Опубликовано:
18 сентября 2020, 04:05
На страницах журнала «Современник» в 1851 году появился рассказ «Бежин луг». Краткое содержание произведения в общих чертах раскроет его сюжетную линию и поможет понять основной смысл, который вложил в него Тургенев. «Бежин луг» изящно сочетает реализм и романтизм, в нем, создавая неповторимый литературный узор, сплетаются природа и легенды.
«Бежин луг»: краткое содержание
С крестьянской жизнью, тяжелой и поэтической одновременно, знакомит нас «Бежин луг». Краткий пересказ раскрывает богатство примет, поверий и сказок народа, знакомит с легендами и небылицами, которые гармонично дополняют картины живописной природы. Из всего этого Тургеневу удалось сплести таинственную мистическую историю.
Ищете краткое содержание? «Бежин луг» познакомит с такими событиями и персонажами:
- Теплым июльским днем рассказчик приезжает в Чернской уезд в Тульскую губернию и отправляется на охоту. Возвращаясь поздним вечером, он теряет дорогу, идет наугад и внезапно оказывается на огромной равнине с широкой рекой. Это и есть Бежин луг.
- С радостью замечает он впереди костры и людей и подходит к ним. Это оказывается группа крестьянских ребятишек, которые ночью должны следить за лошадьми.
- Повествователь остается рядом с ними на ночлег, устраивается у костра и слушает мальчишек.
Здесь читатель встречается с пятеркой главных героев: Федором, Павлушей, Илюшей, Костей и Ваней. Все они очень разные, каждый интересен по-своему, а их беседа напоминает игру в страшилки. Мальчики думают, что непрошеный гость уснул, и начинают рассказывать свои истории:
- По словам Илюши, во время одной из ночевок на фабрике он вместе с другими ребятами слышал домового. Всю ночь здание наполнялось стуком и звуками шагов, распахивались двери, но никого не было видно. Было страшно и тревожно.
- Дальше Костя вспомнил историю слободского плотника Гаврилы. Тот собирал в лесу орехи, заблудился и задремал. Проснулся от зова русалки. Гаврила начал испуганно креститься, за что русалка его прокляла. С тех пор плотник стал печальным и невеселым. После этих слов Кости вдалеке раздалось стенание.
- Илюша начал беседу о плотине, на которой похоронили утопленника. По словам мальчика, однажды приказчик увидел там барашка и забрал его с собой. Барашек долго странно смотрел на него, а затем заговорил человеческим голосом. В конце этой истории собаки вокруг костра начали лаять, а затем и вовсе бросились прочь. Мальчикам стало еще страшнее, но разговор продолжился.
- Теперь Илюша поведал о том, где и когда люди видели покойника. А еще рассказал, что если в родительскую субботу посидеть на церковной паперти, то можно увидеть проходящим мимо того, кому суждена смерть. Тут над притихшими ребятишками пролетел белый голубь. Они вспомнили о виденном недавно затмении солнца и связанном с ним поверье о лукавом Тришке, который приходит в наш мир в такое время.
- Услышав резкие крики цапли, ребята заговорили о лешем, который кричит подобным образом. Пока Павлуша бегал за водой, Илюша рассказал, что это опасно: водяной может утащить на дно. Поговорили об Акулине, которая попалась в лапы водяного, и о мальчике Васе, который недавно утонул. Когда Павлуша вернулся, то добавил, что слышал из-под воды Васин голосок.
В таких разговорах и прошла ночь. Под утро рассказчик уснул, встал он еще до рассвета, попрощался с Павлушей и отправился восвояси. Заканчивается рассказ трагически — упоминанием о том, что в том же году Павлуша умер. Но не водяной забрал его: он упал с лошади и разбился насмерть.
«Бежин луг»: анализ произведения
Знаменитый цикл «Записки охотника» Иван Сергеевич Тургенев создал под влиянием литературного критика Виссариона Белинского. Отметим, что писатель любил охотиться, общаться с крестьянами, а потому воссоздать реалистичную картину задуманных рассказов не составляло для него труда.
Вошел в сборник «Записки охотника» «Бежин луг», в котором автор с любовью и теплотой описал обычных крестьян, сделав их главными героями произведения. Вот его краткий анализ:
«Бежин луг»: автор и название
Когда создан «Бежин луг»? Тургенев начал писать рассказ осенью 1850 года и к началу следующего года представил его для печати в популярный журнал «Современник».
Интересно, что особый смысл в название Иван Сергеевич не вкладывал. Он стремился найти нечто звучное, чтобы акцентировать внимание читателя на красоте описанной природы. Более того, ни на одну топографическую карту луг не нанесен. Оказалось, что реальным его прототипом было совсем не поэтичное Рудинское болото.
Рассказ «Бежин луг»: тема
Тургенев известен как непревзойденный мастер описания красот русской природы. В рассказе на великолепном пейзажном фоне он раскрыл взаимосвязь человека с природой, их гармонию. Также в произведении присутствуют такие темы:
- Проблема жизнеустройства крестьян. Дети, которые еще не должны быть озабочены жизненными тяготами, работают, как взрослые и так же рассуждают. Но при всей неустроенности и сложности ребятишки не унывают. Напротив, они живут счастливо, ярко и интересно. Вот и во время не по годам тяжелой работы они с удовольствием развлекаются небылицами и легендами.
- Отсюда логично следует тема ценности жизни, важности умения радоваться ей и ощущать благодарность за то, что имеешь. Тургенев подчеркивает, что, только став частью природы, прислушиваясь к ней, можно почувствовать ее милость и щедрость.
- Также глубоко раскрыта тема народных легенд и сказаний. Пример мальчишек и их историй показывает силу мистицизма обычных необразованных людей. Доказательств тому множество (Гаврила, Акулина). Все зло заключается в невежестве, страхах и верованиях.
Весь этот широкий круг вопросов автору удалось изложить на удивление кратко и емко, но после прочтения, согласитесь, есть о чем задуматься.
«Бежин луг»: кратко о композиции
Композиционно «Бежин луг» построен сложно и многослойно. Выделим такие основные части:
- В экспозиции описывается дневной пейзаж.
- Завязка связана со скитаниями охотника.
- Кульминация — его встреча с ребятишками у костра.
- В качестве эпилога приведена информация о судьбе одного из мальчиков — Павлуши.
Автор мастерски использовал и включил в рассказ множество художественных средств. Так, он дает развернутые портреты ярких и самобытных мальчиков, каждому выделяет монолог. Истории уникальны, и повторить их вряд ли кому-то под силу. Между монологами показаны суждения и оценки охотника, который слушает их, притворяясь спящим. Особенностью композиции стали зарисовки пейзажей, точные, емкие и прекрасные по своей сути.
«Бежин луг»: жанр
Произведение написано в жанре рассказа, о чем свидетельствуют такие характерные черты:
- Маленький объем.
- Одна сюжетная линия.
- Повествовательное содержание.
Литературное направление произведение — синтез реализма и романтизма. К последнему относятся поэтические описания природы, легенды и поверья, которые влились в жизнь главных героев.
Рассказ «Бежин луг», краткое содержание которого вызывает интерес и желание познакомиться с произведением детальнее, необычный по форме и содержанию. За видимой простотой и незамысловатостью сюжета скрываются глубокие мысли и поистине поэтическая душа автора, которая заслуживает высокой оценки.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1874788-bezin-lug-kratkoe-soderzanie-i-analiz-proizvedenia/
На чтение 7 мин Просмотров 73.5к. Опубликовано 03.04.2020
⭐⭐⭐⭐⭐ «Бежин луг» менее 1 минуты и подробно за 4 минуты.
Очень краткий пересказ рассказа «Бежин луг»
Рассказчик, возвращаясь с охоты, сбился с пути. Ночью вышел на костёр, вокруг которого собрались мальчишки, охранявшие табун лошадей. Это место называлось Бежин луг. Охотник напросился переждать ночь у костра и, притворившись спящим, подслушал беседу юных пастухов. Ребята рассказывали друг другу страшные истории: о русалке, утопленнике, домовом и прочей нечистой силе. Рассказчик с удовольствием наблюдал за мальчиками, пока не уснул, а утром отправился домой.
Главные герои и их характеристика:
- Рассказчик – молодой дворянин, обожающий охотиться и наблюдать за природой. С уважением, пониманием и любовью относится к крестьянам.
- Федя – старший из компании мальчишек, стройный, белокурый, красивый парнишка. Хорошо одет, видно, что из обеспеченной семьи. Ночёвка в поле для Феди развлечение, а не обязанность.
- Павлуша – неказистый мальчишка лет 14-ти с всклоченными волосами, бледным и широким лицом, с умным, прямым взглядом серых глаз. Одет очень просто: рубаха, да заплатанные портки. Среди друзей пользуется авторитетом. Понимал в явлениях природы и не верил в глупые приметы. В том же году погиб, упав с лошади.
- Ваня – младший и самый неприметный из детей. Голова у Вани кудрявая, а личико совсем детское.
- Костя – худощавый, маленького роста мальчик лет 10-ти, одет плохо, выглядит болезненно. Лицо у парнишки в веснушках с заострённым носом и большими чёрными глазами. Привлёк рассказчика своим печальным взглядом.
- Ильюша – самый разговорчивый из ребят с озабоченным выражением лица. Горбоносый, подслеповатый, с желтыми волосами. На вид лет 12, одет чисто и опрятно. Суеверный, знает много историй и примет.
Второстепенные герои и их характеристика:
- Ермила – псарь, встретивший по дороге с почты на могилке утопленника барашка. Барашек оказался нечистым: заговорил с мужиком человеческим голосом.
- Феклиста – мать мальчика-утопленника, которая никак не могла смириться с потерей.
- Вася – мальчик-утопленник, его голос померещился в ту ночь на берегу реки Павлуше.
- Гаврила – плотник, который по рассказу Кости, встретил в лесу русалку. Нечисть прокляла его, и он потерял способность радоваться жизни.
- Акулина – худая, в лохмотьях, с мутным взором женщина. Когда-то была красавицей, но от несчастной любви бросилась в реку. Женщину спасли, но, говорят, что её водяной «испортил».
Краткое содержание рассказа «Бежин луг» подробно
В чудесный июльский день рассказчик охотился на тетеревов в Чернском уезде, Тульской губернии. Он так увлёкся, что не заметил, как заплутал. Стало смеркаться, а дороги домой охотник так и не нашёл. Он уже стал поддаваться панике и чуть не сорвался в потёмках с холма, как вдруг заметил внизу два красных дымящихся огонька. Только тогда рассказчик понял, что забрёл на Бежин луг и теперь, в такой тьме, домой ему уже не добраться.
Охотник спустился к костру, его не очень дружелюбно встретили две собаки, которых быстро успокоили подоспевшие мальчишки. У костра сидели юные деревенские пастухи, которые стерегли табун лошадей. Рассказчик сказал мальчишкам, что заблудился и остался с ними до утра.
Всего было пятеро ребят: старший Федя, Павлуша, Илюша, Костя и самый маленький Ваня. Над костром висел котелок, в котором варились «картошки». Когда мальчишки решили, что их случайный гость уснул, они возобновили беседу.
Оказалось, что ребята делились друг с другом страшными историями. Сначала Ильюша рассказал, как ночевал с другими деревенскими ребятами в рольне и слышал настоящего домового. Потом Костя поведал, как услышал от отца историю о Гавриле, который задремал в лесу и видел русалку и с тех пор никогда больше не улыбался. Сварилась картошка, ребята перекусили. Илюша вспомнил ещё один страшный случай о том, как псарь Ермила подобрал ночью на могилке утопленника барашка, а тот с ним человеческим голосом заговорил.
К концу истории вдруг сорвались с места собаки и с лаем унеслись в темноту. Павел бросился за ними, подумав, что это могут быть волки. Мальчишки перепугались, даже маленький Ваня выбрался из-под рогожи. Тревога оказалась ложной.
Потом ребята поговорили о покойниках, о том, что их можно среди живых встретить. А в родительский день, если ночью сесть на паперть церковную, то на дороге покажется тот, кому в течение года умереть суждено.
Павлуша вспомнил о Тришке, а Илья подхватил историю и рассказал, что за чудо этот человек, который может в ковшик с водой нырнуть и сгинуть или, хлопнув в ладоши, цепи с себя скинуть. Его появление – это особое предзнаменование.
Маленький Ваня отвлёк ребят от страшных рассказов, заметив сколько на небе высыпало звёзд. Между делом Федя поинтересовался, как поживает Анечка, сестричка Ванюши.
Паша решил воды набрать и пошёл на берег реки. Пока его не было, ребята вспомнили ещё одного нечистого – водяного. Костя напомнил о судьбе несчастной Акулины, которая пыталась утопиться и с тех пор сильно переменилась: из красавицы превратилась в дурочку, худую, с чёрным лицом. А потом рассказал о мальчике по имени Вася, который утонул. Мать его, Феклиста, так и не смогла смириться с гибелью сыночка.
Вернулся Павлуша и рассказал, что из реки слышал голос Васи-утопленника, он его к себе звал. Мальчишки принялись креститься, ведь это была плохая примета. Больше страшных баек травить ребята не стали, улеглись спать. Забылся сном и рассказчик.
Охотник проснулся ранним утром, мальчишки ещё спали. Только Павел приподнял голову. Рассказчик кивнул ему и отправился домой.
К сожалению, Павлуша погиб в этом же году. Он убился, свалившись с лошади. Словно сбылось то ночное плохое предзнаменование…
Кратко об истории создания произведения
«Бежин луг», хоть и входит в «Записки охотника», был написан несколько позднее всех включённых в сборник рассказов, в 1850-1851 годах. Эти произведения, так композиционно и содержательно по форме близкие к очеркам, поднимают вопросы быта крестьян, родства человека с природой и т.д. Он как будто стоит немного особняком: кроме основной темы, присущей большинству очерков из этого цикла, автор серьёзно поднял тему суеверий и их роль в жизни простого деревенского люда.
:
Заблудившийся охотник к ночи набрёл на крестьянских ребятишек. Они сидели у костра, стерегли лошадей и рассказывали друг другу страшные истории о покойниках, русалках, домовых и прочей нечисти.
Действие происходит в Российской империи, в Чернском уезде Тульской губернии. Повествование ведётся от первого лица. Деление пересказа на главы — условное.
«Прекрасный июльский день»
Летние дни, когда погода установится, — прекрасны. Утро — ясное, лучезарное. К полудню небо покрывается лёгкими золотисто-серыми облачками, из которых изредка сеется мелкий тёплый дождик. Перед вечерней зарёй облачка исчезают, а солнце закатывается так же спокойно, как и взошло на небо.
Охотник заблудился
Именно в такой день рассказчик охотился на тетеревов.
Рассказчик — мужчина с ружьём, сумкой для дичи и собакой; имя его в рассказе не упоминается.
Под вечер он возвращался домой и неожиданно заблудился.
«Да где же это я?» — повторил я опять вслух, остановился в третий раз и вопросительно посмотрел на свою английскую жёлто-пегую собаку Дианку.
Взойдя на высокий, резко обрывающийся холм, он увидел под собой огромную равнину, которую огибала широкая река. Рассказчик наконец узнал местность — в округе её называли Бежиным лугом.
У костра в ночном
Прямо под обрывом в темноте горели два костра, у которых пятеро крестьянских ребятишек с двумя собаками стерегли лошадей. Днём жара и мухи с оводами не давали лошадям покоя, поэтому летом их пасли по ночам.
Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун — большой праздник для крестьянских мальчиков.
Усталый охотник спустился к кострам, сказал, что заблудился, и попросился переночевать. Он лёг под кустик неподалёку, притворился спящим и прислушался, о чём говорят ребятишки.
Мальчики варили картошку и рассказывали истории о нечистой силе.
Ильюша
Больше всего историй рассказал двенадцатилетний Ильюша с горбоносым, вытянутым и подслеповатым лицом, на котором застыло туповато-озабоченное выражение.
Ильюша — 12 лет, горбоносый, вытянутое лицо, жёлтые волосы, одет опрятно, работает на бумажной фабрике; суеверен и боязлив, верит в сверхъестественное.
Одет мальчик был чисто и опрятно, но бедно. Многодетная семья Ильюши, видимо, была небогата, поэтому мальчик вместе с двумя своими братьями с раннего детства работал на бумажной фабрике. Ильюша «лучше других знал все сельские поверья» и искренне в них верил.
Домовой на бумажной фабрике
Первая история была о том, как приказчик велел Ильюше с компанией ребят заночевать на бумажной фабрике. Наверху кто-то неожиданно затопал, спустился по лестнице, к двери подошёл. Дверь распахнулась, а за ней — никого. И вдруг кто-то как закашляет! Напугал домовой мальчишек.
Говорящий барашек на могиле утопленника
Потом Ильюша рассказал о прорванной плотине, нечистом месте, где когда-то похоронили утопленника. Однажды послал приказчик псаря на почту. Возвращался он через плотину поздно ночью. Вдруг видит: на могилке утопленника беленький барашек сидит. Решил псарь забрать его с собой. Барашек из рук не вырывается, только в глаза пристально смотрит. Жутко стало псарю, гладит он барашка и приговаривает: «Бяша, бяша!» А барашек оскалил зубы, и отвечает ему: «Бяша, бяша!»
Покойный барин, ищущий разрыв-травы
Затем Ильюша рассказал о встреченном на той же плотине покойном барине. Покойник искал на «нечистом месте» разрыв-травы и жаловался, что могила на него давит.
Родительская суббота
Ильюша был уверен, что «покойников во всяк час видеть можно», а в родительскую субботу можно узнать, кто умрёт в этом году, надо только сесть на паперть, да на церковную дорогу смотреть — кто мимо пройдёт, того и ждёт смерть. Он рассказал о бабе, которая решила узнать, кто помрёт в этом году, пошла в родительскую субботу на паперть и узнала в проходящей мимо женщине себя.
Солнечное затмение и Тришка
Когда разговор зашёл о произошедшем недавно «небесном предвиденьи», солнечном затмении, Ильюша рассказал поверье об удивительном человеке Тришке, который придёт во время солнечного затмения. Удивителен этот Тришка умением освобождаться от любых оков и выходить из любой тюрьмы.
Павлуша
Затем Павлуша тоже вспомнил о солнечном затмении.
Павлуша — 12 лет; сероглазый, большеголовый и приземистый, одет бедно; смел, пытается объяснить непонятное, решительный и любознательный.
Когда солнце исчезло, крестьяне перепугались, а барская стряпуха все горшки в печи перебила, считая, что пришёл конец света, и щи есть некому будет. Все верили, что «белые волки по земле побегут, людей есть будут, хищная птица полетит, а то и самого Тришку увидят».
Пошли крестьяне в поле Тришку встречать. Вдруг видят: идёт человек «мудрёный» со странной головой. Все бросились прятаться, а это оказался не Тришка, а деревенский бочар, который купил новый жбан и надел его на голову, чтобы легче было нести. Развеселил мальчиков Павлушин рассказ.
Вдруг в самый разгар беседы залаяли и кинулись прочь собаки. Павлуша бросился за ними. Вернувшись, он сказал, что собаки почуяли волка.
Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волка… «Что за славный мальчик!» — думал я, глядя на него.
Костя
Костя, маленький, тщедушный, очень бедно одетый и пугливый мальчик лет десяти с задумчивым и печальным взглядом, рассказал две истории.
Костя — 10 лет, худой и малорослый, плохо одет; трусишка, боится непонятного, способен на сочувствие, верит рассказам Ильюши.
Встреча плотника с русалкой
Первая — о плотнике, который заблудился в лесу и наткнулся на русалку. Она сидела на ветке дерева, звала его к себе и смеялась. Плотник взял и перекрестился. Русалка заплакала жалобно, а потом прокляла его: будет плотник горевать до конца своих дней. С тех пор он невесёлый и ходит.
Водяной, утащивший мальчика на дно
Вторая Костина история была о мальчике, которого водяной утащил под воду, а его мать сошла от горя с ума.
Федя
Старший из мальчиков, Федя, стройный, красивый подросток лет четырнадцати, принадлежал, судя по одежде, к богатой семье и был в этой компании «запевалой»: к друзьям относился покровительственно, но по-доброму, изредка перебивал их с добродушной насмешкой.
Федя — 14 лет, красив, хорошо одет; как старший, к друзьям относится покровительственно, но по-доброму, немногословен.
Федя вспомнил о живущей в его деревне женщине, которую бросил любовник. Пошла она топиться, а водяной утащил её на дно и там «испортил». Женщину вытащили, но в себя она не пришла, так дурочкой и осталась.
Ваня
Самый младший, семилетний мальчонка Ваня, всю ночь продремал под рогожкой «и только изредка выставлял из-под неё свою русую кудрявую головку».
Ваня — 7 лет, русый, кудрявый и большеглазый; искрений, мечтательный и добрый, любит природу; дремлет в течение всего разговора.
Утро
Остальных ребятишек сон сморил, когда погасли костры. Охотник тоже задремал. От костров он ушёл, когда «утро зачиналось». Попрощаться охотнику удалось только с Павлушей: тот проснулся, когда он уходил.
Эпилог
Рассказчик с сожалением сообщает, что в том же году «славный парень» Павел погиб: разбился, упав с лошади.
Краткое содержание «Бежин луг»
4.8
Средняя оценка: 4.8
Всего получено оценок: 19262.
Обновлено 9 Декабря, 2022
О произведении
Рассказ Тургенева «Бежин луг» был впервые опубликован в 1851 году в журнале «Современник». Произведение вошло в цикл рассказов автора «Записки охотника». Очерк относится к литературному направлению реализм, но в нем также присутствуют черты романтизма (яркие описания природы, легенды и поверья, которые переплетаются с реальной жизнью героев).
Произведение изучается в программе литературы 6 класса, на нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание рассказа «Бежин луг» онлайн.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Место и время действия
События рассказа происходят в середине XIX века в Чернском уезде Тульской губернии.
Главные герои
- Рассказчик – охотник, от его лица ведется повествование.
- Илюша – мальчик около 12 лет, знающий много народных поверий и историй о нечистой силе.
- Павлуша – мальчик около 12-ти лет, «глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила».
Другие персонажи
- Федя – мальчик 14-ти лет, самый старший из ребят, по всем приметам – выходец из зажиточной крестьянской семьи. Поехал с другими ребятами ради забавы.
- Костя – мальчик 10-ти лет.
- Ваня – мальчик семи лет, который практически всю ночь спал.
Краткое содержание
В один из теплых июльских дней рассказчик охотился за тетеревами в Чернском уезде Тульской губернии. Он настрелял «довольно много дичи»
и возвращался вечером домой. Заблудившись в сумерках, рассказчик сначала шел мимо осинника, затем оказался в незнакомой распаханной лощине.
Не пытаясь разобрать дороги, он пошел «по звездам»
и неожиданно оказался перед «огромной равниной»
, называемой Бежин луг, которую огибала широкая река. У подножья холма мужчина заметил два костра и людей вокруг них.
Повествователь спустился к кострам – возле них расположились крестьянские ребятишки из соседних деревень, сторожившие табун лошадей с двумя большими собаками. Рассказчик попросился к ним переночевать, лег у костра и, наблюдая за ночной природой, слушал беседу ребят.
Всего мальчиков был пять: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня. Рассказчик описывает внешность мальчиков. Федя – «стройный мальчик, с красивыми и тонкими чертами лица»
. Павлуша – с черными волосами, серыми волосами, рябым бледным лицом и неуклюжим приземистым телом. Илюша – с горбоносым, вытянутым, подслеповатым лицом, которое «выражало какую-то тупую, болезненную заботливость»
. Костя – мальчик с задумчивым и печальным взором, его глаза, «казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, <…> — не было слов»
. Самый младший, Ваня, всю ночь спал под рогожкой.
Рассказчик притворился спящим и мальчики у костра разговорились. Илюша рассказал, как заночевав однажды с ребятами на бумажной фабрике, они слышали домового. Ночью над ними кто-то стучал и ходил, а после спустился к ним по лестнице, распахнул двери, но в дверях ребята никого не увидели. Тут у одного чана начала шевелиться форма, у другого – крюк с гвоздя снялся и на место встал. «Потом будто кто-то к двери пошел да вдруг как закашляет, как заперхает»
. Мальчики сильно испугались.
Следующую историю рассказал Костя, о слободском плотнике Гавриле. Как-то мужчина пошел в лес по орехи, заблудился и решил переночевать в лесу. Но только он задремывает, как просыпается от того, что его словно кто-то зовет. Наконец Гаврила увидел сидящую на ветке русалку, которая звала его к себе. Мужчина перекрестился – тут же русалка, которая до этого весело смеялась, расплакалась: «Не креститься бы тебе, говорит, человече, жить бы тебе со мной на веселии до конца дней; а плачу я, убиваюсь оттого, что ты крестился; да не я одна убиваться буду: убивайся же и ты до конца дней»
. Тут же и пропала. А Гаврила с тех пор невеселый стал.
Вдали послышался «протяжный, звенящий, почти стенящий звук»
. Мальчики вздрогнули, Илья шепнул: «С нами крестная сила!»
.
После того как ребята успокоились, Илюша завел разговор о случившемся недавно происшествии на прорванной плотине – «нечистом глухом месте»
, где похоронен утопленник. Мальчик рассказал, что как-то приказчик отправил псаря Ермилу на почту, но мужчина задержался и возвращался уже ночью. Перебираясь через плотину, он заметил на могиле утопленника барашка. Мужчина взял животное с собой, но пока вез, заметил, что барашек смотрит ему пристально в глаза. Стал он его этак по шерсти гладить, — говорит: «Бяша, бяша!»
А баран-то вдруг как оскалит зубы, да ему тоже: «Бяша, бяша…»
.
Вдруг «обе собаки разом поднялись, с судорожным лаем ринулись прочь от огня и исчезли во мраке. Все мальчики перепугались»
. Павлуша побежал за собаками, но вскоре прискакал на лошади и пояснил: думал, что собаки учуяли волка, но там ничего нет.
Мальчики продолжили беседу. Илюша рассказал, что в Варнавицах часто встречали покойного барина, который искал разрыв-траву, потому что на него сильно давила могила. Костя удивился – он думал, что покойников можно только в родительскую субботу увидеть. Илюша ответил, что в родительскую субботу можно еще и узнать, кто умрет скоро: нужно сесть на церковную паперть и смотреть, кто мимо тебя пройдет. Так баба Ульяна, сидя на паперти, увидела идущей саму себя.
Мальчики притихли. Над ними пролетел белый голубок. Ребята вспоминают о недавно случившемся в Шаламове «предвиденьи небесном»
– солнечном затмении. Илюша пересказывает поверье о Тришке – лукавом человеке, который появится в затмение и которого нельзя будет ни поймать, ни в тюрьму посадить.
Внезапно над рекой дважды раздался резкий крик цапли. Мальчики заговорили о лешем – Косте показалось, что он как-то слышал его крики. Илья возразил: леший не кричит, он немой – «только в ладоши хлопает да трещит»
.
Павлуша поднялся и пошел к реке за водой. Илюша в это время рассказал мальчикам, что когда человек черпает воду из реки, его может за руку схватить водяной и к себе утащить. Ребята вспомнили об Акулине-дурочке, которую «водяной испортил»
, а также о Васе, который, играя на берегу, случайно утонул. Вернувшись, Павлуша рассказал, что когда он набирал воду, его словно из-под воды Васиным голосом звали.
К утру разговор мальчиков постепенно стих, а рассказчик задремал. Мужчина проснулся еще до рассвета и, кивнув проснувшемуся Павлуше, пошел «вдоль задымившейся реки»
. «Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. Он не утонул: он убился, упав с лошади. Жаль, славный был парень!»
И что в итоге?
Павлуша, Федя, Ильюша, Костя, Ваня — остаются у костра на берегу реки. Позже рассказчик узнал, что Павлуша погиб, упав с лошади.
Рассказчик — просыпается ещё до рассвета и продолжает свой путь.
Заключение
Рассказ Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг» раскрывает перед читателем мир народных поэтических примет и сказок о всевозможной «нечисти»: домовых, русалках, леших, водяных, призраках. В произведении легенды и поверья гармонично дополнены картинами живописной природы, а сама композиция очерка отсылает читателя к просторечному жанру «страшной истории», характерным признаком которой являются элементы мистики и необъяснимый, загадочный трагический конец.
Чтобы оценить красоту слога Тургенева, рекомендуем не останавливаться на кратком пересказе «Бежина луга», а прочесть рассказ полностью.
Тест по рассказу
После прочтения краткого содержания рассказа рекомендуем пройти этот тест:
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Лиза Гречникова
12/12
-
Виктория Зеленская
8/12
-
Милана Ничикова
10/12
-
Максим Демин
12/12
-
Мадина Мусаева
12/12
-
Михаил Евсеев
12/12
-
Galina Ambrtsumian
12/12
-
Сева Бобров
11/12
-
Дарья Хвалей
10/12
-
Лидия Голикова
12/12
Рейтинг пересказа
4.8
Средняя оценка: 4.8
Всего получено оценок: 19262.
А какую оценку поставите вы?
Содержание
- Смысл названия
- «Бежин луг»краткое содержание
- Тема«Бежин луг»
- Смысл финала
Произведение И. С. Тургенева «Бежин луг» является частью сборника «Записки охотника». Цикл интересен тем, что положил начало произведениям, где главными героям являются простые крестьяне, описанные с присущей им любовью и заботой.
В статье вы узнаете, что хотел сказать нам автор, в чем заключаются “подводные камни” и смысл финала.
Смысл названия
На самом деле в название Тургенев не закладывал никакого глубокого смысла. Он лишь подобрал звучное и подходящее предложение, основой которому стали живописные пейзажи.
Сам луг находится недалеко от деревни Бежина, которая была собственностью родственников писателя. Он часто охотился там, потому и так хорошо знаком с тамошними красотами и легендами, которые и упоминались деревенскими мальчишками.
«Бежин луг» краткое содержание
Произведение начинается с красочного описания природы. Автор показывает нам живописные пейзажи вечернего леса. Главный герой охотник блуждает в нем, пока не выходит к костру. Вокруг него сидят пятеро мальчишек:Павлуша, Федя, Костя, Ваня и Илюша.
Охотник притворяется, будто спит, чтобы не смущать детей. После чего они продолжают свой разговор.
Илюша рассказывает про домового на бумажной фабрике. Он однажды ночевал в ней, тогда домовой стучал, кашлял и гремел.
Следующим рассказывает страшную историю Костя. Он говорит о русалке, которая манила плотника Гаврилу. Благо он вовремя опомнился и тем самым спас сам себя. А русалка заплакала и послала Гавриле вечные горести.
Илюша продолжает разговор. Мальчик рассказывает о гиблых местах, где похоронен утопленник. Однажды псарь Ермила заметил на могиле барашка, взял его с собой и заметил, как животное смотрело на него, оскалив зубы, и вдруг заговорило человеческим голосом.
Ребята поговорили о немом лешем и водяном, который утаскивает на дно людей. А потом о Васе. Мальчик играл на берегу и утонул. Когда Павлуша вернулся, рассказал о том, как, набирая воду, услышал Васькин голос. На что ребята решили, что скоро Павлуша умрёт так же, как и Вася.
Легли спать они под утро. Рассказчик прощается с ребятами на рассвете. Спустя какое-то время он узнает, что парень, который ему так сильно понравился, умер, упав с лошади. Тем самым исполнив предзнаменование. Правда не совсем точно.
Тема «Бежин луг»
В произведении затрагивается любимая тема Тургенева-связь человека с природой. Она описывается на протяжении всего рассказа, дополняя образа мальчишек и сельских легенд.
Главной проблемой стала жизнь простых людей. Писатель обратил внимание на слишком быстрое взросление детей, на то, что им так скоро приходится работать во «взрослых условиях».
Но несмотря на это, дети улыбаются. Им приходится ночью пасти лошадей так, чтобы к ним не подобрались волки. Они буквально рискуют жизнью. Тем не менее они радуются жизни, шутят, веселятся, рассказывая ребятам небылицы.
Именно так мы понимаем замысел автора. Он хотел передать нам, чтобы мы, как и эти мальчишки наслаждались каждым днём. Быть счастливыми наедине с природой. И ощущать на себе ее щедрость, тепло и любовь.
Вернемся к проблеме. На примере сказаний и легенд Тургенев рассказывает нам о необразованности простых крестьян, об их наивности. Люди видят якобы предзнаменования об их смерти и методом самовнушения и уверенности в скорой кончине действительно умирают. Другие видят сверхъестественных существ и сходят с ума.
Так писатель приходит к печальному выводу, что необразованные люди с легкостью становятся узниками собственных страхов. Они показывают нам, как делать не нужно. Дают стимул бороться уже с нашими страхами.
Смысл финала
В цикле «Записки охотника» Тургенева почти все очерки кончаются простым уходом рассказчика с места событий. «Бежин луг» исключение. Да, охотник ушел от ребят, но конец все же продолжил: «Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. Он не утонул: он убился, упав с лошади. Жаль, славный был парень!».
Этим Тургенев придал рассказу трагичности. Почему он решил об этом упомянуть? Павлуша больше всех понравился рассказчику своей смелостью и рассудительностью. Вероятно по-этому он «проследил» за ним и узнал о его смерти.
Герой опечален его кончиной и решил упомянуть об этом. Суеверие исполнилось. Но не так как все предполагали.
«Бежин луг» — анализ произведения — 1 вариант
Краткий анализ:
- Год написания – 1851 год.
- История создания – Рассказ «Бежин луг» стал частью цикла «Записки охотника», в котором Тургенев описал непередаваемое очарование русской природы и особенности крестьянской жизни.
- Тема – Гармония человека и природы – центральная тема произведения. Также автор поднимает тему веры крестьян в сверхъестественное.
- Композиция – Композиция рассказа достаточно сложная, многослойная. Она включает в себя речевые и портретные характеристики мальчиков, их рассказы, обрамлённые воспоминаниями рассказчика, а также лирические пейзажные зарисовки.
- Жанр – Рассказ.
- Направление – Реализм.
История создания
Рассказ Тургенева «Бежин луг», написанный в 1851 году, стал частью сборника «Записки охотника». Он был примечателен тем, что впервые в русской литературе главными героями стали крестьянские дети, описанные автором с большой любовью и теплотой.
Большое влияние на Ивана Сергеевича оказал известный литературный критик В.Г. Белинский, который и вдохновил его на создание «Записок охотника». Писатель много свободного времени уделял охоте, общался с крестьянами и их детьми, благодаря чему его произведения отличались большой реалистичностью.
К работе над рассказом «Бежин луг» Тургенев приступил осенью 1850 года, уже в начале 1851 года он был опубликован в популярном журнале «Современник».
Автор не придал особого смысла названию своего произведения – он просто подыскал звучное название рассказу, фоном которому послужили прекрасные пейзажи. Более того, этого названия нет ни на одной топографической карте, и, как позже выяснили исследователи творчества Тургенева, он заменил неблагозвучное наименование реально существовавшего луга «Рудинское болото» на более поэтичное – «Бежин луг».
Тема
Будучи мастером описания красоты русской природы, Иван Сергеевич в очередной раз затронул свою любимую тему – взаимосвязи человека и природы, их гармоничного дополнения друг другом.
В своем произведении автор поднял проблему жизни простых людей. Даже дети, которым по возрасту не пристало думать о бытовых тяготах, вынуждены работать почти наравне со взрослыми.
Крестьянские мальчишки всю ночь пасут табун лошадей, следя за тем, чтобы к нему не подобрались волки. Однако неустроенность и сложность их жизни не является поводом для уныния. Напротив, каждый день для этих ребят – счастье, возможность прожить яркие и интересные моменты.
Пойти в ночное для них радость, они находят способ себя развлечь, рассказывая друг другу всякие небылицы.
Таким образом, автор хотел выделить основную мысль своего произведения – необходимо ценить жизнь во всех её проявлениях, радоваться ей и быть благодарным тому, что имеешь. Счастье – чувствовать себя частью природы, ощущать на себе её милость и бесконечную щедрость. Нужно лишь прислушиваться к тому, чему учит природа, чтобы ощущать себя целостной личностью.
В рассказе Тургенев не зря поднял тему народных легенд и сказаний, которые с таким увлечением пересказывали друг другу мальчики. На их примере автор показал, насколько сильна в жизни простых, необразованных людей вера в сверхъестественное. В этом, однако, кроется и своё очарование: истории, рассказанные мальчиками, основаны на народных верованиях, фольклоре и интересе к непостижимому.
Разыгравшееся воображение плотника Гаврилы, «увидевшего» русалку, становится причиной его затянувшегося мрачного настроения и бесконечных тревожных дум о будущем. Баба Ульяна, случайно заметившая своего «двойника», не сомневается в своей скорой кончине. Её непрестанные мысли о неизбежной смерти действительно становятся причиной раннего ухода из жизни. Красавица-селянка Акулина, которой почудился водяной, не выдерживает этого и сходит с ума.
С грустью и сожалением Тургенев приходит к выводу, что причиной многих зол крестьянства является невежество. «Зовущие» голоса, таинственные существа, предчувствия, бесчисленное количество примет – всё это грузом лежит на необразованном человеке, делая его рабом собственных страхов. Ребята с детских лет воспринимают веру в судьбу, они не смеются над героями своих “страшилок”, а сочувствуют им.
Композиция
Анализируя рассказ «Бежин луг», следует отметить, что для него характерна сложная, многослойная композиция.
- Экспозиция – описание дневного пейзажа.
- Завязка – появление в рассказе образа охотника, его скитания в лесу, зловещие изменения природы.
- Кульминация – встреча с крестьянскими детьми, сидящими у костра, и проникновение в их мир, полный суеверий.
- Эпилог – рассказ о судьбе одного из мальчиков – Павлуши.
Повествование о мальчиках начинается с их развернутых портретов, которое уступает место монологу каждого. Их яркие и самобытные характеры накладывают отпечаток и на манеру повествования. В результате все истории приобретают уникальную интонацию, свойственную только мальчику-рассказчику.
Между монологами мальчиков охотник вставляет собственные суждения, оценки, наблюдения
.
К особенностям композиции следует отнести пейзажные зарисовки, которым автор уделил особое внимание. Всё происходящее в рассказе неразрывно связано с окружающей природой, с её изменениями в течение суток.
Таким образом, пейзаж, портрет, авторские замечания и монологи являются теми художественными средствами, которые были мастерски использованы автором и включены в строй произведения.
Жанр
«Бежин луг» – рассказ, поскольку обладает всеми характерными для этого жанра чертами: небольшим объёмом, малым количеством героев, одной сюжетной линией, повествовательным содержанием.
Произведение принадлежит литературному направлению реализм, однако в нём явственно проступают и черты романтизма: поэтические описания природы, всевозможные поверья и легенды, тесно переплетающиеся с реальной жизнью героев.
«Бежин луг» — анализ произведения — 2 вариант
Жанром является рассказ. Направление рассказа – реализм с элементами романтизма. Эмоции главных героев автор выражает в описании природных явлений. Кроме того, в рассказах мальчиков можно заметить нотки сказочности, на основе народных мифов.
Композиция рассказа классическая, но многослойная по структуре. Она включает в себя описание природы, окружающей охотника, подробные портреты мальчиков и их рассказы.
Герои рассказа – деревенские мальчишки. У каждого из детей свой характер и свои особенности. Павлушу Тургенев описывает как не очень красивого, с неправильными чертами лица, бедно одетого мальчика.
Однако заметен его сильный характер, который сквозит во взгляде и голосе. Характер Павлуши раскрывается в эпизоде, где он немедля бежит за собаками, не боясь волка. Он не верит в суеверия даже после голоса водяного, но верит в судьбу, от которой не уйти. К концу рассказа автор сообщает о смерти мальчика.
Самый старший паренек – Федя, судя по всему из богатой семьи. Он хорошо одет, красив и ведет себя важно, как будто осознавая превосходство над другими. Скорее всего, он пошел охранять скот ради забавы. Федина речь отрывистая, потому, что он опасается сказать лишнее, недостойное по статусу.
Илюша, несмотря на юный возраст, уже работает на бумажной фабрике и знает много поверий. У него вытянутое лицо, нос с горбинкой, сжатые губы и сведенные брови. Илюша опрятно одетый, трудолюбивый паренек.
Маленького Костю автор сравнивает с белкой – у него заостренные черты лица и большие черные глаза. Он тоже одет в бедную одежду, худощав, а лицо его украшают веснушки. Костя кажется печальным и задумчивым, автор рисует его как боязливого паренька.
Самый маленький и тихий Ваня все время лежит под рогожей и любуется звездами на ночном небе. Ему не больше семи лет и у него кудрявые волосы. Присутствие Вани почти незаметно в рассказе.
Тема рассказа – это гармония человека и природы. Не случайно автор включает в рассказ детей, если взаимодействие с природой — это основа жизни, то дети – это будущее.
Проблематика рассказа поднимает вопросы жизни простых людей и отношения человека к природе. Тургенев подчеркивает, насколько важно научить детей бережно относиться к природе, любить труд и быть в ладу с окружающими.
Главная мысль рассказа призывает ценить жизнь во всех проявлениях и быть благодарным за все, что имеешь, ощущать себя частью природы.
«Бежин луг» — анализ произведения — 3 вариант
Тематика и проблематика
1. Тема: Единство человека и природы.
Проблема: Единство человека и природы нарушать не стоит. Современному человеку, живущему в городах, не хватает контакта с природой и с людьми.
Читая рассказ о самом обыкновенном разговоре мальчишек, чувствуешь то естественное и настоящее, к чему стремится человек. Наша современная жизнь состоит из общения по телефону и сидения за компьютером. Конечно, хорошо, что есть компьютер с его огромными возможностями, и мобильный телефон, но здесь важна мера. Нельзя из жизни вычеркивать ту основу, без которой она теряет смысл – живое общение людей и контакт с природой.
Общение деревенских детей, их мистические страшные истории во многом связаны с силами природы – это, например, лешие и русалки. Представляешь темную ночь, деревья, тени, вой волков и понимаешь мальчиков, которые с таким интересом слушают эти страшные истории.
2. Тема: Ранняя трудовая жизнь деревенских детей той давней эпохи.
Проблема: Мальчишкам приходится работать в таком юном возрасте, и они уже самостоятельные. Сидеть ночью на поляне – это не так уж легко. Например, одному из мальчиков чудится голос утопленника, дети могут встретить реальную опасность, например, волков.
3. Тема: Крепостные дети предоставлены сами себе, в их жизни много страхов.
Проблема: Родителям некогда заниматься воспитанием детей. Они не имеют возможности дать ребенку образование, даже одеть его. Родителям некогда общаться с ними, читать им сказки, поэтому они рассказывают сказки друг другу, тренируют свое воображение, наполняют свою жизнь интересом. У крепостных крестьян бед немало, и много страхов, суеверий, примет, что чувствуется в историях детей.
Идея (идейно-эмоциональная оценка)
Тургенев описывает крестьянских мальчиков с большой теплотой. Он подчеркивает, что они добры, смелы, отзывчивы и уже умеют хорошо работать, зарабатывать деньги. В этом отношении автора проявлены большой интерес и сочувствие — сентиментальный пафос произведения.
С одной стороны истории мальчиков – это предрассудки и суеверия, но с другой стороны – это сказания, народные легенды, поэтому их интересно читать. У меня, при чтении этих историй, идут эмоции, захватывает дух. В этих суевериях, глупых и даже смешных, есть какая-то таинственность и глубина.
Основные герои
Образы автора рассказа, и мальчиков, мирно разговаривающих у костра, и природы – все это ощущается в единстве. Мистическая летняя ночь с ее тенями и ночными звуками, побуждает детей пересказывать истории, услышанные от взрослых. В этом рассказе сильно ощущается единство образов всех присутствующих с образом природы. И охотник, заблудившийся в лесу, и мальчики как будто переплетены с ней.
Конфликт образов я вижу между мальчиками и самой деревенской жизнью. Дети еще малы, но им приходится работать, сидеть ночью на лугу, выпасать лошадей. Им не хватает родительского внимания и детских сказок, которые они и рассказывают друг другу. Деревенская жизнь наполнена мистическими рассказами, которые дети слышат от взрослых. И жизнь детей с ранних лет наполнена страхами, су
Конечно, хорошо, что есть компьютер с его огромными возможностями, и мобильный телефон, но здесь важна мера. Нельзя из жизни вычеркивать ту основу, без которой она теряет смысл – живое общение людей и контакт с природой.
Общение деревенских детей, их мистические страшные истории во многом связаны с силами природы – это, например, лешие и русалки. Представляешь темную ночь, деревья, тени, вой волков и понимаешь мальчиков, которые с таким интересом слушают эти страшные истории.
2. Тема: Ранняя трудовая жизнь деревенских детей той давней эпохи.
Проблема: Мальчишкам приходится работать в таком юном возрасте, и они уже самостоятельные. Сидеть ночью на поляне – это не так уж легко. Например, одному из мальчиков чудится голос утопленника, дети могут встретить реальную опасность, например, волков.
3. Тема: Крепостные дети предоставлены сами себе, в их жизни много страхов.
Проблема: Родителям некогда заниматься воспитанием детей. Они не имеют возможности дать ребенку образование, даже одеть его. Родителям некогда общаться с ними, читать им сказки, поэтому они рассказывают сказки друг другу, тренируют свое воображение, наполняют свою жизнь интересом. У крепостных крестьян бед немало, и много страхов, суеверий, примет, что чувствуется в историях детей.
Идея (идейно-эмоциональная оценка)
Тургенев описывает крестьянских мальчиков с большой теплотой. Он подчеркивает, что они добры, смелы, отзывчивы и уже умеют хорошо работать, зарабатывать деньги. В этом отношении автора проявлены большой интерес и сочувствие — сентиментальный пафос произведения.
С одной стороны истории мальчиков – это предрассудки и суеверия, но с другой стороны – это сказания, народные легенды, поэтому их интересно читать. У меня, при чтении этих историй, идут эмоции, захватывает дух. В этих суевериях, глупых и даже смешных, есть какая-то таинственность и глубина.
Основные герои
Образы автора рассказа, и мальчиков, мирно разговаривающих у костра, и природы – все это ощущается в единстве. Мистическая летняя ночь с ее тенями и ночными звуками, побуждает детей пересказывать истории, услышанные от взрослых. В этом рассказе сильно ощущается единство образов всех присутствующих с образом природы. И охотник, заблудившийся в лесу, и мальчики как будто переплетены с ней.
Конфликт образов я вижу между мальчиками и самой деревенской жизнью. Дети еще малы, но им приходится работать, сидеть ночью на лугу, выпасать лошадей. Им не хватает родительского внимания и детских сказок, которые они и рассказывают друг другу. Деревенская жизнь наполнена мистическими рассказами, которые дети слышат от взрослых. И жизнь детей с ранних лет наполнена страхами, суевериями, приметами.
Литературные приёмы
В произведении описан великолепный июльский день, где писатель использует множество эпитетов. Бледно-лиловый цвет небосклона, солнце «не огнистое», которое «мирно всплывает». Вечерняя звезда на небе напоминает свечку, которую несут очень бережно. Охотник поймал много дичи, у него прекрасное настроение, что отражает собой природа, в которой «краски все смягчены». Тургенев передает состояние тишины, безмятежности, покоя, разлитого в наступлении чудесного июльского вечера. Он так описывает природу, что, как будто ощущаешь это состояние, запахи, звуки. Когда читаешь рассказ дальше, представляешь детей у костра, то состояние умиротворения и покоя только усиливается. Даже страшные истории ребят не меняют его.
Конфликт произведения
Все разговоры деревенских мальчишек крутятся вокруг мистических историй. Видно, что дети либо не обучались в школе, либо обучались, но очень мало, поскольку тем других нет. В самих историях мы видим людей с тяжелыми судьбами. Плотник Гаврила находится в мрачном настроении долгие годы, красивая Акулина сходит с ума, баба Ульяна ждет смерти, потому что увидела своего «двойника». И дети, и взрослые живут в невежестве и страхе, где процветают суеверие и приметы. Мальчики сидят у костра и радуются, но у них нелегкая жизнь, полная невежества и предрассудков.