Борьба добра и зла в сказке гуси лебеди

Непосредственная образовательная деятельность
старшая группа
Тема: «Понятия Добро-Зло на основе
русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Автор: Бушуева Гульфия Масгутовна

Организация: МБДОУ «Детский сад «Дельфин»

Населенный пункт: ЯНАО, г.Муравленко

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социально-коммуникативная», «Развитие речи», «Художественно-эстетическая»

Цель: Раскрыть понятие «добро – зло» на основе русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Задачи:

  • Расширить представление детей об эмоциональных состояниях: радость, грусть, злость.

  • Формировать образное представление произведения.

  • Развивать связную речь детей, расширять словарный запас.

  • Развивать чуткость к выразительным средствам речи.

  • Развивать творческое воображение детей.

  • Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству.

Демонстрационный материал: книги с русскими народными сказками и авторскими сказками, иллюстрации к русской народной сказке «Гуси-лебеди», картинки с изображение Бабы – Яги ( злой и доброй), музыкальный отрывок из песни «Песенка про сказку» сл.Ю.Мориц, муз. С.Никитина.

Ход НОД.

-Ребята, предлагаю отправиться в путешествие по неведомым дорожкам в удивительный мир… Куда? А это пока секрет…Посмотрите на нашу выставку.

-Что общего у этих книг? ( Это всё книги со сказками.)

-А можно ли их разделить на группы?

-По какому принципу вы их разделили? ( Сказки авторские и народные).

-А почему эти сказки называются «авторскими»? (У них есть автор).

-А почему же сказки называются «народными»? ( Их сочинил народ).

-А вы любите сказки? Чем они вам нравятся? Есть ли у вас любимые сказки?

-Действительно, все сказки разные, в них происходят удивительные события и превращения.

(Воспитатель включает музыкальный отрывок «Песенка про сказку» сл.Ю.Мориц, муз. С.Никитина)

Сказка по лесу идёт-

Сказка за руку ведёт,

Из реки выходит сказка!

Из трамвая! Из ворот!

Это что за хоровод?

Это сказок хоровод!

Сказка – умница и прелесть,

С нами рядышком живёт!

Итак, мы с вами отправляемся… в сказку!!!

-А вот в какую, вы узнаете, отгадав загадки. (По мере отгадывания загадок выставляются картинки с изображением отгадок).

  • Длинные шеи, красные лапки, щиплют за пятки – беги без оглядки. (Гуси)

  • Круглое, румяное, с дерева достану я. (Яблоко)

  • Бабушка седа-бела, зимой каждому мила. Из трубы летят колечки – это дым из нашей… (печки)

  • Я теку издалека,

Омываю берега,

Широка и глубока

Называюсь я..(река)

  • Живёт в дремучем лесу в избушке недобрая старушка. (Баба-Яга)

Что объединяет всех этих героев? Из какой они сказки? (Из русской народной сказки «Гуси –лебеди)

Физкультминутка «Гуси».

             Гуси прилетели      (бегают по кругу, машут крыльями)

             Возле моря сели    (приседают)

             Искупаться в море синем гуси захотели   (плавательные движения)

             Лапки обмывали   (ладонями поочерёдно потирают руки)

             Крылья полоскали  (махи внизу руками)

             А солёную водицу гуси пить не стали  (повороты головы в стороны)

             Полетим до дому, к берегу родному (бег по кругу, махи руками)

             Там напьёмся из криницы ключевой водицы.

Вспомните сказку и расположите иллюстрации по порядку.

-Почему гуси – лебеди забрали братца?

-А можно ли детям одним уходить из дома?

-Почему в начале печка, речка, яблонька не хотели помочь Машеньке? (Девочка отвечала грубо, не хотела помогать.)

-Вспомните, чем угостила печка Машеньку? (пирожками).

-Давайте пофантазируем, с чем могли быть пирожки? ( С капустой, с грибами, с ягодами, с яблоками ит.д.)

-А в печке можно испечь не только пирожки , но и пироги. Пирожки по размеру маленькие, а пироги…( большие)

-Если пирог с вишней, то он…(вишнёвый)

-Если с капустой ..(капустный).

-Если с яблоками, то он…(яблочный).

-Если с грибами, то он…(грибной).

Упражнение на подбор синонимов.

-В сказке яблочки называют румяными да наливными. Как вы понимаете это выражение? (Яблоки красные, спелые, сочные, сладкие).

— А как вы понимаете сказочное выражение «молочная речка, кисельные берега»? ( В реке вместо воды течёт молоко, а берега сделаны из киселя).

-А чем обычно заканчиваются сказки? (Добро побеждает зло).

— А нашей сказке есть добрые персонажи? (Речка, яблонька, печка, Маша, Ваня)

-А злые? «Баба- Яга, гуси-лебеди).

— В каких ещё сказках есть баба яга?

-Какие ещё встречаются злые персонажи в сказках? А добрые?

-Как вы думаете, а дом бабы яги уютный? Почему?

-А дом Маши и Вани каким был?

Работа в паре.

-Давайте попробуем нарисовать дома злых и добрых персонажей нашей сказки. Если вы не против, работать вы будете в парах . Выберите себе партнёра. Каждой паре нужно будет нарисовать домик Бабы Яги и Маши и Вани. Договоритесь, кто и что будет рисовать.

Самостоятельная работа детей

Посмотрите, какие дома у нас получились.

-Как вы думаете, кто живёт в этом доме? Почему так решили?

-Какие цвета вы выбрали для рисования дома Бабы – Яги? Почему?

-Ребята, Баба-Яга в сказке добрая? ( Баба Яга в сказке злая).

-Она молодая? (Нет, старая.)

-Она красивая? (Нет, она страшная: у нее нос – крючком, волосы – торчком и нога костяная).

-Весёлая? (Нет, грустная).

-А как вы думаете. Почему Баба Яга была злая? (Жила одна в лесу, у неё не было друзей, родственников).

-А что нужно сделать, чтобы она стала добрее? (Пригласить её в гости, подарить подарки и т.д.)

-Давайте, ещё раз вспомним — чем заканчиваются сказки?

А как вы думаете, на свете больше добрых людей или злых?

-Скажите, а что сделать, чтобы люди стали добрее

-Вот и закончилось наше путешествие по сказке.

-Как вам показалось, оно было лёгкое или тяжёлое для вас?

-Что помогло вам в работе, а что мешало?

Опубликовано: 29.11.2015


1



2


«Гуси – лебеди»


3


Доброта – лекарство от многого, и, прежде всего, от всего дурного.


4


Доброта помогает людям жить, творить, делает жизнь красивой и радостной.


5


Доброта – всё полезное, хорошее, нужное.


6


Доброта – стремление делать добро другим.


7


Иван — Царевич


8


Кощей Бессмертный


9


Золотая рыбка


10


Дюймовочка


11


Карабас — Барабас


12


Красная Шапочка


13


Гуси-лебеди


14


Водяной


15


Баба — Яга


16


Золушка


17


Мальвина


18



19


ТВОРИ ДОБРО!

Содержание статьи

  • В чем смысл произведения?
  • Чему учит?
  • Мораль
  • В чем суть: краткое содержание
  • Выводы в вопросах и ответах
  • Почему мальчика унесли гуси-лебеди? Могла ли его сестра предотвратить это?
  • Кто помогал детям и почему?
  • Вопросы на внимательность
  • Какие берега были у Речки?
  • Какой пирожок съела девочка?
  • Куда принесли гуси-лебеди братца девочки?
  • Для любознательных
  • Кто автор сказки «Гуси-лебеди»?
  • Почему птиц называют гуси-лебеди?

Дети дошкольного и младшего школьного возраста не всегда могут ответить на вопрос — «чему учит сказка «Гуси-лебеди?». Необходимо обсудить прочитанное, и обратить внимание на поступки героев. Можно прийти к пониманию смысла произведения, отвечая на простые вопросы.

В чем смысл произведения?

Смысл сказки «Гуси-лебеди» отражают пословицы:

  • «Как аукнется, так и откликнется»;
  • «Что посеешь, то и пожнешь».

Смысл сказки «Гуси-лебеди»

В начале произведения девочка неучтива. На просьбу Печки съесть ржаной пирожок она отвечает: О, у моего батюшки пшеничные не едятся!». Она пытается сама спасти брата, попавшего в беду. Но вскоре понимает, что без помощи ей не справится, и меняет свое поведение. Она выполняет просьбу Печки, Яблони, Речки. Взамен они помогают укрыться от преследователей.

Чему учит?

Произведение учит детей ответственности и любви к своим родным. Нужно серьезно относиться к поручениям родителей, заботиться о младших братьях и сестрах.

Чему еще учит сказка «Гуси лебеди»:

  • быть смелым и решительным;
  • делать добро и помогать другим.

Сказка Гуси-лебеди рисунок

Мораль

Главная мысль и мораль произведения – «относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе».

В чем суть: краткое содержание

Чтобы понять, в чем суть сказки, необходимо ее прочитать. Краткое содержание:

«Отец и мать уехали по делам, а дочке наказали приглядывать за младшим братом. Девочка заигралась, и не увидела, как братца похитили гуси-лебеди. Испугалась она, бросилась на поиски. Встретила на пути Печку, Речку да Яблоню. Они просили у девочки о помощи. (В разных версиях сказки девочка помогла им или поначалу отказала).

Сказка Гуси-лебеди

Наконец, она нашла брата у Бабы-Яги. Схватила и побежала домой. Послала Баба-Яга за детьми гусей-лебедей. Вот-вот догонят. Тогда дети попросились укрыться под берегом у Речки. Речка помогла им за сделанное доброе дело. После они спрятались среди ветвей Яблоньки, и в Печке. Не настигли детей преследователи. Вернулись брат с сестрой домой как раз перед приездом родителей».

Выводы в вопросах и ответах

После прочтения произведения детям необходимо сделать вывод. Для этого можно ответить на вопросы.

Почему мальчика унесли гуси-лебеди? Могла ли его сестра предотвратить это?

Потому что сестрица отвлеклась и заигралась. Этого не случилось бы, если бы она приглядывала за братом, как велели родители.

Кто помогал детям и почему?

Печка, Яблоня и Речка. Девочка выполнила просьбу и ей тоже помогли в сложной ситуации.

Сказка Гуси-лебеди печка

Вопросы на внимательность

Следующие вопросы помогают понять, насколько внимательно ребенок читал или слушал сказку.

Какие берега были у Речки?

Кисельные.

Какой пирожок съела девочка?

Из ржаной муки.

Куда принесли гуси-лебеди братца девочки?

В избушку Бабы-Яги.

Сказка Гуси-лебеди избушка бабы яги

Для любознательных

С детьми, которые заинтересовались произведением, можно обсудить вопросы, кто такие гуси-лебеди, и кто написал сказку.

Кто автор сказки «Гуси-лебеди»?

Русский народ. Это народная сказка. Ее обработали и опубликовали несколько авторов: Алексей Толстой, Александр Афанасьев и другие.

Почему птиц называют гуси-лебеди?

Никто достоверно не знает. По одной из версий, это такая же конструкция слова, как трава-мурава или злодей-разбойник. По другой, гуси-лебеди – это белые гуси, цветом похожие на лебедей (не серые). Существует больше 5 версий, почему так называют слуг Бабы Яги. В какую из них верить, каждый решает сам.

Чтение сказки «Гуси-лебеди» занимает у школьника во 2 классе от 30 до 50 минут, в зависимости от версии. Самая длинная версия у А. Н. Толстого. Сюжет динамичный и увлекательный. Дети 5 лет и старше легко улавливают ее суть и смысл.

 Анализ сказки «Гуси-лебеди» в вопросах и ответах

  1. Есть ли в сказке присказка? Нет. Есть зачин.
  2. Какое событие является завязкой действия в волшебной сказке?

Брата похищают гуси – лебеди, сестра отправилась на поиски брата.

Какой запрет нарушается в сказке и кто и почему его нарушает?

Сестра нарушила запрет «не ходить со двора», она забыла, что ей наказывали родители

  1. Определите конфликт в сказке.

Конфликт в сказке происходит между Бабой-Ягой и детьми, между добром и злом.

  1. Найдите, как обозначаются в сказке место действия и ход времени, внешность персонажей? Почему сказка не дает подробных описаний?

Точное место действия в сказке не обозначено, но учитывая, что говорится о близости леса, речки, «яблочко лесное» можно подумать, что действие происходит в сельской местности. Скорее всего, события разворачиваются в течение дня (в начале сказки родители ушли на работу, в конце – вернулись)

  1. Дайте характеристику «нашего» и «тридевятого» царств. Чем «наш» мир отличается в сказке от «того» мира? Как сказка показывает, что герой уже оказался в «ином» мире?

          «Наше» царство – это быт (родители уходят на работу, девочка гуляет, братец сидит на травке)

«Тридевятое» царство встречается девочке во время поисков брата (волшебная речка, говорящие печь, яблонь, ёжик; баба-яга, избушка на курьей ножке, Гуси-лебеди)

  1. Охарактеризуйте героя сказки. Какие типы героя и героини представлены в сказке?

Главная героиня – девочка, скорее всего она старше своего брата, т.к. именно её родители попросили присмотреть за ним. В начале сказки она легкомысленная (оставила братца одного), капризная (не желавшая даров речки, печки и яблоня), но всё же добрая и смелая (отправилась на поиски), коммуникабельная (спрашивала не видал ли кто Гусей-лебедей)

  1. Передаются ли в сказке переживания героев?

«Ахнула, кунулась туду-сюда – нету!

Она его кликала, слезами заливалась, причитывала…»

  1. Проследите, что герой сказки делает сам? Какие качества героя проявляются в его поступках?

Девочка сама принимает решение отправиться на поиски брата, сама вызволяет его от бабы-яги.

Здесь проявляются такие качества, как храбрость, ответственность.

  1. Чего добивается герой сказки и как ему это удается?

Девочка находит братца  и помогают ей в этом сказочные персонажи (печь, яблонь, речка, ёжик)     

  1. Кто в сказке становится врагами героя (героини): потусторонние существа или родные?

Враги гуси-лебеди, баба яга – потусторонние персонажи.

  1. Как сказка создает образы противников героя?

В сказке даётся их описание: «Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали», «баба-яга, морда жилиная, нога глиняная»

  1. Кто становится помощником героя? Объясняет ли сказка, почему это происходит?

Помощники печь, яблонь, речка, ёжик. Этим персонажам, кроме ежа тоже нужна помощь, поэтому они помогают девочке.

  1. Почему герой не может одержать победу над злом самостоятельно?

«Один в поле не воин» Вместе всегда легче преодолевать трудности.

  1. Какую функцию выполняет в сказке Баба-яга?

Баба-яга антагонист, с помощью гусей-лебедей похищает братца.

  1. Проследите, как нарастает напряжение в повествовании. Какой эпизод является кульминационным?

Гуси-лебеди унесли братца, отчаяние, поиск. Кульминация – девочка находит братца у бабы-яги.

  1. Как разрешается конфликт в сказке?

Сказочные персонажи помогают девочке и братцу спрятаться от гусей-лебедей и добраться до дома. Добро победило зло.

  1. Найдите в сказке пословицы. Какова их роль?

В этой сказке нет пословиц.

  1. Что такое «сказочные формулы»? Приведите их примеры. Когда и в каких целях они употребляются?

Сказочные формулы — ритмизованные прозаические фразы:

  • «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…» — сказочные инициалы, зачины;
  • «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» — срединные формулы;
  • «И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало» — сказочная концовка, финал;

Инфоурок


Другое

ПрезентацииПрезентация по литературному чтение на тему» Сюжет Русская народная сказка Гуси- лебеди.»(2 класс)



Скачать материал

Урок литературного чтения     2 класс УМК «Школа России»
               Тема...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 142 человека из 47 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Урок литературного чтения     2 класс УМК «Школа России»
               Тема...

    1 слайд

    Урок литературного чтения
    2 класс УМК «Школа России»

    Тема: Русская народная сказка
    Гуси-лебеди

  • Основные признаки сказкизачин;
Волшебные предметы;
Сказочные слова и выражени...

    2 слайд

    Основные признаки сказки
    зачин;
    Волшебные предметы;
    Сказочные слова и выражения;
    Троекратный повтор;
    Борьба добра и зла;
    Добро побеждает зло;
    Концовка.

  •           Чтение по ролям               У. с.48-53

    3 слайд

    Чтение по ролям
    У. с.48-53

  • Словарная работаПричитывала  – причитывать: плакать, приговаривать, жал...

    4 слайд

    Словарная работа
    Причитывала  – причитывать: плакать, приговаривать, жалуясь на что-либо;

  • Кудель – пучок льна, приготовленный для пряжи;      Словарная работа

    5 слайд

    Кудель – пучок льна, приготовленный для пряжи;
    Словарная работа

  • Веретено – приспособление для получения нити из шерсти.      Словарная работа

    6 слайд

    Веретено – приспособление для получения нити из шерсти.
    Словарная работа

  • Устьице – отверстие в печи.      Словарная работа

    7 слайд

    Устьице – отверстие в печи.
    Словарная работа

  • Вопросы к 1 части:Кто действующие лица сказки?
Куда ушли отец и мать?
Что они...

    8 слайд

    Вопросы к 1 части:
    Кто действующие лица сказки?
    Куда ушли отец и мать?
    Что они наказали доченьке?
    Послушала дочь родителей?
    Куда ушла  девочка?
    Что случилось с братцем?

  • Вопросы ко 2 части:Что обнаружила девочка, когда вернулась?
Кого заметила дев...

    9 слайд

    Вопросы ко 2 части:
    Что обнаружила девочка, когда вернулась?
    Кого заметила девочка вдалеке?
    Кто унес братца?

  • Вопросы к 3 части:К кому сначала обратилась девочка 
      за помощью?
Помогл...

    10 слайд

    Вопросы к 3 части:
    К кому сначала обратилась девочка
    за помощью?
    Помогли ли ей?
    Почему?
    К кому она еще обратилась за помощью?
    Помогли ей? Почему?

  • Вопросы к 4 части:Куда пришла девочка?
Что хотела сделать Баба-Яга?
Какой сов...

    11 слайд

    Вопросы к 4 части:
    Куда пришла девочка?
    Что хотела сделать Баба-Яга?
    Какой совет дала девочке мышка?

  • Вопросы к 5 части: Кто отправился в погоню за сестрой и братцем?
Кто выручал...

    12 слайд

    Вопросы к 5 части:
     Кто отправился в погоню за сестрой и братцем?
    Кто выручал девочку?
    Почему в этот раз молочная река, яблонька и печка помогли девочке?
    Чем  закончилась сказка?

  • Сказка – ложь,
 да в ней намек, 
добрым молодцам урок.

    13 слайд

    Сказка – ложь,
    да в ней намек,
    добрым молодцам урок.

  • Работа по тетради с.4

    14 слайд

    Работа по тетради с.4

  • Девочка бросилась догонять гусей.
Съешь моего ржаного пирожка – скажу.
Поешь...

    15 слайд

    Девочка бросилась догонять гусей.
    Съешь моего ржаного пирожка – скажу.
    Поешь моего простого киселька – скажу.
    В избушке Бабы — яги.
    Речка, матушка, спрячь меня.
    Работа по тетради с.4

  • Девочка бросилась догонять гусей.
Съешь моего ржаного пирожка – скажу.
Поешь...

    16 слайд

    Девочка бросилась догонять гусей.
    Съешь моего ржаного пирожка – скажу.
    Поешь моего простого киселька – скажу.
    В избушке Бабы — яги.
    Речка, матушка, спрячь меня.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10

  • Проверочная работа

    17 слайд

    Проверочная работа

  • .      Составь рассказ о девочке. Ответь на вопросы.Работа по тетради с.5Дом...

    18 слайд

    .
    Составь рассказ о девочке. Ответь на вопросы.
    Работа по тетради с.5
    Домашнее задание

  • Итог урокаПочему произошло несчастье, кто виноват?
Когда и почем...

    19 слайд

    Итог урока
    Почему произошло несчастье, кто виноват?
    Когда и почему девочка меняется к лучшему?
    Назовите основные признаки сказки.

  • Спасибо 
за 
урок

Краткое описание документа:

Сюжет Русская народная сказка Гуси- лебеди1)зачин;2)Волшебные предметы; 3)Сказочные слова и выражения; 4)Троекратный повтор; 5)Борьба добра и зла; 6)Добро побеждает зло; 7)Концовка.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 052 954 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Другие материалы

«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

  • 23.12.2021
  • 90
  • 1

«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

  • 23.12.2021
  • 282
  • 17

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»

  • Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»

  • Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»

  • Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»

  • Настоящий материал опубликован пользователем Демочкина Светлана Михайловна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Демочкина Светлана Михайловна

    • На сайте: 6 лет и 10 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 1203010
    • Всего материалов:

      2576

  • Рабочий лист для урока литературного чтения в 4 классе по поэме А.С. Пушкина

  • Бороться насмерть как пишется
  • Бороться за счастье рассказ
  • Бороться за мир на земле как пишется
  • Бороздой как правильно пишется
  • Бородинское сражение как пишется