Беседа народная сказка волшебная про животных бытовая

Тема урока: Виды
русских народных сказок: волшебные, бытовые, о животных.(2класс)

Тип урока: Праздник
читательских удовольствий (урок – обобщение).

Цели урока:

  • Обобщить и систематизировать
    знания учащихся о русских народных сказках, особенностях их построения,
    языке, героях;
  • Создать эмоциональный настрой
    на изучение произведений устного народного творчества;
  • Продолжать формировать интерес
    к чтению, развивать воображение, наблюдательность, умение доказывать свою
    точку зрения;
  • Воспитывать уважение к истокам
    культуры своего народа, чувство ответственности, умение принимать решения.

Оборудование: плакаты с
изображением сказочных домиков, рисунки героев сказок, различные сказочные
предметы, портрет сказочницы, карточки с признаками сказок различных типов,
карточки с заданиями, проигрыватель, пластинка.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.

Мотивация.

Сегодня у нас не совсем обычный
урок. Мы совершим путешествие, а куда, узнаете, разгадав загадку:

Что наш маленький народ
В мир волшебный унесет.
Полный смеха, света, краски!
А зовется чудо – … сказка!

Учитель:

Итак, мы отправляемся в сказку. Но
прежде, чем отправиться в путь, ответьте на вопрос: “Кто по вашему мнению есть
самый важный, нужный человек на сегодняшнем уроке?”

У меня есть один сказочный предмет:
вот эта волшебная шкатулка. Каждый из вас, заглянув в нее, сможет увидеть
самого важного и нужного человека на нашем уроке, а, может быть, и в мире.

Но пока этот секрет раскрыться не
может. Нам решили помешать злые силы. Баба-Яга заколдовала нашу шкатулку,
откроется она только тогда, когда вы пройдете испытания.

Но, как и в любой волшебной сказке,
есть герой-злодей, но есть и помощник. Наш помощник прислал письмо-загадку:
“Без меня сказки долго не живут, знаю их много и делюсь ими с другими”.

Кто же это? (Cказочница.) (На доске
портрет).

Она прислала нам очень важный
предмет, без которого не обходится ни один урок чтения. Это (…книга, книга
сказок). На стенде сборники русских народных сказок. Именно книга поможет нам
преодолеть испытания. Отправляемся в путь. Волшебный клубок будет нам
показывать дорогу. Клубок как оценка.

Испытание I

На столе заданий капитаны команд
берут конверты с заданиями.

1 группа. Прочитать
загадку. Узнать о какой сказке идет речь. Пересказать отрывок из сказки, чтобы
дети угадали название и героев

Загадка:

“Летела стрела и попала в болото,
А в том болоте поймал ее кто-то,
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?”

Ученик пересказывает отрывок из
сказки.

Оценивают. Понравился ли пересказ?

Вопросы:

  • Как называется сказка?
    (“Царевна-лягушка”)
  • Какие герои встретились?

I группа оценивает,
кто быстрей и лучше ответил на вопросы, передаёт клубок другой группе.

II группа. Задание:
прочитать по ролям отрывок из сказки “Каша из топора”. (Оценить)

Вопросы:

  • Что за сказка?
  • Кто герои?
  • Какой характер у старухи?
  • Какой характер у солдата?

Музыкальная пауза

(Закройте глаза)

– Послушайте две мелодии и
угадайте, какая мелодия к какой сказке подходит?

  • Величальная.
  • Барыня.

1-я по настроению ближе к танцу
царевны-лягушки;

2-я к сказке о топоре.

– Как догадались?

1-я – величавая, спокойная,
торжественная. (Загадочная)

2-я – веселая, задорная, под нее
плясать можно.

Учитель:

Каждая сказка, как и человек, имеет
свой характер и настроение. С этим заданием вы тоже справились.

III группа. Инсценировка
отрывков из сказок.

  • “Лиса, заяц и петух”.
  • “Лиса и волк”.

Оценить игру актеров.

Вопросы:

  • Как называется сказка?
  • Кто герои?
  • Что общего у 2-й и 1-й сказок,
    в чем отличие?

1-я сценка

“Лисица заяц и
петух”

П. – Что ты,
зайка, плачешь?

З. – Как же
мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Ее избушка
растаяла. Попросилась она ко мне погреться, да меня и выгнала.

П. – Пойдем,
я ее выгоню.

З. – Нет, не
выгонишь. Собаки гнали – не выгнали, медведь гнал – не выгнал.

П. – А я
выгоню. Ку-ку-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису высечи. Ступай, лиса, вон!

Л. – Как
выпрыгну, как выскочу, пойдут клочки по закоулочкам.

П.
Ку-ка-ре-ку…

Л. – Одеваюсь…

П. – …

Л. – Шубу
надеваю.

П. – …

Л.
(выскочила и убежала).

– Оцените игру актеров, артистизм,
умение показать характеры героев.

Вопросы к классу:

  • Что за сказка?
  • Какие герои по характеру?

2-я сценка

“Лиса и волк”

(Лиса сидит и ест
рыбу.)

В.
Здравствуй, кумушка, хлеб да соль…

Л. – Я ем
свой, а ты подальше стой.

В. – Дай мне
рыбки.

Л. – Налови
сам, да ешь.

В. – Да я не
умею.

Л. – Эка
невидаль! Ведь я же наловила. Ты, куманек, ступай на реку, опусти хвост в
прорубь, сиди да приговаривай:

“Ловись, рыбка, мала да велика,
Ловись, рыбка, мала да велика”.

В.(Уходит,
садится у проруби, да приговаривает.)

Оценим игру актеров. Поблагодарим.

Вопросы:

  • Как называется сказка?
  • Что общего у этой сказки с
    предыдущей, в чем отличие?

IV группа.

Получила волшебные предметы и
отрывки из сказок, в которых эти предметы встречаются. Прочитать отрывки и
узнать, из какой сказки каждый предмет. (скатерть, полотенце, яблоня, гребень,
меч, игла, яйцо).

Сказки:

  • “Кулик” (скатерть).
  • “Баба-Яга” (полотенце,
    гребень).
  • “Гуси-лебеди” (яблоня).
  • “Кащей Бессмертный” (меч,
    игла, яйцо).

Оценить.

Испытание
“Волшебные домики”

В нашем классе появились волшебные
домики.

Терем

Терем

Простая
изба

Простая изба

Лесная
избушка

Лесная избушка

В каждом из этих домиков особые
сказки и особые герои живут.

Задание: (расселить
героев) поселить увиденные и прочитанные сказки в свой домик.

1 домик
Волшебный терем, дворец. (Оттуда пришли сказки “Царевна-Лягушка”, “Кулик”,
“Баба-Яга”, “Кощей Бессмертный”) – это волшебные сказки.

2 домик – Простая
деревянная изба. (“Каша из топора”, “Солдатская загадка”) – бытовые сказки.

3 домик – Лесная
избушка. (“Лиса, заяц и петух”, “Лиса и волк” и другие сказки о животных).

Испытание III

Каждая группа получает конверт со
сказочными героями.

Задание: Распределить
героев из сказок в свои домики. (Доказать.)

IV группа
определяет свои предметы, объясняет почему.

Вопрос: Почему так
распределили сказки, героев, предметы?

Дети: Потому
что сказки можно разделить на 3 группы.

  • Какие сказки живут в тереме?
    (Волшебные)
  • В избе? (Бытовые)
  • В лесной избушке? (Сказки о
    животных)

(Прикрепляю
таблички с названиями видов сказок)

  • Почему сказки делятся на 3
    вида?
  • Чем отличаются? (У каждого
    вида сказок свои признаки, особенности).

В группах отбирают карточки с
особенностями сказок:

1 гр. – волшебные, 2 гр. – бытовые,
3 гр. – о животных, 4 гр. – проверяет, находит общие признаки.

1 группа

2 группа

3 группа

Волшебство

Герои-злодеи

Герои-помощники

Необычные испытания

Таинственное настроение

Волшебные предметы

Герои –
простые люди

Веселое настроение

Смешные ситуации

Высмеиваются плохие черты
характера

Восторг умом, находчивостью

Веселое
настроение

Герои-животные

Волшебное условие (животные
разговаривают)

Сильный защищает слабого

Учитель: У каждого
вида сказок свое назначение, свое настроение и рассказывать их надо по-особому.
На следующий урок вы подготовите пересказ любой любимой сказки и проведем
конкурс сказителей.

Испытание IV

(Последнее –
резервное Можно использовать в виде домашнего задания. Задание на листах для
каждого ученика.)

  • Жилище Бабы-Яги? (Избушка)
  • Второе название скатерти?
    (Самобранка)
  • Аппарат, в котором Баба-Яга
    совершает свои полеты? (Ступа)
  • Сколько голов у Горыныча?
  • Исправьте ошибки в названиях
    сказок:
    – коробок,
    – кепка,
    – трешечка,
    – петушок– золотой пастушок,
    – царевна-индюшка
  • Ошибки в прозвищах героев:
    – Кощей Бесстрашный,
    – Крошечка – Горошечка,
    – Сестрица – Гуленушка,
  • Какие животные – герои сказок
    спрятались внутри слов?

– Василиса
стрекоза икота баранка.

Итог
урока

Понравился урок?

Удалось вам разобраться в тайнах
сказок?

Теперь мы можем заглянуть внутрь и
посмотреть, кто же был самым важным и нужным на нашем уроке (подхожу к каждому
и в зеркале, которое лежит на дне шкатулки каждый видит себя).

Вы удивлены?

Без каждого из вас наш сегодняшний
урок не состоялся бы!

Вы согласны с тем, что каждый из
вас был важным и нужным?

Рефлексия

Во многих сказках встречается
яблоня с ее наливными яюлочками. Вот и на нашем уроке выросла такая яблонька. (Открываю
доску).

img10.jpg (23020 bytes)

Но она какая-то грустная, нет на
ней яблочек. Давайте ее оживим.

У каждого есть 3 яблока (красное,
желтое, зеленое).

img11.jpg (14434 bytes)

– Если вы считаете, что урок прошел
для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали, разбираетесь в
особенностях сказки – прикрепите красное яблоко.

– Если не все пока удалось, есть
какие-то проблемы, что-то не получается – желтое.

– Если вам было сложно разобраться,
есть трудности – зеленое, надо немного созреть.

               Урок литературного чтения

                         во 2 – а классе

                   ( система Л. В. Занкова)

« Три типа сказок: волшебные, о животных и бытовые. Русская народная сказка « Мужик и медведь».

                                    Подготовила и провела:

                                                               учитель начальных классов

                                               первой квалификационной категории

                                                       Тимофеева  Татьяна Анатольевна

                              МБОУ « Фокинская СОШ№ 2»

                                                   2013 год

                                        Рецензия

На урок литературного чтения во 2 – а классе

Тема: Три типа сказок: волшебные, о животных и бытовые. Русская народная сказка « Мужик и медведь».

Автор: Тимофеева Т.А. учитель начальных классов первой кв. категории

Тип урока: комбинированный

Цели и задачи урока:

— формирование представления о жанре сказки, установление разницы между волшебной, бытовой и сказке о животных;

— работа над выразительным и беглым чтением учащихся, развитием речи:

— развитие актёрских и творческих способностей младших школьников;

— воспитание любви и интереса к сказкам;

— совершенствование читательских умений;

— закрепление умений учащихся по ранее изученным темам;

— учить детей рассуждать, делать обобщения, выводы, учить ставить перед собой цели и добиваться их.

Комбинированный урок – один из самых продуктивных типов урока, способствующих формированию универсальных учебных действий.

В данном случае учителю удалось успешно соединить несколько направлений:

практическим  применением  знаний у учащихся формировалась мотивационная основа учебной деятельности. Для осуществления целей и задач урока учителем были подобраны задания, содержание которых тесно связано с развитием творческого воображения, умением понимать и анализировать прочитанное, успешно решать любые учебные задачи.

На первом этапе урока, образовательной целью которого являлась актуализация опорных знаний, учитель акцентировал внимание на лучших человеческих качествах – добре, находчивости, ответственности. Весь ход урока сопровождался слайдами, соответствующих  содержанию урока.

Учащиеся с особым вдохновением работали на каждом этапе урока. Использование инсценировок благотворно повлияло на эмоциональную сферу учащихся. Слушание сказки в грамзаписи дало  возможность детям увидеть образец литературной речи, понять содержание произведения. Работа в парах показала уровень самостоятельности учащихся, умение находить общий язык,

адекватно оценивать свою работу.

Весь урок прошёл в дружеской рабочей атмосфере. Дети с удовольствием принимали участие в  открытии новых знаний, умело делая сравнительный анализ сказок.

Заявленная тема урока реализована полностью, но учителю удалось много больше: учащиеся получили хороший урок добра и мудрости, положительных эмоций, новых знаний.

Использованные в ходе урока мультимедийные дополнения – презентация, аудиозапись и мини – театр, были вписаны очень органично.

Урок, разработанный Тимофеевой Т.А. хорошо продуман, направлен на успешную реализацию и стал достойным вкладом в методическую копилку школы.

                                 Зам. диретора по УВР:                  Родина Е.В.

                                    Конспект урока

Тема урока: Три типа сказок: волшебные, о животных и бытовые. Русская народная сказка « Мужик и медведь».

Тип урока: комбинированный

Технология: проблемно – развивающее обучение

Цели: формировать представление о жанровой специфике сказки, выявить разницу волшебной, бытовой, сказки о животных при помощи сравнительного анализа сказок.

Задачи:

образовательные: работа над выразительным чтением, развитием речи учащихся, пополнять и обогащать словарный запас, решать творческие и учебные задачи.

развивающие: развивать актёрские и творческие способности учащихся,  умение понимать прочитанное, расширять кругозор, развивать творческое воображение.

воспитательные: воспитывать интерес и любовь к сказкам, учить  добру, мудрости, смекалке, умению работать парами, адекватно оценивать результат своей работы.

здоровьесберегающие: создание комфортной и доверительной атмосферы в классе, сохранение здоровья детей путём чередования различных видов деятельности.

                      Планируемые результаты урока:

Регулятивные:  

  • самостоятельно ставить перед собой цели,
  • работать по плану, предложенному учителем,
  • действовать по инструкции,
  • контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

Познавательные:

  • работать с разнообразной информацией и ориентироваться в ней,
  • сравнивать предметы, делать выводы в результате совместной работы,
  • задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них,
  • осознанно строить речевые высказывания,
  • уметь сравнивать схемы и соотносить их со словом.

Коммуникативные:

  • развивать умение сотрудничества с учителем и со сверстниками  при

работе в паре, участвовать в диалоге на уроке,

  • развивать умение принимать коллективное решение, учитывать позицию собеседника,
  • развивать умение слушать и понимать речь других, задавать вопросы. обосновывать и доказывать своё мнение.

Личностные:

  • развивать осознание необходимости учения,
  • работать над адекватной самооценкой,
  • следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении,
  • учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности,
  • учиться выражать своё мнение, адекватно реагировать на замечания, стремиться к самосознанию.

                   Ресурсы:

 Презентация с иллюстрациями к произведению, театр, аудио – запись  сказки « Мужик и медведь», декорации к сказке « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и « Теремок», листы самооценки, выставка сказок, рисунки, учебник.

                               План урока.

          1.Организационный момент (1мин.)

2. Эмоциональный настрой  (2мин.)

3. Самоопределение к деятельности (2мин.)

4. Актуализация опорных знаний (8мин.)

5. Подготовка к восприятию новой темы. Постановка проблемы. (2мин.)

6. Открытие новых знаний (8мин.)

7. Сравнительный анализ сказок  (5мин.)

8. Физминутка (2мин.)

9. Работа над содержанием сказки (5мин.)

10. Работа в парах(2мин.)

11. Итог урока(1мин.)

12. Рефлексия(1мин.)

13. Домашнее задание (1мин.)        

                               Ход урока.

                1. Организационный момент.

Учитель:

Нам урок пора начать,

Предлагаю поиграть.

                2.Эмоциональный настрой.

Учитель:

Игра называется «Микрофон настроения».

Выразите в микрофон своё настроение, с которым вы пришли на урок.

( учитель подходит с микрофоном к каждому ученику)

Ученики отвечают.

Учитель:

Что хотите получить от урока?

     Ученики:

Получить новые знания, хорошую оценку, порадовать учителя хорошим чтением и т.д.

Учитель:

 Надеюсь, наш урок будет успешным.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и с хорошим настроением начнём работу.

     

            3.Самоопределение к деятельности  

                                          Слайд №1

Обращение к эпиграфу урока.  « Что за прелесть эти сказки!..».

Учитель:

       —  О чём говорит эпиграф?  Прошу прочитать его вслух.                                    

        —  С каким жанром мы сегодня будем работать?

                           ( ответы детей)

          4. Актуализация опорных знаний    

 Учитель:

Ребята, давайте вспомним и повторим.

 Что такое сказка?

Ученики:

 Сказка – это литературное произведение.

Сказка – это устный рассказ, повествование, сообщение, которое передается из уст в уста.

Сказка – это вымышленная история, неправда, выдумка, но в ней всегда побеждает добро.

Учитель:

— Рассмотрите выставку книг и скажите:

 — Кто помнит, на какие 2 группы делятся сказки?

  ( народные и авторские)

—  Какие из них появились раньше?

                                  Слайд №2

Учитель:

— Посмотрите  на ленту времени. Где на ленте времени находимся мы?

— Куда бы вы поместили русские народные сказки?

——1000лет————300лет—————200лет—————100лет——-Мы————назад—————назад——————назад——————назад ——————

— На какие две группы можно разделить русские народные сказки?

                       ( волшебные и о животных)

 — Как вы думаете, как называют людей, которые умеют хорошо рассказывать сказки?

                       ( сказители, рассказчики)

— Смотрим и слушаем инсценировку отрывка  из сказки « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

                          (  слова автора)

                      (Выходят Алёнушка с Иванушкой, она идёт и поёт)

Трудно детушкам жить без батюшки,

Кто накормит их, кто заступится?

Не к кому им, бедным, без матушки,

Приласкаться, да приголубиться.

А без батюшки да без матушки,

Без заботы их, без участия

Пропадут и вовсе ребятушки,

И не будет в жизни им счастия!

Иванушка:

Ой, Алёнушка, сестрица, пить хочу!

Алёнушка:

Стой! Ты куда?

Кто пьёт воду из копытца,

С тем случается беда!

Превратишься ты в телёнка,

Будешь говорить: « МУ – му».

Иванушка:

Очень пить хочу, Алёнка!

Алёнушка:

Потерпи!

Иванушка:

Но, почему?

Алёнушка:

Вот дойдём мы до колодца…

Иванушка:

А колодец далеко?

Алёнушка:

Там он, где заходит солнце!

Иванушка:

Но ведь солнце высоко.

Учитель:

— Кто сказитель здесь?  Как он справился со своей ролью? (автор)

— К какому типу относится сказка?  

                             ( волшебная народная сказка).

 Давайте посмотрите ещё один отрывок, но из  другой сказки.

                 ( показ отрывка из сказки «Теремок»).

                      Медведь с узелком идёт к теремку.

 — Чей домок – теремок? Кто в теремочке живёт?

  — Я, мышка – норушка.

— Я, лягушка – квакушка.

 — Я, заюнок – кривонок, по горке скок.

— Я, лиса – при беседе краса.

— Я, волк – волчище из- за куста хватище. А ты кто?

— Я, медведь,- пустите меня в теремок жить.

Учитель:

— Как называется сказка?  Кто герои сказки?

— К какому типу относится сказка? ( о животных)

— Чем закончилась сказка   Теремок»?

( медведь раздавил теремок, а все звери разбежались).

—  Почему?

— Что вы знаете о медведе?

                    (ответы детей)

— Назовите русские народные сказки, в которых одним из персонажей является медведь?

( Три медведя. Маша и медведь. Лисичка со скалочкой. Кот и лиса. Теремок.).

         5. Подготовка к восприятию новой темы.

                            Постановка проблемы.

Учитель:

— Мы с вами сегодня должны выяснить, а есть ли ещё другой вид сказок?

  Для этого  мы познакомимся с русской народной сказкой « Мужик и медведь» и выясним, к какому виду сказок она относится.

— Откройте учебник на странице 127.

— Прочитайте вступительное слово автора.

    ( чтение вслух учеником)

— Что узнали?

  ( это сказка с другим настроением, с лукавством, с насмешкой, сказывается словно прибаутка).

— Как вы понимаете эти слова?   Кто попробует объяснить?

                   ( ответы детей)

                                    Лексическая работа.  

                                              Слайд №3

Лукавство – лукавый, игривый, добродушный, хитрый.

Усмешка – улыбка, выражающая насмешку, недоверие.

Насмешка – обидная шутка, издёвка.

Прибаутка – забавная, остроумная, обычно рифмованная поговорка, вставляемая в речь.

           6. Открытие новых знаний.

                                              Слайд №4, 5, 6.

 Давайте познакомимся со сказкой.

                       ( звучит  аудиозапись)

 Учитель:                                

— Что вы можете сказать о сказке?

— Кто герои сказки?

— Что вас рассмешило?

— Всё ли понятно было?

                 ( идёт обсуждение)                              

                       Словарная  работа.

                              ( на доске)

Дуброва — дубрава  — лиственный лес, дубовая роща.                    

 Жать – срезать под корень.

Вершки —  верхняя часть растения.                                                

Заломать – причинить вред, согнуть.

Вражда – ссора.

  Учитель:

Ребята! Внимание на экран. О какой сказке идет речь?

А)« Сказка сказывается, словно прибаутка, с лукавством, да с усмешкой».

Б)« Сказывается, словно печальная песня поётся».

           ( ответы детей)

— Давайте исследуем эти сказки и проведём сравнительный анализ.

              7.Включение в систему знаний.

                          ( сравнительный анализ сказок)

Учитель:

   — Сказки « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и « Мужик и медведь» разные, но приметы сказочного жанра есть в обеих.

— Какие?

— Какую сказку из двух можно назвать волшебной?

— Как вы думаете, почему сказку «Мужик и медведь» нельзя  отнести к волшебной?

( отсутствуют волшебные превращения, троекратные повторы, волшебные вещи).

— А можно сказку « Мужик и медведь» отнести  к сказке о животных?  Ведь один из героев медведь.

( Нет, главная проблема не борьба добра и зла, а как договориться  с медведем о дележе урожая, как обхитрить его и остаться целым).

Хотя медведь и является главным персонажем, это другая сказка.

                                                    Слайд №7

  Сказка    « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Сказка « Мужик и медведь»

Троекратные повторы.

Волшебное число.

Превращение человека в животное и обратно.

Принятие ведьмой облика Алёнушки.

Оживление с помощью воды.

Говорящий медведь.

Отношения мужика и медведя.

Повтор ситуации.

Учитель:

— Откройте страницу 129 учебника.

— Прочитайте, среди вопросов в конце сказки, спрятанное название этого вида сказок. Слово со звёздочкой.

— Где будем его искать? Откройте словарь на странице 155.

— Прочитайте значение слова в словаре.

— Какое объяснение даётся в словаре?

                  ( чтение учащимися вслух определения по учебнику)

                          8. Физминутка

Учитель:

Мы устали чуточку

Отдохнём минуточку.

Давайте представим себя Мишками.

                   Мишка косолапый по лесу идёт

                   Шишки собирает и в карман кладёт

                   Шишка отскочила – прямо Мишке в лоб,

                   Мишка рассердился и ногою – топ!

( учащиеся делают движения соответствующие стихам)

                   9. Чтение сказки цепочкой и

  работа над содержанием сказки « Мужик и медведь».

                                              Слайд  №8                                  

Учитель:

—  Давайте дадим характеристику главным героям.

— Кто герои сказки?

—  Что вы можете сказать про мужика? Какой он?

( Смелый —  не испугался медведя. Хитрый – обхитрил медведя. Лукавый – «играл» с медведем, потому что знал, что умнее его.)

Учитель:

-Найдите и зачитайте:

— Что в первый раз посадил мужик? (  Репу.)

— Что отдал медведю, а себе взял? ( корешки себе, а медведю – вершки).

— Что во второй раз посеял мужик? ( рожь).

— Что он взял себе, а отдал медведю?

— Почему мужик так повёл себя?

( Боялся за свою жизнь. Не пошёл на конфликт. Если отдал бы, сам остался голодным).

Учитель:

— А каков медведь? ( Сильный. – « Мужик, я тебя заломаю».  Глуповатый – поддался на хитрость мужика. На чужое добро посягает, хочет отобрать.

            Ленивый, работать не любил).

Учитель:

— Почему у мужика с медведем дружба не получилась?

                              ( ответы детей)

— Какая сказка по настроению? ( озорная, насмешливая).

Учитель:

— Расследуйте: каков традиционный образ медведя в народных сказках?

                         Ответы детей.

( Медведь в народных сказках всегда очень мощный, слегка глуповатый, сильный. В нём нет ни злобы, ни хитрости.

В волшебных сказках и сказках о животных все герои относятся к медведю уважительно, называя его медведюшко – батюшка, Михайло Иванович, Михайло Потапыч).

Учитель:

— А знаете, почему?

— Попросим рассказать  Глеба. Он много интересного узнал о медведе.

( Медведь на Руси считался священным животным, его нельзя было убивать, и мясо этого зверя не употреблялось в пищу. Такое животное называлось тотемным.)

                                    Слайд №9, 10.

Учитель:

— А знаете ли вы, как в старину называли медведя?

Подсказка: вспомните, как называется его жилище?  ( берлога)

                                      ( показ на экране)

— Совершенно верно, т.е. логово бера. В древности медведя называли «бер».

— Ребята, какое отношение к медведю в бытовых сказках? ( насмешливое, ироничное, его обманывают).

                        10.Работа в парах.

                               ( задание на листочках)

Распределить по группам сказки:

Волшебные  –

О животных –

Бытовые  —  

«Царевна – лягушка», « Лиса и журавль», « Сказка о царе Салтане», « Каша из топора»,

 « Кот, петух и лиса», « Гуси – лебеди», « Мужик и медведь», « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

                                                Проверка.

                             11. Итог урока

                              ( Слайд – кластер № 11)

Учитель:

-На какие типы делятся сказки?

— Кто сочинил сказку « Мужик и медведь»?

— Что узнали о бытовых сказках?

( В бытовых сказках человек не зависит от зверя, а наоборот,  может его обмануть, где главное не волшебный помощник, а собственный ум.

Такие сказки появились намного позже волшебных и сказок о животных).

— Что вам запомнилось и понравилось на уроке?

                            12.  Рефлексия

Учитель:

Ребята, вам предстоит оценить свою работу.

 Возьмите  листы  самооценки « Моё настроение. Моё творчество» и оцените  свою работу на уроке.

Учитель:

    Вы меня порадовали. Спасибо за активность, за ваше творчество, за знания. Все молодцы!

                            13. Домашнее задание.

Подготовиться к выразительному чтению по ролям сказки « Мужик и медведь».

По желанию – рисунок  к сказке.

Тема:. Понятие о сказке. Бытовые, волшебные, о животных

Цели урока:

обучающиеобобщить знания о сказке, жанрах сказок, их структуре, закрепить умения детей классифицировать сказки по содержанию, активизировать познавательную активность;

развивающие: активизировать творческие способностей детей, продолжить развитие умения сопоставлять, выделять главное, приводить примеры, развитие исследовательских умений; развитие мышления; развитие умения использовать приобретенные знания для решения познавательных и практических задач;

воспитательные: способствовать формированию личного отношения к прочитанному, воспитанию у детей доброжелательности, внимания, чуткости по отношению друг к другу. Воспитывать активную гражданскую позицию и бережное отношение к народному наследию.

Тип урока: усвоение новых знаний

Оборудование: иллюстрации к сказкам, выставка литературы

Планируемые результаты

Предметные: овладевать навыками классификации сказок, учиться работать с цитатным материалом

Метапредметные :

а) познавательные: проводить поиск необходимой информации, определять понятия, сравнивать, обобщать, применять полученные знания к конкретной задаче;

б) регулятивные: проявлять волевые усилия для достижения цели, вносить коррективы в процесс деятельности, выбирать действия в соответствии с задачей, прогнозировать результаты, уметь распределять время для самостоятельной работы;

в) коммуникативные: презентовать собственную работу, принимать участие в учебном диалоге, представлять результаты своей деятельности,

г) личностные: развитие навыков сотрудничества, осознание важности ответственного отношения к результатам своей и чужой работы.

Ход урока

І . Организационный момент

Слово учителя

Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Пусть хорошее настроение сопровождает вас весь урок.

ІІ Мотивация учебной деятельности

  1. Беседа с обучающимися:

Какие цели мы ставим перед собой в начале урока? Достигли ли мы этого мы узнаем в конце урока.

Что такое сказка? Какие сказки вы читали? Какая из них ваша любимая?

  1. Игра «Отгадай сказку»

  1. Какое из земноводных животных в сказке имеет титул царевны? («Царевна Лягушка»)

  2. Какой предмет из домашней выпечки смог обмануть людей и животных? («Колобок»)

  3. В какой сказке грызун стал причиной потери богатства? («Курочка Ряба»)

  4. В какой сказке обувь принесла девушке счастье? («Золушка»)

ІІІ Восприятие учащимися нового материала

  1. Слово учителя

Сказка — один из основных жанров устного народного творчества, повествовательное произведение про фантастические события. Все сказки объединят одно – вымысел.

  1. Работа в группах со статьей учебника «Литература 5 класс под редакцией Коровиной В.Я.»

1 группа

Фантастические сказки

Герои фантастических сказок имеют надприродную силу, ум, смекалку, у них есть волшебные предметы( меч-кладенец, сапоги-скороходы, волшебные яблоки, живая и мертвая вода). Это Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч.

2 группа

Сказки про животных

Это вид сказок, которые пришли к нам первыми, потому что наши предки верили в силу духов. Главными героями сказок выступают животные: лисичка-сестричка, котик-братик.

3 группа

Бытовые

Бытовые сказки показывают нам жизнь обыкновенных людей, высмеивают их жадность, глупость, лень, зависть.

3.Слово учителя

А теперь, ребята, давайте все вместе заполним таблицу, которая лежит у вас на партах.

Народная сказка — это

Виды сказок

Фантастические

Про животных

Бытовые

«Царевна Лягушка»

«Сказка про Лису и Журавля»

«Каша из топора»

«Мальчик с пальчик»

«Три медведя»»

«Репка»

«Кощей Бессмертный»

«Волк и семеро козлят»

«Вершки и Корешки»

4.Давайте проведем игру «Ассоциации»

Я буду говорить героя, а вы мне – с каким человеком он у вас ассоциируется .

Волк – жесткий, хитрый, алчный

Змея, Осел, Медведь, Лиса, Заяц, Индюк

ІV Закрепление изученного материала

1 Творческая работа «Снежный ком»

Сейчас мы попробуем сочинить свою сказку. Первый ученик придумывает Зачин сказки, следующий продолжает и так каждый должен сказать по два предложения. Не принимают участие только последние две парты, они оценивают сказку, определяют вид и структуру.

2 VI. Рефлексивно-оценивающий этап.

1.Анализ достижения определенных целей.

-В начале урока мы ставили перед собой цель. Чего удалось достичь, а над чем необходимо будет поработать на следующем уроке. (Несколько учеников озвучивают).

2. Встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями.

Вопрос: какое эмоциональное состояние вы испытывали на уроке?

— Было замечательно, вы были уверенны, вам было интересно, поднимите руки.

— Было очень интересно, вам все очень понравилось, то поднимите руки и хлопните в ладоши.

— Было на уроке скучно, не интересно – присядьте.

«Посмотрите, какие мы все разные, интересные. Все имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное – умение говорить, поэтому придя домой обязательно расскажите сказку своим меньшим братикам и сестричкам, бабушке. У вас обязательно получится.

VIІ Домашнее задание

Составить сказку

Дни недели

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детй с учётом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Тема недели: «В гостях у сказки»

.

Понедельник 22. 01. 18.

Утро

Физическая культура;

здоровье; познание;

социализация

Утренняя» гимнастика (смотреть картотеку)

Беседа «Какие у вас самые любимые сказки?»Цель: развивать память , речь.

Отгадывание загадок на тему «Герои сказок» — Цель: развивать воображение ребенка, умение анализировать, сопоставлять и обобщать.

Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам. «Назови сказку». Учить узнавать сказку по иллюстрации.

Д/и «Собери картинку». Закреплять знание сказок и сказочных героев. С Егором, Максимом, Евой.

Дежурство по столовой. Закреплять умение выполнять обязанности дежурных по столовой.

Создание условий для рассматривания иллюстрации по теме. Выставка книг «Калейдоскоп сказок».

НОД

Физическая культура

Здоровье

Художественное творчество

Труд

  1. Физическая культура (по плану инструктора по физической культуре).

  1. Художественное творчество. (Рисование) «Развесистое дерево». Учить детей использовать разный нажим на карандаш для изображения дерева с толстыми и тонкими ветвями. Воспитывать стремление добиваться хорошего результата. Развивать образное восприятие, воображение, творчество. (Т.С.Комарова, стр. 56).

Прогулка

Физическая культура; познание;

коммуникация;

труд

Наблюдения: свойства снега. Расширение представлений о свойствах снега. Определить, какой сегодня снег – сыпучий или мокрый, обсудить, будет ли он лепится. Проверить выводы детей – скатать снежные комья.

П/игра «Охотник». Закреплять умение выполнять правила игры.

Трудовые поручения. Собрать из снежных комьев снеговиков и придумать им имена.

Игровое упражнение «Попади в ворота». Упражнять в метании, развивать глазомер. С Матвеем Р., Женей, Захаром.

ОБЖ. «Как кататься с горки, чтобы не ударится и не поранить друга»

Выносной материал: деревянные лопаты

для уборки снега.

Перед обедом

Труд;

здоровье

Ситуативный разговор о необходимости самостоятельного мытья рук

Вечер

Здоровье;

познание;

коммуникация;

художественное творчество.

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.

Чтение художественной литературы. «Жихарка». Учить понимать и оценивать характеры героев, передавать интонацией голоса и характер персонажей.

С/р игра. «В гостях у Айболита». Расширение представлений о профессиональной деятельности врача.

Д/и «Какой предмет лишний». Учить классифицировать предметы и явления по принципу связи с определенными сезонами. С Женей, Лёщей, Кириллом, Артёмом, Ритой.

ОБЖ. «Незнайка и незнакомец». Рассмотреть с детьми различные ситуации, помочь сформулировать правила поведения с незнакомыми людьми

Организация игр с напольным и настольным строительным материалом. Развитие конструктивных навыков.

Взаимодействие с родителями

Беседы с родителями о самочувствии детей. 

Почитать с ребенком дома сказки по желанию.

Дни недели

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детй с учётом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Тема недели: «В гостях у сказки»

Вторник 23. 01. 18.

Утро

Физическая культура;

здоровье; познание;

социализация

Утренняя» гимнастика (смотреть картотеку)

Беседа: «Народная сказка – волшебная, про животных, бытовая»

Цель: расширение понимания народная сказка. Дать понятие «народная»; сформировать знания о разделении сказок на три вида: волшебные, про животных, бытовые; способствовать развитию речевой активности детей; способствовать воспитанию интереса к русскому народному творчеству, гордости за свой народ.

Игра «Составь сказки на новый лад». Учить усложнять, изменять сюжетную последовательность в знакомых сказках.

Д/и «Узнай на ощупь». Развивать тактильную чувствительность. С Полиной, Олей, Кариной, Матвеем Б., Сашей.

Рассматривание иллюстраций детей с игрушками (бережно играющих, небрежно играющих), обсуждение поведения детей. Расширение представления о хороших и плохих поступках.

Свободная деятельность детей в центрах активности.

НОД

Социализация

Музыка

  1. Познание (ФЭМП). Занятие 3. Упражнять в счете звуков в пределах 5. Продолжать учить сравнивать три предмета по длине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий , короткий, длиннее, самый длинный. Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. (И.А.Пономарёва, стр.35).

  2. Музыка. По плану музыкального руководителя

Прогулка

Физическая культура; познание;

коммуникация;

труд

Наблюдения за ветром. Обратить внимание на то, как ветер поднимает с земли и переносит снег в другое место, с силой бьет в окно, качает ветки деревьев.

П/игра П/и «Зайцы и волк». Развивать умение выполнять движения по сигналу

Трудовые поручения. Уборка участка от снега (учить собирать снег, ссыпать в определенное место).

Игровое упражнение «Зайцы». Упражнять в прыжках в длину с места.

ОБЖ. Повторить с детьми правила безопасного поведения на прогулке.

Одеваться по погоде, не брать в рот снег, не прикасаться языком к металлическим предметам.

Выносной материал: деревянные лопаты

для уборки снега.

Перед обедом

Труд;

здоровье

Просмотр мультфильма «Как Маша поссорилась с подушкой» с целью формирования представлений о составляющих здорового образа жизни, о необходимости соблюдения режима дня.

Вечер

Здоровье;

познание;

коммуникация;

художественное творчество.

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.

Чтение художественной литературы. Чтение «Война грибов с ягодами». продолжать учить внимательно слушать произведение.

Показ настольного театра «Зимовье зверей». Воспитывать интерес к театрализованной деятельности.

Предложить раскраски из знакомых сказок. Продолжать учить не выходить за контуры, развивать мелкую моторику.

Д/и «Узнай сказку по иллюстрации». Закрепить знания о содержании и героях сказок. С Дашей, Алисой Ф, Алисой К.

Наведение порядка в игровой комнате «Каждая игрушка живет на своем месте». Воспитание умения поддерживать в группе порядок.

Создание условий для театрвлизованной деятельности.

Уголок творчества: пополнить раскрасками по русским народным сказкам.

Взаимодействие с родителями

Беседы с родителями о самочувствии детей. 

Консультация для родителей «Роль сказки в нравственном воспмтании детей».

Дни недели

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детй с учётом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Тема недели: «В гостях у сказки»

Среда 24. 01. 18.

Утро

Физическая культура;

здоровье; познание;

социализация

Утренняя» гимнастика (смотреть картотеку)

Беседа о правилах безопасного поведения дома и на улице, вспоминая знакомые сказки, где герои попадали в беду по различным причинам: «Гуси — лебеди» — нельзя оставаться на улице одному, это опасно. «Маша и медведь» — нельзя убегать от взрослых далеко, можно потеряться. «Волк и семеро козлят» — нельзя никому открывать дверь, если остаешься один дома. «Красная шапочка» — нельзя заводить разговор и доверять незнакомцам.

Д/и «Расскажи» с Сашей, Тимуром, Севой, Максимом.

Упражнять в пересказе знакомых сказок.

Беседа «Поможем Доктору Айболиту». Знакомство детей с профилактическими мерами в борьбе с простудными заболеваниями, дать представление о значении физических упражнений для организма человека.

Создание условий для самостоятельной деятельности в центрах активности.

НОД

Социализация

Безопасность

Физическая культура

Здоровье

  1. Познание (ФЦКМ). В гости к деду Природоведу (экологическая тропа зимой). Расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Учить наблюдать за объектами природы в зимний период. Дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы. (О.А.Соломенникова, стр. 29).

  1. Физическая культура. По плану инструктора по физкультуре.

Прогулка

Физическая культура; познание;

коммуникация;

труд

Наблюдения: за погодой. Продолжать расширять и углублять представления о солнце в зимних условиях; формировать интерес к неживым объектам природы.

Какое сегодня солнце? Каждый ли день мы видим солнце? На что оно похоже?

Зимой солнышко выходит позже, а прячется раньше. Оно светит, но не греет.

П/игра «Лохматый пес». Приучать слушать текст и быстро реагировать на сигнал.

Трудовые поручения. «Построим башни». Учить строить башни, досыпая снег на верхушки строений, сравнить их по высоте.

Игровое упражнение «Вороны». Упражнять в прыжках на двух нога с продвижением вперед с Галустом, Ильей, Тимуром.

Беседа «Я уже совсем большой». Продолжать учить складывать вещи аккуратно в шкаф, мокрые вешать на батарею.

Выносной материал: деревянные лопаты

для уборки снега.

Перед обедом

Труд;

здоровье

Беседа «Почему всю люди на земле спят?» Формирование начальных основ ЗОЖ.

Вечер

Здоровье;

познание;

коммуникация;

художественное творчество.

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.

Чтение художественной литературы. Чтение сказки «Лиса и козел». Воспитание интереса к чтению худ литературе.

С/р игра: « В магазин за игрушками». Формировать умение выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой.

Предложить детям работу с трафаретами, «Дорисуй животное, птицу». Развивать логическое мышление, воображение. С Алёной, Полиной, Евой, Кариной.

Книжкина больница (ремонт книг). Показать детям приемы ремонта книг.

Подготовить необходимый материал для ремонта книг.

Свободная игровая деятельность в зонах активности.

Взаимодействие с родителями

Беседы с родителями о самочувствии детей. 

Консультация для родителей в уголке здоровья «Ветряная оспа».

Дни недели

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детй с учётом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Тема недели: «В гостях у сказки»

Четверг 25. 01. 18.

Утро

Физическая культура;

здоровье; познание;

социализация

Утренняя» гимнастика (смотреть картотеку)

Знакомство детей с творчеством С.Я.Маршака, чтение произведения «Кошкин дом» Вызвать интерес к творчеству, желание заучивать тексты и анализировать поступки.

Путешествие по выставке «Веселые стихи» по стихам С.Я. Маршака.

Предложить дидактические игры с математическим содержанием «Рассели фигуры», «Закрой окошки в домиках». С Лёшей, Сашей, Максимом, Матвеем Б.

Ситуативный разговор о правилах поведения в умывальной комнате: не шуметь, не толкаться, не разбрызгивать воду

Создать условия для рассматривания книг С.Я. Маршака. Воспитывать желание к постоянному общению с книгой и бережному отношению к ней.

НОД

Социализация

Коммуникация

Музыка

Физическая культура

Здоровье

  1. Развитие речи Обучение рассказыванию по картине «Таня не боится мороза». Учить детей рассматривать картину и рассказывать о ней в определенной последовательности; учить придумывать название картины. (В.В.Гербова, стр. 50).

  2. Музыка. По плану музыкального руководителя

  3. Физическая культура н.в. По плану инструктора по физкультуре.

Прогулка

Физическая культура; познание;

коммуникация;

труд

Наблюдения за кустарниками. Рассмотреть кусты, обратить внимание, что они низкие и почти полностью прячутся под снегом.

Д/и «Покажи куст, дерево» (учить различать кусты, деревья)

П/игры «Перебежки». Упражнять в быстроте и ловкости.

Трудовые поручения. Обложить кусты снегом.

«Кто выше прыгнет?». Учить прыгать в высоту, развивать силу, ловкость. С Галустом, Севой, Тимуром, Артёмом.

Экспериментирование: зависимость состояния воды от температуры окружающего воздуха.

Выносной материал: деревянные лопаты

для уборки снега.

Перед обедом

Труд;

здоровье

Рассматривание иллюстраций на тему: «Режим дня» Цель: формирование начальных основ ЗОЖ

Вечер

Здоровье;

познание;

коммуникация;

художественное творчество.

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам. Чтение художественной литературы. «Лисичка сестричка и серый волк»

Учить осмысливать и оценивать характеры и мотивы поступков героев.

Показ детьми сказки «Колобок» (куклы бибабо). Развитие актерских способностей.

Д/и «Какой персонаж сказки лишний» Цель: учить детей определять сказки и находить лишних персонажей.

Лепка из пластилина героев сказок, закреплять навыки полученные на занятиях. С подгруппой детей.

Ситуативная беседа “Если добрый ты…” Формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими, осознанно проявлять сочувствие и совершать добрые поступки. Научить понимать значений пословиц о добре, умение связывать значение пословицы с определенной ситуацией. Научить детей проявлять доброту, отзывчивость ко всем кому это необходимо.

Создание условий для театрвлизованной деятельности. Куклы бибабо по сказке «Колобок».

Взаимодействие с родителями

Беседы с родителями о самочувствии детей. 

Консультация для родителей «Осторожно, гололёд!»

Дни недели

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детй с учётом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Тема недели: «В гостях у сказки»

Пятница 26. 01. 18.

Утро

Физическая культура;

здоровье; познание;

социализация

Утренняя» гимнастика (смотреть картотеку)

Беседа «Герои сказок – какие они?»

Цель: расширение знаний детей о характере героев. Учить называть отличительные черты героев, называя положительные и отрицательные качества;

— учить описывать поступки и объяснять их значение; способствовать развитию речи и расширению словаря детей; способствовать воспитанию правильного поведения, чувства сострадания к слабым, желанию помочь.

Викторина «В гостях у сказки». Закреплять знания о сказках, сказочных героях.

Д/и «Найди пару» (варежки, сапоги, перчатки) – развивать внимание, закрепить знания о цвете, форме и величине предметов.

С Олей, Сашей, Полиной, Евой.

Дежурство в уголке природы. Закреплять у детей навыки правильного ухода за комнатными растениями.

Подготовить презинтацию по викторине «В гостях у сказки».

НОД

Художественное творчество

Труд

  1. Продуктивная. Лепка по замыслу. Закреплять умение детей задумывать содержание своей работы, используя усвоенные способы создания изображения, доводить задуманное до конца. Воспитывать самостоятельность, активность, творчество. Вызывать желание любоваться своими работами, рассказывать о них. (Т.С.Комарова, стр. 62).

Прогулка

Физическая культура; познание;

коммуникация;

труд

Наблюдения: за синичкой. Расширять представления детей о внешнем виде синички, ее повадках, среде обитания; воспитывать заботу о зимующих птицах.

Как выглядит синичка? Как передвигается? Чем она питается? Где зимует? Как она кричит?

П/игра «Охотники и олени». Согласовывать движения друг с другом.

Трудовые поручения. Кормление птиц хлебными крошками. Привлекать детей к подкормке зимующих птиц.

Развитие движений: метание в цель левой и правой рукой. С подгруппой детей.

Ситуативная беседа «Гололед». Знать правила безопасности в зимнее время- в гололед;

уметь по картинкам определять опасную ситуацию;

описывать ее, и правила, которые надо соблюдать, чтобы не получить

травму и не погибнуть.

Выносной материал: деревянные лопаты

для уборки снега.

Перед обедом

Труд;

здоровье

Наблюдение во время гигиенической процедуры мытья рук перед обедом. «Тёплая и холодная вода». Уточнять представление детей о том, что вода бывает разной температуры холодная и горячая, это можно узнать, если потрогать воду руками. В любой воде мыло мылиться, вода и мыло смывают грязь. Воспитывать у детей опрятность.

Вечер

Здоровье;

познание;

коммуникация;

художественное творчество.

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.

Чтение художественной литературы.

Художественное творчество. Предложить детям нарисовать любимого сказочного героя. Развитие творческих способностей.

С/р с использованием строительного материала «Строим дом для чебурашки».

Кубики и пазлы по разным сказкам. Развитие памяти, внимательности, мелкой моторики рук. С Олей, Хеней, Лизой, Севой.

Хозяйственно-бытовой труд в группе. Продолжать учить детей мыть и протирать игрушки, строительный материал. Уход за комнатными растениями.

Выставка детского творчества «Мой любимый сказочный герой»

Взаимодействие с родителями

Беседы с родителями о самочувствии детей. 

Консультация для родителей: «Пять причин важности чтения книг детям и список художественной литературы для 4-5 летних детей».

Тип урока: Праздник читательских
удовольствий (урок – обобщение).

Тема урока: Виды русских народных
сказок: волшебные, бытовые, о животных.

Цели урока:

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся о
    русских народных сказках, особенностях их
    построения, языке, героях;
  • Создать эмоциональный настрой на изучение
    произведений устного народного творчества;
  • Продолжать формировать интерес к чтению,
    развивать воображение, наблюдательность, умение
    доказывать свою точку зрения;
  • Воспитывать уважение к истокам культуры своего
    народа, чувство ответственности, умение
    принимать решения.

Оборудование: плакаты с изображением
сказочных домиков, рисунки героев сказок,
различные сказочные предметы, портрет
сказочницы, карточки с признаками сказок
различных типов, карточки с заданиями,
проигрыватель, пластинка.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.

Мотивация.

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы
совершим путешествие, а куда, узнаете, разгадав
загадку:

Что наш маленький народ
В мир волшебный унесет.
Полный смеха, света, краски!
А зовется чудо – … сказка!

Учитель:

Итак, мы отправляемся в сказку. Но прежде, чем
отправиться в путь, ответьте на вопрос: “Кто по
вашему мнению есть самый важный, нужный человек
на сегодняшнем уроке?”

У меня есть один сказочный предмет: вот эта
волшебная шкатулка. Каждый из вас, заглянув в нее,
сможет увидеть самого важного и нужного человека
на нашем уроке, а, может быть, и в мире.

Но пока этот секрет раскрыться не может. Нам
решили помешать злые силы. Баба-Яга заколдовала
нашу шкатулку, откроется она только тогда, когда
вы пройдете испытания.

Но, как и в любой волшебной сказке, есть
герой-злодей, но есть и помощник. Наш помощник
прислал письмо-загадку: “Без меня сказки долго
не живут, знаю их много и делюсь ими с другими”.

Кто же это? (Cказочница.) (На доске портрет).

Она прислала нам очень важный предмет, без
которого не обходится ни один урок чтения. Это
(…книга, книга сказок). На стенде сборники
русских народных сказок. Именно книга поможет
нам преодолеть испытания. Отправляемся в путь.
Волшебный клубок будет нам показывать дорогу.
Клубок как оценка.

Испытание I

На столе заданий капитаны команд берут
конверты с заданиями.

1 группа. Прочитать загадку. Узнать о
какой сказке идет речь. Пересказать отрывок из
сказки, чтобы дети угадали название и героев

Загадка:

“Летела стрела и попала в болото,
А в том болоте поймал ее кто-то,
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?”

Ученик пересказывает отрывок из сказки.

Оценивают. Понравился ли пересказ?

Вопросы:

  • Как называется сказка? (“Царевна-лягушка”)
  • Какие герои встретились?

I группа оценивает, кто быстрей и лучше
ответил на вопросы, передаёт клубок другой
группе.

II группа. Задание: прочитать по ролям
отрывок из сказки “Каша из топора”. (Оценить)

Вопросы:

  • Что за сказка?
  • Кто герои?
  • Какой характер у старухи?
  • Какой характер у солдата?

Музыкальная пауза

(Закройте глаза)

– Послушайте две мелодии и угадайте, какая
мелодия к какой сказке подходит?

  • Величальная.
  • Барыня.

1-я по настроению ближе к танцу царевны-лягушки;

2-я к сказке о топоре.

– Как догадались?

1-я – величавая, спокойная, торжественная.
(Загадочная)

2-я – веселая, задорная, под нее плясать можно.

Учитель:

Каждая сказка, как и человек, имеет свой
характер и настроение. С этим заданием вы тоже
справились.

III группа. Инсценировка отрывков из
сказок.

  • “Лиса, заяц и петух”.
  • “Лиса и волк”.

Оценить игру актеров.

Вопросы:

  • Как называется сказка?
  • Кто герои?
  • Что общего у 2-й и 1-й сказок, в чем отличие?

1-я сценка

“Лисица заяц и петух”

П. – Что ты, зайка, плачешь?

З. – Как же мне не плакать? Была у меня
избушка лубяная, а у лисы ледяная. Ее избушка
растаяла. Попросилась она ко мне погреться, да
меня и выгнала.

П. – Пойдем, я ее выгоню.

З. – Нет, не выгонишь. Собаки гнали –
не выгнали, медведь гнал – не выгнал.

П. – А я выгоню. Ку-ку-ре-ку! Несу косу
на плечи, хочу лису высечи. Ступай, лиса, вон!

Л. – Как выпрыгну, как выскочу, пойдут
клочки по закоулочкам.

П. – Ку-ка-ре-ку…

Л. – Одеваюсь…

П. – …

Л. – Шубу надеваю.

П. – …

Л. – (выскочила и убежала).

– Оцените игру актеров, артистизм, умение
показать характеры героев.

Вопросы к классу:

  • Что за сказка?
  • Какие герои по характеру?

2-я сценка

“Лиса и волк”

(Лиса сидит и ест рыбу.)

В. – Здравствуй, кумушка, хлеб да
соль…

Л. – Я ем свой, а ты подальше стой.

В. – Дай мне рыбки.

Л. – Налови сам, да ешь.

В. – Да я не умею.

Л. – Эка невидаль! Ведь я же наловила.
Ты, куманек, ступай на реку, опусти хвост в
прорубь, сиди да приговаривай:

“Ловись, рыбка, мала да велика,
Ловись, рыбка, мала да велика”.

В.(Уходит, садится у проруби, да
приговаривает.)

Оценим игру актеров. Поблагодарим.

Вопросы:

  • Как называется сказка?
  • Что общего у этой сказки с предыдущей, в чем
    отличие?

IV группа.

Получила волшебные предметы и отрывки из
сказок, в которых эти предметы встречаются.
Прочитать отрывки и узнать, из какой сказки
каждый предмет. (скатерть, полотенце, яблоня,
гребень, меч, игла, яйцо).

Сказки:

  • “Кулик” (скатерть).
  • “Баба-Яга” (полотенце, гребень).
  • “Гуси-лебеди” (яблоня).
  • “Кащей Бессмертный” (меч, игла, яйцо).

Оценить.

Испытание “Волшебные домики”

В нашем классе появились волшебные домики.

Терем

Терем

Простая изба

Простая изба

Лесная избушка

Лесная избушка

В каждом из этих домиков особые сказки и особые
герои живут.

Задание: (расселить героев) поселить
увиденные и прочитанные сказки в свой домик.

1 домик – Волшебный терем, дворец. (Оттуда
пришли сказки “Царевна-Лягушка”, “Кулик”,
“Баба-Яга”, “Кощей Бессмертный”) – это
волшебные сказки.

2 домик – Простая деревянная изба. (“Каша
из топора”, “Солдатская загадка”) – бытовые
сказки.

3 домик – Лесная избушка. (“Лиса, заяц и
петух”, “Лиса и волк” и другие сказки о
животных).

Испытание III

Каждая группа получает конверт со сказочными
героями.

Задание: Распределить героев из
сказок в свои домики. (Доказать.)

IV группа – определяет свои предметы,
объясняет почему.

Вопрос: Почему так распределили
сказки, героев, предметы?

Дети: Потому что сказки можно
разделить на 3 группы.

  • Какие сказки живут в тереме? (Волшебные)
  • В избе? (Бытовые)
  • В лесной избушке? (Сказки о животных)

(Прикрепляю таблички с названиями видов
сказок)

  • Почему сказки делятся на 3 вида?
  • Чем отличаются? (У каждого вида сказок свои
    признаки, особенности).

В группах отбирают карточки с особенностями
сказок:

1 гр. – волшебные, 2 гр. – бытовые, 3 гр. – о
животных, 4 гр. – проверяет, находит общие
признаки.

1 группа 2 группа 3 группа
Волшебство

Герои-злодеи

Герои-помощники

Необычные испытания

Таинственное настроение

Волшебные предметы

Герои – простые люди

Веселое
настроение

Смешные ситуации

Высмеиваются плохие черты характера

Восторг умом, находчивостью

Веселое настроение

Герои-животные

Волшебное условие (животные разговаривают)

Сильный защищает слабого

Учитель: У каждого вида сказок свое
назначение, свое настроение и рассказывать их
надо по-особому. На следующий урок вы подготовите
пересказ любой любимой сказки и проведем конкурс
сказителей.

Испытание IV

(Последнее – резервное Можно использовать в
виде домашнего задания. Задание на листах для
каждого ученика.)

  • Жилище Бабы-Яги? (Избушка)
  • Второе название скатерти? (Самобранка)
  • Аппарат, в котором Баба-Яга совершает свои
    полеты? (Ступа)
  • Сколько голов у Горыныча?
  • Исправьте ошибки в названиях сказок:
    – коробок,
    – кепка,
    – трешечка,
    – петушок– золотой пастушок,
    – царевна-индюшка
  • Ошибки в прозвищах героев:
    – Кощей Бесстрашный,
    – Крошечка – Горошечка,
    – Сестрица – Гуленушка,
  • Какие животные – герои сказок спрятались
    внутри слов?
  • – Василиса стрекоза икота баранка.

Итог урока

Понравился урок?

Удалось вам разобраться в тайнах сказок?

Теперь мы можем заглянуть внутрь и посмотреть,
кто же был самым важным и нужным на нашем уроке
(подхожу к каждому и в зеркале, которое лежит на
дне шкатулки каждый видит себя).

Вы удивлены?

Без каждого из вас наш сегодняшний урок не
состоялся бы!

Вы согласны с тем, что каждый из вас был важным и
нужным?

Рефлексия

Во многих сказках встречается яблоня с ее
наливными яюлочками. Вот и на нашем уроке выросла
такая яблонька. (Открываю доску).

img10.jpg (23020 bytes)

Но она какая-то грустная, нет на ней яблочек.
Давайте ее оживим.

У каждого есть 3 яблока (красное, желтое,
зеленое).

img11.jpg (14434 bytes)

– Если вы считаете, что урок прошел для вас
интересно, вы себя проявили, хорошо работали,
разбираетесь в особенностях сказки – прикрепите
красное яблоко.

– Если не все пока удалось, есть какие-то
проблемы, что-то не получается – желтое.

– Если вам было сложно разобраться, есть
трудности – зеленое, надо немного созреть.

Автор: Партыка Оксана Николаевна

Организация: ГОУ ЛНР «Зоринская школа №10»

Населенный пункт: Луганская область, Перевальский район , город Зоринск

Цель: познакомить обучающихся с понятием малого жанра фольклора сказкой; развивать умение определять вид сказки, ее структуру; воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Тип урока: усвоение новых знаний

Оборудование: иллюстрации к сказкам, выставка литературы

Ход урока

І . Организационный момент

Слово учителя

Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Пусть хорошее настроение сопровождает вас весь урок.

ІІ Мотивация учебной деятельности

  1. Беседа с обучающимися:

Какие цели мы ставим перед собой в начале урока? Достигли ли мы этого мы узнаем в конце урока.

Что такое сказка? Какие сказки вы читали? Какая из них ваша любимая?

  1. Игра «Отгадай сказку»
  1. Какое из земноводных животных в сказке имеет титул царевны? («Царевна Лягушка»)
  2. Какой предмет из домашней выпечки смог обмануть людей и животных? («Колобок»)
  3. В какой сказке грызун стал причиной потери богатства? («Курочка Ряба»)
  4. В какой сказке обувь принесла девушке счастье? («Золушка»)

ІІІ Восприятие учащимися нового материала

  1. Слово учителя

Сказка — один из основных жанров устного народного творчества, повествовательное произведение про фантастические события. Все сказки объединят одно – вымысел.

  1. Работа в группах со статьей учебника «Литература 5 класс под редакцией Коровиной В.Я.»

1 группа

Фантастические сказки

Герои фантастических сказок имеют надприродную силу, ум, смекалку, у них есть волшебные предметы( меч-кладенец, сапоги-скороходы, волшебные яблоки, живая и мертвая вода). Это Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч.

2 группа

Сказки про животных

Это вид сказок, которые пришли к нам первыми, потому что наши предки верили в силу духов. Главными героями сказок выступают животные: лисичка-сестричка, котик-братик.

3 группа

Бытовые

Бытовые сказки показывают нам жизнь обыкновенных людей, высмеивают их жадность, глупость, лень, зависть.

3.Слово учителя

А теперь, ребята, давайте все вместе заполним таблицу, которая лежит у вас на партах.

Народная сказка — это

Виды сказок

Фантастические

Про животных

Бытовые

«Царевна Лягушка»

«Сказка про Лису и Журавля»

«Каша из топора»

«Мальчик с пальчик»

«Три медведя»»

«Репка»

«Кощей Бессмертный»

«Волк и семеро козлят»

«Вершки и Корешки»

4.Давайте проведем игру «Ассоциации»

Я буду говорить героя, а вы мне – с каким человеком он у вас ассоциируется .

Волк – жесткий, хитрый, алчный

Змея, Осел, Медведь, Лиса, Заяц, Индюк

ІV Закрепление изученного материала

1 Творческая работа «Снежный ком»

Сейчас мы попробуем сочинить свою сказку. Первый ученик придумывает Зачин сказки, следующий продолжает и так каждый должен сказать по два предложения. Не принимают участие только последние две парты, они оценивают сказку, определяют вид и структуру.

2 VI. Рефлексивно-оценивающий этап.

1.Анализ достижения определенных целей.

-В начале урока мы ставили перед собой цель. Чего удалось достичь, а над чем необходимо будет поработать на следующем уроке. (Несколько учеников озвучивают).

2. Встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями.

Вопрос: какое эмоциональное состояние вы испытывали на уроке?

— Было замечательно, вы были уверенны, вам было интересно, поднимите руки.

— Было очень интересно, вам все очень понравилось, то поднимите руки и хлопните в ладоши.

— Было на уроке скучно, не интересно – присядьте.

«Посмотрите, какие мы все разные, интересные. Все имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное – умение говорить, поэтому придя домой обязательно расскажите сказку своим меньшим братикам и сестричкам, бабушке. У вас обязательно получится.

VIІ Домашнее задание

Составить сказку

Приложения:

  1. file0.docx.. 17,4 КБ

Опубликовано: 11.11.2018

  • Берлинская стена на немецком рассказ
  • Берлин на немецком языке как пишется
  • Беркли дж трактат о принципах человеческого знания дж беркли сочинения м мысль 1978
  • Беркем аль атоми чиста пацанская сказка
  • Берите как пишется правильно