Боюсь что не напишу итоговое сочинение

Социальный блок и два юбилея

Большинство учеников выпускных классов (82%) уже готовятся к итоговому сочинению, свидетельствуют данные опроса образовательной компании Maximum Education. Итоговое сочинение в этом году назначено на 1 декабря. На сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) опубликованы пять направлений: с ними будут связаны темы, которые ученикам объявят за 15 минут до начала работы.

С направлением сочинения уже определились больше половины (65%) опрошенных. Треть из них (32%) выбрала «Человек путешествующий: дорога в жизни человека», почти столько же респондентов (31%) отдали предпочтение направлению «Преступление и наказание — вечная тема». Сочинение в рамках направления «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия» планируют писать 18% респондентов. Направление «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня» выбирают 12% одиннадцатиклассников, «Кому на Руси жить хорошо» — вопрос гражданина» — 7%.

«В этом году комиссия выбрала не простые, но актуальные направления. Они связаны с блоком всех гуманитарных дисциплин: и литературы, и истории, и обществознания. Мы считаем, что они близки к кругу чтения ребят. Кроме, естественно, направления «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня», где можно опираться и на киноискусство, и на музыкальные произведения, и так далее. Ну, и конечно, должны были присутствовать темы, связанные с юбилеями. В этом году у нас два больших юбилея – Николая Алексеевича Некрасова и Федора Михайловича Достоевского», — рассказала председатель координационного совета Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» Людмила Дудова.

Каждая школа получит пакет тем по всем пяти направлениям, уточнила она. И ученик может выбрать любую из них.

Согласно исследованию Maximum Education, лишь 12% школьников сочли направления для итогового сочинения сложными и непонятными.

Где аргументы?

Сочинение — это допуск к единому государственному экзамену, за него ставят «зачет» или «незачет», напомнила профессор НИУ ВШЭ, эксперт в области образования Ирина Абанкина. Оно может дать дополнительные бонусы при поступлении в вуз, но как правило, разница между абитуриентами составляет 1-2 балла, и решающей роли это не играет.

Итоговое сочинение оценивается, прежде всего, «как аргументирование, а не сочинительство», подчеркнула она. От школьника требуется аргументированная позиция, основанная на произведениях литературы.

«Здесь, конечно, нервозность может быть связана с тем, что ученик не освоил весь корпус текстов школьной программы. От тебя просят не просто порассуждать, а раскрыть тему, опираясь на художественный текст», — отметила профессор.

Кроме того, выпускники могут испытывать проблемы с последовательным изложением мыслей в письменном варианте, добавила Абанкина. В современной школе этому навыку уделяется мало времени, и зачастую даже те ребята, которые хорошо владеют ораторским мастерством и умеют убеждать собеседника, могут столкнуться с трудностями, если то же самое им придется изложить на бумаге.

«Сегодня многие работы по обществознанию или истории, например, где ребята могли бы демонстрировать навыки письма, помимо литературы и русского языка, конечно, превращены в проекты и презентации, которые защищают устно», — пояснила она.

По данным опроса, почти четверть (23%) школьников считают, что выражать свои мысли в тексте сложно. Еще чуть более четверти (28%) респондентов признались, что им тяжело подобрать аргументы из литературы, кинематографа.

«Аргументирование — сложная компетенция и, если в устной речи она развивается лучше, то в письменной она почти нигде не развивается. Это очень серьезный пробел в нашей системе образования. Задания по многим даже гуманитарным дисциплинам учат решать задачи, а вот поиск причинно-следственных связей страдает», — сказала Абанкина.

Среди сложностей подготовки к итоговому сочинению выпускники также назвали нехватку времени (10%) и повышенную ответственность (27%) из-за того, что работа служит допуском к ЕГЭ.

«Наша русичка постоянно говорит, что если не сдадим, то все — чуть ли не жизнь под забором ждет, и все в таком духе. Типа не допустят к ЕГЭ, потом в университет не поступишь», — рассказала Аня Г., одиннадцатиклассница из Москвы.

Преподаватель школьника Федора М. из Ростова тоже «давит на класс» и рисует подопечным безрадостные картины.

«Понятно, что все переживают. Вроде сочинение и формальность, а вдруг не сдашь? Я не думаю, что будет сложно, но наша учительница любит повторять, что «сразу станет видно, кто чем в школе занимался», — поделился он.

Учителя, действительно, часто пытаются запугать учеников, подтвердила Ирина Абанкина.

«Я очень сожалею, что у нас до сих пор не произошел переход к поддержке ученика, когда ему говорят: «это преодолимый барьер, мы подготовимся». Учителя переживают за выпускников, и эти стрессы вываливаются во фразы вроде: «ты десять лет штаны протирал», «если не сдашь, жизнь не сложится», и так далее», — посетовала она.

Причинно-следственные связи и косвенные цитаты

«С направлением лучше определиться заранее и подумать, на какие литературные источники можно опереться. К ним можно подобрать дополнительные источники: это может быть и документалистика, и мемуары, и художественные фильмы, и музыка, и театральное искусство, и живопись. Ну, и я бы на месте ребят потренировалась, подумала: нужен определенный план текста», — посоветовала Людмила Дудова.

Кроме того, она рекомендует выпускникам повторить правила русского языка – пять и более ошибок могут обернуться «незачетом».

«Стоит подумать над тем, чтобы подобрать цитаты из литературного произведения по выбранному направлению. Нужно оживить их в памяти, потому что ребята иногда неправильно используют их, а это уже ошибка. Поэтому я всегда рекомендую приводить цитату в косвенной речи», — добавила эксперт.

В своем сочинении ученик совершенно не обязан опираться на школьную программу, подчеркнула Дудова. Он может использовать любое произведение любого автора.

«Ребята довольно часто обращаются к произведениям, с которыми проверяющий может быть не знаком. Это не имеет значения: проверяющий находит этот текст, смотрит, оценивает, насколько правомерно он использован», — рассказала она.

В этом году председатель координационного совета «Ассоциации учителей литературы и русского языка» ожидает увидеть много сочинений, в которых будет упоминаться научная фантастика – это популярный у выпускников жанр.

Профессор Ирина Абанкина, в свою очередь, считает, что в оставшиеся до итогового сочинения дни стоит каждый день по полчаса уделять письму, чтобы натренировать навык изложения мыслей.

«Полезно также будет потренировать выявление причинно-следственных связей. Просто берите любую фразы и приводите аргумент. Не нужно выбирать что-то сложное. Достаточно простого «Я споткнулся, потому что…», и дальше уже объясняете, почему: встретил препятствие, меня толкнули. Анализируйте, какие аргументы более весомы», — сказала она.

Кроме того, добавила Абанкина, нужно перечитывать написанное на предмет ошибок, чтобы формировать навык редактирования.

На каждом занятии я слышу удивительные вводные от учеников: «нельзя брать зарубежную литературу», «поэзию не берите», «ошибётесь в имени героя — получите незачёт», «надо два произведения, Карл! Два!». В этой колонке мы разберём основные заблуждения об итоговом сочинении. Для удобства мы их выделили тёмно-синим цветом.

1. Учителя воспитывают из всех
литературоведов

«Зачем
моему ребёнку писать сочинение по
литературе, если он поступает в технический
вуз?» — задаются вопросом родители
будущих инженеров и программистов. Почитаем
аннотацию к сочинению на сайте Федерального института педагогических
измерений (ФИПИ) — разработчика всех
контрольно-измерительных материалов:

«Итоговое
сочинение, с одной стороны, носит
надпредметный характер, то есть нацелено
на проверку общих речевых компетенций
обучающегося, выявление уровня его
речевой культуры, оценку умения выпускника
рассуждать по избранной теме,
аргументировать свою позицию. С другой
стороны, оно является литературоцентричным,
так как содержит требование построения
аргументации с обязательной опорой на
литературный материал».

А теперь
разберёмся и объясним просто, зачем же нужно сочинение: выпускники
пишут сочинение, чтобы показать, что
они способны мыслить и рассуждать,
защищать свою точку зрения аргументами,
а не топаньем ножки со словами «Я так
хочу!». Этот навык
очень пригодится во взрослой жизни.
Например, чтобы аргументировать в вузе
своё желание быть на паре, а не разбирать
кирпичную стену. Или чтобы объяснить
любимой девушке, что брать графитовую
норковую шубку в кредит — не лучшая
затея. Или чтобы вести интересный диалог
с друзьями, а не обмениваться мемасиками.

Уметь
мыслить логически — полезно. Но зачем
же обязательно опираться на литературу?
Давайте зададим этот вопрос иначе: зачем
вообще читать книги?

Ответа в
документах ФИПИ мы не найдём, поэтому
поделюсь своими мыслями. Литература
показывает нам опыт поколений, даёт
возможность понять, что мы не первые
испытываем те или иные чувства. Не мы
первые влюблены безответно; не мы первые
расходимся во взглядах с родителями;
не мы первые чувствуем отчаяние; не мы
первые испытываем детский восторг от
первого снега. То есть литература
становится для нас незримым другом,
неосязаемым кладезем ответов на вопросы,
которые нас мучают. Перечитаем «Маленького
принца» Экзюпери и вспомним, что в жизни
важны не цифры (деньги, статистика
лайков), а дружба и любовь. Познакомимся
с романом «Зулейха открывает глаза»
Яхиной и поймём, что человек способен
устоять перед натиском любых невзгод.
Поэтому читать литературу, а не только
постики и новости, невероятно важно для
стабильности нашего состояния. Уметь
сопоставлять эпизод из книги со своей
жизнью — значит развивать своё
аналитическое мышление. А оно нам
пригождается всякий раз, когда мы стоим
перед выбором.

Выпускнику
не нужно уметь делать литературоведческий
анализ — ему нужно уметь мыслить,
выражать свою точку зрения и аргументировать
её.

Как оценивают-то?

Теперь
вчитаемся в критерии оценивания
сочинения. Сначала
эксперты принимают решение, нужно ли
вообще оценивать это сочинение. Для
этого они, во-первых, считают количество
слов: не меньше 250, лучше около 350.
Во-вторых, смотрят, самостоятельно ли
написано сочинение. Если оба требования
выполнены, то дальше сочинение скрупулёзно
исследуют по пяти критериям.

2. Не согласишься с высказыванием
— получишь «незачёт»

Первый
критерий — соответствие теме.
Если
ученик заявил тему надежды и отчаяния,
а говорит о гордости и небесных пряниках,
увы, сочинение не зачтут. Но если он не
согласился с предложенным мнением и
аргументировал свою точку зрения, то
всё в порядке.

Например,
в 2018 году в одном из комплектов тем была
такая: «Согласны ли Вы с утверждением
Джека Лондона: „Как легко быть добрым!“?»

Можно не
согласиться с такой формулировкой? Я
думаю, что быть добрым в современном
мире не очень-то легко. Если ты добряк,
каждый норовит ноги вытереть о тебя. С
другой стороны, доброта открывает любые
двери. Не может быть однозначного ответа
на этот вопрос! И тем более, нет
правильного
ответа. Есть мнение конкретного человека.

3. Ученик должен опираться только на русскую литературу

Второй
критерий — аргументация. Привлечение
литературного материала.

Закройте
глаза, сделайте вдох, досчитайте до
десяти, когда вновь услышите, что нужно
брать для аргументации два произведения
из русской классики. Это самый
распространённый миф.

Читаем
методические рекомендации ФИПИ:

«При проверке
итогового сочинения по критерию № 2
„Аргументация. Привлечение литературного
материала“ нужно учитывать следующее.
В соответствии с данным критерием
участник сочинения, приводя примеры из
литературного материала,
имеет право
привлекать не только художественные
произведения, но и дневники, мемуары,
публицистику, произведения устного
народного творчества (за исключением
малых жанров), другие источники
отечественной или мировой литературы
(достаточно опоры на один текст)».

Взять для
примера «Чайку по имени Джонатан
Ливингстон» Баха? Пожалуйста. Рассмотреть
«Сказку о мёртвой царевне» Пушкина? На
здоровье. Вспомнить песню «Когда мы
были на войне» на стихи Самойлова? Не
проблема.

Сочинение — не проверка на
знание кратких содержаний произведений
школьной программы, а возможность
поделиться мыслями, которые возникли
во время чтения произведения
.

Достаточно
одного литературного произведения.
Усилить свою аргументацию можно примерами
из других видов искусства: театра, кино,
живописи, музыки. Можно привести пример
из истории, биографий великих людей.
Читаем в методичке ФИПИ: «Вуз может
требовать привлечения нескольких
литературных аргументов или опоры не
только на литературный аргумент, но и
на произведения других видов искусства
или на исторические факты. Таким образом,
в итоговом сочинении, кроме литературного
аргумента, могут быть аргументы, связанные
с театром, кино, живописью, историческими
документами (их нужно рассматривать
как органическую часть сочинения)».

В этом
абзаце идёт речь о том, что
некоторые
вузы за итоговое сочинение дают
дополнительные баллы
. Так, Высшая
школа экономики может прибавить до десяти
баллов. Весомый вклад, верно? В приёмной
комиссии желанного вуза можно выяснить,
какие требования здесь предъявляют к
сочинению, и получить отличную прибавку
к портфолио.

Если же
сочинение не отвечает хотя бы одному
из этих критериев, оно не будет зачтено: «Для
получения оценки „зачёт“ необходимо
иметь положительный результат по трём
критериям (по критериям № 1 и № 2 — в
обязательном порядке), а также „зачёт“
по одному из других критериев».

Посмотрим
на «другие критерии».
Третий
критерий — композиция и логика
рассуждения
.

Логические связи между
тезисом — основной мыслью высказывания
— и аргументами делают нашу речь понятной
и удобной для восприятия. Если логика
нарушена, то такая речь тяжело
воспринимается.

Классический
пример нарушения логики нам подарил
известный политик ещё в 2013 году:
«А
сегодня в завтрашний день не все могут
смотреть. Вернее, смотреть могут не
только лишь все, мало кто может это
делать»
. Если в сочинении зафиксирована
постоянно скачущая блохой мысль, то по
этому критерию, конечно же, «зачёт» мы
не получим.

Кроме того,
важен композиционный баланс. Вступление
и заключение по объёму должны быть
меньше основной части. Если праздные
рассуждения о космических кораблях,
бороздящих просторы Вселенной, занимают
большую часть сочинения, а собственная
точка зрения и её доказательство —
меньшую, то это похоже на пустословие.

Через
сочинение мы стремимся научить подростка
быть ответственным за свои слова.

Четвёртый критерий — качество письменной речи. Мы предполагаем, что к середине одиннадцатого класса ученик может говорить приличным литературным языком. Он использует простые и сложные предложения, избегает просторечия. Если же сочинение насыщено штампами, канцеляризмами и бедно по своему составу, то по этому критерию будет «незачёт».

4. Ошибёшься в имени — получишь «незачёт»

Пятый критерий — грамотность. Если в тексте сочинения есть орфографические (неправильно написано слово: «карова») и пунктуационные (неверно расставлены знаки препинания: мальчик ждущий автобус) ошибки, то их считают. На каждые 20 слов допустима одна ошибка. Представим, что ученик написал сочинение объёмом 400 слов. Делим 400 на 20 — получаем 20. Значит, если в тексте обнаружат 20 ошибок, то по этому критерию он получит «зачёт». Если ученик допустил 21 ошибку — незачёт.

Я неоднократно слышала от своих учеников такую фразу: «Нам сказали, что если мы забудем имя второстепенного героя и назовём его просто „герой“ или напишем другое имя — Роман Раскольников, например, — то всё, „незачёт“».

Как видите, ни в одном из критериев оценивания нет такой информации. Мы имеем право на ошибку. Намного важнее понимать суть произведения, поэтому лучше перечитать несколько любимейших шедевров, чем неустанно зубрить имена персонажей русской классики.

5. Не выбирай простые произведения!

Иногда школьников упорно просят не выбирать «простые произведения»: рассказы, повести, сказки. Вы же взрослые! Берите аргументы из «Мастера и Маргариты», «Тихого Дона», «Обломова»!

Положа руку на сердце: я сама прониклась любовью к «Обломову» уже после аспирантуры. Ни в школе, ни в университете я не испытывала нежных чувств к этому произведению. И я знаю, почему так. У меня-подростка не было созвучного жизненного опыта. Я не понимала, как человек может сутками лежать на диване, как можно вообще допустить себе такое состояние. Когда же я познала времена личностного кризиса, неудач, провалов, тогда и понимание Обломова пришло.

Поэтому я обращаюсь ко всем, кто пишет сочинение в этом году. Мой друг! Пиши о том, что отзывается в твоём сердце. Лучше ты хорошо проанализируешь басню «Стрекоза и муравей», чем плохо и поверхностно расскажешь о «Войне и мире». Опирайся на народную мудрость: «Лучше меньше, да лучше».

И прошу всех верить только документам. Не допускайте проникновения мифов в ваши светлые головы.

С удовольствием отвечу на вопросы, касающиеся подготовки к итоговой аттестации по русскому языку и литературе, здесь в комментариях или в личной переписке: Instagram.com/leshkreba.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите
Ctrl + Enter.

Просьбы о помощи Напишите свою историю

Привет всем. Я учусь в 11 классе. В этом году в декабре,я пишу итоговое сочинение по литературе, которое является допуском к ЕГЭ. У меня плохо с литературой. Я мало что читал по школьной программе(да и зачастую там написано таким языком что мозг взрывается). Я очень боюсь что не напишу его, и меня не допустят к сдачи ЕГЭ. Посещают мысли о суициде если не сдам. Боюсь что родители отвернуться от меня, а я думаю так и будет(и не говорите что родители любят своего ребенка таким какой он есть, я плохо учусь, мне и сейчас приходится выслушивать что я такой плохой, а мой одноклассник учится на одни четверки-пятерки». Меня заберут в армию, а я туда ну никак не хочу. Тем более с моей социофобией там делать нечего.Всегда когда разговариваю с людьми чувствую себя как-то скованно, весь словарный запас чуть ли не исчезает, в компаниях сижу ни с кем не разговариваю, а в узких кругах все нормально. Хочется пойти и убить себя, но с другой стороны хочется нормальной жизни в будущем, работать учителем биологии. Но как мне написать это сочинение? Я вообще не писатель,не умею грамотно излагать свои мысли, у меня плохая память.Если не сдам не знаю что и делать.

странный , возраст: 17 / 04.10.2015

Отклики:

Здравствуйте! Поставьте себя на место родителей. Вы бы отвернулись от своего сына, если бы он не сдал зачёт?! Вот и ваши родители не отвернутся. Да, они хотят, чтоб вы лучше учились, старались, стремились, поэтому и ругают иногда, ну а как иначе?! Это воспитание. Призыв вам к действиям. Армии бояться не надо, она сделает из вас крепкого, взрослого мужчину, закалит характер. Вы будущий защитник — Родины, мамы, будущей жены, детей!!! Сочинение тренируйтесь писать заранее, останьтесь с педагогом после уроков, показывайте свою заинтересованность, желание справиться и перейти на следующий этап. О смерти думать не надо, это просто побег от трудностей. Жизнь прожить — не поле перейти! Всегда идите до победного конца!

Ирина , возраст: 27 / 04.10.2015


Егэ-это не главное! Просто у тебя нет цели в жизни,понимаешь?!!! Если бы ты понимал,что хочешь достичь блестящей карьеры или женится на самой красивой девушке,то возможно ты бы не думал о суициде!!! Кстати, там нет ничего сложного в экзамене!! серьезно!!

Полли , возраст: 15 / 04.10.2015


Не стоит так переживать из-за этого сочинения. Я писала такое же в прошлом году, и многие ребята тоже очень боялись. Но в итоге сдали абсолютно все, хотя были совершенно безнадёжные товарищи, в жизни не читавшие ничего длиннее инструкции от освежителя воздуха. И дело тут вовсе не в удаче.
Во-первых, это сочинение будут проверять учителя вашей школы, которые явно не захотят портить рейтинг любимого учебного заведения.
Во-вторых, упор в данной работе будет поставлен тупо на умение складывать слова в предложения, более-менее связанные между собой по смыслу. Так что писателем быть не нужно. А отсутствие базы и плохая память прекрасно лечатся либо распечатанными шпаргалками(серьёзно, у нас почти все делали шпоры с аргументами — особенно отличники), либо всесторонним изучением пары глобальных произведений, вроде Войны и Мира.(Да-да, дедушка Толстой и сам всех вопросов данной эпопеи не упомнит.)
Ну, а в-третьих, направления для сочинений всегда известны заранее, большинство тем до смехотворного лёгкие.(Прошлогодний пример: «Какое произведение Лермонтова вы бы посоветовали другу?»)
Так что без паники, уважаемый. Итоговое сочинение по литературе очень трудно завалить.
В нашем округе такое удалось только одному человеку. Но он выбрал тему любви, а в качестве аргумента привёл сказку про деда Мазая и зайцев. О.о

Leech , возраст: 17 / 04.10.2015


  Предыдущая просьба
Следующая просьба  

Вернуться в начало раздела

Не сдал итоговое сочинение: что делать

08.12.2022
14406

Темы декабрьского сочинения были непростые… Уверены, что справились? Мы — да. Но на всякий случай все же рассказываем, что будет, если не сдал итоговое сочинение, и что делать в такой ситуации.

не сдал итоговое сочинение

Когда будут известны результаты сочинения

Согласно сайту Регионального центра обработки информации города Москвы, сочинения, написанные выпускниками в основной срок — 7 декабря, будут проверяться с 7-го по 14-е число. До 21 декабря учащихся ознакомят с их результатами, можно будет посмотреть опубликованные бланки работ. Примерно на эти же сроки могут ориентироваться и школьники из регионов.

Даты проверки и публикации результатов сочинений, написанных в даты пересдач, можно также изучить на сайте РЦОИ.

Почему я не сдал итоговое сочинение: 5 причин

Процент не сдающих итоговое сочинение очень низкий. В 2020/21 учебном году 98% одиннадцатиклассников получили зачет — и только 2% пошли на пересдачу. Поэтому даже статистически ваши шансы не сдать итоговое сочинение очень низки.

Если это все же произошло, то вот 5 возможных причин:

  1. Вы не смогли подобрать литературный аргумент или допустили ошибку в нем ошибку.
  2. Не поняли тему и не ответили на вопрос.
  3. Набрали меньше минимального количества слов — 250.
  4. Списали работу из интернета.
  5. Вам стало плохо на экзамене, вы болели или были на карантине, то есть ушли с сочинения или не пришли на него.

Если вы не сдали итоговое сочинение, о конкретных причинах вам расскажут в школе. То же самое будет указано и на сайте, где вы посмотрите результаты: mos.ru, если вы москвич, или официальный информационный портал ЕГЭ. Преподаватель русского языка также объяснит, по каким критериям поставлен зачет, а по каким — незачет. Лучше всегда просить учителя разобрать работу как можно подробнее, чтобы лучше понять свои ошибки.

Если вы не сдали итоговое сочинение, причина может быть в подготовке: возможно, вы не изучили критерии оценивания или правила написания работы, не прочли достаточно книг, не сумели правильно сформулировать аргумент из-за недостатка практики.

Поэтому к пересдаче итогового сочинения стоит подойти серьезнее. Вам нужно научиться вдумчиво и ясно излагать свои мысли, анализировать тему сочинения, подбирать правильные аргументы и писать быстро и без ошибок. Всему этому можно научиться на нашем курсе по подготовке к итоговому сочинению.

Что будет, если получить незачет

Вы просто пойдете на пересдачу в 2023 году. Даты пересдач уже известны:

  • 1 февраля 2023 года;
  • 3 мая 2023 года.

В эти же даты вы напишете итоговое сочинение, если пропустили основную дату по уважительной причине — например, болели.

Статистики школьников, которые получили незачет в дополнительные даты, просто не существует. Поэтому вы точно все сдадите. Но теоретически, если вы все же не напишете итоговое сочинение в период пересдач, вас не допустят к ЕГЭ. То есть вы не окончите школу: вам придется остаться на второй год и заново писать сочинение для допуска к государственной итоговой аттестации.

Как подготовиться к пересдаче

1. Не расстраивайтесь и не паникуйте

Помните: если ученик не сдал итоговое сочинение, ни у кого нет задачи его завалить или не допустить — это будет проблемой не только для выпускника, но и для школы. Поэтому настраивайтесь на победу и начинайте готовиться по моему плану!

2. Прочтите универсальные произведения

Так у вас будут готовы аргументы, которые подойдут ко многим разделам и подразделам. Если нет возможности прочитать произведение в оригинале, предлагаю комбинацию «экранизация + краткое содержание».

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»

Темы

  • Человек путешествующий: дорога в жизни человека (путь Тараса и сыновей в Сечь).
  • Преступление и наказание — вечная тема (предательство Андрия, убийство Андрия).
  • Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
  • Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина (Тарас, Остап как пример истинного патриота).

Л. Н. Толстой. «Война и мир»

Темы 

  • Человек путешествующий: дорога в жизни человека (жизненный путь Болконского, Безухова, дорога в Отрадное).
  • Преступление и наказание — вечная тема (война – преступление, Наполеон, предательство Наташи).
  • Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
  • Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина (защитники родины, патриотизм, Кутузов).

Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»

Темы

  • Человек путешествующий: дорога в жизни человека (жизненный путь Раскольникова).
  • Преступление и наказание — вечная тема.
  • Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

М. Булгаков. «Собачье сердце»

Темы

  • Человек путешествующий: дорога в жизни человека (жизненный путь героев).
  • Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия? (эксперимент профессора).
  • Преступление и наказание — вечная тема (преступления Шарикова).
  • Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
  • Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина (пример достойного/недостойного гражданина).

3. Изучите темы, которые были в декабре

Советую вам изучить темы, которые вызвали у многих сложности. Подумайте над структурой и аргументами, и вы будете готовы к любой неожиданности. Все темы по часовым поясам можно узнать в этом материале.

  • Как вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?
  • Какие события в истории нашей страны вызывают у вас гордость?
  • В чем могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?
  • Может ли природа помочь человеку понять себя?
  • Какие средства не могут быть оправданы никакой целью?
  • Как бороться со злом?
  • От чего предостерегают человечество антиутопии?
  • Почему нельзя «убивать время»?
  • Можно ли прожить без мечты?
  • Что делает человека подлинно счастливым?
  • Понимать человека или управлять им?

А готовые аргументы с опорой на литературный материал для новых разделов и подразделов итогового сочинения 2022/23 смотрите здесь: 

4. Тренируйтесь

Пишите сочинение по плану:

  1. Вопрос, ответ на вопрос (своё мнение + рассуждение).
  2. Доказательство своего мнения (аргумент из литературы), микровывод.
  3. Доказательство своего мнения (второй аргумент из литературы), микровывод.
  4. Общий итог рассуждения.

5. Помните о требованиях к сочинению

Формула зачёта: соответствие теме + аргументы + ещё один любой критерий (логика, речь или грамотность).

Чтобы получить зачет, вы должны выполнить все эти требования:

  1. В сочинении должно быть больше 250 слов.
  2. Оно не должно быть списано из интернета, иначе незачет.
  3. Текст сочинения должен соответствовать теме: если есть вопрос, должен быть дан ответ на него.
  4. Сочинение должно содержать минимум один литературный аргумент: подробный, не менее 100 слов.
  5. Итоговое сочинение должно быть написано по шаблону, поделено на абзацы.

Итоговое сочинение проверяет общую эрудицию, развитие речи, глубину мысли и, конечно, грамотность. Это значит, что для хорошего результата необходимо погрузиться в систему подготовки по русскому в целом. Сделать это вы сможете на курсе подготовки к ЕГЭ по русскому языку. При его покупке вы получите курс по итоговому сочинению всего за 1 ₽. Не допускайте ошибок большинства выпускников — готовьтесь к экзаменам комплексно!

Лайфхаки экзамена

К рубрике

Мы уже рассказывали, что такое итоговое сочинение (ИС) и как оно пройдет в этом году. А еще разбирали критерии оценивания и произведения, которые подойдут для аргументации. В преддверии экзамена мы собрали советы ребят, которые получили заветный «зачёт» в прошлые годы.

Сочинение — это не так страшно, как кажется

Во многих школах учителя мотивируют детей готовиться к экзамену страхом: говорят, что от написания сочинения будет зависеть их дальнейшая жизнь. Это не так. Сочинение — это всего лишь одно из испытаний на вашем пути. Большинство выпускников справляются с ним с первого раза, а у остальных все равно есть шанс пересдать. 

Также важно понимать: постоянное зазубривание аргументов или заучивание шаблонов не помогут. Лучше прочитать несколько небольших произведений, потренироваться писать сочинение и беречь нервную систему. Психологи считают: если уделять все свободное время учебе — результата не будет, так как мозг не способен работать 24 часа в сутки.

Главное — без паники!

Сдача любого экзамена — стресс, но все испытывают страх в разной степени. Чтобы выяснить, что чувствуют ребята перед, я провела опрос, в котором приняли участие 60 человек.

В ходе опроса выяснилось, что больше половины учеников не волнуется перед написанием сочинения: так ответили 32 человека. Многих устраивает подготовка в школе, они не ходят к репетитору: так считает 33 выпускника. 26 опрошенных подростков даже не читают предложенную литературу. А результаты итогового сочинения важны для поступления в вуз лишь девяти ребятам.

После этого я поговорила с несколькими подростками, которые успешно сдали итоговое сочинение в прошлые годы. Вот их советы и истории: 

«Переживать не стоит, так как блоки подтем сочинения известны заранее. Советую выбрать два-три направления, которые больше нравятся, подобрать к ним аргументы из художественных произведений — так будет легче. Главное — без паники», — говорит Арина Жиренко, студентка АлтГУ.

«У нас в школе практически не было никакой подготовки к итоговому сочинению. Может только один раз обсудили направления и рассказали о критериях. За неделю до экзамена мы написали пару сочинений и всё. Мы ужасно волновались, но зря. Написать этот экзамен оказалось не сложнее, чем любую контрольную. В итоге все получили «зачёты» с первого раза. Вообще я не знаю ни одного человека, который бы не справился с этим. Конечно, главный минус — очень напряженная атмосфера. Учителя и вся система ужасно нагнетают обстановку», — поделилась Лиза К, выпускница 2018 года. 

«Я волновалась перед сочинением, но успокаивало то, что я находилась в родной школе и в окружении любимых учителей. Во время подготовки советую читать то, что интересно: в качестве аргумента можно использовать любые произведения. Самое важное — запомнить план написания (кстати, еще не поздно сделать это) и читать книги. Это поможет получить заветный «зачёт»», — считает Елизавета Ведерникова, которая написала итоговое сочинение в 2019 году. 

«В школе ничего не объясняли, я особо не готовилась к сочинению, но сдавала на ЕГЭ литературу, поэтому было легко подобрать аргументы. Волнительно было ожидание результатов, но в итоге я получила пять баллов из пяти. Экзамены — это стресс, но они не заслуживают ТАКОГО внимания», — рассуждает Алёна Белякова, выпускница-2020. 

«В сочинении нет ничего необычного, за годы учёбы в школе вы уже разбирали многие темы. Важно знать ключевые эпизоды из произведений и практиковаться. Тогда «зачёт» получат даже технари», — успокоила одиннадцатиклассников Юлия Реброва, которая написала ИС в 2019 году. 

И еще несколько советов: 

Обязательно изучите критерии оценивания экзамена, важно понимать, от чего будет зависеть оценка. 

В свободное время прогуляйтесь, подышите свежим воздухом, пообщайтесь с друзьями или отдохните в одиночестве — это направит на верные мысли и замотивирует.

Ещё не поздно уточнить у учителя те моменты, которые вызывают вопросы. В любых ситуациях лучше что-то переспросить, чем остаться в неведении.         

Стоит выспаться вместо того, чтобы зубрить аргументы всю ночь. Можно повторить универсальные произведения, это не займет много времени.                                              

Помните, что эти экзамены по силам каждому. Итоговое сочинение — это не настолько страшно, как преподносит большинство. Особенно, если вам нужно просто получить «зачёт». В любом случае самое главное — не волноваться и готовиться! 

1617982559.jpeg

Большинство школьников боятся писать итоговое сочинение по новым правилам. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного образовательной компании MAXIMUM Education.

Так, 51% учеников сообщили, что готовиться к сочинению стало труднее, а 70% признались, что нервничают и испытывают стресс перед экзаменом.

Наиболее всего (30%) школьников пугает неизвестность, так как комплект тем сочинения теперь будет формироваться из закрытого банка Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Также 26% учеников отмечают, что им тяжело подбирать аргументы из литературы или кинематографа, 18% опрошенных переживают из-за большой ответственности, так как итоговое сочинение является допуском к ЕГЭ.

Кроме того, 87% опрошенных среди родителей оказались недовольны качеством школьного образования. Так, 23% опрошенных родителей считают, что в школах преподают по устаревшим методикам, 20% недовольны учебными материалами и пособиями. Помимо этого, родители хотели бы, чтобы в школе была более дружелюбная атмосфера и присутствовали инновационные методы обучения.

Также родителей спросили, каких предметов не хватает в школах, по их мнению. 26% отметили, что хотели бы видеть в школьной программе профориентацию, 19% заявили о необходимости преподавать детям логику, 16% опрошенных высказались за цифровую грамотность и программирование. Также родители отмечали в качестве нужных предметов психологию, ораторское искусство и половое воспитание.

Начиная с этого года на сайте ФИПИ больше не будут публиковаться новые направления по итоговому сочинению. Вместо них будут использоваться темы прошлых лет из закрытого банка, которые станут известны ученикам за 15 минут до экзамена.

15 ноября стало известно, что для учеников приграничных районов могут перенести даты написания итогового сочинения. Дети из вынужденно переселенных семей будут писать сочинение в школах, куда были зачислены после переезда.

Для старшеклассников всей страны итоговое сочинение в этом году будет проводиться 7 декабря.


Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

1 декабря 2021 года во всех школах страны пройдет итоговое сочинение, которое является допуском к ЕГЭ. Как школьникам подготовиться к итоговому сочинению быстро, легко и качественно? Делимся 10 лайфхаками от преподавателя русского языка в онлайн-школе «Литература со вкусом» Ники Цариковой.

1.  Заранее определитесь, зачем вам итоговое сочинение

Одна цель — получить зачет и быть допущенным до ЕГЭ, другая — использовать сочинение при поступлении в университет. В первом случае достаточно просто попасть в тему и не допустить грамматических ошибок.

Часто итоговое сочинение принимают на филологическом факультете или факультете журналистики. Если вы собираетесь предоставить работу в университет, чтобы получить  дополнительные баллы, требуется показать в тексте мета-предметность. Из сочинения должно быть понятно, что ученик разбирается не только в произведениях школьной программы. Поэтому стоит в сочинении упоминать книги, которые читали самостоятельно, или обратиться к биографии известных личностей, научным открытиям.

2. Сконцентрируйтесь на одном-двух направлениях

Если вы сосредоточитесь на одном-двух направлениях, то успеете посмотреть все возможные темы в интернете и подготовиться к примерным вопросам, которые будут на экзамене. Распылять внимание не стоит: это только помешает качеству. 

3. Не читайте новые книги или анализы литературных произведений за день до экзамена 

Перед итоговым сочинением необходимо повторять те знания, которые уже есть в голове. Новая информация не успеет уложиться или перепутается из-за стресса.

Педсовет — сообщество для тех, кто учит и учится. С нами растут профессионалы.

Хотите успевать за миром и трендами, первыми узнавать о новых подходах, методиках, научиться применять их на практике или вообще пройти переквалификацию и освоить новую специальность? Всё возможно в нашем Учебном Центре.

На нашей платформе уже более 40 онлайн-курсов переквалификации и дополнительного образования.

Смотрите

4. «Подгоните» уже имеющийся материал под нужные темы 

Самый главный навык для хорошей сдачи итогового сочинения — умение использовать прочитанные книги. Практически в любом произведении найдётся необходимая тема: любовь, отношение к Родине и далее по списку. Чтобы легко найти нужный эпизод, стоит продумать, с чем у тебя ассоциируется эта тема, вспомнить всех героев и в какой сюжетной линии они были задействованы. 

5. Проверяйте сочинение с конца

Логику и композицию сочинения в первый раз следует проверять с первого предложения, а при второй проверке — начать с конца. Это поможет отвлечься от написанного и объективно оценить текст. 

6. Не теряйте логику

Часто из-за стресса ученики теряют логику повествования. Если вопрос звучит «Согласны ли вы…?», то выражать позицию должны все аргументы, которые вы приводите. Если вопрос строится на противопоставлении двух понятий, то в сочинении требуется осветить обе позиции и в выводе объяснить, какой придерживаетесь вы. 

7. Следите за грамотностью

Чтобы проверить все знаки препинания в сочинении, снова прочитайте его с конца. Так легче отвлечься  от смысла текста и увидеть все свои грамматические ошибки. «Незачет» ученик получает только в случае, если на 100 слов в сумме у него оказывается более пяти ошибок: грамматических, орфографических и пунктуационных. Но при проверке итогового сочинения в университете текст с большим количеством ошибок могут не принять.

8. Не ищите аргументы в интернете

Аргументы по вашей теме, которые получится найти в интернете, могут отличаться от заданной вами идеи сочинения. В итоге вы потеряете логику размышления. Если вы все же решили посмотреть чужие анализы, то после этого обязательно прочитайте краткое содержание этих произведений и перескажите их себе, чтобы глубже разобраться в вопросе.

9. Не переживайте во время экзамена

Страх мешает писать и приводить мысли в порядок. Помните, что итоговое сочинение является всего лишь допуском к единому госэкзамену, поэтому более 95 процентов учеников получают «зачет». Не сдают только те, кто не набрал нужное количество слов (минимальный объем слов — 250), или эксперты признали их работы несамостоятельными. 

10. Пишите о любимых произведениях

На экзамене обращайтесь к тем произведениям, которые вам нравятся, и не бойтесь писать свое мнение — итоговое сочинение предполагает свободу формы и мысли, поэтому получить «незачет» из-за радикальных взглядов ученик не может. Здесь нет авторской позиции и «правильного» мнения — у каждого есть возможность порассуждать, а самостоятельность мысли наоборот поощряется. 
 

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

3683

На всех учениках 11-х классов лежит обязанность написания итогового сочинения. К сожалению, не все школьники справляются с этой задачей с первого раза. Но это не означает, что на зарабатывании оценок для аттестата и на подготовке к ЕГЭ надо ставить крест. Итоговое сочинение можно пересдать в этом же учебном году. Рассказываем, в каких случаях будут выставляться «незачеты» в 2022/2023 году, что делать для успешной пересдачи.

Содержание

Какова вероятность получить «незачет»?

Рассказывая 11-м классам о предстоящем итоговом сочинении, учителя в школе любят сгущать краски – запугивать сложностью получения допуска к ЕГЭ, трудностью предоставляемых тем. Обратившись к статистике 2021/2022 года, можно увидеть, что всем экзаменуемым выставляется «зачет», только 2% получают допуск не с первого раза. Вероятность оказаться в числе тех людей, которые отправятся на пересдачу, крайне мала. Но это не отменяет того факта, что нужно готовиться к сдаче и не забывать о критериях оценивания итогового сочинения.

3689

Выставление «незачета» на итоговом сочинении: причины

«Незачет» ставится по нескольким причинам, возникновение которых школьнику можно предотвратить, если соблюдать все нормы, установленные в требованиях к итоговому сочинению.

Маленький объем итогового сочинения

Допускаются итоговые сочинения, объем которых составляет 250+ слов. Тексты <250 не оцениваются по остальным критериям. Все слова действительно считаются, поэтому писать размашистым почерком – не вариант. Крупными буквами можно создать иллюзию наполненности текста, но несоответствие объему будет выявлено при тщательной проверке и послужит причиной «незачета».

Что делать, чтобы набрать больше слов? Развернуто писать инициалы авторов и героев, указывать числа и даты словами, использовать причастные и деепричастные обороты.

Написание сочинения без конкретных литературных аргументов

Задача итогового сочинения – проверить знание содержания литературных произведений, а также грамотность выпускников 11-х классов. Нельзя ссылаться только на личный опыт или рассказы знакомых. Аргументация для раскрытия темы должна быть развернутой, выстраиваться именно на основе литературы. Искажение вопросов, отраженных в произведении, приведет к «незачету» за всю работу.

Не стоит забывать, что эксперты тратят время и на проверку речевого развития школьников: во всех текстах отслеживают наличие композиции и логики рассуждения, грамотности, анализируют качество письменной речи.

Плагиат

Итоговые сочинения проверяются на оригинальность. Если при анализе фрагментов сочинения выявляется, что аргументы списаны из интернета, а не сформулированы самостоятельно, людям сразу ставятся «незачеты».

Регулярные курсы по подготовке к олимпиадам и ЕГЭ

Поступаем в вуз мечты без проблем!

Несоответствие теме

Итоговое сочинение, написанное школьником, должно четко раскрывать выбранную тему. Будущему выпускнику 11-го класса, ушедшему в своих рассуждениях в противоположное направление, нельзя претендовать на выставление «зачета».

Непосещение итогового сочинения по уважительным причинам

Непредвиденные обстоятельства могут воспрепятствовать написанию итогового сочинения. Если человек документально подтвердит свое отсутствие, например, предоставит справку о болезни, он получит право на выполнение работы в иной установленный срок.

Пересдача доступна, если человек не завершил работу в основную дату

Резкое ухудшение самочувствие может стать причиной пересдачи. Волноваться не о чем: участнику можно будет успешно выполнить итоговое сочинение в другой день и получить допуск к ЕГЭ.

Выявленный факт списывания

Шпаргалки, обнаруженные у человека при написании итогового сочинения, лишают его права получения «зачета». Чтобы быть допущенным к ЕГЭ, придется пройти процедуру итогового сочинения еще раз, но уже честным путем, не списывая фрагменты, ранее представленные в чужих сочинениях, без телефонов, наушников и т.п.

3688

Как повторно сдать итоговое сочинение: правила и даты пересдачи

Людям, которые не справились с работой с первого раза, предоставляются еще 2 попытки достичь «зачета». Сочинение, написанное в декабре 2022 года, можно будет сдать 2 февраля и 4 мая 2023.

Найти случай третьего «незачета» подряд – весьма сложная задача. В теории, такие школьники не могут сдать ЕГЭ в текущем учебном сезоне – при трехкратном невыполнении сочинения на пороговые баллы закрывается доступ к ЕГЭ. В следующем году придется заново отправиться в школу, получить допуск, а затем написать экзамены.

3687

Как повторно сдать итоговое сочинение и получить «зачет»?

Каждая неудача – повод задуматься об ошибках, допущенных в прошлом. Если учитель в школе доложит информацию о том, что вы не сдали итоговое сочинение, попросите разобрать причины выставления «незачета». Не впадайте в уныние – лучше от этого не станет. Делайте выводы, чтобы предотвратить допущение неточностей при пересдаче в другую дату.

Измените структуру подготовки – ответственно подойдите к устранению пробелов в знаниях. В этом вам поможет читательский дневник, в который нужно будет вносить образы героев, ключевые моменты из сюжета. Находите в произведениях важные детали, термины, тезисы, которые могут послужить доказательством при раскрытии темы сочинения. Читательский дневник поспособствует структурированию и закреплению материала.

Устраивайте пробные итоговые сочинения в домашних условиях. Выбирайте комплекты тем, которые были в текущем учебном году на реальном экзамене. У каждого часового пояса свои темы, так что вы точно сможете «добыть» несколько заданий и на их основе потренироваться. Не избегайте сложных вопросов: представляйте, что вы действительно находитесь на итоговом сочинении, что вам нужно как-то раскрыть попавшуюся тему, подкрепив ее аргументами из литературы. 

Не корите себя за мелкие неточности: даже по критериям оценивания допускаются негрубые ошибки, которые не затрудняют восприятие текста. Позаботьтесь о заготовлении типовых речевых конструкций для вступления, заключения, связок между абзацами. Всегда следите за грамотностью.

Не полагайтесь только на экранизации произведений. Фильмы нередко искажают события, происходящие в книгах, не делают акцент на деталях и вопросах, которым авторы придают особое значение.

Всегда оставляйте время на вычитку текста и исправление допущенных ошибок.  

Обращайтесь к готовым аргументам, но не заучивайте их. Используйте тексты из интернета для понимания того, как должны выглядеть аргументы, соответствующие критериям итогового сочинения, по которым эксперты проверяют тексты и решают вопрос о выставлении «зачетов» и «незачетов».

Аргументы для итогового сочинения

Подборка аргументов, которые помогут школьникам получить «зачеты»

Апелляция результатов итогового сочинения

Если ученик школы не согласен с выставленными баллами, он вправе написать заявление на анализ его работы другой комиссией по проверке итоговых сочинений. Важно уложиться в отведенные сроки. На подачу заявления на пересмотр итогового сочинения или итогового изложения (итоговое изложение пишут люди с ОВЗ) дают 3 дня после публикации результатов. Все вопросы по поводу апелляции нужно уточнять у учителей и администрации школы.  

2bc099fc-945a-4540-a15f-5274bdb091e8

Выводы

Всего можно предпринять 3 попытки написания итогового сочинения в учебном году. В получении допуска к ЕГЭ нет ничего сложного. Высокие результаты не заставят себя ждать, стоит лишь ответственно подойти к подготовке по всем темам и разделам, составить аргументы и написать несколько пробных вариантов.

Поделиться в социальных сетях

Итоговое сочинение уже совсем скоро. Оцените свой уровень подготовки от 1 до 5

Межтекстовые Отзывы

Посмотреть все комментарии

Читайте также

1 декабря пишется итоговое сочинение, как допуск к ЕГЭ. Темы сочинения известны заранее?

где узнать направления? критерии оценки?

это реально эти направления будут?? я бы не написала, такие сложные темы!

Темы по этим направлениям, но сформулированные более конкретно.

Мне итоговое сочинение мозг вынесло. На самом деле надо было подготовить три произведения на одно направление и обыграть их в зависимости от формулировки темы.
Одно основном направление и одно запасное. Можно фильм и советскую критику морализаторскую на классику. Прекрасно получилось.
Для айтишника выигрышной направление про путь дорогу. Фильмы по смотрят Дети капитана гранта и Два капитана, запомнят как точно называются книги и распишут про реальное путешествие и духовный путь.
По моему опыту, все гораздо легче, чем запугивают.
Попроще и попримитивней. Это зачет-незачет, баллы уже мало где дают при поступлении.

А у нас оценки выставят в журнал с индексом. Стремновато.

Я же подчернула. Для айтишников, не для гуманитариев. Чтобы сдать и забыть. Каждый год здесь истерика по поводу этого сочинения у мам технарей.
Может есть другие произведения интересные для 18 летних айтишников. Может и Гарри Поттер сойдёт, если правильно обыграть его взросление, его духовное развитие.
Моя мысль состоит в том, как ненапряжно для мальчиков технарей от этого отделаться.
Придумать вступление и заключение, внутри три произведения и все. Я покупала фиолетовую книжку главного в фипи по этому сочинению за 250 рублей со всеми критериями и образцами сочинений хороших и плохих.
Показала ребёнку образцы и все стало понятно. А до книжки я заставила так много потратить времени на все эти духовные произведения. Жалко, поэтому и написала.
Ещё утром в интернете посмотреть, там от Владивостока будут уже примерные темы. Но это просто нравственное эссе.

Вот у меня как раз айтишник. Не дурак. Боюсь, не напишет. Купила бы 10 вариантов, тогда бы сваял на зачете

почему 3 произведения? достаточно же одного? мой писал по Обломову

Путь дорогу поддерживаю! Какие произведения из школьной программы подойдут?

Н. Гоголь «Мёртвые души» (с одной стороны, реальная дорога с её ямами и кочками, по которым трясётся Чичиков, с другой — исторический путь России, которая представляется автору птицей-тройкой)

Так для подстраховки. Тем более посмотреть фильмы ненапряжно. А то все Моргенштерн. Под шумок можно и сыну айтишнику нормальный фильм показать. Только не заумное, а нормальное.

С таким удовольствием посмотрели советский фильм. И Обломов с Табаковым понравился.
Ещё аудиокнигу в метро Фрегат Паллада Гончарова слушали. Тоже понравился. Но длинный.

Так не поймёт тему, не напишет. Нет готовых точных 10 тем. Надо все темы на основе максимум трёх произведений обыграть. Иначе не начитаешься произведений. Долго.

А вы про фиолетовую книжку? нет. Там не темы, там критерии.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

Надо подобрать интересное, но короткое.

Для айтишников может быть интересно про технологии

о мероприятии
Мы поговорим про этические и правовые аспекты развития новых технологий.

Обсудим сложные вопросы жизни людей в обществе с ИИ, роботами и беспилотными машинами.

Поговорим про сложный социальные дилеммы.

И вместе обсудим проект Национального кодекса этики ИИ

регистрация
07 октября 14:37 — 18 октября 18:30
https://www.econ.msu.ru/students/eas/events/Events.20211007143329_8352/
Подобрать научную фантастику и все.

Надо понимать, что направления придумывает Наталья Солженицына, поэтому вывод сочинения должен быть нравственным.

мой 11 классник тоже посмотрел фильм с Табаковым, в итоге писал сочинение по Обломову

Смысл темы про путешествия дорогу
https://youtu.be/TX8DbOrDgzQ
Фильм старый про Никколо Паганини, но песня к нему полностью отражает направление.

Совсем современный фильм, из него клип. Для мальчика айтишника, не чуждого музыке достаточно двух этих клипов и википедии для сочинения
https://youtu.be/oSYr46tgOEE

А кто проверяет эти сочинения? школьные учителя?

школьные, но из другого корпуса

целевая аудитория
студенты

Наивная. Вы думали специально для одной темы итогового сочинения школьников будут устраивать такое мероприятие?
Это по доброте душевной. Для школьников айтишников можно поучаствовать, чтобы объяснили этику ИИ.
Тема про технологии это этика искусственного интеллекта.

Напишу просто, чтобы немного подбодрить мам технарей.
Сама в прошлом году чуть не поседела, т.к. была уверена, что никакого итогового сочинения он не напишет. Потом ещё и перенесли его, а потом всеросс наложился, писал в середине мая только, весь год жили в подвешенном состоянии. Учитель русского сказала, что ничего он не напишет. Взяли репетитора (зря!), поменяли (только деньги потеряли). В итоге он плюнул и написал, как смог. К сочинению в школе не готовили, сам посмотрел ролики какие-то с ФИПИ чуть ли не накануне. Читает спец литературу только и японское что-то там. Физмат класс, написали все. Всем зачёт, но половине класса любимая учительница двойки всё же поставила в ЭД, оттянулась. Как мы поняли, этим итоговым пугают, а потом получается, что это фикция какая-то. Чтобы не написать на зачёт, это надо в обмороке быть. Пусть у всех всё будет хорошо, берегите нервы.

А почему именно из школьной? Нам вроде сказали, что любая литература подойдет. Мой Брэдбери и Акунина планирует использовать. Или нужно что- то из классики еще взять?

Спасибо!
Надеюсь, что и мой технарь через это пройдёт с минимальными потерями для моих нервов)

Оо спасибо. Я уже вся извелась, дочка технарь.. сочинение .. считаю не напишет… спасибо за вообще мнение.

все напишут, не переживайте, будут еще 2 попытки в феврале и мае, не было такого чтобы не допустили к ЕГЭ из-за сочинения

Ближе к произведениею другой фильм. Более старый. С Басилашвили.

Спасибо, а то что-то вдруг нервно стало.
Я выше спрашивала кто проверяет. Это хорошо,что проверяют свои.

Хорошо. Моя вся в меня : дуб дубом. Сформулировать я ничего не могу.

А если в школе один корпус?

В прошлом году везде писали про мальчика. Причем у него такая письменная речь хорошая. Конфликт в школе — получай незачет.

из другой параллели, если они работают в другие годы в выпускных классах. Если школа малокомплектная, то как решит районо (МУО), могут и свои проверить. Все равно сканы в базе хранятся достаточно долго, в некоторых случаях их перепроверяют.

По-моему талантливым гуманитарным детям сложнее сочинение, чем технарям. Оно должно четко укладываться в формат, вплоть до размера. В нем не нужно блистать особой эрудицией, знанием редких источников (это может быть даже вредно), не нужны особо сложные языковые конструкции.

Но мой «технарь» валил все пробники пока не начал заниматься с репетитором. С ней они просто вместе написали сколько-то сочинений на разные темы по двум (самым простым) направлениям и он их тупо заучил. А потом воспроизвел прямо предложения или целые абзацы оттуда (такой самоплагиат получился). Но у него память шикарная «академическая» (в смысле, может забыть расписание или посолить суп, но выученные уроки все помнит четко)

От прошлогодней мамы выпускника: отличный разбор направлений и рекомендации по списку литературы (что самое коротенькое и не затасканное прочитать для аргументов) даёт Анастасия Pesik — на ютубе так и искать.
И она же в разборе рассказывает, как одно произведение может пригодиться для «закрытия» нескольких направлений сразу. Не знаю, в этом году она делала или нет такой разбор. Но имеет смысл поискать. Для самоподготовки очень пригодилось.

Может не повезти с проверяющими, и хоть пять раз сказано, что можно брать клипы, а проверяющий скажет — только литературная основа. И всё. Причем малые литературные формы, к которым можно притащить «песТню» — не катят.
И пойдёт на пересдачу. Оно надо?

Наша учительница признает только литературу. Еще и тираж определенный должен быть.

Можно взять все что угодно. Хоть детскую литературу.

Ссылку или автора дайте пож. Как называется сборник?

везде — это где?
И так и не допустили до егэ?

У нас в прошлом году «мальчик» не написал с первой и второй попытки, но с третьей «зачёт» получил. Никаких конфликтов, просто думал, что проскочит. А поскольку в прошлом году (в смысле, уже в этом) все три попытки были очень сжаты в сроках из-за переноса, то после «не проскочил» в первой попытке ко второй не успел толком подготовиться. К третьей собрался.

Вот и я об этом. Я уже не раз на Еве писала «про нашего мальчика»: пробник писался на одну и ту же тему в школе и в Фоксфорде. В Фоксфорде чуть ли не «шедеврально!» отклик и максимальный балл, а в школе один аргумент не зачли, потому что фильм хоть и на литературной основе, все равно «не то». Хорошо, было два аргумента (а можно ж и на одном остановиться).

Всё, что угодно можно. Только не «малые литературные формы». Мне понравилась идея позапрошлогоднего ребенка, написавшего сочинение (зачли! не придраться) на Библии и «Колобке». Правда, тему подзабыла, но всё равно в этом году радикально другие.

На фипи выложены 5 направлений сочинений. На экзаменах будут темы по всем этим 5 направлениям или , допустим, по трем? Не совсем поняла, как готовится?

Погуглите Двойка за «тройки». Это ссылка на статью в Новой. Потом много где о нем писали

Главное 250 слов посчитать, лучше с запасом))))

Будут на выбор 5 тем, по одной из каждого направления. В каждом регионе свой набор тем.

Она совсем дура?

Утверждены тематические направления итогового сочинения 2021/22 учебного года

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

Ну вот последний абзац как бы об этом. В качестве аргументов литературные тексты

Спасибо, понятно. Значит можно выбрать направление и как писали выше 3 произведения , подготовиться.

Так там фраза «может привлечь», а может и не привлечь. Нет слова обязательно.

Аргументы-то должны быть. В том и проблема, что люди читают один текст кто во что горазд. Трактовки разные

Вбейте в поиск итоговое сочинение клише, вам выдаст столько готовых фраз, что можно как в конструктор подставлять любую книгу.
По моему опыту, не надо так много читать, как рекомендуют, тратить время. Тем более, два направления можно сочетать, великий путешественник и пример для подражания. Какая тема будет удачнее из этих двух направлений, ту и написать.
Например, найти книгу про Нансена, экспедиции и помощь беженцам, нансеновские паспорта. Жизненный опыт, духовное развитие, помощь людям, хочу быть таким же. Википедии достаточно, книгу можно и не читать, главное, правильно написать. Учительницы проверяют и сами гуглят. Главное, чтобы в поиске выскочило.
Миклухо-Маклай, Колчак, фильм Адмирал. Быстренько. Стильно модно молодежно.

Конечно, например какой тираж у сценария? Фигня это. Это письменное высказывание в 11классе, как устное высказывание в 9. Просто допуск. И эго некоторых отмороженных учительниц, чтобы их проверяющие коллеги упали от сочинений. Восхитилсь как она научила своих учеников. Оно надо?

Надо как-то точно найти информацию. Она еще и оценки будет ставить

Таки не изощряйтесь. Пишите классику преступление и наказание и Некрасова.

И никакой гарантии, что не она сочинение по творчеству Моргенштерна проверять будет. В том и беда.

У нас в школе в этом году очень хорошая литератор ведёт кружок «Искусство рассуждать о книгах, которые вы не читали». Кружок для учащихся средней школы. Но, мне кажется, вполне задел для сочинения.

Лучше готовить пару направлений, на базе как раз универсальных 2-3 произведений. Потому что по выбранному одному направлению может ну совсем неудобоваримая тема попасться.

Учителя 100 раз говорили данному мальчику, что и как должно быть в сочинении.Но мальчик ( явно с подачи мамы), посчитал, что следовать советам учителей — лишнее, они ж дуры и дураки. Вот и результат.

Для темы про «кино, спектакли, себя» — литературный пример обязателен.

А преступление и наказание не более универсальное направление? Одно произведение для аргумента точно есть.

Так если мультфильм про Карлсона нравится, его добродушие, житейская мудрость, смекалка и борьба с ворами, то надо в Википедию заглянуть и
«Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» — повесть шведской писательницы Астрид Линдгрен, первая часть трилогии о Малыше и Карлсоне.
Вот литературный аргумент. Надо привести автора и точное название книги.

Кто его будет читать? Разве что очень краткое содержание. Редкое занудство.

Краткое содержание, фильм. Там не так уж много существенного. Мой вообще ничего читать не будет, но на уроках все же что-то слышал

Не, нельзя то же самое взять.

Дело не в существенном. А в понимании, почему данная конкретная ситуация из произведения служит подтверждением мысли, высказанной в сочинении.

Вы учитель школы 2054? Судя по статье мальчику и его родителям специально нагадили. Я номер школы в тетрадочку записала

На фига им это? Не думаю, что учителя в восторге от того, что кто-то пролетел с егэ. Один раз проболел, второй раз решил проявить индивидуальность там, где это совершенно лишнее. Третий раз тоже непонятно, что учудил. Но виноваты, конечно, учителя.
Я не знаю, что это за школа, впервые ее вижу. но в школах, где учились мои дети, учителя стерли язык предупреждая своих учеников об опасности подобного подхода к итоговому сочинению.

«я записал тебя в список пид@расов. Правда пока только карандашом». А зачем вы ведете тетрадочку?

Я тоже не знаю, что это за школа. Но я думаю, что вполне могут быть в восторге, тем более, что в статье сказано, что отношения с родителя мальчика изначально были отвратительные, вот и решили на ребенке отыграться, тут такой чудесный повод нагадить.
Вашим детям просто со школой повезло. У моей вот 11ти-классницы фактически нет никакой подготовки к итоговому сочинению, готовится сама используя интернет ресурсы, как и ее одноклассники. Учителю пофигу на то, как они напишут.

Да, именно так, пока карандашом. Ну мне не все равно, где будет учится ребенок, мало ли, сейчас только 7й класса, может захотеть перейти, 2054 — одна из немногих в Москве по профилю.

Я знаю одного мальчика , написавшего на незачёт. Но он в фамилии Шолохов сделал 2 ошибки. Шёлухов. Видимо, это добило проверяющего)))))

Немного не в тему, но рядом… Писали мы список литературы на лето. Кинув случайный взгляд в то, что писала подружка-соседка по парте (отличница, медалистка и всё такое), я рыдала остаток дня.
«Рой медведей. Они окружали Сталина.»

ЗЫ. Мои родители выписывали Роман-газету, Новый мир, Литературную газету… Я была в теме.

Спасибо, вы скрасили мой вечер. До слёз))))))))

Это мнение мамы,
Как вы думаете, мама, которая ведет многолетнюю войну со школой, забила на подготовку к экзаменам?

Так это не так и важно. Эти сочинение можно переписывать хоть сколько раз.

наша учитель сказала, что на незачёт может написать только сын дворника Файзулоха, и то если он в этом году в РФ приехал, если в прошлом — то напишет.

Естественно нет, и я уверена, что парень нормально написал сочинение, не хуже других, просто гнобили, прессовали, и в итоге по полной отыгрались на ребенке. Даже не особенно хорошие педагоги так делать не будут, никогда. Поэтому школу на карандаш, чтобы обойти за километр.

Что говорит о том, что учитель вообще не в теме, а детей дворников видела в лучшем случае на улице и издали.
Во-первых, сын дворника Файзуллоха в первый год в РФ не будет писать итоговое сочинение — у него в первый год не будет российского аттестата за 9 классов, он не сдавал ОГЭ, значит, не видать ему 11-го класса.
Во-вторых, на второй (а скорее, третий) год сын дворника Файзуллоха уже напишет лучше большинства внуков профессоров литературоведения, потому что он точно знает, за чем и ради чего пришёл в 11 класс, соответственно, мотивация его продвинет в разы дальше, чем русское «авось» и «а у меня дедушка-профессор!»
Плохо напишут те, кто пропустит мимо ушей критерии, формат и с творчеством Моргенштерна в бэкграунде. И вообще не важно, кто он, откуда и что знает в общей эрудиции.

она у нас Ыксперт, консультант, член каких-то комиссий и создатель кимов, можно я поверю и расслаблюсь? Мои нервы и так ни к чёрту

Только для вас. Доктор Айболит Чуковского. Он тоже добрый.

Зинин. Итоговое сочинение. Изд национальное образование, серия фипи школе.

Вас в гугле забанили? Вбить книги про Паганини тяжело? Их можно даже не читать, а просто мальчику показать клипы для ознакомления с личностью. Тем более, может быть тема путь в искусстве.

Оба ребёнка без проблем написали (дочка 2 года назад, сын в прошлом году) с первого раза. В классе у всех были зачёты. Не переживайте, напишут все нормально. Не нужно накручивать себя из-за сочинения)

Меньше 2% не получает зачёт с первого раза, по всей стране. Включая тыву, бурятию, Дагестан… Больных и не явившихся. Ещё 2 попытки потом.

То что все напишут не вызывает сомнения, речь идёт о том, как можно с наименьшими усилиями все это сдать. Похалявней. Время и силы на ЕГЭ надо.

Вы так и не сказали, нафига это школе? Назло маме отморожу уши? Человек хочет минимизировать свои проблемы, а завалить неугодного ученика с скандальной мамой — это нечто иное. Это максимизация своих проблем. Полоскание школы на просторах интернета.
Парень на сочинении решил показать всем, что он может не придерживаться четких и простых правил написания данной работы, Я не думаю, что он не знал их. Почему они с мамой приняли такое решение — большой вопрос.

У наших в среду уже прообник по написанию сочинения, а потом олимпиада по математике сразу)
сын готовится к сочинению с репом — экспертом, консультантом, заслуженным и тп и, когда я обеспокоилась, напишет ли, она сказала: — ты многих знаешь, кто не написал? вот и я не знаю. напишут все.

Нет, ну если у вас цель жизни облагодетельствовать репов…

То, что парня завалили нарочно и безосновательно, это факт. Почему? Синдром вахтера и получение удовольствие от чужого горя, я бы сказала моральное уродство. В школах сейчас встречается, и чем больше понтов у школы, тем чаще. Значит несмотря на полоскание школы в интернете желание отомстить маме было больше, а маленькая власть над ребенком это позволяла.

Она занимается с ним бесплатно, если Вы об этом.

Вот и появились странные бесплатные репетиторы.

Отнюдь)
Это мой школьный преподаватель, и она до сих пор работает в школе.
Ее урок стоит от 1500 руб/час ( мы не Мск, и даже не СПб))
Но с детей своих учеников она денег не берет, вот такой она человек.
Придут итоги сочинения, я обязательно Вам их сообщу.

Я могу уже сообщить — зачет и допуск к егэ ))))
Кто не в состоянии написать сочинение хоть на троечку отсеялись до 10 класса. А 5ка не требуется. Сочинение даже из ИД уже выкинули или планируют выкинуть.
Скорее завалит ультра продвинутый гуманитарий-поэт-диссидент-блогер, принципиально не соблюдающий форму, высказывающий слишком нетрадиционные мысли, аргументируя малоизвестнымм произведениями. Или сочинение в стихах. Круто, но неуместно. Не знаю есть ли такие, но в теории могут быть.
Школьным экспертам нет выгоды быть излишне придирчивым к сочинению.

Это не факт, а частное мнение преподавателя вуза, который ни за что не отвечает.

У меня сын завалил в прошлом году проект(проектная деятельность в 10кл), теперь у него академическая задолженность, так что теперь мы трясемся

Для меня факт, преподаватель не идиот, на троечку очевидно, что там было.

тут напишу. Не про итоговое, а про то, которое в ЕГЭ, по тексту.

Наши в 10 классе начинают в школе писать эти сочинения. Видела одно — ну не косноязычное, без всяких Типа, ну ваще и автор как бы намекает….
без ошибок Карова-сабака…

но 2/2 — пометки такие — не раскрыто почему война оставила след в каждой семье, не связки с утверждением, нет ответа на вопрос…

И совершенно естественно ребенок просит меня проверить новые сочинения. я в ужасе — села изучать.

схему нашла.
всетупление-проблема-связка,

комментарий 1, комментарий 2,
позиция автора, позиция школьника, заключение…

Вот вы мне скажите, дорогие родители, вы прям умеете согласно этим критериям проверять сочинения??? что для этого нужно, как научиться, если я прочитаю штук 10 — смогу??? или еще способ подскажите.

Не надо((( Мой не написал (((( 11 класс((( И я , мать его, филолог

Вы совсем? Читала его 4 раза

Не верная схема . С 2021 года другая . 1) вступление ( на свой выбор , можно не писать) постановка проблемы ( можно сразу с неё начинать) 2) связка ( желательна для перехода к комментариям ) , но не обязательна . 3) комментарий 1 из текста и его обоснование , без чрезмерного цитирования ( да за это тоже снижают баллы) 4 ) комментарий 2 и его обоснование 5 ) Обязательно анализ связи 6) позиция автора 7) собственная позиция с доказательством по проблеме , теперь можно без аргументов из литературы, но нам убедительно доказать свою позицию , аргументы значительно улучшают сочинение, но за их отсутствие баллы не снимают 8) заключение

Какой тип связи в комментариях . Второй пример дополняет первый , противопоставлен первому или сравниваются и т.п . У вас в школе , что совсем не учат писать ?

матерей не учат проверять!

вы как давно научились? за сколько часов? я пока нет…

Ну если не учат , то может ребёнок и сам знает . Я учитель , правда не русского , а истории . Сочинение по истории в том году — это был ещё тот треш. Мне по сравнению с ним , сочинение по русскому очень легким показалось

А способ один только. Вы нанимаете специального человека конкретно на сочинения и все. Ребенок их пишет пачками каждую неделю, а репетитор их вычитывает, правит, делает замечания и говорит как делать, а как не делать никогда. Моему хватило 4 мес. работы с репом только для сочинений т.к. надо было 90+ за литру и 90+ за русский. Все сочинения взяли полные баллы.
Насколько я вижу, школьный учитель в обычной школе физически много не проверит сочинений. Школьный учитель в соц-гуме и филологических классах уже больше может сделать.

Поделитесь контактом пожалуйста репетитора

с первой попытки? со второй написал?

Смешно. Мой сын несколько лет назад не написал с первого раза. Он не посчитал слова и получил незачет по техническим критериям. При этом он — призер заключительного этапа ВСОШ по математике и ЕГЭ по русскому потом сдал на 92 балла. Но сочинение пришлось переписывать.

Почему так получилось? в школе не сделали акцент на том, что надо считать или временное помутнение напало? Обидное такое…. Нашим мозг уже выклевали про количество слов.

Конечно,не умею. Даже пытаться не буду.
Сочинения проверяет специалист, правит, сын переписывает с учетом правок и получает новое задание.
Примерно 2 сочинения в неделю.

Потому что серьезно готовился к всероссу по математике и часто ездил на сборы. Пробное сочинение по этой причине пропустил и вообще отнесся к итоговому сочинению не очень серьезно. И слова не считал принципиально. Зачем их считать, я же написал пару-тройку страниц, должно хватить, в строчке приблизительно столько слов, на странице столько строчек… В-общем, нескольких слов не хватило до 250. Правильно вашим мозг выклевывают про количество слов.

а слов должно быть в каком промежутке?

  • Бочонок с мочеными яблоками как пишется
  • Бочка по морю плывет пушкин сказка
  • Бочка из какой сказки пушкина
  • Бочка в море сказка о царе салтане картинки
  • Боченок или бочонок как правильно пишется слово