(рецензий 29 / оценок +107)
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+1
Обожаем Александра Блинова!
(рецензий 25 / оценок +52)
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+1
Книга больше для взрослых, чем для детей. Читаю и смеюсь. Но почему-то держа в руках книгу, тактильные ощущения мерзкие возникают. Уж из чего сделана обложка непонятно, но держишь и оч хочется что-то с неё стряхнуть и руки помыть. уж и спиртом протирала (думала может на новой какой порошок), не помогло. Выбирайте материалы для обложек!
(рецензий 7 / оценок +79)
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+1
Хорошая книга, рекомендую.
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+1
Книга понравилась. Как будто вернулась в детство. Хорошая бумага, иллюстрации. Немного подпортило настроение то, что на с. 169-222 те же рассказы, что и в сборнике»Бабка, море и охламон». А это четверть книги. Учитывая высокие цены на книги Блинова/пожалуй, исключение» Рассказы толстого мальчика» /, хотелось бы прочитать что-то новенькое.
(рецензий 8 / оценок +17)
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+4
Веселая книга, даже 5 летний сын смеялся, хотя понял не всё. Подрастет, перечитаем, есть общие черты, пусть посмотрит на себя со стороны)))
(рецензий 18 / оценок +237)
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+9
Книгу мне посоветовал знакомый издатель, как образец смешной прозы для детей. Читать я начал с ревностью, то и дело отмечая редакторские ляпы и авторские неточности и придираясь к мелочам. Но вскоре все мои предубеждения потонули в удовольствии от чтения. Это действительно хорошая книга. И как все хорошие книги для детей написана она естественно для взрослых. И в ней есть три гениальных истории: про прабабку Кику, деда Сергея и грозу в станице. Читайте на здоровье! Отдельное спасибо Автору от лица всех толстых мальчиков.
(рецензий 2 / оценок +10)
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+5
Прекрасный весёлый умный текст. Наша семья открыла для себя ещё одного замечательного автора. Рекомендую для семейного чтения, как детский врач терапевт.
(рецензий 206 / оценок +40)
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+1
Книга о детстве, для взрослых , интересующихся этой темой. Но не для детей.
Купилась на лестные отзывы. Жалею , что купила.
(рецензий 2 / оценок +35)
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+6
Рекомендую этого любимца нашей семьи всем вместо аспирина и лекарства от хандры! Все болезни снимает, как рукой! Читайте и вы влюбитесь в эту жизнь, как автор.
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+4
Чудесная, живая, умная и, главное, написанная с юмором книга. Скорее для пап, мам и, даже, бабушек. Покатывались всей семьёй.
Может дети до 10 лет и не всё поймут, но и то что поймут — хватит в избытке!
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+6
Похоже в детской литературе появилось новое имя. Прекрасный живой образный язык. Рекомендовали знакомые, как нового интересного автора. Получил огромное удовольствие.
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+5
Читали с ребёнком на каникулах. Больше всех понравилось папе и бабушке. Особенно бабушке.Бабушка говорит что в их классе был такой чумовой «Толстый мальчик» и она была в него втайне влюблена. Хороша, добрая смешная книга. Не пожалеете.
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+5
Возрастная аудитория:
7-10 лет
Заказала книжку для своей дочки — 8-ми летки. Половину уже прочитала-очень нравится — интересная.
(рецензий 23 / оценок +59)
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+5
Возрастная аудитория:
От 18 лет
купилась на лестные отзывы. не могу сказать, что книга плохая, бесталанная и т.д. написана,хорошо, интересно и с юморком так скажем.
но не для детей и не для впечатлительных взрослых.
посвящена (в том числе) смерти, кладбищу, мертвякам — детским кошмарам автора…мне было очень жалко мальчика, которого заставляли целовать фото на надгробии и каждую неделю водили на кладбище. ребенку было где-то около 7 лет.
тем, кто недавно похоронил или вообще потерял близких — будет очень тяжело читать книгу. я вот осилила часть книги — и дальше не смогла, настолько мне было тяжело. ребенку читать не буду..
соседи на чтение не сбегутся))))
печать-оформление хорошее. рисунки на любителя. мне и сыну (6 лет) не понравилось — черное на белом и белое на черном — вкупе с рассказами о кладбище и мертвецах выглядит устрашающе.
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+6
Неожиданная, очень добрая и веселая книга. Книга свободного человека.И некоторая её «нечеткость» искупается именно этим: ребёнок принадлежит счастью и будущему и уже даже не нам с вами. Ура автору! Очень рекомендую и детям и особенно их родителям.
(рецензий 15 / оценок +173)
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+10
Книга произвела неоднозначное впечатление. Местами, действительно, смешно и трогательно, но чаще неприятно: очень много ляпов, несоответствий, стилистических огрехов. Это укор в том числе и издательству. У вас есть редактор?! Надо было хоть разок перечитать, прежде чем печатать. От этого с середины книжки становится уже совсем не смешно, а, скорее, даже противно. В негативных рецензиях написано много по существу (см рецензии Полины, Натальи). Кстати о рецензиях: я ориентировалась на них, когда покупала книгу. Тем более мне было обидно пересмотреть их заново и обнаружить, что многие написаны одними и теми же людьми (и у большинства это их единственный объект рецензирования), а 4 написаны самим автором. Вот это очень смешно! Про аудиторию: это книга не для детей. Для детей «о времени» много других хороших книг, в том числе, и очень смешных — привожу ссылки на целые серии у издательств.
http://www.labirint.ru/series/33258/
Мальчишки и девчонки идм
http://www.labirint.ru/series/21890/
Родная речь самоката
http://www.labirint.ru/series/30923/
Ребята с нашего двора речи
И многие другие — у Нигмы, у белой вороны…
(рецензий 41 / оценок +162)
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+6
Кика — прекрасна. Она такая бабушка, которая была как раз у меня. И у моих детей прабабушка.
Но мне не очень понятно было место с кладбищем и с мёртвыми. Чересчур много и странно для «мальчика» в таком возрасте.
Мой ребёнок читал в 9 лет. Все понял, что очень приятно )
(рецензий 2 / оценок +16)
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+7
Неожиданная, очень весёлая, странная и добрая книга.
Но всё таки детям за 11-12 лет. А скорее для домашнего чтения в кругу семьи. Тогда это просто восторг если ещё подключить и дедушек с бабушками!!!
(рецензий 1738 / оценок +14234)
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+7
Очень смешная книга! Рассказываю о ней на видео
Ссылки по теме:
Видеорассказ о книге
(рецензий 2 / оценок +12)
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+6
С огромным удовольствием слушали вчера в театре ET CЕTЕRA Калягина спектакль-читку по книге «Рассказы толстого мальчика«. От смеха сводило скулы. До сих пор болят) — СПАСИБО огромное за удивительную книгу.
(рецензий 2 / оценок +10)
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+6
В свежем выпуске газеты «Книжное обозрение» вышла рецензия Елены Гришонковой на книгу Александра Блинова «Рассказы толстого мальчика»
«Московские счастья» Блиныча
Давным-давно, более полувека назад, в Москве жил-был мальчик Саша. Ничем не примечательный мальчик, один из сотен тысяч мальчиков, родившихся и выросших в некогда существовавшей огромной стране с гордым названием Советский Союз. Саша был «достаточно упитанным ребенком, на самом деле – просто толстым» и носил прозвище «Блиныч» из-за семейной фамилии Блинов и своей любви к съестному. Жизнь советского ребенка середины прошлого столетия была многотрудной, но при этом увлекательной и насыщенной. Кто рос в те времена, тот знает. С детства гражданам великой страны приходилось закалять характер и преодолевать тяготы советского, плохо приспособленного для нормальной жизни бытия. Даже поездка в детский сад ежеутренне превращалась в подвиг для юного человека.
«В детский сад меня возили очень далеко. Через всю Москву. И будили под гимн Советского Союза. Ровно в шесть утра. Проснуться для ребенка в такую рань, особенно когда за окном ночь, – страшная мука. Я лежал в кровати в летаргическом состоянии между сном и явью». А потом начинался процесс одевания, во время которого ребенок периодически «опрокидывался навзничь и… засыпал…» А потом – долгая дорога «пешком, в битком набитом троллейбусе, в метро с пересадками, и снова пешком», чтобы наконец-то добраться до заветного сада. Продолжались эти «московские счастья» несколько лет – «до ста сантиметров», после чего – школа. Тоже со своими радостями и бедами: строгой классной, летающими портфелями, невыученными уроками, страшными проверяльщиками из РОНО… Все «как у людей»: жизнь в труде, борьбе и преодолениях. Впрочем, мальчик Саша, будущий автор книги Александр Блинов, обладал неистощимым оптимизмом, изрядной смекалкой и живостью воображения, и не делал из трудностей трагедий. Сильный духом был Блиныч, как настоящий советский человек. Смеялся он над трудностями и страхами, и мы смеемся вместе с автором, читая его искристые рассказы.
Не нужно думать, что жизнь «толстого мальчика» состояла лишь из укрепляющих дух тягот бытия. О, нет! Она была полна и восхитительных вещей: приключений, дружбы и ссор, любимой общественно-дворовой живности и развлечений с друзьями. А закадычных друзей у Блиныча было целых два – «девчачий друг Верка», способная лишь взглядом вдохновить на смелый поступок (например, пройти через турникет в метро), и верный соратник по проказам Пехтерь. У детей той эпохи не было ни компьютеров, ни игровых приставок, зато было множество приятелей, веселые дворовые игры, общие велосипеды и счастливая способность изобретать и перевоплощаться. Все, что было нужно ребенку того времени для превращения «хоть в слона, хоть в таракана… хоть в кого угодно» – узкий закут за шкафом, старый дед Петр, «умевший превращать», а также фантазия. И уж этого добра у неизбалованных детей страны Советов было в избытке. Вместо айпадов и айфонов у них было нечто более ценное – друзья, с которыми можно и на край света убежать, и личными страхами обменяться, чтобы ночами было не так страшно. А еще были взрослые, умеющие найти для детей время, а не проводящие досуг в компании своего гаджета, потому что гаджетов в те времена, как уже говорилось, не было, а вот дети – дети были.
Читая «Рассказы о толстом мальчике», проживая с ним его детство и вспоминая детство свое, практически осязая через время ту, бедную в материальном выражении и богатую в эмоциональных проявлениях жизнь, еще раз поражаешься тому, как мало нужно ребенку для счастья… Ироничные и глубокомысленные, веселые и с налетом печали, игривые и проницательные, эти истории – ни о чем и в то же время – о многом. Они о нас с вами, росших в одно время с Блинычем, и о детях, растущих сейчас. Живо написанные, атмосферные истории о прошлом, с его хорошим и плохим, смешным и грустным, о людях и о городе, в котором они жили и живут, – эти рассказы способны увлечь всех: и детей, и взрослых, – став мостиком, соединившим детство нескольких поколений.
(рецензий 2 / оценок +10)
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+4
КЛАССНАЯ КНИЖКА, ЗДОРОВО!!!
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+6
Отличная книга!
Умная, смешная и весёлая.
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+7
Купил, прочитал, делюсь! Эту книгу стоит прочитать! Очень легко и не назидательно говорится о вещах очень «недетских». О которых родители зачастую и замалчивают. Книга совсем непростая поэтому интересна и детям и их родителям. Хотя, уверен, многим покажется и неожиданной. Но это замечательно — литература не должна быть плоской. Это не устав и не дидактический материал. Слышал по этой книге даже спектакль читку сделали в Ет Сатера Александра Калягина.
Успехов автору!
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+9
Честно говоря купил книгу по обложке. Яркая, эмоциональная. Начал читать и сначала даже растерялся. Неожиданный текст. я таких книг не читал. Смотрел то книгу для внука. Со второго рассказа как прилип к книге. Так треть книги и отмахал. Но для внука не пойдёт. Сложновато будет! Ему пять. А вот для племянниц, одной девять, другой двенадцать — самоё то! А ещё и для моего сына. Хотя ему скоро тридцать, но прочитает с удовольствием! Он то ещё то время захватил. А я вообще тогда вырос — точно, это про нас! Без вранья.
Короче — книга для семьи. Здорово, даже не ожидал, рекомендую от души!
(рецензий 3 / оценок +25)
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+9
Взрослыми не рождаются
Текст: Дарья Лебедева
Обложка предоставлена издательством «Арт-Волхонка»
Обозреватель Rara Avis Дарья Лебедева о толстых мальчиках, их радостях и печалях.
•
Блинов А. Рассказы толстого мальчика. — М.: Арт-Волхонка, 2016. — 224 с.
Герой рассказов Александра Блинова — обыкновенный московский мальчик (он же и есть сам автор), живущий в Советском Союзе 1950-60-х годов. Повзрослев, он ничего не забыл ни ужасные утренние подъемы в детский сад под исполнение гимна по радио в шесть утра, ни походы на Миусское кладбище к мертвым родственникам, ни первый детский поцелуй «девчачьего друга Верки», ни удивительно колоритных прабабку Кику и деда Петра, ни поездки летом на море с Бабполиной, ни друга-пса Пирата, с которым пришлось расстаться, ни… Ничего герой Блинова не забыл, сохранил свое детство словно в волшебной стеклянной бутылке. И теперь, благодаря этим рассказам — полным фантазии, юмора и огромной доброты, мы можем заглянуть в ту Москву и то время. А главное, словно на машине времени вернуться в наше собственное детство.
Мы выросли и подзабыли, как когда-то умели перевоплощаться в кого угодно — вот и герой книги превращается то в тюленя Томку из зоопарка, то в дворовую собаку Тимку:
«Тимка шла, спокойненько наступая на лужи всеми своими четырьмя лапищами, и улыбалась веселой пастью! Тогда я расхотел быть Мальчиком-Тюленем, снял ботинки и что было сил затопал босыми ногами по лужам: ведь все равно я не мог промокнуть!
— Гав, гав, гав, — топал и лаял я.
— Уф, уф, — отвечала мне Тимка».
Как весело и жутко становилось от мысли о Живых Красных Колготках-Душегубах, Ногах за Занавеской, Волосатом Крючке (сидел ночью под кроватью, «и если свесить руку, мог запросто сцапать и руку, и тебя целиком»), Черном Страхе (стоял за китайской ширмой в коридоре), Страхе Стуле: «Главное было — не смотреть на стул. Глянешь — и конец! Страх Стула враз станет старухой или дядькой: старуха замерла, пялится и шевелит губами, дядька молча тянет к тебе руки, хочет достать». И какими страшными казались турникеты в метро, деревянный протез соседа.
А как здорово было ловить насекомых, например, жука-носорога, засовывать его в коробок из-под спичек и показывать друзьям, еще понадкусывать шоколадные конфеты и опять завернуть их в фантики, приручать гадкую бодливую козу, чтобы понравиться девочке, перекидываться с одноклассником портфелем отличницы Аньки, учиться любить младшего брата-младенца, хотя «по правде, лучше брата было все — и чиж, и мой велик, и даже Веркин кожаный мяч».
Честное дворовое детство при полном отсутствии гаджетов, девайсов и компьютеров, а потому мальчишкам и девчонкам приходилось играть с кошками и собаками, червяками и насекомыми, велосипедами и игрушками, да и просто вовсю фантазировать
Как всех обычных детей, «толстого мальчика» окружали чудаковатые непонятные взрослые: «В детстве я твердо знал: эти взрослые — специальные люди. Они не рождаются, как мы, дети. А берутся откуда-то сразу, готовые. (…) Слава богу, я знал, что никогда не превращусь в этих взрослых! Только если меня заколдуют». Мама и папа тоже были странные, но свои. Зато с бабушками и дедушками наш маленький герой сразу же находил общий язык — слушал воспоминания прабабки об ушедших загадочных временах, на кладбище тайком махал рукой уже умершим, но все равно веселым деду с бабкой, а с живым дедом Петром яростно играл в боевые солдатские шахматы, в которых каждая фигура была при армейском чине и имени: «Фигуры умели ловко рокироваться, ретироваться, держать оборону, сидеть в засаде, быть не в духе, уйти с позором или даже пожертвовать собой… Все как у людей, только серьезней».
О том, что герой рассказов действительно толстый, мы узнаем только в последних новеллах, повествующих о первых «курортных романах», в которых «достаточно упитанному, а на самом деле просто толстому» мальчику Саше приходится изобретать не связанные с внешностью и весьма успешные способы понравиться девочкам: «Я показывал Верочке и море, и обрыв над морем, и лиманы, в которых водились страшные скорпионы размером с кулак. (…) Потом мы лазили на старый крючковатый абрикос, и я отколупывал Верочке с черного ствола застывшую золотистую смолу, которую мы жевали вместо жвачки… (…) и клялись друг другу в вечной любви до гроба, (…) и наутро Верочку увозили… И приезжала Настенька», с которой все повторялось сначала.
Встречаем в книге и приметы времени: честное дворовое детство при полном отсутствии гаджетов, девайсов и компьютеров, а потому мальчишкам и девчонкам приходилось играть с кошками и собаками, червяками и насекомыми, велосипедами и игрушками, да и просто вовсю фантазировать. Никуда не деться автору от ушедших в прошлое реалий советского времени: та самая школьная форма, комиссия из РОНО, шпионские страхи и страсти, очередь в мавзолей через всю Красную площадь, тайное посещение храма с прабабкой Кикой («своим, оболтус, ни-ни!»), нечетное количество дедушек: «В детстве я думал, что у меня три дедушки: дедушка Николай, дедушка Ленин, дедушка Сергей. Тогда многие так думали. И я их всех очень любил».
(рецензий 3 / оценок +25)
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+8
Рецензии
Взрослыми не рождаются
Обозреватель Rara Avis Дарья Лебедева о толстых мальчиках, их радостях и печалях.
Рассказы Блинова напоминают нам, какой настоящей, огромной, насыщенной была детская жизнь
Несмотря на ощущение цельности, даже монолитности книги, собранные в ней рассказы неоднородны — как в стилистическом отношении, так и в адресном. Часть рассказов можно смело читать детям. Другие, скорее, написаны как воспоминания о детстве — для взрослых. Первые полны искрометного юмора, огромного уважения к ребенку, неподдельного понимания его мотивов, эмоций и порывов. Вторые пронизаны ностальгией, горечью, но и светлым чувством благодарности к тому, чего не вернуть, но что остается в нас: «Когда мне плохо или одиноко, я вспоминаю, как мы бредем с моей бабкой с моря по замершей от зноя станице мимо облупившихся от жары палисадников. За палисадниками застыли пыльные абрикосы, облепленные желтыми жерделями. Бемц — жерделина падает мне под ноги и расплющивается… Наши ноги утопают по щиколотку в горячей бархатной пыли. Бабка что-то ворчит сзади… Я задираю голову: в выгоревшем от жара небе наматывает круги ястреб. Я смотрю, пока хватает сил терпеть и глаза не наполняются слезами… И тоска проходит».
Рассказы Блинова напоминают нам, какой настоящей, огромной, насыщенной была детская жизнь. Помогают этому впечатлению и замечательные рисунки Ольги Золотухиной, небрежно-карандашные, в которых точно схвачены характеры, эмоции, детали.
Все-таки детство — лучшая пора, а еще оно никуда не исчезает, спасает нас от самих себя и от скучной взрослой жизни. И пусть нас тогда немного недооценивали и не воспринимали всерьез, теперь-то нам все равно кажется, что только в то время все и было по-настоящему..
Конечно, тексты Блинова не идеальны — иногда писатель слишком прямолинеен, кое-что из написанного слишком личное, не всегда понятное читателю, а лирические отступления порой не вяжутся с основным сюжетом, привносят в историю дух дневников и мемуаров, нарушающий ритм отличных детских рассказов. Но, наверное, это и есть та особенность авторского стиля, которая делает тексты Блинова неповторимыми.
Смешение детского и взрослого восприятия как в рамках одной маленькой истории, так и целой книги делает «Рассказы толстого мальчика» по-настоящему подходящими для семейного чтения — доброго, честного и хорошо сбалансированного по части смеха и слез.
(рецензий 4 / оценок +48)
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+11
Я много слышала об этой книге, от знакомых и в интернете. Решила заказать и, зачем-то, стала просматривать рецензии, что обычно не делаю, и наткнулась на рецензию некоей Марии. Сроду бы не стала ничего писать, но напишу, поскольку рецензия эта меня просто обескуражила.
Во-первых — она очень агрессивная, нравоучительная… И главное — этот нелепый призыв — «не покупать!» А может люди сами разберутся? Тем более, я с посмотрела, в Лабиринте приведено достаточно много текста и иллюстраций из этой книги.
А тут человек пытается нам навязать, как надо воспитывать ребёнка, что говорить, что ребёнку нельзя говорить… И от всего этого веет такой уже навязшей в зубах скукой и пошлостью, что я поняла, в этой книге есть такое, что вывело этого человека из себя. И это замечательно! Я ту же заказала книгу, с удовольствием прочитала сама, книгу моя прочитала моя тринадцатилетняя дочь -в восторге!
Книга написана добрым, остроумным, весёлым и главное, очень свободным человеком! Он любит людей и всю эту жизнь и не боится сложных вопросов и легко на них отвечает.
И главное — он сохранил это живое, детское, парадоксальное восприятие мира! Когда в одном и том же пространстве живут живые и мёртвые и вообще отсутствует понятие смерти …
Кроме того, книга написана прекрасным литературным образным языком!
Да, в книге встречаются мелкие огрехи, но это даже и очаровательно. А у кого их нет. Откройте любого классика…
И главное: если появляются подобные рецензии, это прежде всего говорит об успехе книги: значит книга задевает людей за живое, заставляет задуматься, нарушает общепринятые шаблоны, табу — это можно, это нельзя, а это ребёнок не должен знать не при каких обстоятельствах…
Я считаю это крайне вредно именно для ребёнка.
Да, в книге встречаются мелкие огрехи, но это даже и очаровательно. А у кого их нет.
Возможно эта книга кого-то и может поставить в тупик, но это моя книга и я во всём разделяю позицию автора как свободного человека с неклешированным сознанием.
И ещё: если уж мы говорим о единении семьи — то этим и занимается эта книга. И мы с удовольствие потом вспоминала с дочерью и мужем милые, смешные и нелепые ситуации из шашего детства. И вместе ухохатывались, до слёз!
Автор, браво! Книга замечательная, неожиданная и яркая! Книга , которая заставляет о себе говорить! Успехов!
(рецензий 57 / оценок +61)
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+17
Возрастная аудитория:
От 18 лет
Слышал положительные отзывы, читал восторженные комментарии => купил.
Прочитал, НЕ рекомендую покупать категорически.
Выглядит так, будто автор — преклонных лет человек, описал эпизоды своей жизни (причём существенно разного возраста => разной тематики, разных уровней переживаний), и написал это в стиле «для детей».
С моей точки зрения — книга для взрослых и Только для взрослых.
Только они сейчас могут посмеяться и понять, что такое стоять в очереди в мавзолей по разнарядке, иметь только 1 школьный костюм в год (по льготной цене — это ещё хорошо, если так) и т.п.
Вы скажете, детям тоже невредно знать, как жили их бабушки и дедушки? Быть может. Давайте разберёмся, на какой возраст книга?
В каком возрасте вы хотите, чтобы ребёнок прочитал, как его мама (а описано вообще будто посторонняя женщина лет сорока) ведёт ребёнка на кладбище, пытается заставлять его целовать фотографии на могилах, заставляет его вкапывать цветы, когда он, ребёнок, боится? Боится мертвяков, которые сейчас вылезут и схватят его.
И в результате ребёнок-автор вырос и теперь вообще не ходит на кладбище и на похороны близких.
Это какой возраст? И зачем вообще в любом возрасте?
Вообще про смерть там главы 3 и больших.
Вторая — про прабабку Кику. Хорошее описание добрых отношений, и в конце — смерть на глазах у ребёнка. Лекарства, капельница, сиделка, смерть. И ребёнок, который от шока уехал куда подальше.
Или про деда Петра, которого бросили родственники («странные» родственники, как сказано), и который живёт в углу на каталке, трижды в день вывозимый к окну покурить.
И опять ребёнок, который обнаруживает умершего возле окна, и детали — тлеющие штаны от окурка, чашка воды, выплеснутая, чтобы затушить. Новый шок.
И это — не малая часть книги. Черверть, наверное. По эмоциональным ощущениям — и вовсе половина.
Ладно, идём дальше.
С моей точки зрения, книга вовсе не смешная. Да, есть несколько моментов, но не более того.
Про купание: бабПолина сопровождала мальчика на море купаться. И разрешала делать, что хочешь, но на виду. Тогда мальчик придумал «ходилки» — ходишь туда-сюда, бабушка засыпает, и ты свободен делать, что вздумается. (Кстати, этот момент описан смешно). А дальше — что мы «рекламируем» ребёнку: прыгать с утёса, выгонять палкой ядовитых скорпионов — укусит — смерть! (так и написано!)
Ребёнок же увидит, что так делают в книгах, тоже так делать будет!
Хорошо, описывается, что бабПолина разрешала купаться только днём, потому что вечером выползают всякие гады, могут укусить. Всё нормально, верно? А следующим предложением: «а сладость купания ночью я оценил только в отрочестве.»
1) в каком возрасте ребёнок поймёт эту фразу?
2) как поймёт ребёнок фразу, пока маленький? Правильно: купаться ночью в море — это здорово, надо попробовать.
Хорошо, дальше. Бодливая коза. Чтобы её обойти, мальчик старше научил давать ей сигарету. (Само по себе классно. Вот скажите, нормальный ребёнок не зацепится за это? Супер идея, надо попробовать! я бы зацепился точно).
Ладно, надо пройти мимо козы, нужны сигареты, в магазине не продают => надо украсть. И всё, никакого осуждения в книге, негативных последствий…
В общем, я своему сыну эту книжку в руки не дам.
А дальше — каждый сам решает.
А так — качество печати и иллюстрации отличные.
—
Константин
(рецензий 1 / оценок +10)
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+10
Прочитала книгу вместе с ребенком.Оба в восторге,смеялись до слез.Почитала отзывы,в основном восторженные,совпадающие с моим мнением,удивилась негативным.Книга удалась,раз вызывает, такие противоречивые оценки.Успехов автору,буду ждать новых книг.
(рецензий 3 / оценок +25)
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+8
ОЙ, ой, как печально читать такие отзывы, которые написали Наталья и Матвей! Тем более, что книга действительно замечательная. По рекомендации прочитали друзья и знакомые- все в восторге!
Более того, говорят, что в ближайшее время по этой книге будет поставлен спектакль-читка в одном из ведущих театров Москвы. Это правда. Узнаю подробности — сообщу!
Так что друзья читайте и получайте удовольствие. Кстати, текст книги, хоть и отрывочно, в Лабиринте представлен. Вот и почитайте!
Автор, браво!
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+5
Возрастная аудитория:
7-10 лет
Полностью согласен с рецензиями Натальи и Полины. Книга не понравилась. Как уже отмечалось, множество ляпов и несостыковок. Совсем не смешно, причем ни детям, ни взрослым. Хотя качество печати и иллюстраций, в отличие от содержания, неплохое, за что и поставил три звезды. За такую цену можно было приобрести что-нибудь получше. Сожалею о покупке.
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+8
Начиталась рецензий, насколько эта книга выдающаяся. Да и в аннотации сказано: «…после чтения прибегут соседи на ваш радостный смех». Долго ждала ее, наконец, купила и что же?! Подарила 10-летнему внуку на Новый год две книги — данный «шедевр» и «советскую» «Баранкин, будь человеком» (последнюю, кстати еще моя дочь — мама внука — читала в детстве). Через время поинтересовалась у внука, понравились ли. По поводу книги А. Блинова и «радостного смеха» внук заявил, что даже ни разу не хохотнул, а вот Баранкин ему очень понравился (что значит советская писательская школа!!!). Решила сама перечитать «Рассказы толстого мальчика«. Да уж! Умеют же некоторые «писатели» себя рекламировать. Настолько бездарная книга! Ни содержания, ни формы! В тексте полно несоответствий (автор хоть раз перечитывал сие «творение»?!). Своей находкой считает и постоянно повторяет выражение «девчачий друг»( решил соригинальничать?), причем в разных местах пишет его то с мягким знаком, то без. Описывая свою прабабку, рассказывает о дереве за ее окном. На стр. 146 это липа, а уже на стр. 154 липа вдруг странным образом превратилась в ясень. На стр. 109 речь идет о сменной форме в мешке с резинками. Откуда? Никто такую не носил. Может быть, это мешок со сменной обувью или физкультурной формой? Тогда так и пиши. И это не единственные ляпы. В общем, пожалела о потраченных деньгах, времени и чувствовала себя перед внуком за сей «подарочек»не очень… Если найдутся желающие, с удовольствие подарю без сожаления данный «продукт»!!! Сейчас еще раз перечитала все рецензии на книгу и поняла, что я не одна. Полностью согласна с Полиной!
(рецензий 32 / оценок +98)
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+5
Возрастная аудитория:
Старше 11 лет
«Когда читаешь книгу Блинова, забываешь, что мальчик толст. Автор заявляет об этом с порога – в названии, потом в первом рассказе напоминает ‒ и больше не говорит об этом почти до самого конца. Там он несколько раз повторяет от имени героя: «Я был, по словам бабки, мальчик вполне упитанный – а на самом деле просто толстый». Но толщина мальчику совершенно не мешает, она и проявляет-то только в этих словах. Тогда почему это так важно, что даже вынесено в название книги?..»
Из статьи Дарьи Марковой в журнале «Папмамбук»
http://www.papmambook.ru/articles/1922/
(рецензий 32 / оценок +98)
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+9
Возрастная аудитория:
Старше 11 лет
Видеорецензия Дмитрия Гасина
https://youtu.be/M-nuMe3XLN0
Ссылки по теме:
Видеорецензия Дмитрия Гасина
(рецензий 32 / оценок +98)
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+3
Возрастная аудитория:
Старше 11 лет
Избранные иллюстрации из книги Александра Блинова «Рассказы толстого мальчика»
(рецензий 32 / оценок +98)
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+6
Возрастная аудитория:
Старше 11 лет
Егор Серов о книге «Рассказы толстого мальчика» на телеканале «Россия»
http://www.labirint.ru/reviews/add/goods/507940/
Ссылки по теме:
Егор Серов о книге «Рассказы толстого мальчика» на телеканале «Россия»
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+8
Ну не всё так и смешно! Я на рассказах Прабабка Кика и Дед Пётр — просто изрыдалась! А ребёнок мой, который всё мечтает о младшем братике, чуть не расплакалась над рассказом Седые усищи… и сказала, что вот если бы у неё появился младший братик, то она бы его никогда не стала червяками кормить, а только пирожными!
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+8
Заказала книгу после того, как увидела восторженный телевизионный репортаж про эту книгу по каналу РОССИЯ. Нашла на сайте издательства.
Думала ну обычная, пусть и хорошая детская книга, а оказалась ещё чокнутая и чумовая. Дворник Фарид со шлангом занимает в голове автора место Ленина, а младшего брата он кормит червяками, а дед с бабкой сидят у него на кладбище под землёй в гробахи разговаривают с ним… а заодно он ещё и голубя у хозяйского сына в станице от любви удушил… Короче — полная чума, но не оторваться! Жду продолжения историй!
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+7
Давно так не смеялся! Особенно понравилось моей матери. Говорит словно вернулась в детство! Теперь читает внукам — те покатываются! А говорят нет связи поколений! Книга добрая и очень открытая — похоже разойдётся на цитаты!
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+9
Поскольку автор мне незнаком, то купила эту книгу после того, как увидела в интернете, что она вошла в топ детских книг от Rara Avis с последнего Non/fiction 2015. Совсем что-то другое, новое и восхитительное! Ура! Похоже в детскую литературу приходят новые имена!
(рецензий 1 / оценок +11)
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+11
На днях в метро напротив женщина читает ребёнку книгу, что вообще сейчас редкость, и у обоих такие счастливые лица, что я просто обзавидовался и подсмотрел обложку… Тысячу лет не интересовался детскими книгами — дети-то выросли. Зато вчера читали с женой вслух — словно помолодели на полтинник — это же про наше чумовое советское детство. Потом наперебой друг дружке вспоминали. Ощущение что автор из соседнего двора и мы с ним ходили в одну школу! Жду продолжения, а эту отнесу сыну, пусть внукам почитает! Они думают, что совсем другие — пусть сравнят! Полезно будет!
(рецензий 1 / оценок +12)
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+12
Возрастная аудитория:
7-10 лет
Очень живая, добрая, весёлая книга. Иногда печальная и чумовая.
Персонажи живые и продолжают жить в тебе даже после того, как закроешь последнюю страницу. Здорово!
(рецензий 2 / оценок +25)
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+13
ТЕКСТЫ / Рецензии
Взрослыми не рождаются
Текст: Дарья Лебедева
Обложка предоставлена издательством «Арт-Волхонка»
Обозреватель Rara Avis Дарья Лебедева о толстых мальчиках, их радостях и печалях.
•
Блинов А. Рассказы толстого мальчика. — М.: Арт-Волхонка, 2016. — 224 с.
Герой рассказов Александра Блинова — обыкновенный московский мальчик (он же и есть сам автор), живущий в Советском Союзе 1950-60-х годов. Повзрослев, он ничего не забыл ни ужасные утренние подъемы в детский сад под исполнение гимна по радио в шесть утра, ни походы на Миусское кладбище к мертвым родственникам, ни первый детский поцелуй «девчачьего друга Верки», ни удивительно колоритных прабабку Кику и деда Петра, ни поездки летом на море с Бабполиной, ни друга-пса Пирата, с которым пришлось расстаться, ни… Ничего герой Блинова не забыл, сохранил свое детство словно в волшебной стеклянной бутылке. И теперь, благодаря этим рассказам — полным фантазии, юмора и огромной доброты, мы можем заглянуть в ту Москву и то время. А главное, словно на машине времени вернуться в наше собственное детство.
Мы выросли и подзабыли, как когда-то умели перевоплощаться в кого угодно — вот и герой книги превращается то в тюленя Томку из зоопарка, то в дворовую собаку Тимку:
«Тимка шла, спокойненько наступая на лужи всеми своими четырьмя лапищами, и улыбалась веселой пастью! Тогда я расхотел быть Мальчиком-Тюленем, снял ботинки и что было сил затопал босыми ногами по лужам: ведь все равно я не мог промокнуть!
— Гав, гав, гав, — топал и лаял я.
— Уф, уф, — отвечала мне Тимка».
Как весело и жутко становилось от мысли о Живых Красных Колготках-Душегубах, Ногах за Занавеской, Волосатом Крючке (сидел ночью под кроватью, «и если свесить руку, мог запросто сцапать и руку, и тебя целиком»), Черном Страхе (стоял за китайской ширмой в коридоре), Страхе Стуле: «Главное было — не смотреть на стул. Глянешь — и конец! Страх Стула враз станет старухой или дядькой: старуха замерла, пялится и шевелит губами, дядька молча тянет к тебе руки, хочет достать». И какими страшными казались турникеты в метро, деревянный протез соседа.
А как здорово было ловить насекомых, например, жука-носорога, засовывать его в коробок из-под спичек и показывать друзьям, еще понадкусывать шоколадные конфеты и опять завернуть их в фантики, приручать гадкую бодливую козу, чтобы понравиться девочке, перекидываться с одноклассником портфелем отличницы Аньки, учиться любить младшего брата-младенца, хотя «по правде, лучше брата было все — и чиж, и мой велик, и даже Веркин кожаный мяч».
Честное дворовое детство при полном отсутствии гаджетов, девайсов и компьютеров, а потому мальчишкам и девчонкам приходилось играть с кошками и собаками, червяками и насекомыми, велосипедами и игрушками, да и просто вовсю фантазировать
Как всех обычных детей, «толстого мальчика» окружали чудаковатые непонятные взрослые: «В детстве я твердо знал: эти взрослые — специальные люди. Они не рождаются, как мы, дети. А берутся откуда-то сразу, готовые. (…) Слава богу, я знал, что никогда не превращусь в этих взрослых! Только если меня заколдуют». Мама и папа тоже были странные, но свои. Зато с бабушками и дедушками наш маленький герой сразу же находил общий язык — слушал воспоминания прабабки об ушедших загадочных временах, на кладбище тайком махал рукой уже умершим, но все равно веселым деду с бабкой, а с живым дедом Петром яростно играл в боевые солдатские шахматы, в которых каждая фигура была при армейском чине и имени: «Фигуры умели ловко рокироваться, ретироваться, держать оборону, сидеть в засаде, быть не в духе, уйти с позором или даже пожертвовать собой… Все как у людей, только серьезней».
О том, что герой рассказов действительно толстый, мы узнаем только в последних новеллах, повествующих о первых «курортных романах», в которых «достаточно упитанному, а на самом деле просто толстому» мальчику Саше приходится изобретать не связанные с внешностью и весьма успешные способы понравиться девочкам: «Я показывал Верочке и море, и обрыв над морем, и лиманы, в которых водились страшные скорпионы размером с кулак. (…) Потом мы лазили на старый крючковатый абрикос, и я отколупывал Верочке с черного ствола застывшую золотистую смолу, которую мы жевали вместо жвачки… (…) и клялись друг другу в вечной любви до гроба, (…) и наутро Верочку увозили… И приезжала Настенька», с которой все повторялось сначала.
Встречаем в книге и приметы времени: честное дворовое детство при полном отсутствии гаджетов, девайсов и компьютеров, а потому мальчишкам и девчонкам приходилось играть с кошками и собаками, червяками и насекомыми, велосипедами и игрушками, да и просто вовсю фантазировать. Никуда не деться автору от ушедших в прошлое реалий советского времени: та самая школьная форма, комиссия из РОНО, шпионские страхи и страсти, очередь в мавзолей через всю Красную площадь, тайное посещение храма с прабабкой Кикой («своим, оболтус, ни-ни!»), нечетное количество дедушек: «В детстве я думал, что у меня три дедушки: дедушка Николай, дедушка Ленин, дедушка Сергей. Тогда многие так думали. И я их всех очень любил».
(рецензий 2 / оценок +25)
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+12
Живая цепкая проза. Именно проза, а не розовая размазня. Зацепит и родителей. Автору успехов, молодец!
(рецензий 1 / оценок +15)
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+15
Кайфовая книга. Наткнулся в книжном на Тверской, зачитался.
Теперь жена с дочкой ухохатываются. Рекомендую.
(рецензий 6 / оценок +135)
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+18
Господа читатели предлагаю Вашему вниманию детскую рецензию на книгу.
ТОЛСТЫЙ И ВКУСНЫЙ
Рецензия 11-летней Насти Лавряшиной на книгу Александра Блинова «Рассказы толстого мальчика»
«Рассказы Александра Блинова (фамилия-вкуснятина) о своём детстве — разного типа: где-то смешно до боли в животе и слёз, а где-то грустно.
В каждой главе что-то новое, что-то увлекательное. И герои все разные! И сама книга другая, не такая как все. Мне и моей маме она очень понравилась! Всё легко, интересно, и перед глазами стоит картинка: этот толстый мальчик и его невероятные приключения.
А ещё я узнала много нового о том, что было в середине прошлого века: как одевались, говорили, во что дети играли. Всё другое не как сейчас, и, читая эти рассказы, ты переносишься в то время.
Книга начинается с очень смешной главы, как одевали бедного Сашу и как его будили. Ещё мне понравилась глава «Этикет» и «Носорог», ну и вообще все хорошие, конечно! Интересно было читать и про «Буратино» — грустная глава, но ведь без нотки грусти тоже никак…
«Прабабка Кика» — ещё одна золотая страничка в этой книге, как и «Дед Пётр». Особенно эти слова, показались мне грустными, но нотка освобождения и радости, какой-то воздушности тут тоже была: «Дед Пётр умер через неделю после смерти Кики, на Сорокоуст. Его нашли сидящим в своём кресле перед окном. Глаза деда Петра были широко распахнуты, словно от удивления. Лицо улыбалось. Будто дед Пётр, наконец, увидел что-то над крышей троллейбусного парка. И увиденное деду Петру очень понравилось». Может быть, он увидел Кику, которую тайно любил всю жизнь, а может своих дочек, веселящихся в небесах.
А в конце меня порадовал раздел «Удод на чердаке».
Рассмешили и строки в конце книги:
« — Атас! — орал я. — Тонечка, в тебя коза втюрилась! Мне не удержать! Отпускаю!
И Тонечка рванула…»
На этом книга заканчивается, но ты сам начинаешь придумывать продолжение. И становится ещё интереснее! Особенно волнуешься за Тонечку: что с ней стало, когда коза её догнала?
В общем, книга очень хорошая! Советую её прочитать.
А ещё похвалю художника: иллюстрации мне понравились! Ну, прямо не к чему придраться…»
(рецензий 1 / оценок +17)
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+17
С каким-то редким наслаждением,переходящий в ничем не сдерживаемый восторг прочитала книжку про толстого мальчика.
Это совершенно замечательная книга. Ничего подобного я не читала давно! Видимо со времен «Как папа был маленький» Раскина Александра(конечно же тоже) Все гениальные писатели немного Александры, но не все пишут так ободряюще свежо и легко!
Поздравляю нас всех с новым прекрасным детским автором!
(рецензий 2 / оценок +34)
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+26
Возрастная аудитория:
Общая аудитория
Талантливая,веселая книга.Фантазии и реальность так переплетены,что нет ощущения вранья и придуманности, только желание читать и смеяться до слез.Фантастический язык,удивительные образы!Не многие авторы ,пишущие для детей ,сохранили детский взгляд на мир.Чудесные иллюстрации,замечательные рассказы — лучшее чтение в рождественские и новогодние каникулы.
(рецензий 6 / оценок +135)
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+25
Поскольку книга уже заставила о себе говорить и не осталась незамеченной, как в среде профессионалов, так и читателей, а я в свой адрес слышал и восторги обожания, и чуть ли не угрозы и оскорбления (что редкость «на детской поляне», а значит — книга действительно удалась), то позволю себе поделиться с будущим моим читателем мнением профессионалов.
Ещё раз прошу извинения за моё разгильдяйство и мелкие неточности в тексте, но увы, у кого их нет, даже у классиков! Хотя порой, это даже очаровывает — как родинка на шёчке любимой женщины.
С уважение и любовью, автор, Александр Блинов
ИРИНА ГУРСКАЯ. АРТ-ВОЛХОНКА: НОВЫЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Арт-Волхонка: новые книги для детей. «Рассказы толстого мальчика», А. Блинов. «Капля», Н. Коваленкова.
Завершился II Всероссийский фестиваль детской книги, проходивший в Москве в начале ноября. Отгремел праздником, деловыми и дружескими встречами, читательскими восторгами и схлынул, оставив на литорали множество живых существ и несметные морские сокровища. К их числу относятся книги «Рассказы толстого мальчика» Александра Блинова и «Капля» Насти Коваленковой, вышедшие совсем недавно в издательстве «Арт Волхонка» и представленные на презентациях в рамках фестиваля.
Образ литорали неслучаен и отсылает к статье Ю.Нечипоренко «Встретимся на литорали», отмечающей важные грани современной детской литературы. «…Ребёнок в писателе говорит с ребёнком в читателе. Если вдуматься, то станет ясно, насколько размыта эта граница: детство с его спонтанностью и неопределённостью можно уподобить морю, взрослость с её ответственностью и сформированностью – суше.
Однако и на суше есть вода…Детский писатель встречает своего читателя на литорали, в той полосе прибоя, которая соединяет сушу и море», — говорится в ней. Угадывание меры «детского» и «взрослого» в художественном тексте и особенности восприятия такого текста позволяют увидеть произведение для детей под новым углом зрения. Фиксация опыта, переосмысленного взрослым, проведенная через вновь найденного и услышанного в себе ребенка, стала устойчивой тенденцией. Благодаря смещению взгляда на соотношение «детского» и «взрослого» в новой детской литературе возникает и более подвижное взаимодействие «дневниковой» и «занимательной» истории.
«Рассказы толстого мальчика» Александра Блинова как раз и расположились на перекрестье детского и взрослого, исповедального и приключенческого. Ироничные и серьезные, грустные и задорные истории, словно в каждом рассказе живет лазерный луч, пробегающий от точки возникновения детской эмоции к точке написания и обратно, и высвечивающий, разумеется, важное, главное, личное, забытое-незабытое.
Вот, в рассказе «Взрослые» автор просто и точно формулирует самые сокровенные мысли: «В детстве я был гораздо умнее. Чем сейчас. Дураку ясно. В детстве я твердо знал: эти взрослые – специальные люди. Они не рождаются, как мы, дети. А берутся откуда-то сразу, готовые! Такие, как есть!» И каждый вспоминает себя таким.
Целая коллекция детских страхов раскрывается читателю в рассказе «Белый мохнатый кролик». «Волосатый Крючок – сидел под кроватью. Черный Страх – стоял за китайской ширмой в коридоре. Страх Стула – притворялся одеждой на спинке». А еще – Белый Мохнатый Кролик, Злая Кукла без Головы, Живые Красные Колготки-Душегубы, Ноги за Занавеской, Кровавая Подушка. Кто-то с улыбкой вспомнит свои страхи, а кто-то еще успеет побояться новых Страхов, проникнуться их затаенной жизнью, грозящей неминуемыми опасностями.
Есть в «Рассказах толстого мальчика» и другие страхи, вызванные самой непосредственной действительностью, живущие ровно посредине между взрослыми установлениями и попытками ребенка их постичь. Это и непонятный «мертвяк» посреди площади, когда-то числившийся в дедушках, и незашнуровывающиеся ботинки фабрики «Скороход», «жесткие и для мучений», и турникеты в метро, в внутри которых живут монстры: «Турникет приближался неумолимо, как наша классная… — А теперь… к турникету… идет… Блинов!» Реалии ушедшей эпохи, иногда возникающие из страха, иногда из недоразумения, даются в формате очень точной недоговоренности.
Наивное детское незнание и умудренное взрослое молчание в принятии существующего порядка вещей создают тонкую вязь преемственности в преданности, восхищении, теплых чувствах между ребенком и, словно все время уходящими, — и все время присутствующими, — бабушками, дедами и любимой прабабушкой — «Миусское», «Прабабка Кика», «Дед Петр». Елисеевская кондитерская и флигели сменяются «другими временами», когда «все куда-то подевалось. И жена деда Петра, дородная Прасковья Гавриловна, и его сестра Клавдия, и две дочери Петра Кузьмича, близняшки Анна и Антонина. Как и не было…» Снова недоговоренность и верный акцент позволяют враз увидеть целую эпоху. Рассказы Александра Блинова, воссоздающие время с помощью детского взгляда на мир, позволяют вспомнить повесть Эриха Кестнера «Когда я был маленьким».
Если кто-то грустит о своих детских несчастиях и старается их забыть, то автор «Рассказов толстого мальчика» не позволит этого сделать. Его воспоминания, усиленные фантазией, детальны, четки, бескомпромиссны, как в рассказе «Буратино». Но доля жестокости и неумолимости в изображении самых важных событий порождает новые смыслы в отношениях с окружающим миром.
Незабываемые школьные истории, морские приключения, курьезное изображение отношения родителей к происходящему – по формуле «Я получил замечание. Папа пришел в восторг, А мама в отчаяние» (Олег Григорьев) – вызывают в памяти эпизоды прозы Н. Носова, В. Драгунского, Ю. Алешковского с его «Кыш, Двапортфеля и целая неделя». Но проза Александра Блинова другая, отдельная. Уже в самом названии заложен код погружения в тайны собственной души, словно тайный ход, некогда, в детстве, известный. «Рассказы толстого мальчика» — то ли посмеяться, то ли посочувствовать? И что вообще дела
ть с такой доверительностью? Так книга начинает жить. И ответ, разумеется, приходит.
(рецензий 4 / оценок +48)
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+16
Озорная, чумовая роскошная книга. Порекомендовала сестра. Взахлёб прочитали всей семьёй. Сын потащил в школу и говорит класс ухохатывался.
Мы в восторге! Автор — браво!
Оформление — чудесное. Иллюстрации очень добрые и смешные.
(рецензий 3 / оценок +15)
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+9
Я купилась на красивую и тактильно приятную обложку, а ещё на сравнение с моим любимым Кестнером и его «Когда я был маленьким». И издательство хорошее — я люблю их книжку про азбуку города от а до я. Надеялась, что это и правда будет книга о Москве второй половины хх века, хорошая и смешная. Честно прочитала почти до конца. Итог. Очень качественно сделанная, оформленная, отпечатанная скукотища. Непонятно вообще, для кого она. Для взрослого — слишком много несовпадений, несоответствий, фактических ошибок, вызывающих ощущение тотального вранья и «придуманности» в плохом смысле. В одной главе то липа «лезет» в окна, то ясень «лезет» в те же окна; то у него 3 дедушки — Николай, Ленин и Сергей, то его прабабка говорт: «это когда я твоим дедом Василием, шалопаем, как ты, разрешилась»; дворник Фарид сначала работает у дома на Яблочкова, потом — он же появляется у прабабки на Лесной; вот им понадобилась собака: то она есть у «Петьки» и тот готов ею безвозмездно поделиться, то собака есть только у «Васьки» и тот ее никому не дает — это мелочи, на которые я обратила внимание, но из таких мелочей соткано все повествование. Ну а для детей — совершенно непонятные и никак не поясненные реалии и шутки. Тут как раз понятно низкое качество прозы в сравнении с прекрасным текстом Кестнера — у того реалии еще более отдаленные и вообще про Германию, но как-то вот ясно где и над чем смеяться, а над чем и почему плакать. Короче, книжка — сплошное разочарование.
(рецензий 6 / оценок +135)
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+17
Половина успеха детской книги — это иллюстрации! Мне удивительно повезло с художником. Ольга Золотухина наполнила книгу лёгкими живыми и, очень по детски добрыми, рисунками. Ощущение — что они действительно живые: ходят со страницы на страницу, дурачатся, хихикают — короче живут своей жизнью! Так и хочется к ним прикоснуться и убедиться в этом! Или просто погладить — как кошку на коленях!
(рецензий 6 / оценок +135)
Понравилось?
Да
|
Рейтинг:
+51
Если Ваш ребёнок постоянно теряет вещи, вечно опаздывает, врёт, придумывает всякую несусветицу, ведёт себя из рук вон плохо и вообще: вы решили, что из уже него ничего путного в жизни не получится — эта книга для Вас и вашего обормота-шалопая.
Не переживайте!
Скорее всего в Ващем чаде просто дремлют сомны талантов и он, как и я сам, о ужас, перепробует быть инженером, учёным, начальником, архитектором, художником, а потом ещё и начнёт писать книги.
Вот замечательно!
Эту книгу я написал про себя и своих друзей. Надеюсь книга получилась весёлой, озорной, искренней, иногда печальной, но уж точно не скучной.
Читайте и смейтесь до слёз
Авторская мифология
Агония Земли
Адьюлтер, измена
Альтернативная география
Альтернативная история Азии
Альтернативная история Америки
Альтернативная история Африки
Альтернативная история Ближнего Востока
Альтернативная история Восточной Азии
Альтернативная история Восточной Европы
Альтернативная история Европы
Альтернативная история Западной Европы
Альтернативная история Северной Америки
Альтернативная отечественная история
Античная мифология
Бессмертие
Ближневосточная мифология
Богоборчество
Бунт
Быт
Веселое
Внезапное бедствие
Возвращение домой
Война
Война миров
Воплощение зла
Восстание
Восстание мутантов
Восстание роботов
Восстановление справедливости
Восточно-азиатская мифология
Вражда
Вторжение пришельцев
Выход эксперимента из-под контроля
Глупость
Готический ужас
Гуманитарное
Договор с дьяволом
Достижение
Достижение блага
Достижение цели
Европейская мифология
Жадность
Жертва
Заклинание
Избавление от бед
Империи
Индийская мифология
Интрига
Искусственный разум
Исправление героя
Истинное безумие
Квест
Классика детектива
Классика фэнтези
Классический ужас
Конспирология
Контакт с внеземной цивилизацией
Криминальная драма
Кровавый ужас
Легкое
Любовное
Любовные припятствия
Любовь к врагу
Магический реализм
Месть
Микромир
Мифологические элементы
Мифология народов мира
Мнимое безумие
Мятеж
На заре фэнтези
Научная магия
Научное фэнтези
Научные достижения
Научные достижения в руках злодеев
Невольное преступление
Ненависть
Неожиданные сверхспособности
Неосознаваемые ревность и зависть
Обряды
Обстоятельства
Одиночество
Опасное предприятие
Оптимистическое
Освобождение
Освобождение от врагов
Освобождение от тирании
Освоение планет
От лица животного
От лица предмета или явления
Отчаянная попытка
Ошибка ученых
Пародия
Пацефизм
Переселение разума
По мотивам кино
Победа
Победа над болезнями
Победа над врагом
Победа над злом
Победа над обстоятельствами
Победа над собой
Победа над чудовищем
Подсознательный ужас
Поиск истины
Поиск себя
Поиск сокровищ
Поиск счастья
Пороки
Постмодернизм
Потеря близких
Потерянный и найденный
Похищение человека
Предсказания
Преследование
Пришельцы из других времен
Психоделическое
Психологическое
Психология чужих
Путешествие в будущее
Путешествие в прошлое
Путешествия в другие миры
Путешествия во времени
Путь воина
Путь прогресса
Развитие героя
Развлечения, увлечения
Раздвоение личности
Расстояния
Расширение сознания
Реализм
Революция
Роковая ошибка
Русская мифология
Сакральные объекты
Самопожертвование
Самопожертвование во имя близких
Самопожертвование во имя веры
Самопожертвование во имя долга
Самопожертвование во имя идеи
Самопожертвование во имя любви
Свержение
Сверхспособности
Сверхцивилизация
Семейные драмы
Скандинавская мифология
Содомия
Соперничество, противостояние
Социальное неравенство
Социум
Спасение
Спасение мира
Спецслужбы
Средневековая мифология
Стимпанк
Стихия
Судебная ошибка
Сюрреализм
Таймпанк
Тайна, загадка
Темное фэнтези
Техногенная катастрофа
Трусость
Туда и обратно
Угрызения совести
Утечка вирусов
Фатальная неострожность
Феминизм
Философское
Честолюбие и властолюбие
Школа
Экологическое
Экономическое
Экспедиции
Эпидемия
Блинов А. Рассказы толстого мальчика. — М.: Арт-Волхонка, 2016. — 224 с.
Герой рассказов Александра Блинова — обыкновенный московский мальчик (он же и есть сам автор), живущий в Советском Союзе 1950-60-х годов. Повзрослев, он ничего не забыл ни ужасные утренние подъемы в детский сад под исполнение гимна по радио в шесть утра, ни походы на Миусское кладбище к мертвым родственникам, ни первый детский поцелуй «девчачьего друга Верки», ни удивительно колоритных прабабку Кику и деда Петра, ни поездки летом на море с Бабполиной, ни друга-пса Пирата, с которым пришлось расстаться, ни… Ничего герой Блинова не забыл, сохранил свое детство словно в волшебной стеклянной бутылке. И теперь, благодаря этим рассказам — полным фантазии, юмора и огромной доброты, мы можем заглянуть в ту Москву и то время. А главное, словно на машине времени вернуться в наше собственное детство.
Мы выросли и подзабыли, как когда-то умели перевоплощаться в кого угодно — вот и герой книги превращается то в тюленя Томку из зоопарка, то в дворовую собаку Тимку:
«Тимка шла, спокойненько наступая на лужи всеми своими четырьмя лапищами, и улыбалась веселой пастью! Тогда я расхотел быть Мальчиком-Тюленем, снял ботинки и что было сил затопал босыми ногами по лужам: ведь все равно я не мог промокнуть!
— Гав, гав, гав, — топал и лаял я.
— Уф, уф, — отвечала мне Тимка».
Как весело и жутко становилось от мысли о Живых Красных Колготках-Душегубах, Ногах за Занавеской, Волосатом Крючке (сидел ночью под кроватью, «и если свесить руку, мог запросто сцапать и руку, и тебя целиком»), Черном Страхе (стоял за китайской ширмой в коридоре), Страхе Стуле: «Главное было — не смотреть на стул. Глянешь — и конец! Страх Стула враз станет старухой или дядькой: старуха замерла, пялится и шевелит губами, дядька молча тянет к тебе руки, хочет достать». И какими страшными казались турникеты в метро, деревянный протез соседа.
А как здорово было ловить насекомых, например, жука-носорога, засовывать его в коробок из-под спичек и показывать друзьям, еще понадкусывать шоколадные конфеты и опять завернуть их в фантики, приручать гадкую бодливую козу, чтобы понравиться девочке, перекидываться с одноклассником портфелем отличницы Аньки, учиться любить младшего брата-младенца, хотя «по правде, лучше брата было все — и чиж, и мой велик, и даже Веркин кожаный мяч».
Честное дворовое детство при полном отсутствии гаджетов, девайсов и компьютеров, а потому мальчишкам и девчонкам приходилось играть с кошками и собаками, червяками и насекомыми, велосипедами и игрушками, да и просто вовсю фантазировать
Как всех обычных детей, «толстого мальчика» окружали чудаковатые непонятные взрослые: «В детстве я твердо знал: эти взрослые — специальные люди. Они не рождаются, как мы, дети. А берутся откуда-то сразу, готовые. (…) Слава богу, я знал, что никогда не превращусь в этих взрослых! Только если меня заколдуют». Мама и папа тоже были странные, но свои. Зато с бабушками и дедушками наш маленький герой сразу же находил общий язык — слушал воспоминания прабабки об ушедших загадочных временах, на кладбище тайком махал рукой уже умершим, но все равно веселым деду с бабкой, а с живым дедом Петром яростно играл в боевые солдатские шахматы, в которых каждая фигура была при армейском чине и имени: «Фигуры умели ловко рокироваться, ретироваться, держать оборону, сидеть в засаде, быть не в духе, уйти с позором или даже пожертвовать собой… Все как у людей, только серьезней».
О том, что герой рассказов действительно толстый, мы узнаем только в последних новеллах, повествующих о первых «курортных романах», в которых «достаточно упитанному, а на самом деле просто толстому» мальчику Саше приходится изобретать не связанные с внешностью и весьма успешные способы понравиться девочкам: «Я показывал Верочке и море, и обрыв над морем, и лиманы, в которых водились страшные скорпионы размером с кулак. (…) Потом мы лазили на старый крючковатый абрикос, и я отколупывал Верочке с черного ствола застывшую золотистую смолу, которую мы жевали вместо жвачки… (…) и клялись друг другу в вечной любви до гроба, (…) и наутро Верочку увозили… И приезжала Настенька», с которой все повторялось сначала.
Встречаем в книге и приметы времени: честное дворовое детство при полном отсутствии гаджетов, девайсов и компьютеров, а потому мальчишкам и девчонкам приходилось играть с кошками и собаками, червяками и насекомыми, велосипедами и игрушками, да и просто вовсю фантазировать. Никуда не деться автору от ушедших в прошлое реалий советского времени: та самая школьная форма, комиссия из РОНО, шпионские страхи и страсти, очередь в мавзолей через всю Красную площадь, тайное посещение храма с прабабкой Кикой («своим, оболтус, ни-ни!»), нечетное количество дедушек: «В детстве я думал, что у меня три дедушки: дедушка Николай, дедушка Ленин, дедушка Сергей. Тогда многие так думали. И я их всех очень любил».
Рассказы Блинова напоминают нам, какой настоящей, огромной, насыщенной была детская жизнь
Несмотря на ощущение цельности, даже монолитности книги, собранные в ней рассказы неоднородны — как в стилистическом отношении, так и в адресном. Часть рассказов можно смело читать детям. Другие, скорее, написаны как воспоминания о детстве — для взрослых. Первые полны искрометного юмора, огромного уважения к ребенку, неподдельного понимания его мотивов, эмоций и порывов. Вторые пронизаны ностальгией, горечью, но и светлым чувством благодарности к тому, чего не вернуть, но что остается в нас: «Когда мне плохо или одиноко, я вспоминаю, как мы бредем с моей бабкой с моря по замершей от зноя станице мимо облупившихся от жары палисадников. За палисадниками застыли пыльные абрикосы, облепленные желтыми жерделями. Бемц — жерделина падает мне под ноги и расплющивается… Наши ноги утопают по щиколотку в горячей бархатной пыли. Бабка что-то ворчит сзади… Я задираю голову: в выгоревшем от жара небе наматывает круги ястреб. Я смотрю, пока хватает сил терпеть и глаза не наполняются слезами… И тоска проходит».
Рассказы Блинова напоминают нам, какой настоящей, огромной, насыщенной была детская жизнь. Помогают этому впечатлению и замечательные рисунки Ольги Золотухиной, небрежно-карандашные, в которых точно схвачены характеры, эмоции, детали.
Все-таки детство — лучшая пора, а еще оно никуда не исчезает, спасает нас от самих себя и от скучной взрослой жизни. И пусть нас тогда немного недооценивали и не воспринимали всерьез, теперь-то нам все равно кажется, что только в то время все и было по-настоящему..
Конечно, тексты Блинова не идеальны — иногда писатель слишком прямолинеен, кое-что из написанного слишком личное, не всегда понятное читателю, а лирические отступления порой не вяжутся с основным сюжетом, привносят в историю дух дневников и мемуаров, нарушающий ритм отличных детских рассказов. Но, наверное, это и есть та особенность авторского стиля, которая делает тексты Блинова неповторимыми.
Смешение детского и взрослого восприятия как в рамках одной маленькой истории, так и целой книги делает «Рассказы толстого мальчика» по-настоящему подходящими для семейного чтения — доброго, честного и хорошо сбалансированного по части смеха и слез.
«Рассказы толстого мальчика» — это история одного детства. Детства, похожего на миллионы других, и одновременно уникального и неповторимого, потому что в нем были именно эти люди, и потому что оно свое, родное, незабываемое. Комичное и ласково-манящее, уютное с расстояния в несколько десятков лет. Когда я читала эту книгу, мне с сожалением подумалось, что дочь ее поймет немного не так, немного недооценит. Не из-за примет советского времени, таких как чулки, посещение мавзолея или шприцы, которые нужно кипятить, нет. Эка невидаль! Мы читаем сотни книг, в которых описываются самые разные страны и времена, и узнаем что-то новое, и учимся. Но в этой книге я почувствовала такой явный дух ностальгии, ту неуловимую мечтательную иронию, с которой мы вспоминаем свое детство и рассказываем о нем своим детям. Моя дочь сейчас в том возрасте, когда детство стремительно забывается, она несется вперед, торопится повзрослеть. А я как раз все чаще внезапно и очень отчетливо вспоминаю позабытые, казалось, сцены, предметы, людей, звуки, запахи и чувства даже из самого раннего детства. И потому, хотя дочь вполне оценила юмор, хохотала и зачитывала вслух отрывки, я думаю, что книга Александра Блинова больше дала мне и маме. Верю, что дочь к ней еще вернется, и откроет для себя что-то новое.
Детские страхи и влюбленности, победы над собой и проделки, привязанность к любимым игрушкам, летнее раздолье, интересные, непонятные и надоедливые взрослые, страшная коза и желание иметь собаку – все это такое знакомое, родное, а в рассказах Александра Блинова еще и невероятно смешное. После прочтения книги вы еще долго будете вспоминать и охоту на жука-носорога, и собаку породы «телекинез», и младшего брата по имени Машка, обязательно червяков и сидение «на этикете», потерянные в школе брюки, потрясающую прабабку Кику, хитрого деда Петра и диктатуру бабки Полины. И то ощущение, что в детстве понимаешь больше. И недоумение от мысли, что можно вырасти самому встать взрослым, а взрослые когда-то были такими же детьми, как ты.
Книгу рекомендую, перечитана уже дважды. Что касается возраста, то многое будет понятно и смешно и ребятам помладше, но все же в первую очередь советую читать эти истории лет с 12, когда читатель уже важно отделяет себя от «детей», — и, конечно, родителям, бабушкам и дедушкам.
Елена Филиппова, специально для Любимые детские книги: новинки и старинки #лдк_рецензии #лдк_артволхонка
Александр Блинов. Рассказы толстого мальчика
Художник: Ольга Золотухина
Арт-Волхонка, 2015
[Lab] http://www.labirint.ru/books/507940/?p=11352
Когда читаешь книгу Блинова, забываешь, что мальчик толст. Автор заявляет об этом с порога – в названии, потом в первом рассказе напоминает ‒ и больше не говорит об этом почти до самого конца. Там он несколько раз повторяет от имени героя: «Я был, по словам бабки, мальчик вполне упитанный – а на самом деле просто толстый». Но толщина мальчику совершенно не мешает, она и проявляется-то только в этих словах. Тогда почему это так важно, что даже вынесено в название книги?
Читая, я смеялась, младший удивлялся, а старшая спрашивала: «Ну? Что там?»
Вечером, просто как-то к слову пришлось, вспомнила я про «Опасности раннего вставания» и – больше мужу, чем детям – начала читать Блинова вслух:
«В детский сад меня возили очень далеко. Через всю Москву
И будили под гимн Советского союза. Ровно в шесть утра.
Проснуться для ребенка в такую рань, особенно, когда за окном ночь, ‒ страшная мука».
Я лежал в кровати в летаргическом состоянии между сном и явью.
Меня сажали и начинали одевать.
Пока натягивали чулок на одну ногу, я опрокидывался навзничь и… засыпал».
Пока звучит гимн, герой так и будет опрокидываться и засыпать после каждого действия взрослых, которые его сажают, ставят, одевают, суют в руку ложку. Опыт раннего вставания у дочки уже есть: детский сад, первый класс, ‒ так что когда пошло лейтмотивное «и засыпал», она начала посмеиваться, а на фантазиях, что было бы, если бы герой со своим рефлексом засыпать при звуках гимна стал олимпийским чемпионом или «секретным ученым по ракетам», уже покатывалась: «Я брык на красную ковровую дорожку – и сплю!» И еще она очень радовалась, что ей смешно вместе с нами, взрослыми.
Сразу выяснилось, что на Бастиана из «Бесконечной истории» этот мальчик не похож. Он вопиюще счастлив, хотя жизнь его часто далеко не сахар. Одних страхов сколько! (Как в жизни любого ребенка с богатым воображением.) Со страхами рядом, как и полагается в детской книжке, ‒ способы их преодолеть: поменяться с друзьями кошмарами, например. Или вот еще заговор. О заговоре «от всего и от монстров» мы вместе и прочитали тем же вечером. А пока читали, до меня дошло, к чему эта толщина: да он попросту толстокожий, этот мальчик! Вот ключ к характеру – в первых строчках первого рассказа: «Просто бегемот какой-то! Слоник! Поросеночек!» Дело-то не в толщине, а в защитном механизме, в мировосприятии. Это истории в первую очередь о мощном детском (почти зверином) инстинкте самосохранения. Об умении ребенка ускользать, превращаться и превращать происходящее с ним в нечто совсем иное, неожиданное для окружающих, извлекать из ситуации совсем не то, что может быть взято по мнению взрослого.
Внешне ему все как с гуся вода. Воспитательница кричит ему: «Встать в строй! Шагом марш!» А он в этот момент – мальчик-собака или мальчик-тюлень. С точки зрения взрослых, он не слышит, но под «защитным слоем» жизнь кипит, все летит и вертится – герой вбирает в себя увиденное-услышанное, трансформирует его, переваривает, отторгает, боится, мечтает, болтает с игрушечным Буратино… Он счастлив. Первые две части книги так и называются: «Московские счастья (жизнь до метра)» и «Московские счастья (жизнь после ста сантиметров)». Но сколько в этих «счастьях» иронии и даже жестокости, принуждения, которым полнится детская жизнь. Почти каждый рассказ о мучении, если по-честному. И о счастье. Такой парадокс восприятия.
Утром, еще в темноте, бужу я дочку и слышу из-под одеяла: «А я брык на ковровую дорожку – и сплю!»
Вечером мы с ней вернулись к рассказам, только уже вдвоем. Тут-то и обнаружилась странная вещь: если читать их напрямую дочке, нет контакта. Переживает сильно, это видно, интересно ей, местами смеется, но в целом – неуютно. Дело даже не в том, что она ‒ «правильная Мальвиночка», а тут такой Буратино в центре кадра. («Денискины рассказы» у нас на ура шли.) Ей странно и неуютно его слушать. Как будто о жизни этого мальчика рассказывается слишком откровенно и такое, что то ли детям, то ли взрослым проговаривать друг другу «не полагается». Недаром жизнь детей в этой книжке отдельно от жизни взрослых.
Мать воспитывает, ведет за руку к турникетам (а в них монстры!), а то в Мавзолей (а там мертвяки!). Отец ‒ ученый, он вечно занят, но время от времени вовлекается матерью в «воспитательный процесс»: «Борь, ну как это? Ну вот спроси его: “Саша, где штаны?” – Лидочка, ну ты же спросила». Дворник Фарид ходит по двору со шлангом, «училка» стучит указкой по столу. Они статичны и в мир «толстого мальчика» не вхожи. А еще они ненадежные: «Умирают, постоянно. Один за другим». Совсем иное – дети и вышедшие за пределы обыденной взрослой жизни бабки и деды: великолепная «прабабка Кика» – мадемуазель Кика, дед Петр. Одной лет и не сосчитать сколько, она знает, как раньше жили, «когда все по правилам было», и правнука, шалопая любимого, учит. Дед сеансы спиритизма устраивает, раз в неделю превращает внука в кого угодно, а по весне часто умирает. Когда они действительно умирают, то не уходят в пустоту, внук не теряет их, «его мертвецы и ангелы» по-прежнему покровительствуют ему, приглядывают за ним, непутевым, поучают и ждут, «место греют».
Если бы рядом была бабушка или дед (нет, лучше прабабка или прадед) не из нашей обыденной жизни, где я – мама, а Ира – дочка, и они бы читали это вместе, может, истории бы ожили. Не знаю. Знаю, что их очень хорошо читать в одиночестве, себе лично. А еще знаю, что если я читаю эти рассказы мужу, а дочка слушает, то все «работает»: мы с ним наперебой узнаем советское детство, пусть пришедшееся на другое десятилетие, школьные приключения, Москву и какое-нибудь черноморское-приморское, рассказываем детищу о Мавзолее, космонавтах, пятаках в метро. Смеемся и печалимся. Дочь присутствует на этом празднике жизни, слушает, причастна и счастлива, с остальным мы помогаем ей справиться или разобраться, а на следующий день из нее сыплются цитаты.
Дарья Маркова