Дата: 12.12.2018
Тема: Д. Досжанов. «Родник»
Цель: познакомится с рассказом Д. Досжанова «Родник», воспитать чувство любви к родной земле, уметь видеть красоту окружающего мира.
Задачи:
-Чтение и анализ содержания рассказа Д.Досжанова «Родник», умение находить в тексте сравнения и самим их придумывать.
-Воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, к родному краю; умение видеть красоту окружающего мира.
-Умение понимать прочитанное, развитие памяти, отвечать на вопросы, объяснять заглавие произведения, пересказывать текст, используя авторскую лексику.
Развивать умение работать самостоятельно, используя дополнительный материал.
Ход урока.
-
Организационно-мотивационный момент. Постановка учебных задач урока:
Сегодня мы познакомимся с рассказом казахского писателя Дукенбая Досжанова «Родник».
-Какую картину вы представляете, когда произносите слово родник ? Опишите его.
— Подумайте, какой корень у этого слова?
— Какие однокоренные слова у него есть?
-От какого слова произошло слово родник ?
-Как вы думаете, можно ли сравнить Родину с родником, из которого берут начало великие реки?
-
Актуализация знаний по теме «Родина» :
-
— Какие рассказы и стихи вы знаете о Родине?
-
Вспомните и расскажите пословицы.
-
Объясните их смысл.
-
Словарная работа.
-
Работа над значением слов, словосочетаний «Родина», «родная земля», «родной край», «отчий дом» и т.д.
-
Работа над новым материалом:
-
Чтение рассказа Дукенбая Досжанова «Родник».
-
В рассказе мы видим, с какой любовью и нежностью описывает герой свою родную землю. Какие чувства рождаются в душе ребенка к родному краю? Какими словами герой передает свою любовь и привязанность к Родине?
-
Анализ текста. Беседа: Где находится родник? Какая в нем вода? Как описывается чистота родника? О чем мечтает мальчик, сидя у родника?
Как ты думаешь, почему «хорошо сидеть у родника»? О чем можно думать?
Объясни слова бабушки: «Твой родничок самый лучший в мире»?
Каким хочет вырасти мальчик? А у тебя какие мечты? Каким ты хочешь стать, когда вырастешь?
Что объединяет слова «Родник» и «Родина»? Найди в них общую часть.
физминутка
-
Работа в тетради над «сравнением».
— Какие сравнения использовал автор в своем рассказе?
-Что с чем сравнивается? Почему?
-
На что похожа песня родника?
-
С чем сравнивает ее автор?
-
Объясни слова бабушки: «Твой родничок самый чистый».
-
Придумай свои сравнения. Допиши предложения:
Родина прекрасна, как (что?) цветок… Родина могуча и сильная, как (кто?) богатырь. Родина добра, как (кто?) мать…
-
Подведение итогов урока.
(релаксация):
-Что нового вы узнали на уроке?
-Что понравилось?
-Чему научились?
-Какие выводы сделали для себя?
-
Задание на дом:
чтение и пересказ рассказа Д. Досжанова «Родник».
Тема урока: Д. Досжанов. «Родник». Дикие звери и птицы Казахстана.
Цели урока: 1. познакомить с рассказом Д.Досжанова «Родник»; научить распознавать в тексте эпитеты и сравнения; познакомить учащихся с текстом о диких зверях и птицах Казахстана;
2. развивать умения вдумчиво читать текст, анализировать прочитанное, делать выводы по изученному материалу.
3. воспитание эстетических вкусов, любви к природе родного края.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: беседа, анализ текста
Оборудование: рисунки «Осень», флипчарт, маркеры.
5 класс Литературное чтение 02.10.14.
Тема урока: Д. Досжанов. «Родник». Дикие звери и птицы Казахстана.
Цели урока: 1. познакомить с рассказом Д.Досжанова «Родник»; научить распознавать в тексте эпитеты и сравнения. Познакомить учащихся с текстом о диких зверях и птицах Казахстана;
2. развивать умения вдумчиво читать текст, анализировать прочитанное, делать выводы по изученному материалу.
3. воспитание эстетических вкусов, любви к природе родного края.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: беседа, анализ текста
Оборудование: рисунки «Осень», флипчарт, маркеры.
Ход урока:
I.Организационный момент
II. Постановка цели урока
III. Опрос домашнего задания
1. сделать рисунки к теме осени
2. выполнить задание №3 стр.9
3. словарная работа
IV. Объяснение нового материала
1.Слово учителя. Сегодня мы познакомимся с рассказом Д.Досжанова «Родник». Внимательно слушайте текст, обращая внимание на произношение слов, интонацию.
2. Чтение текста учителем или лучшим учеником.
3. Работа над правильным произношением слов: проплывающие, взобралось, обругала, вскипает, с обрыва, волны, в овраг, свист ветра.
4. Работа по тексту.
Беседа по вопросам:
-Как автор описывает родник? Что он думает, глядя на него?
-С каким чувством мальчик слушает «рассказ родника»
-Почему он называет его «нескончаемым»?
-О чем ему напоминает горный поток?
-Что он в нем слышит?
-С чем сравнивает родничок?
V.Закрепление материала
А) Вспомните, что такое эпитеты и сравнения. Найдите их в тексте и запишите их в тетради. Деление класса на мини-группы. Выполнение задания на стр. 10.
Б) Прочитайте слова бабушки в конце рассказа. Почему она так сказала? Запишите их в тетради.
VI. Домашнее задание:
прочитать рассказ стр.10-12пересказать содержание VII. Подведение итогов урока
Комментирование оценок.
Ересек тобындағы ұйымдастырылған оқу қызметінің конспектісі
Конспект организованной учебной деятельности в старшей группе.
Өткізу күні/Дата проведения: 28.11.18
Тәрбиеші/Воспитатель: Умбетова.А.Д
Білім беру саласы/Образовательная область: Коммуникация
Пән/Предмет: Художественная литература
Өтпелі тақырып/Сквозная тема: «Транспорт»
Тақырыбы/Тема: «Пересказ рассказа Д. Досжанова «Родник»
Мақсаттары/Цели:
1.Тәрбиелік- воспитательная: Воспитывать любовь к природе родного края.
2.Дамытушылық развивающая: Развивать речь, воображение, память.
3.Оқыту- обучющая: Продолжать знакомить детей с творчеством казахских детских писателей, с пословицами-поговорками о Родине, о природе.
Педагогикалық технологиялар /пед.технологии: информационно-коммукативная,здоровьесберегающая, творческая.
Ресурстармен қамтамасыз ету/Ресурсное обеспечение: портрет Дукенбая Досжанова, конверты с изображениями, символизирующими «рассказ», «пословицы и поговорки», аудиозапись журчания ручейка, родника.
Көптілділік/ полиязычие: әже – бабушка, әке – отец, ана – мать, таулар – горы, су – вода, құлын – жеребёнок.
Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы/Ход занятий:
I.Ұйымдастырушылық кезеңі/организационный момент (2 мин)
Педагог приглашает детей рассмотреть конверты и определить, с произведениями каких жанров предлагает познакомиться Прекрасная Айсулу. предлагает детям устроится удобно, не мешая друг другу. Вскрыв первый конверт, сообщает детям, сто предстоит знакомство с рассказом с рассказом Дукенбая Досжанова «Родник».
Дети рассматривают конверты и определяют литературные жанры предлагаемых произведений. Настраиваются для восприятия произведения.
II.Негізі бөлімі/основная часть
1. Информация о писателе. Знакомит детей с автором рассказа. Предлагает рассмотреть портрет писателя.
2. Чтение рассказа.
3. Словарная работа. Разъясняет смысл и значение новых слов из текста: горизонт, зубы ломит, бормочет монотонно.
4. Вопросы по содержанию рассказа:
-
Понравился ли рассказ?
-
Вспомните, какое настроение было у Ардака в начале рассказа?
-
Почему Ардак обиделся на своих близких?
-
Почему настроение мальчика поднялось, и ему стало весело и легко?
-
Кого вспомнил Ардак, слушая звуки родника?
5. Прослушивание аудиозаписи ручейка и родника.
Словарная работа: горизонт, зубы ломит, бормочет монотонно.
«Физминутка»
III.Қорытынды/итоговая часть(2 мин)
Воспитатель благодарит детей за работу, поощряет их. Напоминает им, о необходимости поблагодарить Прекрасную Айсулу и Почтового Сокола за такой замечательный рассказ.
Делятся своими впечатлениями, благодарят сказочных друзей за интересный литературный подарок.
-Вам понравилось заниятие?