Конспект НОД по введению в художественную литературу.
Л. Н. Толстой «Филиппок».
Цель: Формирование интереса дошкольников к художественной литературе.
Задачи:.
— познакомить детей с произведением Л .Н. Толстого «Филиппок»; учить понимать содержание рассказа, обеспечивая целостное восприятие текста;
— развивать логическое мышление, внимание, умение давать характеристику герою произведения, высказывать свои суждения по произведению, выражать эмоциональное отношение к прочитанному;
— формирование коммуникативных умений;
— воспитывать нравственные качества на примере поступков героев литературных произведений: чуткости, сопереживания, доброты, трудолюбия, терпения, целеустремлённости, желания учиться;
Результат: понимание смысла текста, размышление детей на тему «Стремление к учению». Умение определять эмоции героя. Знакомство с жанром – быль.
Словарная работа: слобода – улица; сенцы – коридор, подённая работа – непостоянная работа, которая оплачивается за отработанный день; пострелёнок – озорник; украдкой – скрытно; бедовый – шустрый, сообразительный.
Оборудование: демонстрационный материал — книга Л. Н. Толстого «Филиппок», картинка с изображением жилища разных времен и народностей, плакат с надписью «Филиппок», портрет писателя, черно – белая иллюстрация к др. произведению; раздаточный материал – листы бумаги с буквами алфавита разного формата и шрифта.
Ход:
- Работа с текстом до чтения.
— Ребята, я вчера была на экскурсии в музее «Ясная поляна», это место где родился и жил великий писатель Лев Николаевич Толстой. (Показ портрета) — Какие его произведения вы уже знаете? («Лев и собачка», «Орел», «Пожарные собаки»)
— И оттуда я вам привезла эту книгу. Называется она «Филиппок». Как вы думаете про кого она?
— Где он живет? (В деревне) Почему вы так думаете? (На картинке изображен лес)
— В какое время живет мальчик, в наше дни, или когда-то давно или может в далеком будущем? Почему?
(Показ рисунков деревенской избы и комнаты из господского дома)
А как вы думаете в каком доме живет Филиппок? (В бедном, об этом говорит его одежда)
— В те далекие времена люди жили по-разному: господа жили в богатых красивых домах, а крестьяне в бедных избах, спали на лавках, ели не досыта, одежды хватало не на всех. А детей в крестьянских семьях было много, и часто бывало, что валенки были одни на всех детей и носили их по очереди.
Ребята, как вы думаете, что же произошло с мальчиком? (Ответы детей)
— Ребята, а вы хотите послушать этот рассказ, узнать, о чем же он в самом деле?
-Это не простая история, а быль. Значит произошла в самом деле, а автор только записал ее. Садитесь поудобнее и слушайте.
II. Работа во время чтения.
Лев Николаевич Толстой
Филиппок
(Быль)
Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала ему: куда ты, Филиппок, собрался? — В школу. — Ты еще мал, не ходи, — и мать оставила его дома. (Как вы думаете, сколько мальчику было лет?)
Ребята ушли в школу. Отец еще с утра уехал в лес (Как вы думаете, зачем?), мать ушла на поденную работу (поденная значит не постоянная, которая оплачивается за отработанный день). Остались в избе Филиппок да бабушка на печке. Стало Филиппку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашел, взял старую, отцовскую и пошел в школу.
Школа была за селом у церкви. Когда Филипп шел по своей слободе (улице), собаки не трогали его, они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок. Филиппок бросился бежать, собаки за ним. Филиппок стал кричать, споткнулся и упал.( Как вы думаете, страшно было Филиппку?) Вышел мужик, отогнал собак и сказал: куда ты, постреленок (озорник), один бежишь? Филиппок ничего не сказал, подобрал полы (край одежды) и пустился бежать во весь дух (Во весь дух, как это? – очень быстро, что есть сил). Прибежал он к школе. На крыльце никого нет, а в школе слышно гудят голоса ребят. На Филиппка нашел страх: что, как учитель меня прогонит? И стал он думать, что ему делать. Назад идти — опять собака заест, в школу идти — учителя боится. Шла мимо школы баба с ведром и говорит: все учатся, а ты что тут стоишь? Филиппок и пошел в школу. В сенцах (коридор) снял шапку и отворил дверь. Школа вся была полна ребят. Все кричали свое, и учитель в красном шарфе ходил посередине.
— Ты что? — закричал он на Филиппка. Филиппок ухватился за шапку и ничего не говорил. — Да ты кто? — Филиппок молчал. — Или ты немой? — Филиппок так напугался, что говорить не мог. — Ну так иди домой, коли говорить не хочешь. — А Филиппок и рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал. Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по голове и спросил у ребят, кто этот мальчик.
— Это Филиппок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришел в школу.
— Ну, садись на лавку возле брата, а я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу.
Учитель стал показывать Филиппку буквы, а Филиппок их уж знал и немножко читать умел.
— Ну-ка, сложи свое имя. — Филиппок сказал: хве-и-хви, ле-и-ли, пе-ок-пок. — Все засмеялись.
— Молодец, — сказал учитель. — Кто же тебя учил читать?
Филиппок осмелился и сказал: Костюшка. Я бедовый (шустрый), я сразу все понял. Я страсть какой ловкий! — Учитель засмеялся и сказал: а молитвы ты знаешь? — Филиппок сказал; знаю, — и начал говорить Богородицу (раньше в школах учили молитвы); но всякое слово говорил не так. Учитель остановил его и сказал: ты погоди хвалиться, а поучись.
С тех пор Филиппок стал ходить с ребятами в школу.
- Работа после чтения.
— Ну, как вы думаете, Филиппок добился своей цели? Какой? (Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти.)
— О чем здесь хотел нам сказать автор? (Филиппок очень хотел учиться)
— Что же случилось дальше?( Но мать сказала ему: куда ты, Филиппок, собрался? — В школу. — Ты еще мал, не ходи, — и мать оставила его дома.)
— Послушался Филиппок маму? (Нет) (Бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашел, взял старую, отцовскую и пошел в школу.)
— А Филиппок правильно сделал? (Нет, мать ему на разрешила.)
— Но Филиппок так хотел учиться, что даже не побоялся гнева отца с матерью, так ему хотелось в школу.
— А теперь давайте вспомним, что же приключилось с мальчиком по дороге? (Когда Филипп шел по своей слободе (улице), собаки не трогали его, они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок. Филиппок бросился бежать, собаки за ним. Филиппок стал кричать, споткнулся и упал.)
-Кто спас мальчика от собак? (мужик)
— Авы бы, ребята, испугались?
— Дошел он до школы? Несмотря на все опасности, которые подстерегали Филиппка по дороге, он все-таки дошел до школы, потому, что очень хотел учиться.
— А как встретил учитель мальчика? (начал кричать на мальчика)
— Почему? (помешал вести урок)
Потом учитель начал задавать вопросы. Отвечал Филиппок?(Нет) Почему?(испугался) А вы бы испугались? (Вот и Филиппок так напугался, что говорить не мог.)
— Что же произошло дальше? (Он посмотрел на учителя и заплакал. Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по голове и спросил у ребят, кто этот мальчик.) И тогда учитель разрешил Филиппку сесть на лаву, возле брата, и сказал: я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу.
— Почему учитель разрешил мальчику остаться? (Увидел, что он очень хочет учиться, а учиться никогда не рано и никогда не поздно).
— Сел Филиппок, что произошло потом? (Учитель стал показывать Филиппку буквы, а Филиппок их уж знал и немножко читать умел.)
— Сумел Филиппок сложить свое имя? (Нет) Давайте поможем мальчику сложим из букв его имя. Подходите к столам и попробуйте справится с этим заданием.
Самостоятельная работа детей.
— А чем же закончилась эта история? (С тех пор Филиппок стал ходить с ребятами в школу.)
— Ребята, а чему мы можем научиться у Филиппка? (Желанию учиться, стремлению к знаниям.) Именно это и хотел сказать нам автор – Лев Николаевич Толстой.
Вам понравилась эта быль?
IV. Прогнозирование темы будущего чтения.
Воспитатель вешает нераскрашенную иллюстрацию к рассказу «Акула»
Ребята, у меня есть две иллюстрации как вы думаете, какая подходит к этому произведению?
— Хотите раскрасить эту картинку? Может кто-то захочет нарисовать Филиппка и других персонажей этого замечательного рассказа Льва Николаевича Толстого. А эта картинка – иллюстрация к другому рассказу Толстого, с которым мы познакомимся в следующий раз.
— Лев Николаевич, какой по характеру, если смог написать такую историю? (Добрый, мудрый, душевный).
— У Льва Николаевича Толстого было много детей, и он всегда думал и заботился не только о них, но и помогал детям крестьян и рабочих, которые жили очень бедно. Он даже открыл сам, на свои деньги, для деревенских детей школу, ведь тогда в школах учились не все, а только те дети, родители которых могли платить за обучение. Лев Николаевич видел в крестьянских ребятах ум, любовь к родине, сострадание, умение прийти на помощь в трудную минуту и стремление к учению.
Лев Николаевич Толстой написал много произведений как для взрослых, так и для детей, с некоторыми мы уже познакомились, а вы хотите услышать еще истории этого великого писателя?
А сейчас я предлагаю вам нарисовать, или раскрасить Филиппка.
Конспект №3
Тема ННОД: Чтение
рассказа Л.Толстого «Филиппок»
Программные задачи: Дать детям представление о
том, для чего нужны знания; воспитывать любовь к Родине. Обогащать речь детей
существительными, обозначающими предметы бытового окружения, прилагательными,
характеризующими свойства и качества предметов. Учить по плану и образцу рассказывать
о предмете.
Методические
приемы: выразительное чтение, вопросы, интригующая интонация голоса,
Материал: иллюстрация
А.Пахомова с изображением «Филиппка».
Словарная работа:
лапти,
бедовый.
Организация: дети сидят
полукругом.
Ход занятия:
I. Вступительная
часть:
·
Ребята, посмотрите на эту замечательную иллюстрацию А.Пахомова
«Филиппок».
·
Что вы можете о ней сказать? (Показ воспитателем иллюстрации.
Рассуждения детей и их ответы)
·
На картине мы видим белоголового мальчика, у него старенькая
шубейка, большая шапка, лапти. И картина эта называется «Филиппок». А
иллюстрации эти нарисованы к рассказу «Филиппок», который написал великий
русский писатель Лев Николаевич Толстой. У Льва Николаевича Толстого было много
детей, и он прожил долгую жизнь. Он написал очень много книг для взрослых и
детей. Лев Николаевич всегда думал и заботился о детях крестьян и рабочих. Он
даже открыл для деревенских детей школу. Видел в крестьянских ребятах ум,
любовь к родине, сострадание, умение прийти на помощь в трудную минуту,
стремление к учению.
·
Вот послушайте его рассказ «Филиппок». (чтение рассказа)
II. Основная
часть:
·
Понравился ли вам рассказ и почему?
(Потому что
Филиппок маленький, мальчик очень хотел ходить в школу и т. д.)
·
Почему Филиппок стоит у крыльца, не решаясь сразу войти в школу?
(Боится,
стесняется, думает его прогонят и т.д.)
·
Что чувствовал Филиппок, когда вошел в класс?
(Смущение,
любопытство, боязнь…)
·
Каким был Филиппок? Докажите, что он смелый, упорный, бедовый
(Смелым, шустрым,
озорным, он хотел учиться и т.д.)
·
А как вы понимаете слова «бедовый» и «лапти»?
(«Бедовый» — это
притягивающий беду, невезучий, шустрый: «Лапти» — это обувь из бересты, это
крестьянская обувь и т.д.)
·
А какие эпизоды из рассказа вы бы хотели еще раз послушать?
(воспитатель читает эпизоды по выбору детей)
III.
Заключительная часть:
·
Сейчас мы рассмотрим иллюстрации.
(Мальчик Филиппок
очень плохо одет, у него шапка большая, полушубок большой. Школа тоже бедная,
стол и лавки деревянные. В лицах детей видны сосредоточенность и желание
учиться…)
·
Мы сегодня узнали много хорошего, доброго о мальчике Филиппке. И,
наверно, все дети постараются взять из характера героя хорошие черты. Я надеюсь
на это. Все мы хорошо потрудились. Молодцы, ребята!
Филлипок
Лев Николаевич Толстой
Был мальчик,
звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже
идти. Но мать сказала ему: куда ты, Филипок, собрался? — В школу. — Ты еще мал,
не ходи,— и мать оставила его дома. Ребята ушли в школу. Отец еще с утра уехал
в лес, мать ушла на поденную работу. Остались в избе Филипок да бабушка на
печке. Стало Филипку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку.
Своей не нашел, взял старую, отцовскую и пошел в школу.
Школа была за
селом у церкви. Когда Филипп шел по своей слободе, собаки не трогали его, они
его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за
Жучкой большая собака Волчок. Филипок бросился бежать, собаки за ним. Филипок
стал кричать, споткнулся и упал. Вышел мужик, отогнал собак и сказал: куда ты,
постреленок, один бежишь? Филипок ничего не сказал, подобрал полы и пустился
бежать во весь дух. Прибежал он к школе. На крыльце никого нет, а в школе
слышны гудят голоса ребят. На Филипка нашел страх: что, как учитель меня
прогонит? И стал он думать, что ему делать. Назад идти — опять собака заест, в
школу идти — учителя боится. Шла мимо школы баба с ведром и говорит: все
учатся, а ты что тут стоишь? Филипок и пошел в школу. В сенцах снял шапку и
отворил дверь. Школа вся была полна ребят. Все кричали свое, и учитель в красном
шарфе ходил посередине.
— Ты что? —
закричал он на Филипка. Филипок ухватился за шапку и ничего не говорил. — Да ты
кто? — Филипок молчал. — Или ты немой? — Филипок так напугался, что говорить не
мог. — Ну так иди домой, коли говорить не хочешь. — А Филипок и рад бы что
сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и
заплакал. Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по голове и спросил у
ребят, кто этот мальчик.
— Это Филипок,
Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он
украдкой пришел в школу.
— Ну, садись на
лавку возле брата, а я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу.
Учитель стал
показывать Филипку буквы, а Филипок их уж знал и немножко читать умел.
— Ну-ка, сложи свое
имя. — Филипок сказал: хве-и-хви, —ле-и-ли, —пеок-пок. — Все засмеялись.
— Молодец,— сказал
учитель. — Кто же тебя учил читать?
Филипок осмелился
и сказал: Костюшка. Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть какой ловкий! —
Учитель засмеялся и сказал: а молитвы ты знаешь? — Филипок сказал: знаю,— и
начал говорить Богородицу; но всякое слово говорил не так. Учитель остановил
его и сказал: ты погоди хвалиться, а поучись.
С тех пор Филипок
стал ходить с ребятами в школу.
Конспект урока литературного чтения для 2 класс
Тема: Л.Н.Толстой «Филипок»
Раздел: Русские писатели
УМК: «Школа России»
Учебник: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий «Литературное чтение» 2класс 1 часть, М.: «Просвещение», 2012
Цель: познакомить учащихся с произведением Л.Н.Толстого «Филипок».
Задачи: 1) развивать умение делить текст на части и составлять план; давать характеристику герою произведения, высказывать свои суждения по произведению, выражать эмоциональное отношение к прочитанному;
2) развивать речь, мышление, память;
3) воспитывать волевые качества, желание учиться.
Используемая литература:
-
С.В. Кутявина Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс. –М.:ВАКО, 2013
-
https://doc4web.ru/literatura/konspekt-uroka-dlya-klassa-perviy-raz-v-shkolu-lntolstoy-filipok.html
-
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2013/12/11/urok-chteniya-2-klass-filipok
Оборудование: учебник, аудиозапись рассказа «Филипок»
Ход урока
-
Организационный момент
-Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
2. Актуализация знаний
-С каким великим русским писателем вы познакомились на прошлом уроке? (Лев Николаевич Толстой)
-Что вы запомнили из его биографии?
-С каким рассказом Л.Н.Толстого мы познакомились? (Старый дед и внучек)
-Вспомните, в чем заключается главная мысль этого рассказа? (Нужно уважать, почитать старших, заботиться о пожилых людях)
3.Введение в тему урока.
-Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Л.Н.Толстого. Мы перенесемся в то время когда он жил. Тогда было ещё очень мало школ, а в деревнях их и вовсе не было. Дети бедных людей вообще не могли учиться. Лев Николаевич Толстой открыл школу для крестьянских детей, написал учебник для ребятишек и сам учил их. Для того, чтобы догадаться, о чем будет новый рассказ, рассмотрим иллюстрацию в учебнике.
-Кого вы видите на переднем плане? (Мальчика)
-Опишите мальчика. Какой он? (Ответы детей)
-Что вы видите на заднем плане? (Учеников)
-Кто изображен слева? (Учитель)
-Можете ли вы на основании иллюстрации предположить, о чем это произведение? (Ответы учащихся)
-Прочитаем название рассказа.
-О ком пойдет речь в рассказе? (О мальчике по имени Филипок)
-Автор называет его ласково, значит, речь пойдет о маленьком мальчике.
4.Первичное восприятие текста.
Чтобы узнать, что же случилось с Филипком, послушаем это произведение.
Слушание аудиозаписи.
5.Эмоционально-оценочная беседа.
-Понравился вам рассказ? Чем? (Ответы учащихся)
-Кто главный герой произведения? (Ответы учащихся)
-Какие черты характера вы можете отметить? (Ответы учащихся)
-Могли события произведения произойти на самом деле или это лишь выдумка автора? (В основу произведения положен случай, который сам Лев Николаевич наблюдал в своей школе)
6.Словарная работа.
-В тексте нам встретились незнакомые слова. Попробуйте объяснить их.
Поденная работа – работа, которая оплачивается по количеству проработанных дней.
Слобода – большое село, деревня.
Постреленок – непоседа, шалун, так обычно шутливо обращаются к детям.
Сенцы, сени – в деревенских избах и в старину в городских домах помещение между жилой частью дома и крыльцом.
Бедовый – шустрый, смелый.
Полы– нижняя часть раскрывающейся спереди одежды
7.Чтение учащимися и анализ произведения
1) чтение первой части
-Что узнали о Филипке? (Филипок хотел идти в школу, просился, просился у матери, чтобы она отдала его учиться.)
— А как он собирался в школу? (Он выбрал момент, когда бабушка спала, отец уехал в лес, а мать была на работе.)
— Торопился ли Филипок? (Да, взял отцовскую шапку. Все делает молча, никому не говоря.)
2) чтение второй части
— Далеко ли была школа? (За селом, надо было идти через все село.)
— Почему собаки залаяли на Филипка? (Собаки лаяли потому, что не знали его. Они его не видели никогда. А еще лают собаки, когда бежишь.)
Филипок не шел, а бежал в школу — вот что важно! Да еще он был в отцовской старой шапке, в шубе.
— Что мог сделать Филипок, когда на него залаяли собаки?
— А почему он не вернулся, хотя и было страшно?
— Найдите в тексте выражения, которые изображают, что происходило с Филипком.
3) чтение третьей части
-Какое чувство охватило Филипка, когда он подбежал к школе? (Дети зачитывают из книги.)
-Как вошел Филипок в школу? (Снял шапку, вошел тихо, испугался, что не мог говорить.)
-Почему мальчик без этого «подталкивания» не входил в школу? (Он боялся).
-Как об этом говорит автор?
-Почему на вопросы учителя Филиппок ничего не отвечал?
4) чтение четвертой части
-Как вел себя Филипок после похвалы учителя? Что он сказал? («Я бедовый…»)
-Он знает себе цену, знает, что такое бедовый и ловкий. Зачем он так сказал учителю? (Чтобы убедить его, что он сможет учиться.
8.Составление плана произведения
-На сколько частей можно разделить рассказ? (предположения детей)
-Давайте вместе составим план.
-О чем сообщается в первой, вступительной части? (О мальчике Филиппе, его мать не отпускала в школу)
-Как можно назвать эту часть? (Скучно дома)
-Как завязываются события в рассказе? Что решает Филиппок? (Филипок отправляется в школу)
-Что приключилось с мальчиком по дороге? (На него напали собаки)
-Что произошло потом? (Он встретил мужика и бабу, думал идти в школу или нет)
-Это – вторая часть. Какое название можно дать этой части? (Опасная дорога в школу)
-Найдите кульминационный момент произведения, где события достигли самого напряжённого, волнительного, переломного момента. (Встреча с учителем)
-А какое чувство испытали бы вы, окажись на месте Филипка? (ответы детей)
-Это – третья часть. Озаглавьте ее. (Встреча с учителем)
-Как развивались события дальше? (ответы детей)
-Чем закончился рассказ? (Филипок стал ходить в школу)
-Это – заключительная часть. Как ее можно назвать? (Филипок стал ходить в школу)
9.Итог урока
-Так каков же Филипок? (Филипок – самостоятельный, настойчивый, смелый, он уже имеет характер, он может добиться своей цели).
-Какая у Филипка была цель? (Хорошая, благородная – учиться, получать знания).
-Мог ли писатель дать другое название рассказу? Как бы вы его озаглавили?
-Какая из предложенных пословиц подходит к этому произведению?
-
Один за всех, а все за одного.
-
Друзья познаются в беде.
-
Грамоте учиться всегда пригодится.
-
Добра желаешь – добро и делай.
10. Рефлексия.
-Оцените свою работу на уроке: что понравилось, что получилось, какие выводы сделали?
11.Домашнее задание.
-Подготовить пересказ произведения по составленному плану.
Авторы: Горбунова Ирина Васильевна, Коваленко Людмила Павловна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБУ Школа №26, структурное подразделение д/с «Тополек»
Населённый пункт: город Тольятти, Самарская обл.
Наименование материала: Конспект совместной деятельности
Тема: Конспект совместной деятельности педагога и детей 6-7 лет по теме «Беседа-рассуждение по произведению Л. Н. Толстого «Филиппок»
Раздел: дошкольное образование
Конспект
совместной деятельности педагога и детей 6-7 лет (ООД)
по теме «Беседа-рассуждение по произведению Л. Н. Толстого
«Филиппок»
Возрастная группа: подготовительная.
ОО:
«Речевое
развитие»,
«Социально-коммуникативное
развитие»,
«Физическое развитие».
Вид (разновидности) деятельности детей:
–
восприятие
художественной
литературы
(чтение
(слушание);
обсуждение (рассуждение));
– игровая деятельность (дидактическая игра).
–литературно-познавательная(рассматривание картины)
Интегрированные виды деятельности:
– литературно-игровая,
– литературно-коммуникативная.
Содержание деятельности детей (дидактические единицы):
– представления о правах детей (право на труд);
Интегрированная форма: образовательная ситуация
Задания для совместной деятельности детей
Задание
(действие и его содержание)
Способ
предъявления
задания
Способ
презентации
детьми
результатов
выполнения
задания
Отгадайте загадки.
Словесная
инструкция
Устный ответ
Рассмотрите и назовите, для чего
нужны эти предметы.
Словесная
инструкция
Устный ответ
Посмотрите на картину и ответьте
на вопросы.
Словесная
инструкция
Устный ответ
Послушайте отрывок из рассказа
Л.Н. Толстого «Филиппок» и
ответьте на вопросы.
Словесный
Устный ответ
Выполните движения по тексту
Словесная
инструкция
Рассмотрите иллюстрации к сказкам
и скажите, какие права героев были
нарушены в этих сказках.
Словесный с
показом
иллюстраций
Рассматривают
и
н а з ы в а ю т
права
Соберите цветок из лепестков
«ваших прав».
Словесная
инструкция
Устный ответ
Послушайте песню про школу и кто
ее знает подпевайте.
Словесная
инструкция
Подпевают.
Образовательные задачи.
ЗНАНИЯ
Формировать представления о правах детей — право на обучение.
ОТНОШЕНИЯ
Воспитывать
у
детей
уважение
к
правам
и
обязанностям
каждого
человека.
Формировать
эмоционально-положительное
отношение
к
защите
детства в России.
ДЕЙСТВИЯ
Формировать у детей умение отвечать на вопросы, называть свои права.
Материалы и оборудование.
1. Стимульный материал:
– сундук с загадками /портфель, цветные карандаши, ручка/
2. Материалы для деятельности детей:
Материальные средства для деятельности детей:
— картина «На пороге школы» Н. Богданова-Бельского.
— книга Л. Н. Толстого «Филиппок»
— иллюстрации сказок «Золушка», «Буратино», «Чиполино»
3. Дидактический материал:
— цветок со съемными лепестками.
4. Оборудование /техническое обеспечение/ деятельности детей:
— магнитофон
-аудиозапись песни сл. М. Плецковского, муз. В. Шаинскиого«Учат в
школе»
Конструктор совместной деятельности педагога и детей
Этап
Деятельность педагога
Деятельность детей
Мотивационно-
целевой
Предлагает отгадать загадки.
Отгадывают загадки и
рассматривают отгадки.
Содержательно-
деятельностный
Предлагает рассмотреть и
назвать назначение этих
предметов.
Предлагает рассмотреть картину
и ответить на вопросы.
Предлагает послушать отрывок
из рассказа Л.Н. Толстого
«Филиппок» и
ответитьнавопросы.
Предлагает рассмотреть
иллюстрации к сказкам и
рассказать, какие права героев
были нарушены в этих сказках.
Рассматривают и
называют.
Рассматривают и
отвечают.
Слушают и отвечают.
Рассматривают и
отвечают.
Оценочно-
рефлексивный
Предлагает собрать цветок из
лепестков «ваших прав» и
назовите их.
Предлагает послушать и спеть
песню про школу.
Собирают и называют.
Слушают и подпевают.
Методы и приемы.
1. Методы стимулирования и мотивации деятельности детей, их
интереса
к
деятельности
(эмоциональная
и
интеллектуальная
стимуляция):
–Загадывание загадок:
Новый дом несу в руке,
Двери дома на замке,
А живу в доме том,
Книжки, ручки и альбом.
/Портфель/
Любят нос везде совать:
И чертить и рисовать.
Все раскрашивают сами
Разноцветными носами.
/Цветные карандаши/
Я с собой ее ношу,
Все, что нужно, напишу.
Замечательная штучка
Самопишущая… /Ручка/
– демонстрация новых объектов (портфель, ручка, цветные карандаши,
картина).
– вводная беседа (информационного характера).
– Куда пришел мальчик?
– Как вы думаете, близкий ли путь прошел мальчик?
–Для чего он проделал такой длинный путь?
– Как можно назвать картину?
2. Методы организации и осуществления деятельности:
– словесные (рассказ, беседа, чтение),
Вопросы для беседы:
1.
О чем это произведение?
2.
Что чувствовал Филиппок когда вошел в класс?
3.
Каким был Филиппок?
4.
Как относится автор к своему герою?
5.
Как вы относитесь к Филиппку?
— Практическое упражнение.
Физминутка:
В школы мы с тобой пойдем, /шагаем на месте/
И портфель с собой возьмем.
В школе будем мы читать, /наклоны влево и вправо/
В школе будем мы писать.
Физкультурой заниматься, /подъем рук вверх/
И трудиться, и стараться. /приседание/
-Аудиовизуальный
Дидактическая словесная игра «Кто права нарушил»
Цель:формировать
умения
детей
анализировать
поступки
сказочных
героев и называть нарушенные права героев.
Материал: иллюстрации сказок «Золушка», «Буратино», «Чиполино»
3. Методы контроля и самоконтроля:
– рефлексия деятельности
Наглядно-практический /моделирование цветка)
ТИП УРОКА: сообщение новых знаний
ТЕХНОЛОГИЯ: развивающее обучение
ЦЕЛИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
— ознакомить учащихся с новым произведением
Л.Н.Толстого
— формировать навыки осознанного беглого
чтения
РАЗВИВАЮЩИЕ:
— развивать устную речь учащихся для более
глубокой и точной передачи мыслей и чувств
— обогащать словарный запас
— учить анализировать поступки героев
— учить работать с деформированным текстом
— развивать эмоционально- чувственное
восприятие и воображение средствами
изобразительного искусства
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
— воспитывать внимательное отношение к людям
— развивать умения работать в парах, в группах,
учить прислушиваться к мнению товарищей
— воспитывать волевые качества, желание учиться
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
— дети должны познакомиться с новым
литературным произведением
— научиться составлять словесный портрет
главного героя по опорным словам
— научиться работать с деформированным и
картинным планом рассказа
ОБОРУДОВАНИЕ:
— портрет Л.Н.Толстого работы художника И.Е.
Репина “Л.Н.Толстой в яснополянском кабинете”
— репродукции картин Н.П.Богданова-Бельского “У
дверей школы”, “Новые ученики”
— репродукция картины А.А.Венецианова
“Захарка”
— фонохристоматия для начальной школы
— Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова
— раздаточный материал Старославянский алфавит
— карточки со словами для работы в парах
— карточки с деформированным планом для работы
в группах
— карточки-картинки для составления картинного
плана
— гусиные перья и чернила
— презентация PowerPoint
ПЛАН УРОКА
1. Организационный момент.
2. Работа по теме урока.
1).Введение в тему.
2) Словарная работа.
3) Первичное чтение рассказа
4) Прослушивание аудиозаписи отрывка
5) Вопросы после первого прочтения рассказа.
6) Повторное чтение рассказа и анализ текста.
7) Составление словесного портрета главного
героя.
Работа над планом.
9) Проверка составленного плана.
3. Итог урока.
4. Рефлексия
5. Домашнее задание
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Сегодня на уроке литературного чтения мы
продолжим изучение произведений великого
русского писателя Л.Н.Толстого, познакомимся с
картинами знаменитых русских художников Н.П.
Богданова-Бельского, А.Г.Венецианова, И.Е.Репина,
узнаем толкование новых для вас слов, будем
работать над составлением плана рассказа.
Наш урок мы начинаем со знакомства с портретом
Л.Н.Толстого работы художника И.Е. Репина
“Л.Н.Толстой в яснополянском кабинете”.
Слайд №2
2. Работа по теме урока.
1). Введение в тему.
Сегодня на уроке мы познакомимся с новым
рассказом Л.Н. Толстого.
С чем будут связаны события, происходящие в
рассказе, вы узнаете, расшифровав слово. (Работа в
тетрадях по литературному чтению).
— Расшифруйте слово, исключив лишние буквы в
каждой строчке:
- д б з ж ш в г — все буквы обозначают
звонкие согласные звуки, - а ш — обозначает глухой согласный звук
- х ц ч к щ — все согласные буквы обозначают
непарные глухие согласные звуки, - а к — парный согласный звук
- ж л д ц т о р ф — все буквы обозначают
согласные звуки, а о— гласный звук - б в г д л з ж — все буквы обозначают
согласные звонкие парные, - а л – непарный звонкий согласный звук
- е ё я а ю — все гласные буквы
йотированные, а а — нет.
— Получилось слово школа.
Слайд №3
— Почему именно слово школа будет
“ключиком” для нашего урока?
— Как школа связана с писателем?
Л.Н.Толстой создал школу для крестьянских
ребятишек в своём имении Ясная Поляна и
преподавал в ней со своими дочерьми.
Слайд №4
Он составил “Русскую Азбуку” и написал много
рассказов для детей, которые включил в эту книгу.
Слайд №5
Вместе с героем картины “ У дверей школы”
художника Н.П.Богданова-Бельского мы перенесёмся
на 100 лет назад в школу конца 19 начала 20 века,
какая была во времена Л.Н. Толстого.
Мы тихонько заглянем на урок.
— Что делают дети? (Все дети пишут).
Слайд №6
Приоткроем дверь в другой класс.
— Чем занимаются здесь ребята? (Изучают алфавит).
Эту картину написал тот же художник
Н.П.Богданов-Бельский, и называется она “Новые
ученики” (прим. или “Новички” — разная трактовка
названия картины).
— Эти ребята помогут нам расшифровать название
нового рассказа Л.Н. Толстого.
Слайд №7
Работа в тетрадях.
— По названию первых букв из древнерусского
алфавита составьте слово, которое будет являться
названием рассказа, который мы будем изучать на
уроке.
ФЕРТ | ИЖЭ | ЛЮДИ | ИЖЭ | ПОКОЙ | ОН | КАКО |
Ф | и | л | и | п | о | к |
Слайд №8
— Как вы думаете, о ком мы будем читать? (о
мальчике, которого зовут Филипок).
2) Словарная работа.
В рассказе вам встретятся незнакомые слова:
слобода
пострелёнок
бедовый
— найдите объяснение этих слов в словарике в
конце учебника.
Слайд №9
Физкультминутка
3) Первичное чтение рассказа подготовленным
учеником до слов “Филипок их уже знал и немножко
читать умел”.
4) Прослушивание аудиозаписи отрывка из
рассказа.
5) Вопросы после первого прочтения рассказа.
— О чём этот рассказ? (О том, как маленький
мальчик пошёл в школу).
— Кто является главным героем?
— Какие ещё действующие лица есть в этом
рассказе?
— Какие слова и выражения вам были непонятны?
Работа с Толковым словарём русского языка
С.И.Ожегова.
Подённая работа — работа с оплатой по
отработанным дням.
Украдкой — выполнение действия, чтобы никто
не заметил, не узнал.
Полы – нижняя часть раскрывающейся спереди
одежды.
Сенцы – нежилая часть помещения между домом
и крыльцом.
Слайд №10
— Как вы думаете, эта история могла бы произойти
на самом деле?
— Как называется такой жанр произведений? (Быль).
Рассказ был написан более 100 лет назад, это быль.
Чтобы вы могли представить себе вашего
ровесника, обратимся к художнику
А.Г.Венецианову, который написал портрет
мальчика. Это “Захарка”. Так выглядели дети в 19
веке.
Слайд №11
6) Повторное чтение рассказа и анализ текста.
— Почему мама не пустила мальчика в школу?
— Почему Филипок решил пойти?
— Как мальчик собирался в школу?
— Где находилась школа?
— Знал ли малыш дорогу?
— Какие опасности встретились ему на пути?
— Почему Филипок не решался войти в школу?
— Как он вёл себя, зайдя в класс?
— Как ребята объяснили появление мальчика в
школе?
— Прочитайте, как Филипок стал складывать своё
имя.
— Как вёл себя малыш после похвалы учителя?
— Каким вы представляете себе Филипка, какие
черты характера ему присущи?
Составим его словесный портрет.
7) Составление словесного портрета главного
героя. Работа в парах.
У вас на столе лежат карточки со словами.
Выберите те слова, которые характеризуют
мальчика.
Маленький, взрослый, самостоятельный, смелый,
бесстрашный, ленивый, робкий, любознательный,
смышлёный, глупый, настойчивый, грустный,
весёлый, серьёзный, целеустремлённый.
Смелый (один отправился в школу), бесстрашный
(не испугался собак), робкий (смутился перед
незнакомым человеком), любознательный и
смышлёный (научился складывать буквы, когда брат
читал), целеустремлённый (очень хотел учиться),
весёлый.
— Каким вы представляете себе учителя? ( Учитель
добрый, не прогнал мальчика, погладил его по
голове, стал спрашивать, слушал его внимательно,
засмеялся, когда Филиппок читал своё имя,
пообещал поговорить с мамой, чтобы та отпускала
мальчика в школу).
8). Работа над планом. Работа в группах.
У каждой группы есть план рассказа, он не
соответствует хронологической последова-
тельности событий. Вы должны поставить части
плана в соответствии с частями рассказа.
Чтобы вы почувствовали атмосферу школы 19 века,
писать будете гусиными перьями.
__ Опасная часть дороги
__ Скучно одному
__ Знакомая дорога
__ Филипок собирается в школу
__ Раздумья на пороге школы
__ Встреча с учителем
__ Филипок становится учеником
__ Мальчик отправляется в школу
Слайд№12
Группе слабомотивированных учащихся
предлагается составить картинный план рассказа
(представлены 2 вида картинного плана)
Слайд №13 (№14-15)
9) Проверка составленного плана.
а) Один представитель от группы вписывает
нужную цифру в пункт плана на доске.
б) Проверка по картинному плану.
3. Итог урока.
— С каким рассказом Л.Н.Толстого вы
познакомились?
— Что нового, интересного и поучительного для
себя узнали?
— Какие черты характера Филипка вы хотели бы
воспитать в себе?
4. Рефлексия.
— Что понравилось на уроке?
— Как бы вы оценили свою работу?
- Красный смайлик — всё понял, понравилась работа
в парах и группах; - Жёлтый — некоторые моменты на уроке были
непонятны, не всегда был согласен с мнением
товарищей; - Синий – на уроке ничего не понял, работа в парах
и группах не понравилась, был не согласен с
мнением одноклассников.
Слайд №16
5. Домашнее задание.
Подготовить пересказ были “Филипок” по
составленному плану.
Слайд №17
Библиография.
1. Учебник по литературному чтению для 2 класса.
Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий Москва 2006 г.
2. Поурочные разработки по литературному
чтению. С.В.Кутявина Москва 2010 г.
3. Толковый словарь русского языка С.И Ожегов.
4. Литературно-художественная фонохристоматия
для начальной школы. Н.В. Ильчук Москва. Весть —
ТДА
Тема урока: Лев Толстой. «Филиппок». Герои произведения.
Класс: 2 «Б»
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: Создание условий для формирования читательской компетенции школьников
Планируемый результат
Предметные умения
— самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
— самостоятельно читать про себя незнакомый текст, находить ключевые слова;
— самостоятельно формулировать главную мысль текста;
— высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному;
— осуществлять анализ текста:
— находить в тексте художественные средства (эпитеты, метафоры, сравнения);
Личностные УУД:
— умение осознавать и определять свои эмоции;
— умения осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
— проявлять интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
— ориентироваться в духовно-нравственном содержании текстов.
Метапредметные УУД:
— самостоятельно формулировать тему и цель урока;
— составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
— работать по плану;
— определять степень успешности своей работы и работы других.
Технические средства обучения
Компьютер
Медиапроектор
План урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний и сообщение темы урока.
1) Интонационная разминка.
2) Артикуляционная разминка.
3) Сообщение темы урока.
3. Изучение нового материала.
1) Рассказ учителя о Л.Н. Толстом.
2) Беседа о том, как учились дети в дореволюционной школе.
3) Словарная работа.
4) Физкультминутка.
5)Чтение учителем рассказа.
6) Чтение рассказа учащимися.
7) Беседа по вопросам.
Работа над правильностью чтения
4. Первичное закрепление нового материала.
1) Чтение цепочкой, деление текста на части
2) Оздоровительная минутка «Гимнастика для глаз».
3) Выборочное чтение.
4) Работа с пословицами.
5) Чтение по ролям.
5. Рефлексия.
6. Выставление отметок за урок.
7. Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте!
С каким настроением вы вошли в этот замечательный класс?
Что этому способствовало?
Как же нужно учиться, чтобы все получилось в школе?
II. Актуализация знаний и сообщение темы урока.
1) Интонационная разминка.
«Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться».
Прочитайте это выражение так, что вам действительно весело.
Придайте голосу интонацию восторга и прочитайте фразу еще раз.
А теперь выделите то слово, на которое я укажу.
Пусть эти слова станут девизом нашего урока.
2) Артикуляционная разминка.
— Надуваем и спускаем «шарик».
— Чтение скороговорки. (Тихо, громче, громко)
« У речушки, у речонки
Собрались одни девчонки».
— Учимся говорить уверенно, четко, грамотно.
«Ра» — сильный дождь идет с утра;
«Со» — накачано колесо;
«Жи» — очень острые ножи;
«Ши» — в ясли ходят малыши;
«Ча» — молоточком я стучу;
«Ры» — у всех девочек шары;
«Чи» — а у мальчиков мячи;
«Рок» — вот и начался урок.
3) Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы не случайно выбрали такой девиз: «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться».
Мы сегодня будем читать рассказ великого русского писателя
А вот кто это? Я предлагаю вам прочитать фамилию этого писателя. Она спрятана в цепочке букв.
III. Изучение нового материала.
1) Рассказ учителя о Л.Н. Толстом.
Учитель: Вспомним, что мы с вами знаем о творчестве Л.Н. Толстого (просмотр презентации)
— У него открытое, умное лицо. Внимательный, проницательный взгляд. Он прожил долгую жизнь и написал много книг для взрослых и детей.
Л.Н.Толстой очень любил трудиться. Он пахал землю, косил траву, пилил и колол дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич считал, что всякий труд полезен и нужен. Уважать можно того человека, который всю жизнь трудится. Очень долго он жил в своём доме в Ясной поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди всего мира.
В соседней деревне он устроил школу для бедных детей и стал учить их по учебникам, которые написал сам.
Он много времени проводил с детьми. Зимой катался с ними на санках, лыжах, а летом ходил с ними в лес.
В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии и помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости, о том, что надо делать людям добро, о необходимости учиться и о многом другом
2) Беседа о том, как учились дети в дореволюционной школе.
Этот рассказ о мальчике. Звали его Филиппок. Он очень хотел учиться в школе. В то время не каждый ребёнок мог учиться в школе. Люди жили бедно. Кому-то нечего было одеть, другие дети помогали дома по хозяйству и им некогда было учиться. И школы были не такие, как сейчас большие, светлые, красивые, в которых вы учитесь сейчас.
Школа размещалась в сельской избе. Где в одном классе учились дети разных возрастов. А учитель — один на всех. Он имел право наказывать детей за малейшую провинность. За невыученный урок или за непослушание детей били розгами. А вот Лев Николаевич учил детей так, чтобы им было интересно. Он никогда не наказывал своих учеников. И дети любили своего учителя.
3) Словарная работа.
Прежде чем мы будем читать, уточним слова и выражения, встречающиеся в тексте. (Слова появляются на слайдах)
Сени — помещение между жилой частью дома и крыльцом.
Полы — нижняя часть, раскрывающаяся спереди.
Бежать во весь дух — очень быстро бежать, мчаться.
Немой – лишенный способности говорить.
Пострелец — озорник, сорванец.
Слобода – шёл по своей стороне, улице
4) Физкультминутка.
Грудку мы слегка надавим, шею гладить мы начнем,
И за ушками потрем. Мы под глазками покрутим,
Брови мы натрем слегка. Ушкам сделаем зарядку,
Носик вычистим – вот так. Каждый пальчик разотрем.
Ручки мы погладим снова — вот теперь мы все здоровы.
5)Чтение учителем рассказа.
— Понравился вам рассказ?
6) Чтение рассказа учащимися.
7) Беседа по вопросам.
— Как звали мальчика? (Мальчика звали Филиппок)
— Куда он шёл? (Филиппок шёл в школу)
— Кто повстречался на его пути? ( На его пути повстречались собаки)
— Как их звали? (Собак звали Жучка и Волчок)
— О чём спросил учитель Филиппка? (Учитель спросил его имя)
Работа над правильностью чтения
IV. Первичное закрепление нового материала.
1) Чтение цепочкой, деление текста на части
Расположите в правильном порядке
2) Оздоровительная минутка «Гимнастика для глаз».
– Если глаза устали, выполните такие упражнения:
Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.
Делайте круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз. Повторите 10 раз.
Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз.
Посмотрите в окно вдаль одну минуту.
3) Выборочное чтение.
Ответьте на вопросы словами из текста.
— Кого он увидел в школе?
«…Школа вся была полна ребят. Все кричали свое, и учитель в красном шарфе ходил посередине…»
— О чём спросил учитель Филиппка?
«— Ты что? — закричал он на Филипка. Филипок ухватился за шапку и ничего
не говорил. — Да ты кто? — Филипок молчал. — Или ты немой?»
— Что ответили ребята?
«— Это Филипок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришел в школу.»
4) Работа с пословицами.
Пословица-это короткое и мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.
А) НЕ СТЫДНО НЕ ЗНАТЬ, СТЫДНО НЕ УЧИТЬСЯ
-Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Б) УЧЕНЬЕ-СВЕТ, А НЕУЧЕНЬЕ – ТЬМА.
-Какие ещё пословицы об ученье вы знаете?
— О чём эти все пословицы?(об ученье, что надо всю жизнь учиться, тогда будешь всесторонне развитым интересным человеком)
-Для чего Филиппок, преодолевая страх, шёл в школу? (чтобы учиться)
5) Чтение по ролям.
— Прочитаем отрывок рассказа «В классе» по ролям.
— Какие герои рассказа встречают здесь? (Автор, ребята, учитель, Филиппок)
V. Рефлексия.
— С каким произведением познакомились на уроке?
— Что вы взяли для себя из этого урока?
VI. Выставление отметок за урок.
Оцени свою работу. Кому на уроке было понятно, со всеми заданиями справился – выставляет себе “5”. Кому трудно было, не успевал за ребятами, было что-то не понятно: у того есть возможность подготовиться дома и получить хорошую оценку на следующем уроке.
VII. Домашнее задание.
с. 138-140 чтение по ролям
Просмотр содержимого документа
«конспект урока на тему: Л.Н.Толстой «Филиппок». Герои произведения. »
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Тема урока: Л.Н.Толстой «Филиппок». Характеристика главного героя.
Класс: 2
Цель урока: создать условия для формирования представления о произведении Л.Н.Толстого «Филлипок».
Задачи урока:
Дидактические:
— Познакомить с новыми фактами биографии Л.Н. Толстого;
-Познакомить с содержанием рассказа Л. Н. Толстого;
-Учить восстанавливать текст произведения по сюжетным рисункам;
-Учить определять главную мысль рассказа Л.Н. Толстого.
-Работать над навыками осмысленного, правильного чтения.
-Учить работать с текстом.
Развивающие: продолжить развитие умения анализировать; развивать умение формулировать выводы; формировать навыки самоконтроля.
Воспитательные: воспитывать культуру поведения в коллективе; формировать культуру учебного труда; вовлечь в активную практическую деятельность.
Планируемые результаты:
Предметные:
-
Научатся воспринимать на слух произведение;
-
Научатся давать характеристику героям;
-
Научатся соотносить смысл пословицы с текстом;
-
Научатся давать характеристику героям.
Метапредметные:
-
Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
-
Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
-
Определять степень успешности своей работы на уроке.
Личностные:
-
Умение осознавать и определять свои эмоции, эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
-
Проявлять интерес к чтению.
Оборудование: учебник Русский язык Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. и др. Литературное чтение. 2 класс(стр 112-117),презентация, раздаточный материал.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формы организации уч деят-тию |
Дидактические ср-ва |
Формы контроля |
1.Организационный момент. |
Здравствуйте ребята, меня зовут Мария Александровна и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Предлагаю начать наш урок со следующего афоризма: «Книга – это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческого рода, она рупор человеческой мысли. Мир без книги – мир дикарей». Как вы понимаете данное высказывание? Все верно, ребята. Теперь, проверим готовность к уроку. У вас на столах должны лежать: учебник, тетрадь, пенал и раздаточные материалы. Начнем. |
-Здравствуйте! Ответы детей. |
Ф |
Контроль учителя(фронтальный опрос) |
|
2.Актуализация знаний. |
На уроках чтения мы совершаем путешествие в мир книг. В народе говорят: «Испокон века книга растит человека». Как вы понимаете это высказывание? Книги учат человека выражать свои мысли, заставляет думать размышлять. Книги учат, как надо правильно поступать в тех или иных ситуациях. |
— Книги учат человека выражать свои мысли, заставляет думать размышлять. Книги учат, как надо правильно поступать в тех или иных ситуациях. |
Ф,И |
ИД |
Контроль учителя(фронтальный опрос) |
3.Постановка учебной задачи |
Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением, и в конце урока ответим на вопрос: «Чему учит нас это произведение?» Перед вами репродукция картины Н. Богданова-Бельского. Рассмотрите её внимательно. Скажите, что изображено на картине? Как вы думаете, где находится школа? И кто в ней учится? Действительно, в сельской школе идёт урок арифметики. На доске учителем написана задача, которую предстоит решить. Дети, изображенные на картине, с увлечением, усердием ищут решение задачи. Н. Богданов-Бельский на своей картине изобразил С.А. Рачинского (1833-1902) – российского ученого, педагога. Продолжая начинания своих родителей, он преподавал в сельской школе. С.А. Рачинский был любимым наставником крестьянских детей. Предположите, о чем мы сегодня будем читать? Подумайте, а кто учится в этой школе? Кто же является автором произведения, которое мы сегодня будем читать и анализировать? На этот вопрос вы сможете ответить, прослушав мой рассказ. Автором этого произведения является наш земляк. Он родился и большую часть своей жизни прожил в Ясной Поляне. Имя этого великого писателя знает весь мир. Он написал очень много произведений и для детей, и для взрослых. Всего 90 томов. Кто этот писатель? В самом начале нашей беседы мы сказали, что будем читать произведение о школе, в которой учатся крестьянские дети. А как связаны Л.Н. Толстой и школа для крестьянских детей? Правильно, ребята. В школе Л. Н. Толстого дети учились читать, писать, считать, были у них занятия по русской истории, естествознанию, по рисованию и пению. На переменах и после занятий Л.Н. Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал гимнастические упражнения, играл с ними в городки, лето ходил в лес или на речку, зимой катался на санях с гор. Дети любили своего учителя и с удовольствием ходили в школу. Пришла пора узнать название нашего рассказа. -Откройте пожалуйста учебник на странице 112 и прочитайте как же будет называться наш рассказ. -Давайте сформулируем тему нашего урока. -А какую поставим цель? |
На репродукции картины изображены дети, учитель, который ведёт урок. Школа находится в селе. Учатся в ней крестьянские дети. Сегодня мы будем читать произведение о школе. Наверное, крестьянские дети. Этот писатель – Лев Николаевич Толстой Мы знаем, что Лев Николаевич Толстой открыл в своей усадьбе Ясная Поляна школу для крестьянских детей, где сам и учил их. А помогали ему дочери. -Филипок. Произведение Л.Н.Толстого «Филипок» -Познакомиться с новым произведением, узнать о главном герое. |
Ф,И |
ИД |
Контроль учителя,взаимоконтроль,самоконтроль(фронтальный опрос,обсуждение по теме,взаимооценивание) |
4.Открытие новых знаний. |
-Как вы думаете, кто такой Филипок? —Он взрослый или маленький?. -Почему вы так решили? -Все верно, ребята. -Сейчас будем читать рассказ по цепочке, но в процессе будем делать остановки и обсуждать. Вот мы и прочитали рассказ, давайте обсудим: Понравился ли вам рассказ? Что особенно понравилось? Когда было страшно? Почему? Что вызвало ваш смех?. Когда героя было жалко? Почему? Что вы узнали о Филипке в начале? Почему Филипок остался дома с бабушкой? Все ушли. Отец – в лес. Мать – на падённую работу. Как вы понимаете словосочетание «подённая работа»? Обратимся к Толковому словарю Ушакова. Прочитайте, что такое «падённая работа». Продолжим работу по тексту. Что сделал Филипок, когда бабушка уснула? Почему он взял отцовскую шапку? Почему он не стал продолжать искать свою шапку, а взял отцовскую? Найдите в тексте и прочитайте, где находилась школа? Как вы понимаете слово «слобода»? Слобода – большое село, деревня. Почему же собаки залаяли на него? Представьте себя на месте Филипка. Расскажите, что он почувствовал, когда столкнулся с чужими собаками. Кто помог Филипку? Как мужик назвал мальчика? Откройте словарик в учебнике и прочитайте значение этого слова. Ответил ли Филипок мужику? Почему? Что он сделал? Что значит «полы»? Прочитайте. Как это «во весь дух»? Какое чувство испытал Филипок около школы? Чего он испугался? Кто помог Филипку решиться войти в школу? Что он сделал, когда вошёл в школу? Почему? О каком качестве мальчика это говорит? Каким Филипок увидел учителя? Какие слова помогают понять, что мальчик сильно испугался, когда учитель его окликнул? Почему Филипок заплакал? Кто поддержал мальчика? Что они рассказали о Филипке? Прочитайте. Когда же Филипок осмелел? А за что учитель похвалил Филипка?. Как о себе говорит Филипок? Я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий. Что значит «бедовый»? Прочитайте. Бедовый – ловкий, сообразительный. Что изменилось в жизни Филипка в конце? Филипок стал ходить с ребятами в школу. Пофантазируйте и придумайте, что произошло с Филипком дальше. Каким он стал учеником? Физкультминутка. Работа в парах. На столе у вас лежат карточки со словами. Выберите те, которые характеризуют мальчика. У детей карточки: маленький, взрослый, самостоятельный, смелый, бесстрашный, ленивый, робкий, любознательный, смышленый, глупый, настойчивый, грустный, весёлый, целеустремлённый. Вспомним правила работы в парах. Приступили к работе. Проверим, какие слова вы выбрали. Дети читают слова. Объясните, почему вы выбрали именно эти слова? |
Филипок-это крестьянский мальчик. Филипок – маленький мальчик. Его автор называет не Филипп, а детским именем – Филипок. -Читают, обсуждают. -Ответы детей. Был мальчик. Звали его Филипп. Он был ещё маленький и мать не пускала его в школу. Все ушли. Отец – в лес. Мать – на падённую работу. Падённый – оплачиваемый по дням; производимый за рабочий день. Он взял отцовскую шапку и пошёл в школу. Свою он не нашёл. Он очень торопился. Школа была за селом у церкви. Что случилось по дороге в школу. Пока он шёл по своей слободе, собаки его не трогали. Но, когда он вышел к чужим дворам на него набросились собаки. Собаки его не знали. А Филипок очень торопился. Вышел мужик, отогнал собак Пострелёнок. Пострелёнок – непоседа, шалун. Филипок ничего не сказал. Он, наверно, сильно испугался Он подобрал полы и пустился бежать во весь дух. Дети читают на доске. Во весь дух – быстро. Филипок испытал страх. Он испугался, что учитель его прогонит. Его пристыдила баба. Он снял шапку. Так было принято. Он был хорошо воспитан. Учитель в красном шарфе ходил посередине. Он так испугался, что говорить не мог. В горле от страха пересохло Ему стало обидно, что вдруг ему не разрешат ходить в школу. Ребята. Когда понял, что учитель похвалил его. За то, что знает буквы и сумел сложить свое имя. Я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий. Филипок стал ходить с ребятами в школу. Ответы детей. Смелый (один отправился в школу), бесстрашный (не испугался собак), робкий (смутился перед незнакомым человеком), любознательный и смышлёный (научился складывать буквы, когда брат читал), целеустремлённый (очень хотел учиться), весёлый |
Ф,И,П |
ИД |
Контроль учителя, взаимоконтроль(фронтальный опрос,работа в пра-практическая работа) |
5.Первичное закрепление новых знаний. |
-А теперь разделимся на три группы и выполним последнее задание урока. Сначала назовите правила работы в группах. -Перед вами и на доске картинный план. Он не соответствует последовательности событий в рассказе. Исправите ошибки. -Проверим вашу работу. |
Выполняют задание в группах. |
Г |
ИД |
Взаимоконтроль(проверка правильности задания по слайду в группе) |
6.Итог урока. Рефлексия. |
-Итак, наш урок подошел к концу. -Какая была тема нашего урока? -Какую ставили цель? -Достигли мы поставленной цели? С каким рассказом мы сегодня познакомились? Кто автор этого произведения? Что нового узнали? Какие бы черты характера вы хотели бы воспитать в себе? В начале урока мы поставили перед собой цель узнать: «Чему учит нас это произведение?». Так чему же учит нас это произведение? Что понравилось на уроке? -У вас на партах лежат смайлики, поднимите смайлик с улыбкой, если вам все было понятно и не возникло никаких трудностей, поднимите нейтральный смайлик, если в целом материал был понятен, но возникали трудности, и поднимите грустный смайлик, если было ничего не понятно и урок вам не понравился. -Домашнее задание: ответить на вопросы в учебнике на странице 117. -Особенно мне понравилась работа на уроке…… -Ставлю вам за урок 5. -Остальные тоже молодцы! Спасибо за урок!До свидания! |
-Произведение Л.Н.Толстого Филипок. — Познакомиться с произведением Л.Н.Толстого «Филипок». Узнать о главном герое. -Ответы детей. -Оценивают свою деятельность. -Спасибо! До свидания! |
Ф,И |
Раздаточный материал. |
Контроль учитель, самоконтроль.(фронтальный опрос) |