Ну… проверим насколько Живой журнал еще живой.
Заодно и похвастаемся интересными новостями.
У нас небольшая (или большая ?) победа. Нам удалось договорится о печати книги с иллюстрациями, которые многие считают мифическими или легендарными: то есть разговоров много, вроде все про них знают, но мало кто видел. И тем более никто не мог напечатать. А многие хотели. И вроде доступны, но нет…
Речь идет о ранних цветных иллюстрациях к «Сказкам» Пушкина Бориса Александровича Дехтерева (периода начала 50-х гг)
Борис Дехтерев, которого иногда именовали, «главным детским художником СССР», работал над рисунками к сказкам Пушкина всю свою творческую жизнь. Первые варианты относятся к 40-ым годам, книги выходили и сборниками (вместе с Билибиным), и отдельно тонкими книжками. В 1953 году выходит подарочного вида том «Сказки» Пушкина, где печать рисунков была черно-белой. Спустя 10 лет, в 1963 году выходит второе издание этого сборника, где только часть рисунков была черно-белыми, а часть — цветными. При этом изначально ходили слухи, что все рисунки были цветными. Но в 60-е гг меняется мода, рисунки 50-х гг кажутся немного архаичными и художник переделывает рисунки, делая их в стилистике 60-х, черно-белыми, более графичными, штриховыми, хорошо адаптированными для печати массовыми тиражами в недорогих изданиях. И цветные акварели больше не издаются, исключая использование их на обложках. Отдельным изданием в цветном варианте будет выходить только Сказка о рыбаке и рыбке. В 1993 промелькнет странноватое издание Республики, где рисунки Дехтерева будут даны вместе с рисунками Юрия Ракутина.
И все… Книги 1953 и 1963 года стали библиографической редкостью, их очень сложно купить, их нет в больших библиотеках, об переиздании часто просили читатели. Пожалуй, это одна из самых часто упоминаемых книг в теме «а переиздайте, пожалуйста». Но… Книги хоть и были подарочного сегмента, но напечатаны были не блестяще. Попытки «снять с книги 1963 г.» не приводили к приличному качеству издания: акварель, особенно без поддержки тушью, очень плохо поддается возможности ретуширования, теряется весь ее смысл — в мягких полупрозрачных переходах цвета. И мы очень долго ходили вокруг этих иллюстраций, но становилось понятно, что без оригиналов это бессмысленно. Нужны оригиналы.
О том, что полный комплект оригиналов существует, мы знали. И знали где Но не получалось. Долго не получалось, более десяти лет…
Но, книга нас ждала и дождалась. Мы получили согласие всех: и собственника рисунков, и правообладателя. И даже возможность самим оцифровать оригиналы. И теперь можно сказать уже точно: у нас будут «Сказки» Пушкина с цветными рисунками Бориса Дехтерева. Рисунки будут полностью цветными, т.е мы не будем повторять 63 год репринтно, делаем полностью с оригиналов.
В сборник войдут пять основных сказок:
Сказка о рыбаке и рыбке,
Сказка о царе Салтане,
Сказка о попе и работнике его Балде,
Сказка о мертвой царевне,
Сказка о золотом петушке.
?
Log in
If this type of authorization does not work for you, convert your account using the link
-
Valerij SURKOV
valsur
2012-11-08 00:02:00
- История
- Литература
- Cancel
Иллюстратор – Борис ДЕХТЕРЁВ произв. А.Пушкина
Родился 13 июня 1908 года в Калуге. Советский график, художник-иллюстратор. Член Союза художников СССР. Народный художник РСФСР (1966). Член-корреспондент Академии художеств СССР (1975), профессор (1948). Лауреат Государственной премии СССР, Лауреат Государственной премии РСФСР им. Н. Крупской, Лауреат Сталинской премии (1947). Награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». В 1925 – 1926 годах учился в студии Д. Н. Кардовского, в 1926 – 1930 годах на живописном факультете ВХУТЕИНа. Работал в издательстве «Детская литература» (на протяжении 32 лет с 1945 года) главным художником. В 1935 – 1937 годах – ассистент профессора А. И. Кравченко в ГМИИ имени А.С. Пушкина, с 1948 года заведующий кафедрой графики в МГХИ имени В.И. Сурикова. Работал также как художник театра. Можно сказать, «Школа Дехтерёва» определила развитие книжной графики страны. Член-корреспондент АХ СССР. Работал преимущественно в технике карандашного рисунка и акварели. Б.А. Дехтерёв умер в 1993 году. Б.А. Дехтерёв был одним из первых графиков, обратившихся к иллюстрированию книг о современной жизни. Он иллюстрировал и оформлял книги М. Горького, И.С. Тургенева, М.Ю. Лермонтова, А.П. Гайдара, В. Шекспира, сказки А.С. Пушкина («Сказка о царе Салтане», «Сказка о Рыбаке и Рыбке», 1951), Ш. Перро («Кот в сапогах») и др., сказки «Мальчик-с-пальчик», «Дюймовочка», «Золушка», «Красная Шапочка» (1949), «Синяя птица» М. Метерлинка, «Хижина дяди Тома» Г. Бичер-Стоу, «Цемент» Ф.В. Гладкова, «Как закалялась сталь» Н.А. Островского. Создал также серию рисунков на темы истории КПСС и рисунки к книгам, посвящённым жизни советских вождей: «Встречи с товарищем Сталиным» Г.Ф. Байдукова (1938), «Детские и школьные годы Ильича» А.И. Ульяновой, «Шалаш» А.Т. Кононова и др.
ВикипедиЯ , Картинки и разговоры , Web-Yan ,
Иллюстрации Бориса Александровича Дехтерёва к произведениям А.С. Пушкина.
-
карикатурист – Стоян ДУКОВ
Юмористические рисунки болгарского художника-карикатуриста Стояна ДУКОВА (1931*) Википедия
-
«Гитлер и его свора» 3) «Соузники»
Из книги – «Гитлер и его свора». Карикатуры 1942-1943. Автор: Борис Ефимович ЕФИМОВ. Государственное издание…
-
Шаржи Франтишека БИДЛО
Франтишек БИДЛО / František BIDLO родился 3 сентября 1895 года в Винограды (чеш. Vinohrady – район Праги), умер 9 мая 1945 года в…
Продолжаю цикл публикаций о художниках-иллюстраторах.
Предыдущие публикации:
о Леониде Владимирском;
об Алексее Лаптеве;
о Владимире Сутееве.
Сегодня я хочу рассказать о замечательном художнике Борисе Александровиче Дехтерёве.
Родился Борис Александрович Дехтерёв в 1908 году в Калуге, но вскоре семья переехала в Петербург. Отец его работал инженером. Младший брат будущего художника стал довольно известным композитором, а Борис Александрович занялся рисованием, поступил во ВХУТЕИН. Учился он в мастерской Д.Кардовского, потом у А.Осьмеркина и И.Машкова, и первые его работы — иллюстрации к рассказам М.Горького.
С 1945 года Борис Дехтерёв стал главным художником в издательстве «Детская литература». В это же время Дехтерёв стал заведовать кафедрой графики в Суриковском институте. Студенты его мастерской вспоминают, какие он выстраивал мизансцены — с освещением, бархатными драпировками, старинной мебелью, кубками, шпагами, вазами. Как он объяснял им особенности жанра иллюстрации, учил «уважению к линии», требовал исторической точности в деталях.
Позднее, заметив в своей маленькой внучке Настеньке талант художника, он стал учить ее… не рисовать, нет — смотреть. Ходил с ней в музеи, показывал альбомы репродукций и объяснял, что картину надо оценивать не по принципу «нравится — не нравится», а пытаться понять задачу, которую поставил художник. А потом уже судить, выполнил он ее или нет. И как выполнил, какими средствами: в картине должно быть единство рассказа, изображения и «узора», декоративности; в изображении выделяются линия, светотень и цвет — в общем, основные сведения по теории иллюстрации внучка получила еще до практических уроков. Потом, конечно, он стал с ней заниматься и рисованием, но эта предварительная подготовка, развитие вкуса, «постановка зрения» были очень важны, вспоминает она. Внучка Бориса Александровича, Анастасия Архипова, стала художником-иллюстратором, оформила множество сказок, продолжая традицию «благородного облика детской книги».
Борис Александрович любил окружать себя красивыми вещами, старинными книгами. Он с детства знал французский язык, но старался не потерять его и в пожилом возрасте: читал французские книги, занимался самообразованием, очень любил историю, мемуары. Некоторые книжки не только оформлены, но и переведены (пересказаны) им с французского на русский язык — детская адаптация «Синей птицы» М.Метерлинка, «Волшебной флейты» К.Виланда, «Мальчик-с-пальчик» Ш.Перро.
М. Метерлинк «Синяя птица»
К.Виланд «Волшебная флейта»
Шарль Перро «Мальчик-с-пальчик»
Шарль Перро «Золушка»
Шарль Перро «Кот в сапогах»
Шарль Перро «Красная Шапочка»
Шарль Перро «Спящая красавица»
Х.К. Андерсен «Дюймовочка»
А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
«Ашик-Кериб»
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»
А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»
В. Шекспир «Гамлет»
Благодарю за внимание!
Продолжение следует
Страна: | Россия |
Родился: | 13 июня 1908 г. |
Умер: | 1993 г. |
Борис Александрович Дехтерев — график, иллюстратор. Член Союза художников СССР. Народный художник РСФСР (1966), лауреат Государственной премии СССР, лауреат Государственной премии РСФСР им. Н. Крупской, член-корреспондент Академии художеств СССР (1975), профессор.
Учился в студии Д. Кардовского (1925-26), окончил московский ВХУТЕИН (1930). Преподавал в Московском художественном институте, с 1948 профессор, заведующий кафедрой гравюры. С 1945 — главный художник Детгиза. Работал также как художник театра. Лауреат Сталинской премии (1947).
Сестра — известный переводчик Нина Александровна Дехтерева (1906-1994).
Иллюстрировал и оформлял книги М. Горького, сказки А. С. Пушкина, Ш. Перро и др. Б. А. Дехтерев находил опору для своего творчества в традициях русской реалистической иллюстрации. Художник сосредоточил свое внимание на создании строгого и благородного облика детской книги, на единстве ее графического оформления, в котором главная роль принадлежит тонкой, выверенной контурной линии карандашного рисунка и мягкой деликатной моделировке формы карандашом или акварелью. Эрудиция и мастерство позволили художнику свободно оперировать многочисленными аксессуарами и бытовыми деталями, добиваться большей достоверности исторической обстановки, особенно в рисунках к «Золушке»(1949) и «Красной шапочке»(1949).
Книги, проиллюстрированные Б. А. Дехтеревым, настоящие книжки с картинками, их можно долго рассматривать, даже не читая текста, разобраться в сюжетном содержании, поскольку каждое событие книги в точности изображено в иллюстрациях. Веселая праздничность и яркая декоративность, любовь к цвету, умение выстроить на листе занимательный графический рассказ — лучшее качество Дехтерева-иллюстратора. Сказочные листы в основном выполнены в технике гуаши или акварели. Желание исходить из содержания и специфики литературного текста всегда присуще художнику. Книга рассматривается им как памятник культуры, со всеми ассоциациями, которые данная конкретно-историческая эпоха вызывает. При этом характер изображения диктуется полем страницы, макетом, разворотом.
Убедительны, лишены стилизации иллюстрации к «Сказке о рыбаке и рыбке»(1951), в которых художник верно улавливает народные основы пушкинской сказки, добивается жизненной выразительности образов. Эти иллюстрации близки по своему решению к билибинскому стилю. В них та же точная реалистическая передача образов с многочисленными подробностями, внимательное отношение к контурной линии, тонкие цветовые сочетания. Отличает иллюстрации Б. Дехтерева наличие освещения, передача объема при помощи цвета и тени, многоплановость пространства, изящество, сдержанность цветовой гаммы, особая «дехтеревская» образность.
Ученики:
Андрушкевич Владимир Ильич
Архипов Иван (Жан) Дмитриевич
Воронов Юрий Александрович
Дранишникова Вера Борисовна
Зырянов Александр Петрович
Иткин Анатолий Зиновьевич
Макеев Виктор Иванович
Надежин Нажин Дмитрий Александрович
Успенская Марина Евгеньевна
Устинов Николай Александрович
и многие другие.
© Томская областная детско-юношеская библиотека.
Награды и премии:
Государственная премия РСФСР имени Н.К. Крупской, 1972 |
Б. А. Дехтерева (1908–1993) называют «главным детским художником». Его рисунки не только развлекали. Они воспитывали и малышей, еще не умеющих читать, и ребят постарше. Дехтерев 30 лет создавал иллюстрации к детским книжкам, работая главным художником в ведущем издательстве «Детская литература». Под его руководством другие мастера разных направлений рисовали изображения для многих произведений.
Стиль Дехтерева
У каждого автора свой «творческий почерк». Работы Дехтерева впечатляют простотой – в них нет аляповатости, помпезности и избытка деталей. Рисунки рассказывают целую историю с понятным сюжетом – с мимолетного взгляда ясно, кто главный герой, какая обстановка и что происходит. Иллюстрации словно фрагменты кинофильма – персонажи динамичные, читается, что они делали в прошлом или намереваются совершить. Вот, юная Красная шапочка с предвкушением встречи с бабушкой стучится в дверь, держа корзину с гостинцами. На ступеньки крыльца девочка положила букет, собранный в лесу, чтобы освободить руку. Просто стук в дверь, а за ним маленькая история.
Борис Александрович – реалист по точности отображения деталей, быта и обстановки. Он показывал предметы естественными с помощью форм, света и тени, соблюдал пропорции. Он –романтик по эстетике: нежные цвета, мягкий свет. Его картины демонстрируют чувства и состояния персонажей, «настроение» погоды, времени суток. Сюжет всегда динамичный: на картинах изображено действие, люди проявляют эмоции, ощущается дуновение ветра или тепло солнечных лучей.
Дехтерев использовал разные техники в своих графических работах: акварель, гуашь, уголь, карандаш, темперу. Иллюстрации к детским книгам выполнены, в основном, акварелью.
Первые произведения, к которым он создал изображения – рассказы М. Горького. Писателю настолько понравились работы молодого художника в его книгах, что он содействовал тому, что Дехтерев проиллюстрировал другие творения Горького в издательстве «Молодая гвардия».
Разнообразное художественное творчество
Этот автор рисовал не только для детских книг. Дехтерев был среди первых художников, оформлявших картинками произведения отечественных писателей о современной жизни: «Как закалялась сталь» Н.А. Островского, «Цемент» Ф.В. Гладкова и др. Он иллюстрировал произведения зарубежных авторов: «Хижина дяди Тома» Г. Бичер-Стоу, «Гамлет» В. Шекспира и др. Дехтярев создавал театральные декорации, которые были историческим фоном к драматическим сюжетам, формировали обстановку, настроение. Это его «иллюстрации» к пьесам и постановкам.
У рисунков Дехтерева атмосфера театра. Каждый сюжет будто разыгрывается на сцене: широкие жесты, развевающиеся вуали, багряное освещение заходящего солнца или луч света, выделяющий персонажей, как софит. Художник тонко отображал характер и настрой действующих лиц. Его Гамлет печалится, Данко пламенеет, Печорин – элегантный мужчина, в короле Лир чувствуется царское положение. Романтизм, эпичность и легкость сочетаются с точным исполнением рисунков, четкостью контуров.
Любимые работы Дегтярева
Для каждого творческого человека какие-то работы становятся особенными. Рисунки к сказкам А.С. Пушкина – любимые творения Дехтерева. Сохранилось 86 его рисунков к произведениям «Песнь о вещем Олеге», «Анчар», «Руслан и Людмила» и др. В иллюстрациях он передал ритм, динамику, лаконизм и гармонию стихотворений А.С. Пушкина. Это рифма на бумаге, выполненная линиями и красками. Художник понимал идею автора и передавал его замысел в рисунках.
«Сказка о рыбаке и рыбке», оформленная Дехтеревым, издавалась много раз.
Художник изобразил сюжеты произведения так, что они понятны самым маленьким детям, используя композицию, цвета, «исторический фон» сюжета. Синее море, желтый песок, старуха сидит на крыльце в сарафане – значит, на улице тепло. Скоромная беленькая хатка с потемневшей соломой на крыше, разбитое корыто – чувствуется обстановка бедности. Старик, как главный герой, на переднем плане. У него белые портки и рубаха, светлая борода, старуха – в темной одежде, у нее худое мрачное лицо. Сразу видно, кто положительный, а кто отрицательный персонаж, их характеры.
И так в каждой картине Дехтерев создает настроение, передает особенности личностей и обстоятельства с помощью света и тени, цветовых контрастов. Жесты и позы отражают эмоции, чувства и намерения. Его персонажи всегда в движении: старик то чешет затылок от волнения, то кланяется или разводит руками, а рассерженная жена грозит ему характерным жестом то возле старенького домика, то из новой избы или с крыльца терема. Он смиренный, простоватый и искренний, она – злая и неблагодарная. На последнем сюжете сохранен его настрой: он не злорадствует, что старуха осталась у разбитого корыта. Просто, он всегда был доволен жизнью, а она теперь сидит, задумавшись о том, как так вышло, что она все потеряла. По одним только иллюстрациям Дехтерева можно понять развитие событий, характеры персонажей и извлечь из них ценные уроки.
Художник-преподаватель
Дехтерев не только оформлял книги иллюстрациями, но и обучал этому искусству студентов. С 1948 года он, будучи профессором, заведовал кафедрой графики в МГХИ им. В.И. Сурикова. Он обращал особое внимание на правильное использование линий и естественную точность деталей. Это не просто его художественный «почерк», а важные приемы живописи. Дехтерев говорил о том, что линия определяет формы и границы предметов, светлое или темное пятно формирует светотень, а свет оживляет объекты. Он гармонично сочетал три основных элемента рисунка, что сделало его иллюстрации реалистичными и живыми. Художник умело использовал нежные цвета, где нужно – контрасты. Дехтерев передавал тонкости мастерства иллюстрации и даже создал учебное пособие – трактат о композиции.
Обучая свою внучку Анастасию этому творчеству, он начал с того, что показывал ей, как читать сюжет картин, их исторический фон, настроение персонажей. Он обращал внимание на технику исполнения, на то, какие материалы и краски применялись. Так мастер развил в ней художественный вкус и «поставил зрение», как высказалась сама Анастасия. А потом уже Дехтерев передавал «технические» навыки. Анастасия Архипова занималась иллюстрацией и оформила много книг.
Своими иллюстрациями художник Дехтерев участвовал в воспитании тысяч детей. Его рисунки до сих пор оживляют тексты, учат и вдохновляют тех, кто их рассматривает.
Ещё иллюстрации: