Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Заставка – небольшая орнаментальная или изобразительная (иногда сюжетная) композиция (в ширину наборной полосы или уже), выделяющая и украшающая начало какого-либо раздела как рукописной, так и печатной книги или журнала. Может включаться название раздела.
Концовка – слово концовка связано с профессиональной терминологией работников печати. В типографском деле оно и теперь обозначает рисунок, графическое украшение в конце рукописи, книги или в конце главы, раздела. Слово концовка образовано от прилагательного концевой с помощью суффикса- ка. Этот тип словообразования приобретает особую продуктивность в русском литературном языке с 60-х годов XIX в.
Буквица – первая буква абзаца, размер которой с декоративными целями увеличен.
Глава 1: ЗАСТАВКА
Заставка
Заставка – один из значимых элементов книжной графики. Представляет собой орнаментальную тематическую композицию, предназначенную для выделения или украшения начала главы, раздела издания. Этот элемент оформления выполняет роль своеобразной книжной увертюры, призванной подготовить читателя к активному восприятию литературного произведения либо какой-то его части. Помимо орнаментальной, может быть использована предметно-декоративная, символическая или эмблематическая заставка. Основным признаком, характеризующим ее, считается декоративность. Этим элементом украшены многие старинные книги. Простейшим примером заставки может служить обычная линейка, которую часто располагают вверху спусковой полосы.
Виды заставки
Заставка может быть использована в литературе абсолютно любого направления. Выполняется она всегда в едином графическом стиле со шрифтом книги. В настоящее время используются в основном следующие виды заставки:
• бордюрная линейка. Обычно этот тип сочетается с контрастным шрифтом. Тонкая или двойная тонкая при этом не применяется. Такое оформление используется чаще всего в научно-популярной познавательной литературе; (См. Рис. 1)
Рис. 1
• в художественной литературе обычно применяются более сложные орнаментальные рисованные или печатные заставки. При этом символическое значение этого элемента перекликается с содержанием произведения;
• сложная сюжетно-тематическая заставка. Этот вид представляет собой практически полноценную иллюстрацию. Такая заставка максимально хорошо помогает читателю сосредоточить внимание на тексте. Применяется как в художественной, так и в учебной литературе. (См. Рис. 2)
Рис. 2
Использование заставки в книге
Как уже упоминалось, заставка помещается в начале части или главы на спусковой полосе перед текстом. От последнего она отделяется белым полем. Очень часто этот элемент изображает сцену, описанную в начале главы. Часто заставка показывает место действия, пейзаж, призванный настроить читателя соответствующим сюжету образом. Выполняется данный элемент оформления всегда в едином стиле с так называемой «концовкой».
(См. Рис. 3)
Рис. 3
История русской заставки
Когда в нашей стране еще никто и не помышлял о печатании книг, в числе прочих «фряжских листов» (так называли гравюры) в Россию был завезен «Большой прописной алфавит» (в конце XV в). Поистине роскошный орнамент этой книги вызвал восхищение отечественных мастеров. Однако использовать подобное оформление в плане применения к славянским заглавным буквам было очень сложно. Для русского глаза подобный способ украшения страниц выглядел бы более чем необычно. Фантастическое смешение ягод, листьев, кедровых шишек и т.д. в «Прописном алфавите» выполнено прямо внутри букв, сами же литеры выглядят скромно. В русской традиции было принято поступать наоборот. Щедро украшались именно буквы. Пространству же вокруг и внутри них внимания практически не уделялось.
Тем не менее, заграничный стиль настолько понравился мастерам, что все же прижился в России и надолго остался одним из основных, используемых в оформлении. Его начали применять для декорирования заставки. Ранее ее выполняли в более строгом византийском стиле. После того, как чужеземные орнаменты были адаптированы к русским традициям, заставка принимает крайне необычный и оригинальный внешний вид. Новый завезенный латинский стиль и старый традиционный византийский переплетаются в ней самым причудливым образом.
Первые подобные заставки были выполнены в рукописной мастерской иконника Дионисия, впоследствии перешедшей к его наследнику Феодосию Изографу. Этот мастер первым научился изготавливать новый узор в металле и вклеивать полученные оттиски в книги. Таким образом, из рукописей данный орнамент перешел на страницы отечественных печатных книг. Большой вклад при этом в его совершенствование внес Иван Федоров. Именно благодаря его усилиям травяной орнамент становится максимально плавным и приобретает спокойный ритм. Фантастические цветы и травы имеют в трудах этого мастера необыкновенно органичный внешний вид. В результате более чем на сто лет они полностью вытесняют из книги все другие типы орнамента.
Сегодня данный стиль выполнения заставки называют старопечатным, несмотря на то, что он использовался и в рукописной книге XVI – XVII веков. В изданиях старообрядческих типографий такая заставка сохранилась вплоть до XX века. Использовали этот стиль Павел Кузанян, Александр Могилевский, Иван Билибин и другие художники. В 1940-х годах именно на основе данного орнамента Николаем Караванским был разработан наборный орнамент РСФСР. Вычурные витые листья и травы XVI столетия переплелись в нем с советской символикой – серпом, молотом и пятиконечной звездой.
Глава 2: КОНЦОВКА
Концовка – графическая композиция, орнаментальная или изобразительная, завершающая и украшающая книгу или какой-либо ее раздел. Иногда роль концовки выполняют последние строки текста, которым придана форма геометрической фигуры, чаши, и другое. (См. Рис. 4)
Рис. 4
Концевая полоса и основные правила вёрстки концевых полос
Концевой полосой называют последнюю полосу издания или его главы, раздела, отдельного рассказа, после которой следующий текст начинается с начальной полосы. Концевая полоса чаще всего бывает неполной.
Не разрешается на концевой полосе оставлять слишком мало текста. Как правило, он должен занимать не менее ¼ её высоты, то есть не менее размера спуска на начальных полосах. Если же текста на полосе меньше, то необходимо либо вогнать его в несколько предшествующих полос, либо, наоборот, выгнать несколько строк из предыдущих полос на концевую.
Не рекомендуется также оставлять на концевой полосе слишком малый пробел снизу; пробельный материал должен занимать не менее трех-четырёх строк основного кегля. Если места остается меньше, то выгонкой строк доводят концевую полосу до полной или же вгонкой строк увеличивают нижний пробел до минимально допустимых размеров.
Концовки и основные правила их вёрстки
Концовками называют линейки, специальные линейки с утолщениями, украшения, а иногда и небольшие иллюстрации, устанавливаемые в конце разделов, глав и других частей издания. На концевых полосах, занимающих всю полосу, концовку не ставят.
Глава 3: БУКВИЦА
Как таковое искусство оформления книг стало активно развиваться в раннехристианские времена, когда появились тексты, считавшиеся божественными, и, следовательно, требовавшие особого отношения. Постепенно книга перестала считаться простой фиксацией звучащей речи и превратилась в самостоятельное произведение искусства. Это отношение распространилось и на светские книги.
И тогда же появилась буквица как обязательная часть книжного декора. Буквицы щедро украшались цветными растительными орнаментами, часто доведёнными до поразительной ажурно-филигранной тонкости. Буквицы могли изображаться и в виде людей или животных, переплетённых с геометрическими узорами. В религиозных книгах буквицы украшались цветными иллюстрациями на библейские темы. Но далеко не всегда оформление буквиц напрямую соотносилось с содержанием и назначением текста. В некоторых случаях оно ему даже противоречило. Например, буквицы в христианских книгах содержат изображения, явно имеющие языческое происхождение. Символический язык старинных буквиц очень сложен и во многом до сих пор не расшифрован. (См. Рис. 5)
Рис. 5
Буквица – не просто декоративный элемент. Она играет особую роль. Буквица – первая буква записанной истории, пограничная точка, в которой повседневная жизнь прерывается и возникает другая жизнь, другой мир – тот, о котором рассказывает текст. Это точка, в которой пересекаются тайна природы (растительный орнамент), тайна человеческих чувств и страстей (их изображают животные и люди) – и тайна слова, тайна преображения человека и мира под действием слова. Поэтому текст, оформленный с буквицами, воспринимается по-другому – он более живой. А ещё буквица – пространство для индивидуального творчества. В допечатные времена оформлением буквиц занимались специальные художники, поэтому в старинных книгах все буквицы уникальны. И сейчас любую открытку или книгу можно сделать неповторимой с помощью буквиц. Даже для тех, кто не рисует сам – в сети очень много готовых вариантов буквиц, есть из чего выбрать.
На Руси буквицы появились предположительно в X веке (более старые книги не сохранились) под влиянием византийского искусства. В 988 году киевский князь Владимир Святославович женился на византийской царевне Анне. Вместе с ней в Киев прибыли священники, они привезли церковную утварь и богослужебные книги. Состоявшееся тогда же крещение русского народа определило не только то, какая литература получит распространение на Руси, но и то, по каким образцам рукописи будут украшаться. (См. Рис. 6)
Рис. 6
Уже древнейшие из сохранившихся русских книг — Остромирово Евангелие (1056-1057) и Изборник Святослава (1073) — во всём следуют византийской манере оформления книг. Из всех способов украшения заглавных букв русских художников-изографов больше всего привлекали растительные мотивы, доведённые византийскими мастерами до предельной условности. Смелые сочетания ярких красок ткали неповторимый, праздничный наряд книги. Для богатых заказчиков применялось «металлическое» письмо: особый писец — златописец — обводил контур буквицы чернилами из творёного золота, придавая ей вид драгоценного украшения.
В XII-XIII веках оформился своеобразный звериный стиль русских буквиц, предположительно связанный с похожими буквицами у кельтов. Этот стиль назван «тератологическим» (от греческого слова «чудище») Но русские «чудища» на буквицах, в отличие от кельтских, более спокойные и добродушные. (См. Рис. 7)
Рис. 7
В средневековой Европе одни из самых старых буквиц-шедевров содержатся в Келлской книге, созданной ирландскими монахами около 800 года. Эта книга и сейчас поражает невероятной сложностью и пышностью своего узорного оформления. В книге очень много разнообразных цветных буквиц (в Европе их называют инициалами).
Буквицы оттоновского стиля, получившие своё название от династии Оттонов, правившей в восточной части владений Каролингов, на территории современной Германии, с 919 по 1024 год. Оттоны оказывали щедрое покровительство различным видам искусства, благодаря чему развивалось и процветало искусство украшения рукописей. Буквицы, как правило, были большими, с обильной позолотой и характерными для этого периода узорами из переплетающихся ветвей, промежутки между которыми закрашивались яркими цветами.
В европейских религиозных книгах Средневековья буквицы были строго ранжированы по размеру и способу оформления. Буквица в начале книги могла быть просто гигантской и очень богато иллюстрированной. Буквица в начале главы была поменьше, но тоже украшалась цветными иллюстрациями.
Буквицы менее значимые оформлялись затейливым и иногда контрастным по цвету филигранным узором, часто доведённым до поразительной тонкости и мастерства.
Книгопечатание в Европе и в России появилось в XV и XVI веках. Поначалу для буквиц оставляли место и рисовали их от руки, но постепенно они во многих книгах тоже стали печатными. Иногда их потом раскрашивали вручную. Упрощать их никто и не думал. Буквица по-прежнему оставалась искусством. Но теперь она стала искусством не только художников, но и мастеров, делающих штампы: резчиков по дереву и гравёров на меди. На гравировку одной сложной буквицы на металле уходило до нескольких месяцев.
У Ивана Фёдорова был сподвижник Пётр Мстиславец, который создал свой собственный стиль буквиц – тонкий, лаконичный и в то же время изысканный. Каллиграфическая непринужденность этих буквиц позволяет совершенно забыть, что они вышли из-под печатного пресса. Буквицы этого стиля широко использовались в изданиях Московского печатного двора в XVII в.
В наше время самые разные буквицы можно создавать при помощи компьютерной графики. Но и эти буквицы сохраняют отчётливое сходство со старинными традициями оформления буквиц. (См. Рис.
Рис. 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог, можно сказать, что заставка, концовка, буквица – все это элементы книжного оформления, которые необходимы с декоративной точки зрения.
Изучив разнообразие элементов, можно создать свои уникальные заставки, концовки и буквицы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
- «Шрифт, верстка, дизайн. Основы типографики; Технические приемы работы; Правила для установки и др.». Джеймс Феличи, 2004 г., 496 стр.
- «Облик книги. Избранные статьи о книжном оформлении и типографике». Ян Чихольд, 2013 г., 260 стр.
Руководство
СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ
-
- “Galamosaic” [ЭР, URL: http://galamosaic.ru/ru/mediateka/detail.php?id=442] (дата обращения: 25.05.2019)
- «Академик» [ЭР, URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/88220/%D0%97%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0] (дата обращения: 25.05.2019)
- «Академик» [ЭР, URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/wordhistory/428/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0] (дата обращения: 25.05.2019)
- «Библиофонд» [ЭР, URL: http://slovari.bibliofond.ru/enc_pictures_word/%D0%9A%D0%9E%D0%9D%D0%A6%D0%9E%D0%92%D0%9A%D0%90/] (дата обращения: 25.05.2019)
- Издательство “Press-book” » [ЭР, URL: https://www.press-book.ru/2009-10-23-21-08-12/5-2009-10-25-10-45-32/29-2009-11-18-12-00-20] (дата обращения: 25.05.2019)
- Виды дисциплинарной ответственности работника.
- Функции и задачи Федеральной инспекции труда.
- Функции и задачи Федеральной инспекции труда. (Государственная инспекция труда выполняет следующие функции:)
- Опыт благотворительной деятельности религиозных организаций (Факультет: юриспруденция)
- Развитие персонала социальных служб, организаций и учреждений
- Образование как один из главных государственных приоритетов в современном мире
- Методы и методики оценки в образовании (Сведения из истории)
- Судейство спортивного соревнования по баскетболу.
- Основные этапы допечатной подготовки многополосных изданий.
- Физическое воспитание
- ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ, ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ И ПРИКЛАДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ (Легкоатлетические упражнения как средство физического воспитания молодежи)
- Дообрезные и послеобрезные форматы изданий
Конспект урока изобразительного искусства в 7 классе
Тема: «Выполнение эскизов элементов оформления книги. Заставка. Буквицы. Концовка»
Цель: оформление буквы декоративными элементами.
Задачи:
— знать основные элементы оформления книг, уметь разработать свою буквицу и определить для какой книги она подходит;
— развивать пространственную ориентировку на листе бумаги, речь, память, мышление, мелкую моторику, творческие способности;
— воспитывать бережное отношение к книгам, формировать умение организовать свое рабочее место необходимыми материалами.
Оборудование урока: презентация; простые карандаши; ластики; альбомы; краски; кисточки; палитры; баночки для воды; доска со списком материалов, необходимых для урока.
Ход урока
- Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Проверьте, пожалуйста, все ли вы приготовили для урока? Посмотрите на доску. У каждого на парте должны быть: альбом, кисточка, палитра, краски, карандаш, ластик.
(На доске написан список материалов, необходимых для урока)
Дети: Да, у всех.
- Изучение нового материала
Сообщение темы урока
Учитель: Тема сегодняшнего урока: «Оформление книг». Раньше книги рисовали, в прямом смысле этих слов, в вручную рисование велось на протяжении всего процесса создания книги, рисование орнамента и рисование различных буквиц, иллюстраций занимало много времени. Рисовали преимущественно при монастырях и книги стоили очень дорого. Переплет так же украшали очень богато, отделка выполнялась с применением драгоценных металлов. Орнамент составлял основу всей отделки. Рисование иллюстраций доверялось проверенным художникам.
- Просмотр презентации «Оформление книг». Беседа по презентации
Учитель: Давайте посмотрим презентацию. Как я уже говорила, раньше книги стоили очень дорого и позволить себе такую роскошь могли далеко не все. Посмотрите, какая красивая древняя книга. Великий русский писатель Максим Горький говорил: «Книга, это великое чудо изо всех чудес, сотворенных человеком». Скажите, а сейчас у вас есть книги?
Дети: Да.
Учитель: А как называются книги, которые нужны для обучения в школе.
Дети: Учебники.
Учитель: Правильно. Учебники тоже оформлены, в основном- это иллюстрации (картинки). Для чего они нужны?
Дети: Иллюстрации нужны для того, чтобы было красиво. Иллюстрации нужны чтобы лучше запомнить и понять, о чем написано.
Учитель: Конечно. А еще существуют другие элементы оформления книг: заставка, буквица и концовка.
Учитель: Заставка – это картинка, которая открывает текст. Нужна заставка для того чтобы читателю было понятно о чем книга или глава из книги. Чем отличается заставка от иллюстрации. И то и другое картинки. Только где они находятся в тексте. Заставка где находится? В начале, середине или в конце? Заставка открывает текст, значит, она где?
Дети: В начале.
Учитель: Верно.
Учитель: Далее после заставки начинается текст. Начинается он с первой буквы, которая называется буквица. Буквица – это первая буква начального слова книги, главы, раздела, произведения, увеличенная по размеру и декоративно оформленная.
Учитель: Далее могут быть иллюстрации в середине текста, а в конце текста — концовка. Концовка – это картинка, которая закрывает текст. Концовка показывает, чем закончился текст. На слайде показано как в сказке «Лисичка со скалочкой» лиса высовывает хвост из норы и собака его хватает. Лиса, которая всех обманывала, теперь наказана. В этом и смысл сказки, который также заключен в концовке.
Учитель: Иногда концовка может быть не картинкой, а узором или орнаментом, который будет украшать книгу.
Учитель: Сегодня на уроке мы будем рисовать буквицу. Поэтому посмотрите на буквицы из русских сказок. Чем она отличается от других?
Дети: Она крупная, с узорами, красочная.
- Рисование буквицы обучающимися
Учитель: Теперь берем баночки и идем наливать воду. (Дети приносят воду, садятся на свои места). Берем карандаш и крупно, во весь лист рисуем первую букву своего имени. Смотрим на слайд.
Учитель: Теперь «украшаем букву». У буквы появляется толщина, какие-то узоры.
Учитель: А теперь добавим цвета. Помним, что светлые тона хорошо смотрятся на темном, а темные на светлом. Как это называется?
Дети: Контраст.
III. Закрепление пройденного материала
Учитель: Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке?
Дети: Рисовали буквицу.
Учитель: Что такое буквица, какая она?
Дети: Буквица – это первая буква, она крупнее остальных, красивая, декоративная.
Учитель: Что такое заставка?
Дети: Заставка – это картинка в начале текста.
Учитель: Что такое концовка?
Дети: Концовка — это .
IV. Рефлексия
Учитель: А теперь посмотрим на свою работу, нравится ли она Вам?
Рефлексия настроения и эмоционального состояния обучающихся в форме рефлексивного приема «Солнышко».
Закончи предложение: «Моё настроение похоже на…»:
•солнышко – мне всё удалось;
•солнышко с тучкой – мне не всё удалось;
•тучку– у меня ничего не получилось
V. Подведение итогов урока
Учитель: Молодцы! Сегодня вы хорошо поработали. А теперь еще раз посмотрите на свою буквицу. Для какой книги она подойдет? Моя буквица, например, подойдет для книги о рыцарях. А Ваша? Подумайте до следующего урока. А сейчас сдаем дневники, идем выливать воду и убираем все вещи в шкаф. (Пока дети выливают воду и убирают свое рабочее место, учитель ставит оценки за урок. Звенит звонок.)Берем дневники. До свидания.
Дети: До свидания.
Инициалы-буквицы,Заставки,концовки и другие украшения книги
1,153
Pins
1w
Collection by
Вера Алексеева
Similar ideas popular now
Illuminated Letters
Book Of Kells
Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации
Expressionist Art
Children’s Book Illustration
Illustrations
Russian Art
Ex Libris
Wood Engraving
Vladimir
Woodcut
Book Design
Владимир Фаворский. Графика. Книга. Библиотека книжной графики, СПб, 27.03.2015
Literary Form
Types Of Resources
Teaching The Alphabet
Library Catalog
Frederick Douglass
Architecture Tattoo
The Orator
Luxor Egypt
Moon Knight
British Library digitised image from page 9 of «The Suicid… | Flickr
Medieval Drawings
British Library
Illustration
Flickr
Image
British Library digitised image from page 141 of «The Icel… | Flickr
Alexander Koch
Saved Pages
Web Address
German Language
Internet
Free
Darmstadt
Kunst
Archive
Deutsche Kunst und Dekoration : Koch, Alex. (Alexander), 1860-1939 : Free Download, Borrow, and Streaming : Internet Archive
Cool Lettering
Lettering Design
Drop Cap
Letter Example
University Of Toronto
Initial Letters
Internet Archive
The Borrowers
Deutsche kunst und dekoration : Koch, Alex. (Alexander), 1860-1939 : Free Download, Borrow, and Streaming : Internet Archive
Alphonse Mucha
Alfons Maria Mucha
Mucha Art
Art Nouveau
Art Deco
Medieval
Vintage Typography
Gravure
Initial «E» (modified) by Mucha — from ‘Le Pater’ (Our F… | Flickr
Julius
Dekorative Vorbilder Band 8 : Julius Hoffmann : Free Download, Borrow, and Streaming : Internet Archive
Geometric Tattoo
Free Download
Workshop
Atelier
Work Shop Garage
The Workshop : Free Download, Borrow, and Streaming : Internet Archive
Modern Art Decor
History
Historia
Modern decorative art : Free Download, Borrow, and Streaming : Internet Archive
Modern decorative art : Free Download, Borrow, and Streaming : Internet Archive
Brigham Young University
Modern decorative art : Free Download, Borrow, and Streaming : Internet Archive
Symbols
Glyphs
Icons
Modern decorative art : Free Download, Borrow, and Streaming : Internet Archive
Free Online Library
Matching Gifts
Modern decorative art : Free Download, Borrow, and Streaming : Internet Archive
Modern decorative art : Free Download, Borrow, and Streaming : Internet Archive
Auguste
Bnf
Woodcut Art
Etchings
À rebours / J.-K. Huysmans ; 220 gravures sur bois en coul. de Auguste Lepère | Gallica
Liberty
Cards
Political Freedom
Freedom
Maps
Playing Cards
À rebours / J.-K. Huysmans ; 220 gravures sur bois en coul. de Auguste Lepère | Gallica
Illusion
Pont Royal
Book Cover
Books
Art
Art Background
À rebours / J.-K. Huysmans ; 220 gravures sur bois en coul. de Auguste Lepère | Gallica
Left Arrow
Design Art
Graphic Design
Paris
Romanticism
Heart Art
Surface Pattern Design
Scribble
À rebours / J.-K. Huysmans ; 220 gravures sur bois en coul. de Auguste Lepère | Gallica
Penmanship
Kingfisher
Wikimedia Commons
Deathly Hallows Tattoo
Triangle Tattoo
Initials
Letters
Ink
Category
Aufseeser lettrine J — Category:Kingfishers in art — Wikimedia Commons
Free Illustration Images
Free Illustrations
Photo Illustration
Botanical Illustration
Getty Museum
Classical Art
Calligraphy Art
Public Domain
Flower Art
Каллиграфия и миниатюры при дворе императора Рудольфа II («Образцовая книга каллиграфии», The Model Book of Calligraphy, 1591–1596) 2. Обсуждение на LiveInternet — Российский Сервис Онлайн-Дневников
Medieval Books
Medieval Manuscript
Medieval Art
Calligraphy Fonts Alphabet
Handwriting Fonts
Typography
Alphabet Book
Font Alphabet
Graffiti Alphabet
Letter V
Kauffman
Woodcuts Prints
National Art
The V&a
Victoria And Albert Museum
Paul
Print | Kauffman, Paul | V&A Explore The Collections
Coins
Personalized Items
Rooms
Н.К.Рерих. Русский город. Виньетка. 1920
Playing Card Games
Game Cards
Playing Card
Н.К.Рерих. Виньетка. Знак издательства
уквица
Буквица (устар.) – книга для первоначального обучения грамоте (азбука или букварь).
уквица
– крупная, цветная, расписная заглавная буква, искусно орнаментированная затейливым декором в виде растений, птиц и животных, сцен из жизни человечества.
Выполняет функцию украшения рукописного (в прошлом) или печатного издания, иллюстрирующая текст в начале книги, страницы с новой темой, нового абзаца или раздела.
Буквица может являться не просто украшением произведения, но и отражать его тему (где-то — тайный смысл).
Изображается только в начале абзаца, «с красной строки» (красивой строки)
Буквица-иллюстрация — декоративно оформлена и выполнена в едином стиле с иллюстрациями в книге. Также она может быть элементом иллюстрации одновременно.
Наборная буквица — увеличенного размера и выделенная цветом. Она может быть рисованной декоративной, а может быть того же стиля что и текст книги.
Открываем книгу
Древнерусские рукописные книги отличаются высокой культурой художественного оформления, самобытной каллиграфией.
Яркие разноцветные буквицы, коричневые столбцы текста в сочетании с розово-желтыми полями пергаментного листа вызывают мысль о рукописной книге как произведении искусства.
Наряду с буквицами, художественным оформлением книг являлись заставки — графические декоративные или сюжетные изображения в начале главы или крупного раздела книги, перед текстом, а также- концовки и миниатюры-выполненные от руки иллюстрации.
Б уквица- чертеж мира
Создатели славянского алфавита Кирилл и Мефодий давали наименования буквам, чтобы азбука звучала осмысленно, утверждая ценность слова и мысли.
Древнерусский книжник, наполняя букву орнаментом, передавал и украшал мысль текста.
Есть
Добро
Глаголь
Буки
Веди
Аз
. Мыслете
Люди
Живете
Како
И
Земля
Твердо
Мыслете
Он
Покой
Рцы
Слово
Хр
Червь
Цы
Ферт
Ук
Древнеславянская Буквица имела 49 букв
Буквица — лист на дереве жизни
Здесь можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней. Эти буквы поют, щебечут, издают звериный рык, летают, скачут, говорят человеческим голосом.
Каждая буквица индивидуальна, неповторима, как неповторим каждый лист на дереве жизни.
С тили книжных украшений
В древних рукописных книгах несколько орнаментных стилей.
Cтаровизантийский (или растительный ) орнамент ХI-ХII вв. Этот стиль отличается простотой и естественностью в изображении растений, переплетенных геометрическими фигурами (кругами, квадратами, ромбами и т.д.).
На заставках и буквицах также встречаются изображения птиц, животных, человеческих лиц и фигур.
О стромирова Е вангелие
Буквицы Остромирова Евангелия (1056-1057) — одна из первых рукописных книг Руси (старовизантийский стиль).
Каждая буквица оригинальна, отличается особым рисунком и комбинацией цветов. Загадочные головы хищных птиц, фантастических химер, крокодилов и саламандр. В сложный орнамент удивительно вписаны и человеческие лица.
Фон этих причудливых буквиц в оригинале исполнен золотом.
С тили книжных украшений
Орнамент ХIII-ХIV вв. известен под названием тератологического или «чудовищного» (от греческого слова «терас», «тератос»-чудовище.
Для этого стиля характерны изображения фантастических зверей и птиц (драконов, змей, грифонов), а также людей, перевитых сложными сплетениями ремней или ветвей.
С тили книжных украшений
Конец XIV — начало XVI века — неовизантийский стиль (стилизованное изображение растений на золотом фоне в геометрически правильных прямоугольных рамках) и «жгутоватого» плетеного (балканского) стиля.
Инициал
Буквица может существовать только в книге — настолько органична их связь.
Инициал — начальные буквы имени, отчества, фамилии (ранее — начальные буквы каких-либо названий, словосочетаний, предметов). Инициал может обозначать принадлежность различных предметов, объединенных в декоративную композицию, владельцу начальной буквы.
Формы некоторых инициалов развиваются подобно росчерку пера, свободно и размашисто. Очень часто в таком размашистом и богатом «танцующими» линиями инициале буква остается почти незаметной.
Инициал
Инициалы А. Терце представляют из себя целую серию — «Мир артиста» — Милан 1902г.
Серия инициалов Г. Фиорини – «Букеты» (1900г.)
Художники книги
И.Я. Билибин, М.В. Добужинский, А.Н.Бенуа, В.А. Фаворский, Т. Маврина
Художники книги
Образы животных и растений в буквицах и инициалах
Образ пейзажа в буквицах
Образ пейзажа в инициалах (ФИО)
Буквицы к басням и сказкам
«Царевна-Лягушка»
«Кот в сапогах»
«Лиса и виноград»
«Буратино»
«Зима и Весна»
«Колобок»
» Новгородские сказки»
Буквицы к сказкам
Буквицы к сказкам