Безумство храбрых вот мудрость жизни сочинение

М. Горький Алексей Максимович Горький — талантливый писатель, работавший во многих литературных жанрах. Его «Песня о Соколе» подобна народной героической песне, и в то же время — это притча, написанная по канонам жанра: повествование удаляется от современного автору мира, вообще от конкретного времени и обстановки, а затем, как бы двигаясь по кривой, снова возвращается к основному предмету и дает его философско-этическое осмысление и оценку. В этой «надвременности» содержится характеристика современного писателю мира, завуалировано передается весь комплекс противоречий и отношение автора к ним. Открывается повествование картиной величественной южной ночи. «Море — огромное, лениво вздыхающее у берега,— уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собой золотых узоров звезд». Незаметно автор переходит к поэтической песне о Соколе — отважном бойце, мечтающем о схватке. Небо — его стихия; потеряв возможность летать, Сокол гибнет. Он встречает смерть отважно, не боясь ее холодных объятий.

Могилой Соколу становится бурное море, столь же мятежное, как и погибший боец. «А волны моря с печальным ревом о камень бились... И трупа птицы не видно было в морском пространстве...» Смелому Соколу противопоставлен трусливый и самодовольный Уж. Он не может реально оценить свои возможности, а намного завышает их. Это льстит его самолюбию. Но автор беспощаден в приговоре над Ужом: «Рожденный ползать — летать не может!» Уж находит себе красивое оправдание, прикрываясь патриотизмом: «Пусть те, кто землю любить не могут, живут обманом. Я знаю правду. И их призывам я не поверю. Земли творенье — землей живу я». Автор же на стороне отважных безумцев, которые двигают жизнь вперед. Они гибнут, но благодаря им человечество идет, а не стоит на месте. Писатель восторгается Соколом, посвящает ему гимн. «О смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью... Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!» Такой всплеск фантазии и эмоций не может оставить равнодушным читателя. И вслед за автором с восторгом повторяешь: «Безумству храбрых поем мы песню!» А перед глазами «молчит опаловая даль моря...». В такую волшебную ночь веришь в любые чудеса, легенды и песни. Хочешь стать лучше и добрее, смелее и самоотверженнее, как Сокол.
Раньше или позже перед человеком встает вопрос: зачем, для чего жить? И каждый решает его по-своему. Все люди разные. Поэтому одни отбрасывают его прочь, погружаясь в суету и поиск материальных благ, другие мучаются. Лев Толстой признавался, что очень долго не мог найти ответа на этот проклятый вопрос. Да, хотя уже тысячи лет бьются над решением этой проблемы, готового ответа нет.


Поэтому-то мне кажутся наивными люди, слепо верящие книжным идеалам. Даже самым умным и честным мыслителям я не могу во всем доверять: ведь между ними и мной нет знака равенства. Но, разумеется, у них я учусь многому. К числу таких учителей я всегда причисляю А.М.Горького. В этом сочинении я остановлюсь на его ранних, но очень известных произведениях.


В чем же смысл жизни по Горькому? Он максималист. Этот горячий революционер-романтик считает, что человек должен стать факелом, который осветит людям путь к лучшей жизни.


"О, смелый Сокол!.. Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!"


Все другие люди, не принимающие эту мораль, - гагары, чайки, стонущие перед бурей, ужи, которым небо не нужно, им "здесь прекрасно... тепло и сыро".


Те, кто живет не для людей, кто ставит себя выше всех остальных, - это лишь тень человека, Ларра. Вот что рассказывала об этом смелом и гордом юноше старая Изергиль: "В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира".


Не подумайте, что мне так уж нравятся эти ужи, гагары или Ларра. Нет, мне, конечно, больше по душе мужественный, бескорыстный красавец Данко, идеал писателя. То, что сделал этот юноша, -- прекраснейший, благороднейший подвиг. Он помог сородичам, увел их от врагов, которые грозили истреблением племени. Увел через страшный, бесконечно длинный, полный опасности лес. Когда людям стало страшно, они, чтобы скрыть это, начали грозить Данко. "Вы сказали:"Веди!"-- и я повел!"-- возражал им смелый юноша, но те ревели:"Ты умрешь!" И тогда в порыве великого благородства Данко разорвал свою грудь и своим сердцем осветил лес. Люди вышли, но он умер.


Мне больно, когда я читаю это место. Я вижу людей, их грубую натуру, не способную понять истинное благородство, подчиняющуюся диким, животным инстинктам. Вот они пляшут у костра, радуясь, что опасность миновала, а трудности позади. Но все забыли, кому обязаны. А тот лежит бездыханный, и на его благородное сердце наступают грязной ногой.





 





Разве вам не больно? ради кого пожертвовал жизнью чудесный юноша? Ради этих людей? Но их трудно назвать людьми, это дикари. Пусть их большинство, все равно. Но мне жизнь Данко дороже всех их жизней, вместе взятых. Почему Данко должен умереть, а тот "осторожный человек" остаться? Разве жизнь так мало стоит, что ее можно отдать ради тех, кто наступит на твое сердце? Ведь жизнь - все, что у нас есть!


Я думаю, можно умереть, пожертвовать собой лишь для тех людей, которые сами способны на это, для настоящих людей. Здесь не жалко ничего!


Подвиг! А как непохожа часто жизнь на представления некоторых о подвиге. Под- виг чаще всего незаметен. Иногда нужно отказаться от сотни важных, необходимых дел, чтобы закончить одно -- самое важное, которое можешь сделать только ты.


Иногда -- отказать в помощи, если нужно сохранить здоровье для завершения твоего дела. Не всегда это понимается.


Примером тому может служить обращение к больному уже Горькому, бывшему за границей, молодого поэта:


Алексей Максимыч, из-за ваших стекол виден

Вам еще парящий сокол?

Или с Вами начали дружить по саду ползущие ужи?

Говорили (объясненья ходкие!) будто

Вы не едете из-за чахотки.


Да жизнь сложна, и смысл ее найти не просто. Но как все-таки прекрасно, что есть такие символы, как Данко! 









Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Безумство храбрых — вот мудрость жизни. Поищите еще с сайта похожие.

Итоговое сочинение по литературе

Смелость. Что это такое? Я думаю, что смелость – это решительность в мыслях и поступках, умение постоять за себя и за других людей, которым нужна твоя помощь, преодоление всяческих страхов: например, страха перед темнотой, перед чужой грубой силой, перед жизненными преградами и трудностями. Легко ли быть смелым? Нелегко. Наверное, это качество надо воспитывать с детства. Преодолевать свои страхи, идти вперёд несмотря на трудности, развивать в себе силу воли, не бояться отстаивать своё мнение – всё это поможет воспитать в себе такое качество, как смелость. Синонимы к слову «смелость» — «отвага», «решительность», «храбрость». Антоним – «трусость». Трусость – это один из человеческих пороков. Многого мы боимся в жизни, но страх и трусость не одно и то же. Я думаю, что из трусости вырастает подлость. Трусливый всегда спрячется в тень, останется в стороне, боясь за свою собственную жизнь, предаст, чтобы спасти себя.

Тема смелости и трусости отражена и в художественной литературе, в частности в произведениях русского писателя Максима Горького.

«Безумству храбрых поём мы славу!» — писал М. Горький в своей «Песне о Соколе». Это произведение – гимн смелости, мужеству. В бою с врагами получил Сокол свои смертельные раны, он истекает кровью. Уж, для которого главное, чтобы было «тепло и сыро», не понимает, что такое небо, битва, настоящая жизнь, а не жалкое существование. А Сокол и в последние минуты своей жизни думает не о боли и ранах, а о смелом полёте в небе, о битве с врагом. Смелость живёт в герое Горького. Сокол не хочет умирать, лёжа на камнях, истекая кровью. По совету ужа он подходит к краю обрыва и бросается вниз, совершая свой последний полёт. «Безумство храбрых – вот мудрость жизни!» — восклицает автор. Без таких, как Сокол, жизнь была бы тускла и безрадостна.

В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» есть легенда о Данко. Образ его горящего сердца давно уже стал символом любви к людям, готовности отдать свою жизнь за них. Смелость Данко проявляется в том, что он не побоялся взять на себя ответственность за жизнь других людей, перед которыми был выбор: или погибнуть, или идти через дремучий лес, чтобы спастись. Данко встал во главе этих людей. Труден был путь, гибли многие в лесу. И когда потеряли веру, что выйдут из чащи, смелый Данко осветил им путь своим сердцем и вывел людей на волю. Но не только о смелости говорит писатель. Он рассказывает о соотечественниках Данко, которые боялись умереть, чтобы не потерять свои традиции. Я думаю, что они просто струсили, испугались врагов, а кому нужны традиции трусов. Ведь они не стали сражаться за свою землю, а ушли, отдав её врагу. Осторожным человеком называет Горький того, кто наступил на сердце Данко, чтобы не светило оно больше людям. Я бы назвал такого трусом. «Осторожный человек» боится смелых, ведь без них жить легче.

В заключение хотелось бы сказать, что данная тема сочинения заставила меня задуматься о том, какую роль играют смелость и трусость в нашей жизни, как воспитать в себе лучшие человеческие качества, стать смелым и сильным, не быть трусом.

Итоговое сочинение по литературе

  • Сочинения
  • По литературе
  • Горький
  • Анализ произведения Песня о соколе

В своём произведении «Песня о соколе» Горькому удалось раскрыть идеальный образ людей отважных и независимых. Олицетворением таких людей в рассказе стал сокол. Так же автор представляет и противоположный этой сильной птице образ, описывая всю сущность этих сторон.

В самом начале повествования писатель уговаривает старика поведать сказку. И тот в заунывной манере начинает запевать свою песню. Тема морского пейзажа сопровождает пение. Морская тема представлена в песне наполненная великой мудростью.

Писатель намеренно выделяет в начале рассказа состояние, в котором он пребывает. Описание пейзажа и настроения героев наводит на читателя некое умиротворение и успокоение.

В рассказе использовано много литературных приёмов — сравнений, эпитетов, олицетворений, за счет них появляется поэтичное звучание.

В песне присутствуют абсолютно противоположные образы уж и сокол, которые являют собой олицетворение людей так же абсолютно разных по своему характеру. Кто-то привык к размеренной повседневности. Такие люди спокойны и слабы. Подобное состояние писатель подчеркивает за счет размышлений ужа расположившегося на камне. Уж выступает сторонником стандартов и стереотипных предрассудков. Противоположный тип людей — это любители свободы, они сильны и независимы. Часто обладают стойким нравом и выступают за все новое. Они готовы в любой момент подорвать все старые принципы.

Сокол, как олицетворение мятежной натуры, не боится даже смерти. Находясь в предсмертном состоянии, он пытается снова пойти в бой. У него есть жизнеутверждающее желание, чтобы враг захлебнулся его кровью. Сокол не может позволить себе просто лежать в бессилии, и ничего не предпринимать. Он летит вниз и последние минуты его жизни проходят в лёгком полете.

У сокола были попытки повести за собой ужа. Но тот, к сожалению, не смог выйти из своей зоны комфорта, и все прелести жизни ему были не нужны. Он просто хотел спокойствия и повседневной размеренности. Точно такое же поведение иногда можно заметить и у некоторых людей, которые боятся что-то менять, и стремится к новому. Привыкнув ползать они уже не хотят отправляться в полет.

Анализ 8 класс

Горький создал свою песню о соколе в самом начале творческого пути. Позже, вспоминая о той поре, он охарактеризует себя, как фантазера и стихотворца. Это верное определение, раннему Горькому присущ романтизм. На рубеже веков данное течение возродилось в литературе под влиянием революционеров, мечтавших освободить общество от зла и несправедливости.

Для романтизма, как направления, характерны определенные принципы. Основной из них – наличие двоемирия. Атмосфера реального мира, как правило, ненавистна герою, страдающему от пустоты и разобщенности. Всей душой он стремится к фантастическому, идеальному миру. Понимая, что идеал недостижим, романтики восхищенно описывали борьбу во имя него.

Герой-романтик должен иметь неразрешимые разногласия с внешним миром без шанса на перемирие. Особое значение отводится природе, которая тоже является символом. Таким образом, романтичное направление имеет склонность ко всему выдающемуся и своеобразному.

В раннем произведении Горького ярко отражены все тенденции романтизма. В мудрой легенде о раненой птице, упавшей в расщелину к ужу, четко просматривается двоемирие. Комфортная для ужа атмосфера затхлого ущелья символизирует низменность существования этого персонажа. Совсем другое дело – рвущийся ввысь сокол. Главная мысль произведения заключена в конфликте противоположных мнений ужа и сокола. Уж не понимает желания птицы взмыть в небо, а соколу душно в окружении гнилого ущелья. Он предпочитает всему свободную стихию и с легкостью погибает, верный своему идеалу. Своей смертью он наносит поражение жалкому прозябанию ужа.

Представителю противоположного взгляда на жизнь, ужу, не интересны идеалы свободы. Он доволен своей жизнью, которая не кажется ему унылой. Для ужа небо и волшебство полета не имеют смысла. Обстановка влажного, мрачного ущелья – олицетворение узости мировоззрения этого персонажа. Для такого небо является пустотой, а сокол – безумцем.

В произведении приводится описание окружающего пейзажа, имеющего фантастическое значение и создающего поэтическую обстановку. Это море, символизирующее бесконечность свободы и горы, олицетворяющие возвышенность мечты одухотворенной личности.

Сокол – образцовый романтический герой, рвущийся к свету. Он никогда не смирится с убогим прозябанием. Герои, подобные соколу, способны совершить подвиг, который заставит людей оглянуться вокруг себя и почувствовать отвращение к несправедливой, безобразной жизни Такие герои готовы умереть за свои идеалы.

8 класс

Сюжетная линия

Теплой ночью мудрый старец Рагим и рассказчик сидят около камня. За горами уже заметно небольшое сияние всходящей луны. Огонь от костра освещает избитую трещинами часть камня, а на костре готовится уха из только что словленной рыбы.

Рассказчик просит старика рассказать ему сказку. Вначале он не соглашается — желает, чтобы его уговаривали. В итоге он рассказывает свою сказку ритмичным, унылым и напевным речитативом.

В ущелье высоко в горах лежал Уж и наблюдал за морем. Над ним светило солнышко, а где-то внизу бурлил поток воды. Неожиданно в ущелье падает серьезно раненный Сокол.

Уж испугался и решил быстро отползти подальше, но тут же понял, что Сокол проживет не больше нескольких минут. Змея приползла к раненой птице и прошипела: «Что, умираешь?».

Сокол на самом деле умирал. Птица прожила славную жизнь и жалела только об одном: что больше уже не сможет увидеть небо. Сокол испытывал жалость к Ужу, так как он не сможет увидеть небо настолько близко. Уж рассмеялся и сказал, что небо является пустым местом, а ему и «тут хорошо, тепло и сыро».

Сокол привстал и с тоской сказал, что хотел бы, прежде чем умрет, еще разок подняться в небо, зажать врага на ранах на своем теле, чтобы он подавился его кровью. У сокола была мечта сражаться.

Уж решил, что в небе, скорей всего, действительно «жить приятно». Он предложил соколу подползти к краю обрыва и сброситься вниз — возможно, тогда крылья смогут его поднять, и он полетит.

И вздрогнул Сокол и, гордо крикнув, подполз к обрыву, скользя по слизи. Расправив крылья, он вздохнул полной грудью, кинулся с ущелья и пал вниз словно камень, «теряя перья, ломая крылья». Внизу сокола подхватил поток воды, смыл кровь, укутал в пену и отнес в море.

Уж долгое время лежал в ущелье и раздумывал о страсти птицы к небу. Он решил узнать, что мог видеть Сокол «в пустыне той, где нет края и дна» и, почему такие, как он, «смущают любовью остальных к полетам в небеса».

Уж захотел хотя бы ненадолго полететь: свернувшись в клубок, «он прянул в небо». Но рожденный ползать — летать не сможет! Позабыв про это, он упал на камни, но не разбился, а засмеялся.

Уж подумал, что вся прелесть полета — это паденье. Он стал смеяться над птицами, которые не понимают, что такое земля, где много света, однако нет «опоры телу» и пищи.

«Сочинение по произведению Максима Горького «Песня о Соколе»»

«Песня о Соколе» открывается развернутым описанием мо­ря. Оно изображается в произведении как некий живой организм. Море в классической литературе традиционно символизирует жизнь. М. Горький широко использует в этой пейзажной зарисовке эпитеты («в дали, облитой голубым сиянием луны», «мяг­кое и серебристое» (море), «неугомонные волны»). Ведущим мо­тивом в этой поэтической экспозиции является мотив сна. В произведение введен рассказчик — старый крымский чабан Надыр-Рагим-оглы, который исполняет старую песню «унылым речитативом».

В сюжете песни противопоставлены друг другу два героя: Уж и Сокол. Как в басне, за этими героями скрываются два типа людей: к первому относятся исключительные личности, герои, ко второму — те, кто ползет по жизни, не пытаясь под­няться над повседневностью. Горькому важно показать, что Соколы и Ужи — люди разной породы: даже при всем жела­нии Уж никогда не сможет стать Соколом. Его не вдохновляет радость полета. Его стихия — земля, и он тоже по-своему сча­стлив: «Земли творенье — землей живу я. И он свернулся в клубок на камне, гордясь собою».

Однако больше никто, кроме самого Ужа, им не гордится, а вот о погибшем гордом и смелом Соколе, который даже в своем смертельном последнем полете остался героем, гремит песня волн. В этой песне есть такие слова: «О смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью… Но будет время — и кап­ли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!». Произведение написано в 1895 году. Это было время, когда в России назревала эпоха глобальных социальных пере­мен. Многие современники увидели в словах М. Горького скрытый призыв к революции.

Заключительный фрагмент произведения также украшает пейзажная зарисовка, в которой отражена вся глубина энерге­тики окружающего пространства: «Море так внушительно спокойно, и чувствуется, что в свежем дыхании его на горы, еще не остывшие от дневного зноя, скрыто много мощной сдержанной силы». Романтический порыв автора обращен к небу в ожидании дивной музыки откровения.

Поэтичен язык произведения. В нем много олицетворений («А море ластится к берегу, и волны звучат так ласково, точно просят пустить их погреться к костру», «…Горы зноем дышали в небо»), эпитетов («темное, могучее море», «свободная птица», «печальный рев», «львиный рев», «призыв гордый»), сравнений («капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни»).

Отдельную группу среди удачно подобранных М. Горьким эпитетов составляют цветовые определения: «опаловая даль мо­ря», «серебряные пятна от лунных лучей», «по темно-синему не­бу золотым узором звезд написано нечто торжественное» и т.д.).

В «Песне о Соколе» М. Горький выразил свой идеал гор­дой и свободной личности, готовой до конца бороться и даже умирать за свои идеалы.

М. Горький о смысле жизни в «Песне о Соколе» план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Тема: М. Горький о смысле жизни в «Песне о Соколе»

Цели: 1)Учить сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения;

2)Учить оценивать поступки героев, обосновывая свое мнение через работу с текстом, в беседе;

3)Выявить в совместной деятельности авторскую позицию, основную идею произведения.

Тип урока: изучение нового

Ход урока

I.Орг. момент

II. Побудительная мотивация. Слайд 1

– Ребята, прочитаем высказывание Лессинга, скажите, как вы его понимаете: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте. И хотя криво, да сами»

– Скажите, легко ли размышлять?

III. Познавательная мотивация. Слайд 2,3

— Зачем человеку жизнь? В чем смысл человеческой жизни?

– Сегодня на уроке я предлагаю вам поразмышлять о судьбе героев произведения М. Горького, себе, своей жизни, а также попытаться понять, в чем смысл жизни.

Тема, цели урока Слайд 4, 5

Проблемный вопрос: зачем человеку жизнь? В чем смысл человеческой жизни?

Тезис: «Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые – вторую» (М. Горький «Часы»)

IV. Усвоение новых знаний

1) Выразительное чтение «Песни» учителем (произведение читается нараспев, не спеша, речетативом)

2) Вопросы после прочтения:

— Какое впечатление произвела на вас «Песня о Соколе»?

А) Кто рассказывает «песню»? (хороший знакомый героя, чабан Рагим);

Б) Присутствует ли автор в «песне»? (автор выступает как собеседник Рагима в начале и в конце произведения);

В) Как построено произведение? Какие части его можно выделить? (вступление, песня, заключение);

Г) Что объединяет начало и конец произведения? (пейзаж);

Д) Что кажется необыкновенным в описании природы? (природа одухотворена)

Слово учителя : этот прием называется олицетворением. Зачем? При помощи такого художественного приема перед нами оживают в произведении различные предметы. Они наделены чувствами, мыслями, поступками, речью. Олицетворение помогает читателю ясно увидеть и услышать эти предметы.

3)Устное задание: найти в тексте олицетворения +эпитеты – яркие образные определения ( море вздыхает, уснуло; волны шепчут, ластятся; горы задумчивы; тени бегают и др. + мягкое серебристое голубое сияние луны, прозрачная ткань облаков, золотые узоры звезд, теплая и ласковая мгла, пышные зеленоватые гребни и др.) (в тетрадь записать определения олицетворение, эпитет).

Такие художественные средства помогают выявить основную мысль произведения.

4) Вопросы для учащихся:

А) Каково настроение автора и рассказчика? (найти и зачитать в 1-ой части (во вступлении: «…оба находимся в том настроении, когда все кажется прозрачным, одухотворенным, позволяющим проникать в себя, когда на сердце так чисто, легко и нет иных желаний, кроме желания думать»)

Б) О чем рассуждает Рагим? (чтение там же)

5) Устное задание: сравнить 1-ый пейзаж с завершающим описанием произведение, сделать вывод: та же тишина. Но море странно чутко, живо, чувствуется в нем «много мощной, сдержанной силы».

Слово учителя: почему же произошло такое изменение в природе, в душе героя? С чем это связано? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно рассмотреть 1-ую и 2-ую главы – песню-сказку о Соколе и Уже.

6) Вопросы для учащихся:

А) О чем спорят Уж и Сокол?

(О смысле жизни, о счастье.)

— Я предлагаю поработать вам с таблицей (по вариантам)

Сравнительная таблица

Вопросы Сокол Уж
1 Что значит жить ?
2 Что значит небо?
3 Где живёт, обитает?
4 Характеризующие эпитеты

— Что значит жить для Сокола? Для Ужа? (Для Сокола жить — значит храбро биться, видеть небо, Уж — Мне здесь прекрасно, тепло и сыро)

— Что значит небо для Сокола и Ужа? (Для Сокола — счастье, свобода, для Ужа- пустое

место, пустыня без дна и края)

— Где живёт Уж? (В ущелье, где темно, пахнет гнилью и душно)

— Где обитает Сокол? (Небо, небесная даль)

Б) Можно ли противопоставить этих героев? Почему? ( у них несовместимые представления о правде жизни – на этом и строится диалог между Ужом и Соколом)

7) Дать определение антитезы – частого приема в произведениях Горького, в русском языке сравнить с понятием антоним, записать определение в тетрадь.

8) Устное задание: обратить внимание на эпиграф к уроку, найти в выражении антитезы (трусливые – мужественные, жадные – щедрые, гниение – горение)

9)Афоризм? Человек создан для счастья, как птица для полёта. Автор? Герой?

Жизненная позиция героя
Уж Сокол
• Ну что же — небо? — пустое место… Как мне там ползать? Мне здесь прекрасно… тепло и сыро!

• Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет…

• Рожденный ползать — летать не может!..

• Земли творенье — землей живу я.

• Пусть те, что землю любить не могут, живут обманом. Я знаю правду. И их призывам я не поверю.

• Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!.. Я видел небо…

• О, если б в небо хоть раз подняться!..

• О, счастье битвы!..

• Безумство храбрых — вот мудрость жизни!

•„.в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!

Вывод:

1. Работа над идеей произведения – В чем правда жизни для Ужа? Для Сокола? – Почему герои выбрали себе совершенно разную жизнь? – Уж и Сокол – это не имена собственные, но в произведении они пишутся с большой буквы. Почему? – Кого имел в виду автор, описывая персонажей?

Сокол – символ смелости, страсти к свободе, небо – символ счастья. Уж в русском фольклоре – носитель равнодушия, лени, самодовольства, трусости.

Через символику произведения подводим учащихся к выводу о том, что писатель показал в произведении животных, но наделил их человеческими качествами. Подводим к цели урока – для чего делает это автор, что хотел этим сказать? Какие качества больше всего ценит в человеке Горький? Можно напомнить учащимся о ранее изученных произведениях («Мцыри», «Парадокс» и др., касающихся темы урока). Вывод: основной идеей произведения является смысл человеческой жизни.

2. – Давайте сделаем вывод, в чем же может быть смысл жизни. Для этого мы сформулируем высказывания в виде суждений:

  • живем, чтобы быть успешными в делах, семье
  • живем, чтобы нести ответственность за себя, за других
  • живем, чтобы найти себя
  • живем, чтобы жить
  • живем, чтобы действовать
  • живем, чтобы работать
  • живем, чтобы быть счастливыми

– А какое высказывание ближе вам? Почему?

4. Авторская позиция

– Вернемся к нашим персонажам Ужу и Соколу. – Чья жизнь ближе вам: Ужа или Сокола? Почему? – А чью сторону принимает автор? С чем это связано? Вспомните его биографию, то, в какое время он жил.

5.Работа с текстом

– Найдите в тексте заключительные слова «Безумству храбрых….» Прочитайте их про себя. Какое слово повторяется несколько раз? – Поему в песне прославляется безумство? Какой смысл вкладывает автор в это слово? – В чем мудрость безумства?

VI. Закрепление нового материала

«Приглашение к рассуждению». Мини-сочинение: «Кто я в этом мире: Уж или Сокол?», отразить в нем свою жизненную позицию, свое сходство с горьковскими героями.

VII. Вывод ко всему уроку (определяют учащиеся с помощью учителя): В «Песне о Соколе» Горький показал себя большим мастером слова, который не только тщательно отобрал слова для произведения, но и расширил значения некоторых из них через олицетворения, противопоставления, эпитеты. Показал две формы жизни человека (обращение к эпиграфу урока). Смысл человеческой жизни в постоянной борьбе, исканиях; человек должен «гореть», быть готовым на самопожертвование. Эти качества и воплощены в образе Сокола. Вторая форма жизни – гниение присуща Ужу.

Зачитать отрывок из письма Горького сыну Максиму: «Это, брат… хорошо, не найти покоя, потому что те люди, которые находят в жизни покой, — при жизни становятся покойниками, скучнейший народ».

VII. Д/з: 1. Написать сочинение-рассуждение, ответив на вопрос «Можно ли считать «Песню о Соколе» актуальным»?

( Т.е. важен ли вопрос о смысле жизни в наше время? Какие люди живут как Сокол, а какие – как Уж? Встречали ли вы в своей жизни людей, похожих на этих персонажей?) – по выбору.

2. Наизусть отрывок из песни.

VIII. Рефлексия

– Ответьте, пожалуйста, на вопрос: «С каким чувством вы уходите сегодня с урока?»

Сочинения Далее

Ранний романтизм Горького

Сочинение

Когда человек любит подвиги, он
всегда умеет их сделать и найдет,
где это можно. В жизни … всегда
есть место подвигам.
М. Горький

Романтические произведения А. М. Горького увидели свет в 90-е годы XIX века. Это было время равнодушия к идеалам и смелым устремлениям. Те исторические пути, которыми шли народники, вызвали разочарование среди интеллигенции. Лозунг 90-х годов: «Наше время — не время великих задач». Низвергается герой, прославляется средний человек. Жизнь утрачивает свой высокий смысл.

Горький явился выразителем в литературе нового этапа освободительного движения. Серость буржуазной действительности привела его не к отрицанию подвига, а к необходимости поисков героического в романтической, вымышленной среде. Романтическое бунтарство молодого Горького было формой отрицания мещанства. Но его стремление к иной жизни рядилось в романтические одеяния лишь до того момента, пока живые впечатления реальной действительности не указали художнику на конкретно-исторический, а не сказочно-романтический выход.

В письме к Чехову Горький приветствовал новый век: «Я недавно видел пьесу «Сирано де Бержерак» и пришел от нее в восторг: «Дорогу свободным гасконцам! Мы южного неба сыны. Мы все под полуденным солнцем, И с солнцем в крови рождены!»

Это восхищение людьми «с солнцем в крови» проявилось у Горького уже в самом его первом рассказе «Макар Чудра». Крепко любили друг друга удалой цыган Лойко Зобар и сказочная Рада. Но волю они любили еще больше. И во имя нее они не пожалели своих жизней. Горький преклоняется перед сильной, могучей страстью «естественного» человека, который рожден вольными степями, свободен и удален от мира мелких помыслов, расчета, корысти. Цыганский табор — это община, где действуют свои суровые законы, но они, по мнению автора, не унижают, а прославляют человека, его непреклонную волю. Такой выбор героев определяется ненавистью писателя к классу мещан, — рабов копейки, живущим мелкими страстями.

В «Песне о Соколе» спор между Соколом (героем) и Ужом (мещанином) приводит читателя к мысли о том, что подвиг необходим, даже если окружающие не способны его оценить. Горький прославляет «безумство» тех, кто жертвует собой, не надеясь на уважение и понимание. Эта мысль особенно важна была в эпоху, когда люди утратили потребность в героическом. Писатель глубоко верит в то, что нет напрасных жертв во имя светлого будущего. Его революционный оптимизм с особой силой выразился в «Песне о Буревестнике», которая явилась прямым призывом к революции, «буре».

Художественный стиль ранних романтических произведений Горького весьма своеобразен: он насыщен символикой, гиперболами, противопоставлениями. Большую роль играет пейзаж: море, степь, горы. Речь героев взволнованная, патетическая, лишенная обыденных выражений. Сказочность стиля молодого Горького шла от стремления внести «в бедную жизнь такие вымыслы», которые пробудили бы в людях желание необыкновенной, свободной, героической жизни.

Однако, Горький начинает сознавать важность конкретных социальных и бытовых характеристик героев. И он наделяет их реальными чертами «людей дна», также как романтики XIX века наделяли своих героев отличительными чертами «рыцарей» или «благородных дикарей».

Горький создает свой собственный мир. В нем часто можно наблюдать некоторые особенности современной ему России. Тем не менее художественная реальность писателя живет по собственным внутренним законам. И законы эти отличаются от законов, существовавших для реалистов XIX века.

В этом мире природа тесно связана с душевным состоянием героев, что соответствует канонам романтизма. Море в рассказе «Челкаш», лес в легенде о Данко, степь в рассказе «Дед Архип и Ленька» меняются по ходу развития сюжета. Если в начале произведения природа спокойна и обычна, то во время основного конфликта она «отражает» душевное напряжение героев. Так начинается гроза или буря. Кроме того, природа имеет двойственный характер. Она либо помогает людям, создавая естественный фон вольной жизни, как в начале рассказа «Старуха Изергиль», либо противостоит им. В этом противостоянии участвует, скорее, не столько сама природа, сколько ее «ложное подобие», созданное людьми.

Воплощением этого «ложного подобия» является портовый город, который «дышит мощными звуками страстного гимна Меркурию», или «живой» лес, возникший из-за страха людей перед природой. В обоих случаях созданная людьми реальность «поработила и обезличила их», поэтому она должна исчезнуть в тот момент, когда людям удается победить свой страх. Напротив, подлинная природа всегда жива. Она воплощает неизменные и вечные законы жизни, поэтому большинство рассказов заканчивается пейзажами, символизирующими «вечность», неподвластную мелким страстям красоту и гармонию природы.

Главный герой обычно связан с природой. Вокруг него строится все повествование. Так, Челкаш чувствует себя свободным только в море, умирающий Ларра смотрит в небо. Такая связь позволяет выделить главного героя, что соответствует традиции романтизма. Этот герой — изгой в обществе, он всегда одинок. Отнюдь не являясь «вторым Я» автора, он, тем не менее, воплощает определенные идеи, близкие Горькому.

У главного героя, как правило, есть антагонист. Между ними и возникает конфликт, на основе которого разворачивается сюжет. Таким образом, основной конфликт не только межличностный, но и идейный. «Свободные» герои противостоят героям, зависящим либо от денег, либо от «традиций», либо от «незнания». Свобода для всех резко отличается от свободы для себя. Первую воплощает Данко, вторую — Ларра. Только свобода для всех может принести счастье, людям, научить их «видеть жизнь», как говорит старуха Изергиль. Её судьба противопоставлена мещанскому идеалу «спокойной жизни».

И мечта Гаврилы «о доме», и «забота» деда Архипа о Леньке, и «мудрость» Ужа — это «мещанский идеал» для Горького. Традиционной в романтизме противостояние «личности» и «толпы» усложняется у Горького. Персонажи оцениваются еще и с точки зрения этики, поэтому получается парадоксальный результат: «человек толпы» походит на «демона», стремящегося к «воле для себя» (в том отношении, что и тот, и другой могут совершить преступление). И здесь они противостоят Данко, жертвующему собой ради других и потому являющемуся подлинной «личностью».

Горький видел, что всякие этические оценки относительны. Сам он, например, выступал против христианского милосердия и этики в рассказе «Дело с застежками». Горький считал, что человек не только скопление грехов и пороков, но и существо, способное изменять себя и мир. Из-за этого всякая этика должна быть «активной», то есть должна оценивать человека с точки зрения его способности «жить, а не примиряться».

Завязкой сюжета часто оказывается проблема, на которую две разные системы взглядов дают разные ответы. Это украденный платок в рассказе «Дед Архип и Ленька», проблема «цены денег» в «Челкаше» или «свободы» в «Старухе Изергиль». Затем конфликт развивается и наступает развязка, причем герой может гибнуть, но его идеи побеждают. Побеждают не в реальной жизни, а в читательской оценке происходящего. Сокол не смог доказать «свою правду» Ужу, для которого счастье полета раскрывается в падении. Но именно Сокол предстает перед читателями в качестве положительного героя.

Противостояние двух мировоззрений проявляется и во внешнем облике персонажей, и в их восприятии действительности. «Красивые люди» всегда сравниваются с птицами, они «способны летать», в отличие от «рожденных ползать». Внешностью и речью они резко отличаются от окружающих людей. Мир «красивые люди» видят по-своему, для них не существует в нем ничего страшного и непонятного. Для Челкаша «огненно-голубой меч», увиденный Гаврилой, является простым «фонарем электрическим».

Таким образом, художественное своеобразие ранних произведений Горького связано с мировоззрением его героев. Сюжет строится на основе противостояния двух комплексов идей. Герои, несущие эти идеи, даже погибая, остаются победителями. С самого начала произведения они композиционно выделены и противопоставлены остальным персонажам в силу того, что стремятся «жить, а не примиряться». Из-за того, что они противостоят мещанскому идеалу, положительные герои часто воплощаются в таких характерных образах, как «босяки». Это проявляется и в речи, и в стремлении к «вольной природе», и в конфликте с существующим обществом. Такая социальная обособленность позволяет говорить об их сходстве с романтическими героями XIX века. В то же время Горький наделяет своих героев отличительными чертами именно «людей дна», что можно воспринимать как стремление к реалистическому описанию жизни России начала XX века.

Романтические произведения Горького особенно любит молодежь, потому что в молодости человек более всего одержим стремлением переделать, перестроить жизнь. Идеальные, светлые, благородные герои и через сто лет привлекают читателя своей непохожестью на окружающих нас людей. «Безумство храбрых — вот мудрость жизни!» Да, существующая жизнь с ее укладом преподносится как некая истина, но она не вечна. Борьба за изменение жизни, вечное движение вперед — вот в чем заключается подлинная истина!

Безумство храбрых — вот мудрость жизни! М. Горький ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИ Е 2017/2018 ГГ. .

Безумство храбрых — вот мудрость жизни! М. Горький ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИ Е 2017/2018 ГГ. . ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИ Е «Смелость и трусость» . «

Трусость - древнейший человеческий порок, И надо тут особенно быть мудрым, Чтоб сделать через

Трусость — древнейший человеческий порок, И надо тут особенно быть мудрым, Чтоб сделать через страх простой рывок И смелость сохранять в житейских буднях! И зависть уж давно пробралась в массы, Но неожиданный бывает поворот – Когда средь бела дня, кто недоласкан, Слепую чушь презрительно несет! И улыбаясь сам себе ехидно, Своим же жалом поперхнуться рад, Лишь только б никому было не видно Душа пуста, и в сердце-то — разлад! Смелость Хорошо быть смелым, только страшно. . . Не бояться может сумасшедший, И ходить по краю, где опасно, Разве смелость это? Нет, конечно. Страх всегда присутствует в нас, в каждом, У кого-то ближе или дальше, Страх преодолев в себе однажды, Можно жить по чести и без фальши. И одернуть в электричке хама, Тонущего вытащить на берег, Слабого спасти от хулигана, Если человек в себя поверит. Страх не должен управлять рассудком, Чтоб потом над вами насмехаться, Потому нам каждую минутку Надо человеком оставаться

В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я» : готовности к решительным

В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я» : готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций. На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

Смелость не зря считается высшей добродетелью — ведь в смелости залог остальных положительных качеств.

Смелость не зря считается высшей добродетелью — ведь в смелости залог остальных положительных качеств. (У. Черчилль) • Как может цвести дерево, если у него высохли корни? Так и здесь: пока в царстве не будет должного порядка, откуда возьмется военная храбрость? Если предводитель не укрепляет постоянно войско, то скорее он будет побежденным, чем победителем. Ты же, все это презрев, одну храбрость хвалишь; а на чем храбрость основывается — это для тебя не важно. (Иван Грозный)

Согласно словарю В. С. Безруковой, СМЕЛОСТЬ – положительная нравственно волевая черта личности, проявляющаяся как

Согласно словарю В. С. Безруковой, СМЕЛОСТЬ – положительная нравственно волевая черта личности, проявляющаяся как решительность, бесстрашие, храбрость при выполнении действий, связанных с риском и опасностью. Смелость позволяет человеку преодолевать волевыми усилиями страх перед чем-то неизведанным, сложным, новым и достигать успеха в достижении цели. Не зря в народе высоко чтится это качество: «Смелым Бог владеет» , «Смелость города берет» . Чтится оно и как умение говорить правду ( «Сметь свое суждение иметь» ). Смелость позволяет смотреть «правде в глаза» и объективно оценивать свои возможности, не бояться темноты, одиночества, воды, высоты и др. трудностей и препятствий. Смелость обеспечивает человеку ощущение собственного достоинства, чувства ответственности, защищенности, надежности жизни. Синонимы: отвага, решимость, мужество, героизм, предприимчивость, самонадеянность, самоуверенность, энергия; присутствие, подъём духа; дух, храбрость, желание (сказать истину), дерзость, дерзновение; бесстрашие, неустрашимость, безбоязненность, бестрепетность; бесстрашность, решительность, удальство, геройство, кураж, рискованность, отчаянность, дерзостность, новаторство, дерзание, дерзкость, дерзновенность, удаль, бедовость, доблесть, новизна, отважность, мужественность.

ТРУСОСТЬ - одно из выражений малодушия; отрицательное, моральное качество, характеризующее поведение человека, который оказывается

ТРУСОСТЬ — одно из выражений малодушия; отрицательное, моральное качество, характеризующее поведение человека, который оказывается не в состоянии совершить поступки, соответствующие моральным требованиям (или, наоборот, воздержаться от аморальных действий), из-за неспособности преодолеть страх перед природными или общественными силами. Т. может быть проявлением расчетливого себялюбия, когда в ее основе лежат опасения навлечь на себя неблагоприятные последствия, чей-либо гнев, страх потерять имеющиеся блага или общественное положение. Она может быть и подсознательной, проявлением стихийного страха перед неведомыми явлениями, непознанными и неконтролируемыми общественными и природными законами. В обоих случаях Т. , не просто индивидуальное свойство психики того или иного человека, а социальное явление. Она связана либо с эгоизмом, укоренившимся в психологии людей на протяжении многовековой истории частной собственности, либо с бессилием и подавленным положением человека, порожденными состоянием отчуждения (даже страх перед природными явлениями перерастает в Т. лишь в определенных условиях общественного бытия и соответствующего воспитания человека). Синонимы: боязливость, робость, малодушие, мнительность, нерешительность, колебание, боязнь; опасливость, испуг, застенчивость, трусливость, несмелость, пугливость, капитулянтство, трусоватость, малодушество.

В рамках данного направления мы поговорим о равнодушии и отзывчивости с нескольких позиций. 1.

В рамках данного направления мы поговорим о равнодушии и отзывчивости с нескольких позиций. 1. Смелость и трусость как абстрактные понятия и свойства человека (в широком смысле). В рамках этого раздела можно поразмышлять на темы: Смелость и трусость как свойства личности, как две стороны одной медали. Смелость/трусость как черты личности, обусловленные рефлексами. Истинная и ложная смелость/трусость. Смелость как проявление чрезмерной самоуверенности. Смелость и рискованность. Смелость/трусость и самоуверенность. Связь между трусостью и эгоизмом. Разница между рациональным страхом и трусостью. Связь между смелостью и человеколюбием, филантропией и т. д. 2. Смелость/трусость в умах, душах, характерах. В рамках этого раздела можно поразмышлять над понятиями: сила воли, сила духа, умение сказать нет, смелость в отстаивании своих идеалов, смелость, необходимая для того, чтобы защищать то, во что веришь. А также можно поговорить о трусости, как неспособности отстаивать свои идеалы и принципы. Смелость или трусость принятии решений. Смелость и трусость принятии чего-то нового. Смелость и трусость при попытках выйти из зоны комфорта. Смелость признать правду или признать свои ошибки. Влияние смелости и трусости на формирование личности. Противопоставление двух типов людей.

3. Смелость/трусость в жизни. Мелочность, неспособность проявить смелость в конкретной жизненной ситуации. 4. Смелость/трусость

3. Смелость/трусость в жизни. Мелочность, неспособность проявить смелость в конкретной жизненной ситуации. 4. Смелость/трусость на войне и в экстремальных условиях. Война обнажает самые главные человеческие страхи. На войне человек способен проявить неведомые ранее черты характера. Порой человек удивляет самого себя, проявляя героизм и невиданную доселе силу духа. А иногда даже хорошие люди, вопреки своим ожиданиям, проявляет малодушие. Со смелостью/трусостью в рамках данного раздела связаны понятие героизма, подвига, а также дизертирства, предательства и т. д. 5. Смелость и трусость в любви.

Примерный список тем Что значит быть храбрым? Для чего человеку нужна смелость? К чему

Примерный список тем Что значит быть храбрым? Для чего человеку нужна смелость? К чему приводит трусость? На какие поступки толкает человека трусость? Можно ли утверждать, что смелость – двигатель прогресса? В каких жизненных ситуациях лучше всего проявляется смелость? Нужна ли смелость в любви? Нужно ли иметь смелость, чтобы признать свои ошибки? Смелость — начало победы Согласны ли Вы с утверждением О. Де Бальзака: «Смельчака страх может сделать робким, но нерешительным он придает отвагу» ? Как вы понимаете устойчивое выражение «у страха глаза велики» ? Как вы понимаете слова Конфуция: «Трусость — в том, чтобы знать, что должно делать, и не делать этого» ?

Как Вы понимаете высказывание: «Боязливая собака больше лает, чем кусает» ? Справедливо ли высказывание

Как Вы понимаете высказывание: «Боязливая собака больше лает, чем кусает» ? Справедливо ли высказывание «смелость – это половина победы» ? Какие поступки можно назвать смелыми? В чем разница между наглостью и смелостью? Кого можно назвать трусом? Можно ли воспитать в себе смелость? Как Вы понимаете высказывание М. Твена: «Смелость — это сопротивление страху, а не его отсутствие» Согласны ли Вы с утверждением Л. Берне: «Трус опаснее всякого другого человека, его надо бояться более всего» ? Каковы причины возникновения страха? Может ли человек с высокими моральными принципами быть трусом? Трусливость –это приговор? Согласны ли Вы с утверждением Б. Рассела: «Бояться любви — значит, бояться жизни, а бояться жизни, значит быть на две трети мёртвым» ? Можно ли любить того, кого боишься? Может ли смелый человек бояться чего-либо? Можно ли утверждать, что человек страшится только того, чего не знает? Согласны ли Вы с утверждением Д. Дидро: «Мы считаем трусом того, кто допустил, чтобы в его присутствии оскорбительно отзывались о его друге. Д. Дидро»

Как Вы понимаете выражение Ф. Купера: «Страх делает умных глупыми и сильных слабыми» ?

Как Вы понимаете выражение Ф. Купера: «Страх делает умных глупыми и сильных слабыми» ? Чем отличается истинная смелость от ложной? Всегда ли смелость выражается в поступках? Как Вы понимаете выражение: «Дело мастера боится» ? Стыдно ли испытывать страх? Как экстремальные условия влияют на смелость? Как Вы понимаете высказывание У. Шекспира: «Трусы много раз умирают до наступления смерти, храбрые умирают только один раз» ? Можно ли утверждать, что смелость и трусость-две стороны одной медали? Почему важно быть смелым в жизни? Согласны ли Вы с утверждением Ж. Ж. Руссо: «Не надо смешивать смелость с наглостью и грубостью: нет ничего более несходного и по своему источнику, и по результату» ? Согласны ли Вы с утверждением Г. С. Криспа: «В сражении те больше всего подвергаются опасности, которые больше других одержимы страхом; смелость — все равно что стена» ? Что значит быть смелым в повседневной жизни? Какая разница между смелостью и рискованностью? Чем отличается страх от трусости? Согласны ли Вы с утверждением Вольтера: «Успехи науки — дело времени и смелости ума» ? Как сила воли связана со смелостью? Нужно ли иметь смелость, что сказать «нет» ? Почему важно иметь смелость в отстаивании своих идеалов? Почему важно иметь смелость принятии решений? Нужна ли смелость, чтобы принять что-то новое?

Как Вы понимаете высказывание Гельвеция: «Чтобы быть совершенно лишенными смелости, нужно быть совершенно лишенными

Как Вы понимаете высказывание Гельвеция: «Чтобы быть совершенно лишенными смелости, нужно быть совершенно лишенными желаний» ? Может ли трусость тормозить развитие личности? Согласны ли Вы с утверждением У. Черчилля: «Смелость не зря считается высшей добродетелью — ведь в смелости залог остальных положительных качеств» ? Как влияет смелость на формирование личности? Подтвердите или опровергните утверждение Фукидида: «Невежество делает людей смелыми, а размышление — нерешительными» . Как влияет трусость на формирование личности? Чем отличается трус от смельчака? Согласны ли Вы с П. Гольбахом: «Никогда нельзя жить счастливо, когда все время дрожишь от страха» ? Почему люди боятся высказать свое мнение? Как проявляется смелость на войне? Согласны ли Вы с утверждением Г. Ю. Цезаря: «Легче находятся такие люди, которые добровольно идут на смерть, чем такие, которые терпеливо переносят боль» ? Какие качества человек проявляет на войне? Согласны ли Вы с высказыванием Г. Ибсена: «Трусость в своем расцвете обращается в жестокость» ? Почему творчество требует смелости? Почему люди на войне проявляют трусость? Как Вы понимаете высказывание Ф. Бэкона: «Геройство — понятие искусственное, ведь смелость относительна» ? Согласны ли Вы с утверждением С. Лагерлёф: «При бегстве всегда гибнет больше солдат, чем в сражении» ? Как мнительность связана с трусостью? Нужна ли смелость в любви? Может ли трус быть счастливым? Согласны ли Вы со словами Плутарха: «Смелость — начало победы» ?

Список литературы для подготовки к итоговому сочинению. В. К. Железников «Чучело» В. М. Гаршин

Список литературы для подготовки к итоговому сочинению. В. К. Железников «Чучело» В. М. Гаршин «Трус» М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита» , «Белая гвардия» Б. Л. Васильев «Завтра была война» , «А зори здесь тихие» А. С. Пушкин «Капитанская дочка» В. В. Быков «Сотников» М. Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь» Э. Ремарк «Три товарища» , «На Западном фронте без перемен» А. Дюма «Граф Монте-Кристо» , «Три мушкетера» Е. Ильина «Четвертая высота» Дж. Лондон «Белый Клык» , «Мартин Иден» В. Набоков «Приглашение на казнь» С. Коллинз «Голодный игры» А. И. Куприн «Гранатовый браслет» , «Олеся» У. Голдинг «Повелитель мух» Р. Гальего «Белое на черном» Ф. М. Достоевский «Идиот» В. Г. Короленко «Слепой музыкант» Дж. Оруэлл « 1984» В. Рот «Дивергент» М. А. Шолохов «Судьба человека» , «Нахаленок» Э. Хемингуэй «Прощай, оружие!» М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» , «Песня о царе Иване Васильевиче, молодом опричнике и удалом купце Калашникове» Н. В. Гоголь «Тарас Бульба» , «Шинель» М. Горький «Старуха Изергиль» А. Т. Твардовский «Василий Теркин» Б. Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и

На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

Цитаты для итогового сочинения по направлению «Смелость и трусость

Цитаты для итогового сочинения по направлению «Смелость и трусость». Будь смел на правду. Кто смел, тот и съел (и на коня сел) Смелость — начало победы. (Плутарх) Смелость, граничащая с безрассудством, заключает в себе более безумия, нежели стойкости. (М. Сервантес) Когда боишься — действуй смело, и ты избегнешь худших бед. (Г. Сакс) Чтобы быть совершенно лишенными смелости, нужно быть совершенно лишенными желаний. (Гельвеций К. ) Легче находятся такие люди, которые добровольно идут на смерть, чем такие, которые терпеливо переносят боль. (Ю. Цезарь) Кто мужествен, тот смел. (Цицерон) Не надо смешивать смелость с наглостью и грубостью: нет ничего более несходного и по своему источнику, и по результату. (Ж. Ж. Руссо) Излишняя смелость такой же порок, как и излишняя робость. (Б. Джонсон)

Смелость, которая зиждется на осмотрительности, не именуется безрассудством, подвиги же безрассудного скорее должны быть

Смелость, которая зиждется на осмотрительности, не именуется безрассудством, подвиги же безрассудного скорее должны быть приписаны простой удаче, нежели его храбрости. (М. Сервантес) В сражении те больше всего подвергаются опасности, которые больше других одержимы страхом; смелость — все равно что стена. (Саллюстий) Отвага заменяет крепостные стены. (Саллюстий) Быть смелым — значит считать далёким всё страшное и близким всё, внушающее смелость. (Аристотель) Геройство — понятие искусственное, ведь смелость относительна. (Ф. Бэкон) Иные проявляют смелость, не имея её, но нет человека, который бы демонстрировал остроумие, не будь он остроумен от природы. (Дж. Галифакс) Настоящая смелость редко обходится без глупости. (Ф. Бэкон)

Невежество делает людей смелыми, а размышление — нерешительными. (Фукидид) Предварительное знание того, что хочешь

Невежество делает людей смелыми, а размышление — нерешительными. (Фукидид) Предварительное знание того, что хочешь сделать, дает смелость и лёгкость. (Д. Дидро) Смелость не зря считается высшей добродетелью — ведь в смелости залог остальных положительных качеств. (У. Черчилль) Смелость — это сопротивление страху, а не его отсутствие. (М. Твен) Счастлив, кто смело берёт под свою защиту то, что любит. (Овидий) Творчество требует смелости. (А. Матисс) Требуется немалая смелость, чтобы приносить людям плохие новости. (Р. Брэнсон)

Успехи науки — дело времени и смелости ума. (Вольтер) Чтобы пользоваться собственным рассудком, необходима

Успехи науки — дело времени и смелости ума. (Вольтер) Чтобы пользоваться собственным рассудком, необходима недюжинная смелость. (Э. Бёрк) Смельчака страх может сделать робким, но нерешительным он придает отвагу. (О. Бальзак) Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх. (В. Г. Белинский) Трус опаснее всякого другого человека, его надо бояться более всего. (Л. Берне) Нет ничего страшнее самого страха. (Ф. Бэкон) Трусость никогда не может быть моральной. (М. Ганди) Трус посылает угрозы только тогда, когда он уверен в безопасности. (И. Гёте)

Никогда нельзя жить счастливо, когда все время дрожишь от страха. (П. Гольбах) Трусость очень

Никогда нельзя жить счастливо, когда все время дрожишь от страха. (П. Гольбах) Трусость очень вредна потому, что она удерживает волю от полезных действий. (Р. Декарт) Мы считаем трусом того, кто допустил, чтобы в его присутствии оскорбительно отзывались о его друге. (Д. Дидро) Трусость в своем расцвете обращается в жестокость. (Г. Ибсен) Кто боязливо заботится о том, как бы не потерять жизнь, никогда не будет радоваться ей. (И. Кант) Различие между храбрым и трусом в том, что первый, сознавая опасность, не чувствует страха, а второй чувствует страх, не сознавая опасности. (В. О. Ключевский) Трусость — в том, чтобы знать, что должно делать, и не делать этого. (Конфуций) Страх делает умных глупыми и сильных слабыми. (Ф. Купер) Боязливая собака больше лает, чем кусает. (Курций) При бегстве всегда гибнет больше солдат, чем в сражении. (С. Лагерлёф) Страх — плохой наставник. (Плиний Младший) Страх возникает вследствие бессилия духа. (Б. Спиноза) Испуган — наполовину побежден. (А. В. Суворов) О храбрости больше всего говорят трусы, а про благородство — прохвосты. (А. Н. Толстой)

А. С. Пушкин «Капитанская дочка» В качестве примера можно взять сопоставление Гринева и Швабрина:

А. С. Пушкин «Капитанская дочка» В качестве примера можно взять сопоставление Гринева и Швабрина: первый готов умереть в битве за крепость, прямо высказывает свою позицию Пугачеву, рискуя жизнью, под страхом смерти остался верен присяге, второй испугался за свою жизнь и перешел на сторону врага. По-настоящему мужественной оказывается дочь капитана Миронова. «Трусиха» Маша, которая вздрагивала от выстрелов на учении в крепости, проявляет недюжинную смелость и твердость, противостоит притязаниям Швабрина, находясь в полной его власти в крепости, занятой пугачевцами. Заглавный герой романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» по сути оказался трусом – он полностью подчинил свою жизнь мнению общества, которое сам презирал. Понимая, что виноват в назревшей дуэли и может предотвратить её, он не делает этого, так как боится мнения света и сплетен о себе. Чтобы избежать обвинений в трусости, он убивает своего друга.

Яркий пример истиной смелости – главный герой романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» Григорий

Яркий пример истиной смелости – главный герой романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов. Первая мировая война подхватила Григория и закрутила в вихре бурных исторических событий. Григорий, как истинный казак, весь отдается бою. Он решителен и смел. Легко берет в плен трех немцев, ловко отбивает у врага батарею, спасает офицера. Свидетельство его мужества — Георгиевские кресты и медали, офицерское звание. Смелость Григорий проявляет не только в бою. Он не боится кардинально изменить свою жизнь, пойти против воли отца ради любимой женщины. Не терпит Григорий и несправедливости и всегда открыто говорит об этом. Он готов круто изменить свою судьбу, но не изменить себе. Григорий Мелехов проявил незаурядное мужество в поисках правды. Но для него она – не просто идея, некий идеализированный символ лучшего человеческого бытия. Он ищет её воплощение в жизни. Соприкасаясь с множеством маленьких частиц правды и готовый принять каждую, он зачастую обнаруживает их несостоятельность при столкновении с жизнью, но герой не останавливается в поисках правды и справедливости и идет до конца, в финале романа сделав свой выбор.

Не боится полностью поменять свою жизнь и юный монах, герой поэмы М. Ю. Лермонтова

Не боится полностью поменять свою жизнь и юный монах, герой поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» . Мечта о вольной жизни всецело захватила Мцыри, борца по натуре, силой обстоятельств вынужденного жить в ненавистном ему мрачном монастыре. Он, ни дня не живший на свободе, самостоятельно решается на отважный поступок – побег из монастыря в надежде вернуться на родину. Только на воле, в те дни, которые Мцыри провёл вне монастыря, раскрылось всё богатство его натуры: свободолюбие, жажда жизни и борьбы, упорство в достижении поставленной цели, несгибаемая сила воли, мужество, презрение к опасности, любовь к природе, понимание её красоты и мощи. Мужество, волю к победе проявляет Мцыри в борьбе с барсом. В его рассказе о том, как он спускался со скал к потоку, звучит презрение к опасности: Но юность вольная сильна, И смерть казалась не страшна. Мцыри не удалось достигнуть своей цели — найти родину, свой народ. «На мне печать свою тюрьма оставила» , — так он объясняет причину своей неудачи. Мцыри пал жертвой обстоятельств, оказавшихся сильнее его (устойчивый мотив судьбы в произведениях Лермонтова). Но он умирает непреклонным, дух его не сломлен. Большое мужество требуется, чтобы сохранить себя, свою личность в условиях тоталитарного режима, не отказаться от своих идеалов и представлений, в том числе, и в творчестве, не подчиниться конъюнктуре.

Многие произведения классической русской литературы поднимают вопрос страха перед жизнью в разных её проявлениях.

Многие произведения классической русской литературы поднимают вопрос страха перед жизнью в разных её проявлениях. В частности, теме страха, трусости посвящены многие произведения А. П. Чехова: «Страхи», «Казак», «Шампанское», «Красавицы», «Огни», «Степь», «Человек в футляре» , «Смерть чиновника» , «Ионыч» , «Дама с собачкой» , «Хамелеон» , «Палата № 6», «Страх», «Черный монах» и др. Герой рассказа «Страх» Дмитрий Петрович Силин боится всего. По мнению автора рассказа, он «болен боязнью жизни». Героя, по мнению Чехова, пугает непонятное и непостижимое. Например, Силин боится ужасных событий, катастроф и самых обыкновенных событий. Он боится самой жизни. Все, что непонятно в окружающем мире, для него угроза. Он размышляет и пытается найти ответы на волнующие его вопросы о смысле жизни и человеческого существования. Он убежден в том, что люди понимают то, что видят и слышат, а он ежедневно отравляет себя своим собственным страхом. Герой рассказа все время пытается скрыться и уединиться. Он как будто убегает от жизни: оставляет службу в Петербурге из-за того, что испытывает чувства страха и боязни, и решает жить в одиночестве в своей усадьбе. И тут он получает второй сильный удар, когда его супруга и друг предают его. Когда он узнает об измене, страх гонит его из дома: «Руки у него дрожали, он торопился и оглядывался на дом, вероятно, ему было страшно». Неудивительно, что герой рассказа сравнивает себя с новорожденной мошкой, чья жизнь состоит из одних ужасов.

 В рассказе «Палата № 6» тема страха также выходит на первый план. Герой

В рассказе «Палата № 6» тема страха также выходит на первый план. Герой рассказа Андрей Ефимович боится всего и всех. Больше всего он остерегается действительности. Сама природа для него выглядит страшной. Пугающими кажутся самые обыкновенные вещи и предметы: «Вот она действительность! — подумал Андрей Ефимович. Были страшны и луна, и тюрьма, и гвозди на заборе, и далекий пламень в костопальном заводе». Боязнь непостижимости жизни представлена в рассказе «Человек в футляре». Этот страх заставляет героя отойти от реальности. Герой рассказа Беликов все время пытается «спрятаться от жизни» в футляр. Его футляр сделан из циркуляров и предписаний, за выполнением которых он постоянно следит. Его страх неопределенный. Он боится всего и вместе с тем ничего конкретного. Самое ненавистное для него – невыполнение правил и отступление от регламента. Даже ничтожные мелочи повергают Беликова в мистический ужас. «Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни». Если Силин из-за испуга перед жизнью пытается спрятаться в своей усадьбе, то Беликова страх перед жизнью заставляет спрятаться в футляре из правил и строгих законов и в конце концов навсегда спрятаться под землей.

Проблеме страха перед жизнью посвящена сказка М. Е. Салтыкова- Щедрина «Премудрый пескарь» . Перед

Проблеме страха перед жизнью посвящена сказка М. Е. Салтыкова- Щедрина «Премудрый пескарь» . Перед читателем проносится жизнь пескаря, несложная по своему устройству, основанная на страхе перед потенциальными опасностями мироустройства. Отец и мать героя прожили долгую жизнь и умерли своей смертью. А перед тем как отойти в мир иной, завещали сыну быть осторожным, поскольку все обитатели водного мира, да и человек, в любой момент могут его погубить. Юный пескарь так хорошо усвоил науку родителей, что буквально заточил себя в подводной норе. Из неё он выходил только ночью, когда все спят, недоедал и круглые сутки «дрожал» — лишь бы не схватили! В этом страхе он прожил целых 100 лет, действительно пережив своих сородичей, хоть и был маленькой рыбкой, которую всякий может проглотить. И в этом смысле его жизнь удалась. Сбылась и другая его мечта — прожить так, чтобы никто так и не узнал о существовании премудрого пескаря. Перед смертью герой задумывается о том, что было бы, если бы все рыбы жили так же, как и он. И прозревает: род пескарей прекратился бы! Мимо него прошли все возможности — завести друзей, создать семью, вырастить детей и передать им свой жизненный опыт. Ясно осознаёт он это перед смертью и, глубоко задумавшись, засыпает, а затем невольно нарушает границы своей норы: «рыло его» из норы показывается наружу. А дальше — простор для читательской фантазии, потому что автор не сообщает, что случилось с героем, а констатирует лишь, что он вдруг исчез. Свидетелей этого происшествия не было, так что не только задача минимум прожить незаметно была достигнута пескарём, но и «сверхзадача» — так же незаметно исчезнуть. Автор с горечью подводит итог жизни своего героя: «Жил – дрожал, и умирал – дрожал»

Часто смелым помогает стать тревога, забота о близких людях. Недюжинную смелость проявляет маленький мальчик

Часто смелым помогает стать тревога, забота о близких людях. Недюжинную смелость проявляет маленький мальчик из рассказа А. И. Куприна «Белый пудель» . В рассказе все самые важные события связаны с белым пуделем Арто. Пес – один из артистов бродячей труппы. Дедушка Лодыжкин очень его ценит и говорит про собаку: «Он кормит, поит и одевает нас двоих» . Именно с помощью образа пуделя автор раскрывает человеческие чувства и отношения. Дедушка и Сережа любят Артошку и относятся к нему, как к другу и члену семьи. Именно поэтому они ни за какие деньги не соглашаются продать любимую собачку. А вот мать Трилли считает: «Все продается, что покупается» . Когда ее избалованный сынок захотел пса, она предлагала артистам баснословные деньги и даже слушать не хотела, что собака не продается. Когда Арто не смогли купить, его решили украсть. Вот тут, когда дедушка Лодыжкин проявил слабость, Сережа проявляет решительность и идет на храбрый, достойный взрослого человека поступок: во что бы то ни стало вернуть пса. С риском для жизни, едва не попавшись дворнику, он освобождает друга.

 Истинное мужество, смелость на войне может проявить не только солдат, воин, но и

Истинное мужество, смелость на войне может проявить не только солдат, воин, но и простой человек, силами обстоятельств вовлеченный в страшный круговорот событий. Такая история простой женщины описана в романе В. А. Закруткина «Матерь человеческая» . В сентябре 1941 года гитлеровские войска далеко продвинулись в глубь советской территории. Многие области Украины и Белоруссии оказались оккупированными. Остался на занятой немцами территории и затерянный в степях хуторок, где счастливо жили молодая женщина Мария, её муж Иван и их сын Васятка. Захватив ранее мирную и обильную землю, фашисты все разорили, спалили хутор, угнали людей в Германию, а Ивана и Васятку повесили. Одной Марии удалось спастись. Одинокой, ей пришлось бороться за свою жизнь и за жизнь своего будущего ребёнка

 В повести В. Быкова «Сотников» подчеркнута проблема подлинного и мнимого мужества и героизма,

В повести В. Быкова «Сотников» подчеркнута проблема подлинного и мнимого мужества и героизма, которая составляет суть сюжетной линии произведения. Главные герои повести — Сотников и Рыбак — в одних и тех же обстоятельствах вели себя по-разному. Рыбак, струсив, согласился вступить в полицию, надеясь при удобном случае вернуться в партизанский отряд. Сотников выбирает героическую смерть, потому что он человек с обостренным чувством ответственности, долга, способностью не думать о себе, о своей собственной судьбе, когда решается судьба Родины. Гибель Сотникова стала его нравственным триумфом: » И если что-либо еще заботило его в жизни, так это последние его обязанности по отношению к людям». Рыбак же обнаружил постыдное малодушие, трусость и ради своего спасения согласился стать полицаем: «Появилась возможность жить – это главное. Все остальное – потом»

Смелость и трусость – темы, которые издавна поднимались в литературных произведениях (вспомним величайший памятник

Смелость и трусость – темы, которые издавна поднимались в литературных произведениях (вспомним величайший памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» ). Актуальность этих тем связана с тем, что данные качества присущи каждому человеку, и в ситуации выбора он проявляет себя либо как смелый и волевой, либо как трус, который не хочет ничего решать, взваливая все на чужие плечи. Актуальность этих понятий для каждого человека подтверждается обилием пословиц и поговорок, посвященных трусости и смелости, афоризмов и крылатых фраз.

  • Безсульфатный шампунь как пишется на шампунях
  • Безстрашный или бесстрашный как правильно пишется слово
  • Безсонная или бессонная как правильно пишется
  • Безсознательное или бессознательное как пишется
  • Безсмысленно или бессмысленно как правильно пишется