Синицкий Н. Буква «О».
Буква «О» совсем как колесо. Катилась по горам и по лесам. Встретила ослика, потом покатилась дальше и увидела дом с круглым окном. Докатилась до речки. Там плавали окуни, на небе облака. Закатилась в огород. Там росли огурцы. Буква «О» была рада, что так много слов, где есть она сама.
Никашина Д. Буква «П».
Буква «П» приехала в парк. Повстречала она в парке пантеру. Буква «П» сказала: «Привет!» Пантера ответила просто «Р – р — р!» Подошла к ней буква «Р» и сказала: «Вот что! Пантера говорит «привет», но не по-нашему, а по рычащему.
Азманов Р. Буквы.
Жили-были буквы в сказочном государстве. Они жили дружно. Заглавные буквы работали, строили дома, в которых затем жили. Строчные буквы ходили в детские сады и школы. Буквы умели составлять слоги, слова, играли в разные игры, никогда не ссорились. По выходным они ходили в гости, на базар, в кино, знакомились с другими. Иногда артисты приезжали в город. Буквы посещали их концерты. Вот так мирно жили они в своём мире.
Музалёва Е. Поход на День рождения.
В один прекрасный солнечный день буква «Б» пошла в гости на День рождения к букве «А». Дорога проходила через старый густой лес. Буква «Б» шла по тропинке, вокруг неё летали бабочки и пели птицы. Она вместе с птицами пела песни и собирала цветы. Она не заметила, как свернула на другую тропинку.
Буква «Б» собрала большой и красивый букет. Она любовалась им и восхищалась. Но когда она посмотрела вокруг себя, то увидела, что находится в другом месте. Буква «Б» поняла, что она заблудилась. Она села на пенёк и заплакала.
Мимо шла буква «Д». Она тоже шла на День рождения. Она успокоила букву «Б». И они вместе продолжили путь.
Мерцалов А. Дом.
В одном царстве, в книжном государстве, жили-были буквы. Жителей в том государстве было немного, но и немало, 33 буквы. Здесь живут буквы «Д», «О» и «М». Буква «О» чем-то недовольна.
— Почему я должна быть всегда на втором месте? Я хочу быть первой, — сказала буква «О».
— Но если станешь первой, то нарушишь порядок. На этой странице всегда была первой я, — ответила буква «Д».
— А я вообще последняя! – промычала буква «М». – Вы даже меня не замечаете, вот спрячусь я от вас.
Разбежались в разные стороны буквы по странице. Так обиделись друг на друга, что даже забыли, кто за кем должен стоять. Сели и сидят: «О» на печеньке, «Д» на брёвнышке, а «М» вообще куда-то спряталась, не видно её. Развалился их домик. Увидели это буквы, испугались и решили помириться. Как только буквы выстроились правильно, домик их восстановился. Поняли тогда буквы, что каждая их них должна быть на своём месте.
Архипов М. Приключения буквы «К».
«К» котёнком рыжим стала,
С блюдца молоко лакала,
За мышонком побежала,
Поскользнулась и упала.
Разлила она сметану,
Но ругать её не стану.
Подустала буква «К».
Промяукала слегка,
В шкаф тихонько забралась,
В книгу снова улеглась.
Колесникова С. Буква «У».
Буква «У» работает на ферме. У неё корова Зорька. Она доит её рано утром. А корова говорит ей в ответ: «Му-му!»
Никулина Т. Буква «Т».
Как часто мы её встречаем.
Она досталась Тоням, Таням,
Тетрадке, театру, трафарету,
Тарелке, точке, табурету.
И даже в слове «запятая»
Найдёшь ты имя моё «Тая».
Рамазанова К. Буква «Р».
Маленькая девочка любила читать, но не выговаривала букву «Р». Однажды она читала свою любимую сказку «Золотая рыбка». Вдруг в середине страницы начали исчезать буквы «Р». Девочка не понимала, что за слова перед ней: ..ыбка, ста..ик, ста..уха?! А ночью она увидела букву «Р» во сне. Оказывается, буква обиделась, что девочка и разговаривает, и читает без неё. Утром девочка рассказала свою историю маме. Мама отвела её к логопеду. Теперь у этой девочки буква «Р» самая любимая буква в алфавите.
Марков ж. Буква «Ж».
Жила-была буква «Ж». И была у неё большая, дружная семья из 32 братьев и сестёр. Жили они дружно и счастливо. Буква «Ж» любила ходить в зоопарк. Особенно букве «Ж» нравились такие животные: жираф, ёж, морж, а так же всякие жучки. Жила буква «Ж», не тужила, пока однажды летом ни случилась жара, и всех зверей стала мучать жажда. Тогда буква «Ж» обратилась к своим друзьям буквам «Д», «О» и «Ь». И вместе они вызвали дождь. Животные обрадовались, стали весёлыми и поблагодарили буквы.
Осипов Д. Буква «А».
Надоело букве «А» спать в Азбуке. Выпрыгнула она из Азбуки и поехала на автомобиле на базар. Купила она там апельсин, арбуз, абрикос и ананас. Съела буква «А» всё грязными руками, и у неё заболел живот. Приехал доктор Айболит с аптечкой и вылечил букву «А». И буква вернулась в Азбуку.
Ваня и буквы.
Мальчик Ваня не хотел учиться читать. Буквы обиделись на него и убежали. И вдруг мальчик Ваня превратился в девочку Аню, дверь стала страшным зверем, провод превратился в овод и давай летать, жужжать и кусаться. Испугалась девочка Аня, взяла Азбуку и стала учиться читать. Сразу буквы стали на свои места. Аня снова стала Ваней, зверь превратился в дверь, а овод стал смирным проводом.
Поспелова А. Как буквы провели день на Байкале.
Жили-были буквы: «Б» — бабушка, «Д» — дедушка, «А» — Аня, «Д» — Даниил. Как-то летним днём поехали они на Байкал. Ехали дружно и песни пели.
Приехали, поставили палатку, развели костёр. Буква «Д» накачал лодку и поплыл рыбачить. Буква «Б» осталась на берегу с буквами «А» и «Д». Буквы «А» и «Д» резвились на солнечном берегу и купались в озере. Буква «Б» тем временем приготовила обед и позвала буквы «А» и «Д» обедать.
Вскоре приплыл буква «Д» с большим уловом.
К вечеру все успокоились и устали. Поели вкусной рыбы и легли спать.
Мамуева Г. Буква «Л».
Под Новый год пошла буква «Л» в гости к Медвежонку. Медвежонок проспал и не успел купить ёлку. Буква «Л» предложила нарядить её вместо ёлки. Медвежонок со своими друзьями весело отметил Новый год!
Эль-Шаэр С. Буква «Д».
Жила однажды буква «Д».
И что-то с ней случилось:
Из доброй буковки она
Вдруг превратилась в драчуна.
Дерётся, задирает всех…
Что делать? Как же быть?
Решили букву проучить –
И выгнали из дома.
Идёт одна, бредёт одна,
И скучно стало букве,
А тут и мудрая сова:
«Слыхала всё я про тебя!
Ты, буква «Д», задира?!
Нет, ты – Доброта!!!
Ты – Дружба!!!
И будь такой всегда!
Синицкий Н. Буква О.
Буква О совсем как колесо. Катилась по горам и по лесам. Встретила ослика, потом покатилась дальше и увидела дом с круглым окном. Докатилась до речки. Там росли огурцы. Буква «О» была рада, что так много слов, где есть она сама.
Логинов В. Про девочку Женю, букву «Ж» и собачку Жучку.
Жила-была буква «Ж». Однажды она пошла погулять и увидела девочку Женю, которая сидела на скамейке и горько плакала. Буква «Ж» подошла к девочке и спросила, о чём она плачет. Женя рассказала, что у неё потерялась её любимая маленькая собачка Жучка, и заплакала ещё сильнее. Буква «Ж» успокоила девочку и пообещала ей помочь. Она позвала своих друзей жучков и попросила их облететь небольшой городок и найти щенка. Жучки разлетелись в разные стороны на поиски собачки. Вскоре один из них увидел маленького щенка, который жалобно скулил на полянке. Жук подлетел к щенку, спросил, почему тот плачет, и как его зовут. Щенок ответил, что его зовут Жучка, и она потерялась. Жук объяснил Жучке, что он прилетел, чтобы ей помочь. Он полетит впереди и покажет ей дорогу. Собачка побежала за жуком. И вскоре они оказались у скамейки, на которой сидели девочка и буква «Ж». Увидев девочку, Жучка радостно залаяла и завиляла хвостиком. На радостях она лизнула хозяйку в нос.
Девочка поблагодарила букву «Ж» и её друзей жуков за помощь. Все были очень рады тому. Что всё так хорошо закончилось.
В.Ванюшин. Приключения буквы «О».
Жила на свете буква «О»,
Превратилась в колесо,
Покатилась по полям,
По дорожкам и лугам.
Вот встречает буква «О»
На дорожке кой-кого…
Не машинка, не игрушка,
А неведома зверюшка.
Загадка:
Она сидит и квакает, мошек ловко цапает,
зелёного цвета с улыбкой большой… (Лягушка)
Удивилось колесо, и сказало:
— О-о-о-о-о!
Покатилось дальше.
Вот встречает буква «О»
На дороге вот кого:
Загадка:
Она большая в пятнышко, у неё рога,
даёт она детишкам парного молока. (Корова)
Покатилось колесо и увидело вот что…
Загадка:
Разноцветное коромысло над землёй повисло. (Радуга)
Дальше покатилось наше колесо
И встречает на дорожке вот кого:
Загадка:
Деревянный мальчуган с длинным, длинным носом,
Торт испёк на именины для красавицы Мальвины! (Буратино)
Улыбнулась буква «О» и сказала:
— Хорошо я сегодня покаталась,
Днём чудесным наслаждалась!!!
Вот и сказочке конец,
А кто слушал – молодец!
- Ник Бромли «Осторожно! Эта книга кусается!»
- Борис Заходер «Кит и кот»
- Ирина Токмакова «Аля, Кляксич и буква “А”»
- Георгий Юдин «Букваренок. Волшебная азбука в картинках и сказках»
- Михаил Раскатов «Пропавшая буква»
- Александр Шаров «Приключения Ёженьки и других нарисованных человечков»
Ник Бромли
«Осторожно! Эта книга кусается!»
Художник Никола О’Бирн
Перевод с английского Марии Пак
Издательство «Лабиринт Пресс», 2017
Книги французской художницы Никола О’Бирн отличаются прежде всего интересной интерактивной составляющей, поэтому их хорошо читать с маленьким ребенком.
Но благодаря крупному шрифту эти книги подходят еще и для начального самостоятельного чтения. «Осторожно! Эта книга кусается!», текст которой написал Ник Бромли, вполне можно рассматривать как сказку «про буквы». Правда, крокодил, забравшийся в книжку, съел всего две буквы – «О» и «В». И только на одном развороте «конфликт» строится вокруг этих букв. Но разве этого мало? Можно с уверенностью сказать, что «О» и «В» ребенок точно запомнит. А если он уже знает буквы, то, вполне возможно, ему будет интересно узнать, что значит «пропавшая буква» и «пустое место» в слове. Слово от этого разрушается, перестает быть словом! Это, между прочим, важнейшее знание. Кроме того, крокодил, как сообщает нам автор, «глотает слова и целые предложения»… Ужасное существо – крокодил. Но ребенок между делом узнает о существовании грамматических единиц!
Конечно, и трехлетний, и четырехлетний малыш эту информацию, скорее всего, пропустит (хотя это не избавит его от негодования по поводу крокодиловых действий). Но можно и нужно обратить на это внимание ребенка, уже начинающего читать.
Борис Заходер
«Кит и кот»
Художник Евгений Мешков
Издательство «Речь», 2017
Сказка «Кит и кот» Бориса Заходера – самая что ни на есть «буквенная». Ее сюжет строится вокруг перепутанных букв: «кто-то против всяких правил в сказке буквы переставил». В результате кит оказался на месте кита, и наоборот. Возникает веселая путаница. Эта сказка нравилась детям прошлых десятилетий, родителям и бабушкам нынешних детей. И сейчас ее юмор не устарел, а рифмы легко впечатываются в память. За карнавалом с котами и китами детям открывается важное знание: замена одна единственной буквы, маленького значка, совершенно меняет смысл слова.
Поскольку «кит» и «кот» ‒ слова короткие и простые с точки зрения графики, можно предложить ребенку их нарисовать. А можно нарисовать картинки к сказке с «правильными» китом и котом и с «неправильными», а потом подписать, где кто.
Ирина Токмакова
«Аля, Кляксич и буква “А”»
Художник Виктор Чижиков
Издательство «Лабиринт», 2019
Сказочная повесть Ирины Токмаковой может считаться идеальным введением в мир грамоты для малыша четырех-пяти лет (т.е. с того момента, когда ребенок уже способен слушать сказочные повести).
В основе сказки – захватывающий динамичный сюжет с оттенком детектива (похищение злодеем буквы «Я», для спасения которой требуется разгадать загадку), с путешествием и приключениями. Здесь есть понятное дошкольнику противоборство хороших и плохих персонажей и благополучный конец: все спасены, миссия добрых героев выполнена.
Большая часть сказочных персонажей – буквы. Но это не буквы-знаки, а буквы-существа, художественные образы – буквы. У них свои характеры и манера речи, они совершают поступки. А это как нельзя более соответствует детскому восприятию. То, что буквы выступают здесь в качестве «веселых человечков», мгновенно встраивает их в мир образного измерения ребенка: о них можно думать как о «живых», с ними можно играть, можно сочинять истории.
При этом сказка еще и наполнена звукописью, которая особенно наглядна и различима в «монологах» отдельных букв. Автор показывает малышу, что буква вслух произносится как определенный звук и что звуки при слиянии образуют слово. Но делается это без тени дидактизма, является органичной частью сюжета, который и держит внимание ребенка.
Об этой книге можно также прочитать в статьях «Буквы: приключения и превращения» и «Свет мой, зеркальце, скажи!».
Георгий Юдин
«Букваренок. Волшебная азбука в картинках и сказках»
Иллюстрации автора
Издательство «Детская литература», 2018
Книга Георгия Юдина действительно может заменить собою букварь для дошкольника, поскольку буквы здесь изображены как «слепок» с какого-нибудь предмета или явления, как его трансформированное изображение.
Но, наряду с картинками, важное место в книге занимают сказки. Сказка «вокруг буквы» и рисованный образ буквы составляют здесь неразделимое единство. Ребенок смотрит на картинку, отыскивая в ней букву, а взрослый в это время читает ему текст, в котором используются разные слова, начинающиеся на соответствующий звук.
Об этой книге можно также прочитать в статье «Турецкие трусы, или как нарисовать иероглиф».
Михаил Раскатов
«Пропавшая буква»
Художник Евгений Медведев
Издательство «КомпасГид», 2017
В основе сюжета – таинственное исчезновение из Буквограда (и из речи) буквы Ш, необходимость ее отыскать и освободить. Главные герои – близнецы-первоклассники, Саша и Алеша, имена которых с исчезновением буквы видоизменяются самым плачевным образом.
Принцип построения сюжета, вроде бы, очень похож на тот, что использует Ирина Токмакова в своей сказочной повести «Аля, Кляксич и буква А».
Но книга Михаила Раскатова намного сложнее. Здесь гораздо больше действующих лиц, вступающих между собой в разнообразные отношения. Характеры главных героев развиваются по ходу повествования (а в сказке Токмаковой, которая адресована детям более раннего возраста, характеры героев остаются практически неизменными). Саа и Алеа должны преодолевать себя, чтобы вновь обрести нормальные имена. «Восстановление» имени связано с воцарением порядка в целом. Кроме того, в «Пропавшей букве» появляются по-настоящему страшные персонажи, которых называют «буквоедами». Они живут в особой стране, где вся жизнь подчинена жестким правилам, малейшее отступление от которых беспощадно карается. Буквоеды противостоят жителям Буквограда, буквам и знакам препинания.
Во время чтения слушателям книги предстоит пережить с героями опасные приключения и принять участие в разгадывании довольно сложного шифра.
Эту сказку хорошо читать детям, которые уже знают буквы и понемногу начинают осваивать навык чтения. Детям, у которых уже есть опыт восприятия сказочных повестей и которые любят «страшные сказки».
Об этой книге можно также прочитать в статье «Пропавшая буква»: детектив для маленьких».
Александр Шаров
«Приключения Ёженьки и других нарисованных человечков»
Художник Рафаил Вольский
Издательство «ИД Мещерякова», 2016
В основе сказки Александра Шарова лежит противостояние между двумя братьями – Добрым Художником и Злым Художником. Добрый Художник создает образы и свой добрый сказочный мир. Злой Художник тоже видоизменяет мир, но всегда в ущерб Доброму, пытаясь погубить им сотворенное. Это совершенно новый для ребенка взгляд на вещи: оказывается, и творчество может быть разрушительным.
Желая окончательно погубить доброго брата, Злой Художник создает бешеные буквы. Создает он их из нарисованных змей. Главное качество новых букв – жалить и составлять запрещающие слова. Появление бешеных букв приводит к тому, что все вокруг становится «как мертвое». Черствая буква Ч сторожит попавшего в плен Доброго Художника. Кровожадная, клыкастая, коварная буква К руководит войском, посланным Злым Волшебником. Но в конце концов бешеные буквы лишаются своих ядовитых жал и превращаются в «добрых». Довольно сложный образ, через который ребенку открывается, что уметь писать, уметь управлять буквами – это не безусловное благо.
Оказывается, буквы могут нести угрозу всему человечному в мире. Такой вот своеобразный урок философии для детей.
Если думать просто о знакомстве с буквами, то лучше отложить эту книжку на более позднее время.
Пусть ребенок сначала узнает, что такое буквы и зачем они, а уже потом – что они могут быть «бешеными».
Но вообще это невероятно поэтичная и в то же время драматичная сказка с непредсказуемо развивающимся сюжетом, неожиданными образами и неотпускающим напряжением: героям, не успевшим избегнуть одной опасности, уже грозит новая беда. Однако по воле сказочника все злые персонажи непременно превращаются в добрых. Все – кроме главного злодея. Он просто прячется. И это оставляет в глубине души чувство тревоги.
Так как сказка построена на сложной игре значений и непростых образах, ее лучше читать ребенку не раньше пяти лет. А можно предложить для самостоятельного чтения читателю лет восьми: простенькой и неинтересной она не покажется.
Материал подготовили Марина Аромштам и Елизавета Прудовская
Подборка веселых азбук в стихотворениях и загадках со сказочными персонажами и героями мультфильмов. Пригодится для игр, конкурсов и сценариев развлекательных мероприятий на тему сказок.
А Искал купец подарки…. (Сказочная азбука в загадках)
А Искал купец подарки
Для любимых дочек.
В саду у Чудища сорвал
Он … (Аленький цветочек)
Б Из полена папа Карло
Смастерил в той сказке сына.
Все ребята теперь знают
Приключения …(Буратино)
В Кто любит сочинять стихи,
Кричать их громко вслух?
Он ходит в гости с Пятачком
Веселый …(Винни — Пух)
Г Лилипутов не обижал,
Великанов он уважал,
Не стеснялся хороших манер
И со всеми дружил … (Гулливер)
Д Девочка в цветке спала.
Мала , как иголочка.
Но как добра , и как смела
Крошечка … (Дюймовочка)
Е Вдруг по щучьему веленью
В сани прыгают поленья.
И на печке для веселья
Едет сам к царю … (Емеля)
Е Он медвежонку другом стал,
С ним звезды на небе считал.
В лесу среди лесных дорожек
В тумане заблудился … (Ежик)
Ж Ночью Дюймовочку украла ,
Чтоб та невестой сыну стала.
Не испугалась и ужа бы
Из сказки Андерсена … (Жаба)
З Трудолюбивой девушка была.
На бал попасть ей фея помогла.
И во дворце, как солнышко,
Красою блистала … (Золушка)
И На курьих ножках средь болот
Стоит , гостей незваных ждет.
Вертит ее Яга-старушка,
Послушна бабушке … (Избушка)
К Яйцо оказалось в гнезде непростое —
Блестит и сверкает . Оно — золотое!
Удивляется Дед . Восхишается Баба.
Что за чудо такое снесла … (Курочка Ряба)
Л Кого — то на прутике утки несут.
На юг полетели они через пруд.
Но сверху свалилась в болото квакушка,
И хвасталась зря, что летает … ( Лягушка ) .
М Медведь пироги нес
С капустой и с кашей.
А в короб забралась
И спряталась … (Маша)
Н Царевна печалится и слезы льет.
И царь срочно замуж ее выдае.
Пусть беден жених , пусть он не без изъяна,
Но чтоб с ним смеяться могла … (Несмеяна)
О Иа уж тем и знаменит,
Что потерял свой хвостик.
Всегда имеет грустный вид
Любимый всеми … (Ослик)
П Избушку заячью лисица заняла
И выгнала зайчишку со двора .
Но рыжая сбежала со всех ног ,
Когда прогнать ее явился … (Петушок)
Р Дед и бабка , внучка , Жучка —
Все в ботву вцепились крепко .
До чего большая в сказке
Уродилась чудо … (Репка)
С Он с гуслями в подводный мир
Спустился глубоко.
Царя морского обманул
И спас друзей … (Садко)
Т На дне сокровище нашла
И мальчугану отдала.
Золотой ключ Буратино подарила
Черепаха, всем известная … (Тортилла )
У Живет под розовым кустом
Там , где в саду калитка.
И носит на себе свой дом
Садовая … (Улитка)
Ф Ею подарены не зря
Две туфельки из хрусталя.
Всем сердцем Золушку жалея.
На бал ее послала … (Фея)
Х Его друзья — Степашка и Каркуша.
Давно звезда телеэкрана … (Хрюша)
Ц На острове жил он среди великанов.
В пещере скрывал он и коз , и баранов.
Один только глаз у него во весь лоб,
Таким Одиссею явился … (Циклоп)
Ч У него большие уши ,
Сам весь мягкий как из плюша .
Знает каждая букашка —
С Геной дружит … (Чебурашка)
Ш Тысячу сказок она рассказала.
И этим себя от смерти спасала.
Так для царя ценнее клада
Стала навеки … (Шахерезада)
Щ Бороться со злом герой этот рожден .
Мышиный король им в бою побежден .
На тонких ногах , с большим ртом попрыгунчик ,
Стал принцем прекрасным отважный … ( Щелкунчик ) .
Э Много опасностей ждет их в пути .
К Гудвину вместе решили идти .
С верным Тотошкой спешит она к цели ,
Добрая , смелая девочка … ( Элли ) .
Ю Этот змей на вид суров .
Жаром пышут семь голов .
Прилетает ниоткуда ,
Всех пугает … ( Чудо — Юдо ) .
Я Ее все зовут
Костяная Нога .
И в ступе над лесом
Летает … ( Яга )
Гладышева Светлана Николаевна
Азбука-мультяшка
А
Алиса знакома с Чеширским котом,
И кот этот тоже с Алисой знаком.
Б
Буратино нос имеет длинный,
Дружит с Артемоном и Мальвиной.
В
Винни-Пух — забавный толстый мишка.
Любит мед, не любит кочерыжки.
Г
Гуси-лебеди летали,
Ваню с Маней не достали.
Д
Дюймовочка — девочка-крошка,
Как спички и ручки, и ножки.
Е
Емеля едет на печи.
«Посторонитесь-ка», — кричит.
Ё
Ёжик в тумане слегка заблудился
И на туман потому разозлился.
Ж
Жук Дюймовочку спасал,
Быть невестой предлагал.
З
Змей-Горыныч — страшный змей,
Всех других на свете злей.
И
Иа-Иа смотрелся в лужу
И вдруг осла там обнаружил.
Й
АЙболит пришьет крыло,
Смажет Йодом. Все прошло!
К
Кот Баюн баюкает людей,
Чем их больше спит, тем ему милей.
Л
Леопольд со всеми дружен,
Только мышкам он не нужен.
М
Мальвину знают все вокруг,
Ей Артемон и пес, и друг.
Н
Незнайка — это коротышка,
Есть про него и фильм, и книжка.
О
Олле-Лукойе — маленький гном,
Ходит везде под веселым зонтом.
П
Папа Карло выстругал мальчишку,
Деревянного забавного сынишку.
Р
Русалочки играют в море в салки
И в прятки, прыгалки, скакалки.
С
Солнышко на нитке весело качалось,
Солнышко на нитке славно развлекалось.
Т
Тортилла — это черепаха,
В болоте ключ хранит без страха.
У
Умка — белый медвежонок,
Льдинку скушал он спросонок.
Ф
Фунтик — в цирке акробат,
Он своей работе рад.
Х
Хома и суслик жили дружно.
Гороха бы побольше нужно!
Ц
Цапля Машеньке сказала:
«Лучше б ты в кроватке спала».
Ч
Чипполлино — мальчик-лук,
Это знают все вокруг.
Ш
Шапокляк — противная старушка,
Может у детей отнять игрушки.
Щ
Щенок родился голубым
И был за это нелюбим.
Ъ
Поезжайте-ка в обЪезд,
А не то вас леший сЪест.
Ы
Мышонок Пик не кушал сЫр,
Зато увидел целЫй мир.
Ь
Горе-ЗлосчастЬе забралосЬ на пенЬ:
«Где, ты, Иван, пропадаешЬ весЬ денЬ?».
Э
Элли с Тотошкой в сказку пошли
И в Изумрудный город пришли.
Ю
ЛЮдоед и Чудо-Юдо
Чуть не скушали верблЮда.
Я
Ясно солнышко проснулось,
С неба в сказку улыбнулось.
Аладдин с Али-Бабою… (Сказочная азбука)
А
Аладдин с Али-Бабою
Ели ананас с айвою,
А разбойники и джинн —
Алычу и апельсин.
Б
Буратино — бедный малый,
Но смышлёный небывало.
Бородатый Карабас
Одурачен им не раз.
В
Водяной живёт в воде,
Рыба плещет в бороде.
Развлечение одно:
Тянет всё к себе на дно.
Г
Гуси-Лебеди Ивашку,
Ухватили за рубашку,
И несут к Яге в избушку
Чтоб порадовать старушку.
Д
Добрыня — русский богатырь,
В плечах — невиданная ширь.
Он в битве змЕя победил
И свой народ освободил.
Е
Емеля — дурак, но такая вот штука,
Ведь именно им была поймана щука,
Которая после «по щучью веленью»
Всегда исполняла Емели хотенья.
Ё
Ёж — герой из многих сказок,
Весь в иголках он, как ёлка.
Ощетинится и сразу
Испугает даже волка.
Ж
Живая вода в сказке очень нужна:
Погиб богатырь — окропи поскорее,
И встанет тотчас же мертвец, как от сна,
Не только живой, но в сто раз красивее.
З
Золушка с бала бежала, спешила.
Туфельку в спешке она обронила.
Принц подивился столь маленькой ножке,
Туфельку эту найдя на дорожке.
И
Иванушка не слушался сестрицу,
Испил воды из козьего копытца.
И в тот же миг из славного ребёнка
Он превратился в резвого козлёнка.
А ты, дружок, не пей из луж водицы,
Чтоб в козлика тебе не превратиться.
Й
СмелыЙ, добрыЙ мальчик КаЙ!
ОпасаЙся, не играЙ
С КоролевоЙ СнежноЙ,
С ГердоЙ играЙ нежноЙ.
Королевы берегись —
Злая она, гадкая.
С новоЙ буквоЙ подружись —
Это И, но краткая.
К
Кот — Баюн опасен очень:
Запоёт, не только ночью,
Засыпают все подряд:
Царь и витязь, и солдат.
Л
Лиса — известная плутовка.
А врёт, проказница, как ловко!
Каким был шустрым Колобок
И тот попал к ней на зубок.
М
Мальчик-с-Пальчик ростом мал,
Но смышлён и так удал!
Великана — Людоеда
Он оставил без обеда.
Н
Несмеяна плачет горько
На закате и на зорьке.
Даже ночью голосила,
Всю перину промочила.
О
Одолень — трава, быть может,
Трусу вовсе не поможет.
Зато храбрый станет с ней
И бесстрашней, и сильней.
П
Петушок, Петушок,
Золотой гребешок!
Захотел горошка —
Выглянул в окошко.
Ох, и глупый Петушок:
Угодил к лисе в мешок.
Р
Русалочка — девушка с рыбьим хвостом.
Средь моря жила, но мечтала о том,
Чтоб хвост свой сменить на изящные ножки,
И к принцу земному уйти по дорожке.
С
Соловей-Разбойник свистом
Учинял разбой туристам.
Над купцами изгалялся,
Вот Илья и не сдержался:
Басурмана так скрутил,
Что свистеть не стало сил.
Т
Тыква, ставшая каретой,
В сказке может быть и это.
Но без палочки и феи
Чуда сделать не сумеем.
У
Уточку серую жалко-прежалко,
Хочется мне за неё заступиться.
Вот отыщу подлиннее я палку,
Ну, берегись тогда, злая лисица!
Ф
Федора посуду свою полюбила,
До яркого блеска посуду отмыла.
Сияет, как новая, снова кастрюля,
Не скажет никто, что Федора грязнуля.
Х
Хоттабыч — старик, но душою — мальчишка,
Об этом написана целая книжка.
Хочу я с Хоттабычем тоже дружить,
Осталось кувшин лишь в реке изловить.
Ц
Цокотуха — это муха
С позолотой во всё брюхо.
К пауку попала в сети,
Помогите мухе, дети!
Ч
Чудо-Юдо, Чудо-Юдо!
Ты на Русь пришло откуда?
Уходи назад скорей,
Не дразни богатырей!
Ш
Шапка — Невидимка в моде
В нашем сказочном народе.
Если хочешь скрыться с глаз,
На макушку шапку — раз!
Щ
Щелкунчик был принцем когда-то
В одном королевстве богатом.
Мышильда жестокая, злая,
От ненависти изнемогая,
Заклятье над ним прочитала
И вот что с бедняжкою стало.
Ъ
Твёрдый знак
Ь — И мягкий знак
Вам запомнятся вот так:
Дважды Р перевернули
И к одной «прибили флаг».
Ы
Змей ГорЫнЫч злобно дЫшит,
Из трёх пастей пламя пЫшет,
ДЫм валит, как из трубЫ.
Видишь, сколько слов здесь с Ы?
Э
Эльфы — народец, живущий в горах,
В ветках деревьев, в траве, на кустах.
Вместе с Дюймовочкой (вот так потеха!),
Эльфы смеются, и вторит им эхо!
Ю
Юная принцесса
Со своим двором
В замке среди леса
Спит столетним сном.
Разбудить принцессу
Сможет принц, но тот,
Что её полюбит
Да в лесу найдёт.
Я
Яблочко по блюдечку
С золотой каёмочкой
Двигает с усердием
Бабушка Яга.
Что творится за морем,
Что в родной сторонушке
Так увидеть хочется!
Но болит нога…
Галина Листопад
Раз волшебник-чародей… (Волшебная азбука)
Раз волшебник-чародей
Буквам стал учить детей.
Тут же буква А у нас
Превратилась в ананас.
Буква Б —
В большой букет.
Буква В —
В велосипед.
Стала буква Г
Гармошкой.
Буква Д —
Лесной дорожкой,
По которой Е — енот
В гости к Ёжику идет.
Стала Ж
Жирафом длинным.
З — зонтом
У куклы Зины.
Там, где буква И была,
Появилась вдруг игла.
Чтоб иглой той мудрый Йог
Починить бы майку смог.
Это — с буквой К страница.
Белый козлик здесь резвится.
Где ж Л? Да вот она!
Круглолицая Луна!
Букву М волшебник ловкий
Превратил в пучок морковки.
Н — в мальчишек негритят.
О — в забавных оленят.
П сказала: — Я панама!
Р ответила: — Я рама.
С снежинкой закружилась.
Т тележкой покатилась.
А ее соседка У
Стала уткой на пруду.
Ф фонтаном в небо бьет.
Х заводит хоровод.
Стала Ц царем Салтаном.
Ч — пузатым чемоданом.
Стала шапкой буква Ш.
Щ — щенком у малыша.
Твердый знак без промедленья
Превратился в обЪявленье.
Буква Ы — в речной камЫш.
Мягкий знак — в шалунью мышЬ.
Э, похожая на птичку,
Превратилась в электричку.
Стала буква Ю вьЮнком.
Я — блестящим якорьком.
Вот и кончилась игра.
В школу нам идти пора.
В.Степанов
В дремучем лесу, что в далекой сторонке… (Сказочная Азбука)
А
В дремучем лесу, что в далекой сторонке,
Цветок разыскали Ванюша с АЛЁНКОЙ.
Б
Тот алый цветок пуще глаз берегла
И в чаще лесной скрыла БАБА-ЯГА.
В
Яга поспешила, взяв ступу с метлой,
В болотное царство, где жил ВОДЯНОЙ.
Г
Сказал Водяной: «Чтоб поймать нам детей,
Пошли-ка за ними ГУСЕЙ-ЛЕБЕДЕЙ.»
Д
Вмиг гуси схватили ребят и домой
К Яге отнесли, чтоб стерёг ДОМОВОЙ.
Е,Ё
На помощь пришли к ним ЕЖИХА и ЁЖИК:
«Мы знаем, кто спрятать цветок нам поможет!»
Ж
К ежам за цветком прилетела ЖАР-ПТИЦА,
Но Баба-яга поспешила хватиться:
З
Над лесом Жар-птица летит, и за ней
Огнём полыхает Горыныч, злой ЗМЕЙ.
И,Й
Царевич ИВАН подоспел наконец,
И змея осилил лихоЙ молодец.
К
Сказала жар-птица: «Спаси-ка, Иван,
Алёнушку с Ваней, КЛУБОК тебе дам,
Л
К избушке Яги он тебя приведёт.»
А ЛЕШИЙ не дремлет — Ивана уж ждёт:
М
Огнями он манит в болотную муть…
Но МЕСЯЦ осветит Царевичу путь.
Н
Дворец НЕСМЕЯНЫ стоит на пути,
Её рассмешив, только сможешь пройти.
О
Чтоб стала Царевна опять хохотушка,
Весёлый свой танец спляши, ОГНЕВУШКА!
П
Царевна смеялась — заклятью конец!
Пропел ПЕТУШОК: «Расколдован дворец!»
Р
Иван пошел дальше — над гладью речной
РУСАЛКИ ведут хоровод под луной.
С
Русалки забрали волшебный клубок.
На помощь Ивану спешит СЕРЫЙ ВОЛК:
Т
«Скажу заклинанье — расступятся волны!
За ними спускайся ты в ТЕРЕМ ПОДВОДНЫЙ!»
У
В подводное царство вошел Иван вскоре.
Нашел в нём клубок, вышел У ЛУКОМОРЬЯ.
Ф
Над дубом зелёным там ФИНИСТ летает,
Кот чёрный учёный по цепи гуляет.
Х
А рядом стоит заколдованный лес,
И виден над лесом ХРУСТАЛЬНЫЙ ДВОРЕЦ.
Ц
В нём Баба-яга превратила принцессу
В ЦАРЕВНУ-ЛЯГУШКУ из тёмного леса.
Ч
Чтоб ЧАРЫ развеять и ЧУДУ случиться,
Царевичу нужно в лягушку влюбиться!
Ш
Царевич взял ШАПКУ, надел Невидимку,
Нашёл во дворец он лесную тропинку.
Щ
Ту шапку волшебную ЩУКА дала,
Сказав, что лягушка принцессой была.
Ъ,Ы
Принцессу царевич любил всей душой.
ОбЪедешь весь свет — да не сЫщешь такой!
Ь
В Хрустальный дворец поспешил молодец:
«Лягушка, пойдёшЬ ты со мной под венец?»
Э
Не знала она, что любовь так сильна,
Лишь ЭХОМ лягушка ответила: «Да».
Ю
Не ЮДО, а Чудо вошло во дворец:
Принцесса красива — пришел злу конец!
Я
Исчезла ЯГА и пропал тёмный лес,
Стал сказочным он, полным добрых чудес!
Алёнушку с Ваней тропинкой лесной
Ежи отвели к маме с папой домой.
Прокопьева Юлия
- Буквы, азбука, русский язык — тематическая подборка
- Что и как читать ребенку? Советы и лучшие книги для ваших детей от 0 до 7 лет
Спасибо за чтение! Вам понравилось?
Перейти к содержимому
Агентство душевных сказок
сказки про буквы
ГЕРОИНЯ СКАЗКИ — БУКВА А Не удивляйся, но в стране Азбуки маленькие буквы тоже ходят в школу и тоже изучают разные предметы! Вот только уроки у них проходят немножко по-другому. Буква А в Азбучной школе – директор и поэтому ведет два самых главных предмета – математику и рисование. Ну, математика – понятно, скажешь ты. Она …
Как учатся в Азбучной школе. Сказка про букву А Читать полностью »
ГЕРОИНЯ СКАЗКИ — БУКВА Б Как-то раз буква Б купила бублик: ароматный, с хрустящей корочкой – объеденье! Шагает по улице и представляет, как придет домой, самовар поставит, а потом будет травяной чаек попивать и бубликом лакомиться. Вдруг из-за угла выбегает какой-то мальчуган и давай громко кричать: «Дырку от бублика потеряла! Дырку от бублика потеряла!» Посмотрела …
Как дырку от бублика искали. Сказка про букву Б Читать полностью »
ГЕРОИ СКАЗКИ — БУКВА Е (а также буквы Ё, Д) В большом и уютном доме под названием АЗБУКА проживали в своих квартирах 33 буквы. Жили не тужили, да вот однажды у буквы Е с соседями ссора вышла. Соседка слева Д заважничала и сказала, что больше она ни с кем не водится. А соседка справа Ё …
Путешествие буквы Е Читать полностью »
ГЕРОИНЯ СКАЗКИ — БУКВА Ж Буква Ж была очень жизнерадостная. Она целыми днями бегала по лугам и лесам, собирая цветы, слушая пение птиц и радуясь красоте мира. Больше всего Ж любила солнышко и ясную безоблачную погоду. Но однажды откуда ни возьмись налетела на Азбучную страну темная-претёмная туча. Буква Ж вышла в поле, а цветочки все …
Как туча обрадовалась! Сказка про букву Ж Читать полностью »
ГЕРОИ СКАЗКИ — БУКВА З (а также буква Ъ) Зима в Азбучной стране выдалась снежная и морозная. Буквы целыми днями катались на санках, лыжах и коньках. Ох и радости-то было! Один старичок Ъ (твердый знак) зиме не радовался. В морозы у него начинали сильно ноги болеть, вот он и лежал себе на печи да суставы …
Новогодние приключения буквы З Читать полностью »
Сказочная азбука
Звучит мелодия из кинофильма «Приключение Буратино».
Выходят ведущая—Азбука и мальчик.
На фоне мелодии мальчик читает стихотворение «Путешественник» (Александр Лугарёв).
Дальние дали, чудесные страны
Манят меня сквозь «седые туманы».
На кораблях, на слонах и верблюдах
Снова я еду на поиски чуда.
Я постоянно в далёких походах:
На самолётах и теплоходах,
Яхтах, каноэ, автомобилях
«Жму километры» и «меряю мили».
Нет, не обманщик я и не врунишка,
Просто мальчишка, читающий книжки…
Азбука: Здравствуй, …! Ты меня узнал? Да, я – королева Азбука, а все буквы, с которыми ты
познакомился, мои подданные. Сюда я пришла не случайно. Сегодня ребята 1д класса прощаются с
Азбукой и отправляются в увлекательное путешествие – по городу с необычным названием Алфавит.
Вместе со мной пришли все 33 буквы—сестрицы. Они ждут за кулисами. Беги, позови их!
Звучит запись песни «33 сестрицы».
Ребята входят в зал поочерёдно (по тексту песни) и занимают свои места.
Азбука:
Я смотрю на ваши лица,
Хорошо, отрадно мне,
Словно я в огромной, дружной
И приветливой семье.
Я смотрю на ваши лица
И хочу вам предложить,
Всех присутствующих в зале,
Нашей сказкой удивить.
Вы согласны!
Сказка, сказка, прибаутка,
Рассказать её – не шутка.
Чтобы сказочка сначала
Словно реченька журчала,
Чтоб к концу и стар, и мал
От неё не задремал.
Звучит мелодия из телепередачи «В гостях у сказки».
Азбука поворачивает баннер с декорациями.
«Сказочная азбука – путь к чтению без принуждения».
Азбука: Итак, друзья, вы готовы?
В одной сказочной стране, в городе букв с необычным названием Алфавит на улице Большой
Печатной живут себе, поживают господа Буквы. Вы, конечно, уже видели этих господ не один раз,
но даже и не предполагали, что они, как люди, имеют разные характеры и привычки, живут в своих
буквенных домиках, ходят на работу и в школу. А по выходным они так же, как и вы, любят ходить в
цирк и детский парк. Правда, интересно? Тогда вперёд – к жителям волшебного города!
Из окошка самого первого домика всегда раздаётся музыка и слышны песни, ведь здесь живёт
самый настоящий артист – буква А.
Буква А – артист Антошка,
У него в руках гармошка.
Целый день поёт для нас
И зовёт пуститься в пляс!
Выбегает Антошка.
Антошка: Привет, друзья! А вот и я! Приглашаю всей гурьбой станцевать со мной флешбой! Ой!
Неправильно! Флешмоб!
Все вместе исполняют флешмоб под песню «Буква А».
Антошка: Молодцы! Продолжайте знакомиться с моими соседями.
А дальше живут её соседи – буквы Б и В. Они похожи между собой по характеру – уж очень
любят эти господа полакомиться сладостями. Вот и выросли у них огромные животы, из—за которых
часто возникает спор: чей живот больше. Посмотрите, господин В обиделся и отвернулся от своего
соседа, а господин Б не такой обидчивый, поэтому он тянет ручку и предлагает перемирие.
Буква Б – как бегемот.
У неё большой живот.
Просыпаясь утром рано,
Булок просит и баранок.
В – пузатый весельчак.
Только до чего ж чудак!
Вечером по воскресеньям
Объедается вареньем!
Следующего жителя на улице Большой Печатной вы хорошо знаете, это буква Г – говорящий
галчонок, как в мультфильме «Простоквашино». Он сидит на окошке и громко кричит, развлекая
своих соседей.
Г – галчонок говорящий.
Он затейник настоящий.
Каждый день скороговорки
Говорит он без умолку.
Выбегает Галчонок.
Галчонок: Здравствуйте, милые ребятишки! Я рад, что вы меня вспомнили. Интересно, а вы можете
говорить скороговорки без умолку? Тогда я предлагаю вам посоревноваться со мной.
Проводится конкурс скороговорок.
Галчонок: Молодцы! Вы настоящие борцы! Продолжайте слушать сказку!
За буквой Г живёт дама—модница – буква Д со своими маленькими дочурками Е и Ё.
Очень модная Дама!
Только до чего ж упряма!
Даже в летний день на ножки
Надевает Д сапожки!
Буквы Е и Ё близняшки.
До чего ж они милашки!
Чтоб их как—то отличали,
Ё два банта повязали.
А дальше находится большое здание Цирка. Сюда все жители города приходят по выходным на
представление. Вы, наверное, тоже хотели бы заглянуть в буквенный цирк? Пожалуйста! Буквы—
циркачи уже на арене. Представление начинается!
Буква Ж – жонглёр хвостатый.
Знают все его ребята.
Приглашает в воскресенье
Всех жонглёр на представленье!
В цирке З – змея у нас.
Зазывает на показ.
Ловко трюки выполняет,
Ребятишек развлекает!
И с Й—ю два брата,
Два весёлых акробата.
Один с шапкой, другой без –
Вызывают интерес!
Убегает прочь тоска –
Вышел клоун – буква Ка.
Ну и шутки! Вот потеха!
Зал весь залит звонким смехом!
Выбегает клоун. Кувыркается и прыгает.
Клоун: Ура! Ура! Теперь мой выход, детвора!
Пришла пора вам показать,
Что успели вы узнать.
Чтобы с азбукой проститься,
Всем вам надо потрудиться,
Испытания пройти.
Всем удачи! Не хитри!
Проводятся игры с буквами и словами:
презентация «Игры со словами», игра «Живые буквы», игра «Превращения», ребусы.
Клоун: Здорово! Ой, пора уже бежать. Скоро льву здесь выступать!
К окончанию успев,
Буква эЛь выходит – лев.
Наступила тишина –
Всё внимание на льва!
После представления в цирке и взрослые, и дети отправляются гулять в парк. В буквенном парке
есть музыкальная горка, колесо обозрения, перекладина для упражнений и старая лесенка. А
охраняет парк собака Рекс. Отправляемся в буквенный парк!
Отчего же так сегодня
веселится детвора?
Это в парке появилась
музыкальная гора!
Малыши, постройтесь в ряд!
эМ прокатит всех ребят!
Выходит Домисолька.
Домисолька: Я рада видеть вас, друзья! Догадались, кто я? Я – Домисолька, узнала, что вы очень
хорошо поёте. Мне так захотелось послушать ваше пение. Пожалуйста, спойте песенку про азбуку.
Дети исполняют песню «Азбука каждому нужна»
Домисолька: Спели дружно! Молодцы!
Настоящие певцы!
От души я вам желаю
Всем счастливого пути!
Вот стоит эН – лесенка,
Только ей не весело –
Очень лесенка стара,
Перекладина одна.
Просит эН: не экономьте!
Ведь нуждаюсь я в ремонте!
О – колесо для обозрения –
Всех прокатит в воскресенье.
В будни отдыхает О
И отправляет всех в кино!
П – перекладина на палках.
Подходи, коль сил не жалко!
Ну, попробуй, подтянись!
Удалось? Получишь приз!
Эй, через забор не лезь!
В парке эР – охранник – Рекс!
Он рычит сердито:
Р—р—р, сейчас закрыто!
Побегав по сказочному парку, продолжаем прогуливаться улицей Большой Печатной, на которой
живут господа Буквы. Смотрите, вот мы приближаемся к домику, шторы на окошке которого всегда
закрыты, ведь здесь живёт соня – буква С. Соня спит и днём, и ночью, поэтому солнечный свет ей
ни к чему.
Соня эС в своей постели
Спит уж целых две недели!
Соня! Срочно просыпайся!
В школу быстро собирайся!
А в соседнем домике, наоборот, окошки открываются рано утром. Здесь живёт буква Т –
торопыжка, в отличие от своей соседки – сони, встаёт рано утром и прибегает раньше всех в школу.
Всех быстрей Т – торопыжка
Собирает в сумку книжки.
В школу рано прибегает,
Детям двери отворяет!
И кричит: «Звонок сейчас!
Поспешите, дети, в класс!»
А в буквенной школе очень интересно и познавательно! Все буквы ходят на уроки чтения,
письма, физического воспитания и даже хореографии.
В школе есть учитель У –
Учит чтению, письму.
А ещё читает сказки.
Входит У всегда с указкой.
Учитель: Молодец, чтец! А теперь пусть ребята споют о том, чему ещё учат в школе?
Дети исполняют песню «Чему учат в школе»
Учитель: Браво! Браво! Ставлю вам отметку 5! Разрешаю и другие вам уроки посещать.
В школе эФ – физрук у нас.
Он в шеренгу строит класс:
«Будем мы играть в футбол!
Кто забьёт сегодня гол?»
С классом хореограф Ха
Учит танец петуха:
«Грациозней! Руки вверх!
Обеспечен нам успех!»
Вылетает Петух, исполняет импровизированный танец.
Петух: Ха—ха—ха! Ха—ха—ха!
Наступил год Петуха!
Выходите – ка, друзья!
Учить танец петуха!
Ой, а музыку ведь я
Сочинить забыл, друзья!
Но ведь это же, пустяк!
Потанцуем под «утят».
Все вместе исполняют «Танец маленьких утят»
Петух: Вот спасибо, уважили Петуха! До следующей встречи, друзья!
Пройдя и заглянув в здание буквенной школы, мы с вами вновь оказались возле буквенных
домиков. Сколько здесь ещё удивительных жильцов! Будем знакомиться?
Удивительный жилец –
Ц – цветочный продавец.
Ц с собою носит счёты
И цветам ведёт учёт он.
На чердак влез Ч – читатель –
Замечательный приятель!
Книги день и ночь читает,
Обо всём на свете знает.
Выходит Буковка.
Буковка: Здравствуйте, ребята! Это я – Буковка. Я живу в Солнечном городе, где вместе со своим
другом Листиком основала книжный театр. Скажите, вы много читаете? А стихи о книге знаете?
Дети читают стихи: «Слово про слово» — Ю. Энтин, «Книжкины секреты» — Л. Гусельникова,
«Бумажный кораблик по имени «Книга» — А. Сметанин, «Книгоград» — Д. Кугультинов,
«Вова – книгочей» — Т. Гусарова.
Татьяна Гусарова «Вова—книгочей»
Не знаю я даже, как вам и сказать:
Наш Вова на днях научился читать.
Спит с книжкой в обнимку всю ночь напролет,
Проснется – и тут же ко всем пристает,
Прочтет два—три слова и просит: «Проверь!»
Он гордый такой: «Я читатель теперь!»
Мы всею семьёю за чтенье взялись,
Нас Вова заставил.
Эх! Вот она, жизнь!
Андрей Сметанин «Бумажный кораблик по имени «Книга»
Бумажный кораблик
По имени «Книга»
Не хуже корвета,
Фрегата и брига
Меня увлечёт
В океаны мечтаний,
Где щедро откроет
Сокровища знаний.
Готовы нести меня
В дальние страны
Рассказы и сказки,
Стихи и романы.
Страниц паруса
Наполняются бризом
Историй талантливых,
Полных сюрпризов.
А я командир
Экспедиции—чтения.
Поплыли со мною
Искать приключения!
Давид Кугультинов «Книгоград»
В моём шкафу теснится к тому том,
И каждый том на полке словно дом…
Обложку—дверь откроешь второпях –
И ты вошёл, и ты уже в гостях.
Как переулок – каждый книжный ряд.
И весь мой шкаф – чудесный Книгоград…
Людмила Гусельникова «Книжкины секреты»
Если хочешь много знать,
Вслушайся в советы.
Научись распознавать
Книжные секреты.
В каждой книжке — свой секрет,
И ненужных книжек нет.
Если быстрый самолет
В небо устремился,
Знает свой секрет пилот.
Он ему учился.
В каждой книжке — свой секрет,
И ненужных книжек нет.
Если мама на обед
Варит щи и кашу,
У нее есть свой секрет,
Тоже очень важный.
Знайте, все девчонки,
Знайте, все мальчишки:
В каждой книжке — свой секрет!
Все читайте книжки!
Юрий Энтин «Слово про слово»
Давайте представим, хотя бы на миг,
Что вдруг мы лишились журналов и книг,
Что люди не знают, что значит поэт,
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.
Что будто никто никогда в этом мире,
И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,
Что нету Незнайки, вруна—недотёпы,
Что нет Айболита, и нет дяди Стёпы.
Наверно нельзя и представить такого?
Так здравствуй же, умное, доброе слово!
Пусть книги, друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!
Буковка: Умницы! Вот это ДА!
Вы мастера, каких немного,
К делам подходите вы строго.
Продолжайте, не спеша,
Путь к дому с буквой Ша.
Ша – весёлый шут Петрушка.
Буква Ща – его подружка.
Ща шуту щекочет щёки,
Не даёт учить уроки!
Спорят Мягкий с Твёрдым Знаком,
Дело уж подходит к драке:
Кто из них двоих нужней,
В русской грамоте важней?
«Кто затеял перепалку?» –
Буква Ы выходит с палкой.
Знаки буква Ы журит,
Грозя палкой, говорит:
«Не деритесь, не кричите,
А между собой дружите!
И не спорьте, так скажу вам,
Впредь, чтоб были вы мудры:
Оба вы для алфавита
Одинаково важны!»
По музеям проведёт
Буква Э – экскурсовод.
За день много говорит,
К вечеру язык болит.
Ю, накрасив губки,
Нарядилась в юбку.
Прихватив с собою круг,
Уезжает Ю на юг!
Я – девочка Яна –
Вышла на поляну,
Стала ягодки искать,
Стала буковки считать.
Пока ягодки искала,
Эту сказочку узнала!
Звучит мелодия Е. Булыниной.
Азбука: (на фоне мелодии) Спасибо, ребята! Вот и завершилось наше путешествие. Мы
познакомились со всеми жителями Алфавита. Но на этом сказка не заканчивается. Дело в том, что
господа буквы предлагают вам дружить с ними. Вы спросите, как? Очень просто! Совсем скоро вы
научитесь выразительно читать, соблюдая знаки препинания и отделяя каждое предложение от
предложения, и тогда буквы—сестрицы расскажут вам множество интересных и увлекательных
историй. Давайте дружить и с азбукой и с букварём.
Все вместе исполняют песню «Дружба с букварём»
Азбука:
Позади нелёгкий труд
Слогового чтения.
Вам сегодня выдают
У—до—сто—ве—ре—ни—я!
Азбука: Для вручения дипломов я приглашаю библиотекаря нашей школы Сайкину В. В. и
заместителя директора по УВР Селивёрстову Л. В.
Вручаются дипломы.
Азбука: А теперь слово для поздравления предоставляется нашим дорогим и любимым родителям.
Родители читают стихи и исполняют песню—переделку «Читать или не читать».
Кто чему научится
Чему первым делом
Научится кошка?
— Хватать!
Чему первым делом
Научится птица?
— Летать!
Чему первым делом
Научится школьник?
— Читать!
(Валентин Берестов)
Ребята! Поздравляем вас с праздником! Сегодня вы прощаетесь с Азбукой. Желаем вам
отличных успехов в учении!
Читайте, дети!
Читайте, мальчишки!
Девчонки, читайте!
Любимые книжки
Ищите на сайте!
В метро, в электричке
И автомобиле,
В гостях или дома,
На даче, на вилле –
Читайте, девчонки!
Читайте, мальчишки!
Плохому не учат
Любимые книжки!
Не всё в этом мире
Легко нам даётся,
И всё же упорный
И мудрый – добьётся
Того, к чему доброе
Сердце стремится:
Он клетку откроет,
Где птица томится!
И каждый из нас
Облегчённо вздохнёт,
Поверив, что мудрое
Время – придёт!
И мудрое, новое
Время – придёт!
(Нина Пикулева)
Азбука: Спасибо, уважаемые родители!
Выходят чтецы.
1. Мы прочитаем хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много—много дней,
Нам Азбука хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвятили ей!
2. Книга — лучший друг ты мой,
Мне так радостно с тобой!
Я люблю тебя читать,
Думать, мыслить и мечтать!
3. Яблочки – от яблоньки,
От розы – аромат,
От чтенья – эрудиция.
Такой вот результат!
4. Книга – верный,
Книга – первый,
Книга – лучший друг ребят.
Нам никак нельзя без книжки,
Нам никак нельзя без книжки! –
Все ребята говорят.
Все вместе исполняют «Песню про книги» (на мотив «Песня мамонтёнка»)
Используемые источники:
1. Ольга Петрова. «Сказочная азбука – путь к чтению без принуждения». АР Крым. Газета «1000
советов» № 22 – ноябрь 2012г.
2. Детские стихи о книге и чтении. Детские песни о книге и чтении. Загадки о книге и чтении.
http://zanimatika.narod.ru/DetKniga.htm
3. Мелодия песни «Песенка мамонтёнка»
http://x-
minus.me/track/32210/%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0—
%D0%BC%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%91%D0%BD%D0%BA%D0%
B0
4. Мелодия песни «Если у вас нету тёти…»
http://muzofon.com/search/%D0%95%D1%81%D0%BB%D0%B8%20%D1%83%20%D0%B2%D
0%B0%D1%81%20%D0%BD%D0%B5%D1%82%D1%83%20%D1%82%D0%B5%D1%82%D0
%B8%20%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%83%D1%81
5. Песня «Дружба с букварём» (-)
https://xmusik.me/q/lsi987Xp5cGQzHqF5pKHs82D7qHtt80/
http://x-minus.me/track/31823/%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B1%D0%B0-
%D1%81-%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BC
6. Песня «33 сестрицы»
https://xmusik.me/q/dUpMoeWDi6P1l-eF7ZOyQ6vSg8W35qnvpeanzbbei8k/
Песенка—азбука (-)
http://x-minus.org/
7. Музыка из кинофильма «Приключения Буратино» (-)
https://xmusik.me/q/lsa98LXr5cmR_Ivat8Xn1qrug8i36Fi9xbf0pOeI6pPM6fWY2eHESOj4m8WFw
b_-pOu52A/
8. Мелодия Е. Булыниной
http://iplayer.fm/artist/14474910-Azbuka_E_Bulyninoj/
9. Песня «Буква А»
http://muzofon.com/
10. Презентация «Учимся читать. Игры со словами» 1 класс
http://www.uchportal.ru/load/47-1-0-74685
11. Игры с буквами «Превращения»
https://infourok.ru/obuchenie-gramote-zanimatelniy-material-igri-s-bukvami-prevrascheniya-klass-
724552.html
12. Мелодия из телепередачи «В гостях у сказки»
http://vmuzice.com/mp3/%E3%EE%F1%F2%FF%F5+%F3+%F1%EA%E0%E7%EA%E8
13. Мелодия «Танец маленьких утят»
http://vmuzice.com/mp3/%F2%E0%ED%E5%F6+%EC%E0%EB%E5%ED%FC%EA%E8%F5+%
F3%F2%FF%F2
14. Мелодия для танца петуха
http://vmuzice.com/mp3/%F2%E0%ED%E5%F6+%EF%E5%F2%F3%F5%E0
15. Мелодия для танца клоуна
http://mp3-pesnja.com/mp3-
music/%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D1%83%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F
16. Песня «Чему учат в школе» (-)
http://x-minus.me/track/281359/%D1%87%D0%B5%D0%BC%D1%83-
%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%82-%D0%B2-
%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5