стоит мешать людям сходить с ума.
- Всё знают и всё понимают только дураки да шарлатаны.
- Не так связывают любовь, дружба, уважение, как общая ненависть к чему-либо.
- Ну что ж, раздевайтесь, но слегка сопротивляйтесь.
- Дело не в пессимизме и не в оптимизме, а в том, что у девяноста девяти из ста нет ума.
- Если человек не курит и не пьёт, поневоле задумаешься, уж не сволочь ли он?
- Бывают люди, которые всегда говорят только умные и хорошие слова, но чувствуешь, что они тупые люди.
- Если жена тебе изменила, то радуйся, что она изменила тебе, а не отечеству.
- Говорят: в конце концов правда восторжествует, но это не правда.
- Верность — это то качество, которое утратили люди, но сохранили собаки.
- Встав из-за стола голодным — вы наелись; если вы встаете наевшись — вы переели; если встаете переевши — вы отравились.
- Честные не лгут, когда не нужно.
- Лучше развратная канарейка, чем благочестивый волк.
- Если твой поступок огорчает кого-нибудь, то это еще не значит, что он дурен.
- Был только раз счастлив! Под зонтиком.
- «Циник» — слово греческое, в переводе на твой язык значащее: свинья, желающая, чтобы весь свет знал, что она свинья.
- Жизнь, по сути, очень простая штука и человеку нужно приложить много усилий, чтобы её испортить.
Источник