Муницапальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 10 «Умка»
Буклет для родителей
«Сказка в жизни ребенка»
Педагог-психолог
Волкова А.И.
г. Шадринск
В настоящее время все больше встает вопрос о нравственном воспитании детей. А ведь наилучшим помощником в этом может послужить сказка. Именно сказка несет в себе культурное наследие и духовный опыт социума.
Редко в современной семье можно увидеть домашнюю библиотеку. Книги стали уступать место электронным гаджетам. Дети предоставлены сами себе, так как в силу своей занятости родители просто не могут уделять время своему чадо. Потеряна связь между поколениями.
Очень важно возрождать и поддерживать традицию вечернего чтения, когда семья собирается за чтением книги, а не за просмотром телепередач и фильмов. Ведь чтение несет в себе неизмеримый потенциал, это и развитие фантазии, воображения, памяти, речи.
Детям, которым с раннего детства читались сказки, начинают раньше говорить.
Читать книгу нужно с удовольствием, не отвлекаясь. При этом ребенку нужно читать с выражением и интонацией, чтобы он лучше воспринимал информацию.
Через сказку ребенок лучше понимает, что такое «зло» и что такое «добро». Он себя позиционирует всегда с положительным героем. Это все во взрослой жизни поможет ребенку справляться с трудностями.
Сказка является доступным и эффективным средством воспитания. Правильно подобранная сказка поможет справиться с рядом проблем — повысить эмоциональное состояние, преодолеть страх, корректировать и улучшить поведение и т.д.
Правила чтения сказки:
Не читайте, а рассказывайте сказку. Так вы сможете отследить реакцию ребенка на тот или иной сюжет, ситуацию.
Вовлекайте ребенка в рассказ своей эмоциональностью, заинтересуйте его.
Обсуждение сказки должно быть коротким, ориентируйтесь на настроение ребенка.
Если ребенка заинтересовала сказка и он просит рассказать ее снова и снова – рассказывайте. Значит у ребенка есть наболевший вопрос и старается его решить при помощи этой сказки.
Старайтесь не навязывать свое мнение ребенку, не разжевывайте в мельчайших деталях сюжет сказки. Чтобы не напугать ребенка своей критичностью.
Постарайтесь проиграть сказку с ребенком.
С году до трех лет лучше читать сказки где есть много повторений. Это такие сказки, как:
— «Колобок»
— «Курочка Ряба»
— «Заюшкина избушка» и т.д.
С трех до пяти лет необходимо читать сказки с простым сюжетом, чтобы родители и сам ребенок легко могли внести изменения в сюжет. Например, такие сказки, как:
— «Волк и лиса»
— «Гуси-лебеди»
— «Лиса и журавль» и т.д.
С пяти до семи лет можно читать любые сказки, которые интересуют ребенка и развивают его личные качества. Например:
— «Цветик-семицветик»
— К. Чуковский «Мойдодыр», «Телефон», «Тараканище» и т.д.,
— «Серебряное копытце»
— В. Осеева «Волшебное слово», «Добрая хозяюшка» и т.д.
— Сутеев В.Г. «Три котенка», «Бегемот, который боялся прививок», «Кораблик» и т.д.
Помните, одну и туже сказку нужно читать несколько раз, чтобы ребенок понял ее смысл. Поэтому старайтесь больше уделять время своему ребенку.
Обязательно после прочтения произведения, обсудите с ребенком сюжет, поступок героя, как бы ребенок поступил в данной ситуации и т.д. Дайте ребенку возможность поразмышлять над прочитанным. А еще можно проиграть сценку из сказки или же придумать совершенно иной конец произведения.
Вовремя и правильно выбранная книга поможет вашему ребенку успешно пройти нелегкие этапы развития и взросления, а также справиться со многими психологическими проблемами.
«Только с ребенком нам предоставляется шанс вернуться в волшебный мир: перечитать сказки, пересмотреть детские фильмы, поиграть в игры и увидеть мир в ярких оттенках…»
Олег Рой
«Роль сказки в жизни ребенка».
Что такое сказка?
Сказка – веками наработанная ценнейшая информация, поднимающая по-настоящему философские проблемы осмысления мира. Детская сказка – необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, освещает проблемы добра и зла, показывает выход из сложных ситуаций. Сказка — это язык детей, для них он наиболее информативен, нежели стиснутая пресная взрослая речь. Поэтому, если мы – взрослые хотим помочь, объяснить, поддержать, открыть что-то своему ребенку, то нужно заново освоить забытый детский язык – сказку.
Что дает сказка?
Рассказывая и читая сказки, мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки.
Дети, которым читали сказки с раннего детства, быстрее начинают говорить не просто набором слов, а выражаясь на хорошем литературном языке. Необходимо чутко относиться к выбору сказок, не читайте сокращенные или почти дословно переведенные сказки, они «пустые».
Сказка формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются.
Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие маленького человека.
Как читать сказки?
Для чтения сказок следует подбирать «нужное» время – когда ребенок и Вы в спокойном эмоциональном состоянии, в «хорошем расположении духа». Можно прямо перед сном, когда есть время поразмыслить и поговорить. При засыпании полученный опыт лучше закладывается в подсознание.
Читать нужно с удовольствием, не отвлекаясь, тогда ребенок получит больше пользы, а вы положительные эмоции.
После сказки можно провести беседу, в которой обсудить поступки героев и попытаться привести ребенку похожие ситуации из реальной жизни.
Игры на тему «В гостях у сказки».
(Вы можете предложить своему ребенку и его друзьям на День рождения или просто в момент совместного времяпровождения).
Детская игра № 1 «Угадай-ка»
Ведущий загадывает героя сказки. Участники игры могут задавать только односложные вопросы – вопросы с возможностью однозначного ответа «да/нет». Выигрывает тот, кто отгадал первым. Он же может стать ведущим или получить приз.
Примеры вопросов:
— Герой сказки – животное?
— Да.
— У него 4 лапы?
— Да.
— У него есть усы?
— Да.
— На нем есть обувь?
— Да.
— Это сапоги?
— Да.
— Это Кот в сапогах?
— Да.
Детская игра № 2 «Сказочные заклинания».
Игра проста. Участники игры вспоминают по очереди заклинания из сказок. Выигрывает тот, кто вспомнил больше всех.
Можно также предложить деткам составить свое сказочное заклинанием. На этом этапе игры выиграет тот, чье заклинание наберет больше голосов от всех деток.
Детская игра № 3 «Знаток сказок»
Ведущий (взрослый) выразительно читает отрывок из сказки. Все участники игры должны угадать сказку. Первый угадавший получает +1 балл. Игру важно заранее ограничить максимальным количеством баллов или количеством отрывков. Победитель – набравший наибольшее количество баллов.
Эту игру можно немного менять. Например, читать слова сказки в разбивку или в обратном порядке.
Детская игра № 4 «Вещи из сказок»
Нужно подготовить картинки тех вещей – предметов, которые являются символами разных сказок. Можно, чтобы это были и не картинки, а просто предметы. По этим вещам дети должны угадать сказку. К примеру:
- горошина – «Принцесса на горошине»;
- зонт – «Оле-Лукойле»;
- яйцо – «Курочка Ряба» и т.д.
Детская игра № 5 «Детектив сказок»
На плакате записаны ключевые слова разных сказок по группам. А можно и просто перечислять эти слова вслух по блокам, соответствующим 1-й сказке. Хорошо, если все сказки будут подобраны либо по 1 тематике, либо по 1 автору – так детям будет легче отгадывать. Дети по каждому набору слов должны сказать название сказки.
Вот несколько примеров ключевых слов и названий сказки:
- ласточка, крот, нора, полевая мышь – «Дюймовочка»;
- крапива, терпение, жаба, кольцо – «Дикие лебеди»;
- девочка, мальчик, роза, лед, снег – «Снежная королева» и т.д.
Детская игра № 5 «Сказочные певцы»
Участники игры должны вспомнить всех поющих сказочных персонажей из фильмов-сказок и мультфильмов. При этом нужно напеть отрывок из их песенки. Вот одни из знаменитых сказочных певцов:
- Львенок из м/ф «Львенок и Черепаха»;
- Трубадур, Принцесса и др. из м/ф «Бременские музыканты»;
- Мама из м/ф «Деревня Простоквашино» и др.
Детские игры – это не только веселое развлечение для ребенка. Это и возможность тренировать свою память, развивать свои творческие способности. Тема сказок в играх – неисчерпаема. Пусть таких игр будет как можно больше в Вашем родительском арсенале.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
ПЛЮСЫ:
1. Гарантированный эффект. Рассказав правильную сказку сегодня, результат можно увидеть уже на следующий день!
2. Воспитание без нотаций. Сказка про ребёнка – это самый простой способ мягко корректировать поведение ребёнка, бережно формировать его характер и не оказывать давления на личность.
3. Можно решить множество проблем. Сказка способна помочь во многих ситуациях. Ребёнок не убирает игрушки, обижает других детей, грызёт ногти, боится темноты или не отпускает от себя маму? Психологи выделяют десятки ситуаций, которые можно исправить сказкотерапией.
МИНУСЫ:
Дети индивидуальны, одним малышам нравятся яркие образы, другие могут близко к сердцу принять какую-нибудь сказочную ситуацию или персонажа. Поэтому стоит присматриваться к своему ребёнку и пояснять или слегка менять сюжетные повороты, чтобы малыш слушал сказку без лишних переживаний.
Буклет подготовили педагоги:
Шереметьевская Анастасия Вячеславовна, Фефилова Людмила Леонидовна
Детский сад №96
г. Архангельск
2016
Что такое сказкотерапия?
Термин «сказкотерапия» состоит из двух понятий:сказка и терапия. «Сказка» — устные истории, слово «терапия» обозначает – лечение какого-то недуга. Получается немного странно? Лечить при помощи сказки? Что это за болезнь такая? Сказка – это удовольствие, а разве удовольствие может быть лекарством?
Итак, сказкотерапия – это не только метод лечения, сказка может быть использована и в качестве воспитательного средства, и в процессе обучения какому-то предмету.
«СКАЗКОТЕРАПИЯ» в различных областях человеческих знаний и опыта:
-
Сказкотерапия — инструмент передачи опыта из уст в уста (это способ воспитания особого отношения к миру, также это способ передачи ребенку необходимых моральных норм и правил).
-
Сказкотерапия — инструмент развития (в процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются фантазия и творчество, он
усваивает основные механизмы поиска и принятия решений).
-
Сказкотерапия – психотерапия (работа со сказкой направлена на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, где клиент находит решения своих жизненных трудностей и проблем).
Как же «работает» сказкотерапия?
1.Психотерапевты называют сказку метафорой, которая позволяет заглянуть во внутренний мир человека. В сказке каждый образ имеет свое переносное значение. Подсознательно любой человек ассоциирует себя с героем. Таким образом, сказка может помочь погрузиться в свой внутренний мир, задуматься над тем, что мешает, а что – помогает.
2.«Осознать проблему и решить ее» — это замечательно, однако, когда дело касается нас самих, то все становиться не так просто. Сказка в данном случае предоставляет несколько неоценимых возможностей:
— в ситуации, схожей с нашей собственной, оказываемся не мы, а главный герой;
— сказка может повернуть время вспять, то есть сказка позволяет проиграть несколько финалов.
3. Сказка – это удивительный мир, она дает возможность преобразить внутренний и внешний мир, увидеть и принять его красоту и уникальность.
4. Любая сказка практически всегда ассоциируется у нас с какими-то приятными воспоминаниями.