Борьба двух миров в поэме блока двенадцать сочинение краткое

  • Идея двоемирия особую популярность набрала в период романтизма, провозглашали ее и символисты. Представители этих течений верили, что существует два параллельных мира – материальный и духовный. Поэт-символист А. Блок также берет за основу эту идею, но интерпретирует ее в духе революции. В современном ему укладе уживаются «старый» и «новый» миры, которые борются за право существования. Два мира легко узнаются в образах и деталях.
    В поэме читатель встречает старушку, которая всю жизнь прожила в старом мире, а теперь «не понимает, на что такой огромный плакат», призывающий передать всю власть Учредительному собранию». Старушку А. Блок сравнивает с курицей, намекая, таким образом, на свое отношение к людям, которые не могут перебороть в себе «старое». Далее автор проводит по улицам революционного города и знакомит с барыней, «попом», «буржуем». Все они чувствуют себя некомфортно в новых условиях, но понимают, что сопротивляться бессмысленно, так как на страже нового порядка красногвардейцы.
    Двенадцать красногвардейцев – главный символ революции. Они разгуливают по улицам, разрушая старый мир. Грабежи, насилие, разрушение – вот удел революционеров. Они уверены, что только путь разрухи и хаоса способен привести к новому бытию весь не только их, но и весь народ. Чтобы читатель не сомневался в благости их намерений, А. Блок впереди этой компании ставит Христа «с белым венчиком из роз» на голове. Евангельский образ символизирует справедливость, любовь и добро, которые ждут революционеров и тех, кто пошел за ними, в конце пути. Двенадцать же красноармейцев толкуются литературоведами как апостолы Христа.

  • Александр Александрович Блок — поэт-символист. Для символистов основой творчества всегда была идея двоемирия, параллельного существования двух миров — духовного и материального. У Блока, особенно в поздней лирике, эта мысль претворяется в описании  борьбы двух идей, двух укладов — гармонии и дисгармонии.
    В поэме Блока «Двенадцать», в его последнем крупном произведении, мы также видим противопоставление двух миров — старого и нового, революционного. Старый мир представлен старушкой, которая «не понимает, на что такой огромный плакат» — «Вся власть Учредительному собранию!», священником, барыней в каракуле и двумя существами, которые появляются всегда вместе — «буржуем» и «шелудивым псом», причем последний, собственно, и олицетворяет старый мир. Новое представлено двенадцатью красногвардейцами, идущими дозором под звуки марша:
    Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!
    Но врага этого в поэме нет. Скорее всего, враг — это старый мир (солдаты хотят «пальнуть в Святую Русь»), но буржуй не производит никаких решительных действий, он просто «стоит безмолвный как вопрос». В ранней лирике Блока именно молчание являлось признаком гармоничности. Христос и буржуй — единственные персонажи в поэме, которые не произносят ни слова. Красноармейцы идут «раздувать мировой пожар», но в результате совершают обыкновенное уголовное убийство и отправляются «грабить етажи». Они, которые олицетворяют новый порядок вещей, незрячи и духовно, и физически:
    И вьюга слепит им очи Дни и ночи напролет.
    Собственно, борьбы между мирами в поэме нет. Властвует дисгармония, вьюга, хаос. П.Флоренский применил по отношению к Блоку термин «бесовидение в метель». Рваные размеры, стилистическая разноголосица создают впечатление неуюта и беспорядка. Как уже было сказано в свое время, молчание было для Блока олицетворением гармонии. Поэма не молчит, она наполнена множеством голосов. Блок в свое время призывал интеллигенцию «Слушать музыку революции», и «Двенадцать» стала записью этой музыки.
    Мы видим в поэме жанровую и стилистическую неоднородность. Тут и марш («Революционный держите шаг!»), и народная разбойничья песня («Уж я семечки получу, получу»), частушка, молитва, романс. Используются резкие переходы от высокой к низкой лексике, стилизация под простонародную речь. Авторского голоса в этом произведении нет. Поэма полифонична. Она вся состоит из обрывков чужих фраз, отзвуков чужих слов, вся является олицетворением мира дисгармонии. Особенные споры в среди критиков всегда вызывал конец поэмы:
    В белом венчике из роз Впереди Иисус Христос.
    Рассматривая этот вопрос, не следует забывать, что Александр Александрович — символист и, следовательно, ни один его образ не подлежит однозначному толкованию. Если впереди двенадцати идет Христос, то это еще не значит, что он их возглавляет. Согласно художественной логике поэмы, красноармейцы и Христос принадлежат к разным мирам. Возможно, они гонятся за ним и стреляют именно в него. В руках Христа кровавый флаг, но чьей кровью он запятнан? Может это всё-таки Антихрист?
    Блок в художественной форме выразил то, что увидел и услышал в страшные годы революции. Поэма символична, так как события, произошедшие со страной, не поддаются однозначному толкованию, но она очень верно передает дух той трагической эпохи.

  • Александр Блок прошел огромный путь от камерного поэта, воспевавшего «розовое облако грез» и «милого воина», «одетого в серебро», до создателя поэмы «Двенадцать», с огромной силой выразившего страшную «музыку разрушения» и тоску по другой музыке, музыке «нового века», который «взойдет средь всех несчастных поколений.»
    Поэма «Двенадцать» — одно из самых сильных и современных произведений русской поэзии начала XX века. Это непредвзятый, объективный дневник революционных событий. В основе произведения конфликт, борьба старого и нового, борьба двух «миров».
    Поэт выступает за созидание в революции, а не за разрушение. Его влечет поэзия революции, но пугает
    русский бунт, которого так боялся еще Пушкин. Поэма «Двенадцать» построена на контрастах: «Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер!» Контрастны по своему изображению «буржуй на перекрестке», «невеселый товарищ поп» и идущие «двенадцать человек». Автор сочувственно относится к красноармейцу Петрухе, который не вор, не убийца. Он идет сокрушать старый мир. «Стоит буржуй, как пес голодный, стоит безмолвный, как вопрос, и старый мир… стоит, поджавши хвост». Ничто не может противостоять стихии народной революции. Но созидание сложнее разрушения. Нравственно-эстетический конфликт поэмы — столкновение добра и зла, будущего и прошлого в самих людях. На авансцену вышли прежде всего обездоленные и униженные. Автор сочувствует им. Но каждый ли способен выдержать экзамен на звание нового человека? Революция Блока — революция с человеческим лицом, а не кровавая вакханалия.
    Революция Блока несет добро и справедливость, потому что «нежной поступью надвъюжной, снежной россыпью жемчужной, в белом венчике из роз — впереди — Иисус Христос». Последняя фраза вполне поясняет революционный триумф в христианском понимании поэта.
    В конце поэмы мы видим уже не «голытьбу», а революционный народ, идущий в будущее «державным шагом». В этом произведении показано восприятие Октября интеллигентным поэтом. Не будучи революционером, соратником большевиков, «пролетарским» писателем или «выходцем из низов», Блок принял революцию, но принял Октябрь как роковую неизбежность, как неотвратимое событие истории, как сознательный выбор русской интеллигенции, приблизившей тем самым великую национальную трагедию. Отсюда его восприятие революции как возмездия старому миру.
    Революция — это возмездие бывшему господствующему классу, оторванной от народа интеллигенции, рафинированной, «чистой», в значительной степени элитарной культуре, деятелем и творцом которой он был сам.

  • Александр Блок прошел огромный путь от камерного поэта, воспевавшего «розовое облако грез» и «милого воина», «одетого в серебро», до создателя поэмы «Двенадцать», с огромной силой выразившего страшную «музыку разрушения» и тоску по дру­гой музыке, музыке «нового века», который «взойдет средь всех несчастных поколений»
    Поэма «Двенадцать» — одно из самых сильных и современ­ных произведений русской поэзии начала XX века. Это непред­взятый, объективный дневник революционных событий.
    [sms]
    В основе произведения — конфликт старого и нового, борьба двух «миров». Поэт выступает за созидание в революции, а не за разрушение. Его влечет поэзия революции, но пугает рус­ский бунт, от которого предостерегал еще Пушкин.
    Поэма «Двенадцать» построена на контрастах: «Черный ве­чер. Белый снег. Ветер, ветер!». Контрастны по своему изобра­жению «буржуй на перекрестке», «невеселый товарищ поп» и идущие «двенадцать». Автор сочувственно относится к красно­армейцу Петрухе, который не вор, не убийца. Он идет сокрушать старый мир. «Стоит буржуй, как пес голодный, стоит безмолв­ный, как вопрос, и старый мир… стоит, поджавши хвост».
    Ничто не может противостоять стихии народной революции. Но созидание сложнее разрушения. Нравственно-эстетический конфликт поэмы — столкновение добра и зла, будущего и про­шлого в самих людях. На авансцену вышли прежде всего обездо­ленные и униженные. Автор сочувствует им. Но каждый ли спо­собен выдержать экзамен на звание нового человека? Революция Блока — революция с человеческим лицом, а не кровавая вакха­налия. Революция Блока несет добро и справедливость, потому что «нежной поступью надвьюжной, снежной россыпью жемчуж­ной, в белом венчике из роз — впереди — Исус Христос».
    Последняя фраза вполне поясняет революционный триумф в христианском понимании поэта. В конце поэмы мы видим уже не «голытьбу», а революционный народ, идущий в будущее «державным шагом».
    В этом произведении показано восприятие Октября интел­лигентом. Не будучи революционером, соратником большеви­ков, «пролетарским» писателем или «выходцем из низов», Блок принял революцию, но принял Октябрь как роковую неизбеж­ность, как неотвратимое событие истории, как сознательный выбор русской интеллигенции, приблизившей тем самым вели­кую национальную трагедию.
    Отсюда его восприятие революции как возмездия старому миру. Революция — это возмездие бывшему господствующему классу, оторванной от народа интеллигенции, рафинированной, «чистой», в значительной степени элитарной культуре, деяте­лем и творцом которой он был сам.[/sms]

  • Черный вечер-Белый снег.
    Ветер, ветер!
    Ветер, ветер —
    На всем Божьем свете!
    Александр Блок прошел огромный путь от камерного поэта, воспевавшего “розовое облако грез” И “милого воина”, “одетого в серебро”, до создателя поэмы “Двенадцать”, с величайшей силой выразившего страшную “музыку разрушения” и тоску по другой музыке, музыке “нового века”, который “взойдет средь всех несчастных поколений”.
    Поэма “Двенадцать” — одно из самых сильных и современных произведений русской поэзии начала XX века. Это непредвзятый, объективный дневник революционных событий.
    В основе произведения конфликт, борьба старого и нового, борьба двух “миров”.
    Мы на горе всем буржуям
    Мировой пожар раздуем,
    Мировой пожар в крови –
    Господи, благослови!
    Поэт выступает за созидание в революции, а не за разрушение. Его влечет поэзия революции, но пугает русский бунт, которого так боялся еще Пушкин.
    Поэма “Двенадцать” вся построена на контрастах: черный вечер — белый снег; черная злоба — святая злоба и т. д. Контрастны по своему изображению “буржуй на перекрестке”, “невеселый товарищ поп” и идущие “двенадцать человек”.
    Автор сочувственно относится к красноармейцу Петрухе, который не вор, не убийца. Он идет сокрушать старый мир.
    Стоит буржуй, как пес голодный,
    Стоит безмолвный, как вопрос.
    И старый мир, как пес безродный,
    Стоит за ним, поджавши хвост.
    Ничто не может противостоять стихии народной революции. Но созидание сложнее разрушения.
    Нравственно-эстетический конфликт поэмы — столкновение добра и зла, будущего и прошлого — заключен в самих людях. На авансцену вышли прежде всего обездоленные и униженные. Автор сочувствует им. Но каждый ли способен выдержать экзамен на звание нового человека?
    Революция изображена у Блока с человеческим лицом, а не с кровью и убийствами. Революция Блока несет добро и справедливость, потому что:
    Нежной поступью надвьюжной,
    Снежной россыпью жемчужной,
    В белом венчике из роз —
    Впереди- Исус Христос.
    Последняя фраза вполне поясняет, как революционный триумф отразился в христианском понимании Александра Александровича Блока. В конце поэмы мы видим уже не “голытьбу”, а революционный народ, идущий в будущее “державным шагом”.
    В этом произведении показано восприятие Октября поэтом-интеллигентом. Не будучи революционером, соратником большевиков, “пролетарским” писателем или “выходцем из низов”, Блок принял революцию, но он принял Октябрь как роковую неизбежность, как неотвратимое событие истории, как сознательный выбор русской интеллигенции, приблизившей тем самым великую национальную трагедию.
    Отсюда восприятие Блоком революции как возмездия старому миру. Революция — это возмездие бывшему господствовавшему классу, оторванной от народа интеллигенции, рафинированной, “чистой”, в значительной степени элитарной культуре, носителем и творцом которой он был сам.

  • Александр Блок прошел огромный путь от камерного поэта, воспевавшего «розовое облако грез» и «милого воина», «одетого в серебро», до создателя поэмы «Двенадцать», с огромной силой выразившего страшную «музыку разрушения» и тоску по другой музыке, музыке «нового века», который «взойдет средь всех несчастных поколений»
    Поэма «Двенадцать» — одно из самых сильных и современных произведений русской поэзии начала XX века. Это непредвзятый, объективный дневник революционных событий.
    В основе произведения — конфликт старого и нового, борьба двух «миров». Поэт выступает за созидание в революции, а не за разрушение. Его влечет поэзия революции, но, пугает русский бунт, от которого предостерегал еще Пушкин.
    Поэма «Двенадцать» построена на контрастах: «Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер!». Контрастны по своему изображению «буржуй на перекрестке», «невеселый товарищ поп» и идущие «двенадцать». Автор сочувственно относится к красноармейцу Петрухе, который не вор, не убийца. Он идет сокрушать старый мир. «Стоит буржуй, как пес голодный, стоит безмолвный, как вопрос, и старый мир… стоит, поджавши хвост».
    Ничто не может противостоять стихии народной революции. Но созидание сложнее разрушения. Нравственно-эстетический конфликт поэмы — столкновение добра и зла, будущего и прошлого в самих людях. На авансцену вышли прежде всего обездоленные и униженные. Автор сочувствует им. Но каждый ли способен выдержать экзамен на звание нового человека? Революция Блока — революция с человеческим лицом, а не кровавая вакханалия. Революция Блока несет добро и справедливость, потому что «нежной поступью надвьюжной, снежной россыпью жемчужной, в белом венчике из роз — впереди — Исус Христос».
    Последняя фраза вполне поясняет революционный триумф в христианском понимании поэта. В конце поэмы мы видим уже не «голытьбу», а революционный народ, идущий в будущее «державным шагом».
    В этом произведении показано восприятие Октября интеллигентом. Не будучи революционером, соратником большевиков, «пролетарским» писателем или «выходцем из низов», Блок принял революцию, но принял Октябрь как роковую неизбежность, как неотвратимое событие истории, как сознательный выбор русской интеллигенции, приблизившей тем самым великую национальную трагедию.
    Отсюда его восприятие революции как возмездия старому миру. Революция — это возмездие бывшему господствующему классу, оторванной от народа интеллигенции, рафинированной, «чистой», в значительной степени элитарной культуре, деятелем и творцом которой он был сам.

  • Александр Блок прошел огромный путь от камерного поэта, воспевавшего “розовое облако грез” и “милого воина”, “одетого в серебро”, до создателя поэмы “Двенадцать”, с огромной силой выразившего страшную “музыку разрушения” и тоску по другой музыке, музыке “нового века”, который “взойдет средь всех несчастных поколений”
    Поэма “Двенадцать” – одно из самых сильных и современных произведений русской поэзии начала XX века. Это непредвзятый, объективный дневник революционных событий.
    В основе произведения конфликт, борьба старого и нового, борьба двух “миров”. Поэт выступает за созидание в революции, а не за разрушение. Его влечет поэзия революции, но пугает русский бунт, которого так боялся еще Пушкин.
    Поэма “Двенадцать” построена на контрастах: “Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер!” Контрастны по своему изображению “буржуй на перекрестке”, “невеселый товарищ поп” и идущие “двенадцать человек”. Автор сочувственно относится к красноармейцу Петрухе, который не вор, не убийца. Он идет сокрушать старый мир. “Стоит буржуй, как пес голодный, стоит безмолвный, как вопрос, и старый мир… стоит, поджавши хвост”.
    Ничто не может противостоять стихии народной революции. Но созидание сложнее разрушения. Нравственно-эстетический конфликт поэмы – столкновение добра и зла, будущего и прошлого в самих людях. На авансцену вышли прежде всего обездоленные и униженные. Автор сочувствует им. Но каждый ли способен выдержать экзамен на звание нового человека? Революция Блока – революция с человеческим лицом, а не кровавая вакханалия. Революция Блока несет добро и справедливость, потому что “нежной поступью надвьюжной, снежной россыпью жемчужной, в белом венчике из роз – впереди – Иисус Христос”.
    Последняя фраза вполне поясняет революционный триумф в христианском понимании поэта. В конце поэмы мы видим уже не “голытьбу”, а революционный народ, идущий в будущее “державным шагом”
    В этом произведении показано восприятие Октября интеллигентным поэтом. Не будучи революционером, соратником большевиков, “пролетарским” писателем или “выходцем из низов”, Блок принял революцию, но принял Октябрь как роковую неизбежность, как неотвратимое событие истории, как сознательный выбор русской интеллигенции, приблизившей тем самым великую национальную трагедию.
    Отсюда его восприятие революции как возмездия старому миру. Революция – это возмездие бывшему господствующему классу, оторванной от народа интеллигенции, рафинированной, “чистой”, в значительной степени элитарной культуре, деятелем и творцом которой он был сам.

  • Александр Блок прошел огромный путь от камерного поэта, воспевавшего “розовое облако грез” и “милого воина”, “одетого в серебро”, до создателя поэмы “Двенадцать”, с огромной силой выразившего страшную “музыку разрушения” и тоску по другой музыке, музыке “нового века”, который “взойдет средь всех несчастных поколений.”
    Поэма “Двенадцать” — одно из самых сильных и современных произведений русской поэзии начала XX века. Это непредвзятый, объективный дневник революционных событий. В основе произведения конфликт, борьба старого и нового, борьба двух “миров”.
    Поэт выступает за созидание в революции, а не за разрушение. Его влечет поэзия революции, но пугает
    русский бунт, которого так боялся еще Пушкин. Поэма “Двенадцать” построена на контрастах: “Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер!” Контрастны по своему изображению “буржуй на перекрестке”, “невеселый товарищ поп” и идущие “двенадцать человек”. Автор сочувственно относится к красноармейцу Петрухе, который не вор, не убийца. Он идет сокрушать старый мир. “Стоит буржуй, как пес голодный, стоит безмолвный, как вопрос, и старый мир… стоит, поджавши хвост”. Ничто не может противостоять стихии народной революции. Но созидание сложнее разрушения. Нравственно-эстетический конфликт поэмы — столкновение добра и зла, будущего и прошлого в самих людях. На авансцену вышли прежде всего обездоленные и униженные. Автор сочувствует им. Но каждый ли способен выдержать экзамен на звание нового человека? Революция Блока — революция с человеческим лицом, а не кровавая вакханалия.
    Революция Блока несет добро и справедливость, потому что “нежной поступью надвыожной, снежной россыпью жемчужной, в белом венчике из роз — впереди — Иисус Христос”. Последняя фраза вполне поясняет революционный триумф в христианском понимании поэта.
    В конце поэмы мы видим уже не “голытьбу”, а революционный народ, идущий в будущее “державным шагом”. В этом произведении показано восприятие Октября интеллигентным поэтом. Не будучи революционером, соратником большевиков, “пролетарским” писателем или “выходцем из низов”, Блок принял революцию, но принял Октябрь как роковую неизбежность, как неотвратимое событие истории, как сознательный выбор русской интеллигенции, приблизившей тем самым великую национальную трагедию. Отсюда его восприятие революции как возмездия старому миру.
    Революция — это возмездие бывшему господствующему классу, оторванной от народа интеллигенции, рафинированной, “чистой”, в значительной степени элитарной культуре, деятелем и творцом которой он был сам.

  • Борьба двух “миров” в поэме Блока “Двенадцать”
    Александр Блок прошел огромный путь от камерного поэта, воспевавшего “розовое облако грез” и “милого воина”, “одетого в серебро”, до создателя поэмы “Двенадцать”, с огромной силой выразившего страшную “музыку разрушения” и тоску по другой музыке, музыке “нового века”, который “взойдет средь всех несчастных поколений”
    Поэма “Двенадцать” – одно из самых сильных и современных произведений русской поэзии начала XX века. Это непредвзятый, объективный дневник революционных событий. В основе произведения конфликт, борьба старого и нового, борьба двух “миров”. Поэт выступает за созидание в революции, а не за разрушение. Его влечет поэзия революции, но пугает русский бунт, которого так боялся еще Пушкин.
    Поэма “Двенадцать” построена на контрастах: “Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер!” Контрастны по своему изображению “буржуй на перекрестке”, “невеселый товарищ поп” и идущие “двенадцать человек”. Автор сочувственно относится к красноармейцу Петрухе, который не вор, не убийца. Он идет сокрушать старый мир. “Стоит буржуй, как пес голодный, стоит безмолвный, как вопрос, и старый мир… стоит, поджавши хвост”.
    Ничто не может противостоять стихии народной революции. Но созидание сложнее разрушения. Нравственно-эстетический конфликт поэмы – столкновение добра и зла, будущего и прошлого в самих людях. На авансцену вышли прежде всего обездоленные и униженные. Автор сочувствует им. Но каждый ли способен выдержать экзамен на звание нового человека? Революция Блока – революция с человеческим лицом, а не кровавая вакханалия. Революция Блока несет добро и справедливость, потому что “нежной поступью надвьюжной, снежной россыпью жемчужной, в белом венчике из роз – впереди – Исус Христос”.
    Последняя фраза вполне поясняет революционный триумф в христианском понимании поэта. В конце поэмы мы видим уже не “голытьбу”, а революционный народ, идущий в будущее “державным шагом” В этом произведении показано восприятие Октября интеллигентным поэтом. Не будучи революционером, соратником большевиков, “пролетарским” писателем или “выходцем из низов”, Блок принял революцию, но принял Октябрь как роковую неизбежность, как неотвратимое событие истории, как сознательный выбор русской интеллигенции, приблизившей тем самым великую национальную трагедию.
    Отсюда его восприятие революции как возмездия старому миру. Революция – это возмездие бывшему господствующему классу, оторванной от народа интеллигенции, рафинированной, “чистой”, в значительной степени элитарной культуре, деятелем и творцом которой он был сам.

  • Александр Блок прошел огромный путь от камерного поэта, воспевавшего “розовое облако грез” и “милого воина”, “одетого в серебро”, до создателя поэмы “Двенадцать”, с огромной силой выразившего страшную ” музыку разрушения” и тоску по другой музыке, музыке “нового века”, который “взойдет средь всех несчастных поколений”.
    Поэма “Двенадцать” -одно из самых сильных и современных произведений русской поэзии начала XX века. Это непредвзятый, объективный дневник революционных событий.
    В основе произведения конфликт, борьба старого и нового, борьба двух “миров”. Поэт выступает за созидание в революции, а не за разрешение. Его влечет поэзия революции, но пугает русский бунт, которого так боялся еще Пушкин.
    Поэма “Двенадцать” построена на контрастах: “Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер!” Контрастны по своему изображению “буржуй на перекрестке”, “невеселый товарищ поп” и идущие “двенадцать человек”.
    Автор сочувственно относится к красноармейцу Петрухе, который не вор, не убийца. Он идет сокрушать старый мир. “Стоит буржуй, как пес голодный, стоит безмолвный, как вопрос, и старый мир… стоит, поджавши хвост”.
    Ничто не может противостоять стихии народной революции. Но созидание сложнее разрушения. Нравственно-эстетический конфликт поэмы столкновение добра и зла, будущего и прошлого в самих людях. На авансцену вышли прежде всего обездоленные и униженные. Автор сочувствует им. Но каждый ли способен выдержать экзамен на звание нового человека. Революция изображена у Блока с человеческим лицом, а не с кровью и убийством. Революция Блока несет добро и справедливость, потому что: “нежной поступью надвьюжной, снежной россыпью жемчужной, в белом венчике из роз впереди Исус Христос”.
    Последняя фраза вполне поясняет революционный триумф в христианском понимании поэта. В конце поэмы мы видим уже не “голытьбу”, а революционный народ, идущий в будущее “державным шагом”.
    В этом произведении показано восприятие Октября интеллигентным поэтом. Не будучи революционером, соратником большевиков, “пролетарским” писателем или “выходцем из низов”, Блок принял революцию, но принял Октябрь как роковую неизбежность, как неотвратимое событие истории, как сознательный выбор русской интеллигенции, приблизившей тем самым великую национальную трагедию.
    Отсюда его восприятие революции как возмездия старому миру.
    Революция это возмездие бывшему господствовавшему классу, оторванной от народа интеллигенции, рафинированной “чистой”, в значительной степени элитарной культуре, деятелем и творцом которой он был сам.

  • (301 слово) Поэма «Двенадцать» — лирическая хроника революционных событий в Петрограде зимой 1917-1918 года. Здесь нет точных дат, мест, имен, однако эти реалии легко узнаваемы и создают для читателей эффект присутствия. В центре событий конфликт старого, царского мира и нового, большевистского. Символы старого – старушка, писатель с длинными волосами, поп, барыня – ругают новую власть, хотят возвращения того, что уже ушло навсегда. Новый мир представляет отряд двенадцати. Они любыми путями хотят сберечь новое, только начинающееся. И ради этой высокой цели они не стесняются в средствах, их руки в крови. Однако именно за новым миром правда, поэтому в конце поэмы во главе отряда встает Иисус Христос, напоминая о том, что идея революции сама по себе гуманна, Россия может стать справедливее и гармоничнее.

    Блок не идеализирует своих героев, не показывает их однобоко. Душевные метания, свойственные многим людям, не знающим, на какой стороне быть, показаны в образе Петрухи. Этот герой примкнул к отряду двенадцати не из-за врожденной жестокости и желания карать, нет, он пошел за идею, из искреннего желания отстоять справедливость. Он невольно убил бывшую возлюбленную Катьку, из-за этого страдает. Однако не время страдать, рассуждать, сейчас задача другая – так говорят ему товарищи. Петруха вспоминает Бога, но остальные бойцы отряда говорят, что солдат лишен помощи Всевышнего, ведь его руки в крови. Отряд, как и все жители России, оказывается захваченным стихией, вихрем, но к чему он приведет? На этот вопрос и отвечает образ Христа, ведущий отряд через кровь к очищению.

    «Двенадцать» — поэма контрастов не только в изображаемых событиях, но и в поэтических средствах (черный вечер – белый снег, черная – святая злоба). Эти контрасты отражают всю противоречивость переворота, коренной перелом во всей истории страны. В широком смысле, в произведении происходит битва добра и зла. А что есть что? Автор предоставляет дать ответ на этот вопрос читателям. Но сам поэт показывает, что нет какого-то однобокого, однозначного взгляда на революцию, нет черного и белого, все сложнее.

    Автор: Мария Блинова

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

    Большой Бейсуг

    Отвяжись ты, шелудивый, Я штыком пощекочу! Старый мир, как пес паршивый, Провались — поколочу!
    А. Блок

    По мере становления А. Блока как поэта, изменения его отношения к жизни, менялась и его поэзия, художественная манера написания произведений.

    А. Блок начинал свой творческий путь как поэт символист, стараясь хотя бы в своей поэзии достичь мечты, идеала Вечной Женственности, который, по его мнению, сумел бы преобразить и окружающий мир. Но постепенно он зашел в тупик и обратился к миру земному, него творчестве появились черты реализма. И тут поэта подхватила революция, чью «музыку» он давно слышал своим чутким сердцем, ненавидя мещанский, буржуазный мир, но не зная, как с ним бороться, как изменить. Именно разрушение этого старого, но уже отжившего свое, больного мира ярко отобразил А. Блок в своей поэме «Двенадцать».

    В этом произведении А. Блок не стремился выразить свое отношение к революции, его задачей было максимально объективно показать эту переломную эпоху. Ненавистный поэту старый мир представлен в виде нищего, паршивого, голодного пса, сопровождающего бойцов революции и не желающего отставать. Он так упорно плетется сзади, что мы понимаем: дело в самих участниках революции, которые еще пропитаны старыми принципами и привычками — «новые» люди рождаются постепенно, в результате мучительных противоречий, замены отживших установок более совершенными.

    Старый мир, как пес паршивый, Провались — поколочу!

    Нет человека, которого не затронула бы революция, поскольку она была связана с коренными изменениями всего общества, а для Блока—и целого мира, поэтому в такое переломное время людям тяжело устоять на ногах:

    Завивает ветер Белый снежок. Под снежком — ледок. Скользко, тяжко, Всякий ходок Скользит — ах, бедняжка!

    Представители старого мира — буржуи, долгополые «товарищи попы», дамы в каракуле, писатели-витии — не могут ничего предпринять против натиска новых революционных сил, они лишь причитают или злословят: «Ох, большевики загонят в гроб!», «Предатели!», «Погибла Россия!», «Уж мы плакали, плакали…»

    Но кто же они — борцы и участники революции? А. Блок не идеализирует их, не выставляет в лучшем, чем они есть, свете:

    В зубах — цыгарка, примят картуз, На спину б надо бубновый туз!

    «Бубновый туз» — это знак каторжника, разбойника. Так вот каковы эти защитники Революции! Перед нами — образы разрушителей, пусть даже и старого мира. Они еще не знают, что у них впереди. Над ними «черное, черное небо, перед ними — непроглядная тьма, в сердцах только

    Злоба, грустная злоба Кипит в груди… Черная злоба, святая злоба…

    Эти люди восстали против отжившего, больного, мертвого, но вместе с тем они готовы стрелять и по бывшему когда-то для них самих дорогим, святым:

    …И идут без имени святого Все двенадцать — вдаль. Ко всему готовы, Ничего не жаль…

    Но ведь ломать — не строить Революция не может победить, лишь разрушая, не предлагая ничего взамен. Этим солдатам предстоит переплавить в первую очередь себя и лишь затем сможет измениться мир. А это очень болезненный, сложный и кропотливый процесс. Наверное, поэтому всю поэму насквозь пронизывает ветер — символ стихийного начала, поднявший революцию и хозяйничающий не только на улицах города, но и в душах бойцов за новый мир.

    Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер — На всем божьем свете

    Этот ветер постепенно перерастает во вьюгу которая уже мешает, а не помогает, сбивает с ног, не даёт людям видеть друг друга. Хочется верить, что солдаты революции устоят перед стихией, сумеют найти новые опоры, провозгласить новые, созидательные принципы, ведь

    Впереди — с кровавым флагом, И за вьюгой невидим, И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной поступью жемчужной, В белом венчике из роз — Впереди — Исус Христос!

    похожие материалы

    • Борьба двух «миров» в поэме Блока «Двенадцать»
    • Старый и новый мир в поэме А. Блока «Двенадцать»

    Александр Александрович Блок — поэт-символист. Для символистов основой творчества всегда была идея двоемирия, параллельного существования двух миров — духовного и материального. У Блока, особенно в поздней лирике, эта мысль претворяется в описании борьбы двух идей, двух укладов — гармонии и дисгармонии.

    В поэме Блока «Двенадцать», в его последнем крупном произведении, мы также видим противопоставление двух миров — старого и нового, революционного. Старый мир представлен старушкой, которая «не понимает, на что такой огромный плакат» — «Вся власть Учредительному собранию!», священником, барыней в каракуле и двумя существами, которые появляются всегда вместе — «буржуем» и «шелудивым псом», причем последний, собственно, и олицетворяет старый мир. Новое представлено двенадцатью красногвардейцами, идущими дозором под звуки марша:

    Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!

    Но врага этого в поэме нет. Скорее всего, враг — это старый мир (солдаты хотят «пальнуть в Святую Русь»), но буржуй не производит никаких решительных действий, он просто «стоит безмолвный как вопрос». В ранней лирике Блока именно молчание являлось признаком гармоничности. Христос и буржуй — единственные персонажи в поэме, которые не произносят ни слова. Красноармейцы идут «раздувать мировой пожар», но в результате совершают обыкновенное уголовное убийство и отправляются «грабить етажи». Они, которые олицетворяют новый порядок вещей, незрячи и духовно, и физически:

    И вьюга слепит им очи Дни и ночи напролет.

    Собственно, борьбы между мирами в поэме нет. Властвует дисгармония, вьюга, хаос. П.Флоренский применил по отношению к Блоку термин «бесовидение в метель». Рваные размеры, стилистическая разноголосица создают впечатление неуюта и беспорядка. Как уже было сказано в свое время, молчание было для Блока олицетворением гармонии. Поэма не молчит, она наполнена множеством голосов. Блок в свое время призывал интеллигенцию «Слушать музыку революции», и «Двенадцать» стала записью этой музыки.

    Мы видим в поэме жанровую и стилистическую неоднородность. Тут и марш («Революционный держите шаг!»), и народная разбойничья песня («Уж я семечки получу, получу»), частушка, молитва, романс. Используются резкие переходы от высокой к низкой лексике, стилизация под простонародную речь. Авторского голоса в этом произведении нет. Поэма полифонична. Она вся состоит из обрывков чужих фраз, отзвуков чужих слов, вся является олицетворением мира дисгармонии. Особенные споры в среди критиков всегда вызывал конец поэмы:

    В белом венчике из роз Впереди Иисус Христос.

    Рассматривая этот вопрос, не следует забывать, что Александр Александрович — символист и, следовательно, ни один его образ не подлежит однозначному толкованию. Если впереди двенадцати идет Христос, то это еще не значит, что он их возглавляет. Согласно художественной логике поэмы, красноармейцы и Христос принадлежат к разным мирам. Возможно, они гонятся за ним и стреляют именно в него. В руках Христа кровавый флаг, но чьей кровью он запятнан? Может это всё-таки Антихрист?

    Блок в художественной форме выразил то, что увидел и услышал в страшные годы революции. Поэма символична, так как события, произошедшие со страной, не поддаются однозначному толкованию, но она очень верно передает дух той трагической эпохи.

    Читаемое в разделе:

    • Образ Прекрасной Дамы в творчестве А. Блока
    • Эволюция образа Прекрасной Дамы в лирике Блока
    • Звук и цвет в поэзии Блока
    • Анализ стихотворения А. Блока «Русь»
    • Анализ поэмы Блока «Двенадцать»

    Ранее опубликованные в разделе:

    • Образ Прекрасной Дамы в творчестве А. Блока
    • Звук и цвет в поэзии Блока

    Новые материалы раздела:

    • Анализ поэмы Блока «Двенадцать»
    • Анализ стихотворения А. Блока «Русь»
    • Эволюция образа Прекрасной Дамы в лирике Блока

    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

    Борьба двух «миров» в поэме Блока «Двенадцать»

    Александр
    Блок прошел огромный путь от камерного
    поэта, воспевавшего «розовое облако
    грез» и «милого воина», «одетого
    в серебро», до создателя поэмы
    «Двенадцать», с огромной силой
    выразившего страшную «музыку
    разрушения» и тоску по другой музыке,
    музыке «нового века», который
    «взойдет средь всех несчастных
    поколений».

    Поэма
    «Двенадцать» — одно из самых сильных
    и современных произведений русской
    поэзии начала XX века. Это непредвзятый,
    объективный дневник революционных
    событий.

    В
    основе произведения конфликт, борьба
    старого и нового, борьба двух «миров».
    Поэт выступает за созидание в революции,
    а не за разрешение. Его влечет поэзия
    революции, но пугает русский бунт,
    которого так боялся еще Пушкин.

    Поэма
    «Двенадцать» построена на контрастах:
    «Черный вечер. Белый снег. Ветер,
    ветер!» Контрастны по своему изображению
    «буржуй на перекрестке», «невеселый
    товарищ поп» и идущие «двенадцать
    человек». Автор сочувственно относится
    к красноармейцу Петрухе, который не
    вор, не убийца. Он идет сокрушать старый
    мир. «Стоит буржуй, как пес голодный,
    стоит безмолвный, как вопрос, и старый
    мир… стоит, поджавши хвост».

    Ничто
    не может противостоять стихии народной
    революции. Но созидание сложнее
    разрушения. Нравственно-эстетический
    конфликт поэмы — столкновение добра и
    зла, будущего и прошлого — в самих людях.
    На авансцену вышли прежде всего
    обездоленные и униженные. Автор
    сочувствует им. Но каждый ли способен
    выдержать экзамен на звание нового
    человека. Революция изображена у Блока
    с человеческим лицом, а не с кровью и
    убийством. Революция Блока несет добро
    и справедливость, потому что: «нежной
    поступью надвьюжной, снежной россыпью
    жемчужной, в белом венчике из роз —
    впереди — Исус Христос».

    Последняя
    фраза вполне поясняет революционный
    триумф в христианском понимании поэта.
    В конце поэмы мы видим уже не «голытьбу»,
    а революционный народ, идущий в будущее
    «державным шагом».

    В
    этом произведении показано восприятие
    Октября интеллигентным поэтом. Не будучи
    революционером, соратником большевиков,
    «пролетарским» писателем или
    «выходцем из низов», Блок принял
    революцию, но принял Октябрь как роковую
    неизбежность, как неотвратимое событие
    истории, как сознательный выбор русской
    интеллигенции, приблизившей тем самым
    великую национальную трагедию.

    Отсюда
    его восприятие революции как возмездия
    старому миру. Революция — это возмездие
    бывшему господствовавшему классу,
    оторванной от народа интеллигенции,
    рафинированной «чистой», в
    значительной степени элитарной культуре,
    деятелем и творцом которой он был сам.

    А.
    А. Блок

    Лирический герой в поэзии а. А. Блока

    Имя
    Александр Александровича Блока тесно
    связано в сознании читателей с символизмом.
    Это литературное течение, прийдя в
    Россию из Западной Европы на рубеже 19
    и 20 веков, обогатившись достижениями
    русской стихотворной традиции, дало
    литературе множество замечательных
    произведений, среди которых поэзия
    Блока. Образы, созданные им, занимают
    особое место.

    Своеобразие
    позиции поэта во многом уже отразилось
    в первые годы его творчества в образах
    лирического героя. Характерно в этом
    отношении стихотворение «Фабрика».
    С одной стороны, обращение поэта-символиста
    к реальности, к социальной тематике уже
    говорит само за себя. Но, с другой стороны,
    символическая философия, понимание
    своего места в жизни также весьма
    показательны. Стихотворение рисует три
    образа: собравшихся у ворот людей,
    «недвижный кто-то, черный кто-то»,
    считающего пришедших, и, наконец,
    лирический герой, говорящий: «Я вижу
    все с моей вершины…» Нахождение на
    вершине — это как бы начальная точка
    творчества самого поэта, из которой он
    шел вместе со своим лирическим героем
    к реализму.

    Ранние
    стихотворения Блока пронизаны образом
    Прекрасной Дамы. Его раскрытию и
    постижению поэт посвятил целый цикл
    стихотворений. Перед читателем открывается
    особый мир влюбленного человека,
    влюбленного поэта. /Ведь не секрет, что
    этот цикл был посвящен Любови Дмитриевне
    Менделеевой, жене поэта/. Поэт преклоняется
    перед идеалом красоты и женственности
    и ощущает себя рыцарем, отдающим жизнь
    служению своей Даме. В стихотворении
    «Вхожу я в темные храмы…», поводом
    для создания которого стала встреча в
    Исаакиевском соборе Блока с Л. Д.
    Менделеевой, перед лирическим героем
    появляется образ, который сравним с
    пушкинской Мадонной. Это «чистейшей
    прелести чистейший образец». Лирический
    герой этого периода творчества Блока
    — романтик, для которого любовь является
    высшей ценностью.

    Образ-символ
    получил другое освещение в стихотворении,
    ставшем символом самого поэта,
    «Незнакомка». Тема этого стихотворения
    может быть выражена следующей фразой:
    идеал, потребность красоты приходит в
    соприкосновение с отталкивающей
    реальностью. Эту двойственность поэт
    отразил и в композиции произведения:
    оно делится на две части. Первая часть
    пронизана настроением ожидания «друга
    единственного» — мечты, идеального
    образа Незнакомки. Но место встречи с
    ней — трактир. Умело нагнетая описанием
    пейзажа, использованием звукового ряда
    ощущение пошлости происходящего, автор
    мотивирует состояние лирического героя.
    Появление Незнакомки во второй части
    на время преображает действительность
    для героя, что в художественном плане
    выражается в перемене всех оценочных
    эпитетов, образов природы на противоположные.
    Они как бы освещены с другой стороны.
    Итог же — возврат в реальный мир,
    невозможность спрятаться в забытьи.
    Единственное возможное — продлевать
    его: «Ты право, пьяное чудовище, Я знаю
    — истина в вине».

    В
    этом стихотворении проявляется тонкий
    психологизм в раскрытии образа лирического
    героя, смена его состояний очень важна
    для Блока.

    Разработка
    подобных образов в малой стихотворной
    форме все же не давала возможности полно
    раскрыть их внутренний мир, эволюцию
    во времени. Это удалось сделать в поэме
    «Соловьиный сад». Основа сюжета
    этой поэмы — неизбежность возврата
    лирического героя из мира сладких грез
    и любви в реальность. Герой обретает
    новое, общечеловеческое значение. Так,
    многие образы поэмы имеют библейское
    звучание. На осле ехал Иисус, чтобы
    указать праведный путь, истину. Сад и
    его хозяйка — это Адам и Ева. Сад и
    остальной мир разделены только оградой,
    но, войдя в него, лирический герой теряет
    свое место в той жизни, куда он потом
    неизбежно должен вернуться.

    В
    поэме решаются философские проблемы:
    выбора жизненного пути, любви. Герой
    обогащен новым знанием, но он и опустошен
    беззаботным счастьем.

    Образ
    опустошенного жизнью, с нелегкой судьбой
    человека появляется в стихотворении
    «О доблестях, о подвигах, о славе».
    Это стихотворение автобиографично.
    Ведь незадолго до создания этого
    стихотворения Блока покинула его жена.
    Поэтому становится ясна неразрывная
    связь лирического героя с самим поэтом.
    В каждом его стихотворении этот образ
    несет не только конкретную лирическую
    нагрузку, но и становится провозвестником
    общечеловеческих идей, вечных ценностей.
    Но Блок не уходит и от конкретных,
    реальных событий. В синтезе реального
    и идеального, в отражении внутреннего
    мира поэта во всей его глубине и состоит
    сущность лирического героя. Он полностью
    отразил эволюцию поэта, при этом сам
    многократно изменяясь.

    А.
    А. Блок и С. А. Есенин

    Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Есть что добавить?

    Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

    / Сочинения / Блок А.А. / Двенадцать / Борьба двух «миров» в поэме А. Блока «Двенадцать»

    Борьба двух «миров» в поэме А. Блока «Двенадцать»

        Черный вечер-Белый снег.

         Ветер, ветер!

        Ветер, ветер —

        На всем Божьем свете!

        Александр Блок прошел огромный путь от камерного поэта, воспевавшего “розовое облако грез” И “милого воина”, “одетого в серебро”, до создателя поэмы “Двенадцать”, с величайшей силой выразившего страшную “музыку разрушения” и тоску по другой музыке, музыке “нового века”, который “взойдет средь всех несчастных поколений”.

        Поэма “Двенадцать” — одно из самых сильных и современных произведений русской поэзии начала XX века. Это непредвзятый, объективный дневник революционных событий.

        В основе произведения конфликт, борьба старого и нового, борьба двух “миров”.

        Мы на горе всем буржуям

        Мировой пожар раздуем,

        Мировой пожар в крови —

        Господи, благослови!

        Поэт выступает за созидание в революции, а не за разрушение. Его влечет поэзия революции, но пугает русский бунт, которого так боялся еще Пушкин.

        Поэма “Двенадцать” вся построена на контрастах: черный вечер — белый снег; черная злоба — святая злоба и т. д. Контрастны по своему изображению “буржуй на перекрестке”, “невеселый товарищ поп” и идущие “двенадцать человек”.

        Автор сочувственно относится к красноармейцу Петрухе, который не вор, не убийца. Он идет сокрушать старый мир.

        Стоит буржуй, как пес голодный,

         Стоит безмолвный, как вопрос.

         И старый мир, как пес безродный,

        Стоит за ним, поджавши хвост.

        Ничто не может противостоять стихии народной революции. Но созидание сложнее разрушения.

        Нравственно-эстетический конфликт поэмы — столкновение добра и зла, будущего и прошлого — заключен в самих людях. На авансцену вышли прежде всего обездоленные и униженные. Автор сочувствует им. Но каждый ли способен выдержать экзамен на звание нового человека?

        Революция изображена у Блока с человеческим лицом, а не с кровью и убийствами. Революция Блока несет добро и справедливость, потому что:

        Нежной поступью надвьюжной,

         Снежной россыпью жемчужной,

        В белом венчике из роз —

        Впереди- Исус Христос.

        Последняя фраза вполне поясняет, как революционный триумф отразился в христианском понимании Александра Александровича Блока. В конце поэмы мы видим уже не “голытьбу”, а революционный народ, идущий в будущее “державным шагом”.

        В этом произведении показано восприятие Октября поэтом-интеллигентом. Не будучи революционером, соратником большевиков, “пролетарским” писателем или “выходцем из низов”, Блок принял революцию, но он принял Октябрь как роковую неизбежность, как неотвратимое событие истории, как сознательный выбор русской интеллигенции, приблизившей тем самым великую национальную трагедию.

        Отсюда восприятие Блоком революции как возмездия старому миру. Революция — это возмездие бывшему господствовавшему классу, оторванной от народа интеллигенции, рафинированной, “чистой”, в значительной степени элитарной культуре, носителем и творцом которой он был сам.

    / Сочинения / Блок А.А. / Двенадцать / Борьба двух «миров» в поэме А. Блока «Двенадцать»

    Смотрите также по
    произведению «Двенадцать»:

    • Краткое содержание
    • Полное содержание

  • Бороться насмерть как пишется
  • Бороться за счастье рассказ
  • Бороться за мир на земле как пишется
  • Бороздой как правильно пишется
  • Бородинское сражение как пишется