Продолжаем рассказывать, что читаем и рекомендуем. Выпускник Гарварда и сотрудник Массачусетского технологического института Дэвид Л.Роуз в книге «Будущее вещей» размышляет, каким может стать мир будущего, если нас будут окружать многофункциональные вещи и дома-трансформеры. Погружалась в научную фантазию Татьяна Одинцова, редактор блога Selectel.
Будущее вещей: Как сказка и фантастика становятся реальностью/ Дэвид Роуз; Пер.с англ. — М.: Альпина нон-фикшн, 2015.
Выпускная работа в Гарварде Дэвида Л. Роуза (David Rose) была посвящена созданию симуляторов, как в игре SimSity. В начале карьеры он работал инженером-программистом в области распознавания речи и робототехники, потом основал компанию Интерактивный завод или IFactory. В 2002 году стал соучредителем Ambient Devices. Стартап фокусировался на умных предметах и автоматизации предметов быта благодаря подключению к Интернету.
Сегодня 53-х летний Дэвид Л.Роуз — преподаватель Массачусетского технологического института (MIT), основатель и генеральный директор Ditto Labs — компании, которая специализируется на ПО для распознавания изображений. Многолетний инженерный опыт и видение предметов будущего Роуз описал в книге, которую выпустил в 2014 году: «Enchanted Objects: Design, Human Desire, and the Internet of Things». В русском переводе книга вышла в 2015 году под названием «Будущее вещей: Как сказка и фантазия становятся реальностью» в издательстве Альпина нон-фикшн.
В медиалаборатории MIT Роуз встречается и общается с людьми разных профессий: предприниматели, техспециалисты, дизайнеры и даже голливудские продюсеры. Всех интересуют 2 вопроса: каким будет будущее и как развитие технологий изменит жизнь? В ходе совместной работы со студентами на курсе «Осязаемые медиа» он каждый семестр придумывает прототипы необычных вещей, задействующих осязаемые интерфейсы. В книге Роуз рассказывает о судьбе десятков проектов, совместимых с интернетом и людьми.
Волшебник из Мэдисона
Марку чуть больше 20, он выпускник колледжа и только-только устроился на новую работу. Ему пока не хватает денег на собственную квартиру, хотя и платят неплохо, но он в начале пути. Жить с родителями за городом — далеко и непрактично. Марка спасет CityHome.
Пространство размером 4,5 на 4,5 метра. Это многофункциональное жилище, которое трансформируется под потребности юноши. Управление домом-трансформером происходит при помощи настенного устройства по заданному расписанию. После ночного сна жильца квартира освобождает место для гимнастики, потом переключается в режим кухни. По окончании завтрака с потолка спускается стол, на дальнюю стену проецируются коллеги из офиса. Пока хозяина нет, квартира устраивает уборку. Когда Марк будет приближаться домой с друзьями, квартира почувствует это, перестроится в режим домашних посиделок: появятся кресла, барный столик с диодной подсветкой.
Идея дома-трансформера выглядит фантазией. Но изобретатель, ученый, предприниматель и писатель Дэвид Роуз рассказывает, как постепенно наш мир придет к такой картине, где CityHome станет обыденным явлением.
Роуз вырос в университетском городке в Мэдисоне, штат Висконсин. В детстве он много времени проводил в столярной мастерской деда: вытачивал деревянные миски на станке, собирал аудиоколонки, ремонтировал мопед. От деда Роуз перенял трепетное и уважительное отношение к предметам и вещам. Он рассказывает, как на первые мысли о волшебных вещах его подтолкнул барометр отца. В его семье с особой страстью следили за погодой, и барометр всегда был в центре внимания. Со временем барометр стал для него классическим примером радикального упрощения современных интерфейсов. Чтобы узнать необходимую информацию, достаточно одного короткого взгляда на барометр.
Его дед умер от сердечного приступа, в том числе, потому что не принимал вовремя лекарства. Так он придумал волшебный пузырек GlowCap. У обычного с виду пузырька для лекарств есть защищенная от детей крышка и колпачок. Колпачок сияет как жало и привязан к сети подобно наручному коммуникатору Дика Трейси — суперполицейского из комиксов. По словам автора, больные, которые используют GlowCap, соблюдают режим прием лекарств в 90% случаев против обычных 40-60%.
Детские переживания наложили определенный отпечаток на Роуза. На протяжении всей жизни он исследует технологии и пропагандирует идею гуманистического подхода к инженерным девайсам и сложным устройствам.
Из-под электронного пера
Книга у Роуза вышла такая же волшебная, как и он сам. Рукопись книги автор готовил особым способом — писал на специальной бумаге необыкновенной ручкой Livescribe от компании Anoto. В ручку встроены камера, микропроцессор и модуль беспроводной связи. В режиме реального времени ручка может оцифровать записи и сохранить их в смартфоне. А еще она записывает звук и пригодна для интервью.
Итак, каким же будет мир по мнению ученого и изобретателя Дэвида Роуза. Роуз предлагает читателям четыря сценария будущего.
Сценарий 1 подразумевает мир, где мы окружены терминалами, экранами и пикселями. Этот сценарий достаточно логичный и отдаленно напомнил антиутопию «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери.
Сценарий 2 моделирует человека бионического и раскрывает возможности носимой электроники. Все одеваемые нами гаджеты могут добавлять сверхспособностей. Здесь он вспоминает и полеты Питера Пена как первооснову желания быть сверхчеловеком, так и разные сверхфункции от Google Glass.
Сценарий 3 рассказывает о технологиях с человеческим лицом. Роуз рассказывает о проект Дмитрия Ицкова «Россия-2045», его основная идея очеловечивание машин. Роуз думает, что в этом мире мы будем жить среди социальных роботов наподобие Azimo от концерна Honda. Хотя концерн в 2018 году проект свернул, но от идеи двуногих роботов не отказался.
Сценарий 4 — мир волшебных вещей будущего. Самый близкий к взглядам автора. Роуз считает, что все наши привычные предметы обихода могут стать необычными: ручка, кошелек, ботинок, лампочка, стол, дверной звонок, часы. Когда в привычные вещи встраиваются сенсоры, приводы, модули беспроводной связи, они становятся необыкновенными. Почему предметы/вещи? Они имеют функционал, дополнительную полезность и дают эмоциональный отклик.
В мире будущего Роуз есть волшебный кошелек, подключенный к банковскому счету. Его сложно открыть, когда вы приближаетесь к месячному лимиту расходов. Умные ботинки из мира магии следят за количеством пройденных шагов, темпом и правильностью походки. Волшебная лампочка меняет цвет в зависимости от расхода энергии в доме.
Как ученый, Роуз понимает, что вещи в отличие от технологий могут быстро устаревать. Но и на это у него есть ответ — облачные технологии. Все обновления, взаимодействия с сервисными центрами перенесены в облако. На самом деле автор описывает не загадочный волшебный мир, а уже достаточно привычный мир во власти Интернета вещей, хорошо знакомый нам сегодня.
Роуз вводит понятие аватара под которым подразумевает физическое воплощение услуги, прежде неосязаемой. И считает это важной функцией облаков. Эмоциональная связь человека сильнее, если у него есть осязаемый предмет.
Подключение к «облаку» и возможность превращения продукта в аватар повлияет на компании всех индустрий — будь то производители одежды вроде Nike и RalphLauren, ретейлеры, как Staples и Wallmart, производители хозтоваров и средств гигиены, как P&G, Colgate и Estée Lauder… ] На протяжении ближайших нескольких лет все крупнейшие компании США из списка Fortune 500… ] найдут-таки способы сделать продукты волшебными, чтобы они стали аватарами для широкого спектра услуг.
Дэвид Роуз, Автор книги «Будущее вещей»
Мечты для будущего
Роуз вспоминает самые сокровенные человеческие мечты, чтобы представлять мир будущего. Они определят разработки в разных областях. К мечтам или «человеческим стремлениям» автор относит шесть смелых желаний.
- Телепатия — доступ к мыслям и чувствам других людей.
- Телепортация — перемещаться в пространстве легко, быстро и с удовольствием.
- Бессмертие — жить долго и в полную силу до самого конца.
- Неуязвимость — обладать защитой от любой угрозы.
- Самовыражение — быть продуктивными, выражать себя во множестве форм и разными средствами.
- Всеведение — жажда знаний.
Роуз систематизирует опыт и обобщает мысли. Ему хочется верить, он точно знает, как устроен, на чем держится и как функционирует мир вещей будущего. Например, в книге можно найти даже перечень свойств вещей, называемых Роузом волшебными.
Преаттентивность. Вещи позволяют нам принимать решения на подсознательном уровне, уменьшая нагрузку с мозга обрабатывать и интерпретировать информацию.
Жестовый интерфейс. Мы заранее знаем, как обращаться с волшебными вещами. Так, придуманный им прототип мусорной корзины активизируется броском и считывает штрихкод с пустой упаковки. Корзина подключена к Amazon.com и может заказать автоматически тот товар, который закончился и упаковку которого выкинули. Чтобы отменить заказ, корзину достаточно слегка пнуть.
Доступность. Небольшие цены даже на технологичные умные устройства.
Носимость. Основной тренд в развитии технологий — миниатюризация.
Долговечность. Они могут быть не подвержены износу и служить десятилетиями в отличие от i-устройств.
Удобство пользования. Практичны, понятны и просты.
Импонирование. Способны становиться предметом эмоциональной привязанности.
Всезнание: от Протея до Прокофьева
Энциклопедические знания Роуза разбавляются в книге обыденными и привычными фактами. Он может вспоминать Протея, обладавшего всезнанием, из древнегреческой мифологии, цитировать Аристотеля, приводить примеры из «Поттерианы», обращаться к «Космической одиссее — 2001». И также с легкостью отсылать к последним исследованиям, малоизвестным разработкам умных мусорок и напомнить о кроссовках Nike+ со встроенным в подошвы акселерометром. Хотя сейчас уже есть Nike Adapt BB c электрошнуровкой и подгонкой посадки со смартфона или с помощью команд Siri.
Я верю, что волшебные вещи с их эффектом постоянного присутствия и возможностью легкого общения в фоновом режиме будут иметь позитивный эффект.
Дэвид Роуз, Автор книги «Будущее вещей»
В книге интересны выводы, описания прототипов, мысли, к которым приходит автор на основании опыта. И особенно любопытен путь, которым он идет к ним.
На идею создать дистанционный дверной звонок Google Latitude Doorbell его вдохновила симфоническая сказка С.Прокофьева «Петя и волк». В произведении каждый персонаж имеет музыкальную фразу: звуки кларнета сопровождают кошку, волторны — волка, о появлении дедушки — заявляет фагот. И вот для телепатического звонка Google закрепили за каждым членом семьи индивидуальную мелодию. Мелодия звучит, предсказывая появление конкретного члена семьи.
Помимо Прокофьева к этой идее привели часы Джоан Роулинг — the Weasley Clock — из дома Уизли в книгах о Гарри Поттере. Часы не показывали время, но каждая стрелка соответствовала члену семьи и указывала его местонахождение, отслеживая перемещение. Вместо цифр на часах было написано: дом, школа, сад, потерялся, смертельная опасность.
Ругать нельзя хвалить
В немногочисленных рецензиях русскоязычные читатели делятся на два лагеря: ругающих автора за скучность и восторгающихся фантазиями о будущем, которое наступает прямо сейчас. Читатели на английском не столь однозначны. Многие бранят Роуза за типичный для Кремниевой долины подход, за эзотерический взгляд, идеальные условия, слишком большое количество волшебства и повторяющееся «enchanted objects». Но хвалят за темп, детализацию и «прекрасную пищу для размышлений».
Книга понравилась широтой и охватом. Безусловно, для технологий — 6 лет с момента выпуска — катастрофически много, есть уже пережившие свой век устройства. Но вдохновение и заряд идей, исходящие от книги, стоят того, чтобы посвятить ей несколько часов. Где еще узнать, о таких странных изобретениях, как порталы для бесед в офисном кофепойнте, солнечные шагомеры для приведения в порядок солнечного ритма, мебель для общения с родственниками, зачарованные куртки, приподнимающие с каждым лайком в Facebook и фотоальбомы в виде кофейного столика?
Читайте хорошие книги и блог Selectel, где мы делимся полезными обзорами.
Любая достаточно развитая технология неотличима от магии.
Артур Кларк
Изучай прошлое, если хочешь предвидеть будущее.
Конфуций
ВВЕДЕНИЕ
Что делает вещи волшебными, завораживающими?
Речь идет не об арсенале тайных приемов фокусника или банальной ловкости рук. Эта книга о стратегиях разработки и продвижения продуктов, которые моментально завладевают вами, становятся необходимы и, отвечая скрытым потребностям, способны вызвать живой и эмоциональный отклик. Более двадцати лет я занимаюсь развитием различных устройств, использующих Интернет (игрушками, мебелью, осветительными приборами, украшениями и т.п.), и меня до сих пор огорчает, как мало вокруг вещей, которые способны очаровать нас по-настоящему. Чаще всего они попросту перегружены невразумительным и неудобным функционалом. Они подавляют, а не открывают для нас новые возможности.
Этой книгой я хочу подтолкнуть воображение разработчиков, дизайнеров, предпринимателей и технологов к созданию вещей, способных радовать и очаровывать. Я хочу напомнить тем, кто пользуется техникой, подключенной к Интернету (то есть на самом деле всем нам), что следует ожидать большего от вещей и инструментов, которые играют столь огромную роль в нашей жизни.
В чем секрет создания технологий, отвечающих нуждам и чаяниям людей? Ответ можно найти в историях о героях, известных каждому с детства, в том, чем дышит и живет наша культура: в греческой мифологии и народных сказках, в комиксах, в приключениях эльфов и волшебников из книг Толкиена, в персонажах книг о Гарри Поттере и волшебниках Диснея, в фильмах о Джеймсе Бонде и Докторе Зло. Все они используют магические силы и волшебные вещи, помогающие реализовать фундаментальные стремления человека. Я хотел бы показать вам, каким образом предметы из мира фантазии воплощают в себе ожидания, которые мы адресуем миру современных технологий. Моя цель — изменить ваше восприятие компьютеров, компьютеризированных устройств и наше взаимодействие с ними.
Я преподаю в медиалаборатории Массачусетского технологического института (МТИ), и одним из достоинств этой работы является беспрерывный поток посетителей. Каждый день мне доводится встречать предпринимателей, властей предержащих, музыкантов, архитекторов, дизайнеров, технических специалистов, а порой и голливудских продюсеров. Всех их интересует одно и то же: как будет выглядеть наше будущее? Как развитие технологий изменит нашу жизнь?
Однажды весенним вечером к нам зашел Джеффри Абрамс — продюсер сериалов «Грань» и «Остаться в живых», а также обеих частей «Звездного пути», чтобы взглянуть на прототипы новых технологий и поговорить о волшебстве и научной фантастике. Несколько дней спустя он прислал по электронной почте неожиданный вопрос: «Как будут называться компьютеры через 50 лет?»
Абрамс получил множество ответов от моих студентов и коллег: Syn, Нейро, Профессор Хайзенберг, Мать, Ваше Высокопревосходительство… Студентка Кэтрин сказала: «Я не думаю, что они вообще будут как-либо называться. Компьютеры перестанут быть для нас чем-то отдельным, потому что будут пронизывать всю нашу жизнь», а студент Сезар добавил: «Наверное, мы будем просто говорить нечто вроде “я стартую”, и всем будет и так ясно, о чем речь». Думаю, пояснений здесь и правда не требуется.
На самом деле разговор, в который нас втянул Абрамс, был не о названиях, а скорее о том, какими станут наши взаимоотношения с технологиями будущего и какими мы хотим видеть эти технологии. Хотим ли мы больше планшетов и сенсорных экранов? Как мы относимся к роботам и носимой электронике? А как насчет того, чтобы с помощью технологий уже существующие, издавна привычные вещи превратить в волшебные?
Каким бы мы хотели видеть характер технологий будущего? Деспотичным или почтительным? Должны ли они отдавать холодком или скорее казаться забавными и смышлеными? Что лучше — просто пользоваться ими как набором «умных» инструментов или видеть в них активного помощника? Следует ли каждого с детства обучать языкам программирования или лучше оставить школьную программу в покое? Хотим ли мы, чтобы компьютеры приобретали человеческие черты, или же напротив — людям следует становиться более похожими на машины?
Я надеюсь пролить свет на все эти вопросы, рассказав вам о судьбах порядка сорока проектов, целью которых было создать успешный продукт, подключаемый к Сети. Мы узнаем, как интерфейс для взаимодействия между человеком и машиной влияет на дизайн и конструкцию медицинской аппаратуры и автомобилей, средств связи, музыкальных инструментов и инструментов для рисования, наших домов, рабочих мест, а в будущем — почти каждого предмета в нашем обиходе.
«Зонт Ambient umbrella обладает одной волшебной функцией — он напоминает вам о себе, когда вы готовитесь выйти на улицу. Беспроводной приемник в рукоятке зонта получает данные о погоде от AccuWeather применительно к зоне действия вашего почтового индекса. Если в прогнозе дождь, верхушка рукояти начинает светиться мягким голубым цветом. Попользовавшись им некоторое время, вы станете ценить эту скромную, но ценную заботу о вашем благополучии». То, о чем в детстве мы читали в сказках и фантастических романах, а потом наблюдали в шпионских фильмах и лентах про космические путешествия, воплотилось и продолжает это делать в предметах и программах, которые можно купить, надеть, положить в повседневную сумку, принести домой – и почувствовать себя … то ли человеком наступившего будущего, то ли героем тех самых фильмов, на которых хотели походить, это уже каждому решать самому.
Вот как раз о появлении таких предметов, всему этому предшествующему и вероятных последствиях рассуждает автор, делая акцент на том, что идеи берутся не из пустоты, а из часто необычных источников: «…современным изобретателям следует искать идеи в мире фольклора и мифологии, если они хотят создавать гуманистические технологии (…) Я просто верю, что самым комфортным и многообещающим является будущее, в котором технологии наделяют обычные вещи частицей волшебства, отчего взаимодействие с ними становится приятнее и вызывает эмоциональный отклик».
Читается на одном дыхании: «Надо же!». Как и предупреждал автор в начале книги: «Проблеск грядущего — вот что по-настоящему захватывает».
Весьма интересная книга
Идея книги такова: в наше время стало возможным приделать микропроцессор и всевозможные датчики к любым обыденным вещам и, так как вопрос цены и размеров решен на технологическом уровне, то главный вопрос, который стоит перед разработчиком — какими функциями следует наделить данную конкретную вещь.
Самый первый ответ — снабдить вещь экраном или сенсорной панелью, на котором будут отображаться разные данные — автор отметает. Почему? А вы хотите жить в мире кнопок и панелей? Общество перегружено информацией и потому экраны и сенсорные панели информационно зашумляют нашу жизнь. Автор вообще против сенсорных панелей. Информация должна подаваться человеку хоть и явно, но ненавязчиво.
Решение автор находит в сказках — надо искать примеры в «волшебных вещах», знакомых с детства. И аналоги «волшебных вещей» у нас уже есть. Первыми появились «гусли-самогуды» — в виде радиол, магнитол, mp3-плееров, за ними «волшебное зеркало» — телевизор и компьютер, дальше — «бестелесный охранник сокровищ» — автоматические системы охраны, потом клубочек, который указывает дорогу обернулся GPS-навигатором с голосовым оповещением, а дальше человечество ступила на порочный путь панелей
Автор призывает не искать все ответы в панелях и рассказывает о собственных изобретениях: пузырек для лекарств, крышка которого начинает светиться, если вы забыли принять таблетку, сферу, которая переводит поток данных в цвет и позволяет не вчитываться в цифры, а просто посмотреть на то, каким цветом она светится (сферу можно настроить на любые данные, от биржевых котировок акций конкретного предприятия до высоты волн на пляжах калифорнийского побережья — был-бы онлайн-сервис, который эти данные выдает), кошелек, который открывается тем труднее, чем ближе вы к верхней планке расходов и про многие другие
В последних главах автор рассказывает пошаговую инструкцию создания любой «волшебной вещи».
Книга написана простым и легким языком. Из минусов — плохие черно-белые иллюстрации. Но их мало.
Любая достаточно развитая технология неотличима от магии
Артур Кларк
Дэвид Роуз – предприниматель и инструктор Лаборатории медиа в Массачусетском технологическом институте, он специализируется на вопросах отображения цифровой информации на физических носителях. Под его руководством создана компания Ambient Devices (Окружающие Приборы»), главная задача которой – с помощью передовых технологий встраивать информационные возможности Интернета в окружающие нас предметы: лампы, зеркала, зонтики и т.д. Как говорит сам Дэвид Роуз: «Каждый день мне доводится встречать предпринимателей, властей предержащих, музыкантов, архитекторов, дизайнеров, технических специалистов, а порой и голливудских продюсеров. Всех их интересует одно и то же: как будет выглядеть наше будущее? Как развитие технологий изменит нашу жизнь?».
В этой книге Дэвид Роуз описывает вероятное будущее четырех технологических миров: терминалов, технопротезирования, мира технологий, заимствующих человеческие черты, и мира волшебных вещей. Исследуются великие мечты человечества: всеведение, телепатия, неуязвимость, бессмертие, телепортация и неограниченное самовыражение. Книга также посвящена созданию эффекта технологического волшебства и возможностям взаимодействия с волшебным объектом. При этом исследуются не только отдельные объекты, но наши рабочие места, дома и целые города, которые могут измениться к лучшему с приходом в нашу жизнь новых технологий.
Почему же современные гаджеты, например, смартфоны, будучи удобными и подходящими для выполнения некоторых задач, на самом деле являются тупиком на пути развития интерфейсов? Ответ прост – в них мало уважения к человеку. По мнению автора, волшебные вещи будущего должны создаваться на основе гуманистического подхода к технологиям. Выстраивание системы приоритетов в деле развития новых технологий должно, прежде всего, отталкиваться от человеческих устремлений в их самой первичной, исходной форме. Следуя этим путем, компании-разработчики и производители смогут сфокусироваться на создании продуктов по-настоящему значимых, способных изменить мир к лучшему.
Футурологам давно знакома концепция волшебных объектов, и у нее уже много имен: «информационное поле», «глобальная компьютеризация», «подключенные вещи», «мыслящие предметы». Однако самый известный и простой термин – «Интернет вещей».
Новые технологии играют огромную роль в реализации программы долголетия. Реймонд Курцвейл, один из наиболее известных апологетов долголетия, считает, что к 2030 году «мы будем вживлять себе в тела тысячи крохотных одноцелевых роботов под названием «наноботы», чтобы расширить возможности иммунитета и уничтожить заболевания». К 2050 году, по словам Курцвейла, наши тела могут состоять целиком из наноботов, и мы окончательно избавимся от заболеваний, а сроки жизни увеличатся на порядки.
Сейчас мы вступает в эпоху технопротезирования. Она поможет людям, попавшим в аварию, пережившим несчастный случай, или страдающим от тяжелого недуга. Человек постепенно становится бионическим – уже сегодня живой человек может состоять из частей как органического, так и неорганического происхождения. Люди носят в себе компьютеры, хирургически вживленные в их тела.
Еще в начале 1960-х были разработаны методы, позволяющие напрямую подключаться к мозгу, а именно – к слуховому нерву и внутреннему уху. Сегодня эта технология называется кохлеарной имплантацией и творит настоящие чудеса – человек с врожденной глухотой после операции распознает до 90% слов на слух, а с чтением по губам и все 100%. Это поистине благородное, полезное и почти волшебное начинание закладывает первый камень в основание новой эпохи – технопротезирования и носимой электроники.
В этой связи необходимо отметить и деятельность Дмитрия Ицкова – его стратегическое общественное движение «Россия 2045» имеет трансгуманистическую направленность и выступает за развитие человека. По мнению Дмитиря Ицкова, к 2045 году будет налажено поточное производство недорогих аватаров, внешне похожих на живых людей, в которые можно будет загрузить все содержимое человеческого мозга вплоть до мельчайших деталей личности и сознания.
Робототехническая компания Дмитрия Ицкова конструирует копию головы и лица Ицкова, оснащенную 36 моторчиками, работа которых должна воспроизводить на механическом лице человеческую мимику. Загрузка собственного сознания представляется Ицкову более сложной задачей, однако, вполне достижимой. Главный плюс – отпадает нужда в таких ресурсах, как пища — здравоохранение будет заниматься ремонтом искусственного тела, а не биологической системы. Так как сознание будет перемещено в искусственную оболочку, которую можно менять или ремонтировать бесконечно, то воплотится мечта человечества о вечной жизни.
Конечно, идея Дмитрия Ицкова не раз была сюжетом произведений фантастической литературы. Точно также идея очеловечивания машин – копирование жизни – давно влечет многих ученых. И это закономерно – даже полагаясь на будущий успех и доступность технопротезов для зрения, слуха и осязания, по-прежнему сохраняется тенденция к разработке очеловечивающих технологий. Сама идея социального робота кажется нам захватывающей.
Идея робота – это самое давнее и устойчивое представление о способе взаимодействия человека и машины. Еще древние греки, например, Герон Александрийский, задумывались об искусственных людях и других существах в облике машин. Само слово «робот» придумал чешский писатель и драматург Карел Чапек, когда писал свою пьесу «Россумские универсальные роботы» или «Р.У.Р.». Это слово восходит к чешскому «robota» — принудительный труд, изнурительная каторжная работа. Ему родственно русское слово «раб».
Развитие робототехники всегда сопровождалось нравственными и этическими дилеммами, вращающимися вокруг вопроса стирания границы между человеком и машиной. Известный фантаст Айзек Азимов попытался решить этот вопрос, сформулировав в своем рассказе «Хоровод», изданном в 1942 году «три закона робототехники»:
1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред;
2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые дает человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат первому закону;
3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит первому и второму законам.
Итак, какие вещи мы хотели бы видеть в будущем? Это все те же сказочные бездонные кошельки, в которых никогда не заканчиваются деньги, волшебные рожки или свистки, зовущие на помощь, сапоги-скороходы, ковер-самолет. По сути мечты людей остались те же, что и раньше. Изменились технические средства, способные реализовать эти вещи в реальность.
Дэвид Роуз рассказывает о таких волшебных вещах, которые доступны человечеству уже сегодня. Это ручка Livescribe, разработанная компанией Anoto – в нее встроены камера, микропроцессор и модуль беспроводной связи, благодаря чему ручка «легким движение руки превращается» в фантастический инструмент, способный сразу же оцифровать ваши записи в режиме реального времени и сохранять их на вашем компьютере или смартфоне.
Также ручка Livescribe обладает волшебным свойством записывать звук. Когда вы слушаете лекцию или берете интервью, при сохранении аудио запоминается также время записи каждой буквы. Если вам потребуется выяснить, что было сказано в тот момент, когда вы успели написать только «?», просто коснитесь вопросительного знака на бумаге концом пера, и оно проиграет вам запись, начиная с того момента, когда вы сделали соответствующую пометку. Эта способность позволяет быстро найти небольшой фрагмент, не вынуждая прослушивать всю дорожку целиком.
А вот волшебное изобретение самого Дэвида Роуза – «хрустальный шар всеведения» Ambient Orb. Он может быть запрограммирован на отображение любой информации – своей ненавязчивой формой, в которой меняются цвета, он может предупреждать аллергиков, что количество пыльцы в воздухе увеличилось. Яхтсмены могут благодаря ему узнать, когда подует наиболее благоприятный ветер. Садоводам шар сообщит, что в последнее время было слишком мало осадков и их огород нуждается во внимании. Инвесторы фондового рынка могут отслеживать стоимость своего пакета акций. Вы сможете считывать информацию мгновенно, просто посмотрев на шар.
Эта сфера уже нашла себе применение в разных компаниях и огромном количестве индустрий, потому что это изобретение понятно с первого взгляда – просто и изящно, при помощи цвета, движения, узора или звука оно передает нужную информацию, не используя навязчивые сигналы, тексты или цифры.
Можно отметить и дистанционный дверной звонок Google, который предупреждает о том, где находятся члены вашей семьи по мере их приближения к дому. Интересно, что работая над этим проектом, Дэвид Роуз и его студенты черпали вдохновение из «Пети и волка». В этой симфонической сказке для детей, написанной Прокофьевым в 1936 году, у каждого действующего лица есть своя музыкальная фраза, исполняемая на одном, легко узнаваемом инструменте.
Звуки кларнета сопровождают кошку, валторны – волка, а о появлении дедушки извещает фагот. Так пришла идея о закреплении индивидуальной мелодии за каждым членом семьи. Допустим, один член семьи пытается собрать всех за столом на обед. Другой застрял на совещании и не может известить домашних о задержке, третий стоит в пробках и др. Дистанционный дверной звонок Google закрепляет за каждым членом семьи индивидуальный сигнал. Сигналы раздаются по мере приближения домочадцев, когда они находятся на расстоянии 10 км от дома, 1 км, 100м… уже на пороге. Благодаря тому, что координаты GPS прикреплены к гаджету близкого человека, вы можете точно знать, когда он придет домой.
Еще одно волшебное изобретение – это «дома-перевертыши» CityHome. Когда купить свой собственный дом невозможно, на помощь может прийти компактный дом. Этим жилищем можно управлять при помощи настенного устройства, напоминающего обычные часы с концентрическими кругами на циферблате.
Каждый тип деятельности на этих кругах представлен в виде дуги, и, перемещая их по циферблату, можно задать дому расписание на день. Дом состоит из одной комнаты – после сна комната перестраивается в режим утренней гимнастики, постель поднимается к потолку, затем квартира перестраивается в режим кухни: открывается кухонная стенка, и из паза выдвигается специальная секция. После завтрака с потолка спускается рабочий стол, подсветка усиливается, раздвигаются шторы. Когда хозяин покидает дом, квартира устраивает уборку, пряча мебель в пазах на потолке и стенах.
Одним из важных трендов в развитии современных технологий является носимость объектов, что влечет за собой их миниатюризацию. Всем нам следует привыкнуть к тому, что носимых технологий – в особенности разнообразных датчиков и сенсоров будет становиться только больше, и они будут встраиваться в привычные вещи повседневного пользования вроде рубашек, пуговиц и украшений. Носимость может освободить компьютерные технологии от диктата экрана и стеклянного терминала.
В дальнейшем технологии и приборы будут все больше приспосабливаться к человеку. Дэвид Роуз верит, что волшебные вещи и новые технологии помогут сделать жизнь человека и мир, в котором мы живем, более увлекательными и интересными. Будущее покажет!
Приятного Вам чтения!
Резник Марина Васильевна,
библиотекарь отдела городского абонемента
Любая достаточно развитая технология неотличима от магии.
Артур Кларк
Изучай прошлое, если хочешь предвидеть будущее.
Конфуций
ВВЕДЕНИЕ
Что делает вещи волшебными, завораживающими?
Речь идет не об арсенале тайных приемов фокусника или банальной ловкости рук. Эта книга о стратегиях разработки и продвижения продуктов, которые моментально завладевают вами, становятся необходимы и, отвечая скрытым потребностям, способны вызвать живой и эмоциональный отклик. Более двадцати лет я занимаюсь развитием различных устройств, использующих Интернет (игрушками, мебелью, осветительными приборами, украшениями и т.п.), и меня до сих пор огорчает, как мало вокруг вещей, которые способны очаровать нас по-настоящему. Чаще всего они попросту перегружены невразумительным и неудобным функционалом. Они подавляют, а не открывают для нас новые возможности.
Этой книгой я хочу подтолкнуть воображение разработчиков, дизайнеров, предпринимателей и технологов к созданию вещей, способных радовать и очаровывать. Я хочу напомнить тем, кто пользуется техникой, подключенной к Интернету (то есть на самом деле всем нам), что следует ожидать большего от вещей и инструментов, которые играют столь огромную роль в нашей жизни.
В чем секрет создания технологий, отвечающих нуждам и чаяниям людей? Ответ можно найти в историях о героях, известных каждому с детства, в том, чем дышит и живет наша культура: в греческой мифологии и народных сказках, в комиксах, в приключениях эльфов и волшебников из книг Толкиена, в персонажах книг о Гарри Поттере и волшебниках Диснея, в фильмах о Джеймсе Бонде и Докторе Зло. Все они используют магические силы и волшебные вещи, помогающие реализовать фундаментальные стремления человека. Я хотел бы показать вам, каким образом предметы из мира фантазии воплощают в себе ожидания, которые мы адресуем миру современных технологий. Моя цель — изменить ваше восприятие компьютеров, компьютеризированных устройств и наше взаимодействие с ними.
Я преподаю в медиалаборатории Массачусетского технологического института (МТИ), и одним из достоинств этой работы является беспрерывный поток посетителей. Каждый день мне доводится встречать предпринимателей, властей предержащих, музыкантов, архитекторов, дизайнеров, технических специалистов, а порой и голливудских продюсеров. Всех их интересует одно и то же: как будет выглядеть наше будущее? Как развитие технологий изменит нашу жизнь?
Однажды весенним вечером к нам зашел Джеффри Абрамс — продюсер сериалов «Грань» и «Остаться в живых», а также обеих частей «Звездного пути», чтобы взглянуть на прототипы новых технологий и поговорить о волшебстве и научной фантастике. Несколько дней спустя он прислал по электронной почте неожиданный вопрос: «Как будут называться компьютеры через 50 лет?»
Абрамс получил множество ответов от моих студентов и коллег: Syn, Нейро, Профессор Хайзенберг, Мать, Ваше Высокопревосходительство… Студентка Кэтрин сказала: «Я не думаю, что они вообще будут как-либо называться. Компьютеры перестанут быть для нас чем-то отдельным, потому что будут пронизывать всю нашу жизнь», а студент Сезар добавил: «Наверное, мы будем просто говорить нечто вроде “я стартую”, и всем будет и так ясно, о чем речь». Думаю, пояснений здесь и правда не требуется.
На самом деле разговор, в который нас втянул Абрамс, был не о названиях, а скорее о том, какими станут наши взаимоотношения с технологиями будущего и какими мы хотим видеть эти технологии. Хотим ли мы больше планшетов и сенсорных экранов? Как мы относимся к роботам и носимой электронике? А как насчет того, чтобы с помощью технологий уже существующие, издавна привычные вещи превратить в волшебные?
Каким бы мы хотели видеть характер технологий будущего? Деспотичным или почтительным? Должны ли они отдавать холодком или скорее казаться забавными и смышлеными? Что лучше — просто пользоваться ими как набором «умных» инструментов или видеть в них активного помощника? Следует ли каждого с детства обучать языкам программирования или лучше оставить школьную программу в покое? Хотим ли мы, чтобы компьютеры приобретали человеческие черты, или же напротив — людям следует становиться более похожими на машины?
Я надеюсь пролить свет на все эти вопросы, рассказав вам о судьбах порядка сорока проектов, целью которых было создать успешный продукт, подключаемый к Сети. Мы узнаем, как интерфейс для взаимодействия между человеком и машиной влияет на дизайн и конструкцию медицинской аппаратуры и автомобилей, средств связи, музыкальных инструментов и инструментов для рисования, наших домов, рабочих мест, а в будущем — почти каждого предмета в нашем обиходе.
В первой части книги я описываю вероятное будущее четырех технологических миров: терминалов, технопротезирования, мира технологий, заимствующих человеческие черты, и мира волшебных вещей. Во второй части я исследую великие мечты человечества: всеведение, телепатию, неуязвимость, бессмертие, телепортацию и неограниченное самовыражение. В этой же части я опишу, как эти устремления определяют диалектику изобретательства и пути развития технологий. Третья часть книги посвящена созданию эффекта технологического волшебства и возможностям взаимодействия с волшебным объектом, включая жестовые и преаттентивные[1]. Также я расскажу, как делать предметы волшебными — начиная с наращивания их прикладного функционала и кончая созданием для них собственной истории. В четвертой части я расширю масштаб — речь пойдет о том, как наши рабочие места, дома и целые города могут стать источником очарования. Мы с вами расстанемся на описании шести вещей, появления которых я жду с наибольшим нетерпением.
Эта книга предназначается для обычного читателя в той же мере, что и для специалиста, но больше всего мне хочется, чтобы все вы попробовали взглянуть на вещи с трех точек зрения: дизайна, технологий и бизнеса. Полагаю, что для работы с продуктами поистине антропоцентрическими, ориентированными исключительно на человека и его потребности, необходимо быть в некотором смысле полиглотом. Нужно понимать язык, на котором говорят и думают инженеры, дизайнеры, исследователи, предприниматели, психологи и, конечно, обычные пользователи — только так можно не упустить новую волну в мире интернет-технологий.
Добро пожаловать в мир волшебных вещей.
ПРОЛОГ
МОЙ КОШМАР
Меня давно мучает один и тот же кошмар, видение о будущем, в котором все наши вещи, привычные и дорогие сердцу, поглотил непроницаемый интерфейс — тонкая черная стеклянная пластина. Книги, калькуляторы, часы, компасы, карты, музыкальные инструменты, карандаши и кисточки — все исчезло. Все предметы, инструменты, игрушки и различные приспособления, которые мы любим и на которые надеемся, превратились в эту блестящую стекляшку с маленькими непонятными иконками, которые сегодня задают стиль нашей жизни. В моем кошмаре черная пластина царит на фоне всеобщего запустения. На столах нет бумаги и творческого беспорядка, не видно ручек. Мы больше не пользуемся кошельками, ключами и наручными часами. Семейные реликвии оцифрованы и распылены на байты. Фотографии в рамочках, спортивные трофеи, фотоаппараты с кожаными ремешками, карты городов с затертыми сгибами, глобусы, компасы и бинокли, даже книги — все приметы нашего прошлого и зацепки памяти поглощены холодным стеклянным интерфейсом с мерцающей строкой поиска. Будущее, похожее на развороты журнала Dwell[2], — безлюдные прямоугольные помещения. Без мебели. Без вещей. Только жесткие пересекающиеся плоскости — утопия в стиле Ле Корбюзье. Нехватка обычных, тактильно ощутимых вещей подпускает холодок в нашу повседневную жизнь: отношения становятся все более деловыми, прагматичными, а разговоры лаконичными, в них все меньше места для ностальгии. Мало что вокруг нас способно пробудить воспоминания — нет больше старых семейных фотоальбомов или чуть аляповатой акварели в рамочке из отпуска на море.
В моем кошмаре холодные черные стекляшки перекроили всю нашу жизнь — дома, рабочие места, школы, аэропорты даже бары и рестораны. Мы вынуждены 90% времени отводить общению с разного рода экранами. Результат — холодный, разобщенный, менее человечный мир. Возможно, более эффективный, однако не очень счастливый.
Как говорил Марк Андрессен, создатель браузера Netscape, — «софт пожирает мир». В таком случае смартфоны — это пиксельные тарелки, на которых подается наш мир.
Часто, очнувшись от кошмара, я вспоминаю своего деда Отто и понимаю, что будущее необязательно должно быть заполнено черными пластинами. Мой дед был искусным архитектором и столяром. В его мастерской на стенах висело больше инструментов, чем бывает приложений на типичном iPad. У него была циркулярная пила, ленточная пила, токарный, сверлильный и ленточно-шлифовальный станки, электролобзик и фрезерный станок. Помимо этого он пользовался обширным набором ручного инструмента: сотни всяких молоточков, отверток, гаечных ключей, клещей и плоскогубцев, стамесок, рубанков, напильников и рашпилей. Прижимы и струбцины свисали буквально с каждой балки над головой. Архитектурные чертежи перемежались рейсшинами, угольниками, сотнями карандашей и ручек, трафаретами для сложных фигур, линейками и угломерами всех мастей.