Музей-панорама «Бородинская битва» располагается на западе Москвы, недалеко от Поклонной горы, на месте бывшей подмосковной деревни Фили. Рядом с панорамой «Бородино» находится музей «Кутузовская изба» с экспозицией «Изба Военного Совета», а вокруг сложился целый историко-мемориальный комплекс памятников, посвященных Отечественной войне 1812 года.
В настоящее время Музей-панорама располагает тремя экспозициями, в которых представлено более 1000 произведений батальной и портретной живописи, оружия и обмундирования, предметов декоративно-прикладного искусства и редких книжных изданий. В целом фондовое собрание музея насчитывает более 48 000 предметов.
Центральный экспонат музея – панорама «Бородино» – написана профессором Императорской Академии художеств Францем Алексеевичем Рубо в 1912 году, к 100-летнему юбилею сражения при Бородине между русскими войсками и Великой армией императора Наполеона 7 сентября 1812 года.
История в датах
1812
13 (1) сентября 1812 в деревне Фили в избе крестьянина Михаила Савостьянова Фролова состоялось заседание Военного совета, на котором было принято решение оставить Москву неприятелю без боя.
1883
Место, на котором находилась изба Военного совета, отмечено памятным знаком, установленным по предложению и на средства Общества офицеров Гренадерского Корпуса. Памятник представлял собой ВЕРСТОВОЙ СТОЛБ со Смоленской дороги, которому была придана форма обелиска.
1887
В 1886 году Обществу хоругвеносцев храма Христа Спасителя разрешено возобновить «Избу Кутузова» на месте бывшей избы, где состоялся Военный совет. В 1887 году ИЗБА ВОЕННОГО СОВЕТА воссоздана по проекту архитектора Д.М. Струкова. Это был один из первых в стране музеев, посвященных Эпохе 1812 года.
1894
Для походного экипажа главнокомандующего М.И. Кутузова, подаренного музею в «Избе Кутузова» правнуком полководца, рядом с избой построен КАРЕТНЫЙ САРАЙ.
1912
Состоялось освящение ЧАСОВНИ АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА, построенной возле Кутузовской избы по проекту инженера и архитектора М.Н. Литвинова,
1912
11 сентября 1912 года в Москве на Чистых прудах состоялось торжественное ОТКРЫТИЕ ПАНОРАМЫ ФРАНЦА РУБО «БОРОДИНО».
1953
ОБЕЛИСК с братской могилы воинов 1812 года, павших от ран в Бородинском сражении, перенесен к Кутузовской избе с упраздненного Дорогомиловского кладбища.
1958
У Кутузовской избы открыт БРОНЗОВЫЙ БЮСТ М.И. КУТУЗОВА работы скульптора Н.В.Томского.
1962
18 октября 1962 года состоялось открытие МУЗЕЯ-ПАНОРАМЫ «БОРОДИНСКАЯ БИТВА» в новом здании на Кутузовском проспекте.
Видео: Бородинская панорама
Содержание
- Основные моменты
- История создания
- Что посмотреть в музее-панораме «Бородинская битва»?
- Туристам на заметку
- Как добраться
Основные моменты
Музей-панорама «Бородинская битва» и памятник Кутузову
В основе мемориального комплекса – изба в бывших Филях, в которой в сентябре 1812 года главнокомандующим М. И. Кутузовым был созван Военный совет. На нем была рассмотрена возможность дать после Бородинского сражения, которое не выявило победителя, сражение под Москвой или, как вариант, оставить город без боя. Здесь же находится собственно панорама Бородинской битвы авторства русского художника-панорамиста Франца Алексеевича Рубо, академика и руководителя батальной мастерской Академии художеств.
Побывав в музее-панораме «Бородинская битва», вы обязательно увидите одну или сразу несколько исторических выставок, которые проводятся здесь регулярно. Продумана специальная программа для детей, в рамках которой проводятся культурологические и исторические мастер-классы. Они помогают подрастающему поколению, да и взрослым тоже, глубже узнать целую эпоху, охватывающую конец XVIII – начало XIX века. Здесь же вывешены портреты известных деятелей той поры и, конечно же, полководцев, без талантливого руководства которых наши войска не смогли бы добиться решающих успехов. В экспозицию музея входят и полотна с батальными сценами, памятные монеты того времени, а также некоторые предметы быта, среди них – редкие изделия из коллекционного фарфора.
Каждая экскурсия в Бородинскую панораму – это уникальная возможность соприкоснуться с историей нашей страны, воплощенной в искусстве, узнать о событиях и людях, оказавших большое влияние на судьбу России. И, конечно, ощутить себя, что называется, в гуще событий – ведь это полотно выполнено очень реалистично.
Зал с панорамой «Бородинская битва»Фасад здания
История создания
Музей-панорама «Бородинская битва», которому уже больше полстолетия, расположен в конце Кутузовского проспекта. Его здание по своей архитектуре выглядит лаконично, без каких-либо внешних «излишеств». Красивым его тоже не назвать – оно, скорее, образец утилитарного модерна, возведенный к 150-летию Бородинской битвы.
Бородинское сражение. Картина Луи ЛеженаАтака Шевардинского редута. Самокиш, 1910
Здание круглое и необходимость придания ему такой формы вызвана предназначением музея, ведь именно в его стенах экспонируется колоссальная картина-панорама, написанная Францем Рубо по заказу императора Николая II еще в 1912 году, к 100-летию исторического сражения под Бородино. Авторами проекта стали советские архитекторы А. Р. Корабельников, А. А. Кузьмин, С. И. Кучанов и инженер-конструктор Ю. Е. Аврутин. При проектировании они использовали рекомендации самого Рубо, которые он дал при возведении первоначального здания панорамы.
Бородинское сражение. В центре картины раненый генерал Багратион, рядом с ним на коне генерал Коновницын. Вдали виднеется каре лейб-гвардии. Художник Петер Гесс, 1843
Располагалось же первоначальное здание, точнее специально построенный павильон, на Чистых прудах в Москве (на его месте сейчас находится дом №12-а по Чистопрудному бульвару). Павильон, который стал узнаваемым благодаря своей ажурно-купольной конструкции, построил архитектор П. А. Воронцов-Вельяминов. Автором упомянутой конструкции был инженер Е. Израилович.
В 1918 году Бородинскую панораму демонтировали и отправили на реставрацию. Работами занимался художник П. Д. Корин, и продолжались они довольно долго. Она была открыта вновь в 1962 году, к 150-летию Бородинского сражения. Немногим ранее, в 1940 году, на территории музейно-исторического комплекса установили обелиск, который перенесли с братской могилы 300 русских воинов, скончавшихся от ран, полученных во время этого исторического сражения. В 1958 году в музее поставили бронзовый бюст М. И. Кутузова.
Впоследствии в состав комплекса также вошли памятник «Славным сынам русского народа» и Триумфальная арка. Последняя прежде находилась на площади Тверской заставы. И уже в наше время, 1 декабря 2007 года, в учреждении появился новый отдел, он называется «Музей Героев Советского Союза и России» (находится по ул. Большая Черемушкинская, д. 24, корп.3). Инициатором создания выступила Региональная общественная организация «Фонд поддержки Героев Советского Союза и России», которая носит имя генерала Е. Н. Кочешкова.
Что касается собственно самой экспозиции, то начало ей было положено в 1883 году, с установки офицерами Гренадерского корпуса верстового столба на месте сгоревшей избы Военного совета в Филях, ее еще называли «кутузовской» (в 1887 году изба была восстановлена). В 1912 году рядом с ней построили часовню архистратига Михаила, которую посвятили памяти генерал-фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова.
«Кутузовская изба» – один из филиалов музея «Бородинская битва»«Кутузовская изба» внутри
Интересный факт: величайшее панорамное полотно, увековечившее для потомков главное сражение Отечественной войны с наполеоновской Францией, создал… француз по национальности. Да-да, не удивляйтесь: Франц Рубо хотя и был уроженцем Одессы, но родился в семье французского коммерсанта. Впрочем, это не мешало ему всю жизнь считать себя русским, настоящим патриотом России. Этот же гениальный мастер, к слову, руководил созданием и другой масштабной панорамы – «Оборона Севастополя».
Бой за Семёновский овраг. Фрагмент Бородинской панорамы. Франц Рубо. (1912)
Делая первые эскизы, художник акцентировал внимание на ожесточенном бое, который шел за Курганную батарею генерала Раевского – ключевой, стратегический пункт на поле сражения. Рубо хотел показать, как русские части под руководством генерала Ермолова осуществили контратаку на французов. Другими словами, и этот момент был отражен в одной из тогдашних газет, Рубо хотел показать всю доблесть русских войск, их патриотизм и отвагу, но император Николай II… отклонил этот эскиз.
Наполеон на Бородинских высотах. Верещагин (1897)
Художнику было предложено изобразить другой момент Бородинской битвы – масштабные атаки наполеоновской конницы на позиции русских войск. Но почему? Такое решение высокопоставленного заказчика кажется на первый взгляд нелогичным и даже непатриотичным. Однако, как оказалось, государем двигали соображения политической целесообразности. К 100-летию грандиозного сражения Россия и Франция уже не были смертельными врагами, больше того, они являлись союзниками, поэтому подчеркнутая демонстрация превосходства наших войск могла привести к охлаждению межгосударственных отношений. Рубо, конечно, понимал эти нюансы, но очень сокрушался по этому поводу. «Я пишу панораму для русских, – жаловался он, по воспоминаниям современников, – а меня заставляют писать торжество французов».
Холст получился поистине огромным, 15 на 115 метров. Работа над этим масштабным и эпохальным произведением продолжалась около года. Для его завершения в какой-то момент стало не хватать средств, и художник Франц Рубо был вынужден продать свой дом и уникальную коллекцию живописи, графики, оружия и стекла XIX века, о чем он никогда не пожалел.
Что посмотреть в музее-панораме «Бородинская битва»?
Панорама «Бородинская битва» является главным экспонатом музея, западное и восточное крыло которого украшают мозаики в стиле 60-70 годов прошлого века. На них стараниями художника Б. Тальберга увековечены такие события, как пожар в Москве и победа русской армии над Наполеоном. Если пройти к восточному крылу здания, то можно увидеть пушки. Это отнюдь не декорации «под старину», а самые что ни на есть подлинные орудия тех времен, оставшиеся «в наследство» от французской армии.
Франц Рубо, полотно панорамы «Бородинская битва»
Но вернемся к грандиозному творению Франца Рубо. Расценивать его работу как подлинный исторический документ было бы, наверное, неправильно. Панорама является, прежде всего, произведением искусства, хотя художник сделал всё возможное, чтобы максимально точно передать не только динамику, но драматизм сражения, состоявшегося 7 сентября 1812 года.
Для удобства посетителей в центре зала оборудована площадка, дающая возможность перемещаться по кругу и знакомиться с панорамой с разных ракурсов. Всё это позволяет рассмотреть изображенные события в мельчайших деталях. Начальной точкой осмотра обычно является «У Дохтурова». Находясь в ней, вы как бы оказываетесь на окраине деревни Семеновское, наблюдая за сражением с крыши чудом сохранившегося дома. Переход на вторую точку обзора переносит зрителей уже на французские позиции, где можно рассмотреть артиллерийское снаряжение врага. Следующий пункт приведет вас к самому Наполеону, находящемуся в окружении телохранителей, а за спиной императора огромная армия, насчитывающая 20 тысяч солдат.
Фрагменты панорамы «Бородинская битва»
И вот, наконец, мы подошли к четвертому пункту обзора, он называется «Бой во ржи». На нескошенном ржаном поле разворачивается драматичное столкновение между русскими кирасирами и саксонской кавалерией. В первых рядах сражающихся мы видим отважного Михаила Барклая де Толли, командующего русскими частями. Чуть поодаль виднеются дома. Это деревня Горки, она же пятая (и последняя) позиция обзора, известная как «Командный пункт Кутузова». Название говорит за себя: тут находится штаб во главе с гениальным полководцем, а также расквартированные Преображенский, Измайловский и Семеновский полки, составлявшие резерв русской армии.
Осмотр панорамы
Долгое время панорама «Бородинская битва» была единственным экспонатом этого музея. С течением лет коллекция экспонатов существенно пополнилась, и в результате была составлена экспозиция, рассказывающая о событиях военного лихолетья 1812 года более подробно и увлекательно. Одна из ее витрин, например, посвящена фельдмаршалу Михаилу Илларионовичу Кутузову, его жизненному пути и как обычного человека, и как выдающегося военачальника. Среди экспонатов можно видеть его портреты, один из которых вышит человеческим волосом, личные вещи и посвящённые ему литературные произведения.
Талантливым и бесстрашным русским офицерам посвящен раздел музея под названием «Оплот Отечества»: здесь собраны образцы обмундирования, пехотное, артиллерийское и кавалерийское оружие. Еще есть «Малая портретная галерея», в ней вывешены портреты военачальников, отличившихся непосредственно в Бородинском сражении.
Зеленый зал музеяКрасный зал музея
Не остались без внимания и такие исторические эпизоды, как жизненный уклад Москвы до пожара, пребывание в городе Наполеона Бонапарта, отступление и фактическое бегство французов, пребывание в Париже императора Александра I и частей русской армии. Завершается экспозиция рассказом о зданиях, сооружениях, храмах и других архитектурных памятниках, воздвигнутых в российской столице в память об Отечественной войне 1812 года.
К сказанному добавим, что музей-панорама «Бородинская битва» – постоянный участник ежегодной акции «Ночь в музее», которая проводится в мае и приурочивается к Международному дню музеев. По условиям, в эту ночь в учреждение можно пройти совершенно бесплатно, и такой возможностью с удовольствием пользуются многие посетители.
Туристам на заметку
Музей-панорама «Бородинская битва» работает по понедельникам, вторникам и средам с 10:00 до 18:00, четвергам – с 10:00 до 21:00, субботам и воскресеньям – с 12:00 до 16:00. По пятницам и в последний четверг каждого месяца он закрыт.
Экскурсия в музей «Бородинская битва»
Вход строго по предъявлению билета установленного образца. В музее запрещается прикасаться (руками либо подручными предметами) к экспонатам и витринам, не говоря уже о том, чтобы прислоняться к ним или садиться на предметы мебели из музейной коллекции. Также строго запрещено находиться в верхней одежде, приносить с собой еду и напитки, оставлять без присмотра детей, заходить за подиумы и ограничительные линии, пользоваться моноподом для селфи.
При музее-панораме работает сувенирный киоск, в котором каждый желающий сможет приобрести различные товары по тематике Отечественной войны 1812 года. Продукция представлена самая разнообразная и в широком ассортименте: книги, карманные календари, открытки, военно-историческая миниатюра, художественные изделия, магниты и брелоки. Киоск работает ежедневно с 10:00 до 17:30, за исключением пятницы и последнего четверга месяца.
Как добраться
Музей-панорама «Бородинская битва» находится по адресу: г. Москва, Кутузовский проспект, 38.
Чтобы добраться до музея на общественном транспорте, нужно доехать до станции метро «Кутузовская», далее пешком следовать в направлении Триумфальной арки. Или можно выйти на станции «Парк Победы» и тоже идти пешком в сторону Триумфальной арки. Также до музея-панорамы «Бородинская битва» можно добраться на автобусе (маршруты №№ 91, 116 и 157) и троллейбусе (маршруты №№ 2, 7, 39 и 44).
Музей-Панорама «Бородинская битва» вот уже 50 лет стоит в конце Кутузовского проспекта. Очень лаконичное по своей архитектуре здание, не красивое, скорее утилитарное, было возведено в 1962 году к 150-летнему юбилею Бородинской битвы.
Необычная круглая форма подчинена назначению здания — экспозиции колоссальной картины-панорамы, написанной в свою очередь к 100-летней годовщине Бородинского сражения. Авторы проекта — советские архитекторы Корабельников, Кузьмин и Кучанов и инженер Аврутин. При проектировании они использовали рекомендации самого Ф.А. Рубо, данные им при постройке первоначального здания панорамы.
Панорама Ф.А.Рубо
Стоп! Вот с этого и надо было начинать! Ведь главное здесь — именно панорама, написанная Францем Алексеевичем Рубо, замечательным художником, французом по происхождению, немцем по языку и настоящим русским человеком по духу. Франц Рубо родился в 1856 г. в Одессе в семье книготорговца из Марселя Алекса Рубо. В раннем детстве Франц проявил интерес к рисованию и в девятилетнем возрасте был определен в Одесскую школу рисования и черчения. В 1877 году поступил в Баварскую королевскую академию художеств в Мюнхене.
Учителем Рубо стал известный художник-баталист Йозеф Брандт. Во время каникул Франц постоянно ездил в Россию, путешествовал по Кавказу и Средней Азии. В 80-х гг. XIX века Рубо написал 19 больших полотен для «Храма Славы» в Тифлисе. Для выполнения этого заказа художник внимательно изучал историю кавказских войн, написал множество этюдов, включая целую портретную галарею кавказских горцев.
В 1889 году Франц Алексеевич уже был достаточно известен.
Императорское общество поощрения художеств организует его первую персональную выставку. Для этой выставки Рубо специально написал несколько полотен, в том числе представленный в музее «Бородинская панорама» «Живой мост».
Ф.А.Рубо. «Живой мост»
Этот эпизод никак не связан с Наполеоновскими войнами, он взят из истории персидского похода. Полковник Карякин, бывший во главе небольшого отряда русских войск, отступал к крепости Мухрат. На пути его солдат встретилась глубокая расщелина, через которую было невозможно переправить орудия. Бросить пушки означало отдать их неприятелю и покрыть себя несмываемым позором. Тогда один из солдат спрыгнул на дно расщелины. Его примеру последовали другие и, встав друг другу на плечи, своими телами сложили мост. По нему-то и удалось переправить пушки.
После выставки Рубо начинает создание своей первой большой панорамы. Она была посвящена ключевому событию Кавказских войн — штурму оплота Шамиля горной крепости Ахульго.
Эта панорама сохранилась в виде 4-х фрагментов, находящихся в скверном состоянии, поскольку в 1924 году она пострадала от наводнения, а затем была передана в Дагестанский музей, где отсутствовали условия для ее реставрации.
Ф.А.Рубо. «Оборона Севастополя»
В 1901 году художник получил официальный заказ на создание панорамы «Оборона Севастополя». Над ней Франц Алексеевич работал около 3 лет. В мае 1905 года панорама была представлена публике, а с 1909 помещена в специальное здание в Севастополе. Летом 1942 года незадолго до падения Севастополя здание панорамы загорелось от фашистской авиабомбы. Защитники города разрезали панораму на 86 кусков и вывезли из города на военном корабле. После войны все части были вновь соединены и возвращены в Севастополь.
Во время работы над этой панорамой Рубо узнал об избрании его профессором Петербургской академии художеств, а через несколько лет мастер был избран академиком и награжден орденом св. Анны 2-й степени.
Ф.А.Рубо. Панорама «Бородинская битва»
В 1909 году в России начинается подготовка к празднованию 100-летнего юбилея Бородинской битвы. Ф.А.Рубо предлагает написать панораму, посвященную подвигу русского народа в войне 1812 г. Идея была поддержана на и Высочайшем уровне и среди российской общественности.
Первоначально художник хотел изобразить на панораме последовательные события с 10 до 12 часов 7 сентября. Однако комиссия по проведению торжеств предложила другой сюжет: кульминационный момент битвы, падение Семеновских флешей и массированные атаки наполеоновской кавалерии. На изменение сюжета повлияла внешняя политика — это было время создания и упрочения Антанты — Русско-французского военного союза, к которому позже присоединилась Великобритания.
Франц Рубо жаловался: «Я пишу панораму для русских, а меня заставляют писать торжество французов.»
Подготовительные работы — изучение источников, знакомство с местностью, написание эскизов заняли два года, сама же панорама была написана за 11 месяцев. Для ее экспозиции был построен временный деревянный павильон.
Летом 1912 года здание было закончено, панорама размещена и художник смог с удовлетворением отметить, что она (панорама) удачна и лучше севастопольской. Бородинская панорама оказалась последней в творчестве мастера. В 1913 году он уехал в Германию, полагая, что на время, а оказалось, что навсегда. Начавшаяся I Мировая война, затем Октябрьский переворот вынудили художника остаться в Европе. Он, будучи французом по национальности, долгое время живший в Германии, всегда считал себя русским художником.«…я родился и жил более 22 лет в России, где получил свое образование, я исключительно пишу картины из русского быта и русской боевой жизни, по всем этим признакам меня следует считать русским художником». В Европе Рубо не удалось написать ничего, хотя бы близкого по художественной ценности к Бородинской панораме.
Франц Алексеевич умер в 1928 году в Мюнхене. Его художественное наследие включает более 200 живописных работ и множество эскизов и рисунков.
Бородинская панорама в советское время
История самой панорамы оказалась гораздо более драматичной, чем история ее создателя. После Октябрьского переворота большевики передали здание панорамы вместе с картиной Ф.А.Рубо электротехническому училищу. Здание стали использовать для собраний и митингов и к весне 1918 года оно пришло в полную негодность. Полотно сняли, накатали на деревянный вал и почти 40 лет оно хранилось в совершенно неприспособленных помещениях — под сценой в Нескучном саду, в подвале собора Александра Невского (позже разрушенного), на складе сада «Эрмитаж». Учитывая пренебрежительно-нигилистское отношение коммунистов к отечественной истории, можно считать чудом, что полотно вообще сохранилось. В 1939 году сам Игорь Грабарь признал невозможность его реставрации. Однако в 50-е гг. XX века художники студии батальной живописи им. Грекова смогли восстановить полотно. При этом было реставрировано около 150 м2 батальных сцен и примерно 500м2 неба. 18 октября 1962 года Музей-панорама «Бородинская битва» вновь открыла двери перед своими гостями
Музею Бородинская панорама посвящены ещё темы:
Бородинская панорама. Императоры. Фельдмаршал. Генералы
«И клятву верности держали мы в Бородинский бой».
Вокруг Бородинской панорамы.
Бородинская битва. Итоги.
История создания Бородинской панорамы
Центральным экспонатом уникального музея стала огромная панорама исторического сражения, созданная художником Ф. Рубо. Во время подготовки к торжеству по поводу 100-летней годовщины войны с Наполеоном талантливый художник-баталист получил заказ на создание масштабной панорамы, изображающей бой под Бородином. На исполнение отводились короткие сроки, поэтому в работе участвовали его помощники.
В создании монументального полотна принимали участие брат художника Ж. Рубо и несколько опытных мастеров из Германии и России. Панорама была готова за 2 месяца до начала запланированных торжеств. Для неё был построен огромный деревянный дом на Чистых прудах. Автором проекта был известный архитектор П. Воронцов-Веньяминов, в разработке купола участвовал инженер Е. Израилович.
Власти столицы очень торопились открыть уникальную панораму, поэтому строительство здания велось в ускоренном темпе. Согласно первоначальным планам, картина должна была находиться в павильоне не более одного сезона. Уже через месяц завершился монтаж полотна и деталей переднего плана. Многочисленные афиши приглашали людей на открытие новой панорамы. Состоялось оно в 1912 году.
Торжественная церемония прошла с участием великого государя и известных московских дворян. Спустя 2 дня павильон принял первых посетителей. Впечатление от осмотра панорамы было настолько грандиозным, что вскоре об этом событии уже писали не только российские, но и зарубежные газеты и журналы. Акцент был сделан на восхваление патриотических чувств, вызываемых у посетителей после просмотра панорамы.
Спустя несколько лет временный павильон начал стремительно ветшать и приходить в негодность. Ажурный купол не был рассчитан на русскую погоду и пропускал потоки воды, в результате чего высокая влажность начала разрушать холщовый зонт, прикрывающий площадку, появились повреждения на деталях первого плана. Полотно начало портиться, на нём появились многочисленные дождевые потёки.
В 1914 году павильон был закрыт по целому ряду причин. Автор полотна Ф. Рубо впал в жестокую немилость, поскольку имел немецкое гражданство, что было недопустимо для России, находящейся тогда в состоянии войны с Германией. Кроме того, в этой войне Франция выступила на стороне России, в таких условиях была неуместна демонстрация полотна, изображающего сражение с французами.
После свершения революции здание было отдано электротехнической школе. Здесь устраивались новогодние праздники для детей, проводились занятия литературного кружка. Уникальная картина уже никому не была интересна. Со временем полуразвалившийся павильон снесли, картину свернули и убрали в запасники. За несколько последующих лет она сменила множество мест хранения, совершенно неприспособленных для этого.
В послевоенные годы в России с новой силой вспыхнул патриотизм. Власти столицы задумались о строительстве нового здания для масштабного полотна. Изначально место для возведения было выбрано в Нескучном саду, но потом решили перенести строительство в Фили, поскольку именно здесь в 1812 году проходил знаменитый исторический совет, руководил которым великий полководец М. И. Кутузов.
Строительство было начато в 1961 году. Здание необычной формы разработали архитекторы Кучанов и Корабельников. В центре комплекса расположился объёмный корпус, покрытый стеклом, с двух сторон устроены два крыла, фасады которых были облицованы железобетоном. Торцы здания украсили огромные мозаичные панно, на боковых стенах были нанесены имена героев эпохального сражения 1812 года.
Многие годы хранения в неподходящих условиях сделали своё дело, картина практически пришла в негодность. Ещё в период строительства панорама отправилась на реставрацию в мастерскую Михаила Иванова-Чуронова. Восстановление длилось полтора года, художникам пришлось дописывать целые фрагменты, отдельные фигуры и сцены, фактически целиком восстанавливать детали, расположенные на первом плане.
К 150-летнему юбилею победы России над Наполеоном в 1962 году уникальное полотно полностью восстановили, и картина снова стала доступна для посетителей. Однако беда не приходит одна. В 1967 году некий приверженец Культурной революции в Китае залил картину воспламеняющимся составом и поджёг её. Пострадало более половины полотна, но талантливый реставратор Митрофан Греков сумел вернуть картину потомкам.
Экспозиция Бородинской панорамы
Уникальная панорама Бородинской битвы явилась главным экспонатом исторического музея. Нельзя расценивать уровень её подлинности с точки зрения истории, прежде всего, это произведение художника, его видение тех событий, хотя Ф. Рубо всеми силами старался не только с максимальной точностью передать всю динамику сражения, но и в полной мере отобразить его драматизм и многоплановость.
Для более удобного осмотра в самом центре зала оборудована специальная площадка, позволяющая рассмотреть панораму с различных ракурсов, двигаясь по кругу. Исходной точкой для начала осмотра является «У Дохтурова». Посетители оказываются на окраине деревушки Семёновское и видят поле сражения в мельчайших подробностях с крыши чудом оставшегося целым крестьянского дома.
С другой обзорной точки можно подробно рассмотреть артиллерийское снаряжение французов. Дальше можно увидеть самого Наполеона, который находится в кольце телохранителей, за его спиной расположилась мощная армия численностью около 20 тысяч солдат. Четвёртая обзорная точка носит название «Бой во ржи», отражающий жёсткое столкновение между кавалерией Саксонии и русскими кирасирами.
На первом плане изображён легендарный Барклай де Толли, командующий русской армией. На дальнем фоне видны небольшие домишки и деревянные строения — деревня Горки, где в то время расположился командный пункт Кутузова. Помимо генерального штаба полководца в деревне были расквартированы три резервных полка — Преображенский, Семёновский и Измайловский, готовые вступить в бой по первому приказу.
Многие годы панорама демонстрировалась в качестве единственного экспоната, принадлежавшего музею. Спустя несколько лет экспозиция существенно пополнилась, появились новые экспонаты, которые в увлекательной форме рассказывали о том времени лихолетья, которое переживала вся страна. Одна из музейных витрин была посвящена фельдмаршалу М. И. Кутузову, истории его жизни и военным победам полководца.
Раздел музея, называемый «Оплот Отечества», посвящён героизму и самоотверженности русских офицеров. Здесь представлены образцы военного обмундирования того времени, оружие пехоты, артиллерии и кавалерийское вооружение. В Малой портретной галерее находятся портреты видных русских военачальников, участвовавших в Бородинском сражении и проявивших при этом мужество и героизм.
Отдельная экспозиция посвящена историческим фактам из жизни столицы до знаменитого пожара, эпизодам пребывания Наполеона в Москве и паническому бегству французов из России. Здесь же рассказывается о пребывании во французской столице императора Александра I с отдельными частями русской армии. Заканчивается экспозиция описанием зданий, храмов и памятников, которые были воздвигнуты в Москве в честь победы 1812 года.
Бородинская панорама сейчас
Несмотря на то, что изначально здание музея строилось лишь для панорамы, сегодня здесь собрано более 40 тысяч уникальных экспонатов, среди которых чудесные коллекции фарфора и нумизматики, многочисленные документы и материалы, рассказывающие о жизни и творчестве художника Ф. Рубо. Помимо монументальной панорамы, которая по праву занимает центральное место, музейный комплекс включает в себя Кутузовскую избу.
Изба, в которой проходил исторический «совет в Филях», принадлежала крестьянину М. Фролову. Сегодня в ней можно увидеть подлинные иконы, большую изразцовую печь и деревянную скамью. В качестве музея изба была воссоздана в 1886 году по этюду А. Саврасова. Несколько лет назад была произведена реставрация избы, сегодня в ней представлена выставка, посвящённая М. Кутузову, проводятся интерактивные мероприятия.
Рядом с Кутузовской избой в 1812 году была возведена православная часовня в честь архангела Михаила. Авторами проекта стали архитекторы Н. Струков и М. Литвинов. Часовня выполнена в русско-византийском стиле, украшена ажурным декором и мозаикой. Часовня стала первым в России именным музеем полководца. Помимо его личных вещей, здесь находился походный экипаж М. Кутузова, который исколесил множество сражений.
В 1930 году часовню закрыли как объект культа. Долгие годы здесь располагались всевозможные заведения и клубы. Только в 1994 году часовня стала собственностью Московского патриархата. Здание было полностью отреставрировано, в 2000 году состоялось его освящение, которое провёл патриарх Алексий II. Теперь уникальная часовня является частью музейного комплекса Бородинского сражения.
Для жителей столицы и приезжающих туристов в музее проводятся различные тематические и обзорные экскурсии. Семьи с детьми могут принять участие в разнообразных занятиях и мастер-классах. Музей «Бородинская панорама» постоянно участвует в акции «Ночь музеев», которая проводится каждый год в канун Международного дня музеев. Осмотреть экспозиции можно совершенно бесплатно, поэтому сюда приезжают сотни посетителей.
Режим работы Бородинской панорамы
Панорама «Бородинская битва» работает каждый день, не считая пятницы, этот день выходной. В понедельник, вторник и среду осмотреть экспозиции можно с 10.00 до 18.00, в четверг музей работает с 10.00 до 21.00, в выходные дни — с 12.00 до 16.00. Каждый последний четверг месяца санитарный, музей закрыт. Дети, студенты и школьники, а также ветераны и инвалиды войны могут посещать музей бесплатно.
Во время посещения панорамы следует соблюдать установленные правила. Запрещено трогать руками витрины и уникальные экспонаты, нельзя садиться на старинную мебель и прислоняться к ней. Запрещается проносить сюда напитки и еду, находиться в музее в верхней одежде, заходить за ограждения, использовать монопод для селфи. Нельзя оставлять без присмотра детей, шуметь и бегать, проносить объёмные сумки.
В помещении музея функционирует сувенирный киоск, где можно приобрести на память всевозможные товары на тему Отечественной войны 1812 года. В продаже большой ассортимент блокнотов, карманных календарей, книг, брелоков и монет. Желающие могут приобрести магниты и другие сувенирные изделия. Киоск работает с 10.00 до 17.00 ежедневно, исключая выходной день в пятницу и последний четверг каждого месяца.
Как добраться до музея «Бородинская панорама»
Музей «Бородинская панорама» находится по адресу: Кутузовский проспект, д. 38. Добраться сюда можно по улице Новый Арбат, плавно переходящей в Кутузовский проспект. Можно воспользоваться метро, для этого нужно выйти на станции метро «Кутузовская», затем пешим ходом проследовать по направлению к Триумфальной арке. Сюда же можно добраться пешком от станции метро «Парк Победы».
До музея можно доехать на наземном общественном транспорте. Для этого нужно выйти на остановке «Панорама Бородинской битвы», которая расположена у входа в музей. Здесь проходят несколько маршрутов городских автобусов и троллейбусов, а также маршрутные такси. Удобнее всего воспользоваться услугами такси, которые доставят быстро и без проблем непосредственно до места.
Координаты: 55°44′19.46″ с. ш. 37°31′23.61″ в. д. / 55.73874° с. ш. 37.523227° в. д. (G) (O) (Я)
Музей-панорама «Бородинская битва» | |
---|---|
Здание музея |
|
Дата основания | 1962 |
Местонахождение | Кутузовский проспект, д. 38, 121170, г. Москва |
1812panorama.ru |
Музе́й-панора́ма «Бороди́нская би́тва» открыт в 1962 году, на территории бывшей деревни Фили (ныне Кутузовский проспект).
Основу мемориального комплекса составляет изба совета в Филях, восстановленная после пожара[1] в 1887 году, и сама панорама Бородинской битвы, завершенная Францем Алексеевичем Рубо в 1912 году.
Содержание
- 1 История
- 2 Детали полотна панорамы «Бородинская битва»
- 3 Кутузовская изба в Филях
- 4 Другие экспонаты музея
- 5 Примечания
- 6 Ссылки
История
К столетию Отечественной войны 1812 года по заказу императора Российской империи Николая II, художник Франц Рубо написал панораму «Бородинская битва». Работа над ней шла при участии И. Г. Мясоедова и консультанта Б. М. Колюбакина. Первоначально панорама была открыта 1912 году в специально построенном павильоне на Чистых прудах в Москве. В 1918 году панорама была демонтирована и, после длительной реставрации художником П. Д. Кориным, вновь открыта к 150-летию битвы в 1962 году в здании музея-панорамы на Кутузовском проспекте. 1 декабря 2007 года открыт отдел Музей Героев.
Детали полотна панорамы «Бородинская битва»
Франц Рубо, полотно панорамы «Бородинская битва»
Кутузовская изба в Филях
Сохранилось описание Кутузовской избы, сделанное ещё до пожара: «Как наружный, так и внутренний вид избы сохранился и по настоящее время, в том же самом виде, в каком она была во время 1812 года. По прежнему обшита тесом и окрашена дикою краскою (дикая краска — сероватая, серая, пепельная с голубовато-серым оттенком), с тесовой крышей, тоже окрашенною, с тремя створчатыми окнами на улицу и с светличкой. Обрешеченное крыльцо с навесом и пятью ступенями…»[2] Известно и единственное достоверное графическое изображение Кутузовской избы — маленький этюд Алексея Кондратьевича Саврасова (1830—1897), который, возможно, написан в 1866—1867 годах, когда семейство Саврасовых отдыхало в летние месяцы в окрестностях Мазилова под Москвой.
Другие экспонаты музея
Поставленная в 1912 году музей-часовня архистратига Михаила, в память генерал-фельдмаршала М. И. Голенищева-Кутузова.
Памятник героям Отечественной войны 1812 года скульптора Н. В. Томского, установленный перед зданием музея в 1973 году.
-
Единственные достоверные изображения избы совета в Филях
-
Единственные достоверные изображения избы совета в Филях
-
Фрагмент панорамы
Примечания
- ↑ «Изба, в которой происходил военный совет, сгорела в 1868 году, и на ее месте выстроена новая изба, являющаяся в настоящее время музеем». (Сытин П. В. Из истории московских улиц (очерки) / Под общей редакцией В. И. Лебедева. — М.: Московский рабочий, 1952. — С. 526. — 564 с.)
- ↑ Поляков. Кутузовская изба. М. 1856
Ссылки
- 3d панорама Бородинского сражения
Бородинская панорама на Викискладе? |
7 сентября 1812 года рано утром началось и в этот же день вечером закончилось одно из самых кровопролитных сражений XIX века — Бородинская битва. Русская и французская армии понесли огромные потери, никто не добился решительной победы.
Бородинское сражение — генеральная битва Отечественной войны 1812 года между русской армией под командованием генерала Михаила Голенищева-Кутузова и французской армией под командованием императора Наполеона I Бонапарта. Битва состоялась возле города Можайска, в 124 километрах от Москвы. В ней приняло участие более 150 тысяч человек с обеих сторон.
В честь этого великого исторического события был установлен праздник, который отмечается 8 сентября, — День воинской славы России. Эта дата была получена путём ошибочного пересчёта с юлианского календаря на григорианский… Так всё и осталось!
К 100-летию Бородинского сражения по заказу императора Николая II художник Франц Рубо (1856-1928) — основоположник русской школы панорамной живописи, написал панораму «Бородинская битва». Картина размером 15×115 метров представляла один из решающих моментов Бородинского сражения. До того как разместить её в Москве, панорама несколько дней экспонировалась на благотворительной выставке в Мюнхене, а потом была отправлена в Москву на специальных железнодорожных платформах. Рубо выехал вслед за ней в сопровождении 4 помощников и 3 рабочих.
Франц Рубо. Бородинская битва (1912) Фрагмент
11 сентября 1912 года в специально построенном военным инженером П.А. Воронцовым-Вельяминовым деревянном павильоне на Чистых прудах была открыта Бородинская панорама. Торжественная церемония прошла в присутствии Николая II, семьи Романовых и представителей дворянства. Через два дня павильон был открыт для всеобщего обозрения. Ажурную купольную конструкцию павильона разработал инженер Е. Израилович. Строительство шло в спешке, так как решение было принято только в январе 1912 года. Сооружение было задумано как временное, на один сезон.
Когда в начале 1918 года здание деревянной панорамы пришло в полную негодность, полотно сняли, накатали на деревянный вал, и почти 40 лет оно хранилось в совершенно неприспособленных помещениях: под сценой в Нескучном саду, в подвале собора Александра Невского, на складе сада «Эрмитаж». В 1939 году сам Игорь Грабарь признал невозможность его реставрации. Однако группа реставраторов под руководством Павла Корина предприняла попытку спасти работу Рубо. За 1,5 года полотно было восстановлено. После реставрации картины оказалось, что в Москве нет места для её размещения, и панорама вновь отправилась на хранение в запасники ГМИИ имени Пушкина.
Павильон панорамы на Чистых прудах, 1912-1917 гг.
Только в 1962 году построили «Бородинскую панораму» на Кутузовском проспекте. Архитекторы Александр Корабельников, Сергей Кучанов и инженер Юрий Аврутин спроектировали здание музея оригинальной формы. Основой композиции стал 23-метровый цилиндрический объём, облицованный стеклом.
По бокам от центрального цилиндра были возведены два железобетонных крыла с фасадами, украшенными мозаичными панно «Народное ополчение и пожар Москвы» и «Победа русских войск и изгнание Наполеона» по эскизам Бориса Тальберга, и высеченными на боковых стенах именами героев Отечественной войны 1812 года.
Но живописная панорама Франца Рубо пострадала и в этом павильон — по одной из версий, 27 июня 1967 года сторонники культурной революции в Китае облили её самовоспламеняющейся жидкостью и подожгли, в пожаре погибло около 60% картины. Восстановлением утерянного полотна занимались художники-баталисты из Студии военных художников имени Митрофана Грекова, ученика Франца Рубо.
Памятник Михаилу Кутузову был установлен в 1973 году возле музея-панорамы «Бородинская битва». Авторами проекта являются скульптор Николай Томский и архитектор Л.Г. Голубовский.
Полководец изображён в парадном мундире верхом на коне. Прототипом жеребца послужил конь Софист Семёна Будённого. Памятник помещён на гранитный прямоугольный семиметровый постамент.
На цоколе пьедестала с трёх сторон расположены бронзовые горельефы. С одной стороны они посвящены офицерам и соратникам Михаила Кутузова, с другой — простым солдатам, с третьей — народным ополченцам и партизанам.
Обелиск с братской могилы павших в Бородинском сражении перенесён в 1940-х годах с ликвидированного Дорогомиловского кладбища.
1 сентября 1910 года, в годовщину совета в Филях, рядом с Кутузовской избой была заложена часовня в честь Архангела Михаила, небесного покровителя русской армии и в память именин М.И. Кутузова. Музей был торжественно открыт 16 августа 1912 года, в день годовщины Смоленского сражения в Отечественной войне.
Архитекторы М.Н. Литвинов и Н.Д. Струков выстроили часовню в историческом русско-византийском стиле, украсив её кирпичным декором и мозаикой.
Кутузовская изба — место проведения «Совета в Филях». Оригинальная изба погибла в пожаре в 1868 году вместе с обстановкой, имевшейся во время военного совета.
В 1887 году изба была восстановлена по проекту инженера Михаила Литвинова и архитектора Николая Струкова, основанному на этюде Алексея Саврасова 1866-1867 годов.
В 1966-1968 годах на Кутузовском проспекте была установлена копия Триумфальной арки скульптора Осипа Бове.
Впервые арка была сооружена в 1829-1834 годах на площади Тверской заставы в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Сейчас Триумфальные ворота стоят на Кутузовском проспекте, ныне площади Победы в районе Поклонной горы.
Исполнилось 208 лет со дня Бородинской битвы. Первая реконструкция сражения состоялась в 1989 году. 2020 год оставил поле Бородино без реконструкции.
Спасо-Бородинский женский монастырь в видеопанораме:
Вся информация из открытых источников интернета
Автор панорамы
Франц Рубо появился на свет в 1856 году. Его отцом был французский предприниматель, который занимался коммерцией на территории Российской империи. Мальчик окончил одесскую рисовальную школу, а позже получил художественное образование в Российской академии.
Молодой художник был очень талантлив. Рубо нравилось рисовать военные сцены, и он нашел свое призвание в батальной живописи. Первой исторической работой художника стала картина «Живой мост», которая рассказывала о событиях русско-персидской войны. В возрасте 40 лет Рубо написал первую панораму «Штурм аула Ахульго» и после этого стал профессором Академии художеств сразу двух стран – России и Германии. К 1905 году художник закончил второе эпическое полотно, посвященное обороне Севастополя.
Вид на здание музея-панорамы Бородинская битва
Когда Россия готовилась к празднованию 100-летней годовщины войны 1812 года, баталист получил заказ на масштабную панораму исторического боя под Бородино. Сроки были сжатыми, и он писал картину не один, а с помощниками. Полотно создавалось с участием брата художника – Жоржа и нескольких профессиональных баталистов и пейзажистов из России и Германии.
Несмотря на огромный объем работы, российский императорский двор получил готовую панораму за два месяца до начала торжеств. Грандиозная картина, созданная под руководством Рубо, имела длину 115 м и высоту 15 м.
Фрагмент панорамы Бородинской битвы
В течение жизни художник успел написать более двухсот живописных работ. В 1912 году он переехал на постоянное место жительства в Германию. Через два года началась Первая мировая война, и в Россию перестали приходить какие-нибудь сведения о судьба художника. Мастер-баталист умер мало кому известным в 1928 году, в возрасте 71 года.
«Город на память». 621. Панорама «Бородинская битва»
7 октября 2022 года Фотопроект «Город на память». 621. Панорама «Бородинская битва»
В 1912 году в Москве открылся музей одной картины. В наши дни в фондах панорамы «Бородинская битва» (название которой москвичи и гости столицы неформально сократили до «Бородинской панорамы»), хранится 40 000 исторических артефактов.
Панорама «Бородинская битва» была создана в 1912 году к столетию Отечественной войны художником Францем Рубо по заказу императора Николая II. За свою жизнь автор панорамы написал около 200 картин, но в России о нём вспоминали нечасто — незадолго до Первой Мировой войны Рубо эмигрировал к потенциальному противнику в Германию.
Смотрите старые фотографии: Здание панорамы «Бородино» на Чистых прудах. 1917-1918 гг.: https://pastvu.com/p/649263
Архитектор П.Воронцов-Вельяминов и инженер Е.Израилович построили на Чистых прудах павильон с ажурной купольной конструкцией, в котором и экспонировалось живописное батальное полотно. Первыми посетителями панорамы стали император Николай II и его семья. Павильон считался временным до планируемой постройки каменного здания предположительно возле храма Христа Спасителя, но грянула революция и про проект музея Отечественной войны забыли почти на полвека.
Лишь в 1962 году для панорамы было сооружено здание на Кутузовском проспекте. Ну а деревянный павильон на Чистых прудах обветшал к 1918 году, полотно Рубо намотали на деревянный вал и отправили на хранение сначала в Нескучный сад, потом в подвалы Миусского собора, оттуда в сад «Аквариум» и в театр «Эрмитаж». После этих скитаний по складам и запасникам картина всё же уцелела и стараниями художника-реставратора Павла Корина была подготовлена к показу.
Для нового музейного здания было выбрано место в бывшей деревне Фили возле воссозданной кутузовской избы, той самой, в которой в 1812 году проходил Военный совет, принявший решение оставить Москву французам без боя. Архитекторы Александр Корабельников и Сергей Кучанов подготовили проект цилиндрического здания со стеклянной облицовкой фасада в стиле советского модернизма.
Смотрите старые фотографии: Строительство здания панорамы «Бородинская битва». 1962 год: https://pastvu.com/p/68551
Смотрите старые фотографии: Перевозка холста Бородинской панорамы. 1962 год: https://pastvu.com/p/1108681
Смотрите старые фотографии: Здание музея-панорамы «Бородинская битва». 1962-1970 гг.: https://pastvu.com/p/703587
Панорама во все времена пользовалась популярностью у интересующихся историей горожан и туристов, в кассы выстраивались длинные очереди, однако в 1967 году произошёл трагический инцидент: в период обострения отношений между СССР и Китаем члены китайской делегации совершили акт вандализма, облив картину самовоспламеняющейся жидкостью. В огне пострадало 60% полотна, но реставраторы Студии военных художников имени Грекова смогли восстановить утраченные фрагменты.
Мозаичные панно «Народное ополчение и пожар Москвы» и «Победа русских войск и изгнание Наполеона» по эскизам Бориса Тальберга.
Музей располагает коллекцией из 69 трофейных артиллерийских стволов, захваченных в 1812-1814 годах. Все орудия использовались в наполеоновских войсках в качестве вооружения дивизионной и полковой артиллерии и участвовали в боевых действиях. Представленные на стилобате стволы отлиты на трёх заводах — в Страсбурге, Дуэ и Метце. Они имеют единую конструкцию, общую систему обозначений и одинаковые прицельные приспособления, но отличаются рядом декоративных отличий. На орудиях выгравирована информация о параметрах пушки и вензель Наполеона. Несколько захваченных пушек были изготовлены в Италии, Австрии, Пруссии.
В боковых крыльях здания разместились музейные залы с экспозицией о начале вторжения французов в Россию, пожаре Москвы и бегстве наполеоновской армии. На сегодня в фондах музея собрано 40 000 экспонатов, включая художественные произведения, старинные книги, вооружение, обмундирование и снаряжение воевавших сторон.
Четверть века назад в панораму пришли работать молодые экскурсоводы Александр Кибовский и Владимир Преснов. Вряд ли тогда они могли предположить, что один со временем станет министром Правительства Москвы, а другой — директором музея «Бородинская битва».
Художественная панорама «Бородинская битва» – одна из самых больших картин в мире длиной 115 метров и высотой 15 метров. Предметный план с рельефом местности, специальное освещение и расположение живописного полотна по окружности создают у зрителя иллюзию реального природного пространства и батальных сцен. Франц Рубо изобразил на картине решающий момент битвы между русской и французской армиями 7 сентября 1812 года. Русской армией командовал фельдмаршал Михаил Кутузов, а французское войско возглавлял сам император Наполеон Бонапарт. Сражение с участием 150 000 солдат и офицеров началось рано утром и завершилось к вечеру, при этом обе стороны понесли большие потери, но решающего перевеса не добились ни русские, ни французы.
На картине «Бородинская битва» можно увидеть полуразрушенную деревню Семёновскую, где находился командный пункт генерала Дохтурова, сменившего раненого Багратиона. Рядом русские гренадёры переправляются по мосту через Семёновский ручей, чтобы вступить в рукопашную схватку с неприятелем. Лучшие силы французов были брошены на штурм Багратионовых флешей, но защитники отразили семь атак, прежде чем отступили.
Штаб Наполеона размещался на Шевардинском редуте, император изображён на белом коне во главе своей свиты. Он бросил в бой кавалерию, но атака французских кирасир была ослаблена естественной преградой — всадникам пришлось преодолевать Семёновский овраг небольшими группами. На картине то здесь, то там запечатлены ожесточённые схватки русских и французских кавалеристов.
С историей панорамы «Бородинская битва» можно ознакомиться на сайте: https://daytoday.mpbb.ru
Бородинское поле в наши дни
Фрагменты картины Франца Рубо крупным планом
Место для панорамы было выбрано не случайно — в избе крестьянина А.Фролова в деревне Фили спустя несколько дней после Бородинского сражения состоялся военный совет. В горнице собралось 15 человек, но решение о сдаче Москвы без боя Кутузов принимал единолично: «Доколе будет существовать армия и находиться в состоянии противиться неприятелю, до тех пор сохраним надежду благополучно довершить войну, но когда уничтожится армия, погибнут Москва и Россия. Приказываю отступать». Когда 14 сентября Наполеон вошёл в город, его встретил огонь пожаров, а впереди его ожидала холодная зима, партизанская война и бесславное бегство из России.
Историческая изба крестьянина Фролова была утрачена ещё в XIX веке и дважды восстанавливалась. Её первоначальный вид сохранился на картинах художника Алексея Саврасова.
Смотрите старые фотографии: Кутузовская изба. 1899-1900 гг.: https://pastvu.com/p/82355
Смотрите старые фотографии: Кутузовская изба. 1936-1940 гг.: https://pastvu.com/p/3929
Памятный обелиск с братской могилы воинов, умерших от ран по дороге из Бородино в Москву, был установлен на Дорогомиловском кладбище. На мемориальной табличке значилось: «Сей памятник воздвигнут над общей могилой 300 страдальцев-воинов, раненных в Бородинской битве и умерших на пути в Москву. Вечная Вам память, мученики, страдальцы, Христовы воины, за веру, царя и Отечество живот свой положившие». В советские годы Дорогомиловское кладбище уничтожили под застройку жилыми кварталами, а обелиск перенесли к Кутузовской избе.
Храм-часовня Михаила Архангела была построена в 1912 году на средства Московского общества хоругвеносцев и пожертвования москвичей по случаю столетнего юбилея Отечественной войны в память о генерал-фельдмаршале Михаиле Кутузове (архитектор Н.Струков, гражданский инженер М.Литвинов).
Смотрите старые фотографии: Церковь Михаила Архангела, часовня-музей. 1912 год: https://pastvu.com/p/519509
После Октябрьской революции обезглавленный храм использовался как рабочий клуб, а затем для хозяйственных нужд Министерства финансов. В наши дни храм Михаила Архангела возвращён верующим и входит в состав музейного комплекса.
Фотографии: Евгений Чесноков
Все фотоистории проекта «Город на память»:
Рубрика: Личные блоги. Метки: Кутузовский проспект, Александр Кибовский, Отечественная война, Панорама Бородинская битва.
Другие публикации
03.09.2021 в 09:24
Музей-панорама «Бородинская битва» открыла выставочный сезон
Помимо основной экспозиции с панорамой Рубо и реликвиями времён Отечественной войны в Музее-панораме «Бородинская битва» можно увидеть тематические выставки.
30.04.2021 в 18:29
Культ личности Наполеона раскрывается в легендах и мифах
На выставке «NapoleON. NapoleOFF?» Музей-панорама «Бородинская битва» представляет коллекционные артефакты XIX века.
14.02.2021 в 01:43
Панорама «Бородинская битва» будет отреставрирована на глазах у посетителей
В ходе работ предполагается спасти часть полотна, находящуюся в настоящий момент в аварийном состоянии, и исправить реставрационные просчёты 1960-х годов.
06.09.2020 в 23:26
Александр Кибовский провёл экскурсию в Музее-панораме «Бородинская битва»
Панорама «Бородинская битва» была создана в 1912 году к столетию Отечественной войны художником Францем Рубо.
01.09.2020 в 03:26
Об этом мечтал Олег Табаков
Как говорил основатель школы Олег Табаков, «начинать учиться актёрскому мастерству надо непременно сызмальства».
16.02.2013 в 15:47
Москвичи протестуют против дублера Кутузовского проспекта
16 февраля, около трех десятков человек вышли на пикет с требованием прекратить строительство «северного дублера» Кутузовского проспекта.
14.03.2012 в 09:19
Реставрация Триумфальной арки
В ближайшее время начнется реставрация Триумфальной арки, сооруженной в 1829 – 1834 годах по проекту архитектора О.И. Бовеи приуроченной к празднованию 200–летия победы в Великой Отечественной войне 1812 года.
Дата мероприятия: 27.01.2022
Симфонический концерт «За музыкой — вечность»
6 февраля на сцене Астраханского театра оперы и балета выступит одна из самых прославленных пианисток современности — Элисо Вирсаладзе.
27.01.2022 в 19:46
Омикрон, уходи!
МЧС России проводит работы по дезинфекции социально значимых объектов.
27.01.2022 в 13:31
Галерея ARTSTORY представляет новые работы Владимира Мигачёва
Владимир Мигачёв: «Апокалипсис, как судьба, начертан в нашем будущем, и лучшее, что мы можем сделать, – это отдалить его на неопределенное время».
Дата мероприятия: 27.01.2022
29 января посетители выставки «Моторы войны» увидят фургон ГАЗ-АА в движении
В этот день в 1932 году с конвейера автозавода в Горьком (Нижнем Новгороде) сошел первый грузовой автомобиль ГАЗ-АА, созданный по лицензии «Форд».
22.01.2022 в 22:48
Кармическое домино. «Без вины виноватые» в Театре «Сфера»
Как бы неблагоприятно не складывалась ситуация, не казалось, что зло восторжествует над добром, но в жизни действует закон бумеранга.
19.01.2022 в 19:41
«Моторы войны» — новая выставка открылась в гараже на Рогожском Валу
Экскурсоводы расскажут не только об истории техники, но и о важнейших событиях Второй Мировой войны.
19.01.2022 в 17:15
Православные христиане отмечают Крещение Господне
Трёхкратное погружение в иордань стало на Руси одной из традиций празднования Крещения Господне.
16.01.2022 в 16:08
Текущая обстановка на станции «Динамо»
Кто виноват и что делать?
11.01.2022 в 22:40
Настоящий человейник – подземный город Деринкую
Давайте поговорим о настоящем человейнике, который построили, когда это ещё не было модным – 3-4 тысячи лет назад.
Как создавался музей
Картина, рассказывающая об участниках грандиозной битвы под деревней Бородино, была создана в Мюнхене. Когда работа была закончена, в городе открыли благотворительную выставку, чтобы немецкая публика могла увидеть огромное полотно и побывать на выставке исторических предметов столетней давности. Через несколько дней выставку закрыли и картину по железной дороге отправили в Россию. В пути панораму сопровождали четверо помощников художника и трое рабочих.
Фрагмент панорамы Бородинской битвы
Для батального полотна на Чистых пудах в Москве построили просторный деревянный дом. Проект здания подготовил архитектор Павел Воронцов-Веньяминов, а ажурный купол павильона разработал инженер Израилович.
Московские власти торопились к открытию панорамы и строили здание очень быстро. Они планировали, что картина будет находиться в деревянном павильоне только в течение одного сезона. Через месяц после окончания строительства был закончен монтаж полотна и предметов для переднего плана. После этого по всему городу расклеили афиши, которые рекламировали открытие новой панорамы.
Фрагмент панорамы Бородинской битвы
В конце лета 1912 года в присутствии государя и видных московских дворян прошла пышная церемония открытия. А через два дня в павильон пустили первых зрителей.
Грандиозное по своим масштабам полотно поражало воображение всех, кто приходил на него посмотреть. Впечатление от новой панорамы было настолько сильным, что о ней написала не только российская, но и зарубежная пресса. Газетчики разных стран горячо приветствовали картину Рубо и восхваляли патриотические чувства, которые она вызывала у публики.
История в датах
13 (1) сентября 1812 в деревне Фили в избе крестьянина Михаила Савостьянова Фролова состоялось заседание Военного совета, на котором было принято решение оставить Москву неприятелю без боя.
Место, на котором находилась изба Военного совета, отмечено памятным знаком, установленным по предложению и на средства Общества офицеров Гренадерского Корпуса. Памятник представлял собой ВЕРСТОВОЙ СТОЛБ со Смоленской дороги, которому была придана форма обелиска.
В 1886 году Обществу хоругвеносцев храма Христа Спасителя разрешено возобновить «Избу Кутузова» на месте бывшей избы, где состоялся Военный совет. В 1887 году ИЗБА ВОЕННОГО СОВЕТА воссоздана по проекту архитектора Д.М. Струкова. Это был один из первых в стране музеев, посвященных Эпохе 1812 года.
Для походного экипажа главнокомандующего М.И. Кутузова, подаренного музею в «Избе Кутузова» правнуком полководца, рядом с избой построен КАРЕТНЫЙ САРАЙ.
Состоялось освящение ЧАСОВНИ АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА, построенной возле Кутузовской избы по проекту инженера и архитектора М.Н. Литвинова,
11 сентября 1912 года в Москве на Чистых прудах состоялось торжественное ОТКРЫТИЕ ПАНОРАМЫ ФРАНЦА РУБО «БОРОДИНО».
ОБЕЛИСК с братской могилы воинов 1812 года, павших от ран в Бородинском сражении, перенесен к Кутузовской избе с упраздненного Дорогомиловского кладбища.
У Кутузовской избы открыт БРОНЗОВЫЙ БЮСТ М.И. КУТУЗОВА работы скульптора Н.В.Томского.
18 октября 1962 года состоялось открытие МУЗЕЯ-ПАНОРАМЫ «БОРОДИНСКАЯ БИТВА» в новом здании на Кутузовском проспекте.
Судьба панорамы
Через короткое время наскоро построенный павильон пришел в негодность. Купол здания пропускал воду, и полотно замочило дождями. Постоянная влажность стала разрушать холщовый зонт, который накрывал площадку, и частично повредила предметы на переднем плане. Картина портилась, и на ней появились грязные дождевые потеки.
Амуниция солдат французской и русской армии
В 1914 году, когда началась война с Германией, павильон закрыли. Это было сделано по нескольким причинам. Франц Рубо впал в немилость, поскольку к тому времени постоянно жил в Германии и имел немецкое гражданство. Кроме того, Франция стала союзницей России в войне против немцев. В этих условиях российские власти сочли неуместным публично выставлять полотно, где было изображено сражение между русскими и французами.
После революции здание и картину забрала московская электротехническая школа. Здесь проводили заседания литературного кружка и детские елки, а эпическое полотно о давно прошедшей войне никого не интересовало.
Русские солдаты на привале
Вскоре полностью обветшавший павильон снесли. Полотно длиной 115 м было свернуто на деревянный вал и убрано в запасники. К сожалению, многие годы огромную картину ни разу не разворачивали и хранили в малоприспособленных местах. Сначала она лежала под сценой в Нескучном саду, потом — в подвальном помещении храма, который находился на Миусской площади. Какое-то время картина пролежала в саду Аквариум и после этого оказалась на складе театрального реквизита в саду Эрмитаж.
Смешались в кучу кони, люди
Франц Рубо изобразил самый разгар битвы, когда «вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно». Он ставил перед собой задачу «иметь чувство сражения, а не парада», ездил на место сражения, изучал исторические свидетельства. Теперь его полотно также служит историческим источником. Ощущения парада, как и хотел Рубо, не возникает, но нет и хаоса. Различимы не только опорные пункты войск, но и отдельные герои битвы. Аудиоэкскурсия звучит в зале постоянно, можно услышать о тех или иных эпизодах сражения и людях, чьи имена вошли в историю. Луч света двигается по полотну, указывая, о каком фрагменте идет речь. Наполеон скачет на белом коне во главе своей свиты, идет в атаку тяжелая французская кавалерия. Генерал Дохтуров принимает командование на левом фланге вместо тяжелораненного Багратиона. Вот захвачены французами знаменитые русские укрепления – «Багратионовы (Семеновские) флеши» — это обошлось врагу потерей тридцати тысяч убитыми и ранеными. Вот «Бой во ржи» — один из кульминационных фрагментов: грудь с грудью сшиблись французские и русские кирасиры.
Строительство нового музея
Когда завершилась война с фашистами, страна находилась на патриотическом подъеме. Власти города решили построить новое здание для батального полотна. Сначала для него выбрали место в Нескучном саду, на берегу реки-Москвы. Но потом строительство решили перенести в Фили. Ведь именно в Филях в начале осени 1812 года прошел знаменитый совет под руководством Кутузова.
Одна из экспозиций музея
Строительство музея заняло 11 лет и было закончено в 1982 году. Необычное здание возвели по проекту, который подготовили архитекторы Корабельников и Кучанов.
Центр музея занял объемный корпус, облицованный стеклом, а по бокам появились два крыла с фасадами, отделанными железобетоном. На торцах музея выложили красивые мозаичные панно на военные темы, а на боковых стенах — имена героев, принимавших участие в сражениях 1812 года.
За долгие годы неаккуратного хранения большая часть исторической картины была полностью испорчена. Пока строилось музейное здание, живописная панорама проходила реставрацию в мастерской Иванова-Чуронова. Талантливые художники из студии Грекова занимались восстановлением полотна полтора года. Им пришло заново дописывать сцены боя, отдельные фигуры, фрагменты пейзажа и полностью реставрировать передний предметный план.
Пушка XIX века
Не только панорама
За век собрание музея пополнилось уникальными коллекциями живописи, графики, оружия, через которые раскрываются основные события Отечественной войны 1812 года. Только за 2011-12 годы появилось около 400 новых экспонатов: подаренных коллекционерами, историками, потомками участников войны 1812 года, или найденных на Бородинском поле. В обновленной экспозиции не только показана история русских и французских войск, но и уделено внимание основному союзнику России того времени – Англии, ее военным традициям, вооружению и обмундированию. Кроме того, среди новых экспонатов – дневники участников войны, документы (приказы, карты) того времени, личные вещи Михаила Голенищева-Кутузова и бойцов противоборствующих армий. Впервые выставлен раритетный хирургический набор того времени: на Бородинском поле было сделано более 10 тысяч операций. Экспонатом может стать и грубый осколок ядра, и изящная табакерка. Сам факт помещения предмета в музейную экспозицию вводит его в научный оборот, в информационное пространство, доступное любому исследователю, будь то профессионал или любитель. Вскоре в нескольких шагах от панорамы откроет двери для посетителей «Кутузовская изба». В ней практически полностью воссоздана обстановка Военного совета в Филях. Историю снова оживляют с помощью современных технологий: в окнах появились экраны, на которых можно пронаблюдать за лагерем русских войск, увидеть проходящих солдат, услышать беспокойный шум. Посреди комнаты сидит полководец — Михаил Илларионович Кутузов — и рассказывает, как непросто ему далось историческое решение. Открытие «Кутузовской избы» намечено на День исторического и культурного наследия — 18 апреля: научная работа уже закончена, экспозиция составлена, осталось решить, сможет ли «изба» принимать большие группы зрителей, посещающих панораму. Саму панораму к юбилею сделали как можно более доступной для людей с ограниченными возможностями. Правда, винтовая лестница на верхний этаж, где располагается полотно Рубо, не предполагает ни пандусов, ни лифта. Те, кто не сможет подняться наверх, в «зале виртуальной реальности» составят впечатление о Бородинском сражении по 3-D презентации (она будет интересна всем, особенно детям). 6 марта в музей пришли историки, потомки участников войны 1812 года, а с ними — кадеты. Первокурсников Первого московского кадетского корпуса (в пересчете на обычную школу –пятиклассников) больше всего интересовали интерактивные табло со схемами передвижения войск. Взрослые же не только расточали и принимали поздравления, но и задумывались: какова судьба исторических памятников и музеев в стране «рецидивирующего в юбилейные годы» патриотизма? Проще говоря, не придется ли «затянуть пояс» по истечении юбилейного года? Об этом сотрудники не беспокоятся: зрители не забывали музей даже в 90-е, паутиной панорама не зарастет.
Версия для печати
Тэги:
Культура Музеи История
Музей сегодня
Несмотря на то, что здание возводили только для панорамы, за годы работы в музее собрали более 40 тысяч экспонатов. Теперь здесь хранятся батальные картины, рисунки и эстампы, уникальные коллекции фарфора и нумизматики, и материалы о жизни и творчестве Рубо. В музейных залах выставлены мемуары участников войны, старинные книги, подлинное оружие и полевая форма солдат и офицеров обеих армий.
Центральное место занимает сама панорама. Кроме нее, в музейный комплекс включена Кутузовская изба. К сожалению, оригинальная изба сгорела на пожаре. Но в 60-е годы XIX века Алексей Саврасов подготовил этюд, и по нему построили копию утраченной избы.
С середины 2000-х годов частью музейного комплекса стал музей Героев Советского Союза и России. Возле главного здания музея можно увидеть памятник Кутузову, копию Триумфальной арки, обелиск с братской могилы погибших под Бородино и храм-часовню Архангела Михаила.
Информация для посетителей
Для туристов и горожан в музее проводят обзорные и тематические экскурсии: «Изба военного совета», «На встречу с героями» и «Москва — город-герой». Дети школьного возраста и семейные группы могут поучаствовать в музейных занятиях и мастер-классах. Музейные работники знакомят гостей с традициями начального военного образования в России в конце XVIII – начале XIX века, а также с особенностями быта крестьян и солдат в начале XIX века.
Одна из экспозиций зелёного зала
Музей-панорама «Бородинская битва» 1961 — 1962
Архитекторы: А. Корабельников, С. Кучанов, А. Кузьмин
Художник: Б. Тальберг
Кутузовский проспект, 38
м. Парк Победы
Первое в СССР специально построенное музейное здание. Оригинальное использование стекла в качестве облицовки
Здание решительно выпадает из военно-патриотического ансамбля, который сложился на этом месте за 150 лет. Оно не похоже и на советский мемориал — так, выставочный павильон, ротонда. А кроме того, является подлинным — тогда как все его соседи по ансамблю представляют собою фейки той или иной степени. Заново сооружены Триумфальная арка и «Кутузовская изба», Поклонная гора срыта, обелиск павшим в Бородинской битве стоит не над их братской могилой, а перенесен с уничтоженного Дорогомиловского кладбища. И хотя воссоздание арки (1968) было важным идеологическим прецедентом (советская власть впервые восстанавливала то, что сама же и снесла), перемена адреса сыграла злую шутку. Если на своем изначальном месте (у Белорусского вокзала) арка встречала возвращающуюся с победой русскую армию, то на Можайском тракте она как бы приветствует Наполеона, как раз по нему вступавшего в Москву.
Внутри музея тоже много ненастоящего. После того как деревянный павильон на Чистых прудах, где полотно Франца Рубо экспонировалось с 1912 года, был в 1918-м снесен, оно было накатано на вал и 30 лет скиталось по подвалам, в результате чего бородинское небо сгнило вовсе. Но в 1949-м (под руководством Павла Корина) и в 1961 году панораму реставрируют, восстанавливая не только небо, но еще 40 кв. м живописи; при этом делают покрупнее фигуру Кутузова, а раненого Багратиона и вовсе впервые вводят на картину. Но в 1967 году уже развернутое в панораме полотно снова гибнет: на этот раз его уничтожает не вода, а огонь. Заново две трети картины пишут художники-баталисты студии Митрофана Грекова, ученика Рубо.
Павильон панорамы на Чистых прудах. 1910-е годы. (GARAGE)
Надо сказать, и в самой работе Рубо историки насчитывают до тридцати различных неточностей, а главной странностью выглядит отсутствие трупов: где та «гора кровавых тел», что «ядрам пролетать мешала»? Но все это — не столько результат спешки (хотя Рубо очень торопился), сколько осознанная жертва историка художнику, а того — политику (тогда же, в 1910-е годы, из истории войны вычеркнули всех нерусских ее героев: Остермана, Ливена, Бенкендорфа). Возгонка патриотизма в канун юбилея битвы (а равно и в предчувствии новой бойни) предопределила создание аттракциона, в котором живопись заведомо уступает повествованию. Оно же определило и архитектуру — как в первый раз, так и во второй: глухой объем барабана. По сути, это Колизей наоборот: кучка зрителей в центре, а толпы гладиаторов рубятся по стенам. Но именно потому, что объем мало говорит о назначении здания (что во многом было причиной его низкой посещаемости в 1910-е годы), архитекторам современным понадобился нарратив в виде монументальной живописи. И стены крыльев украсили мозаики молодого Бориса Тальберга, в чьей летящей Нике уже проглядывает его по-сикейросовски мощный «Освобожденный человек» 1968 года.
Притом что архитектура зрелищ тянется к новым формам — круглятся здания круговой кинопанорамы на ВДНХ (1959) и панорамного кинотеатра «Мир» на Цветном бульваре (1958), — конструктив их пока еще архаичен: они все из кирпича и перекрыты металлическими фермами. «Бородинскую» хотели облицевать белым камнем или алюминием, но потом остановились на стекле. Как облицовочный материал оно тогда еще не употреблялось, поэтому современная критика восприняла этот ход как «имитацию светопрозрачности», а значит, «фальшь». Но на самом деле это была лишь наивная попытка осовременить далекую эпоху (кстати, воссоздать Триумфальную арку предложил Юрий Гагарин). По духу же это не героическая «Война и мир» Сергея Бондарчука (1967), а скорее романтическая «Звезда пленительного счастья» Владимира Мотыля (1975); здесь мало пафоса, но есть звонкая легкость походки, которой генералы двенадцатого года «весело переходили в небытие».
Общий вид. 1960-е годы. (GARAGE)
Эта разница точно отражает стремительную смену эпох: воссоздать панораму задумали на волне послевоенных победных настроений, и первоначальные ее проекты имели колонны, фронтоны, аркады и прочие атрибуты классики (местом же предполагался берег реки в Нескучном саду). Но финальная версия здания делалась в тот недолгий миг «оттепели», когда возобладала идея мирного сосуществования и педалировать военные победы, пусть и былые, стало незачем. Кстати, первый раз панораму закрыли именно с началом Первой мировой войны, когда французы стали ближайшими союзниками (а в 1912 году, когда бывших врагов пригласили на юбилейные торжества, прессе велели писать не «победа над французами», а «победа над Наполеоном»).
Разрез и план. (GARAGE)
Поэтому все «архитектурные излишества», как листья осенью с деревьев, сорвались, но неизбежный по функции цилиндр непреложно наводил на образ имперского пантеона — и чтобы дезавуировать его, и понадобилась стеклянная облицовка. Она, конечно, тоже фейк, но создает неожиданное ощущение, что здание обернуто в небо. Описанное у Толстого как бесконечное: небо Аустерлица, символизирующее противность всякой войны человеческой природе.
Купить полную книгу