Как-то после изучения школьной программы булгаковских произведений (естественно, речь идет о «Мастере и Маргарите» и о «Собачьем сердце»), мне захотелось открыть автора с другой стороны. На глаза попался рассказ «Морфий».
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Булгаков употреблял морфий?
- 3 О чем книга?
- 4 Проблемы
- 5 Девиантное поведение героя Булгакова
- 6 Как Булгаков бросил морфий?
- 7 Нужно ли молодёжи читать эту повесть?
История создания
По содержанию он похож на сборник «Записки юного врача», но в этот цикл не входит. Впервые произведение было опубликовано в 1927 году. Вообще Булгаков учился на врача, поэтому во многих его произведениях затронута тема медицины. «Морфий» – не исключение. В конце 19 — в начале 20 века в аптеках абсолютно открыто продавались такие препараты как: героин в порошке как средство для лечения бронхита, астмы, настойка опия и, собственно, кристалл морфия.
Морфий-сильное обезболивающие и снотворное, являющиеся наркотическим веществом. Я ещё подумала, нужно ли вообще читать это молодым людям, тем более, наше поколение и так уже не «пепси», а поколение «спайса». Оказалось, стоит…
А уже в 20-ых годах 20-ого столетия, по статистике 40% европейских медиков и 10% их жен были морфинистами, на широкое применение кристалликов был наложен запрет. Тогда в 1926 году молодой Михаил Булгаков прибыл по распределению в село Никольское. Да-да, именно как доктор Бомгард. Ведь повесть на самом деле автобиографическая.
Булгаков употреблял морфий?
Да, именно поэтому ему удалость так детально описать необыкновенное прояснение мыслей и взрыв работоспособности.
Михаил Булгаков попробовал впервые морфий не из-за жажды кайфа. Он помогал мальчику, больному дифтеритом, ему показалось, что он заразился: его лицо распухло, тело покрылось сыпью и начался зуд. Михаил, само собой, не смог этого терпеть и попросил вколоть ему морфий. Тут и понеслось, как говорится…
Причиной было ещё и то, что привыкший к городским развлечениям Булгаков совершенно заскучал в глухом Никольском, его угнетала сельская бытовуха, он впадал в депрессию. И вот, кажется, то самое спасение. Наркотик давал ту самую эйфорию и те самые чувства, которых ему не хватало, тот творческий подъем, который так был нужен. Уколы делала жена Михаила, она говорила, что после дозы он был достаточно спокоен и даже пробовал писать под кайфом. Вот и биографы говорят о том, что начало автобиографической повести «Морфий» было положено в дни этого спокойствия, так сказать. Морфий не хотел отпускать Булгакова, ещё бы, такая личность… Жене становилось страшно на него смотреть, она не знала, что делать, ведь муж регулярно требовал наркотик, изо дня в день убивающий его.
На борьбу с наркотиками (он употреблял и опиум, тогда он без рецепта продавался), ему потребовалось около трёх лет, и вылечится ему помог другой наркотик — творчество, но это можно считать чудом, которого не случилось с героем.
О чем книга?
Рассказ ведётся от лица доктора Бомгард, вторым главным героем является Сергей Поляков, его бывший сокурсник. Начинается все с того, что рассказчик делится с читателем своей радостью: его переводят из сельской местности в небольшой город работать, он доволен, если бы ни одно НО. Герою часто снится его старый участок, больные и, в конце концов, мысли начинают есть доктора изнутри. Он думает о судьбе глухой больницы, а сюжет закручивается, когда герой получает письмо из старого участка.
В этот момент я начала додумывать, причём здесь морфий, вроде бы, начало обыкновенного Чеховского рассказа с грустью и печалью… Так вот, что там с морфием, Михаил Афанасьевич?
Дело в том, что бывший сокурсник нашего доктора прислал письмо с просьбой помочь ему, так как он тяжело болен, а на следующее утро привозят тело Сергея Полякова. Вместе с ним дневник. Дальше повествование ведётся от лица самого морфиниста, что лучше всего позволяет проникнуть в его внутренний мир. Да, Поляков употреблял морфий из-за сильной боли и спазмов в желудке, а потом подсел на него и употреблял по любому поводу. Именно в этом дневнике мы поэтапно узнаем, что происходит с человеком, который зависит от наркотиков. У него и агрессивные припадки, и ломка. Это интересно читать, потому что сама тема наркотической зависимости покрыта мраком, а в рассказе открывается занавес тайны, ведь описывается каждый день героя с детальным изложением его чувств. Например, изображение блаженства после дозы настолько красочное, что я боюсь, детям до 18 эту повесть лучше не читать. Как и все обычные наркоманы, Поляков думает, что сможет отказаться в любой момент, но не тут-то было. Он боится разоблачения коллегами, потому что его выдают постоянно трясущиеся руки и расширенные зрачки. Булгаков описывает и галлюцинации, и растерянность Полякова, который в конце дневника все же написал, что ему стыдно было бы продолжать жить.
В финале доктор Бомгард публикует этот дневник спустя десять лет после смерти Сергея Полякова.
Проблемы
В первую очередь, здесь поднимается проблема наркотической зависимости. Дисгармония с самим собой во взаимодействии с каким-нибудь морфием порождает сложного и интересного героя в литературе, но обреченного на смерть человека в реальности. Какого это — ежедневно зависеть не от воды и еды, а умирать от недостатка химии в организме? Каково это — загибаться и мучиться от укола до укола, а в промежутке быть в каком-то своём раю?
Довольно глубокие психологические проблемы поднимаются в повести, которые актуальны и сегодня. Например, боязнь боли и ее последствий, явно преувеличенная пациентом. Человек ломается, не выдерживает натиска телесного недуга и обрекает себя на недуг нравственный – зависимость от морфия. Он загоняет себя в угол от недостатка мужества, от него же не может бросить пагубное лечение. Его обуревает страх осуждения и потери должности, поэтому он выстраивает баррикады, отгораживаясь от общества, которое могло бы помочь ему. Так жертва сама убивает себя, сжигая мосты, ведущие к спасению. Абсурдно, но герой погибает из-за малодушия, даже наркотик здесь второстепенен: он лишь подточил и без того никчемную волю.
Девиантное поведение героя Булгакова
Как и сам Булгаков, Сергей Поляков продолжил принимать морфий не столько по необходимости, сколько от скуки, от душевных мук. А оправдать герой себя пытается тем, что врачи должны пробовать препараты на себе, чтобы понимать, что чувствуют пациенты. Все мы понимаем, что это чушь, и что без надобности принимать что-либо — непростительная глупость. Все заходит слишком далеко, когда организм снова и снова, больше и больше требует дозы. Поляков сам замечает за собой неоправданную агрессию. Достаточно показательна сцена борьбы Сергея и фельдшерицы за ключи от аптеки, где хранится заветный наркотик. Герой деградирует на наших глазах: он грубит девушке, он озлоблен, только лишь не хватает звериного оскала. Наркотики превращают людей в животных. Но есть и достаточное количество сцен, где Полякову стыдно покупать кристаллы в аптеке, значит, в нем происходит борьба, он не безнадежен. Однако внутренний конфликт угасает под влиянием распада личности доктора: она теряет человеческие черты.
Распад личности происходит тогда, когда наш герой отказывается от лечения. Чаще и чаще героя посещает безумие: бледные люди, старушка и т.д. Доктору становится неважно, в каких условиях вколоть морфий, главное, это необходимо сделать. Конечно, внешний вид доктора Полякова выдаёт сегодняшнего наркомана: худ, бледен, достаточно много потерял в весе. Тем не менее, никто вовремя не помог ему, герой оказался в безвыходной ситуации. Необратимый процесс сделал своё дело, он не может больше ни о чем думать, Поляков становится рабом Морфия.
Хотя повесть и автобиографическая, но, тем не менее, доктор Поляков умирает, не справившись от зависимости, а сам Булгаков сумел побороть ее своей силой и желанием жить и творить.
Как Булгаков бросил морфий?
Пробовал перейти на папиросы с опиумом и сократить дозу, но все тщетно. Существует несколько версий, как писатель на самом деде бросил морфий.
Согласно одной из них, помогла ему жена Татьяна, которая вводила в вену дистиллированную воду, якобы Булгаков это принял и стал отвыкать от наркотиков, но наркологи отвергают эту версию. Согласно другой версии, Татьяна просто уменьшала процент морфия и усилено добавляла дистиллированную воду, что вероятнее. И, конечно, сыграло свою роль творчество. Когда человек живет чем-то, когда есть цель, идеи, вдохновение, тогда все возможно. Даже невозможное.
Нужно ли молодёжи читать эту повесть?
Спровоцирует ли описание блаженства от употребления наркотиков желание попробовать или же напротив оттолкнёт от него из-за смерти героя? И в этом ли вообще суть произведения? Да, доктор Поляков оставляет предупреждение всем людям о том, как постепенно человек гибнет, употребляя наркотические вещества, но есть и обратная сторона медали. Описывается эйфория героя. Это важно. Люди, которые разочаровываются в жизни, готовы пойти на все ради минутной радости.
Что это? Пропаганда наркотиков или попытка уберечь людей от этого зла — решать только вам, хотя я склоняюсь больше ко второму.
Автор: Виктория Чудакова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Повесть М. Булгакова Морфий - ни что иное, как мир, показанный нам через восприятие врача. Главный герои повести - Бомгард, врач, от лица которого ведется повествование, и еще один враг, коллега, Сергей Поляков. Действие происходит в 1917 году, время смуты, революции, надежд и потерь. Повесть начинается с рассказа доктора Бомгарда, неожиданно переведенного с глухого участка без электричества в маленький городок с более оснащенной больницей. Радости Бомгарда нет предела: я больше не нес на себе роковой ответственности за все, что не случилось, за грыжи, воспаления, неправильные положения при родах. Однако ему снится его прежний участок, стоны больных, и он задумывается о том, кто же сейчас на его месте, в злополучном, захолустном участке?! Однажды во время дежурства сиделка приносит Бомгарду письмо. Судя по штемпелю, письмо оказывается из прежнего участка Бомгарда. Автор письма – коллега и бывший сокурсник Бомгарда - Поляков, просит срочно приехать Я тяжело и нехорошо заболел. Помочь мне некому, да и я не хочу не у кого искать помощи, кроме Вас. Бомгард решает ехать, даже отпрашивается у главного врача, ложась спать, мучается сомнениями, чем же болен Петров: рак? Сифилис? Всю ночь Бомгард не спит, а на утро… привозят тело застрелившегося доктора Полякова. В предсмертной записке, которую находят, Поляков пишет, что не будет дожидаться Бомгарда, он раздумал лечиться. В письме – записке он предостерегает прочих: Будьте осторожны с белыми, растворимыми в воде кристаллами. Рядом с письмом находят общую тетрадь, которая оказывается дневником. Бомгард читает дневник Полякова, о чем М. Булгаков повествует далее. Из дневника Полякова читатель узнает, что Поляков поехал в глухой участок оттого, что ему опротивели все люди, а больше других – его жена Амнерис, оперная певица, бросившая его после года совместной жизни. Люди, окружающие доктора Полякова и в участке, тоже, абсолютно не вызывают его симпатий, он постоянно хмур и молчалив. Более других ему нравится фельдшерица Анна Кирилловна, он ее называет очень милой. Как-то ночью у него случается невыносимый приступ желудочной боли, хотя он здоров он зеленеет и Анна Кирилловна впрыскивает Кириллу морфий. Боль проходит, а доктор мысленно называет благодетель того, кто первый извлек из маковых головок морфий. На следующий день боль повторяется, и Поляков решается вновь впрыснуть себе остаток морфия. Потом, как только его начинает мучить досада по поводу поступка его жены, он вновь обращается к морфию. Вскоре Анна Константиновна становится тайной женой Полякова. Поляков начинает привыкать к морфию, а Анну успокаивает тем, что говорит, будто у него очень сильная воля. Но Анна отказывается разводить доктору морфий – он же сам этого делать не умеет; она прячет от него ключи от кладовой, где хранятся наркотические вещества, но Поляков выманивает ключи. Доза морфия увеличивается с каждым днем. Количество инъекций тоже. Причем сам Поляков убежден, что способен бросить это в любую минуту. Вес его падает, он становится бледным, а в периоды между дозами Поляков невыносимо зол, ненавидит всех и все. Стоит только принять морфий, как наступает блаженство и покой. Поляков боится одного: узнают остальные врачи по трясущимся рукам и расширенным зрачкам. Но это неизбежно происходит. Его отправляют в лечебницу, из которой он сбегает, предварительно украв из незапертого шкафа несколько склянок с морфием, возвращается в участок, продолжает колоть морфий. К этому времени доктора начинают посещать галлюцинации: слышатся голоса, мерещатся тени, а однажды он видит летающую старушку в желтой юбке. В тоже время он все больше осознает, как врач, что излечиться не в силах. Предпоследняя запись в дневнике гласит: Люди! Кто-нибудь поможет мне? А в последней записи Поляков сам себе признается: Позорно было бы хоть минуту длить свою жизнь. В пятой и заключительной части повести Морфий М.Е.Булгаков пишет, что записки доктора были опубликованы Бомгардом через десять лет после его смерти, но свое значение и силу сохранили.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Морфий. Поищите еще с сайта похожие.
- Сочинения
- По литературе
- Булгаков
- Анализ рассказа Морфий
Анализ рассказа Морфий Булгакова
История создания
Рассказ «Морфий» входил в сборник «Записки юного врача» и был опубликован в 1927 г. Рассказ автобиографичен, в нем отражен один из наиболее тяжелых периодов в жизни писателя. По образованию М.А. Булгаков был врачом, выпускником медицинского факультета Киевского университета. Черты его биографии отражены в образах двух главных героев – врачей-однокурсников Сергея Полякова и Владимира Бомгарда.
В 2008 г. рассказ был экранизирован режиссером А. Балабановым.
Булгаков употреблял морфий?
Как и его герои, М.А. Булгаков некоторое время работал врачом в сельской глуши. Затем, по его просьбе, его перевели в районный центр Вязьму. Как и В. Бомгарду, Вязьма была для Булгакова оплотом цивилизации после жизни в селе, где даже не было электричества.
В 1917 г. М.А. Булгаков начал употреблять морфий. Первый раз это произошло, когда у него началась сильная аллергическая реакция на лекарство от дифтерии. Наркоманию писателя в своих воспоминаниях подробно описала его первая жена Т.Н. Лаппа. Она стала прообразом акушерки Анны Кирилловны в рассказе.
Следует учитывать, что в 20-х годах 19-го в. даже врачи не понимали реальный вред наркотиков. Они свободно продавались в аптеке, а в кругах интеллигенции употребление морфия и кокаина было даже модным.
О чем книга?
Книга является предупреждением против наркомании.
Один из главных героев, врач С. Поляков, застрелился, поскольку не смог победить болезненную тягу к наркотику. Первый раз морфий ему ввела Анна Кирилловна, чтобы снять мучительную боль в желудке. Морфий также помог врачу забыть о тяжелом жизненном разочаровании: его бросила жена, известная оперная певица.
Но справиться с наркозависимостью оказалось невозможно.
Проблемы
Основной проблемой произведения является распад личности вследствие употребления наркотиков. Рассказ предостерегает от попытки решить какие-либо жизненные проблемы с помощью наркотиков. Конечным результатом будет распад человеческой личности.
Девиантное поведение героя Булгакова
Вскоре после начала употребления морфина поведение С. Полякова стало противоречить всем нормам человеческой морали.
После укола он занимается лечением людей, полагая, что не может нанести им вред. У него начинаются галлюцинации, но он отказывается от лечения.
Какое-то время герой хочет излечиться от зависимости в московской клинике, но у него не хватает силы воли. Он не только сбегает из клиники, но и ворует морфий, чтобы сделать себе укол в общественном туалете.
Герой также попытался перейти с морфина на кокаин, но понял, что этим он только ускоряет деградацию.
В конце концов, понимая, что надежды на излечение нет, он кончает жизнь самоубийством.
Как Булгаков бросил морфий?
В отличие от своего героя, М. Булгакову удалось прекратить потребление наркотика. В борьбе с зависимостью его всячески поддерживала первая жена, Т.Н. Лаппа. Несколько раз она порывалась его бросить, но как и Анна Кирилловна из рассказа, не смогла оставить его один на один с болезнью.
Нужно ли молодежи читать эту повесть?
Молодым людям обязательно нужно читать эту книгу. Сейчас распространители наркотиков ищут своих клиентов в первую очередь в молодежной среде. Наркотик могут предложить в клубе, на концерте и даже в школе. Поэтому важно понимать, что даже однократная доза, принятая из любопытства, может стать началом пути к смерти и деградации.
2 вариант
Михаил Булгаков учился на врача и некоторое время работал по профессии. Полученный им опыт и его переживания изложены в его сборнике рассказов «Записки юного врача». Главный герой, доктор Бомгард, имеет схожие с писателем черты.
Рассказ «Морфий» примыкает к данному сборнику, но не входит в него. Тема произведения несколько шире тематики сборника. Главный герой все тот же.
Однажды доктор Бомгард получает записку от своего старого товарища по университету, Сергея Полякова. Он тоже работает доктором в соседней деревушке. Друг попросил его приехать и оценить его состояние. Бомгард хотел было ехать, но не успел… В фельдшерский пункт прибыла повозка с трупом Сергея Полякова, который перед самоубийством попросил передать свой дневник товарищу.
Дальнейшее повествование представляет собой чтение дневника Сергея Полякова. Этот прием добавляет произведению что-то личное. Создается имитация интимной беседы с близким другом. Все это располагает читателей к автору.
Однажды у Сергея Полякова заболел живот. Тогда он принял небольшую дозу морфия и заметил благотворный эффект от инъекции. Пропало чувство тоски и угнетения маленького города. Пропало чувство потери любви любимой женщины. Тогда доктор Поляков стал регулярно принимать дозы морфия.
Когда их было четыре, Сергей Поляков, как и всякий наркоман, убеждал себя, что это ничего не значит. Он не мог признать своей зависимости. Постепенно он стал рабом морфия, рассорился с помощницей, Анной Кирилловной, общался только с пациентами.
Конечно, в его душе еще была жива надежда на выздоровление. Даже тогда, когда он покрылся язвами, сильно похудел, он не терял надежды до конца. Сергей Поляков написал другу с просьбой о помощи. Однако, через некоторое время он все-таки не сдержался. Сергей Поляков полностью разочаровался в жизни, поэтому совершил самоубийство.
Это произведение не лишено биографического подтекста. Морфинисты (так называли себя люди, принимающие морфий) с середины девятнадцатого века создавали целую субкультуру, а к началу двадцатого она достигла пика. Морфинистами были в основном врачи. Многие из них хотели проверить действие препарата на себе.
Некоторые критики считают, что Михаил Булгаков также был морфинистом, а в повести «Морфий» поделился своими впечатлениями и опытом. Это был своего рода один из возможных жизненных сценариев Булгакова, если бы он не стал писателем.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ рассказа Морфий
Популярные сегодня темы
- Сочинение Жизнь старухи Изергиль
«Старуха Изергиль» — это замечательная и поучительная история в стиле знаменитого романтизма, которая была написана ещё юным Максимом Горьким на закате девятнадцатого века (1895 год).
- Суть Песни про купца Калашникова (смысл поэмы Лермонтова 7 класс)
«Песня про купца Калашникова» — это одно из самых известных произведений Михаила Лермонтова. Автор обратился к историческому материалу и раскрыл проблему гордости и смирения.
- Сочинение на тему Сострадание активный помощник
«Сострадание — это не чувство; скорее, это благородное расположение души, готовое к тому, чтобы воспринять любовь, милость и другие добродетельные чувства», — произнес однажды знаменитый итальянский поэт Данте Алигьери.
- Отзыв о повести Олеся Куприна
Повесть А.И. Куприна «Олеся» захватывает читателя с первых страниц. Этому способствует искренность повествователя и главного героя повести Ивана Тимофеевича, его простой, безыскусный, с лёгким юмором, рассказ о жизни
- Кто главный герой романа Евгений Онегин? (9 класс) сочинение
Как только роман «Евгений Онегин» вышел в свет, читатели сразу же стали задавать себе вопрос: «А кто же на самом деле является главным героем данного произведения?» Вроде бы ответ очевиден – Онегин
- Сочинения
- По литературе
- Булгаков
- Анализ произведения Морфий
Анализ рассказа Булгакова Морфий
Рассказ под названием «Морфий» написан Михаилом Афанасьевичем Булгаковым. Анализ данного творения представлен в этой статье.
Произведение относится к жанру рассказа. Первая публикация состоялась в 1927 году. Вообще, произведение имеет не мало пересекающихся по стилю с «Записками юного врача» деталей, но они не помещены в один цикл. Рассказ можно считать автобиографическим, так как сам Михаил Афанасьевич, как и его главный герой, имел проблемы с зависимостью от морфина.
Михаил Афанасьевич Булгаков являлся по образованию, как и многие члены его семьи, врачом. Это послужило источником многих интересных сюжетов для произведений.
Главным героем рассказа является Сергей Поляков. Он учился на одном курсе вместе с рассказчиком. Этот молодой человек имеет зависимость от морфина.
Сам Булгаков в некоторый период своей жизни тоже был наркозависимым. Морфин представляет собой вещество в виде кристалликов, которое используется для уменьшения боли. Они применяется при тяжелых случаях болезни (когда невозможно терпеть) как обезболивающее средство. В начале двадцатого века из-за того, что этот препарат не был до конца изучен учеными, по России прошлась волна зависимостей от морфия не только у пациентов, но и у врачей, которые их лечили. Но вот Михаил Афанасьевич смог справиться со своим «недугом» в отличие от главного героя произведения. Он скончался.
В данном рассказе поднято немало важных и актуальных даже для нынешнего читателя проблем. Центральной проблемой является наркозависимость. Конечно, человек, который потерял внутреннюю гармонию и принимает морфий, весьма отличный и интригующий литературный персонаж, но… Он обречен на погибель в реальном мире. Булгаков, прочувствовав многое на себе, описывает, как же тяжело человеку зависеть от питания и жидкости из-за того, что не хватает организму какого-то вещества. Каково быть в постоянной депрессии, а при получении укола расцветать душевно, но умирать физически?
Этот рассказ предостерегает читателей от совершения огромной ошибки ради сиюминутного блаженства.
Анализ произведения Морфий
Несколько интересных сочинений
- Главные герои произведения Медный всадник
«Медный всадник» — поэма А.С.Пушкина. Главным героем произведения является небогатый чиновник Евгений. Евгений влюблен в Парашу, девушку, живущую на другой стороне Невы
- Сочинение Образ Мцыри в одноименной поэме Лермонтова
Мцыри – это герой одноимённой поэмы замечательного русского поэта и писателя М. Ю. Лермонтова. Волей судьбы он вынужден жить в монастыре
- Сочинение на тему Смысл жизни для Фамусова и для Чацкого
На уроках литературы мы изучили замечательное произведение Грибоедова Горе от ума. Его смысл отражается уже в самом названии. На протяжении всей комедии мы наблюдаем за Фамусовым и Чацким, их поступками, мыслями и образом жизни.
- Сочинение Владимир Дубровский и Маша Троекурова любовь 6 класс
Одной из главных нитей повествования в романе Александра Сергеевича Пушкина, является любовь Марии Кириловны Троекуровой и Владимира Андреевича Дубровского. На какой почве родилось это
- Сочинение Дикой и Кабаниха сходство и различие
А.Н. Островский отражает в «Грозе» мир самодурства, тирании и глупости. А также действительность людей, которые не противятся этому злу. Все это литературный критик Добролюбов назвал «темным царством». И это понятие прижилось.
Одно из самых ранних произведений, которое написал Михаил Афанасьевич Булгаков — «Записки юного врача». В нем четко прослеживаются мировоззрение и убеждения будущего великого писателя, нашедшие отражение в более позднем его творчестве. Среди главных черт можно отметить светлый и добрый юмор, возможно, даже некоторую наивность. Снисходительно относится к героям своего произведения Булгаков.
«Записки юного врача» рассказывают нам о решившем посвятить себя медицине молодом человеке. Он выглядит сначала робким, нерешительным, но со временем получает необходимый опыт, возникает уверенность в себе. Но самое главное, что приобретает главный герой — огромную ответственность перед людьми и пациентами представителей данной профессии. Он всегда мчится к страдающим и нуждающимся, какая бы погода ни была на улице. В работу Бомгард вкладывает много любви, заботы и тепла, что помогает больным выздороветь.
Главного героя «Записок юного врача» преследуют не только удача и успех. Периодически на его пути возникают трудности, которые тот не в силах преодолеть. Так, погибает его коллега и друг доктор Поляков в главе «Морфий». В рассказе «Вьюга» возлюбленной одного из героев также не удается помочь. Однако доктор не убегает от неразрешимых проблем, не отчаивается, а продолжает свою непростую миссию — спасение жизни человека. Лишь одно пугает главного героя произведения — бессилие его перед болезнью, охватившей пациента. Он все время пытается самосовершенствоваться, развиваться, получать новые навыки и знания. Одним словом, этот врач много над собой работает.
Повесть эта принесла своему создателю, Михаилу Афанасьевичу Булгакову, большую известность.
Сюжеты рассказов из цикла, который написал Булгаков, «Записки юного врача», довольно незатейливы, но они дают панораму жизни одного поселка, находящегося в Смоленской губернии, и при этом раскрывают характер автора.
«Морфий»
«Записки юного врача» продолжаются произведением «Морфий». Этот рассказ — самый мрачный из всех включенных в сборник. Он представляет собой фактически монолог одного наркомана-морфиниста, покончившего с собой коллеги доктора Бомгарда. Булгакову была очень знакома эта тема, поскольку он сам прошел через муки зависимости от данного вещества, но нашел в себе силы победить болезнь, в отличие от Полякова, этого несчастного доктора. На нескольких страницах пронзительной истории, которую создал Михаил Булгаков («Записки юного врача»), показан ужас наркомании и неизбежного финала ее — нравственной деградации, потери друзей и близких, распада личности.
Проблемы произведения «Записки юного врача»
Эссе на книгу: «Записки юного врача» — Булгаков М.А.
Михаил Афанасьевич Булгаков относится к немногим писателям, которым удалось еще в ранних произведениях отразить свои личные черты характера. На мой взгляд, самым удачным ранним произведением этого знаменитого русского писателя является «Записки юного врача». В этом произведении писателю удалось отразить свою искренность, теплоту и непосредственность. Эти черты характера со временем стали авторской индивидуальностью писателя. Его уникальная искренность, теплота и непосредственность, с помощью которой он обращался к своим читателям, просто поражала общество.
В этом произведении автор рассказывает о чувствах врача. Булгаков описывает период времени, когда юный врач начинает осознавать, насколько ответственный путь он выбрал. С приходом опыта главный лирический герой этого произведения осознает, что не сможет смириться с любой ошибкой в своей профессии, ведь от этого зависит здоровье других людей. Читая произведение, создается впечатление, будто бы литератор сам пережил все эти моменты. Он также переживает проблемы, как и его герой.
Другие эссе на произведения этого автора (Булгаков М.А.):
- Гармония и единство противоположностей в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
- Повесть «Собачье сердце» как отражение становления режима большевиков.
- «Белая Гвардия». Дом. Испытание революцией.
- Не верь князю Лжи
- Легко ли в бою?
- «Люди как люди…» (Быт и нравы Москвы в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».)
- «Все, кружась, исчезает во мгле — неподвижно лишь солнце любви» (В. Соловьев) по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита
- Эпиграфы и их предназначение в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
- Анализ главы «Бал у сатаны»
- В чем секрет романа «Мастер и Маргарита»
- Все, кружась, исчезает во мгле
- Выбор Мастера и Маргариты в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
- Ценность каждого из образов в произведении «Мастер и Маргарита»
- Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита»
- Добро и зло в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
- Персона Маргариты в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»
- Кто из героев романа Булгакова «Мастер и Маргарита» становится жертвой свиты Воланда и почему?
- Разнородный литературный мир в «Мастере и Маргарите»
- Любовь в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова
- Мастер в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
- Нетрадиционность образа сатаны в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
- Проблемы произведения «Мастер и Маргарита»
- Первое прочтение романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
- Главные темы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
- Проблемы творчества и творческой личности в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
- Прощение и вечный приют (библейские главы романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита») (2)
- В подробностях о самом знаменитом романе Михаила Афанасьевича Булгакова
- Сатирическое изображение Москвы 30-х годов в романе М. Булгакова (1)
- Своеобразие романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»
- Как Михаил Булгаков в «Мастере и Маргарите» добро и зло показал
- Лучшие моменты романа «Мастер и Маргарита»
- Судьба художника и тема искусства в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита
- Тема загробного мира в романе «Мастер и Маргарита»
- Тема выбора в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
- Тема любви и прощения в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
- Тема ответственности в произведениях Булгакова
- Мастер с маленькой буквы
- Фантастические образы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
- Тема «Фауста» немецкого писателя Гете на страницах булгаковского романа «Мастер и Маргарита»
- Тема Фауста в романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита
©2005—2021 Обратная связь
«Пропавший глаз»
Бомгард в данном произведении подводит итоги первого года практики в Мурьевской больнице, замечает без удивления, что сильно изменился и внешне, и внутренне, вспоминает различные курьезные случаи. Теперь, благодаря опыту, он смотрит без страха на новый случай, но от излишней гордости медика спасают те из них, в которых чрезмерная образованность мешает ему усмотреть очевидное и простое (например, случай с «пропавшим» глазом). Молодой 23-летний доктор отмечает: каждый год будет приносить с собой подобные сюрпризы, а учеба не прекратится никогда.
Сюжет рассказа «Морфий» с цитатами
Повествование ведётся от лица молодого врача Владимира Бомгарда.
Зимой 1917 года молодого врача Владимира Бомгарда перевели с глухого Гореловского участка в больницу уездного города и назначили заведующим детского отделения.
Владимир Михайлович Бомгард — молодой врач, полтора года проработавший земским доктором, опытный, отзывчивый
Полтора года доктор Бомгард лечил самые разные болезни, делал сложные операции в спартанских условиях, принимал тяжёлые роды. Теперь он отдыхал, сбросив с плеч груз ответственности, спокойно спал по ночам, не боясь, что его поднимут и увезут «в тьму на опасность и неизбежность».
Счастье — как здоровье: когда оно налицо, его не замечаешь. Но когда пройдут годы, — как вспоминаешь о счастье, о, как вспоминаешь!
Прошло несколько месяцев. К февралю 1918 года Бомгард начал забывать «свой дальний участок», керосиновую лампу, сугробы и одиночество. Лишь изредка, перед сном, он думал о молодом враче, который сейчас сидит в этой глуши вместо него.
К маю месяцу Бомгард рассчитывал отработать свой стаж, вернуться в Москву и навсегда распрощаться с провинцией. Однако он не жалел, что ему пришлось пройти такую тяжёлую практику в Горелово, считая, что она сделала его «отважным человеком».
Однажды Бомгард получил письмо, написанное на бланке его старой больницы. Место в Горелово досталось его университетскому товарищу Сергею Полякову. Он «тяжко и нехорошо заболел» и просил приятеля о помощи.
Сергей Поляков — университетский товарищ доктора Бомгарда, мрачный человек, подвержен мигреням и депрессиям.
Бомгард отпросился у главного врача, но выехать не успел — ночью в уездную больницу привезли Полякова, застрелившегося из браунинга. Он умер, успев передать Бомгарду свой дневник. Вернувшись к себе, Бомгард начал читать.
Записи в дневнике начинались с 20 января 1917 года. После распределения в институте молодой доктор Поляков попал на глухой земский участок. Это его не огорчило — он был рад сбежать в глушь из-за личной драмы. Поляков был влюблён в оперную певицу, жил с ней целый год, но недавно она его бросила, и он никак не мог это пережить.
Вместе с Поляковым на участке работал женатый фельдшер, живший с семьёй во флигеле, и акушерка Анна, молодая женщина, муж которой был в германском плену.
Анна Кирилловна — акушерка, «тайная жена» Полякова, милая и умная женщина средних лет.
Пятнадцатого февраля 1917 года у Полякова внезапно начались острые боли в области желудка, и Анна была вынуждена впрыснуть ему порцию однопроцентного раствора морфия. После укола Поляков впервые за несколько месяцев спал крепко и глубоко, без мыслей об обманувшей его женщине.
С этого дня Поляков начал колоть себе морфий, чтобы облегчить душевные страдания. Анна стала его «тайной женой». Она очень жалела, что вколола ему ту, самую первую, дозу морфия и умоляла его оставить это занятие.
В моменты, когда без новой дозы Полякову становилось плохо, он понимал, что играет с огнём, и обещал себе всё это прекратить, но после укола чувствовал эйфорию и забывал о своём обещании.
Где-то в столице бушевала революция, народ сверг Николая II, но это события Полякова мало волновали. С десятого марта у него начались галлюцинации, которые он называл «двойными снами». После этих снов Поляков чувствовал себя «сильным и бодрым», у него просыпался интерес к работе, он не думал о своей бывшей любовнице и был абсолютно спокоен.
Считая, что морфий влияет на него благотворно, Поляков не собирался от него отказываться и ссорился с Анной, которая не хотела готовить ему новые порции раствора морфия, а сам он не умел его готовить, поскольку это входило в обязанности фельдшера.
Действительно, morphium hidrochloricum грозная штука. Привычка к нему создаётся очень быстро. Но маленькая привычка ведь не есть морфинизм…
В апреле запас морфия на участке начал заканчиваться. Поляков попытался заменить его кокаином и почувствовал себя очень плохо. Тринадцатого апреля он, наконец, признал, что стал наркоманом-морфинистом.
К шестому мая Поляков уже впрыскивал себе два шприца трёхпроцентного раствора морфия дважды в день. После укола ему всё ещё казалось, что ничего страшного не происходит, и на работоспособности его зависимость не отражается, а, напротив, повышает её.
Полякову пришлось съездить в уездный город и добыть там ещё морфия. Вскоре его начало охватывать тревожное и тоскливое состояние, свойственное морфинистам.
Смерть от жажды райская, блаженная смерть по сравнению с жаждой морфия.
Доза Полякова увеличилась до трёх шприцев.
После записи, датированной восемнадцатым мая, из тетради было вырезано два десятка страниц. Следующую запись Поляков сделал 14 ноября 1917 года. В этот период он пытался лечиться и провёл некоторое время в московской психиатрической клинике.
Воспользовавшись начавшейся в Москве стрельбой, Поляков украл в клинике морфий и сбежал. На другой день, ожив после укола, он вернулся, чтобы отдать больничную одежду.
Профессор-психиатр не стал насильно удерживать Полякова, уверенный, что тот рано или поздно снова окажется в клинике, но уже в гораздо худшем состоянии. Профессор даже согласился ничего не сообщать на место его службы.
Восемнадцатого ноября Поляков уже был «у себя в глуши». Он ослаб и исхудал, ходил, опираясь на трость, его преследовали галлюцинации. Процент морфия в растворе повышался, началась рвота. Фельдшер обо всём догадался, и Анна, ухаживавшая за Поляковым, умоляла его уехать.
27 декабря Полякова перевели на Гореловский участок. Он твердо решил с первого января взять отпуск и вернуться в московскую клинику, но потом понял, что не выдержит лечения, и не захотел расставаться со своим «кристаллическим растворимым божком».
Теперь дважды в день он колол себе три шприца четырёхпроцентного раствора морфия. Время от времени Поляков пытался воздерживаться, но это плохо ему удавалось. Морфий привозила Анна. Из-за уколов на предплечьях и бёдрах Полякова появились незаживающие нарывы, а видения сводили его с ума.
Одиннадцатого февраля Поляков решил обратиться за помощью к Бомгарду и отправил ему письмо. Записи в дневнике стали отрывистыми, путанными, с многочисленными сокращениями. Тринадцатого февраля 1918 года, после четырнадцатичасового воздержания, Поляков оставил в дневнике последнюю запись и застрелился.
В 1922 году Анна умерла от сыпного тифа. В 1927 году Бомгард решил опубликовать дневник Полякова, считая, что его записи будут полезны и поучительны.
«Я убил»
Заканчивает цикл, который создал М. Булгаков («Записки юного врача»), рассказ «Я убил». Бомгард поведал в нем историю Яшвина, своего коллеги, представившегося как единственный хирург с пистолетом, а не со скальпелем. Рассказ Яшвина происходит в Киеве в 1919 году. Врача насильно забирают петлюровцы и устраивают полковым доктором в подчинении полковника Лещенко. Наблюдая пытки, убийства, расправы и зверские нравы периода Гражданской войны, Яшвин делает в итоге свой нелегкий нравственный выбор. Общечеловеческие ценности при этом ставятся выше профессиональной врачебной этики. Это непростая коллизия, учитывая еще и то, что она возникает перед представителем столь гуманной профессии.
Рассказ М. Булгакова «Морфий» — история болезни человека, описанная писателем с медицинской тщательностью, чтобы предупредить молодых людей, которые могут опрометчиво увлечься наркотическими веществами и убить себя. Автор в бытность врачом пристрастился к наркотику, но, к счастью, смог побороть недуг. Анализ рассказа Булгакова «Морфий» дает возможность задуматься о том, какую высокую цену порой приходится платить за сомнительное удовольствие.
Оглавление:
- История создания
- Предыстория событий
- Дневники Полякова
- Анализ произведения
- Идейный замысел и проблематика
История создания
Во многом автобиографичное произведение «Морфий», которое некоторые исследователи творчества Булгакова причисляют к жанру повести, впервые было напечатано в периодическом издании «Медицинский работник» в 1927 году. Судя по названию рассказа, он вполне мог быть включен в сборник «Записки юного врача», однако писатель решил этого не делать.
Булгаков занимался медицинской практикой и по страшному стечению обстоятельств стал наркозависимым. Пребывая в Никольском, где он работал в местной больнице, Михаил Афанасьевич обследовал пациента, зараженного смертельно опасным заболеванием — дифтерией.
Булгакову показалось, что он заразился от больного, поэтому срочно ввел себе противодифтерийную сыворотку, после чего у него:
- появился сильнейший зуд;
- распухло лицо.
Чтобы купировать болевой синдром, писатель прибегнул к помощи наркотического анальгетика. Ему стало значительно лучше, и писатель, боясь возвращения боли, раз за разом стал повторять инъекции морфия, что в конечном счете вылилось в привыкание к наркотику.
Дурманящее вещество давало забвение и даже ощущение творческого всплеска, рождало фантастические грезы, позволяло убежать от реальности, однако сильно подтачивало и без того слабое здоровье автора. Все психические и физические метаморфозы, происходящие с попавшим в капкан наркотика, нашли отражение в его знаменитом рассказе «Морфий». Автор попытался предостеречь людей, играющих с огнем, от своих ошибок.
Предыстория событий
Повествование ведется от лица доктора Владимира Михайловича Бомгарда, ранее занимавшего должность фельдшера в небольшом населенном пункте Горелове, а затем перебравшегося в больницу уездного города, где его назначили педиатром. Если раньше под его присмотром находились абсолютно все пациенты, то теперь ему не нужно отвечать за каждого больного. Врач безмерно счастлив от того, что с его плеч свалился огромный груз ответственности.
Незаметно пролетело несколько месяцев. Тяжелые мысли о старом захудалом участке, керосиновом светильнике, непроходимых сугробах и одиночестве постепенно стали покидать Бомгарда. Лишь изредка, когда долго не мог заснуть, он думал о начинающем специалисте, которого отправили в эту глушь вместо него.
Однажды, неся ночное дежурство, Владимир Михайлович получил странное письмо, написанное на больничном бланке и содержащее информацию о том, что его университетский приятель Сергей Поляков, призванный заменить Бомгарда на Гореловском участке, тяжело болен и просит помощи.
Встревоженный педиатр никак не мог взять в толк, почему товарищ ничего не сказал о самом недуге и его симптоматической картине, но все же решил прийти ему на выручку. Бомгарду не пришлось ехать в далекий Горелов, поскольку больной врач свел счеты с жизнью, застрелившись из пистолета. В руки Владимира попал дневник с
Дневники Полякова
Далее повествование представляет собой пересказ дневниковых записей Полякова.
Первая запись в дневнике датирована 20 января 1917 года. После институтского распределения молодой врач Поляков оказался в забытой Богом сельской больнице. Сергея нисколько это не смутило, наоборот, ему требовалось сбежать в глушь, чтобы как можно скорее забыть неудачный роман с оперной певицей.
Вместе с Поляковым в земском медпункте работали:
- женатый фельдшер, живший во флигеле;
- акушерка Анна Кирилловна, муж которой попал в немецкий плен.
15 февраля 1917 года герой ощутил острую боль в эпигастральной области. Мешавшие работать болевые ощущения не стихали, и акушерка впрыснула врачу однопроцентный раствор морфия. После инъекции наркотического обезболивающего Полякову впервые за долгое время хорошо спалось. С того рокового дня он уже не мог обходиться без уколов. Пытаясь облегчить душевные страдания, сам того не замечая, врач превратился в наркомана.
Акушерка Анна кляла себя за то, что вовремя не настояла, чтобы Поляков отказался от опасного обезболивающего. В периоды, когда действие наркотического зелья прекращалось, и врачу становилось невыносимо плохо, он понимал, что ходит по тонкому льду, однако после очередного укола наступала эйфория и желание бороться с зависимостью тотчас же отпадало.
По стране прокатилась мощная революционная волна, пал царский режим, но морфинисту эти события были совершенно безразличны.
Из-за регулярных уколов на теле доктора появились незаживающие язвы, а псевдогаллюцинации, преследовавшие его круглые сутки, сводили с ума. Чтобы достигнуть нужного состояния, дозу наркотика приходилось постоянно увеличивать, началась рвота, больной сильно исхудал и уже не мог передвигаться без трости. Он добровольно пришел в психиатрическую клинику, откуда, впрочем, быстро сбежал, украв несколько ампул с морфием.
Не выдержав наркотической ломки, покончил с собой, оставив в дневнике последнюю запись. В 1927 году Бомгард опубликовал откровения коллеги, считая, что его печальный опыт знакомства с наркотиками будет полезен и поучителен для других.
Тот, у кого нет возможности прочитать книгу целиком, может ознакомиться с рассказом Булгакова «Морфий» в кратком содержании.
Анализ произведения
В центре сюжета рассказа — врач, поведавший свою трагическую историю борьбы с наркотической зависимостью. Герой транслирует основную мысль автора: наркомания — верный путь к смерти.
Каким же образом Булгаков раскрывает идейный замысел произведения? Писатель использует излюбленную композиционную структуру — рассказ в рассказе. О происходящем в ключевом эпизоде читатель узнает из дневниковых записей, представляющих собой хаотичные заметки, что явно свидетельствует о крайне удручающем состоянии человека, сломленного наркотиками.
Образ доктора Полякова является центральным, так как на его примере писатель рассматривает такой острый вопрос, как нравственная деградация наркозависимого. Исповедь несчастного врача показывает трагедию отдельной личности, не нашедшей в себе сил бросить вызов пагубному пристрастию и спасовавшей перед лицом смерти.
Толчком к первой дозе наркотика становятся самые разнообразные причины, начиная от банального желания испытать острые ощущения и заканчивая глубокими психологическими травмами. В случае, описанном в рассматриваемом произведении, речь идет о симбиозе внутренних и социальных факторов.
Что касается первой причины, то здесь имеет место душевное опустошение героя после разрыва с любимой женщиной, из чего вытекает следующий провоцирующий механизм. Пытаясь скрыться от собственных переживаний, врач уезжает в непривычную для себя среду, полностью отгораживается от внешнего мира. В таких условиях его психическое состояние становится еще более уязвимым, развиваются нервные расстройства и физические недомогания, что, в свою очередь, приводит к первой инъекции морфия, поставившей крест не только на его карьере, но и на жизни.
По большому счету, это произведение о смерти, тень которой появляется уже на первых страницах и преследует героя до тех пор, пока не одержит над ним скорбную победу.
Идейный замысел и проблематика
В рассказе затронуто немало глубоких психологических проблем, актуальных для любого времени, например, страх боли и смерти. Испугавшись физического недуга и его потенциальных последствий, человек обрекает себя на нравственное разложение.
Главный герой оказывается загнанным в угол, потому что ему недостает мужества. По этой же причине он не может прекратить принимать морфий. Он боится осуждающих взглядов и потери должности, поэтому всячески скрывает свою слабость, максимально дистанцируясь от близких, хотя они могли бы ему помочь.
Сжигая ведущие к спасению мосты, герой убивает себя сам, и даже наркотик здесь играет второстепенную роль: он лишь обличил безволие и слабохарактерность мужчины. Лишь он сам виноват в том, что встал на путь саморазрушения. Поляков не предпринимал попыток разнообразить свою жизнь, чтобы забыть о несчастной любви, а полностью поддался унынию и скуке. Не подумав о других, о том, что в нем нуждаются больные, герой с легкостью погрузился в наркотический дурман.
Нуждаются ли люди в таких произведениях? Стоит ли рассказывать об этой мрачной стороне жизни? Булгаков положительно отвечает на эти вопросы.
Наркомания — страшный бич современности. Человек, который употребляет наркотики, сам себе роет могилу. Полная драматизма глава жизни врача Полякова, завершившаяся трагично, должна послужить всем, особенно молодежи, уроком. Представив свое сочинение на суд общественности, Булгаков проявил высочайший гуманизм и смелость, ведь далеко не каждый может открыто говорить о такой проблеме, как наркомания, тем более автор сам долго сражался с этой болезнью. Писатель думал не о себе, а о тех, кто может вступить на эту скользкую дорожку.
Предложения интернет-магазинов
М. А. Булгаков – писатель интересный, со своей особенной творческой судьбой. Стоит заметить, что изначально Булгаков занимался совсем другой деятельностью. Он учился на врача и долгое время работал по профессии. Поэтому во многих его произведениях звучит медицинская тема. Так, Булгаков создает целый цикл рассказов и повестей, объединенных названием «Записки юного врача». Они связаны единым героем-рассказчиком — молодым доктором Бомгардом. Именно его глазами мы видим все описываемые события.
Повесть «Морфий» показывает постепенное превращение человека в полного раба наркотического дурмана. Это особенно страшно, потому что наркоманом становится врач, университетский приятель доктора Бомгарда Сергей Поляков.
Находясь в уездном городе, доктор Бомгард неожиданно получает записку от своего товарища, работающего в глухой деревушке. В этой записке доктор Поляков сообщает, что он «очень тяжко и нехорошо заболел». Он просит Бомгарда приехать и оценить его состояние. Но Бомгард не успевает: Поляков застрелился. Перед смертью он передает своему приятелю дневник «с историей своей болезни».
Далее повествование ведется от лица доктора Полякова. Такой прием позволяет автору глубоко проникнуть в душевный мир героя, раскрыть его психологическое состояние. Описание ведется как бы по двум линиям. Одна, объективная, – это взгляд врача Полякова на свое физическое и психическое состояние. Вторая линия – описание состояния наркомана в момент эйфории и в момент глубокого упадка. Эти взгляды переплетаются, давая страшную картину разрушения человеческой личности.
Так как же врач стал употреблять морфий?.. Как-то доктор Поляков почувствовал страшную боль в области желудка, и сделанный укол морфия очень быстро поставил его на ноги. Боясь повторения приступа, врач сделал себе еще одну инъекцию. Привыкание возникло практически мгновенно. Доктор заметил, что все его душевные проблемы растворились и исчезли. Забылась боль от ухода любимой женщины, растворилась тоска человека, загнанного в глушь.
Сначала доктор Поляков потреблял наркотик в малых дозах, радуясь его благотворному воздействию на организм. Очень быстро Сергей начинает испытывать беспокойство по поводу своего привыкания к морфию, но как всякий начинающий наркоман успокаивает себя.: «Четыре укола не страшны».
Чем дальше – тем хуже. Доза все увеличивается. Предупреждения на него уже не действуют, он считает их вздором. Чем сильнее Поляков понимает свое привыкание к наркотикам, тем яростнее он это отрицает. Причем не только перед другими, но и перед собой.
В повести очень реалистично описывается состояние наркомана: его ломка и эйфория: «Наступает боль, ужас, тьма. Весна гремит, черные птицы перелетают с обнаженных ветвей на ветви, а вдали лес щетиной, ломаной и черной, тянется к небу…»; «Я узнаю об этом потому, что звуки гармошки,.. рваные, хриплые звуки гармошки,… становятся ангельскими голосами, а грубые басы в раздувающихся мехах гудят, как небесный хор».
Состояние Полякова все ухудшается, он не может обойтись без наркотиков, срывается на единственного близкого ему человека, Анну Кирилловну. Потребность в морфии становится для него важнее всего на свете: «Тут я впервые обнаружил в себе неприятную способность злиться и, главное, кричать на людей, когда я не прав». Психологическое состояние резко ухудшается, доктору Полякову кажется, что всем известно о его пороке, он постоянно чувствует пытливые взгляды на своей спине. В итоге Поляков решает не встречаться ни с кем, кроме своих пациентов. Записи в дневнике становятся все более обрывочными, Сергей чувствует себя все хуже и хуже, резко теряет в весе. В итоге он попадает на лечение в клинику. Но и там он не находит спасения, тяга к морфию оказывается сильнее. Сергей не может выдержать состояния жуткой ломки, он ворует спасительные кристаллы и убегает из больницы.
Поляков возвращается к себе в деревушку, доза его все увеличивается. По всему телу у героя пошли нарывы и язвы, появляются галлюцинации. Ему мерещится старуха с вилами. Это видение невероятно пугает Сергея, потому что подсознательно он чувствует свою близкую смерть. Теперь уже доктор Поляков дает себе полный отчет в том, что он стал законченным наркоманом, но в нем едва теплится надежда на выздоровление, а любая доза может стать последней. Поляков обращается за помощью к своему приятелю доктору Бомгарду. Он просит того приехать и оценить его состояние. Но позже, совсем отчаявшись, стреляет себе в висок. Последующие события нам уже известны.
Доктор Поляков в своем дневнике оставил предупреждение всем людям. Это исповедь глубоко больного человека. Автор выдает нам очень достоверный материал именно потому, что использует дневниковую форму записи. Он показывает обратное развитие человека, от нормального состояния до окончательного порабощения души наркотиками.