Беседа уважение к старшим обсуждение рассказа секретная проверка

Беседа «Уважение к старшим»

Цели: воспитывать
уважение к старшим; повторить правила вежливости; развивать стремление быть
внимательным к окружающим людям.

Оборудование: тема записана на доске, жетоны для
викторины, медали «Самый вежливый».

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

— Ребята, сегодня мы с вами поговорим об уважении к старшим, о
чуткости и отзывчивости. Как вы понимаете выражение «Уважай старших»?
(Здороваться со старшими, дать дорогу, уступить место, помочь в чем-либо и т.
д.)

— Вы знаете, что человек-невежа не умеет вести себя в
обществе, на улице и в своей речи употребляет такие слова и выражения, которые
характеризуют его с отрицательной стороны. Герой этого стихотворения, например,
слова «спасибо», «здравствуйте», «пожалуйста», «простите» произносит
неправильно.

Простого слова «извините» не одолел его язык.

Ему бывает часто лень сказать при встрече:

«Добрый день!»

Казалось бы, простое слово, а он стесняется, молчит,

И в лучшем случае «здорово!»

Он вместо слова «здравствуйте» бурчит,

А вместо олова «до свидания» не говорит он ничего.

Или заявит на прощанье: «Ну, я пошел… Пока! Всего!»

— Ребята, как вы назовете такого человека? (Невежа.)

— А всегда ли вы сами вежливы? Сейчас проведем викторину. Кто
первый и правильно ответит — получает жетон.

Викторина

Вопрос. Что вы должны
сделать, если в комнату к вам входит старший, а вы сидите?

Ответ. Нужно встать, подать стул, а самому садиться только
после приглашения.

Вопрос. Как вести себя
при входе старшего в класс?

(Учащиеся должны дать соответствующий ответ.)

Вопрос. Как вы должны
вести себя при встрече со старшими на Улице, дома?

Ответ. Остановиться, поздороваться первым.

Вопрос. Как вести себя
при разговоре со старшими?

Ответ. Разговаривать стоя, не закладывать руки в карманы,
стоять прямо, разговаривать спокойно.

Вопрос. Если вы
обращаетесь к старшим, как вы их должны называть? На «вы» или «ты»?
(Соответствующий ответ.)

Вопрос. Вам иногда
приходится встречаться со стариками, инвалидами или с женщинами, которые
нуждаются в оказании им помощи: перейти улицу, перевезти что-нибудь, подняться
в гору, по лестнице и т. д. Как вы должны поступить?

(Добиться соответствующего ответа.)

Вопрос. К вам домой
пришли гости, что вы должны сделать?

Ответ. Попросить раздеться, получить от них пальто и повесить,
при уходе помочь одеться и проводить, не вмешиваться в разговор старших и не
мешать старшим отдохнуть.

Итог викторины.
Подсчитать жетоны, наградить победителей медалями «Самый вежливый».

Физкультминутка

— Когда тебя окружают вежливые люди, то и настроение
радостное. Давайте улыбнемся друг другу и выполним упражнение
«Солнышко».

Под речевку — руки вверх, потянуться, затем руки на пояс,
поворот головы, улыбка, хлопки друг другу, приседание на корточки.

Солнце выглянуло рано.

Улыбнись, становись прямо,

Раз — хлопок и два — хлопок!

А теперь присядь, дружок!

Чтение рассказа В. Осеевой «Бабка»

Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом. В
старой вязаной кофте, расхаживала она по комнатам, неожиданно появляясь перед
глазами, как большая тень.

— Всю квартиру собой заполнила — ворчал Борькин отец. А мать
робко возражала ему:

— Старый человек, куда ж ей деться?

— Зажилась на свете, — вздыхал отец… В инвалидном доме ей
место, вот где!

Все в доме, не исключая и Борьки, смотрели на бабку как на
совершенно лишнего человека. Бабка спала на сундуке. Всю ночь она тяжело
ворочалась с боку на бок, а утром вставала раньше всех и гремела на кухне
посудой. Потом будила зятя и дочь:

— Самовар поспел, вставайте! Попейте горяченького-то на
дорожку.

Подходила к Борьке:

— Вставай, батюшка мой, в школу пора.

— Зачем? — сонным голосом спрашивал Борька.

— В школу. Темный человек глух и нем — вот зачем!

Борька прятал голову под одеяло:

— Иди ты, бабка.

— Я-то пойду, да мне не к спеху, а вот тебе к спеху.

— Боря, вставай! — стучал в стену отец. — А вы, мать, отойдите
от него, не надоедайте с утра.

Но бабка не уходила. Она натягивала на Борьку брюки, рубашку.

Когда все уходили, она начинала хозяйничать. Чистила, мыла, варила;
потом вынимала из сундука спицы и вязала. Спицы двигались в бабкиных руках то
быстро, то медленно — по ходу ее мыслей. Иногда совсем останавливались, падали
на колени, и бабка качала головой:

— Так-то, голубчики мои! Не просто, не просто жить на свете!

* * *

Приходил из школы Борька, сбрасывал на руки бабке пальто,
шапку и, швыряя на стол сумку с книгами, кричал:

— Бабка, поесть!

Бабка прятала вязание, торопливо накрывала на стол, скрестив
руки на животе, следила, как Борька ест.

В эти часы как-то невольно Борька рассказывал ей об уроках,
товарищах. Бабка слушала его любовно, с большим вниманием, приговаривала:

— Все хорошо, Борюшка: и плохое, и хорошее,-хорошо. От плохого
человек крепче делается, от хорошего душа зацветает.

Наевшись, Борька отодвигал от себя тарелку:

— Вкусный кисель сегодня! Ты ела, бабка?

— Ела, ела — кивала головой бабка. — Не заботься обо мне,
Борюшка, я, спасибо, сыта и здорова.

Потом вдруг, глядя на Борьку выцветшими глазами, долго жевала
она беззубым ртом какие-то слова. Щеки ее покрывались рябью, и голос понижался
до шепота:

— Вырастешь, Борюшка, не бросай мать, заботься о матери.
Старое, что малое, в старину говаривали: трудней всего три вещи в жизни: богу
молиться, долги платить, да родителей кормить.

— Я мать не брошу. Это в старину, может, такие люди были, а я
не такой!

— Вот и хорошо, Борюшка. Будешь поить-кормить, да подавать с
лаской, а уж бабка твоя на это с того света радоваться будет.

Со двора доносится визг ребят. К Боре пришел друг.

— Идем, идем! Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая
старушенция.

Бабка отдернула кофту, поправила платок и тихо
пошевелила губами:

— Обидеть, что ударить, приласкать — надо слово искать. А в
соседней комнате товарищ говорил Борьке:

— А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои и чужие. Она у
нас главная.

— Как это — главная? — заинтересовался Борька.

— Она старенькая, всех вырастила. Ее нельзя обижать. А что же
ты со своей так? Смотри, отец, взгреет!

— Не взгреет! — нахмурился Борька. — Он сам с ней не
здоровается.

Товарищ покачал головой:

— Чудно! Теперь старых все уважают.

— Да мы свою бабку не обижаем, — покраснел Борька. — Она у нас
сыта и здорова.

Прощаясь с товарищем, Борька задержал его у дверей.

— Бабка, — нетерпеливо крикнул он, — иди сюда!

— Иду, иду, — заковыляла из кухни бабка.

— Вот, — сказал товарищу Борька, — попрощайся с моей бабушкой.

После этого разговора Борька часто ни с того ни с сего
спрашивал бабку:

— Обижаем мы тебя?

А родителям говорил:

— Наша бабка всех лучше, а живет хуже всех, никто о ней не
заботится.

Мать удивлялась, а отец сердился:

— Кто это тебя научил родителей осуждать? Смотри у меня — мал
еще.

И разволновавшись, набрасывался на бабку:

— Вы, что ли, мамаша, ребенка учите? Если недовольны нами,
могли сами сказать.

Бабка мягко улыбаясь, качала головой:

— Не я учу — жизнь учит. А вам бы, глупые, радоваться надо.
Для вас сын растет. Я свое отжила на свете, а ваша старость впереди.

Перед праздником возилась бабка до полуночи на кухне. Гладила,
чистила, пекла. Утром поздравляла домашних, подавала чистое глаженое белье, дарила носки, шарфы, платочки.

Отец, примеривая новые носки, кряхтел от удовольствия:

— Угодили вы мне, мамаша! Очень хорошо, спасибо вам!

Борька удивлялся:

— Когда это ты навязала, бабка? Ведь у тебя глаза старые, еще
ослепнешь!

Около носа у нее была большая бородавка. Борьку эта бородавка
забавляла.

— Какой петух тебя клюнул? — смеялся он.

— Да вот выросла, что поделаешь!

Борьку вообще интересовало бабкино лицо. Были на этом лице
разные морщины: глубокие, мелкие, как ниточки и широкие, вырытые.

— Чего это ты такая разрисованная? Старая очень? — спрашивал
он. Бабка задумывалась.

— По морщинам, голубчик, жизнь человеческую, как по книге
можно читать.

— Как это? Маршрут, что ли?

— Какой маршрут! Просто горе и нужда здесь расписались. Детей
хоронила, плакала — ложились на лицо морщины. Нужду терпела, билась — опять
морщины. Мужа на войне убили, много слез было — много морщин осталось. Большой
дождь и то в земле ямочки роет.

Беседа — диалог ( по прочитанному произведению)

— Как бабушка относилась ко всем в доме?

— Что она делала для отца Бори?

— Что она делала по хозяйству?

— Что она делала для Бори?

— Какой же была бабушка?

— Как можно о ней сказать?

— Чему она учила Борю?

(Пишу на доске:«Обидеть, что ударить, приласкать — надо слово
искать».)

— Как же к ней относился Боря?

— Чему научил товарищ Борьку?

Пословицы

Молодой работает, старый ум дает.

Не смейся над старым: и сам будешь стар.

Праздная молодость — беспутная старость.

Ребенку дорог пряник, а старцу — покой.

Без старых не проживешь.

За старой головой — как за каменной стеной.

Молодость — пташкой, старость — черепашкой.

Не стучи: сидит дед на печи.

Учат добру не дураки, а старики.

Подведение итогов

— Ребята, прислушивайтесь к взрослым, уважайте
старших. Растите добрыми, чуткими и отзывчивыми, умеющими разделить и горе, и
радость близких вам людей, особенно пожилых.

Конспект  беседы  на тему «Уважай старших» проблема отношений к пожилым людям

( Для учащихся начальной школы, среднего звена.)

Цель:  продолжить формирование у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими, в том числе людьми старшего возраста.

Задачи:

  •  дать   детям понятие  об уважительном отношении к старшим, помогать быть внимательным, уступать место, проявлять вежливость по отношению к старшим;
  • развивать умения у детей анализировать поступки людей из художественных произведений, свои собственные, знать,  как надо поступать в том или ином случае;
  • воспитывать  заботу, любовь,    уважение к людям старшего возраста.  

Оборудование: мультимедийный  проектор, видео- аудио  источники, выставка книг, карточки с речевыми ситуациями, тематические иллюстрации.

Ход  беседы.

1. Организационный момент.

Педагог: Добрый день, уважаемые ребята. На дворе осень  и дождь моросит за окном. Но у природы нет плохой погоды, и чтобы в этом убедиться я предлагаю вам создать    настроение  своими руками. Для этого нужно взять цветовые  полоски соответствующие  вашему настроению на столе, и прикрепить ее к солнышку, которое смотрит на вас с нашей доски. Полоски желтого цвета,  символизируют отличное настроение,  голубые – хорошее, серые — плохое настроение. Итак,  выполняем действия и крепим  лучи настроения к солнышку и мы видим, что  на занятии присутствуют дети с различным настроением. Постараемся его выровнять в лучшую сторону до окончания занятия.

( выполнение задания детьми).

Ребята, сегодня мы с вами поговорим об уважении к старшим, о чуткости и отзывчивости. На сегодняшний день существует проблема отношения к пожилым людям. Если раньше дети беспрекословно слушались старших, то сейчас внуки пререкаются и грубо разговаривают с бабушками и дедушками, считая их не понимающими и не очень образованными. При этом многие дети также поступают и со своими родителями и даже не стесняются проявлять свое грубое отношение в обществе. Это объясняется неправильным воспитанием и вседозволенностью.

 ( на экране видеоряд правильных действий по отношению к старшим  в  общественных местах, транспорте, учреждениях культуры, на улице, в домашней обстановке)

2. Основной ход беседы.

Педагог: Мы каждый день сталкиваемся с людьми старшего возраста, это не только ваши близкие- бабушки и дедушки,  но и ваши соседи, прохожие. Как вы приветствуете старших, знаете ли вы вежливые слова? Сейчас слева — направо  мы будем поочередно вставать называя вежливые слова приветствия,  делая «волну   вежливости», которая  нахлынула  на  нас сегодня. ( Упражнение  «Волна вежливости»). Молодцы, вам знакомы  с вежливыми действиями. Хочу вам прочитать замечательное стихотворение  С. Михалкова «Лапуся», послушайте его внимательно и ответьте мне вопросы.  (Дети сидят и слушают стих)

ЛАПУСЯ 

Я не знаю, как мне быть —
Начал старшим я грубить.

Скажет папа:
— Дверь открыта!
Притвори ее, герой! —
Я ему в ответ сердито
Отвечаю:
— Сам закрой!

За обедом скажет мама:
— Хлеб, лапуся, передай! —
Я в ответ шепчу упрямо:
— Не могу. Сама подай! —

Очень бабушку люблю,
Все равно — и ей грублю.

Очень деда обожаю,
Но и деду возражаю…

Я не знаю, как мне быть —
Начал старшим я грубить.

А они ко мне:
— Голубчик,
Ешь скорее! Стынет супчик!.. —
А они ко мне:
— Сыночек,
Положить еще кусочек? —
А они ко мне:
— Внучок,
Ляг, лапуся, на бочок!..

Я такое обращенье
Ненавижу, не терплю,
Я киплю от возмущенья
И поэтому грублю.

Я не знаю, как мне быть —
Начал старшим я грубить.

До того я распустился,
Что грублю я всем вокруг.
Говорят, от рук отбился.
От каких, скажите, рук?!

Как вы думаете, о чем это стихотворение?( ответы детей)

-Правильно ли вел себя мальчик?

 Педагог: Во многих семьях с детских лет прививают уважение к старшим. Это очень важно для правильного воспитания человека и его дальнейшей жизни в обществе. Ведь без уважительного отношения к старшему поколению нельзя говорить о высокой культуре, правильном взаимодействии с обществом.

Как вы понимаете выражение «Уважай старших»? (ответы детей) Правильно. Здороваться со старшими,    уступить место,  дорогу,  помочь в чем-либо и т. д.

Предлагаю вам  поучаствовать в викторине «Самый вежливый».  Ваша задача поднимать руку и  отвечать на вопросы. Кто первый и правильно ответит — получает жетон- улыбку.

Викторина

Вопрос. Как вы должны вести себя при встрече со старшими на улице, дома,  если вы знакомы?

Ответ. Остановиться, поздороваться первым.

Вопрос. Как вы должны вести себя при встрече со старшими на улице,  если вы не  знакомы?

Ответ: Пропустить вперед.  Если  вы спешите, не толкаясь обойти стороной.

Вопрос. Нужно ли  оказывать знаки внимания старшим в транспорте?

Ответ: Нужно. Необходимо  уступать места  в транспорте  людям старшего возраста, женщинам, инвалидам.

Вопрос. Что вы должны сделать, если в комнату к вам входит старший, а вы сидите?

Ответ. Нужно встать, предложить  стул, а самому садиться только после приглашения.

Вопрос. Как вести себя при входе старшего в класс? (Учащиеся должны дать соответствующий ответ.)

Вопрос. Как вести себя при разговоре со старшими?

Ответ. Разговаривать стоя, не закладывать руки в карманы, стоять прямо, разговаривать спокойно.

Вопрос. Если вы обращаетесь к старшим, как вы их должны называть? На «вы» или «ты»? (Соответствующий ответ.)

Вопрос. Вам иногда приходится встречаться со стариками, инвалидами или с женщинами, которые нуждаются в оказании им помощи: перейти улицу, перевезти что-нибудь, подняться в гору, по лестнице и т. д. Как вы должны поступить?

(Добиться соответствующего ответа направленного на оказание помощи.)

Вопрос. К вам домой пришли гости почтенного возраста, что вы должны сделать?

Ответ. Попросить раздеться, получить от них верхнюю одежду,  повесить ее, при уходе помочь одеться и проводить, не вмешиваться в разговор старших и не мешать старшим отдохнуть.

Итог викторины. Подсчитав жетоны,  я  хочу наградить победителей медалями «Самый вежливый».

Физкультминутка

         Я прошу подняться вас – это «раз»,

        Повернулась голова — это «два»,

        Руки вбок, вперед смотри это «три».

        На «четыре» – поскакать.

        Две руки к плечам прижать — это «пять».

        Всем ребятам тихо сесть — это «шесть».

Педагог:  Воспитание уважения к старшим  должно начинать в семье с раннего возраста ребенка.  Родители должны понимать, что только от них зависит то, каким будут их дети. Поэтому прививать уважение к старшим в семье необходимо еще с самых малых лет. Это лучше всего делать на собственном примере. Каждый из вас  наверное знает, что  мужчина, папа, отец,  в семье является главным и именно он подает пример  ребенку авторитетом.   Вот некоторые советы,  как, например, воспитать уважение к старшим:

  1. Учить помогать старшим, например, донести сумку или перевести через дорогу.
  2. Чаще звонить или ходить в гости к бабушке и дедушке.
  3. Объяснять, что нужно всегда делиться или угощать старших.
  4. Учить, что меньшие всегда должны помогать страшим в работе или хлопотах по хозяйству, например, помыть за собой посуду.
  5. При первых проявлениях грубого отношения, например, в разговоре, следует немедленно это пресечь и объяснить, что такое поведение неприемлемо. Со старшими в семье необходимо разговаривать почтительно и без повышения голоса.

При воспитании уважения следует помнить, что внимательное отношение к самому ребенку может формировать правильное поведение, а унижение личности приведет к негативным последствиям и уничтожит все авторитеты.

         Знаете ли вы, что замечательный человек и педагог В.А. Сухомлинский вместе с коллективом Павлышской школы, где он был директором, создал такой удивительный кодекс, включающий 10 оригинальных правил формирования у детей уважения к старшим — «Десять Нельзя»:

* нельзя бездельничать, когда все трудятся; позорно предаваться праздности, всевозможным увеселениям, когда — ты прекрасно знаешь об этом — старшие не могут позволить себе отдыха;

* нельзя смеяться над старостью и старыми людьми — это величайшее святотатство; о старости надо говорить только с уважением; в мире есть три вещи, которые ни при каких условиях не могут быть подвергнуты осмеянию — патриотизм, истинная любовь к женщине и старость;

* нельзя вступать в пререкания с уважаемыми и взрослыми людьми, особенно со стариками; недостойно человеческой мудрости и рассудительности скоропалительно выражать сомнения в истинности того, что советуют старшие; если у тебя просятся на язык какие- то сомнения, придержи их в голове, подумай, рассуди, а потом спроси у старшего еще раз — спроси так, чтобы не обидеть;

* нельзя выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи… у ровесника твоего есть, а о тебе родители не позаботились; от своих родителей ты не имеешь права требовать ничего;

* нельзя допускать, чтобы мать давала тебе то, что она не дает себе,— лучший кусочек на столе, лучшая конфетка, лучшее платье… Умей отказаться от подарка, если ты знаешь, что в вещи, которую тебе дарят, мать отказывает себе; мысль о праве на какую-то собственную исключительность делать то, что осуждают старшие — ни на глазах у них, ни где-то в стороне; каждый свой поступок рассматривай с точки зрения старших: что подумают они; особенно недопустима назойливость, стремление без надобности напомнить о себе, выставлять напоказ свои притязания; мать и отец никогда не забывают о тебе; если ты не на глазах у них, они думают о тебе больше, чем тогда, когда ты вертишься рядом; помни, что у матери и отца есть свой духовный мир, они иногда хотят остаться наедине сами с собой;

* нельзя делать то, что осуждают старшие; это очень важно для укрепления уважения педагогов и родителей;

* нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, если у нее нет никого, кроме тебя; в радостные дни праздника никогда не оставляй ее одну; ты сам — твое слово, твоя улыбка, твое обращение — бывает, единственная радость ее бытия; чем ближе закат человеческой жизни, тем острее переживается горечь одиночества; оставлять одиноким дедушку, оставлять в одиночестве старика-отца, даже если и ты уже станешь стариком,— бесчеловечно, дико; помни, что в жизни человека наступает такой период, когда никакой другой радости, кроме радости человеческого общения, у него уже не может быть;

* нельзя собираться в дорогу, не спросив разрешения и совета у старших, особенно у старика-дедушки; не простившись с ними, не дождавшись от них пожелания счастливого пути и не пожелав им счастливо оставаться;

* нельзя садиться обедать, не пригласив старшего, только нравственный невежда уподобляется скоту, утоляющему голод в одиночестве и опасающемуся, как бы его сородич, присутствующий при этом, не урвал куска себе; человеческая трапеза — это не утоление голода, не физиологический акт в цепочке обмена веществ, люди придумали стол не только для того, чтобы ставить под стол ноги, а на стол опираться; за столом происходит интереснейшее духовное общение людей; если ты сумел уговорить старика разделить с тобой трапезу, ты доставил ему большую радость; нельзя сидеть, когда стоит взрослый, особенно пожилой человек, в особенности женщина;

* нельзя ожидать, пока с тобой поздоровается старший, ты должен первым приветствовать его, встречаясь, а расставаясь — пожелать доброго здоровья; в этих правилах этикета заключается глубокая внутренняя сущность — уважение человеческого достоинства; не умея уважать его, ты уподобляешься шалопаю, плюющему в прекрасные волны моря; море огромно в своем величии и красоте, твои плевки его ни оскорбят, ни унизят, и, плюясь и любуясь своими плевками, ты позоришь себя (обсуждение с детьми всех правил.)

3. Заключение. Рефлексия.

Педагог: Сегодня, в канун праздника «Дня пожилого человека»  мы затронули актуальную тему уважения старости. И правила, с которыми вас сегодня познакомила, необходимо соблюдать ежедневно, да,  для кого-то это будет нелегко.  

Можете ли вы привести   примеры из жизни своих друзей или из  художественной литературы, просмотренных кинофильмов о нарушении того или иного пункта?

—  Интересна ли вам была предложенная тема  беседы?

— Что нового вы узнали?

-Пересмотрите ли вы свое поведение и отношение к старшим?

— Сумеете  ли вы вместе выработать единое мнение об отношении детей к взрослым и, особенно, к пожилым людям? ( ответы детей)

— Давайте  посмотрим на наше солнышко, и  поменяем его лучи, с   условием, если ваше настроение поменялось, то вы крепите полоски соответствующего цвета. ( работа детей) Наше солнце улыбается и  машет нам желто-золотистыми лучами!

 Спасибо за внимание.

Беседа «Уважение к старшим».

Цель:  продолжить формирование у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими, в том числе людьми старшего возраста.

Задачи:  дать   детям понятие  об уважительном отношении к старшим, помогать быть внимательным, уступать место, проявлять вежливость по отношению к старшим; развивать умения у детей анализировать поступки людей из художественных произведений, свои собственные, знать,  как надо поступать в том или ином случае; воспитывать  заботу, любовь,    уважение к людям старшего возраста.

Ход  беседы.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Добрый день, уважаемые ребята, сегодня мы с вами поговорим об уважении к старшим, о чуткости и отзывчивости. На сегодняшний день существует проблема отношения к пожилым людям. Если раньше дети беспрекословно слушались старших, то сейчас внуки пререкаются и грубо разговаривают с бабушками и дедушками, считая их не понимающими и не очень образованными. При этом многие дети также поступают и со своими родителями и даже не стесняются проявлять свое грубое отношение в обществе. Это объясняется неправильным воспитанием и вседозволенностью.

2. Основной ход беседы.

Воспитатель: Мы каждый день сталкиваемся с людьми старшего возраста, это не только ваши близкие- бабушки и дедушки,  но и ваши соседи, прохожие. Как вы приветствуете старших, знаете ли вы вежливые слова? Сейчас слева — направо  мы будем поочередно вставать называя вежливые слова приветствия,  делая «волну   вежливости», которая  нахлынула  на  нас сегодня. ( Упражнение  «Волна вежливости»). Молодцы, вам знакомы  с вежливыми действиями. Хочу вам прочитать замечательное стихотворение  С. Михалкова «Лапуся», послушайте его внимательно и ответьте мне вопросы.  (Дети сидят и слушают стих)

ЛАПУСЯ 

Я не знаю, как мне быть —
Начал старшим я грубить.

Скажет папа:
— Дверь открыта!
Притвори ее, герой! —
Я ему в ответ сердито
Отвечаю:
— Сам закрой!

За обедом скажет мама:
— Хлеб, лапуся, передай! —
Я в ответ шепчу упрямо:
— Не могу. Сама подай! —

Очень бабушку люблю,
Все равно — и ей грублю.

Очень деда обожаю,
Но и деду возражаю…

Я не знаю, как мне быть —
Начал старшим я грубить.

А они ко мне:
— Голубчик,
Ешь скорее! Стынет супчик!.. —
А они ко мне:
— Сыночек,
Положить еще кусочек? —
А они ко мне:
— Внучок,
Ляг, лапуся, на бочок!..

Я такое обращенье
Ненавижу, не терплю,
Я киплю от возмущенья
И поэтому грублю.

Я не знаю, как мне быть —
Начал старшим я грубить.

До того я распустился,
Что грублю я всем вокруг.
Говорят, от рук отбился.
От каких, скажите, рук?!

Как вы думаете, о чем это стихотворение?( ответы детей)

-Правильно ли вел себя мальчик?

 Воспитатель: Во многих семьях с детских лет прививают уважение к старшим. Это очень важно для правильного воспитания человека и его дальнейшей жизни в обществе. Ведь без уважительного отношения к старшему поколению нельзя говорить о высокой культуре, правильном взаимодействии с обществом.

Как вы понимаете выражение «Уважай старших»? (ответы детей) Правильно. Здороваться со старшими,    уступить место,  дорогу,  помочь в чем-либо и т. д.

Предлагаю вам  поучаствовать в викторине «Самый вежливый».  Ваша задача поднимать руку и  отвечать на вопросы.

Викторина

Вопрос. Как вы должны вести себя при встрече со старшими на улице, дома,  если вы знакомы?

Ответ. Остановиться, поздороваться первым.

Вопрос. Как вы должны вести себя при встрече со старшими на улице,  если вы не  знакомы?

Ответ: Пропустить вперед.  Если  вы спешите, не толкаясь обойти стороной.

Вопрос. Нужно ли  оказывать знаки внимания старшим в транспорте?

Ответ: Нужно. Необходимо  уступать места  в транспорте  людям старшего возраста, женщинам, инвалидам.

Вопрос. Что вы должны сделать, если в комнату к вам входит старший, а вы сидите?

Ответ. Нужно встать, предложить  стул, а самому садиться только после приглашения.

Вопрос. Как вести себя при входе старшего в класс? (Воспитанники должны дать соответствующий ответ.)

Вопрос. Как вести себя при разговоре со старшими?

Ответ. Разговаривать стоя, не закладывать руки в карманы, стоять прямо, разговаривать спокойно.

Вопрос. Если вы обращаетесь к старшим, как вы их должны называть? На «вы» или «ты»? (Соответствующий ответ.)

Вопрос. Вам иногда приходится встречаться со стариками, инвалидами или с женщинами, которые нуждаются в оказании им помощи: перейти улицу, перевезти что-нибудь, подняться в гору, по лестнице и т. д. Как вы должны поступить?

(Добиться соответствующего ответа направленного на оказание помощи.)

Вопрос. К вам домой пришли гости почтенного возраста, что вы должны сделать?

Ответ. Попросить раздеться, получить от них верхнюю одежду,  повесить ее, при уходе помочь одеться и проводить, не вмешиваться в разговор старших и не мешать старшим отдохнуть.

Физкультминутка

Я прошу подняться вас – это «раз»,

        Повернулась голова — это «два»,

        Руки вбок, вперед смотри это «три».

        На «четыре» – поскакать.

        Две руки к плечам прижать — это «пять».

        Всем ребятам тихо сесть — это «шесть».

Воспитатель:  Воспитание уважения к старшим  должно начинать в семье с раннего возраста ребенка.  Родители должны понимать, что только от них зависит то, каким будут их дети. Поэтому прививать уважение к старшим в семье необходимо еще с самых малых лет. Это лучше всего делать на собственном примере. Каждый из вас  наверное знает, что  мужчина, папа, отец,  в семье является главным и именно он подает пример  ребенку авторитетом.   Вот некоторые советы,  как, например, воспитать уважение к старшим:

  • Учить помогать старшим, например, донести сумку или перевести через дорогу.

  • Чаще звонить или ходить в гости к бабушке и дедушке.

  • Объяснять, что нужно всегда делиться или угощать старших.

  • Учить, что меньшие всегда должны помогать страшим в работе или хлопотах по хозяйству, например, помыть за собой посуду.

  • При первых проявлениях грубого отношения, например, в разговоре, следует немедленно это пресечь и объяснить, что такое поведение неприемлемо. Со старшими в семье необходимо разговаривать почтительно и без повышения голоса.

При воспитании уважения следует помнить, что внимательное отношение к самому ребенку может формировать правильное поведение, а унижение личности приведет к негативным последствиям и уничтожит все авторитеты.

         Знаете ли вы, что замечательный человек и педагог В.А. Сухомлинский вместе с коллективом Павлышской школы, где он был директором, создал такой удивительный кодекс, включающий 10 оригинальных правил формирования у детей уважения к старшим — «Десять Нельзя»:

* нельзя бездельничать, когда все трудятся; позорно предаваться праздности, всевозможным увеселениям, когда — ты прекрасно знаешь об этом — старшие не могут позволить себе отдыха;

* нельзя смеяться над старостью и старыми людьми — это величайшее святотатство; о старости надо говорить только с уважением; в мире есть три вещи, которые ни при каких условиях не могут быть подвергнуты осмеянию — патриотизм, истинная любовь к женщине и старость;

* нельзя вступать в пререкания с уважаемыми и взрослыми людьми, особенно со стариками; недостойно человеческой мудрости и рассудительности скоропалительно выражать сомнения в истинности того, что советуют старшие; если у тебя просятся на язык какие- то сомнения, придержи их в голове, подумай, рассуди, а потом спроси у старшего еще раз — спроси так, чтобы не обидеть;

* нельзя выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи… у ровесника твоего есть, а о тебе родители не позаботились; от своих родителей ты не имеешь права требовать ничего;

* нельзя допускать, чтобы мать давала тебе то, что она не дает себе,— лучший кусочек на столе, лучшая конфетка, лучшее платье… Умей отказаться от подарка, если ты знаешь, что в вещи, которую тебе дарят, мать отказывает себе; мысль о праве на какую-то собственную исключительность делать то, что осуждают старшие — ни на глазах у них, ни где-то в стороне; каждый свой поступок рассматривай с точки зрения старших: что подумают они; особенно недопустима назойливость, стремление без надобности напомнить о себе, выставлять напоказ свои притязания; мать и отец никогда не забывают о тебе; если ты не на глазах у них, они думают о тебе больше, чем тогда, когда ты вертишься рядом; помни, что у матери и отца есть свой духовный мир, они иногда хотят остаться наедине сами с собой;

* нельзя делать то, что осуждают старшие; это очень важно для укрепления уважения педагогов и родителей;

* нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, если у нее нет никого, кроме тебя; в радостные дни праздника никогда не оставляй ее одну; ты сам — твое слово, твоя улыбка, твое обращение — бывает, единственная радость ее бытия; чем ближе закат человеческой жизни, тем острее переживается горечь одиночества; оставлять одиноким дедушку, оставлять в одиночестве старика-отца, даже если и ты уже станешь стариком,— бесчеловечно, дико; помни, что в жизни человека наступает такой период, когда никакой другой радости, кроме радости человеческого общения, у него уже не может быть;

* нельзя собираться в дорогу, не спросив разрешения и совета у старших, особенно у старика-дедушки; не простившись с ними, не дождавшись от них пожелания счастливого пути и не пожелав им счастливо оставаться;

* нельзя садиться обедать, не пригласив старшего, только нравственный невежда уподобляется скоту, утоляющему голод в одиночестве и опасающемуся, как бы его сородич, присутствующий при этом, не урвал куска себе; человеческая трапеза — это не утоление голода, не физиологический акт в цепочке обмена веществ, люди придумали стол не только для того, чтобы ставить под стол ноги, а на стол опираться; за столом происходит интереснейшее духовное общение людей; если ты сумел уговорить старика разделить с тобой трапезу, ты доставил ему большую радость; нельзя сидеть, когда стоит взрослый, особенно пожилой человек, в особенности женщина;

* нельзя ожидать, пока с тобой поздоровается старший, ты должен первым приветствовать его, встречаясь, а расставаясь — пожелать доброго здоровья; в этих правилах этикета заключается глубокая внутренняя сущность — уважение человеческого достоинства; не умея уважать его, ты уподобляешься шалопаю, плюющему в прекрасные волны моря; море огромно в своем величии и красоте, твои плевки его ни оскорбят, ни унизят, и, плюясь и любуясь своими плевками, ты позоришь себя (обсуждение с детьми всех правил.)

3. Заключение. Рефлексия.

Воспитатель: Сегодня, мы затронули актуальную тему уважения старости. И правила, с которыми вас сегодня познакомила, необходимо соблюдать ежедневно, да,  для кого-то это будет нелегко.  

Можете ли вы привести   примеры из жизни своих друзей или из  художественной литературы, просмотренных кинофильмов о нарушении того или иного пункта?

—  Интересна ли вам была предложенная тема  беседы?

— Что нового вы узнали?

-Пересмотрите ли вы свое поведение и отношение к старшим?

— Сумеете  ли вы вместе выработать единое мнение об отношении детей к взрослым и, особенно, к пожилым людям? ( ответы детей)

 Спасибо за внимание.

МБОУ ТАЦИНСКАЯ СОШ № 3

Классный час на тему:

« Уважай старших»

1-Б КЛАСС

КЛ. РУКОВОДИТЕЛЬ: ЯЗЕПОВА Н.Н.

21 ноября 2016 год

Классный час на тему «Уважай старших» 1-б кл

Целивоспитывать уважение к старшим; повторить правила вежливости; развивать стремление быть внимательным к окружающим людям.

Задачи:

— дать понятие о том, кто такие люди старшего поколения и почему мы должны их уважать;

— разъяснить содержание и необходимость моральных норм уважения к старшим; убедить в том, что дети несут моральную ответственность к людям старшего поколения.

Оборудование:  мультфильм серия 42 «Невежи» из сериала «ЛУНТИК», компьютер, раздаточный материал, аудиозапись В. Осеевой «Печенье».

УУД

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Л.: анализ объектов с целью выделения признаков.

Ход занятия:

Учитель:

— Ребята, сегодня мы с вами поговорим об уважении к старшим, о чуткости и отзывчивости. А что – же такое уважение?

Слайд 1 (Уважение — это чувство почтения, отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств, заслуг, высоких качеств).

Как вы понимаете выражение «Уважай старших»? (Здороваться со старшими, дать дорогу, уступить место, помочь в чем-либо и т. д.).

— Ребята, а как  вы назовете человека, который уважает старших, знает и правильно употребляет вежливые слова?

— Вежливый.

— А человека, который  не умеет вести себя в обществе, на улице и в своей речи употребляет такие слова и выражения, которые характеризуют его с отрицательной стороны? Посмотрите мультфильм «Лунтик» и вы узнаете, как называют людей, которые не умеет вести себя в обществе, на улице и в своей речи употребляет такие слова и выражения, которые характеризуют его с отрицательной стороны

Учитель:

-Как же называют человека, который не умеет себя вести в обществе? (Невежа)

-Верно, человек-невежа не умеет вести себя в обществе. В своей речи невежа употребляет такие слова и выражения, которые характеризуют его отрицательные стороны.

— А всегда ли вы сами вежливы? Сейчас мы это узнаем.

Вопрос.  Что вы должны сделать, если в комнату к вам входит старший, а вы сидите?

Ответ.  Нужно встать, подать стул, а самому садиться только после приглашения.

Вопрос.  Как вести себя при входе старшего в класс?

(Встать и поздороваться.)

Вопрос.  Как вы должны вести себя при встрече со старшими на улице, дома?

Ответ.   Поздороваться первым.

Вопрос.  Как вести себя при разговоре со старшими?

Ответ.  Разговаривать стоя, не закладывать руки в карманы, стоять прямо, разговаривать спокойно.

Вопрос.  Если вы обращаетесь к старшим, как вы их должны называть? На «вы» или «ты»? (На «вы».)

Вопрос.  Вам иногда приходится встречаться со стариками, инвалидами или с женщинами, которые нуждаются в оказании им помощи: перейти улицу, перевезти что-нибудь, подняться в гору, по лестнице и т. д. Как вы должны поступить?

(Добиться соответствующего ответа.)

Вопрос.  К вам домой пришли гости, что вы должны сделать?

Ответ.  Попросить раздеться, получить от них пальто и повесить, при уходе помочь одеться и проводить, не вмешиваться в разговор старших.

Физкультминутка

Слайд 2

Когда тебя окружают вежливые люди, то и настроение радостное. Давайте улыбнемся друг — другу и выполним упражнение «Солнышко».

Солнце выглянуло рано.

Улыбнитесь, встаньте прямо,

Раз – хлопок и два – хлопок!

А теперь присядь, дружок!

И на месте покружись!

Руки к солнцу протяни и на месте замри!

Учитель: Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту любовь к добру они выражали в пословицах и поговорках.

— Давайте прочитаем одну из них постараемся объяснить её смысл.

Слайд 3

Вся семья вместе, так и душа на месте. (Р.К.)

(Учитель выслушивает рассуждения детей.)

— Мы знаем, что в казачьей семье было принято заботиться друг о друге, помогать, утешать и радоваться вместе. Если в семье спокойствие, мир и лад, то такая семья очень крепкая.

— Семья — это опора любого человека в жизни, это настоящие друзья, которые придут всегда тебе на помощь, это уют и тепло, это то место, куда мы всегда спешим, потому, что здесь нас любят и ждут.

Самыми близкими людьми для вас являются папа и мама. Но признайтесь честно, кто больше всего проводит с вами времени в детстве? Скорее всего, это дедушка и бабушка.

А сейчас послушайте рассказ В. Осеевой «Печенье» (АУДИОЗАПИСЬ)

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

— Дели по одному, — строго сказал Миша. Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.

— Ровно? — спросил Вова. Миша смерил глазами две кучки.

— Ровно. Бабушка, налей нам чаю! Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

— Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.

— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова. Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку — она опустила голову.

Вопросы для обсуждения:

— Почему мама и бабушка расстроились?

— Что мальчики сделали неправильно?

Учитель. Мальчики проявили равнодушие к маме и бабушке, и им стало обидно. А ведь это самые близкие люди, которые бескорыстно любят своих детей и внуков, заботятся о них.

Учитель. Почему нужно бережно относиться к бабушкам?

Упражнение «Копилка добрых дел»

Учитель. Давайте поработаем в парах и постараемся собрать «копилку добрых дел».

(На доске )

( Работа в парах. У каждой пары на столе лежит листочек, на которых написаны выражения. Дети читают их и размышляют, в какую копилку необходимо поместить это выражение. Парами выходят и размещают.)(Вторая физминутка

Мы можем…

Помочь бабушке или маме помыть посуду;

Прочитать газету;

Сказать ласковые слова;

Просто поговорить…

Уступить место в транспорте

При встрече здороваться

Нельзя

Огорчать старших

Обижать девочку, девушку, маму

Бездельничать

Пререкаться с взрослыми

Учитель. Внуки должны уважать бабушек и заботиться о них, как в рассказе Л. Толстого «Бабушка и внучка».

Чтение и обсуждение рассказа.

У бабки была внучка; прежде внучка была мала и все спала, а бабка сама пекла хлебы, мела избу, мыла, шила, пряла и ткала на внучку; а после бабка стала стара и легла на печку и все спала. И внучка пекла, мыла, шила, ткала и пряла на бабку.

Вопросы для обсуждения:

— Что мы можем сделать для наших бабушек?

— Почему внучка работала на бабку?

Подведение итогов

Учитель. Какой вывод мы можем сделать? (Старших надо уважать, заботиться о них. Их опыт и знания помогают в разных ситуациях.)

— А сейчас я раздам вам памятки, которые помогут вам в жизни. ( Приложение)

Приложение

Правила почитания и уважения старших

Нельзя:

— огорчать старших, родителей непослушанием, плохими словами и поступками;

— бездельничать, когда все вокруг трудятся, плохо предаваться праздности;

— смеяться над старостью и старыми людьми – это величайшее святотатство; в болезни, печали, скорби близких необходимо спешить приходить на помощь, утешать, помогать;

— вступать в споры, пререкания с уважаемыми и взрослыми людьми;

— выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи, игрушки, лакомства; от своих родителей ты не имеешь права требовать ничего;

— допускать, чтобы мать давала тебе то, что она не дает себе: лучшую конфету, угощение, а если и дает, то обязательно нужно делиться; делать то, что запрещают старшие;

— оставлять старшего, больного, слабого в одиночестве, если у него никого нет, кроме тебя;

— обижать девочку, девушку, маму.

Правила вежливости

— Будь вежлив. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

— Будь всегда приветлив: при встрече здоровайся, за помощь и заботу благодари, уходя, не забудь попрощаться.

— Старшим, больным и усталым уступай место в транспорте; постарайся делать это не напоказ; не жди, чтобы тебя попросили уступить место.

— Упавшему помоги встать. Старшему, слабому, слепому помоги перейти через дорогу. Делай это сердечно, от души, любезно, не смущаясь.

— Никогда и никуда не опаздывай. Всегда приходи в назначенный час, минутка в минутку – береги время других людей.

— Не заставляй волноваться о себе. Уходишь из дома – скажи куда пошел, когда вернешься и старайся не опаздывать.

— Не капризничай. Твой каприз может испортить настроение другим, причинить им беспокойство.

Помочь бабушке или маме помыть посуду

Прочитать газету

Сказать ласковые слова

Просто поговорить

Уступить место в транспорте

При встрече здороваться

Огорчать старших

Обижать девочку, девушку, маму

Бездельничать

Беседа «Отношение к старшим»

Цель:

Способствовать формированию нравственной культуры учащихся, симпатии и сопереживания; уважительного отношения к пожилым людям, взаимопонимания и терпимости в отношении пожилых людей.

Задачи:

Образовательные:

Расширить знания детей о таких понятиях, как «старость», «пожилой человек».

Добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки сверстников в совместных играх и ситуациях, мотивировать, объяснять свои суждения.

Учить воспитанников оценивать свои собственные поступки и поступки товарищей.

Развивающие:

Развивать социальные чувства (эмоции): сочувствие, сопереживание к близким людям, осознанные доброжелательные отношения.

Развивать мыслительную активность, культуру речи: ясно и грамотно излагать свои мысли;

Развивать творческие способности у воспитанников, наблюдательность. 

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные:

Воспитывать нравственные основы, культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать пожилых людей, заботиться о них.

Прививать желание заботиться о пожилых людях, оказывать помощь в делах, уметь своими поступками приносить им радость.

Словарь: родственники, старость, старый человек, пожилой человек. 

Ход занятия.

Воспитатель. У каждого времени свои радости, свои краски. Зима — радует нас белым пушистым снегом и бодрящим морозцем. Весна — первой зеленью, свежестью. Лето изобилием красок, цветов. Осень — своей щедростью, богатым урожаем.

Меняет цвет природа,

Меняется погода,

И солнцу золотому

Идут дожди вослед,

А за теплом — ненастье.

За горем будет счастье,

И молодость на старость

Меняет человек.

Вот так, наверное, и в жизни человека. Юность всегда полна надежд и любви. Зрелые годы — пора расцвета творческих сил, пора свершений, забот о детях и внуках.
— Ребята, вот так с возрастом, люди взрослеют, стареют, становятся пожилыми, старенькими людьми, и теряют свое здоровье. Ведь у вас есть любимые бабушки и дедушки?

— Да.

— Они тоже нуждаются в вашей помощи, в вашем сострадании. Надо помогать бабушкам и дедушкам.

— Вы помогаете своим бабушкам и дедушкам? Да? Я знаю, ребята, вы все любите своих родных и помогаете им.

— Как вы понимаете значение слова МИЛОСЕРДИЕ?

В словаре С.И.Ожегова читаем «Милосердие — готовность помочь кому-нибудь, или простить кого-то».

— Как вы думаете, чему посвящен наш воспитательный час? Речь на сегодня пойдёт о старости, о милосердии, об уважительном отношении к пожилым людям. Тема нашего классного часа «Отношение к пожилым людям».  

Воспитатель.  Как быстро пролетают года! И как бы нам не хотелось, но старость неминуема. Давайте подумаем, а что такое старость?    Посмотрим в словарь С.И..Ожегова « Период жизни после зрелости, в который происходит постепенное ослабление деятельности организма». Старость характеризуется ухудшением здоровья, умственных способностей, затуханием функций организма.

У стариков уже силы не те,

Дней непрожитых мал запас.

Берегите старых людей.

Без которых не было б  нас! (Л. Татьяничева)

Воспитатель.  Все вы знаете, что всегда нужно быть внимательными к близким, заботливыми. Мне хотелось бы, чтобы все мальчишки и девчонки любили и ценили своих бабушек, дедушек, были добрыми, милосердными к ним. Но не всегда люди справедливы, добры к старикам. Бывает, что они незаслуженно обижают их. Послушайте басню Л.Н.Толстого «Старый дед и внучок» и скажите: Как обидели деда в семье? 

Чтение басни Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек».

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И, когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.

Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят, раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу с дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

— Как обидели деда в семье?

— Как относились муж и жена к старому человеку?

— За что они обижали дедушку?

— Как ответил на жестокость родителей сын?

— Почему заплакали отец с матерью?

— Муж и жена исправили свою ошибку?

— А кто им в этом помог?

— Как надо относиться к старым и слабым?

— В чём особенно нуждаются пожилые люди?

-Какие вы молодцы! Бабушкам и дедушкам нужно:

Уступать место в троллейбусе, покупать лекарства

Помогать донести сумку.

Открывать дверь.

Пропускать вперёд.

Помогать перейти дорогу.

-А нужно ли быть снисходительными к пожилым людям? Что означает снисходительность?

Уступить, не заметить, не спорить, не обижаться.

-В каких случаях важно быть снисходительным, т.е. уступать?

Забывчивость старших, рассеянность, рассказы об одном и том же, навязчивая заботливость…

-Как вы сумеете её проявить? Приведите примеры из вашей жизни.

— Как надо поступить?

— К сожалению, ребята, в жизни бывает часто наоборот.

Именно старшие нам уступают и многое прощают.

-А умеем ли мы понимать и быть благодарными за эту любовь старших?

Давайте подумаем над этим, прочитав ситуацию и обсудив её.

Ситуация 1. «Секретная проверка»

Бабушка мыла пол, Услышав настойчивый звонок, она пошла открывать дверь. Вбежала внучка, бросив портфель на пол, протараторила:

— Мне через час снова в школу! А я ужасно хочу есть.

— Во-первых, сказала бабушка, ступай осторожней, я мою пол. А во-вторых, зачем это опять в школу?

— Секретное поручение!

Внучка побежала в свою комнату, взяла какую-то книжку и уткнулась в неё. Бабушка поставила разогревать суп.

— Иди ешь, внученька.

Внучка пришла к столу с книгой. Пристроила её перед тарелкой, не глядя, протянула руку.

— Где у нас черный хлеб?

— Да вот же, перед носом твоим.

Бабушка налила суп.

— Сметаны!- сказала внучка.

Бабушка падала сметану. Закончив обед, внучка спросила, сколько времени.

— Полвторого…

— Ой, мне уже пора. Мы будим по квартирам наших учеников ходить, проверять, как ребята помогают родителям.

— И к тебе придут?

— Может быть. Ну, я побежала…

Бабушка вздохнула, принялась снова за полы. А вдруг придут проверять!

— Кто и как проявляет снисходительность, т.е. уступает бабушка или внучка?

— Чего девочка не сделала и что должна была сделать с самого начала прихода девочка домой?

— Какие этические нормы поведения нарушила девочка?

— Какое отрицательное качество проявилось у девочки? (эгоизм, бессердечие.)

-Какими должны быть внуки, чтобы дедушки и бабушки, пожилые люди уважали вас, чтобы были счастливы?

(добрыми, сердечными, внимательными, отзывчивыми…)

Ситуация 2. «У Кати бабушка уже стара, поэтому плохо видит. Раньше она много читала рассказов своей внучке, рассказывала ей сказ­ки, штопала носки. Сейчас она без очков ничего не видит. Катя пришла к ней в гости и попросила прочитать новую книжку, но бабушка не может найти свои очки и предлагает ей заняться чем-нибудь другим. Внучка, услышав отказ, рассердилась на бабушку, сказав, что больше не придёт к ней в гости».

— Правильно ли поступила девочка? Почему?

— Что чувствовала бабушка в этой ситуации?

— Можно ли было поступить по-другому?

— Как бы вы поступили на месте девочки?

Ситуация 3. С уважением вы должны относиться не только к своим дедушкам и бабушкам, но и ко всем пожилым людям. Ведь рядом с нами живет много стареньких людей, и они могут нуждаться в вашем милосердии, чуткости, тактичности, помощи.

«Опираясь на палочку, идёт старый человек. Он останавлива­ется, чтобы отдохнуть. И снова бредёт. Мальчики начали подра­жать его походке, сгорбились, еле передвигают ноги, смеются».

— Что бы вы сказали о таких мальчиках?

Воспитатель расширяет представления детей об отношении к пожилым людям.

Нельзя смеяться над старыми людьми.

К старым людям нужно относиться заботливо, помогать им.

Старые люди прожили много-много лет и трудились для лю­дей.

Ситуация 4. У Саши дома был старенький больной дедушка. К мальчику в гости пришли друзья. Они громко включили музыку. Дедушка попросил сделать её потише, так как ему плохо. Саша ответил:

-Дед, не мешай нам наслаждаться музыкой.

— Что бы вы сказали о таком мальчике?

— Как бы поступили вы?

Ситуация 5. Бабушка лежала на диване. Вдруг у неё поднялось давление и срочно надо было выпить таблетку. Она попросила внучку Катю принести таблетки из спальни с тумбочки. Катя ответила:

— Возьми сама, я смотрю мультфильм.

— Что бы вы сказали о Кате?

— Как бы вы поступили?

Физкультминутка, сопровождающаяся соответствующими движениями.
«Моя семья».
Раз, два, три, четыре!
Кто живет в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять —
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестрёнка,
Кошка Мурка, два котёнка,
Мой щегол, сверчок и я –
Вот и вся моя семья!

Ситуация 6. Старушка плохо видела. Она долго стояла у перехода и не знала, как ей перейти дорогу. Тут подошел мальчик Вова. Старушка попросила помочь перейти дорогу. Вова сказал: — Старуха, а правил дорожного движения не знает!

— Что бы вы сказали о таком мальчике?

— Как бы поступили вы?

Заключение.

Воспитатель. Как тяжела старость, когда человек одинок. Мы должны проявлять к таким людям заботу и внимание. Посмотрите вокруг и увидите, что рядом с вами живут те, кто нуждается в вашем сочувствии, в вашей помощи, в добром отношении.

Никогда не забывайте своих бабушек и дедушек, помогайте им во всем и поддерживайте их, говоря добрые и ласковые слова.

Ребята, помните, что рядом с вами ваши близкие и родные. И от вас очень много зависит: будет ли бабушка огорчаться из-за ваших капризов или порадуется вместе с вами вашимпобедам. Своих близких нужно беречь. Заботиться о них. Во всем стараться им помочь. Вы должны вести себя так, чтобы им было легко, не спешите скорее сесть. Усадите на свободное место старших родных. Они ведь так редко отдыхают. Старайтесь быть настоящими хозяевами в своем доме. Ведь жить в чистой, аккуратной квартире приятно и детям и взрослым. И тогда в вашей семье всегда будет мир и согласие.

Игра «Волшебная конфета».

— У меня есть сюрприз! Показывает закрытую коробку. Трясет ее. Дети на слух пытаются угадать, что внутри.
— Дети, на самом деле это конфеты. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем пожилым людям, что-то такое, от чего они смогут стать радостнее и счастливее. Давайте подумаем, что мы можем пожелать всем пожилым людям, которые живут на земле…
Примеры высказывания детей:
— Пусть они избавятся от болезней;
— Пусть никогда не умирают;
-Пусть у всех будет дом;
-Пусть все хорошо живут;
-Пусть у всех будет обед;
-И др.

О бабушках и дедушках можно рассказывать очень долго и много. Я обращаюсь ко всем мальчишкам и девчонкам: любите и цените их, будьте добрыми, чуткими к ним, не причиняйте боли своими словами и поступками. Они достойны уважения и признательности.

-А теперь, ребята, давайте сделаем для наших бабушек и дедушек в подарок волшебный Цветик-семицветик, который поможет им быть здоровыми и весёлыми.

— Сейчас берём кисточки, краски и рисуем наш цветик. Ребята, каждый лепесток должен быть разного цвета. Какими цветами будет рисовать?

— Красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, оранжевый, розовый.

Дети рисуют.

— Вот какие красивые цветы получились.

Рефлексия:

— Ребята, о чем мы сегодня говорили?

— Мы говорили о помощи пожилым людям.

— Да, ребята любите, уважайте своих бабушек и дедушек и подарите им наши Цветики-семицветики.

-Что нового, интересного узнали?

— Где нам это пригодится?

— Ребята, сумеете ли вы после нашего занятия подумать над своими ошибками, заметить то, что не замечали раньше?

Подведение итога урока

Воспитатель. Мы должны бережно и с благодарностью относиться к поколению дедушек и бабушек, нужно быть чуткими, тактичными, внимательными, сердечными.

Я очень надеюсь и верю, что  наше занятие помогло вам понять, что к пожилым людям надо относиться с добротой, пониманием, стараться помогать им. Берегите близких, относитесь уважительно к ним, окружите их теплом и заботой Они   заслужили   наше   почтение   и   уважение. Ведь это наши с вами бабушки и дедушки. Старость ждёт каждого из нас. Быстро идёт время. Скоро и вы станете взрослыми и сильными, а ваши родители — слабыми и старенькими.  Давайте будем милосердны к старости!!! Не обижайте стариков!

В заключение нашего занятия я хочу вам пожелать, что бы вы всегда помнили о своих родных и близких, помогали им, а так же доброжелательно относились к незнакомым людям. Всем спасибо за работу! До следующей встречи!

3. Терпимость в отношении вкусов и привычек, которые сложились у старшего поколения

за всю жизнь, даже если они кажутся старомодными, вредными и неприятными.

Что такое терпимость?

4. Забота о здоровье и самочувствии людей старшего поколения, об их быте и отдыхе.

Согласны ли вы с этими правилами или нет? Почему?

Лучшие годы людей старшего поколения позади и нужно помнить, что наиболее молодые

и прекрасные времена в их жизни были посвящены и отданы для того, чтобы молодежи

жилось лучше.

Знаете, что старость наших близких ставит нас на особое место – почтение к старшим.

Нам необходимо понять, что одиночество неизбежный спутник старости, который очень

тяжело принять нашим бабушкам и дедушкам. Да, пока мы молодые, то очень плохо

представляем, каково быть пожилым и одиноким человеком. Чаще всего нас раздражает

медлительность стариков, и даже их заботливое внимание кажется навязчивым… Думаете,

твоей бабушке не одиноко? Наверное, каждый из нас скажет, что любит свою бабушку,

но, любимто любим, но не всегда умеем показать свою любовь. А пожилые люди ведь

нуждается в этом. Их услуги мы принимаем как должное, а невольные промахи не

прощаем.

Мы должны проявлять больше внимания и любви к старым людям: и к тем, которые

живут рядом с нами, и к тем, с которыми случайно встречаемся на улице. Нам необходимо

помнить, как мы относимся к своим бабушкам, дедушкам, родителям, так и к нам в свое

время будут относиться наши дети и внуки.

Но еще хуже другая крайность, которая чаще проявляется в отношении внуков (детей и

подростков) к бабушкам и дедушкам. Они, вроде, и любят стариков, но позволяют себе

какоето пренебрежительное отношение и ним: могут перебить их в разговоре, не

дослушать и уйти, забывают поблагодарить за заботу и услуги, вообще не проявляют

должного уважения. А о послушании я и не говорю… А старикам что делать? Смиряться,

терпеть, прощать…

Каждая морщинка на лице ваших бабушки и деда – след их переживаний, перенесенных

бед, тяжелых испытаний, слез.

Берегите своих близких и относитесь уважительно к пожилым людям. Они заслужили

наше почтение и уважение!

Приведите примеры жизненных ситуаций, когда вы можете помочь человеку старшего

поколения.

VI. Творческое задание.

Придумать и записать правила для ученика по отношению к старшим.

Подобрать пословицы, рассказы об уважительном отношении к старшему поколению.

VII. Итог занятия.

Пусть нам будет уроком: быть внимательнее и добрее к старым людям. От них многому

можно научиться, а потерпеть их немощи, наверное, не так уж трудно, правда?

Конспект беседы по нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Уважение к старшим»

Беседа«Уважение к старшим»

Цель: создать условия для формирования у дошкольников почтительного и уважительного отношения к старшим.

Задачи: разъяснить, кто такие люди старшего поколения, познакомить с пословицами в устном народном творчестве об уважении к старшим, развивать познавательный интерес детей, воспитывать уважительное отношение к старшим.

Ход беседы:

I. Введение в тему.

Педагог: Здравствуйте ребята! Сегодня мы поговорим об уважении к старшим. Ответьте сначала на мои вопросы:

— Кого называют «люди старшего поколения»?

Дети: Дедушки и бабушки.

Педагог: Можно ли к этой группе людей отнести всех, кто старше вас?

Дети: Да.

Педагог: А как вы думаете, имеем ли мы право грубить, людям старше себя?

Дети: Нет.

Педагог: Убеждены ли вы в том, что наш долг уважать дедушек и бабушек?

Дети: Да.

Педагог: Согласны ли вы, что старикам необходимо помогать, а родителей слушаться во всем?

Дети: Согласны.

Педагог: Как вы считаете, почему надо так поступать? Дети отвечают на вопросы педагога, ситуации обсуждаются. Давайте поговорим об этом подробнее.

II. Основная часть.

Страницы истории.

Сыну, говоря словами наших предков, надлежит украсить себя качествами своих благородных дедов, ибо говорят«Благородный сын всегда берет пример со своего знаменитого отца». Уважение к старшим, как одно из самых важнейших требований нравственности у чеченцев – это знает, стар и млад. В семьях чеченцев с малых лет детей учат доверять старшим, внимательно относиться к их убеждениям, проявлять по отношению к ним вежливость, чуткость, скромность, деликатность. У вайнахов принято заботиться о старших. Сыновья, возвращаясь вечером домой, прежде всего, шли к старикам, чтобы справиться о здоровье, поговорить с ними, поделиться своими радостями и заботами. Сохраняется эта этическая норма и сегодня, особенно в селах.

Не только сын, дочь, но и все члены семьи, в том числе и внуки, проявляют заботу о стариках. Дети называют деда – «воккха дада» (большой отец, а бабушку – «нана» (мама). Не вставать при появлении стариков или же сесть без их настойчивого приглашения расценивалось и расценивается и сегодня как большой недостаток в воспитании, как нарушение этики. Как следует из сказанного, старики в доме находятся на особом положении. Также, нельзя вычеркнуть и уважение к матери и отцу – это священный долг каждого сына или дочери. Вайнахи говорят: Дай наний реза ца хилча, дуьненах балех а, эхаран 1азапах, а воккхур вац олу» (Если не будут довольны тобой отец и мать, то и в жизни и после смерти ты будешь наказан, проклят). Отсюда и родились такие пословицы«Хороший сын – сердце отца, плохой сын – горе отца»,«Чем плохой сын – лучше хороший зять» и т.д.

Правила поведения детей в чеченских семьях:

Дети не имеют без приказа родителей ничего бранить, или словами плохими попрекать, они должны вести вежливо и учтиво.

Когда говорят родители, речей перебивать не надлежит, надо ожидать, пока они выговорятся. Стоять при родителях должны прямо.

Без спросу не говорить, а когда говоришь, то должны они отозваться или отвечать тотчас, как услышат голос родителей и не дерзновенно отвечать».

Народные пословицы об уважительном уважении к старшим.

В чеченской традиции большую роль играла преемственность — накопление опыта и передача его следующим поколениям. Вайнах традиционно ссылался на опыт дедов и прадедов в обоснование и своих поступков. Старики были главными хранителями обычаев, обрядов, знатоками фольклора и исторических событий, поэтому нормой вайнахской этики было уважение к старику, стремление почтить его возраст и опыт. Пословица — один из важнейших источников, раскрывающих отношение народа к авторитету стариков.

Чеченская народная пословица подчеркивает житейский опыт и мудрость старого человека: Кто старшего не слушается, в большую яму упал.

Народы разных национальностей так же единодушно требуют глубокого уважения к старшим:

Старик — да лучше семерых молодых,

От совета старых людей голова не болит,

Молодой работает, старый — ум дает, считают русские;

Старших уважай, младших воспитывай,- говорят тувинцы;

Учись мудрости у того, кто прежде тебя износил рубашку,- услышишь от узбека;

Слушай, что говорят старики,- посоветует японец;

Молодой красив, старый умен, Старый умен, хотя и не силен, — скажет финн.

Из народных пословиц видно, что нужно учиться у старших, прислушиваться к добрым советам, ценить их опыт, продолжать начатые дела, брать с них пример.

Проявляйте заботу о здоровье и самочувствии людей старшего поколения, об их быте и отдыхе. Каждая морщинка на лице ваших бабушки и деда – след их слез, переживаний, перенесенных бед, тяжелых испытаний.

Нам необходимо помнить, как мы относимся к своим бабушкам, дедушкам, родителям, так и к нам в свое время будут относиться наши дети и внуки.

III. Итог беседы.

Спасибо, ребята! Вы внимательно сегодня слушали. Я уверена, что теперь вы будете внимательнее и добрее к старым людям. Берегите близких и относитесь уважительно к пожилым людям. Они заслужили наше почтение и уважение! Ведь и мы когда-нибудь станем стариками.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/397446-konspekt-besedy-po-nravstvennomu-vospitaniju-

  • Беседа по сказке крылатый мохнатый да масляный в старшей группе
  • Беседа по сказке колобок
  • Беседа по сказке заюшкина избушка
  • Беседа по сказке гуси лебеди в средней группе
  • Беседа по сказке гадкий утенок