Беседа с детьми подготовительной группы
«Что такое сказка?»
Цель: вызвать интерес к русским народным сказкам.
Задачи:
- приобщать детей к народному творчеству;
- формировать у учащихся доброе взаимоотношение;
- способствовать развитию мышления и познавательной активности, творческих способностей, формированию классного коллектива;
- развивать воображение, сообразительность, мышление, речь учащихся.
Предварительная работа:
Чтение сказок о животных, волшебных, социально-бытовых сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, беседа по сказкам, чтение пословиц, игровое упражнение: «Объясни пословицу», беседы: «Что такое волшебство и колдовство», «Волшебные предметы».
Ход беседы:
Сказки... Произнося это слово, мы в мгновение ока переносимся в волшебный сказочный мир…
Сказка по лесу идёт, сказку за руку ведёт,
Из реки выходит сказка, из трамвая, из ворот.
И за мной, и за тобой сказки бегают гурьбой,
Обожаемые сказки слаще ягоды любой.
В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит,
Сказка умница и прелесть, ей повсюду путь открыт…
Какие сказки вы любите больше всего? А какие сказки вам читали или читают ваши родители? Конечно же, прежде всего это должны быть добрые сказки. Сказки, которые учат добру, сказки, пробуждающие все самое лучшее и доброе, сказки, несущие в себе свет и радость, надежду и веру, загадку и вдохновение.
В них, как известно, случается всякое: бедные сироты выходят замуж за принцев, печи становятся транспортным средством, звери, птицы и даже рыбы разговаривают, а неповоротливые черепахи обгоняют быстрых зайцев.
Словно разноцветные камешки в калейдоскопе, сказки народов мира образуют замысловатые узоры из опасных приключений, интересных историй и чудесных превращений. В сказочных легендах — описание традиций и быта разных стран, история религий и культур, а также характерные особенности каждого народа.
Но кроме этого, сказки умеют чудесным образом «передвигаться» во времени и пространстве, путешествуя из страны в страну, из континента на континент. Так, всеобщая любимица Золушка жила не только во Франции. Даже в сказках народов Азии есть истории о потерянной туфельке и найденном семейном счастье.
А Змей Горыныч! Думаете, этот страшный персонаж есть только в русских сказаниях? Вовсе нет! Драконов и огнедышащих змеев можно встретить и в сказках Европы. А на Востоке летающие чудища — не злобные монстры, а положительные герои.
Схожесть сюжетов различных сказок, придуманных в отдаленных уголках планеты, может показаться удивительным. Хотя, на самом деле ничего необычного в этом нет, ведь детям всего мира нужны одинаковые знания: о добре и зле, о силах природы и особенностях людских характеров, о происхождении неба, земли и человека. Увлекательные рассказы о простых вещах — это и есть сказки.
Пусть они немного похожи, но каждая из них уникальна. Наполненные верованиями и колоритом своего народа, сказки приобретают некую неповторимость. В этом легко убедиться во время знакомства с ними: пронизанными тонкой самоиронией и верой в добро русскими сказками, таинственными и немного страшными сказками европейских народов, поражающими хитросплетениями сюжета восточными сказаниями, полными любовью к природе сказками Австралии и Океании, волшебными историями других экзотических народностей.
Начнем мы наше путешествие, конечно же, с русских сказок.
Как у наших у ворот сказка нынче в гости ждёт,
Русская народная, но доселе модная!
«Колобок» и «Теремок» – сказочки нескучные,
А ещё народ придумал сказочки «докучные».
Что такое «докучные» сказки? (Это та сказка, которую можно рассказывать бесконечно).
Пришел медведь к броду,
Да бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис.
Вымок, Выкис, Вылез, Высох,
Встал на колоду — Бултых в воду…;
«Салат из сказок»
Жили-были дед и баба. Была у них Курочка Ряба. Говорит дед бабе: «Испеки мне, баба, Колобок, а я пойду на речку, рыбу половлю». Пошла баба в амбар, наскребла две горсти муки и испекла Репку. Катится Репка по дорожке, а навстречу ей Избушка на курьих ножках. Избушка и говорит: «Красная Шапочка, я тебя съем!». А она отвечает: «Не ешь меня, лучше брось в воду, я твои три желания исполню. Только скажи: «По щучьему веленью, по моему хотенью». Желание исполнилось: вырос цветик-семицветик, а в середине Дюймовочка сидит, на ноге у нее хрустальный башмачок. А в руке – золотой ключик от чердака Карлсона, который живет на крыше. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!
Понравилась вам сказка? А вы её узнали? Давайте вспомним героев, которые встретились нам в «новой» сказке. Скажите, из каких известных вам сказок они пришли?
(«Курочка Ряба», «Колобок», «Волк и лиса», «Репка», «Баба Яга», «Красная Шапочка», «По щучьему веленью», «Цветик-семицветик», «Дюймовочка», «Золушка», «Золотой ключик», «Карлсон, который живёт на крыше»).
Викторина «Народные сказки»
1. Как ласково называют деда Мороза в некоторых русских сказках?
— Морозилка, Морозко, Морозец, Холодец
2. Какая волшебная скатерть встречается в русских народных сказках?
— Самоварка, Самокрутка, Самобранка, Самостирка
3. Сколько зверей так и не попробовали Колобка, пока его не съела Лиса?
— Один, Два, Три, Четыре
4. Что в сказке «Маша и медведь» хотел съесть медведь, присев на пенёк?
— Колобок, Пирожок, Кашу, Машу
5. Какая русская сказка существует?
— «Утки-аисты», «Куры-индейки», «Гуси-лебеди», «Орлы-соколы».
6. Кого Морозко сначала чуть не заморозил, а потом наградил?
-Снегурочку,-Золушку, Падчерицу
7. В каком сосуде Журавль выставил угощение Лисе?
— В кувшине, В тарелке, В миске, В блюдце.
8. Какой вопрос НЕ задавали три медведя в русской народной сказке?
— Кто спал на моей кровати?- Кто сидел на моём стуле?
— Кто ел из моей чашки?- Кто надел мои тапки?
9. Встреча с кем круто изменила жизнь Царевны-Лягушки?
-С Ильёй Муромцем, С Иваном-царевичем.
— С Емелей, С перелётными утками.
10. Чем печь угощала девочку в русской сказке «Гуси-лебеди»?
-Блинами, Колобком, Пирожками, Кашей.
11. Чудо-юдо рыба из русских народных сказок – это…
-Щука, Сом, Кит, Акула.
В мире много сказок, грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них.
Лампа Алладина, в сказку нас веди,
Башмачок хрустальный, помоги в пути.
Мальчик Чипполино, мишка Винни-Пух –
Каждый нам в дороге настоящий друг.
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло!
Программное содержание.
Обучающие задачи:
1. Уточнить и обогатить знания детей о русских
народных сказках.
2. Учить узнавать сказку по заданию.
3. Учить передавать структуру сказки с помощью
моделирования.
Развивающие задачи:
1. Вспомнить порядок появления героев в сказках.
2. Развивать умение действовать согласованно.
3. Развивать речь, воображение, фантазию,
мышление.
Воспитывающие задачи: Воспитывать
интерес к чтению, любовь к устному народному
творчеству.
Оздоровительные задачи: Снятие
зрительного напряжения (проводится гимнастика
для глаз), и для снятия мышечного и нервного
напряжений (физ. минутки).
Методы: Игровой, словесно-логический,
частично-поисковый, проблемный, ТРИЗ-технология,
ИКТ, самостоятельный.
Приемы: Просмотр викторины,
художественное слово (пословицы, загадки, стихи),
пояснения, поощрение, пальчиковая гимнастика,
гимнастика для глаз, физминутка, построение
мнемотехнической дорожки, самостоятельная
деятельность детей.
Словарная работа: Волшебная, чудесная,
забавная, поучительная, остроумная, умная,
интересная, добрая, загадочная, необычная,
радостная, мудрая.
Индивидуальная работа: Помочь
затрудняющимся детям в складывании картинки по
сюжету сказки. На протяжении занятия
активизировать Максима У.
Материал: Игрушки для загадок, игра
«Сложи сказку» (разрезные картинки), игра
«Репка» и «Теремок» (карточки-схемы), диск с
русскими народными сказками, костюм сказочницы
для педагога.
Оборудование: Аудиозапись с
мелодиями, стенд с книгами русских сказок,
ноутбук, диск со сказкой «Как Колобок друзей
искал», диск с викториной по русским сказкам,
столы, стульчики.
Ход занятия
Звучит негромкая музыка.
Воспитатель. Здравствуйте, дети. Меня
зовут Сказа Рассказовна. Я очень рада, что вы
пришли ко мне в гости. Любите ли вы читать сказки?
Дети. Да. Любим. Очень любим.
Воспитатель. А как можно сказать о
сказке, какая она?
Дети. Волшебная, чудесная, забавная,
поучительная, остроумная, умная, интересная,
добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая
и т. д.
Воспитатель.
Все что создано умом
Все к чему душа стремится
Как янтарь на дне морском,
В книгах бережно хранится.
Вспомните пословицы о книге.
Дети.
- Дом без книги — день без солнца.
- Кто много читает, тот много знает.
- Книга учит жить, книгой надо дорожить.
- Книга — маленькое окошко, через него весь мир
видно. - Будешь книги читать — будешь много знать.
- Книга для ума, что теплый дождь для всходов.
- Книга мала да ума придала.
- Книга поможет в труде и выручит в беде.
- Воспитатель. Испокон века книга растит
человека. - Хорошая книга — ярче звездочки светит.
Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»
(Дети поочередно загибают пальчики. На
последнюю строчку хлопают в ладоши.)
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок — румяный бок.
Есть Снегурочка — краса,
Три медведя, Волк — Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
Воспитатель. Почему они называются
народными?
Дети: Потому что их сочинил русский
народ.
Воспитатель. Верно. Приглашаю вас в
путешествие по русским народным сказкам.
Отправляемся друзья
В чудо сказку — вы и я
В театр кукол и зверей,
Для девчат и для ребят!
Здесь экран волшебный есть,
Сказок тут не перечесть!
(Викторина на компьютере «Русские народные
сказки»)
Гимнастика для глаз.
Открываем глазки — раз,
А зажмуриваем — два.
Раз, два, три, четыре,
Раскрываем глазки шире
А теперь опять сомкнули,
Наши глазки отдохнули.
Воспитатель.
В круг вставайте дружно,
В сказки поиграть нам нужно!
Физкультурная минутка «Сказки»
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять
яичко»)
Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на
вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести
руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать
«силу»)
Мы славна семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на
месте)
Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодаться (стают парами и
указательными пальчиками обоих рук показывают
«рожки»)
Воспитатель.
Вокруг нас и там и тут
Сказки разные живут.
На полянке есть загадки
Отгадайте без подсказки
Называйте, посмелей
Этих сказочных друзей!
(загадывает загадки, я дети находят среди
игрушек отгадку и показывают ее)
1.
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка.
Снегурочка
2.
В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая?
Баба-Яга
3.
У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят
Далеко они глядят
Гуси-лебеди
4.
Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей?
Царевна лягушка
5.
Посадил ее дед в поле
Лето целое росла.
Всей семьей ее тянули
Очень крупная была.
Репка
6.
На сметане был мешен
В русской печке испечен.
Повстречал в лесу зверей
И ушел от них скорей.
Колобок
7.
Жили-были семь ребят
Белых маленьких козлят.
Проник обманом серый в дом.
Коза потом его нашла,
Перехитрить его смогла.
И всех детей своих спасла.
Козлята
Воспитатель. Все загадки отгадали и
героев всех назвали.
Был Кощей вчера в гостях
Что наделал, просто — Ах!
Все картинки перепутал
Сказки все мои он спутал
Пазлы вы должны собрать
Сказку русскую назвать!
(Дети из пазлов собирают картинку сказки и
называют ее.
Сказки: Гуси-лебеди, Маша и медведь,
Иван-царевич и серый волк, Марья Моревна,
Свет-Луна, Снегурочка. Воспитатель в это время
читает стих:
Трудно сказочку сложить,
Но не надо нам тужить.
Дружно, смело и умело
С вами мы взялись за дело!)
Воспитатель.
Молодцы! Сложить сумели!
Проделки Кощея преодолели!
А сейчас вы разделитесь
В две команды становитесь.
Будем сказки вспоминать,
Будем в сказки мы играть.
Сказку «Репка» посмотрите
И героям помогите.
Репку надо им достать,
Кто за кем, где должен встать?
Это сказка «Теремок»
Он не низок, не высок.
И жильцов своих всех ждет,
Кто за кем сюда придет?
(Дети, используя карточки-схемы, выстраивают
последовательность цепочки героев сказок
«Теремок» и «Репка»)
Быстро справиться сумели,
И на стулья тихо сели.
Воспитатель.
За руки умелые,
За ум и смекалку
Сказать я спасибо хочу!
Тем, кто трудился,
Тем, кто старался
Подарок свой всем сейчас покажу.
(Дети смотрят сказку с элементами ТРИЗ «Как
Колобок друзей искал» на компьютере)
Верить в сказку — это счастье.
И тому, кто верит
Сказка обязательн
Отворит все двери.
(Дети прощаются и уходят в группу).
Беседа в старшей группе на тему «Сказка»
Цель: вызвать интерес к русским народным сказкам.
Задачи:
приобщать детей к народному творчеству;
формировать у учащихся доброе взаимоотношение;
развивать воображение, сообразительность, мышление, речь учащихся.
-Дети, сегодня мы поговорим о ваших любимых сказках.. Скажите мне, за что они вам нравиться? (В сказках происходят разные превращения; добро побеждает зло; они учат быть добрыми, находчивыми, справедливыми, смелыми.)
-Какая ваша любимая сказка?
-Кто пишет сказки для детей? (писатели-сказочники).
-Каких писателей вы знаете?
-А какие русские народные сказки вы знаете?
-Сказки любят и дети, и взрослые. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы.
Сказки – древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности.
А почему сказки называют народными? (Ответ детей)
Верно, народные сказки придумал народ и передавал их , из поколения в поколение. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы или бабушки, а потом пошли в школу и сами научились их читать. Читая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир.
В сказках совершаются самые невероятные чудеса.
-Как вы думаете почему в сказках добро побеждает зло ?
Чему учит сказка?(ответы детей) (Добру, товариществу, быть трудолюбивым, смелым, помогать в беде и т.д.)
Физкультурная минутка.
— А теперь в круг вставайте,
Дружно поиграйте!
— Мы ногами топ – топ,
Мы руками хлоп – хлоп,
Мы глазами миг – миг,
Мы плечами чик – чик,
Раз — туда, два – сюда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Сели, встали,
Руки кверху все подняли,
А потом пустились вскачь,
Словно мой весёлый мяч.
Раз, два, раз, два,
Вот и кончилась игра!
— Быстро сделать всё успели и на место тихо сели.
Сейчас проведем Сказочную викторину
1. На чем передвигаются сказочные герои в русских народных сказках? (Гуси – лебеди, ступа, сапоги – скороходы, печка, ковер – самолет, серый волк и т.д.)
2. Какими словами заканчиваются многие русские народные сказки? («Был там пир на весь мир, я на том пиру был, мед и пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»; «Стали они жить – поживать и добра наживать» или «Устроили они пир на весь мир»)
3. Кого в русских народных сказках называют кумушкой? (Лису)
4. В какой сказке герой не послушался своей сестры и превратился в животное? Какое? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», Иванушка превратился в козленка)
5. Какая сказочная героиня является владелицей первого летательного аппарата? (Баба Яга)
6. В какой русской народной сказке есть слова: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красавица?» («Морозко»)
Молодцы, а теперь поиграем в«Сказочное лото». Я буду вам называть первое слово названия сказки, а вы отгадываете полное её название.
Гуси — … (лебеди)
Кощей … (бессмертный)
Конёк — … (горбунок)
Аленький … (цветочек)
Заюшкина … (избушка)
Гадкий … (утёнок)
Золотой … (петушок, ключик)
Мальчик … (с пальчик)
Крошечка — … (хаврошечка)
Федорино … (горе)
Белоснежка и … (7 гномов)
Мы хорошо поработали и выяснили за что любим сказки. Сказки учат добру, справедливости, трудолюбию
Автор:
Шепелева Татьяна Викторовна
воспитатель
МАУ ДО «Сорокинский центр развития ребенка- детский сад №1»
Цель: создать условия для закрепления знаний детей о сказках и их героях.
Задачи:
Образовательные:
Углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках.
Совершенствовать умение узнавать сказку по иллюстрациям.
Совершенствовать знания о часах.
Закрепить названия сказок; навыки детей в составлении предложений; навыки ориентировки на плоскости; умение составлять синквейн; умение выделять первый звук в слове;
Развивающие:
Развивать речевую и познавательную активность детей, логическое мышление посредством отгадывания загадок, воображение, зрительную память, наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения, умение выполнять различные игровые задания.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок, желание им помочь, умение работать сообща.
Интеграция: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Оборудование: книги, книга без страниц, презентация, проектор, доска, волшебное зеркало, клубок, сундук, картинки по сказкам разрезные, конверты, фланелеграф для каждого, фигурки на каждого ребенка по 5 шт., часы на каждого ребенка, камень со схемой синквейна, книга сказок, раскраски по сказкам.
ХОД:
В-ль: Здравствуйте, ребята! Ребята, какое у вас сейчас настроение? (Хорошее) . И у меня тоже хорошее настроение. Посмотрите, у меня в руке зеркальце, оно волшебное. Мы будем передавать его друг другу и вложим в него наше хорошее настроение (дети передают зеркало друг другу из рук в руки).
Слайд 1
Ребята, вы передали своё хорошее настроение зеркало и оно вам улыбается, и вы сейчас, улыбнитесь друг другу, а сейчас подуем на ладошки и поделимся своими улыбками и хорошим настроением с гостями.
В-ль: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришла посылка. Посмотрим, что в ней.
Дети: Книга.
В-ль: Ребята, посмотрите, а книга пустая. А где же сказки?
Слайд 2
Голос из книги: Ребята, помогите! Это Баба Яга, попросила Могучего Ветра разбросать все мои страницы по Стране сказок! Чтобы никто не смог читать меня! Пройдите испытания, верните мне сказки, пожалуйста!
В-ль: Ребята, что же делать? Как быть?
Нам необходимо найти все страницы из сказок, чтобы мы могли их читать. Ребята, вы готовы пройти испытания и вернуть страницы изсказок в книгу?
Дети: Да!
В-ль: Чтобы помочь книге, нам нужно попасть в Страну сказок. Как вы думаете, как мы можем попасть в Страну сказок?
Дети: На ковре – самолете, на сказочном поезде, на воздушном шаре и т. д.
В-ль: А я предлагаю вам пройти через волшебное зеркало, и тогда мы попадем в Страну сказок. Но в волшебную страну могут попасть только добрые, вежливые и воспитанные дети. Перед тем как пройти через зеркало нужно назовем «волшебные слова». (дети называют «волшебные слова» (спасибо, пожалуйста, до свидания, здравствуйте) и проходят сквозь зеркало, и получают от зеркала эмблему яблока, звучит музыка).
Слайд 3
В-ль: Вот мы и попали в сказочную страну. А куда же дальше? Кто нам путь укажет?
Слайд 4
Предположения детей
В-ль: Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, какй это предметы?
Дети: Это – волшебный клубок.
В-ль: Да ребята, нам сегодня будет помогать волшебный клубок. Этот клубок укажет нам путь в страну сказок. Только нужно произнесем волшебные слова: «Нам клубочек, помоги, в Страну сказок приведи!» (клубочек покатился к сундучку).
Откроем сундучок, посмотрите ребята, а вот и первое задание
Игра: «Угадай и назови»
Воспитатель загадывает загадку, а дети называют сказку.
Воспитатель:
Если б Петя-простота не выглянул в окошко,
Не унесла б его лиса за темные леса.
(«Кот, лиса и петух») (слайд5)
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя) (слайд6)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор. (Айболит) (слайд7)
Много серебра и злата
В сундуках своих он прятал.
В мрачном он дворце живет
И чужих невест крадет.
(Кощей Бессмертный) (слайд
Мама деточек учила,
дверь чужим не открывать,
не послушались детишки и попали к волку в пасть.
(«Волк и семеро козлят») (слайд 9)
Молодцы, справились с первым заданием, а вот и первая красная страница нашей книги.
Слайд 10
А сейчас нам нужно выполнить следующее задание.
2. Здесь конверт с разрезанными иллюстрациями к сказкам. И здесь успела побывать Баба Яга! Смотрите, все картинки разрезаны! Невозможно понять какие сказки на картинках. Как разобраться, какая сказка — не знаю! Поможем, ребята?
Дети: Поможем.
(Дети собирают картинки и называют название сказки)
Слайд 11
В-ль: Молодцы! Еще одна страничка оранжевая для нашей книги!
Слайд 12
Ребята, а вот следующее задание, которое нужно выполнить.
3. Вот волшебное яблоко а на нём написаны «Весёлые задачки»:
1. Сколько носов у трёх котов? (3)
2. Сколько ушей у двух мышей? (4)
3. Сколько животиков у пяти бегемотов? (5)
4. Сколько задних лап у двух зайчат? (4)
В-ль: Какие вы молодцы! Справились и с этим заданием.
Слайд 13
А вот еще одна желтая страница нашлась.
Слайд14
Ребята, чтобы открыть следующую страницу, нам нужно пройти следующее испытание.
Нам надо расставить на полянке домики и героев из сказки.
Дети на фланелеграфе выполняют задания.
В правом верхнем углу расположите заюшкину избушку.
В левом нижнем углу – избушку лисицы.
В центре – петушок.
В правом нижнем – лиса.
В левом верхнем – заяц.
В-ль: Какая это сказка?
Дети: «Заюшкина избушка»
Слайд 15
(проверяют задания по слайду)
Слад 16
В-ль: А вот и еще одна страница зеленая! Прежде чем продолжить путь, предлагаю немного поиграть!
Динамическая пауза «Сказки»
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)
Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)
— какая это сказка? Слайд 17(1)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)
— а это что за сказка? Слайд 17(2)
Мы славная семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»)
— как называется эта сказка? Слайд 17(3)
В-ль: Молодцы ребята вы хорошо знаете сказки и их героев. Клубок завет нас вперед.
5. Клубок прикатился к сказочному камню. На камне, какие-то схемы. Что это? Как вы думаете? (Это схема синквейна) А что такое синквейн?
Дети: Синквейн – это нескладное стихотворение из 5 строк, составленное по определенным правилам.
Слайд 18
1 строка. Герой.
2 строка. Слова признаки.
3 строка. Слова действия.
4 строка. Предложение о герое.
5 строка. Ваше отношение к герою.
Слайд 19
В-ль: По схеме составьте синквейн о вашем сказочном герое.
Дети составляют синквейн.
В-ль: Какие вы молодцы!
Слайд 20
А вот еще одна голубая страница нашлась.
6. Клубок привел нас к следующему заданию.
Слайд 21
Беда случилась у Золушки, Баба-Яга испортила часы на главной башне, и Золушка не сможет вовремя вернуться домой.
Поможем? Для того чтобы исправить часы нам надо вспомнить во сколько и чем занималась Золушка. Я читаю распорядок дня Золушки, а вы когда услышите время, показывайте на часах.
Проснулась Золушка в 6 часов.
В 9 часов приготовила обед.
А в 10 часов принялась за уборку.
В полдень стирала белье.
В 2 часа дня шила сестрам наряды.
В 7 часов провожала на бал.
Пришла Фея на помощь в 8 часов.
В полночь закончится все волшебство.
Слайд 22
В-ль: Молодцы!
Слайд 23
Вот и еще одна страница синяя нашлась!
7. Ребята, а у нас последнее испытание.
Слайд 24
Составьте слово из первых звуков. Называйте картинку, и говорите какой звук первый. (Дети составляют слово «СПАСИБО» выкладывают слово на доске). Какое слово получилось? За ваши старания благодарит вас книга!
Слайд 25
А вот и последняя страница — фиолетовая!
Слайд 26
У нашей книги все страницы разноцветные. Назовите их все. Красный, оранжевый, …., фиолетовый. Что вам напоминают эти цвета? Цвета радуги. Молодцы, теперь превратим нашу книгу в настоящую книгу сказок. Нам поможет наш волшебный сундучок. Для этого нам нужно сказать волшебные слова «Снуп, снап, снуре!» — эти волшебные слова произнести 3 раза
Воспитатель: Заглянем в наш сундучок! Посмотрите, какую книгу смогли мы с вами собрать! Каждый вечер мы будем с вами ее читать! Вы все молодцы! Я вижу, что вы любите сказки и цените их!
Верить в сказку – это счастье. И тому, кто верит, сказка обязательно отворит все двери. И что-то интересное подарит. (Дети получают в подарок из сундука раскраски). Это вам Баба Яга прислала подарок за смелость, за старание, за любовь к сказкам. Предлагаю наш клубок оставить в сказке. А мы возвращаемся с подарками в детский сад.
Слайд 27
(Переходим через зеркало под музыку)
Рефлексия.
— Как вы считаете, мы помогли Книге?
— Тяжело было книге помогать?
— Ребята, что было самым интересным?
— А какое испытание было самым лёгким?
— Какое испытание вам показалось самым сложным?
— А как вы думаете, почему мы справились со всеми заданиями?
Дети: — Потому что мы очень дружные, умеем отгадывать сложные задания, помогаем друг другу. Работали в команде.
(раздать раскраски) Предлагаю вам самостоятельно раскрасить раскраски, и дома маме и папе рассказать сказку об этом герое.
Список литературы:
1.Л. М. Шипицына «Азбука общения». — С-Пб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002г
2.Т. А. Шорыгина «Беседы о хорошем и плохом поведении». — М., ТЦ «Сфера»,
3.Н. В. Миклаева«Поделись улыбкою своей. Развитие чувства юмора у дошкольников». — М., ТЦ «Сфера», 2009
4.О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». — С-Пб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000
5. Л. В. Ворошнина«Конспекты занятий по развитию речи детей».
6.О. Ф. Горбатенко «Комплексные занятия по разделу «Социальный мир». -Волгоград, «Учитель», 2007.
7.В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Познавательное развитие». — Воронеж, «Учитель», 2006.
8.Ушакова О. С, Гавриш П. В. «Знакомим дошкольников с литературой». — М.: Сфера, 2005
9.Интернет ресурс: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-v-gosti-k-skazke.html
10.Интернет ресурс: http://doshvozrast.ru/konspekt/razvrech31.htm
11.Интернет ресурс: http://dramateshka.ru/
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf
Конспект НОД на тему: «Русские народные сказки»
для детей подготовительной к школе группы
Цель: Помочь детям понять, что такое устное народное творчество.
Обеспечить развитие памяти, логического мышления.
Способствовать развитию коммуникативных способностей.
Задачи:
-
Познакомить с понятиями волшебные сказки, бытовые сказки, сказки о животных.
-
Вызвать эмоциональный отклик на хорошо знакомые русские народные сказки.
-
Обобщить и систематизировать знания детей о русских народных сказках.
-
Активизировать словарный запас детей (бытовые, волшебные сказки, сказки о животных, устное народное творчество).
-
Пробудить чувство любви к устному народному творчеству, чувство сострадания к окружающим.
Ход НОД:
Деятельность воспитателя: Много веков назад, когда люди еще не знали букв (еще не придумали), не могли писать, они передавали из уст в уста то, что сочиняли самые талантливые авторы той поры. Бабушка рассказывала внучке, внучка вырастала и рассказывала то, что слышала, своей дочке, та-своей. А знаете, как в то время называли губы?
Деятельность детей: Ответы.
Деятельность воспитателя: Губы называли уста. Поэтому, то, что сочинил народ и не мог записать, называлось устным народным творчеством. К устному народному творчеству относятся пословицы, скороговорки, потешки, заклички, прибаутки, загадки, сказки. В каждой стране, у каждого народа – свои сказки. Сказки – один из видов устного народного творчества.
Сказки бывают: народные и авторские. Традиционно русские народные сказки подразделяют на три вида: волшебные, социально – бытовые, о животных.
Волшебные сказки: «Василиса Прекрасная» «Царевна — лягушка» «Кощей Бессмертный» и другие. Главные герои: люди, фантастические существа. Животные обычно являются помощниками сказочных героев.
Социально-бытовые сказки: «Каша из топора», «Умная внучка», «Солдат и царь» и другие. Главные герои: люди, побеждающие благодаря смекалке, мужеству и хитрости.
Сказки о животных: «Медведь и лиса», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль» и другие. Главные герои: животные. Если участвует человек, то он противопоставлен животным.
Русские народные сказки несут в себе сокровища той великой мудрости, которая накапливалась целыми поколениями. Сказки баюкают, погружают в атмосферу волшебства и чуда. Поэтому без сказок невозможна наша жизнь!
В русских народных сказках добро всегда побеждает зло, потому что доброта, трудолюбие, любовь, верность, ум, уважение к старшим «побеждают» лень, хитрость, жадность, грубость, трусость.
Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки». (Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку — хлопают в ладоши.)
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок — румяный бок.
Есть Снегурочка — краса,
Три медведя, Волк — Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
(Звучит мелодия песни «В мире много сказок»). Деятельность воспитателя:
Сказка долгожданная в гости к нам спешит,
Музыка знакомая об этом говорит.
Вокруг нас и там и тут
Сказки разные живут.
На полянке есть загадки.
Отгадайте без подсказок
Кто герои этих сказок?
Называйте, посмелей,
Этих сказочных друзей!
Деятельность воспитателя:
Отправляемся в путешествие по русским народным сказкам. Я буду вам читать отрывки из русских народных сказок, а вы, ребята, попробуйте отгадать и назвать сказку.
Деятельность воспитателя:
По опорным словам назовите сказку.
Итог. Релаксация.
Деятельность воспитателя: Дети, скажите, героев каких сказок вы сейчас отгадали?
Деятельность детей: Ответы.
Деятельность воспитателя: Почему сказки называются русские народные?
Деятельность детей: Ответы.
Деятельность воспитателя: Кто расскажет, как русские народные сказки, из далеких времен дошли до нас с вами, в наш современный мир?
Деятельность детей: Ответы.
Деятельность воспитателя: Что означает выражение «Из уст в уста»?
Деятельность детей: Ответы.
Деятельность воспитателя: Какие виды сказок вы знаете?
Деятельность детей: Ответы.
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по развитию речи на тему: «Что мы знаем о сказках»
Цель: Совершенствовать знания детей о русских народных сказках.
Задачи:
1. Расширять представление о происхождении, содержании и особенностях русских народных сказок.
2. Знакомить детей с обработчиками сказок.
3. Прививать желание слушать сказки
4. Воспитывать бережное отношение к книге.
Материалы и оборудование: Ноутбук, телевизор, слайды с иллюстрациями сказок, русские народные сказки, иллюстрации сказок, портреты обработчиков сказок, предметы из сказок, крупа: горох, фасоль, рис, греча.
Предварительная работа: Беседа о происхождении русских народных сказках, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах, просмотр мультфильмов, театральных постановок, отгадывание загадок, рисование «Моя любимая сказка», лепка «Герои сказок», п/и «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», д/и «Угадай сказку», «Расскажи сказку по картинкам».
1. Организационный момент.
— Добрый день, дорогие дети и взрослые! Ребята, посмотрите, как много к нам пришло гостей, давайте покажем, как мы приветствуем друг друга.
Здравствуй, Небо! (Руки поднять вверх.)
Здравствуй, Солнце! (Руками над головой описать большой круг.)
Здравствуй, Земля! (Плавно опустить руки на ковер.)
Здравствуйте, все мои друзья! (Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх.)
2. Вводная часть.
— Ребята, сегодня я получила письмо, его мне прислал сказочник.
— Скажите, кто такой сказочник? (Ответы детей.)
— Он приглашает нас к себе в гости, сказочную страну.
— Хотите отправиться в сказочную страну? (Дети под музыку проходят в сказочные ворота.)
3. Основная часть.
— Посмотрите, какие сказки здесь изображены?
— Кто знает, почему они так называются? (Ответы детей.)
— Сказки складывал народ, в них выражалась народная мудрость. Они учат быть сильными, добрыми, помогать тем, кто попал в беду. В сказках добро побеждает зло.
— Сказочник пригласил нас в сказочную страну и оставил для нас задания.
Первое задание: Какие русские народные сказки вы помните? (Ответы детей.)
— Сказки появились очень давно, их рассказывали детям, часто добавляя в них что-то новое. И одна и та же сказка становилась то короткой, то длинной.
— Но мы с вами читаем сказки в обработке. Обработчики делают сказки понятными нам. Теперь я буду называть вам имена обработчиков.
Второе задание: Отгадайте сказку (Показ презентации.)
— И пошла она танцевать. Махнула правой рукой – стало озеро, махнула левой – поплыли по нему белые лебеди. Все изумились («Царевна-лягушка». Обр. М.А.Булатова.)
— Конь бежит, земля дрожит, из очей пламя пышет, а из ноздрей дым столбом. («Сивка-Бурка». Обр. М.А.Булатова.)
— Вернулась девочка. Глядь – братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда – братца нет!
— Собрался народ, пошли на реку, закинули сети шелковые и вытащили… («Сестрица Аленушка и братец Иванушка», в обр.А.Н.Толстого.)
— Полезай Иван-царевич через стену каменную, за стеной сад, а в том саду Жар-птица сидит в золотой клетке. Ты Жар-птицу возьми, а золотую не трогай.
— Ну-ка, куколка, покушай, моего горя послушай. Куколка покушает и утешит Василису, и всю работу за нее сделает («Василиса прекрасная. Обр. Афанасьева А.Н.)
Физкультминутка
Вот по сказке мы гуляли.
И, конечно же, устали.
Мы немного отдохнём,
Дальше в сказку мы пойдём.
Три медведя шли домой (ходьба на месте)
Папа был большой – большой, (поднять руки вверх, встать на носочки)
Мама с ним, поменьше ростом, (руки, согнутые в локтя,. перед грудью)
А сынок – малютка просто (присесть)
Очень маленький он был, (покачивания из стороны в сторону)
С погремушками ходил (как бы погреметь погремушкам).
— Вы знаете, что в художественной литературе есть сказки, есть рассказы, есть стихи.
— А как определить сказку? (Ответы детей.)
— А еще в сказках есть повторяющееся число три (три царских сына, три невестки, три задания).
— Есть в русских народных сказках зачин (Жили-были, в некотором царстве, в некотором государстве и т.д.).
— Есть концовка. (И я там был. Мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало. Жили они долго и счастливо и т.д.)
— Посмотрите, ребята, какие книги оставил нам сказочник.
— Какие удивительные, яркие бывают иллюстрации к сказкам! Убедитесь в этом сами. (Дети рассматривают иллюстрации.)
— Скажите, как будете обращаться с книгой?
— Книги это народное достояние их нужно беречь и аккуратно с ними обращаться.
— Смотрите, ребятки. Все книги Иллюстрированные, яркие, красочные, а эта не раскрашена.
Третье задание: Раскрасить картинки, но не карандашами и красками, а крупой.
Пальчиковая гимнастика:
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки (стучат кулачок об кулачок)
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Лисичке сестричке,
Воробью, синичке (загибают пальчики)
Кому в роток,
Кому в зубок,
Кому в лапочку (сгибают и разгибают пальчики)
(Крупотерапия.)
4. Заключительная часть.
— Какие интересные и необыкновенные получились у вас иллюстрации.
— Нам пора прощаться со сказочной страной и возвращаться в детский сад. (Под музыку дети выходят из сказочных ворот.)