На каждом занятии я слышу удивительные вводные от учеников: «нельзя брать зарубежную литературу», «поэзию не берите», «ошибётесь в имени героя — получите незачёт», «надо два произведения, Карл! Два!». В этой колонке мы разберём основные заблуждения об итоговом сочинении. Для удобства мы их выделили тёмно-синим цветом.
1. Учителя воспитывают из всех
литературоведов
«Зачем
моему ребёнку писать сочинение по
литературе, если он поступает в технический
вуз?» — задаются вопросом родители
будущих инженеров и программистов. Почитаем
аннотацию к сочинению на сайте Федерального института педагогических
измерений (ФИПИ) — разработчика всех
контрольно-измерительных материалов:
«Итоговое
сочинение, с одной стороны, носит
надпредметный характер, то есть нацелено
на проверку общих речевых компетенций
обучающегося, выявление уровня его
речевой культуры, оценку умения выпускника
рассуждать по избранной теме,
аргументировать свою позицию. С другой
стороны, оно является литературоцентричным,
так как содержит требование построения
аргументации с обязательной опорой на
литературный материал».
А теперь
разберёмся и объясним просто, зачем же нужно сочинение: выпускники
пишут сочинение, чтобы показать, что
они способны мыслить и рассуждать,
защищать свою точку зрения аргументами,
а не топаньем ножки со словами «Я так
хочу!». Этот навык
очень пригодится во взрослой жизни.
Например, чтобы аргументировать в вузе
своё желание быть на паре, а не разбирать
кирпичную стену. Или чтобы объяснить
любимой девушке, что брать графитовую
норковую шубку в кредит — не лучшая
затея. Или чтобы вести интересный диалог
с друзьями, а не обмениваться мемасиками.
Уметь
мыслить логически — полезно. Но зачем
же обязательно опираться на литературу?
Давайте зададим этот вопрос иначе: зачем
вообще читать книги?
Ответа в
документах ФИПИ мы не найдём, поэтому
поделюсь своими мыслями. Литература
показывает нам опыт поколений, даёт
возможность понять, что мы не первые
испытываем те или иные чувства. Не мы
первые влюблены безответно; не мы первые
расходимся во взглядах с родителями;
не мы первые чувствуем отчаяние; не мы
первые испытываем детский восторг от
первого снега. То есть литература
становится для нас незримым другом,
неосязаемым кладезем ответов на вопросы,
которые нас мучают. Перечитаем «Маленького
принца» Экзюпери и вспомним, что в жизни
важны не цифры (деньги, статистика
лайков), а дружба и любовь. Познакомимся
с романом «Зулейха открывает глаза»
Яхиной и поймём, что человек способен
устоять перед натиском любых невзгод.
Поэтому читать литературу, а не только
постики и новости, невероятно важно для
стабильности нашего состояния. Уметь
сопоставлять эпизод из книги со своей
жизнью — значит развивать своё
аналитическое мышление. А оно нам
пригождается всякий раз, когда мы стоим
перед выбором.
Выпускнику
не нужно уметь делать литературоведческий
анализ — ему нужно уметь мыслить,
выражать свою точку зрения и аргументировать
её.
Как оценивают-то?
Теперь
вчитаемся в критерии оценивания
сочинения. Сначала
эксперты принимают решение, нужно ли
вообще оценивать это сочинение. Для
этого они, во-первых, считают количество
слов: не меньше 250, лучше около 350.
Во-вторых, смотрят, самостоятельно ли
написано сочинение. Если оба требования
выполнены, то дальше сочинение скрупулёзно
исследуют по пяти критериям.
2. Не согласишься с высказыванием
— получишь «незачёт»
Первый
критерий — соответствие теме.
Если
ученик заявил тему надежды и отчаяния,
а говорит о гордости и небесных пряниках,
увы, сочинение не зачтут. Но если он не
согласился с предложенным мнением и
аргументировал свою точку зрения, то
всё в порядке.
Например,
в 2018 году в одном из комплектов тем была
такая: «Согласны ли Вы с утверждением
Джека Лондона: „Как легко быть добрым!“?»
Можно не
согласиться с такой формулировкой? Я
думаю, что быть добрым в современном
мире не очень-то легко. Если ты добряк,
каждый норовит ноги вытереть о тебя. С
другой стороны, доброта открывает любые
двери. Не может быть однозначного ответа
на этот вопрос! И тем более, нет
правильного
ответа. Есть мнение конкретного человека.
3. Ученик должен опираться только на русскую литературу
Второй
критерий — аргументация. Привлечение
литературного материала.
Закройте
глаза, сделайте вдох, досчитайте до
десяти, когда вновь услышите, что нужно
брать для аргументации два произведения
из русской классики. Это самый
распространённый миф.
Читаем
методические рекомендации ФИПИ:
«При проверке
итогового сочинения по критерию № 2
„Аргументация. Привлечение литературного
материала“ нужно учитывать следующее.
В соответствии с данным критерием
участник сочинения, приводя примеры из
литературного материала,
имеет право
привлекать не только художественные
произведения, но и дневники, мемуары,
публицистику, произведения устного
народного творчества (за исключением
малых жанров), другие источники
отечественной или мировой литературы
(достаточно опоры на один текст)».
Взять для
примера «Чайку по имени Джонатан
Ливингстон» Баха? Пожалуйста. Рассмотреть
«Сказку о мёртвой царевне» Пушкина? На
здоровье. Вспомнить песню «Когда мы
были на войне» на стихи Самойлова? Не
проблема.
Сочинение — не проверка на
знание кратких содержаний произведений
школьной программы, а возможность
поделиться мыслями, которые возникли
во время чтения произведения
.
Достаточно
одного литературного произведения.
Усилить свою аргументацию можно примерами
из других видов искусства: театра, кино,
живописи, музыки. Можно привести пример
из истории, биографий великих людей.
Читаем в методичке ФИПИ: «Вуз может
требовать привлечения нескольких
литературных аргументов или опоры не
только на литературный аргумент, но и
на произведения других видов искусства
или на исторические факты. Таким образом,
в итоговом сочинении, кроме литературного
аргумента, могут быть аргументы, связанные
с театром, кино, живописью, историческими
документами (их нужно рассматривать
как органическую часть сочинения)».
В этом
абзаце идёт речь о том, что
некоторые
вузы за итоговое сочинение дают
дополнительные баллы
. Так, Высшая
школа экономики может прибавить до десяти
баллов. Весомый вклад, верно? В приёмной
комиссии желанного вуза можно выяснить,
какие требования здесь предъявляют к
сочинению, и получить отличную прибавку
к портфолио.
Если же
сочинение не отвечает хотя бы одному
из этих критериев, оно не будет зачтено: «Для
получения оценки „зачёт“ необходимо
иметь положительный результат по трём
критериям (по критериям № 1 и № 2 — в
обязательном порядке), а также „зачёт“
по одному из других критериев».
Посмотрим
на «другие критерии».
Третий
критерий — композиция и логика
рассуждения
.
Логические связи между
тезисом — основной мыслью высказывания
— и аргументами делают нашу речь понятной
и удобной для восприятия. Если логика
нарушена, то такая речь тяжело
воспринимается.
Классический
пример нарушения логики нам подарил
известный политик ещё в 2013 году:
«А
сегодня в завтрашний день не все могут
смотреть. Вернее, смотреть могут не
только лишь все, мало кто может это
делать»
. Если в сочинении зафиксирована
постоянно скачущая блохой мысль, то по
этому критерию, конечно же, «зачёт» мы
не получим.
Кроме того,
важен композиционный баланс. Вступление
и заключение по объёму должны быть
меньше основной части. Если праздные
рассуждения о космических кораблях,
бороздящих просторы Вселенной, занимают
большую часть сочинения, а собственная
точка зрения и её доказательство —
меньшую, то это похоже на пустословие.
Через
сочинение мы стремимся научить подростка
быть ответственным за свои слова.
Четвёртый критерий — качество письменной речи. Мы предполагаем, что к середине одиннадцатого класса ученик может говорить приличным литературным языком. Он использует простые и сложные предложения, избегает просторечия. Если же сочинение насыщено штампами, канцеляризмами и бедно по своему составу, то по этому критерию будет «незачёт».
4. Ошибёшься в имени — получишь «незачёт»
Пятый критерий — грамотность. Если в тексте сочинения есть орфографические (неправильно написано слово: «карова») и пунктуационные (неверно расставлены знаки препинания: мальчик ждущий автобус) ошибки, то их считают. На каждые 20 слов допустима одна ошибка. Представим, что ученик написал сочинение объёмом 400 слов. Делим 400 на 20 — получаем 20. Значит, если в тексте обнаружат 20 ошибок, то по этому критерию он получит «зачёт». Если ученик допустил 21 ошибку — незачёт.
Я неоднократно слышала от своих учеников такую фразу: «Нам сказали, что если мы забудем имя второстепенного героя и назовём его просто „герой“ или напишем другое имя — Роман Раскольников, например, — то всё, „незачёт“».
Как видите, ни в одном из критериев оценивания нет такой информации. Мы имеем право на ошибку. Намного важнее понимать суть произведения, поэтому лучше перечитать несколько любимейших шедевров, чем неустанно зубрить имена персонажей русской классики.
5. Не выбирай простые произведения!
Иногда школьников упорно просят не выбирать «простые произведения»: рассказы, повести, сказки. Вы же взрослые! Берите аргументы из «Мастера и Маргариты», «Тихого Дона», «Обломова»!
Положа руку на сердце: я сама прониклась любовью к «Обломову» уже после аспирантуры. Ни в школе, ни в университете я не испытывала нежных чувств к этому произведению. И я знаю, почему так. У меня-подростка не было созвучного жизненного опыта. Я не понимала, как человек может сутками лежать на диване, как можно вообще допустить себе такое состояние. Когда же я познала времена личностного кризиса, неудач, провалов, тогда и понимание Обломова пришло.
Поэтому я обращаюсь ко всем, кто пишет сочинение в этом году. Мой друг! Пиши о том, что отзывается в твоём сердце. Лучше ты хорошо проанализируешь басню «Стрекоза и муравей», чем плохо и поверхностно расскажешь о «Войне и мире». Опирайся на народную мудрость: «Лучше меньше, да лучше».
И прошу всех верить только документам. Не допускайте проникновения мифов в ваши светлые головы.
С удовольствием отвечу на вопросы, касающиеся подготовки к итоговой аттестации по русскому языку и литературе, здесь в комментариях или в личной переписке: Instagram.com/leshkreba.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите
Ctrl + Enter.
Большинство школьников боятся писать итоговое сочинение по новым правилам. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного образовательной компании MAXIMUM Education.
Так, 51% учеников сообщили, что готовиться к сочинению стало труднее, а 70% признались, что нервничают и испытывают стресс перед экзаменом.
Наиболее всего (30%) школьников пугает неизвестность, так как комплект тем сочинения теперь будет формироваться из закрытого банка Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Также 26% учеников отмечают, что им тяжело подбирать аргументы из литературы или кинематографа, 18% опрошенных переживают из-за большой ответственности, так как итоговое сочинение является допуском к ЕГЭ.
Кроме того, 87% опрошенных среди родителей оказались недовольны качеством школьного образования. Так, 23% опрошенных родителей считают, что в школах преподают по устаревшим методикам, 20% недовольны учебными материалами и пособиями. Помимо этого, родители хотели бы, чтобы в школе была более дружелюбная атмосфера и присутствовали инновационные методы обучения.
Также родителей спросили, каких предметов не хватает в школах, по их мнению. 26% отметили, что хотели бы видеть в школьной программе профориентацию, 19% заявили о необходимости преподавать детям логику, 16% опрошенных высказались за цифровую грамотность и программирование. Также родители отмечали в качестве нужных предметов психологию, ораторское искусство и половое воспитание.
Начиная с этого года на сайте ФИПИ больше не будут публиковаться новые направления по итоговому сочинению. Вместо них будут использоваться темы прошлых лет из закрытого банка, которые станут известны ученикам за 15 минут до экзамена.
15 ноября стало известно, что для учеников приграничных районов могут перенести даты написания итогового сочинения. Дети из вынужденно переселенных семей будут писать сочинение в школах, куда были зачислены после переезда.
Для старшеклассников всей страны итоговое сочинение в этом году будет проводиться 7 декабря.
Социальный блок и два юбилея
Большинство учеников выпускных классов (82%) уже готовятся к итоговому сочинению, свидетельствуют данные опроса образовательной компании Maximum Education. Итоговое сочинение в этом году назначено на 1 декабря. На сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) опубликованы пять направлений: с ними будут связаны темы, которые ученикам объявят за 15 минут до начала работы.
С направлением сочинения уже определились больше половины (65%) опрошенных. Треть из них (32%) выбрала «Человек путешествующий: дорога в жизни человека», почти столько же респондентов (31%) отдали предпочтение направлению «Преступление и наказание — вечная тема». Сочинение в рамках направления «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия» планируют писать 18% респондентов. Направление «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня» выбирают 12% одиннадцатиклассников, «Кому на Руси жить хорошо» — вопрос гражданина» — 7%.
«В этом году комиссия выбрала не простые, но актуальные направления. Они связаны с блоком всех гуманитарных дисциплин: и литературы, и истории, и обществознания. Мы считаем, что они близки к кругу чтения ребят. Кроме, естественно, направления «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня», где можно опираться и на киноискусство, и на музыкальные произведения, и так далее. Ну, и конечно, должны были присутствовать темы, связанные с юбилеями. В этом году у нас два больших юбилея – Николая Алексеевича Некрасова и Федора Михайловича Достоевского», — рассказала председатель координационного совета Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» Людмила Дудова.
Каждая школа получит пакет тем по всем пяти направлениям, уточнила она. И ученик может выбрать любую из них.
Согласно исследованию Maximum Education, лишь 12% школьников сочли направления для итогового сочинения сложными и непонятными.
Где аргументы?
Сочинение — это допуск к единому государственному экзамену, за него ставят «зачет» или «незачет», напомнила профессор НИУ ВШЭ, эксперт в области образования Ирина Абанкина. Оно может дать дополнительные бонусы при поступлении в вуз, но как правило, разница между абитуриентами составляет 1-2 балла, и решающей роли это не играет.
Итоговое сочинение оценивается, прежде всего, «как аргументирование, а не сочинительство», подчеркнула она. От школьника требуется аргументированная позиция, основанная на произведениях литературы.
«Здесь, конечно, нервозность может быть связана с тем, что ученик не освоил весь корпус текстов школьной программы. От тебя просят не просто порассуждать, а раскрыть тему, опираясь на художественный текст», — отметила профессор.
Кроме того, выпускники могут испытывать проблемы с последовательным изложением мыслей в письменном варианте, добавила Абанкина. В современной школе этому навыку уделяется мало времени, и зачастую даже те ребята, которые хорошо владеют ораторским мастерством и умеют убеждать собеседника, могут столкнуться с трудностями, если то же самое им придется изложить на бумаге.
«Сегодня многие работы по обществознанию или истории, например, где ребята могли бы демонстрировать навыки письма, помимо литературы и русского языка, конечно, превращены в проекты и презентации, которые защищают устно», — пояснила она.
По данным опроса, почти четверть (23%) школьников считают, что выражать свои мысли в тексте сложно. Еще чуть более четверти (28%) респондентов признались, что им тяжело подобрать аргументы из литературы, кинематографа.
«Аргументирование — сложная компетенция и, если в устной речи она развивается лучше, то в письменной она почти нигде не развивается. Это очень серьезный пробел в нашей системе образования. Задания по многим даже гуманитарным дисциплинам учат решать задачи, а вот поиск причинно-следственных связей страдает», — сказала Абанкина.
Среди сложностей подготовки к итоговому сочинению выпускники также назвали нехватку времени (10%) и повышенную ответственность (27%) из-за того, что работа служит допуском к ЕГЭ.
«Наша русичка постоянно говорит, что если не сдадим, то все — чуть ли не жизнь под забором ждет, и все в таком духе. Типа не допустят к ЕГЭ, потом в университет не поступишь», — рассказала Аня Г., одиннадцатиклассница из Москвы.
Преподаватель школьника Федора М. из Ростова тоже «давит на класс» и рисует подопечным безрадостные картины.
«Понятно, что все переживают. Вроде сочинение и формальность, а вдруг не сдашь? Я не думаю, что будет сложно, но наша учительница любит повторять, что «сразу станет видно, кто чем в школе занимался», — поделился он.
Учителя, действительно, часто пытаются запугать учеников, подтвердила Ирина Абанкина.
«Я очень сожалею, что у нас до сих пор не произошел переход к поддержке ученика, когда ему говорят: «это преодолимый барьер, мы подготовимся». Учителя переживают за выпускников, и эти стрессы вываливаются во фразы вроде: «ты десять лет штаны протирал», «если не сдашь, жизнь не сложится», и так далее», — посетовала она.
Причинно-следственные связи и косвенные цитаты
«С направлением лучше определиться заранее и подумать, на какие литературные источники можно опереться. К ним можно подобрать дополнительные источники: это может быть и документалистика, и мемуары, и художественные фильмы, и музыка, и театральное искусство, и живопись. Ну, и я бы на месте ребят потренировалась, подумала: нужен определенный план текста», — посоветовала Людмила Дудова.
Кроме того, она рекомендует выпускникам повторить правила русского языка – пять и более ошибок могут обернуться «незачетом».
«Стоит подумать над тем, чтобы подобрать цитаты из литературного произведения по выбранному направлению. Нужно оживить их в памяти, потому что ребята иногда неправильно используют их, а это уже ошибка. Поэтому я всегда рекомендую приводить цитату в косвенной речи», — добавила эксперт.
В своем сочинении ученик совершенно не обязан опираться на школьную программу, подчеркнула Дудова. Он может использовать любое произведение любого автора.
«Ребята довольно часто обращаются к произведениям, с которыми проверяющий может быть не знаком. Это не имеет значения: проверяющий находит этот текст, смотрит, оценивает, насколько правомерно он использован», — рассказала она.
В этом году председатель координационного совета «Ассоциации учителей литературы и русского языка» ожидает увидеть много сочинений, в которых будет упоминаться научная фантастика – это популярный у выпускников жанр.
Профессор Ирина Абанкина, в свою очередь, считает, что в оставшиеся до итогового сочинения дни стоит каждый день по полчаса уделять письму, чтобы натренировать навык изложения мыслей.
«Полезно также будет потренировать выявление причинно-следственных связей. Просто берите любую фразы и приводите аргумент. Не нужно выбирать что-то сложное. Достаточно простого «Я споткнулся, потому что…», и дальше уже объясняете, почему: встретил препятствие, меня толкнули. Анализируйте, какие аргументы более весомы», — сказала она.
Кроме того, добавила Абанкина, нужно перечитывать написанное на предмет ошибок, чтобы формировать навык редактирования.
Мы уже рассказывали, что такое итоговое сочинение (ИС) и как оно пройдет в этом году. А еще разбирали критерии оценивания и произведения, которые подойдут для аргументации. В преддверии экзамена мы собрали советы ребят, которые получили заветный «зачёт» в прошлые годы.
Сочинение — это не так страшно, как кажется
Во многих школах учителя мотивируют детей готовиться к экзамену страхом: говорят, что от написания сочинения будет зависеть их дальнейшая жизнь. Это не так. Сочинение — это всего лишь одно из испытаний на вашем пути. Большинство выпускников справляются с ним с первого раза, а у остальных все равно есть шанс пересдать.
Также важно понимать: постоянное зазубривание аргументов или заучивание шаблонов не помогут. Лучше прочитать несколько небольших произведений, потренироваться писать сочинение и беречь нервную систему. Психологи считают: если уделять все свободное время учебе — результата не будет, так как мозг не способен работать 24 часа в сутки.
Главное — без паники!
Сдача любого экзамена — стресс, но все испытывают страх в разной степени. Чтобы выяснить, что чувствуют ребята перед, я провела опрос, в котором приняли участие 60 человек.
В ходе опроса выяснилось, что больше половины учеников не волнуется перед написанием сочинения: так ответили 32 человека. Многих устраивает подготовка в школе, они не ходят к репетитору: так считает 33 выпускника. 26 опрошенных подростков даже не читают предложенную литературу. А результаты итогового сочинения важны для поступления в вуз лишь девяти ребятам.
После этого я поговорила с несколькими подростками, которые успешно сдали итоговое сочинение в прошлые годы. Вот их советы и истории:
«Переживать не стоит, так как блоки подтем сочинения известны заранее. Советую выбрать два-три направления, которые больше нравятся, подобрать к ним аргументы из художественных произведений — так будет легче. Главное — без паники», — говорит Арина Жиренко, студентка АлтГУ.
«У нас в школе практически не было никакой подготовки к итоговому сочинению. Может только один раз обсудили направления и рассказали о критериях. За неделю до экзамена мы написали пару сочинений и всё. Мы ужасно волновались, но зря. Написать этот экзамен оказалось не сложнее, чем любую контрольную. В итоге все получили «зачёты» с первого раза. Вообще я не знаю ни одного человека, который бы не справился с этим. Конечно, главный минус — очень напряженная атмосфера. Учителя и вся система ужасно нагнетают обстановку», — поделилась Лиза К, выпускница 2018 года.
«Я волновалась перед сочинением, но успокаивало то, что я находилась в родной школе и в окружении любимых учителей. Во время подготовки советую читать то, что интересно: в качестве аргумента можно использовать любые произведения. Самое важное — запомнить план написания (кстати, еще не поздно сделать это) и читать книги. Это поможет получить заветный «зачёт»», — считает Елизавета Ведерникова, которая написала итоговое сочинение в 2019 году.
«В школе ничего не объясняли, я особо не готовилась к сочинению, но сдавала на ЕГЭ литературу, поэтому было легко подобрать аргументы. Волнительно было ожидание результатов, но в итоге я получила пять баллов из пяти. Экзамены — это стресс, но они не заслуживают ТАКОГО внимания», — рассуждает Алёна Белякова, выпускница-2020.
«В сочинении нет ничего необычного, за годы учёбы в школе вы уже разбирали многие темы. Важно знать ключевые эпизоды из произведений и практиковаться. Тогда «зачёт» получат даже технари», — успокоила одиннадцатиклассников Юлия Реброва, которая написала ИС в 2019 году.
И еще несколько советов:
Обязательно изучите критерии оценивания экзамена, важно понимать, от чего будет зависеть оценка.
В свободное время прогуляйтесь, подышите свежим воздухом, пообщайтесь с друзьями или отдохните в одиночестве — это направит на верные мысли и замотивирует.
Ещё не поздно уточнить у учителя те моменты, которые вызывают вопросы. В любых ситуациях лучше что-то переспросить, чем остаться в неведении.
Стоит выспаться вместо того, чтобы зубрить аргументы всю ночь. Можно повторить универсальные произведения, это не займет много времени.
Помните, что эти экзамены по силам каждому. Итоговое сочинение — это не настолько страшно, как преподносит большинство. Особенно, если вам нужно просто получить «зачёт». В любом случае самое главное — не волноваться и готовиться!
Просьбы о помощи Напишите свою историю
Привет всем. Я учусь в 11 классе. В этом году в декабре,я пишу итоговое сочинение по литературе, которое является допуском к ЕГЭ. У меня плохо с литературой. Я мало что читал по школьной программе(да и зачастую там написано таким языком что мозг взрывается). Я очень боюсь что не напишу его, и меня не допустят к сдачи ЕГЭ. Посещают мысли о суициде если не сдам. Боюсь что родители отвернуться от меня, а я думаю так и будет(и не говорите что родители любят своего ребенка таким какой он есть, я плохо учусь, мне и сейчас приходится выслушивать что я такой плохой, а мой одноклассник учится на одни четверки-пятерки». Меня заберут в армию, а я туда ну никак не хочу. Тем более с моей социофобией там делать нечего.Всегда когда разговариваю с людьми чувствую себя как-то скованно, весь словарный запас чуть ли не исчезает, в компаниях сижу ни с кем не разговариваю, а в узких кругах все нормально. Хочется пойти и убить себя, но с другой стороны хочется нормальной жизни в будущем, работать учителем биологии. Но как мне написать это сочинение? Я вообще не писатель,не умею грамотно излагать свои мысли, у меня плохая память.Если не сдам не знаю что и делать.
странный , возраст: 17 / 04.10.2015
Отклики:
Здравствуйте! Поставьте себя на место родителей. Вы бы отвернулись от своего сына, если бы он не сдал зачёт?! Вот и ваши родители не отвернутся. Да, они хотят, чтоб вы лучше учились, старались, стремились, поэтому и ругают иногда, ну а как иначе?! Это воспитание. Призыв вам к действиям. Армии бояться не надо, она сделает из вас крепкого, взрослого мужчину, закалит характер. Вы будущий защитник — Родины, мамы, будущей жены, детей!!! Сочинение тренируйтесь писать заранее, останьтесь с педагогом после уроков, показывайте свою заинтересованность, желание справиться и перейти на следующий этап. О смерти думать не надо, это просто побег от трудностей. Жизнь прожить — не поле перейти! Всегда идите до победного конца!
Ирина , возраст: 27 / 04.10.2015
Егэ-это не главное! Просто у тебя нет цели в жизни,понимаешь?!!! Если бы ты понимал,что хочешь достичь блестящей карьеры или женится на самой красивой девушке,то возможно ты бы не думал о суициде!!! Кстати, там нет ничего сложного в экзамене!! серьезно!!
Полли , возраст: 15 / 04.10.2015
Не стоит так переживать из-за этого сочинения. Я писала такое же в прошлом году, и многие ребята тоже очень боялись. Но в итоге сдали абсолютно все, хотя были совершенно безнадёжные товарищи, в жизни не читавшие ничего длиннее инструкции от освежителя воздуха. И дело тут вовсе не в удаче.
Во-первых, это сочинение будут проверять учителя вашей школы, которые явно не захотят портить рейтинг любимого учебного заведения.
Во-вторых, упор в данной работе будет поставлен тупо на умение складывать слова в предложения, более-менее связанные между собой по смыслу. Так что писателем быть не нужно. А отсутствие базы и плохая память прекрасно лечатся либо распечатанными шпаргалками(серьёзно, у нас почти все делали шпоры с аргументами — особенно отличники), либо всесторонним изучением пары глобальных произведений, вроде Войны и Мира.(Да-да, дедушка Толстой и сам всех вопросов данной эпопеи не упомнит.)
Ну, а в-третьих, направления для сочинений всегда известны заранее, большинство тем до смехотворного лёгкие.(Прошлогодний пример: «Какое произведение Лермонтова вы бы посоветовали другу?»)
Так что без паники, уважаемый. Итоговое сочинение по литературе очень трудно завалить.
В нашем округе такое удалось только одному человеку. Но он выбрал тему любви, а в качестве аргумента привёл сказку про деда Мазая и зайцев. О.о
Leech , возраст: 17 / 04.10.2015
Предыдущая просьба
Следующая просьба
Вернуться в начало раздела