Оборудование:
- тексты книги «Аленький цветочек»,
- компьютер и проектор,
- заготовки для изготовления аленького цветочка
по количеству групп и человек в классе, - клей,
- картон,
- слайды по теме урока (см.
Приложение).
Задачи урока:
- Воспитывать милосердие, сострадание
- Развивать навыки работы в мини-группах.
- Формировать исследовательские навыки при
определении истоков сказки, опираясь на
дополнительную информацию. - Учить определять идею сказки через обращение к
сюжету, к образам и художественному мастерству
писателя; составлять план. - Познакомить с творчеством русского писателя
С.Т.Аксакова.
ХОД УРОКА
Сегодня у нас с вами не простой урок, а —
волшебный, так как мы побываем в мире, где
творится добро, происходят всякие чудеса.
— А где это может происходит?
— Угадаете, кому могли бы принадлежать эти
предметы — назовете название сказки, о которой
сегодня пойдет речь. (Демонстрируются
зеркальце с ручкой, детская корона-венец и яркий
цветок).
Сегодня на уроке мы поведем разговор о сказке
С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»: о ее создании,
сюжете, идее и героях. Поучимся работать
самостоятельно и в группах.
СЛАЙД — обложка «Аленький цветочек»
Большинство читателей не знают, что основные
свои произведения С.Т.Аксаков написал,
превозмогая боль, усталость, слепоту и постоянно
ожидая близкий конец. История создания
сказки «Аленький цветочек» говорит о том, что
это приложение к повести «Детские годы
Багрова-внука», но и совершенно самостоятельное
произведение. «Аленький цветочек» — одна из
самых добрых и мудрых сказок. «Сказка ключницы
Пелагеи» — значится в подзаголовке.
—Как же появилась на свет сказка «Аленький
цветочек»? А была ли на самом деле ключница,
которая рассказала Аксакову сказку? Послушаем
выступления ваших одноклассников,
подготовленные дома.
Ученик-1: Как-то к маленькому мальчику
Сереже Аксакову пришла перед сном «деревенская
Шахерезада», ключница Пелагея, «помолилась
Богу, подошла к ручке, вздохнула несколько раз, по
своей привычке всякий раз приговаривая:
«Господи, помилуй нас грешных», села у печки,
подгорюнилась одною рукой и начала говорить
немного нараспев:
«В некиим царстве, в некиим
государстве жил-был богатый купец, именитый
человек. Много у него было всякого богатства,
дорогих товаров заморских, жемчугу, драгоценных
камениев, золотой и серебряной казны; и было у
того купца три дочери, все три красавицы писаные,
а меньшая лучше всех…»
— Кто же была эта Пелагея?
Ученик-2: Крепостная крестьянка. В юности во
времена Пугачевского бунта со своим отцом она
бежала от жестокого обращения своего
хозяина-помещика Алакаева из Оренбурга в
Астрахань. В родные места вернулась только через
двадцать лет после смерти барина Ключница
Пелагея — прислуга в поместье Аксаковых, следила
за хозяйством в доме. У нее были все ключи от
кладовых. Очень часто ее приглашали в дом, для
того чтобы рассказала сказки перед сном для
маленького Сережи. Она была великая мастерица
рассказывать сказки. Сергей очень любил сказку
«Аленький цветочек». Он слышал ее в продолжение
нескольких лет не один десяток раз, потому что
она очень ему нравилась. Впоследствии выучил ее
наизусть и сам рассказывал со всеми прибаутками.
Ученик-3:Осенью 1854 года в подмосковное
Абрамцево, где Аксаков жил почти безвыездно,
приехал из Петербурга средний сын, Григорий, и
привез с собою пятилетнюю дочь Оленьку. Кажется,
именно тогда Сергей Тимофеевич в последний раз
почувствовал себя здоровым и молодым. Радостная,
бегала Оленька по дому и не умолкала никак:
«Дедушка, ты обещал пойти на реку!.. Дедушка, а где
лесной Мишка живет?.. Дедушка, расскажи сказку!» И
он стал рассказывать ей про свои детские игры,
про старые книжки, что запоем читал когда-то в
далекой Уфе, про свои зимние и летние поездки из
города в деревню и обратно, про рыбную ловлю,
которой увлекся едва ли не с младенчества, про
бабочек, которых ловил и собирал… Но сказки — не
было. Погостивши, Оленька уехала. А чуть позже
дедушка все же написал для нее сказку, которую
назвал «Аленький цветочек». Позже, работая над
книгой «Детские годы Багрова — внука», Аксаков
вновь вспомнил ключницу Пелагею и включил ее
замечательную сказку в собственном пересказе в
произведение.
СЛАЙД — портрет Аксакова С. Т.
— Понравилась ли вам сказка С. Аксакова? Какие
эпизоды особенно запомнились?
— О чем же эта сказка?
Итак, сказка С.Т.Аксакова «Аленький цветочек»
о волшебной силе любви и добра. Это вечная тема в
произведениях разных народов мира. И в связи с
этим в жизни происходят очень интересные случаи.
Так было и с автором «Аленького цветочка» .
Ученик-4: Спустя несколько лет после
опубликования сказки «Аленький цветочек» Аксаков
С.Т. поразился, когда прочитал сказку французской
писательницы госпожи Бомон «Красавица и зверь»
на такой же сюжет. А спустя еще некоторое время в
Кавказском театре он увидел оперу французского
композитора Гретри «Земфира и Азор», сюжет ее
был такой же, как в «Аленьком цветочке». Но это
еще не все. В 18 веке читателям была известна
сказка французской писательницы Жанлис
«Красавица и чудовище»:
СЛАЙД — обложка «Красавица ичудовище»
Физминутка
Изобразите мимикой, жестами лесного чудища.
Да и страшен был зверь лесной, чудо морское:
руки кривые, на руках когти звериные, ноги
лошадиные, спереди — сзади горбы великие
верблюжие, весь мохнатый от верху донизу, изо рта
торчали кабаньи клыки, нос крючком, глаза
совиные.
— Как же так, не могла же Пелагея этим
французам рассказать свою сказку? Как вы думаете,
ребята, в чем секрет?
Оказывается, все наоборот. Все сказки на этот
сюжет были написаны французскими писателями и
вышли не из русского, а из французского
фольклора.
— Как же простая русская крестьянка, не
умеющая ни читать, ни писать, узнала об этих
сказках?
— Вспомните, историю какого другого известного
поэта — сказочника напоминает услышанное об
Аксакове и сказительнице — ключнице Пелагее?
Вот, оказывается, какая интересная история
может быть у сказки. И как могут быть похожи
судьбы писателей и их произведений.
— А теперь поработаем по группам. Проверим,
насколько хорошо вы усвоили содержание сказки
«Аленький цветочек».
Класс разделен на 4 группы : 2 группы получают
картинки с изображениями эпизодов сказки, другие
2 группы получают наборы выдержек из текста,
соответствующие картинкам. Предлагается каждой
группе расположить картинки и выдержки
соответственно тексту, в нужной
последовательности. Проводится проверка этой
работы: группы по очереди крепят на доску
картинки, а другие группы зачитывают свои к ним
выдержки. Если картинка и высказывание подобраны
верно- на экран выводится слайд с данным кадром.
По окончании работы — на экране все слайды
сказки в нужной последовательности. (Рекомендую
использовать слайды диафильма выборочно.)
СЛАЙДЫ — диафильм
— А как вы считаете, ребята, почему сказка
названа «Аленький цветочек»?
— Является ли он главным героем? Почему?
— Превратилось бы чудище в принца, если б на
месте младшей дочери купца оказалась другая из
дочерей? И могла ли другая дочь купца, получив
цветочек, оказаться на месте младшей? Почему?
— Эта сказка о цветочке или аленький цветочек
сравнивают с сердцем младшей дочери?
— Чему учит эта сказка?
Заключительное слово. Какой же смысл вложил
писатель в образ волшебного аленького цветочка?
Аленький цветочек — символ настоящей
преобразующей любви. Настоящая любовь видит душу
человека, его внутреннюю, скрытую от глаз,
красоту. Под ее воздействием любимый человек
преображается — становится красивее, лучше,
добрее. Любовь, доброта и сострадание — самые
главные человеческие чувства. Они могут изменить
не только человека, которого мы любим, но и мир
вокруг сделать лучше, чище, красивее.
Подведем итог нашего урока. На столах в
каждой группе алые лепестки. Напишите по 1-му
слову на лепестке от цветочка: чему научила вас
сказка. Соберите в своей группе аленький
цветочек, который приклейте к основанию из
картона. (Готовые цветы прикрепляются на доске)
В душе у каждого человека должен быть Аленький
цветочек. Посмотрите, сколько у нас на поляне
Аленьких цветочков! Пусть они расцветут и в душе
каждого из нас.
СЛАЙД — изображение Аленького цветочка.
(Можно подарить такую картинку каждому
ученику)
Домашнее задание. Как мы теперь знаем, сказка
«Аленький цветочек» — результат творческого
союза С.Т.Аксакова и ключницы Пелагеи. Предлагаю
и вам поучаствовать в создании сказки —
придумайте начало истории, ведь мы не знаем, по
какой причине злая волшебница прогневалась на
королевича. Напишите небольшое сочинение на
тему: «Почему появилось на свет чудище?»
Тема: С.Т. Аксаков«Аленький цветочек» .(третий урок)
Цель: 1. продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек»; обогащать
словарный запас учащихся; обучать чтению по ролям, умениям
характеризовать поступки героев, замечать мотивы народных сказок в
авторском тексте;
2.развивать внимание, память, речь, мышление, выразительное чтение;
3.воспитывать любовь и уважение к родителям.
Планируемые результаты:
Предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение;
Метапредметные:
Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;
Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,
Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);
Личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества С.Т.Аксакова.
Оборудование: презентация.
Ход урока.
1.Орг.момент.
2.Речевая разминка.
На стульях сидят шалунишки ,
Листают волшебные книжки.
Ожидание чуда, благости
Всех коснётся , к общей радости.
Тихо, тихо, чуть дыша,
Входит сказка не спеша. Слайд 1
-Прочитайте медленно (Ещё: с вопросительной интонацией, с раздражением, с радостью, скороговоркой, выразительно).
3.Работа по теме.
1)Самоопределение к деятельности.
— Как вы думаете, почему именно этот текст я использовала на уроке?(мы будем работать над сказкой.)
-Над какой сказкой мы работали на прошлом уроке?
-Кто автор этой сказки?
-Сформулируйте задачи урока. Слайд 2
— Наш урок будет необычный. Это будет урок – исследование. Значит,сегодня мы – юные исследователи. Сегодня нам будут нужны ваши знания, внимание. На уроке нужно быть активными, внимательными и любознательными.
2)Авторские и литературные произведения.
*Выставка книг.
-Рассмотрите выставку книг.
-Что общего у этих книг?
-На какие группы можно распределить эти сказки? (русские народные и литературные)
— В чем отличие русской народной от литературной сказки?
-Есть ли на выставке книг сказка, над которой мы работаем?
— Прочитайте пословицу, которая является эпиграфом к нашему уроку.
Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Слайд 3
— В чем смысл этой пословицы?
3)История создания сказки.
-Большинство читателей не знают, что основные свои произведения С.Т.Аксаков написал, превозмогая боль, слепоту, в ожидании близкого конца.
-А вы знаете , как появилась на свет сказка «Аленький цветочек»?
-Тогда послушайте.
*Рассказывает подготовленный ученик.
Как-то к маленькому Серёже Аксакову пришла перед сном ключница Пелагея. Помолилась богу, села у печки и начала говорить немного нараспев: «В некотором царстве, в некотором государстве жил- был богатый купец, именитый человек. Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, и было у того купца три дочери, все три красавицы писанные, а меньшая лучше всех…»
Пелагея- крепостная крестьянка. В поместье Аксаковых она была ключницей. Она следила за хозяйством в доме. Очень часто её приглашали в дом , чтобы она рассказывала сказки перед сном маленькому Серёжи. Она была великая мастерица рассказывать сказки. Сергей очень любил сказку «Аленький цветочек».Он слушал её на протяжении нескольких лет не один десяток раз ,потому что она очень ему нравилась. Впоследствии выучил её наизусть и сам рассказывал со всеми прибаутками.
4)Работа в парах.
*У каждой пары на столах карточки с текстом.
-Нужно восстановить порядок событий в сказке. Чтобы эту работу выполнить , нужно хорошо знать сказку.
— Прочитайте карточку и пронумеруйте порядок. Что идет первым? И т.д.
Карточка.
- Отправился купец в дальние страны.
- Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.
- Жил купец и было у него три дочери.
- Младшая дочь у зверя лесного.
- Зависть сестёр.
- Купец встретился со зверем лесным.
- Превращение зверя в принца.
*Проверка по образцу. Слайд 4
-Кто не допустил ошибок и выполнил задание правильно?
5)Характеристика героев сказки.
— Назовите главных героев сказки? (три сестры, купец, зверь лесной, чудо морское)
— Что вы узнали о семье купца?
-Вспомните сюжет сказки, коротко передайте ход событий в сказке, опираясь на иллюстрации. Слайд 5
Три сестры купеческие заказали отцу подарки. Старшая — венец, средняя хрустальное зеркальце, младшая — аленький цветочек, которого бы краше не было на белом свете. Отправился купец в три девятое царство , в тридесятое государство и попал во владения к зверю лесному, чуду морскому. Там он нашел аленький цветочек для дочери младшей. Чудище попросил за цветочек аленький одну; из дочерей, ту, которая пойдет к нему по желанию. Выручила отца младшая дочь. Она пошла на житье к зверю лесному, чуду морскому. Полюбив чудище за добрую его душу, она сняла с него колдовское заклятие,
и стал чудище красавцем писаным.
— А как вы думаете, могли быть на месте младшей дочери ее сестры?
— Нет, почему? (Они не захотели выручать отца и пойти к зверю лесному.)
-Как вы думаете, любит ли купец своих дочерей?
— Составьте кластер – описание характера купца.
*Работа в группах.
*Проверка.
— В какой лес попал купец?
-Как вы думаете, случайно ли это произошло, и мог ли он оттуда выбраться самостоятельно?
-Как он понял, что нашёл тот самый цветок?
-Как должен был быть наказан купец?
-Почему он вернулся домой?
— Как встретили дочери отца?
-Почему младшая дочь решила вернуться вместо отца к чудищу?
Ребята, подумайте, легко ли сделать такой выбор: отправиться на погибель вместо близкого вам человека? (Очень любить человека. Нести
ответственность за свои поступки.)
— Составьте кластер – описание характера младшей дочери.
— Почему именно младшая дочь смогла помочь принцу избавиться от колдовства?
— Кто был примером для младшей дочери в её выборе поступков?
-Как вы думаете , кто из героев сказки нравится самому автору?
Докажите.
-Аксаков продолжает фольклорные традиции, дополняет и углубляет их. В его сказке мы чувствуем открытое отношение к героине, чего нет в народной сказке. Он восхищается ею, создает индивидуальный характер, описывает ее речь, поведение, показывает отношение к героине других персонажей.
Главная героиня сказки – младшая дочь. Аксаков пишет, что она была по красоте лучше всех. Отец любил дочерей своих, исполнял все желания. В отличие от старших сестер, младшая захотела в подарок не украшения, а цветочек аленький, краше которого нет на белом свете. Младшая дочь любит отца. Она смело отправляется к зверю лесному, чуду морскому, чтобы спасти отца.
«Благослови, батюшка родимый. Для меня достал ты цветочек аленький, мне и надо тебя выручать»
У зверя лесного она служит верой и правдой. Добрая и ласковая девушка старается не показывать свою печаль, тоску по родному дому. Она мужественная и смелая, смогла взять себя в руки, хотя очень испугалась, увидев зверя лесного. Она не хочет обидеть доброго и ласкового, но страшного на вид зверя.
Меньшая дочь укоряет старших сестер за то, что они советуют ей не возвращаться к зверю лесному.
«Если я моему господину доброму и ласковому за все его милости и любовь горячую, несказанную заплачу его смертью лютою, то не буду я стоить того, чтобы мне на белом свете жить» Она смогла разглядеть под ужасным образом зверя добрую, ласковую, ранимую душу и полюбила его. За верность, доброту, бескорыстную любовь она награждается в конце сказки. Чудо морское превращается в прекрасного королевича, и всё заканчивается счастливо.
-Чем старшие сёстры отличаются от младшей?
-Как поступки героинь помогают понять их характер?
— Составьте кластер – описание характера сестёр :старшей и средней
-На кого из героев вам хотелось бы быть похожим? Обоснуйте свой ответ.
-Как вы думаете, почему автор решил , что цветочек должен быть алого цвета?
-О каком волшебном предмете идёт речь в сказке?
-В чём проявляется его волшебная сила?
-Найдите его описание в сказке.
-Вы знаете, что обозначает алый цвет?
*Работа с «Толковый словарь» Даля.
*В «Толковом словаре» В.И. Даля говорится о смысловых особенностях цвета , называемого людьми «алый»: ясный, чистый цвет, резко отличающийся от окружающих; присущий молодости, полный силы – «Алеет, поколе молодеет».
-Цветок этот так прекрасен и чудесен, что воплощает собой всю красоту мира, высшее возможное на земле счастье, красоту человеческой души. Словно он кем-то принесён в наш мир из обители светлых богов славянских и оставлен здесь в дар людям.Редко кто может встретить и увидеть Аленький цветочек – для человека это большое счастье. Но суметь его удержать, хотя бы на время, и научится им пользоваться, дано только самым чистым душой людям, добрым, верным…
6) Работа над языком сказки.
— Среди русских народных сказок есть сказки, схожие по сюжету со сказкой «Аленький цветочек». Назовите их.( «Заклятый царевич», «Перышко Финиста ясна сокола».)
-Чтение каких из этих сказок было интереснее?
— Почему?( Сказка «Аленький цветочек» написана красивым, плавным языком.)
— Да, ребята, сказка «Аленький цветочек» обработана писателем, и она вам понравилась больше. Как называются сказки, которые обработаны или пересказаны автором? (Литературные сказки.)
— А к какой группе сказок относится сказка «Аленький цветочек».
-Можно ли назвать сказку«Аленький цветочек» волшебной сказкой?
Докажите.( В ней чудеса, сказочные превращения, волшебные предметы, троекратность событий.)
— Читая волшебные сказки, мы встречаем сказочные выражения, которые есть во многих сказках. Найдите в сказке сказочные выражения, которые указывают на неопределенность пути и длительность времени.
«За тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство».
1. «Поворотился он назад – нельзя идти, направо,
налево – нельзя идти, сунулся вперед – дорога торная».
2. «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».
3. «Долго ли, мало ли времени».
— Найдите сказочные выражения, которые описывают сказочные образы.
( «Красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать».)
— Найдите сказочное выражение, которое может решить судьбу героя.
( «Не прикажи меня рубить и казнить, прикажи слово вымолвить».)
-Украшают сказку яркие образные выражения (эпитеты). Приведите примеры из сказки.
1. Руки белые, красавица писаная…
2. Палаты белокаменные, сады диковинные…
— Сказку сказывает ключница Пелагея, а ее речь богата пословицами, поговорками да прибаутками. Какие вы нашли в сказке пословицы?
1. «Богатство – дело наживное».
2. «Двух смертей не бывать, а одной не миновать».
3. «От страха зуб на зуб не попадал».
-Все это доказывает близость этой литературной сказки к народным сказкам. В сказке «Аленький цветочек» Аксаков собрал все лучшее из французских, арабских и славянских сказок, и, оказалось, она дорога русским детям.
7)Основная мысль сказки.
-Какова тема сказки? (Сострадание, верность слову, любовь)
-Какова главная мысль сказки? (Без чудес нет сказки, в сказке нет непоправимых бед и несчастий; удачливы добрые, справедливые, мужественные люди; колдовство кончается – чудище вновь стал королевичем)
— Так чему учит сказка? (Не мириться со злом, а бороться с ним; учит быть твердым в бедах; осуждает мир, где царят жадность, корысть, равнодушие; любить родных и не делать им зла.)
ВЫВОД: сказки народные и литературные кончаются счастливо, и выдумка избавления от бед так увлекательна, что хочется верить в чудеса. Сказки не обманывают, а очаровывают и дарят мечту, надежду, окрыляют. Любовь способна творить чудеса.
8)Игра «Самый внимательный».
-Проверю, как вы знаете текст и можете в нём ориентироваться. Слайды 6-9
*Показываю иллюстрацию, а дети находят отрывок к нему.
4.Рефлексия.
-Что на вас произвело наибольшее впечатление?
-Что вы не знали, а сегодня на уроке узнали и это новое для вас?
-Какие задания показались вам интересными?
— Как вы думаете, пригодятся знания, приобретенные на этом уроке?
-Для чего мы проделали такую большую работу со сказкой?
-Как бы вы оценили свою работу на уроке?
5.Итог.
6.Домашнее задание.
-Написать мини сочинение -характеристика любого героя сказки и иллюстрация к нему.
Тема: «День рождения сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»».
Цель: Активировать читательскую деятельность младших школьников
Задачи:
1.Познакомить учащихся с историей написания сказки.
2. Развивать речь.
3.Формировать первичные читательские умения (рассматривание иллюстраций, определение типа книги).
Оборудование:
выставка рисунков детей;
мультфильм «Аленький цветочек»;
зеркальце;
цветок в горшочке;
венец;
план;
иллюстрации к сказке;
презентация к сказке;
мультфильм по сказке;
воздушные шарики;
чай;
сладкое угощение.
1. Организация и начало мероприятия.
Дорогие девочки и мальчики, я очень рада видеть вас сегодня на дне рождении сказки. Кто мне скажет, какой?
Да, ребята, в этом году исполняется 160 лет со дня написания С.Т. Аксаковым сказки «Аленький цветочек».
Я вам хочу рассказать немного о самом авторе и его семье.
Сергей Тимофеевич Аксаков, писатель, родился 20 сентября 1791 в старинной дворянской семье. Детство провёл в родовом имении Оренбургской губернии.
В детстве Серёжа сильно болел, после болезни страдал бессонницей, по совету своей тётушки, позвали один раз ключницу Пелагею, которая была великая мастерица сказывать сказки, и которую даже покойный дедушка любил слушать…
Пришла Пелагея, немолодая, но еще белая, румяная… села у печки и начала говорить, немного нараспев: «В неким царстве, в неким государстве…»
Нужно ли говорить, что я не заснул до окончания сказки, что, напротив, я не спал долее обыкновенного?
На другой же день выслушал я в другой раз повесть об «Аленьком цветочке». С этих пор, до самого моего выздоровления, Пелагея ежедневно рассказывала мне какую-нибудь из своих многочисленных сказок.
Ключница Пелагея – прислуга в поместье Аксаковых, следила за хозяйством в доме. У нее были все ключи от кладовых. Очень часто ее приглашали в дом для того, чтобы рассказала сказки перед сном для маленького Сережи. Она была великая мастерица рассказывать сказки. Сергей очень любил сказку «Аленький цветочек». Он слушал ее в течение нескольких лет ни один десяток раз, потому что она очень ему нравилась. Впоследствии выучил ее наизусть и сам рассказывал со всеми прибаутками, ужимками, оханьем и вздыханием Пелагеи.
Мать Сергея Аксакова Мария Николаевна была очень образованной женщиной и приохотила своего сына к чтению. Сергей читал очень много. Детских книг в то время не было, но был детский журнал «Детское чтение для сердца и разума», откуда он узнавал много интересного, например, откуда берутся гром, молния, дождь, облака и другие явления природы. Дошла очередь и до арабских сказок «Тысяча и одна ночь», которые приводили маленького Сережу в изумление, рождали в нем собственные фантазии.
Отец – Тимофей Степанович, страстно любил природу. Сергей тоже был неравнодушен к природе, и в этом заслуга отца, мягкого по натуре человека. Он развил в сыне привязанность к охоте, рыбалке, общению с природой.
В последние годы жизни, работая над книгой, Сергей Тимофеевич вспомнил ключницу Пелагею, ее замечательную сказку «Аленький цветочек» и записал ее по памяти. Впервые она была напечатана в 1858 году и с тех пор стала у нас любимой сказкой. (Во время рассказа об авторе идёт презентация по сказке).
2. Просмотр подарков и книг, которые принесли дети.
Я вижу, что сегодня вы все пришли с подарками, а также принесли с собой свои книжки со сказкой. Посмотрите, как много разных книг с этой сказкой.
Все они оформлены по-разному. У кого-то иллюстрации цветные, у кого-то черно-белые.
Кто-то принёс сборник со сказками, кто-то одну сказку.
Давайте все вместе посмотрим наши подарки!
Может кто-нибудь расскажет нам, почему он сделал или нарисовал именно это?
Давайте все вместе свои рисунки повесим на стену, поставим на полки книжки, пусть погостят у нас в кабинете на выставке. По хлопаем сами себе, какие мы молодцы!
3. Какой же день рождения без развлечений!
А) «Было или не было»
(зачитываются отрывки из сказок, дети должны узнать, относится ли это к сказке «Аленький цветочек»).
— И отправился купец за тридевять земель, в тридевятое царство, в тридевятое государство…
— И днём и ночью кот учёный, всё ходит по цепи кругом…
— Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…
— И покатился колобок дальше, а навстречу ему лиса…
— Красоты невиданной и не слыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать…
— Тук-тук кто в теремочке живёт, кто в не высоком живёт…
— А мне привези в подарочек «Тувалет» хрустальный…
— Поворотился он назад — нельзя идти, направо, налево — нельзя идти, сунулся вперёд дорога торная…
— Жили-были дед да баба, и была у них курочка Ряба…
— Шел солдат по дороге: раз-два, раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку; он шёл домой с войны. Ему очень захотелось, есть, видит, стоит изба на опушке…
— Наступил день свадьбы. Крот пришёл за девочкой. Теперь ей приходилось идти за ним в его тёмную нору, жить там глубоко-глубоко под землёй и никогда не выходить на солнце- крот ведь терпеть его не мог…
— И я там был, мёд пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…
Б) «Пазлы»
(детям раздаются разрезанные иллюстрации к сказке, необходимо их собрать).
В) «Расскажи сказку».
(иллюстрации к сказке показаны в презентации).
Г) «Нарисуй картину красками».
(после просмотра фрагмента из мультфильма, спросить, какие ощущения и эмоции, возникают у детей, какие цвета они бы использовали для картины?).
Д) «Нарисуй с закрытыми глазами «Аленький цветочек»».
(Дети с завязанными глазами рисуют на доске).
4. Сейчас, ребята, мы вместе со сказкой приглашаем вас за праздничный стол, попить чай с угощеньем.
Благодарю всех присутствующих здесь! До скорого свидания!
Предеина Наталья Валерьевна,
педагог-библиотекарь,
МАОУ СОШ № 59,
г. Екатеринбург
Презентация мероприятия
PPT / 837 Кб
Внеклассное мероприятие по чтению
С. Т. Аксаков Аленький цветочек.
Многие поэты и писатели в своих воспоминаниях делятся своими первыми детскими впечатлениями о русских народных сказках. Народные сказки побудили их к созданию своих собственных сказок. Благодаря этому мы любим и знаем литературные, авторские сказки А. С. Пушкина, П. Ершова, С. Аксакова и других писателей.
Цели: обучать начальным навыкам поиска и исследования информации; учить анализировать сказку, работать с книгой; обогащать словарный запас детей; развивать внимание, память, воображение, интерес к русской словесности; воспитывать сострадание, верность слову, любовь к родине.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, выставка книг С. Т. Аксакова.
Ход мероприятия.
Сегодня у нас необычное мероприятие. Для удобства мы разделимся на группы.
Не кричи! Не перебивай! Уважай товарища!
Прочитайте правила, которые вы должны соблюдать при работе в группах:
Речевая разминка
На доске пословица:
«Кашу кушай, а сказку слушай, Умом-разумом смекай, да на ус мотай».
— Прочитайте пословицу. Как вы понимаете слово «смекай»?
— Назовите (существительные). Глаголы.
— Прочитайте пословицу, выделяя голосом глаголы (существительные).
— Прочитайте выразительно. Прочитайте быстро.
— Объясните смысл пословицы. (Сказки читать полезно. В них много поучений).
Выставка книг
-Что общего у этих книг? На какие 2 группы можно распределить эти сказки?
(Русские народные и на авторские или литературные)
— Как отличить русскую народную сказку от литературной? Есть ли на выставке книг сказка, которую мы с вами читаем. Кто ее автор?
Сообщение темы, постановка цели.
Сегодня у нас занятие по сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек». Будем исследовать, сказку.
Прочитайте пословицу, которая является эпиграфом к нашему мероприятию
(Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок)
Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Я думаю, что в конце мероприятия мы определим, что хотел нам сказать С. Т. Аксаков в своей сказке?
1. Исследование «Своими руками» сделали аленький цветочек.
Если мы будем сегодня дружно работать, то у нас появится свой волшебный цветок.
«За работу даю лепесток»
2. Исследование «Как я усвоил сказку?»
Сейчас мы с вами проведём тест по сказке, и узнаем, как вы усвоили сказку.
Тест по сказке «Аленький цветочек».
1.Какими словами начинается сказка?
а) «В некотором царстве, в некотором государстве »
б) «За горами, за лесами, за широкими морями …»
в) «Три девицы под окном …»
2. Какая из дочерей попросила купца привезти из дальних стран аленький цветочек?
а) старшая; б) средняя в) младшая.
3. Кто из дочерей согласился спасти отца?
а) старшая; б) младшая; в) средняя.
4.Какой волшебный предмет дал зверь лесной, чтобы купец мог быстро очутиться дома?
а) золотой перстень; б) медный браслет;
в) изумрудное ожерелье.
5. На какой палец надо было надеть волшебный перстень, чтобы очутиться во дворце зверя лесного?
а) на левый мизинец; б) на правый мизинец;
6. На сколько дней отпустил зверь лесной, чудо морское купеческую дочь домой?
а) на один день и одну ночь; б) на три дня и три ночи;
7. Кем оказался зверь лесной, чудо морское?
а) заколдованным принцем; б) злым колдуном;
8. сколько лет провёл принц в образе зверя лесного?
а) 30 лет; б) 20 лет; в) 10 лет.
3. Самопроверка теста. Исследование.
Восстанови последовательность событий в сказке по рисункам.
1. А помогут нам в этом ваши рисунки
2. Найдите в тексте подходящие к рисункам отрывки и прочитайте их.
4. Исследование «Словарно-лексическая работа»
Когда вы читали сказку, вам встретились непонятные слова. Сейчас вам нужно объяснить их смысл.
ПАРЧА – шелковая ткань, расшитая золотистыми и серебряными нитями
ТУВАЛЕТ – стол с зеркалом и всеми принадлежностями
ВЕНЕЦ – то же, что венок, драгоценный головной убор, корона
ПАЧЕ ЗЕНИЦЫ ОКА – сохранять, беречь больше, чем глаза
ЧЕЛЯДЬ ДВОРОВАЯ – слуги, дворовые
САЖЕНЬ – старая русская мера длины, равная трем аршинам (2,13 м)
5. Исследование «Художественные средства»
Автор использует в сказке такие художественные средства, как прием олицетворения, сравнение, эпитеты.
Сравнение – это когда один предмет сравниваем с другим предметом. Часто используем союзы: как, словно, как будто.
«свет как от месяца полного», «как среди бела дня», «Как от солнца было светло в темную ночь», «словно деревья расступаются», «Будто зарево огонь», «запах словно струя», «как у беркута».
Олицетворение – перенос признаков живого существа на неживой предмет.
«красота прибавлялась», «струя бежит», «земля зашаталась», «В сердце ужалило», «вылетел цветочек», «явились яства», «появились словеса», «пришли сумерки», «опустилось солнышко», «стояла тишина», «шумели ключи», «зверь закручинился», «затряслась земля».
Эпитет – это образное определение предмета, явления в виде сравнения.
Метафора – это скрытое сравнение. Признак метафоры — ее можно пересказать с помощью слов «как» и «похож».
красавицы писаные, дочери пригожие, серебряной парчи, красоту поднебесную, тридевятое царство, тридесятое государство, венца самоцветного, хрусталя беспорочного, батюшка родимый, крепче прежнего, аленький цветочек, заветный гостинец, по лесу дремучему, непроездному, зайцу косому, смерть неминучая, чертог королевский, богатство несказанное, на белом свете, голосом диким, заповедный цветок, сыру землю, горе сердешное, тело безобразное, часу урочного, солнышко красное, глаза совиные, руки кривые, нос крючком и т.д.
ВЫВОД:
автор использовал художественные средства, которые придают сказке выразительность, делают ее волшебной.
6. Исследование «Черты народной сказки в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»
Зачин «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был купец, именитый человек. Много у него было всякого богатства, и было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая — лучше всех».
Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок
Присказка: «много ли мало ли времени прошло…», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».
Концовка. «И нимало не медля, принялись веселым пирком да за свадебку. И стали они жить-поживать, да добра наживать. Я сама там была, пиво-мёд пила, по усам текло, да в рот не попало».
ВЫВОД:
В сказке «Аленький цветочек» есть черты народной сказки: есть волшебные силы, предметы, добро побеждает зло.
Выявление главного внутреннего смысла сказки
Какая тема сказки? (Сострадание, верность слову, любовь)
Какова главная мысль сказки? (Без чудес нет сказки, в сказке нет непоправимых бед и несчастий; удачливы добрые, справедливые, мужественные люди; колдовство кончается -чудище вновь стал королевичем)
Вернемся к эпиграфу нашего занятия. Давайте попытаемся ответить на вопрос: Чему учит сказка?
(Не мириться со злом, а бороться с ним; учит быть твердым в бедах; осуждает мир, где царят жадность, корысть, равнодушие; любить родных и родину и не делать им зла).
Звучит песня «Волшебный цветок»
А теперь давайте докажем, что мы читали сказку. Обратимся к тексту и поработаем
над языком сказки. Каждая группа должна найти в тексте выражения, которые
подтверждают, что это сказка.
1 группа: сказочные выражения, которые указывают на длительность пути и
длительность времени
За тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство
Поворотился он назад – нельзя идти, направо, налево – нельзя идти, сунулся вперед –
дорога торная
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается
Долго ли, мало ли времени
жил—был, честной купец, благослови меня, не погуби ты души моей христианской,…
2 группа: сказочные выражения, которые описывают сказочные образы:
Красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать
: в путь, в дороженьку, по лесу непроездному, непроходному,…
3 группа: Яркие образные эпитеты
Руки белые Красавица писаная Сады диковинные Палаты белокаменные
4 группа: пословицы и поговорки
Богатство—дело наживное Двух смертей не бывать, а одной не миновать
От страха зуб на зуб не попадал
5 группа: бытовые условия персонажей и их социальное положение: богатый
купец, именитый человек, много было у него всякого богатства и казны, собирается по
своим торговым делам,… обязательное наличие трех детей: было у купца три дочери,
… а меньшая лучше всех. Героиня: младшая дочь, сирота;
Что в этом произведении от русской народной сказки? Ответы
Учащиеся отмечают:
1. характерные выражения: жил—был, за тридевять земель, в тридевятое царство, в
тридесятое государство, честной купец, благослови меня, не погуби ты души моей
христианской,…
2. повторяемость слов: в путь, в дороженьку, по лесу непроездному, непроходному,…
3.бытовые условия персонажей и их социальное положение: богатый купец, именитый
человек, много было у него всякого богатства и казны, собирается по своим торговым
делам,…
4.обязательное наличие трех детей: было у купца три дочери, ... а меньшая лучше всех.
Все приметы народной волшебной сказки:
Дети доказывают, что в этой сказке есть
▪ Героиня: младшая дочь, сирота;
▪ Герой должен пройти испытания, чтобы получить в итоге награду;
▪ Есть волшебные предметы;
▪ Наличие волшебных чисел, волшебных цветов;
▪ Добро побеждает зло;
▪ Герой уходит из дома для выполнения испытаний.
Таким образом, эта сказка близка народной, а С.Аксаков лишь обработал сказку
МБОУ «СОШ№5» г. Мыски
Тимофеева Екатерина Александровна
Литературный турнир по сказке Аксакова «Аленький
цветочек»
Дорогие ребята! Сегодня мы с вами окажемся в
чудесной, волшебной стране. В эту страну мы попадем, когда откроем
книгу со сказками. Сказка хороша тем, что в ней всегда побеждают
добро и справедливость. Поэтому так всегда хочется возвращаться к
сказке вновь и вновь. Одна из таких незабываемых сказок — «Аленький
цветочек». Это чистая, красивая, добрая история со счастливым
концом. Написана она прекрасным русским писателем Сергеем Аксаковым
еще в прошлом веке, но до сих пор пользуется большой популярностью.
1 октября С.Т. Аксакову 225 лет со дня рождения. Чтобы правильно
понять авторский замысел сказки «Аленький цветочек», надо хорошо
себе представлять личность писателя и знать условия, в которых жил
автор . Сейчас мы с вами посмотрим
ПРЕЗЕНТАЦИЮ
Давайте теперь проверим, внимательно ли вы
читали сказку .Проведем с вами литературный турнир. Для этого мы
разбились на 2 команды. За правильные ответы вы будете получать
лепестки (У вас на столе лежит стебелек от аленького цветочка —
полученные лепестки вы будете прикреплять к нему)
И чей цветочек будет краше, тот и будет
победителем нашей игры.
Разминка «Отгадай загадки»
1-я команда
Одной дочери купец
Золотой привёз … (венец).
2- я команда
А другой, скажу вам я,
Что-то дал из хрусталя.
Назад скинет много лет,
И зовётся … (тувалет).
«Приказал он принести сундуки дорожные, железом окованные;
доставал он старшей дочери золотой венец, золота аравийского, на
огне не горит, в воде не ржавеет, со камнями самоцветными; достаёт
гостинец средней дочери, тувалет хрусталю восточного; достаёт
гостинец меньшой дочери, золотой кувшин с цветочком аленьким».
А какой он — цветочек? давайте послушаем песенку
«Аленький цветочек»
Раздал купец подарки, а у самого на сердце потаённая печаль:
нужно кому-то вернуться к страшному зверю лесному, чуду морскому,
по доброй воле отправиться.
1. Конкурс «Речь»
1-я команда.
Послушайте отрывок из сказки и скажите: к кому обращается
купец?
«Будешь жить ты у него во дворце, в богатстве и приволье
великом; да где тот дворец — никто не знает, не ведает, и нет к
нему дороги ни конному, ни пешему, ни зверю прыскучему, ни птице
перелётной. Не будет нам от тебя ни слуха, ни весточки, а тебе от
нас и подавно. И как мне доживать мой горький век, лица твоего не
видаючи, ласковых речей твоих не слыхаючи? Расстаюсь с тобой на
веки вечные…» (К младшей дочери.)
2-я команда
А к кому обращены следующие строки, и кто их произносит?
«Если ты стар человек — будь мне дедушка, если середович — будь
мне дядюшка, если же молод ты — будь мне названный брат, и поколь я
жива — будь мне сердечный друг».
(К зверю лесному, чуду морскому обращается младшая дочь.)
2-е задание «Конкурс капитанов».
Капитанам предлагается взять с подноса по
перстню и надеть его на тот палец, на который надевал герой сказки
«Аленький цветочек». Кто быстрее? (На правый мизинец.)
3. Конкурс «Дополни»
Слова бежали, словно речка,
Но в пути споткнулись вдруг…
Какого слова не хватает?
Произнеси скорее вслух.
1-я команда
-
Милые, хорошие, пригожие … (дочери).
-
Дремучий, непроездный, непроходный … (лес).
-
Басурманские, турецкие, индейские … (разбойники).
-
Высокие, большие, малые … (фонтаны).
2-я команда
-
Безобразное, страшное, мохнатое … (чудище).
-
Дикий, зычный, сиплый … (голос).
-
Распрекрасные, махровые, пахучие … (цветы).
-
Аглицкие, немецкие … (часы).
4-е задание «Черный ящик».
(Задание для обеих команд) Вопрос детям: «В ящике
лежит предмет, с помощью которого злые сестры хотели обмануть
молодую дочь купеческую и заставить ее изменить данному слову. Что
это?» (Часы.)
5. Конкурс «Вопрос — ответ»
(У вас на столах лежат сигнальные карточки с
номерами 1,2,3- с помощью карточек вы будете выбирать правильные
ответы)
1-я команда
-
Как начинается сказка?
-
За горами, за лесами, за широкими степями…
-
У самого синего моря…
-
В неким царстве, в неким государстве…
«В неким царстве, в неким государстве жил-был богатый купец,
именитый человек».
-
Какую из трёх дочерей купец любил больше всего?
-
Старшую.
-
Среднюю.
-
Младшую.
«Любил он старших дочерей, а меньшую дочь любил больше, потому
что она была собой лучше всех и к нему ласковее».
-
Для чего купец собрался за море?
-
По торговым делам.
-
В гости.
-
Посмотреть мир.
«Вот и собрался тот купец по своим торговым делам за море, за
тридевять земель, в тридесятое царство, в тридесятое государство…»
-
Кто напал на караван купца?
-
Звери лесные.
-
Встречный караван.
-
Разбойники.
«Вот едет он путём-дорогою со своими слугами верными по пескам
сыпучим, по лесам дремучим, и, откуда ни возьмись, налетели на него
разбойники, бусурманские, турецкие да индейские…»
-
Что увидел купец в «дремучем, непроездном и непроходном
лесу»?
-
Избушку.
-
Дворец.
-
Землянку.
«Выходит он под конец на поляну широкую, и посередь той поляны
широкой стоит дом не дом, чертог не чертог, а дворец королевский
или царский, весь в огне, в серебре и золоте и в каменьях
самоцветных, весь горит и светит, а огня не видать; ровно солнышко
красное, инда тяжело на него глазам смотреть».
2-я команда
-
Кто жил во дворце?
-
Людоед
-
Зверь лесной, чудо морское.
-
Великан с семьёй.
«И вырос, как будто из земли, перед купцом зверь не зверь,
человек не человек, а так какое-то чудище, страшное и мохнатое…»
-
Какой срок дал зверь лесной, чудо морское купцу для побывки
дома?
-
1 день и 1 ночь.
-
2 дня и 2 ночи.
-
3 дня и 3 ночи.
«Сроку тебе даю дома пробыть три дня и три ночи».
-
Чем занимались купеческие дочери?
-
Пряли пряжу.
-
Вышивали на пяльцах серебром и золотом.
-
Шили одежду.
«Поднялся в доме шум и гвалт, повскакали дочери из-за пялец
своих, а вышивали они серебром и золотом ширинки шёлковые…»
-
Какое хитрое и недоброе дело сделали сёстры?
-
Перевели все часы в доме на час назад.
-
Спрятали перстень.
-
Опоили сестру снотворным зельем.
«… и задумали они дело хитрое, дело хитрое и недоброе; взяли они
да все часы в доме целым часом назад поставили, и не ведал того
честной купец и вся его прислуга верная, челядь дворовая».
Как купеческая дочь называла владельца дворца?
-
Хозяин любезный.
-
Добрый, любимый господин.
-
Дорогой товарищ.
«Здесь ли ты, мой добрый, любимый господин?»
(Ответы детей.)
Каждое слово в сказке подобно жемчужинам, которые с годами не
стареют, а сверкают всё ярче и ярче. И пусть некоторые слова вышли
из употребления, но мы можем догадаться и объяснить их смысл.
6. Конкурс «Слова далёкой старины»
(Команды получают карточки со словами, давно вышедшими из
употребления, и объясняют их значение. В тексте вы увидите слова
выделенные жирным шрифтом- этим словам вы должны дать объяснение)
-
«Много у него было всякого богатства … золотой и серебряной
казны (денег)». -
«Не вози ты мне золотой и серебряной парчи (шёлковой
материи, затканной золотыми или серебряными нитями), … ни
жемчуга бурмицкого (жемчуга особенно круглого и крупного)». -
«… а привези ты мне тувалет (зеркало) из хрусталю
восточного, цельного, беспорочного» -
«… в посуде золотой да серебряной яства (кушанья) стоят
сахарные…» -
«Сел он за стол без сумления (без сомнения, без опаски)».
-
«Зверь лесной, чудо морское … и записи с него заручной
(расписки) не взял». -
«Поднялся в доме шум и гвалт, повскакали дочери из-за пялец
своих, а вышивали они серебром и золотом ширинки (широкие
полотенца) шёлковые». -
«Тогда сели все они за столы дубовые, за скатерти браные
(скатерти, вытканные узорами)». -
«…не будешь ты почивать одна, дожидается тебя твоя девушка
сенная (служанка)» -
«… не дадим мы на тебя ветру венути (повеять, подуть)».
-
«… нет нигде ни ответа, ни привета и никакого гласа
послушания (ответного голоса)». -
Конкурс «Игра воображения»
-
Конкурс на лучший «командный» портрет. Каждая команда
получает одинаковое задание. Вы должны нарисовать портреты
сестер ( напоминаю, что в сказке они все «пригожие») Картина
создается коллективно: один делает набросок овала лица, другой
добавляет нос, третий — брови и глаза, четвертый — рот, пятый —
волосы.
7. «Актерские штучки»
-
Инсценировать с использованием минимума слов сцену оживления
чудища так, как она написана;
если купеческая дочь —
-
плакса,
-
хохотушка;
8.Блиц-турнир
(Каждая команда должна ответить на 10 вопросов)
1-я команда
-
Куда купец отправился по торговым делам? («За моря, за
тридевять земель, в тридесятое царство, в тридесятое
государство».) -
Какой наказ он дал дочерям? («Жить …честно и смирно».)
-
Что обещал им привезти? (Гостинцы.)
-
Почему купец бросил «свои караваны богатые со прислугою
своею верною»? (Испугался плена-неволи.) -
Куда он бежал от разбойников? (В тёмные леса.)
-
Кто приснился купцу в первую ночь, проведенную во дворце?
(Дочери.) -
Где рос аленький цветочек? (В саду, на пригорочке зелёном.)
-
Кого увидел купец, сорвав цветок? (Чудище.)
-
Как он оказался дома? (Одел перстень на мезинец правой
руки.) -
Какой ему был положен срок? (Три дня и три ночи.)
2-я команда
-
Чем был украшен золотой венец, привезенный в подарок старшей
дочери? (Самоцветами.) -
Чем интересен «тувалет хрустальный»? («В нём видна вся
красота поднебесная и, смотрясь в него, девичья красота не
стареется, а прибавляется».) -
Как поступили старшие дочери, выслушав просьбу отца
отправиться на житьё к зверю лесному, чуду морскому? (Наотрез
отказались.) -
Что произошло с цветочком аленьким, когда девушка захотела
посадить его на прежнее место? («Вылетел из рук её и прирос к
стеблю».) -
Какое хитрое и недоброе дело сделали старшие сёстры?
(Перевели все часы в доме на час назад.) -
Почему они это сделали? (Из зависти.)
-
Где нашла младшая дочь хозяина дворца, вернувшись из
родительского дома? (На пригорке, возле аленького цветка.) -
Что разрушило злые чары и расколдовало принца? (Любовь
девушки.) -
Сколько лет прожил принц страшным чудищем? (Тридцать лет.)
-
Чем закончилась сказка? (Свадьбой.)
Много разных чисел встречается в сказке, да только одно
употребляется наиболее часто. Что же это за число?
9. Конкурс «Магическая тройка»
(Команды по очереди приводят примеры эпизодов, в которых
упоминается число три.)
-
«И было у того купца три дочери».
-
«И даю я вам сроку думать на три дня, и тогда вы мне
скажете, каких гостинцев вам хочется». -
«Продаёт он свои товары втридорога, покупает чужие
втридёшева…» -
«Сроку тебе даю дома пробыть три дня и три ночи».
-
«Не потерял я своего богатства великого, а нажил казны
втрое-вчетверо». -
«Коли ты ровно через три дня и три ночи не воротишься, то не
будет меня на белом свете…» -
Аленький цветочек — символ настоящей преобразующей любви.
Настоящая любовь видит душу человека, его внутреннюю, скрытую
от глаз, красоту. Под ее воздействием любимый человек
преображается — становится красивее, лучше, добрее. Любовь,
доброта и сострадание — самые главные человеческие чувства. Они
могут изменить не только человека, которого мы любим, но и мир
вокруг сделать лучше, чище, красивее. -
Сказке «Аленький цветочек» уже более 150 лет, а она не
постарела, потому что никогда не исчезнут добро и любовь. Пусть
же аленький цветочек не увядает в душе каждого человека.
«Много у него было всякого богатства … золотой и серебряной
казны (___________)».
-
«Не вози ты мне золотой и серебряной парчи
(________________________________________________________________),
… ни жемчуга бурмицкого
(______________________________________________)». -
«… а привези ты мне тувалет (_______________) из хрусталю
восточного, цельного, беспорочного» -
«… в посуде золотой да серебряной яства (__________) стоят
сахарные…» -
«Сел он за стол без сумления
(____________________________)».
-
«Зверь лесной, чудо морское … и записи с него заручной
(__________) не взял». -
«Поднялся в доме шум и гвалт, повскакали дочери из-за пялец
своих, а вышивали они серебром и золотом ширинки
(_____________) шёлковые». -
«Тогда сели все они за столы дубовые, за скатерти браные
(______________________________)». -
«…не будешь ты почивать одна, дожидается тебя твоя девушка
сенная (______________)» -
«… не дадим мы на тебя ветру венути (______________)».
-
«… нет нигде ни ответа, ни привета и никакого гласа
послушания (____________________________)». -
Аленький цветочек — символ настоящей преобразующей любви.
Настоящая любовь видит душу человека, его внутреннюю, скрытую
от глаз, красоту. Под ее воздействием любимый человек
преображается — становится красивее, лучше, добрее. Любовь,
доброта и сострадание — самые главные человеческие чувства. Они
могут изменить не только человека, которого мы любим, но и мир
вокруг сделать лучше, чище, красивее. -
Сказке «Аленький цветочек» уже более 150 лет, а она не
постарела, потому что никогда не исчезнут добро и любовь. Пусть
же аленький цветочек не увядает в душе каждого человека.
Урок литературного чтения в 4 «г» классе
Тема: С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» (итоговый урок)
Цель: 1. продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек»; обогащать словарный
запас обучающихся; учить характеризовать поступки
героев, замечать мотивы народных сказок в авторском тексте;
2.развивать внимание, память, речь, мышление, выразительное чтение;
3.воспитывать любовь и уважение к близким.
Планируемые результаты:
Предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение;
Метапредметные:
Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;
Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,
Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);
Личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества С.Т. Аксакова.
Оборудование: презентация, раздаточный материал.
Ход урока:
1.Организационный момент. Психологический настрой обучающихся.
2.Актуализация знаний. Сообщение темы, постановка целей урока.
Дорогие ребята! Сегодня мы окунемся с вами в чудесный, волшебный мир. Сегодняшний наш урок необычный, сказочный и волшебный. На урок я пришла не с пустыми руками. У меня сюрприз! Волшебная шкатулка. Давайте, откроем её и посмотрим, что в ней.
Учитель достает из шкатулки предметы и спрашивает, что это (венец, зеркало, цветок, золотой перстень и часы).
-О чем они вам говорят? (эти предметы из сказки «Аленький цветочек»)
-В какой момент вы с ними встретились? (дети поочередно отвечают)
Работа с эпиграфом урока.
Обратите внимание на эти слова.
«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»
-Как вы понимаете смысл этих слов?
Итак, кто мне скажет, о чем мы с вами будем говорить на уроке? Какая тема нашего урока?
(Сказка С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»)
Сегодня на уроке мы должны увидеть, где есть добро и какие уроки мудрости преподает читателям С.Т. Аксаков в сказке “Аленький цветочек”
-А вы знаете, как появилась на свет сказка «Аленький цветочек»?
(ответы детей)
Как-то к маленькому Серёже Аксакову пришла перед сном ключница Пелагея. Помолилась богу, села у печки и начала говорить немного нараспев: «В некотором царстве, в некотором государстве жил- был богатый купец, именитый человек. Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, и было у того купца три дочери, все три красавицы писанные, а меньшая лучше всех…»
Пелагея- крепостная крестьянка. В поместье Аксаковых она была ключницей. Она следила за хозяйством в доме. Очень часто её приглашали в дом , чтобы она рассказывала сказки перед сном маленькому Серёже. Она была великая мастерица рассказывать сказки. Сергей очень любил сказку «Аленький цветочек». Он слушал её на протяжении нескольких лет не один десяток раз ,потому что она очень ему нравилась. Впоследствии выучил её наизусть и сам рассказывал со всеми прибаутками. Вот так и появилась эта сказка.
— Назовем главных героев. ( Три сестры; купец; зверь лесной, чудо морское)
— Дадим им характеристику (проверка Д/з синквейн про сестёр, Настеньку, купца) Чтение отрывков из текста про Чудо Морское (+работа с иллюстрациями).
Зверь лесной, чудо морское.
–Перед вами три изображения этого персонажа (художники Н. Куприянов, Б. Диодоров, И. Цыганков). Кому из художников удалось точнее передать облик аксаковского героя? Почему?
-Найдите в тексте описание зверя лесного. Посмотрим, подтверждает или опровергает отрывок из текста ваше мнение.
— Да, Сергей Тимофеевич, так описал образ зверя лесного, чуда морского, что мы невольно представляем безобразное существо. Вызывает ли у вас этот герой чувство отвращения? (Нет)
Почему? А какие чувства он вызывает? Почему? (При своем внешнем безобразии этот герой был красив душой…)
Возможен просмотр отрывка из мультфильма.
— Молодцы, теперь мы познакомились с главными героями.
А какие же события происходят в сказке?
Прочитайте карточку и пронумеруйте порядок. Что идет первым? И т.д.
1 Жил купец и было у него три дочери. – С-1
2. Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки. – Р-2
3. Нашел купец подарки для старших сестер. – Е-3
4. Купец встретился со зверем лесным.- Д- 4
5. Младшая дочь у зверя лесного.- С-5
6. Скучает Настенька по батюшке и сестрам. –Т-6
7. Опечалился купец, возвращаться к «лесному зверю» надо.-В-7
8. Честной купец дал свое благословение дочери меньшой, любимой, и молодому принцу-королевичу – А-8
-Какое же слово у вас получилось? (срЕдства)
— Задания такие же волшебные, как и сама сказка. Какие же художественные средства использованы писателем?
Но чтобы выполнить это задание, я вам дам отрывок из сказки и надо найти в этих отрывках
(дети составляют из букв названия тропов и каждый ряд получает своё задание)
— Автор использует в сказке такие художественные средства, как олицетворение, сравнение, эпитеты.
1 ряд—Сравнение – это когда один предмет сравниваем с другим предметом. Часто используем союзы: как, словно, как будто.
«свет как от месяца полного», «как среди бела дня», «Как от солнца было светло в темную ночь», «словно деревья расступаются», «Будто зарево огонь», «запах словно струя», «как у беркута».
2 ряд—Олицетворение – перенос признаков живого существа на неживой предмет.
«красота прибавлялась», «струя бежит», «земля зашаталась», «В сердце ужалило», «вылетел цветочек», «явились яства», «появились словеса», «пришли сумерки», «опустилось солнышко», «стояла тишина», «шумели ключи», «зверь закручинился», «затряслась земля».
3 ряд—Эпитет – это образное определение предмета, явления в виде сравнения.
Метафора – это скрытое сравнение. Признак метафоры — ее можно пересказать с помощью слов «как» и «похож».
«красавицы писаные, дочери пригожие, серебряной парчи, красоту поднебесную, тридевятое царство, тридесятое государство, венца самоцветного, хрусталя беспорочного, батюшка родимый, крепче прежнего, аленький цветочек, заветный гостинец, по лесу дремучему, непроездному, зайцу косому, смерть неминучая, чертог королевский, богатство несказанное, на белом свете, голосом диким, заповедный цветок, сыру землю, горе сердешное, тело безобразное, часу урочного, солнышко красное, глаза совиные, руки кривые, нос крючком и т.д.».
Ребята, а для чего нужно было столько всего в одной сказке? Давайте сделаем вывод. (Автор использовал художественные средства, которые придают сказке выразительность, делают ее волшебной).
Также необычность сказке придают устаревшие слова.
Самостоятельная работа по карточкам. (с последующей проверкой)
Задание: Установите соответствие между устаревшими словами и их значением.
1. Пригорок муравчатый. 1.Старая русская мера длины (2м13см)
2. Яства сахарные. 2.Спать легла.
3. Опочивать легла. 3.Шелковая ткань, расшитая
золотистыми нитями.
4. Челядь дворовая. 4.Стол с зеркалом.
5. Парча. 5. Еда, кушанье.
6. Тувалет. 6. Бугорок, поросший мягкой сочной травой.
7. Паче зеницы ока. 7.Слуги, дворовые.
8. Сажень. 8. Беречь больше глаза.
Пересказ отрывка сказки
— Какой момент сказки самый волнующий? Когда происходит превращение чудища в доброго молодца.
—Давайте расскажем, как это произошло. (Пересказ в лицах близко к тексту — индивидуальное домашнее задание.)
– Что же помогло снять заклятие со зверя лесного, чуда морского? (Любовь девушки.)
— За что же полюбила девушка чудище? (За его душу, доброту)
– О чем главном рассказал С.Т.Аксаков в этой сказке?
Он рассказал о самоотверженной любви, верности и преданности.
Итог урока. Оценка результатов за урок.
Подведем итог нашего урока. На столах в каждой группе алые лепестки. Напишите по 1-му слову на лепестке от цветочка: чему научила вас сказка. Соберите в своей группе аленький цветочек, который приклейте к основанию из картона. (Готовые цветы прикрепляются на доске)
В душе у каждого человека должен быть Аленький цветочек. Посмотрите, сколько у нас на поляне Аленьких цветочков! Пусть они расцветут и в душе каждого из нас.
Рефлексия
У. Что на вас произвело наибольшее впечатление?
Что вы не знали, а сегодня на уроке узнали и это новое для вас?
Какие задания показались вам интересными?
Как вы думаете, пригодятся знания, приобретенные на этом уроке?
Для чего мы проделали такую большую работу со сказкой?
Ответы детей.
Домашнее задание.
Дети предлагают варианты.
-
Перечитать сказку
-
Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.
-
Нарисовать обложку к сказке.
Урок литературного чтения в 4 классе
Тема: С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» (урок 2)
Цель: 1. продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек»; обогащать словарный
запас учащихся; обучать чтению по ролям, умениям характеризовать поступки
героев, замечать мотивы народных сказок в авторском тексте;
2.развивать внимание, память, речь, мышление, выразительное чтение;
3.воспитывать любовь и уважение к родителям.
Планируемые результаты:
Предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение;
Метапредметные:
Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;
Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,
Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);
Личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества С.Т. Аксакова.
Оборудование: презентация, раздаточный материал.
I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
СЛАЙД 2. Если только улыбнуться, то начнутся чудеса – От улыбок прояснятся и глаза, и небеса. Ну-ка, взрослые и дети, улыбнитесь поскорей, Чтобы стало на планете и светлее, и теплей!
— Ребята, я вам желаю хорошего настроения. А главное, чтобы с урока вы вышли, почерпнув новые знания и закрепив знания и умения, которые уже имеете. Для этого вам необходимо потрудиться на славу, как вы это умеете.
Вы сами оцените свой труд на уроке, помощником для вас будет «Лист достижений»
II. Проверка дом. задания.
— А теперь, давайте посмотрим как вы потрудились дома.
— Ребята, с каким произведением познакомились на прошлом уроке? Кто автор?
СЛАЙД 3. — Кто из вас помнит историю создания сказки «Аленький цветочек»?
Сергей Тимофеевич Аксаков родился в 1791г. в городе Уфе. Сказку “Аленький цветочек” он услышал в детстве во время своей болезни. Маленький Аксаков страдал бессонницей, которая мешала его выздоровлению. По совету тётушки позвали старую ключницу Пелагею, которая была мастерицей сказывать сказки. Вот она то и рассказала Сереже Аксакову сказку про цветочек аленький. Пелагея каждый день рассказывала мальчику какую-нибудь из своих многочисленных сказок.
С.Т. Аксаков вырос, стал писателем и, работая над книгой “Детские годы Багрова-внука” вспомнил ключницу Пелагею, её замечательную сказку про “Аленький цветочек” и записал её по памяти. Впервые она была напечатана в 1858г. и с тех пор стала у детей любимой сказкой.
История создания сказки «Аленький цветочек» говорит о том, что это не только приложение к повести «Детские годы Багрова-внука», но и совершенно самостоятельное произведение. «Аленький цветочек» — одна из самых добрых и мудрых сказок.
— «Сказка ключницы Пелагеи» сказано в подзаголовке. Что это значит?
(Что сказку С.Т.Аксаков услышал от ключницы Пелагеи, а потом записал ее.)
— Кто такая ключница? Понятно ли вам это слово?
Ключница (ключник) (устар.) – слуга (обычно в помещичьем доме), в ведении которого находились продовольственные запасы и ключи от мест их хранения.
— Ребята, кто ещё из писателей сочинял сказки, используя услышанные в детстве?
(А. С. Пушкин. Он считается родоначальником русской литературной сказки.)
— Какое задание выполняли дома?
(Мы должны были дочитать сказку и подробнее ознакомиться с сюжетом.)
— Давайте проверим насколько внимательно вы читали. Для этого необходимо ответить на вопросы в карточках.
Вопросы (индивидуальная работа –тест):
- Кто автор произведения? (ВОКАСКА)
- Что просили привезти дочери? (ЦЕНЕВ, ТЕЛАВУТ, ЙИКЬНЕЛА КЕЧОТЕВЦ)
- На какой палец должен был надеть перстень купец? (ЦЕНИЗИМ)
- Что заставило младшую дочь отправиться домой из дворца Чудовища? (НОС)
- Как в сказке называются дворцовые комнаты? (ЫТАЛАП)
Самопроверка:
— Ребята, вы можете проверить правильность своих ответов. Внизу карточки записаны ответы. Кто догадался, как можно прочесть ответы?
— Оцените свою работу, выставив баллы в листе самооценки.
— Поднимите руку те, кто ответил правильно на все вопросы?
— Молодцы! Вы потрудились и это радует.
III. Актуализация знаний. Сообщение темы, постановка целей урока.
СЛАЙД 4. — Прочитайте то, что записано на доске:
(Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок)
— Кому принадлежат эти слова? (А.С. Пушкину)
— Сегодня эту пословица будет эпиграфом к нашему уроку. Что такое эпиграф?
(Эпиграф – это цитата, помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать на основную мысль произведения, создать интерес, или заинтриговать. Эпиграф используется в литературе, кинематографе, музыке.)
IV. Самоопределение к деятельности.
— Прочитайте ещё раз наш эпиграф к уроку. Подумайте на какой вопрос мы сегодня должны ответить?
(«Какие уроки мудрости преподает читателям С.Т. Аксаков в сказке “Аленький цветочек”?» )
— Чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо хорошо знать содержание сказки, последовательность событий. Для начала давайте уточним смысл некоторых слов и выражений:
СЛАЙД 5.
Именитый— почтенный и знаменитый.
Заморский— (устар.) находящий за морем, за границей.
Не ведаю— не знаю
Парча— шёлковая ткань, расшитая золотистыми и серебряными нитями.
Тувалет— стол с зеркалом и всеми принадлежностями.
Венец— драгоценный головной убор, корона, венок.
Самоцветный— драгоценные или полудрагоценные камни.
-Я думаю, что вы легко справитесь со следующим заданием. Работать будем в парах.
Работа в парах.
-Нужно восстановить порядок событий в сказке. Прочитайте карточку и проставьте порядок событий.
- Нашел купец подарки для старших сестер. – И-3
- Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки. – П-2
- Жил купец и было у него три дочери. – Э-1
- Младшая дочь у зверя лесного.- Т-6
- Скучает Настенька по батюшке и сестрам. –Ы-7
- Купец встретился со зверем лесным.- Т- 4
- Опечалился купец, возвращаться к «лесному зверю» надо.-Е-5
СЛАЙД 6. Проверка по образцу.
— Поднимите руку, кто выполнил так, как я?
Оцените свою работу в листке самооценки.
— А что такое эпитеты?
(Эпитет (греч. – приложение) – художественное определение, образно и эмоционально характеризующее описываемое явление, человека, предмет, события. Чаще всего выражается именем прилагательным, также наречием.)
— Приведите примеры из текста сказки.
-Ну, а теперь поиграем. Игра называется «Оживи картинку».
Я буду показывать иллюстрации, а вы должны соответствующий отрывок сказки зачитать.
СЛАЙД 7. «В некотором царстве…» (с 193)
СЛАЙД 8. «.а привези ты мне венец из каменьев…» (с 194)
СЛАЙД 9 « …а привези ты мне тувалет.» (с 194)
СЛАЙД 10. «…а привези ты мне аленький цветочек…» (с 195)
СЛАЙД 11. «стоит дом не дом, чертог не чертог, а дворец.» (с 197)
СЛАЙД 12. «И вдруг видит он, на пригорочке зелёном цветёт цветок цвета алого…»
СЛАЙД 13 «Вынимает он перстень зверя лесного…» (с 203)
— Молодцы. Следующая игра называется «Вопросы и ответы». Эта игра болеее сложная, потому что вам придется не в тексте искать ответы, а додуматься до них самим.
(Сказочник сразу выделяет ее из трех сестер, показывая младшую дочь как романтическую, необыкновенную натуру, живущую в каком-то своем прекрасном мире.)
— Почему младшая дочь решила вернуться вместо отца к чудищу?
Дети. Устные ответы, объяснение
Учитель. Ребята, подумайте, легко ли сделать такой выбор: отправиться на погибель вместо близкого вам человека?
Дети. Надо очень любить человека. Нести ответственность за свои поступки.
Учитель. Почему младшая дочь не осталась дома?
Дети. Девушка очень любила чудовище за его доброту и ласку, и она не могла нарушить своего слова и опоздать к своему другу.
— Как вы думаете, кто из героев сказки нравится самому автору? Докажите.
Физминутка.
Просыпается цветок,
Тянет к солнцу лепесток.
И от ветра он качается,
Низко, низко к земле наклоняется.
А потом опять поднимается,
И всем мило улыбается.
V. Работа по теме, над поставленной целью.
— А теперь, возвращаясь к вопросу, поставленному вами в начале урока, предлагаю поработать в группах. Каждая группа, выполняя задания, сделает вывод какой урок мудрости преподносит автор, но у каждой группы будет свой вывод.
1 группа. Задание:
- Разгадайте ребус и назовите главную черту характера купца.
- Подтвердите отрывками из текста.
2 группа. Задание:
1. Чтение по ролям
(С. 203) Начиная со слов « Заутра позвал к себе купец…. До слов с.204 …. Обнял он свою меньшую дочь, любимую…»
- Легко ли младшей дочери было сделать такой выбор? О какой черте характера это говорит? (выберите соответствующее качество из перечисленных)
3 группа. Задание:
1. Найдите в тексте описание зверя лесного, когда его увидела в первый раз девушка
2. Какими положительными качествами обладало чудище, что девушка его перестала бояться?
4 группа. Задание:
1.Собрать картинку и найти к какому эпизоду относится эта иллюстрация. (прочитайте)
2. Как вы считаете, какая пословица подходит к этому эпизоду сказки? Почему?
(Любовь не знает мести, а дружба лести. Любовь все побеждает! Скромность всякому к лицу.)
Выступление групп
1 группа (на доске запись — честность)
— А мог бы купец не вернуться к зверю лесному?
2 группа (на доске запись — самопожертвование). Работа с Толковым словарем.
— А вы могли бы так поступить?
3 группа (на доске запись — доброта)
— Некрасивый внешне человек может быть красив душой, и он будет настоящим другом, с которым будет счастлив.
4 группа (на доске запись – любовь)
-За что полюбила младшая дочь зверя лесного, чуда морского?
(Любят не за красоту, а за душу.)
— Хорошо поработали в группах. — Оцените свою работу, выставив баллы в листе самооценки.
На доске запись:
Честность Самопожертвование Доброта Любовь
-Что вы можете сказать о том, что написано на доске?
VI. Подведение итогов, ответ на главный вопрос урока.
СЛАЙД 14.
–Перед вами изображения еще одного персонажа сказки. Удалось ли художникам передать облик аксаковского героя?
-Найдите в тексте описание зверя лесного. Посмотрим, подтверждает или опровергает отрывок из текста ваше мнение.
— Да, Сергей Тимофеевич, так описал образ зверя лесного, чуда морского, что мы невольно представляем безобразное существо.
— Соответствует ли внешность внутренним качествам зверя?
(При своем внешнем безобразии этот герой был красив душой…)
– Что же помогло снять заклятие со зверя лесного, чуда морского?
(Любовь девушки.)
— Почему именно младшая дочь помогла принцу избавиться от колдовства?
— Кто был примером для Настеньки в её выборе поступков?
— За что же полюбила девушка чудище? (За его душу, доброту)
Что самое главное хотел сказать С. Т. Аксаков читателям ? Какова идея сказки ? — Какую главную народную мудрость передает нам, читателям, Сергей Тимофеевич Аксаков?
Некрасивый внешне человек может быть красив душой, и он будет настоящим другом, с которым будешь счастлив. Это история о любви.
Вывод: В человеке главное — его душа, а любовь способна победить зло.
VII. Рефлексия. Итог урока.
— Проблему мы решили, и урок подходит к концу.
— Как вы думаете, пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке?
— Что лично для себя вы взяли из мудрой сказки?
— Оцените свою активность на уроке, выставив баллы в листе самооценки.
Аленький цветочек – символ настоящей любви. Любовь, доброта и сострадание — самые главные человеческие чувства. Они могут изменить не только человека, которого мы любим, но и мир вокруг сделать лучше, чище, красивее.
Я желаю, чтобы вы выросли добрыми честными людьми, ради своих близких готовых на все. Прочитав сказку Аксакова, мы еще раз убеждаемся в том, что часто под неказистой внешностью скрывается горячее сердце, верность и самозабвение, доброта и духовная красота, которые способно почувствовать такое же верное, преданное, любящее сердце.
СЛАЙД 15. Домашнее задание:
1 уровень: Предлагаю и вам поучаствовать в создании сказки — придумайте начало истории, ведь мы не знаем, по какой причине злая волшебница прогневалась на королевича. Придумайте небольшое сочинение на тему: «Почему появилось на свет чудище?»
2 уровень: Найдите в сказке пословицы, выпишите их и устно объясните их смысл.