Формулировка фразы в задании 9.3
Как вы понимаете значение (слова, словосочетания, выражения) БЕСКОРЫСТНОСТЬ?
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как характеризует человека бескорыстность?»
По тексту В. Пескова
Бескорыстность – это черта характера человека, проявляющаяся в том, что он совершает добрые поступки, не ожидая похвалы и награды, и делает это от всего сердца, желая помочь другому. Бескорыстному человеку свойственны доброта, милосердие, стремление помочь человеку, которого постигла беда или просто неудача. Я считаю, что бескорыстие – это нравственный поступок, делающий нас чище, человечнее, внимательнее к окружающим.
Попробую доказать справедливость своей точки зрения, опираясь на текст Василия Пескова и свой жизненный опыт. Обратимся к тексту, в нем рассказывается о мальчике, который был счастлив от того, что удалось купить понравившуюся книгу, но она неожиданно исчезла из окна вагона. Герой был очень расстроен, он плакал, и люди старались хоть чем-то помочь ему. Через какое-то время он получил по почте семь одинаковых книг, на одной из которых была подпись: «Я же говорил, что мы достанем ее…». Эта книга была от летчика, с которым мальчик познакомился в вагоне. Но дело не в книгах, а в том, что люди не ждали от мальчика благодарности в виде денег или драгоценностей, они просто помогли совсем незнакомому человеку, чтобы порадовать его, проявив бескорыстие.
Ярким примером бескорыстности является поступок Данко из произведения М. Горького «Старуха Изергиль». Люди, привыкшие к открытой местности и яркому солнцу, были изгнаны враждебным племенем в леса с болотами, непроходимыми трущобами, и не могли привыкнуть к этому , поэтому погибали. Молодой парень захотел помочь им и вывел всех из темноты в степь. Чтобы осветить блуждающим в чащах искателям дорогу, ему пришлось разорвать грудь и вынуть пылающее яркое сердце!
Таким образом, бескорыстие свойственно людям, готовым помочь другим, не думая о каком-то материальном вознаграждения. Наверное, невозможно было бы жить, если бы мы бескорыстно не помогали друг другу.
Названия произведений литературы, которые можно использовать в качестве второго примера-аргумента
А.И. Солженицын «Матренин двор»
К.Г. Паустовский «Телеграмма»
Как характеризует человека бескорыстность?
Начало текста
(1)Я хочу поведать вам историю, которая во многом определила моё отношение к миру. (2)Всякий раз, когда заходит разговор о людях, хороши они или плохи, я вспоминаю этот случай из детства.
Полный текст здесь
Образец сочинения ОГЭ
Бескорыстие – это черта нашего характера, когда мы совершаем очень добрые поступки, которые приносят добро другим людям, и не требуем взамен ничего. Мы даже не ждем похвалы, или обсуждения этих поступков, это просто наш личный порыв. Чтобы быть бескорыстным человеком, нужно в первую очередь отзываться на просьбы чужих людей, не предавать никого, нести добро в массы. Тема бескорыстия проглядывается и в данном тексте Василия Михайловича Пескова.
Перед нами история мальчика, который очень полюбил свою новую книгу и разделил это чувство со всеми соседями в поезде. Однако по случайности, она застряла и достать её было очень сложно. Тогда попутчик пообещал вернуть ее. В предложениях 34-37, мы понимаем, что мальчишке каждый, кто ехал с ним, прислал книгу. Люди не пропустили в памяти страдания ребёнка, а просто взяли и не сообщив никому отправили книгу ему в подарок от себя, скрыв этот факт тем, что просто отыскали его книгу.
Когда речь идёт о бескорыстных поступках, нельзя не упомянуть Лидию Михайловну из книги В.Г. Распутина «Уроки французского». Учительница всевозможными методами и даже хитростью помогала бедному ученику, конечно, не ожидая ничего взамен. Она была очень великодушна и добра к нему. Ещё одним отзывчивым персонажем является Лука из драмы М. Горького «На дне». Старик отличается от другим тем, что вершит добро, также не ожидая никакой отдачи. Он идёт на хитрость, лишь бы помочь человеку.
В итоге, по данным примерам, можно сказать, что бескорыстие – очень светлая и редкая черта в нашем характере. Далеко не каждый способен на такую отдачу, особенно к незнакомым людям. Таких бескорыстных людей нужно ценить и уважать.
Подборку аргументов по теме на основании жизненного опыта, примеры из жизни вы найдете здесь
Нашу коллекцию сочинений ОГЭ вы найдете здесь
На этой странице приведем примеры сочинений, какими они должны быть для получения максимального балла. Тексты, по которым нужно писать эти сочинения, по клику на кнопку ниже.
Текст 5C1D07
(1)Я хочу поведать вам историю, которая во многом определила моё отношение к миру. (2)Всякий раз, когда заходит разговор о людях, хороши они или плохи…
По В.М. Пескову
Задание 9.3 Как Вы понимаете значение слова БЕСКОРЫСТНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как характеризует человека бескорыстность?»
Сочинение-рассуждение
Как характеризует человека бескорыстность?
Бескорыстность – это способность делать людям добро от чистого сердца, без личной выгоды, не требуя за это никакого вознаграждения. Бескорыстность характеризует человека с положительной стороны, потому что обладатель этого качества щедр, добр, внимателен к окружающим. Он готов безвозмездно совершить добрый поступок, протянуть руку помощи тому, кто попал в беду. Рассмотрим данное утверждение на конкретных примерах.
В тексте В. М. Пескова идёт речь об одном случае из детства рассказчика. Однажды в поезде совершенно случайно очень ценная для него книга упала между двойными окнами вагона. Достать её не удалось, хотя на помощь пришли все пассажиры, и герой расстроился до слёз. Чтобы как-то утешить ребёнка, неравнодушные взрослые пообещали достать книгу и вернуть по почте. На удивление рассказчика через несколько дней после происшествия почтальон стал приносить один за другим одинаковые пакеты. Оказалось, что добрые люди купили точно такую же книгу и выслали рассказчику по почте. Этот случай заставил мальчика понять, что на свете много бескорыстных людей, которые готовы помочь, не ожидая за это никакой награды.
Вспоминается также история, описанная А. Платоновым в рассказе «Юшка». После смерти главного героя его земляки узнали, что на протяжении многих лет он бескорыстно помогал одной сироте. Сначала Юшка поместил девочку в московское семейство, а потом отдал в школу с пансионом. Каждое лето он приходил проведывать свою подопечную и приносил деньги на весь год, чтобы она жила и училась. Благодаря Юшке сирота закончила университет и стала врачом. Так бескорыстный поступок героя А. Платонова показал людям, что на самом деле он был человеком добрым и щедрым, а не бесполезно проживающим жизнь, как они считали раньше.
Таким образом, бескорыстность – это ценное нравственное качество, которое мы должны развивать в своём характере.
(267 слов)
Текст 25DB0e
(1)Он растяпа, этот Вовка. (2)Олег же его предупреждал! (3)Деревенские ребята хорошие…
По В.И. Одноралову
Задание 9.3 Как Вы понимаете значение слова АВТОРИТЕТ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как завоевать авторитет?»
Сочинение-рассуждение
Как завоевать авторитет?
Авторитет – это признание окружающими достоинств или заслуг другого человека. Он держится на уважении и доверии. Как же завоевать авторитет? Авторитет не возникает на пустом месте. Чтобы его завоевать, нужно проявить себя с лучшей стороны, совершить такой поступок, на который другие не отважились бы. Свою точку зрения могу подтвердить двумя примерами.
Обратимся к тексту В.И.Одноралова, героем которого является мальчик по имени Вовка. Он очень хотел завоевать авторитет среди деревенских ребят. Это получилось у него не сразу, потому что в первые минуты знакомства Вовка попал в нелепое положение, испугавшись козла Сивку, чем вызвал у мальчишек смех. Однако немного позже Вовка не только доказал, что он не трус, но и вызвал большое уважение своим смелым поступком. На глазах у ребят герой текста вошёл в заброшенную контору, которую деревенские жители обходили стороной, думая, что там живёт чёрт. Но отважный Вовка развеял все подозрения, ведь он выяснил, что кроме козла Сивки там никого не было. Так Вовка завоевал авторитет среди мальчишек и стал настоящей деревенской легендой.
В моей жизни тоже есть человек, который является для меня авторитетом. Это мой старший брат Егор. Одно время у нас не складывалось общение. Однако после того как брат помог мне найти выход из одной трудной ситуации, я не только проникся к нему доверием, но и зауважал его. С тех пор Егор является для меня примером, опорой и самым авторитетным человеком. Я обращаюсь к нему за советом, перенимаю у него полезные привычки и вообще горжусь тем, что у меня есть такой замечательный брат.
Таким образом, чтобы стать авторитетом и обладать значимостью для других людей, необходимо много работать над собой и развивать в себе лучшие качества.
(265 слов)
Текст 6B6F73
(1)Как только у нас с Пашкой появлялся какой-нибудь замысел, неизменно оказывалось, что в прошлом кто-то уже опередил нас. (2)Нельзя же заново изобретать самолёт…
По Н.И. Дубову
Задание 9.3 Как Вы понимаете значение слова СЛАВА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как можно прославиться?»
Сочинение-рассуждение
Как можно прославиться?
Многие люди стремятся к славе. Что же это такое? Слава – это широкая известность, сочетающаяся с почётом, уважением, восхищением. Как можно прославиться? Добиться славы можно по-разному, например, совершить героический поступок, изобрести что-то полезное или поразить всех своими уникальными способностями.
Обращусь к тексту Н. И. Дубова, чтобы подтвердить свои слова. Его герои — двое мальчишек, которые мечтают прославиться. Один из них — Пашка — хочет быть как Циолковский, изобретателем, а второй мечтает написать книгу. Мальчики пытаются воплотить в жизнь свои мечты. И хотя ни Пашкина машина, ни летопись рассказчика не впечатлили взрослых, ребята надеются, что в будущем им всё-таки удастся удивить мир и прославить свои имена.
У героев Н. И. Дубова всё ещё впереди, но история человечества уже знает множество славных имён. Одно из них — это имя человека, совершившего первый полёт в космос. 12 апреля 1961 года русский лётчик-космонавт Юрий Гагарин на корабле «Восток» за 108 минут облетел нашу планету. Это был поступок, который требовал от человека не только длительной подготовки, но и невероятного мужества и смелости, ведь Гагарин отправился в космос, о котором тогда почти ничего не знали. Именно поэтому этот космический полёт вызвал большой интерес во всём мире, а сам Юрий Гагарин превратился в мировую знаменитость.
Таким образом, прославиться может только тот, кто развивает свои способности, много трудится и упорно идёт к поставленной цели.
(215 слов)
Текст ceFDAe
(1)У дверей стояло трое ребятишек: две девочки и мальчик. (2)Дед догадался, что они одноклассники внука.
– (3)Андрей Лысов тут живёт? – спросила полноватая девочка. …
По В.И. Одноралову
Задание 9.3 Как Вы понимаете значение слова ПРОЩЕНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Нужно ли уметь просить прощения?»
Сочинение-рассуждение
Нужно ли уметь просить прощения?
Если один человек обидел другого, он просит у него прощения. Это значит, что обидчик осознал свою неправоту, раскаивается в содеянном и хочет, чтобы тот, кого он обидел, знал об этом и не держал на него зла. Поэтому прощение – это отпущение вины. Нужно ли уметь просить прощения? На мой взгляд, если люди не будут уметь просить друг у друга прощения, то им будет трудно сохранить дружеские, тёплые отношения между собой. В подтверждение своих слов приведу два примера.
Обратимся к тексту В.И.Одноралова, герой которого — мудрый дедушка — научил своего внука Андрея просить прощения. Однажды дед узнал от ребят, что Андрейка обижает свою одноклассницу Аллу Иванову: дёргает её за волосы и обзывает. Убедившись, что это правда и на самом деле Алла нравится Андрейке, дедушка заявил, что внуку необходимо извиниться перед девочкой и в знак признания своей вины подарить ей цветы. Андрейка очень волновался во время встречи с Аллой, ведь он совсем не умел просить прощения. Однако мальчик всё же извинился перед одноклассницей и подарил ей астры. Так дедушка научил своего внука просить прощения, ведь он знал, насколько важно это умение.
В моей жизни тоже была ситуация, когда мне пришлось просить прощения. Как-то раз я незаслуженно обидел своего лучшего друга. Он перестал со мной общаться. Я понимал, что виноват, но мне было очень трудно переступить через себя и признать свою вину. Однако через некоторое время я понял, что дружба для меня дороже собственного самолюбия. Набравшись смелости, я пришёл к другу и попросил у него прощения. Так мне удалось восстановить нашу дружбу, чему я очень рад.
Таким образом, умение просить прощения — это очень ценное нравственное качество, поэтому мы должны развивать его в своём характере.
(270 слов)
Текст 8FC8D1
(1)Когда нас оделили мороженым и фруктами, делать на ковре было нечего, и мы, несмотря на косые, палящие лучи солнца, встали и отправились играть.
– (2)Ну, вот что! – сказала Любочка, щурясь от солнца…
По Л.Н. Толстому
Задание 9.3 Как Вы понимаете значение слова ВООБРАЖЕНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Для чего человеку нужно воображение?»
План сочинения:
1. Что такое воображение? Для чего человеку нужно воображение?
2. Пример из текста Л.Н.Толстого:
— кто герои текста;
— чем они занимаются;
— какие эмоции испытывают дети во время игры;
— кто из ребят не хочет играть, почему, какое у него настроение;
— что показывает данный пример.
3. Пример из собственной жизни (из литературы, фильма, собственного опыта, опыта других людей и т.п.).
4. Вывод (короткое обобщение + совет).
Сочинение-рассуждение
Для чего человеку нужно воображение?
Воображение – это способность человека создавать в своём сознании различные образы и придумывать то, чего не существует в реальности. Для чего человеку нужно воображение? Оно делает нашу жизнь более интересной, яркой и насыщенной. Этой способностью обладают люди разного возраста. Но больше всего любят фантазировать дети. Докажу свои слова двумя примерами.
Обратимся к тексту Л.Н.Толстого, героям которого очень нравится играть в разные игры, воображая сцены из прочитанных книг. Так, стулья у них превращаются в тройку лошадей, кресло — в коляску, а палка — в ружьё. Ребятам легко представить, как они отправляются в путешествие или оказываются на необитаемом острове. В такие моменты дети счастливы, им весело и интересно, время летит незаметно. Однако один из них — Володя — не хочет принимать участие в игре. Возможно, потому что ему лень или он просто повзрослел и «у него уже было много здравого смысла и слишком мало силы воображения». Поэтому мальчик скучает и своим видом портит настроение друзьям. Это наглядный пример того, как воображение превращает будни в праздник и сказку, а его отсутствие — в серую действительность.
В детстве я тоже любил фантазировать, особенно когда бабушка рассказывала мне на ночь сказки. Я с большим интересом слушал невероятные истории, и в моём воображении возникали удивительные картины. Порой я представлял себя в роли главных героев и сочинял продолжение сказок. Это было очень увлекательное занятие, благодаря которому жизнь казалась мне настоящим приключением.
Таким образом, воображение играет большую роль в жизни человека, особенно ребёнка. Поэтому нужно обязательно развивать эту способность с раннего детства. И, может быть, в будущем из ребёнка получится талантливый писатель, режиссёр или художник.
(256 слов)
Как характеризует человека бескорыстность?
Как характеризует человека бескорыстность? Отвечая на этот вопрос, писатель В. М. Песков рассказывает о мальчике, чья книга по нелепой случайности застряла между двойными окнами вагона. Горе с героем разделил весь вагон. А потом мальчуган начал получать от почтальона драгоценные бандероли, в которых были книги! Такие же, как та, что завалилась между стеклами… Вот она, цена бескорыстности добрых и отзывчивых людей!
В рассказе В. П. Крапивина «Мушкетер и фея» повествуется о детях, которые захотели сделать «что-то важное и полезное». После долгих раздумий они решили помочь бабке Наташе, несмотря на ее недоброжелательное отношение к ребятам. Но бескорыстное дело школьников, изготовление двери к сараю, изменило бабку: «вся её суровость растаяла, как эскимо на солнцепёке».
Таким образом, бескорыстность – это отсутствие стремления к личной выгоде, наживе. На мой взгляд, она характеризует человека, как благородного и великодушного.
Вика
Текст
(1)Я хочу поведать вам историю, которая во многом определила моё отношение к миру.
(2)Всякий раз, когда заходит разговор о людях, хороши они или плохи, я вспоминаю этот случай из детства.
(3)Мы жили в деревне. (4)Однажды отец взял меня в город. (5)Помню, мы искали обувь и зашли по дороге в книжный магазин. (6)Там я увидел книгу. (7)Я взял её в руки, на каждой странице книги были большие картинки. (8)Я очень хотел, чтобы отец купил мне эту книгу, но он посмотрел на цену и сказал: «В другой раз купим». (9)Книга была дорогой.
(10)Дома я целый вечер говорил только о книге. (11)И вот через две недели отец дал мне деньги.
(12)Когда мы шли к магазину, мне было страшно: а вдруг книга уже продана? (13)Нет, книга лежала на месте.
(14)Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу. (15)Многие пассажиры садились рядом, чтобы посмотреть картинки. (16)Весь вагон радовался моей покупке, и на полчаса я стал центром внимания.
(17)Когда поезд отошёл от очередной станции, я поставил книгу на открытое окно и стал смотреть на лес, на поля и луга, которые мелькали за окном. (18)И вдруг – о ужас! (19)Книга исчезла между двойными окнами вагона. (20)Ещё не понимая серьёзности положения, я замер и испуганно смотрел на отца, на соседа-лётчика, который пытался достать книгу. (21) Через минуту уже весь вагон помогал нам.
(22)А поезд бежал, и вот уже скоро наша станция. (23)Я плакал, не желая выходить из вагона, тогда лётчик обнял меня и сказал:
– Ничего. (24)Поезд ещё долго будет идти. (25)Мы обязательно достанем книгу и пришлём тебе. (26)Скажи мне, где ты живёшь?
(27)Я плакал и не мог говорить. (28)Отец дал лётчику адрес. (29)На другой день, когда отец вернулся с работы, он принёс книгу.
– (30)Достал?
– (31)Достал, – засмеялся отец.
(32)Это была та самая книга. (33)Я был на седьмом небе от счастья и засыпáл с книгой в руках.
(34)А через несколько дней пришёл почтальон и принёс нам большой пакет. (35)В пакете была книга и записка от лётчика: «Я же говорил, что мы достанем её».
(36)А ещё через день опять пришёл почтальон и опять принёс пакет. (37)А потом ещё два пакета, и ещё три: семь одинаковых книжек.
(38)С того времени прошло почти 30 лет. (39)Книжки в войну потерялись. (40)Но осталось самое главное – хорошая память о людях, которых я не знаю и даже не помню в лицо. (41) Осталась уверенность: бескорыстных и хороших людей больше, чем плохих, и жизнь движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем, что есть в нём хорошего.
(По В.М. Пескову*)
Бескорыстность (текст к сочинению) ОГЭ
Задание 9.3
Тема: «Как
характеризует человека бескорыстность?»
В.М. Песков
(1)Я
хочу поведать вам историю, которая во многом определила моё отношение к миру.
(2)
Всякий раз, когда заходит разговор о людях, хороши они или плохи, я вспоминаю
этот случай из детства.
(3)
Мы жили в деревне. (4) Однажды отец взял меня в город. (5) Помню, мы искали
обувь и зашли по дороге в книжный магазин. (6) Там я увидел книгу. (7)Я взял её
в руки, на каждой странице книги были большие картинки. (8)Я очень хотел, чтобы
отец купил мне эту книгу, но он посмотрел на цену и сказал: «В другой раз
купим». (9) Книга была дорогой.
(10)
Дома я целый вечер говорил только о книге. (11)И вот через две недели отец дал
мне деньги.
(12)
Когда мы шли к магазину, мне было страшно: а вдруг книга уже продана? (13) Нет,
книга лежала на месте.
(14)
Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу
я везу. (15) Многие пассажиры садились рядом, чтобы посмотреть картинки. (16) Весь
вагон радовался моей покупке, и на полчаса я стал центром внимания.
(17)
Когда поезд отошёл от очередной станции, я поставил книгу на открытое окно и
стал смотреть на лес, на поля и луга, которые мелькали за окном. (18)И вдруг –
о ужас! (19) Книга исчезла между двойными окнами вагона. (20) Ещё не понимая
серьёзности положения, я замер и испуганно смотрел на отца, на соседа-лётчика,
который пытался достать книгу. (21) Через минуту уже весь вагон помогал нам.
(22)А
поезд бежал, и вот уже скоро наша станция. (23)Я плакал, не желая выходить из
вагона, тогда лётчик обнял меня и сказал:
–
Ничего. (24) Поезд ещё долго будет идти. (25)Мы обязательно достанем книгу и
пришлём тебе. (26) Скажи мне, где ты живёшь?
(27)Я
плакал и не мог говорить. (28) Отец дал лётчику адрес. (29) На другой день,
когда отец вернулся с работы, он принёс книгу.
–
(30) Достал?
–
(31) Достал, – засмеялся отец.
(32
)Это была та самая книга. (33)Я был на седьмом небе от счастья и засыпáл с
книгой в руках.
(34)А
через несколько дней пришёл почтальон и принёс нам большой пакет. (35)В пакете
была книга и записка от лётчика: «Я же говорил, что мы достанем её».
(36)А
ещё через день опять пришёл почтальон и опять принёс пакет. (37)А потом ещё два
пакета, и ещё три: семь одинаковых книжек.
(38)С
того времени прошло почти 30 лет. (39) Книжки в войну потерялись. (40) Но
осталось самое главное – хорошая память о людях, которых я не знаю и даже не
помню в лицо. (41) Осталась уверенность: бескорыстных и хороших людей больше,
чем плохих, и жизнь движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем, что
есть в нём хорошего. (По В.М. Пескову)
Песков Василий
Михайлович (1930–2013) – советский писатель, журналист, путешественник.
Источник: ФИПИ
Ход урока.
1.Вступительное слово учителя.
— Сегодня у нас очень важный урок, актуальный, ведь скоро вам предстоит сдавать экзамен. И самая главная задача на данном этапе обучения, конечно, — хорошо подготовиться к сдаче ГИА. Какие умения, на ваш взгляд, помогут это сделать? Конечно, это умение написать сжатое изложение, сочинение в жанре рассуждения, орфографическая и пунктуационная грамотность. А сформировать все эти умения помогает комплексный анализ текста, ( слайд №1) что вам и предстоит сегодня сделать. (Цель формулируют уч-ся) Ключевыми на уроке будут следующие понятия: (слайд №2)
Текст
Тема текста
Проблема текста
Стиль текста
Тип речи
Основные орфограммы (правописание безударных гласных, чередующихся гласных, приставок)
и пунктограммы
( слайд №3)- А в качестве эпиграфа к уроку предлагаю всем нам известные слова Н.В.Гоголя: « Перед вами громада – русский язык! Наслаждение глубокое зовёт вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его».
— И ещё хочется прочитать замечательное высказывание Марины Цветаевой: « А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов… Чтение – прежде всего сотворчество».
— Хотелось бы, чтобы на сегодняшнем уроке вы тоже почувствовали себя творцами.
2. Слово уч-ся о В.М.Пескове.
— Работать сегодня мы будем с текстом В.Пескова. И в ближайшие 30 минут он будет находиться под нашим «лингвистическим микроскопом».(слайд№4)
— Василий Михайлович Песков родился в 1930 году в Воронежской области; писатель, журналист, путешественник и ведущий телевизионной программы «В мире животных» с 1975 по 1990 год. Свои книги он посвящает героическим судьбам людей, родной природе. Песков радуется всему окружающему: встрече с человеком, вечерней зорьке, птице в зелёном лесу. Никто и ничто не ускользнёт от внимательного взора художника, всё рождает в нём волну преданности, признательности и любви к простым людям, родному краю.
3. Представление текста «Бескорыстие».
— Перед вами рассказ В.М.Пескова, познакомимся с текстом. (Чтение текста вслух учителем).
4. Работа с текстом: комплексный анализ.
1) – Докажите, что данный отрывок является текстом.
( Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация.)
( Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Основные признаки текста: тематическое и композиционное единство всех его частей; наличие грамматической связи между частями; смысловая цельность, относительная законченность.) (слайд№5)
2) — Определите тему текста (Тема текста – это то, о чём ( или о ком ) в нём говорится). (Об одной из лучших человеческих черт – бескорыстии.)
– Как вы понимаете смысл слова «бескорыстие»?
— Где можно найти лексическое значение слова?
— Какие толковые словари вы знаете? (Даля, Ожегова, Ушакова, шк. словарь Лапатухина).
— Если обратимся к словарю Даля, то прочитаем: (слайд №6)
Бескорыстие – отсутствие корысти, жадности к имуществу, нежелание пользоваться чем-либо в ущерб, обиду или убыток другим; нежелание наград за добрые дела. Бескорыстен тот, кто думает о других более, чем о себе.
— Подберите синонимы к слову бескорыстный (благородный, великодушный).
— Найдите в тексте антоним к этому слову бескорыстие (Корысть).
— Бескорыстие – это когда человек делает доброе дело незаметно, не ради признания и наград. Как хорошо об этом сказано у Риммы Казаковой: «Как часто вся награда за труды – сознание исполненного долга».
3). — Итак, перед нами рассуждение о человеческом бескорыстии. — В каких словах заключена главная мысль этого рассуждения? ( …хороших людей больше, чем плохих. И жизнь движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем, что есть в нём хорошего).
— Какими примерами из жизни эта мысль подтверждается? ( Десятки тысяч доноров безвозмездно отдают свою кровь, чтобы спасти жизни незнакомых им людей.
Бескорыстие не требует ни почестей, ни наград.
— Почему автор так подробно описывает случай из детства? (Он получил яркий жизненный урок).
— В чём красота бескорыстия? Найдите в тексте предложение, содержащее в себе этот вывод. (Бескорыстие не требует ни почестей, ни наград.)
4). — К какому стилю речи относится текст? Аргументируйте свой ответ. (Публицистический.) Особенности публ. стиля (слайды № 7,8)
(- Какова сфера употребления публицистического стиля? ( Это общественно-экономические, политические, культурные отношения; используется в газетах, журналах. Задача речи: информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, убеждением его в чём-то, внушением ему определённых идей, взглядов, побуждением его к определённым поступкам, действиям).
— Какие стилевые черты публицистического стиля вы можете назвать? ( логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность, общедоступность).
— Назовите языковые средства, характерные для публицистического стиля (общественно-политическая лексика; эпитеты, сравнения, лексические повторы; побудительные и вопросительные предложения; риторические вопросы; вводные слова, причастные и деепричастные обороты, сложные синтаксические конструкции ).
Ответы уч-ся
Во-первых, текст рассказывает о прекрасной человеческой черте – о бескорыстии, т.е. поднимает важную для нас проблему.
Во-вторых, в тексте ярко выражена авторская позиция. Автор на ярких примерах убеждает нас в том, что хороших, бескорыстных людей больше, чем плохих. И наши победы не только в силе оружия, но и в силе нравственности, в силе бескорыстного служения Родине.
В-третьих, в тексте используются как нейтральные слова (книжка, умывальник, просидел), так и торжественные (бескорыстие, нравственность, бескорыстное служение Родине, измождённый блокадой). Так происходит потому, что автор рассказывает о разных сторонах жизни народа: о серьёзных и значительных и о бытовых, обычных. Используются различные выразительные средства языка. Это тоже характерно для публицистического стиля).
5). — Какой тип речи представлен в этом тексте? (Повествование с элементами рассуждения)
( Во-первых, здесь сообщается о событии из жизни писателя, на первый план выдвигаются порядок протекания действия, развитие сюжета. Это характерно для повествования.
Во-вторых, в нём доказывается, объясняется мысль о том, что хорошо, когда человек делает доброе дело незаметно, не ради почестей. А это характерно для текста-рассуждения).
6). – А сейчас перейдём к выполнению заданий по тексту. (слайд №9) 1). Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
а) Хороших людей больше, чем плохих;
б) Корыстный человек свою жизнь ценит превыше всего;
в) Люди совершают героические поступки не ради почестей и наград;
г) Наша победа в минувшей войне добыта силой оружия.
— Найдите в тексте предложение, подтверждающее ваш выбор(56)
2). Среди предложений 15 – 25 найдите сложноподчинённое предложение. (15).
Обозначьте в тексте,составьте схему, определите тип придаточных.
(Обстоятельственное, времени) (Изъяснительное)
(Когда мы сели в вагон дачного поезда), [все сразу заметили], (какое сокровище я везу).
— Как называется такое подчинение? (параллельное).
— Какие ещё типы подчинения вы знаете? (Однородное, последовательное).
3).- Среди предложений 31 – 37 найдите предложение с обособленным обстоятельством.(36)
— Чем выражено обособленное обстоятельство? ( Деепричастным оборотом).
4). –Среди предложений 51-53 назовите сложное предложение с союзной сочинительной и бессоюзной связью между частями. Объясните постановку знаков препинания. (52) ( обособленные определения, вторая часть имеет значение пояснения).(слайд №10)
— Назовите грамматическую основу из второй части предложения. (Другие умирают).
— Чем выражено подлежащее? ( Местоимением в роли существительного).
— Назовите сложноподчинённое предложение. (51) Укажите вид придаточного (определительное).
— Объясните пунктуацию этого предложения (обособленное обстоятельство времени со значением уточнения).
5). — Укажите ошибочное суждение: (слайд №11)
а) В слове ЖИТЬ первый звук твёрдый;
б) В слове ДВАДЦАТЬ мягкость согласного [ т ] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
в) В слове ПРОСИДЕЛ гласная И является проверяемой.
г) В слове ДРУГИЕ букв столько же, сколько звуков.
6). – Поработаем по вариантам:
1-в. – Из предложений 22 – 41 выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного ( исчезла, испуганно, раздеваясь, развернули).
2-в. – Из предложений 46 – 50 выпишите слово, в котором правописание –НН- и –Н- определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, имеющих при себе приставку или зависимое слово, пишется –НН- (подтверждённая).
1-в. — Укажите способ связи в словосочетании память о людях (предложение 48) (управление), замените его синонимичным словосочетанием со связью согласования (людская память).
2-в. – Укажите способ связи в словосочетании человеческий облик (предложение51), (согласование), замените его синонимичным словосочетанием со связью управления (облик человека).
7). Повторение «Изобразительно-выразительные средства языка».
— А теперь поговорим об изобразительно-выразительных средствах, которые использовал автор в тексте. Выполним следующее задание: вставьте на место пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка:
« В своём рассуждении В.Песков прибегает к различным средствам выразительности, среди которых есть синтаксические ___( предложения 39 – 45) и ___ (предложения 59 – 62). А разговор с отцом автор оформляет в виде ____ (предложения 31 – 34).
- Гипербола
- Парцелляция
- Фразеологизм
- Диалог
- Цитирование
- Ряды однородных членов
( слайд №12)
8). Итог урока.
— Удалось ли нам добиться цели урока?
— Мы учились выполнять комплексный анализ текста, благодаря чему развивали свои языковые способности и навыки.
— Мы совершенствовали и развивали свои умения, знания, учились применять их на практике.
Продолжили подготовку к итоговой аттестации в новой форме.
Завершая урок, хочу прочитать вам стихотворение Марка Лисянского, которое перекликается с содержанием текста, по которому мы работали.
(слайд №13)
БЕСКОРЫСТИЕ.Какое это счастье поделиться
Сокровищами собственной души,
Кто жизнью обделен,— воздать сторицей,
Друзьям отдать последние гроши.
Преподносить любимой незабудки,
Слать песни, словно вести в города,
И, не теряя ни одной минутки,
Спешить туда, где горе и беда.
Дороже бескорыстие на свете,
Чем золото, и сталь, и серебро…
Не жди добра, чтоб на добро ответить,
А сам неси во все концы добро.
Дарить и отдавать—какое счастье,
Жить, ничего от мира не тая,
Не думая о том, что соучастье
В чужой судьбе — обязанность твоя.
— Помните этот призыв, чтобы никогда в душе не поселилось чувство вины перед близкими и родными.
— Спасибо за урок!
1 слайд:
Комплексный анализ текста (подготовка к ГИА).
2 слайд:
Ключевые понятия урока:
Текст
Тема текста
Проблема текста
Стиль текста
Орфограммы
Пунктограммы
3 слайд:
Перед вами громада – русский язык! Наслаждение глубокое зовёт вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его.
Н.В.Гоголь
А что есть чтение как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов… Чтение – прежде всего сотворчество.
М.Цветаева
4 слайд:
Портреты Василия Михайловича Пескова.
5 слайд:
— Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью.
Основные признаки текста:
— тематическое и композиционное единство всех его частей;
— наличие грамматической связи между частями;
— смысловая цельность, относительная законченность.
6 слайд:
Бескорыстие – отсутствие корысти, жадности к имуществу, нежелание пользоваться чем-либо в ущерб, обиду или убыток другим; нежелание наград за добрые дела. Бескорыстен тот, кто думает о других более, чем о себе.
( Из словаря В.Даля)
7 слайд:
Основные признаки публицистического стиля речи:
— логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность;
— выдвижение важной общественной проблемы, анализ и оценка возможных путей её решения;
— ярко выраженная авторская позиция;
— достоверность, точность фактов;
— общедоступность;
— смешение нейтральных и высоких, торжественных слов.
8 слайд:
Сфера употребления публицистического стиля речи:
— общественно-экономические, политические, культурные отношения;
Лексические особенности публицистического стиля речи:
— широкое использование общественно-политической лексики;
— эмоционально окрашенные слова;
— частицы, междометия;
— несложные синтаксические конструкции;
— риторические вопросы;
— восклицания.
9 слайд:
— Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
а) Хороших людей больше, чем плохих.
б) Корыстный человек свою жизнь ценит превыше всего.
в) Люди совершают героические поступки не ради почестей и славы.
г) Наша победа в минувшей войне добыта силой оружия.
10 слайд.
Я знаю человека, который двадцать лет, с первого года войны, просидел на чердаке и почти потерял человеческий облик. На этот шаг его, неопытного и трусливого, толкнула корысть: пусть умирают другие, а я хочу жить. И все мы знаем ровесника этого дезертира – Александра Матросова.
11 слайд:
Укажите ошибочное суждение:
а) В слове ЖИТЬ первый звук твёрдый;
б) В слове ДВАДЦАТЬ мягкость согласного [ т ] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак);
в) В слове ПРОСИДЕЛ гласная И является проверяемой;
г) В слове ДРУГИЕ букв столько же, сколько звуков.
12 слайд:
« В своём рассуждении В.Песков прибегает к различным средствам выразительности, среди которых есть парцелляция и ряды однородных членов. А разговор с отцом автор оформляет в виде диалога».
13 слайд: музыка ?
БЕСКОРЫСТИЕ.
Какое это счастье поделиться
Сокровищами собственной души,
Кто жизнью обделен,— воздать сторицей,
Друзьям отдать последние гроши.
Преподносить любимой незабудки,
Слать песни, словно вести в города,
И, не теряя ни одной минутки,
Спешить туда, где горе и беда.
Дороже бескорыстие на свете,
Чем золото, и сталь, и серебро…
Не жди добра, чтоб на добро ответить,
А сам неси во все концы добро.
Дарить и отдавать—какое счастье,
Жить, ничего от мира не тая,
Не думая о том, что соучастье
В чужой судьбе — обязанность твоя.