Сегодня можно видеть невооруженным взглядом, как современная
литература… если вообще можно так назвать современное книгопечатание… полностью
вытесняет старинную культуру, наш всеми забытый народный фольклор. Более того,
если что-то еще и издается… жалкие крохи… то оно всеми мыслимыми способами
искажается, подгоняется под современное восприятие… Ну конечно… Далекие
предки ведь априори были глупее нас сегодняшних… Таково бытует мнение…
В старинных русских сказках, былинах и песнях русы не только
повествовали о каких либо событиях, но и сообщали слушателям множество
житейских мудростей, простых истин. Эти истины были органично интегрированы в
контекст повествования, выражаясь современным языком.
Сегодня вместо этого в повести и рассказы интегрируют рекламу или
пропаганду. То есть весь вал современного бульварного чтива заряжен лишь на то,
чтобы вбивать в головы обывателей какие-то ложные понятия. И соответственно,
кто платит, тот и заказывает музыку…
Взять хотя бы тот самый былинный камень, стоящий на распутье и
указывающий на то, что ждет странника в каждом из направлений.
На сегодняшний день в книгах и в интернете существует множество
различных вариаций чтения надписей на камне и их интерпретаций… Кто во что
горазд… На эту тему напридумано множество анекдотов, что еще дальше уводит
нас от понимания простой житейской истины. Еще больше усугубляют ситуацию угнездившиеся
в нашем сознании те самые ложные понятия, которые так упорно вбивают в наши
головы из поколения в поколение.
К примеру, всем известно выражение: «Пути господни
неисповедимы».
Казалось бы, все ясно и понятно… И никто особо не задумывается… Вот
Вы… Ответьте честно самому себе, пытались ли вы когда либо всерьез осмыслить
сие выражение? Быть может по каждому слову?…
В большинстве своем, люди просто повторяют друг за другом заезженные
фразы, даже не вникая в суть. Так давайте же попробуем разобраться.
Почему «пути господни неисповедимы»?…
Что современный человек понимает под словом «путь»?
Когда человека спрашивают: «Куда путь держишь?», он в ответ
машет рукой, указывая определенное направление: «Туда». То есть
современный человек под словом «путь» понимает какое-то расстояние,
как правило, в прямом направлении, которое ему предстоит пройти. Но дело в том,
что на самом деле, понятие «путь» является совершенным, законченным.
Если обратиться к языкознанию и словообразованию, то можно обнаружить в
древнеславянской азбуке буквицу «Ь» — ерь, которая содержит в себе
образ законченного творения. «ПутЬ» не предстоит, он уже пройден, он
остался позади. А если еще учесть, что слово «путь» непосредственно
связано корнями с такими словами, как «путаница», «путать»,
то становится очевидно, что «путь» был извилист и длинен.
Что значит «неисповедимы»?
Понятие «неисповедимы» непосредственно связано со словом
«исповедоваться». Когда человек приходит к священослужителю
«исповедоваться», он испытывает острое желание «поведать» о
том, что у него на душе. Понятие «поведать», в свою очередь, можно
понимать, как «сообщить» о чем либо, кому либо. Например:
«поведать свою историю». Но для того, чтобы что-то кому-то
«поведать» (сообщить), необходимо это что-то познать, то есть
«ведать» .
Из этих нехитрых рассуждений проистекает ответ на поставленный вопрос.
«Неисповедимы» означает то, о чем никто не знает, не
«ведает». Если человек не «ведает» о чем либо, то и «поведать»
он об этом никому не может.
Таким образом, суть фразы «пути господни неисповедимы» заключается
в том, что извилистые и запутанные «пути господни» непознаваемы. И
поскольку «путь» является уже совершенным, законченным, то человек,
пройдя этот извилистый «путь», ничего для себя не извлекает — никакого
урока, никакого познания. Коль уж он не может ничего «поведать», значит
он ничего и не «изведал». Вроде было что-то, а что… непонятно…
Что может знать овца о том, куда ведет ее пастух? Она знает лишь о том,
что по пути попадается пища… А куда ее ведут? То ли домой, то ли на
заклание…
А если «путь» пройден, то что же тогда предстоит?
Предстоит «дорога».
Недаром на Руси испокон веков желали на прощанье — «скатертью
дорога!».
Сегодня многие думают, что это пожелание равносильно тому, что послать
подальше… Но на самом деле, раньше это было именно доброе пожелание.
«Скатертью дорога!» — говорили, чтобы дорога стелилась ровным
полотном без каких либо препятствий, без сучка и задоринки.
Опять же, обратимся к языкознанию и словообразованию. Слово
«дорога» складывается из двух частей, из двух самостоятельных образов:
Дор — о — Га.
«Дор» — в соответствии со словарем Даля, имеет основное
значение — роспашь, росчисть, расчистка. То есть, по сути, расчищенная
территория.
«Га» — изначально обозначало движение. Точно также, как в
словах «телеГа», «драГа», «мотыГа»,
«ВолГа». Позднее, данная часть речи в отдельности стала обозначать
расстояние, площадь — гектар (Га).
Так вот «дорога» — это и есть то самое, что предстоит каждому
человеку. Дорога расчищена и стелится полотном, дабы не плутать извилистыми «путями»,
а идти прямо к своей цели.
И вот… Оказывается человек на распутье… А перед ним стоит камень…
Этот былинный камень не указывает направление, куда следует или не следует
идти. Этот камень ставит человека перед важным выбором на том или ином отрезке
жизни. Данный выбор определяет его будущее, судьбу, если хотите. Он определяет
всю дальнейшую жизнь человека.
Повезет тому, кто окажется у этого камня вновь, чтобы иметь возможность
исправить свои ошибки… Но кому-то такой шанс выпадает лишь раз в жизни…
Так о чем же нам говорят эти странные надписи на камне?
Как я уже упоминал, на сегодняшний день понапридумывали множество
всевозможных вариаций, что не разберешься в этой свалке. Однако, художник Виктор
Васнецов, работая над картиной «Витязь на распутье», углубленно
изучал русский фольклор, что может нам помочь в этом вопросе.
Так, в своем письме Владимиру Стасову В. Васнецов указывал, что на камне
написано:
Как пряму ехати — живу не бывати,
Направу ехати — женату быти,
Налеву ехати — богату быти…
Чтобы понять смысл надписей, необходимо попытаться мыслить как древние
предки. Современное восприятие здесь неуместно, так как мы сегодняшние мыслим
другими категориями и далеко не факт, что наше восприятие является правильным.
Не стоит забывать, что многие понятия, дошедшие до нас, искажены до
неузнаваемости. При этом, как я полагаю, первоисточник всегда правдивее, чем
все последующие интерпретации.
Зачем вообще многократно «интерпретировать» то, что и так ясно,
как белый день? Необходимо лишь опираться на те образы, которые были совершенно
естественны для людей, которые непосредственно выводили эти простые житейские
истины.
Древние предки полагали, что конечная цель земной жизни человека, это
переход на иной уровень бытия. И не столь
важно, вознесение это или же просто переход в иное качество. Важно то, что это
следующая ступень в эволюции. А эволюция, в свою очередь, предполагает
постепенность и последовательность. Иначе говоря, если ученика первого класса
перевести сразу в десятый класс, то он будет не в состоянии усваивать учебный
материал и его придется возвращать обратно в первый класс. Именно
последовательность и постепенность обеспечивают постоянный духовный и
интеллектуальный рост человека над собой.
Так вот, выбор — «ехати пряму», напролом, прямо к конечной цели,
как раз и предполагает конец жизненного пути — «живу не бывати». Да,
человек перейдет на иной уровень. Возможно даже очень быстро. Но справится ли
он с этим, большой-большой вопрос. Возможно он, как и школьник, будет неминуемо
возвращен на предыдущую ступень для накопления и усвоения необходимого опыта и
знаний.
Выбор — «ехати налеву» предполагает упор на материальную сторону
жизни — «богату быти». Данный выбор противопоставляет духовному росту
накопление материальных благ и преобразование окружающей среды, с целью
обеспечения для себя максимального комфорта проживания.
Ведь недаром разных умельцев на Руси называли «левша». Левая
сторона всегда ассоциировалась с материальной стороной жизни. И зачастую эта
сторона имела довольно таки темный характер. Существовало поверье, что лукавый
располагается именно на левой стороне. Поэтому сохранилась примета переплюнуть
через левое плечо. Поэтому до нас дошли такие выражения, как «сходить
налево» или «срубить левака»…
Данная дорога… а может даже путь… в контексте, который мы уже
рассмотрели… сопряжен с бесконечной тревогой, с бесконечной борьбой за
сохранение и приумножение материального богатства. Здесь на каждом шагу
подстерегает обман и предательство…
Выбор — «ехати направу» предполагает дорогу, проторенную для
потомков предками. Ведь «ПРАво» имеет непосредственное отношение к
предкам. Как мы говорим — «ПРАдедушка», «ПРАбабушка», так и
«ПРедки» неразрывно связаны с «ПРАвом».
Все мы наделены неотъемлемым «ПРАвом» на жизнь, на
самореализацию, на проявление своего творческого начала постольку, поскольку мы
появились на свет, благодаря нашим «ПРедкам», благодаря «ПРАдедушкам»
и «ПРАбабушкам». Наши предки утвердили свое волеизъявление тем, что
родили потомство, явили на свет детей, которые в последствии стали нашими
родителями.
От предков из поколения в поколение передавались накопленные знания,
опыт, обычаи и традиции. Предки, любящие родители стремятся к тому, чтобы их
детям осталось лучшее из того, что у них есть. Они стараются окружить своих
детей, своих потомков любовью и заботой.
Соответственно, выбор — «ехати направу» предполагает
следование обычаям и традициям предков — «женату быти». Обретение
жены означает наполненность жизни любовью, что подталкивает человека к
духовному росту. Духовный союз мужа и жены рождает полноценную семью, дает
здоровое потомство. Наши дети становятся продолжением нас самих. Семьи
складываются в роды, а крепкие роды образуют народ. Чем крепче семейные и
родственные связи, чем прочнее обычаи и традиции, тем могущественнее народ в
целом.
Все эти дороги и пути, так или иначе, ведут к конечной цели нашей земной
жизни — переходу в иное качество. Каждый вправе делать свой собственный выбор.
Вопрос лишь в том, будет ли этот путь бесконечно долог и труден или же дорога жизни
будет наполнена любовью и красотой… И не придется ли раз за разом
возвращаться в первый класс за недостающим опытом?
Одна из вариаций надписей на камне, что часто встречается в некоторых
изданиях, тоже хорошо показывает суть:
Налево пойдешь — коня сохранишь, себя потеряешь.
Направо пойдешь — себя сохранишь, коня потеряешь.
Прямо пойдешь — и себя, и коня потеряешь.
Если образ «коня» в данном случае понимать, как собственность,
то все становится очевидным. Что ты сможешь взять с собой, проходя через последний
рубеж? Лишь то, что в душе твоей скопилось…
Ну и… как бы… «право», «правый» и
«правильный» слова однокоренные…
Былина про русского богатыря Илью Муромца, который уже состарился, защищая родную землю. Однажды в степи, на перекрестке трех дорог, увидел Илья камень, а на том камне написано: «Кто вправо поедет — тому убитым быть, кто влево поедет — тому богатым быть, а кто прямо поедет — тому женатым быть».
- Вариант 1
- Вариант 2
Вариант 1
Из того ли из города из Мурома,
Из того ли села да Карачаева
Была тут поездка богатырская.
Выезжает оттуль да добрый молодец,
Старый казак да Илья Муромец,
На своем ли выезжает на добром коне
И во том ли выезжает во кованом седле.
И он ходил‑гулял да добрый молодец,
Ото младости гулял да он до старости.
Едет добрый молодец да во чистом поле,
И увидел добрый молодец да Латырь‑камешек,
И от камешка лежит три росстани,
И на камешке было подписано:
«В первую дороженьку ехати – убиту быть,
Во другую дороженьку ехати – женату быть,
Третюю дороженьку ехати – богату быть».
Стоит старенький да издивляется,
Головой качат, сам выговариват:
«Сколько лет я во чистом поле гулял да езживал,
А еще такового чуда не нахаживал.
Но на что поеду в ту дороженьку, да где богату быть?
Нету у меня да молодой жены,
И молодой жены да любимой семьи,
Некому держать‑тощить да золотой казны,
Некому держать да платья цветного.
Но на что мне в ту дорожку ехать, где женату быть?
Ведь прошла моя теперь вся молодость.
Как молоденьку ведь взять – да то чужа корысть,
А как старую‑то взять – дак на печи лежать,
На печи лежать да киселем кормить.
Разве поеду я ведь, добрый молодец,
А й во тую дороженьку, где убиту быть?
А и пожил я ведь, добрый молодец, на сем свете,
И походил‑погулял ведь добрый молодец во чистом поле».
Нонь поехал добрый молодец в ту дорожку, где убиту быть,
Только видели добра молодца ведь сядучи,
Как не видели добра молодца поедучи;
Во чистом поле да курева стоит,
Курева стоит да пыль столбом летит.
С горы на гору добрый молодец поскакивал,
С холмы на холму добрый молодец попрыгивал,
Он ведь реки ты озера между ног спущал,
Он сини моря ты на окол скакал.
Лишь проехал добрый молодец Корелу проклятую,
Не доехал добрый молодец до Индии до богатоей,
И наехал добрый молодец на грязи на смоленские,
Где стоят ведь сорок тысячей разбойников
И те ли ночные тати‑подорожники.
И увидели разбойники да добра молодца,
Старого казака Илью Муромца.
Закричал разбойнический атаман большой:
«А гой же вы, мои братцы‑товарищи
И разудаленькие вы да добры молодцы!
Принимайтесь‑ка за добра молодца,
Отбирайте от него да платье цветное,
Отбирайте от него да что ль добра коня».
Видит тут старыи казак да Илья Муромец,
Видит он тут, что да беда пришла,
Да беда пришла да неминуема.
Испроговорит тут добрый молодец да таково слово:
«А гой же вы, сорок тысяч разбойников
И тех ли татей ночных да подорожников!
Ведь как бить‑трепать вам будет стара некого,
Но ведь взять‑то будет вам со старого да нечего.
Нет у старого да золотой казны,
Нет у старого да платья цветного,
А и нет у старого да камня драгоценного.
Только есть у старого один ведь добрый конь,
Добрый конь у старого да богатырскиий,
И на добром коне ведь есть у старого седелышко,
Есть седелышко да богатырское.
То не для красы, братцы, и не для басы ‑
Ради крепости да богатырскоей,
И чтоб можно было сидеть да добру молодцу,
Биться‑ратиться добру молодцу да во чистом поле.
Но еще есть у старого на коне уздечка тесмяная,
И во той ли во уздечике да во тесмяноей
Как зашито есть по камешку по яхонту,
То не для красы, братцы, не для басы ‑
Ради крепости да богатырскоей.
И где ходит ведь гулят мои добрый конь,
И среди ведь ходит ночи темныя,
И видно его да за пятнадцать верст да равномерныих;
Но еще у старого на головушке да шеломчат колпак,
Шеломчат колпак да сорока пудов.
То не для красы, братцы, не для басы ‑
Ради крепости да богатырскоей».
Скричал‑сзычал да громким голосом
Разбойнический да атаман большой:
«Ну что ж вы долго дали старому да выговаривать!
Принимайтесь‑ка вы, ребятушки, за дело ратное».
А й тут ведь старому да за беду стало
И за великую досаду показалося.
Снимал тут старый со буйной главы да шеломчат колпак,
И он начал, старенький, тут шеломом помахивать.
Как в сторону махнет – так тут и улица,
А й в другу отмахнет – дак переулочек.
А видят тут разбойники, да что беда пришла,
И как беда пришла и неминуема,
Скричали тут разбойники да зычным голосом:
«Ты оставь‑ка, добрый молодец, да хоть на семена».
Он прибил‑прирубил всю силу неверную
И не оставил разбойников на семена.
Обращается ко камешку ко Латырю,
И на камешке подпись подписывал, ‑
И что ли очищена тая дорожка прямоезжая,
И поехал старенький во ту дорожку, где женату быть.
Выезжает старенький да во чисто поле,
Увидал тут старенький палаты белокаменны.
Приезжает тут старенький к палатам белокаменным,
Увидела тут да красна девица,
Сильная поляница удалая,
И выходила встречать да добра молодца:
«И пожалуй‑кось ко мне, да добрый молодец!»
И она бьет челом ему да низко кланяйтся,
И берет она добра молодца да за белы руки,
За белы руки да за златы перстни,
И ведет ведь добра молодца да во палаты белокаменны;
Посадила добра молодца да за дубовый стол,
Стала добра молодца она угащивать,
Стала у доброго молодца выспрашивать:
«Ты скажи‑тко, скажи мне, добрый молодец!
Ты какой земли есть да какой орды,
И ты чьего же отца есть да чьей матери?
Еще как же тебя именем зовут,
А звеличают тебя по отечеству?»
А й тут ответ‑то держал да добрый молодец:
«И ты почто спрашивать об том, да красна девица?
А я теперь устал, да добрый молодец,
А я теперь устал да отдохнуть хочу».
Как берет тут красна девица да добра молодца,
И как берет его да за белы руки,
За белы руки да за златы перстни,
Как ведет тут добра молодца
Во тую ли во спальню, богато убрану,
И ложит тут добра молодца на ту кроваточку обманчиву.
Испроговорит тут молодец да таково слово:
«Ай же ты, душечка да красна девица!
Ты сама ложись да на ту кроватку на тесовую».
И как схватил тут добрый молодец
да красну девицу,
И хватил он ей да по подпазушки
И бросил на тую на кроваточку;
Как кроваточка‑то эта подвернулася,
И улетела красна девица во тот да во глубок погреб.
Закричал тут ведь старый казак да зычным голосом:
«А гой же вы, братцы мои да все товарищи
И разудалые да добры молодцы!
Но имай‑хватай, вот и сама идет».
Отворяет погреба глубокие,
Выпущает двенадцать да добрых молодцев,
И все сильныих могучих богатырей;
Едину оставил саму да во погребе глубокоем.
Бьют‑то челом да низко кланяются
И удалому да добру молодцу
И старому казаку Илье Муромцу.
И приезжает старенький ко камешку ко Латырю,
И на камешке‑то он подпись подписывал:
«И как очищена эта дорожка прямоезжая».
И направляет добрый молодец да своего коня
И во тую ли дороженьку, да где богату быть.
Во чистом поле наехал на три погреба глубокиих,
И которые насыпаны погреба златом‑серебром,
Златом‑серебром, каменьем драгоценныим;
И обирал тут добрый молодец все злато это серебро
И раздавал это злато‑серебро по нищей по братии;
И роздал он злато‑серебро по сиротам да бесприютныим.
И обращался добрый молодец ко камешку ко Латырю,
И на камешке он подпись подписывал:
«И как очищена эта дорожка прямоезжая».
к оглавлению ↑
Вариант 2
Ездил Илья по чистому полю, защищал Русь от врагов с молодых лет до старости. Хорош был у старого добрый конь, его маленький Бурушка-Косматушка. Хвост у Бурушки трех саженей, грива до колен, а шерсть трех пядей. Он броду не искал, перевозу не ждал, одним скоком он реки перескакивал. Он старого Илью Муромца сотни раз от смерти спасал.
Не туман с моря подымается, не белые снега в поле белеются, едет Илья Муромец по русской степи. Забелелась его головушка, его кудрявая бородушка, затуманился его ясный взор.
— Ах ты, старость, ты, старость старая! Застала ты Илью в чистом поле, налетела черным вороном! Ах ты, молодость, молодость молодецкая! Улетела ты от меня ясным соколом!
Подъезжает Илья к трем дорожкам, на перекрестке камень лежит, а на том камне написано: «Кто вправо поедет — тому убитым быть, кто влево поедет — тому богатым быть, а кто прямо поедет — тому женатым быть».
Призадумался Илья Муромец:
— На что мне, старому, богатство? Нет у меня ни жены, ни деточек, некому цветное платье носить, не кому казну тратить. Поехать мне разве, где женатому быть? Да на что мне, старому, жениться? Молодую взять мне не годится, а старуху взять, так на печи лежать да кисель хлебать. Эта старость не для Ильи Муромца. Поеду-ка я по той дорожке, где убитому быть. Умру в чистом поле, как славный богатырь!
И поехал он по дороге, где убитому быть.
Только он отъехал три версты, напали на него сорок разбойников. Хотят его с коня стащить, хотят его ограбить, до смерти убить. А Илья головой качает, приговаривает:
— Эй вы, разбойнички, вам убить меня не за что и ограбить у меня нечего. Только и есть у меня кунья шубка в пятьсот рублей, соболиная шапка в три сотенки, да узда в пятьсот рублей, да седло черкасское в две тысячи. Ну, еще попона семи шелков, шита золотом да крупным жемчугом. Да меж ушами у Бурушки камень самоцвет. Он в осенние ночи как солнце горит, за три версты от него светло. Да еще, пожалуй, есть конь Бурушка — так ему во всем мире цены нет. Из-за этакой малости стоит ли старому голову рубить?!
Рассердился атаман разбойников:
— Это он над нами насмехается! Ах ты, старый черт, седой волк! Очень много ты разговариваешь! Гей, ребятушки, рубите ему голову!
Соскочил Илья с Бурушки-Косматушки, хватил шапку с седой головы да и стал шапкой помахивать: где махнет — там станет улица, отмахнется — переулочек.
За один взмах десять разбойников лежат, за второй — и двадцати на свете нет!
Взмолился атаман разбойников:
— Не побей нас всех, старый богатырь! Ты бери с нас золота, серебра, платье цветное, табуны коней, только нас живыми оставь!
Усмехнулся Илья Муромец:
— Кабы брал я со всех золотую казну, у меня были бы погреба полные. Кабы брал я цветное платье, за мной были бы горы высокие. Кабы брал я добрых коней, за мной гнали бы табуны великие.
Говорят ему разбойники:
— Одно красное солнце на белом свете — один на Руси такой богатырь Илья Муромец! Ты иди к нам, богатырь, в товарищи, будешь у нас атаманом!
— Ой, братцы разбойники, не пойду я к вам в товарищи, да и вы расходитесь по своим местам, по своим домам, к женам, к деткам, будет вам у дорог стоять, проливать кровь невинную!
Повернул коня и ускакал прочь Илья. Он вернулся к белому камню, стер старую надпись, новую написал: «Ездил в правую дорожку — убит не был!»
— Ну, поеду теперь, где женатому быть!
Как проехал Илья три версты, выехал на лесную поляну. Там стоят терема златоверхие, широко рас крыты ворота серебряные, на воротах петухи поют. Въехал Илья на широкий двор, выбежали к нему на встречу двенадцать девушек, среди них королевна-красавица.
— Добро пожаловать, русский богатырь, зайди в мой высокий терем, выпей сладкого вина, скушай хлеба-соли, жареной лебеди!
Взяла его королевична за руку, повела в терем, посадила за дубовый стол. Принесли Илье меду слад кого, вина заморского, жареных лебедушек, калачей крупитчатых… Напоила-накормила богатыря, стала его уговаривать:
— Ты устал с дороги, умаялся, ложись отдохни на кровать тесовую, на перину пуховую.
Повела королевична Илью в спальную горенку, а Илья идет и думает:
— Неспроста она со мной ласкова: что королевич- не простой казак, старый дедушка. Видно, что-то у нее задумано.
Видит Илья, что у стены стоит кровать точеная-золоченая, цветами расписана, догадался, что кровать с хитростью.
Схватил Илья королевичну и бросил на кровать к тесовой стене. Повернулась кровать, и открылся погреб каменный,- туда и свалилась королевична.
Рассердился Илья:
— Эй вы, слуги безымянные, несите мне ключи от погреба, а не то срублю вам головы!
— Ох, дедушка незнаемый, мы ключей и в глаза не видывали, а ходы в погреба покажем тебе.
Повели они Илью в подземелья глубокие; сыскал Илья двери погреба: они песками были засыпаны, дубами толстыми завалены. Илья пески руками раскопал, дубы ногами растолкал, открыл двери погреба. А там сидит сорок королей-королевичей, сорок царей-царевичей и сорок русских богатырей.
Вот зачем королевична зазывала в свои терема златоверхие!
Говорит Илья королям и богатырям:
— Вы идите, короли, по своим землям, а вы, богатыри, по своим местам и вспоминайте Илью Муромца. Кабы не я, сложили бы вы головы в глубоком погребе.
Вытащил Илья за косы на белый свет королевичну и срубил ей лукавую голову.
А потом вернулся Илья к белому камню, стер старую надпись, написал новую: «Прямо ездил — женатым не бывал».
— Ну, поеду теперь в дорожку, где богатому быть. Только отъехал он три версты, увидал большой камень в триста пудов. А на том камне написано: «Кому камень под силу свернуть, тому богатому быть».
Принатужился Илья, уперся ногами, по колена в землю ушел, поддал могучим плечом — свернул с места камень.
Открылся под камнем глубокий погреб — богатства несметные: и серебро, и золото, и крупный жемчуг, и яхонты!
Нагрузил Илья Бурушку дорогой казной и повез ee в Киев-град. Там построил три церкви каменные, чтобы было где от врагов спасаться, от огня отсидеться. Остальное серебро-золото, жемчуг роздал он вдовам, сиротам, не оставил себе ни полушечки.
Потом сел на Бурушку, поехал к белому камню, стер надпись старую, надписал надпись новую: «Влево ездил — богат не бывал».
Тут Илье навек слава и честь пошла, а наша быль до конца дошла.
❤️ 22
🔥 17
😁 16
😢 10
👎 10
🥱 12
Добавлено на полку
Удалено с полки
Достигнут лимит
Страх и Страсть.
О камне на распутье или почему Ивану повезло больше,чем Гераклу.
Друзья, продолжаю публиковать отрывки из своей книги «Дорога в Тридесятое царство. Славянские архетипы в мифах и сказках». Сегодня — юнгианское толкование образавитязя на распутье.
Говоря о направлении развития, и преодолении страха, невозможно пройти мимо такой сказочной метафоры, как камень на распутье в славянских сказках. Нужно сказать, еще древние греки использовали развилку дорог в качестве символа сложного жизнеопределяющего выбора. Совсем еще юный Геракл, оказавшись на распутье, повстречал двух женщин, одна из них оказалась Изнеженностью, другая – Добродетелью. Первая соблазняла его жизнью, полной удовольствий, вторая призывала встать на путь служения людям, полный испытаний, зато ведущий к бессмертию и славе. Юный Герой сознательно отверг легкий путь, выбрав лавры.
Однако славянский миф во многом превзошел греческий. Во-первых, в наших сказках Герой встречает на пути не просто развилку дорог, а камень с надписью. На архаических этапах культа сакральность камней связана с представлением о том, что в них воплощаются души предков, отсюда возникает обычай ставить возле усыпальниц камни. Они вечны, как и вечна мудрость предков. Поэтому надпись, что видит Герой на камне, является прямым посланием из иного мира. А, во-вторых и в-главных, русская сказка предлагает Герою, не два, а целых три пути!
В Сказке о молодильных яблоках и живой воде говорится: «Едучи путем-дорогою, близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, наконец приехал он в чистое поле, в зеленые луга. А в чистом поле лежит камень, на нем надпись написана: «Направо поедешь — богату быть, коня потерять. Налево поедешь – коня спасать, быть голодну да холодну. Прямо поедешь – убиту быть» .
Давайте рассмотрим все три пути-дороженьки.
«Направо поедешь — богату быть, коня потерять». В данном случае под богатством понимается всего лишь то самое «не хуже, чем у всех», обладание общепринятыми благами, одобренными ближайшим окружением. За эту общественно одобренную жизнь «среднестатистического Ивана», как справедливо предупреждает надпись на камне, придется заплатить конем. Конь же, как мы выяснили в предыдущей главе, является символом инстинктивной жизненной энергии, причем, что наиболее ценно, энергией управляемой и направленной на достижение подлинных желаний, исходящих из Самости. В сказках этот путь обычно выбирают ложные герои ̶ старшие братья Героя настоящего, которым в конце концов не достается ни царства, ни царевны.
«Налево поедешь — коня спасать, быть голодну да холодну». Это предупреждение о социальной изоляции, о возможном провале в новом начинании. Это те, голоса, что говорят нам: «Ты что, дурочка?! Ты успешный юрист, с ума сошла? Кому нужны эти стилисты?! Даже не вздумай!»; «Развод? Спятила?! На что ты будешь жить с детьми? Ты ж ничего сама не умеешь!»; «Замуж? За этого?!! Да вы же с голоду помрете!» В реальности такое, и правда, может произойти. Но, как правило, в тех случаях, когда идея собственной индивидуации становится сверхидеей, манией. Когда новые начинания исходят не из интереса и настоящей страсти, а из принципа «Сделаю назло бабушке, отморожу уши», не из собственных стремлений, а из желания «всем доказать», «показать, на что способен» и т.д.
Также «второй дорогой» можно считать одержимость героическим архетипом, самоотречением во имя идеи.
Итак, Гераклу, в отличие от Ивана, было предложено всего два пути. Число два традиционно является символом противостояния духовного и материального миров, борьбы противоположностей. До появления культа Юпитера в Риме богом неба был двуликий Янус, который утром отпирал небесную дверь и выпускал Солнце, а на ночь запирал его. Считалось, что одна голова Януса смотрит в прошлое, а вторая — в будущее. Не правда ли, отличный символ того самого невротического «нигде и никогда», отсутствия в настоящем, отсутствия в реальности?
Таким образом, двойка наиболее ярко отражает поляризацию. А как мы помним, наличие двух крайних полюсов в психике, двух оппозиционных, равно значимых установок – это признак невротического комплекса.
Однако русскому Герою, в отличие от Геракла, повезло больше. Третий путь, именно тот, что ведет прямо, как раз и являет собой трансцендентную область, где могут объединиться несовместимые, как казалось бы Сознанию, противоположности, где возможно все сразу: и процветание, и слава. Однако этот путь, на первый взгляд, самый неприемлемый и ужасный:
«Прямо пойдешь – убиту быть». Во внутрипсихическом пространстве эта дорога означает всего лишь смерть существующей Эго-установки, определяющей текущее положение вещей, настоящую (для конкретного человека) картину мира. Именно эта установка сужает поле зрения всего лишь до двух вариантов из бесконечного разнообразия мира: «Можно быть либо богатым, либо честным», «либо молчать в тряпочку, либо развод и одиночество», «либо стабильность, либо интересная жизнь» и т.д. и т.п. И лишь со смертью привычной картины мира сам мир расширяется, становятся доступны новые ресурсы, возможности, которые носителю предыдущей установке даже и во сне привидеться не могли.
Нужно сказать, что процесс инициации , термин, который прочно перекочевал в дискурс аналитической психологии, обязательно содержит в себе обряд «смерти – погребения – воскрешения в новом качестве». «Инициация подразумевает отмирание менее адекватных, неактуальных условий жизни и возрождение обновленных, более соответствующих новому статусу инициируемого. Здесь мы сталкиваемся с трансформацией, изменением, поэтому сами ритуалы так таинственно-пугающи» .
Прежде чем мы сможем двинуться дальше по дороге к Тридесятому царству, Вам, Читатель, необходимо убедиться, что тропа выбрана правильно. Задержитесь у придорожного камня, ответьте на следующие вопросы (нелишне будет взять в руки ручку и бумагу, чтобы ответы приобрели материальную форму, тогда пугливое Эго уже более не сможет прятать их от Сознания):
• Какая тропа Вашей жизни на сегодня преграждена камнем?
• Что написано на нем, куда ведут правая и левая дороженьки?
• С решением какого жизненно важного вопроса Вы тянете время?
• Как звучит Ваша неразрешимая дилемма?
Приведу несколько примеров:
«Либо материнство, либо карьера»;
«Либо стабильность и семья, либо любимая женщина»;
«Либо я остаюсь хорошей дочерью для мамы, либо переезжаю в город своей мечты»;
«Либо остаюсь честным человеком с чистой совестью, либо беру «откат» и покупаю квартиру».
Воскресите в памяти подобные сказочные сюжеты, а также иллюстрации к книгам и васнецовского «Витязя на распутье». Помните, у придорожного камня всегда лежат черепа и кости? Немало богатырей полегло, так и не сделав выбор. Если слишком долго оставаться в нерешительности у развилки дорог, тот самый камень может стать собственной могильной плитой. А Вы, читатель, заслуживаете лучшей участи, не так ли?
Продолжение следует…
С верой в Вас и Ваше лучшее настоящее,
Александра Сергеева.
Три поездки Ильи Муромца — русская былина про богатыря Илью Муромца, который стоял на распутье трёх дорог. Текст былины «Три поездки Ильи Муромца» можно читать онлайн полностью, или скачать в формате PDF или DOC.
Слушать былину «Три поездки Ильи Муромца» онлайн, понравится детям любого возраста. При желании вы можете скачать аудиокнигу на свое устройство в формате MP3 бесплатно.
Распечатать текст былины «Три поездки Ильи Муромца» удобно для чтения с листа, заучивания наизусть или постановки детского спектакля по мотивам русских народных былин.
Краткое содержание былины «Три поездки Ильи Муромца»: Из города Мурома да из села Карачаева ехал добрый молодец, старый казак Илья Муромец. Увидел он на пути Латырь камешек, а на нем три надписи: По первой дороге ехать – быть убитому, по второй – женатому, а третьей – богатому. Подумал Илья Муромец, и решил ехать по первой дороге, которая сулила смерть. Встретил сорок тысяч разбойников, и всех перебил. Вернулся к камню и подписал, что дорога очищена. Дальше поехал он по второй дорожке, где быть женатому. Встретила его красная девица, заманила в спальню на кровать, но Илья Муромец вместо себя, положил ее. В этот же миг провалилась она в глубокий погреб, а от туда вышли двенадцать добрых молодцов. Снова вернулся богатырь к камню и подписал, что дорога очищена. Поехал по третьей дороге, которая обещала богатство. Наехал на три погреба глубоких, полные золотом и серебром. Взял он все богатство и раздал бедным и сиротам, а на камне подписал, что и эта дорожка очищена.
Главные герои былины «Три поездки Ильи Муромца»: Илья Муромец – сильный могучий, опытный богатырь, старый казак, защитник русской земли. Умный, честный, открытый и справедливый. Не позарился на богатство, и молодую жену, а выбрал трудный, но достойный путь и удачно его преодолел. Разбойники – хотели ограбить и убить Илью Муромца, но все до одного были уничтожены. Красная девица – сильная красивая молодая девушка, хитростью заманивала к себе богатырей и бросала в погреб.
Главная мысль былины «Три поездки Ильи Муромца» в том, что настоящему богатырю не нужно легко добытое богатство. Для него важнее всего честь, справедливость, любовь к родине и ее защита от врагов.
Чему учит былина «Три поездки Ильи Муромца: Учит смелости, справедливости, щедрости, осторожности, не гнаться за богатством, не вестись на обманчивую красоту.
Былина Три поездки Ильи Муромца слушать
Нравится0
Не нравится0
+62 106
Былина Три поездки Ильи Муромца читать
Из того ли из города из Мурома,
Из того ли села да Карачаева
Была тут поездка богатырская.
Выезжает оттуль да добрый молодец,
Старый казак да Илья Муромец,
На своем ли выезжает на добром коне
И во том ли выезжает во кованом седле.
И он ходил‑гулял да добрый молодец,
Ото младости гулял да он до старости.
Едет добрый молодец да во чистом поле,
И увидел добрый молодец да Латырь‑камешек,
И от камешка лежит три росстани,
И на камешке было подписано:
«В первую дороженьку ехати – убиту быть,
Во другую дороженьку ехати – женату быть,
Третюю дороженьку ехати – богату быть».
Стоит старенький да издивляется,
Головой качат, сам выговариват:
«Сколько лет я во чистом поле гулял да езживал,
А еще такового чуда не нахаживал.
Но на что поеду в ту дороженьку, да где богату быть?
Нету у меня да молодой жены,
И молодой жены да любимой семьи,
Некому держать‑тощить да золотой казны,
Некому держать да платья цветного.
Но на что мне в ту дорожку ехать, где женату быть?
Ведь прошла моя теперь вся молодость.
Как молоденьку ведь взять – да то чужа корысть,
А как старую‑то взять – дак на печи лежать,
На печи лежать да киселем кормить.
Разве поеду я ведь, добрый молодец,
А й во тую дороженьку, где убиту быть?
А и пожил я ведь, добрый молодец, на сем свете,
И походил‑погулял ведь добрый молодец во чистом поле».
Нонь поехал добрый молодец в ту дорожку, где убиту быть,
Только видели добра молодца ведь сядучи,
Как не видели добра молодца поедучи;
Во чистом поле да курева стоит,
Курева стоит да пыль столбом летит.
С горы на гору добрый молодец поскакивал,
С холмы на холму добрый молодец попрыгивал,
Он ведь реки ты озера между ног спущал,
Он сини моря ты на окол скакал.
Лишь проехал добрый молодец Корелу проклятую,
Не доехал добрый молодец до Индии до богатоей,
И наехал добрый молодец на грязи на смоленские,
Где стоят ведь сорок тысячей разбойников
И те ли ночные тати‑подорожники.
И увидели разбойники да добра молодца,
Старого казака Илью Муромца.
Закричал разбойнический атаман большой:
«А гой же вы, мои братцы‑товарищи
И разудаленькие вы да добры молодцы!
Принимайтесь‑ка за добра молодца,
Отбирайте от него да платье цветное,
Отбирайте от него да что ль добра коня».
Видит тут старыи казак да Илья Муромец,
Видит он тут, что да беда пришла,
Да беда пришла да неминуема.
Испроговорит тут добрый молодец да таково слово:
«А гой же вы, сорок тысяч разбойников
И тех ли татей ночных да подорожников!
Ведь как бить‑трепать вам будет стара некого,
Но ведь взять‑то будет вам со старого да нечего.
Нет у старого да золотой казны,
Нет у старого да платья цветного,
А и нет у старого да камня драгоценного.
Только есть у старого один ведь добрый конь,
Добрый конь у старого да богатырскиий,
И на добром коне ведь есть у старого седелышко,
Есть седелышко да богатырское.
То не для красы, братцы, и не для басы ‑
Ради крепости да богатырскоей,
И чтоб можно было сидеть да добру молодцу,
Биться‑ратиться добру молодцу да во чистом поле.
Но еще есть у старого на коне уздечка тесмяная,
И во той ли во уздечике да во тесмяноей
Как зашито есть по камешку по яхонту,
То не для красы, братцы, не для басы ‑
Ради крепости да богатырскоей.
И где ходит ведь гулят мои добрый конь,
И среди ведь ходит ночи темныя,
И видно его да за пятнадцать верст да равномерныих;
Но еще у старого на головушке да шеломчат колпак,
Шеломчат колпак да сорока пудов.
То не для красы, братцы, не для басы ‑
Ради крепости да богатырскоей».
Скричал‑сзычал да громким голосом
Разбойнический да атаман большой:
«Ну что ж вы долго дали старому да выговаривать!
Принимайтесь‑ка вы, ребятушки, за дело ратное».
А й тут ведь старому да за беду стало
И за великую досаду показалося.
Снимал тут старый со буйной главы да шеломчат колпак,
И он начал, старенький, тут шеломом помахивать.
Как в сторону махнет – так тут и улица,
А й в другу отмахнет – дак переулочек.
А видят тут разбойники, да что беда пришла,
И как беда пришла и неминуема,
Скричали тут разбойники да зычным голосом:
«Ты оставь‑ка, добрый молодец, да хоть на семена».
Он прибил‑прирубил всю силу неверную
И не оставил разбойников на семена.
Обращается ко камешку ко Латырю,
И на камешке подпись подписывал, ‑
И что ли очищена тая дорожка прямоезжая,
И поехал старенький во ту дорожку, где женату быть.
Выезжает старенький да во чисто поле,
Увидал тут старенький палаты белокаменны.
Приезжает тут старенький к палатам белокаменным,
Увидела тут да красна девица,
Сильная поляница удалая,
И выходила встречать да добра молодца:
«И пожалуй‑кось ко мне, да добрый молодец!»
И она бьет челом ему да низко кланяйтся,
И берет она добра молодца да за белы руки,
За белы руки да за златы перстни,
И ведет ведь добра молодца да во палаты белокаменны;
Посадила добра молодца да за дубовый стол,
Стала добра молодца она угащивать,
Стала у доброго молодца выспрашивать:
«Ты скажи‑тко, скажи мне, добрый молодец!
Ты какой земли есть да какой орды,
И ты чьего же отца есть да чьей матери?
Еще как же тебя именем зовут,
А звеличают тебя по отечеству?»
А й тут ответ‑то держал да добрый молодец:
«И ты почто спрашивать об том, да красна девица?
А я теперь устал, да добрый молодец,
А я теперь устал да отдохнуть хочу».
Как берет тут красна девица да добра молодца,
И как берет его да за белы руки,
За белы руки да за златы перстни,
Как ведет тут добра молодца
Во тую ли во спальню, богато убрану,
И ложит тут добра молодца на ту кроваточку обманчиву.
Испроговорит тут молодец да таково слово:
«Ай же ты, душечка да красна девица!
Ты сама ложись да на ту кроватку на тесовую».
И как схватил тут добрый молодец
да красну девицу,
И хватил он ей да по подпазушки
И бросил на тую на кроваточку;
Как кроваточка‑то эта подвернулася,
И улетела красна девица во тот да во глубок погреб.
Закричал тут ведь старый казак да зычным голосом:
«А гой же вы, братцы мои да все товарищи
И разудалые да добры молодцы!
Но имай‑хватай, вот и сама идет».
Отворяет погреба глубокие,
Выпущает двенадцать да добрых молодцев,
И все сильныих могучих богатырей;
Едину оставил саму да во погребе глубокоем.
Бьют‑то челом да низко кланяются
И удалому да добру молодцу
И старому казаку Илье Муромцу.
И приезжает старенький ко камешку ко Латырю,
И на камешке‑то он подпись подписывал:
«И как очищена эта дорожка прямоезжая».
И направляет добрый молодец да своего коня
И во тую ли дороженьку, да где богату быть.
Во чистом поле наехал на три погреба глубокиих,
И которые насыпаны погреба златом‑серебром,
Златом‑серебром, каменьем драгоценныим;
И обирал тут добрый молодец все злато это серебро
И раздавал это злато‑серебро по нищей по братии;
И роздал он злато‑серебро по сиротам да бесприютныим.
И обращался добрый молодец ко камешку ко Латырю,
И на камешке он подпись подписывал:
«И как очищена эта дорожка прямоезжая».
Нашли ошибку? Есть пожелания? Жми!
Прочитано 9 306 раз(а) В избранное
Ещё сказки
‘…Едучи путём – дорогою, близко ли, далёко ли, низко ли, высоко ли, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, наконец, приехал богатырь в чистое поле, в зелёные луга. А в чистом поле на распутье дорог стоит мрачный седой камень, поросший мхом. На нём – зловещая надпись: Кто поедет от камня сего прямо, тот будет голоден и холоден; кто поедет в правую сторону, тот будет здрав и жив, а конь его будет мёртв; а кто поедет в левую сторону, тот сам будет убит, а конь его жив и здрав останется’.
Испокон веков стою я на этом перепутье, с тех самых пор, как откололся от глыбы Познания, летящей в бесконечном пространстве Великого Космоса, и упал на эту планету. Стою каменным истуканом, беседую сам с собой и указываю путь-дорогу путникам. Ко мне подходит одна дорога, а от меня уходят три. Вначале я просто наблюдал за тем, что происходит вокруг, смотрел и изучал непонятных, тогда, для меня существ на двух ногах, проходивших мимо и останавливавшихся ненадолго рядом. Я хорошо понимал их мысли, но не сразу научился понимать их слова, которые они произносили. Вроде бы это было и не трудно. Я понимал, что они тоже были частью Космоса. Их волновые колебания и импульсы имели те же диапазоны и частоты, но вот их мысли имели противоположное значение и не совпадали с тем, что они произносили вслух, и это было мне не понятно, так как не укладывалось в прямолинейность космического бытия.
И только позже я узнал, что это была неискренность и обман. Люди не понимали того, что, обманывая другого, они сами оставались обманутыми. А затем люди уходили по разным дорогам, некоторые возвращались, а некоторых я больше не видел, потому что, наверное, они погибали, выбрав не тот путь.
А потом появился Он, высокий и худой старец, одетый в длинную и светлую одежду, с белой бородой и синими глазами. Остановился он возле меня и, укрывшись в моей тени от палящих лучей солнца, просидел в молчании с вечера до утра, прижавшись ко мне спиной, смотря на ночное небо и яркие звезды, а его мысли наполняли меня чистотой Вселенского разума и я тоже мыслил вместе с ним.
В нём чувствовалась огромная сила знаний и мудрость. Я ясно понимал его мысли о происходящем в мире: о человеческой жадности и предательстве, о лжи, поедающей человека, о вечном поиске людьми птицы счастья и справедливости. Он мысленно поведал мне многое о том, что видел на своем жизненном пути, а я поделился с ним частью своих знаний и рассказал ему о трёх дорогах, которые лежали за мной и уходили вдаль, за горизонт.
– А разве люди не могут жить в дружбе и любви друг к другу? – Спросил я у него, стараясь придать своему вопросу – мысли вид собственной мысли старца.
– Могут, – как бы сам себе ответил старец, – только для этого они должны изучить законы Мироздания и верить в них и они должны понять суть своего существования и цель своего предназначения.
– Но, это, же так просто!
– Нет, это не просто, этому нужно учиться постоянно, и постоянно работать над собой и своим сознанием, а люди не хотят долго учиться, им нужно всё сразу и сейчас. В них много зависти и мало добродетели, поэтому они даже на своих ошибках не хотят учиться! Не говоря о Вере!
– А что если попытаться указать им Путь? Да, указать дорогу, которую они должны будут выбрать сами, вот, хотя бы из этих трёх, идущих от этого камня. Он будет как ‘камень преткновения’ – начальный камень на Пути к Созиданию! Может тогда верующие и неверующие в Добро, соблюдающие и не соблюдающие Вселенский Закон, выберут свой, правильный или нет, путь. И пройдут его. А если нет, то – не судьба им.
– Да будет так! А на камне я напишу пожелания для желающих и ищущих!
И взял старец обломок от меня и начал своё Великое праведное дело – писать на моём каменном теле СЛОВА. Это был наш с ним совместный труд – воплощение человеческого желания и небесного сознания. В течение нескольких дней и ночей, под лучами Солнца и при свете Луны, высекал он истину, подсказываемую ему разумом и мной, частицей космической глыбы Познания. Через несколько дней на мне красовалась надпись:
‘- Как пряму ехати –
живу не бывати –
нет пути ни прохожему,
ни проезжему,
ни пролетному…
– Направу ехати –
женату бытии…
– Налеву ехати –
богату бытии…’
А потом Он ушел, опираясь на посох и его высокая, чуть ссутулившаяся, фигура ещё долго была видна на фоне чистого голубого неба, пока не скрылась за горизонтом навсегда.
Много людей, с тех пор, пешими и конными останавливались передо мной, читали надпись, а потом шли дальше. Многие счастья пытали, да не многие его нашли: одни не туда пошли, другие не с тем пришли, третьи не то искали. Сколько их, богатырей и проходимцев разных, стояло возле меня, голову склонив да вчитываясь в слова. Много, очень много! Слова – то они читали, а смысл не отыскивали и уходили в разные стороны, да в основном не туда, куда следовало! И помочь я им ничем не мог: говорить не умею, рук – ног не имею, одно могу – изнутри на себе, снаружи, слова – подсказки писать, а уж путнику выбирать.
Сколько воды с неба пролилось, сколько травы вокруг меня росло и полегло. Врос я уже в землю чуть не вполовину, и сколько раз уже ветра и дожди стирали мои надписи совсем, а я их снова подновлял. Времени много уходит на их написание. Только те слова в надписи, что в землю ушли, не обновляются более, так что последние две строчки уже и не видно. Никому.
А копать вглубь никто не хочет. Всё поверху читают, вглубь не заглядывают. Наклоняться же надо.
Видимо старец был прав тогда, сказав: ‘…этому нужно учиться постоянно, и постоянно работать над собой и своим сознанием, а люди не хотят долго учиться, им нужно всё сразу и сейчас. В них много зависти и мало добродетели, поэтому они даже на своих ошибках не хотят учиться! Не говоря о Вере!’
(Просмотров за всё время: 32, просмотров сегодня: 1 )
Автор публикации
455
Морковный сок полезен всем! И даже тем — кто не совсем!
Комментарии: 3Публикации: 33Регистрация: 03-11-2021
Ехал как-то богатырь русский Илья Муромец по дороге проселочной. Ехал, ехал и доехал до развилки, а от нее дорога в три стороны шла. И стоит на развилке камень указательный, древний-предревний, до половины в землю ушел. И надпись на нем: «кто вправо поедет тому убиту быть кто влево поедет тому женату быть кто прямо поедет тому богату быть». Призадумался богатырь. Женату быть, на печи сидеть да детишек тетешкать богатырю не пристало, налево не поеду. И в богатстве, что за радость? Ни к чему оно богатырю, и прямо не поеду. А вот убивать меня сколько раз пытались, самое богатырское дело. И поехал Илья по правой дороге. Недолго ехал, как только вошел в рощу березовую из за кустов на него вылетела толпа. Десятков несколько, окружили, коню прохода не дают. А сами вида нерусского, одеты в шальвары да халаты драные, на головах тюбетейки.
— Откуда вы в таком количестве, гастарбайтеры нерусские? — удивленно спросил богатырь.
А были это известные по всей Персии сорок разбойников. После того, как Аладдин, чтоб шайтан ему все волосы повыдергивал, нашел их тайную пещеру Симсим и вывез оттуда все хранившиеся сокровища, жизнь лихих разбойников пошла под откос. Нет,если бы Аладдин сокровища оставил у себя, разбойники легко бы вернули их. Но он, чтоб ему всю жизнь чихалось, раздал все беднякам, а бегать по Багдаду и собирать все по грошику было в лом. Жить разбойничкам стало совершенно невозможно. Ведь чтобы банда могла беспрепятственно ремеслом своим заниматься, стражникам платить надо. Да и стукачам-осведомителям, чтоб указали куда и когда караван богатый пойдет, тоже плати. А денег то и нету. Помыкались разбойники, да и решили в новые места податься. Долго шли, нигде не нравится. Наконец нашли подходящее место — лесок, в лесу в засаде сидеть, это вам не в пустыне под солнцем в песок зарываться и главное — дорога, а по ней, глядишь и купцы поедут. Организовали разбойники засаду и стали ждать. И дождались. Богатыря.
Из толпы вышел один, выглядит получше остальных — халат богатый, подпоясан золотым ремнем и в папахе.
— Салям алейкум, уважаемый — степенно начал он — Мы знаменитые сорок разбойников.
— Что-то не слышал я о такой банде — отвечал богатырь.
— Да, здесь о нас еще не знают — согласился атаман, а это был именно он — Мы известны в основном в Персии.
— И как же вас, лихоимцев персиянских на Русь занесло?
— Неисповедимы пути аллаха — смиренно развел руками разбойник — Ты лучше скажи, есть у тебя при себе что ценное?
— Да так, тысяч пять рублев золотом, да камней самоцветных три горстки — ответил Илья. Врал, конечно, безбожно, но богатырь уже понял к чему идет дело и решил поприкалываться над убогими.
У разбойников от таких известий алчно загорелись глаза.
— Я смиренно прошу отдать золото и камни нам — сказал атаман.
— Нет, ребята, фиг вы чего получите — дерзко отвечал богатырь.
— В таком случае мы сами возьмем, а тебя убьем — вздохнул разбойник — Эй, молодцы! Взять его!
Разбойники повыхватывали сабли и ринулись в атаку на богатыря. Илья легко спрыгнул с коня, он даже не стал обнажать меча, слишком много чести, а просто раздавал оплеухи направо и налево. Лихие разбойнички разлетались кто куда, кто в пыль дорожную, кто в канаву, а кто и на дереве повис. В скором времени все закончилось, разбойники без сознания лежали и висел в живопичных позах и только атаман стоял поодаль и растерянно глядел на побоище. Илья не спеша подошел к нему.
— Вай! Славный багатур! — сладким голосом произнес атаман — Слушай, багатур, иди к нам в банду. С такой силой все купцы наши будут.
— Ты, урка персиянская, совсем рамсы попутал — отвечал богатырь речью простонародной — Да чтоб богатырь русский лихоимством занимался! Теперь слушай сюда: еще раз попадетесь, всех на головц укорчу. Понял?
Разбойник только головой закивал, мол понял. А Илья не спеша поехал обратно к путеводному камню. Доехал, подошел, почесал в затылке и приписал рядом с указанием: «Ходил, вернулся живым, ни фига там нету, одни тушканчики персидские».
Подумал, подумал богатырь да и поехал по левой дороге.
Недолго ехал и попался ему навстречу дом, белокаменный с крышей черепичной, в окнах настоящее стекло. Вход в дом украшали два больших красных фонаря, а еще его охраняли два бодигарда, здоровенные, мускулы так и выпирают, одеты в порты черные кожаные в обтяжку да в жилетки, тоже черные а на головах опять же черные кожаные фуражки. Фуфло — опытным взглядом определил богатырь, на анаболиках качались, одна видимость, такого ткни, один пшик получится. Увидев богатыря стражи угоддиво изогнулись и открыли ему двери:
— Добро пожаловать в салон мадам Зи-Зи.
— За конем моим присмотрите — сказал богатырь входя в дом.
— Всенепременно.
Войдя увидел Илья хоромы общирные, красным бархатом да золотом отделанные, диваны мягкие, а на них девицы сидят в одеяниях срамных, почти ничего не прикрывающих. Растерялся богатырь, а к нему уже подходит девица и говорит:
— Здрав будь, богатырь, добро пожаловать, устал. чай, с дороги. Проходи, отведай яств, лучшими поварами сготовленных.
Ну какой же богатырь подзакусить откажется. Сел Илья за стол, а к нему сразу слуги бодбежали, предлагают кто осетра печеного, кто бычий бок жареный, кто вина подливает. Однако богатырь держал себя в узде, ел, да не объедался, пил, да не допьяну. Наконец, когда голод был уже утолен, подходит к богатырю молодица.
— Как звать-величать тебя, богатырь?
— Илья. Муромец.
— А я — мадам Зи-Зи. Пойдем, богатырь Илья, отдохнешь на перинах пуховых, на кровати царской. Да и я тебя развлеку-потешу. Давно к нам такой видный мужчина не заходил. Не до нас, небось в каждой деревне по невесте?
— Да я, как-то, не по этой части — смущенно сказал Илья.
— Да, да, все дела да заботы ратные — сочувственно промолвила мадам — Ничего, сейчас все исправим, натешишься вдоволь.
С этими словами вошли они в комнату, по всему видать спальня. Кровать стоит поистине царская, перины на ней пуховые, подушки атласные.
— Приляг, Илюшенька — сладко молвила мадам Зи-Зи и подталкивает его к кровати.
Подозрительно стало богатырю, как это потешиться в кольчуге да в сапогах? Приподнял он молодицу и со словами, «нет, мадам, после вас» бросил ее на кровать. А кровать возьми да перевернись на шарнирах потаенных. И прекрасная мадам с криком провалилась в подвал каменный. «Так вот как тут тешатся» — подумал богатырь. Созвал Илья слуг и выспрашивает у них, где вход в подвал. А они ведать не ведают, один только сказал, что вход с улицы, во дворе. Нашел Илья вход, да тот землей и бревнами засыпан. Согнал богатырь челядь домовую и велел вход расчистить. Они быстро это сделали. Открыл Идья дверь, а там, в подвале мужиков — видимо-невидимо. Все, кого обманом заточили. Были там и царевичи и королевичи и купцы и даже трое богатырей. Уж богатыри больше всех кручинились да каялись.
— Спасибо тебе, Илья Муромец — говорили они — Спас ты нас из полона. Прост нас, не устояли мы перед искусом дьявольским, зачто и поплатились.
— Не переживайте, братья богатыри — отвечал он им — Слаб человек, я и сам чуть было не попался.
Помог богатырь царевичам-корролевичам, совсем в темнице обессилевшим выбраться гаружу, да последней вывел мадам Зи-зи.
— Тебя, преступную мадаму, замыслившую погубить всех этих мужей славных, я, богатырь Илья Муромец, силой полномочий, данных мне царем, приговариваю к казни лютой — и срубил ей голову.
А потом обратился к спасенным:
— Ну что, мужики, спасение надо отметить. Заходи в дом, начнем почестен пир!
Велел Илья служкам домовым накрывать столы для пира, нести все, что ест съедобного. И пир начался! Уж они там и ели и пили, сил у узников бывших все прибавлялось и скоро их было не узнать.
А Илья убедившись, что все в порядке, потихоньку покинул дом и поехал назад, к камню путеводному. И написал «ходил направо ни одной девки стоящей нет не советую».
Подумал, подумал и, подчиняясь привычке богатырской все доводить до конца, поехал по дороге прямо.
В скором времени попался ему на дороге камень. Огромный преогромный и на нем написано: «Кто камень сей поднимет, богатым будет». Ну а чего ж не поднять. Взялся Илья покрепче, поднатужился, ноги по колено в землю ушли, и отбросил валун. А под камнем — казна великая, злата-серебра да камней самоцветных — видимо-невидимо.
— Ни фига себе заначка — удивленно сказал богатырь.
Однако, думать надо, что с богатством делать. Не оставлять же просто так лежать. Найдет кто, а халявное богатство до добра не доводит. Взял Илья мешки, которые у него были припасены на случай, если разбойника какого на царский суд доставить надо, или зверушку какую диковинную, набил их кладом найденным да поехал обратно к камню путеводному. Спешился возле камня и приписал возле указания»ходил нет там никакого богатства», подумал и приписал: «уже». Подумал еще немного и написал на камне крупными буквами: «ЗДЕСЬ БЫЛ ИЛЮША». Сел на коня своего верного и поехал в Киев.
Приехав в Киев повелел Илья на деньги найденные построить три йеркви да дом странноприимнй, чтобы калики перехожие не слонялись по улицам а могли бы отдохнуть по человечески перед странствиями дальними.
Вот таков он, богатырь настоящий, не о собственном благе печется, а о народе простом, русском.
А в следующий раз я вам чего еще расскажу
Время чтения: 7 мин.
Ездил Илья по чистому полю, защищал Русь от врагов с молодых лет до старости. Хорош был у старого добрый конь, его маленький Бурушка-Косматушка. Хвост у Бурушки трех саженей, грива до колен, а шерсть трех пядей. Он броду не искал, перевозу не ждал, одним скоком он реки перескакивал. Он старого Илью Муромца сотни раз от смерти спасал.
Не туман с моря подымается, не белые снега в поле белеются, едет Илья Муромец по русской степи. Забелелась его головушка, его кудрявая бородушка, затуманился его ясный взор.
— Ах ты, старость, ты, старость старая! Застала ты Илью в чистом поле, налетела черным вороном! Ах ты, молодость, молодость молодецкая! Улетела ты от меня ясным соколом!
Подъезжает Илья к трем дорожкам, на перекрестке камень лежит, а на том камне написано: «Кто вправо поедет — тому убитым быть, кто влево поедет — тому богатым быть, а кто прямо поедет — тому женатым быть».
Призадумался Илья Муромец:
— На что мне, старому, богатство? Нет у меня ни жены, ни деточек, некому цветное платье носить, не кому казну тратить. Поехать мне разве, где женатому быть? Да на что мне, старому, жениться? Молодую взять мне не годится, а старуху взять, так на печи лежать да кисель хлебать. Эта старость не для Ильи Муромца. Поеду-ка я по той дорожке, где убитому быть. Умру в чистом поле, как славный богатырь!
И поехал он по дороге, где убитому быть.
Только он отъехал три версты, напали на него сорок разбойников. Хотят его с коня стащить, хотят его ограбить, до смерти убить. А Илья головой качает, приговаривает:
— Эй вы, разбойнички, вам убить меня не за что и ограбить у меня нечего. Только и есть у меня кунья шубка в пятьсот рублей, соболиная шапка в три сотенки, да узда в пятьсот рублей, да седло черкасское в две тысячи. Ну, еще попона семи шелков, шита золотом да крупным жемчугом. Да меж ушами у Бурушки камень самоцвет. Он в осенние ночи как солнце горит, за три версты от него светло. Да еще, пожалуй, есть конь Бурушка — так ему во всем мире цены нет. Из-за этакой малости стоит ли старому голову рубить?!
Рассердился атаман разбойников:
— Это он над нами насмехается! Ах ты, старый черт, седой волк! Очень много ты разговариваешь! Гей, ребятушки, рубите ему голову!
Соскочил Илья с Бурушки-Косматушки, хватил шапку с седой головы да и стал шапкой помахивать: где махнет — там станет улица, отмахнется — переулочек.
За один взмах десять разбойников лежат, за второй — и двадцати на свете нет!
Взмолился атаман разбойников:
— Не побей нас всех, старый богатырь! Ты бери с нас золота, серебра, платье цветное, табуны коней, только нас живыми оставь!
Усмехнулся Илья Муромец:
— Кабы брал я со всех золотую казну, у меня были бы погреба полные. Кабы брал я цветное платье, за мной были бы горы высокие. Кабы брал я добрых коней, за мной гнали бы табуны великие.
Говорят ему разбойники:
— Одно красное солнце на белом свете — один на Руси такой богатырь Илья Муромец! Ты иди к нам, богатырь, в товарищи, будешь у нас атаманом!
— Ой, братцы разбойники, не пойду я к вам в товарищи, да и вы расходитесь по своим местам, по своим домам, к женам, к деткам, будет вам у дорог стоять, проливать кровь невинную!
Повернул коня и ускакал прочь Илья. Он вернулся к белому камню, стер старую надпись, новую написал: «Ездил в правую дорожку — убит не был!»
— Ну, поеду теперь, где женатому быть!
Как проехал Илья три версты, выехал на лесную поляну. Там стоят терема златоверхие, широко рас крыты ворота серебряные, на воротах петухи поют. Въехал Илья на широкий двор, выбежали к нему на встречу двенадцать девушек, среди них королевна-красавица.
— Добро пожаловать, русский богатырь, зайди в мой высокий терем, выпей сладкого вина, скушай хлеба-соли, жареной лебеди!
Взяла его королевична за руку, повела в терем, посадила за дубовый стол. Принесли Илье меду слад кого, вина заморского, жареных лебедушек, калачей крупитчатых… Напоила-накормила богатыря, стала его уговаривать:
— Ты устал с дороги, умаялся, ложись отдохни на кровать тесовую, на перину пуховую.
Повела королевична Илью в спальную горенку, а Илья идет и думает:
— Неспроста она со мной ласкова: что королевич- не простой казак, старый дедушка. Видно, что-то у нее задумано.
Видит Илья, что у стены стоит кровать точеная-золоченая, цветами расписана, догадался, что кровать с хитростью.
Схватил Илья королевичну и бросил на кровать к тесовой стене. Повернулась кровать, и открылся погреб каменный,- туда и свалилась королевична.
Рассердился Илья:
— Эй вы, слуги безымянные, несите мне ключи от погреба, а не то срублю вам головы!
— Ох, дедушка незнаемый, мы ключей и в глаза не видывали, а ходы в погреба покажем тебе.
Повели они Илью в подземелья глубокие; сыскал Илья двери погреба: они песками были засыпаны, дубами толстыми завалены. Илья пески руками раскопал, дубы ногами растолкал, открыл двери погреба. А там сидит сорок королей-королевичей, сорок царей-царевичей и сорок русских богатырей.
Вот зачем королевична зазывала в свои терема златоверхие!
Говорит Илья королям и богатырям:
— Вы идите, короли, по своим землям, а вы, богатыри, по своим местам и вспоминайте Илью Муромца. Кабы не я, сложили бы вы головы в глубоком погребе.
Вытащил Илья за косы на белый свет королевичну и срубил ей лукавую голову.
А потом вернулся Илья к белому камню, стер старую надпись, написал новую: «Прямо ездил — женатым не бывал».
— Ну, поеду теперь в дорожку, где богатому быть. Только отъехал он три версты, увидал большой камень в триста пудов. А на том камне написано: «Кому камень под силу свернуть, тому богатому быть».
Принатужился Илья, уперся ногами, по колена в землю ушел, поддал могучим плечом — свернул с места камень.
Открылся под камнем глубокий погреб — богатства несметные: и серебро, и золото, и крупный жемчуг, и яхонты!
Нагрузил Илья Бурушку дорогой казной и повез ee в Киев-град. Там построил три церкви каменные, чтобы было где от врагов спасаться, от огня отсидеться. Остальное серебро-золото, жемчуг роздал он вдовам, сиротам, не оставил себе ни полушечки.
Потом сел на Бурушку, поехал к белому камню, стер надпись старую, надписал надпись новую: «Влево ездил — богат не бывал».
Тут Илье навек слава и честь пошла, а наша быль до конца дошла.
-
March 31 2019, 07:53
- Эзотерика
- Общество
- Юмор
- Cancel
Илья Муромец на распутье. Сказочка
Илья Муромец уставился на огромный валун, выросший прямо на распутье и стал читать написанное на нём по слогам:
«Тут был Добрыня»
«Горыныч жжот!!!»
«На право пойдёшь — коня потеряешь». Муромец оглянулся, но не увидев никакого коня, облегчённо вздохнул. Дальше надпись гласила: «Налево пойдешь — голову потеряешь» — здесь богатырь почесал затылок и призадумался.
-Али заблудился, добрый молодец? — раздался из-за спины удалой голос.
Илья Муромец обернулся и обнаружил перед собой невысокого, но крепко сбитого молодца в милицейской форме.
Сержант Соловьев, Черниговская таможня, — козырнул молодец. Какова цель визита в славный град Чернигов?
-Землю русскую от нечести избавить!
-Понятно… еще один скинхед.
-Змея изловить трёхголового, да соловья-разбойника изувечить!
-Соловья, говоришь? Змея трёхголового, говоришь? Наркотиками, значит, балуемся… А ну-ка покажи документики, служивый. Так, так… Богатырь, говоришь, из Мурома? Декларировать что имеется? Не «чаво», а карманы, говорю, выверни. А что это за пакетик с травой сушеной? Приворотное зелье? Так и запишем — два килограмма марихуаны.
Также имеется агитационная литература в виде брошюр: «Киевская Русь для киевских русских», «Как правильно изрубить трёхголового змея — инструкция для чайников» и «Одна голова хорошо — а три плохо»… Также в наличии меч булатный, одна шутка; булава, одна штука; лук, колчан со стрелами, кольчуга… Разрешение на ношение оружия имеется? Я так и знал. Эх, придётся мне тебя, служивый, задержать до выяснения обстоятельств.
-Да пошёл ты к растакой матери, — буркнул Илья Муромец, развернулся и пошёл назад.
-Стоять! Назад пойдёшь — голову потеряешь! Голос сержанта зазвенел сталью и Муромец замер.
-Шаг в сторону считается побегом, прыжок на месте — провокацией.
Пара наручников защёлкнулась на богатырских запястьях.
-Мне бы змея надобно изловить… Землю русскую от нечисти… — бубнил Илья Муромец, уткнувшись лицом в дорожную пыль.
-От нечисти, говоришь, очистить? Ну это мы еще посмотрим — кто из нас нечисть! — С этими словами коренастый таможенник скинул фуражку, расправил плечи и засвистел во весь соловьиный свист.