Литературно-художественный
анализ на примере произведения( сказки).
План
1. Название
произведения, жанр ( вид для сказки) ( автор для авторских произведений).
2. Тема(
о ком,чём- по основным событиям).
3. Идея(
ради чего, с какой целью).
4. Характеристика
гл. героев( цитаты из текста).
5. Художественное
своеобразие произведения.
(особенности
композиции, приёмы и способы изображения, характеристика языка- примеры из
текста).
6. Выводы-
значение в работе с детьми.
Литературно-художественный анализ на
примере сказки « Петушок и жерновцы».
1.Русская народная сказка «Петушок и
жерновцы» о животных и людях.
2.Сказка о том, как мужик нашёл чудесные
жерновцы и петушка. Как жадный боярин украл эти жерновцы, а петушок помог
вернуть их.
3.Идея сказки — осудить жадность,
зависть, воровство. Показать как важны дружба и взаимовыручка.
4.Старик и старуха – бедные, работящие
люди. Радушные хозяева «Ехал мимо какой-то боярин и заехал к старику со
старухой в хату.
— Нет ли, — спрашивает, — чего-нибудь
поесть?
Старуха говорит:
— Чего тебе дать, родимый,- разве
блинков?
Взяла жерновцы и намолола: нападали блинки
да пирожки».
Боярин – завистливый, жадный, вороватый. «
Позавидовал боярин чужому добру и украл у них жерновцы». Хоть и богат, а у
бедняков последнее отбирает.
Петушок – отважный. «- Постой,- говорит
кочеток – золотой гребешок, — я полечу и догоню».
Обладает смекалкой: «Как услыхал боярин,
сейчас приказывает своему слуге:
— Эй, малый! Возьми брось его в воду.
Поймали кочетка, бросили в колодец.
Он и стал приговаривать:
— носик, носик пей воду! Ротик, ротик, пей
воду…- и вытянул весь колодец…
…Боярин велел бросить петушка в горячую
печь. Поймали кочетка, бросили в горячую печь- прямо в огонь. Он и стал
приговаривать.
— Носик, носик, лей воду! Ротик, ротик,
лей воду…
И залил весь жар в печи…
5.Традиционное начало сказки: «Жили-
были…»; концовка — обобщающая фраза: «…кочеток — золотой гребешок подхватил
жерновцы и улетел к старику и старухе».
Главный герой петушок (животное) действует
по образу и подобию человека (антропоморфизм), например: Вспорхнул, влетел в
боярские палаты и опять кричит:
— Кукареку! Боярин, боярин! Отдай наши
жерновцы, золотые, голубые!
Кумулятивность: трижды просит петушок:
«Кукареку! Боярин, боярин! Отдай наши жерновцы, золотые, голубые !».
Диалог, раскрывающий характеристику
героев и мотив их поступков:
Боярин «- Эй малый! Возьми брось его в
воду…».
Петушок «- Постойте, не горюйте, — говорит
петушок-золотой гребешок,- я полечу, догоню!».
Старуха « Чего тебе, родимый, дать – разве
блинков?».
Антитеза – жадность и зависть
противопоставляются доброте и отваге.
Эмоциональный язык: «…стали горевать»,
«…Отдай наши жерновцы, золотые, голубые…».
6. Значение. Сказка имеет воспитательное
значение. Помогает воспитывать в детях отвагу и взаимовыручку, уважение к
пожилым людям, смекалку. Учит тому, что чужое брать не хорошо.
Вызывает у детей чувство сострадания к
одним героям сказки и неприятие отрицательных качеств других.
Литературно-художественный анализ сказки «Хрустальная
гора».
1. «Хрустальная гора»- русская народная
сказка- волшебного типа.
2.Сказка о том, как Иван-царевич
отправляется на охоту, помогая по пути разрешить спор зверей, за что ему дарят
возможность превращения в сокола и в муравья. Освобождает королевство от
заточения в хрустальной горе и от трёх Змеев с тремя, шестью и двенадцатью
головами. Спасает царевну и женится на ней.
3.Идея сказки в том, что за любовь надо
бороться. Что враг, посягнувший на родную землю, будет повержен. Что в спорах
надо быть справедливым и рассудительным, а в борьбе с врагами проявлять отвагу
и смекалку.
4.Главный герой Иван-царевич
рассудительный и справедливый: «Поднялся сокол, прилетел к царевичу, сел к нему
на плечо и говорит:
— Иван-царевич, раздели нам эту лошадь;
лежит она здесь тридцать три года, а мы всё спорим, а мы как поделить- не
придумаем.
Царевич слез со своего доброго коня и
разделил падаль: зверям- кости, птицам- мясо, кожа- гадам, а голова муравьям.»
Обладает чувством стыда и совестью,
потеряв царевну: «Как к царю на глаза показаться?»
Трудолюбие тоже ему не чуждо: « Нарядился
он таким древним старичком, что и признать нельзя; пришёл во дворец и говорит
царю:
— Ваше величество! Найми меня стадо
пасти…
…Иван-царевич погнал стадо по горам, по
долам…»
Наделён волшебной силой: «…а царевич
обратился ясным соколом…», «…Поздним вечером оборотился Иван- царевич в
муравья и сквозь трещинку заполз в хрустальную гору…».
Змей и о трёх, и о шести, и о двенадцати
головах злые и жадные, недооценивающие своего противника: « — Эх, Иван –
царевич, за какое ты дело взялся? Где бы сражаться доброму молодцу, а он стадо
пасёт! Ну-ка, — говорит, — отгони мне трёх коров…Осерчал змей и вместо трёх
захватил шесть коров…».
5.Сказка начинается традиционным зачином:
« В некотором царстве, в некотором государстве…». Сокол наделяет героя
волшебной силой, то есть сам обладает волшебством. Используется антропоморфизм:
« Поднялся сокол, прилетел к царевичу, сел ему на плечо и говорит…», «-
Спасибо, Иван-царевич!- сказал сокол.- За эту услугу можешь ты обращаться ясным
соколом и муравьём всякий раз, как захочешь.»
В сказке используется закон троекратного
повторения, с каждым разом задача усложняется. Трижды герой сражается со змеем,
но в первый раз змей с тремя головами. Во второй раз змей с шестью головами. А
в третий, решающий бой, змей с двенадцатью головами.
Описание: «… взвился и полетел в
тридевятое государство; а того государства больше, чем наполовину, втянуло в
хрустальную гору.»
Постоянные эпитеты украшающие язык сказки:
«Добрый конь», « Добрый молодец».
Сказка заканчивается традиционной
концовкой: «… на той свадьбе и я был, мёд- пиво пил, по усам текло, а в рот не
попало».
6.Сказка учит отличать добро от зла. Что нужно
в любых ситуациях противостоять злодеям. Проявлять отвагу и мужество. За свою
любовь и землю надо бороться. Воспитывает в детях нравственные и патриотические
чувства.
Список литературы:
1. «Народные русские сказки» из сборника
А. Н. Афанасьева, Москва
издательство
«Правда», 1982 г.
2.
Петух и
жерновки // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 3 т. — М.: Наука,
1984—1985. — (Лит. памятники). Т. 2. — 1985. — С. 30—31.
3.
«Русские народные сказки», Москва,
«Художественная литература», 1965 г.
Технологическая карта образовательной деятельности
(с учетом системно – деятельного подхода СДП по А.Н, Леонтьеву)
Вид деятельности Коммуникативная группа Подготовительная
Тема: Чтение и обсуждение русской народной сказки «Петушок – золотой гребешок и жерновцы».
Цель: Создание условий по развитию литературной речи.
Задачи:
1. Знакомить детей с образами художественной литературы, приобщать к словесному искусству. Прививать интерес к художественной литературе. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги.
2. Организация деятельности по развитию детской инициативы, формирование знаний о русской народной сказке «Петушок – золотой гребешок и жерновцы».
3.Организовать рефлексивную деятельность воспитанников.
Материалы: аудиозапись сказки, иллюстрации из сказки.
Предварительная работа:
Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка «»
Ах, красавец-петушок!
На макушке – гребешок,
А под клювом –то бородка,
Очень гордая походка.
Лапы кверху поднимает,
Важно головой кивает.
Раньше всех петух встаёт.
Громким голосом поёт:
КУ-КА-РЕ-КУ! ХВАТИТ СПАТЬ!
ВСЕМ ДАВНО ПОРА ВСТАВАТЬ!!!!!!!!!
Этапы (последовательность) деятельности |
Действия, деятельность педагога |
Действия, деятельность детей, Выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
|
||
Введение в ситуацию. Задача: мотивировать детей на включение в деятельность |
Вношу книгу сказок. Скажите, любите ли вы сказки? А какие? (Ответы) Мультфильмы не называйте. Сказки – это произведения, которые слушают. Кто хочет послушать сказку? |
Внимательно слушают. Рассуждают. |
Создание проблемной ситуации (постановка цели) |
Ребята, скажите, а в каких сказках встречается Петушок? Назовите сказки? |
Слушают воспитателя, отвечают на поставленные вопросы. |
|
||
Мотивирование к деятельности Вы сможете? |
— Вы хотите послушать сказку? (Да) Вы умеете читать? А кто может прочитать сказку? Что нам для этого надо? А вы знаете, что такое аудио сказки? Хотите послушать? |
Рассуждают, отвечают на вопросы. Высказывают предположения. |
Проектирование решения проблемной ситуации |
Я вам включу сказку, а вы сидите смирно, ничего не говорите, и слушайте… Беседа о прочитанном.
|
Внимательно слушают сказку. Наблюдают за действиями воспитателя, отвечают на поставленные вопросы. Выполняют физминутку. |
Выполнение действия |
Динамическая пауза «Петух, лиса и куры» Дети изображают кур. Один из играющих — петух, другой — лиса. Куры ходят по площадке, ищут корм. Лиса внимательно следит за ними. По указанию педагога (незаметно для всех) выходит лиса и тихонько подкрадывается к курам. Петух громко кричит: «КУ-КА-РЕ-КУ!» Куры убегают, взлетают на насест (бревно, скамейку). Петух должен убежать последним. Лиса ловит тех кур, которые не успели быстро подняться на насест и удержаться на нём. После двух-трёх кратного проведения игры выбирают других детей на роль петуха и лисы. Повторное чтение сказки. Рефлексия. Эту сказку мы разыграем по ролям. Но прежде выучим слова и действия героев. А еще весной посадим в землю желудь и будем ждать, когда из него вырастет дуб. Может быть, он вырастет до неба? После занятия можете взять книгу и хорошо рассмотреть иллюстрации. |
Дети отвечают на поставленные вопросы. |
|
||
Рефлексия, анализ результатов деятельности |
Эту сказку мы разыграем по ролям. Но прежде выучим слова и действия героев. А еще весной посадим в землю желудь и будем ждать, когда из него вырастет дуб. Может быть, он вырастет до неба? После занятия можете взять книгу и хорошо рассмотреть иллюстрации. |
Индивидуальные высказывания детей. |
Ожидаемые результаты |
Владеть устной речью, умение выражать свои мысли. Знакомство с понятием музей и его назначением. |
Жил да был себе старик со старухою, бедные-бедные! Хлеба-то у них не было; вот они поехали в лес, набрали желудей, привезли домой и начали есть.
Долго ли, коротко ли они ели, только старуха уронила один желудь в подполье.
Пустил желудь росток и в небольшое время дорос до полу.
Старуха заприметила и говорит:
Старик! Надобно пол-то прорубить; пускай дуб растет выше: как вырастет, не станем в лес за желудями ездить, станем в избе рвать.
Старик прорубил пол.
Деревце росло, росло и выросло до потолка.
Старик разобрал и потолок, а после и крышу снял.
Дерево все растёт да растёт и доросло до самого неба. Не стало у старика со старухой желудей, взял он мешок и полез на дуб.
Лез, лез и взобрался на небо.
Ходил, ходил по небу, увидал: сидит кочеток — золотой гребенёк, маслена головка и стоят жерновцы. Вот старик-от долго не думал, захватил с собою и кочетка и жерновцы и спустился в избу. Спустился и говорит:
— Как нам, старуха, быть, что нам есть?
— Постой, — молвила старуха, — я попробую жерновцы.
Взяла жерновцы и стала молоть: ан блин да пирог, блин да пирог! Что ни повернет — все блин да пирог!.. И накормила старика.
Ехал мимо какой-то барин и заехал к старику со старушкой в хату.
— Нет ли, — спрашивает, — чего-нибудь поесть? Старуха говорит:
— Чего тебе, родимый, дать поесть, разве блинков? Взяла жерновцы и намолола; нападали блинки да пирожки.
Приезжий поел и говорит:
— Продай мне, бабушка, твои жерновцы.
— Нет, — говорит старушка, — продать нельзя. Он взял да и украл у ней жерновцы. Как увидали старик со старушкою, что украдены жерновцы, стали горе горевать.
— Постой, -говорит кочеток-золотой гребенёк, — я полечу догоню!
Прилетел он к боярским хоромам, сел на ворота и кричит:
— Кукареку! Боярин, боярин, отдай наши жерновцы золотые, голубые! Боярин, боярин, отдай наши жерновцы золотые, голубые!
Как услыхал барин, сейчас приказывает:
— Эй, малый! Возьми, брось его в воду. Поймали кочетка, бросили в колодезь; он и стал приговаривать:
— Носик, носик, пей воду! Ротик, ротик, пей воду! — И выпил всю воду.
Выпил всю воду и полетел к боярским хоромам; уселся на балкон и опять кричит:
— Кукареку! Боярин, боярин, отдай наши жерновцы золотые, голубые! Боярин, боярин, отдай наши жерновцы золотые, голубые!
Барин велел повару бросить его в горячую печь.
Поймали кочетка, бросили в горячую печь — прямо в огонь; он и стал приговаривать:
— Носик, носик, лей воду! Ротик, ротик, лей воду! — И залил весь жар в печи.
Вспорхнул, влетел в боярскую горницу и опять кричит:
— Кукареку! Боярин, боярин, отдай наши жерновцы золотые, голубые! Боярин, боярин, отдай наши жерновцы золотые, голубые!
Гости услыхали это и побежали из дому, а хозяин побежал догонять их; кочеток — золотой гребенёк схватил жерновцы и улетел с ними к старику и старухе.
Эта сказка о том, как мужик нашёл чудесные жерновцы и петушка, а жадный боярин украл эти жерновцы. К счастью петушок помог вернуть их. Читательский дневник сказки «Петушок Золотой гребешок и жерновцы» поможет заполнить такие данные: жанр, главная мысль, главные герои, краткое содержание, отзыв. Также важно подобрать пословицы к произведению и понять чему учит русская народная сказка.
Содержание
- Читательский дневник «Петушок Золотой гребешок и жерновцы»
- «Петушок Золотой гребешок и жерновцы» главная мысль
- «Петушок Золотой гребешок и жерновцы» главные герои
- Чему учит сказка «Петушок Золотой гребешок и жерновцы»?
- «Петушок Золотой гребешок и жерновцы» отзыв
- «Петушок Золотой гребешок и жерновцы» пословицы
- «Петушок Золотой гребешок и жерновцы» краткое содержание для читательского дневника
Читательский дневник «Петушок Золотой гребешок и жерновцы»
Автор сказки «Петушок — золотой гребешок» — русский народ.
Жанр: народная сказка (волшебная)
Сколько страниц — 8
«Петушок Золотой гребешок и жерновцы» главная мысль
Жадность, зависть, воровство — плохие качества. А дружба и взаимовыручка всегда помогут в жизни.
«Петушок Золотой гребешок и жерновцы» главные герои
- Старик и старуха — бедные старики, которые голодали и которым даже в лес было ходить тяжело, вырастили они дуб у себя дома.
- Петушок Золотой Гребешок — жил на небе, мог творить чудеса. Добрый и справедливый.
- Барин — жадный человек, украл у бедных и старых стариков жерновцы.
План сказки «Петушок Золотой гребешок и жерновцы»
- Старик собрал желуди
- Дуб в доме
- Старик лезет на дуб
- Петушок и жерновцы
- Волшебные способности жерновцов
- Барин — вор
- Петушок в барских хоромах
- В колодце
- Требование петушка
- Петушок в огне
- Петушок в горнице
- Гости убегают
- Возвращение жерновцов.
Чему учит сказка «Петушок Золотой гребешок и жерновцы»?
Эта сказка учит проявлять уважительное отношения к пожилым людям. Учит быть осторожным и не оставлять без присмотра ценные вещи, учит никогда не терять надежду. Учит не быть жадным и равнодушным. Учит тому, что чужое брать не хорошо.
«Петушок Золотой гребешок и жерновцы» отзыв
Мне очень понравилась сказка и волшебный петушок, золотой гребешок. Эта волшебная птица была весьма упорной и настойчивой. Петушок и в воде не утонул, и в пламени не горел, и пройдя через опасности, смог возвратить небогатым старикам их сокровище. Мне в этой сказке понравилось то, что добро в результате победило.
«Петушок Золотой гребешок и жерновцы» пословицы
- Из краденной крупы вкусной каши не сваришь.
- Хотел сесть на два стула, да очутился на полу.
- Будешь стараться – все может удасться.
- На чужой платок не разевай роток.
- Вор ворует, а мир горюет.
«Петушок Золотой гребешок и жерновцы» краткое содержание для читательского дневника
-
«Петушок Золотой гребешок и жерновцы» рисунки и иллюстрации к сказке Старик со старухою жили очень бедно, когда еды не осталось совсем старик пошёл в лес и принёс мешок желудей, которыми они и питались.
- Один желудь упал в подпол и вскоре вырос дуб до неба
- Полез старик на дуб и увидел на небе петушка и жерновцы и принёс их домой.
- Жерновцы эти были волшебными, сами делали блины и пироги, а потому ими очень заинтересовался жадный барин и попросту украл, когда старуха отказалась их ему продать.
- Петушок полетел возвращать жерновцы, но барин хотел сначала утопить, а потом сжечь, но не смог.
- Гости разбежались и барин убежал вместе с ними, а Петушок забрал жерновцы и домой к старикам вернулся.
Пересказ (детально)
Старик со старухою жили очень бедно и не чего было им есть.
Однажды старик решил пойти в лес и насобирал желудей. Принес домой полный мешок и они стали есть желуди. Один из желудей упал подпол и пророс. Старуха попросила старика прорубить сначала пол, потом крышу, чтобы дуб вырос и можно было есть желуди прямо в доме. Деревце росло и выросло до размеров большого дуба и доросло до самого неба.
Решил старик за желудями на дуб залезть и нашел на самом верху петушка — золотого гребешка и жерновцы. Забрал старик домой и петушка и жерновцы. Оказались жерновцы волшебными и когда старуха их крутила то вылетали то пироги, то блины.
Однажды в их доме остановился барин. Увидел он, как жерновцы работают и стал просить продать замечательное устройство. Но старики продавать их не стали. Тогда барин украл жерновцы и уехал.
Сидят старики, плачут. А Петушок им говорит, что догонит вора и вернет жерновцы.
Прилетел Петушок к барским хоромам и стал кукарекать требуя вернуть жерновцы. Барин приказал слугам бросить его в колодец, но петушок выпил из него всю воду и снова стал требовать отдать жерновцы.
Барин совсем обезумел и велел бросить петушка в огонь. Тогда Петушок стал лить воду из носика, которую выпил и затушил огонь. Петушок взлетел в горницу и начал кукарекать требуя жерновцы вернуть.
Все гости боярские испугались и разбежались кто куда. Барин побежал за гостями, а петушок в это время схватил жерновцы и домой полетел.
Русская народная сказка «Петушок Золотой гребешок и жерновцы»
Жанр: народная волшебная сказка
Читайте краткое содержание других сказок про петушков:
«Золотой петушок»
Главные герои сказки «Петушок Золотой гребешок и жерновцы» и их характеристика
- Старик и старуха. Просто бедные старики, которым было тяжело ходить в лес, а потому они растили дуб в доме.
- Петушок Золотой Гребешок. Жил на небе, мог творить чудеса.
- Барин. Жадный, наглый, жестокий вор.
План пересказа сказки «Петушок Золотой гребешок и жерновцы»
- В лес за желудями
- Желудь в подвале
- Дуб растет до неба
- Старик на небе
- Петушок и жерновцы
- Пироги да блины
- Кража жерновцов
- Петущок на воротах
- Колодец
- Петушок в окне
- Огонь в печи
- Петушок в горнице
- Испуганные гости
- Возвращение жерновцов.
Кратчайшее содержание сказки «Петушок Золотой гребешок и жерновцы» для читательского дневника в 6 предложений
- Когда старикам нечего было есть, старик принес из леса мешок желудей и один желудь упал в подпол.
- Желудь пророс, и вырос дуб до неба
- Старик полез на дуб и принес с неба петушка и жерновцы
- Барин увидел волшебные жерновцы и украл их
- Петушок полетел возвращать жерновцы и не могли его утопить и сжечь
- Гости барина разбежались, за сними сам барин, а петушок вернул жерновцы.
Главная мысль сказки «Петушок Золотой гребешок и жерновцы»
То что бог дал, другой человек отобрать не сможет.
Чему учит сказка «Петушок Золотой гребешок и жерновцы»
Эта сказка учит стойкости перед лицом жизненных трудностей. Учит помогать друг другу и жить в любви и уважении. Учит никогда не терять надежду. Учит не быть жадным и равнодушным. Учит бороться за правду и справедливость.
Отзыв на сказку «Петушок Золотой гребешок и жерновцы»
Мне понравилась эта сказка. Особенно мне понравился волшебный петушок, золотой гребешок. Эта волшебная птица была очень настойчивой и ничего с ней сделать не смогли. Петушок и в воде не тонул, и в огне не горел. А потому смог вернуть бедным старикам их единственное сокровище.
Пословицы к сказке «Петушок Золотой гребешок и жерновцы»
Лучше быть бедняком, чем разбогатеть со грехом.
Вор ворует, а мир горюет.
Из краденной крупы вкусной каши не сваришь.
Где пирог с крупой, ту и всяк с рукой.
Хотел сесть на два стула, да очутился на полу.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Петушок Золотой гребешок и жерновцы»
Жили были совсем бедные старик и старуха. Не стало у них совсем еды и пошел старик в лес за желудями. Набрал желудей полный мешок, принес домой, стали старик со старухой желуди есть.
А один желудь возьми и упади в подпол. И пророс там. Растет желудь все выше, до пола дорос. Заставила старуха старика пол прорубить, чтобы дуб прямо в доме вырос и не надо было бы в лес за желудями ходить. Прорубил старик пол.
А дуб все выше растет. Вот уже старик крышу прорубил, а дуб до самого неба дорос.
Кончились у стариков желуди, взял старик мешок, на дуб полез.
Залез на небо и видит там петушок-золотой гребешок сидит, а рядом жерновцы стоят. Забрал старик и петушка, и жерновцы.
Решила старуха жерновцы опробовать, стала их крутить. Как провернет ручку, так блин, как провернет еще раз — так пирог.
А мимо как раз барин ехал. Узнал он про волшебные жерновцы, стал просить отдать их. А когда старики отказались, просто украл.
Сидят старики, плачут. А Петушок им говорит, что догонит вора и вернет жерновцы.
Прилетел петушок к боярским хоромам, сел на ворота, стал кукарекать и требовать вернуть золотые жерновцы. А барин рассердился и велел слугам бросить петушка в колодец. Бросили петушка в воду, а он стал пить воду и всю выпил. Взлетел, сел на балкон и опять кукарекает, да жерновцы требует.
Пуще прежнего осерчал барин, велит петушка живьем в огонь бросить. Бросили Петушка, а тот воду из носика обратно льет и залил весь огонь. Взлетел в горницу и кукарекает, да жерновцы требует. Услышали то гости боярские — разбежались. Боярин за ними побежал, а петушок ухватил жерновцы и улетел.