- Сочинения
- По литературе
- Блок
- Образ прекрасной дамы в творчестве Блока
Образ прекрасной дамы в творчестве Блока сочинение
Александр Блок один из самых талантливых поэтов в русской классической поэзии. Его творчество необычайно изящно и таинственно. Особенно яркими являются «Стихи о Прекрасной Даме», в которых воплощаются поиски проявления «Женской Души». Возможно, его увлечение философскими учениями Владимира Соловьева обнажилось в стихах, в которых все пропитано символизмом. В этом сборнике он обращался к женщине, в которую был страстно влюблен, а, впоследствии, стал ее мужем. Женщина, в стихах поэта, предстает существом возвышенным и недостижимым. Поэт представлял ее «Царевной» и «Звездой». «Закатная, Таинственная Дева» — пишет поэт. Образ Прекрасной Дамы в стихах Блока существует в ореоле таинственности и непостижимости. Она как туман и неуловимая дымка пронизывает все и вся.
Рассматривая тему «Прекрасной Дамы» в творчестве Блока, можно заметить некоторую трансформацию его видений. Вполне возможно, эти изменения связаны с драматическими событиями в личной жизни Блока. Но, тем не менее, женщина остается для него чем-то божественным и эфемерным. В стихотворении «Незнакомка» тема безысходности и отчаяния: «…И правит окриками пьяными весенний и тлетворный дух», сплелась с темой размышлений о прекрасной Незнакомке:
…И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
В этом стихотворении поэт в достаточно концентрированном виде описывает всю ничтожность и пошлость больших городов, с каждой строчкой усиливая идею обреченности окружающего мира. И вдруг, «дыша духами и туманами», появляется Незнакомка. Вот тут и можно увидеть весь контраст и диссонанс окружающей атмосферы. Прекрасная Незнакомка является символом красоты и чистоты, она несет с собой гармонию. Интересно, что светлый образ возникает лишь на мгновение, затем оно исчезает как туман.
Вообще, в своей лирике поэт противопоставляет возвышенный лик «Прекрасной Дамы» с материальными, лишенными гармонии, вещами. Но ведь и мир менялся, а вместе с ним и образ женщины. Годы революций и смены власти в России наложили характерный отпечаток на само творчество Блока. В поэме «Двенадцать», при кажущейся простоте частушечного стиха «Дамы» предстают в совершенно другом образе:
Ах ты, Катя, моя Катя,
Толстоморденькая…
Образ женщины выражен таким непристойным образом в надежде на перерождение и переход из хаоса и тьмы в «светлое» будущее
Время меняется, и образы предстают в ином виде. Но «Прекрасная Дама» Блока – это один из самых необычайных образов в русской классической любовной поэзии. Погружение в тайны природы женственности всегда будут привлекать к творчеству выдающегося поэта Александра Блока.
Вариант 2
Александр Блок представляется нам как романтический поэт серебряного века, представитель символизма, воспевающий образ идеальной женщины. На его творчество оказала влияние философия В.Соловьева о Софии, Вечной Женственности. Лирика Блока пропитана образом ожидаемой, вечной, невозможной и осуществимой встречи. Она удивляет красотой слога, богатством метафор, глубоким содержанием. Отличительная особенность – сочетание мистического и бытового, отрешенного и повседневного, все противоречит всему.
Сюжет блоковской лирики вращается вокруг образа Прекрасной Дамы, встреча с которой и желанна и невозможна. «Стихи о Прекрасной Даме», цикл, написанный в период с 1897 по 1904 год, можно рассматривать как биографию поэта, так как в то время он остро переживает бурный и напряженный роман с Любовью Дмитриевной Менделеевой. Свои чувства и душевное волнение он обращает в стихотворную форму и передает читателю.
Произведения этого цикла пропитаны платонической любовью, благородного преклонения перед идеалом. Героиня – божество. Блок, устами своего героя, называет ее Прекрасной Дамой, Вечно Юной, Царицей. Но богиня недоступна, а герой всего лишь человек. Он видит себя живущим «в пыли, в уничижении» безвестным рабом. И с появлением героини мир вокруг героя, кажется, начинает преображаться, вспыхивать и окрашиваться разными красками – золотом, лазурью, синевой, ослепительной белизной.
Однако в отдельных стихах образ Дамы более конкретен, она обретает земной облик, без элементов сверхъестественного. Герой называет ее подругой желанной. Образ возлюбленной – это и символ некоей Души мира, той самой Вечной Женственности, и образ реальной девушки.
Герой с тревогой осознает, что не достигнет Девы – она так и осталась фантомом. В последующих стихах появляется новая героиня. Она тоже идеал, но другой, сравнимый со звездой, падающей с небес на грешную землю. Прекрасная Дама – символ с бесконечным количеством значений, замещается влирическоммире Блокафигурой Незнакомки.
Романтический образ возлюбленнойпредстает трагическим в поэзии Блока. Идеал недоступен — это символ. Поэт ищет свою Даму в реальном мире. Однако, ни восторга, ни покоя, достижение цели не приносит, ибо обретение идеала невозможно. В произведениях прослеживается развитие образа Прекрасной Дамы – от желанной, невозможной, недостижимой богини до реальной женщины.
Образ женщины занял важную часть в творчестве автора.
Для реферата, сообщения, доклада.
Образ прекрасной дамы в творчестве Блока
Несколько интересных сочинений
- Нравственный выбор в романе Булгакова Мастер и Маргарита сочинение
История, которая связана с дьяволом представляет собой практически (данное слово используется тут только для того чтобы не исключать маловероятную возможность других отношений, но, по сути, других вариантов тут
- Смысл романа Мастер и Маргарита Булгакова сочинение
Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» относится к незавершенному произведению автора. Все дело в том, что Булгаков писал это произведение вплоть до своей смерти.
- Сочинение Человек и природа в сказке Кладовая солнца
Еще с начала возникновения людей на планете, человек близко контактировал с окружающим миром. Ведь благодаря ней, человек всегда сыт и доволен, чист и согрет. Позже она открыла все свои природные ресурсы, создавая пригодные условия для жизни людей
- Сочинение на тему Футбол — мой любимый вид спорта
Футбол один из самых популярных видов спорта в мире. В него играли наши дедушки, папы и играем сейчас мы. В любой большой или маленькой стране люди назовут по именам своих любимых футболистов.
- Сочинение Зачем нам нужен речевой этикет? (рассуждение)
Этикет в речи необходим людям. Это удобно, для общения людей одного круга. С помощью речи можно узнать род деятельности человека, уровень его культурного развития.
Сочинение на тему Образ прекрасной дамы в творчестве Блока
Сочинение на тему: “Стихи о Прекрасной Даме” Блока
“Стихи о Прекрасной Даме” являются переходом Александра Александровича
Блока, а его многолетнем творчестве от романтического символизма к
критическому реализму. Это самая первая одержанная им высота в литературно-
поэтической деятельности. Удивительной красотой, неисчерпаемой теплотой
и нежностью пронизаны эти произведения. “Стихи о Прекрасной Даме” были
написаны в начале XX века, а именно в 1904 году. Этот период рубежа веков
– сложный, переломный период; это время переосмысления ценностей и
жизненных принципов; это период грозных политических событий: репрессий
и революций, унижений и утраты ценности человеческой личности. Страдали
все независимо ни от социального сословия, ни от уровня образованности.
Творческие люди, истерзанные беспощадной реальностью, погружались в
таинственный поэтический мир грез и находили в нем отдушину.
В основу цикла стихов о Прекрасной Даме легла возвышенная идея
платонической целомудренной любви к изумительной неземной женщине,
рыцарского служения ей и земного преклонения перед нею, как перед идеалом
не только красоты внешней, но и красоты духовной, олицетворением всего
священного возвышенного и прекрасного. Героиня поэзии Блока видится герою
не как обычная земная женщина, а как некое божество, обладающее ангельской
красотой. Он дает ей несколько имен: Прекрасная Дама, Вечно Юная, Святая
Дева, Владычица Вселенной. И она, таинственная, недоступная, существующая
лишь в голубой и сумрачно небесной выси, далекая от земных страстей, бед и
пороков проливает на грешную землю чистый свет истины умиротворенности и
любви.
Поэт полностью растворялся в омуте до безумия прекрасных грез, поклонения
этому небесному ангелу, он отчетливо представлял ее образ, который иногда
спускался с небес и представал перед ним и он ясно видел каждую черту ее
лица, знал все о сотворенном им самим существе, он был рабом своей мечты.
Огромное влияние на формирование завораживающего мире грез о божестве
женского создания Блока и многих современников оказала философия
В. Соловьева, в частности его тезис: “… сама любовь мира открыта через любовь к
женщине… в любви – спасенье наше… “. Блок, желая спрятаться от серой, грубой
реальности создавал свои маленькие поэтические шедевры, искал спасения и
исцеления в райском, возможно, даже утопическом, мире своей бескрайней любви
к вымышленной им Прекрасной Даме, в красоте ее. В страхе перед ужасным,
обжигающим и сметающем все на своем пути стихийным миром, Блок томится
в поисках своей Прекрасной Дамы: он ищет ее в толпе, на шумных улицах и в
уединенных уголках. И в один прекрасный день это величественно прекрасное
божество, та самая Прекрасная Дама, придуманная поэтом спускается с небес на
землю и перевоплощается в земную женщину, не только не утратившую обаяние
первозданной красоты, но еще более прекрасную живую женщину, независимую
и свободную, как ветер легкую и прозрачную… Этой прекрасной Дамой
оказалась дочь великого ученого химика Д. И. Менделеева – Любовь Дмитриевна
Менделеева. Это была поистине Прекрасная Дама, очень походившая всеми
качествами на вымышленный Блоком образ. Светлая чистая непревзойденная
внешняя и духовная красота Любови Дмитриевны навсегда затмила невзгоды
гнусной и блеклой реальности.
“Стихи о Прекрасной Даме” являются изящным красивым художественным
стихотворным воплощением мира грез и фантазий в мир реальности и
материального бытия. Это стихи о любви к мечте, которая обернулась реальной
женщиной, любимой и любящей.
Loading…
Сочинение на тему: “Стихи о Прекрасной Даме” Блока
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Образ прекрасной дамы в творчестве Блока
Образ прекрасной дамы в творчестве Блока сочинение, текст для реферата
Образ Прекрасной Дамы очень важен для Александра Блока, он даже так назвал один из самых своих известных циклов. Этот образ постоянно встречается в его стихах. Она всегда, логично, прекрасная – в удивительном платье, стройная, изящная, загадочная… Как будто она, действительно, образ, идеал. Герой думает о ней, она его вдохновляет, но не всегда он решается с ней заговорить. Героиня противопоставлена остальному миру. Вокруг неё может быть грязь, зло, суета, но её ничто не может загрязнить. Наоборот, это она делает мир лучше своим присутствием, дарует свет всем. Никакая «земная» низкая мысль не касается Дамы, не очерняет её.
Известны его стихи про Даму в ресторане «по вечерам», где она против оставляется обычным гулякам. Героиня сохраняет достоинство и степенность в любой ситуации… Мне кажется, что только её свет спасает поэта, надежда на хотя бы мимолетное счастье… Иначе он не смог бы жить в таком страшном мире, каким он ему и виделся.
Она практически волшебница, ей подчиняется и живая, и неживая природа.
В разных образах предстаёт Дама. Иногда, например, её образ стилизован под «русскую красавицу»: первое в цикле стихотворение «Отдых напрасен». Тут она Царевна в тереме. То на Душа (стих «Душа молчит»), которая затерялась в выси. И тут она горда – не вмешивается в шум, а смотрит гордо вдаль. Иногда посвящает стихотворение Александр Александрович определенной женщине, например, стихотворение «Ночью сумрачной…» адресовано О. Соловьевой. Однако даже в таком случае образ адресата присоединяется к чему-то большему: тут бледноликая «дочь» (дева) слышит самого Б-га.
Для такого возвышенного образа, конечно, используется торжественная лексика: сумрачный, паренье, очи, вешний… Произведения Блока знамениты своей образностью, глубоким символизмом. С дамой часто ассоциирует поэт синее, что говорит о её загадочности и глубине.
Кстати, упоминает в своем идеале Блок и недостатки, которые Даму не портят. Вот в стихотворении «В предзакатные часы» автор слегка упрекает свою возлюбленную в «неверности очей и изменчивости души». Но и это простительно, ведь дама неуловима.
Для Блока, по-моему, Прекрасная Дама – мечта, любимый образ. Вот в «Кто-то шепчет…» поэт обращается к этому «милому сну», просит посмеяться… И Александр Блок ощущает в этом милом образе даже какую-то потустороннюю силу.
Как любой идеал, Дама просто недостижима… Но она вдохновляет всех, особенно Поэта.
Сочинение Образ прекрасной дамы в творчестве Блока
У многих деятелей русской литературы женщина предстаёт как явление прекрасное, наполненное загадочной привлекательностью и безмерной любовью. Такой же женщину представлял Блок.
Для писателя-поэта Блока женщина была чем-то вдохновляющим. Для него не было ничего прекраснее женщины, он считал женщину как величайшее творение бога, как когда либо им созданное. Но образ женщины не всегда был таким, каким он представлен в последних его произведениях. В его жизни произошло множество трагичных событий, вследствие которых он поменял свои взгляды на многие вещи, в том числе на женщину как на явление, но она так же осталась для него темой небесной и прекрасной.
В своих произведениях Блок превозносил её как существо прекрасно, которое требует ухода и любви. Через свои стихи он буквально обожествлял тот священный образ, которому был верен, из-за чего многие его читатели того времени также были верны этому образу, провозглашая его идеалом женственности и целомудрия, вследствие чего многие девушки старались придерживаться его.
Так были и люди, которые были не согласные с его мнением и всячески старались его опровергнуть, за якобы утопичные образы. Он как мог, отговаривался от критиков, говоря, что это всего лишь образ, которого, по его мнению, должны, придерживаться. Но, несмотря на это его, продолжали критиковать за его творчество и утопичные образы. Но вдохновлённый этим самым образом он продолжал своё творчество, несмотря на упрёки окружающих. За это он обрёл уважение среди многих его современников.
Пытаясь провозгласить свой созданный образ как нечто высокое, он, старался донести до читателей мысль уважать женщин, практически боготворить их за то, какие они есть, ведь, по его мнению, женщины прекрасны.
До многих людей данная мысль дошла прекрасно, до многих не дошла, а многие вообще старались изо всех сил опровергнуть данную идею, но так или иначе Блок создал потрясающий образ, который напрямую передаёт всю красоту женского пола и старается создать у читателей некоторый единый образ, которого они будут придерживаться. Это моё мнение и оно не претендует на исключительность или уникальность, из-за чего может быть опровергнуто.
Также читают:
Картинка к сочинению Образ прекрасной дамы в творчестве Блока
Популярные сегодня темы
- Смысл финала повести Собачье сердце сочинение
Мне очень нравится финал этого произведения. Я считаю, что это написано (и придумано) очень изящно. Здорово просто! Шариков возвращается к своему собачьему состоянию. То есть человек (и очень гадкий) просто пропадает
- Сочинение на тему Недостатки
Нам кажется, что все нормальные, только у нас есть недостатки. Мы их скрываем! В принципе, мы понимаем, что они есть и у других, но только нам кажется, что у них нормальные недостатки, из-за которых не стоит переживать, а вот у нас!
- Спасение Жилина и Костылина из плена в рассказе Кавказский пленник
Рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» был написан неслучайно. Мотивом его написания был случай из жизни автора, который произошел в период Кавказской войны, в середине девятнадцатого столетия
- Характеристика и образ Вернера в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение
«Герой нашего времени» – одно из самых ярких произведений русской литературы XIX в. Сложное и многоплановое, оно ставит перед читателем важнейшие вопросы морали и этики. В образах персонажей показаны модели поведения в непростых жизненных ситуациях.
- Анализ произведения Шолохова Лазоревая степь
Произведение по жанровой направленности относится к прозаическим новеллам писателя, относящимся к раннему творчеству автора.
(484 слова) Образ прекрасной дамы — вечная и широко обсуждаемая тема даже среди тех, кому просто интересен Блок и его работы. Часто центром обсуждения этой темы становится произведение «Незнакомка». Что верно, ведь оно напрямую показывает непорочный образ героини, которая выделяется на фоне всех остальных людей. Но ведь дело не только в том, что героиня находится в обстановке пьяного общества и является средоточием красоты и гармонии, а в том, почему Блок пишет об этом, насколько многогранным представляется образ Прекрасной дамы и какую роль он играет в творчестве Блока?
Если углубиться в биографию одного из законодателей плеяды символистов, то можно понять, почему на свет появился образ прекрасной дамы. Все дело в том, что личная жизнь Александра Александровича Блока сложилась весьма странно и поэтически интересно. Он женился на дочери Менделеева, да того самого, кто создал таблицу химических веществ. Ее звали Любовь, и она для Блока была больше музой, нежели женой. Его представления о женатой жизни были такими: он считал, что между ними не может быть никакой телесной связи и признавал только духовную любовь. Александр видел в их отношениях только что-то возвышенное и никак не земное отношение. Что удивительно, но Любовь оставалась его музой на протяжении всей его жизни, как бы те расставались или не изменяли друг другу. Вот так Блок и перенес музу своей жизни в свои произведения.
Насколько же много этой темы в его работах? Список произведений в сборнике насчитывает около 17о единиц, а именно стихов и поэм. И все они о прекрасной даме и лирическом герое, которым представляется сам Блок. Для всех произведений общим является мотив потери и недостижимости Прекрасной Дамы. Она не женщина, а мечта.
Так все вещи меняют место,
Неприметно уходят ввысь.
Ты, Орфей, потерял невесту,
— Кто шепнул тебе: «Оглянись…»? («Дома растут, как желанья»)Тебя я встречу где-то в мире,
За далью каменных дорог.
На страшном, на последнем пире
Для нас готовит встречу Бог. («Тебя я встречу где-то в мире»)
Мы не знаем ничего о ее внешности, привычках, происхождении. Автор лишь выдергивает отдельные детали, говорящие о неземном очаровании ее образа. Таково описание идеала: мы никогда не знаем, как он выглядит.
Так окрылённо, так напевно
Царевна пела о весне.
И я сказал: «Смотри, царевна,
Ты будешь плакать обо мне». (« Так окрылённо, так напевно…»)И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна. («Незнакомка»)
Какая же прекрасная дама в произведениях и какую роль она играет? Воздушный образ представляет собой идеал, который для лирического героя недостижим. Этот флер героини манит к себе всех. Весь мир же представляет собой чересчур приземленное и порой грязное место, как в стихотворении «Незнакомка», где героиня больше мифический и чистый персонаж на фоне этого приземленного мира. Лирический герой – наблюдатель и тот, кто выражает определенное отношение к тому, как он видит героиню. Он влюблен в нее, но не готов к тому, чтобы приблизиться к ней. Ведь так можно разрушить прекрасный образ дамы, которая так прекрасна и далека от героя. Ему не достичь ее, как бы он ни старался.
Автор: Катарина Ирхина
Первый цикл стихотворений А. А. Блока называется «Стихи о Прекрасной Даме». Он создавался в период 1897—1904 гг. Появление цикла стала возможным благодаря Любови Дмитриевне Менделеевой, которая вдохновила поэта. «Стихи о Прекрасной Даме» — один из самых загадочных и прекрасных циклов в творчестве Блока. В стихах, входящих в сборник, поэт обращается к временам средневекового рыцарства, когда мужчины готовы были совершить подвиг во имя прекрасной дамы, своего идеала. В начале 1900-х годов Блок увлекся философией Вл. Соловьева, к тому же времени относятся его любовь к Менделеевой и женитьба на ней. «Семейные традиции и моя замкнутая жизнь способствовала тому, что ни строки так называемой «новой поэзии» я не знал до первых курсов университета, — вспоминал Блок. — Здесь, в связи с острыми мистическими и романтическими переживаниями, всем существом моим овладела поэзия Владимира Соловьева». «Красота спасет мир» - эти слова послужили тому, что в центре стихотворений Блока встал не просто образ таинственной незнакомки, а некое воплощение «Вечной Женственности», «вечной жены», идеал. Надо также отметить, что стихи Блока значительно отличались от стихов других символистов тем, что в них воспевалась абсолютная Любовь и абсолютная Красота. В этом цикле стихотворений Блок явился продолжателем поэзии Вл. Соловьева, главными темами стихов которого были предчувствие и ожидание «пристани желанной», освобождения от земного, устремленность к высшим сферам человеческого духа. Большое влияние на Блока оказала идея Соловьева о скором пришествии Души Мира — Царицы Небесной, которое станет знаком преображения всего сущего. Любовь к миру открывается человеку через любовь к женщине. Поэтому земное чувство любви принимает в его стихотворениях характер возвышенного служения, молитв, возносимых не простой женщине, а «Владычице Вселенной»: ...Здесь, внизу, в пыли, уничиженьи, Узрев на миг бессмертные черты, Безвестный раб, исполнен вдохновенья, Тебя поет. Его не знаешь Ты. Символ становится знаком иного мира. Символизм не отвергал повседневного, но стремился постичь его скрытый смысл. Мир, созданный поэтом, полон не только «сказок и снов», но и подлинных, глубоких психологических переживаний. Символика и реальность органично сосуществуют в произведениях молодого поэта. Его возлюбленная — это и земная девушка в «белом платье», и «Вечная Женственность», воплотившая в себе высший, неземной мир. Герой стихов Блока пытается сам в себе соединить «все бытие и сущее», слабость и силу, прошедшее, настоящее и грядущее. Перед нами предстает история становления внутреннего мира лирического героя, переживающего любовь, божественные озарения, творческий подъем, сомнения, разочарования, находящегося то в гармонии, то в разладе с миром. В условный пейзаж проникают реальные черты петербургских белых ночей, майского буйства при- роды. «Мы встречались с тобой на закате» — это стихотворение построено на противопоставлении двух образов: образа реальной девушки и мечты. И сам лирический герой стихотворения находится где-то между грезами и реальностью. Но мир грез и мир земной существуют отдельно друг от друга. Приближений, сближений, сгораний — Не приемлет лазурная тишь... «Лазурная тишь» характеризует мир мечты, «вечерний туман», «рябь и камыш» — реальный пейзаж. Они находятся на разных полюсах. Герой понимает невозможность их соединения и слышит печальные «голоса панихид». Лишь «золотое весло», в котором вспыхивает отблеск заката и божественного света, на миг сближает эти миры: Ни тоски, ни любви, ни обиды, Все померкло, прошло, отошло... Белый стан, голоса , панихиды И твое золотое весло. Такое двоемирие мы видим в большинстве стихотворений цикла «Стихи о Прекрасной Даме». Лирический герой предстает перед нами то «безрадостным темным иноком», то «отроком», зажигающим свечи, то рыцарем, хранящим «завет служенья Непостижной». Стихи этого цикла — своеобразный лирический дневник любовных переживаний. Смутные предчувствия, тревожные ожидания, : озарения наполняют стихотворения Блока. «Там жду я Прекрасной Дамы в мерцанье красных лампад» — эта строчка из стихотворения «Вхожу я в темные храмы» проникнута преклонением. В ней звучит благоговейная ожидающая интонация. Прекрасная Дама предстает в неясном, туманном облике, это только «образ, лишь сон о Ней». Символический образ ее сливается с религиозным образом Богоматери. В душе героя ожидание гармонии, преображения: «Мне не слышны ни вздохи, ни речи, но я верю: Милая — Ты». Таким образом, Прекрасная Дама имеет три облика: это и Мировая Душа, и Царица Небесная, и земная возлюбленная. Блок каким-то седьмым чувством ощущал приход Дамы, но в то же время боялся, что «изменишь облик ты». Здесь имеется в виду то, что, придя в земной мир, она растеряет свою божественную красоту. Пытаясь уйти от серых дней, Блок начинает искать воплощение «Вечной Женственности» в нашем мире. И в каждый вечер, в час назначенный (Иль это только снится мне?) Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне. И медленно пройдя меж пьяными, Всегда без спутников, одна. Дыша духами и туманами, Она садится у окна. Однако к 1905 г. Блок разуверился в возможности достичь гармонии, идеала, в возможности соединения двух миров. В стихотворении «Девушка пела в церковном хоре...» пение девушки, ее голос, летящий в купол, вселяет в «усталых людей» надежду на спасение, на «светлую жизНь» в «тихой заводи»: И всем казалось, что радость будет, Что в тихой заводи все корабли, Что на чужбине усталые люди Светлую жизнь себе обрели. Однако эта надежда иллюзорна. «Тайна» скрыта от людей, и лишь ребенок знает истину: «Никто не придет назад». Разочарование в возможности человека проникнуть в тайны привело к тому, что картина мира распалась, нарушилось психологическое равновесие. Это стихотворение как бы завершает цикл «Стихов о Прекрасной Даме» и знаменует новый этап творческого пути Блока — этап реализма.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Лирический цикл А А Блока «Стихи о Прекрасной Даме». Поищите еще с сайта похожие.
Обновлено: 08.01.2023
Образ Прекрасной Дамы проходит через всё творчество великого поэта. Возникла идея Прекрасной Дамы ещё в юношеские годы. Сначала под влиянием поэзии Жуковского и Фета, а впоследствии, после знакомства с идеями Вл. Соловьёва, провозгласившего первенство Мировой Души, воплощенного в образе Вечной Женственности, окончательно укоренилась в творчестве поэта. Это образ — вера в светлое начало, которое хранит женская сущность. Любая женщина, попавшая в поле зрения поэта, – не что иное, как носительница добра и красоты. А через любовь к ней человек может приблизиться к Мировой Душе. Для А.А.Блока этот образ слился воедино с реальной женщиной — Л.Д.Менделеевой – ставшей невестой, а потом и женой поэта.
Ты – моё Солнце, моё Небо, моё Блаженство… Ты – Звенящая, Великая, Полная Осанна моего сердца бедного, жалкого, ничтожного
– так писал в письме возлюбленной в 1902 году молодой поэт.
Образ Прекрасной Дамы бесплотен. Она – это звуки, краски, предчувствие. В каждом стихотворении цикла мы наблюдаем это ожидание:
Жду прекрасного ангела…Вышли ангела, Боже, с нежно-белым крылом!
Но риза девственная зрима…
Ждать иль нет внезапной встречи в этой звучной тишине.
Я упоён великой тайной…
В сердце надежды нездешние…
Жду я холодного дня…
Но чаще её образ сумеречен, туманен, во мгле, отдалён и неясен. Лирический герой стремится к Ней, но Она ускользает.
Лирический герой, напротив, смирен, тих, безропотен, он весь в таинственном ожидании божественной любви.
Прекрасная Дама ушла вместе с браком. Как-то сошла на нет. Но это не значит, что она исчезла совсем. Лирический герой Блока говорит:
Читаемое в разделе:
- Александр Александрович Блок — поэт-символист. Для символистов основой творчества всегда была идея двоемирия, параллельного существования двух миров —.
Ранее опубликованные в разделе:
- В период Серебряного века поэты много раз затрагивали тему синтеза искусств. Художники дружили с поэтами, музыканты — с художниками, и все они стремились к.
Новые материалы раздела:
“Стихи о Прекрасной Даме” являются переходом Александра Александровича
Блока, а его многолетнем творчестве от романтического символизма к
критическому реализму. Это самая первая одержанная им высота в литературно-
поэтической деятельности. Удивительной красотой, неисчерпаемой теплотой
и нежностью пронизаны эти произведения. “Стихи о Прекрасной Даме” были
написаны в начале XX века, а именно в 1904 году. Этот период рубежа веков
– сложный, переломный период; это время переосмысления ценностей и
жизненных
принципов; это период грозных политических событий: репрессий
и революций, унижений и утраты ценности человеческой личности. Страдали
все независимо ни от социального сословия, ни от уровня образованности.
Творческие люди, истерзанные беспощадной реальностью, погружались в
таинственный поэтический мир грез и находили в нем отдушину.
В основу цикла стихов о Прекрасной Даме легла возвышенная идея
платонической целомудренной любви к изумительной неземной женщине,
рыцарского служения ей и земного преклонения перед нею, как перед идеалом
не только красоты внешней, но и красоты духовной,
олицетворением всего
священного возвышенного и прекрасного. Героиня поэзии Блока видится герою
не как обычная земная женщина, а как некое божество, обладающее ангельской
красотой. Он дает ей несколько имен: Прекрасная Дама, Вечно Юная, Святая
Дева, Владычица Вселенной. И она, таинственная, недоступная, существующая
лишь в голубой и сумрачно небесной выси, далекая от земных страстей, бед и
пороков проливает на грешную землю чистый свет истины умиротворенности и
любви.
Поэт полностью растворялся в омуте до безумия прекрасных грез, поклонения
этому небесному ангелу, он отчетливо представлял ее образ, который иногда
спускался с небес и представал перед ним и он ясно видел каждую черту ее
лица, знал все о сотворенном им самим существе, он был рабом своей мечты.
Огромное влияние на формирование завораживающего мире грез о божестве
женского создания Блока и многих современников оказала философия
В. Соловьева, в частности его тезис: “… сама любовь мира открыта через любовь к
женщине… в любви – спасенье наше… “. Блок, желая спрятаться от серой, грубой
реальности создавал свои маленькие поэтические шедевры, искал спасения и
исцеления в райском, возможно, даже утопическом, мире своей бескрайней любви
к вымышленной им Прекрасной Даме, в красоте ее. В страхе перед ужасным,
обжигающим и сметающем все на своем пути стихийным миром, Блок томится
в поисках своей Прекрасной Дамы: он ищет ее в толпе, на шумных улицах и в
уединенных уголках. И в один прекрасный день это величественно прекрасное
божество, та самая Прекрасная Дама, придуманная поэтом спускается с небес на
землю и перевоплощается в земную женщину, не только не утратившую обаяние
первозданной красоты, но еще более прекрасную живую женщину, независимую
и свободную, как ветер легкую и прозрачную… Этой прекрасной Дамой
оказалась дочь великого ученого химика Д. И. Менделеева – Любовь Дмитриевна
Менделеева. Это была поистине Прекрасная Дама, очень походившая всеми
качествами на вымышленный Блоком образ. Светлая чистая непревзойденная
внешняя и духовная красота Любови Дмитриевны навсегда затмила невзгоды
гнусной и блеклой реальности.
“Стихи о Прекрасной Даме” являются изящным красивым художественным
стихотворным воплощением мира грез и фантазий в мир реальности и
материального бытия. Это стихи о любви к мечте, которая обернулась реальной
женщиной, любимой и любящей.
М.А. Бекетова сообщает , что в последние годы своей жизни Блок собирался издать
В ранних стихотворениях Блока были нередки такие слова:
Кто-то , а кто , неизвестно . Будто приснилось во сне. Вместо точных подлежащих — туманные.
А иногда ещё безличнее:
Прискакала дикой степью
На вспененном скакуне.
Прискакала ,а кто , неизвестно. Подлежащего не было. Не то чтоб оно было спрятано , а его не было совсем .Поэт мыслит одними сказуемыми , которые и стояли в начале стиха. У него получалось такое:
Блеснуло в глазах. Метнулось в мечте.
Прильнуло к дрожащему сердцу.
А что блеснуло , метнулось , прильнуло , это оставалось несказанным. Такие бесподлежащные , бессубъектные строки отлично затуманивали речь.
Только таким сбивчивым и расплывчатым язычком он мог повествовать о той тайне , которая долгие годы была его единственной темой. Этот язык был как бы создан для тайн. Недаром самое слово таинственный играет такую огромную роль в ранних стихотворениях Блока. Он прилагает это слово ко многим предметам и окрашивал им свои ранние стихи. Таинственный сумрак , таинственный мол , таинственное дело ,таинственные соцветия -всюду были у него тайны и таинства.
И тайной тайн была для него та Таинственная , которой он посвятил свою первую книгу и которую величал в этой книге Вечной Весной , Вечной Надеждой , Вечной Женой , Вечно Юной , Недостижимой , Непостижимой , Несравненной , Владычицей , Царевной , Хранительницей ,Закатной Таинственной , Девой. Таинственность была её главное свойство. Мы не знали , кто она ,г де она , какая она , знали только ,что она таинственна. Лишите её этой таинственности , и она перестанет быть.
Её образ вечно зыблется , клубится , двоится , на каждой странице иной : не то она звезда , не то женщина , не то икона , не то скала , озарённая солнцем. Только та уклончивая, сбивчивая , невнятная , дремотная речь , которую Блок овладел с таким непревосходимым искусством на двадцатом или двадцать первом году своей жизни , могла быть применена к этой теме. Только из недр такого зыбкого , расплывчатого стиля мог возникнуть этот зыбкий , расплывчатый миф. Если бы Блоку не было дано говорить непонятно , его тема иссякла бы на первой же странице. Всякое отчётливое слово убило бы его Прекрасную Даму. Но он всегда говорил о ней так , будто он уже за чертой человеческой речи , будто он пытается рассказать несказанное , будто все слова его — только намеки на какую-то неизреченную тайну.
Первая же строка в этой книге говорила о свете и тьме:
Пусть светит месяц – ночь темна.
И если перелистать её всю , в ней не найдёшь ни человеческих лиц , ни вещей , а только светлые и тёмные пятна , бегущие по ней беспрестанно. Следить за этими светлыми и тёмными пятнами было почти единственной заботой поэта. Замечательно , что себя самого он постоянно чувствовал во мраке:
Ступлю вперёд – навстречу мрак ,
Ступлю назад – спелая мгла.
И единственным огнём его ночи была та , кого он называл Лучезарная.
Всё , то есть в природе огневого и огненного , было связано для него с её образом , а всё , что не она , было тьма. Стоило ему упомянуть о ней , возникало видение огня : либо светильника , либо горящего куста , либо зари , либо маяка , либо пожара , либо звезды , либо пламени.
И к звукам он прислушивался только к таким , которые говорили о Ней ; все другие звуки казались ему докучливым шумом , мешающим слушать Её :
Кругом о злате иль о хлебе
Народы шумные кричат.
Святость его возлюбленной была для него неприкасаемым догматом. Он так и назвал её святая.
Её образ часто являлся ему в окружении церковных святынь и был связан с колокольным звоном , хорами , соборами. Замечательно ,что никогда он не чувствовал её слишком близкой к себе , а , напротив , ему неизменно казалось ,что она неблагосклонна и сурова ,ему чудилась в ней какая – то надменная строгость. Она была скорее зла ,чем добра. Она забыла о нём , но он медлит , прислушивается , шепчет : приди. Этим приди была охвачена вся его первая книга.
Ждать стало его многолетней привычкой. Вся его книга была книгой ожиданий , призывов , гаданий , сомнений , томлений , предчувствий:
Не замечу ль по былинкам
Только об этом он и пел – изо дня в день шесть лет : с 1898 – го по 1904 – й , и посвятил этой теме шестьсот восемьдесят семь стихотворений. Шестьсот восемьдесят семь стихотворений одной теме ! Этого , кажется , не было в русской , ни в какой другой литературе. Такая однострунность души !
Все шесть лет – об одном. Ни разу за это время у него не нашлось ни единого слова – иного. Вокруг были улицы , женщины , рестораны , газеты , но ни к чему он не привязался , а так и прошёл серафимом мимо всей нашей человеческой сутолоки , без конца повторяя осанку. Ни слова не сказал он о нас , ни разу даже не посмотрел в нашу сторону , а туда – в голубое и розовое.
Если вчитаться в его первую книгу внимательно , видишь ,что это подлинная повесть о том , как один подросток столь восторженно влюбился в соседку , что создал из неё Лучезарную Деву и весь окружающий её деревенский пейзаж преобразил в неземные селения. Это было то самое ,что сделал Данте с дочерью соседа Партинари.
Но если бы мы непременно захотели причислить поэта к какой – нибудь поэтической школе , нам пришлось бы ,мне кажется ,обратится в Германию ,на целое столетие вспять ,к так называемым иенским романтикам. Во многом между ними и Блоком сходство разительное: те же мысли ,те же приёмы ,те же образы.
Поэтика Блока есть поэтика тайны , но в чём же , как не в откровении тайн , видели сущность искусства молодые романтики Иены ? Блок отвергает земное во имя неземной длагодати , но разве не таково было отношение к земному у Вакенродера ,Тика , Новалиса ? Он видит в поэзии откровение бесконечного в конечном , но разве не такого же было отношение к поэзии у них ?
Словом , можно легко доказать , что многими своими стихами Блок был продолжатель и как бы двойник тех немецких не слишком даровых писателей , которые в 1798 и 1799 годах жили на известковом берегу реки Заале. Можно проследить все их влияния , и написать весьма наукообразную книгу , в которой будет много эрудиции , но не будет одного – Блока.
Ибо Блок ,как и всякий поэт , есть явление единственное ,с душой ,не похожей ни чью, и если мы хотим понять его душу ,мы должны следить не за тем ,чем он случайно похож на других ,а лишь за тем ,чем он ни на кого не похож.
Поэзия существует не для того ,чтобы мы изучали её или критиковали её ,а для того, чтобы мы ею жили.
И какое мне дело ,был ли Блок символист ,акмеист или неоромантик ,если я хочу , чтобы его стихи волновали меня ,хочу позволить себе эту роскошь тревожится ими ,а не регистрировать их по заранее приготовленными рубрикам ? Что прибавится к нашему знанию о Блоке ,если нам будет указанно ,что с конца 1902 года на него ,кроме Соловьёва, Полонского ,Фета ,стали влиять модернисты ,что с тех пор он осознал себя как привержена символической школы ,что у него стали появляться стихи ,внушённые Бальмонтом и Брюсовым ? Разве мы не стремимся увидеть в нём именно то ,чего никто ,кроме него ,не имеет , то редкостное и странное нечто ,которое носит наивное имя: душа.
Знаю ,что критик должен говорить либо о течениях , направлениях , школах , либо о композиции , фонетике ,стилистике ,но что же делать ,если и в композиции ,и в фонетике ,и в стилистике Блока – душа !
Странная вещь — душа : в ней , только в ней одной все формы , все стили , все музыки , и нет такой техники , которая могла бы подделать её , потому что литературная техника есть тоже – душа.
Знаю ,что неуместно говорить о душе , пока существуют такие благополучные рубрики, как символизм , классицизм ,романтизм ,байронизм ,неоромантизм и прочее ,так как для классификации поэтов по выше — указанным рубрикам понятие о душе и о творческой личности не только излишне , но даже мешает ,нарушая стройность этих критико – бюрократических схем. Эта душа ускользает от всех скопцов – классификаторов … Блок всегда ревниво оберегал свою душу от них.
Молчите , проклятые книги !
Я вас писал никогда ! –
воскликнул он позднейших стихах, едва только ему представился тот внушительный труд, который благополучно напишет о его неблагополучно душе какой – нибудь учёный – историк :
Печальная доля – так сложно ,
Так трудно и празднично жить ,
И стать достоянием доцента ,
И критиков новых плодить.
Он заранее презирает того ,кто превратит его трудную и праздничную жизнь в мёртвый учебник словесности :
Вот только замучит , проклятый ,
Ни в чём не повинных ребят
Годами рожденья и смерти
И ворохом скверных цитат.
Прекрасно говорит об этом сам Блок в одной из своих давних статей о поэзии :
Мои равнины и болота
И скажешь: — « сколько красоты !
И этой мёртвой красоты
В душе остался след угрюмый.
Тусклых улиц очерк сонный.
Город ,смутно озарённый ,
Смотрит в розовую даль.
Скрипнула дверь. Задрожала рука.
Вышел я в улицы сонные.
Там ,в поднебесье ,идут облака ,
Через туман озарённые.
И сквозь туман – расплывающиеся световые пятна:
Фонарей убегающий ряд…
Мелькали жёлтые огни
И электрические свечи…
Но на равнинах Шахматова были только предчувствия и видения: в Петербурге происходили реальные встречи с будущей невестой поэта. Он ждал её у дома на Гагаринской набережной и провожал по вечерним улицам. Среди призраков и теней этот дом – единственное живое существо в мёртвом городе. Все особенности его запечатлелись в его памяти ,как тайные знаки судьбы.
Там в сумерках белел дверной навес
Там гул шагов терялся и исчез
На лестнице при свете лампы жёлтом.
И дальше отмечается: окно , занавешенное неподвижной шторой ,карниз, словно наморщенный лоб ,лестница над сумрачным двором ,дверь ,которая открывается ,звеня стеклом.
И прежний мир в немеркнущем сияньи.
Встаёт опять пред чуткою душой ,
Прошедших дней немеркнущим сияньем ,
Душа ,как прежде ,вся озарена…
Верю в Солнце Завета ,
Вижу зори вдали.
Жду вселенского света
От весенней земли…
Полны ангельских крылий
Надо мной небеса…
Но Блок – максималист. Предчувствия русских апокалиптиков начала века для него превращаются в свершение. Преображение уже наступило , небо уже преклонилось к земле, Вечная Премудрость Божия уже сходит в мир. Эпиграфам к его стихам этого времени можно поставить вдохновенные слова Вл. Соловьёва:
Знайте же, Вечная Женственность ныне
В теле нетленном на землю идет.
Вступила Ты и ,Тихая ,всплыла …
И, Ясная ,Ты с солнцем потекла.
Перед Тобой синеет без границы
Моря, поля, и горы, и леса,
Перекликаются в свободной выси птицы.
Встаёт туман ,алеют небеса.
Eй , Царице ,подвластно всё земное:
Я и мир – снега ,ручьи,
Солнце, песня, звёзды, птицы,
Смутных мыслей вереницы —
Всё подвластны, все – Твои.
Явись ко мне без гнева
Закатная Таинственная Дева ,
И завтра и вчера огнём соедини.
И только в февраль 1902 года открывается Её подлинное лицо: Она – Владычица вселенной. В этом месяце – вершина мистического восхождения поэта: он уже на Фаворе , в свете Преображения. Неслыханным дерзновением звучат эго слова:
Все виденья так мгновенны —
Буду ль верить им ?
Но Владычицей вселенной ,
Я ,случайный ,бедный ,тленный ,
Может быть ,любим.
Вхожу я в тёмные храмы ,
Совершаю бедные отряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
Но страшно мне : изменить облик Ты.
Не знаешь Ты, какие цели
Таишь в глубинах Роз Твоих,
Какие Ангелы слетели,
Кто у преддверия затих…
В Тебе таятся в ожидании
Великий свет и злая тьма –
Разгадка всякого познания
И вред великого ума.
Ты другая, немая, безликая ,
Притаилась, колдуешь в тиши.
Ты в белой вьюге, в снежном стоне
Опять волшебницей всплыла.
Смотрю в глаза твои порою
И вижу пламень роковой
Религиозным экстазов проникнуто стихотворение 8 ноября. Верный страж дождался Её прихода ,и ликующей Осанной звучит его молитва к Ней.
Я их хранил в пределе Иоанна ,
Недвижный страж , — хранил огонь лампод.
И вот – Она и к Ней – моя Осанна –
Венец трудов – превыше всех наград.
Я скрыл лицо ,и проходили годы.
Я пребывал в Служеньи много лет.
И вот зажглись лучом вечерним своды.
Она дала мне Царственный Ответ.
Ещё более экстатично стихотворение ,сохранившееся в черновых тетрадях поэта ( 7 – 8 ноября 1902 года ). Оно начинается восклицаниями :
Осанна ! Ты входишь в терем !
Ты – голос, Ты – Слава Царице !
Поем ,вопием и верим ,
Но нас гнетут багрянице.
Что скажу я тебе – не знаю.
Может быть от счастья умру.
Но огнём вечерним сгорая ,
Привлеку и тебя к костру.
Бесконечная любовь разрывает человеческое сердце ; ей не вместиться в этом мире ; самая радость становится болью, и умиление перед красотой сгорает слезами ;
Что полюбил я в твоей красоте лебединой
Вечно прекрасно, но сердце несчастно.
Я не скрываю, что плачу, когда покланяюсь.
И последняя строфа :
Снова нахмурилось небо, и будет ненастье,
Сердцу влюблённому негде укрыться от боли.
Так и счастливому страшно, что кончится счастье,
Так и свободный боится неволи.
И, многовластный, числю, как встарь,
Ворожу и гадаю вновь,
Как с жизнью страстной, я, мудрый царь,
Сочетаю Тебя, Любовь.
Ты сильна, царица, глубинностью,
В твоей книге раззолочены страницы.
А Невеста одной невинностью
Твои числа замолит ,царица.
Конец всеведущей гордыне.-
Прошедший сумрак разлюбя,
На веки преданный Свять не,
Во всём послушаюсь Тебя.
Зима пройдет, в певучей вьюге
Уже звенит издалека.
Сомкнулись царственные дуги,
Душа блаженна, Ты близка.
За несколько дней до свадьбы поэт говорит о рыцарской верности и обете служения. Он знает, что перед ним не счастье , а трудный подвиг :
На верном мы стоим пути ,
Избегли плена не впервые.
Веди меня. Чтоб всё пройти,
Нам нужны силы неземные.
Но, смиренно вручая Ей свою жизнь, он не снимает себя страшной ответственности ха Её судьбу. Он – рыцарь и жених, мистически с Ней обручённый. Торжественным языком Апокалипсиса говорит он о своём долге :
Я – меч заострённый с обоих сторон,
Я правлю, Архангел, Её судьбой.
В щите моём камень зелёный зажжён.
Зажжён не мной : Господнеё Рукой.
Они соединены тайной любви : пусть молчание оградит эту тайну от людей :
Я к людям не выйду на встречу,
Испугаюсь хулы и похвал.
Пред Тобою Одною отвечу
За то ,что всю жизнь молчал.
И последняя строфа :
Я выйду на праздник молчанья,
Моего не заметят лица.
Но во мне потаенное знанье
О любви к Тебе без конца.
Этой повестью долгих, блаженных исканий
Полна моя душная , песенная грудь.
Из этих песен создал я зданье,
А другие песни – спою когда – нибудь.
Чьи – то очи недвижно и длинно
На меня сквозь деревья глядят.
Всё, что в сердце, — по – детски невинно
И не требует страстных наград.
Глухая полночь медленный кладёт покров ,
Зима ревущим снегом гасит фонари.
Один я жду, я жду, я жду, тебя, тебя.
У чёрных стен твой профиль, стан и смех.
И я живу, живу, живу – сомненьем о тебе.
Приди, приди, приди – душа истомлена.
Один я жду, я жду, тебя, тебя – одну.
На брошенном месте гаданий
Кто – то встал и развеял флаг.
Образ ПД лишен очертаний, вырастает из косвенных знаков. Знак глобального преображения всей жизни.
1 том: Нет отчетливой речи, есть только звуки. Мистическое общение. Звукопись, цветопись. Цветовая гамма: розовая, синяя, лазурная, голубея, белая. Появляется образ горизонта.
2 том: образ лабиринта и крушение в этом лабиринте. 3 жизненные стихии. Иллюзорность ожидаемого. Образ маски, мотив игры, образ бокала, мотив питья, вина.
3 том: образы и реалистичные и между тем зыбкие. Двойственность.
Я Гамлет.
Холодеет кровь, Когда плетет коварства сети,
И в сердце первая любовь жива существенно на свете.
Тебя, Офелию мою,
Увел далеко жизни холод.
И гибну принц в родном краю
Кинжалом отравленным заколот
Помимо внешней композиции, определяемой делением на книги (тома) и разделы (циклы), трилогия Блока организована и более сложной внутренней композицией — системой мотивов, образными, лексическими и интонационными повторами, связывающими отдельные стихотворения и циклы в единое целое. Мотив в отличие от темы — категория формально-содержательная: мотив в поэзии служит композиционной организации множества отдельных стихотворений в ощутимое лирическое целое. Поскольку прямые сюжетные связи между стихотворениями отсутствуют, мотив восполняет композиционную цельность стихотворного цикла или даже всей лирики поэта. Он создается многократно повторяющимися и варьирующимися от стихотворения к стихотворению лирическими ситуациями и образами (метафорами, символами, цветовыми обозначениями).
Весь горизонт в огне, и близко появленье.
Ho страшно мне: изменишь облик Ты.
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.
Эти перемены отчетливо проявились во втором томе лирической трилогии.
Только нас с тобою,
Верно, не возьмут!
На такой щемящей ноте начинает звучать в лирике Блока одна из главных для него проблем — народ и интеллигенция.
Миры летят. Года летят. Пустая
Вселенная глядит в нас мраком глаз.
А ты, душа, усталая, глухая,
О счастии твердишь который раз?
И век последний, ужасней всех,
Увидим и вы и я.
Все небо скроет гнусный грех,
На всех устах застынет смех,
He доносятся жизни проклятья
В этот сад, обнесенный стеной.
Читайте также:
- Сочинение как я буду использовать свои доходы когда вырасту
- Мысли крылья души сочинение
- Пятница 13 сочинение на английском
- Моя мама инженер на английском сочинение
- Первое сочинение по теории литературы выберите один ответ
Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!
/ Сочинения / Блок А.А. / Стихотворения / Роль цикла «Стихи о Прекрасной Даме» в творчестве А.А. Блока
Роль цикла «Стихи о Прекрасной Даме» в творчестве А.А. Блока
Конец 19 – начало 20 века невероятно обогатили русскую культуру. Именно это время принято называть Серебряным веком нашей живописи, музыки, архитектуры и, конечно же, нашей литературы. Хотелось бы заметить, что мне вообще очень близко творчество писателей и поэтов Серебряного века. Нравится красота, эстетство, чувственность, эмоциональность, с которой они творили. В поэзии мне особенно нравится творчество Александра Блока.
Невозможно представить себе культуру и творчество Серебряного века без имени Блока. Его произведения отличаются необыкновенной красотой, мистичностью, лиризмом. Блок в своем творчестве затрагивал различные темы. Но, я считаю, что его поэтическое наследие невозможно полностью осознать без темы любви.
Любовь занимает одно из важных мест в жизни каждого человека. В жизни Блока это чувство занимало главное место. Будучи еще совсем молодым, поэт увлекся философией Владимира Соловьева. Особенно близкими Блоку показались мысли о существовании Души Мира и Вечной Женственности. Только Вечная Женственность способна примирить «землю» и «небо» и спасти находящийся на грани катастрофы мир через его духовное обновление. Особенно близкой Блоку казалась идея, что любовь к миру открыта именно через любовь к женщине.
Пожалуй, главным циклом любовной лирики Блока можно считать цикл «Стихи о Прекрасной Даме». Практически все стихотворения этого периода посвящены будущей жене Блока Л.Д. Менделеевой.
Безусловно, все творчество этого поэта богато разнообразной символикой. И тема любви раскрывается у него через всевозможные символы. Очень важны в цикле «Стихи о Прекрасной Даме» образы «земли» и «неба». «Земля» и «небо» — два разных мира, олицетворяющие собой духовное и материальное начала. Отсюда в стихотворениях этого цикла чувствуется трагическое «двоемирие» в душе героя. Его мысли и стремления обращены к духовному, вечному, но сам он принадлежит к материальному миру и никак не может достичь той духовной гармонии, которой жаждет.
Лирическая героиня этого цикла разнообразна. Она может быть далеким образом, чем-то нереальным, прекрасным, манящим:
Робко, темно и глубоко
Плакали струны мои.
Ветер принес издалёка
Звучные песни твои.
Этим четверостишием заканчивается стихотворение «Ветер принес издалека…». Автор упоминает о лирической героини лишь в последних двух строках. Тем самым он подчеркивает ее воздушность, нереальность, призрачность.
Тема призрачности и воздушности облика возлюбленной прослеживается также в стихотворении «Ты отходишь в сумрак алый…». Уже по первой строке можно почувствовать зыбкость лирической героини. Она «отходит в сумрак алый», слышны лишь ее «отдаленные шаги». Лирический герой в замешательстве. Он не знает, «Ждать иль нет внезапной встречи». Он жаждет любви, но это чувство слишком воздушно. Так раскрывается трагическое двоемирие Блока: невозможность воссоединения земного и небесного.
Программно в плане раскрытия образа лирической героини Блока стихотворение «Вхожу я в темные храмы…». Для поэта возлюбленная – это «Прекрасная Дама», «Она», «Величавая Вечная Жена», «Святая», «Милая». Герой ожидает любви в храме. Так поэт подчеркивает небесность, святость прекрасного образа.
Очень интересно стихотворение «Ты горишь над высокой горою…». Здесь образ лирической героини кажется вполне реальным, земным. Но одним только словом Блок вновь меняет образ с земного на воздушный, нереальный:
Я примчуся вечерней порою,
В упоеньи мечту обниму.
Вообще мистическая тематика близка этому циклу. Например, стихотворение «Предчувствую тебя. Года проходят мимо…» наполнено ощущением рокового предопределения:
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Лирический герой предчувствует появление своей возлюбленной. Он полон ожиданий. Но в то же время в нем сидит мистический страх. Он боится крушения своих надежд, его страшит бесплотность его веры:
Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.
Блока своеобразно очаровывает тема смерти. Он воспринимает неизбежное окончание человеческой жизни как переход в небесную сферу. Именно там обитает его мистическая возлюбленная. В стихотворении «Мне снилась смерть любимого созданья…» поэт рассказывает о своем сновидении. Ему приснилась смерть возлюбленной. Но в его душе нет горечи, страданий. Наоборот:
… пела мысль в крови:
«Блаженный, вечный дух унес твое мученье!
Блажен утративший создание любви!»
Мне на самом деле близка поэзия Блока. Я люблю его творчество за невероятный романтизм, красоту, глубину. Особенно мне нравится цикл «Стихи о Прекрасной Даме». Его стихотворения обогатили не только поэзию Серебряного века, но и мой внутренний мир.
0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Блок А.А. / Стихотворения / Роль цикла «Стихи о Прекрасной Даме» в творчестве А.А. Блока
Смотрите также по
произведению «Стихотворения»:
- Полное содержание