Работа над былинным эпитетом в начальных
классах
Словарная работа в ходе анализа текста
предполагает наблюдение за изобразитель- но-выразительными средствами языка
про- изведения. При выборе методических прие- мов для работы на уроке над
фольклорными произведениями учитель должен руковод- ствоваться жанровой
природой текста, осо- бенностями художественных средств языка. Работа над
языком былины на уроках лите- ратурного чтения актуальна для раскрытия ее
жанровых особенностей и идейно-худо- жественного смысла, а также должна орга-
нично вплетаться в систему анализа текста, подчеркивая его идейное содержание.
На- личие эпитетов, сравнений, фольклорных формул, свойственных языку
традицион- ных текстов, позволяет школьнику не толь- ко определять изучаемый жанр,
но и способ- ствует развитию его ассоциативного мыш- ления, творческого
воображения.
Остановимся подробнее на специфике изучения
эпитета в процессе анализа бы- линного текста на уроках литературного чтения. В
былине представлены эпитеты, относящиеся к конкретным понятиям и предметам,
явлениям природы, действую- щим лицам.
Задание 1. На этапе анализа былины учащимся
предлагается найти эпитеты, вы- яснить их значение и роль в тексте (учеб- ник
М.В. Головановой, В.Г. Горецкого, Л.Ф. Климановой «Родная речь») [1, 2]1.
1.1. Эпитеты, характеризующие действу-
ющих лиц былины.
— Найдите в тексте былины определе-
ния к словам: молодец — (добрый), бога- тырь — (сильный, могучий, храбрый,
славно- русский, старший), витязь — (молодой, сильный), Батый — (поганый, лихой),
Свя- тогор — (русский, могучий), Добрыня Ники- тич — (молоденький,
молодешенький, ласко- вый, обходительный), Садко — (богатый, новгородский),
Владимир — (Красно Сол- нышко, стольнокиевской), жена — (верная), матушка —
(родна), вдова — (честная), де- вица — (красивая, приветливая, угодливая,
ласковая, красная).
Как вы понимаете значение сочетания слов
добрый молодец, верная жена, чест- ная вдова, сильный богатырь, славнорус-
ский богатырь, Садко, купец богатый нов- городский и т.д.? Как выявленные
опреде- ления характеризуют действующих лиц былины? В каких эпизодах былины
встре-
1 В квадратных скобках указан номер работы из
списка «Использованная литература». — Ред.
28
чаются сочетания слов добрый молодец, честная
вдова, славнорусский богатырь, Владимир Красно Солнышко, поганый Ба- тый?
Прочитайте понравившиеся эпизо- ды былины. Какие эпитеты, характеризую- щие
действующих лиц былины, являются общефольклорными?
Кого называют богатырем? Как характе- ризуется
богатырь в былине (внешность, богатырские качества, поступки)? («В пле- чах
широк, тонок в поясе, брови черные, со- болиные, глаза зоркие, соколиные, кудри
ру- сые, с лица бел да румян, ноги резвые; сила непомерная, ухватки
богатырские; сильный, храбрый, могучий; ласковый, обходитель- ный, добрый».)
Кто такой Батый? Каким он представлен в былине? Знаете ли вы что- нибудь о
монголо-татарском нашествии на Русь? Расскажите.
1.2. Эпитеты, относящиеся к предметам
воинского снаряжения, оружия.
— Найдите в тексте былины определения к
словам: стрела — (каленая), палица — (тя- желая, булатная), латы —
(богатыр- ские), нож — (булатный), лук — (тугой, бо- гатырский), копье —
(долгомерное), стре- мя — (булатное), шелепуга — (подорожная). Что обозначают
эти определения? (Эпи- теты указывают на: материал: «булатный нож, стремя
булатное»; главную функцию, т.е. для чего служат «латы богатырские»; особый
способ изготовления: «калена стре- ла»; вес: «палица тяжелая»; размер: «копье
долгомерное»).
В каких эпизодах былины встречаются сочетания
слов булатный нож, калена стрела, палица тяжелая? Как предметы во- инского
снаряжения помогают богатырю? Прочитайте отрывки из былины.
1.3. Эпитеты, относящиеся к предметам
одежды, обуви.
— Найдите в тексте былины определе- ния к
словам: одежда (одежа) — (дорож- ная), рубашечка — (тоненькая, полотня- ная),
шуба — (кунья), шляпа — (пуховая), платок — (шелковый), чеботы — (зелен
сафьян).
Что обозначают выявленные определе- ния?
(Эпитеты указывают на: материал, из которого предметы изготовлены: «кунья шуба
(из меха куницы), рубашечка полот- няная, платок шелковый»; цвет материала:
«чеботы зелен сафьян»; качество материала:
«рубашечка тоненькая»; главную функ- цию:
«одежа дорожная»). В каких эпизодах былины встречаются сочетания слов то-
ненькая полотняная рубашечка, одежа до- рожная? Прочитайте отрывки из былины.
1.4. Эпитеты, относящиеся к конкрет-
ным понятиям и предметам, явлениям при- роды.
— Найдите в тексте былины
определения к словам: поле — (чистое), земля — (киев- ская), гора — (дальняя,
Сорочинская), город Муром, Киев-град — (славный), пещеры, но- ры — (змеиные),
палаты — (белокаменные), двор — (широкий, просторный), конюшня — (стоялая),
дорога — (прямоезжая).
Как вы понимаете сочетания слов поле чистое,
гора дальняя, Сорочинская, земля киевская? В каких эпизодах былины встре-
чаются эти определения слов? Прочитайте понравившиеся отрывки из былины. Как
сочетания поле чистое, гора дальняя, Соро- чинская, славный Киев-град
характеризуют путь богатыря? Что происходит с героем былины в чистом поле, в
славном Киеве- граде?
Задание 2. Учащимся читаются отрыв-
ки из известных им былин. Они должны са-
мостоятельно вставить эпитеты и сравнить полученный текст с данным: «Посреди
по- ля … (чистого), // На закате … (красна) сол- нышка, // На восходе …
(ясна) месяца // На заставу … (богатырскую) // Собирались на походный совет
// … (славнорусские) бо- гатыри» («Ильины три поездочки»); «Рас- тет Добрыня,
в плечах … (широк), … (тонок) в поясе, брови … (черные) вразлет, …
(собо- линые), глаза … (зоркие, соколиные), кудри … (русые) вьются
кольцами» («Добрыня Ни- китич»); «Стал Добрыня Никитич на … (добром) коне в
… (чисто) поле поезживать да … (малых) змеенышей … (резвым) конем
потаптывать», «… (Молоденький) Добрыня Никитич своей матушки не послушался»
(«Добрыня и змей»); «Быть тебе … (стар- шим) над всеми богатырями …
(русскими)»,
«Признали его самым … (сильным), самым
… (храбрым) из богатырей земли … (киев-
ской)» («Исцеление Ильи Муромца»).
Учащимся можно предложить вопросы, которые
способствуют пониманию жанро- вой природы былинного текста.
— Вспомните, что такое былина. Как
ее раньше исполняли?
О чем повествуют былины? Приведите примеры
прочитанных былин.
Кого называют богатырем? Назовите имена героев
прочитанных былин. С кем вступают в бой Добрыня Никитич и Илья Муромец? («Стал
Добрыня Никитич на добром коне в чисто поле поезживать да малых змеенышей резвым
конем потап- тывать». «Повалился Соловей с дуба на землю. Пристегнул его Илья
Муромец к своему стремени булатному и дальше по- ехал».)
Назовите помощников богатырей. (У Добрыни
Никитича — добрый конь, паро- бок (оруженосец), у Ильи Муромца — бо- гатырский
конь, калики перехожие.)
Какие эпитеты показывают четкое про-
тивопоставление персонажей сражающих- ся сторон? (Былина «Илья Муромец и Со-
ловей-разбойник»: «славный Киев-град, добрый молодец» — «рассказ страшный, крик
звериный»; былина «Ильины три поез- дочки»: «славнорусские богатыри, добрый
молодец, светлый месяц, русский право- славный закон» — «туча черная, люди чер-
ные, псы ночные, поганый закон». С одной стороны, славные города и вся земля
свято- русская — воплощение света, чистоты и славы, а с другой — черные силы
противни- ка — воплощение всего отрицательного, не- навистного человеку.)
Как описываются внешность и богатыр- ские
качества героя? Как вы понимаете со- четания слов молоденький Добрыня Ники- тич
и старший Илья Муромец? (В былине сочетание старший богатырь имеет значе- ние
главный среди русских богатырей. Илье Муромцу как главному, самому опытному
принадлежит во всех ситуациях неизменно ведущая роль. Добрыня Ники- тич, Алеша
Попович, Самсон Самойлович и другие герои постоянно упоминаются как
«вторые», младшие богатыри, и в этой ро- ли —
верные соратники Ильи Муромца. Добрыня Никитич постоянно называется молодым или
младшим богатырем. Таким образом, эпический возраст героя остается неизменным.)
Что вы заметили схожего и различного в прочитанных
сказках и былинах? Можно
ли назвать Никиту Кожемяку или Ивана- царевича
богатырем? Почему?
Задание 3. С целью сравнения фольк-
лорных жанров можно предложить задание
обобщающего характера.
— Выберите сказочные и былинные эпи-
теты из предложенных сочетаний: «Славно- русский богатырь, честная вдова,
добрый конь, красна девица, Садко новгородский, гу- селки яровчатые, поле
чистое, море синее, зелена трава». Какие из них встречаются в текстах разных
фольклорных жанров? В каких ситуациях в сказках и былинах встречается сочетание
чистое поле? Почему в былине подробно описывается, где соби- рались богатыри на
совет? Подтвердите свои слова текстом былины.
Задание 4. По предложенным словосо-
четаниям учащимся предлагается опреде- лить
жанр и назвать изученную волшебную сказку или былину: «Садко новгородский,
богатый гость, гуселки яровчатые» (были- на «Садко»); «золотые яблоки, серый
волк, конь златогривый, Елена Прекрасная» (сказка «Иван-царевич и Серый
волк»);
«беленький козленочек, лошадиное копытце, козье
копытце, красная девица, сети шелко- вые» («Сестрица Аленушка и братец Ива-
нушка»); «мужички черниговские, стрела каленая, прямоезжая дорога, добрый моло-
дец, славный Киев-град» (былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»).
Таким образом, эпитеты, встречающие- ся в
былинных текстах, четко характеризу- ют внешность, богатырские качества героя,
а также вводят в предметный и простран- ственный мир конкретного жанра.
Одним из наиболее важных средств соз- дания
художественного мира былины явля- ются эпитеты, которые относятся, как пра-
вило, к главным персонажам. Прежде всего, это оценочные эпитеты: добрый
молодец, славнорусский богатырь (Илья Муромец, Добрыня Никитич), конь у
богатыря тоже добрый или добрый богатырский. Все ос- новные места действия
богатыря определя- ются эпитетом славный: «в славном городе было, во Рязани»,
«собрался Илья Муро- мец в славный Киев-град». Совокупность понятий,
определяемых эпитетом славный, представляет единую Русскую землю, об- ласть
боевой деятельности героя.
Для былины характерны изобразитель- ные
эпитеты, которые яркими красками характеризуют фон деятельности богатыря:
пейзаж Русской земли (поле чистое, темны лесушки, дороженька широкая, кустики
ни- зовенькие), место действия в городе (двор широкий, дворцы островерхие, столовая
горница). С помощью эпитетов, раскрыва- ющих сюжетную линию повествования,
достигается зрительная яркость изображае- мого (сыра земля, туча темная,
светлый ме- сяц, красно солнышко).
Эпитеты в тексте не применяются изо-
лированно, они рассматриваются в сочета- нии с определяемым словом. Смысловая и
выразительная емкость таких сочетаний позволяет судить об отношении исполните-
ля к действующим лицам, к событиям и от- дельным фактам, к месту действия и
дета- лям обстановки. С помощью данных изоб- разительно-выразительных средств
былина
способна делать широкие обобщения, выра- жать
глубину народной мысли, создавать монументальные и в то же время удиви- тельно
жизненные образы.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Голованова М.В., Горецкий В.Г.,
Климано- ва Л.Ф. Родная речь: Учеб. для учащихся началь- ной школы: В 3 кн. Кн.
2. Ч. 1. М.: Просвещение, 1995. 240 с.
2. Голованова М.В., Горецкий В.Г.,
Климано- ва Л.Ф. Родная речь: Учеб. для учащихся началь- ной школы: В 3 кн. Кн.
3. Ч. 1. М.: Просвещение, 1994. 255 с.
3. Львов М.Р., Горецкий В.Г.,
Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в на- чальных классах. М.:
Изд. центр «Академия», 2000. 464 с.
4. Пропп В.Я. Фольклор и
действительность: Избр. статьи. М., 1976.
Построение былины, использование в ней постоянных эпитетов и других художественных средств
В литературе былины ещё называют эпическими песнями, то есть такими песнями, которые рассказывают о каких-то событиях, объединённых одними и теми же героями.
Обычно былина начинается с короткого вступления???– зачина, в котором указывается время и место действия былинных событий.
Например:
Как во славном городе во Киеве,
У ласкового князя у Владимира
Было пированьице – почестен пир…
После зачина следует основная часть – повествование о подвиге. Действие в былине всегда развивается неторопливо, вплоть до того как наступает кульминация – наивысшее напряжение в развороте событий. Развязка действия – поражение врага. Венчает былину всегда концовка. Вот её пример:
Тут Илье и славу поют…
Особый былинный поэтический мир создают и особые художественные средства. Одна из главных особенностей былин – частые повторы. В былине о подвиге Ильи Муромца, к примеру, четыре раза повторяется описание страшного свиста Соловья-разбойника. От этого разбойничья сила кажется более могучей, а значит, и победа Ильи Муромца – более значительной. Повторяются также описания зловещих предзнаменований, пророческих слов.
В былинах используются повторы и отдельных слов, и нескольких строк. Когда в описании дороги, по которой Илья Муромец ехал в Киев, мы встречаем повторение слова заколодила (то есть дорога стала непроезжей, непроходимой), путь богатыря представляется нам ещё более трудным:
Прямоезжая дорожка заколодила,
Заколодила дорожка, замуравила…
Часто повторения создают особую напевность, плавность и музыкальность былинной речи:
Да У славной У речки У Смородины…
ВО свои берет ВО белы он ВО рученьки…
Другая примечательная особенность былин??–??постоянные эпитеты: буйна голова, резвы ноженьки, белы рученьки, уста сахарные, слёзы горючие. Поле всегда чистое, трава зелёная, море синее, а солнце – красное. Интересно, что во всех произведениях устного народного творчества солнце называется красным, даже если упоминается осенний пасмурный день. Море тоже всегда синее, даже если изображается буря: почернело синее море. Девица характеризуется эпитетом красная, а молодец – добрый. Богатырь – святорусский, могучий. Матушка святая Русь, мать сыра земля – так ласково называют герои былин свою родину.
Враг в былинах характеризуется отрицательными эпитетами: поганый, злой, проклятый, безбожный. Часто его называют собакой, вором.
А вот и ещё постоянные эпитеты, которые мы часто встречаем в былинах: питьё медвяное, палаты белокаменные, меч булатный, гусельки яровчатые, тетива шелк?вая, дорога прямоезжая, тугой лук разрывчатый, окошечко косящатое, пол кирпичен.
В былинах также часто используются гиперболы – преувеличения. Гиперболы укрупняют изображение, помогают ярче и выразительнее показать силу и подвиги богатырей. Сила богатырей всегда крайне преувеличена. Например, Илья Муромец легко, как пёрышко лебединое, поднимает палицу весом в девяносто пудов и одним взмахом руки валит наземь целые полчища врагов. А богатырский конь Ильи Муромца скачет «выше дерева стоячего, чуть пониже облака ходячего». Добрыня Никитич играет на гуслях в Киеве, а напев этот слышен в Царьграде.
С таким же преувеличением изображаются в былинах враги. Богатырь сталкивается с несметными полчищами недругов, которых «серому волку в три дня не обскакать, чёрному ворону в день не облететь».
И даже суффиксы играют большую роль в создании поэтического мира былин и определяют отношение сказителя к былинным героям. Уменьшительно-ласкательные суффиксы используются в именах любимых героев: Илюшенька, Добрынюшка, Алёшенька. А уничижительно-увеличительными суффиксами награждаются имена их противников: Идолище, Змеище.
Такими яркими и разнообразными художественными средствами созданы былины.
1. Красна песня складом, а сказка ладом
2. Прочитай текст. Опираясь на текст и свои знания, расскажи, что такое эпитеты. Запиши в тетрадь значение этого слова. Найди в
тексте информацию о том, зачем нужны эпитеты.
Тебе уже знакомы традиционные русские образы, такие как
молодец, девица, сокол, яблоко и другие. В фольклорных и
художественных авторских произведениях, чтобы придать
образу яркость, художественную выразительность,
используются определения — эпитеты, многие из которых
стали постоянными: добрый молодец, красная девица,
ясный сокол, наливное яблочко. Такие постоянные
эпитеты — основа народно — поэтического языка.
Эпитеты помогают нам узнать о внешности героя, его
характере, понять, добрый это герой или злодей. Эпитеты,
характеризующие отрицательного героя, отличаются
особым многообразием, указывают на необычные свойства:
Лихо одноглазое, Кощей бессмертный, Баба-яга костяная
нога, змей двенадцатиголовый. Это помогает понять
важность и значимость победы над страшной силой.
3. Обсуди, почему именно образы отрицательных героев сопровождаются многообразными эпитетами.
4. Постарайтесь вспомнить, какие образы в народных сказках, песнях, былинах сопровождают данные эпитеты: лютый, горючий, буйный,
богатырский, тугой, чистый, белокаменный,
несметный.
5. Подумай, сколько значений имеет слово «добрый»? Одинаковое ли значение имеет это слово в каждом из примеров: добрый человек,
доброе имя, добрый знакомый, доброе
здоровье? Как ты понимаешь выражения «в добрый путь»,
«в добрый час», «будьте добры»?
Прочитай текст и на его основе подготовь
небольшое сообщение «Добрый молодец в русском
фольклоре». Дополни свой текст примерами из
сказок, песен, былин.
В русском фольклоре добрым молодцем называют
человека молодого, красивого, физически сильного,
хорошо сложённого, умного и смекалистого, смелого,
умеющего постоять за себя, за своих близких, за свой
народ, за свой край. Добрыми молодцами часто
нарекали былинных богатырей, таких как Илья
Муромец, Добрыня Никитич.
Добрый молодец обязательно должен не только
побеждать реальных врагов, нечистую силу, но и быть
заботливым сыном, любящим мужем.
6. В русских народных сказках и былинах слово «добрый» часто становится эпитетом: добрый конь, люди добрые, добрый товар, доброе
место, доброе дело. Вспомни сказки и былины,
в которых встречались эти словосочетания.
! Составь и запиши предложения с сочетаниями
слов:
Добрый конь, добрый молодец, доброе слово, добрая
улыбка, доброе имя, с добрым утром, доброго пути.
7. Прочитай текст. Почему старый охотник желает встречным «доброй тропы»? Когда, по мнению охотника, тропа «оживает», «делается
родной»? Подтверди свой ответ
примерами из текста. (устно)
Почему встречным в лесу ты не говоришь
«здравствуй» или «добрый день», а желаешь
«доброй тропы»? — спросил я у Андреича.
Раз человек идёт лесом, значит, здоровье у него и
так окрепчает. И без моих слов будет здравствовать,
— отвечал старый охотник. — Утро — коротко, день
— невелик, вечер — и того меньше. А тропа тянется
долго. Иную за неделю не пройти. Вот я и желаю
встречным добра на весь лесной путь.
Идти по лесной тропе надо с добрым сердцем. И
тогда тропу сделаешь доброй, и у самого сердце
потеплеет.
8. Повалилась на тропу сушина — убери её. Попал в беду зверь или птица — помоги. Встретишь на тропе человека — выслушай его. Дай
совет. И оживёт
для тебя тропа, сделается родной. С ней можно и поговорить,
поделиться бедой и усталостью.
Насмехаться будешь над ней, так и она посмеётся над тобой.
Закружит по тайге и на старое место выведет. Не рад будешь своему
смеху …
(В. Бурлак)
! Как можно назвать слова:
тропа, дорожка, тропинка,
стёжка? Подбери к каждому
существительному подходящие прилагательные.
Запиши полученные словосочетания.
Извилистая, узкая, длинная,
лесная, каменистая, добрая,
любимая, родная.
-Какие из записанных
словосочетаний встречались тебе в сказках и былинах?
9.
Объясните значение имён прилагательных. К каждому из
этих прилагательных подберите синонимы. Проверьте себя
по слайду №10. Какие синонимы могут подойти к
нескольким словам?
10. Добросердечный, добродушный, доброжелательный, добросовестный, добродетельный. Синонимы: душевный, приветливый, дружелюбный,
отзывчивый, ответственный, кроткий, незлобивый,
высоконравственный, старательный.
Добросердечный — обладающий добрым
сердцем, ласковый, участливый.
Добродушный — добрый, мягкий по характеру.
Доброжелательный — проявляющий дружеское
расположение, участие, приязнь к окружающим
людям.
Добросовестный — честно выполняющий свои
обязательства, обязанности.
Добродетельный — стремящийся к добру,
Добродетели, высоконравственный.
11. Познакомься с текстом и определи его тему. Выбери из текста древние названия Чёрного моря
Всем известно ласковое выражение «синее море». Сейчас
оно указывает только на цвет любого моря. Но в древности
его значение было другим. Синим морем кочующие племена
скифов называли море, которое мы сейчас называем
Чёрным. Со времён скифов море поменяло много названий.
Сначала греки называли его Понтос Аксейнос —
«Негостеприимное море»: так они услышали скифское слово
Аксай — на («синий»). Но греческим мореходам не
нравилось плавать по морю с таким названием, и они
переделали это устрашающее название в ласкающее слух —
Понтос Еуксейнос («Гостеприимное море»). К 9—10 векам
русские люди настолько освоили это море, что соседние
народы даже стали называть его Русским. Однако у самих
русских ещё долго для этого моря сохранялось
заимствованное у скифов название «Синее». Это море наши
с вами предки часто упоминали в своих песнях, сказках и
былинах.
12. Перечитайте фрагмент «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина, начиная со слов
За невестою своей Королевич Елисей
Между тем по свету скачет…
до слов
Ветер дале побежал…
Найдите эпитеты, которые
А. С. Пушкин использует со
словами солнце, месяц, море,
ветер, речка, тьма.
! Запишите в тетрадь.