Многие бизнесмены говорят, что в России бизнес-стратегия не нужна. Но разве эффективно жить сегодняшним днем и не иметь планов на будущее?
Представьте, что сегодня у Вас доход 1 000 000 р. в месяц, а завтра БАХ, и Ваш товар-локомотив сняли с производства. Вот что тогда? Давайте разбираться.
О стратегии пишут многие, но в интернете нет четкого понимания, зачем она нужна, какой бывает, как самостоятельно ее составить.
Для начала разберемся, что это за термин. И для справки, в теорию менеджмента термин бизнес-стратегия вошёл ещё в 60-х годах прошлого века и никак не может выйти.
Бизнес-стратегия — это общий план на длительный срок по развитию предприятия, базируется на миссии компании.
Интересно, что в СССР, где не было ни только секса, но и бизнеса, вовсю использовали похожие наработки, только называлось это тогда “стратегическим планированием”.
Но правда выглядело это менее агрессивно, чем сейчас, и вот тому доказательство.
Зачем нужна бизнес-стратегия
Зачем же компании нужна бизнес-стратегия? Чтобы ответить на этот вопрос, я сначала придумал сравнение бизнеса с парусным кораблём, который вышел в бурное море без компаса, карты, под руководством капитана, который не знает, куда ему плыть.
Но, к сожалению, современные реалии таковы, что серьёзную компанию, которая не имеет бизнес-стратегии, хочется сравнить не с красавцем линкором, а с бомжом (простите за сравнение), который озабочен только поисками пропитания и живёт одним днём.
Многие предприниматели говорят, что в России стратегическим планированием заниматься нет смысла.
Ситуация слишком быстро меняется, и достичь успеха помогают скорее нужные связи, чем проработанная бизнес-стратегия компании.
Именно поэтому руководители малого и среднего бизнеса слабо представляют себе развитие своей компании даже в пределах будущего года, не говоря уже о более длительных сроках.
И далее мы рассмотрим четыре самые основные причины для создания собственной стратегии. Итак, стратегия может служить как:
Важно. Выжимайте из бизнеса максимум с помощью нашей методички формата “фишечная стратегия”. В ней самый сок из сотен тренингов и книг по маркетингу и продажам. А также концентрат успешных действий. По ссылке скидка 50% в течение 4 часов, кликайте -> “200+ фишек маркетинга: от привлечения до удержания“
Причина 1. Как руководство
Начнем с того, что стратегия может служить руководством к реализации миссии компании.
С помощью такой стратегии бизнеса мы отвечаем на вопрос: “Как?”. Например, “Как достичь заданных финансовых показателей?” или “Как стать лидером рынка?”.
Однако, здесь важно не забывать о продукте, так как это то, с помощью чего стратегия реализуется.
Итак, разбираемся. Первое, определите миссию — тот недостижимый результат, к которому стремится компания.
Далее стратегия. Вспоминаем вопрос “Как?”. В этом шаге мы прописываем, как достичь миссию. И остался последний шаг — продукт, то есть инструмент реализации стратегии.
Рассмотрим на простом примере — Вы продаёте слонов. Тогда Ваша очень упрощённая последовательность действий по составлению стратегического руководства будет выглядеть примерно так:
- Миссия. “Мы должны продавать больше!”
- Стратегия. Вопрос: “Как?” Как нам продавать больше слонов? Ответ: Нужно сделать их привлекательнее!
- Продукт. Что можно сделать, чтобы слоны стали привлекательнее? Давайте покрасим их в розовый цвет.
Наше стратегическое руководство звучит следующим образом: “Для того, чтобы продать больше слонов, их нужно сделать привлекательнее за счет розового цвета”. Теперь думаем, как это можно реализовать:
- Создание покрасочного цеха (явно потребуется большое помещение);
- Поиск и найм персонала (не каждый согласится на такую работу);
- Налаживание логистики (подвоз слонов и краски);
- Разработка рекламной кампании (без креатива не обойтись);
- Ну и дальше в том же духе…
Только помните, пример очень утрированный, такая стратегия, построенная на усовершенствовании только одной стороны предлагаемого товара или услуги, вряд ли будет успешной.
И если Вы хотите использовать его для своей компании, то здесь нужен комплексный подход.
Причина 2. Как план действия
Ещё один вариант — использовать стратегию, как пошаговый план действий на длительный срок.
И казалось бы, такой подход естественным образом вытекает из определения бизнес-стратегии, которое мы дали в самом начале, но “затык” всё равно у многих возникает.
Стратегия, как план действий, представляет собой не огромный свод инструкций для сотрудников, от которых нельзя отступать.
Это план, на что нужно делать акцент, чтобы захватить свою долю рынка. В нашем случае — заполонить рынок розовыми слонами.
Кстати, миссия компании пишется как раз для этого, чтобы лаконично и коротко выразить основный план бизнес-стратегии.
Например, так выглядит миссия Domino’s Pizza: “Быстро доставим горячую пиццу по приятным ценам не позднее 30 минут после заказа.”
В этом случае мы видим, что здесь учтены все основные направления бизнес-стратегии, которые легко можно разложить на план действий. Итак, для начала разберем фразы и их значения:
- “Быстро доставим…”. Для реализации нужна эффективная организация курьерской службы;
- “…горячую пиццу…”. Работа над упаковкой, то есть пицца должна оставаться горячей в любых условиях;
- “…не позднее 30 минут…”. Налаженная связь между службой приёма заказов, производством и службой доставки;
- “…по приятным ценам”. Анализ конкурентов, методы снижения себестоимости продукции, уменьшение издержек логистики и куча чего ещё.
Исходя из этого план будет выглядеть так:
- Организация курьерской службы и подсчет рисков;
- Поиск и улучшение упаковки, сохраняющей температурный режим;
- Составление правил взаимодействия между отделами;
- Разработка системы мотивации сотрудников;
- Мониторинг цен конкурентов;
- Поиск новых поставщиков и т.д..
Ну вот, всего в двух предложениях содержится достаточно большой смысл. То есть, если у Вас есть проблема с составлением плана действий, то можете оттолкнуться от миссии. Или вернуться к ней позже, если и так всё ок.
Причина 3. Как набор правил
Бизнес-стратегию можно определить как набор правил, ориентируясь на которые мы будем оценивать то, как далеко мы находимся от нашей заветной миссии.
Причём правил этих нужно придерживаться и для оценки результатов, и при общении внутри компании, и при взаимоотношениях с внешним миром.
Такого рода бизнес-стратегию использует в своей деятельности компания Ford Motor Company.
И звучит она следующим образом: “Удовлетворять наших клиентов за счет поставки качественных легковых и грузовых автомобилей…” Писать всю не стал, так как она очень объемная, поэтому разбираем на отрывке.
- “Удовлетворять потребность клиентов…”. Правило 1 — Сделать все, чтобы клиент остался доволен;
- “…за счет поставки качественных…”. Правило 2 — Качество — залог успеха;
- “…легковых и грузовых автомобилей…”. Правило 3 — Только грузовые и легковые, за спецтехникой не обращайтесь.
Причина 4. Как определение направлений
С помощью бизнес стратегии Вы можете определить направление Вашего бизнеса. И все потому, что для придерживания выбранного пути, нужны правила: не сходить с тропы, не разговаривать с волками, не вкладывать деньги в бинарные опционы.
Обычно такой подход используют крупные компании, при решении следующих вопросов:
- Какое направление продолжать развивать;
- Какое направление нужно свернуть;
- Какое направление нужно начать.
И теперь пример — компания Bristol-Myers Squibb. Её миссия звучит так: “Выводить на Российский рынок инновационные лекарственные препараты, которые помогают пациентам бороться с такими серьезными заболеваниями, как рак, сахарный диабет…Эти заболевания оказывают критическое влияние на показатели продолжительности жизни населения”.
Теперь разберем и ответим на три вопроса, о которых я писал выше.
- Развиваем направление лекарства от рака и сахарного диабета (это прописано в миссии);
- Сворачиваем производство лекарств от простуды (допустим, оно есть и критическое влияние на продолжительность жизни не оказывает);
- Начать развивать направление лекарств от ВИЧ (лекарство поможет увеличить продолжительность жизни).
Уровень реализации
Гладко было на бумаге, да забыли про овраги. В малом и среднем бизнесе эта поговорка срабатывает намного чаще, чем хотелось бы собственникам и руководителям.
Дело в том, что мало разработать правильную бизнес-стратегию и написать миссию компании. Всё это нужно внедрять, причём на всех уровнях: начиная с себя и заканчивая уборщиком клеток слонов.
- Корпоративный. Подходит для компаний, действующих в нескольких сферах. На этом уровне принимают решения о сокращении или расширении направлений. Еще можно выявить те сферы бизнеса, которые не приносят дохода, и решить их судьбу. Например, закрыть покрасочный цех и перестать мучить слонов;
- Отрасли бизнеса. Стратегию в каждой отрасли определяют, исходя из поставленных свыше задач. Например, если руководитель поставил задачу увеличить продажи слонов естественного оттенка, то разрабатывать способы реализации будет не он сам, а другой человек, занимающийся этим направлением;
- Функциональный. Здесь работает уже каждый отдел: маркетинговый, кадровый, производственный и т.д, также с оглядкой на принятые наверху решения. Руководителю важно установить реальные стандарты. Например, для маркетингового отдела это могут быть достижения конкретного показателя ROI;
- Линейный. Это уровень руководителей функциональных сфер, отдалённых филиалов и подразделений. Тут без контроля и регулярных проверок не обойтись. Иначе Вашу бизнес-стратегию, в лучшем случае, распечатают и повесят на стену для красоты. А слоны по-прежнему будут плохо продаваться.
Таким образом, каждый сотрудник будет понимать своё участие в общей стратегии, и никто не будет тянуть компанию в разные стороны, а наоборот, Вы будете крутить педали и держать руль в одном направлении.
Стратегии для увеличения прибыли
Теперь рассмотрим стратегии, которые помогут Вам увеличить прибыль компании, так что советую держать их в голове, когда будете разрабатывать свою собственную.
Вы, конечно, о них слышали, да и во многих учебниках про них пишут. Но мы же с вами практики, так что рассказывать буду без скучной теории и с примерами.
Кстати. Хотите увеличить продажи вдвое и повысить эффективность бизнеса? Тогда скорее внедряйте CRM! Рекомендую Мегаплан и RetailCRM. Потом спасибо скажете.
Концентрированный рост
Здесь нужно сосредоточиться на самом выпускаемом продукте или производимой услуге. Освежить старые идеи, либо подготовить к запуску что-то абсолютно новое.
Основные инструменты здесь — товарная политика и исследование рынка (чуть ниже видео по этой теме).
Хороший пример этой базовой стратегии — вывод слонов на развивающийся рынок в другой стране, где работает наш прямой конкурент — компания, торгующая серыми слонами.
Нам нужно вложиться в рекламу, убедить, что слон гораздо лучше носорога. И еще проводить различные мероприятия для усиления идеи.
Интегрированный рост
Такая стратегия бизнеса подходит для расширения компании путём построения дополнительных структур, создания дополнительных филиалов, изменения самой структуры взаимоотношения с конечным потребителем.
Например, можно купить компанию, перепродающую наших слонов с собственной наценкой, и забрать их прибыль себе.
Вполне неплохой вариант получается. И кстати, еще одна необычная стратегия этого вида ниже в видео.
Диверсифицированный рост
Обычно к этой стратегии прибегают, когда нет другого выхода: рынок перенасыщен предложением, слишком высокая конкуренция, появился новый, высокотехнологичный товар.
Ее фишка в том, что Вы разделяете свои риски. То есть, расширяете ассортиментный ряд или уходите вообще в другое направление.
Например, если кто-то начнёт продавать летающих слонов, и спрос на наших розовых начнет падать, то нашей компании придётся срочно либо расширять линейку и внедрять летающих, говорящих и желтых слонов, либо совместно со слонами производить и динозавров. И еще можно купить своего конкурента, если денег хватит.
Стратегия сокращения
Постоянное развитие технологий рано или поздно приведёт к тому, что наш товар потеряет свою актуальность. Поэтому, если Вы заметили, что едете на дохлой лошади — слазьте.
Сокращение нерентабельного производства — шаг болезненный, но иногда необходимый. Особенно, если мы всё ещё пытаемся продавать бескрылых слонов.
Кстати, в видео ниже представлена довольно неплохая стратегия бизнеса этого вида.
Базовые элементы бизнес-стратегии
Итак, с пониманием термина разобрались, теперь нас интересует развёрнутая характеристика.
И скажу так, бизнес-стратегия состоит из множества более мелких, взаимодействующих между собой элементов. И чтоб стратегия ведения бизнеса заработала, нужно учесть их большую часть.
1. Миссия компании
Об этом мы уже говорили, но не лишним будет напомнить. Миссия компании — это краткий список ценностей, которые будут определять цель всех действий компании с учётом разработанной бизнес-стратегии.
Например, так выглядит миссия компании IKEA: “Улучшение повседневной жизни каждого”.
2. Структура компании
На этом уровне решается вопрос о делегировании своих полномочий через разделение производимого товара.
Обычно так делают крупные корпорации, разбивающие разные производства на сравнительно независимые предприятия, чтобы на местах могли лучше сформировать управленческие конструкции.
3. Преимущества компании
Здесь нужно выделить то, что помогает компании отстроиться от конкурентов, чтобы стать более привлекательной.
Причём не только в борьбе за конечного потребителя, но и за ресурсы, неважно какие: финансовые потоки, профессиональные кадры.
Кстати. Для поиска конкурентов рекомендую следующие сервисы: Livedune (по промокоду «INSCALE» скидка 30% +7 дней доступа), Spywords (по промокоду INS_613070 скидка 10%), Keys. Они точно помогут Вам держать руку на пульсе.
4. Товар или услуга
То, что будет производить наша компания, в конечном итоге должно соответствовать требованиям рынка, а не нашим ожиданиям.
Здесь нужно ориентироваться на три основных показателя: увеличение объёма производства, снижение себестоимости, улучшение качества.
5. Рынки сбыта
География сбыта — фактор, в последние годы оказывающий всё меньшее влияние на бизнес. Развитие транспорта и дистанционной торговли позволяет продавать товар практически в любой точке мира.
Второй важный момент — возможности конечного потребителя. Это касается товаров класса “люкс” и предметов роскоши.
6. Ресурсы компании
Оценка собственных ресурсов — ещё один важный элемент бизнес-стратегии. Речь опять же идёт не только о финансах, но и о других видах ресурсов: производственных и кадровых, в том числе.
Понятно, что для воплощения в жизнь масштабных проектов не обойтись без мощной производственной базы и специалистов.
7. Слияние и поглощение
Да, всё это тоже желательно проработать на этапе создания бизнес-стратегии. И у компании есть возможность кого-то поглотить — и наоборот, как бы самих случайно не поглотили.
Сюда же можно отнести планы по сокращению убыточных подразделений или объединению их с другими производствами, входящими в состав компании.
8. Тактика развития
Тактику развития можно определить как ряд мероприятий, направленных на достижение основной цели компании.
Сюда обычно относят расширение ассортимента, внедрение новых технологических решений, захват новых рынков и так далее.
9. Корпоративная культура
Это те ценности, которые нужно прививать своим работникам, а также и общий климат в коллективе.
Личные качества людей, работающих в Вашей компании, должны соответствовать общим стратегическим целям, иначе у Вас не получится плодотворного взаимодействия.
Разработка стратегии
Если хотите миром править, нужно чёткий план составить. Да, время пришло. Пора бы нам уже разработать собственную бизнес-стратегию.
Используем подход, предложенный маркетологами компании Toyota, японцы плохого не посоветуют.
Возьмите чистый лист бумаги и разделите его пополам. Слева будет настоящее время, справа — будущее.
В каждом столбце будет по три строки, заполнять которые нужно сверху вниз. Только не откладывайте этот дело, слоны сами себя не продадут.
Первая строка в левом столбце — предыстория, можно сказать-миссия. Она задает общее направление, поэтому не должна быть слишком обширной.
Кратко запишите то, чего Вы хотите достичь. Напоминаю, что речь идёт о Ваших целях в бизнесе, а не о жизненных установках.
Вторая строка — текущая ситуация. Здесь можно не скупиться на описание, лучше сформулировать всё достаточно подробно, отдельно остановившись на описании существующих проблем и недостатков.
Третья строка — анализ. Попробуйте определить, почему поставленные цели не были достигнуты, и по каким причинам возникли те проблемы, которые существуют сейчас в Вашем бизнесе.
В этом Вам помогут две первые строки, которые наглядно демонстрируют то, чего Вы хотели достичь, и что получилось. И не забывайте про 5 сил Портера.
Наконец, переходим к формированию стратегии. Предупреждаю сразу, что процесс этот весьма непростой и за один день не пишется. Вам нужно учесть все риски и провести анализ рынка. Итак, приступаем:
Первая строка — цель. Берём за основу предыдущие выводы и формируем задачи на будущее.
Только ставьте реальные цели, а то будет обидно, если Вы так и не получите запланированный миллиард долларов чистой прибыли через год.
Вторая строка — план реализации задач. Здесь не нужно расписывать всё в деталях, но и не следует формулировать слишком общие и глобальные задачи. Помните про правило SMART.
Третья строка — что дальше? Пофантазируйте, в хорошем смысле этого слова, что Вы будете делать после выполнения намеченного выше плана.
Минимальные показатели, которых мы достигнем с помощью бизнес-стратегии не должны стать пределом мечтаний. Развивайтесь. Кто знает, может быть, слоны — это только начало.
Коротко о главном
Фух… Разобрались мы с Вами с этой непростой темой — бизнес стратегия. Мы поняли, что она нужна, иначе жить только сегодняшним днём чревато последствиями и отсутствием пармезана в холодильнике.
И, заканчивая, предлагаю освежить память, а именно ещё раз прочитать самую краткую и понятную выдержку из статьи:
- Компания, у которой нет бизнес-стратегии, похожа на человека, который живёт одним днём;
- Бизнес-стратегии могут отличаться друг от друга, но цель у них одна — помогать бизнесу принимать правильные решения;
- Внедрять принципы, закреплённые в бизнес-стратегии компании, нужно на всех уровнях;
- Есть разные виды бизнес стратегий, но они редко встречаются в чистом виде;
- Любая бизнес-стратегия базируется на нескольких элементах, хорошая включает не меньше девяти;
- Разработать собственную бизнес-стратегию под силу каждому предпринимателю.
Нашли ошибку в тексте? Выделите фрагмент и нажмите ctrl+enter
Бизнес-стратегия
- Бизнес-стратегия
-
Бизнес-стратегия (Business strategy) — генеральная программа действий предприятия, устанавливающая стратегические цели, ресурсы и последовательность действий в отношении бизнес-единиц. Существуют различные виды бизнес-стратегий: нормативные, частные, комбинированные.
Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. — М.: Дело.
.
2003.
Смотреть что такое «Бизнес-стратегия» в других словарях:
-
бизнес-стратегия — Генеральная программа действий предприятия, устанавливающая стратегические цели, ресурсы и последовательность действий в отношении бизнес единиц. Существуют различные виды бизнес стратегий: нормативные, частные, комбинированные. [ОАО РАО… … Справочник технического переводчика
-
Бизнес-планирование — Бизнес план план, программа осуществления бизнес операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности[1][2]. Бизнес план краткое, точное,… … Википедия
-
Бизнес-план — (business plan) Подробный план на определенный период, часто на три, пять или десять лет, устанавливающий показатели, которых предприятие должно достичь. Бизнес план составляется на многих предприятиях, особенно в тех случаях, когда предприятие… … Финансовый словарь
-
Стратегия голубого океана — Blue Ocean Strategy Автор: Чан Ким, Рене Моборн Жанр: Стратегия бизнеса … Википедия
-
Стратегия 2020 — Стратегия 2020 это краткое общепринятое наименование обновленного варианта Концепции долгосрочного социально экономического развития РФ до 2020 года (КДР), подготовленной по заказу российского правительства в 2011 году. Содержание 1 История … Википедия
-
Бизнес-симуляция — Бизнес симуляция интерактивная модель экономической системы, которая по своим внутренним условиям максимально приближена к соответствующей реальной экономической единице (подразделение предприятия, предприятие, отрасль, государство). Бизнес … Википедия
-
СТРАТЕГИЯ РЫНКА ПРОДУКТА (МАТРИЦА АНСОФФА) — (product market strategy, Ansoff matrix) Модель маркетингового планирования (marketing planning). Компания может реализовывать известные или новые продукты, действовать на уже привычных или новых рынках. В результате возникает матрица два на два … Словарь бизнес-терминов
-
Бизнес-План — (business plan) Подробный план на определенный период, часто на три, пять или десять лет, содержащий показатели, которых должно достичь предприятие. Бизнес план составляется на многих предприятиях, особенно в тех случаях, когда предприятие… … Словарь бизнес-терминов
-
Бизнес мания — условно бесплатная многопользовательская экономическая онлайн игра. Бизнес мания Дата выпуска 2008 Платформа Браузер Жанр Экономический симулятор, Пошаговая стратегия … Википедия
-
стратегия — политика, поведение Словарь русских синонимов. стратегия сущ., кол во синонимов: 6 • авераж (1) • … Словарь синонимов
Сегодня всех предпринимателей условно можно разделить на два лагеря. Одни развивают бизнес по принципу «здесь и сейчас», объясняя это тем, что в VUCA-мире бесполезно строить прогнозы. Другие, напротив, тщательно планируют каждый шаг, чтобы минимизировать возможные риски. Первые надеятся на удачу, вторые — на бизнес-стратегию. Последний подход кажется более логичным для людей, в чьих руках находится «судьба» компании и ее сотрудников.
Что такое бизнес-стратегия
Если говорить простыми словами, бизнес-стратегия — это задокументированный план того, как предприятие собирается достичь своих целей на рынке. Она базируется на миссии компании, дает точки роста и определяет организационные решения, вплоть до того, каких специалистов принять в команду. Бизнес-стратегия представляет собой алгоритм последовательных действий, где результат от реализации предыдущего шага становится ресурсом для осуществления нового.
Миссия — то, что руководство ждет от бизнеса.
Стратегия — то, каким образом компания выполнит эту миссию.
Сложно представить себе крупную компанию, у которой нет стратегии: с вероятностью 99.9% она не достигла бы таких масштабов без грамотного долгосрочного планирования. А вот представители малого и среднего предпринимательства часто игнорируют этот документ, предпочитая ему развитие сети полезных знакомств. Безусловно, нетворкинг важен для продвижения бренда на рынке, но он — всего лишь один из инструментов, тогда как бизнес-стратегия — комплекс методов и пошаговое тактическое руководство в одном флаконе.
5 причин, почему важно иметь бизнес-стратегию:
-
Она помогает спланировать ключевые шаги по достижению целей предприятия, реализации ее миссии.
-
Дает возможность контролировать и оценивать эффективность выбранных методов.
-
Позволяет определить сильные и слабые стороны вашего бизнеса, при этом оптимизировать первые и компенсировать или же устранять вторые.
-
Способствует эффективному распределению имеющихся ресурсов, максимальной продуктивности и результативности.
-
Выявляет конкурентные преимущества и определяет позиционирование компании на рынке.
Какие существуют виды бизнес-стратегий
Общая бизнес-стратегия предприятия, как пазл, состоит из отдельных, но взаимосвязанных фрагментов или подстратегий. Каждый из этих структурных элементов нацелен на конкретную область бизнеса.
В качестве примера приведу 4 основные типа подстратегий:
-
Маркетинговая — план достижения маркетинговых целей компаний (повышение узнаваемости бренда, увеличение объемов продаж и т.д.).
-
Финансовая стратегия определяет, как компания будет использовать или инвестировать деньги, которые она контролирует.
-
Кадровая — план найма, обучения, оплаты и оценки работы персонала компании.
-
Продуктовая стратегия описывает видение продукта, его отличительные особенности, УТП. Она отвечает на вопросы: Кто наши потребители? Какие их проблемы данный продукт может решить? Как он будет дифференцироваться с продуктами конкурентов? Какие цели достигнет компания с помощью него?
В ответ на рыночные силы одна из областей может измениться, другие, в свою очередь, должны также подстраиваться под новую ситуацию. Чтобы части были согласованы между собой, руководителю предприятия важно понимать, как подстратегии взаимодействуют друг с другом.
Как разработать бизнес-стратегию
Мы уже разобрались с тем, что всем успешным предприятиям — от стартапа до крупной компании — необходим четкий план действий. Ключом к разработке хорошей работающей стратегии станет абсолютное понимание вашего бизнеса, предлагаемых продуктов (услуг) и рыночных реалий.
Как правило, лучшие бизнес-стратегии сочетают в себе 6 компонентов: видение, ценности, SWOT-анализ, тактику, распределение ресурсов и поддающиеся измерению успехи. В соответствии с ними и происходит разработка главного документа компании. А теперь подробнее, как же это сделать.
Шаг 1. Определите миссию компании, ее цели и ценности
Если возникает путаница в терминологии, ориентируйтесь на следующие вопросы:
-
«В чем смысл существования предприятия? Почему его деятельность должна быть интересна потребителям?» — это миссия.
-
«Чего бы мы хотели достичь в нашей компании?» (желательно, в цифрах) — это цель.
-
«Какие этические принципы мы будем использовать на пути к достижению бизнес-цели?» — это ценности.
SMART: как правильно ставить цели, если вы хотите добиться успеха в бизнесе.
Шаг 2. Проведите оценку текущего положения компании (SWOT-анализ)
Невозможно стремиться к идеалу, не зная, как дела обстоят на данный момент.
Располагаете ли вы необходимыми для реализации плана человеческими ресурсами и средствами? Каковы ваши сильные и слабые стороны? В чем заключается конкурентное преимущество?
Стоит отметить, что эти аспекты относятся к внутренним факторам, которые руководитель в силах контролировать. Однако есть и внешние, не поддающиеся прогнозу. Как, например, внезапный локдаун весной 2020 года.
Как провести SWOT-анализ.
Шаг 3. Подбор команды
Компания — это люди. Чем сильнее ваша команда, тем лучше продукт. Но прежде чем ее формировать, подготовьте организационную структуру вашей организации. Затем определите критерии отбора кандидатов по всем позициям, составьте психологические портреты «идеальных» сотрудников по должностям, подберите объективные методики оценки hard и soft skills.
Прием высококвалифицированного специалиста, к сожалению, не дает 100% гарантии успеха. Если человек «не горит» делом, не разделяет ценностей компании, не может найти общий язык с коллегами, то максимальной продуктивности от него ждать не стоит.
Как собрать идеальную команду сотрудников.
Шаг 4. Изучение рынка и историй успеха
Проанализируйте, благодаря каким действиям, инструментам, методам бренды из вашей ниши добились высоких результатов. Что-то из найденной информации можно позаимствовать для своей стратегии. Учитесь у лучших, но не забывайте об уникальности.
Шаг 5. Составление плана
Все цели должны быть достижимыми, посильными для вас. Отведите на выполнение каждой определенный временной промежуток.
Но это далеко не все. Мало разработать документ, необходимо его постоянно придерживаться. Компании, которые отклоняются от своей основной деятельности, дают волю амбициям, рискуют потерять стратегическую направленность и, соответственно, позиции на рынке.
5 примеров бизнес-стратегий
Увеличение продаж за счет новых продуктов. Некоторые организации вкладывают основную часть средств в исследования и разработку. Они выводят на рынок совершенно новые продукты, но и одновременно с этим делают апгрейд успешных, давно пользующихся спросом у потребителей товаров или услуг.
Поглощение стартапов и покупка конкурентов. Приобретение нескольких стартапов или компании-конкурента позволяет организации занять долю на рынке, где раньше у нее не было сильного присутствия. Плюс в том, что предприятию не нужно тратить средства на разработку собственных новых технологий, достаточно купить уже успешно функционирующий бизнес. По этому пути идет Facebook, сделавший ряд заметных приобретений (Instagram, Whatsapp, Oculus).
Устойчивое развитие. Можно сделать ставку на повышение устойчивости вашего бизнеса. Цель в данном случае может заключаться, например, в снижении затрат на электроэнергию или уменьшении воздействия на окружающую среду за счет реализации программы утилизации.
Создание нового рынка. Быть первопроходцем рискованно, но если идея стоящая, то почему бы и не попробовать. Такой стратегии придерживается компания HubSpot, которая в 2006 году придумала концепцию inbound marketing (входящего маркетинга) и до сих пор занимает лидирующие позиции на рынке программного обеспечения.
Дифференциация продукта. Наделите свой продукт специфическими характеристиками, чтобы он отличался от предложений конкурентов. Хороший пример дифференциации — операционная система iOS от компании Apple.
Как реализовать бизнес-стратегию
Чтобы команда держала курс в одном направлении, а каждый ее участник понимал свою роль в развитии компании, разработка и реализация бизнес-стратегии должна происходить на всех уровнях.
3 уровня бизнес-стратегии
Стратегии устанавливаются различными отделами подразделений и ограничиваются планированием повседневных действий и решений.
Цели и методы их достижения на втором и третьем уровнях могут сильно отличаться, но должны обязательно согласовываться с теми, что определены на корпоративном уровне.
Распространенные ошибки при реализации бизнес-стратегии:
-
не учтены актуальные тенденции рынка;
-
не поставлены KPI для отслеживания прогресса;
-
отсутствует контроль за ходом выполнения плана со стороны руководства;
-
неверно расставлены приоритеты;
-
нет понимания ключевых цифр своего бизнеса.
Как оценить эффективность бизнеса.
И еще одна частая ошибка — повторение стратегии из года в год. Даже если бизнес процветает, а общие цели остаются неизменными, все равно необходимо оценивать их в контексте того, что происходит вокруг. Сегодня — пандемия и карантинные ограничения, а завтра — … Кто знает, что будет завтра.
«В Будущее возьмут не всех»
Илья Кабаков, художник.
Введение.
В одной из ранее опубликованных статей был задан вопрос. Вашей компании нужны серьезные изменения в стратегии развития бизнеса?
Получено 294 ответа.
Да — 153 (52%)
Нет – 141 (48%)
Опыт работы с разными клиентами показал, что под стратегией часто понимают план операционных действий, которые могут улучшить текущую ситуацию в бизнесе.
Поэтому возникает вопрос:
Есть ли у Вас бизнес-стратегия?
Проверьте себя:
-
Что отличает Вашу компанию в глазах целевых клиентов от ближайших конкурентов?
- Каким образом в компании создаются эти отличия? За счет каких процессов и ресурсов?
-
Какие из этих отличий в наибольшей степени ценят Ваши клиенты?
- По каким причинам постоянные клиенты выбирают Вашу компанию?
-
Какие слова используете Вы и ваша команда для описания компании и какие слова используют Ваши постоянные клиенты?
- Есть ли разница и в чем она заключается?
Собственнику/руководителю на заметку.
Соберите ответы на эти вопросы от членов своей топ-команды. Оцените их сходство или степень различия. Сравните со своими ответами. А потом сами ответьте на вопросы ниже.
1. Есть ли у Вас бизнес-стратегия компании?
2. Устраивают ли Вас ответы топ-команды на эти вопросы?
Самое простое определение стратегии, которое мне встретилось.
Стратегия – это то, на что Вы тратите время и ресурсы! (Клейтон Кристенсен).
У компании всегда есть стратегия, даже если собственник и топ-команда никогда о ней не думали.
Разница в одном.
Стратегия компании носит осмысленный характер или получена по принципу – что выросло, то выросло.
Каждый собственник сам выбирает вариант развития для своего бизнеса:
-
Стихийное развитие, как сиюминутная реакция на изменения внешней среды
- Осознанное развитие, направленное на достижение стратегических целей
Суть бизнес-стратегии.
Существует огромное количество определений бизнес-стратегии. Однако есть важный момент, который объединяет разные определения.
Стратегический треугольник (Кеничи Омае).
Анализ этого треугольника показывает, что с точки зрения клиентов/потенциальных покупателей есть 3 варианта:
-
Вариант 1. Конкурентное преимущество есть у Вашей компании
- Вариант 2. Конкурентное преимущество есть у Ваших конкурентов
-
Вариант 3. В глазах клиентов компании-конкуренты и Ваша компания неразличимы
В случае варианта 3 возникает жесткая ценовая конкуренция, так как в этом случае только цена может выделить компании в глазах потенциальных покупателей.
Бизнес-стратегия направлена на выявление и реализацию долгосрочных конкурентных преимуществ компании.
Создание бизнес-стратегии предполагает ВЫБОР взаимоувязанных решений/ответов, которые принимает собственник/руководитель, отвечая на следующие вопросы:
-
A. Какие продукты компания производит?
-
B. Какие проблемы потенциальных покупателей эти продукты решают?
-
C. Какие проблемы из этого перечня Ваша компания решает наилучшим образом?
- D. Какие группы целевых клиентов могут быть носителями этих проблем?
-
E. Что будет устойчиво отличать компанию и ее продукты от других компаний, в глазах целевой аудитории?
- F. В чем суть/идея позиционирования компании?
-
G. Каким должно быть организационное устройство компании, чтобы производить эти продукты и создавать устойчивые конкретные преимущества?
- H. Каким образом компания будет зарабатывать деньги?
Зачем собственнику/руководителю нужна бизнес-стратегия?
Закономерный вопрос и я часто слышал его, обсуждая с собственниками проект по разработке стратегии для их компаний. Правда звучал он в немного другой форме. Как мне поможет наличие стратегии в управлении бизнесом?
Прежде, чем ответить на этот вопрос, я хочу описать несколько проблем, которые наиболее часто встречались в разных проектах. По сути, бизнес-стратегия является их возможным решением.
Типичные проблемы бизнеса.
«Туннельное видение»
Каждое функциональное подразделение живет своей жизнью и принимает решения, исходя из своих приоритетов, KPI и представлениях о задачах компании. Как правило, эти представления сильно отличаются у разных подразделений. Особенно «штормит» на границах «продажи-маркетинг», «продажи-производство».
«Каждый менеджер сам себе режиссер»
Скорость принятия и реализации решений сейчас стало одним из ключевых факторов Успеха. Это особенно актуально в ситуации быстрых изменений во внешней среде. Обратная сторона скорости заключается в том, что принимаемые решения слабо связаны с приоритетами компании. Каждый менеджер принимает текущие решения, исходя из своих представлений о том, что важно для компании.
«Компанией управляет «внешняя среда»
Управленческие действия построены на пассивной реакции. Компания реагирует на события, которые уже произошли во внешней среде. Отсутствуют приоритеты и критерии для выработки опережающих решений.
«Любой покупатель – наш клиент»
Еще одна проблема связана с ответом на вопрос: Кто Ваши клиенты? Часто можно услышать ответ: Кто покупает наши продукты, тот и является нашим клиентом? Такой ответ создает серьезные проблемы для компании, потому что в этом многообразии и стремлении угодить всем клиентам возникает обратная ситуация: довольных практически не бывает. Действует принцип: купил и забыл.
Эти проблемы вместе приводят к возникновению фундаментальной проблемы для компании.
Фундаментальная проблема. Потеря компанией своей индивидуальности на рынке.
Следствие: Низкая цена на продукты становится единственным фактором выбора для покупателей.
Ответ на вопрос.
Для чего собственнику/руководителю бизнеса нужна бизнес-стратегия?
-
A. Оценить существующий потенциал развития бизнеса и выявить точки его роста.
-
Б. Сформировать основу для принятия согласованных операционных решений на разных уровнях управления и в разных функциональных блоках.
- С. Определить целевую аудиторию и индивидуальный образ компании. Выделить наиболее сильные преимущества.
- D. Сформировать ценность продуктов и компании в глазах целевой аудитории для усиления неценовых факторов выбора продуктов компании.
- E. Выбрать адекватные способы продвижения в Интернете.
- F. Повысить уровень определенности и независимости компании от изменений во внешней среде.
-
G. Итог: обеспечить устойчивое получение положительных финансовых результатов.
Как разработать бизнес-стратегию?
Ядро стратегии.
A. Перечень проблем компании, которые можно решить только новой бизнес-стратегией.
B. Ключевая идея, которая ляжет в основу позиционирования компании.
C. Магистральное направление движения.
D. Приоритетные задачи по реализации стратегии.
Возможная структура документа по стратегии.
A. Стратегические цели
B. Существующая стратегия.
-
В чем ее суть?
- Какие проблемы она создает? (2-3 наиболее значимых проблемы)
С. Ситуационный анализ.
-
Ключевой вопрос: Какие тренды в экономике, технологиях, социальной среде наиболее важны для компании? (возможности и угрозы)
D. Базовый треугольник: Клиенты-Конкуренты-Компания.
Клиенты.
-
основные сегменты рынка по типам клиентов.
- наиболее значимые проблемы для каждого выбранного сегмента
-
образ целевых клиентов, особенности их поведения
Конкуренты.
- На чем строятся конкурентные преимущества основных конкурентов?
- Что их выделяет/может выделять в глазах Ваших целевых клиентов?
Компания.
-
Существующие сильные стороны
- Преимущества компании по отношению к конкурентам
-
Какие существующие сильные стороны поддерживают выделенные преимущества?
- Ключевая идея, вокруг которой строится бизнес.
-
Образ компании в глазах клиентов из целевых сегментов (как хотите, чтобы ее воспринимали целевые клиенты?)
- Основные услуги компании.
Е. Выводы.
Сравнительный анализ существующей стратегии и сформулированной стратегии.
-
В чем разница между этими стратегиями?
- Что даст компании новая стратегия?
F. Первоочередные задачи по реализации стратегии.
Заключение.
Почему проще тушить пожары, чем начать заниматься стратегией?
Стратегия всегда основана на выборе решений, которые будут определять будущее компании. Их поиск требует творческого подхода и новых взглядов. Необходимо выходить за привычные рамки представлений о своих рынках, клиентах, потребностях и т.д. Это всегда трудно!
В условиях изобилия товаров и услуг у компании есть 3 варианта существования:
-
Быть как все.
- Быть лучшей из всех.
- Быть собой.
Каков Ваш выбор?
Все написанное в этой статье основано на моем личном опыте реализации проектов по разработке стратегии. Безусловно, у каждого прочитавшего эту статью есть свое отношение к тому, что написано в разных разделах. Если у Вас есть комментарии к отдельными выводам и в целом к подходу, я буду рад обсудить эти вопросы с Вами.
Нужно ли собственнику/руководителю именно сейчас заниматься стратегией своего бизнеса?
Да
Нет
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать