Былины и сказки как памятники русской культуры

1. Летописи, былины и сказки как памятники русской культуры

СПб ГУТ))) Кафедра истории и регионоведения
Дисциплина: Культурология.
ЛЕТОПИСИ, БЫЛИНЫ И СКАЗКИ
КАК ПАМЯТНИКИ РУССКОЙ
КУЛЬТУРЫ
Группа: ИБ-12вп
Выполнил: Тарасов О.В.
Преподаватель: Цигоняева А.Ю.
Санкт-Петербург
2022

2.

План
1
Введение
2
Терминология
3
История возникновения былин
4
Основные былинные герои
5
Происхождение русских сказок
6
Персонажи сказок
7
Летописи
8
Выводы
9
Интернет-ресурсы

3. Введение

Былины и сказки — замечательные явления русской народной
словесности; по эпическому спокойствию, богатству
подробностей, живости колорита, отчетливости характеров
изображаемых лиц, разнообразию мифических, исторических
и бытовых элементов они не уступают немецкому
богатырскому эпосу и эпическим народным произведениям
всех других народов.
Летопись можно назвать оригинальным жанром
древнерусской литературы. Люди стали фиксировать важные
события в летописях со времен появления письменности.

4. Терминология

Былина
Фольклорная эпическая песня, жанр,
характерный для русской традиции. Основой
сюжета былины является какое-либо
героическое событие, либо примечательный
эпизод русской истории (отсюда народное
название былины — «старина», «старинушка»,
подразумевающее, что действие, о котором
идет речь, имело место в прошлом).

5. Сказка Древнейший жанр устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое, произведение

волшебного,
авантюрного или бытового характера. Как и все
народное искусство, сказка глубоко национальна,
но в то же время большинство сказочных
сюжетов встречается у многих народов мира.

6. Летопись Историческое произведение XI-XVII вв., в котором повествование велось по годам. Рассказ о событиях каждого года в

летописях
обычно начинался словами: “в лето” — отсюда
название — летопись. Слова “летопись” и
“летописец” равнозначны, но летописцем мог
называться также и составитель такого
произведения. Летописи — важнейшие
исторические источники, самые значительные
памятники общественной мысли и культуры
Древней Руси.

7. История возникновения былин

Исследователи расходятся во мнении, когда на Руси
появились эпические песни. Одни относят их
возникновение к 9-11 вв., другие — к 11-13 вв.
Несомненно одно — просуществовав столь долго,
передававшиеся из уст в уста, былины не дошли до нас
в своем первоначальном виде, они претерпели
множество изменений, поскольку менялся и
государственный строй, и внутри- и
внешнеполитическая обстановка, мировоззрение
слушателей и исполнителей. Практически невозможно
сказать, в каком веке создана та или иная былина,
некоторые отражают более ранний, некоторые — более
поздний этап развития русского эпоса, а в иных
былинах исследователи различают под позднейшими
наслоениями весьма древние сюжеты.

8. Для объяснения происхождения и состава былин существует несколько теорий: Теория мифологическая видит в былинах рассказы о

стихийных явлениях, в богатырях — олицетворение этих
явлений и отождествление их с богами древних славян.
Теория историческая объясняет былины как след
исторических событий, спутанных порой в народной
памяти.
Теория заимствований указывает на литературное
происхождение былин, причём одни склонны видеть
заимствования через влияние Востока , другие Запада.

9. Основные былинные герои

Представители русской «мифологической школы»
делили героев былин на «старших» и «младших»
богатырей. По их мнению, «старшие» (Святогор,
Дунай, Волх, Потыка) являлись олицетворением
стихийных сил, былины о них своеобразно отражали
мифологические воззрения, бытовавшие в Древней
Руси. «Младшие» богатыри (Илья Муромец, Алеша
Попович, Добрыня Никитич) — обыкновенные
смертные, герои новой исторической эпохи, а потому
в минимальной степени наделены мифологическими
чертами.

10.

Святогор
Относится к древнейшим и популярнейшим
былинным героям. Само его имя указывает на
связь с природой. Он велик ростом и могуч, с
трудом носит его земля. Этот образ родился еще в
докиевскую эпоху, но впоследствии претерпел
изменения.

11.

Илья Муромец
Несомненно, самый популярный герой былин,
могучий богатырь. Эпос не знает его молодым,
он — старик с седой бородой. Как ни странно,
Илья Муромец появился позже своих былинных
младших товарищей Добрыни Никитича и
Алеши Поповича. Родина его — город Муром,
село Карачарово. Крестьянский сын, больной
Илья «сидел сиднем на печи 30 лет и три года».
Однажды в дом пришли странники, «калики
перехожие». Они исцелили Илью, наделив его
богатырской силой. Отныне он — герой,
которому предначертано служить городу Киеву
и князю Владимиру.

12.

Добрыня Никитич
Популярный герой былин киевского цикла.
Этот герой-змееборец родился в Рязани. Он
самый вежливый и воспитанный из русских
богатырей, недаром именно Добрыня всегда
выступает послом и переговорщиком в
сложных ситуациях. Основные былины,
связанные с именем Добрыни: Добрыня и
змей, Добрыня и Василий Каземирович, Бой
Добрыни с Дунаем, Добрыня и Маринка,
Добрыня и Алеша.

13.

Алеша Попович
Родом из Ростова, он сын соборного попа, самый молодой из
знаменитой троицы богатырей. Он смел, хитер, легкомыслен,
склонен к веселью и шутке. Ученые, принадлежавшие к
исторической школе, полагали, что этот былинный герой
ведет свое происхождение от Александра Поповича,
погибшего в битве при Калке, однако, Д.С.Лихачев показал,
что в действительности имел место обратный процесс, имя
вымышленного героя проникло в летопись. Наиболее
известный подвиг Алеши Поповича — победа его над
Тугарином Змеевичем. Богатырь Алеша не всегда ведет себя
достойным образом, частенько он заносчив, хвастлив. Среди
былин о нем — Алеша Попович и Тугарин, Алеша Попович и
сестра Петровичей.

14. Происхождение русских сказок

Сравнение по содержанию русских сказок с
сказками других народов показало чрезвычайное
сходство их. Так, например, в русской сказке об
«Одноглазом великане» рассказывается почти то
же самое, что известно нам из «Одиссеи» Гомера
о циклопе Полифеме, Одиссее и его спутниках;
таким образом, русская сказка чрезвычайно
похожа по сюжету на древнегреческий миф.
Замечательно, что сходны сказки не только у
народов ариоевропейских: многие сказки,
различаясь в подробностях, сходны между собой
по существу у народов самых разнооборазных
рас: ариоевропейской, монгольской, даже черной.

15. Персонажи сказок

Традиционно героев можно разделить на
положительных и отрицательных. Положительные
герои русских сказок олицетворяют собой такие
нравственные добродетели, как храбрость,
добросердечие, отзывчивость и благородство. В
русских народных сказках добро, пользуясь этими
качествами, всегда побеждает зло. Положительным
героем в русской сказке может быть, как и простой
крестьянин, так и царевич.

16.

Баба-Яга
Баба-Яга — вещая ведьма: она знает прошедшее и
будущее, она обладает способностью производить
чары. Она знает, где скрыты красавицы, которых
ищут герои сказок, как достать те диковинки,
которые им нужны. Во многих сказках она дает
герою советы и прямо помогает ему. Баба-яга дает
герою клубочек, который может докатиться, если
его бросить, до того места, которое герою нужно;
иногда, при помощи этого клубочка, можно
спастись от преследования врага: если его
бросить, он превращается в огромную гору,
мешающую врагу догнать героя.

17.

Кащей-бессмертный
Образ чудовища, похищающего красавицу. Герой
сказки пытается освободить ее и часто гибнет.
Иногда с помощью самой красавицы герою
удается узнать, как можно погубить Кащеябессмертного; оказывается, на море-океане
находится осров, на острове растет дуб, под
дубом зарыт сундук, в сундуке находится заяц, в
зайце — утка, в утке — яйцо, а в яйце
заключается смерть Кащея. Герой добывает
яйцо, приходит к Кащею, ударяет его яйцом в
лоб, и Кащей умирает. Яйцо, как символ жизни,
играет важную роль у тюрко-финских народов.
Так, у чуваш, когда умирает человек, разбивают
сырое куриное яйцо.

18.

Змей Горыныч
Многоголовый огнедышащий дракон,
представитель злого начала в русских
народных сказках и славянских былинах.
Многоголовость змея — непременная его
черта. В разных сказках количество голов
змея различается: их бывает 3, 5, 6, 7, 9, 12.
Чаще всего змей предстаёт трёхглавым. В
большинстве случаев у змея отмечается
способность к полёту. Еще одной важной
особенностью змея является его огневая
природа, однако как именно извергается
огонь, сказки не описывают.

19.

Леший
Хозяин леса в мифологических представлениях
славянских народов . Частый персонаж русских
народных сказок . Другие названия: лесовик, лесник,
лешак, лесной дядя, лисун (полисун), дикий мужичок и
даже лес. Место жительства духа — глухая лесная
чащоба, но иногда и пустырь.
Это главный хозяин леса, он следит, чтобы никто в его
хозяйстве не навредил. К хорошим людям относится
хорошо, помогает выйти из леса, к не слишком хорошим
— плохо: путает, заставляет ходить кругами. Он поет
голосом без слов, бьет в ладоши, свищет, аукает, хохочет,
плачет.
Леший — властитель над лесными зверями. Больше всего
он любит медведя , и когда сам пьёт вино , до которого
большой охотник, то потчует непременно и медведя.
Последний караулит лешего, когда тот опьянённый ляжет
спать, и оберегает его от нападения водяных .

20.

Иван-дурак
Один из главных прототипических персонажей
русских народных сказок . По некоторым
версиям, имя с эпитетом “дурак” является
именем-оберегом, предотвращающим сглаз .
Воплощает особую сказочную стратегию,
исходящую не из стандартных постулатов
практического разума, а опирающуюся на поиск
собственных решений, часто противоречащих
здравому смыслу, но, в конечном счете,
приносящих успех .
Как правило, его социальный статус в русской
народной сказке низкий — крестьянский сын или
сын старика со старухой. В семье часто являлся
третьим, младшим сыном. Не женат.

21. Летописи

На Западе подобные письменные свидетельства о
событиях истории назывались хрониками.
Летописанием занимались монахи, так как монастырские
школы были единственными центрами письменной
культуры в Древней Руси. Наиболее мощный пласт
дошедших до нас летописных документов датируется 14-17
веками.
Однако известны и более ранние источники, к которым
относится первая киевская летопись «Повесть временных
лет» (11-12 века).
События последней восходят к временам сотворения мира,
исчисляют начало русской государственности от 862 года и
завершаются 1117 годом.
Нестор – первый русский летописец.

22.

Наиболее известными среди источников, дошедших
до наших дней, считается Лаврентьевская
летопись. Она датируется 1377 годом и
приписывается монаху Лаврентию.
Более двух столетий этот ценнейший документ
хранился в Рождественском монастыре г.Владимира,
затем перешёл в частную коллекцию русских
древностей, откуда был выкуплен графом МусинымПушкиным.
В историографических очерках Лаврентьевскую
летопись иногда называют Пушкинской, но к великому
русскому поэту А.С.Пушкину это прямого отношения
не имеет.
Мусин-Пушкин передал рукопись в дар императору
Александру I, который отправил её на хранение в
Публичную библиотеку (ныне – Российскую
национальную библиотеку). Там она находится и
сегодня

23. Вывод

Значительная часть былин и сказок посвящена борьбе героя с
чудищем или вражеской силой. Герои, как правило, действует в
одиночку, идут навстречу страшной опасности и всегда в итоге
побеждают. Героями движет желание постоять за людей и за
веру. Их противники несут беду людям — похищают, убивают — и
ведут себя нечестиво. Большое число врагов имеют параллель
с историческими врагами Руси. Татарами, Половцами.
Былины и сказки показывают нам жизнь и быт людей того
времени. Во что они верили и кем вдохновлялись.
Благодаря летописцам и их летописям, которые были написаны
много веков назад, мы можем узнать много нового о прошлом и
восстановить хронологию каких-либо исторических событий.

24. Интернет-ресурсы

http://www.hrono.ru/dokum/1000d
ok/letopisi.php
https://revolution.allbest.ru/literatur
e/00672278_0.html
https://ktonanovenkogo.ru/vopros
y-i-otvety/chto-takoe-letopis.html
http://lukoshko.net/storyList/byliny.
html
http://www.byliny.ru/
https://yandex.ru/images/

25.

БлагоДарю
За внимание!

БЫЛИНЫ КАК ФЕНОМЕН РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

  • Файлы работы
  • Сертификаты

 Комментарии


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Былины — русские народные эпические песни. Они повествуют о подвигах богатырей, сражающихся с чудовищами или вражеским войском, отправляющихся в загробный мир или еще каким-либо образом проявляющих свою силу, удаль, храбрость.

Былинный эпос — устная поэзия, воспевающая сохраняемые в народной памяти героические события или отдельные эпизоды, возведенные в разряд примеров, заслуживающих подражания.

Своими корнями героический эпос уходит, вероятно, в тысячелетние глубины родоплеменного, первобытнообщинного строя. До нас дошла лишь незначительная часть древних былин, сложенных впервые века русской государственности и сохранившихся благодаря определенным историческим условиям русского Севера.

Из городов часто упоминаются: Киев, Чернигов, Новгород, Муром (возможно, первоначально Моровск на Десне). В отдельных былинах упоминаются другие города, названия которых сильно искажены. Реки в былинах — это преимущественно южнорусские: Днепр, Пучай-река (Почай-на в Киеве), река «Смородина» (Снепород, левый приток Днепра) и др. География всех героических былин и большинства новеллистических связана с Киевом и предстепной русской полосой на юге; часть новеллистических былин связана с Новгородом.

Главным персонажем былин является богатырь. Он стал воплощением идеала жертвенного, честного, преданного Родине, народу человека. Его не страшат силы врага, не страшит даже сама смерть! Чтобы подчеркнуть силу героя, величие подвига, сказители изображают его сражающимся в одиночку против вражьих сил, которых «черным-черно, как черных воронов». Таков Илья Муромец, таковы же и другие богатыри — Добрыня Никитич, Алеша Попович, Дунай-сват, Василий Каземирович.

В былинах можно выделить несколько главных пластов:

  1. Былины о старших богатырях (Святогоре, Волхве Всеславьевиче, Михаиле Потыке, Вольге Святославиче).
  2. Былины о главных героях русского эпоса (Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алёше Поповиче).
  3. Былины героического цикла («Василий Каземирович», «Суровец Суздалец», «Сухман» и др.).
  4. Былины киевского цикла («Дунай», «Соловей Будимирович», «Дюк Степанович», «Чурила Плёнкович», «Ставр Годинович» и др.).
  5. Былины новгородского цикла (о Садко и Василии Буслаеве).

Среди богатырей принято выделять «старших» и «младших». К «старшим», как правило, относят Святогора и Волха Всеславьича.

Значительная часть былин посвящена борьбе богатыря с чудищем или вражеской силой. Былинный богатырь, как правило, действует в одиночку, идет навстречу страшной опасности и всегда в итоге побеждает. Однако помимо желания проявить свою удаль и потешить «богатырское сердце» героями былин движет и желание постоять за людей и за веру. Их противники несут беду людям — похищают, убивают — и ведут себя нечестиво.

Электронный адрес: dmi18431015@mail.ru.

Просмотров работы: 137

Код для цитирования:

Былины — русские народные эпические песни. Они повествуют о подвигах богатырей, сражающихся с чудовищами или вражеским войском, отправляющихся в загробный мир или еще каким-либо образом проявляющих свою силу, удаль, храбрость.

В детстве все узнают об Илье Муромце и других богатырях, которые скоро перемешиваются с персонажами сказок, а с возрастом просто забываются как «детские». А между тем былины вовсе не принадлежали к детскому фольклору. Напротив, эти песни исполнялись взрослыми серьезными людьми для таких же взрослых серьезных людей. Переходя от поколения к поколению, они служили способом передачи древних верований, представлений о мире, сведений из истории. А все, о чем рассказывается в былинах, воспринималось как правда, как реально происходившие когда-то в далеком прошлом события.

Собственно народное название былины — старина, т.е. повествование о старинных событиях. Слово «былина» впервые употребил для обозначения этого жанра в середине прошлого века собиратель и исследователь фольклора И.П. Сахаров.

Традиционно выделяются два цикла былин, объединенные по месту действия или происхождению героев:

1. Киевские или Владимировы былины (песни об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и др.).

2. Новгородские былины (Герои — Садко и Василий Буслаевич).

Кроме того, существует ряд песен, не входящих ни в один из этих циклов.

Былинные богатыри

Нужна помощь в написании реферата?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Главные герои былин — богатыри, люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает обычный человек: невиданной силой, безграничной храбростью, особенным умением или талантом. Так, если Илья Муромец знаменит своей силой, то Садко — своим непревзойденным искусством играть на гуслях.

Среди богатырей принято выделять «старших» и «младших». К «старшим», как правило, относят Святогора и Волха Всеславьича.

«Старшие» богатыри называются так не только потому, что они по возрасту старше других витязей, но и потому, что они представляют собой более древний, архаичный тип героя. Такому герою нет равного на земле, он единственный в своем роде, так что у него не может быть противника, кроме самой природы, матери-сырой земли.

Бесспорно, черты этих богатырей сказочны. Поступки, ими совершаемые, обстоятельства, в которых они действуют, совсем не похожи на реальные события. Зато в их образах ярче, чем в других случаях, просматриваются древние мифологические представления.

Часто повторяющийся в былинах сюжет — сватовство. Богатырь, чтобы найти себе невесту, обычно отправляется в чужое царство, в дальний путь. По дороге герою приходится преодолеть много преград и совершить множество подвигов. Невеста, как и сам богатырь, часто обладает каким-либо особенным свойством.

Значительная часть былин посвящена борьбе богатыря с чудищем или вражеской силой. Былинный богатырь, как правило, действует в одиночку, идет навстречу страшной опасности и всегда в итоге побеждает. Однако помимо желания проявить свою удаль и потешить «богатырско сердце» героями былин движет и желание постоять за людей и за веру. Их противники несут беду людям — похищают, убивают — и ведут себя нечестиво.

Садко и Василий Буслаевич

Новгородские былины носят несколько иной характер. В них нет «могучих богатырей», «полениц удалых», сражающихся с вражьей силой. Герои этих песен — Садко и Василий Буслаевич, как и киевские богатыри, обладают яркими и особенными чертами: Садко прекрасно играет на гуслях. Садко отличается от обычных людей и тем, что путешествует на дно морское и удачно возвращается.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Василий Буслаевич обладает невероятной силой, которой никто не может противостоять. Однако применяет силу Василий не для борьбы с чудищами или вражьей нечистью, а для собственного развлечения.

Сюжеты былин часто связаны с нарушением героем какого-либо запрета. Нарушение запрета или просто дерзость сулят героям беду. Это связано с тем, что все происходящее в песне, все, что приходится выполнять ее персонажам, предопределено. Какая-то высшая сила — Бог, судьба — решает, что должно случиться. В жизнь героев былин часто вмешиваются Святой Николай, калики перехожие (странники, бродяги), старичище-перегрюмище. Они вызволяют богатырей из беды, ставят невыполнимую задачу или выдвигают какой-то запрет.

Высшая сила — единственное, с чем не могут справиться богатыри, и, если они посягают на нее, их ждет смерть.

Художественный мир былины

В былинах вырабатывалась специфическая манера изображения богатырей и их подвигов. Для описания всего, что связано с главным героем, используются гиперболы — намеренные преувеличения. Все, что окружает богатыря, столь же велико, исключительно и необычно, сколь и он сам.

Время действия былин тоже особенное. Все изображаемые в былинах чудеса и невероятные события могли случиться и представлялись нормальными. Былинное время и течет по-другому, не как наше. Поэтому, Илья, отправляясь в путь, «заутреню стоял во Муроме, а к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град», и это не воспринимается как что-то невозможное. Зато некоторые важные события, вроде сборов в дорогу и т.д., описываются медленно, подробно, обстоятельно, и время как бы замедляет свое течение, ненадолго приостанавливается.

Современность для сказителей — это уже совсем иная эпоха, когда былинные витязи «перевелись».

Происхождение былин

В произведениях древнерусской литературы есть упоминания о певцах, которые исполняли свои песни под гусли. Один из таких певцов-сказителей упомянут в «Слове о полку Игореве». Это Боян, который пел о героических воинах прошлых лет. Можно предположить, что речь идет именно о сказителе былин, который находился при княжеском дворе.

В XIX в. ученые предполагали, что былины — самый древний вид народной поэзии. Однако известны они только русским и практически незнакомы украинцам и белорусам.

Скорее всего в том виде, в каком ион дошли до нас, былины появились уже поле того, как началось разделение восточных славян на три народа, т.е. не ранее XIII в.

Былины издавна вызывали к себе интерес. Но записывать их начали только тогда, когда появились люди или целые сословия, для которых истории о богатырях стали экзотикой, чем-то необычным, фантастическим. Первые записи относятся к середине XVII в. Они включались в рукописные сборники. Позднее их стали публиковать, но при этом былины подвергались обработке соответственно вкусам читающей публики того времени. Такие записи были очень далеки от подлинных текстов, как правило, перелагались прозой и имели характерные названия, начинавшиеся словами «Повесть о…», «История о…» и т.д.

Одна из первых попыток записать тексты былин как они есть была осуществлена казаком Киршей Даниловым по заказу уральского заводчика Демидова в XVIII в. Так был составлен большой сборник, получивший полное название «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым».

Всплеск интереса к собиранию и чтению былин падает на вторую половину XIX в., когда именно с целью их записи начали снаряжать экспедиции.

Всего собрано и записано около двух тысяч этих песен. Сейчас встретить их в живом исполнении почти невозможно, но интерес к былинам не угасает и по сей день.

«Русская литература». Энциклопедия для детей. М., Аванта +, 1998

Нужна помощь в написании реферата?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/

  • Бурные потоки воды сдержаны плотиной как пишется
  • Буратино сказка смотреть бесплатно в хорошем качестве 1957 все
  • Бунин рассказы о любви список
  • Бунин рассказ письмо девочке оле
  • Бунин господин из сан франциско как показано общество в рассказе