Бежин луг подробный план рассказа

  • Сочинения
  • По литературе
  • Тургенев
  • План рассказа Бежин луг

1. Рассказчик пошел на охоту
2. Главный герой заблудился в лесу
3. Встреча рассказчика с ребятами
4. Описание парней
5. Утро на Беженом лугу

Пересказ

Рассказчик произведения «Бежин луг» является его главным героем. Он пошел на охоту, на улице была чудесная июльская погода. Мужчине повезло, он настрелял большое количество дичи. Уже к вечеру он пошел домой вместе с собакой. Спустя некоторое время он понял, что заблудился и не помнит дорогу домой. Ночь уже близко. Все места кажутся рассказчику незнакомыми.

Мужчина пошел вперед, его ориентиром были звезды. Случайно он очутился на Бежином лугу, недалеко от него была река. Возле холма он увидел горящий костер и собравшихся вокруг него людей. К нему на встречу бежали две собаки они громко лаяли. Возле огня он увидел деревенских ребят. Мальчики пасли табун лошадей, и с ними было две собаки. Мужчина остался с ними на ночь. Рассказчик претворился спящим. Он тайно начал наблюдать за ребятами  и слушать их рассказы. Все мальчики были интересными.

Всего мальчиков было пятеро. Самым старшим был четырнадцатилетний парень, его звали Федя. Он был хорошо одет и обладал хорошими манерами. Можно сделать, что он рос не в бедной семье. Скорее всего, он пас лошадей для развлечения. Павлуше на вид было двенадцать лет. Он сильно понравился мужчине. Его внешность была обычной. У Павлуши были черного цвета волосы, нескладная фигура и бледное лицо. Но, в мальчике что-то было интересное. У него был сильный характер и внутренний стержень.

Илюше было около двенадцати лет. У него был нос с горбинкой, и он часто щурился. Он знал многие народные приметы, поверья и страшные истории о нечистой силе. Косте было десять лет, он не сильно был приметным. Младше всех ребят был Ваня, ему было семь лет. Мальчик постоянно спал.

Илюша начал рассказывать страшную историю о том, что слышал домового, когда ночевал на бумажной фабрике. Ему казалось, что ночью там кто-то ходил, постукивал и кашлял. Затем в их комнату распахнулась дверь, но там никого не было. Все дети, которые были там, вместе с Илюшей сильно перепугались.

Затем Костя начал рассказывать свою историю о том, что его знакомый плотник  видел русалку. Мужчину звали Гаврила, он собирал орехи в лесу и однажды заблудился. Он решил поспать в лесу и дождаться утра. Ночью он услышал голос, который его звал. Гаврила открыл глаза и увидел рядом с собой русалку, она его звала. После такой встречи мужчина перестал улыбаться,  стал задумчивым и грустным.

Потом Илюша стал рассказывать о плотине. Это ужасное место именно там был захоронен утопленник. Однажды псарь Ермила шел ночью и возле могилы утопленника углядел милого барашка. Он решил забрать его себе. Ермила заметил, что у барашка умные глаза, а взгляд  похож на человеческий.

Рассказ прервался громким лаем собак. Павлуша прыгнул на коня и поскакал вперед. Он возвратился вместе с собаками и сказал, что, скорее всего псы учуяли волка, но переживать ребятам не стоит. Ребята продолжили разговор, и Илюша стал рассказывать очередную мистическую историю. За такими беседами и прошла вся ночь.

Наутро рассказчик вынужден покинуть ребят. Все мальчики ему очень понравились и запомнились. К сожалению, через некоторое время Павлуша погиб упав с лошади.

Также читают:

Картинка к сочинению План рассказа Бежин луг

План рассказа Бежин луг

Популярные сегодня темы

  • План поэмы Мертвые души Гоголя

    Павел Чичиков приезжает в небольшой городок, выглядит он весьма приятным мужчиной, лицо его обладает округлыми чертами. Он селится в отеле и начинает узнавать всю нужную ему информацию

  • Примеры настоящего искусства из жизни

    Искусство буквально окружает нас с самого рождения. Когда родители стараются запечатлеть на объектив фотоаппарата наши первые шажочки, они создают уникальный снимок, который поймал момент.

  • Крылов

    Всем вероятно знакомы басни про лисицу, которая хитростью выманила у вороны кусочек сыра, про кота Ваську, утащившего у повара курочку. Все эти произведения созданы великолепным гением, Иваном Андреевичем Крыловым

  • Основная мысль рассказа Телеграмма Паустовского сочинение

    Главной героиней рассказа «Телеграмма» К. Паустовского является Катерина Петровна женщина преклонного возраста, проживающая в селе Заборье, в доме своего отца-художника. Она находится в нем одна

  • Как судьба человека связана с историей народа Итоговое сочинение

    Судьба человека, безусловно, связана с историей народа, который он представляет. Об этом рассказывают нам многие литературные произведения. Однако, особенно показательным служит рассказ М.А.Шолохова

«Бежин луг», презентация 6 класс или проект: подготовим подробный ответ тезисно на слайдах.

Чтобы дать представление по теме наглядно, вспомним, о чем произведение И. С. Тургенева. Главный герой вышел, ближе к ночи, к равнине. Он был на охоте и перепутал дорогу. Провел ночь в компании мальчиков, тихо наблюдая за ними, слушая рассказы и небылицы.

Составим слайды к проекту: поясним, почему рассказ имеет именно такое название, зададим вопросы к произведению, напишем план. Раскроем, как появилось произведение? Иван Сергеевич сам попал в подобную ситуацию, как его герой, то есть пошел охотится, заблудился, вышел к костру на лугу, где дети пасли лошадей.

Необходимо уточнить, сколько мальчиков, какие у них имена, характеры, какие рассказывали былички. Также, вспомнить прозвучавшие устаревшие слова и то, что обозначают. Отдельно уделить внимание образу природы.

Презентацию можно акцентировать, например, на теме о мальчиках, их историях, образах, речи.

«Бежин луг» получил название по местности: рассказчик вышел к лугу, где услышал голоса. Подойдя поближе, оказалось, что это крестьянские дети.

Автор приоткрывает занавес перед читателем, знакомя с бытом и жизнью простых деревенских детишек. Одеты все более, чем бедно, кроме Феди, старшего паренька. Ребята простые, разговор диалектный, произносят такие редкие слова, как «шти» — «щи» или «напужались», родственное от слова «испуг» (проект по ссылке).

Подвести итог, сказать, чем понравилось произведение, показать свое отношение к одному из мальчиков, рассказчику или тому, как описана «природа» — «Бежин луг».

Почему дети любят ходить в ночное? Потому что им нравится ночью пасти лошадей, скакать во весь опор, поднимая пыль, хохоча, — это развлечение для крестьянских детишек.

Бежин луг презентация

Бежин луг презентация

На следующем слайде раскроем образы мальчиков. Подробное описание можно почитать в вопросе о портретах детей или вопросе с описанием Павлуши, Феди, Илюши, Кости, Вани.

Бежин луг презентация

Бежин луг презентация

Бежин луг презентация

Бежин луг презентация

Бежин луг презентация

Бежин луг презентация

Бежин луг презентация

Бежин луг презентация

Бежин луг презентация

Бежин луг презентация

Бежин луг презентация

Бежин луг презентация

Бежин луг презентация

Бежин луг презентация

Бежин луг презентация

Бежин луг презентация

Бежин луг презентация

Еще можно посмотреть и скачать здесь, где проект раскрывает, в чем красота произведения.

«Бежин луг» — рассказ, который является жемчужиной и визитной карточкой цикла рассказов Ивана Сергеевича Тургенева «Записки охотника». Цикл включает в себя несколько десятков произведений и является непревзойденным описанием отечественной природы и простого  русского народа. Автор описывает свои приключения, невероятные события и простые наблюдения во время охоты.

«Бежин луг» — сюжет

Однажды, во время охоты в Тульской губернии, автор заблудился в лесу, до наступления темноты он не смог найти дороги домой и ему пришлось пристать к группе мальчишек, которые пасли скот. Автор делает вид, что уснул, но при этом, внимательно наблюдает за мальчиками и слушает их истории. Истории носят характер бытовых легенд, преданий и страшилок. Вся история происходит на фоне постоянно меняющейся русской природы, которая подчеркивает таинство и мистику происходящего.

План рассказа или истории мальчиков

Можно выделить основные вехи на которые автор разбил свою историю.

  • Удачная охота и блуждание по неизвестной местности;
  • Встреча с мальчиками-пастухами,
  • Образы мальчиков,
  • Невероятная история Илюши о том, как они с другими мальчишками ночевали в рольне, и видели призрак молодого человека, который утонул там несколько лет назад,
  • История кости о том, как плотник заблудился в лесу и едва не стал жертвой русалки,
  • История Илюши о том, как слуга Ермила встретил призрак утопленника, когда ходил по поручению приказчика через старую плотину,
  • Отвага Павлуши, который покоряет сердце автора своей отвагой, когда отправляется самостоятельно посмотреть чего испугались лошади,
  • Рассказ Илюши о старом покойном барине, который не может найти покоя в могиле, все время ходит по ночам,
  • История Павлуши о Тришке, который как предзнаменование конца света должен появиться однажды среди людей,
  • Рассказ Кости о мальчике, по имени Вася, который утонул в реке,
  • Рассвет и прощание с мальчиками.

Автор с грустью прощается с мальчишками, которые обогатили его душу своими историями. Писатель подводит итог и завершает рассказ историей, как в следующем году погиб Павлуша.

1. Рассказчик пошел на охоту 2. Главный герой заблудился в лесу 3. Встреча рассказчика с ребятами 4. Описание парней 5. Утро на Беженом лугу

Пересказ

Рассказчик произведения «Бежин луг» является его главным героем. Он пошел на охоту, на улице была чудесная июльская погода. Мужчине повезло, он настрелял большое количество дичи. Уже к вечеру он пошел домой вместе с собакой. Спустя некоторое время он понял, что заблудился и не помнит дорогу домой. Ночь уже близко. Все места кажутся рассказчику незнакомыми.

Мужчина пошел вперед, его ориентиром были звезды. Случайно он очутился на Бежином лугу, недалеко от него была река. Возле холма он увидел горящий костер и собравшихся вокруг него людей. К нему на встречу бежали две собаки они громко лаяли. Возле огня он увидел деревенских ребят. Мальчики пасли табун лошадей, и с ними было две собаки. Мужчина остался с ними на ночь. Рассказчик претворился спящим. Он тайно начал наблюдать за ребятами и слушать их рассказы. Все мальчики были интересными.

Всего мальчиков было пятеро. Самым старшим был четырнадцатилетний парень, его звали Федя. Он был хорошо одет и обладал хорошими манерами. Можно сделать, что он рос не в бедной семье. Скорее всего, он пас лошадей для развлечения. Павлуше на вид было двенадцать лет. Он сильно понравился мужчине. Его внешность была обычной. У Павлуши были черного цвета волосы, нескладная фигура и бледное лицо. Но, в мальчике что-то было интересное. У него был сильный характер и внутренний стержень.

Илюше было около двенадцати лет. У него был нос с горбинкой, и он часто щурился. Он знал многие народные приметы, поверья и страшные истории о нечистой силе. Косте было десять лет, он не сильно был приметным. Младше всех ребят был Ваня, ему было семь лет. Мальчик постоянно спал.

Илюша начал рассказывать страшную историю о том, что слышал домового, когда ночевал на бумажной фабрике. Ему казалось, что ночью там кто-то ходил, постукивал и кашлял. Затем в их комнату распахнулась дверь, но там никого не было. Все дети, которые были там, вместе с Илюшей сильно перепугались.

Затем Костя начал рассказывать свою историю о том, что его знакомый плотник видел русалку. Мужчину звали Гаврила, он собирал орехи в лесу и однажды заблудился. Он решил поспать в лесу и дождаться утра. Ночью он услышал голос, который его звал. Гаврила открыл глаза и увидел рядом с собой русалку, она его звала. После такой встречи мужчина перестал улыбаться, стал задумчивым и грустным.

Потом Илюша стал рассказывать о плотине. Это ужасное место именно там был захоронен утопленник. Однажды псарь Ермила шел ночью и возле могилы утопленника углядел милого барашка. Он решил забрать его себе. Ермила заметил, что у барашка умные глаза, а взгляд похож на человеческий.

Рассказ прервался громким лаем собак. Павлуша прыгнул на коня и поскакал вперед. Он возвратился вместе с собаками и сказал, что, скорее всего псы учуяли волка, но переживать ребятам не стоит. Ребята продолжили разговор, и Илюша стал рассказывать очередную мистическую историю. За такими беседами и прошла вся ночь.

Наутро рассказчик вынужден покинуть ребят. Все мальчики ему очень понравились и запомнились. К сожалению, через некоторое время Павлуша погиб упав с лошади.

Также читают:

Картинка к сочинению План рассказа Бежин луг

Популярные сегодня темы

Деревенские женщины далекой сибирской деревни пребывают в радостном волнении и ожидании. В деревню приехал фотограф и завтра будет фотографировать учеников сельской школы на одну большую фотокарточку.

Однажды на рассвете в окрестностях столицы Франции рассказчик проснулся хотя и внезапно, но в прекрасном расположении духа. Он с удовольствием наблюдал за постепенным пробуждением природы

Матвей Кузьмин, восьмидесятилетний молчаливый старик, жил в одинокой ветхой избушке на лесной опушке, с маленьким внуком Васей и собакой Шариком. Он хорошо знал лесную местность и часто охотился

В своей повести « Тарас Бульба» Гоголь с высочайшим художественным совершенством создал картину борьбы украинского казачества против польской шляхты.

Валентин Александрович Серов известен во всем мире. Он был не просто живописцем, а народным талантом. Все его творчество проникнуто самосовершенствованием и непрерывным поиском чего-то нового.

Вариант №2

Иван Сергеевич был настоящим Сыном Отечества. В своих рассказах он всегда описывал красоту Русской природы. Произведение Бежин луг было написано для детской аудитории. В этот рассказ он вложил все свои силы, и смог беспрекословно передать красоту природы, и психологический смысл рассказа на одной линии.

Это произведение было небольшое в объеме, так как было написано для сборника рассказов «Записки охотника». Бежин луг создавался на протяжении всего 1851 года. Его с восторгом приняли читатели, так как основной аудиторией Тургенева были обычные люди. Это был один из нескольких рассказов, где в главных ролях выступают крестьяне. Впервые этот рассказ был опубликован в популярном в то время журнале «Современник», а только потом в «Записках охотника». Автор даже не думал о названии, он просто подобрал такое название, чтобы оно подходило к описанию природы. Как узнали через много лет, такого луга не существовало и в помине.

Само произведение построено на основе рассказа, то есть повествование идет от лица самого автора. Автор ушел с собаки на охоту в лес и заблудился. Блуждая по лесу в надежде найти дорогу домой и забредает на поляну, которую называли Бежин луг. И там в дали он заметил людей, которые грелись у костра. Когда он добрался до них, это оказались дети. Эти дети были сторожами и охраняли табун лошадей. Ребята поначалу не хотели принимать автора, но когда узнали его историю, то с радостью приняли его. Когда автор лег спать, то ребята стали рассказывать друг другу истории. Но одна из рассказанных историй в тот вечер сбылась спустя много дней. Один из этих ребят трагично погиб, упав с лошади.

Тургенев написал рассказ, основанный на сложной структуре, то есть завязка, развязка и эпилог. Завязкой можно назвать появление в сюжете охотника с собаками. Развязка это, когда охотник пришел ночью к детям у костра. Ну а эпилог это история об одном мальчики из компании.

Сам автор от чего лица идет повествование принадлежит к дворянскому роду, который тянется к обычному народу. Он не забывает добрые дела и в трудные моменты придет на помощь. Он по настоящему любит природу и с душевной добротой к ней относится. Он навсегда запомнил тот вечер с крестьянскими детьми, так как в тот день он услышал множества захватывающих историй. Тургенев этим произведение показывает, что нужно ценить каждого человека не обращая внимания, к какому слою общества он принадлежит. И он побуждает, чтобы каждый задумался о своей судьбе и судьбе окружающих.

План рассказа Бежин луг 6 класс

1 ответ

  • Рассказчик охотился за тетеревами в Чернском уезде и заблудился в полях.
  • Рассказчик вышел на луг, где сидели мальчики.
  • Описание Бежина луга.
  • Знакомство с мальчиками: Федя – самый старший и красивый, ухоженный мальчик; Павлуша – умный, сильный, прямой, с четким и уверенным взглядом; Ильюша – главный рассказчик; Костя – молчаливый, имеет задумчивый и печальный взгляд; Ваня – самый маленький.
  • Рассказ Ильюши о домовом
  • Рассказ Ильюши о том, как он видел призрак молодого человека, утонувшего несколько лет назад.
  • История Кости о русалке
  • Отвага Павлуши: он отправляется посмотреть, чего испугались лошади.
  • История Ильюши о старом барине, который умер, но не нашел покоя в могиле.
  • Тришка: Илюша рассказывает о пророке, который предзнаменует конец света.
  • Павлуша уходит к воде.
  • Костя рассказывает о мальчике Васе, который утонул на глазах у своей матери.
  • Павлуша возвращается от реки и рассказывает о том, что слышал голос Васи, который его звал.
  • Сон мальчиков.
  • Прощание.
  • Смерть Павлуши.

Анализ произведения

Сюжетная линия

Рассказ ведётся от лица автора, любителя поохотиться. Однажды в июле, во время охоты за тетеревами он заблудился и, идя на огонь горевшего костра, вышел на огромный луг, который местные жители называли Бежиным. Возле костра сидели пятеро крестьянских мальчиков. Попросившись у них на ночлег, охотник лёг у костра, наблюдая за мальчиками.

В дальнейшем повествовании автор описывает пятерых героев: Ваню, Костю, Илью, Павлушу и Фёдора, их внешность, характеры и рассказы каждого из них. Тургенев всегда был неравнодушен к духовным и эмоционально одарённым людям, искренним и честным. Именно таких людей описывает он в своих произведениях. Большинство из них живёт тяжело, при этом они придерживаются высоких моральных принципов, очень требовательны к себе и окружающим.

Подробнее: И.С. Тургенев «Бежин луг»: краткое содержание рассказа

Конспект урока по литературе в 6 классе «Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»

Конспект урока по литературе в 6 классе

«Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»

Учитель : Хамидуллина И.Н.

Цели урока:

Познакомить с рассказом, отметить мастерство писателя в описании природы, богатство выразительных средств языка, подчеркнуть авторское отношение и вызвать у обучающихся уважительное отношение к людям, к природе

Задачи урока:

  • обучающие: продолжить развитие навыков анализа текста и выразительного чтения;
  • развивающие: показать взаимосвязь человека и природы в рассказе
  • воспитательные: воспитывать трепетное отношение к природе.

Оборудование урока

: презентация.

Методические приёмы

: беседа, выразительное чтение, комментированное чтение, анализ текста.

Ход урока

1. Организация начала урока.
Слайд 1.
2. Вступительное слово учителя

Сегодня мы продолжим изучение творчества великого классика, мастера слова, чьи произведения высоко ценятся не только в России, но и во всем мире.

На прошлом уроке мы говорили о главной теме рассказа – о крестьянских детях; они – центральный образ произведения. Мы с вами узнали о жизни подростков в 19 веке.

Тему сегодняшнего урока вы попытаетесь сформулировать сами, отгадав ключевое слово. Для этого выполним следующую работу: Слайд 2.

Литературоведческий диктант

Картина природы в художественном произведении. Пейзаж
Созвучие окончаний стихотворных строк. Рифма
Выражение насмешки. Ирония
В литературном произведении образ человека, от лица которого ведется повествование. Рассказчик
Разновидность малой формы эпической литературы, чаще всего посвящается современной автору жизни, фактам, людям. Очерк
Разговор двух или нескольких лиц. Диалог
Иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты. Аллегория

Обратите внимание на выделенные буквы каждого термина, какое слово у нас получилось. О чем мы будем говорить на уроке? Слайд 3.

3. Изучение нового материала.

Оформление записи в тетрадях (дата, «Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»)

Описывая природу, писатель показывает ее особенности, красоту и величие. Но он не просто описывает природу. При этом он выражает свое отношение к ней, передает свое настроение, раскрывает мысли и чувства, помогает понять настроение своего героя.

В описании природы присутствуют светлая часть дня (утро, день) и темная (сумерки, ночь). Свои наблюдения мы оформим в виде таблицы.

Природа
Светлая часть (день, утро) Темная часть (сумерки, ночь)
Краски небо ясное, румянец, солнце – не огнистое, не тускло – багровое, приветно – лучезарное, лиловое
Звуки зашумело, заговорило, звуки колокола
Запахи полынью, сжатой рожью, гречихой
Настроение радостное, спокойное

А) День

— Каким предстает пейзаж перед охотником в самом начале рассказа? Найдем это место в тексте, прочитаем выразительно, чтобы легче представить июльский день. (Чтение эпизода на с. 178

)
Слайд 4.
— Какие же они, краски июльского дня?

(небо ясное; румянец, солнце – не огнистое, не тускло – багровое, приветно – лучезарное, лиловое)

— Кто нашел в рассказе, чем пахнет день в июле?

(Полынью, сжатой рожью, гречихой.

)

Ответы записать в таблицу.

Вывод:

Июльский день создает впечатление
радостное и спокойное.
Б) Сумерки.
Слайд 5.
— Именно в такой день рассказчик удачно поохотился и собирается в обратный путь, но неожиданно осознает, что заблудился. Давайте проследим, как меняется окружающая среда и ее восприятие.

— Случалось ли вам заблудиться? Какие чувства, как вы думаете, можно испытывать при этом?

-А какими словами передает свое состояние рассказчик? (С.180-182)

(«Недоумение», «жутко», «отчаянно устремился», «сердце сжалось», пошёл «по звездам – наудалую».

-Тревожное настроение может передаваться не только с помощью слов, но и знаков препинания.

(Чередование коротких вопросительных и восклицательных предложений. Обилие многоточий подчеркивают растерянность героя.)

— С какой целью Тургенев столь подробно описывает свои блуждания в поисках дороги?

(Автор создает атмосферу таинственности, показывает, как внешний мир, погруженный в темноту, становится фантастическим.)

Вывод:

С помощью описания природы рассказчик передает свое тревожное состояние. Под влиянием темноты нарастает настроение таинственности. Автор подготавливает читателя к беседе мальчиков о домовых и леших.

В) Глубокая ночь. Слайд 6.

Ночная природа живет своей жизнью. У нее свои звуки, необъяснимые, таинственные. Для мальчиков, которых встретил охотник у ночного костра, природа, с одной стороны, их жизнь, даже праздник. С другой стороны, природа для них полна загадок, непонятных явлений, которые они объясняют действием потусторонних сил: в историях о домовом, русалке, лешем, водяном.

— Ребята, вы ведь тоже, наверное, замечали, что днем вы себя чувствуете по-другому, не так, как ночью? А как?

Действительно, ночная природа создает настроение грустное, таинственное.

— А теперь рассмотрим картину глубокой ночи перед самым рассветом. Прочитаем эпизод на с. 184.

(тихо, спокойно, торжественно)

-Но пейзаж меняется, когда автор переходит к характеристике мальчиков и к их «страшным историям». Тургенев, с одной стороны, любуется природой, красотой ночи, с большим интересом слушает таинственные рассказы «… торжественно, необыкновенно
стояла ночь
…», а с другой, вместе с ребятами переживает непонятные явления природы
«странный, резкий болезненный крик раздался вдруг два разасряду над рекой и, спустя несколько мгновений, повторился уже далее…»
Г) Утро.
Слайд 7.
-Но, как пишет Тургенев, «Недолги летние ночи!..» Весь рассказ заканчивается изображением летнего утра. С особым чувством нарисована картина пробуждения и оживления природы. Давайте найдем это место в рассказе. (Чтение эпизода с.205.

)

«Утро зачиналось…»

-В этом описании слышится шум пробуждающейся жизни: «…Полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света… Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола, и вдруг мимо меня, погоняемый знакомыми мальчиками, промчался отдохнувший табун».

-Природа в рассказе, словно живое существо, ей нужно просыпаться, двигаться, встречать новый день.

Возвращение к заполнению таблицы.

Вывод:

Таким образом, мы убедились в том, что И.С.Тургенев, стремясь передать полноту своих ощущений, воздействует на различные органы чувств: зрение, слух, обоняние. Это придаёт картинам природы особую выразительность, а также вполне отвечает жизненной правде. Когда вы идёте по лесу, вы не только видите деревья, траву, небо, но и…?

(Слышим пение птиц, чувствуем запахи, нам жарко или прохладно.)

— Попробуйте из рассказа убрать картины природы. Что останется?

Да, без картин природы, без этих пейзажных зарисовок исчезнет обаяние и вся прелесть этого коротенького, но такого красивого рассказа. Картины природы помогли нам глубже понять и характеры действующих лиц рассказа.

4

.
Проблемный вопрос.
— Как на протяжении рассказа писатель показывает связь между человеком и окружающей его природой?

В начале рассказа природа живет отдельной, прекрасной, независимой жизнью. Человек как будто смотрит на неё снизу вверх (описание неба, солнца, облаков), восхищается постоянно меняющимися картинами неба. Человек может уповать на природу, как на высшую силу – он зависит от её расположения: «Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба». В описании дня охоты природа пугает охотника, враждебна ему (охотник заблудился, словно его водит какая-то нечистая сила): «Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная сырость, точно я вошёл в погреб»

5. А что-нибудь сказочное вы не заметили в этом рассказе?

Автор использует сказочный прием: охотник заблудился и неожиданно для себя открыл особый мир природы, детский мир, полный тайн, фантастики, поверий, сказок, мир искренний и добрый.

6. Какие художественные изобразительные средства использовал писатель?

Эпитеты:

«Солнце – не огнистое, не раскаленное… Светлое и лучезарное», «играющие лучи», «бесконечно разлившееся река», «могучее светило».

Сравнения:

«блеск подобен блеску кованого серебра», «сами они… лазурны, как небо», «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как бережно несомая свечка»…

Метафоры:

она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всплывает», «хлынули играющие лучи»…

Олицетворения:

«ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…», «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»….

7. Выводы урока.
Слайд 8.
Какую роль играет пейзаж в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»?

  1. Тургенев в описании природы создает атмосферу таинственности, показывает, что такой необыкновенной ночью неизбежно должно произойти нечто таинственное
  2. Автор использует поэтический, сказочный прием: охотник заблудился. Заблудился …. И неожиданно для себя открыл особый мир природы, полный фантастических тайн, поверий, сказок, мир искрений и добрый.
  3. Картины природы в рассказе отражают настроения человека, человек – часть природы.
  4. Пейзаж у Тургенева живет одной жизнью с героями, словно природа понимает людей.
  5. Можно смело утверждать, что Тургенев – мастер пейзажа.

7. Домашнее задание:
Слайд 9.

  1. Заполнить вторую часть таблицы,
  2. выучить наизусть отрывок — одно из описаний природы (по выбору).

Оценки за урок.

6

  • Бежин луг план характеристики мальчиков из рассказа
  • Бежин луг песков сочинение
  • Бежин луг пересказ одного из рассказов мальчиков
  • Бежин луг отношение автора к героям рассказа
  • Бежин луг о чем этот рассказ