- Сочинения
- По литературе
- Лермонтов
- Путешествие на поле славы (5 класс Бородино)
Знаменитое произведение Лермонтова посвящено одному из самых славных сражений в русской истории. Автор ставил целью показать героизм, проявленный русскими на поле битвы.
Хотя Лермонтов придал стихотворению форму рассказа старого солдата – участника битвы при Бородино новобранцу, он нарисовал яркие и живые картины, происходившего на поле боя. Рассказчик повествует о том, как он, вместе с бойцами его полка, удерживал полевое укрепление, отражая непрекращающиеся атаки превосходящих сил противника.
Автор практически не выделяет героизма отдельных воинов. Лермонтов, тем самым стремится показать, что все как один проявили должную храбрость и стойкость и устояли против попыток наполеоновской армии опрокинуть порядки наших войск и обратить их в бегство.
Изображая русских солдат до боя, Лермонтов показывает их неуклонное желание поскорее встретиться с противником, недовольство долгой и неэффективной артиллерийской перестрелкой. В стихотворении автор восхваляет именно рукопашный бой, удаль проявленную лицом к лицу с противником, а не искусство убивать его издалека, с помощью огнестрельного оружия. Говоря устами рассказика-старого солдата, автор подчеркивает, что и после тяжелой битвы наши воины горели желанием продолжить сражение с неприятелем. Рассказчик прямо утверждает, что отступили именно французы и только приказ отступить и непостижимая воля Бога заставили наших отдать древнюю столицу.
Лермонтов выделяет из общей массы наших военных, участвовавших в битве, полковника. Тот не просто умело руководит, до конца исполняет свой долг и жертвует своей жизнью, но еще и воодушевляет солдат и младших командиров. В этом образе он воплотил черты многих офицеров и генералов при Бородино, покрыв себя славой.
Рассказчик у Лермонтова хвалится доблестью своего поколения и утверждает, что те, кто родился позже, стали хуже и уже в похожих обстоятельствах не смогут так же храбро жертвовать собой, останавливая врага. С этим вряд ли можно согласиться. Солдаты и офицеры при Бородино показали истинный героизм, но впоследствии он еще не раз повторялся, и будет повторяться, когда наша страна будет вести новые войны.
2 вариант
Очевидно, нет ни одного жителя страны кто не знал бы известность поля под Бородином. Оно распростерлось в Можайском районе Московской области, рядом с деревней Бородино. В этом месте 26 августа 1812 года (по старому календарю) произошло крупное сражение между русскими войсками и французами, после чего оно вошло в историю как Бородинская битва. Не зря Бородинское поле именуют полем славы. Если посетитель сейчас приедет туда он увидит не менее 50 монументов воинам Отечественной войны 1812 года, а также героям Великой Отечественной войны. Так же здесь можно увидеть и братские могилы тех, кто отдал свою жизнь за нашу Великую Родину.
Известное творение Лермонтова как раз посвящено великой битве 1812 года. Михаил Юрьевич в своем произведении старался раскрыть героизм русских солдат, который они проявили на поле сражения.
Намериваясь придать стихотворное очертание повествования опытного солдата, принимавшего участие в сражении при Бородино молодому бойцу, Лермонтов изобразил живописные и оживленные картины, которые происходили на поле брани. Старый солдат рассказывает молодому, как он вместе с товарищами и сослуживцами своего полка, обороняли полевое укрепление, отбивая постоянные нападения нескончаемых масс противника.
Лермонтов в своем произведении не выделяет доблесть, каких то конкретных воинов. Этим автор подчеркивает, что все без исключения выразили надлежащую отвагу и выносливость, смогли выдержать натиск врага и обратить французскую армию в бегство. Описывая солдат русской армии до боя, автор передает неизменное желание быстрее столкнуться с неприятелем, их не одобрение безуспешной, длительной перестрелкой из артиллерийских орудий. Лермонтов в своем стихотворении хвалит и превозносит собственно рукопашный бой, лихость выраженную встречей с близким противником, а не его убийство с больших дистанций, при помощи ружей и артиллерии. Автор, говоря с нами через старого и опытного воина подчеркивает, что даже после трудного сражения русские солдаты жаждали сражаться с врагом.
Михаил Юрьевич в своем произведении из всех военных, которые участвовали в сражении выделяет полковника. Этот герой не только грамотно управляет вверенными ему людьми, но и жертвует своей жизнью во имя выполнения своего долга. С ним Лермонтов связал судьбы многих офицеров участников этого сражения.
В сражении при Бородино многие солдаты и офицеры проявили геройство и доблесть, которые будут повторяться и в следующих войнах.
Также читают:
Картинка к сочинению Путешествие на поле славы (5 класс Бородино)
Популярные сегодня темы
- Образ Хорошего Дела и его характеристика в повести Горького Детство
В новом доме особый интерес у Алёши вызывал квартирант Хорошее Дело
- План к рассказу Путешествие Алисы Булычева
XXI-й век подходит к завершению. Алиса Селезнёва – дочь знаменитого биолога космического масштаба! Она мечтает стать членом экипажа в следующей экспедиции отца, цель которой – сбор редких животных со всей галактики
- Образ и характеристика учителя Харлампия Диогеновича (Тринадцатый подвиг)
В произведении «Тринадцатый подвиг Геракла» главным ярким персонажем является учитель математики Харлампий Диогенович.
- Эзопов язык в произведениях Салтыкова-Щедрина (сказках, баснях)
Форма художественной речи, которая получила название эзопов язык или по-другому иносказание, восходит к далеко незапамятным временам. Ее очень просто связать с именем Эзопа, который является гениальным создателем
- Художественное своеобразие поэмы Кому на Руси жить хорошо
Стоит сказать о том, что данная великолепная поэма была создана Некрасовым тогда, когда жить ему оставалось совсем недолго. Интересным фактом является то, что автор не до конца написал свою работу, при этом она дошла до читателей
- Сочинения
- По литературе
- Лермонтов
- Путешествие на поле славы (Бородино)
У Лермонтова существует очень много разных произведений, но одно из них является значимым для всего народа и называется оно «Бородино». И этим произведением он старается показать всем читателям героизм и отвагу тех солдат, которые не боятся идти в самое пекло войны и сражаться до последней капли крови.
Главным героем этого произведения является молодой солдат, который впервые находится на поле сражения. И его глазами автор описывает все эти события. Каждое из сражений он описывает ярко и красочно. На них постоянно нападают и даже с тех сторон, с которых они не ожидали. А им приходится, каждый раз не думая кидаться в бой и отбиваться от врагов.
Лермонтов не выделяет ни одного солдата, потому что они все сражаются до последнего и выглядят настоящими героями.
Еще до начала боя каждый из наших солдат старается как можно скорее приблизить начало войны. Им хочется поскорее не только увидеть своих врагов, но и поскорее с ними расправиться. Им надоело перестреливаться с врагами, и хочется встретиться с ними лицом к лицу. В произведении автор описывает и восхищается солдатами, которые очень хорошо умеют владеть рукопашным боем. Рвение убивать у них не пропало и после сражения и солдатам хотелось продолжения. Кроме этого молодой солдат рассказывает, что французы отступили, а они бы еще и еще бы сражались и защищали бы свою Родину. И только приказ об отступлении заставил их перестать бой.
Больше всего автор выделяет именно тех солдат, которые принимали участие в этой войне. Полковнику удается до последнего гордо и четко отдавать все приказы солдатам, а тем слаженно и быстро их выполнять. Он не только рисковал своей жизнью, но и давал надежду нашим солдатам, что совсем скоро это все закончится, и они обязательно уйдут отсюда с победой. Так и получилось.
Кроме этого автор описывает солдат того времени яркими, слаженными и настоящими солдатами. А те уже кто родился после этого сражения, не торопятся отдавать своей родине долг, да и вообще не торопятся идти в самое пекло войны. А лучше всего они будут в стороне тихо и мирно наблюдать за тем, что происходит на их родине и как она страдает. И если сейчас все эти события повторятся, то уже солдат будет намного меньше, а может быть, их вообще не будет и врагу для захвата нашей страны ничего делать и не придется.
Произведение «Бородино» показало истинных и отважных солдат, которые ничего не боятся и сражаются только за то, чтобы их родина не досталась никому кроме них.
Сочинение Путешествие на поле славы
Когда говорят о поле воинской славы, то первое, что приходит в голову почти каждому, это, конечно же, Бородино. Знаменитое сражение времен Отечественной войны 1812 года воспел в своем бессмертном произведении Михаил Юрьевич Лермонтов.
Конечно, много времени прошло с тех пор. Наша страна еще не раз участвовала в военных конфликтах не менее значимых. Однако Бородинская битва удерживает звание самой известной и популярной. Немалую роль в ее популяризации сыграло именно стихотворение Лермонтова. Думаю, что его первые строки помнят наизусть не только школьники, но и взрослые.
Интересно, что преемственность поколений прослеживается и в самом стихотворении. Поэт выбрал форму изложения истории через очевидца. Дядя рассказывает племяннику, как проходила битва вечером у костра.
Произведение показывает очень яркую картину происходящего. Читая стихотворение можно не только представить русских солдат, готовящихся к бою, но и почувствовать их напряжение вкупе с решительностью дать отпор врагу. Среди них не было страха, то были совершенно другие люди, «богатыри». Каждый по-своему готовился к опасностям будущего сражения. Кто-то чистил оружие и мундир, а кто-то пытался выспаться и набраться сил.
Особенно ярко показана вера простых солдат в генерала. Его военный талант и победное чутье никто не осмеливался поставить под сомнение. Именно это придавало им спокойствия и уверенность в исходе завтрашней битвы. «Бородино» вызывает чувство неподдельной гордости и благодарности русским солдатам. Они представляются сказочными героями, способными сдерживать любого врага. Особенно трогает их решимость лично сразиться с французами, ради чего непременно стоит пережить и пушечный обстрел, и другие угрозы.
Мне кажется, что если когда-нибудь доведется побывать на самом бородинском поле, в голове непременно возникнут сцены военных баталий. Такие места хранят энергетику всего множества людей, участвовавших в сражении, и русских и французов. Некоторые из них оставили не только частичку своей души, но и сами навечно остались там.
Путешествие на поле славы (Бородино)
Несколько интересных сочинений
- Тема одиночества в рассказе Тоска Чехова сочинение
Рассказ «Тоска» является вершиной, завоеванной мастерством Чехова. Чуткий лиризм и угнетающее чувство грусти представлены им в безупречности и именно из-за этого читать это произведение физически больно.
- Сочинение Нина Заречная в пьесе Чайка Чехова: характеристика героини
Пьеса начинается не совсем оптимистично, история о тяжелой жизни молодой девушки, которая в собственном доме не чувствует себя комфортно. Это и есть она — наша главная героиня.
- Сочинение Как изменился человек благодаря техническому прогрессу?
Сегодня в мире царят новые технологии. Технические новшества врываются в нашу жизнь, облегчая трудовую деятельность и скрашивая досуг. Продукты развития науки и техники быстро двигаются вперед
- Характеристика и образ Людмилы в поэме Руслан и Людмила Пушкина сочинение
Людмила – младшая дочь киевского князя Владимира. Она не одна в семье – у неё есть крепкие могучие братья. Девушке исполнилось 17 лет. Она красавица – лунолика, черноброва.
- Сочинение Дикой и Кабаниха сходство и различие
А.Н. Островский отражает в «Грозе» мир самодурства, тирании и глупости. А также действительность людей, которые не противятся этому злу. Все это литературный критик Добролюбов назвал «темным царством». И это понятие прижилось.
- Сочинения
- По литературе
- Путешествие на поле славы Бородино
/
/
Бородино можно, действительно, с гордостью называть полем русской боевой славы. Здесь в 1812 году решилась судьба не только нашей страны, но и всей Европы. Наши войска, солдаты, командование и другие наши люди сумели, без преувеличения, ход войны. Нельзя забывать, что на этом поле и во время второй Мировой войны тоже произошло сражение. Конечно, оно не так известно, не стало судьбоносным, но оно тоже очень важно для патриотов, для граждан нашей страны и всего мира тоже.
Воспел в стихах это поле, эту битву, как мы знаем, Юрий Лермонтов. Благодаря его произведению каждый может не просто узнать, естественно, значимую информацию о числе погибших, о планах командования и подобное, но может почувствовать всё. Мы как будто видим красоту того вечера, ведь перед битвой любому всё покажется особенно красивым. Видишь красоту каждого листочка! И так и представляется, как готовятся к решительному и решающему бою солдаты. А вот противники-французы уже (преждевременно) празднуют победу. И мы ощущаем себя в центре этой кровавой битвы, которая, к счастью, закончилась нашей победой.
И рассказчик в стихотворении говорит о боевой славе России. Точней, он рассказывает о событиях на этом поле своему племяннику. То есть связь поколений, рассказы о самых значимых событиях – всё это имеет место. Более того, теперь и мы в нашем почти космическом веке знаем и помним о Бородино. Я бы и сам хотел съездить на это историческое поле. Сейчас можно посетить это знаменитое поле – прикоснуться к истории. Здесь восстановленные доты, гранитные обелиски, братские могилы. Конечно, здесь есть церковь памяти погибших воинов, существует монастырь. Можно посетить множество интересных музеев. Сюда приезжают туристы не только из России, но из многих других стран. Я думаю, что на Бородино всё имеет важное историческое значение.
Популярные сочинения
- Сочинение-описание по картине Корабельная роща Шишкина 5 класс
Ивана Ивановича Шишкина не напрасно называют «певцом русского леса». Именно он, как никто иной, умел наглядно представить всю красоту, великолепие, изящество и мистичность этого явления. - Сочинение Описание картины Страдная пора. Косцы Мясоедова (5. 6 класс)
Григорий Григорьевич Мясоедов был одним из тех художников, что не стеснялись своей нации, а наоборот, всеми возможными способами старались показать культуру, традиции, обычаи и быт русского народа - Сочинение по картине От штиля к урагану Айвазовского (описание)
Так же, как Шишкин является признанным мастером изображения лесных красот, так Айвазовский известен нам как убежденный, опытный маринист, работы которого поистине уникальны, гениальны, великолепны
Несколько интересных сочинений
- Твір роздум на тему Дружба
Що таке дружба? На це питання відповідь можуть дати всі, але тільки по-різному. Для кожної людини – це свої власні емоції, які часто просто неможливо передати. Хоча, чим-то дружба схожа з любов’ю, а багато людей взагалі, сприймають дружбу, як любов. - Революция в романе Пастернака Доктор Живаго
В центре романа находится главный герой, врач и интеллигент по имени Юрий. Живаго приходится переживать непростые времена, когда менялись установленные порядки, и им на смену приходили новые законы и власть - Сочинение Идеальное государство каким я его вижу
Идеальное государство, в первую очередь должно обеспечить достойную жизнь, проживающих в нем. У граждан данного государства должна быть полная уверенность в завтрашнем дне, хорошие зарплаты, достойное жилье - Кэрролл
- Дядья в повести Детство Горького сочинение
Повесть «Детство» — одно из самых известных произведения Максима Горького. Повесть рассказывает о детстве ребенка, которое не такое безоблачное и яркое, как детство большинства мальчишек его возраста
Бородино – это знаменитая работа М.Ю. Лермонтова. Посвящено это произведение одному из самых знаменитых боевых действий в России. Автор хотел показать людям и потомкам подвиги нашего народа, проявленные на поле битвы, чтобы люди всегда знали и помнили отвагу своего народа. В настоящее время, смогли воспроизвести все события Бородинского сражения, на поле где была битва восстановили памятники и могилы, а также показывают постановку, от которой душа замирает за наших солдат.
Бородино написано от лица новобранца русской армии, который уже состарился и поведал свою историю во время сражения ярко и живо. Это русско-французская война 1812 года. Наполеон Бонапарт осмелился напасть на великую Россию, это было неожиданно, что русским пришлось сперва отступить. Но все же русский дух окреп, и дал бой врагу, отвоевывая свою родину. Солдат рассказывает о его действиях во время обороны на полевом укреплении, сопротивляясь силам врага.
В произведении автор не выделяет отдельных героев. Тем самым было показано, что народ как единое целое выступал в бою, не гонясь за славой или наградой. Каждый военный был храбрым и отважным, тем самым смогли дать бой и прогнать врагов.
Перед боем, русские солдаты имели огромное желание встретиться с врагом лицом к лицу и дать ему достойный отпор. Солдат утомляла долгая артиллерийская перестрелка, им не терпелось вступить в бой. Лермонтову удалось детально описать рукопашные бои наших солдат, где показал искусство битвы с врагом, не то что стрельба издалека с помощью оружия. Старый солдат повествует, что наша армия была полна энергии и сил на сражение с французами, несмотря на трудные бои, готовы были в любой момент дать отпор. Рассказчик прямо утверждает, что отступили именно французы и только приказ отступить и непостижимая воля Бога заставили наших отдать древнюю столицу.
Из всех военных, Лермонтов выделяет полковника, который грамотно руководил. Он исполнял свой долг, помогая солдатам поверить в себя. Одним образом, автор объединил многих благородных полковников.
Старый солдат гордится доблестью солдат, проявивших себя в этой войне. Когда враг уже думал, что победит, и раньше срока праздновал победу, наша армия смогла отвоевать свое. Он говорит, что следующее поколение слабее духом, и вряд ли смогут проявить себя храбрее, жертвуя собой, чтобы противостоять врагу. Но это не так. Да, наши военачальники и солдаты при Бородино проявили настоящую отвагу, но в последующих событиях русский дух также не был надломлен. И конечно, же никогда не будет повержен.
Оцените, на сколько материал был вам полезен
[Всего: 1 Средний: 5/5]
Сочинение на тему Путешествия на поле славы! пожалуйста помогите написать
Много лет прошло с тех славных дней, и вот я вновь вернулся сюда. Здесь на Бородинском поле многие мои товарищи сложили свои головы за Россию. Мы были молоды и отважны. Я служил в армии Петра Багратиона. Накануне сражения я встретился с моим земляком Николаем Мартемьяновичем Сипягиным, который служил адъютантом Багратиона. Разговаривали долго, волновались, переживали сильно, готовились к бою, в котором решалась судьба Отечества, покажем ли себя достойными воинами. Утром 26 августа, едва только забрезжили первые лучи солнца, раздался сигнал «Стройся! «. Я быстро вскочил, схватил ружьё и встал в строй воинов. Нам приказали защищать багратионовы флеши. Флеши- это такие полевые сооружения, которые с высоты птичьего полёта напоминают остриё стрелы. Длина наших флешей по каждой стороне была примерно 20 метров или чуть-чуть больше. Навсегда запомню этот день! Французы шли в атаку на нас целых восемь раз. Но рядом с нами был сам Багратион. Он не прятался за нашими спинами, а вдохновлял нас своим примером, своей смелостью. Пару раз за день я видел Сипягина, чему был несказанно рад. Бой продолжался шесть часов. Мы упрямо сдерживали натиск французов. Во время восьмой атаки французов на флеши раздался чей-то крик: «Багратион ранен! » Вот тут я признаюсь, что пали мы духом. Утомлённые боем, замешкались: «Что теперь делать? Где наши командиры? «. Дело спас командир Третьей пехотной дивизии генерал-лейтенант Коновницын, принявший командование на себя. Смелый же он был человек! Однако, через некоторое время, он велел нам отойти к Семёновскому оврагу.. . О многом я бы мог ещё рассказать, но давайте помолчим.. . Здесь навечно остались мои товарищи-воины, каждый из которых мог бы сказать так: «Я честно сражался за то, что бы Вы, мои потомки, знали, что, защищая Родину, мы думали и о Вас- нашем будущем, увидеть которое суждено, наверное, будет немногим».
Вопрос:
помогите сочинение на тему путешествие на поле славы бородино
Ответы:
1) Бородинское поле — святое место для каждого русского человека. Здесь в сентябре 1812 года сошлись в ожесточенном бою русская армия под командованием полководца Михаила Кутузова и армия французского императора Наполеона Бонапарта. Мы приехали с семьей, чтобы увидеть Бородинское сражение, которое каждый год воспроизводится прямо на поле. Непередаваемое волнение охватило меня, когда я ступила на эту землю. Это удивительное зрелище! Ты как будто окунаешься в те события 1812 года и становишься участником военных событий. Где-то вдали слышатся выстрелы из пушек. Пройдя немного дальше, мне показалось, что на меня идет армия французов. В страхе я повернулась назад и увидела русских воинов. Рядом падают раненые лощади, взрываются снаряды, гибнут люди. И все это во имя свободы отечества. Я не знала, что мне делать. Невольно хочется убежать с поля. Но увидев битву, и как тяжело нашим воинам, я решила остаться и мысленно им помочь. Это была очень страшная битва. «Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали…» В этой битве погибло очень много солдат. За один день полегло примерно сто сорок тысяч человек. Сражение было очень страшным и кровопролитным. Кутузов решил сохранить армию, и ради этого они отступили и ушли из города. Ушли и все жители. Французы вошли в пустой город. Наша армия наконец смогла нанести французам сокрушительный удар на Бородинском поле. Уже прошло двести лет со дня победы в этой войне. Бородинское сражение – одна из самых славных страниц истории нашей Родины! 2) Много лет прошло с тех славных дней, и вот я вновь вернулся сюда. Здесь на Бородинском поле многие мои товарищи сложили свои головы за Россию. Мы были молоды и отважны. Я служил в армии Петра Багратиона. Накануне сражения я встретился с моим земляком Николаем Мартемьяновичем Сипягиным, который служил адъютантом Багратиона. Разговаривали долго, волновались, переживали сильно, готовились к бою, в котором решалась судьба Отечества, покажем ли себя достойными воинами. Утром 26 августа, едва только забрезжили первые лучи солнца, раздался сигнал «Стройся!». Я быстро вскочил, схватил ружьё и встал в строй воинов. Нам приказали защищать багратионовы флеши. Флеши- это такие полевые сооружения, которые с высоты птичьего полёта напоминают остриё стрелы. Длина наших флешей по каждой стороне была примерно 20 метров или чуть-чуть больше. Навсегда запомню этот день! Французы шли в атаку на нас целых восемь раз. Но рядом с нами был сам Багратион. Он не прятался за нашими спинами, а вдохновлял нас своим примером, своей смелостью. Пару раз за день я видел Сипягина, чему был несказанно рад. Бой продолжался шесть часов. Мы упрямо сдерживали натиск французов. Во время восьмой атаки французов на флеши раздался чей-то крик: «Багратион ранен!» Вот тут я признаюсь, что пали мы духом. Утомлённые боем, замешкались: «Что теперь делать? Где наши командиры?». Дело спас командир Третьей пехотной дивизии генерал-лейтенант Коновницын, принявший командование на себя. Смелый же он был человек! Однако, через некоторое время, он велел нам отойти к Семёновскому оврагу… О многом я бы мог ещё рассказать, но давайте помолчим… Здесь навечно остались мои товарищи-воины, каждый из которых мог бы сказать так: «Я честно сражался за то, что бы Вы, мои потомки, знали, что, защищая Родину, мы думали и о Вас- нашем будущем, увидеть которое суждено, наверное, будет немногим».
sochinyai.ru
Оцените сочинение: Рейтинг 4.09 [486 Голоса (ов)]
Много времени минуло с тех пор, и вот я снова здесь. Бородинское поле, где многим моим товарищам суждено было сложить голову за Отчизну. Мы были молоды и полны решимости. Нашей стране угрожал враг, мы встали на ее защиту.
В то время я находился на службе в армии Багратиона. За день до сражения я встретил своего земляка, такого же простого солдата, как и я. Мы долго разговаривали, пытаясь забить витавшую в воздухе тревогу и напряжение. Очень волновались перед ответственным боем, в котором должна была решиться судьба России. Сможем ли мы достойно принять его?
Утро 26 августа началось с команды «Стройся!». На горизонте только успел забрезжить рассвет. Я вскочил, словно и не спал, схватил оружие и оказался в строю. Нашей задачей было защищать реданы (оборонительные укрепления) и вести с них ружейный огонь. Наш редан растянулся на 50 метров.
Никогда не забуду этот день, даже если очень захочу. Французские войска атаковали нас восемь раз. Я думал, это никогда не закончится! Но командиры были рядом, никто не прятался за спинами солдат. Они вдохновляли нас своим примером, укрепляя наш дух. Мы все стояли плечом к плечу, чувствуя братскую поддержку.
Страшный бой длился целых 6 часов. Мы сдерживали напор наполеоновцев, как могли. Когда французы вновь атаковали багратионовские флеши, кто-то крикнул: «Багратион ранен!». Наш боевой дух на мгновение пошатнулся. Но генерал-лейтенант Коновницын быстро принял на себя командование, чем спас положение.
Славная была битва, ее отголоски до сих пор иногда раздаются в моих ушах. Здесь, на этом поле брани, навсегда остались многие мои товарищи. Каждый из них заслуживает вечной памяти и уважения за то, что честно сражался за родную землю, защищая ее от неприятеля. Они полегли, но этим выложили путь в светлое будущее для всех нас. Не забывайте об этом.
Заказать сочинение Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!
Похожие сочинения на тему:
- Сочинение на тему «Бородино»
- Сочинения
- По литературе
- Путешествие на поле славы Бородино
/
/
Бородино можно, действительно, с гордостью называть полем русской боевой славы. Здесь в 1812 году решилась судьба не только нашей страны, но и всей Европы. Наши войска, солдаты, командование и другие наши люди сумели, без преувеличения, ход войны. Нельзя забывать, что на этом поле и во время второй Мировой войны тоже произошло сражение. Конечно, оно не так известно, не стало судьбоносным, но оно тоже очень важно для патриотов, для граждан нашей страны и всего мира тоже.
Воспел в стихах это поле, эту битву, как мы знаем, Юрий Лермонтов. Благодаря его произведению каждый может не просто узнать, естественно, значимую информацию о числе погибших, о планах командования и подобное, но может почувствовать всё. Мы как будто видим красоту того вечера, ведь перед битвой любому всё покажется особенно красивым. Видишь красоту каждого листочка! И так и представляется, как готовятся к решительному и решающему бою солдаты. А вот противники-французы уже (преждевременно) празднуют победу. И мы ощущаем себя в центре этой кровавой битвы, которая, к счастью, закончилась нашей победой.
И рассказчик в стихотворении говорит о боевой славе России. Точней, он рассказывает о событиях на этом поле своему племяннику. То есть связь поколений, рассказы о самых значимых событиях – всё это имеет место. Более того, теперь и мы в нашем почти космическом веке знаем и помним о Бородино. Я бы и сам хотел съездить на это историческое поле. Сейчас можно посетить это знаменитое поле – прикоснуться к истории. Здесь восстановленные доты, гранитные обелиски, братские могилы. Конечно, здесь есть церковь памяти погибших воинов, существует монастырь. Можно посетить множество интересных музеев. Сюда приезжают туристы не только из России, но из многих других стран. Я думаю, что на Бородино всё имеет важное историческое значение.
Вариант №2
Битва между французской и российской армиями, всегда будет важным и значимым событием 1812 года. Запечатлел память об этом сражение в стихотворении «Бородино» М. Ю. Лермонтов.
Читая это произведение, мы как будто попадаем в то время, ощущаем все величие происходящего события. С тех пор прошло много лет, но представления о битве заставляют задуматься над смелостью и самоотверженностью солдат тех далеких времен.
Защитники Родины очень решительны и храбры. Они не раздумывают над опасностью для своей жизни, у них в сердцах любовь к России. Масштабы битвы поражают наши умы и воображение. В стихотворении правильно пишется, что были герои в то время, а в наше богатырей нет.
Читая « Бородино », ощущаешь трепет и гордость за русских парней, понимаешь, насколько было страшно и опасно идти в бой. Только представить, два дня длилась перестрелка, звучали выстрелы, содрогалась земля, люди и лошади перемешались. Но никто из солдат не дрогнул, не струсил, и не думал отступить. Стояли насмерть, до конца. Нам сейчас можно только удивляться слаженности и профессиональности воинов.
В наше время можно посетить поле сражения, увидеть своими глазами панораму, воспроизведение сражения. Думаю, никто не сможет не прочувствовать того величия, храбрости, любви к своей стране, которые нам хотели донести создатели реконструкции.
Я думаю, что посетить поле славы Бородино будет интересно каждому ребенку и взрослому человеку. Там окунаешься в атмосферу величия, бесстрашия, понимаешь, что значит быть преданным своему призванию, что значит быть патриотом и защитником своей страны и народа. Сразу хочется стать более дисциплинированным и смелым. Но все равно нам, современным людям, невозможно ощутить всю высоту чувств, которые испытывали те солдаты, идя в смертный, для некоторых последний бой.
Такие места стоит посещать, стоит задумываться о тех событиях, которые оставляют отпечатки в истории. Ещё бы хотелось, чтобы подобные примеры смелости оставляли отпечатки и в наших сердцах, и не давали забыть подвигов, которые совершали наши предки.
Путешествие на поле славы Бородино сочинение рассуждение
Наверное, в истории всегда некоторые моменты остаются навсегда в памяти всех людей и они об этих моментах помнят очень долго. Эти моменты были значимы для каждого человека и несли в себе славу. Всеми этими победами мы можем гордиться. И вот таким событием является Бородинское сражение.
Именно на этом месте произошла самая большая война, которая решила не только судьбу нашей страны, но еще и Европы. И в своих стихотворениях об этом подробно рассказал знаменитый и популярный писатель по фамилии Лермонтов. В нем он рассказал о том, сколько человек погибло на этом сражении. Что именно замышляли наши враги и что делали наши солдаты для того чтобы победить в этом очень трудном сражении. И это все можно почувствовать, посмотрев на картину, на которой изображено это самое Бородинское поле. Также мы видим солдат, которые готовятся к этому решающему бою и стараются сосредоточиться на данном сражении. А вот наши враги французы совсем не переживают поэтому поводу, ведь они на сто процентов уверены в том, что победа окажется у них в руках и поэтому они уже заранее могут начать ее праздновать.
В стихотворении «Бородино» рассказчиком является дядя, и он рассказывает историю своему племяннику. И это значит, что уже с тех пор старшее поколение уже рассказывало младшему поколению обо всех подвигах, которые совершались в их время и которое нужно запомнить и всегда почитать все традиции, чтимые предками. Кроме этого про Бородинское сражение знаем теперь и мы и чтим все традиции. Также на сегодняшний день данное место существует по-настоящему и некоторым людям, можно прямо на самом деле там побывать и прикоснуться хотя бы немного к истории тех событий. Здесь установлены специальные доты, а также обелиски, сделанные из гранита и огромное количество братских могил, в которых похоронены незнакомые солдаты. А ведь родственники до последнего надеялись, что они живы и искали их. Кроме этого недалеко отсюда находится небольшая церковь, в которой можно поставить свечку всем погибшим солдатам, которые уже никогда не вернутся домой. Но и это еще не все, о чем хотелось бы вам рассказать. Здесь же находится огромное количество разных музеев. Многим туристам обязательно хочется здесь побывать, когда они посещают Россию.
5 класс
- Сочинение на тему Летние радости 5 класс по русскому языку
Когда луч солнца пробирается в комнату, заполняя её теплом, а солнечный зайчик весело скачет по стенам, мы безудержно радуемся замечательному началу нового летнего дня! Он пахнет морем и песком, рекой и лесом, свежим молоком у бабушки в деревне, фруктовым
- Сочинение на тему 27 марта день театра
Очень хорошо, что такие дни памяти культуры существуют, они напоминают человеку о простых радостях жизни. Многие ли задавались вопросом, а как часто мы посещаем театры? Эта культура кажется нам уже древней и невостребованной, но это мнение ошибочно.
- Характеристика и образ Кирсанова в романе отцы и дети сочинение
Как может показаться на первый взгляд, Аркадий Кирсанов, один из главных персонажей романа «Отцы и дети» воспитываясь в любящей семье, станет достойной сменой своим родителям, ведь даже день свадьбы сына и родителей выпадает на одно и тоже число.
- Сочинение Утро изменившее жизнь по рассказу После бала
Великий писатель Толстой в своих произведениях выводит на «сцену» разных героев, создавая для них такие ситуации в которых раскрывается вся человеческая суть.
- История Маши Троекуровой сочинение для 6 класса
Александр Сергеевич Пушкин оставил после себя богатое литературное наследие. Он создавал удивительные образы, повторить которые больше из его последователей не смог. Важное место в его творчестве занимают женские образы. Особенность их заключается в том,
- Анализ романа Обломов Гончарова сочинение
Прекрасный и очень поучительный роман, который расскажет про одного человека, который принадлежит к дворянскому сословию. Именно о нем идет речь в этом романе, так как описан полный цикл его жизни, от рождения до смерти.
Бородино – это знаменитая работа М.Ю. Лермонтова. Посвящено это произведение одному из самых знаменитых боевых действий в России. Автор хотел показать людям и потомкам подвиги нашего народа, проявленные на поле битвы, чтобы люди всегда знали и помнили отвагу своего народа. В настоящее время, смогли воспроизвести все события Бородинского сражения, на поле где была битва восстановили памятники и могилы, а также показывают постановку, от которой душа замирает за наших солдат.
Бородино написано от лица новобранца русской армии, который уже состарился и поведал свою историю во время сражения ярко и живо. Это русско-французская война 1812 года. Наполеон Бонапарт осмелился напасть на великую Россию, это было неожиданно, что русским пришлось сперва отступить. Но все же русский дух окреп, и дал бой врагу, отвоевывая свою родину. Солдат рассказывает о его действиях во время обороны на полевом укреплении, сопротивляясь силам врага.
В произведении автор не выделяет отдельных героев. Тем самым было показано, что народ как единое целое выступал в бою, не гонясь за славой или наградой. Каждый военный был храбрым и отважным, тем самым смогли дать бой и прогнать врагов.
Перед боем, русские солдаты имели огромное желание встретиться с врагом лицом к лицу и дать ему достойный отпор. Солдат утомляла долгая артиллерийская перестрелка, им не терпелось вступить в бой. Лермонтову удалось детально описать рукопашные бои наших солдат, где показал искусство битвы с врагом, не то что стрельба издалека с помощью оружия. Старый солдат повествует, что наша армия была полна энергии и сил на сражение с французами, несмотря на трудные бои, готовы были в любой момент дать отпор. Рассказчик прямо утверждает, что отступили именно французы и только приказ отступить и непостижимая воля Бога заставили наших отдать древнюю столицу.
Из всех военных, Лермонтов выделяет полковника, который грамотно руководил. Он исполнял свой долг, помогая солдатам поверить в себя. Одним образом, автор объединил многих благородных полковников.
Старый солдат гордится доблестью солдат, проявивших себя в этой войне. Когда враг уже думал, что победит, и раньше срока праздновал победу, наша армия смогла отвоевать свое. Он говорит, что следующее поколение слабее духом, и вряд ли смогут проявить себя храбрее, жертвуя собой, чтобы противостоять врагу. Но это не так. Да, наши военачальники и солдаты при Бородино проявили настоящую отвагу, но в последующих событиях русский дух также не был надломлен. И конечно, же никогда не будет повержен.
Светило науки — 6 ответов — 0 раз оказано помощи
Сочинение Бородино.ЧЕМ ЗАМЕЧАТЕЛЬНО БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ ?
Русский народ справедливо гордится боевой доблестью своих сынов, проявленной в Бородинском сражении. Это сражение произошло во время Отечественной войны — 7 сентября (26 августа по старому стилю) 1812 г. на Бородинском поле в 12 километрах западнее города Можайска, в 110 километрах от Москвы.
На Бородинском поле русская армия, отстаивая национальную независимость своего народа, насмерть билась с армией французского императора Наполеона I Бонапарта. К 1812 г. Наполеон покорил почти всю Европу. Использовав покоренные народы, он организовал огромную армию, двинул ее на Восток для того, чтобы разбить Россию, а затем завоевать мировое господство. Русская армия была численно втрое меньше армии Наполеона, и ей пришлось отступать вглубь своей страны, изматывая и обескровливая наполеоновские войска жестокими боями.
Свыше 800 километров прошел враг по русской земле. До Москвы оставалось всего 110 километров. Наполеон рассчитывал занять Москву и продиктовать русским кабальные условия мира.
Но русские и не думали складывать оружие. Назначенный, главнокомандующим, талантливый боевой генерал, любимец солдат и офицеров Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов решил преградить Наполеону путь на Москву и дать генеральное сражение французам на Бородинском поле.
Русские войска во время долгого отступления ждали этого боя. Они были полны решимости померяться силами с противником и готовы лучше умереть, чем пропустить врага. Горячий патриот и искусный полководец Кутузов умело организовал сражение на Бородинском поле. 7 сентября 1812 г. от 6 до 18 часов численно превосходящие силы французов непрерывно атаковали русских. Двенадцать часов, почти не прекращаясь, шли жесточайшие рукопашные схватки, стреляли с обеих сторон до 1000 орудий. Полки русских и французов целиком погибали в бою, не уступая друг другу ни шагу. Наполеон не считался с потерями и бросал в атаку все новые и новые части своей грозной пехоты и конницы, но ему не удалось добиться в Бородинском сражении успеха. Французская армия разбилась здесь о несокрушимую силу русских войск.
На Бородинском поле русские нанесли наполеоновской армии удар такой силы, что эта армия уже не могла оправиться. Бородинское сражение положило начало разгрому «великой армии» Наполеона. К концу 1812 г. война окончилась почти полным истреблением неприятеля. Остатки разбитой армии Наполеона были изгнаны за пределы России. В 1813— 1815 гг. Наполеон был окончательно разбит. Его империя развалилась, а сам Наполеон умер пленником на пустынном острове Святой Елены. Порабощенные им народы Европы восстановили с помощью России свою национальную независимость.Удачи к славе 5))))
В честь Бородинского сражения Михаил Лермонтов сочинил «Бородино» стих. Сочинение по данному стихотворению обязательно для всех школьников.Ниже приведены лучшие примеры сочинений для 4, 5, 6, 7, 8 классов.
Содержание
- Сочинение по стихотворению Лермонтова «Бородино»
- Сочинение «Образ полковника в стихотворении Лермонтова «Бородино»»
- Тема поколений в стихотворении «Бородино»
- Сочинение «Бородино» − 5 класс
- История стихотворения
- Особенности произведения
- «Бородино – цена победы» − сочинение 4 класс
Сочинение по стихотворению Лермонтова «Бородино»
Вариант 1
На уроке литературы я прочитала стихотворение “Бородино”. На мой взгляд, война — это самое страшное, что может быть в жизни человека. Стихотворение было написано в 1837 году и посвящалось 25‑й годовщине Бородинской битвы. Рассказывает о сражении солдат, принимавший участие в нем.
Это первое в русской поэзии произведение, в котором был изображен главный герой Отечественной войны 1812 года — народ. Война здесь показана так, как ее видел рядовой участник. Стихотворение написано от лица старого солдата, участника битвы. Его речь задумчива, нетороплива… Чаще использует “мы”, чем “я”.
Солдат вспоминает о настроении воинов перед боем:
“Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!”
На призыв полковника умереть, но не пустить врага в столицу солдаты дают клятву верности:
“И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.”
Рассказчик с гордостью вспоминает о мужестве бойцов во время боя:
“Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел…”
“Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..”
Боевой настрой солдат не иссяк и на следующий день: «Были все готовы заутра бой затеять новый и до конца стоять».
Я считаю, что солдаты 1812 года с честью выполнили свой долг: они оказались сильнее духом, чем французы, которые намного превосходили по численности русскую армию. Как когда-то былинные богатыри, они до конца стояли за свою землю, защищая от врага русскую столицу. И если бы не мудрый маневр фельдмаршала Кутузова, который спас Москву, то ее спасли бы солдаты ценой своей жизни.
Вариант 2
Лермонтов написал стихотворение «Бородино» в 1837 году, приурочив его к двадцатипятилетней годовщине Бородинского сражения. Оно приобрело широкую популярность благодаря простоте стихотворного языка и патриотическому содержанию.
В произведении описывается одна из важнейших битв Отечественной войны 1812 года. Повествование ведется от лица старого солдата, прошедшего Бородино. Он окунается в воспоминания, словно переживая те события вновь.
Лермонтов одним из первых описал подвиг простого народа, заслуги солдат. Другие поэты выдвигали на передний план вклад в общую победу полководцев и императоров. Герои Лермонтова решительные и отважные, они рвутся в бой больше, чем их командиры. Они полны самоотверженной любви к родной земле и готовы защищать ее до последнего вздоха. Показательно, что рассказчик ни разу не упомянул о своей собственной заслуге в сражении, говоря вместо «я» — «мы». Это говорит о его скромности и отсутствии самолюбования и напыщенности.
Полковник обращается к солдатам, называя их «ребята», в этом сразу чувствуется его родство и близость с ними. Он призывает их отдать родине долг и защитить ее от неприятеля.
Автору удалось так живо передать события, что мы как будто вместе с ним наблюдаем происходящее: природу, лагерь в ночь перед битвой, бурю сражения. Также нам передаются и чувства рассказчика. Лермонтов дает читателю возможность вместе с солдатом пережить все, что пережил он, и преисполниться гордости за великий отважный народ, единство и мощь которого отложились в памяти поколений.
Еще одна мысль прослеживается в стихотворении. Оно противопоставляет старое поколение, не пожалевшее себя для защиты отчизны, новому, прозябающему в бездействии. Думаю, это важная деталь, которую хотел донести поэт.
Вариант 3
Слово “Бородино” знает весь мир. Это название небольшой деревни, находящейся недалеко от Москвы, на старой Смоленской дороге, стало символом побед. И в этом немалая заслуга русских писателей, в числе которых и Михаил Юрьевич Лермонтов.
Но сначала хочется вспомнить другое его стихотворение. Именно в нем поэт смог передать страдания русского воина, умирающего на тюле брани:
Наедине с тобою, брат,
Нам довелось побыть.
На свете мало, говорят,
Мне остается жить.
Поедешь скоро ты домой.
Смотри ж… Да что!
Моей судьбой.
Сказать по правде, очень
Никто не озабочен.
Служили в те годы не так, как нынче, — десятилетиями. Фактически солдат всю свою зрелость тратил на армию, теряя связи с родными. Понятия “рекрутчина”, “судьба рекрута” были в России синонимами каторги.
Конечно, за годы службы неграмотный мужик превращался в настоящего воина, умелого, по-своему образованного, бывалого. Но оторванность от исконных корней всегда болезненна. Именно это и сумел передать поэт в небольшом стихотворении:
Отца и мать мою едва ль
Застанешь ты в живых.
Признаться, право, было б жаль
Мне опечалить их.
Но если кто из них и жив,
Скажи, что я писать ленив…
Что бился храбро за царя.
Что плохи наши лекаря,
Что полк в поход послали
И чтоб меня не ждали…
В “Бородино”, при всем пафосе, нарочитой маршевой ритмике и плакатной восторженности, мелькают бриллианты таких же скорбных в своей обыденности строк:
…Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел…
…Смешались, в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…
…Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…
Да жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой…
Думается, что творческий человек не способен восхвалять войну. Даже — освободительную. В любом сражении поэт увидит вой озверевших людей и смертоносных орудий, хлад вскопанной земли, безразличие трупов и скорбь умирающих.
Лермонтов воевал на Кавказе, воочию видел смерть. Для него война не могла стать чем-то привлекательным. Конечно, он, как и все русские, восхищался победой над Наполеоном, но патриотизм поэта был омрачен знанием того, что любая воинская победа — пиррова. В ней больше печали, чем гимнов. В ней кровь и боль задекорированы знаменами и маршами.
Это интересно: Л. Толстой “Бородинская битва 1812″ краткое содержание отрывка из романа «Война и мир»
Сочинение «Образ полковника в стихотворении Лермонтова «Бородино»»
Художественное произведение, тем более лирическое, требует неоднократного перечитывания (Белинский говорил, что оно доставляет истинное наслаждение). В ощущении наслаждения, в осмыслении впечатления и совершается воспитывающее воздействие произведения на читателя. Значит, надо обратиться к анализу стихотворения. И от того, как мы его организуем, зависит, станет ли великое лермонтовское произведение фактом духовного развития нас или останется для них навсегда закрытым в результате формального «прохождения». Если мы хотим в процессе анализа открыть богатства художественного текста, надо прежде всего определить ту проблему, которая заинтересует школьников. Это должна быть действительно важная для их жизни проблема, соответствующая их возрастным интересам и возможностям.
Лермонтовское стихотворение глубоко отвечает интересам нас, потому что поэт утверждает именно эти ценности как прекрасные. И вместе с тем оно открывает для нас новое: эти нравственные качества наполняются социальным содержанием, воля и мужество раскрываются как действенное проявление патриотизма, утверждается бессмертие подвига во имя Родины, одно из центральных событий русской истории предстает как подвиг народа.
Помочь нам не только узнать близкий их душе идеал, осознать то новое, что в нем открывается, но и познать себя путем сравнения с героями стихотворения, обогатить свою душу, освоить высшие общечеловеческие ценности в сопереживании героям, в эмоциональном восприятии пафоса стихотворения — вот цель анализа.
Начать эту работу целесообразно с постановки общего проблемного вопроса, который даст направление размышлениям нас о стихотворении. Сделать это можно так. Живой и эмоциональный рассказ учителя о битве под Москвой осенью 1941 года, о том, как актуально звучали в тот решающий момент слова поэта: «Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали!», естественно перерастает в вопросы: почему более чем через сто лет русских воинов вдохновляли слова Лермонтова? Почему нас сейчас волнуют чувства людей, живших полтораста лет назад? Что в этом стихотворении заключено такого, что оно живет и будет жить? Не будем торопиться сразу ответить на эти вопросы. Для этого надо внимательно вчитаться в стихотворение.
Теперь постараемся активизировать воображение нас, поможем им представить себе рассказчика и его собеседника, молодого солдата. Попутно вспомним, что речь нескольких людей называется диалогом (это известно из уроков русского языка), а речь одного человека — монологом (моно — один, логос — слово, речь). Читатели хорошо представляют себе возраст и профессию рассказчика («после битвы прошло 25 лет, это старый солдат», «артиллерист: он забил заряд в пушку», «он с седыми усами, на голове кивер»), говорят о «добрых глазах» и «простом русском лице», о том, что он «волнуется, когда рассказывает, потому что гордится своими товарищами, любит Родину».
Сам анализ целесообразно осуществлять в процессе работы над выразительным чтением стихотворения. Перечитывая строфу за строфой, читатели вникают в смысл стихотворения, а вместе с тем определяют интонацию, с которой следует прочитать текст. Таким образом, раздумье над стихотворением происходит в творческой деятельности, а работа над выразительным чтением станет результатом понимания произведения.
Пусть подумают: что испытывали солдаты, когда они «долго молча отступали»? Как показано в стихотворении, почему произошла битва? Как изменилось настроение солдат, когда «нашли большое поле»? Как проявился в том характер русского народа? Попутно обратим внимание на то, что в картине ожидания боя рассказчик дважды говорит «я», а не «мы». Подумаем, почему.
Любовь к Родине и готовность защитить ее даже ценой жизни объединили всех воинов, придали им богатырские силы, вдохновили на подвиг. И Лермонтов, сам горячий патриот, воспевает патриотический подвиг народа. Для него Бородинская битва — осуществление воли народа, главный герой ее — народ, а участники битвы — «богатыри», «могучее, лихое племя».
В иных местах надо подумать, почему поэт употребил именно такое слово, выражение. Например, сравнить предложения: «И вот на поле грозной сечи Ночная пала тень» и «Постой-ка, брат мусье!» Чем они отличаются и о чем говорит это различие? Наса хорошо улавливают стилистическое различие торжественной и разговорной речи, иронию. Они находят и другие примеры таких выражений. Читатель же объяснит, какой художественный и идейный смысл заключен в соединении этих двух стихий речи: солдат простой человек, но он хорошо понимает величие происходящего.
В процессе работы вообще необходимо максимальное внимание к слову. Очень часто в ответах звучат слова: «мужество», «храбрость», «смелость», «отвага», «героизм», «стойкость», «удаль» и т. п. Важно, чтобы смысл их был осознан, чтобы слова эти не воспринимались как взаимозаменяемые синонимы. И вообще, чтобы высокие слова не употреблялись «всуе», страшнее всего обесценивание таких слов.
Очень важен образ полковника. Следует подумать, как солдаты относятся к нему, какими словами это передано. Откуда видно, что полковник недаром заслужил любовь и уважение солдат? Почему о нем сказано не убит или погиб, а «сражен булатом, Он спит в земле сырой»? Зачем нужно старинное слово «булат», почему «очи», а не глаза, «молвил», а не сказал? Почему полковник обращается к солдатам: К чему он призывает их? Как меняется смысл слов от повторения: «умремте» — «умирали» — «умереть»? Какой смысл вкладывает он в слово «Москва»? Какую клятву дали солдаты?
Специальных наблюдений требуют строфы, в которых изображается Бородинский бой. Читатели сами еще не умеют увидеть богатство стиха. Надо помочь им вслушаться в его звучание, обратить их внимание на изменение темпа речи. «Прислушайтесь к отрывку,- скажет Читатель и прочтет 11‑ю строфу.- Слышите ли вы звуки боя? Как вы представляете его?» И вместе с учениками он покажет, как от строки к строке сначала ускоряется, затем замедляется речь. Особенно это заметно при сравнении стихов с их прозаическим переложением («Знамена носились как тени, огонь блестел в дыму…»)-это помогает почувствовать, что ‑стих самим своим звучанием передает мысль.
Постепенно все сливается, битва неимоверно тяжела, солдаты устали, невозможно различить отдельные звуки:
- Смешались в кучу кони, люди,
- И залпы тысячи орудий
- Слились в протяжный вой
Идея определяется как «основной принципиальный смысл произведения, выступающий через все единство его образов». При изучении стихотворения «Бородино» надо говорить о том, какие главные мысли и чувства переданы в произведении, каков основной смысл его. Определения будут различны, и все они окажутся неполными.
Еще Л. Толстой, когда его спрашивали об идее «Анны Карениной», говорил, что нельзя втиснуть богатое содержание художественного произведения в прокрустово ложе одной фразы и что, если он захочет сформулировать идею произведения, он должен будет написать заново весь роман. Действительно, перевод художественного слова в логический план страшно обедняет его смысл, никакая формула не в состоянии передать всего богатства произведения. К тому же идея зависит и от того, кто является читателем. Так, для Белинского главный смысл «Бородина» состоял в упреке бездеятельным современникам. Для защитников Москвы в Великой Отечественной войне это была конкретная программа.
Тема поколений в стихотворении «Бородино»
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» посвящено событиям Отечественной войны 1812 г. Оно представлено в форме диалога между участником военных событий и представителем молодого поколения.
Произведение раскрывает тему родины, отваги. А также показывает различие между двумя поколениями. Повествование лирического героя начинается после обращенного к нему вопроса: Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Так автор обращает внимание на то, что молодое поколение заинтересовано событиями, затронувшими их родину.
Память о Бородинском сражении сближает людей разных возрастов. Автор, используя гиперболу, подчеркивает это: Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!
Солдат, вспоминая свое прошлое, сравнивает поколения и приходит к выводу о том, что люди изменились: Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы! Военные события описываются лирическим героем с детальной точностью. Он вспоминает сражения, свои мысли, настрой солдат, потери…
Автор использует риторические восклицания, которые помогают убедиться в отважности солдат, в их преданности родине: Уж постоим мы головою За родину свою! Именно этой отваги, патриотизма не видит герой в молодых. Он понимает, что теперь они будут защищать родину и сомневается в их силах. Герой будто устрашает своего собеседника, используя сравнения: Французы двинулись, как тучи, И все на наш редут.
Кольцевая композиция стихотворения подчеркивает его основную мысль: Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри- не вы. Таким образом, представитель старшего поколения уверен, что людям, которые будут жить после него «не видать таких сражений». Он поглощен темой войны, потому что она стала главным событием его жизни. Наверное, он прав в том, что люди, прошедшие войну, по-настоящему «могучее…племя». Но это не значит, что те, кто не встречал войны лицом к лицу, лишены храбрости и любви к родине.
Тема поколений решена через различие их жизней, опыта.
Сочинение «Бородино» − 5 класс
История стихотворения
В 1812 году произошла одна из величайших битв в истории Отечественной войны. Бородинское сражение имело большое значение для победы. Стих написан от лица солдата, который был участником сражения. Он уже постарел и проводит время, вспоминая те страшные времена. Солдат снова и снова переживает пережитые мгновения.
Михаил Лермонтов первый обратил внимание на заслуги обычного народа, описывая подвиги солдат. Многие творческие личность на передний план выдвигали стратегические вклад в победу верхов военных званий. Они считали, что полководцы и императоры определяли победу войска. Лермонтов же сконцентрировался на простых солдатах. Они смелые, решительные, бесстрашные. В них больше героизма, чем в их командирах. Солдаты являются настоящими патриотами своей страны. Чтобы защитить Родину, они готовы пожертвовать собственную жизнь. Повествователь передает свое единство с другими воинами. Он часто использует слово «мы», когда описывает военные действия. Старый солдат не привык хвастаться. Он спокойно ведет рассказ о своей жизни.
Особенности произведения
Командир называет своих подчиненных «ребята». Такое дружеское обращение характеризует теплые отношения, родство душ, стремление к общей цели. Громкие слова полковника направлены на поднятие боевого духа. Он призывает солдат дать достойных отпор врагу, чтобы он не смог поработить народ.
Поэт является настоящим мастером слова. Он создал реалистичную обстановку. Кажется, что ты сам попадаешь в центр событий. А вокруг прекрасная природа, лагерь видит тревожные сны перед битвой, наступают волнительные моменты кровавого боя. При этом читатель знакомиться с чувствами и эмоциями старого солдата. Он может пережить весь спектр ощущений. Чувствуется гордость за полученную победу, сердце переполняет патриотизм. Человек ощущает единство с прошлым поколением.
Стих несет достойный посыл. Кроме этого он обеспечивает сильную мотивацию. Видно, что старое поколение было смелым и бесстрашным. Они готовы были положить свою жизнь ради победы. Современные люди действуют осмотрительно, постоянно испытывая страх. Стихотворение несет действительно важные идеи.
«Бородино – цена победы» − сочинение 4 класс
Вариант 1
Бородино – это тяжелая битва, которая произошла в 1812 году и которая являлась решающей битвой в борьбе с Наполеоном Бонапартом, у которого была отличная армия.
Русские ценой своих жизней старались защитить Москву. Они готовились к бою, заранее поставили редуты, расставили орудия, расставили воинов и вырыли окопы.
И вот показались французы. Сначала была перестрелка, мы стреляли оружием, стреляли пушками. Но через два дня, поскольку по всему полю шел дым, пришлось вступить в рукопашный бой. Тогда все было в дыму, русские уставали, орудия стреляли наобум, земля тряслась от взрывов, и кровавые тела мешали пролетать ядрам. Залпы слились в протяжный вой, из-за которого ничего не было слышно.
Русские отступили и отдали Москву, чтобы набраться сил. И тогда французы вошли в спаленный пожаром, мертвый, разоренный город, такой же, как Чернобыль сейчас, после катастрофы в четвертом энергоблоке на городской АЭС, где ликвидаторы тоже, как и русские воины в Бородинской битве, отдали свои жизни ради того, чтобы люди жили.
Бородино является ценой общей победы в борьбе с Наполеоном Бонапартом. Русские отдали свои жизни за то, что они любили, во что они верили, и если бы не они и их мужество, мы бы никогда не выиграли в этой битве.
Вариант 2
Почти двести лет назад была Бородинская битва. В этой битве погибло много солдат. Против нас бился Наполеон.
Русские воины долго отступали, но когда дошли до Москвы, начали сражение. Русские воины нашли поле и начали устанавливать пушки, редуты, выкапывать окопы. Ведь Наполеон отставал, и русские успели подготовиться.
Сначала русские первые два дня бились в перестрелке, но потом поняли, что это бесполезно и начали драться копьями, мечами, ружьями, пистолетами, перейдя врукопашную. Ядрам пролетать мешали горы кровавых тел. В дыму огонь блестел. Земля тряслась от взрывов, ударов, от топота копыт. Русские устали драться. Французы тоже. И они начали отступать.
Русские отдали спаленную Москву, чтобы Наполеону она не досталась, а сами ушли к Туле, чтобы воины набрались сил и могли сражаться.
Я считаю, что русские просто герои, хитрецы. Они не сдались, ведь с ними сражался Наполеон, который все время выигрывал. Цена нашей победы – Бородинская битва.
Вариант 3
Бородино – это кровопролитная битва между Россией и Францией.
Французы пытались завоевать Россию, но потерпели поражение благодаря храбрости и героизму русских солдат.
В начале русские воины долго отступали. И наконец нашли воины поле и решили там отпор французам дать. На поле построили редуты, расставили солдат, установили оружие, выкопали ямы.
Два дня длилась перестрелка. На третий день схлестнулись в рукопашный бой. Смешались дни и ночи. Смешались воины с двух сторон, в дыму ничего не было видно, убивали всех подряд. И ядрам пролетать мешали горы мертвых солдат.
Битва долго длилась, и поняли солдаты, что силы их равны. Тогда Россия отступила, чтобы набрать побольше войска. Мы спалили Москву, чтобы французам достался холодный, спаленный город.
Если бы не храбрость и смелость русских солдат, французы победили.
Вариант 4
Бородино – это великая кровопролитная битва, в которой участвовали две армии: русская и французская.
Наши солдаты вели себя очень смело. Они оставили на поле битвы много своих товарищей, а все для того, чтобы дать отпор самому великому полководцу Наполеону.
И вот русские нашли Бородинское поле, расставили редуты, выкопали окопы, поставили пушки и разные другие орудия и стали ждать французскую армию. Два дня войска бились в перестрелке, но силы были одинаковы.
В дыму ничего не было видно. Пушки били наугад, руки бойцов колоть устали, горы кровавых тел мешали пролетать ядрам. Кони, люди смешались в кучу, ничего не было слышно.
У наших силы стали слабеть – у французов тоже. Тогда армии разошлись. Мы подожгли Москву и отступили для того, чтобы набрать силы и оружие, а французы вошли в разоренный, пылающий город.
Нам была очень важна победа над могучими армиями Наполеона, но за победу мы отдали очень много жизней опытных солдат на Бородинском поле.
Вариант 5
Бородино – это очень страшная битва. В этой битве наши солдаты проявили большое мужество. Они возмущались, почему не могут командиры дать приказ идти на французов?
Наконец русские нашли большое поле, построили редуты и расставили свои многочисленные пушки. Сначала была перестрелка из пушек, потом армии перешли к рукопашной битве. Иногда ядрам пролетать мешали горы кровавых тел. Дым застилал все поле. Над полем ничего не было слышно. Кони, люди были смешанны, нельзя было разобрать кто где. Силы армий были на исходе. Наши решили отступить за город, чтобы набраться сил, собрать воинов и оружие. Русские сожгли Москву. И французы вошли в спаленный город.
Наши напали на французов и разгромили их, но ценой победы была Бородинская битва, где наши потеряли очень много солдат.