Боярский в образе кота в сказке

48 лет назад, в 1975 г. состоялась премьера фильма-сказки «Новогодние приключения Маши и Вити», с тех пор на нем выросло не одно поколение детей, и он до сих пор остается одной из лучших новогодних сказок. Этот фильм стал одним из первых, в котором зрители увидели Михаила Боярского, а ему самому съемки запомнились «семейной атмосферой» – он снимался вместе со своим дядей. После этого его кинокарьера пошла на взлет. А вот школьники, сыгравшие главные роли, актерами так и не стали. Чем они занимаются и как выглядят сейчас – далее в обзоре.

Кадр из фильма *Новогодние приключения Маши и Вити*, 1975 | Фото: hodor.lol

Кадр из фильма *Новогодние приключения Маши и Вити*, 1975 | Фото: hodor.lol

Фильм Игоря Усова был совсем не похож на те детские сказки, которые снимали до него: Баба Яга в мини-юбке, Кот Матвей в потертых джинсах, рок-музыка в исполнении ансамбля «Дикие гитары» – все это по тем временам выглядело революционно. Михаил Боярский снимался в своих собственных джинсах – только верхнюю часть костюмов взяли на «Ленфильме». Дважды в фильме его герой, дикий Кот Матвей называет Кощея дядей – и это на самом деле было так, ведь роль Кощея исполнил Николай Боярский, известный зрителям как учитель физкультуры из «Приключений Электроника» и Адам Козлевич из «Золотого теленка».

Николай Боярский в роли Кощея | Фото: kino-teatr.ru

Николай Боярский в роли Кощея | Фото: kino-teatr.ru

Михаил Боярский | Фото: hodor.lol

Михаил Боярский | Фото: hodor.lol

Об этой работе Михаил Боярский всегда вспоминал с особенной теплотой: «Этот фильм был для меня одним из первых. Атмосфера на съемках – почти семейная. Играли-то все «свои». Однокурсница Валя Кособуцкая, лучший друг моего брата Жорка Штиль, мой дядя Николай Боярский… С Гладковым мы тоже дружили. Так что съемки шли увлекательно. Тем более, что нам приходилось играть хулиганов со всеми вытекающими последствиями. Была рок-музыка, шутки, трюки, симпатичные дети. Грим, правда, приходилось делать долго. Но гример попалась очень талантливая. С Беллой я дружу по сей день, она меня так преображала, что на съемках я чувствовал себя «диким котом Матвеем», прямо по сценарию».

Георгий Штиль | Фото: hodor.lol

Георгий Штиль | Фото: hodor.lol

Изначально в роли Кота Матвея режиссер видел популярного комедийного актера Алексея Смирнова, но тот отказался от съемок. И тогда Георгий Штиль предложил пригласить на эту роль брата своего друга – Михаила Боярского. Решающим аргументом в его пользу было музыкальное образование и… черные усы! А сам Георгий Штиль получил роль Лешего, после которой на него обрушилась любовь маленьких зрителей. «Дядей Лешим» его называли не только главные герои на съемках, но и юные поклонники на улицах.

Валентина Кособуцкая | Фото: hodor.lol

Валентина Кособуцкая | Фото: hodor.lol

Бабу Ягу в исполнении Валентины Кособуцкой называют самой обаятельной и женственной из всех, которые появлялись на экранах. Обычно эта роль доставалась актрисам в зрелом возрасте, а то и вовсе мужчинам («заслуженной Бабой Ягой» советского кино называли Георгия Милляра), а однокурсница Михаила Боярского Валентина Кособуцкая стала самой молодой и игривой злодейкой, которая щеголяла в мини-юбке и с бигуди в волосах. Правда, она все время словно притягивала к себе несчастья – при ее появлении гас свет на съемочной площадке, у операторов все валилось из рук, исчезала «хлопушка», а однажды Лешего ударило током. Поэтому при подготовке трюков актрису старались держать подальше.

Юрий Нахратов | Фото: kp.ru

Юрий Нахратов | Фото: kp.ru

Главные роли достались Юре Нахратову и Наташе Симоновой. Как оказалось, они были знакомы еще до съемок – подружились во время отдыха в Павловске, куда ездили их семьи. Юра снимался в детском кино и до этого, а для Наташи эта роль стала дебютной. Правда, оба они актерами так и не стали, и у обоих в фильмографии осталось по 4 работы в школьном возрасте. Зато они запомнили свои «Новогодние приключения» на всю жизнь. «На площадке царило ощущение праздника. Весь этот год мы жили в сказке, и не могли себе представить, что она когда-нибудь кончится, – говорил Юра. – По сути, мы и не играли, а были самими собой. Мне, как и моему герою, и впрямь было интересно читать журнал «Наука и жизнь», я и на съемочной площадке пытался понять, как делаются спецэффекты, почему дымит и летает ступа Бабы Яги… Словом, технарем я был уже тогда». На этом кинокарьера Юрия Нахратова и завершилась – после окончания школы он поступил в Ленинградский военно-механический институт, а затем устроился менеджером в компьютерную фирму.

Юрий Нахратов | Фото: kino-teatr.ru и hodor.lol

Юрий Нахратов | Фото: kino-teatr.ru и hodor.lol

Наталья Симонова | Фото: hodor.lol

Наталья Симонова | Фото: hodor.lol

Для Наташи Симоновой режиссер фильма заменил отца. «У меня не было папы, вместо него меня воспитывал Игорь Владимирович. Я была очень грустная и замкнутая девочка. Я рисовала только черными красками. У нас была очень бедная семья, у меня была одна-единственная кукла. После того как я познакомилась с Игорем Владимировичем, у меня появились игрушки. Он помог купить мне фортепиано, потому что без музыки, по его разумению, нельзя было жить», – признавалась юная актриса. Даже премьеру фильма он подгадал к ее дню рождения – 25 декабря. После съемок они поддерживали отношения до самой смерти режиссера в 1990 г., именно Игорь Усов отвел ее в кружок при Эрмитаже и дал рекомендацию для поступления в престижную литературную студию.

Юрий Нахратов и Наталья Симонова тогда и сейчас | Фото: kino-teatr.ru

Юрий Нахратов и Наталья Симонова тогда и сейчас | Фото: kino-teatr.ru

Наталья Симонова в фильме *Новогодние приключения Маши и Вити*, 1975 | Фото: kino-teatr.ru

Наталья Симонова в фильме *Новогодние приключения Маши и Вити*, 1975 | Фото: kino-teatr.ru

После премьеры фильма Наталью Симонову завалили письмами юные поклонники. Спустя много лет один из них признался ей, что был влюблен в нее в детстве и никогда бы не женился, если бы знал, что однажды ее встретит. Какое-то время Наташа мечтала о продолжении актерской карьеры и после школы поступила в Ленинградский институт театра, музыки и кино, но быстро поняла, что это не ее призвание, и перевелась на философский факультет. И никогда об этом не жалела – ведь там она встретила своего будущего мужа.

Кадр из фильма *Новогодние приключения Маши и Вити*, 1975 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Новогодние приключения Маши и Вити*, 1975 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Новогодние приключения Маши и Вити*, 1975 | Фото: meloman.ru

Кадр из фильма *Новогодние приключения Маши и Вити*, 1975 | Фото: meloman.ru

Не продолжила свою актерскую карьеру и Ирина Борисова, которая сыграла в сказке Снегурочку. Эта роль стала одной из последних в ее фильмографии. В 1976 г. она окончила Всесоюзный юридический заочный институт и после 1977 г. в кино больше не снималась.

Ирина Борисова в роли Снегурочки | Фото: kino-teatr.ru

Ирина Борисова в роли Снегурочки | Фото: kino-teatr.ru

Ирина Борисова | Фото: kino-teatr.ru

Ирина Борисова | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Новогодние приключения Маши и Вити*, 1975 | Фото: youtube.com

Кадр из фильма *Новогодние приключения Маши и Вити*, 1975 | Фото: youtube.com

Николай Боярский был не единственным советским актером, перевоплотившимся в Кощея: Кто из актеров стал самым страшным сказочным злодеем.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

История музыкальной телесказки «Новогодние приключения Маши и Вити» — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Физики и лирики

Драматург Павел Финн сначала написал пьесу «Маша и Витя против «Диких гитар», а потом сценарий. Споры физиков и лириков дошли до детского экрана. Образованный скептик Витя и всё еще верящая в чудеса Маша по сюжету помогают освободить Снегурочку из лап Кощея, чтобы Новый год все-таки состоялся. Их словесная пикировка в картине выглядят примерно так:

Павел Финн

Маша: «Есть на курьих ножках в сказке той избушка!»

Витя: «Поверить в такое смешно!»

Маша: «Там в царевну превращается лягушка!»

Витя: «Что смысла в наш век лишено!»

Работу над лентой начал режиссер Геннадий Казанцев. Из-за его болезни картину заканчивал Игорь Усов. Любопытно, что в тот же период, в 1975 году, в Ленинграде снимался совместный советско-американский музыкальный художественный фильм-сказка «Синяя птица». В главных ролях как американские звезды (Джейн Фонда, Элизабет Тейлор), так и советские (Георгий Вицин, Маргарита Терехова). Американские художники выстроили в павильоне «Ленфильма» завораживающий сказочный лес. А киногруппа «Новогодних приключений Маши и Вити» на голубом глазу воспользовалась декорацией и сняла в ней свои лесные сцены!

Геннадий Гладков

В пьесе Финна тоже пели. Для фильма количество песен увеличили до 16, сделав картину музыкальной. Авторы — композитор Геннадий Гладков, поэт Владимир Луговой.

При утверждении актеров на роли не было противоречий, за исключением одного. Кота Матвея должен был сыграть Алексей Смирнов (знаменитый тунеядец Федя, которого перевоспитывал Шурик в «Операции «Ы»). Но когда актер узнал, что должен будет петь сам, отказался категорически. На роль Кощея утвердили Николая Боярского. Он посоветовал: «На кота возьмите племяша моего Мишку. Он усатый и поет хорошо». Так и сделали. Тем более Гладков знал молодого актера. Он играл в театре Трубадура в спектакле «Бременские музыканты» на его музыку.

С ролью кота Михаил справился замечательно. Показал свой темперамент, исполняя: «Игре конец. Я дикий кот. Мой первый ход — последний ход. Я кот Матвей, мой метод прост: я не люблю тянуть кота за хвост!» Актер признавался, что удивлен популярности этой песни. Не раз на вечеринках и даже на концертах его просили исполнить озорной хит. Вообще, по его словам, съемки проходили в семейной обстановке. Кроме дяди там были старый друг семьи Георгий Штиль, сыгравший Лешего и спевший за него, и другие давние знакомые.

Диско и рок

Наташа Симонова, исполнившая роль Маши, шепелявила. Юра Нахратов, сыгравший Витю, считал, что ему медведь на ухо наступил. Все партии за них спели Анна Людвиг и Алексей Тепляков из детского хора Гостелерадио СССР. Остальные пели за себя сами.

Валентина Кособуцкая

Особое внимание было к образу Бабы-яги. Ее сыграла Валентина Кособуцкая, актриса Ленинградского театра музыкальной комедии. Говорят, она склонна к острохарактерным ролям, обожает гротесковые образы. И это вполне продемонстрировано на экране. Яга в стиле диско гарцует в мини-юбке, молодится и хочет показаться положительной и наивной. Таковы и ее песни: «Мне нравятся птички и рыбки, веселая трель ручейка. И я не могу без улыбки смотреть на полет мотылька!» Или: «Я с детства дружу с Белоснежкой, все знают мою доброту. Спеши ко мне, путник, не мешкай. Я чую твой дух за версту!» А потом вдруг: «Я печку истоплю, ведь мальчиков и девочек я очень люблю! Горите, дровишки, горите, шуруй, кочережка, золу! Жаркое из Маши и Вити сегодня подам я к столу!» Критики обрушились и на тексты этих песен, и на персонаж в целом. Писали: ее притворство на фоне каннибальских намерений выглядит слишком цинично для сказки. Папам и мамам ясно, что это такой юморок. Актриса играет коварную Ягу, которая притворяется положительной. Но детям-дошкольникам якобы не будет понятно, хочет она съесть Машу и Витю или облагодетельствовать. Один автор даже написал, что актриса сыграла молодящуюся алкоголичку, которая норовит всех затянуть в дом, чтобы стрельнуть у них деньги на выпивку.

А ведь по поводу модных тенденций в картине явно существовала общая концепция. Кроме мини-юбки Яги мы видим, что вся нечисть в сказке ходит в расклешенных штанах и «лабает» на гитарах, пытаясь подражать западным и советским рок-группам. Давайте вспомним название пьесы: «Маша и Витя против «Диких гитар». Так, Георгий Штиль в рок-манере исполняет свою партию Лешего: «Жилось привольно Лешему, на славу я гулял. Ни конному, ни пешему прохода не давал. Но в город волей случая попал я, вот беда! С тех пор мне глушь дремучая постыла навсегда!» Не отстает и дядя Михаила Боярского в роли Кощея: «Дорогой профессор кислых щей? Бьются люди три столетья над секретом долголетья. А его давно открыл Кощей!» С этим сложно поспорить.

Интересно, что второстепенные роли в фильме сыграли актеры, которые стали известными через довольно продолжительное время. Например, 25-летний Борис Смолкин предстает в образе старичка-лесовичка. У него тоже есть песня: «Старичок-лесовичок зацепился за сучок». В «Моей прекрасной няне», которая сделает его узнаваемым, он снимется лишь через 30 лет!

С умом к творчеству

Александр Градский

В советские и в 1990-е годы фильм всегда показывали в дни новогодних каникул по центральным телеканалам. На следующий год после выхода на экраны намеревались записать пластинку с песнями из него. Но решили пойти дальше и превратить набор музыкальных произведений в отдельную звуковую сказку. Песни в ней те же. А вот сюжет изменен. Дед Мороз стал волшебником, а Снегурочка — Белоснежкой, как было в пьесе. Вы ведь понимаете цели авторов — отработанный материал превратили в новое произведение и получили очередной гонорар! Молодцы, ничего не скажешь. Из киноленты в звуковую сказку попал только голос Боярского. Остальные партии исполнили профессиональные певцы. Песню Кощея, например, спел Александр Градский.

Вообще, в середине 1970-х началась мода на детские киномюзиклы, в которых поют не только лесные жители, но и домашние и хищные животные в исполнении известных актеров. В том же 1976 году на экраны вышел замечательный фильм «Мама», где всё тот же Боярский играет волка и поет за него.

Еще материалы рубрики:

«Увезу тебя я в тундру». Настоящая борьба развернулась за этот хит между Маликовым и советским нанайцем Бельды

Почему режиссер и композитор фильма «Чародеи» считали песню «Три белых коня» эстрадной поделкой

«Все говорят: «Любовь — это яд». Как Сергей Михалков создал песню для фильма «Три плюс два»

Кадышева выдавала за народную авторскую песню «Виновата ли я» из антирелигиозного кино, где снялся Михалков

«Течет река Волга». Как новая песня во здравие великой реки невольно стала реквиемом панорамному кино в СССР

Смотрите также:

Популярный российский актер театра и кино, замечательный певец, кумир поколения 70-90-х годов ХХ века.

Длиннополая черная шляпа и очки – неизменные атрибуты образа романтического героя, чувства которого обнажены. Никакого позерства, никакой фальши – только честная, откровенная игра.

Михаил Сергеевич Боярский – потомственный актер. Но на пути к великому искусству пришлось пройти через увлечение музыкой, благо с 4-летнего возраста постигал ее азы. А в юношестве заболел битломанией и создал собственную группу «Кочевники». Но актером, как говорит сам Боярский, стал из-за лени: «Искусство пианиста предполагает полную отдачу, работа музыканта – специфический, изнурительный, никому не понятный труд… А актерская профессия гораздо проще: выучил текст – пошел на сцену. Я не рассчитывал стать великим артистом, но быть в когорте «сумасшедших» мне было интересно. Сцена превратилась в линию фронта, и мне хотелось быть там, на передовой». Желание проявить себя вылилось в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии, который он окончил в 1972-м.


Первый киноопыт был у Боярского еще в детстве, когда он снялся в короткометражке «Детям спички не игрушка» (1959). А во взрослом возрасте он дебютировал, будучи студентом, в двухсерийной комедии «Держись за облака» (1971), сыграв конвоира, ведущего на казнь. А первой настоящей ролью можно считать молдаванина Гицу из драмы «Мосты» (1973). Его герой происходит из зажиточной семьи мельника и не может смириться с установлением советской власти в селе: нещадно убивает ее активистов, а когда началась Великая Отечественная война, перешел на сторону фашистов.

Удачным дебютом можно назвать и роль певца Нинарди из музыкальной комедии «Соломенная шляпка» (1974):

Первая известность пришла к актеру после трагикомедии «Старший сын» (1975), где Михаил Боярский сыграл Севастьянова Семена Парамоновича, молодого повесу по прозвищу Сильва.

Актер великолепно изобразил ловеласа, ловко играющего роль сладкоголосого обольстителя с гитарой, четко обозначившего свою позицию в нескольких довольно-таки емких фразах: «Я не люблю впутывать государство в свои личные дела»; «С женщинами главное не забывать, что на свете есть много других женщин. От этой я отказываюсь. В интересах мужской дружбы».

В детской сказке «Новогодние приключения Маши и Вити» (1975) Михаил Боярский предстал в роли Кота Матвея:

А в музыкальной сказке «Мама» (1976) актеру принадлежит роль Волка:

В музыкальной комедии «Собака на сене» (1977) его блистательный Теодоро буквально влюбил в себя миллионы поклонниц. Романтический герой, выросший еще из декабриста Вульфа, отчаянно борющийся за свою любовь мечтатель.

Но всех покорил Боярский в образе Д′Артаньяна из приключенческого мини-сериала «Д′Артаньян и три мушкетера» (1979). Идеал настоящего мужчины, отважного, спортивного, решительного, амбициозного, повелителя женских сердец, пленительного рыцаря, знающего цену настоящей дружбе:

Запомнился Боярский и в роли горского князя, бравого гусара Ивана Федоровича Налимова из музыкальной комедии «Сватовство гусара» (1980):

Бесподобен его Черный Джек из вестерна «Человек с бульвара Капуцинов» (1987). Настоящий гангстер, жестокий атаман шайки бандитов.

В приключенческом фильме «Гардемарины, вперед!» (1987) и его продолжении «Виват, гардемарины» (1989) актер предстал в образе французского дипломата шевалье де Брильи, влюбленного в Анастасию Ягужинскую:

В историческом мини-сериале «Узник замка Иф» (1988) герой Боярского – Фернан Мондего, коварный граф де Морсер.

Замечательный образ явил нам Михаил Сергеевич в двухсерийной музыкальной комедии «Дон Сезар де Базан» (1989). Его главный герой – обедневший дворянин, готовый постоять за свои идеалы и любовь.

В историческом сериале «Королева Марго» (1996) актеру принадлежит образ Морвеля, офицера отряда петардщиков:

В историческом фильме «Тарас Бульба» (2009) Михаил Боярский предстал в образе запорожского казака Мосия Шило.

  • Бочонок с мочеными яблоками как пишется
  • Бочка по морю плывет пушкин сказка
  • Бочка из какой сказки пушкина
  • Бочка в море сказка о царе салтане картинки
  • Боченок или бочонок как правильно пишется слово