Библиотечный урок . Путешествие в русские народные сказки.
Ведущий: Дорогие ребята, мы рады приветствовать всех вас на литературной викторине «По страницам любимых сказок»! Скажите, а вы любите сказки? А какие бывают сказки? (Ответы детей). А теперь назовите ваши любимые сказки. Молодцы! Сейчас мы узнаем, насколько хорошо вы знаете свои любимые сказки. Для этого нам надо разделиться на две команды. Каждая команда должна выбрать себе название. Викторина состоит из 5-ти конкурсов. Правила конкурсов очень просты. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если у команды нет ответа, отвечать имеет право команда соперников. Задания всех конкурсов связаны с названиями, героями сказок либо с авторами, которые их написали. После каждого конкурса жюри подводит итог. (Представить жюри).
Итак, я объявляю первый конкурс, который называется «Разминка». В этом конкурсе одновременно принимают участие две команды. Я произношу задание, а вы все вместе дружно отвечаете.
1. На сметане мешён
На окошке стужён.
У него румяный бок,
Кто же это? (Колобок)
2. Девочка добрая в сказке жила,
К бабушке по лесу в гости пошла.
Мама красивую шапочку сшила
И пирожков дать с собой не забыла.
Что же за девочка-лапочка.
Как зовут её? … (Красная Шапочка)
3. Друг за друга по цепочке
Ухватились все так прочно!
Но ещё помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд.
Как засела крепко! Кто же это? … (Репка)
4. Человек немолодой
С преогромной бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину.
Вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас,
Кто же это? (Карабас)
5. Я мальчишка деревянный,
Вот и ключик золотой!
Артемон, Пьеро, Мальвина –
Дружат все они со мной.
Всюду нос сую я длинный,
Моё имя … (Буратино)
6. В шляпе синенькой мальчишка
Из известной детской книжки.
Он глупышка и зазнайка,
А зовут его … (Незнайка)
7. И на мачеху стирала
И горох перебирала
По ночам при свечке,
А спала у печки.
Хороша, как солнышко.
Кто же это? … (Золушка)
8. Он весел и не злобен,
Этот милый чудачок.
С ним мальчик Робин
И приятель Пятачок.
Для него прогулка – праздник
И на мёд особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок … (Вини-Пух)
9. Трое их живёт в избушке,
В ней три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
10. В лесу тёмном на опушке,
Жили дружно все в избушке.
Маму дети поджидали,
В домик волка не пускали.
Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)
Конкурс «Дальше, дальше…»
Каждой команде будет задано по 20 вопросов. Отвечать нужно сразу, не раздумывая. Если не знаете ответ, говорите «дальше». В это время команда- соперница молчит, не подсказывает.
Вопросы для первой команды:
1. Кто автор произведения «Кошкин дом»? (Самуил Маршак)
2. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)
3. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон)
4. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)
5. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)
6. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)
7. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)
8. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)
9. Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? (Каа)
10. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)
11. Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)
12. Что подарили блошки Мухе-цокотухе? (Сапожки)
13. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)
14. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)
15. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)
16. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка)
17. Сколько лет рыбачил старик из сказки о золотой рыбке? (33 года)
18. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)
19. Фрукты, которыми объелся Чебурашка. (Апельсины)
20. Как звали девочку из сказки «Снежная королева», которая отправилась по всему свету искать своего названного братца? (Герда)
Вопросы для второй команды:
1. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)
2. Как звали девочку – обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»? (Женя)
3. Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе». (Егоровна)
4. Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)
5. Как звали девочку, путешествующую по Стране чудес и Зазеркалью? (Алиса)
6. Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)
7. Лучший друг Карлсона. (Малыш)
8. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)
9. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)
10. Хозяйка Артемона. (Мальвина)
11. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)
12. Автор сказки «Конёк-Горбунок». (Пётр Ершов)
13. Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)
14. В каких птиц превратились 11 королевских сыновей? ( В лебедей)
15. В кого превратился гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя)
16. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)
17. Друг Винни-Пуха. (Пятачок)
18. Как звали хитрого кота из сказки «Золотой ключик»? (Базилио)
19. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна)
20. Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке «Дикие лебеди»? (Из крапивы)
Конкурс «Угадай героя сказки».
Ведущий. Ребята, в этом конкурсе вам нужно будет отгадать загадки, герои которых сказочные персонажи.
Загадки для первой команды.
1. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)
2. Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто распростился с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей? (Лягушка)
3. В диких джунглях он живёт,
Волка он отцом зовёт.
А удав, пантера, мишка –
Друзья дикого мальчишки. (Маугли)
4. Он большой шалун и комик,
У него на крыше домик.
Хвастунишка и зазнайка,
А зовут его … (КАРЛСОН)
5. Нежная девочка с хвостом
Пеной морскою станет потом.
Всё потеряет, любви не продав,
Жизнь свою за неё отдав. (Русалочка)
Загадки для второй команды.
1. Живёт в лесной избушке,
Ей скоро триста лет.
И можно к той старушке
Попасться на обед. (Баба Яга)
2. Появилась девочка в чашечке цветка,
А размером крошечка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала,
Кто же эта девочка, что нам во всём мила? (Дюймовочка)
3. Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несёт её домой. ( Маша из сказки «Маша и Медведь»)
4. Живёт в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Спит за семерых. (Балда)
5. Он сына мельника в маркиза превратил,
Затем на дочке короля его женил.
При этом я открою вам секрет,
Был, словно мышка, съеден людоед. (Кот в сапогах)
Конкурс «Волшебный сундучок».
Ведущий. В Волшебном сундучке находятся предметы из разных сказок. Я буду вынимать предметы, а команды по очереди будут отгадывать из какой сказки данный предмет.
Азбука – «Золотой ключик или приключения Буратино»
Туфелька – «Золушка»
Монетка – «Муха-цокотуха»
Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Яйцо – «Курочка Ряба»
Яблоко – «Гуси-лебеди»
Конкурс «Интеллектуальный».
Ведущий. Вопросы этого конкурса немного посложнее, поэтому слушайте внимательно и отвечайте, если знаете.
Вопросы первой команде:
1. Как называется сказка Чуковского, в которой есть такие слова:
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит. (Путаница)
2. Как звали младшего сына дровосека, который был ростом не больше пальца? (Мальчик-с-пальчик)
3. Что выращивали для продажи в столице братья из сказки Ершова «Конёк-Горбунок»? (Пшеницу)
4. Имя предводителя стаи волков в сказочной повести Киплинга «Маугли». (Акела)
5. Как звали девочку, шившую для своих братьев рубашки из крапивы? (Элиза)
Вопросы второй команде:
1. Кто написал сказку «Приключения Чиполлино»? (Джанни Родари)
2. Как звали собаку доктора Айболита? (Авва)
3. Любимый музыкальный инструмент Незнайки. (Труба)
4. Как звали капитана, побывавшего в Лилипутии? (Гулливер)
5. Чьё копытце, полное водицы, попалось сестрице Алёнушке и братцу Иванушке на пути первым? (Коровье)
Ведущий. Молодцы, ребята! Хорошо знаете сказки, а значит много читаете. Наша викторина подходит к концу. И пока жюри будет подводить итоги, я предлагаю провести «Аукцион талантов». Каждый из вас, несомненно, обладает каким-нибудь талантом: кто-то может шевелить ушами, кто-то стоять на голове, кто-то хорошо читает стихи, кто-то хорошо поёт, а кто-то танцует. Сейчас каждый из вас сможет показать свой талант и получить за это приз. Итак, кто самый храбрый?
(Проводится аукцион талантов)
Ведущий. Спасибо, ребята, всем за участие в конкурсах, предоставляем слово жюри.
Подведение итогов. Награждение победителей викторины.
Конец формы
Б иблиотечный урок
«В мире сказок»
Цель урока:
-
Развивать наблюдательность, логическое мышление, связную речь, переключаемости внимания, умения анализировать, обобщать;
-
Воспитывать интерес к чтению, умению работать дружно, проявлять самостоятельность и инициативу, культуру речи.
-
Объяснить детям, что такое литературные и народные сказки и в чем их отличие.
Оборудование:
-
выставка книг с литературными и народными сказками: «В мире сказок»;
-
наглядный материал с изображением предметов из сказок.
-
Рисунки детей: « Моя любимая сказка».
-
Компьютер.
-
плакат со словами: “Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам и девицам урок”
Аудитория: дети 2-3классов.
Составила: библиотекарь Кипка О.В.
Ход урока
В некотором царстве,
В некотором государстве-
Жили-были…
Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?
Почему вы решили, что мы будем говорить о сказках?(ответы детей)
Правильно, тема нашего урока звучит так: “В мире сказок ”.
Р ебята, посмотрите внимательно на выставку.
Что общего в этих книгах? (Все эти книги – сказки)
На какие группы вы можете разделить эти сказки? (Волшебные, бытовые, о животных).
К ак вы думаете, на какие два вида делятся сказки?
( авторские и народные).
И сегодня мы с вами узнаем, в чем отличие литературных сказок от народных, волшебных сказок от бытовых.
Итак, сказки бывают: народные и авторские (литературные).
Народные – это те, у которых нет конкретного автора, сказка передавалась в народе из уст в уста и никто не скажет, кем же она была первоначально написана.
Авторская – это сказка, у которой есть конкретный автор. Например, «Черная курица или Подземные жители» является авторской, потому что ее автор известен. Это Антоний Погорельский.
Следующая классификация касается не авторства, а содержания сказок. По этой характеристике сказки подразделяются на:
1. Сказки о животных;
2. Волшебные;
3. Социально-бытовые (сатирически-бытовые).
С казки о животных
Сказки о животных — это сказки, героями которых выступают животные. Обычно они наделены человеческими качествами и свойствами характера.
Это те самые сказки, которые следует читать самыми первыми (до 5-6 лет). В них задействованы постоянные персонажи (медведь, волк, лиса, заяц, еж и др.). В основном указываются постоянные признаки животных (лиса – хитрая, медведь – сильный, кот – умный, заяц – боязливый и т.д.). Из этих сказок выделяются цепочные сказки – подобранные по принципу сюжетной связи («Репка», «Колобок», «Теремок»). Многие из них — с детским языковым оттенком (мышка-норушка, котик – беленький животик).
Волшебные сказки
Волшебные сказки — это сказки, в которых происходят чудеса, волшебство, чародейство. Где в ход событий вмешиваются сверхъестественные силы природы или персонажи, наделенные магическими, сверхъестественными способностями, способный творить волшебство, чародейство.
В них задействованы романтические герои, в которых воплощены самые лучшие качества человека. Обязательны для этой сказки: образ положительного героя + помощники + волшебные предметы. Главное в таких сказках: борьба за любовь, за правду, за добро. Для них характерен богатый язык, цветные определения, отрицательные персонажи (Баба-Яга, Леший, Кикимора, Змей-Горыныч). Что касается строения волшебных сказок, то здесь обязательны сказочные зачин (жили-были), середина (утро вечера мудренее, долго ли – коротко) и концовка (и я там был, мед – пиво пил).
С оциально-бытовые сказки
Б ытовые сказки — это сказки, в которых все действия происходят в обычных жизненных условиях и ситуациях. Как правило, в бытовых сказках показываются различные способы выхода из затруднительных и сложных жизненных моментов. Бытовые сказки носят социальный характер. В них высмеиваются глупость, жадность и иные отрицательные качества, присущие человеку.
В них идет показ реальной жизни, социальное содержание, высмеивание отрицательных человеческих качеств. Высокие моральные качества принадлежат не богачам и людям высокого ранга, а представителям из народа (солдат, старик). Побеждают не деньги и сила, а ум и умения. Д аются острые о трицательные характеристики барину, попу, царю и другим. Такие сказки появлялись, когда возникало стремление изменить социальный строй, и выражали они демократический настрой народа (автора). В социально-бытовых сказках широко применяются каламбуры, юмор, перевертыши, смех, сатира(Каша из топора, Умная внучка, Барин и мужик).
Итак, сегодня мы с вами узнали ,какие бывают сказки, на какие виды и основные жанры делятся сказки, а сейчас я приглашаю вас подойти к компьютеру и мы с вами разгадаем онлайн-кроссворд : «В гостях у Буратино» (дети отвечают на вопросы кроссворда).
А закрепим мы с вами сегодняшний урок разгадыванием загадок:
1.Берегись болезнь любая:
Грипп, ангина и бронхит.
Всех на бой вас вызывает
Славный доктор ….
(Ответ: Айболит)
2. Она была подружкой гномов
И вам, конечно же, знакома.
(Ответ: Белоснежка)
3 . Деревянный озорник
Из сказки в нашу жизнь проник.
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут?
(Ответ: Буратино)
4. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
(Ответ: Емеля)
5. Так быстро от принца девица бежала,
Что туфельку даже она потеряла.
(Ответ: Золушка)
6. На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок.
Покатился ….
(Ответ: Колобок)
7. В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
(Ответ: Красная Шапочка)
8. Кто любил играть и петь?
Два мышонка —
(Ответ: Круть И Верть)
9. Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
(Ответ: Мышка)
10. Он разбойник, он злодей,
Свистом он пугал людей.
(Ответ: Соловей—Разбойник)
11. «Нам не страшен серый волк,
Серый волк — зубами щелк»
Эту песню пели звонко
Три веселых ….
(Ответ: Поросенка)
Использованные ресурсы:
1http://l-skazki.ru/volshebnye-narodnye-skazki.html
2. http://salta-info.ru/?p=2020
3 http://rosinki.blogspot.com/2012/01/blog-post_11.html
4. http://zagadka.pro/team-5.html
5. http://lit-dety.ru/nemnogo-o-detskoj-literature/kakie-byvayut-skazki-klassifikaciya-skazok.html
Библиотечный урок
«Сказка ложь, да в ней намек…»
Автор: Дейнес Екатерина Владимировна
Организация: МБОУ «СОШ № 144 г. Челябинска»
Населенный пункт: Челябинская область, город Челябинск
Дата проведения: 09.12.2019-13.12.2019.
Цель: формирование культуры чтения, повышение читательской активности обучающихся.
Задачи:
вспомнить русские народные сказки;
повторить сказки русских и зарубежных писателей;
познакомить с правила пользования книгой и посещения библиотеки.
Аудитория: 1-е классы, классные руководители.
Форма проведения: библиотечный урок.
Продолжительность:40 минут.
Оборудование: книги, мультимедийное оборудование.
Ход мероприятия
Слайд 1.
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами приглашены в гости к Сказке. Да, да! Именно она, Сказка, будет сегодня гостеприимной хозяйкой нашего урока. Разрешите пригласить вас в книжное царство.
Отгадайте загадку:
Снаружи смотришь: дом, как дом,
Но нет жильцов обычных в нем.
В нем книги интересные
Стоят рядами тесными
И Черномор, и князь Гвидон,
И добрый дед Мазай.
Как называют этот дом?
Попробуй, угадай! (библиотека)
Молодцы, Ребята вы правильно отгадали загадку. Вы теперь уже первоклассники! Мы приглашаем вас в нашу школьную библиотеку, книжное царство, за интересными книгами.
Я предлагаю нам с вами поздороваться! (Сейчас я буду читать строчки, а вы их должны продолжить словом «привет»)
Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему …
ПРИВЕТ!
С улыбкой солнце дарит свет, нам посылая свой …
ПРИВЕТ!
При встрече через много лет вы крикнете друзьям …
ПРИВЕТ!
И улыбнуться вам в ответ от слова доброго …
ПРИВЕТ!
И вы запомните совет: дарите всем друзьям …
ПРИВЕТ!
Давайте дружно, все в ответ, друг другу скажем мы …
ПРИВЕТ!
Вот и поздоровались!
Вы, конечно же, прочитали много книжек, знаете много народных и литературных сказок, а также любите мультфильмы? Поэтому я предлагаю вам немного поиграть со сказкой. Согласны?
Вам надо будет вообразить себя героями знаменитых сказок. Ну, как, ребята, представили, что вы в сказочной стране? Тогда – первое задание.
Слайд 2.
Какие слова надо произнести, чтобы:
Вызвать Сивку-бурку? (Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой.)
Вместе с Али-Бабой открыть дверь в пещеру с сокровищами? (Сим-сим, открой дверь!)
Сварить кашу в волшебном горшочке? (Раз, два, три, горшочек, вари!)
Исполнить желание с помощью волшебной щуки? (По щучьему веленью, по моему хотенью.)
Слайд 3.
- сейчас я предлагаю каждому из вас побывать в роли детектива. Вам предстоит узнать литературного героя по моему описанию. Попробуйте узнать их по особым приметам.
Медведь. Любит мед. Голова набита опилками. Не лишен литературных способностей. (Винни Пух)
Мальчик. На голове – зеленый хохолок. Опасен! Вызывает обильные потоки слез. (Чиполлино)
Кукла. Место работы – кукольный театр. Отличительная черта характера – воспитанность. Особая примета – волосы голубого цвета. (Мальвина)
Кот. Место жительства – деревня Простоквашино. (Матроскин)
Молодцы, ребята! С вами очень приятно общаться, вы столько всего знаете! Наверно, и загадки сможете разгадать? Попробуем?
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)
Пусть она — как есть, плутовка,
От макушки до хвоста.
Шубка, рыжая головка,
Как зовут ее? (Лиса)
Красна девица грустна:
ей не нравится весна,
ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка)
Знает утка, знает птица,
Где Кощея смерть таится.
Что же это за предмет?
Дай, дружок, скорей ответ. (Иголка)
Дружбу водит лишь с лисой,
Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый … (Волк)
Молодцы, ребята! Вы очень хорошо знаете сказочных героев.
Ребята, а теперь приглашаю самых-самых знатоков сказок. Один представитель от каждого ряда. Вам предстоит каждому ответить на вопросы, только отвечать надо очень быстро.
Первый участник:
В какой сказке герои слепили себе ледяную внучку? «Снегурочка»
Какого героя съела лиса? «Колобок»
Какое яйцо снесла курочка Ряба? (золотое)
Второй участник:
К кому шла Красная Шапочка? (к бабушке)
Кто потерял хрустальную туфельку? (Золушка)
Кого спасла Дюймовочка? (ласточку)
Третий участник:
Что купила на базаре Муха – Цокотуха? (самовар)
Кто разбил золотое яичко? (мышка)
Как звали трёх поросят? (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф)
Слайд 4.
В нашей библиотеке хранится очень много сказок. И название некоторых из них иногда путаются. Вам нужно их восстановить. Работать вы будите в командах-парами.
Аленький |
королева |
конек |
цветочек |
Снежная |
утенок |
Гадкий |
Хоттабыч |
Красная |
горбунок |
Старик |
шапочка |
Слайд 5.
Проверяем!
Аленький цветочек |
Конек-горбунок |
Снежная королева |
Гадкий утенок |
Красная шапочка |
Старик Хоттабыч |
Вот это да! Молодцы, ребята, справились и с этим! Наверно, вы, любите не только читать сказки, но и смотреть их? Вам интересно видеть героев сказки не только на страницах книг, но и на экране.
И мы сейчас тоже посмотрим отрывок из сказки.
Фрагмент из сказки «Снежная королева».
Ребята! Догадались, что за сказка?
Ответы ребят …
Ребята, а вы знаете, что мультфильмы и художественные книги очень часто отличаются. В мультфильмы и фильмы попадает далеко не все интересное, что есть в книге.
А теперь я буду читать вам отрывки из сказки, а вы будите актерами, которые играют сказку. Вы должны жестами, выражениями лица, движениями тела проиграть то, что вы услышите.
Я прочитаю три отрывка, каждый ряд проиграет один эпизод.
Я читаю первый отрывок, актерами будут ребята 1 ряда. Снежная королева (девочки) и Кай (мальчики). Я читаю, а вы изображаете то, что слышите.
Кай совсем посинел, почти почернел от холода, но не замечал этого — поцелуи Снежной королевы сделали его нечувствительным к холоду, да и самое сердце его было все равно что кусок льда. Кай возился с плоскими остроконечными льдинами, укладывая их на всевозможные лады. Есть ведь такая игра — складывание фигур из деревянных дощечек, — которая называется китайской головоломкой. Вот и Кай тоже складывал разные затейливые фигуры, только из льдин, и это называлось ледяной игрой разума. В его глазах эти фигуры были чудом искусства, а складывание их — занятием первостепенной важности. Это происходило оттого, что в глазу у него сидел осколок волшебного зеркала.
Складывал он и такие фигуры, из которых получались целые слова, но никак не мог сложить того, что ему особенно хотелось, — слово «вечность». Снежная королева сказала ему: «Если ты сложишь это слово, ты будешь сам себе господин, и я подарю тебе весь свет и пару новых коньков». Но он никак не мог его сложить.
— Теперь я полечу в теплые края, — сказала Снежная королева. — Загляну в черные котлы.
Я читаю второй отрывок, актерами будут ребята 2 ряда. Герда (девочки) и Кай (мальчики). Я читаю, а вы изображаете то, что слышите.
В это-то время в огромные ворота, которыми были буйные ветры, входила Герда. И перед нею ветры улеглись, точно заснули. Она вошла в огромную пустынную ледяную залу и увидела Кая. Она тотчас узнала его, бросилась ему на шею, крепко обняла его и воскликнула:
— Кай, милый мой Кай! Наконец-то я нашла тебя!
Но он сидел все такой же неподвижный и холодный. И тогда Герда заплакала; горячие слезы ее упали ему на грудь, проникли в сердце, растопили ледяную кору, растопили осколок. Кай взглянул на Герду и вдруг залился слезами и плакал так сильно, что осколок вытек из глаза вместе со слезами. Тогда он узнал Герду и обрадовался:
— Герда! Милая Герда!.. Где же это ты была так долго? Где был я сам? — И он оглянулся вокруг. — Как здесь холодно, пустынно!
И он крепко прижался к Герде. А она смеялась и плакала от радости.
Я читаю третий отрывок, актерами будут ребята 3 ряда. Герда (девочки) и Кай (мальчики). Я читаю, а вы изображаете то, что слышите.
Кай с Гердой рука об руку вышли из ледяных чертогов. Они шли и говорили о бабушке, о розах, что цвели в их садике, и перед ними стихали буйные ветры, проглядывало солнце.
Они шли, и на их пути расцветали весенние цветы, зеленела трава. Вот раздался колокольный звон, и они узнали колокольни своего родного города. Они поднялись по знакомой лестнице и вошли в комнату, где все было по-старому: часы говорили «тик-так», стрелки двигались по циферблату. Но, проходя в низенькую дверь, они заметили, что стали совсем взрослыми. Цветущие розовые кусты заглядывали с крыши в открытое окошко; тут же стояли их детские стульчики. Кай с Гердой сели каждый на свой, взяли друг друга за руки, и холодное пустынное великолепие чертогов Снежной королевы забылось, как тяжелый сон.
Так сидели они рядышком, оба уже взрослые, но дети сердцем и душою, а на дворе стояло лето, теплое благодатное лето.
Слайд 6.
Ребята, в этом учебном году исполняется 215 лет со дня рождения Великого сказочника — Ханса Кристиана Андерсена. Родился он в Дании в семье сапожника и прачки.
Андерсен всегда находил повод для того, чтобы выдумывать невероятные истории.
Слайд 7.
В том городе, где жил маленький Кристиан Андерсен был свой театр. Там он впервые увидел пьесу, но на частое посещение театра не было денег, и мальчик заменил настоящие спектакли выдуманными. И так постепенно рождались его сказки, которые мы с вами очень любим: «Гадкий утенок», «Принцесса на горошине», «Снежная королева» и другие.
Сказки Кристиана Андерсена можно найти в нашей библиотеке.
Слайд 8.
Ребята! Кто наш новый сказочный герой?
«В шляпе с круглыми полями
И в штанишках до колен,
Занят разными делами,
Лишь учиться ему лень.
Он – художник знаменитый,
Он – известный всем поэт,
Замечательно воспитан,
Очень модно он одет.
Кто он, быстро отгадай-ка!
Как зовут его?..»
Ответы ребят
А вы помните, кто является автором этой замечательной книжки? Верно ребята, это Николай Николаевич Носов.
Слайд 9.
Николай Николаевич написал много детских книжек: «Живая шляпа», «Фантазеры», «Витя Малеев в школе и дома» и другие. Они есть в нашей библиотеке.
А теперь мы вам предлагаем интересную викторину на знание произведения «Незнайка».
Итак, начнем:
Слайд 10.
1. Герои этой сказки были очень маленькими, поэтому их называли…
л) гномиками
м) лилипутами
н) коротышками
2. В каком городе жили Незнайка и его друзья?
г) в Лиственном
д) в Ягодном
е) в Цветочном
3. На чем работал автомобиль Винтика и Шпунтика?
ё) на соленой воде
ж) на минеральной воде
з) на газированной воде с сиропом
Слайд 11.
4. Как по-настоящему звали поэта Цветика?
л)Рудик м) Топик
н) Пудик
5. «Огромный шар, надутый паром,
Поднялся в воздух он недаром!,.».
Кто из героев сказки придумал эти стихи?
а) Цветик
б ) Самоцветик
в) Незнайка
6. Когда малыши летели на шаре, то выяснили, что, чем выше поднимаешься в воздух,…
з)темтеплее и) тем темнее
й) тем холоднее
Слайд 12.
7.Чем, по мнению доктора Медуницы, нужно смазывать раны и царапины?
и)йодом й) зеленкой
к) медом
8.Какой коротышка не полетел на воздушном шаре?
а)Гунька
б) Цветик
в) Пончик
Слайд 13.
Ребята! А давайте проверим вашу внимательность! Кому принадлежат эти слово?
Кусок, братцы! От солнца оторвался кусок. Скоро шлепнется – и всем будет крышка. Знаете, какое солнце? Оно больше всей нашей Земли!
Незнайка
Пакля, бакля, вакля, гакля, дакля, макля… — Он долго так бормотал, потом сказал: Тьфу! Что это за слово? Это какое-то слово, на которое нет рифмы.
Цветик
Эх ты, тут дело не в том, чтоб было громко. Надо, чтоб было красиво.
Гусля
Ну, понимаешь, у них больница пустая, лечить некого, а им хочется ухаживать хоть за какими-нибудь больными. Малышки ведь! А лечат-то как! Тьфу! Снаружи ставят медовые пластыри и внутрь дают меду. Это ведь неправильно: снаружи надо йодом, а внутри – касторку. Я не согласен с таким лечением.
Пилюлькин
Слайд 14.
Ребята, давайте вспомним, как назывался наш библиотечный урок! Верно, «Сказка ложь, да в ней намек…». Кто сможет продолжить? Правильно, «Добрым молодцам урок!» (из сказки А.С. Пушкина «Сказка о золотом петушке»). Как вы это понимаете? (ответы детей).
Я вижу, что вы уже много сказок прочитали! Хотите продолжить свое знакомство с книжными героями? Для этого вам надо посещать нашу библиотеку. И брать понравившиеся вам книги, но существуют правила пользования книгой, с которыми я хочу вас познакомить.
Вы не только должны ознакомиться с правилами, но и торжественно пообещать, что будете их выполнять. Вы готовы?
Правила пользования книгой.
Правило первое: Взял ты книжку почитать, Не забудь ее отдать. Ровно через 10 дней Книгу ты верни скорей! Запомнили? Правило второе: Собрался книгу почитать – пожалуйста! Но грязными руками не листать! Договорились? Съев сладкий, вкусный пирожок, За книгу не хватайся, мой дружок. Сначала руки ты помой, Потом садись, читай «в запой» |
Правило третье: Решили чтение прервать – Прошу листы не загибать! Вы поняли меня, ребятки… Вы правила готовы соблюдать? |
Тогда прошу пожаловать вас в нашу библиотеку!
Список использованной литературы
1. Сказка «Снежная королева» — https://mamontenok-online.ru/skazki/g-x-andersen/skazka-snezhnaya-koroleva/
2. Сказка «Снежная королева» — https://solnet.ee/skazki/307
Приложения:
- file1.pptx.zip.. 4,3 МБ
- file0.docx.. 61,9 КБ
Опубликовано: 04.04.2020
В народном творчестве сказка – самое большое чудо. В ней обычны слова и выражения: “жили-были”, “братец”, “сестрица”, “дед”, “баба”, “избушка, — а реальный мир преображён. Мы узнаём и не узнаём его.
Звери в сказках говорят, рассуждают, хитрят, обманывают, дружат. В русских сказках много фантастического: Змей Горыныч, русалки, Баба-Яга, Кощей, морской царь. В сказках рассказывается о чём-то невероятном, невозможным в реальной жизни.
Правда сказок в том, что хотя и говорится о животных, а описываются похожие человеческие ситуации – тем сказки и интересны.
О чём-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка…
Сегодня мы с вами совершим путешествие “По дорогам русских народных сказок”.
Загадки.
1. Летела стрела и попала в болото,
А на болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей
Делался мигом красивой, пригожей?
Лягушка. Сказка “Царевна-лягушка”
2. Колотил да колотил
По тарелке носом
Ничего не проглотил
И остался с носом.
Журавль. Сказка “Лиса и журавль”
3. Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была.
В доме том, в конце концов
Стало множество жильцов.
Теремок. Сказка “Теремок”
4. Возле леса, на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Кто герои этой сказки?
Три медведя. Сказка “Три медведя”
5.Летела стрела и попала в болото.
А в том болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожею
Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка)
6.Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)
7.В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая? (Баба-Яга)
8.Пусть она — как есть, плутовка,
От макушки до хвоста.
Шубка, рыжая головка,
Как зовут ее? (Лиса)
9.Красна девица грустна:
ей не нравится весна,
ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка)
10.Вымолвил словечко – покатилась печка.
Прямо из деревни к царю да царевне.
И за что, не знаю, повезло лентяю. (Емеля)
11.Знает утка, знает птица,
Где Кощея смерть таится.
Что же это за предмет?
Дай, дружок, скорей ответ. (Иголка)
12.Дружбу водит лишь с лисой,
Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый … (Волк)
Из какой сказки:
1. “ Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи! Слезай, лиса, с печи! Поди, лиса, вон!”.
Сказка “Лиса и заяц”
2. “Наловил дед рыбы и везёт домой целый воз. Вот едет он и видит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге. Дед слез с воза, подошёл к лисичке, а она не ворохнется, лежит себе как мёртвая”.
Сказка “Лисичка-сестричка и волк”
3. “Жила-была коза, сделала себе в лесу избушку и нарожала деток. Часто уходила коза в бор искать корму. Как только уйдёт, козлятки запрут за нею избушку, а сами никуда не выходят”.
Сказка “Волк и семеро козлят”
4. “Выросла репка сладка, крепка, большая-пребольшая. Пошёл дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку.
Бабка за дедку,
Дедка за репку —
Тянут-потянут,
вытянуть не могут”.
Сказка “Репка”.
Волшебный сундучок:
1. Игла.
— Из какой сказки? Сказка “Иван-царевич и серый волк”.
2. Яблоко, пирожок.
— Из какой сказки? Сказка “Гуси-лебеди”.
3. Клубок ниток.
— Из какой сказки? Сказка “Царевна-лягушка”.
4. Бутылочка с водой “Живая”.
— Из какой сказки? Сказка “Иван-царевич и серый волк”.
В сундуке много лет хранились сказки, но от времени названия некоторых сказок стало трудно прочитать. Исправьте меня, если я ошибусь.
- « Царевна — индюшка».
- «По-собачьему велению».
- «Сивка- будка».
- «Иван-царевич и зелёный змей».
- «Сестрица Алёнушка и братец Никитушка».
- «Петушок— золотой пастушок».
- «У смеха глаза велики».
- «Лапша из топора».
Давайте отдохнём:
Физкультурная минутка «Сказки»
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)
Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)
Мы славна семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»)
Крылатые слова и выражения:
Лиса Патрикеевна.
А почему Патрикеевна? Откуда такое странное имя и почему его носит именно лиса? Патрикей – имя старинное и происходит от латинского слова “ патриций”, то есть аристократ. Но в старину “ц” на Руси произносили как “к”. Поэтому и получалось – Патрикей. Имя давалось только детям княжеского рода. Давным-давно, лет 700 назад жил-был новгородский князь Патрикей Нарумунтович, который так прославился своей изворотливостью, хитростью, что с тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову “хитрец”. А так как лиса издавна считалась самым хитрым зверем, то и получила отчество Патрикеевна.
Медведь:
Происхождение этого слова вам всем, наверное, известно. Послушайте сказку-разговор Сороки с Медведем.
— Эй, Миша-Медведь, на вопрос ответь.
— Какой вопрос, стрекотуха?
— Почему тебя Медведем зовут? Глухарь – понятно: он весной глухой. Заяц-беляк – понятно: он зимой белый. А вот медведь не понятно!
— Хе-хе! Бестолковая ты птица: мед-ведь – значит мёд ведающий. Знает, стало быть, где мёд в лесу спрятан.
А теперь, ребята, давайте вспомним с вами, какие мы сказки знаем?
(ответы детей)
В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло
Пусть Добро на веки
Побеждает зло.
До новых встреч!
Тема урока: Виды русских народных сказок; структура народной сказки.
Цель урока: познакомить детей с видами русских народных сказок, со структурой сказки. Познакомить с жизнью и деятельностью издателя первого сборника народных сказок для детей в России А. Н. Афанасьева. Воспитывать интерес к устному народному творчеству, к истории родной страны.
Учебные материалы: Книжная выставка «Кузовок сказок»; презентация «Сказка — проводник добра, любви и справедливости»
Ход урока:
1. Введение в тему.
Ребята, сегодня на библиотечном уроке вы познакомитесь с видами русскх народных сказок, с их структурой. Послушаете фрагменты русских сказок. Познакомитесь с издателем первого сборника народных сказок, изданного в России.
2. Работа по теме урока.
Сказка! Она всем вам давно знакома. Вы с первого класса прочитали много сказок и, конечно, знаете, что все русские народные сказки делятся на три вида. Напоминаю вам, что бывают сказки о животных, сказки бытовые, рассказывающие о жизни людей, сказки волшебные.
Сейчас я расскажу вам маленькую сказку, а вы мне ответите к какому виду она относится.
Звучит сказка «Ворона и рак» из книги: Афанасьев, А.Н. Русские детские сказки. Из сборника А.Н. Афанасьева/ Науч. ред. текста, предисл. и примеч. В.П. Аникин; рис. Л. Непомнящего.- М.: Дет.лит., 1987.- 239 с., ил.- (Школьная библиотека).
В сказке два героя и эти герои из мира животных. Мы понимаем, что рак специально льстил вороне, чтобы освободиться, и ему это удалось. Что же здесь сказочного? А то, что ни ворона, ни рак не говорят и так не рассуждают. Так рассуждают люди — на них и намекает сказка. Ребята, а какие ещё сказки о животных вы знаете?
Дети называют сказки о животных.
Все перечисленные вами сказки есть в сборнике сказок А. Н. Афанасьева. Александр Николаевич Афанасьев — этнограф, филолог, учёный — печатал русские народные сказки в серьёзных научных изданиях. Друзья очень просили его издать сборник народных сказок для детей. В то время в России дети в дворянских семьях не читали народных сказок, устное народное творчество да и сам русский язык считались чем-то недостойным. Предпочтение отдавалось французскому языку и иностранной литературе. В нашей стране ещё не было ни одного сборника русских народных сказок. Афанасьев и сам хотел издать детскую книгу, но ему нужно было закончить свой научный труд. А когда труд был закончен случилась беда — Афанасьева отстранили от службы — уволили с работы. Он остался без средств. Чтобы жить, пришлось продавать книги из своей библиотеки. Прошло несколько лет, прежде чем Афанасьев приступил к работе над книгой сказок для детей. Это был его последний труд. Лишения, безденежье подорвали его здоровье. И вот книга была издана. Дети России получили замечательный подарок. А через год Афанасьев умер. Сейчас Александра Николаевича Афанасьева знают во всём мире потому что он посвятил свою жизнь изданию русских народных сказок.
Ребята, а вот перед вами замечательный сборник русских сказок «Жар-Птица», обратите внимание на яркие красочные иллюстрации художника С. Ковалёва.
Русская народная сказка структурирована. Она делится на три части. Начинается сказка с зачина. Зачин содержит сведения о главных героях, времени и месте событий. Он помогает начать сказку. «Жил-был старик и было у него три сына…»- и все мы понимаем, что началась сказка. Ребята, а какие зачины знаете вы?
Дети вспоминают зачины народных сказок.
Далее следуют сказочные события. Три раза повторяются какие-нибудь события, испытания главного героя.
Звучит фрагмент сказки «Сивка-бурка» из сборника «Жар-Птица» о том как младший сын Иван ходил на могилу к отцу и получил за свою сыновнюю преданность подарок — волшебного коня.
Но вот сказка заканчивается, как её завершить? Помогает рассказчику концовка: «Тут уж ждать да рассуждать долго не стали — весёлым пирком да за свадебку». Дети, а какие концовки вы знаете?
Дети называют концовки сказок.
Иногда рассказчик обращается к присказке. Присказка — это короткий смешной рассказик, прибаутка, несколько слов, которые вводят в мир сказки, помогают слушателю настроиться на сказочный лад. Например: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»;
«Вот ебе сказка, а мне бубликов вязка»;
«Вот диво — так диво! На море, на океане, на острове Буяне стоит дерево — золотые маковки. По этому дереву ходит кот Баюн: вверх идёт — песню заводит, вниз идёт — сказки сказывает».
А вот перед вами одна из самых популярных и любимых детьми сказок «Аленький цветочек». Сергей Тимофеевич Аксаков мальчиком, когда гостил в имении деда, слушал это таинственное повествование. В любом издании этой сказки под названием вы найдёте надпись: «Сказка ключницы Пелагеи». Жизнь этой женщины походжа на сказку, только очень печальную. Девочкой она вместе с отцом убежала от помещика, известного своей жестокостью, из Оренбургских степей в Астрахань. В Астрахань стекались беглые крепостные и вольные казаки, приезжали купцы из Персии и Турции. Много сказок и историй рассказывали выходцы из разных губерний России, из разных стран. Однажды Пелагея узнала, что хозяина её уже нет на свете, а она по наследству перешла во владение Аксакову — помещику, как говорили, «строгому, но справедливому», и вернулась на родину. В те далёкие времена у царей, знатных вельмож, а нередко и у помещиков были свои «бахари» — рассказчики сказок. Дед Сергея Аксакова не спал по ночам, болел и Пелагея ночи напролёт рассказывала ему сказки. Представьте себе, ребята: начинаются голубые сумерки, идёт снег, наполняя всё вокруг поразительной тишиной. Ключница Пелагея прядёт и под жужжание веретена неторопливо говорит. Слова в сказке особенные — задумчивые и протяжные: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатый купец, именитый человек.» — так начинается долгая эта сказка…
Звучит фрагмент из сказки «Аленький цветочек».
Сказка эта, как и все другие русские народные сказки о том, что никто и ничто непобедит зло, кроме любви, если она истинная и самоотверженная.
3. Итог урока.
Ребята, а сейчас мы с вами повторим на какие виды можно разделить русские народные сказки.
Дети называют виды сказок.
Какова структура русской народной сказки? Из каких частей состоит сказка?
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
Заключение.
Мы с вами, ребята, знаем, что слушать и читать сказки очень интересно, и все наверняка мечтали о том счастливом миге, когда мама или папа, бабушка или дедушка, отложив в сторону домашние дела, раскрыли бы книгу любимых сказок и зазвучало бы знакомое и такое долгожданное «Жили были…». И когда вы, дети, станете взрослыми, не забывайте своих встреч с русской сказкой, с удивительным миром чудес и красоты. И рассказывайте эти сказки своим детям и внукам, а те расскажут своим, и не прервётся эта бесконечная нить.
Использованная литература:
1. Литература. Справочные материалы: Книга для учащихся/ С.В. Тураев, Л.И. Тимофеев, К.Д. Вишневский и др.- М.: Просвещение, 1988.- 336 с.
2. Афанасьев, А.Н. Русские детские сказки. Из сборника А.Н. Афанасьева/ Науч. ред. текста, предисл. и примеч. В.П. Аникина; рис.Л.Непомнящего.- М.:Дет. лит., 1987.- 239 с., ил.- (Школьная библиотека)
3. Жар-Птица/ текст, составление, перессказ Вл. Соловского; художн. Ст. Ковалёв.- Пермь: «Урал-Пресс», 1992.- 144 с., ил.
Худина Светлана Владимировна учитель начальных классов, вторая квалификационная категория, КГУ «Андреевская средняя школа имени Габита Мусрепова СКО», село Андреевка район им. Габита Мусрепова, СКО |
Цель: привитие интереса и любви к книгам
Задачи:
1. Способствовать развитию познавательной активности и устойчивого интереса у школьников к чтению; вызвать интерес к чтению народных сказок, отрабатывать умение работать с текстом; продолжить работу по усовершенствованию техники чтения; учить читать по ролям, находить главную мысль сказки, умение соотносить иллюстрацию со сказкой.
2. Развивать мышление, память, связную речь, творческое воображение, выразительность речи, движений, использую актерские средства (перевоплощение в героев).
3. Расширить читательский кругозор, желание преодолевать трудности и работать в коллективе, воспитывать культуру речи, речевого этикета в общении, формировать навыки работы в группе.
Оборудование: плакаты с изображением яблоньки, сказочных домиков, рисунки героев сказок, карточки с признаками сказок различных типов, карточки с заданиями, книги русских народных сказок.
Ход урока
1. Организационный момент
- Если у вас хорошее настроение, потопайте ногами.
- Если у вас есть животные, погладьте себя по голове.
- Если вы любите свой класс, похлопайте в ладоши.
- Если вы хотите получить удовольствие от урока, прошу быть активными моими помощниками, слушать меня внимательно, отвечать полными ответами.
2. Объявление темы урока
— Итак, мы отправляемся в сказку. Но прежде, чем отправиться в путь, ответьте на вопрос: «Как называют человека, который рассказывает сказки?» (Сказочник, сказочница).
— На доске находится сказочное дерево, но показать вам я его не могу, т. к. нам помешали злые силы. Его заколдовала злая Баба-Яга. Откроется оно только тогда, когда вы пройдете испытания.
— Но, как и в любой волшебной сказке, есть герой-злодей, но есть и помощник. Наш помощник прислал нам очень важный предмет, без которого не обходится ни один урок чтения. Что это за предмет? Это книга.
Кто на все вопросы нам ответит?
Кто расскажет про дела вокруг?
Да, такой волшебник есть на свете:
Книга — лучший спутник наш и друг!
К сегодняшнему уроку вы принесли различные книги русских народных сказок. Это и отдельные сказки, и сборники. (Выставка книг). Давайте рассмотрим некоторые из них.
— Именно книга поможет нам преодолеть испытания.
3. «Разминка»
Голова его набита опилками (Вини Пух).
Девочка — кукла, волосы которой были необычно голубого цвета. (Мальвина).
Сказочная героиня, владелица первого летательного аппарата. (Баба Яга).
Сказочное существо, житель леса, Дух леса. (Леший).
Самый одинокий представитель нечистой силы. (Водяной).
Хозяйка болота? (Кикимора).
Кто из обитателей болот стал женой царевича? (Лягушка).
Музыкант из Цветочного города? (Гусля).
Художник из цветочного города? (Тюбик).
Медведь обучающий Маугли Закону Джунглей. (Балу).
Лиса — спутница кота Базилио. (Алиса).
Мальчик — у которого самый лучший в мире друг. (Малыш).
Герой русской народной сказки, путешествующий на печи. (Емеля).
Крокодил, друг Чебурашки. (Гена).
Кто такой дядя Федор? (Мальчик).
Шарманщик, смастеривший Буратино. (Папа Карло).
Крыса старухи Шапокляк. (Лариска).
Пантера, друг Маугли. (Багира).
Кто потерял хрустальную туфельку. (Золушка).
Кто из литературных героев был другом маркиза да Карабаса из сказки Шарля Перро (Кот в сапогах)
Кто из литературных героев был обманут в стране Дураков? (Буратино).
Черепаха, подарившая Буратино золотой ключик (Тортила).
Как звали девочку, которая видела Серебряное копытце? (Даренка).
4. Информация о сказках
Все вы любите сказки. Их вам в детстве рассказывали бабушки, мамы. А вы знаете, что сказки появились очень давно? Они создавались самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал ее слушателям. Другой, пересказывая, добавлял что-то свое. Если сказка оказывалась удачной, она запоминалась и передавалась «из уст в уста». Так сказка становилась народной. Имя ее автора не запоминалось. В сказку народ вкладывал свои мечты о добре, справедливость, безбедной жизни. В каждой народной сказке содержится мудрая мысль. Недаром об этом говорится в пословице: «Сказка — ложь, да в ней….» Продолжите (намек, добрым молодцам урок).
— Какие бывают сказки? (Литературные и народные)
— А как различить литературную сказку и народную?
5. Отгадай-ка
— Ребята, мы уже знаем, что по автору сказки бывают народные и авторские.
Соедините название сказки и ее автора.
Царевна-лягушка |
К.И. Чуковский |
Муха-Цокотуха |
А.С. Пушкин |
Сказка о рыбаке и рыбке |
Русская народная сказка |
Дюймовочка |
Ш.Перро |
Кот в сапогах |
Г.-Х. Андерсен |
— С чего начинается сказка? (Зачина)
— Какие вы знаете зачины?
- Зачин
Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего братца не стыдятся.
Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, а третий дурачок.
В некотором царстве, в некотором государстве…
Жил-был крестьянин. Умерла у него жена, остались три дочки.
— Как называется конец сказки? (Концовка)
— Какие вы знаете концовки?
- Концовка
Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка.
Я сам там был, мёд и пиво пил, по усам текло, а рот не попало, на душе сытно было.
…стали жить-поживать и добра наживать, лиха избывать.
И стал он в том царстве жить, всякие дела вершить.
Здесь и сказке конец, а кто слушал — молодец.
Тем сказке конец, а мне мёду корец.
Устроил пир на весь мир и вместе с царевной правил он этим царством до глубокой старости.
И стали они жить дружно, в любви и согласии.
И стал они жить-поживать да добра наживать. Поехали в своё государство, пир собрали, в трубы затрубили, в пушки запалили, и пир был такой, что и теперь помнят.
6. Сказочный переполох
— Ребята, перепутались названия сказок. Начался переполох. Соедините начало и конец названий сказок.
Царевна |
поросенка |
Иван царевич и |
Хаврошечка |
Крошечка |
лягушка |
Финист |
Бессмертный |
Жар птица и |
Серый Волк |
Кощей |
Ясный сокол |
Три |
Василиса-царевна |
— Ребята, а какие виды сказок вы знаете?
Ученики. Волшебные сказки, сказки о животных, бытовые сказки.
Сказки бывают разные. Есть сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы. Есть бытовые сказки, в которых описывается жизнь простых людей. Есть сказки о животных, в таких сказках животные могут говорить, обманывают, дружат. Назовите такие сказки.
7. Работа в группах
1) «Волшебные домики»
— В нашем классе появились волшебные домики. (Терем, изба, лесная избушка) В каждом из этих домиков особые сказки и особые герои живут.
Задание: поселить сказки и героев сказок в свои домики. (Ученикам даны названия сказок, записанные на отдельных карточках)
1 домик — Волшебный терем, дворец. («Царевна-Лягушка», «Кощей Бессмертный», «Волшебное кольцо», «Крошечка-Хаврошечка»).
2 домик — Простая деревянная изба. («Каша из топора»).
3 домик — Лесная избушка. («Лиса, заяц и петух», «Лиса и волк»).
Задание: Распределить сказочных героев в свои домики. (Рисунки нарисованы учениками).
— Почему так распределили сказки, героев?
— Потому что сказки можно разделить на 3 группы.
Вопросы:
- Какие сказки живут в тереме? (Волшебные)
- В избе? (Бытовые)
- В лесной избушке? (Сказки о животных)
(Таблички с названиями видов сказок)
— Чем отличаются? (У каждого вида сказок свои признаки, особенности).
2) Собрать название сказки и соотнести ее с автором
На доске, расположены портреты писателей. (Андерсен Х.К.; Ершов П.П.; Толстой А.Н.; Чуковский К.И.; Пушкин А.С.; Носов Н.Н; Милн А.А.)
На другой доске расположены на карточках слова:
Незнайки, муха, приключение, рыбаке, золотой, и, о, ключик, снежная, рыбке, горбунок, и его, пух, Цокотуха, друзей, сказка, конек, Вини, королева.
Учитель. Ребята, сказки так спешили к вам в гости, что упали и их названия рассыпались. Попробуйте собрать название сказки и соотнести ее с автором, который ее написал.
Ответы детей
8. Игра «Чудесный мешочек»
1. Туфелька («Золушка»)
2. Ключик («Золотой ключик, или приключения Буратино»)
3. Мыло («Мойдодыр»)
4. Горошина («Принцесса на горошине»)
5. Градусник («Айболит»)
6. Яйцо («Курочка Ряба»)
7. Игрушечный телефон. (К.Чуковский «Телефон»)
8. Кот и сапоги. (Ш.Перро «Кот в сапогах»)
9. Корзина с пирогами. (Сказка «Маша и медведь»)
10. Зеркало и яблоко. (А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне»)
11. Монетка (К. Чуковский «Муха Цокотуха»)
9. «Птички на страничках»
Поведенье птиц порою
Очень трудно объяснить:
Кто гнездо на ветках строит,
Кто в болоте любит жить.
Птицы разные бывают,
Сказки, песни населяют,
На страницах книг живут,
В гости нас к себе зовут…
Назовите птиц из прочитанных произведений.
1) Какой птичке помогла Дюймовочка? (Ласточке)
2) Кто помог зайцу выгнать лису из лубяной избушки? (Петух)
3) В кого заколдовала колдунья принцессу в сказке «Карлик Нос»? (Гусыню)
4) Главная героиня рассказа Д.Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»? (Утка)
5) В какую птицу превратился гадкий утёнок? (Лебедя)
6) Кто отвечал на стук в дверь: «Кто там?» (Галчонок)
7) С какими птицами летала лягушка-путешественница? (С утками)
Какими птицами мерили Удава? (Попугаями)
9) Под чьим крылом пряталась смерть Кощея? (Утки)
10. Театральная дорожка
Детям даётся текст и они с помощью пантомимы должны показать действия из сказки, а другие команды отгадать название сказки.
Прорубил лёд, зачерпнул вёдра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку. («По щучьему веленью»)
11. «Музыкальная шкатулка»
— Все мы знаем что музыка, песни, пляски были всегда… В горестях и в радостях помогала песня народу…
Задание такое: угадай по песне — сказку. Песни:
1) Песня Красной Шапочки из сказки «Красная Шапочка» Ш. Перро.
2) Песня волка и козлят из сказки «Волк и семеро козлят» (Русская народная).
3) Песня бродячих музыкантов из сказки «Бременские музыканты» Бр. Гримм.
4) Песня Вини Пуха из сказки «Вини Пух и все, все, все» А. Милн.
5) Песня Золушки из сказки «Золушка» Ш. Перро.
11. Итог урока
— Понравился урок? Что особенно понравилось?
— Удалось вам разобраться в тайнах сказок?
— Что нового открыли для себя?
12. Рефлексия
— Все испытания успешно пройдены. Теперь вы можете увидеть, какое дерево пряталось на доске. (Яблонька)
— В каких сказках мы встречались с яблонькой?
— Но она какая-то грустная, нет на ней яблочек. Давайте ее оживим. У каждого есть 3 яблока: красное, желтое и зеленое.
— Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали, разбираетесь в особенностях сказки — прикрепите красное яблоко.
— Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получается — желтое.
— Если вам было сложно разобраться, есть трудности — зеленое, надо немного созреть.
13. Домашнее задание по карточкам
- Жилище Бабы-Яги? (Избушка)
- Второе название скатерти? (Самобранка)
- Аппарат, в котором Баба-Яга совершает свои полеты? (Ступа)
- Сколько голов у Горыныча?
- Исправьте ошибки в названиях сказок:
«Коробок»,
«Кепка»,
«Петушок — золотой пастушок»,
«Царевна-индюшка»
- Ошибки в прозвищах героев:
— Кощей Бесстрашный,
— Крошечка — Горошечка,
— Сестрица — Гуленушка,
- Какие животные — герои сказок спрятались внутри слов?
— Василиса, стрекоза, икота, баранка.
Вот момент настал прощания
Будет краткой наша речь,
Говорим вам: «До свидания!»
До счастливых новых встреч!
Все исполняют песню «Город сказок».
Использованные источники:
https://sc0022.akkol.akmoedu.kz/index.php?p=docs-view&d=D019937D83C9A7E5
https://festival.1september.ru/articles/549801/
https://festival.1september.ru/articles/103145/