Будущее в пьесах чехова и горького сочинение

Сочинение на тему: Будущее в пьесе Чехова «Вишневый сад»

На чтение 4 мин Просмотров 793 Опубликовано 14 сентября, 2021

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Будущее в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»

Пьеса «Вишневый сад», написанная Чеховым в 1904 году, может по праву считаться творческим завещанием писателя. В ней автор поднимает ряд проблем, характерных для русской литературы: проблема деятеля, отцов и детей, любви, страдания и другие. Все эти проблемы объединены в теме прошлого, настоящего и будущего России. В последней пьесе Чехова — один центральный образ, определяющий всю жизнь героев. Это вишневый сад. У Раневской с ним связаны воспоминания всей жизни: и светлые и трагические. Для нее и ее брата Гаева — это родовое гнездо. Вернее даже сказать, что не она владелица сада, а он ее владелец. «Ведь я родилась здесь, — говорит она, — здесь жили мой отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом…» Но для Раневской и Гаева вишневый сад — символ прошлого. Другой герой, Ермолай Лопахин, смотрит на сад с точки зрения «циркуляции дела». Он деловито предлагает Раневской и Гаеву разбить имение на дачные участки, а сад вырубить. Можно сказать, что Раневская — сад в прошлом, Лопахин — сад в настоящем. Сад в будущем олицетворяет молодое поколение пьесы: Петя Трофимов и Аня, дочь Раневской. Петя Трофимов — сын аптекаря. Ныне он студент-разночинец, честным трудом пробивающий себе дорогу в жизни. Живется ему тяжело. Он сам говорит, что если зима, то он голоден, встревожен, беден. Варя называет Трофимова вечным студентом, которого уже два раза увольняли из университета. Как и многие передовые люди России, Петя умен, горд, честен. Он знает, в каком тяжелом положении живет народ. Трофимов думает, что это положение можно исправить только непрерывным трудом. Он живет верой в светлое будущее Родины. С восторгом Трофимов восклицает: «Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Вперед! Не отставай, друзья!» Его речь ораторская, особенно там, где он говорит о светлом будущем России. «Вся Россия наш сад!» — восклицает он. Аня — это семнадцатилетняя девушка, дочь Раневской. Аня получила обычное дворянское воспитание. Большое влияние на формирование мировоззрения Ани оказал Трофимов. Душевный облик Ани характеризует непосредственность, искренность и красота чувств и настроений. В характере Ани много полудетской непосредственности, с детской радостью сообщает она: «А я в Париже на воздушном шаре летала!» Трофимов возбуждает в душе Ани красивую мечту о новой прекрасной жизни. Девушка порывает связи с прошлым. Аня решает сдать экзамены за курс гимназии и начать жить по-новому. Речь Ани нежная, душевная, наполненная верой в будущее. Как видим, Чехов воплотил в образе Ани и Трофимова все лучшие черты. Но в то же время мы видим в них недостатки. Трофимов обличает дворянский паразитизм и в то же время живет в дворянской усадьбе долгое время. Трофимов смотрит на Лопахина как на хищника и в то же время говорит ему: «Как-никак, я люблю тебя». У Пети есть даже комические черты: Раневская называет его недотепой, а Варя — облезлым барином. Образы Ани и Трофимова вызывают мои симпатии. Мне очень нравятся непосредственность, искренность, красота чувств и настроений, вера в светлое будущее своей Родины. Именно с их жизнью связывает Чехов будущее России, именно в их уста вкладывает он слова надежды, свои собственные мысли. Поэтому эти герои могут восприниматься и как резонеры — выразители идей и мыслей самого автора.
Так, Аня прощается с садом, то есть со своей прошлой жизнью, легко, радостно. Она уверена в том, что, несмотря на то, что раздается стук топора, что имение будет продано под дачи, несмотря на это, придут новые люди и насадят новые сады, которые будут прекраснее прежних. Вместе с ней в это верит и сам Чехов.

Горький и Чехов

Горький и
Чехов

Их личные
взаимоотношения начинаются в 1898 году, когда совсем еще молодой Горький пишет
Чехову в письме: “…Я хотел бы объясниться Вам в искренней, беззаветной любви,
кою питаю к Вам со времен младых ногтей моих, я хотел бы выразить восторг перед
удивительным талантом Вашим…” Нам трудно сказать, как относился в то время к
литературным опытам Горького Чехов, но ответное письмо содержит добрые слова:
“Дружески жму руку”.

Казалось бы, не
так уж велика разница во времени начала их творческой деятельности (первый
рассказ Горького “Макар Чудра” выходит в 1892 году, а первый сборник Чехова “В
сумерках” в 1887 году), но эта разница в 5 лет весьма ощутима. Горький пережил
революцию и стал основателем социалистического реализма, Чехов не дожил до
революции 13 лет и считался писателем, завершающим традицию критического
реализма. В этой смерти был свой смысл: врач, он никогда бы не принял
кровопролития и не оправдал бы, как Горький, кровь во имя святой цели.

Ранний Горький
весь пронизан скрытыми цитатами и ориентирами на Чехова. Широко использует он
чеховские приемы: открытые начало и конец, тесное переплетение философских идей
с бытовыми житейскими подробностями. Несмотря на то что Горький не заостряет
свое внимание на юмористических рассказах, он, вслед за Чеховым, разрабатывает,
скажем, толстовские идеи. В письме к Суворину Чехов называет “основными
положениями” толстовства обличение войны и суда, еще раньше, в 1886 году,
выходит рассказ “В суде”, где показано не менее впечатляющее, чем в романе
“Воскресение”, заседание суда. А в 1894 году Горький опубликовал повесть
“Горемыка Павел”, где описал “великий акт человеческого правосудия” над Павлом
Арефьевым Гиблым. Манера изображения суда чрезвычайно схожа с чеховской.
Прокурор — добродушный человек с тараканьими усами, способный придавать своему
лицу свирепое выражение голодного бульдога, защитник, злоупотребляющий жалкими
словами. И на фоне этого гротескного изображения — трагедия несчастного человека,
которому не разрешают в последний раз побывать на могиле убитой им женщины.

Существует ряд
горьковских рассказов, определенно ориентированных на художественную манеру
Чехова. Очевидна связь между “Черным монахом” и “Ошибкой” Горького. Однако
чеховская идея Коврина об избранничестве трансформируется и становится мыслью о
всеобщем спасении людей Кравцова. Больше того, в черного монаха Коврина не
верит никто, идея жизни ради других так сильно действует на Яро-славцева, что
он начинает представлять себя — ни много ни мало! — учеником Спасителя.

Со временем
пути творчества этих двух писателей расходятся, но связующие нити еще есть. Оба
писателя беспощадно срывают маски с реальности, указывают на пошлость
окружающей жизни. И главное — чеховский и горьковский идеал человека некоторое
время, пока положительным героем Горького не стал революционер, схожи. В пьесе
“Дядя Ваня” Астров говорит о героине: “Она прекрасна, спора нет, но… ведь она
только ест, спит, гуляет, чарует нас красотой — и больше ничего. У нее нет
никаких обязанностей, на нее работают другие… А праздная жизнь не может быть
чистой”. Почти то же говорит и Фома Гордеев: “Красивый человек и жить хорошо
должен”.

Горький найдет
свой идеал позже — в новом герое — революционере и в Ленине, а Чехов так и не
найдет свой идеал.

Скоро Горький
увидел ограниченность чеховского реализма в отсутствии призыва людей к
героическим поступкам, в отсутствии культа человека — активного преобразователя
действительности. В письме к жене, сразу после похорон Чехова, Горький пишет о
том, что пошлость в конечном счете восторжествовала над гробом ее обличителя, и
причину этого, несомненно, видит в пассивном ей противостоянии.

Не случайным
является тот факт, что родным театром и для пьес Чехова, и для пьес Горького
стал МХТ. Но если, по словам Станиславского, Горький — “главный начинатель и
создатель общественно-политической линии в Художественном театре”, то пьесы
Чехова — его главный психологический источник, “не будет его пьесы — театр
потеряет свой аромат”. Любопытно, что оба писателя переживали за судьбу чужих
пьес, хотя и писали принципиально о разном. Правда, пьеса “На дне” кажется
иногда немного чеховской. В ней также чувствуется томящая безысходность, гнетет
душный воздух застоявшейся жизни… Там нет положительного героя, который,
вынув свое горящее сердце, вел бы людей к светлому будущему. Там у людей вообще
нет будущего. Горький частично использует и некоторые чеховские приемы: его
герои также не слушают друг друга, невпопад произносят символические фразы.

В одной из
своих статей Блок сказал, что Горький не совсем интеллигент. Усомниться же в
том, что истинным интеллигентом был Чехов, не может никто. Вероятно, отсюда и
берет начало столь разное понимание роли интеллигенции.

Для Чехова
интеллигенция — лишь прослойка общества, которая в большинстве своем в душе еще
больше опошляется от самодовольного сознания принадлежности к интеллигенции.
Они вовсе не интеллигенты в душе. А те, кто болезненно чувствуют, как Васильев
в “Припадке”, ужас и грязь общества, вынуждены пить на ночь бром.

Интеллигенция
Горького — “ломовая лошадь истории”, которой предписано вынести на себе тяжесть
предводительства, ведя за собой народ, который будет завершать дело революции.

В написанном
после смерти литературном портрете человека с “мягкой, милой улыбкой” видно —
Чехов остался для Горького таким, каким он виделся в юности.

Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

Перед вами сочинение по творчеству Антона Павловича Чехова, а точнее по его пьесе «Вишневый сад», написанной в начале XX века незадолго до смерти великого писателя. Сочинение рассчитано на учеников 10 класса или 11 класса.

БУДУЩЕЕ В ПЬЕСЕ Д.П. ЧЕХОВА «ВИШНЕВЫЙ САД»

Пьеса «Вишневый сад» написана Чеховым в 1904 г. — на последнем году жизни писателя. Она была воспринята читателем, как творческое завещание талантливого сатирика и драматурга. Одной из главных тем этой пьесы является тема будущего России. Данная тема раскрывается при помощи образов Пети Трофимова и Ани, дочери Раневской. Освещая эту тему, Чехов одновременно поднимает в пьесе ряд других проблем, характерных для всей русской литературы в целом. Это проблемы отцов и детей, человека-деятеля, любви и страданий. Все эти проблемы переплетаются в содержании «Вишневого сада», лейтмотивом которого является прощание новой, молодой России со своим прошлым, устремленность ее к завтрашнему светлому дню.

Образ России воплотился в самом названии пьесы «Вишневый сад». «Вся Россия — наш сад,» — говорит Чехов устами своего героя. И, действительно, вишневый сад для Раневской и ее брата Гаева -это родовое гнездо, символ молодости, благополучия и былой изящной жизни. Хозяева сада любят его, хотя и не умеют сохранить или спасти. Раневская со слезами и нежностью говорит о своем поместье:

«…я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом…»

Но для Раневской и Гаева вишневый сад — символ прошлого. Другой герой — деятельный Лопахин смотрит на сад только с практической стороны. Он видит в нем возможность получить большой доход, и с методами в этом не церемонится. Ермолай Лопахин, новый купец-промышленник, символизирует собой настоящее России, ее переход на капиталистические рельсы развития.

Будущее процветание России Чехов связывает с молодым поколением, представленным в пьесе Петей Трофимовым и Аней. Именно им предстоит строить новую Россию, сажать новые вишневые сады. Петя Трофимов — сын аптекаря, разночинец, устным трудом пробивающий себе дорогу в жизнь. Он беден и знаком с тяжелой жизнью народа. Петя верит, что только непрерывным трудом можно изменить угнетенное положение народа и достичь светлого будущего своей страны. Трофимов умен, горд и честен в своих помыслах. Он живет верой в прекрасное будущее России и с восторгом делится этой верой с окружающими: «Вперед! Не отставайте, друзья!» Его речь светла, убедительна, полна патриотизма. Иногда, конечно, Трофимов бывает неправ или излишне категоричен, как это свойственно молодости. Однажды он заявляет Раневской: «Мы выше любви!» Такие случайности в его поведении позволяют старшему поколению считать его недотепой или «облезлым барином», как назвала его Варя. Но светлая и искренняя вера в счастливое будущее своей Родины, его энергия и готовность действовать вызывают симпатию у читателей и доверие у Ани, дочери Раневской.

Аня — молодая, образованная девушка. Ее душа отличается непосредственностью и красотою чувств. Она совсем по-детски может радоваться развлекательному полету на воздушном шаре, и в то же время она, в отличие от матери, проявляет интерес и заботу о хозяйственных делах в усадьбе.

Она считает эксплуатацию безнравственной, сама хочет трудиться, чтобы обеспечить себя и мать и через труд стать полезной обществу. Планы ее просты: сдать экзамен за курс гимназии, потом учиться и работать. Вот ее наивное представление о счастье:

«Мы будем читать в осенние вечера, прочтем много книг, и перед нами откроется новый, чудесный мир…»

Такие горячие движения души и благородные порывы сближают между собой эти два образа. Они символизируют надежду на лучшее будущее. Именно с их жизнью связывает Чехов будущее России, именно им в уста вкладывает он свои собственные мысли, несмотря на то, что имение продано, и в саду уже стучат топоры, автор верит, что придут новые люди и посадят новые сады, «прекраснее которых нет ничего на свете«.

«Вишневый сад» — великое создание Чехова, поставившего комедию в один ряд с драмой и трагедией, поднявшее ее на недосягаемую высоту.

Надеюсь, Вам понравилось предложенное сочинение на тему БУДУЩЕЕ В ПЬЕСЕ Д.П. ЧЕХОВА «ВИШНЕВЫЙ САД»

Будущее в пьесе «Вишнёвый сад»

Будущее как основная тема пьесы

В 1904 году на сцене МХТа была поставлена последняя пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад», которая стала итогом всего творчества драматурга. Встреченная восторженно зрителями, эта постановка вызвала неоднозначную оценку критиков. Споры вызывали и герои, и обстоятельства в которых они оказались. Тема и идея пьесы так же были спорными. Несомненно то, что Чехов постарался понять какое будущее в пьесе «Вишневый сад» ждет героев, да и все русское общество в целом. Чем же было вызвано это стремление? После отмены крепостного права прошло уже более 40 лет. Привычный уклад жизни, строящийся веками, распался, а перестроиться для нового не у всех хватило сил и способностей. Причем не только дворянство страдало от потери своих крестьян, но и многим крестьянам было тяжело привыкнуть к свободе. Одни привыкли жить за счет труда других, а те другие просто не умели самостоятельно думать и принимать решения. В пьесе это звучит довольно часто: «Мужики при господах, господа при мужиках». Но это прошлое. А что ждет всех их в будущем – именно это и хотел понять драматург. Чтоб было наглядное объяснение, Чехов использовал образ вишневого сада, как символ России, а через отношение к нему – отношение к родине. Будущее вишневого сада – будущее России.

Будущее и герои пьесы «Вишневый сад»

Так какое будущее героев «Вишневого сада» ожидает? Ведь каждый из героев очень жизненен. Прошлое безвозвратно потеряно и это факт, символичным доказательством служит вырубка сада и смерть Фирса. « …без вишневого сада я не понимаю своей жизни…» – говорит Раневская вновь бежит заграницу после его продажи, растрачивать последние деньги. Гаев устраивается служить в банк, с определенным годовым окладом. Для брата с сестрой, будущее совершенно неясно, ведь вся их жизнь тесно связана с прошлым, да там и осталась. Они на клеточном уровне не способны свыкнуться с настоящим, начать рационально мыслить и принимать решения, а такому багажу в новой жизни просто нет места.

Лопахин с его деловой хваткой, это настоящее. Он вырубает вишневый сад, прекрасно понимая, что разрушает многовековые традиции, как бы разрывая узел, связавший землевладельцев с работающими на их земле и принадлежащими им крестьянами. Поэтому закулисная сцена прощания крестьян с хозяевами так же весьма символична. Он понимает, что будущее за дачниками, которым земля не принадлежит, и работать на ней не является их повинностью и обязательством. Для Лопахина есть будущее, но оно тоже весьма туманно.

Самым радостным будущее в представлении чеховских героев «Вишневого сада» у Пети и Ани. Петя очень красиво размышляет о благе всего человечества, призывает к действию, но что ждет его, он и сам не знает, ведь его речи так расхожи с его действиями, он пустослов. Даже Раневская замечает: «Вы ничего не делаете, только судьба бросает вас с место на место, так это странно…». Для него нет прошлого, он не находит места в настоящем, но он искренне верит, что найдет себя в будущем: «…Я предчувствую счастье…я уже вижу его».

Почти так же восторженно к будущему стремится и Аня. Она искренне верит, что сможет сдать экзамен в гимназии, и найти работу. «Мы построим, новый сад!» – говорит юная семнадцатилетняя девушка. Петя и Аня – это новые люди, зарождающийся слой- интеллигенция, для которых во главе угла стоит нравственная красота. Однако, Петя не совсем таков, он лишь старается это показать, и это видно, со слов Раневской, назвавшей его «чистюлькой», и после, когда эта свободная и гордая личность, искала старые галоши.

А что же ждет Варю, приемную дочь Раневской и молодых слуг Яшу и Дуняшу? Варя, очень хозяйственная и здравомыслящая девушка, но она настолько приземлена, что не вызывает никакого интереса у Лопахина, которому хотели ее сосватать. Очевидно, что нет впереди у нее ярких впечатлений, что ждет ее будущее, не отличающееся от настоящего.

А вот будущее Яши и Дуняши способны вызвать множество споров. Они оторваны от своих корней, будучи малообразованными, не имеющие строгих моральных принципов ради удовлетворения своих желаний способны на многое. Они без уважения относятся к хозяевам, в чем- то даже способны их использовать. Так наглый и хамоватый Яша, напрашивается с Раневской обратно в Париж, так как для него стало тягостным жизнь в российской глубинке, среди простых крестьян. Он пренебрежительно относится даже к собственной матери, и видно, что в любой момент он так же переступит и через свою хозяйку. Именно такие как Яша через 13 лет будут громить Зимний дворец, разрушать дворянские усадьбы и расстреливать бывших хозяев.

Можно утверждать, что будущее в комедии «Вишнёвый сад» весьма расплывчато. Чехов только указал, в каком направлении могут двинуться герои, ведь будущее России очень занимало всех, живших в столь сложное историческое время. Бесспорно лишь то, что Антон Павлович ясно показал, что к прошлому возврата не будет и необходимо учиться жить по–новому, сохранив лишь самое лучшее в виде набора духовных ценностей.

Мысли о будущем вишневого сада и описание будущего в представлении чеховских героев могут быть использованы учениками 10 классов при написании сочинения на тему «Будущее в пьесе «Вишнёвый сад»».

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Александра Котолуп

    11/16

  • Irina Omelyanchuk

    16/16

  • Наталья Миллер

    16/16

  • Соня Кадирова

    15/16

  • Римма Шуклва

    16/16

  • Вероника Гвоздкова

    14/16

  • Елена Сердюкова

    16/16

  • Кирилл Кушнир

    15/16

  • Жениш Раимкулов

    16/16

  • Михаил Иванов

    16/16

Особенности драматургии Чехова

До Антона Чехова русский театр переживал кризис, именно он внес неоценимый вклад в его развитие, вдохнув в него новую жизнь. Драматург выхватывал небольшие зарисовки из повседневной жизни своих героев, приближая драматургию к реальности. Его пьесы заставляли зрителя задуматься, хотя в них не было интриг, открытых конфликтов, но они отражали внутреннюю тревогу переломного исторического времени, когда общество застыло в предчувствии скорых перемен, а героями становились все социальные слои. Видимая простота сюжета знакомила с историями персонажей до описываемых событий, давая возможность домыслить, что же будет с ними после. Так удивительным образом смешались прошлое, настоящее, будущее в пьесе «Вишневый сад», путем соединения людей не столько разных поколений, сколько разных эпох. И одним из «подводных течений», характерных для пьес Чехова, стало размышление автора о судьбе России, а тема будущего заняла .

Реальность в произведении

Реальность произведения заключается в том, что, заблудившись в мечтах, практически никто из персонажей не способен сделать ничего для достижения этой мечты. Все сводится к разговорам и Но ни Гаев, ни Раневская не способны сделать хоть что-то для достижения своей мечты. Вернуться в прошлое невозможно, и уже давно выросшие герои ведут себя как дети, бегут от проблем. Молодое поколение в лице Петра тоже не способно к действиям. Петя очень много говорит, его бросает из крайности в крайность, но никаких действий для достижения целей не происходит.

Героем, воплощающим реальность в пьесе «Вишневый сад» является Лопахин. Он видит в проблеме наиболее адекватное, практичное и реальное решение. В нем сочетаются и мечта и действительность. Разница лишь в том, что его попытки осмыслить и найти решение ведут к действию. Он пытается сохранить сад, хотя в итоге все приводит к покупке этого сада.

Чехов в произведении «Вишневый сад» поднимает глубокие проблемы, связанные с жизнью множества поколений. Проблема столкновения мечты и реальности присуща многим людям в любые времена. Важно, увлекаясь мечтой, не забывать, что жизнь происходит в реальности. Помня об этом, можно создать из своей мечты цель и воплотить ее в реальность.

Данная статья поможет написать сочинение «Тема мечты и реальности в «Вишневом саде».

Прошлое, настоящее и будущее на страницах пьесы «Вишневый сад»

Так каким же образом встретились прошлое, настоящее и будущее на страницах пьесы «Вишневый сад»? Чехов как бы разделил всех героев на эти три категории, изобразив их очень ярко.

Прошлое в пьесе «Вишневый сад» представлено Раневской, Гаевым и Фирсом – самым старым персонажем всего действа. Именно они больше всех говорят о том, что было, для них прошлое- это время, в котором все было легко и прекрасно. Были господа и слуги, у каждого было свое место и предназначение. Для Фирса отмена крепостного права стало величайшим горем, он не захотел воли, оставшись в имении. Он искренне любил семью Раневской и Гаева, оставшись преданным им до самого конца. Для аристократов Любови Андреевны и ее брата- прошлое это время, когда им не нужно было думать о таких низменных вещах как деньги. Они наслаждались жизнью, занимаясь тем, что приносит удовольствие, умея ценить красоту нематериальных вещей – им тяжело приспособиться к новым порядкам, при которых на смену высокоморальных ценностей приходят ценности вещественные. Для них унизительно говорить о деньгах, о способах их заработка, и реальное предложение Лопахина сдать в аренду землю занятую, по сути, никчемным садом, воспринимается как пошлость. Не способные принять решения о будущем вишневого сада, они поддаются течению жизни и просто плывут по нему. Раневская с деньгами тетки, присланных для Ани, уезжает в Париж, а Гаев идет служить в банк. Смерть Фирса в конце пьесы очень символична, как бы говоря, что аристократия как социальный класс изжила себя, и ей нет места, в том виде, в каком она была до отмены крепостничества.

Лопахин стал представителем настоящего в пьесе «Вишневый сад». «Мужик мужиком», как он сам говорит о себе, мыслящий по- новому, умеющий зарабатывать используя свой ум и чутье. Петя Трофимов даже сравнивает его с хищником, но с хищником, обладающим тонкой артистичной натурой. И это приносит Лопахину много душевных переживаний. Он прекрасно осознает всю красоту старого вишневого сада, который будет вырублен по его воле, но поступить иначе не может. Его предки были крепостными, отец владел лавкой, а он стал «беложилеточником», сколотив немалое состояние. Чехов делал особый упор на персонаже Лопахина, ведь он был не типичным купцом, к которым с пренебрежением многие относились. Он сам себя сделал, проложив дорогу своим трудом и желанием быть лучше, чем его предки не только в плане финансовой независимости, но и в образованности. Во многом Чехов соотносил себя с Лопахиным, ведь их родословные схожи.

Аня и Петя Трофимов олицетворяют собой будущее. Они молоды, полны сил и энергии. А самое главное – у них есть желание менять свои жизни. Но, вот только, Петя мастер говорить и рассуждать, о прекрасном и справедливом будущем, а обличать свои речи в действие не умеет. Именно это мешает ему окончить университет или хоть как-то устроить свою жизнь. Петя отрицает всякие привязанности – будь то место или другой человек. Он увлекает своими идеями наивную Аню, но у нее уже готов план, как устроить свою жизнь. Она воодушевлена и готова «посадить новый сад, еще краше прежднего». Однако будущее в пьесе Чехова «Вишневый сад» очень неопределенное и смутное. Кроме образованных Ани и Пети, есть еще и Яша с Дуняшей, и они тоже – будущее. Причем, если Дуняша, просто глупенькая крестьянская девушка, то Яша – это уже совсем другой тип. На смену Гаевым и Раневским приходят Лопахины, но ведь и Лопахиных тоже предстоит кому-то сменить. Если вспомнить историю, то через 13 лет, после написания этой пьесы, к власти пришли именно такие вот Яши – беспринципные, пустые и жестокие, не привязанные ни к кому и ничему.

В пьесе «Вишневом саде» герои прошлого, настоящего и будущего были собраны в одном месте, вот только объединены они не внутренним желанием быть вместе и обмениваться своими мечтами, желаниями, опытом. Старый сад и дом держит их, и как только они исчезают, разрывается связь между героями и временем, которое они отражают.

klassreferat.ru

«Вишневый сад» — последняя пьеса Чехова, его «лебединая песня». В этом произведении всех основных действующих лиц драматург соединил в вишневом саду, который сделал символом прекрасного, неизменного и неуничтожаемого в жизни. Вишневый сад – символ России. Пьеса была написана в 1903 году, на рубеже эпох. В это время автор полон ощущения того, что Россия находится в преддверии кардинальных перемен. Как любой человек, Чехов мечтал о будущем, о новой жизни, которая принесет людям что-то светлое, чистое и прекрасное. Именно этот мотив ожидания лучшей жизни звучит в пьесе. Драматург чувствовал, что старая жизнь постепенно уходит, а новая — лишь только зарождается. Каким видел будущее Чехов? О каком будущем он мечтал? Ответить на эти вопросы помогут герои «Вишневого сада». В пьесе Чехов выразил свои надежды на будущее. Поэтому лейтмотивом здесь проходит мысль о столкновении мечты и реальности, о разладе между ними. За обычными разговорами героев произведения, за их спокойным отношением друг к другу мы видим непонимание происходящих вокруг событий. Читатель часто слышит от персонажей реплики невпопад, чувствует отрешенные взгляды. Они не слышат друг друга, находятся каждый в своем мире, мечтают и страдают в одиночку. Показателен финал пьесы, когда старого слугу просто забывают, закрывают его в имении и оставляют, быть может, на голодную смерть… Так и прошлое в пьесе – откинуто, забыто и не осмыслено. Потому основной конфликт пьесы «Вишневый сад» можно охарактеризовать так — непонимание поколения поколением. Кажется, будто в пьесе пересеклись в одной точке прошлое, настоящее и будущее. Эти три поколения живут каждый в своем времени, но они только говорят и ничего не могут сделать для изменения жизни. К старшему поколению относятся Гаев, Раневская, Фирс. К настоящему – Лопахин, а представителями будущего являются Петя Трофимов и Аня. Любовь Андреевна Раневская, кровная дворянка, постоянно говорит о своих лучших молодых годах, проведенных в старом доме, в красивом и роскошном вишневом саду. Да и все старое поколение в этой пьесе мыслит так же. Никто из них не пытается ничего изменить. Они говорят о «прекрасной» старой жизни, но сами, кажется, смиряются с настоящим, пускают все на самотек, уступают без борьбы за свои идеи. Раневская живет только воспоминаниями о прошлом, ее не устраивает настоящее, а о будущем она и думать не хочет или не может… Читателю кажется смешным ее пессимизм. Мы понимаем, что к прошлому возврата нет, да и надо ли туда возвращаться? Но Любовь Андреевна и её брат этого понять не хотят. Их мечты так и останутся мечтами… И поэтому Чехов осуждает их. Лопахин – представитель буржуазии, герой настоящего. Он живет сегодняшним днем. Нельзя не отметить, что его идеи умны и практичны. Он ведет оживленные беседы о том, как изменить жизнь к лучшему, и как бы знает, что делать. Но все это только слова. Поэтому и Лопахин не является идеальным героем. Мы чувствуем его неуверенность в себе. И в конце действия у этого героя будто опускаются руки, и он восклицает: «Скорее бы изменилась наша нескладная, несчастливая жизнь!» Принято считать, что Аня и Петя Трофимов являются надеждой автора на будущее. Но разве может такой человек, как Петя Трофимов, «вечный студент» и «облезлый барин», изменить эту жизнь? Ведь выдвинуть новые идеи, войти в будущее и повести за собой остальных могут только умные, энергичные, уверенные в себе люди, «люди действующие». А Петя, как и другие герои пьесы, больше говорит, чем действует, он вообще ведет себя как-то нелепо. Аня еще слишком молода, она еще не знает жизни, чтобы ее изменить. И все же, Аня – это образ весны, нового, светлого будущего. Именно она, как мне кажется, воплощает чеховскую мечту о новой жизни. Ее тонко чувствующая душа способна перевернуть жизнь, потому что она сможет уловить малейшие колебания окружающего мира. Пусть это немного наивно и смешно, но если кто и сможет дойти вместе со всем человечеством до высшей правды, до высшего счастья, то это Аня Трофимова: «Прощай, старая жизнь. Здравствуй, новая жизнь!..» Таким образом, вопрос о соотношении мечты и реальности в пьесе «Вишневый сад» отразился ещё и в спорах о жанре. Известно, что сам Чехов назвал пьесу комедией, но Станиславский поставил ее как драму. И все-таки прислушаемся к мнению автора. Данная пьеса – это скорее грустная дума о судьбе России, чем революционный призыв, как ее иногда пытаются представить. То, что изобразил автор смешным, на самом деле достойно самых горьких слез, но оно смешно, как смешно все жалкое. Итак, основной трагизм пьесы состоит не только в продаже сада и имения, в котором люди провели свою молодость, с которым связаны их лучшие воспоминания, но и в неспособности этих самых людей что-либо изменить для улучшения своего положения. Они мечтают, но ничего не делают для исполнения мечты, так как не чувствуют этот мир.

Рекомендуем посмотреть:

  • Аня и Петя Трофимов в пьесе «Вишневый сад»
  • Описание образа Раневской в пьесе «Вишнёвый сад»
  • Какое значение имеет образ Фирса в пьесе «Вишнёвый сад»
  • Образ Ани, дочери Раневской в пьесе «Вишневый сад»
  • Три поколения в пьесе «Вишневый сад»
  • Сочинение по пьесе «Вишневый сад»
  • «Вишневый сад» — драма, комедия или трагедия?
  • «Вишневый сад» — пьеса о прошлом, настоящем и будущем
  • «Вишневый сад» А. П. Чехова — пьеса о несчастных людях и деревьях
  • «Вишневый сад» цветет для человечества (по творчеству А. П. Чехова)

Связь времен сегодня

Только самые великие творения способны отражать действительность даже через много лет после своего создания. Так произошло и с пьесой « Вишневый сад». История циклична, развивается и меняется общество, моральные и этические нормы так же подвергаются переосмыслению. Жизнь человека не возможна без памяти о прошлом, в бездействии в настоящем, и без веры в будущее. На смену одному поколению приходит другое, одни строят, другие разрушают. Так было во времена Чехова, так происходит и сейчас. Прав был драматург, говоря, что «Вся Россия – наш сад», и только от нас зависит, будет ли он цвести и плодоносить, или же будет вырублен под самый корень.

Рассуждение автора о прошлом, настоящем и будущем в комедии, о людях и поколениях, о России заставляют задуматься и в наши дни. Эти мысли будут полезны 10 классов при написании сочинения на тему «Прошлое, настоящее, будущее в пьесе «Вишнёвый сад»».

Тест по произведению

Образ мечты в пьесе

«Вишневый сад» – пьеса о столкновении взглядов и идей трех поколений – прошлого, настоящего и будущего. У представителей каждого из этих поколений мечта выражается по-разному. Для представителей старшего поколения, которыми является Раневская и Гаев, мечта представляется возвращением в прошлое, сохранением вишневого сада. Для этого сложно найти финансовую возможность, ведь сад надо содержать.

Молодое поколение, напротив, мечтает о светлом будущем. Петя заражен философскими идеями, он уверен, что только работая можно найти настоящее светлое будущее. Праздное время провождение для него – потеря времени. Аня тоже верит в свое светлое будущее. Юным героям не нужны для этого устои прошлого, будущее представляется им совершенно другим, нежели Раневской или Гаеву. В мечтах о светлом будущем молодежь совершенно забывает о том, как важен сад для старшего поколения.

Каждый герой пьесы выпадает из реальности. Все они находятся в дружелюбном и спокойном отношении друг к другу, они не ссорятся, не спорят и не скандалят. Но каждый из них как будто находится в другом мире, витает в облаках – настолько одержимы они своей мечтой.

Герои будущего

В реалиях того периода было понятно, что стране необходимы новые люди — те, которые будут способны вершить великие дела. Таких людей в пьесе отображают Петя и Аня. Они молоды и полны желания изменить свою жизнь в лучшую сторону. Петр Трофимов — демократ по убеждениям и происхождению. В его образе автор рисует такие черты, как:

  • патриотизм;
  • смелость;
  • трудолюбие;
  • стремление к лучшему и преданность общественному делу;
  • принципиальность.

Но при этом Петя кажется только умельцем слова, что не способен реализовать свои планы в реальной жизни. Это мешает ему закончить учебу в университете или наладить личную жизнь. Персонаж отрицает привязанность к месту и людям.

Но несмотря на это Петя очень целеустремленный человек. За свои 26 лет он пережил немало трудностей. Его дважды исключали из университета и он неуверен в том, что это не повторится, и он не останется до конца своих дней «вечным студентом». Парень успел почувствовать на себе, что такое голод, нужда и политические преследования, но тем не менее продолжает верить в рождение новой жизни, в которой будут справедливые и гуманные законы.

Он считает дворянство несостоятельным, ведь его представители привыкли к праздности и лени и их не волнуют чужие проблемы. Буржуазия по его мнению положительно влияет на развитие экономики в стране, но она не способна создать новую жизнь. Его мысли и представления о будущем неопределенные, абстрактные. Его цель прекрасна, но как ее достичь парень не знает.

Анна также полна энергии и надежд на счастливое будущее, но она еще очень юна и неопытна. По натуре своей она похожа на Любовь Анреевну, также любит красивые слова и чувственные интонации. В начале произведения Аня ведет себя беспечно, она привыкла к беззаботной жизни без мыслей о материальном и завтрашнем дне. Но это не мешает героине меняться.

Новые взгляды Ани наивны, но при этом она навсегда прощается со старым домом и миром. Петя увлек девушку своими идеями, и у нее сразу же созрел план, как построить новую жизнь. Она полна идей и готова посадить новый сад краше прежнего. Но хватит ли ей сил и упорства, чтобы пройти свой путь и сохранить веру в лучшее, неизвестно. Чехов не рассказывает об этом и будущее в его пьесе смутно и это естественно, ведь о будущем можно рассуждать только предположительно. Помимо образованных Анны и Петра, в пьесе есть и другие люди, что символизируют будущее:

  • Дуняша — наивная крестьянская девушка.
  • Яша — беспринципный человек, не привязанный ни к кому и ничему.

В пьесе все герои прошлого, настоящего и будущего сошлись в одном месте. «Вишневый сад» заставляет задуматься, что держит всех персонажей вместе не желание поделиться своими мечтами и жизненным опытом, а старый сад и дом. Как только они исчезли, разорвалась и связь между персонажами и временем, которое они воплощают.

Воплощение прошлого

Гаев, Фирс и Раневская — прошлое в «Вишневом саду». Именно эти самые старые персонажи всего действия являются представителями уходящей эпохи. Эти герои больше других говорят, что ушедшее время — это период, когда все было легко и хорошо. В то время общество разделялось на господ и слуг, у каждого в мире было свое место и предназначение. Для Фирса отмена крепостного права не стала надеждой на новую жизнь. Это события потрясло его, он не желал свободы, а потому и дальше продолжил жить в имении Раневских. Мужчина всей душой любил эту семью и оттого решил до конца быть им преданным.

Любовь Андреевна и ее брат Гаев скучают по прошлому, ведь в это время им не нужно было переживать о деньгах. Они жили счастливо и занимались тем, что приносило радость. Им оказалось тяжело перестроиться на новые порядки и унизительно было даже разговаривать о том, как заработать деньги. Раневская посчитала пошлостью сдать в аренду под дачные участки землю, что стоит занятая никому не нужным садом. Ни Гаев, ни его сестра не были способны самостоятельно решить судьбу своего любимого имения, а оттого просто пустили все на самотек и стали ждать, как же за них все решит судьба.

В конце Любовь Андреевна забирает деньги тетушки, которые та прислала для Ани, и отправляется в Париж к любовнику, а Гаеву приходится идти на службу в банк. Кончина Фирса в конце произведения является очень символичной. Она словно говорит, что дворянство изжило себя, стало лишним и в мире больше нет места аристократии в том виде, в котором она была во времена крепостничества.

Выразитель идей настоящего

Воплощением настоящего в пьесе стал Ермолай Алексеевич Лопахин — представитель буржуазии. Самого себя персонаж характеризовал, как «мужик мужиком», но при этом в отличие от той же Раневской он был способен мыслить по-новому и умел зарабатывать деньги благодаря своему острому уму. У Лопахина очень чувственная душа, он способен видеть и ценить красоту, но в то же деньги и предпринимательская жилка победили его нежную натуру. Герой сам понимает, что ум усмирил его сердечные порывы. Ермолай ощущает себя хозяином жизни из-за того, что теперь имеет возможность купить имение, в котором когда-то был никем.

Петя Трофимов говорит, что Ермолай Алексеевич настоящий хищник, хотя при этом у него очень тонкая натура. Столь противоречивый характер заставляет героя много переживать. Он видит всю красоту вишневого сада, который будет вырублен по его указанию, но менять своего решения не желает.

Мужчина не способен понять того, что сад — это не просто красивое место, но и своего рода нить, связывающая прошлое с настоящим. Именно он является образом времени в пьесе «Вишневый сад». Нельзя рубить свои корни, ведь прошлого не стереть, но Лопахин этого не понимает. Все в его семье раньше были крепостными, у отца была лавка на рынке, а он, Ермолай, сумел выбиться в люди, заработать большие деньги. От этого и хочется ему показать свою силу и превосходство над другими. Он мечтает построить на месте сада дачи. Это желание видится ему как торжество собственника.

В образе Лопахина Чехов отображает то общество, которое приходит на смену дворянам, то есть буржуазию. Герой на фоне паразитирующего дворянства выглядит довольно выгодно и приятно за счет своей энергии, работящести и деловитости. Он сумел выбиться из нищеты и стать материально обеспеченным исключительно за счет своего ума и упорства без всякой сторонней помощи.

Такие качества, как трудолюбие и напористость, появились в герое из-за когда-то трудных условий жизни, что закалили его характер. Но в то же время жизнь крепостного не позволила еще юному Лопахину развивать свой интеллект и способности. И поэтому сейчас он выглядит необразованным и порой неуклюжим. Ермолай Алексеевич понимает, что уступает своим бывшим хозяевам и оттого он все равно остается недоволен жизнью.

Герой мечтает изменить жизнь людей вокруг, он жаждет, чтобы экономика в стране росла. В конце пьесы Лопахин говорит: «Скорее бы изменилась… наша нескладная, несчастливая жизнь!». Но несмотря на подобные цитаты, герой знает как это сделать только на словах. Действия пьесы описывают такой период, когда все старое и ненужное уже разрушено, а новое еще не построено.

На образе Лопахина Чехов сделал особый упор. Этот персонаж не был простым купцом, которых тогда не очень любили. Он отличался от них тем, что сам пробился в люди благодаря своему труду и желанию стать лучше. Автор во многом находил схожесть между собой и созданным персонажем, ведь их родословные были похожи.

Обновлено: 08.01.2023

Но для Раневской и Гаева вишневый сад — символ прошлого. Другой герой — деятельный Лопахин смотрит на сад только с практической стороны. Он видит в нем возможность получить большой доход, и с методами в этом не церемонится. Ермолай Лопахин, новый купец-промышленник, символизирует собой настоящее России, ее переход на капиталистические рельсы развития.

Аня — молодая, образованная девушка. Ее душа отличается непосредственностью и красотою чувств. Она совсем по-детски может радоваться развлекательному полету на воздушном шаре, и в то же время она, в отличие от матери, проявляет интерес и заботу о хозяйственных делах в усадьбе.

Она считает эксплуатацию безнравственной, сама хочет трудиться, чтобы обеспечить себя и мать и через труд стать полезной обществу. Планы ее просты: сдать экзамен за курс гимназии, потом учиться и работать. Вот ее наивное представление о счастье:

Такие горячие движения души и благородные порывы сближают между собой эти два образа. Они символизируют надежду на лучшее будущее. Именно с их жизнью связывает Чехов будущее России, именно им в уста вкладывает он свои собственные мысли, несмотря на то, что имение продано, и в саду уже стучат топоры, автор верит, что придут новые люди и посадят новые сады, «прекраснее которых нет ничего на свете«.

Основой пьесы “Вишнёвый сад” являются размышления об уходящей эпохе русского дворянства и о будущем России. Это одна из важных тем пьесы наряду с другими. В произведении происходит борьба за вишневый сад и за будущее России, которая воплощена в образе сада.

Данную тему Чехов раскрывает через образы Пети Трофимова и Ани Раневской — молодых и амбициозных людей, которые хотят менять свою жизнь. Пётр Трофимов — один из героев произведения, умный и образованный человек, но из-за своей несерьёзности никак не может окончить учебу, за что все называют его “вечным” студентом.

Он любит красиво говорить, философствовать о жизни, свободе, счастье, но его слова никто не воспринимает всерьёз. Размышления Чехова о будущем подтверждаются через слова Петра:

Трофимов уверен, в том, что впереди его ждёт светлое будущее, свобода и вечное счастье. Аня Раневская так же, как и Петя, олицетворяет будущее России и ищет смысл счастья и свободы. Она полна энтузиазма, решимости и не боится перемен в жизни.

Подводя итоги, можно сказать о том, что Чехова волновала дальнейшая судьба страны, народа, он надеялся на то, что молодое поколение сможет улучшить положение России. “Вся Россия наш сад”, “Мы насадим новый сад, роскошнее этого”. В этих слова звучит мысль о том, что необходимо посадить новый сад, который будет намного лучше предшествующего сада. Чехов предаётся размышлениям, мечтам о том, что ждёт Россию впереди, он верит в её прекрасное будущее и в русский народ.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Антон Павлович Чехов во многих своих произведениях описывает родину, и мы видим Россию его глазами. Автор за свою такую недлинную жизнь написал более трехсот произведений. Он всегда работал упорно, и своими врагами называл лицемерие и ложь.

Произведение “Вишнёвый сад” поднимает много проблем, таких как деградация дворянства, угасание “дворянского гнезда”, перерастание феодальных отношений в капиталистические. Одной из ключевых тем является будущее родины. Автор пишет: “Вся Россия – наш сад”. На страницах пьесы мы видим героев, которые олицетворяют разные этапы становления России, Лопахин является представителем настоящего, Раневская и Гаев – прошлого, а Аня с Петей – будущего. В само первом акте мы видим Раневскую, являющуюся женщиной довольно пустой, не видящий вокруг себя совсем ничего. Она лишь стремится к красивой и беззаботной жизни. Раневская бездумно раздает золотые, а при этом на кухне старикам дают один горох. Она говорит о материнских чувствах, вспоминает погибшего сына, а при этом оставляет дочь на попечение дяди. Брат Раневской, Гаев, считает себя аристократом из самого высшего круга. Он пытается поставить на место “этого хама” Лопахина, любит разглагольствовать. Старый слуга Фикс тоже является человеком из прошлого, он очень любит своих хозяев и готов им слепо поклоняться, и когда они уезжают, он теряет , ложится и умирает. Лишаясь дома, бывшие хозяева даже и не пытаются ничего сделать, а просто плывут по течению.

Лопахин представляет собой настоящее России. Он расчетливый и продумывающий хоть что-то наперед. Сейчас он – предприниматель, по его словам можно судить, что дела идут неплохо. Лопахин – человек своего времени, ухвативший идею устройства страны на данный момент. Он живет сегодняшним днем.

Аня и Петр олицетворяют будущее страны. Трофимов вроде бы смотрит на многие вещи верно, однако его призывы к работе, к свободе носят лишь мечтательный характер. Он только говорит, а до дел пока ничего и не доходит. Он выступает, как революционер будущего.

Автор верил в наступление лучшего будущего, и новое поколение считал творцами этого будущего. Однако революция прошла, а жизнь народа не улучшилась.

У Чехова в пьесе много различных героев, каждый образ может что-то сказать об устройстве страны, к сожалению, сейчас все больше становится таких людей, как лакей Яша, стремящихся лишь к праздной красивой жизни.

Молодежь – будущее страны: Путин вносит вклад в развитие юных дарований

. Беларусь Владимир Коноплев. — И это объяснимо. В ее руках будущее любой страны, но лишь в немногих государствах молодежь является одним из главных государственных приоритетов. Беларусь именно такое . составной частью государственной политики в области социально-экономического, культурного и национального развития нашей страны, и направлена она на создание всех необходимых условий и гарантий для .

Пример 2

“” — это прощальная песня по дворянской России, с её родовыми усадьбами, огромными наделами земли, с вековыми устоями быта.

С началом XX века в мире происходят необратимые перемены. Машины заменяют ручной труд, поезда — почтовых лошадей, прагматичные дельцы приходят на смену расточительным помещикам.

Примером уходящей эпохи становится цветущий вишнёвый сад. Брат и сестра, Любовь Любовь Андреевна Раневская и Леонид Андреевич Гаев, приезжают в родной дом, чтобы попытаться спасти его от продажи с аукциона за долги. Они совершенно не приспособлены к решению таких проблем. Она ужасно расточительна и ветрена, мы знаем, что не так давно её обобрал любовник. Брат образован и интеллигентен, но в современных реалиях так и не прижился: живет в долг, играет в бильярд, беседует с половыми в ресторане об декадентстве завести. Эти люди — символы уходящей России. Они порядочные, воспитанные, утонченные. У них высокие нравственные идеалы. Но они никогда не работали, они беспечны, не умеют задумываться о будущем, не могут позаботиться ни о своих детях, ни о себе. Все что у них есть из материального — родовое имение, с содержанием которого не справились, и иссякшее наследство. Раздобыть денег, по их мнению, можно, выдав Аню замуж или получив помощь от тетушки из Ярославля.

С вишневым садом связана вся жизнь Раевской: воспоминания о детстве, о маме, о маленьком сыне. Когда-то и доход с сада был хороший. Теперь его выставили на аукцион за долги. Рядом проложили железную дорогу, а значит вместо сада можно разбить сотни дачных участков. О таком кощунство Раневская и слышать не хочет, а Гаев дачные участки называет пошлостью. Это обеспечило бы всей семье стабильный доход, но для Раневской это неприемлемо. Вырубить прекрасный цветущий сад — значит лишить ее лучших воспоминаний, всей жизни!

Мне кажется, что сочувствует своим растерянным героям. Они оказались на разломе жизни, они не знают, что делать дальше. Любовь автора к родному, исконному, фамильному переносится и на персонажей. Он видит их недостатки и знает, что уход дворянской России в прошлое неизбежен. Вряд ли кто-то из бывших приспособится, как-то доживут свой век, потому что не так стары, как Фирс. Старого и немощного слугу просто забыли в имении.

Примеры похожих учебных работ

Характеристика раневской и гаева. Образы раневской и гаева в пьесе а п

Сочинение мечта чехова о будущем в вишневом саде

Образ и характеристика Гаева в пьесе Вишнёвый сад Чехова

. Раневской нашли более уродливое отношение в ее брате и еще больше иронизируют жизнь помещиков. 2 вариант Гаев представляет собой помещика старого типа, он говорит о себе как про человека .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Символичным является место строительства нового здания. Это оказывается бывшее кладбище. Этот оксюморон помогает понять читателю, что А.П. Платонов не верит в успех социалистических идей и предрекает гибель советского государства. Это подтверждает неслучайный выбор постельки для девочки Насти, представительницы нового поколения( ребенок, за неимением кроватки, спит в гробике, выкопанном рабочими)

Таким образом, мы видим, насколько был силен дар предвидения

А.П. Платонова и А.П. Чехова. За символическими образами и метафорическими ситуациями скрывались их собственные представления о будущем России, их тревога и боль за судьбу Родины.

Раневская даже не могла себе представить, что придется вырубить весь сад или продать его, для нее это было недопустимо. Ведь именно вишневый сад, являлся воспоминаниями о прошлом и ее жизни.

Гаев, не меньше переживал, для него была важна каждая мелочь. Автор ставит акцент на том как Гаев обращаемся со слезами к старому шкафу. Фирс в свою очередь не нуждался в отмене крепостничества. Он очень любил семью Раевской и Гаева, которым служил и относился с уважением. Его устраивали те порядки которые существовали ранее, как и других представителей того времени.

Лопахин один из тех представителей, для которых важны деньги, они имели огромное значение для него. Родился и рос он в простой семье. Его отец был простым торгашам в лавке. Но это не помешало ему добиться больших успехов и своими собственными усилиями он сколотил себе огромное состояние. Как и многие другие в Вишневый сад был всего лишь источником материальной выгоды и не более того.

Избавиться Раневской он ее плачевного состояния помогает Ермолай. Благодаря его уму и находчивости он смог создать огромный проект. Этому поколению, была важна материальная выгода. Но это не повод избежать настоящее, которое их настигало.

А.П. Чехов, показывает какое изменчивое и смутное может оказаться будущее. К этому поколению автор относит таких персонажей как Анна, Варя, Пётр, Дуня горничная и Яшка лакей. Но несмотря на то что представители ушедшего поколения были во многом схожи, наступающее поколение было абсолютно разным. Все эти герои были полны жизненной энергии и идей. Но многие из них были способны только на красноречивые слова, которые на деле не могли изменить настоящего. Одним из таких персонажей являлся Петя. По сути он ни делает ни чего, для того чтобы изменилось будущее. Хотя и говорит Ане о том, что они отстают по развитию лет на двести. Конечно же Анна была очарована словами и идеями Пети, но это не останавливает ее идти своим путем, и устраивать свою собственную жизнь.

Вариант 2

Драматургия Чехова глубока и полна образных олицетворений. За счет них автор постарался в своем произведении показать в сравнении прошлое, настоящее и будущее. Для этого все герои произведения поделены им условно на три соответствующих лагеря.

Гаев и Раневская – типичные представители русской аристократии. Это проявляется в их речи, манерах и образе жизни. Они привыкли жить на широкую ногу, не считая собственных расходов, принимать многочисленных гостей в имении, устраивать праздники и гуляния. Даже в не лучшие времена денежные траты их неизменны, тем более, что всегда можно написать письмо богатой родственнице и попросить еще денег на текущие расходы. Раневской невыносимо слышать о необходимости врубки вишневого сада и сдачи в аренду участков земли под дачи. По ее мнению, остаться без сада невозможно, не потому что от него есть какая-то выгода, а потому что каждое дерево в нем напоминает ей о счастливом времени из далекого прошлого.

Фирс – это потомственный слуга семейства, глубоко пожилой человек. Для него смысл жизни заключается в служении господам. Его забота и любовь к ним безгранична, он опекает Раневскую и Гаева словно малых беспомощных детей. Но ведь они и в правду совершенно не приспособлены к практической жизни, не хотят признавать грядущих перемен. Хлопотливость Фирса выглядит чудачеством, но он сам убежден, что только в заботе о господах заключается его жизненное предназначение.

Сочинение 3

Когда писатель создает собственный труд, он опирается на нынешнюю ситуацию или прежний опыт, а также может простирать свой взор в грядущее. В общем, довольно банальная фраза, однако, этот факт нужно отметить.

На мой взгляд, Чехов не делал отдельных акцентов и на самом деле писал о вечном и вневременном. Этот факт легко подтверждается, когда читаешь его пьесу. Меня просто поразило, как точно некоторые диалоги и фразы описывают и современное состояние не только дел, но и человеческих душ, в частности тех, которые обрели свои тела на территории России.

Китайская мудрость считает эпоху перемен довольно негативной ситуацией. Для России предыдущие полторы сотни лет по большей части представляется эпохой перемен, которая разбавляется апатичными периодами застоя. Здесь Чехов оказался в том периоде, который для писателя может быть более чем интересен.

Каким бы не были реформы прежних времен и как не казалось бы история насыщенной все-таки, через призму Вишневого сада мы видим довольно явные временные пласты, которые предстают как: длинное и устойчивое патриархальное прошлое, устойчивое и масштабное; шаткое настоящее с изжившими себя помещиками и дворянами; трагическое и печальное будущее, которое поменяет страну, приведет к измельчанию и пошлости.

Триумф маленького человека, который Чехов видит через превращение садов в дачные участки, действительно состоялся. Более того, автор совершенно верно указал на отсутствие, в целом смысла в этом преобразовании. Поменялся ли сам человек, который заселил дачные участки в том саду, куда раньше мог только приходить работать – вопрос риторический, да и, по сути, он также работает в этом саду, только теперь там не всегда растут фруктовые деревья, а чаще просто пахнет навозом и звучит шансон вперемешку с пустым трепом и руганью.

Безусловно, Антон Павлович, пребывая подобно любому разумному творческому человеку, как бы над ситуацией, видел к чему идет Россия. Конечно, не все дворяне, которых он так критикует в лице безвольных Раневской и Гаева окажутся беспомощными, кто-то станет частью белого движения и не только на словах, но и на деле докажет свое намерение бороться за идеалы и, по сути, сохранность родины, сохранность чего-то ценного. Тем не менее, многие этих людей не поймут, даже лопахины, равно как не понимают в итоге они даже себя.

Прошлое, настоящее, будущее России в пьесе Вишнёвый сад

Несколько интересных сочинений

Игра света в этом произведении поражает своей уникальной красотой. Сказочное ночное море с зеленым оттенком и полуосвещенное небо с яркой луной радуют глаз

Город Петербург. Именно здесь проходили все театральные представления, массовые балы и развлечения. По этой причине наш герой и не мог бы жить в любом другом скучном городе. Его ни на минуту не оставляло желание и стремление к переключениям.

Основной идей произведения являются авторские размышления на социально-нравственную тему места в жизни человека чувства в виде совести, раскрывающуюся на примере образов героев сказки, попавших в необычную ситуацию.

Читайте также:

      

  • Сочинение моя многонациональная семья
  •   

  • Образ бориса в пьесе гроза сочинение
  •   

  • Нэжъ 1ужъхэр щызэтехып1э тищысэх сочинение
  •   

  • Экология глазами ребенка сочинение
  •   

  • Сын мой я хочу чтобы ты понял меня не сейчас сочинение егэ

А. П. Чехов Будущее в пьесе Чехова «Вишневый сад»

Пьеса
«Вишневый сад», написанная Чеховым
в 1904 году, может по праву считаться
творческим завещанием писателя. В ней
автор поднимает ряд проблем, характерных
для русской литературы: проблема деятеля,
отцов и детей, любви, страдания и других.
Все эти проблемы объединены в теме
прошлого, настоящего и будущего России.

В
последней пьесе Чехова — один центральный
образ, определяющий всю жизнь героев.
Это — вишневый сад. У Раневской с ним
связаны воспоминания всей жизни: и
светлые и трагические. Для нее и ее брата
Гаева — это родовое гнездо. Вернее даже
сказать, что не она владелица сада, а он
— ее владелец. «Ведь я родилась здесь,-
говорит она,- здесь жили мой отец и мать,
мой дед, я люблю этот дом, без вишневого
сада я не понимаю своей жизни, и если уж
так нужно продавать, то продавайте и
меня вместе с садом…» Но для Раневской
и Гаева вишневый сад — символ прошлого.

Другой
герой — Ермолай Лопахин смотрит на сад
с точки зрения «циркуляции дела».
Он деловито предлагает Раневской и
Гаеву разбить имение на дачные участки,
а сад вырубить. Можно сказать, что
Раневская — сад в прошлом, Лопахин — сад
в настоящем.

Сад
в будущем олицетворяет молодое поколение
пьесы: Петя Трофимов и Аня, дочь Раневской.
Петя Трофимов — сын аптекаря. Ныне он
студент — разночинец, честным трудом
пробивающий себе дорогу в жизнь. Его
жизнь тяжела. Он сам говорит, что если
зима, то он голоден, встревожен, беден.
Варя называет Трофимова вечным студентом,
которого уже два раза увольняли из
университета. Как и многие передовые
люди России, Петя умен, горд, честен. Он
знает, в каком тяжелом положении живет
народ. Трофимов думает, что это положение
можно исправить только непрерывным
трудом. Он живет верой в светлое будущее
Родины. С восторгом Трофимов восклицает:
«Вперед! Мы идем неудержимо к яркой
звезде, которая горит там вдали! Вперед!
Не отставай, друзья!» Его речь
ораторская, особенно там, где он говорит
о светлом будущем России. «Вся Россия
наш сад!» — восклицает он.

Аня
— это семнадцатилетняя девушка, дочь
Раневской. Аня получила обычное дворянское
воспитание. Большое впечатление на
формирование мировоззрения Ани произвел
Трофимов. Душевный облик Ани характеризует
ее непосредственность, искренность и
красота чувств и настроений. В характере
Ани много полудетской непосредственности,
с детской радостью сообщает она: «А
я в Париже на воздушном шаре летала!»
Трофимов возбуждает в душе Ани красивую
мечту о новой прекрасной жизни. Девушка
порывает связи с прошлым. Аня решает
сдать экзамены за курс гимназии и начать
жить по-новому. Речь Ани нежная, душевная,
наполненная верой в будущее.

Как
видим, Чехов воплотил в образе Ани и
Трофимова все лучшие черты. Но в то же
время мы видим в них недостатки. Трофимов
обличает дворянский паразитизм и в то
же время живет в дворянской усадьбе
долгое время. Трофимов смотрит на
Лопахина как на хищника и в то же время
говорит ему: «Как-никак я люблю тебя».
Но у Пети есть даже комические черты.
Раневская называет его недотепой, а
Варя — облезлым барином.

Образы
Ани и Трофимова вызывают мои симпатии.
Мне очень нравятся такие черты как
непосредственность, искренность, красота
чувств и настроений, а также вера в
светлое будущее своей Родины.

Именно
с их жизнью связывает Чехов будущее
России, именно им в уста вкладывает он
слова надежды, свои собственные мысли.
Поэтому эти герои могут восприниматься
и как резонеры — выразители идей и мыслей
самого автора.

Так,
Аня прощается с садом, то есть со своей
прошлой жизнью, легко, радостно. Она
уверенна в том, что несмотря на то, что
раздается стук топора, что имение будет
продано под дачи, несмотря на это, придут
новые люди и насадят новые сады, которые
будут прекраснее прежних. Вместе с ней
в это верит и сам Чехов.

А.
П. Чехов

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Чехов А.П.
  4. Прошлое, настоящее, будущее России в пьесе Вишнёвый сад

Прошлое, настоящее, будущее России в пьесе Вишнёвый сад сочинение

Одним из самых уникальных и интересных творений Антона Павловича, в котором он объединил три периода жизни, является пьеса «Вишневый сад». В этом произведении автор соединил прошлое, настоящее и будущее. Действия произведения показывают, как на смену дворянства наступает купечество. Представляют прошлое такие персонажи как Раневская, Гаев и Фирс. Очень часто их воспоминания касаются старых времен, когда не было забот и они не переживали о деньгах. Для них был важнее, что-то более возвышенное нежели деньги и материальные блага.

Раневская даже не могла себе представить, что придется вырубить весь сад или продать его, для нее это было недопустимо. Ведь именно вишневый сад, являлся воспоминаниями о прошлом и ее жизни.

Гаев, не меньше переживал, для него была важна каждая мелочь. Автор ставит акцент на том как Гаев обращаемся со слезами к старому шкафу. Фирс в свою очередь не нуждался в отмене крепостничества. Он очень любил семью Раевской и Гаева, которым служил и относился с уважением.  Его устраивали те порядки которые существовали ранее, как и других представителей того времени.

Лопахин один из тех представителей, для которых важны деньги, они имели огромное значение для него. Родился и рос он в простой семье. Его отец был простым торгашам в лавке. Но это не помешало ему добиться больших успехов и своими собственными усилиями он сколотил себе огромное состояние. Как и многие другие в Вишневый сад был всего лишь источником материальной выгоды и не более того.

Избавиться Раневской он ее плачевного состояния помогает Ермолай. Благодаря его уму и находчивости он смог создать огромный проект. Этому поколению, была важна материальная выгода. Но это не повод избежать настоящее, которое их настигало.

А.П. Чехов, показывает какое изменчивое и смутное может оказаться будущее. К этому поколению автор относит таких персонажей как Анна, Варя, Пётр, Дуня горничная и Яшка лакей. Но несмотря на то что представители ушедшего поколения были во многом схожи, наступающее поколение было абсолютно разным. Все эти герои были полны жизненной энергии и идей. Но многие из них были способны только на красноречивые слова, которые на деле не могли изменить настоящего. Одним из таких персонажей являлся Петя. По сути он ни делает ни чего, для того чтобы изменилось будущее. Хотя и говорит Ане о том, что они отстают по развитию лет на двести. Конечно же Анна была очарована словами и идеями Пети, но это не останавливает ее идти своим путем, и устраивать свою собственную жизнь.

Именно в этом уникальном произведении «Вишневый сад» было объединено все 3 поколения прошлого, настоящего и будущего.

Вариант 2

Драматургия Чехова глубока и полна образных олицетворений. За счет них автор постарался в своем произведении показать в сравнении прошлое, настоящее и будущее. Для этого все герои произведения поделены им условно на три соответствующих лагеря.

Первыми перед читателем предстают герои прошедшего времени: Раневская, Гаев, слуга Фирс. Их разговоры полны ностальгии о былом, они говорят с нежностью и радостью о прошлых временах. Для каждого из них важную роль играют старые вещи, предметы быта, являющиеся немыми свидетелями минувших дней. В самом начале пьесы читатель узнает о комнате, именуемой «Детской», столетнем шкафе и, конечно же, вишневом саде – главном герое пьесы.

Гаев и Раневская – типичные представители русской аристократии. Это проявляется в их речи, манерах и образе жизни. Они привыкли жить на широкую ногу, не считая собственных расходов, принимать многочисленных гостей в имении, устраивать праздники и гуляния. Даже в не лучшие времена денежные траты их неизменны, тем более, что всегда можно написать письмо богатой родственнице и попросить еще денег на текущие расходы. Раневской невыносимо слышать о необходимости врубки вишневого сада и сдачи в аренду участков земли под дачи. По ее мнению, остаться без сада невозможно, не потому что от него есть какая-то выгода, а потому что каждое дерево в нем напоминает ей о счастливом времени из далекого прошлого.

 Фирс – это потомственный слуга семейства, глубоко пожилой человек. Для него смысл жизни заключается в служении господам. Его забота и любовь к ним безгранична, он опекает Раневскую и Гаева словно малых беспомощных детей. Но ведь они и в правду совершенно не приспособлены к практической жизни, не хотят признавать грядущих перемен. Хлопотливость Фирса выглядит чудачеством, но он сам убежден, что только в заботе о господах заключается его жизненное предназначение.

Героев настоящего времени в произведении представляет Лопахин. По мысли автора именно такие люди должны «творить» настоящее. Они деятельные, целеустремленные, разумные. Они не строят иллюзий, что проблемы в жизни должны решиться сами собой.  Судьба Лопахина – это пример того, как человек сам добивается всего в своей жизни, не уповая на отцовское наследство.

Будущее в финале произведения обозначено весьма туманно. Кто будут его герои? Автор показывает Петю и Аню как людей нового времени. Однако, молодой человек тоже мало приспособлен к жизни, больше его занимают бесконечные размышления о переменах, мечты о светлом будущем. Аню увлекают идеи Пети, она готова действовать – посадить новый вишневый сад «еще краше прежнего».

Сочинение 3

Когда писатель создает собственный труд, он опирается на нынешнюю ситуацию или прежний опыт, а также может простирать свой взор в грядущее. В общем, довольно банальная фраза, однако, этот факт нужно отметить.

То, на чем будет концентрировать автор свое внимание, зависит от его творческой и идейной ориентации. К примеру, современник Чехова Брюсов, как известно, наставлял своих последователей-поэтов «не жить настоящим», ведь «только грядущее – область поэта». Были и такие, кто ориентировался на высокие идеалы античности или других прежних эпох.

На мой взгляд, Чехов не делал отдельных акцентов и на самом деле писал о вечном и вневременном. Этот факт легко подтверждается, когда читаешь его пьесу. Меня просто поразило, как точно некоторые диалоги и фразы описывают и современное состояние не только дел, но и человеческих душ, в частности тех, которые обрели свои тела на территории России.

Конечно, в этом смысле Чехов, если возможно так выразиться, не нов. Он выполняет свою работу, просто качественно выполняет и легко вспомнить того же Салтыкова-Щедрина с его «пьют и воруют», немного пространный прогноз, но точный, также как про «дураков и дороги», которые в нынешней ситуации проявляются удивительно ярко и говорить тут о пространности прогноза даже при его глобальности и обобщении не приходится.

Китайская мудрость считает эпоху перемен довольно негативной ситуацией. Для России предыдущие полторы сотни лет по большей части представляется эпохой перемен, которая разбавляется апатичными периодами застоя. Здесь Чехов оказался в том периоде, который для писателя может быть более чем интересен.

Каким бы не были реформы прежних времен и как не казалось бы история насыщенной все-таки, через призму Вишневого сада мы видим довольно явные временные пласты, которые предстают как: длинное и устойчивое патриархальное прошлое, устойчивое и масштабное; шаткое настоящее с изжившими себя помещиками и дворянами; трагическое и печальное будущее, которое поменяет страну, приведет к измельчанию и пошлости.

Триумф маленького человека, который Чехов видит через превращение садов в дачные участки, действительно состоялся. Более того, автор совершенно верно указал на отсутствие, в целом смысла в этом преобразовании. Поменялся ли сам человек, который заселил дачные участки в том саду, куда раньше мог только приходить работать – вопрос риторический, да и, по сути, он также работает в этом саду, только теперь там не всегда растут фруктовые деревья, а чаще просто пахнет навозом и звучит шансон вперемешку с пустым трепом и руганью.

Безусловно, Антон Павлович, пребывая подобно любому разумному творческому человеку, как бы над ситуацией, видел к чему идет Россия. Конечно, не все дворяне, которых он так критикует в лице безвольных Раневской и Гаева окажутся беспомощными, кто-то станет частью белого движения и не только на словах, но и на деле докажет свое намерение бороться за идеалы и, по сути, сохранность родины, сохранность чего-то ценного. Тем не менее, многие этих людей не поймут, даже лопахины, равно как не понимают в итоге они даже себя.

Прошлое, настоящее, будущее России в пьесе Вишнёвый сад

Прошлое, настоящее, будущее России в пьесе Вишнёвый сад

Несколько интересных сочинений

  • Старые хозяева вишневого сада (по пьесе Чехова) сочинение

    Герои произведений Антона Павловича Чехова – это очень яркие персонажи. Они живы, полноценны, их воспитание характерно для того, чтобы сказать, что они развиты и по своему индивидуальны.

  • Анализ рассказа Платонова Сухой хлеб

    В рассказе А. П. Платонова «Сухой хлеб» повествуется о жизни семилетнего мальчика Мити в послевоенное время, у которого из родственников осталась лишь мать. Когда наступило лето – пришла засуха.

  • Сочинение Гордость — это хорошо или плохо? 5 класс

    Очень часто в жизни мы можем услышать слово «гордость». Что же это такое? Гордость – это яркая эмоция человека, показывающая его отношение к своим успехам и успехам других. При этом, гордость, как я считаю

  • Мысль семейная в романе Толстого Война и мир сочинение

    Тема семьи, ее роли в жизни человека заботила Л. Н. Толстого на протяжении всей его жизни. Целая череда ярких и разных семей проходит перед нами в романе «Война и мир».

  • Сочинение на тему Бабушка по утрам заставляет меня есть кашу

    Моя бабушка заставляет меня кушать по утрам кашу. Она говорит, что завтрак является очень важным для организма. Благодаря завтраку у меня будет много сил и энергии на протяжении всего дне

  • Буду не скоро как пишется
  • Буду на чеку как пишется
  • Буду ложиться спать как пишется
  • Буду иметь тебя ввиду как пишется
  • Буду иметь ввиду как пишется слитно или раздельно