Богатырская сказка что такое

Всероссийская конференция учащихся «ШАГИ В НАУКУ — КАЛУГА»

Секция: Литературоведение

Образы богатырей

в русских народных волшебных сказках

Автор работы: Леонов Кирилл

Класс: 3 «А»

Образовательное учреждение:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7″города Калуги.

Научные руководители:

Оксана Анатольевна Финашина,

учитель начальных классов,

Шутенко Наталия Владимировна,

педагог-психолог

Калуга, 2019

Введение

      Я очень люблю читать. Особенно сказки. Да и кто их не любит? Папы и мамы, бабушки и дедушки, взрослые уже люди, с удовольствием смотрят  мультики, в которых появляются из далёкого детства сказочные герои. В нашей школьной библиотеке я взял книгу, которая называлась «Фольклор народов России», посмотрел содержание и обнаружил,что существуют русские богатырские сказки. У меня возникли вопросы:

  • Что такое богатырская волшебная сказка?
  • Главные герои богатырских волшебных сказок. Чем они похожи друг на друга и чем отличаются?
  • Что или кто помогает главному герою одержать победу?
  • Чему учат богатырские волшебные сказки?

Поиск ответов на эти вопросы составили основу моего исследования.

Цель исследовательской работы: сравнение образов русских богатырей  в волшебных сказках.

Задачи исследовательской работы:

  • узнать из дополнительной литературы  определение слова «богатырская  волшебная сказка»
  • прочитать волшебные сказки и проанализировать главных героев  по следующим критериям: рост, сила, происхождение, характер, богатырский конь, противники, невеста, путь, помощники.
  • сделать выводы о значении богатырских волшебных сказок
  • составить презентацию «Образы богатырей в русских народных волшебных сказках» для использования на внеклассных занятиях по литературному чтению.

        Актуальность: русская народная сказка (в том числе и богатырская волшебная сказка) – это память народа, важная составная часть культуры народа. Каждый человек должен знать и уважать древнюю культуру своего народа. Каждая сказка – это какая – то новая сторона большой души народа и русского характера.  Но  «сказка раскрывает свои сокровища только при широком сопоставительном изучении каждого из сюжетов.» В.Я.Пропп.

        Примечание. Для сравнения образов богатырей были выбраны русские волшебные народные сказки, в которых главные герои вступают в битву с противниками — силами зла. При этом, при выборе русских сказок, не учитывали былинные сказки.

Основная часть.

         Глава I. Что такое богатырская волшебная сказка?

           Прежде, чем начать исследование, нужно тщательно изучить его объект. Поэтому я решил выяснить, что такое богатырская волшебная сказка?

            За толкованием слова  я обратился к различным словарям и справочникам, но четкого определения я не нашел, даже в справочнике литературоведческих терминов. Дается лишь определение слову «сказка».

        1)  В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова следующее объяснение:  «Сказка – 1. Повествовательное, обычно народно-поэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. 2. Выдумка, неправда, ложь (разг.)»

        2) В книге для чтения «Маленькая дверь в большой мир» в кратком словарике литературоведческих терминов дано следующее значение: «Сказка –  произведение устной народной словесности. Это повествование о вымышленных и невероятных событиях»

        3) Из «Большого толкового словаря современного русского языка» Д.Н.Ушакова я узнал следующее: «Сказка – повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях».

        4) «Большой Российский Энциклопедический Словарь» так трактует это понятие: «Сказка –  один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел»

        И лишь в одном из самых первых словарей, словаре В.И. Даля, о сказке говорится так: «Сказка, вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть,сказание. Есть сказки богатырские, житейские, балагурные.«

    В результате изучения данных определений, я  сделал вывод:

         «Богатырская волшебная сказка»- это один из видов  повествовательных, обычно народно-поэтических, произведений о вымышленных лицах (богатырях), преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

        У слова «Сказка» есть множество друзей. О них можно узнать в «Словаре синонимов». Это слова:  предание, басня, легенда, поверье, миф, притча, вымысел, былина, сага, байка, побасенка, небылица, небыль. Слова-синонимы отличаются друг от друга. Они означают различные виды вымышленных устных и письменных историй. Например, «СКАЗАНИЕ», «БЫЛИНА» и «МИФ» — рассказы исторического и легендарного характера. «САГА» — героическое произведение Древней Скандинавии, а «БАЙКА» и «ПОБАСЕНКА» — короткие шуточные истории, выдумка.

Глава 2. Кто такой богатырь?

        В словаре В.И. Даля:

        БОГАТЫРЬ — муж. , человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин. Сказочные богатыри, великаны, побивающие одним махом десятки врагов и разные чудища.

Из церковно-славянской азбуки

        БОГАТЫРЬ

        Б- БУКИ(буквы)

Из букв складываются слова. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». (Иоан 1:1). Следовательно слово БОГ,

        Г-ГЛАГОЛЬ

Эта буква подразумевает одновременно и СЛОВО,  и  ДЕЛО: «Говори и делай»

        Т-ТВЕРДО

Эта буква несет в себе образ крепкого, прочного, надежного предмета или убежденного, наполненного внутренней силой человека

        Р-РЦЫ

Обозначает «Говори» и «Скажи»

        Поэтому богатырь-человек, наполненный внутренней силой, убежденно говорящий и делающий все во имя Бога.

        Вывод: богатырь — человек, наполненный внутренней силой и физической силой, убежденно говорящий и делающий все во имя Бога.

Глава 3. История появления богатырских волшебных сказок

        В древние времена, когда сказка только зародилась ( а самые древние сказки появились вместе с древнейшими мифами ) сказки не были предназначены для детей, их рассказывали тем, кто вступал  во взрослую жизнь, проходил  обряд посвящения во взрослые.  Сказка была очень серьезным делом.

        Сказки бывают разные. Самые древние – сказки о животных. Когда –то люди верили , что каждый род произошел от определенного животного. Такое животное называлось  тотемом. Тотем объявлялся покровителем рода: его нужно было почитать (род воронов, род чёрных лебедей, род медведей). Первобытный человек жил в страхе перед тотемным животным, в роли которого мог быть не только медведь, но и мышь.

        Однако постепенно человек освобождался от страха , и  на смену ему приходил смех. Животные наделялись постоянными качествами. Получалось, что изображались животные, а высмеивались пороки людей – жадность, глупость, лень.

        Сказка сохранила следы очень многих обрядов и обычаев: многие мотивы только через сопоставление с обрядами получают свое объяснение. Так, например, в сказке «Крошечка-Хаврошечка» рассказывается, что девушка закапывает кости коровы в саду и поливает их водой . Такой обычай или обряд действительно имелся. Кости животных почему-то не съедались и не уничтожались, а закапывались. В волшебных сказках нашли отражение разные стороны жизни первобытного человека, его верований и обрядов и, в частности, посвящения мальчиков в охотники, и в воины. Обряд этот был очень важным событием для каждого члена племени.
Становясь полноправными членами рода, племени, мальчики должны были доказать, что они усвоили опыт, мудрость старших, что они способны перенести любые тяготы.  Тайными тропами, иногда даже с завязанными глазами, их отправляли в лес, в особую мужскую хижину, в которую не имели права пройти посторонние, и там подвергали испытаниям, порой мучительным.
        Иногда  только из сказки ученые и могут получить знания о каком-либо обряде, бытовавшем в древности.

        Глава 4. Общая характеристика богатыря в волшебной русской сказке.

        Из прочитанных сказок были выбраны главные герои – богатыри, которые сравнивались по следующим критериям: рост, сила, происхождение, характер, богатырский конь, противники, невеста, путь, помощники. Результаты сравнения я заносил в таблицу.

Богатырь, сказка

Рост

Сила.

Происхождение

Характер

Богатырский конь.

Невеста

Путь

Помощники

Враги

Иван Быкович «Три царства»

Растет не по дням, а по часам; как хорошее тесто на опаре поднимается, так и он вверх тянется

Железную палку в пятьдесят пудов, которую  никто за один край приподнять не может, между пальцами повертывает, словно перо гусиное.

Боевой палицей размахнулся — три головы, как кочки снес, а в третий и остальные срубил

От златопёрого ёрша, сын коровы

Вынул червонец и подает старухе, щедрый, работоспособный (3 ночи не спал), бесстрашный, находчивый, ловкий, умный, товарищ

Конь богатырский со сбруей ратной

Царица — золотые кудри

Чужедальняя сторона,

на реку Смородину, на калиновый мост

Баба-Яга костяная нога, 5 стариков в лодках(один-хлеб ест, другой-вино, пиво пьет, третий-умеет в бане париться, четвертый-звездочёт, пятый-умеет ершом плавать)

Чудо-юдо

шестиглавое, девятиглавое, двенадцатиглавое с огненным пальцем

(в последнем бою срубил 18 голов).

Чудо -юдовы-жены

Ведьма- старуха и ее муж старик- родители чудо-юда

Иван -Медвежье ушко

Растет не по дням,а по часам. Этот сын растет, как с воды идет 

Иван какого схватит за ногу или за руку, так тот без нее и останется

От попадьи и медведя

Ум, хитрость, проворность, умеющий прощать

нет

Дочь старика из подземного царства

Подземное царство

Птица Ногай

Старичок с ноготок, бородка с локоток.

Змей

Иван —  крестьянский сын

«Иван-крестьянский сын и чудо -юдо»

Третий ребенок в семье

С одного взмаха сшиб 3 головы у чудо-юда

Крестьянская семья

Добрый, находчивый, смелый, умный

Богатырский конь

На реку Смородину, на калиновый мост.

Старик и старуха

Чудо — юдо и его жены и мать (змеиха)

Выводы: (общая характеристика богатыря в волшебной сказке)

1. Богатырей можно разделить на два типа: богатыри, имеющие человеческое происхождение, то есть родившиеся от родителей и богатыри, появившиеся на свет при помощи чуда. (от золотой рыбы или медведя). Богатырь всегда получает прозвище, связанное с его происхождением. 

2. Богатыри, появившиеся на свет чудесным образом  растут удивительно быстро и имеют огромную, недюжинную силу. Появившись на свет, Иван сразу же встает на ноги, растет не по дням, а по часам. В играх со сверстниками проявляется его богатырская сила: он всегда побеждает.  Пpоисходит состязание богатыpей в забpасывании палиц (меча, стpелы). Вес палицы опpеделяется в 9, 24 и 40 пyдов. Забpасывают палицы за 12 – 20 веpст. Иногда стpеляют из лyка. Стpела богатыря летит до местожительства Змея. Оpyжие для богатыpей часто заказывает цаpь.

3. Отправляясь в путь, богатыри выбирают коней под стать себе. Конь является первым другом и помощником. Он свистит богатыpским посвистом, и весь табyн коней падает на колени, кpоме одного коня, котоpого он и отдает одномy из спутников. Себе он беpет коня, yстоявшего после тpех молодецких посвистов.

4. Путь богатырей – долгий и далекий. В волшебных сказках есть и нерусские государства. Они находятся за морем и называются заморскими. Наличие таких выражений: «какой ты земли?», «седок чужестранный», «ездили по другим землям», «захотелось ему на святую Русь», «русским духом пахнет», «русского духу не слыхивала» так же свидетельствуют о наличии нерусских государств.

5. Сражаются богатыри с силами зла. Воплощениями зла в русских сказках являются многоголовые чудища – змеи. В тех сказках, где действие происходит на мосту, Змей – всегда всадник. Когда он едет, «земля дрожит, мост дребезжит, вода ходуном ходит»; «земля стонет, лес вянет, с дуба листья валются – ужас шибко едет!»  В сказках конный Змей и его передвижение описаны так, как обычно описывается движение больших масс степной конницы.

6. Богатыри, находясь в пути, встречают прекрасных девушек и освобождают их от чудищ. После освобождения женятся на них.

7. Богатырям помогают волшебные предметы, животные и сказочные существа или люди. Волшебные предметы, которые получает герой  –живую и мёртвую воду, мягкий ковёр, который «огнём спалит», яблоня с яблоками, которые «разорвут на части».  Получив волшебные средства, он теперь знает, куда идти, и знает, как справиться с противником. 
8. Главные герои — молодые люди, внешность которых не описывается.

9. По характеру богатыри добрые, справедливые, бескорыстные, честные и умеющие прощать.

10. В волшебной  богатырской сказке всё утраивается: у родителей три сына, трижды происходит бой со змеем, у трёх змеев по 6, 9, 12 голов

11. Баба – яга – страж границы, охраняющая вход в волшебный мир. В сказке «Иван – крестьянский сын и чудо – юдо» на границе, за пределами которой тёмный лес и тридесятое царство — старая старуха. Это она подвергает героя испытаниям, указывает ему дорогу, дарит волшебное средство.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
         В ходе самого исследования я нашел ответы на многие вопросы.  Я прочитал много богатырских волшебных сказок.  По прочитанным сказкам я составил общую характеристику сказочного богатыря. Но главное, что я понял:

Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась…

Асадов Э. А. — «Россия начиналась не с меча»

Богатыри русских волшебных сказок обладают не только недюжинной физической, но и могучей духовной силой. Они терпеливы, борются против сил зла и за справедливость.

Библиография

  1. Бердников Г.П. Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М.: Педагогика. – 1987. – 416 с.
  2. Библиотека русского фольклора: в 3 т./Составитель  Круглов Ю.Г. – М.: Советская Россия, 1988. – Т. 2. – 544 с.
  3. Большой Российский Энциклопедический Словарь/ Гл.ред. Прохоров А.М. – 3-е изд. –  М.: Энциклопедия,  – 1985. – 1600 с.
  4. Господарев Ф.П. Сказки/Гл. ред. Азадовский М.К. – Петрозаводск, 1941. – 656 с.
  5. Даль В.И.  Толковый Словарь живого великорусского языка/ Сост. Шахматова Н.В.  – С.-Петербург: ИД ВЕСЬ, – 2004. –  736 с.
  6. Ожегов С.И.  Словарь русского языка/ Под. ред. Шведовой Н.Ю. – М.: Русский язык, –  1985. – 797 с.
  7. Русские народные сказки/ Серия: Лучшие сказки мира. Сост. Аникин В.П.  –  М.: Пресса, 1992. – 560 с.
  8. Трубецкой Е.Н. Иное царство и его искатели в русской народной сказке. – М.: Канон, 1997. – 478 с.
  9. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка/Гл. ред. Семенец Ю.И. –  М.: Альта-Принт, 2007. – 1239 с.
  10. Фольклор народов России. В 2 томах. Том 2 , «ДРОФА» , 2014

Приложение

C:UsersuserDesktopivan-bogatyr.jpg

Что такое былина и какие бывают былины

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. С героями былин, легендарными богатырями, могучими чудовищами и доблестными князьями, мы знакомимся за школьной партой.

Образы русских воинов, то ли правда существовавших в былые времена на Святой Руси, то ли созданных воображением наших предков, прочно остаются в сердце и памяти, становятся национальными символами.

Былина про богатырей

Кем же были первые авторы древних поэтических сказаний? Что такое былина? И, наконец, какие бывают былины? Поищем ответы на эти вопросы вместе.

Былина — это жанр фольклора

Былина – это жанр фольклора, изначально устная героико-историческая песнь, сочетающая установку на достоверность с элементами народной фантазии.

Первые образцы жанра, которые, по мнению исследователей, относятся к эпохе создания и становления древнерусского государства (ХI-XIII века), существовали в качестве песен, исполнявшихся под аккомпанемент щипковых инструментов (гуслей) и передававшихся из уст в уста.

Сказители былин

Так как сюжеты былин касались исторических фигур и реальных событий, предметом повествования становилось прошлое, ведь вывод о чём-либо можно сделать лишь тогда, когда оно прошло, завершилось. Вот почему подобные песни изначально назывались старинами.

Термин «былина» вошёл в обиход в 1839 году, когда фольклорист и этнограф И. П. Сахаров приступил к изучению этого самобытного жанра.

В книге «Сказания русского народа» собиратель представил эпические песни о подвигах богатырей и поляниц (женщинах-богатыршах), о княжеской дружине князя Владимира в стольном граде Киеве, о Соловье-Разбойнике и Змее Тугарине.

Соловей разбойник

Традиция записи былин, начатая в XIX веке, перешагнула в XX столетие и закончилась экспедициями в Онежский край, где была обнаружена последняя сказительница Марья Дмитриевна Кривополенова. С её слов было записано несколько десятков ранее не зафиксированных текстов. На этом история собирания былин закончилась.

Какие бывают былины

В фольклористике былины традиционно делят на 3 группы:

  1. Богатырские (героические);
  2. Социально-бытовые;
  3. Сказочные.

Героические былины бывают двух типов:

  1. Более архаические, повествующие о «старших» богатырях (былина «Святогор», сказание о Микуле Селяниновиче).
  2. И относящиеся к периоду расцвета Киевской Руси былины основного цикла с «младшими» богатырями: Ильёй Муромцем, Добрыней Никитичем и Алёшей Поповичем.

К социально-бытовым можно отнести былину «Садко».

Хвастливого гусляра перестают звать на пиры. Садко уходит на берег Ильмень-озера, где в одиночестве играет на гуслях. Игра приходится по нраву Морскому Царю, который заключает с музыкантом сделку.

Садко богатеет, становится первым купцом и хвалится, что скупит весь новгородский товар. Но это ему не удаётся. Однажды Садко попадает в сильную бурю и понимает, что Морской Царь требует его в жертву.

Былина Садко

Под водой Садко играет на гуслях, отчего водяной пляшет так, что дрожит земля. По людским молитвам, Никола Можайский спасает Садко. Гусляр просыпается в родном Новгороде и мирно доживает свой век, строя храмы и помогая бедным.

Сказочные былинные тексты сочетают черты сказки (наличие волшебных персонажей, троекратность испытаний) и образы былинных героев.

Герои русских былин

Подобно циклу воинских преданий европейского средневековья, в которых повествуется о подвигах рыцарей Круглого стола и короле Артуре, в русском героическом эпосе прославляются могучие защитники родной земли.

Их король Артур – это киевский князь Владимир Красно Солнышко, собирающий в своей дружине весь цвет воинства. Самые популярные богатыри, обессмерченные художником В. Васнецовым: Илья из-под города Мурома села Карачарова, Добрыня, родившийся по разным версиям то ли в Искоростени, то ли в Рязани, и сын ростовского священника Алёша (Олёша).

Три богатыря

Также известны киевские герои: Михайло Потык, Ставр Годинович и Чурило Пленкович. Сохранились предания (что это такое?) и о славных новгородцах: купце Садко и силаче Василии Буслаеве.

Не менее интересны истории о поляницах (женщинах-богатыршах). Например, Добрыня находит свою жену в бою. В конце поединка, когда соперники по воинскому обычаю должны снять забрала и показать лица, воин понимает, что бился с женщиной.

Прекрасной воительницей оказывается Настасья Микулишна – дочь богатыря Микулы Селяниновича. С Настасьей связан любопытный сюжетный поворот. Отлучившись в очередной поход на целых 12 лет, Добрыня оставляет молодую жену одну.

В это время Алёша Попович приезжает к ней и сообщает, что видел друга погибшим, после чего предлагает прекрасной «вдове» руку и сердце. Та соглашается, но Добрыня возвращается и вовремя разоблачает их. Он задаёт Алёше трёпку. Примирить их удаётся Илье.

Подвиги былинных героев

Но главное в воинских песнях – не любовные коллизии (это как?), а ратные подвиги. Чем же прославился каждый из народных героев?

Среди былин об Илье Муромце самой популярной стало сказание «Илья Муромец и Соловей-разбойник», которое рассказывает о расправе с легендарным свистуном. Выколов ему глаз стрелой, Илья привязывает пойманного разбойника к седлу и привозит прямо в Киев на показ князю.

Тот сомневается, действительно ли перед ним Соловей, и Муромец приказывает пленнику засвистеть вполсилы. От свиста гнутся церковные маковки – и Владимир велит расправиться со злодеем. В чистом поле Илейка срубает Соловью голову.

Былина «Святогор» тоже связана с Ильёй. Старший богатырь, сидящий во Святых Горах, хранит силу земли. Он ловит Муромца и сажает в свой карман, где носит его два дня. Признав, что Святогор сильней, Илья завоёвывает его благосклонность. Богатыри обмениваются крестами, братаются, клянутся вместе беречь землю русскую.

Былины о Святогоре

Однажды они находят в горах белый гроб и по очереди ложатся в него. Для Ильи гроб велик, а вот Святогору – по росту. Великан просит накрыть его дубовыми досками. Муромец делает по сказанному, а вот поднять их уже не могут ни тот, ни другой. Святогор понимает, что ему пора уходить, и передаёт свою силу Илье.

Второй по популярности герой народного эпоса – Добрыня Никитич. Былины о Добрыне Никитиче сообщают, что главный его соперник – Змей Горыныч. Припадая к земле, богатырь всякий раз набирает силу и одерживает победу в тот самый миг, когда кажется, что чудище уже не умертвить.

Былины о Добрыне Никитиче

У былинного змееборца любопытные характеристики: его величают умным, хитрым. Именно Добрыню, да ещё богатыря Дуная князь выбирает в сваты, когда хочет просить руки королевны ляхов Апракси.

Алёша Попович знаменит поединком с Тугарином. Тугарин – татарский военачальник Тугархан.

Алёша Попович убивает Тугархана

Предание рассказывает, как Попович убивает Тугархана под стенами Киева, вызвав его на поединок прямо из-за княжеского стола. От вражеского войска не остаётся ничего, а от награды витязь отказывается.

Краткое резюме

Учёные находят в летописях почти всех героев песенного народного эпоса, что подтверждает факт их существования. Несокрушимые русские воины напоминают нам о воинской славе и ратных подвигах предков.

Былины о русских богатырях – лучшее чтение для будущих защитников Отечества.

Знаете ли вы что такое былина? И чем она отличается от сказки?

Былина — героический эпос русского народа, речь в нем о великих героях-богатырях древности.
А слово «эпический» происходит из греческого языка и означает «повествование», «рассказ».
В далёкие-далёкие времена, когда люди ещё совсем не умели писать, одна у них была надежда на память да на устное слово.   Поэтому былины не читали, а сказывали — пели. Во время пения подыгрывали себе на гуслях. Исполнители былин назывались сказителями.

Немногие умели сказывать былины. Сказителей почитали и выражали им всяческое уважение.
Исполнение былин постепенно стало искусством. Появились люди талантливые, памятливые — которые пели, рассказывали былины на княжеских пирах, и на площадях городов, и в крестьянских избах. Певцы-сказители хранили в памяти десятки и сотни былин. От певца к певцу переходили эти предания, и каждый вносил что-то своё, расцвечивал и украшал былину.

Имена четверых сказителей, оставивших наибольший след в истории русской литературы:
— Талантливый сказитель Боян — имя его происходит от старинного слова «баять» — рассказывать.
«Слово о полку Игореве» — замечательнейшее произведение, с которого и начинается история отечественной светской литературы;
— Старые нянюшки по вечерам в детской рассказывали барчатам сказки да были.

Не было бы Арины Родионовны — был бы Пушкин, да тот ли, кого мы все знаем и любим с самого раннего детства?
А уж в крестьянской среде без сказок, былин, преданий не вырастал ни один ребёнок;

— Самый знаменитый сказитель Трофим Григорьевич Рябинин жил на Кижах, в деревне Серёдка.
Когда он в Петербург приехал, с него даже художник Репин портрет написал.
А композитор Мусоргский один из его мотивов использовал в опере «Борис Годунов».
Много стихов знал Рябинин. 6000 стихов, то есть стихотворных строчек, записали учёные с его голоса.
Про Илью Муромца да Добрыню Никитича. Про Садко, богатого гостя новгородского да про Дюка Степановича, молодого заморского боярина-заезжего хвастуна. Трофим Григорьевич знал очень много, да к старости много чего забылось;

— Была известная сказительница бабушка Кривополенова с Пинеги, её художник Павел Корин на картине изобразил.
Мария Дмитриевна с большим талантом исполняла старинные былины, слышанные ею от деда.
Её концерты имели огромный успех в начале XX века в Петербурге, Твери, на Украине.
Побывавший на одном из таких концертов Борис Пастернак очень высоко оценил мастерство народной сказительницы Марии Кривополеновой.

Всегда хранителями памяти рода были самые старшие, ведь именно они передавали из поколения в поколение всё, что происходило с их предками.
В  древних жилищах долгими зимними вечерами возле костра, когда мужчины чинили сети, а женщины в глиняных котлах варили рыбу и мясо мамонта, ребятишки собирались возле старейшины и он вёл протяжный рассказ. С горящими глазами слушали дети о подвигах охотников, одолевших медведя, или воинов, защитивших свой род от коварных соседей.  От рассказчика к рассказчику герои этих событий становились всё более могучими и храбрыми.
И точно также много веков, а может, и тысячелетий спустя в русских избах собирались дети и взрослые и слушали стариков. А они вспоминали о героях — хранителях родной земли, о былинных богатырях.
И эти сказания не стали сказками, а остались былинами: в них была большая правда о былом, о том, что на самом деле было.

Былины — рассказы о подвигах прославленных богатырей. Некоторые из них вам уже знакомы: Илья Муромец, победивший Соловья-Разбойника; Добрыня Никитич, сражавшийся со Змеем; купец и гусляр Садко, плававший по морю на своем прекрасном корабле и побывавший в подводном царстве.
Кроме них, существуют истории о Василии Буслаевиче, Святогоре, Михайло Потыке и других, которые дошли до наших дней.

Самое удивительное, богатыри — не вымышленные персонажи. Ученые считают, что многие из них жили на самом деле, только много столетий назад.
Представьте себе: в 9-12 веках не существовало государства Россия, а была так называемая Киевская Русь.
Жили на ее территории различные славянские народы, а столицей был город Киев, в котором правил великий князь.
В былинах богатыри часто ездят в Киев на служение князю Владимиру:так, Добрыня спас от страшного Змея княжескую племянницу Забаву Путятичну, Илья Муромец защитил столичный град и самого Владимира от Идолища Поганого, Добрыня с Дунаем ездили сватать невесту для князя.
Времена были неспокойные, множество врагов из соседних земель совершали набеги на Русь, поэтому богатырям скучать не приходилось.

Известный по былинам Илья Муромец был воином, жившим в 12 веке. Он носил прозвище Чоботок(Сапожок), потому что однажды сумел отбиться от врагов с помощью этой обуви. Много лет он сражался с врагами и прославлял себя ратными подвигами, но с возрастом, устав от ранений и битв, стал монахом в Феодосиевом монастыре, в наше время называется Киево-Печерская лавра. Сегодня, приехав в город Киев, вы можете увидеть могилу преподобного Ильи Муромца в знаменитых пещерах лавры.

Алеша Попович и Добрыня Никитич были известными на Руси богатырями, упоминания о которых сохранились в древних документах — летописях.
В русских былинах присутствуют и женщины-богатырши, они называются старинным словом Поленица. С одной из них сражался Дунай. Удалью и находчивостью отличалась супруга Ставра Годиновича, которая сумела обвести самого князя Владимира и вызволить своего мужа из темницы.

Былины на протяжении многих веков и поколений не записывались, а передавались из уст в уста сказителями.В отличие от сказок они не  рассказывались, а пелись.
В селах древней Руси, превратившейся   со временем в Российское государство, крестьяне, занимаясь работой (шитьем или плетением сетей), чтобы при этом не скучать, напевали истории о богатырских подвигах. Сын и дочь учили эти напевы от родителей, затем передавали своим детям. Так слава и подвиги людей, живших столетия назад, сохранялась в памяти народа.

Только представьте себе: в начале 20 века — в эпоху, когда в крупных городах уже существовали поезда и кинематограф, в далеком северном селе, на краю света, старый крестьянин,
как и его отцы и деды напевал былины, прославлявшие богатыря Добрыню — дядю князя Владимира и славного воина древней Руси!!
Добрыню и этого крестьянина разделяли многие века и огромное расстояние, а слава богатыря преодолела эти преграды.

Былины — древние сказания, которые дошли до наших дней. Они звучат  необычно для нас, в них много слов, которые мы не употребляем и слова эти устаревшие.
Люди верили, что события эти не выдуманные, а действительные, только очень давние.
Былины рассказывали о подвигах богатырей — могучих и бесстрашных воинов, обладающих огромной силой.
Они разъезжают в чистом поле на богатырских конях. Кони у богатырей тоже не простые: они умеют чуять опасность и разговаривать.

Если два богатыря повстречаются, они меряются друг с другом силой: это их богатырские забавы. И тогда земля трясется, будто столкнулись две горы. Но когда родной земле грозит опасность, богатыри отправляются на битву с врагом. Как бы ни был силен враг, какие бы несметные полчища ни привел с собой, богатыри неизменно побеждают в бою.

Многие художники обращались к написанию богатырей, но лучше всего показал богатырей  художник Виктор Васнецов.
Он нарисовал картину, которая называется «Богатырская застава». Застава — это граница, место на дороге, на котором стоит специальный знак: «Здесь начинается чужая территория. Въезжать без разрешения нельзя». Вот такую заставу и охраняют три богатыря — Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович.
Другая картина называется «Витязь на распутье». К большому камню подъехал богатырь и думает, в какую сторону ему повернуть.
Куда ни повернешь, везде поджидают его несчастья. Вот и понурился он, задумался. Как бы ни сложилась его судьба, назад он не повернет, а поедет ей навстречу. На то он и богатырь.

*** Если вы хотите еще больше узнать о богатырях Великой Руси, обратитесь к художественному слову — сказкам, былинам.

  • Богатство и выразительность языка сказок
  • Богатое поместье троекурова и обедневшее дворянское имение дубровского сочинение
  • Богата россия народными промыслами сочинение
  • Богаж или багаж как пишется слово правильно
  • Бог тот в древнем египте рассказ