Библиотечный урок сказка о потерянном времени

125 лет со дня рождения Евгения Львовича Шварца

«Путешествие по произведению Е. Л. Шварца

«Сказка о потерянном времени»»

Библиотекарь: Здравствуйте ребята!

Ребята, в одной сказке четыре злых волшебника решили вернуть себе молодость. Все, что для этого нужно было сделать — найти юных лентяев и воспользоваться растраченным ими временем. Ведь тот, кто впустую тратит время, сам не замечает, как стареет. Как называется произведение, и кто автор этой поучительной сказки?

Учащиеся: Е.Л. Шварц, «Сказка о потерянном времени»

Биография писателя — сказочника:

«Разные люди бывают на свете: кузнецы, повара, доктора, школьники, учителя, кучера, актёры, сторожа. А я вот – сказочник»: так о себе говорил Е.Шварц

Великий советский сказочник Евгений Шварц запомнился своими потрясающе добрыми и реалистичными изложениями известных сказок мировых классиков. Из-под его пера вышло более 20 пьес сказочных постановок для кукольного и драматического театров. Также по его сценариям сняли немало игровых фильмов и один мультипликационный фильм. Евгений Шварц родился 21 октября 1896 года в городе Казани в семье врачей.

Воспитанию детей уделялось много времени. Мать читала им вслух. Женя, слушая сказки, ужасно боялся, что все плохо кончится. Если мальчик отказывался есть котлету, то мама начинала рассказывать сказку, где все герои попадали в безвыходное положение: «Доедай, а то все утонут». И мальчик все доедал.

Евгений решил поступить на юридический факультет Московского университета. Впрочем, диплом юриста Шварц не получил – уже через пару лет учебы он понял, что выбрал не тот путь. Его сызмальства манили театр и литература. Шварц писал рассказы и стихи для детей в журналы «Чиж» и «Еж». 

Но Евгения Шварца знают не только как детского писателя, но и драматурга, киносценариста («Золушка», «Дон Кихот», «Снежная королева» и др.). Несмотря на то что Шварц любил и понимал детей, как мало кто из взрослых, и никогда не бросал детскую литературу, он писал и «взрослые» пьесы. В основу многих из них положены готовые сюжеты, например, он очень часто использовал сказки Г. Х. Андерсена для пьес, которые стали очень известными.

(Просмотр фильма 10 фактов из жизни Е.Шварца)
Умер Евгений Шварц 15 января 1958. Прошло много лет с тех пор, как Евгения Шварца не стало, изменилось время, изменились люди, а пьесы Шварца не сходят со сцены. И не только в России.

Библиотекарь: Нашу игру начнем с разминки, я предлагаю вам отгадать загадку: «Что летит быстрее мысли и не имеет ни начала, ни конца?»

Учащиеся: Время

ВИКТОРИНА:

1 раунд

Путешествие по сказке в формате вопрос-ответ

  1. Кто учился в третьем классе 14 школы и все время отставал, и по русскому письменному, и по арифметике, и даже по пению?» (Петя Зубов)

  1. Почему злые волшебники превратили Петю Зубова в старичка? (Отставал в учебе, опаздывал на занятия, не тужил)

  1. Из-за чего расстроился Петя Зубов, став старичком?

(«Одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей…Никому не нужен…Даже пенсии не дадут, ведь он всего три года работал. Да и как работал – на двойки да на тройки. Главное, ничему не успел научиться»)

  1. Как звали ребят из сказки? (Маруся, Петя, Надя, Вася)

  1. В каком классе учился главный герой книги? (в третьем классе)

  1. Кто первым заметил, что Петя превратился в старика? (гардеробщица)

  1. В какое время происходили события? (зимой)

  1. На каком обороте стрелок в «Сказке о потерянном времени» «вскрикнули злые волшебники и пропали, как будто их не было на свете»? (на 77 обороте)

  1. На какие две группы можно разделить героев сказки? (дети и злые волшебники).

  1. Почему Е.Л. Шварц называет волшебников злыми? (воруют время и молодость у людей)

  1. Как звали злых волшебников? (Сергей Владимирович, Ольга Капитоновна, Марфа Васильевна, Пантелей Захарович)

  1. Как Марфа Васильевна характеризует детей, которых они превратили в старичков? («Лентяи, до 77 и сосчитать не сумеют, сразу собьются»)

  1. А что о детях говорит Пантелей Захарович? («Не придут они к 12 часам ночи. Хоть на минуту, да опоздают»)

  1. Какую тайну узнал Петя? («К сожалению, так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек. Если ребята, которых мы превратили в стариков, разыщут завтра друг друга, придут ровно в 12 часов ночи сюда к нам и повернут стрелки ходиков на 77 кругов обратно, то дети снова станут детьми, а мы погибнем»)

15. По каким же признакам искал Петя старичков-школьников?

(Старички вели себя как дети: играли в мячик в трешки, выковыривали изюм из булки, катались на «колбасе» трамвая, играли в классики)

2 раунд

Собери пословицу

  1. ПОТЕРЯЛ МИНУТУ – ПОТЕРЯЕШЬ И ЧАС

  1. ДЕЛУ ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ – ЧАС

  1. ТОТ, КТО ПОНАПРАСНУ ТЕРЯЕТ ВРЕМЯ,

САМ НЕ ЗАМЕЧАЕТ КАК СТАРЕЕТ.

3 раунд

Закончи пословицу

  1. Время не ждет

  2. Всему свое время

  3. Время не поворотишь.

  4. Время как воробей: упустишь не поймаешь

  5. Время дороже золота

  6. Время красит, безвременье старит

  7. Упустишь минуту – потеряешь час

  8. Самая большая трата – трата времени.

Библиотекарь: Назовите главную мысль сказки:

“…ты помни: человек, который

понапрасну теряет время,

сам не замечает, как стареет”.

Библиотекарь: Какой еще совет дает писатель?

“…иногда лучше потратить немножко времени, чтобы потом его сберечь”

Библиотекарь: Выбери те черты характера, которые помогают добиться цели: (учащиеся выбирают положительные черты характера из предложенного списка) лень, целеустремленность, самостоятельность, трусость, нерешительность, сила воли, безволие, сдержанность, рассеянность, упрямство, несдержанность, настойчивость, решительность, настырность, смелость, внимательность, ответственность

Библиотекарь: Ребята, положительные черты характера надо в себе развивать, а с отрицательными бороться, искоренять их в себе. Сегодня урок мне хотелось бы прочитать стихотворение С. Баруздина

«Стих о человеке и его часах»

Ведут часы секундам счёт,

Ведут минутам счёт.

Часы того не подведут,

Кто время бережёт,

Кто жить умеет по часам

И ценит каждый час,

Того не надо по утрам

Будить по десять раз.

И он не станет говорить,

Что лень ему вставать,

Зарядку делать, руки мыть

И застилать кровать.

Успеет он одеться в срок,

Умыться и поесть.

Успеет встать он за станок,

За парту в школе сесть.

С часами дружба хороша!

Работай, отдыхай,

Уроки делай не спеша

И книг не забывай!

Чтоб вечером, ложась в кровать,

Когда наступит срок,

Ты мог уверенно сказать:

— Хороший был денёк!

(Подведение итогов игры)

Библиотекарь: Благодарю за игру, и жду вас в библиотеке для знакомства с другими произведениями сказочника Евгения Львовича Шварца. А закончить урок мне хотелось бы словами великого сказочника Е.Щварца

«Мысли можно воспитать.

Их можно заставить поумнеть.

А от умных мыслей

будут и умные

правильные поступки».

Технологическая карта урока

Дата

9 марта 2022

Автор,  разработчик:

Учитель начальных классов Милкина Татьяна Петровна

Предмет

Литературное чтение

Класс

4 ж класс

Тип урока

Урок- закрепление изученного материала.

Технология урока

Технология проблемно-диалогического обучения, ИКТ, технология сотрудничества,  технология учебного исследования.

Тема

Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени»

Цель урока

 Обеспечить глубокое понимание содержания текста

Задачи урока

Образовательные: 

  • совершенствовать умение в использовании текста для доказательства своих мыслей
  • способствовать раскрытию нравственного смысла сказки;
  • характеризовать героев произведения на основе их намерений и поступков,
  • высказывать оценочные суждения действиям героев в сказке.

Развивающие: 

  • создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • развивать речь учащихся в процессе анализа произведения;
  • способствовать развитию навыков самостоятельной работы с текстом, делать обобщения и выводы.

Воспитательные: 

  • учить детей бережно относиться к своему времени и времени других, ценить время;
  • развивать интерес к изучаемому  предмету, умение работать в группе,  
  • воспитывать интерес к чтению

Планируемые
образовательные
результаты

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

— развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.

Познавательные УУД:

— работать с текстом с целью поиска необходимой информации.

Личностные УУД:

— развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности;

Коммуникативные УУД:

— воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;

Предметные результаты:

Предметные УУД:

— выделять главные мысли в содержании текста, находить ответы на вопросы;

— воспроизводить информацию.

Основные термины, понятия

Сказка, время

Формы, методы и приемы обучения

Диалоговое взаимодействие, проблемно-задачный подход, интерактивные методы обучения, деятельностный подход, работа в группах, работа в парах.

Образовательные
ресурсы

учебник «Литературное чтение» 4 класс (ч. 2) авторы Климанова и др.

Оборудование

ноутбук, проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация

Раздаточный материал

портрет писателя, листы для самооценки

Эпиграф к уроку:

“Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь”. Е.Л. Шварц.

План урока

Этап урока

Содержание
(цель) этапа

Время

1

Организационный этап

Активизация внимания

1 мин

2

Актуализация знаний

Речевая разминка. Проверка домашнего задания

3

Целеполагание и мотивация

Постановка темы, цели и задач урока. Подготовка к анализу произведения

5 мин

4

Повторное чтение и анализ произведения

 Выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. Организация дискуссии, высказывание собственной точки зрения  при составлении портрета героев, подведение итога.

27 мин

5

 Закрепление и обобщение новых знаний

Самостоятельная работа. Оценивание знаний учащихся,  оценка работы групп

5 мин

6

Домашнее задание

Сочинить свою сказку на тему. Рисунки-загадки к сказке Е.Л Шварца

1 мин

7

Подведение итогов урока. Рефлексия

Самооценка эмоционального состояния

1 мин

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности учащегося

I. Организация начала урока

Скажем «Здравствуйте» руками!

Скажем «Здравствуйте» глазами!

Скажем «Здравствуйте» мы ртом!

Станет радостно кругом!

Настроение бодрое, весёлое у всех? Тогда вперёд!

Я вам желаю плодотворной работы на уроке.

Дети хором повторяют за учителем

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять организационные задачи

II. Актуализация опорных знаний.

Речевая разминка,

дыхательная гимнастика

Проверка домашнего задания.

Речевая разминка.

— Посмотрите на экран. Прочитайте про себя.

— Прочитайте медленно по слогам.

— Первый вариант читает с вопросительной интонацией, а второй отвечает с восклицательной интонацией. Читаем по одной строке.

— Наши  часы напоминают, что время движется вперёд. Не будем понапрасну терять его, начнём урок.

Вашим домашним заданием было прочитать сказку Е.Л. Шварца.

А группа ребят подготовила небольшой рассказ о  Е.Л. Шварце. Вы тоже можете в заключении добавить свои факты.

1). Рассказ об авторе.

1 ученик: Е.Л. Шварц родился 21 октября 1896г. В г. Туапсе, но с 2-х летнего возраста и до юношеской зрелости прожил в г. Майкопе, который считал для себя “городом своей души.

2 ученик: Е. Шварц учился на юридическом факультете Московского университета, но с детства увлекался театром. Стал драматургом – автором произведений для сцены

3 ученик: Шварц был необычным сказочником. Он брал известные всему миру сказки Х. К. Андерсена, Ш. Перро, народные сказки, изменял сюжет и судьбы героев. Сказка становилась совершенно неузнаваемой.

– Что ещё хотите добавить о Е.Л.Шварце?

  Пробегут часы, минутки,
  Соберутся вместе в сутки.
  В них двадцать четыре часа,
  И стрелки творят чудеса.

Читают четверостишие по заданию

Слушают рассказ, рассматривают фотографии, портрет автора.

Иллюстрации рассказа на слайдах в презентации

В письмах, дневниках Евгений Львович постоянно вспоминает о счастливых годах, прожитых в этом городе.

Он писал стихи и пьесы. Но до сих пор нет полного собрания сочинений писателя

Е.Л.Шварц был счастливым человеком.

Он любил театр. Шварц умел интересно пересказывать уже знакомые сказки.

Сказки сочинял с намёком.

Он был очень скромным, робким в жизни, а все свои смелые мысли помещал в свои произведения.

Выделять существенную информацию из текста. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Уметь слушать
в соответствии
с целевой установкой

III. Целеполагание и мотивация

     Литература – это средство познания мира, она помогает нам понять, «что такое хорошо и что такое плохо». Сегодня мы с вами в очередной раз убедимся в этом, и очень хочется, чтобы каждый из вас для себя сделал хотя бы небольшое, но открытие.

— Я знаю, что вы очень любите загадки. Начну урок именно с загадок.

   Посмотрите на экран: часы, борода, волшебная палочка.

— Подумайте и скажите, как могут быть связаны между собой эти предметы?

 Сегодня на уроке мы обратимся к сказке.  Помните «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок».

 — Сформулируйте задачи урока.

Запись темы в тетрадь:

Сказка о потерянном времени.

Евгений Львович Шварц

— Определить главную мысль сказки.

— Понять причину поступков персонажей, что правильно и неправильно

— Извлечь из сказки скрытый смысл, понять, в чём мудрость.

IV. Повторное чтение и анализ произведения

Евгений Шварц как-то сказал: «Я пишу жизнь». Это было действительно так.

— Почему оно названо сказкой?

— Что могло быть на самом деле, а что появилось благодаря фантазии автора?

Итак, сказка у вас на столе.

– Что вы узнали о Пете Зубове?

– Расскажите, как Петя  встретился  с мамой.

– О чем думал Петя после встречи с мамой?

–  Весь город уже проснулся. Найдите отрывки, с помощью которых автор показывает, что все люди вокруг трудятся.

«Сколько раз Петя это видел и только теперь понял, почему  так бояться люди не успеть, опоздать».

— А почему Петю так расстроило, что он теперь не ученик, а пенсионер?

— Петя теперь останется стариком? Неужели ничего нельзя сделать?

 — У Пети появился шанс всё исправить.  Как могло произойти обратное превращение?

– Как ребята нашли остальных друзей по несчастью?

 Превращение стариков в ребят состоялось.

– Почему они смогли победить волшебников?

В сказке не только сюжет захватывает с первых строк, но и ещё много мудрых мыслей.

— Сейчас мы разделимся на группы. У каждой группы будет задание. Помните, что нужно сначала прочитать задание и сообща его выполнить. Один ум хорошо, а два лучше!

Первая группа ищет и объясняет фразеологизмы. Вторая группа составляет синквейн к сказке.

Третья группа заполняет таблицу, описывая качества детей и волшебников.

Дети составляют портрет Пети.

Читать с.6

С.11

Высказывания детей

С.9

Высказывания детей

Приложение 2

Приложение 1

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Выразительно читать.

Понимать на слух ответы обучающихся.

Слушать собеседника.

Строить понятные для собеседника высказывания.

Аргументировать свою точку зрения.

Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону.

Формулировать свое мнение и позицию.

 Строить монологические высказывания.

VI. Домашнее задание

1.Сочинить свою сказку о том, как человек избавился от какого-нибудь недостатка.

2.Рисунки-загадки к сказке.

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи

IX. Итог урока. Рефлексия

          В начале урока мы поставили перед собой задачи определить главную мысль сказки, извлечь из сказки урок мудрости.

-В чем же основная мысль сказки?

— Какой урок мудрости вы извлекли из этой сказки?

О чем заставляет задуматься сказка Е.Л. Шварца?

Важна ли в наше время проблема, о которой рассказал Е. Л. Шварц в 21-ом веке? Почему?

 Обращаясь к читателям, Шварц написал замечательные слова, которые дают уверенность человеку в трудных ситуациях.

 Найдите эти слова.

– А теперь мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы уйдете после этого урока. Нарисуйте ротик часам.

— Хочу закончить наш урок словами Е.Л.Шварца «Мысли можно воспитать. Их можно заставить поумнеть. А от умных мыслей будут и умные правильные поступки».

Спасибо за урок!

С.8.«Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет» 

– Не теряй время даже в действии, чтоб не превратиться в стариков задолго до старости, дорожи каждой минутой. Только в сказке можно вернуть потерянное время – повернуть стрелки назад, не надо надеяться на авось и на потом, а учиться, трудиться сейчас.

С. 9 Так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек.

Много зависит от самого человека. Выход из трудной ситуации найдётся.

Осуществлять
самоконтроль учебной деятельности

Технологическая карта урока.

Предмет, класс

Литературное чтение. Разновозрастная группа 2-4 класс

Учитель

Батина Н.М.

УМК

«Школа России» (Климанова Л.Ф.)

Тип урока

Урок первичного изучения и закрепление нового материала

Тема

Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени»

Цель

Познакомить учащихся со сказкой, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идеи произведения, организовать деятельность учащихся по восприятию текста, совершенствовать навык чтения, способствовать формированию нравственных качеств.

Планируемый результат:

УУД

Предметные умения:

Формировать навык чтения, прежде всего правильность и выразительность.

Формировать поисковый способ чтения.

Определять главных и второстепенных персонажей.

Выявлять мотивацию поведения персонажей.

Характеризовать персонажей.

Определять личное отношение к персонажам.

Выявлять причинно-следственные связи событий.

Составлять перечень вопросов к произведению.

Читать по ролям.

Иллюстрировать прочитанное.

Личностные:

осмысление понятий «благородный поступок», «честность», «верность слову», «делу время – потехе час»

Метапредметные:

регулятивные – формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

познавательные – анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги.

коммуникативные – ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях).

Методы, приемы и формы учебной деятельности обучающихся

Методы: объяснительно-иллюстративный

Приемы: беседа, смысловое чтение

Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Ресурсы:

— основные

— дополнительные

Учебник Климанова Л.Ф. «Литературное чтение 4 класс, часть 2»

Презентация: биография Е.Л.Шварца

— физкультминутка

-алгоритм самооценки

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания для учащихся, выполнение, которых приведет к достижению запланированных результатов.

Планируемые результаты УУД

Предметные

Формирование функциональной грамотности в определении УУД

1. Организацион ный момент. (слайд 1)

Цель: сформировать самооценку готовности к уроку.

2 мин.

Организует класс на работу.

Приветствует учащихся, настраивает их на работу.

Мотивирует на позитивный настрой.

Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку.

— Зачем человеку нужно чтение?

— С какой целью вы пришли на урок?

— Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

— Поднимите руки те, кто больше любит слушать?

— А теперь те, кому нравиться читать самому?

Личностные:

знать и соблюдать основные моральные нормы поведения в классе.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

2. Актуализация опорных знаний и умений.

(слайд 2)

Цель: распознать основные жанровые особенности фольклорных форм.

3 мин.

Читает стихотворение и задает проблемные вопросы.

Слушают учителя, отвечают на вопросы и аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания.

О сказке.

Сказка – художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного, фантастического.

Сказка обязательно чему-то учит.

— «В мире много сказок грустных и смешных.

И прожить на свете нам нельзя без них».

— Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

​​​​​​​

— Что мы называем сказкой?

Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение.

Регулятивные: готовность к созданию предстоящей деятельности; воспринимать речь учителя, выражать свое отношение.

Коммуникативные: умение слушать собеседника, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

3. Постановка учебной проблемы.

(слайд 3)

Цель: пробудить интерес к получению новой информации.

7 мин.

Демонстрация биографии Е.Л. Шварца.

Постановка проблемных вопросов перед учащимися.

Организует работу с пословицами.

Организует учащихся на самооценку.

Просмотр презентации.

Работа в паре.

Дети совещаются в парах и приходят к выводу.

— Будем читать произведение, которое написал Е.Л. Шварц.

Читают пословицы, анализируют и приходят к выводу:

«Героям не хватает доброты, собранности и трудолюбия».

Самооценка.

— Как вы думаете, чему пытается научить в своих произведениях Е.Л Шварц?

— Давайте попробуем определить, какая пословица будет сопровождать и станет девизом сегодняшнего урока.

На доске записаны пословицы.

1. Ложь человека не красит.

2. Делу время, потехе час.

3. Упустишь минуту – потеряешь час.

— Чего же не хватает героям произведения Е.Л. Шварца?

— А теперь оцените себя сами на первом этапе урока. Если вы справились на отлично, то нарисуйте звездочку зеленым цветом, если хорошо – синим, если что-то не получилось – красным.

Познавательные: умение подвести под понятие.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; дополняют, уточняют высказанные мнения по существу поставленного задания.

Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения.

4. Формулирова ние проблемы, планирование деятельности. (слайд 4)

Цель: создать условия для формулировки цели урока и постановки учебных задач.

2 мин.

Предлагает учащимся открыть учебник и прочитать (про себя) название сказки.

На доске открывает запись темы урока.

Учащиеся открывают учебник и читают название сказки.

Отвечают на вопрос.

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

Открываем учебник.

— Прочитайте, как называется сказка?

Тема урока «Сказка о потерянном времени».

Личностные: принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста.

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока.

5. Физминутка. (слайд 5)

Цель: Формирование ценностного отношения к своему здоровью.

Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения.

6. Открытие нового знания.

Цель: обеспечить восприятие и осмысление содержания нового произведения.

1. Первичное восприятие текста. (слайд 6)

4 мин.

2. Проверка первичного текста. (слайд 7)

Цель: установление правильности и осознанности целостного восприятия, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

5 мин.

3. Применение новых знаний. (слайд 8)

Цель: обеспечить усвоения аргументов для убеждения человека в силе истины.

5 мин.

(слайд 9)

(слайд 10)

Зачитывает начало сказки.

Организует чтение обрывка беседы Пети Зубова и Тети Наташи по ролям.

Учитель организует самостоятельное чтение детьми оставшегося отрывка.

Организует беседу по содержанию.

Организует работу с учебником.

Организует дискуссию.

Организует учащихся на самооценку.

Дети слушают начало сказки в исполнении учителя и отвечают на вопросы.

Чтение диалога по ролям без слов автора (хорошо читающимися детьми).

Остальные следят по тексту.

Отвечают на вопросы.

Самостоятельная работа учащихся.

Дочитывают текст «про себя».

Фронтальная работа.

Дети отвечают на вопросы.

Находят в учебнике нужный отрывок текста и читают его.

Высказывают свои предложения из собственного опыта.

Самооценка.

— Определите, это сказка бытовая или волшебная?

— Кто является главным героем сказки? Какую характеристику вы могли бы ему дать?

— Что случилось однажды с Петей Зубовым? Как вы думаете, почему волшебники решили заколдовать именно его?

— Как повел себя Петя Зубов после превращения в старика?

— Какое чувство вы испытываете по отношению к главному герою сказки?

— Можете ли вы объяснить название этой сказки? Что из событий этой сказки могло бы произойти по-настоящему?

— Как вы думаете, удастся ли Пете исправить ситуацию, в которую попали дети? Как это происходило?

Прочитаем дальше.

— Что необходимо было сделать Пете Зубову для спасения?

— Как вы думаете, изменится ли теперь характер главного героя сказки и его «товарищей»?

Выборочное чтение.

Найди и прочитай:

— Как Петя распознавал в старушках и стариках своих «товарищей»? Подтвердите свой ответ словами из текста.

— Какие слова о времени произнес Петя Зубов, когда заблудился в лесу? Зачитайте.

— Как вы понимаете эти слова?

— Что же случилось с волшебниками? Зачитайте.

— Прочитайте последнее предложение сказки. Какой вывод можно сделать?

— Соотнесите идею сказки с пословицами, записанными на доске.

— Многие сказки кончаются такими словами: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

— Какой урок вы извлекли для себя из этой сказки?

— Расскажите, как вы бережете свое время и время окружающих вас людей.

Закончите предложение:

— Сказки разных народов мы читали, но где бы человек ни жил, все сказки учат…

— Оцените себя сами на этом уроке.

Полноценно воспринимать при чтении вслух и «про себя», при прослушивании текста в исполнении учителя и перерабатывать содержание материала, получая от этого удовольствие; уметь прогнозировать содержимое читаемого; устанавливать причинно-следственные связи; определять главную мысль произведения;

характеризовать героев

*пользоваться сносками.

Личностные: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм; эмоционально «проживать» текст, выражать эмоции; понимать ценности семьи, чувства уважения, ответственности по отношению к своим близким.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации; анализировать информацию.

Регулятивные: передавать содержание прослушанного и прочитанного в виде пересказа; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Коммуникативные: участие в коллективной дискуссии, формирование аргументов, умение корректировать, изменять свою точку зрения.

7. Итог урока. (слайд 11)

3 мин.

Задает вопросы учащимся.

Дети, на основе полученных знаний, отвечают на вопросы.

— С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке?

— Каково оно по жанру?

— Какие элементы сказки вы можете назвать?

— Какой урок может извлечь из этой сказки для себя каждый читатель?

Личностные: вырабатывать способность к нравственной оценке; развивать эмпатию; формировать способность к эмоционально-личностной децентрации.

8. Рефлексия учебной деятельности. (слайд 12)

Цель: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

7 мин.

Организует работу в группах.

Составление плана сказки.

Организует учащихся на оценку.

Работа в группах.

Дети дают оценку работы учащихся.

Работа в группах.

— На сколько смысловых частей вы могли бы разделить весь текст сказки?

— Какое заглавие каждой части вы могли бы предложить?

Запись в тетради:

1. Ученик Петя Зубов.

2. Беда Пети Зубова.

3. «Волшебный» дом.

4. Поиск товарищей.

5. Победа над волшебством.

— Что получилось? (План)

— Для чего необходим план произведения?

-Оцените себя сами на этом этапе урока.

— Ребята, как бы вы оценили работу одноклассников в команде?

Личностные: высказывать и пояснять свою точку зрения.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности, самооценка на основе критерия успешности.

Регулятивные: определять степень успешности своей работы и работы ребят в группе.

9. Домашнее задание.

(слайд 13)

2 мин.

Записывает д/з на доске.

Записывают д/з в дневник.

Опираясь на составленный план, подготовить пересказ сказки; нарисовать рисунок к сказке.

Познавательные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Цели урока:


  • обеспечить глубокое понимание смысла текста,
    осознание последствий потерянного времени,
    умение характеризовать поступки героев;
  • формировать навыки выборочного чтения, чтения
    по ролям, умение работать в группах;
  • развивать речевые умения, творческие
    способности детей;
  • воспитывать сотрудничество,
    доброжелательность, интерес к литературному
    чтению.

Оборудование: проектор, компьютер, диск с
записью ритмичной музыки и релаксацией, портрет
Е.Шварца, модель «волшебных часов», цветной
картон, клей, картинки для коллажа, папка для
файлов, картинки-«личики».

Ход урока

1. Организационный момент. Создание
эмоционального настроя.

— Тише, тише, дан звонок —
Начинается урок.

— Здравствуйте, ребята (дети сидят группами).
Сегодня урок чтения у вас буду вести я. Зовут
меня. Наш урок необычен. У нас много гостей.

— А как встречают гостей? Давайте улыбнёмся им, и
будем дружно работать.

2. Актуализация знаний.

— Посмотрите на доску. Здесь перепутались
пословицы.

Попробуйте их собрать (соединяют стрелочками
на доске)
.

коли делать нечего да не откладывай дела
потехе час скучен день до вечера
откладывай безделье делу время

Что объединяет все эти пословицы? (они о
том, что время необходимо проводить с пользой,
т.к. время без дела — время, потраченное зря).

— Какая пословица является названием раздела? (Делу
время — потехе час
).

С каким произведением вы уже познакомились?
(Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»).

(На доске открывается тема урока + портрет
автора).

3. Создание проблемной ситуации. Формулирование
целей урока.

— Фантазия Е.Л.Шварца была неистощима, а он сам
был великим тружеником. Писатель всегда старался
не тратить времени попусту, как это неосторожно
сделали в сказке ленивые школьники.

— Представьте себя на их месте. Не правда ли
страшно?

Как же надо жить, чтобы не терять времени
зря? (Вопрос открывается на доске).

— Чтобы ответить на этот вопрос, давайте
разберёмся в поступках героев, дадим им
характеристику.

(Вбегает Петя Зубов — старичок с часами).

Петя: — Ребята, меня никто не узнаёт ни в школе,
ни дома. А вы-то хоть узнали?

(Петя Зубов).

— Вы слышали, какая беда со мной случилась?

(Злые волшебники украли молодость).

(Петя плачет).

Учитель: — Петя, не плачь. Мы тебе сможем помочь?

Петя: — Да, вот волшебные часы, если вы быстро
выполните все задания, на которые они покажут, я
смогу найти своих друзей по несчастью и
превратиться обратно в мальчика.

Учитель: — Ребята, поможем Пете? (Да).

Петя: — Спасибо. Ребята, приступайте
немедленно к делу, и я тоже не буду терять времени
— пойду искать заколдованных детей.

4. Проверка домашнего чтения.

— Часы показывают на 1 задание:

Почему дети превратились в молодых
старичков? (Всюду опаздывали, от всех
отставали).

Найдите доказательства в тексте. (с. 4
«Жил — был мальчик:» до «И вот однажды:»).

(с.7 «Вот ведь как, :» до «А время, потерянное:)

Задание 2:

— По каким приметам Петя находил собратьев по
несчастью? Для этого давайте проведём игру «Да —
нет».

— Я буду вам говорить — если вы согласны с моими
утверждениями, то берётесь за руки и поднимаете
их вверх, если нет, то мотаете головой. Итак,
начнём.

— Старушка сидит на скамейке и болтает ногами. (Да).

— Кого из девочек Петя нашёл таким образом? (Марусю
Поспелову).

— Старушка идёт с большой корзиной. (Нет, это
была не школьница).

Старик прицепился к трамваю № 9. (Да).

— Кто это был? (Зайцев Вася).

— Старик несёт ведро и кисть. (Нет).

Старик посыпает тротуар песком. (Нет).

— Старушка играет в классики на одной ножке. (Да).

Кто эта старушка? (Соколова Надя).

— Молодцы, вы хорошо знаете сказку.

Задание 3:

— Как и в любом произведении есть самый
напряжённый момент. Давайте найдём его и
прочитаем по ролям. (с.14 «Влез Петя Зубов:» до
«Посмотрите ребята:»)

(Читают 3 человека: автор, Маруся, Петя).

Задание 4: физкультминутка.

-Часы предлагают нам отдохнуть.

(Выполняются под музыку ритмичные движения,
имитирующие действия часов).

5. Работа над новым материалом.

Задание 5:

-На какие две группы можно разделить героев в
сказке? (школьники и волшебники).

Расположите эти имена по группам.

Ольга

Петя

Пантелей

Марфа

Надя

Маруся

Вася

Сергей

(На доске появляется):

Куда бы вы вписали имена школьников? (в круг
с «+»).

А злых волшебников? (в круг с «-» ).

-Почему? (Дети исправились — научились ценить
время
).

Задание 6:

— Какова главная мысль этой сказки? В каких
словах она заключена? (с.16 — последний абзац —
чтение вслух хором).

6. Практическая работа.

— Мы тоже не будем терять времени зря.

— Часы предлагают нам следующие задания: надо
составить коллаж из картинок, которые лежат у вас
на партах.

Подберите картинки таким образом, чтобы они
соответствовали теме (учитель заранее готовит
картинки для коллажа)
.

Задание 7: 1 группа детей: Петя Зубов-
старичок.

Задание 8: 2 группа детей: Волшебники за
столом.

Задание 9: 3 группа детей: Поиски детей-
старичков.

Задание 10: 4 группа детей: Обратное
превращение.

Итак, начнём. (Работа выполняется под
музыку — релаксация).

7. Подведение итогов.

— Давайте посмотрим на результаты вашей
деятельности (Дети выходят с работами к доске
по одному).

— Ребята, у нас получился картинный план сказки.
Он поможет вам подготовить пересказ- это будет
вашим домашним заданием.

Задание11:

— Ответьте на вопрос, который задали в начале
урока (вопрос на доске).

— Как надо жить, чтобы не терять времени? (ценить
время, не откладывать дела на потом,:.)

Задание 12: Когда стрелки сходятся в цифре 12,
обычно происходит какое- то чудо. Как во многих
сказках, в нашей тоже должно произойти чудо…

(Вбегает в класс Петя Зубов-мальчик).

Ребята, вы помогли мне и моим друзьям снова
стать детьми. Теперь я понял, что время- это жизнь,
а жизнь дана на добрые дела.

Ведут часы секундам счёт
Ведут минутам счёт.
Часы того не подведут,
Кто время бережёт…

:С часами дружба хороша!
Работай, отдыхай,
Уроки делай не спеша
И книг не забывай!

-Я решил сделать для вас доброе дело — подарить
вам эту волшебную папку, в которую вы и будете
собирать свои любимые произведения. Надеюсь, что
первые странички украсят ваши работы по сказке Е.
Шварца.

-А теперь мне пора; я спешу к своим друзьям в
родную школу. Цените своё время, не теряйте его
попусту.

8. Рефлексия.

Урок заканчивается.

— Мне хотелось бы узнать: с каким настроением вы
уходите с этого урока.

— На партах картинки-«личики». Выберите такое
выражение, которое соответствует вашему
настроению.

— Спасибо. Урок окончен.

 «Читатель на миллион» интеллектуальная игра по сказке Евгения Шварца

«Читатель на миллион»

интеллектуальная игра

по сказке Евгения Шварца

«Сказка о потерянном времени»

По какому очень простому предмету у Пети Зубова была двойка? А. Физкультура B . Пение C . Рисование D . Чтение 2

По какому очень простому предмету у Пети Зубова была двойка?

А. Физкультура

B . Пение

C . Рисование

D . Чтение

2

В каком классе учился Петя Зубов? B . 2 класс А. 1 класс D . 4 класс C . 3 класс

В каком классе учился Петя Зубов?

B . 2 класс

А. 1 класс

D . 4 класс

C . 3 класс

Кого однажды увидела тётя Наташа в раздевалке вместо Пети Зубова? B . Дедушку А. Дяденьку D . Старшеклассника C . Юношу

Кого однажды увидела тётя Наташа в раздевалке вместо Пети Зубова?

B . Дедушку

А. Дяденьку

D . Старшеклассника

C . Юношу

 Что находилось над столом в лесной избушке? А. Электрическая лампа B . Фонарь D . Керосиновая лампа C . Свеча

Что находилось над столом в лесной избушке?

А. Электрическая лампа

B . Фонарь

D . Керосиновая лампа

C . Свеча

 С помощью какого предмета злые волшебники считали года? B . Калькулятор А. Счёты D . Часы C . Палочки

С помощью какого предмета злые волшебники считали года?

B . Калькулятор

А. Счёты

D . Часы

C . Палочки

Сколько раз надо было повернуть стрелки часов обратно, чтобы злодейство пропало? А. 87 раз B . 57 раз  C . 67 раз D . 77 раз

Сколько раз надо было повернуть стрелки часов обратно, чтобы злодейство пропало?

А. 87 раз

B . 57 раз

C . 67 раз

D . 77 раз

На какое дерево влез Петя Зубов, чтобы сверху увидеть дом? B . На ель А. На осину D . На сосну C . На берёзу

На какое дерево влез Петя Зубов, чтобы сверху увидеть дом?

B . На ель

А. На осину

D . На сосну

C . На берёзу

В какое время дети-старики оказались в волшебном доме? B . Без пяти минут 12 А. В 12.00 D . Без пяти минут 11 C . В 11.00

В какое время дети-старики оказались в волшебном доме?

B . Без пяти минут 12

А. В 12.00

D . Без пяти минут 11

C . В 11.00

С чем была булочка, которую кушала девочка-старушка Маруся Поспелова? B . С корицей А. С изюмом C . С повидлом D . С орехами

С чем была булочка, которую кушала девочка-старушка Маруся Поспелова?

B . С корицей

А. С изюмом

C . С повидлом

D . С орехами

На каком «продукте» висел Вася Зайцев, которого увидели заколдованные дети? А. На «картошке» B . На «бублике» D . На «помидоре» C . На «колбасе»

На каком «продукте» висел Вася Зайцев, которого увидели заколдованные дети?

А. На «картошке»

B . На «бублике»

D . На «помидоре»

C . На «колбасе»

 На каком счёте волшебники превратились в стариков? B . На 20 А. На 10 D . На 40 C . На 30

На каком счёте волшебники превратились в стариков?

B . На 20

А. На 10

D . На 40

C . На 30

Почему дети-старики, когда ехали к лесному дому волшебников, смутились, покраснели?  B . Им школьники стали уступать место А. Им стало страшно C . Им стало холодно D . Им стало жарко

Почему дети-старики, когда ехали к лесному дому волшебников, смутились, покраснели?

B . Им школьники стали уступать место

А. Им стало страшно

C . Им стало холодно

D . Им стало жарко

Почему люди боятся не успеть, опоздать, отстать? B . Жизнь будет серой, а потом белой А. Жизнь будет радостной, быстро пролетит D . Жизнь будет разноцветной C . Жизнь будет бесцельной, пройдёт мимо

Почему люди боятся не успеть, опоздать, отстать?

B . Жизнь будет серой, а потом белой

А. Жизнь будет радостной, быстро пролетит

D . Жизнь будет разноцветной

C . Жизнь будет бесцельной, пройдёт мимо

В какой последовательности Петя нашёл молодых старичков, старых детей? B . Наденька Соколова, Зайцев Вася, Маруся Поспелова А. Зайцев Вася, Маруся Поспелова, Наденька Соколова D . Маруся Поспелова, Зайцев Вася, Наденька Соколова C . Маруся Поспелова, Наденька Соколова, Зайцев Вася

В какой последовательности Петя нашёл молодых старичков, старых детей?

B . Наденька Соколова, Зайцев Вася, Маруся Поспелова

А. Зайцев Вася, Маруся Поспелова, Наденька Соколова

D . Маруся Поспелова, Зайцев Вася, Наденька Соколова

C . Маруся Поспелова, Наденька Соколова, Зайцев Вася

Какова главная мысль произведения? B . Злые волшебники ловили ребят, теряющих время понапрасну А. Выполнять дела надо завтра, завтра, завтра D . Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет C . Стали волшебники малыми ребятами, а ребята старыми стариками

Какова главная мысль произведения?

B . Злые волшебники ловили ребят, теряющих время понапрасну

А. Выполнять дела надо завтра, завтра, завтра

D . Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет

C . Стали волшебники малыми ребятами, а ребята старыми стариками

Молодцы!!! 16

Молодцы!!!

16

Урок чтения по «Сказке о потерянном времени» Е.Л. Шварца

Предмет: литературное чтение

Класс: 4 «А»

УМК: «Школа России» Л.Ф. Климанова. «Литературное чтение. 4 класс»

Тема урока: Е.Л.Шварц « Сказка о потерянном времени».

Тип урока: комбинированный, урокзакрепление

Цели:

Образовательные: обобщить знания учащихся по данной сказке, развивать память, учить

находить в тексте слова, которые помогают описать эмоциональное состояние персонажей,

развивать навыки выразительного чтения.

Развивающие: развивать мыслительные операции, творческие способности учащихся, речь.

Воспитательные: воспитывать трудолюбие, внимательное отношение к окружающим,

убедить ребят в необходимости планировать своё время, заполнять досуг полезными делами.

Планируемые результаты:

Предметные:

Развивать умение слушать и слышать художественное произведение; уметь анализировать

художественный текст, расширить представления о взаимоотношениях людей, о дружбе,

взаимопомощи и поддержке.

Личностные: Формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать

выводы.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи урока. Исходя из анализа

материала учебника в совместной деятельности, понимания ее, планирование вместе с

учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Коммуникативные УУД. Ответы на вопросы на основе художественного текста

учебника, осмысление правил взаимодействия при обсуждении текста

Познавательные УУД. Анализ художественного текста, выделение в нем основной

мысли, умение ориентироваться в художественной книге.

Метапредметные связи: русский язык

Ресурсы:

учебник Л.Ф. Климанова «Литературное чтение: 4 класс» ч. 1. Стр. 4 — 16. —

М: Просвещение, 2016 г.;

компьютер, проектор, экран, презентация.

карточки

Оборудование: проектор, презентация, карточки с названиями сказок, костюмы для героев

Ход урока :

1.Создание проблемной ситуации, подведение к теме урока

Что летит быстрее мысли

И не имеет ни начала, ни конца?

Вчера было,

Сегодня есть

И завтра будет.

Почему я загадала загадки о времени?

Какое произведение вы готовили к сегодняшнему уроку?

Ребята, какие навыки и умения вы развиваете, работая над литературным произведением ?

Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке, исходя из его темы?

На уроке попытаемся ответить на вопросы: для чего придумана эта сказка автором ? что в

ней вымысел, а что могло произойти реально?

2.Беседа о сказках.

Произведение называется «Сказка о потерянном времени»

Чем сказка отличается от других литературных произведений ?

Сказкаповествовательное, обычно народное произведение о вымышленных лицах и

событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

На какие 2 группы можно разделить сказки? (народные и авторские)

Распределить сказки на группы (на доске карточки с названиями сказок)

Гадкий утенок, Царевналягушка, Красная Шапочка, Иван Царевич и серый волк, Морозко,

Дюймовочка, Айболит, Финистясный сокол, Бременские музыканты, По щучьему веленью

В это время остальные рассматривают портреты писателей (на слайде):

Кто лишний? А. Пушкин, Л. Толстой, С. Есенин, К.Чуковский, П.П .Бажов, Д.Н Мамин

Сибиряк. Кто здесь лишний? (Есенин)не писал сказок.

Что общего у остальных писателей ? Русские писатели

Кто из них писал сказки поэтическим языком? А.С. Пушкин, К. И Чуковский

Посмотрите ещё раз на слайд. Кто из них писал произведения в ХХ веке?

Евгений Львович Шварц тоже прославился в ХХ веке благодаря своим сказкам. Одну из них

вы прочитали дома. А каким человеком вы представляете Шварца ?

3. Новый материал

ЕВГЕНИЙ ЛЬВОВИЧ ШВАРЦ .

Родился 9 (21) октября 1896 в Казани в семье врача. Детство Шварца прошло в г.Майкопе.

В 1914 году Евгений поступил на юридический факультет Московского народного

университета, но проучившись там два года, решительно отказался от профессии юриста,

посвятив жизнь театральному искусству и литературе.

Весной 1917 года был призван в армию.В 1921 году он приехал в Петроград в составе

ростовской театральной труппы. Некоторое время работал секретарём у Корнея Чуковского.

Свои произведения начал писать с 1923 года.

С 1924 года Шварц жил в Ленинграде, работал в Госиздате под руководством С. Я. Маршака.

Активно участвовал в создании популярных детских журналов «ЁЖ» и «ЧИЖ».

В военные годы Евгений Шварц работал сначала в ленинградском Радиоцентре, продолжал

писать пьесы. В конце 1941 года был эвакуирован из блокированного города. В 4243 годах

Шварц работал сначала в кировском театре, а после в театре Душанбе. В 1944 году переехал

с театром в Москву.

После войны Евгений Шварц продолжил работу в кинематографе. Наиболее значимые его

работы того времени: «Золушка», «Первоклассница», «Марьяискусница», «ДонКихот».

Сценарии ко всем этим фильмам писал Шварц.

Умер Евгений Шварц 15 января 1958 года в Ленинграде от инфаркта в 61летнем возрасте.

Писатель похоронен на Богословском кладбище.

Русский советский драматург, автор более двадцати пьес для драматического театра и театра

кукол, а также сценариев к одиннадцати игровым кинофильмам и одному мультфильму.

Словарная работа

«Сказка о потерянном времени» была написана давно, в ней много старинных слов, которые

требуют объяснения. Назовите слова, значение которых для вас непонятно.

Окладистая (борода) – широкая и густая.

Керосиновая лампа – лампа, освещающая при помощи керосина.

Ходики – небольшие стенные часы упрощенного устройства с гирями

Пола, полы – нижняя часть , раскрывающейся спереди одежды, например полы пальто.

Ситныйхлеб из просеянной муки.

Подберите синонимы к словам:

хмурый – угрюмый, невесёлый

сберечь – сохранить, спасти, сэкономить.

Подберите антонимы к словам:

состариться –помолодеть

трудиться – лениться, бездельничать.

В сказке встречаются фразеологизмы и крылатые выражения. Найдите

их и объясните смысл :

терять время понапрасну тратить время бессмысленно, без пользы

держать ухо востро быть осмотрительным

как сквозь землю провалился исчез, пропал

и в ус не дует не переживает

с ног сбиться устать; изнемочь от хождения

Физминутка:

Кто там ходит влевовправо?

Это маятник в часах.

Он работает исправно

И твердит: «Тиктак, тиктак». (Руки на поясе, наклоны вправо и влево)

А над ним сидит кукушка,

Это вовсе не игрушка.

Птица дверцу отворяет,

Время точно сообщает. (Руки согнуты перед грудью, резкими рывками руки распрямляются

в стороны)

А часы идут, идут,

Не спешат, не отстают.

Мы без них не будем знать, (Ходьба на месте)

Что уже пора вставать. (Потянуться)

Заранее подготовленные учащиеся переодеваются в костюмы.

Итак, сказка начинается. (Показ отрывка из произведения как Петя зубов становится

стариком)

Беседа по содержанию :

Как звали главного героя сказки? Петя Зубов

Что с ним случилось? Он внезапно постарел

Когда происходили события, описанные в произведении ? В середине ХХ века

Назовите предметы, которые помогают нам это понять. Керосиновая лампа, счёты, часы

ходики, газета «Пионерская правда»

Где случилась эта история ? В городе

Куда попал Петя ? В чащу леса

Как герой воспринимает волшебство? Огорчается, расстраивается, пугается

Какие слова говорят об этом? «… бедный я, несчастный, что со мной будет

Сожалеет ли Петя о случившимся? Из каких слов это видно?

Да, сожалеет. «… Я всего два года работал, да и только на два и три …»

Как звали стариков? Сергей Владимирович, Ольга Капитоновна, Марфа Васильевна,

Пантелей Захарович

Выборочное чтение:

Найдите и прочитайте отрывок, в котором говорится, каких ребят ловили злые волшебники .

Что нужно было сделать, чтобы снова дети стали детьми ?

Как выглядел город утром? Что делали люди?

Как он нашёл первую девочку? Вторую? Третьего героя?

Что сказал Петя, когда они заблудились в лесу?

Блицопрос:

Сколько раз звонил Петя в дверь? 3

Что лежало в избушке в углу? Сено

Как назывались часы? Ходики

Сколько было табуреток в избушке? 4

На чём считали время злые волшебники? на счётах

Как Петя узнал, что всё в его руках? услышал разговор злых волшебников.

Как Петя сидел в это время? тихо, как мышка.

Какую газету читала старушка – девочка, сидя на скамейке? Пионерскую правду

В какие игры играли девочки? Ответы: в «трешку» и в классики

Сколько раз надо было повернуть стрелки обратно? 77

На каком повороте волшебники стали стариками? На 40

Найдите главные слова в сказке.

Как вы думаете, почему ребята смогли одолеть волшебников?

4. Проверка домашнего задания.

Вы выписывали пословицы и поговорки о времени, зачитайте их.

5. Проверка усвоенного матерала. Тест. Презентация

6. Итог

Читая эту сказку, каждый из вас сделал какой – то вывод лично для себя. Поделитесь

своими размышлениями. (Ответы детей)

Для чего придумана эта сказка автором?

Какую проблему поставил автор?

Какой совет даёт нам автор в сказке?

Является ли эта проблема актуальной и сегодня?

7.Рефлексия.

Достигли ли мы цели? Поднимите руки, кто считает, что достигли. Объясните свою точку

зрения. А кто думает подругому ?

Для чего нам нужен материал, изученный сегодня?

Закончить я хочу словами Евгения Львовича Шварца :

Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю

силу, во весь голос то, что думаешь.

Спасибо за урок !

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Разработка урока

внеклассного чтения

для 3 класса

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Ученик будет учиться приспосабливаться, к условиям общества, сопереживать героям произведения и близким людям в жизни. Будет пытаться рассуждать логически. У него будет развиваться воображение, речь, мышление.

Учитель начальных классов

Тарасевич Наталья Михайловна

Разработка урока внеклассного чтения

для 3 класса по теме:

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Предмет: Литературное чтение.

Класс: 3

Технология: Развитие критического мышления через чтение и письмо

Учебник: Учебник для 3 класса по литературному чтению.

Оборудование: индивидуальные бланки ответов, пословицы о времени, учебники, компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация.

Тема: Пропущенный час годом не нагонишь

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

ТИП УРОКА: КОМБИНИРОВАННЫЙ

Мотивация: Ученик будет учиться приспосабливаться, к условиям общества, сопереживать героям произведения и близким людям в жизни. Будет пытаться рассуждать логически. У него будет развиваться воображение, речь, мышление.

Задачи: Ученик сможет предположить и сравнить предположение с окончательным результатом. Сможет выделить главную мысль произведения. Сможет сравнить взаимоотношения героев произведения с собственными поступками. Смогут написать составить пятистишье. Попытаются проанализировать поступки героев. Они будут строить взаимоотношения в обществе с точки зрения нравственности. Ученики смогут разносторонне анализировать произведение.

Предпосылки:

учащиеся умеют читать бегло и осознано, поэтому данная стратегия приемлема;

должен уметь наблюдать за окружающими событиями

Оценка:

тестовые задания, пятистишье, устные ответы и активность работы в группе, самооценка учащихся, взаимооценка учащихся.

Разбивка на группы:

произвольная.

Цели:

формирование у учащихся беглого, выразительного чтения. Сформировать необходимые представления о роли времени и труда в жизни человека, активизировать познавательную деятельность учащихся.

Использовать приёмы технологии критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учащихся, умение анализировать, выделять главное, сравнивать, сопоставлять; совершенствовать навык чтения, повышать литературную образованность на примере рассказа Е.Л. Шварца «Сказка о потерянном времени».

Создавать условия для формирования учебно-информационных умений (работа с учебником, с пословицами); создавать условия для формирования умений и навыков общения, взаимодействия при работе в парах и группах.

Создавать условия для формирования нравственного облика учащегося (помочь глубже осознать, что такое добро и зло, честь и справедливость, честность и доброжелательность).

ПЛАН УРОКА

  1. Орг. Момент

  2. Побуждение

  1. Тема урока. Работа с афоризмом (коллективная работа).

  2. Повторение пройденного материала. Тест-проверка (самостоятельная, индивидуальная)

  3. Таблица Шульте (коллективная)

  4. Проверка домашнего задания. Разговор с автором (работа в паре)

  5. Портрет героя. Сюжетная таблица (индивидуально, в паре, в группе, коллективно)

  6. Физминутка

  1. Осмысление

  1. Стратегия «6 шляп мышления» (работа в группах)

  2. Чтение по ролям (индивидуально)

  3. Выборочное чтение (индивидуально)

  1. Рефлексия

  1. Шестая Синяя шляпа. Обобщение (коллективная работа)

  2. Пятистишье (индивидуально, в паре, в группе, коллективно)

  3. Ответы на вопросы (коллективная работа)

  4. Работа с пословицами (работа в группе)

  5. Домашнее задание

Ход урока

  1. Орг. Момент.

Психологический настрой (слайд)

Самый лучший день — сегодня.

Самый лучший отдых – работа.

Самая лучшая работа та, которую ты любишь.

Самая большая потребность – общение.

Самоё большое богатство – здоровье.

Самый большой дар – любовь.

  1. Побуждение

Оценка каждого вида работ жетонами-секторами.

  • Чтение темы урока (слайд)

На доске пословица: «Пропущенный час годом не нагонишь».

Работа с афоризмом (жетоны)

— Прочтите пословицу к уроку, и определите его задачу.

— Мы сегодня на уроке будем открывать тайну слова, читать осознанно, критически оценивать прочитанное.

Слайд ВРЕМЯ

  • Повторение пройденного (слайд) Тест (жетон)

1 Художественное произведение, созданное автором на основе народных сказок

а потехе час

2. Изображение внешности героя: его лица, фигуры, одежды, манеры держаться и говорить. В нем отражаются характер и внутренний мир героя, авторская оценка.

литературная сказка

3.Делу время,

портрет героя

— Как понимаете пословицу?

— Какое время вы считаете потерянным? (коллективная работа) (жетон)

Работа по таблице Шульте (слайд) (жетон)

Проверка домашнего задания (слайд)

Постановка цели урока. Эпиграф к уроку (слайд)

“Разные люди бывают на свете: кузнецы, повара, доктора, учителя, школьники…

А вот я – сказочник. И все мы работаем, и все мы люди нужные, необходимые, очень хорошие люди”.

(Из сказки Е. Шварца “Снежная королева”) (жетон)

Разговор с автором: (слайд) (жетоны)

На доске слайд с вопросами об авторе. Каждой команде дается вопрос. Один из учеников находит и читает ответ на доске.

1. Где ты родился?

Ответ: “Я родился в 1896 году в Казани, мои родители были студентами-медиками Казанского университета”.

2. В каком возрасте научился читать?

Ответ: “Читать я научился рано. Как и когда, вспомнить не могу. Первую книгу помню – это сказки в издании Ступина”.

3. Твоя любимая детская книга?

Ответ: “Я вспоминаю, как мама прочла книгу “Принц и нищий”. А потом она была прочитана мною, сначала по кусочкам, затем вся целиком много раз подряд”.

4. Кем мечтал стать в детстве?

Ответ: “Мама очень хотела, чтобы я стал инженером. “Кем ты будешь?” — как-то спросила она. Я ответил полушёпотом: “Романистом”. В смятении своём я просто забыл, что существует более простое слово “писатель”.

Рассказ о творчестве писателя.

1 ученик:

— Шварц был необычным сказочником. Он брал известные всему миру сказки Х. К. Андерсена, Ш. Перро, народные сказки, изменял сюжет и судьбы героев. Сказка становилась совершенно неузнаваемой.

2 ученик:

— Он писал стихи и пьесы. Но до сих пор нет полного собрания сочинений писателя.

3 ученик:

— Он был очень скромным, робким в жизни, а все свои смелые мысли помещал в свои произведения. В них Шварц высмеивал человеческие пороки.

4 ученик:

Рассказ об авторе заранее подготовленный (Чернявская А.)

Учитель добавляет:

— Вот что написал о нём его внук А. Крыжановский в рассказе “За что мы любим праздник”:

“Люди тянулись к Шварцу. Он был душой компании… Но к сказке пришёл не сразу, хотя по природе был праздничным человеком”.

Учитель:

— 1940-й – год написания “Сказки о потерянном времени”. До начала Великой Отечественной войны остался один год. Люди ощущали предвоенную тревогу. А Шварц пишет сказку для ребят!

Сюжетная таблица (СЛАЙД)(жетоны)

Кто?

Какой?

Что делал?

Почему?

1. Петя Зубов

2. Маруся Поспелова

3. Наденька Соколова

4. Зайцев Вася

5. Сергей Владимирович

Физминутка (слайды) (жетон)

  1. ОСМЫСЛЕНИЕ

Работа учащихся в группах по стратегии « 6 шляп мышления» (слайд) (жетоны)

  • 1 группа БЕЛАЯ ШЛЯПА

  • Какие события произошли в рассказе? Кто герои? (Чтение по ролям отрывка с97-98)

  • 2 группа ЖЕЛТАЯ ШЛЯПА

  • Что хорошего в рассказе? Что понравилось? (найти и зачитать отрывок)

  • 3 группа ЧЕРНАЯ ШЛЯПА

  • Что плохого в рассказе? Что не понравилось? (найти и зачитать отрывок)

  • 4группа КРАСНАЯ ШЛЯПА

  • Какие чувства испытали? В какой момент?

  • 5 группа ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА (найти чувства героя)

  • Как можно изменить события? Что было бы если…?

Если вы видите ошибки своих товарищей, одноклассников, как вы поступаете?

— А если товарищ не обращает внимания на ваше замечание, тогда как?

Выборочное чтение,

— Где Петя встретил таких же стариков-третьеклассников, что они делали в это время?

— Сколько их было в городе? (4 человека).

— Как вы считаете, справедливо ли поступили волшебники с ребятами?

— О чем нам необходимо помнить?

4. РЕФЛЕКСИЯ

Синяя шляпа (слайд) (жетон)

Это – философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели и т. д.

Пятистишье (Школьники, волшебники) (слайд) (жетон)

— Какими волшебниками вы бы стали? Защищая добро или зло? Почему? (Работа индивидуально, в паре, в группе)

— Сказки бывают разные. И герои в сказках разные. Одни добрые, другие злые. Назовите героев сказок, которые несут зло — это (идет перечисление).

— Назовите положительных героев сказок (идет перечисление).

— Какие черты характера ярко выражены в этих героях?

— Во всех сказках присутствует волшебство.

— Кто же такие волшебники?

— Подберите слова синонимы (колдуны, феи, маги, иллюзионисты и т.д.) Они тоже творят чудеса добра и зла. — И дела у них разные.

— Какими бы вы хотели стать волшебниками, почему?

— Какие добрые дела вы бы хотели сделать? Молодцы! Что необходимо делать, чтобы везде и все успевать?

( Соблюдать режим дня.)

Итак. Ребята спаслись.

-Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет — эти последние строчки сказки читаем хором.

— Как вы думаете, сегодняшнее время мы не потратили даром?

— Что нового мы узнали?

— Чему учат сказки? Главная мысль.

Резервное задание — В заключение урока вам предлагается сделать вывод — поработать с пословицами

Работа с пословицами (составь из слов пословицу) (слайд)

  • Делу время, а потехе час.

  • Порядок время бережет.

  • Не теряй времени даром

  • Не вернуть то, что прошло ( НА ТРЕХ ЯЗЫКАХ)

Не откладывай на завтра, то, что можно сделать сегодня (жетон)

— Вы хорошо поработали. Предлагаю вам самим оценить сегодняшний урок. Обменятся листками с соседом и выполнить взаимооценку. Я проверю ваши работы и поставлю оценку за урок. Раздать жетоны и сосчитать сектора, подвести итоги.(СЛАЙД)

Дети хором читают эпиграф, подписанный под портретом Е. Шварца: (слайд)

“Разные люди бывают на свете: кузнецы, повара, доктора, учителя, школьники…

А вот я – сказочник. И все мы работаем, и все мы люди нужные, необходимые, очень хорошие люди”.

(Из сказки Е. Шварца “Снежная королева”)

Домашнее задание: (слайд)

  • Написать эссе «Если бы я был волшебником»

  • Подготовить чтение по ролям (1 ЧАСТЬ)

  • Закончить пятистишье, если не успели.

Если останется время Прослушивание аудиозаписи

Бланк ответов. Ф.И. ученика _________________________ Число _________ 1. ТЕСТ

1 Художественное произведение, созданное автором на основе народных сказок

а потехе час

2. Изображение внешности героя: его лица, фигуры, одежды, манеры держаться и говорить. В нем отражаются характер и внутренний мир героя, авторская оценка.

литературная сказка

3.Делу время,

портрет героя

2. СЮЖЕТНАЯ ТАБЛИЦА

Кто?

Какой?

Что делал?

Почему?

  1. ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ

___________________________________________________________________ ____________________________________________________________________

  1. ПЯТИСТИШЬЕ

_________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ ___________________________________________

Самооценка Взаимооценка Оценка учителя

5 4 3 5 4 3 5 4 3

  • Библиотека русского фольклора сказки
  • Библиотека рассказов истории 18
  • Библиотека пьес сказки по автору
  • Библиотека по английскому как пишется
  • Библиотека по английски как пишется