Дагестанские народные сказки для детей для постановки театра

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4»

К О Н С П Е К Т ООД

По театрализованной деятельности

На тему: «Д Ы Н Ь К А»

по мотивам дагестанской сказки

(Старшая группа)

Воспитатель : Валиджанова А.Ш.

Дата: 27.11.2018 г.

г.Избербаш 2019 г.

Конспект занятия

По театрализованной деятельности в старшей группе

«Д Ы Н Ь К А»

(по мотивам дагестанской сказки)

Интеграция образовательных областей«Художественноэстетическое развитие»«Социальнокоммуникативное развитие»«Речевое развитие».

Цель:

Формирование умений детей проводить элементарную инсценировку сказки, точно воспроизводить реплики героев, отражать некоторые игровые действия, передавать несложные эмоциональные состояния персонажей, используя средства выразительности – мимику, жест, движение, интонацию, умение согласовывать свои действия с другими детьми.

Задачи:

Обучающие:. Обучать правильному подбору слов при описании характера и внешности героя сказки. Уметь составлять сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке.

Развивающие: Развивать познавательный интерес желание участвовать в театрализации.Развивать зрительное и слуховое внимание, наблюдательность, находчивость, фантазию воображение, образное мышление. Развивать монологическую и диалогическую речь.

Воспитательные: Воспитывать эмоционально- положительное отношение детей к театрализованной деятельности, дружеским отношениям между собой. Воспитывать доброту, бережное отношение к окружающему миру через сказку.

Предварительная работа:

— чтение и анализ сказки «Дынька»;

— упражнения на развитие интонационной выразительности;

-обыгрывание и распределение ролей;

-работа над сценической речью;(ритм, темп, дыхание, четкость произношения, координация движений в соответствии с музыкой

Материалы и оборудование:

— макеты деревьев;

— костюмы героев сказки;

— декорации: ширма с нарисованным домом-саклей.,печкой,стол, игрушечная посуда, угощение -пироги,хурджин для старика.,игрушечную дыньку,арба с вещами .

— музыкальное сопровождение

Действующие лица:

Рассказчик — взрослый;

Старик – ребенок;

Старуха – ребенок

Фатима – старикова дочь-ребенок

Хадижат — старухина дочь – ребенок

Джигит— ребенок

Дынька – ребенок

Вороны – трое детей

Ход занятия:

Комната старика и старухи. Падчерица метет пол ,старуха возится на кухне. Старик занят по дому.

Рассказчик:То ли было,то ли не было,жили ,говорят,в одном ауле старик со старухой.

И подрастали у них две дочери:одна дочь старикова,другая старухина.

Старикова дочь.красавица,росла девушкой скромной и ласковой,на всякую работу умелой.А старухина дочь,росла злой,сварливой и лентяйкой к тому же.Но родную дочь старуха похваливала,да по головке гладила.А падчерицу всегда только бранила да колотила – хотелось ей выжить бедняжку из дома.

Старуха(старику): Что хочешь делай,куда хочешь девай свою дочь,но чтобы глаза ее мои больше не видели! В поле ее с собой возьми,заведи подальше и там оставь,чтобы мои уши голоса ее не слышали!

Старик: Ты что,старуха,сдурела? Как же я родную дочь брошу на погибель?

Старуха: А будешь перечить и тебя выгоню!

Рассказчик: Делать нечего.У старика было ,оказывается,далекое поле.Вот положил он в хурджин дыньку .кликнул дочь и увел ее из дома. Шли они ,шли. Наконец, дошли до старикова поля и сели отдохнуть. Дорога была трудной и девушка устала.

Фатима: Я спать хочу,милый отец!

Старик: Ну что ж,ложись,усни,моя дочь.

Фатима : А ты никуда не уйдешь?

Старик: Нет,не уйду,милая дочь. А если боишься что уйду, положи голову на рукав моей черкески.

(Кладет голову на рукав старика)

Рассказчик: Как только дочь заснула,старик отрезал рукав свокй черкески и ушел домой с разбитым сердцем.Проснулась Фатима ,видит: отца ее нет,она одна в поле,кругом ни души.Только лежит подле нее на траве маленькая дынька. Стала девушка громко кричать,звать отца

-Ау,отец!!!Где ты,милый отец?

Рассказчик: Вдруг откуда ни возьмись,налетели на нее вороны.

Вороны(трое детей, одетых в костюмы ворон влетают в зал и машут «крыльями», кружатся вокруг девушки)-Скажи,ты не птичка ли?Скажи,ты не птичка ли?

Фатима: Да,милые вороны,да! Я — бедная птичка!

Вороны улетают.

Рассказчик: Улетели вороны,не причинив девушке зла.А девушка взяла в руки дыньку и стала ее подбрасывать и приговаривать.

Фатима:

Ах,дынька,сладкая , мой свет!

Как быть сиротке , дай совет?

И съесть я не могу тебя,

Не съесть я не могу тебя

И крова у сиротки нет.

Дынька(ребенок). А ты покати меня,милая девушка.вокруг того места,на котором стоишь.(Обегает вокруг Фатимы).

Рассказчик: Девушка послушаласьи там, где она покатила дыньку.как из=под земли вырос красивый дом.

На ширме появляется нарисованная сакля.

Обрадовалась девушка .давай опять вертеть дыньку в руках,подбрасывать и приговаривать.

Фатима:

Ах,дынька,сладкая , мой свет!

Как быть сиротке , дай совет?

И съесть я не могу тебя,

Не съесть я не могу тебя

И хлебца у сиротки нет.

Дынька: Покати меня милая девушка вниз по полю!( На ширме появляется печь).Ну,милая девушка,попробуй,хороши ли мои хлебцы?

Фатима (снова подбрасывает дыньку):

Ах,дынька,сладкая , мой свет!

Как быть сиротке , дай совет?

И съесть я не могу тебя,

Не съесть я не могу тебя

И платьев у сиротки нет.

Дынька: Покати меня милая девушка снова вниз по полю!

(На сцене появляется арба. На ней платья,скатерти,одеяла с подушками.)

Ну,милая девушка,неси в дом свое приданое.

(Уносит приданое за ширму).

Рассказчик: Внесла девушка в дом все добро,постели убрала,чистой скатертью хлебцы накрыла.А сама нарядилась в красивое платье и давай дыньку в руках вертеть.подбрасывать и приговаривать.

Фатима :

Ах,дынька,сладкая , мой свет!

Как быть сиротке , дай совет?

И съесть я не могу тебя,

Не съесть я не могу тебя

И мужа у сиротки нет.

Дынька: Ну что ж,милая девушка. покати меня еще разок вниз по полю!

Рассказчик: Покатила девушка дыньку снова вниз по полю,уже и не видно ее.И вновь появилась,а с нею рядом молодой джигит.

Дынька: Вот тебе муж,милая девушка.

Джигит: Кто ты и откуда ,красавица?

Фатима: Выжила меня из дома злая мачеха,бросил меня на далеком поле родной отец.Ждали меня беды,да несчастья.Добрая дынька спасла меня от голода и холода,подарила мне красивый дом..Не хочешь ли ты стать в этом доме хозяином

Джигит: С радостью!

Рассказчик: И они поженились и стали жить вдвоем. А дыньку с почетом поставили на подоконнике.

(Во время этих слов они танцуют лезгинку)

Рассказчик: Много ли ,мало ли времени прошло,но вот однажды вспомнила о своей падчерице злая мачеха.

Старуха: Иди ,негодный старик, принеси хоть косточки своей дочери!

Рассказчик: Заплакал старик и пошел на далекое поле.Видит стоит там новый красивый дом. Вышла из этого дома его родная дочь,оказала отцу уважение-накормила ег,напоила,а когда уходил,подарков надарила.Вернулся старик к своей старухе радосный и веселый.

Старик: Жена!!!Дочь то моя не умерла!Она замуж вышла и живет счастливо в новом доме с молодым мужем.

Старуха: Ах.проклятый старик!Свою дочь ты замуж выдал,а моя в девкаъх сидит.Веди-ка на дальнее поле и мою дочь!

Рассказчик: Напекла старуха для своей любимицы сладких пирожеов и отправила ее со стариком в дорогу.А старик,оказывается,повел старухину дочь на другое поле

Хадижат(сердито): Я спать хочу!

Старик: Ну чтож ,ложись,спи,доченька.

Рассказчик: Девушка уснула тотчас,а старик отправился домой.

Хадижат(просыпается): Отец, где ты? Где ты проклятый старик(Плачет)

Рассказчик: Вдруг откуда ни возьмись налетели на нее вороны. Закружились вороны над ней черной тучей, закричали.

Вороны: Скажи ,ты не птичка ли? Скажи, ты не птичка ли?

Хадижат: Сгиньте,проклятые вороны! Прочь отсюда!

Рассказчик:Набросились вороны на девушку,стали ее клевать,царапать.

Вороны улетают.Девущка плачет.

Старуха(старику): Иди, посмотри в каком красивом доме живет моя Хадижат.

Рассказчик: Старик приходит на поле и видит плачущую Хадижат,всю растрепанную,заклеванную.Успокаивает он дочь и ведет ее к старухе.

Старуха : О,Аллах! За что ты меня наказываешь?!(успокаивает дочь.)

Рассказчик: Рвала старуха волосы,плакала,да уже поздно было. Так была она наказана за свою злобу, ненависть и жадность.

МБДОУ «Детский сад № 26
«Родничок»

Утверждаю:                                                                                                                                    Зав. МБДОУ Д/с № 26                                                                                                                                                Усманакаева Г.М._________

Сценарий театрализованной постановки

«Храбрый мальчик»

(по мотивам одноимённой дагестанской народной сказки)

Воспитатель:

Максудова А.Б.

г.Каспийск

Сценарий театрализованной постановки

«Храбрый мальчик»

(по мотивам одноимённой дагестанской народной сказки)

Максудова Аслиханум
Батыровна

      Цель: Через театрализованные деятельность реализовать
индивидуальные возможности и потребности детей, раскрыть творческий потенциал
детей, их талант. Активизация мыслительных процессов. Развивать связную речь,
диалоговую и монологовую.  Воспитывать нравственные качества личности, доброту.
Смелость, любовь к Родине. Учить передавать эпизоды из прочитанной сказки.
Доводить замысел до конца, добиваться наиболее интересного решения.

Задачи:

1. Продолжать воспитывать любовь к родному краю.

2. Знакомство детей с театром как одной из форм культуры народов
Дагестана.

3. Развивать у детей навыки совместной деятельности, чувство
общности, умение выражать свое настроение.

4. Работать над формированием правильной, четкой речи.

У центральной стены
стоит ширма с изображением высокогорного леса, на фоне горных вершин. На
переднем плане – большое раскидистое дерево, на верхних ветвях – гнездо.

Звучит дагестанская
народная музыка. На сцену выходит СКАЗИТЕЛЬ.
 

    

Сказитель:

Ассаламу
алейкум, вам, друзья,

Вас
приглашаю в сказку я!

А
поведу я свой рассказ

Про
край волшебный – про Кавказ.

Там
горы прямо до небес и много сказочных чудес!

Звучит национальная
музыка. На сцене появляется мальчик МАНСУР. Он вглядывается вдаль, идёт, устало
опираясь на посох.

Сказитель: Среди
сверкающих вершин шёл Мансур домой один –

Из
соседнего села хотел добраться до темна.

Мансур: Я
по горам весь день ходил – просто выбился из сил.

Видно,
я с дороги сбился, заплутал и заблудился!

Пожалуй,
надо отдохнуть, чтоб потом продолжить путь.

Мальчик оглядывается,
выбирая себе место для отдыха.

Сказитель:А
тут, где старый дуб растёт, птица грозная живёт.

Но
дома нет её пока – она гоняет облака.

В
гнезде остались два птенца –

Два
любопытных сорванца.

Из-за ширмы, над
гнездом появляются ПТЕНЦЫ (мальчик и девочка). Они вертят головами в разные
стороны, разглядывают мальчика. Мансур садится под дерево.

Сказитель: Ночь,
чёрным шёлковым платком,

Накрыла
быстро всё кругом.

Из-за
гор взошла Луна,

С
собою звёзды привела.

Из кулис под музыку
появляются ДЕВОЧКИ в тёмных национальных платьях. Они проносят по сцене тёмное
прозрачное покрывало.

Сказитель: Хотя
Луны так ярок свет,

Птенцов
Мансур не видит, нет!

Ещё
одна зажглась звезда,

Мансур
улёгся у гнезда.

Мальчик ложится на
траву под деревом и засыпает. Из гнезда показываются ПТЕНЦЫ.

1-й
птенец: Вот удивительный птенец пришёл к нам в гости, наконец!

2-ой
птенец: Да это маленький джигит! Ты не шуми, пусть он поспит!

Звучит тревожная
музыка.

Сказитель: Вы
слышите – шуршит трава:

Мелькнула
с жалом голова.

Змея
крадётся в лунном свете,

Нужны,
злодейке, птичьи дети!

Она
птенцов немало съела,

Вновь
замышляет злое дело!

На сцене под музыку
появляется ЗМЕЯ. Она продвигается к дереву, пытается дотянуться до гнезда.

1-й птенец: Сестрица
милая моя, смотри – ползёт сюда змея!

2-ой птенец: Нам
с тобой несдобровать!

На
помощь надо громче звать!

ПТЕНЦЫ (вместе):

Э-э-й!
Кто-нибудь! Беда! Беда!

К
нам змея ползёт сюда!

(по очереди) :
Помогите! Помогите!

Мансур (просыпаясь):

Да что вы громко так кричите? (птенцы указывают на змею) Вот это да! Что вижу я?
Большая длинная змея.

(берёт палку, замахивается,
стучит об пол)

Чего
надумала, злодейка?

Трогать
ты птенцов не смей-ка!

Убирайся
прочь отсюда, не то будет тебе худо!

Змея: Ты
что, вызов мне бросаеш-ш-ш-шь

Или
просто угрожаеш-ш-ш-шь?

Глупый
и смеш-ш-ш-шной мальчиш-ш-ш-ка,

Для
меня ты слабый слиш-ш-ш-шком.

Тебя
я больно укуш-ш-ш-шу,а потом и задуш-ш-ш-шу!

Мансур: А
ну, прочь от гнезда! Убирайся навсегда!

Звучит
тревожная энергичная музыка. Мальчик держит палку двумя руками, загораживаясь
от змеи. Змея нападает на него, пытается его обхватить. Птенцы пищат, в страхе
закрывают лицо руками. После ритмо-пластической схватки, Змея отступает.

Змея: Что
ж-ш-ш-ш, сегодня мне назло

Птенцам
сильно повезло!

Змея удаляется.

Мансур:

Больше
вы, птенцы не бойтесь,

Не дрожите, успокойтесь! (гладит их)

Вы, наверно, есть хотите? (птенцы кивают головами)

Вот лепёшка вам – делите. (достаёт из катомки хлеб, даёт им)

А
мне нужно отдохнуть – далёк до дома будет путь…

Мальчик снова ложиться
под деревом и засыпает.

Сказочник:

Вот
ярко вспыхнула зарница – в гнездо вернулась ЧУДО-ПТИЦА.

Под музыку появляется
ЧУДО-ПТИЦА
 (взрослый).

Видит спящего мальчика,
сердито хлопает крыльями.

ЧУДО-ПТИЦА:

Как
человек сюда залез в наш волшебный тайный лес?

Как
он посмел сюда явиться – к гнезду волшебной чудо-птицы?

Ему
за это отомщу – в холодный камень превращу!

1-й птенец: Нет,
мама, не сердись, постой!

Ведь
этот мальчик не простой!

Он
появился в трудный час,

Нас
от змеи ужасной спас!

2-ой птенец: Змею
он злую победил

И
нас лепёшкой накормил.

ЧУДО-ПТИЦА: Ну
что ж, тогда я очень рада,

Героя
утром ждёт награда.

Укрою
мальчика крылом,

Пусть
спит пока спокойным сном!

Птица присаживается и
укрывает спящего мальчика крылом. Все спят.

Сказитель: Вот
над горами солнце встало,

И
утро доброе настало.

Из кулис под
национальную музыку выходит группа девочек в светлых платьях,изображающих
утреннюю зарю. Исполняется ТАНЕЦ.

Сказитель: Мансур
увидел сквозь ресницы

Крыло
волшебной чудо-птицы.

Мальчик в страхе
вскакивает на ноги.

ЧУДО-ПТИЦА:

Герой,
к чему такой испуг? Меня не бойся – я твой друг!

Ты
молодец из молодцов, ты спас от гибели птенцов!

Ты
их утешил, приласкал и хлеб последний свой отдал!

Проси
что хочешь, мальчик мой!

Мансур: Хочу
скорей попасть домой!

Стоят
родные у дороги,

Болят
сердца их от тревоги!

ЧУДО-ПТИЦА:

Тебя,
мой друг, благодарю: перо волшебное дарю.

Лишь
только ты пером взмахнул – перед тобой родной аул.

Ждут,
не дождутся мать с отцом тебя перед родным крыльцом.

А
если попадёшь в беду, взмахни пером – и я приду!

Птица отдаёт мальчику
перо.

1-й птенец: Прощай,
джигит! Герой, прощай!

Всё
время слабых защищай!

2-ой птенец: Будь
смелым, добрым ты всегда!

Пусть
стороной пройдёт беда!

Мансур: И
вы, птенцы, прощайте, меня не забывайте!

Я
тоже буду помнить вас.

Птица и птенцы: (вместе) До
свиданья! В добрый час!

МАЛЬЧИК машет рукой,
уходит за кулису. Птица и птенцы машут ему вслед. Затем,скрываются за ширмой.

Сказитель:

Нам
подарил седой Кавказ о храбром мальчике рассказ.

Пусть
знают все, что в Дагестане джигит от страха не дрожит,

А
доблестью своей и честью больше жизни дорожит!

Запомните,
что сказка эта выражает существо

Дагестанца,
дагестанки, ДАГЕСТАНА моего!

Звучит финальная
музыка. Все участники постановки с танцевальными перестроениями выходят на
поклон.

При
создании сценария данной постановки частично использован сценарий из сборника
«Играем сказку» Л. Б. Дерягиной (изд. С-Пб. Детство-пресс. 2010г)

На сцене стоит ширма с изображением  высокогорного леса, на фоне горных вершин. На переднем плане – большое раскидистое дерево, на верхних ветвях – гнездо.

Звучит дагестанская народная музыка. На сцену выходит СКАЗИТЕЛЬ (в бурке, папахе, с посохом в руках).

Сказитель:  Ассаламу  алейкум, вам, друзья,

                      Вас приглашаю в сказку я!

                     А поведу я свой рассказ

                     Про край волшебный – про Кавказ.

                     Там горы прямо до небес и много сказочных чудес!

Звучит национальная музыка. На сцене появляется мальчик  МАНСУР. Он вглядывается  вдаль, идёт, устало опираясь на посох.

Сказитель:  Среди сверкающих вершин шёл Мансур  домой один –

                      Из  соседнего села хотел добраться до темна.

Мансур:  Я по горам весь день ходил – просто выбился из сил.

                 Видно, я с дороги сбился, заплутал и заблудился!

                  Пожалуй, надо отдохнуть, чтоб потом продолжить путь.

Мальчик оглядывается, выбирая себе место для отдыха.

Сказитель:  А тут, где старый дуб растёт, птица грозная живёт.

                     Но дома нет её пока – она гоняет облака.

                     В гнезде остались два птенца – два любопытных сорванца.

Из-за ширмы, над гнездом появляются ПТЕНЦЫ (мальчик и девочка). Они вертят головами в разные стороны, разглядывают мальчика . Мансур садится под дерево.

Сказитель:  Ночь, синим шёлковым платком,  накрыла быстро всё кругом.

                      Из-за гор взошла Луна, с собою звёзды привела.

Из кулис под музыку появляются ДЕВОЧКИ в тёмных национальных платьях. Они проносят по сцене тёмное прозрачное покрывало со звёздами.

Сказитель:  Хотя Луны  так ярок свет, птенцов Мансур не видит, нет!

                      Ещё одна зажглась звезда,  Мансур улёгся у гнезда.

Мальчик ложится под деревом. Из гнезда показываются ПТЕНЦЫ.

1-й птенец:  Вот удивительный птенец пришёл к нам в гости, наконец!

2-ой птенец: Да это маленький джигит! Ты не шуми, пусть он поспит!

Сказитель:  Вы слышите – шуршит трава: мелькнула с жалом голова.

                      Змея крадётся в лунном свете, нужны, злодейке,  птичьи дети!

                      Она птенцов немало съела, вновь замышляет злое дело!

На сцене под музыку  появляется ЗМЕЯ. Она продвигается к дереву, пытается дотянуться до гнезда.

1-й птенец: Сестрица милая моя, смотри – ползёт сюда змея!

2-ой птенец:  Нам с тобой несдобровать!  На помощь надо громче звать!

ПТЕНЦЫ (хором):  Э-э-й! Кто-нибудь! Беда!!! Беда!!!

                                   К нам змея ползёт сюда!

 ( по  очереди) :     Помогите!!!   Помогите!!!

Мансур (просыпаясь): Да что вы громко так кричите?  (птенцы указывают  на змею)

                                           Вот это да! Что вижу я? Большая длинная змея.

(берёт палку, замахивается, стучит об пол)

                                           Чего надумала, злодейка?

                                           Трогать ты птенцов не смей-ка!

                                            Убирайся прочь отсюда, не то будет тебе худо!                                          

Змея:  Ты что, вызов мне бросаеш-ш-ш-шь или просто угрожаеш-ш-ш-шь?

            Глупый и смеш-ш-ш-шной мальчиш-ш-ш-ка,

            Для меня ты слабый слиш-ш-ш-шком.

            Тебя я больно укуш-ш-ш-шу,а потом и задуш-ш-ш-шу!

 Мансур: А ну, прочь от гнезда! Убирайся навсегда!

Звучит  тревожная энергичная музыка. Мальчик держит палку двумя руками, загораживаясь от змеи. Змея нападает на него, пытается его обхватить. Птенцы пищат, в страхе закрывают лицо руками. Мансур  побеждает. Змея – удаляется.

Мансур: Больше вы, птенцы не бойтесь, не дрожите, успокойтесь! (гладит их)

                 Вы, наверно, есть хотите?  (птенцы кивают  головами)

                 Вот лепёшка вам – делите. (достаёт из катомки хлеб, даёт им)

                 А мне нужно отдохнуть – далёк  до дома будет путь…

Мальчик снова  ложиться под деревом и засыпает.

Сказочник:  Вот ярко вспыхнула зарница – в гнездо вернулась  ЧУДО-ПТИЦА.

Под музыку появляется ЧУДО-ПТИЦА. Видит спящего мальчика, сердито хлопает крыльями.

ЧУДО-ПТИЦА:  Как человек сюда залез  в наш волшебный тайный лес?

                             Как он  посмел сюда явиться – к гнезду волшебной чудо-птицы?

                             Ему за это  отомщу – в холодный камень превращу!

1-й птенец:  Нет, мама, не сердись, постой! Ведь этот мальчик  не простой!

                        Он появился  в трудный час,  нас от змеи ужасной  спас!

2-ой птенец: Змею он злую победил

                         И нас чуреком (или  лепёшкой) накормил.  

ЧУДО-ПТИЦА:  Ну что ж, тогда я очень рада, героя утром ждёт награда.

                             Укрою мальчика крылом, пусть  спит пока  спокойным сном!

Птица присаживается и укрывает спящего мальчика крылом. Все спят.

Сказитель:  Вот над  горами солнце встало, и утро доброе  настало.

Из кулис под национальную  музыку выходит  группа девочек в светлых  платьях, у ПЕРВОЙ – на голове СОЛНЦЕ.  Они выносят  светлое  прозрачное  покрывало. Затем, девочки  исполняют  ТАНЕЦ.

Сказитель:  Мансур увидел сквозь ресницы

                      Крыло волшебной  чудо-птицы.

Мальчик в страхе  вскакивает на  ноги.

 ЧУДО-ПТИЦА:  Герой, к чему такой испуг? Меня не бойся – я твой  друг!

                             Ты  молодец из молодцов, ты спас от гибели птенцов!

                             Ты их утешил, приласкал  и хлеб последний свой отдал!

                             Проси что хочешь, мальчик мой!

Мансур:   Хочу  скорей попасть домой!

                   Стоят родные у дороги, болят сердца их от  тревоги!

ЧУДО-ПТИЦА:  Тебя, мой друг, благодарю: перо волшебное дарю.

                             Лишь только ты  пером взмахнул – перед  тобой родной аул.

                             Ждут, не дождутся мать с отцом тебя  перед родным  крыльцом.

                             А  если попадёшь в беду,  взмахни пером – и я  приду!

Птица отдаёт перо мальчику.

1-й птенец:  Прощай, джигит! Герой, прощай!

                        Всё время слабых  защищай!

2-ой птенец:  Будь смелым, добрым  ты всегда!

                         Пусть  стороной пройдёт беда!

Мансур:   И вы, птенцы, прощайте, меня не забывайте!

                  И я буду  помнить вас.

Птица и птенцы:  (хором)  До свиданья!  В добрый час!

МАЛЬЧИК  машет рукой, уходит за кулису. Птица и птенцы машут ему вслед. Затем,  ПТИЦА  заходит за ширму, ПТЕНЦЫ – уходят за ширму из гнезда.

Сказитель:

Нам подарил седой Кавказ о храбром  мальчике рассказ.

Пусть знают все, что в Дагестане джигит от страха не дрожит,

А  доблестью своей  и честью  больше жизни дорожит!

Запомните, что сказка эта выражает существо

Дагестанца, дагестанки, ДАГЕСТАНА  моего!!!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«ЦРР — детский сад № 14 «Журавленок»

Конспект занятия по речевому развитию

«Драматизация дагестанской сказки «Чудо»»

старшая группа

воспитатель: Меджидова А. Н.

Каспийск -2016

Цель:

 1.Создание благоприятных условий для творческой активности детей посредством театрализованной деятельности. Формировать у детей интерес к игре-драматизации.

2. Учить выразительно, говорить и передавать образ.

3. Активизировать речевую деятельность детей.

Программные задачи

Обучающие:

-учить детей обыгрывать сюжет знакомой сказки;

-активизировать речевую деятельность детей;

-формировать умение импровизировать под музыку;

-побуждать эмоционально, воспринимать сказку;

Развивающие:

— развивать образное мышление, актёрские способности;

— развивать мимическую активность;

— побуждать детей к активному общению, умению строить диалог;

— способствовать развитию подражательным навыкам повадкам животных, их движениям, голосу;

Здоровьесберегающие:

учить детей следить за своей осанкой;

-продолжать развивать координацию движения

Активизация словаря по теме «Зима», « Дикие животные».

Предварительная работа с детьми

Беседа о героях сказки и их повадках.

Игры на звукоподражание.

Игры –имитации.

Разучивание лезгинской народной песни «Елка, елка чи елка».

Рассматривание иллюстраций животных: медведя, белки, зайца, лисы.

Чтение и пересказ художественной литературы: русских народных сказок -«Лисичка сестричка», «Лиса и заяц», « Теремок», « Морозко», дагестанских сказок- « Волк, медведь и лиса», «Лиса и волк», «Лиса и гусь».

Загадывание и разучивание загадок о животных, загадок о сказках.

Игры – драматизации по русским народным сказкам «Теремок», « Волк и семеро козлят» , «Три поросенка», «Заюшкина избушка».

Лепка диких животных: белки, зайца.

Раскрашивание и рисование персонажей сказки.

Просмотр мультфильмов по мотивам русских и дагестанских народных сказок «Слон и муравей», « Сладкий родник».

Подвижные игры со словами « У медведя во бору», «Гуси -лебеди», «Зайка, зайка что с тобой», « Колпачок».

Прослушивание и разучивание разножанровых песен.

Оборудование:

Оборудование для  лесной поляны ( елки разной высоты, макеты дерева, сугробов, дворца ледяного).

Проектор, ноутбук

Фонограммы музыкального сопровождения каждого героя сказки.

Костюмы: Деда Мороза, Снегурочки, зайца, белки, медведя, вьюги, метелицы, пса Джугара.

Следы диких животных.

Новогодние игрушки

Корзинки с сюрпризом (красочные шарики и киндер сюрпризы).

Ход занятия.

Звучит музыка.

Дети входят в зал.

Дети: Здравствуйте.

Ребенок: В это время года

Ложится спать природа,

Укрывшись белоснежным

Пушистым снегом нежным

В снегу деревья и дома,

Мы говорим: « Пришла Зима!»

Воспитатель: Дети, а вы любите сказки?

Дети: Да!

Воспитатель: А хотите попасть в сказку?

Дети: Да!

Воспитатель: А для этого нужно пройти через ворота. Но они закрыты. Чтобы их открыть, надо вспомнить названия сказок.

Ребенок: Где и когда приключилось такое?

Мышка разбила яйцо золотое

Дед горевал и печалилась бабка…

Только кудахтала…

Ответы детей: Курочка Ряба.

Ребенок: Только за козой закрылась дверь,

Тут как тут уже голодный зверь..

Знает сказку каждый из ребят:

Это…

Ответы детей: Волк и семеро козлят.

Ребенок: Он не низок , не высок,

И не заперт на замок ,

Весь из бревен и из досок

Стоит в поле…

Ответы детей: Теремок.

Ребенок: Тянут бабка, дедка, внучка,

Тянет маленькая Жучка,

Кошка с мышкой тянут крепко…

Догадайся….

Ответы детей: Это — Репка.

Воспитатель: Он от дедушки ушел,

Он от бабушки ушел.

Круглый сам , румяный бок,

А зовется…

Ответы детей: Колобок.

Воспитатель: Тихо, тихо стало в зале ,

Сказка в гости к нам идет.

Мы пройдем через ворота,

Кто нас в этой сказке ждет?

Звучит музыка.

Открываются ворота в сказку.

Воспитатель: Перед нами зимний сказочный лес. Тихо, спокойно, холодно в лесу. Кажется, что в нем никого нет. Но я вижу следы . Чьи же они?

Ответы детей: Беличьи, заячьи, медвежьи, волчьи.

(Дети загадывают загадки о животных.)

Ребенок: Рыжий хвост по лесу мчится-

Заметает след-

Ответы детей: Лисица.

Ребенок: Он зимою спит в берлоге

Летом любит мед поесть

На деревья без подмоги

Может сам за медом влезть!

Ответы детей: Медведь.

Ребенок: Сушит кто грибы на ветках,

Держит в лапках шишку крепко,

Рыжая , а грудь в побелке

Ну, конечно, это…

Ответы детей: Белка.

Ребенок: У лесной смешной зверушки

Вечно ушки на « макушке».

Кто же это угадай-ка?

Ну, конечно, — это

Ответы детей: Зайка.

Воспитатель: А теперь, ребята, давайте посмотрим дагестанскую сказку « Чудо».

( Дети, выступающие в роли зрителей, проходят и садятся на стулья, а персонажи сказки проходят за кулисы.)

Воспитатель: Жил-был в горах Дед Мороз со своей внучкой Снегурочкой. Очень любил он ее, ничего для нее он не жалел, целыми днями Дед Мороз Гулял по оврагам, долинам, все вокруг знали песенку , которую он напевал.

Драматизация сказки по тексту сказки.

Дед Мороз: Вот, что внученька, давай-ка с тобой елку нарядим, ведь скоро Новый Год.

Снегурочка: А чем мы ее наряжать будем?

Дед Мороз: А вот чем?

(Дед Мороз достает корзину с елочными шарами.)

Дед Мороз: Снегурочка , зови ребят и лесных зверят , будем елку наряжать!

Снегурочка: Ребята, зверята, пойдем елку наряжать!

(Персонажи сказки вместе с детьми – зрителями украшают елку новогодними шарами.)

Снегурочка: Так вот же оно чудо — елка нарядная и красивая!

Дед Мороз: Давайте , ребята, песню про «Елку» споем!

(Дети водят хоровод и поют песню лезгинскую про «Елку».)

Елка, елка чи елка

Мад ни гюзел чи елка,

Гуьрчек затар ва ала

Елка чи елка.

Дед Мороз: Какую красивую песню исполнили ребята! Молодцы! А за это я Вас подарками одарю.

(Дед Мороз выносит корзину с киндер сюрпризами и раздает детям.)

Воспитатель: Давайте, дети, поблагодарим Деда Мороза.

Ответы детей: Спасибо!

Дед Мороз: А теперь , дети, нам пора прощаться! До свидания!

(Дед Мороз со Снегурочкой прощаются и уходят из зала.)

Воспитатель: Ребята, мы сегодня побывали в сказочном лесу. Вам понравилось? Я рада , что вы знаете так много загадок о животных и сказках, и смогли так чудесно разыграть перед нами сказку.

Дети прощаются с гостями и выходят из зала.

  • Грустный рассказ тургенева 4 буквы
  • Д габе работа рассказ
  • Грустная музыка для сказки без слов
  • Гуттаперчевый как пишется и почему
  • Группы сказок о животных