Непосредственная образовательная деятельность
старшая группа
Тема: «Понятия Добро-Зло на основе
русской народной сказки «Гуси-лебеди»
Автор: Бушуева Гульфия Масгутовна
Организация: МБДОУ «Детский сад «Дельфин»
Населенный пункт: ЯНАО, г.Муравленко
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социально-коммуникативная», «Развитие речи», «Художественно-эстетическая»
Цель: Раскрыть понятие «добро – зло» на основе русской народной сказки «Гуси-лебеди»
Задачи:
-
Расширить представление детей об эмоциональных состояниях: радость, грусть, злость.
-
Формировать образное представление произведения.
-
Развивать связную речь детей, расширять словарный запас.
-
Развивать чуткость к выразительным средствам речи.
-
Развивать творческое воображение детей.
-
Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству.
Демонстрационный материал: книги с русскими народными сказками и авторскими сказками, иллюстрации к русской народной сказке «Гуси-лебеди», картинки с изображение Бабы – Яги ( злой и доброй), музыкальный отрывок из песни «Песенка про сказку» сл.Ю.Мориц, муз. С.Никитина.
Ход НОД.
-Ребята, предлагаю отправиться в путешествие по неведомым дорожкам в удивительный мир… Куда? А это пока секрет…Посмотрите на нашу выставку.
-Что общего у этих книг? ( Это всё книги со сказками.)
-А можно ли их разделить на группы?
-По какому принципу вы их разделили? ( Сказки авторские и народные).
-А почему эти сказки называются «авторскими»? (У них есть автор).
-А почему же сказки называются «народными»? ( Их сочинил народ).
-А вы любите сказки? Чем они вам нравятся? Есть ли у вас любимые сказки?
-Действительно, все сказки разные, в них происходят удивительные события и превращения.
(Воспитатель включает музыкальный отрывок «Песенка про сказку» сл.Ю.Мориц, муз. С.Никитина)
Сказка по лесу идёт-
Сказка за руку ведёт,
Из реки выходит сказка!
Из трамвая! Из ворот!
Это что за хоровод?
Это сказок хоровод!
Сказка – умница и прелесть,
С нами рядышком живёт!
Итак, мы с вами отправляемся… в сказку!!!
-А вот в какую, вы узнаете, отгадав загадки. (По мере отгадывания загадок выставляются картинки с изображением отгадок).
-
Длинные шеи, красные лапки, щиплют за пятки – беги без оглядки. (Гуси)
-
Круглое, румяное, с дерева достану я. (Яблоко)
-
Бабушка седа-бела, зимой каждому мила. Из трубы летят колечки – это дым из нашей… (печки)
-
Я теку издалека,
Омываю берега,
Широка и глубока
Называюсь я..(река)
-
Живёт в дремучем лесу в избушке недобрая старушка. (Баба-Яга)
Что объединяет всех этих героев? Из какой они сказки? (Из русской народной сказки «Гуси –лебеди)
Физкультминутка «Гуси».
Гуси прилетели (бегают по кругу, машут крыльями)
Возле моря сели (приседают)
Искупаться в море синем гуси захотели (плавательные движения)
Лапки обмывали (ладонями поочерёдно потирают руки)
Крылья полоскали (махи внизу руками)
А солёную водицу гуси пить не стали (повороты головы в стороны)
Полетим до дому, к берегу родному (бег по кругу, махи руками)
Там напьёмся из криницы ключевой водицы.
Вспомните сказку и расположите иллюстрации по порядку.
-Почему гуси – лебеди забрали братца?
-А можно ли детям одним уходить из дома?
-Почему в начале печка, речка, яблонька не хотели помочь Машеньке? (Девочка отвечала грубо, не хотела помогать.)
-Вспомните, чем угостила печка Машеньку? (пирожками).
-Давайте пофантазируем, с чем могли быть пирожки? ( С капустой, с грибами, с ягодами, с яблоками ит.д.)
-А в печке можно испечь не только пирожки , но и пироги. Пирожки по размеру маленькие, а пироги…( большие)
-Если пирог с вишней, то он…(вишнёвый)
-Если с капустой ..(капустный).
-Если с яблоками, то он…(яблочный).
-Если с грибами, то он…(грибной).
Упражнение на подбор синонимов.
-В сказке яблочки называют румяными да наливными. Как вы понимаете это выражение? (Яблоки красные, спелые, сочные, сладкие).
— А как вы понимаете сказочное выражение «молочная речка, кисельные берега»? ( В реке вместо воды течёт молоко, а берега сделаны из киселя).
-А чем обычно заканчиваются сказки? (Добро побеждает зло).
— А нашей сказке есть добрые персонажи? (Речка, яблонька, печка, Маша, Ваня)
-А злые? «Баба- Яга, гуси-лебеди).
— В каких ещё сказках есть баба яга?
-Какие ещё встречаются злые персонажи в сказках? А добрые?
-Как вы думаете, а дом бабы яги уютный? Почему?
-А дом Маши и Вани каким был?
Работа в паре.
-Давайте попробуем нарисовать дома злых и добрых персонажей нашей сказки. Если вы не против, работать вы будете в парах . Выберите себе партнёра. Каждой паре нужно будет нарисовать домик Бабы Яги и Маши и Вани. Договоритесь, кто и что будет рисовать.
Самостоятельная работа детей
Посмотрите, какие дома у нас получились.
-Как вы думаете, кто живёт в этом доме? Почему так решили?
-Какие цвета вы выбрали для рисования дома Бабы – Яги? Почему?
-Ребята, Баба-Яга в сказке добрая? ( Баба Яга в сказке злая).
-Она молодая? (Нет, старая.)
-Она красивая? (Нет, она страшная: у нее нос – крючком, волосы – торчком и нога костяная).
-Весёлая? (Нет, грустная).
-А как вы думаете. Почему Баба Яга была злая? (Жила одна в лесу, у неё не было друзей, родственников).
-А что нужно сделать, чтобы она стала добрее? (Пригласить её в гости, подарить подарки и т.д.)
-Давайте, ещё раз вспомним — чем заканчиваются сказки?
А как вы думаете, на свете больше добрых людей или злых?
-Скажите, а что сделать, чтобы люди стали добрее
-Вот и закончилось наше путешествие по сказке.
-Как вам показалось, оно было лёгкое или тяжёлое для вас?
-Что помогло вам в работе, а что мешало?
Опубликовано: 29.11.2015
1
2
«Гуси – лебеди»
3
Доброта – лекарство от многого, и, прежде всего, от всего дурного.
4
Доброта помогает людям жить, творить, делает жизнь красивой и радостной.
5
Доброта – всё полезное, хорошее, нужное.
6
Доброта – стремление делать добро другим.
7
Иван — Царевич
8
Кощей Бессмертный
9
Золотая рыбка
10
Дюймовочка
11
Карабас — Барабас
12
Красная Шапочка
13
Гуси-лебеди
14
Водяной
15
Баба — Яга
16
Золушка
17
Мальвина
18
19
ТВОРИ ДОБРО!
Содержание статьи
- В чем смысл произведения?
- Чему учит?
- Мораль
- В чем суть: краткое содержание
- Выводы в вопросах и ответах
- Почему мальчика унесли гуси-лебеди? Могла ли его сестра предотвратить это?
- Кто помогал детям и почему?
- Вопросы на внимательность
- Какие берега были у Речки?
- Какой пирожок съела девочка?
- Куда принесли гуси-лебеди братца девочки?
- Для любознательных
- Кто автор сказки «Гуси-лебеди»?
- Почему птиц называют гуси-лебеди?
Дети дошкольного и младшего школьного возраста не всегда могут ответить на вопрос — «чему учит сказка «Гуси-лебеди?». Необходимо обсудить прочитанное, и обратить внимание на поступки героев. Можно прийти к пониманию смысла произведения, отвечая на простые вопросы.
В чем смысл произведения?
Смысл сказки «Гуси-лебеди» отражают пословицы:
- «Как аукнется, так и откликнется»;
- «Что посеешь, то и пожнешь».
В начале произведения девочка неучтива. На просьбу Печки съесть ржаной пирожок она отвечает: О, у моего батюшки пшеничные не едятся!». Она пытается сама спасти брата, попавшего в беду. Но вскоре понимает, что без помощи ей не справится, и меняет свое поведение. Она выполняет просьбу Печки, Яблони, Речки. Взамен они помогают укрыться от преследователей.
Чему учит?
Произведение учит детей ответственности и любви к своим родным. Нужно серьезно относиться к поручениям родителей, заботиться о младших братьях и сестрах.
Чему еще учит сказка «Гуси лебеди»:
- быть смелым и решительным;
- делать добро и помогать другим.
Мораль
Главная мысль и мораль произведения – «относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе».
В чем суть: краткое содержание
Чтобы понять, в чем суть сказки, необходимо ее прочитать. Краткое содержание:
«Отец и мать уехали по делам, а дочке наказали приглядывать за младшим братом. Девочка заигралась, и не увидела, как братца похитили гуси-лебеди. Испугалась она, бросилась на поиски. Встретила на пути Печку, Речку да Яблоню. Они просили у девочки о помощи. (В разных версиях сказки девочка помогла им или поначалу отказала).
Наконец, она нашла брата у Бабы-Яги. Схватила и побежала домой. Послала Баба-Яга за детьми гусей-лебедей. Вот-вот догонят. Тогда дети попросились укрыться под берегом у Речки. Речка помогла им за сделанное доброе дело. После они спрятались среди ветвей Яблоньки, и в Печке. Не настигли детей преследователи. Вернулись брат с сестрой домой как раз перед приездом родителей».
Выводы в вопросах и ответах
После прочтения произведения детям необходимо сделать вывод. Для этого можно ответить на вопросы.
Почему мальчика унесли гуси-лебеди? Могла ли его сестра предотвратить это?
Потому что сестрица отвлеклась и заигралась. Этого не случилось бы, если бы она приглядывала за братом, как велели родители.
Кто помогал детям и почему?
Печка, Яблоня и Речка. Девочка выполнила просьбу и ей тоже помогли в сложной ситуации.
Вопросы на внимательность
Следующие вопросы помогают понять, насколько внимательно ребенок читал или слушал сказку.
Какие берега были у Речки?
Кисельные.
Какой пирожок съела девочка?
Из ржаной муки.
Куда принесли гуси-лебеди братца девочки?
В избушку Бабы-Яги.
Для любознательных
С детьми, которые заинтересовались произведением, можно обсудить вопросы, кто такие гуси-лебеди, и кто написал сказку.
Кто автор сказки «Гуси-лебеди»?
Русский народ. Это народная сказка. Ее обработали и опубликовали несколько авторов: Алексей Толстой, Александр Афанасьев и другие.
Почему птиц называют гуси-лебеди?
Никто достоверно не знает. По одной из версий, это такая же конструкция слова, как трава-мурава или злодей-разбойник. По другой, гуси-лебеди – это белые гуси, цветом похожие на лебедей (не серые). Существует больше 5 версий, почему так называют слуг Бабы Яги. В какую из них верить, каждый решает сам.
Чтение сказки «Гуси-лебеди» занимает у школьника во 2 классе от 30 до 50 минут, в зависимости от версии. Самая длинная версия у А. Н. Толстого. Сюжет динамичный и увлекательный. Дети 5 лет и старше легко улавливают ее суть и смысл.
Анализ сказки «Гуси-лебеди» в вопросах и ответах
- Есть ли в сказке присказка? Нет. Есть зачин.
- Какое событие является завязкой действия в волшебной сказке?
Брата похищают гуси – лебеди, сестра отправилась на поиски брата.
Какой запрет нарушается в сказке и кто и почему его нарушает?
Сестра нарушила запрет «не ходить со двора», она забыла, что ей наказывали родители
- Определите конфликт в сказке.
Конфликт в сказке происходит между Бабой-Ягой и детьми, между добром и злом.
- Найдите, как обозначаются в сказке место действия и ход времени, внешность персонажей? Почему сказка не дает подробных описаний?
Точное место действия в сказке не обозначено, но учитывая, что говорится о близости леса, речки, «яблочко лесное» можно подумать, что действие происходит в сельской местности. Скорее всего, события разворачиваются в течение дня (в начале сказки родители ушли на работу, в конце – вернулись)
- Дайте характеристику «нашего» и «тридевятого» царств. Чем «наш» мир отличается в сказке от «того» мира? Как сказка показывает, что герой уже оказался в «ином» мире?
«Наше» царство – это быт (родители уходят на работу, девочка гуляет, братец сидит на травке)
«Тридевятое» царство встречается девочке во время поисков брата (волшебная речка, говорящие печь, яблонь, ёжик; баба-яга, избушка на курьей ножке, Гуси-лебеди)
- Охарактеризуйте героя сказки. Какие типы героя и героини представлены в сказке?
Главная героиня – девочка, скорее всего она старше своего брата, т.к. именно её родители попросили присмотреть за ним. В начале сказки она легкомысленная (оставила братца одного), капризная (не желавшая даров речки, печки и яблоня), но всё же добрая и смелая (отправилась на поиски), коммуникабельная (спрашивала не видал ли кто Гусей-лебедей)
- Передаются ли в сказке переживания героев?
«Ахнула, кунулась туду-сюда – нету!
Она его кликала, слезами заливалась, причитывала…»
- Проследите, что герой сказки делает сам? Какие качества героя проявляются в его поступках?
Девочка сама принимает решение отправиться на поиски брата, сама вызволяет его от бабы-яги.
Здесь проявляются такие качества, как храбрость, ответственность.
- Чего добивается герой сказки и как ему это удается?
Девочка находит братца и помогают ей в этом сказочные персонажи (печь, яблонь, речка, ёжик)
- Кто в сказке становится врагами героя (героини): потусторонние существа или родные?
Враги гуси-лебеди, баба яга – потусторонние персонажи.
- Как сказка создает образы противников героя?
В сказке даётся их описание: «Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали», «баба-яга, морда жилиная, нога глиняная»
- Кто становится помощником героя? Объясняет ли сказка, почему это происходит?
Помощники печь, яблонь, речка, ёжик. Этим персонажам, кроме ежа тоже нужна помощь, поэтому они помогают девочке.
- Почему герой не может одержать победу над злом самостоятельно?
«Один в поле не воин» Вместе всегда легче преодолевать трудности.
- Какую функцию выполняет в сказке Баба-яга?
Баба-яга антагонист, с помощью гусей-лебедей похищает братца.
- Проследите, как нарастает напряжение в повествовании. Какой эпизод является кульминационным?
Гуси-лебеди унесли братца, отчаяние, поиск. Кульминация – девочка находит братца у бабы-яги.
- Как разрешается конфликт в сказке?
Сказочные персонажи помогают девочке и братцу спрятаться от гусей-лебедей и добраться до дома. Добро победило зло.
- Найдите в сказке пословицы. Какова их роль?
В этой сказке нет пословиц.
- Что такое «сказочные формулы»? Приведите их примеры. Когда и в каких целях они употребляются?
Сказочные формулы — ритмизованные прозаические фразы:
- «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…» — сказочные инициалы, зачины;
- «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» — срединные формулы;
- «И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало» — сказочная концовка, финал;
Инфоурок
›
Другое
›Презентации›Презентация по литературному чтение на тему» Сюжет Русская народная сказка Гуси- лебеди.»(2 класс)
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 142 человека из 47 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Урок литературного чтения
2 класс УМК «Школа России»Тема: Русская народная сказка
Гуси-лебеди -
2 слайд
Основные признаки сказки
зачин;
Волшебные предметы;
Сказочные слова и выражения;
Троекратный повтор;
Борьба добра и зла;
Добро побеждает зло;
Концовка. -
3 слайд
Чтение по ролям
У. с.48-53 -
4 слайд
Словарная работа
Причитывала – причитывать: плакать, приговаривать, жалуясь на что-либо; -
5 слайд
Кудель – пучок льна, приготовленный для пряжи;
Словарная работа -
6 слайд
Веретено – приспособление для получения нити из шерсти.
Словарная работа -
7 слайд
Устьице – отверстие в печи.
Словарная работа -
8 слайд
Вопросы к 1 части:
Кто действующие лица сказки?
Куда ушли отец и мать?
Что они наказали доченьке?
Послушала дочь родителей?
Куда ушла девочка?
Что случилось с братцем? -
9 слайд
Вопросы ко 2 части:
Что обнаружила девочка, когда вернулась?
Кого заметила девочка вдалеке?
Кто унес братца? -
10 слайд
Вопросы к 3 части:
К кому сначала обратилась девочка
за помощью?
Помогли ли ей?
Почему?
К кому она еще обратилась за помощью?
Помогли ей? Почему? -
11 слайд
Вопросы к 4 части:
Куда пришла девочка?
Что хотела сделать Баба-Яга?
Какой совет дала девочке мышка? -
12 слайд
Вопросы к 5 части:
Кто отправился в погоню за сестрой и братцем?
Кто выручал девочку?
Почему в этот раз молочная река, яблонька и печка помогли девочке?
Чем закончилась сказка? -
13 слайд
Сказка – ложь,
да в ней намек,
добрым молодцам урок. -
14 слайд
Работа по тетради с.4
-
15 слайд
Девочка бросилась догонять гусей.
Съешь моего ржаного пирожка – скажу.
Поешь моего простого киселька – скажу.
В избушке Бабы — яги.
Речка, матушка, спрячь меня.
Работа по тетради с.4 -
16 слайд
Девочка бросилась догонять гусей.
Съешь моего ржаного пирожка – скажу.
Поешь моего простого киселька – скажу.
В избушке Бабы — яги.
Речка, матушка, спрячь меня.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10 -
17 слайд
Проверочная работа
-
18 слайд
.
Составь рассказ о девочке. Ответь на вопросы.
Работа по тетради с.5
Домашнее задание -
19 слайд
Итог урока
Почему произошло несчастье, кто виноват?
Когда и почему девочка меняется к лучшему?
Назовите основные признаки сказки. -
Краткое описание документа:
Сюжет Русская народная сказка Гуси- лебеди1)зачин;2)Волшебные предметы; 3)Сказочные слова и выражения; 4)Троекратный повтор; 5)Борьба добра и зла; 6)Добро побеждает зло; 7)Концовка.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 052 954 материала в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Материал подходит для УМК
Другие материалы
- 23.12.2021
- 90
- 1
- 23.12.2021
- 282
- 17
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»
-
Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»
-
Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»
-
Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»
-
Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»
-
Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»
-
Настоящий материал опубликован пользователем Демочкина Светлана Михайловна. Инфоурок является
информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайтЕсли Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.Удалить материал
-
- На сайте: 6 лет и 10 месяцев
- Подписчики: 0
- Всего просмотров: 1203010
-
Всего материалов:
2576