Дайте толкование литературоведческих терминов упомянутых в отрывке лермонтова сказка для детей ответ

Школьный  этап всероссийской олимпиады школьников по литературе

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

2017-2018 учебный год

город Мегион

8 класс

Время выполнения заданий – 2 часа        Максимальное количество баллов – 62

Уважаемый участник олимпиады!

Вам предлагается 9  заданий. Эти задания включают  вопросы, выявляющие ваши реальные знания  по разным разделам учебного материала, поверяющие развитие  речи  и  читательский кругозор, понимание текста, теоретические знания по литературе.. Задания более сложные,  чем на уроках литературы.  

Переписывать их не нужно, достаточно внимательно прочесть  формулировку каждого вопроса и чётко написать правильный ответ  в бланк ответа.

Задание  8 и 9   обнаруживает Ваши умения анализировать лирические и прозаические произведения.

  Не торопитесь, не волнуйтесь, сообразуйтесь со временем. Старайтесь не оставлять на листе опроса следов своих раздумий. Лучше это сделать на черновике, а в бланке ответа все записи оформлять   чисто и аккуратно.

Желаем вам удачи!

Знание текстов художественных произведений

1. Какие герои из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» изображены здесь?

  1. Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности. Главною его слабостью была страсть к прекрасному полу; нередко за свои нежности получал он толчки, от которых охал по целым суткам.
  2. Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское.
  3. Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие. А голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую.

Оценка: по 1  баллу  за правильный ответ (макс. – 3 б.)

2. Перед вами отрывки из стихов русских поэтов, посвященных наступлению весны. Назовите фамилии авторов.

  1. Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

  1. Люблю грозу вначале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

  1. Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало…

  1. Теперь моя пора: я не люблю весны;

Скучна мне оттепель; вонь, грязь – весной я болен;

Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.

  1. О, весна без конца и без краю –

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

Оценка: по 1  баллу  за правильный ответ (макс. – 5 б.)

3. В приведенных цитатах вставьте пропущенное слово, выбрав его из нескольких предложенных, определите автора и название произведения:

Приятели троекратно … и устремили друг на друга глаза, полные слез. Оба были приятно ошеломлены

Обнялись

Расцеловались

Облобызались

Обменялись рукопожатием

Автор, название произведения:

В пустыне … и …

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит – один во всей вселенной.

Мрачной и глухой

Знойной и пустой

Страшной и пустой

Чахлой и скупой

Я знал одной лишь думы власть,

Одну – но пламенную страсть:

Она, как … во мне жила,

Изгрызла душу и сожгла.

Червь

Зверь

Тигр

Огонь

Оценка: за каждое правильно вставленное слово – по 1 баллу (максимум – 3 балла).

Автор и название произведения – по 0,5 балла (максимум – 3 балла).

Историко-литературные задания

4. С именами каких писателей и поэтов связаны литературные места России:

а) Ясная Поляна;

б) Спасское-Лутовиново;

в) Нежин;

г) Тарханы;

д) Михайловское.

Оценка: по 1  баллу  за правильный ответ (макс. – 5 б.)

5.Назовите авторов произведений. 

1) «Светлана», «Людмила», «Спящая царевна», «Лесной царь».

2) «Бригадир», «Всеобщая придворная грамматика», «Вопросы».

3) «Воздушный корабль», «Ангел», «Демон», «Утес», «Беглец», «Три пальмы», «Родина».

Оценка: по 1  баллу  за правильный ответ (макс. – 3 б.)

Знание теории литературы

6. Найдите, где размер стиха определен ошибочно, исправьте ошибку:

А)  «Ель рукавом мне тропинку завесила» — 4-стопный амфибрахий

Б)  «Ну, пошел же, ради бога!

Небо, ельник и песок» — 4-стопный хорей

В)  «Мой первый друг, мой друг бесценный!

      И я судьбу благословил…» — 5-стопный ямб

Г)  «Что ты жадно глядишь на дорогу

      В стороне от веселых подруг?» — 3-стопный анапест

Оценка: за каждую исправленную ошибку – 1 балл.

7. Укажите, к какому жанру относится каждый из предложенных текстов. Дайте определение этих жанров. Какие особенности позволяют отнести текст к выбранному вами жанру?

1. У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в Истории мы тьму примеров слышим,

Но мы Истории не пишем…

Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться;

И надобно ж беде случиться,

Что около тех мест голодный рыскал Волк.

Ягненка видит он, на добычу стремится;

Но делу дать хотя законный вид и толк,

Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить питье

Мое

С песком и с илом?

За дерзость такову

Я голову с тебя сорву»…

2. Над морем красавица-дева сидит;

И, к другу ласкаяся, так говорит:

«Достань ожерелье, спустися на дно:

Сегодня в пучину упало оно!

Ты этим докажешь свою мне любовь!»

Вскипела лихая у юноши кровь,

И ум его обнял невольный недуг,

Он в пенную бездну кидается вдруг.

Из пены перловые брызги летят,

И волны теснятся, и мчатся назад,

И снова приходят и о берег бьют,

Вот милого друга они принесут.

О счастье! он жив, он скалу ухватил,

В руке ожерелье, но мрачен как был.

Он верить боится усталым ногам,

И влажные кудри бегут по плечам…

3. Беда, коль пироги начнет печи сапожник,

А сапоги тачать пирожник, —

И дело не пойдет на лад,

Да и примечено стократ,

Что кто за ремесло чужое браться любит,

Тот завсегда других упрямей и вздорней:

Он лучше дело все погубит

И рад скорей

Посмешищем стать света,

Чем у честных и знающих людей

Спросить иль выслушать разумного совета.

Зубастой Щуке в мысль пришло

За кошачье приняться ремесло.

Не знаю: завистью ль ее лукавый мучил,

Иль, может быть, ей рыбный стол наскучил?

Но только вздумала Кота она просить,

Чтоб взял ее с собою на охоту,

Мышей в амбаре половить…

4. Стал Вольга ростеть матереть,

Похотелося Вольге да много мудростей:

Щукою рыбою ходит Вольга во синих морях,

Птицей соколом летит Вольга под оболоки,

Волком рыщет во чистых полях…

Стал Вольга ростеть матереть

И сбирал себе дружинушку хоробрую,

Тридцать молодцев без единого,

Сам еще Вольга во тридцатыих.

5. Во имя господа нашего Иисуса Христа, сына божия.

Я, жалкий и многогрешный, недалекий умом, осмеливаюсь писать о святом князе Александре, сыне Ярославове. Поскольку слышал я от отцов своих и сам был свидетелем зрелого возраста его, то рад был поведать о святой, и честной, и славной жизни его. Сей князь Александр родился от родителей милосердных и человеколюбивых, более всего – кротких… И красив он был, как никто другой, и голос его – как труба в народе, лицо его – как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему бог премудрость Соломона…

6. Уже бледнеет день, скрываясь за горою;

Шумящие стада толпятся над рекой;

Усталый селянин медлительной стопою

Идет, задумавшись, в шалаш спокойный свой.

В туманном сумраке окрестность исчезает…

Повсюду тишина; повсюду мертвый сон;

Лишь изредка, жужжа, вечерний жук мелькает,

Лишь слышится вдали рогов унылый звон…

1. Баллада

2. Былина

3. Басня

4. Житие

5. Элегия

Ответы впишите в таблицу:

№ текста

Жанр, определение

Жанровые признаки в тексте

Оценка: за верно указанный жанр – по 1 баллу (максимум – 6 баллов).

За каждое правильное определение – по 1 баллу (максимум – 5 баллов).

Ученики могут назвать разное количество признаков (за каждый правильный – по 0,5 балла).

Интерпретация лирического и прозаического произведения

8. Выполните письменный анализ стихотворения Н. Рубцова «Звезда полей». Анализируя стихотворение, опирайтесь на предложенные вопросы.

                                                               Звезда полей

Звезда полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою…

Звезда полей! В минуту потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним,

Она горит над зимним серебром…

Звезда полей горит, не угасая,

Для всех тревожных жителей земли,

Своим лучом приветливым касаясь

Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,

Она восходит ярче и полней,

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей…

К какому виду лирики вы отнесли бы это стихотворение (пейзажная, философская, интимная, гражданская)? Почему?

Определите, от какого лица строится текст, как выражен говорящий (прямо или косвенно)?

Что является основным предметом речи в этом произведении? Какие слова являются, на ваш взгляд, ключевыми?

Какая связь, по мысли Н. Рубцова, существует между природой и человеком? Как подчеркнута эта связь?

С помощью каких приемов поэту удается передать свое отношение к природе?

Максимум – 7 баллов

9. Прочитайте произведение И.С. Тургенева  — стихотворение в прозе «Нищий» (1878).

Объясните, как вы поняли его смысл. В своем ответе опирайтесь на предложенные после текста задания (рекомендуемый объем ответов на каждый вопрос 3-4 предложения). ( 8 баллов)

Я проходил по улице… меня остановил нищий, дряхлый старик.

Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны… О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!

Он протянул мне красную, опухшую, грязную руку… Он стонал, он мычал о помощи.

Я стал шарить у себя во всех карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с собою.

А нищий ждал… и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.

Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку…

«Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат».

Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись

– и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

˗ Что ж, брат, ˗ прошамкал он, ˗ и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.

Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.

1.Сформулируйте тему произведения. Какими художественными средствами Тургенев характеризует положение нищего? (2 балла)

2.Опишите душевное состояние рассказчика и назовите, какими приемами оно выражено.(2 балла)

3.Объясните, о каком подаянии сказал нищий, и какое подаяние имел в виду рассказчик в последней фразе произведения.(2 балла)

4.Логичность и грамотность теста. ( 5 баллов)

Максимум – 11 баллов

Василий Жуковский — Светлана: Стих

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.

Тускло светится луна
В сумраке тумана —
Молчалива и грустна
Милая Светлана.
«Что, подруженька, с тобой?
Вымолви словечко;
Слушай песни круговой;
Вынь себе колечко.
Пой, красавица: «Кузнец,
Скуй мне злат и нов венец,
Скуй кольцо златое;
Мне венчаться тем венцом,
Обручаться тем кольцом
При святом налое».

«Как могу, подружки, петь?
Милый друг далёко;
Мне судьбина умереть
В грусти одинокой.
Год промчался — вести нет;
Он ко мне не пишет;
Ах! а им лишь красен свет,
Им лишь сердце дышит.
Иль не вспомнишь обо мне?
Где, в какой ты стороне?
Где твоя обитель?
Я молюсь и слезы лью!
Утоли печаль мою,
Ангел-утешитель».

Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою;
И на том столе стоит
Зеркало с свечою;
Два прибора на столе.
«Загадай, Светлана;
В чистом зеркала стекле
В полночь, без обмана
Ты узнаешь жребий свой:
Стукнет в двери милый твой
Легкою рукою;
Упадет с дверей запор;
Сядет он за свой прибор
Ужинать с тобою».

Вот красавица одна;
К зеркалу садится;
С тайной робостью она
В зеркало глядится;
Темно в зеркале; кругом
Мертвое молчанье;
Свечка трепетным огнем
Чуть лиет сиянье…
Робость в ней волнует грудь,
Страшно ей назад взглянуть,
Страх туманит очи…
С треском пыхнул огонек,
Крикнул жалобно сверчок,
Вестник полуночи.

Подпершися локотком,
Чуть Светлана дышит…
Вот… легохонько замком
Кто-то стукнул, слышит;
Робко в зеркало глядит:
За ее плечами
Кто-то, чудилось, блестит
Яркими глазами…
Занялся от страха дух…
Вдруг в ее влетает слух
Тихий, легкий шепот:
«Я с тобой, моя краса;
Укротились небеса;
Твой услышан ропот!»

Оглянулась… милый к ней
Простирает руки.
«Радость, свет моих очей,
Нет для нас разлуки.
Едем! Поп уж в церкви ждет
С дьяконом, дьячками;
Хор венчальну песнь поет;
Храм блестит свечами».
Был в ответ умильный взор;
Идут на широкий двор,
В ворота тесовы;
У ворот их санки ждут;
С нетерпеньем кони рвут
Повода шелковы.

Сели… кони с места враз;
Пышут дым ноздрями;
От копыт их поднялась
Вьюга над санями.
Скачут… пусто все вокруг,
Степь в очах Светланы:
На луне туманный круг;
Чуть блестят поляны.
Сердце вещее дрожит;
Робко дева говорит:
«Что ты смолкнул, милый?»
Ни полслова ей в ответ:
Он глядит на лунный свет,
Бледен и унылый.

Кони мчатся по буграм;
Топчут снег глубокий…
Вот в сторонке божий храм
Виден одинокий;
Двери вихорь отворил;
Тьма людей во храме;
Яркий свет паникадил
Тускнет в фимиаме;
На средине черный гроб;
И гласит протяжно поп:
«Буди взят могилой!»
Пуще девица дрожит,
Кони мимо; друг молчит,
Бледен и унылый.

Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Ворон каркает: печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в черну даль,
Подымая гривы;
Брезжит в поле огонек;
Виден мирный уголок,
Хижинка под снегом.
Кони борзые быстрей,
Снег взрывая, прямо к ней
Мчатся дружным бегом.

Вот примчалися… и вмиг
Из очей пропали:
Кони, сани и жених
Будто не бывали.
Одинокая, впотьмах,
Брошена от друга,
В страшных девица местах;
Вкруг метель и вьюга.
Возвратиться — следу нет…
Виден ей в избушке свет:
Вот перекрестилась;
В дверь с молитвою стучит…
Дверь шатнулася… скрыпит…
Тихо растворилась.

Что ж? В избушке гроб; накрыт
Белою запоной;
Спасов лик в ногах стоит;
Свечка пред иконой…
Ах! Светлана, что с тобой?
В чью зашла обитель?
Страшен хижины пустой
Безответный житель.
Входит с трепетом, в слезах;
Пред иконой пала в прах,
Спасу помолилась;
И с крестом своим в руке
Под святыми в уголке
Робко притаилась.

Все утихло… вьюги нет…
Слабо свечка тлится,
То прольет дрожащий свет,
То опять затмится…
Все в глубоком, мертвом сне,
Страшное молчанье…
Чу, Светлана. в тишине
Легкое журчанье…
Вот глядит: к ней в уголок
Белоснежный голубок
С светлыми глазами,
Тихо вея, прилетел,
К ней на перси тихо сел,
Обнял их крылами.

Смолкло все опять кругом…
Вот Светлане мнится,
Что под белым полотном
Мертвец шевелится…
Сорвался покров; мертвец
(Лик мрачнее ночи)
Виден весь — на лбу венец,
Затворены очи.
Вдруг… в устах сомкнутых стон;
Силится раздвинуть он
Руки охладелы…
Что же девица. Дрожит…
Гибель близко… но не спит
Голубочек белый.

Встрепенулся, развернул
Легкие он крилы;
К мертвецу на грудь вспорхнул..
Всей лишенный силы,
Простонав, заскрежетал
Страшно он зубами
И на деву засверкал
Грозными очами…
Снова бледность на устах;
В закатившихся глазах
Смерть изобразилась…
Глядь, Светлана… о творец!
Милый друг ее — мертвец!
Ах! …и пробудилась.

Где ж. У зеркала, одна
Посреди светлицы;
В тонкий занавес окна
Светит луч денницы;
Шумным бьет крылом петух,
День встречая пеньем;
Все блестит… Светланин дух
Смутен сновиденьем.
«Ах! ужасный, грозный сон!
Не довро вещает он —
Горькую судьбину;
Тайный мрак грядущих дней,
Что сулишь душе моей,
Радость иль кручину?»

Села (тяжко ноет грудь)
Под окном Светлана;
Из окна широкий путь
Виден сквозь тумана;
Снег на солнышке блестит,
Пар алеет тонкий…
Чу. в дали пустой гремит
Колокольчик звонкий;
На дороге снежный прах;
Мчат, как будто на крылах,
Санки кони рьяны;
Ближе; вот уж у ворот;
Статный гость к крыльцу идет..
Кто. Жених Светланы.

Что же твой, Светлана, сон,
Прорицатель муки?
Друг с тобой; все тот же он
В опыте разлуки;
Та ж любовь в его очах,
Те ж приятны взоры;
Те ж на сладостных устах
Милы разговоры.
Отворяйся ж, божий храм;
Вы летите к небесам,
Верные обеты;
Соберитесь, стар и млад;
Сдвинув звонки чаши, в лад
Пойте: многи леты!
________________

Улыбнись, моя краса,
На мою балладу;
В ней большие чудеса,
Очень мало складу.
Взором счастливый твоим,
Не хочу и славы;
Слава — нас учили — дым;
Свет — судья лукавый.
Вот баллады толк моей:
«Лучший друг нам в жизни сей
Вера в провиденье.
Благ зиждителя закон:
Здесь несчастье — лживый сон;
Счастье — пробужденье».
О! не знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана…
Будь, создатель, ей покров!
Ни печали рана,
Ни минутной грусти тень
К ней да не коснется;
В ней душа как ясный день;
Ах! да пронесется
Мимо — бедствия рука;
Как приятный ручейка
Блеск на лоне луга,
Будь вся жизнь ее светла,
Будь веселость, как была,
Дней ее подруга.

Анализ баллады «Светлана» Жуковского

Написанное в эпоху романтизма, стихотворение «Светлана» подчеркивает дух эпохи. Написанное в жанре баллада, оно особенно выделяется мистическими представлениями, фольклорными элементами – святочные гадания, сверхъестественные события, фрагменты обрядовых песен, молитв. Свою балладу автор посвятил племяннице, которая вот-вот должна была выйти замуж – А.Протасовой.

Центральной темой стихотворения является популярные в то время святочные гадания. Гадания на суженого в рождественскую ночь были частым явлением среди незамужних девушек, поскольку почти все они хотели знать, скоро ли кто-то возьмет их под венец, и кто будет тем таинственным нареченным.

Поэт очень красочно подчеркивает переживания главной героини, жених которой уехал в далекую страну и уже долгое время не дает о себе знать. Ей грустно смотреть на гадания подружек, которым неведомо чувство тоски и тревоги по любимому человеку. Однако и ее все-таки вовлекает процесс, и уже оставшись одна, Светлана решается на мистический обряд. Тоска и тревога наталкивает ее на желание узнать, что же свершилось с ее суженым, вернется ли он живой и невредимый, или же героиня так и останется век куковать незамужней.

Ярко характеризует героиню и ее имя – Светлана, свет, чистая, непорочная душа, в которой крепка вера, она не проклинает судьбу, не ропщет, а просто верит в свою любовь и любовь своего жениха. И даже страшные видения мертвеца не в силах опорочить ее светлое чувство.

Множество символов поэт использует и в описании окружающего мира и сна Светланы – например, ворон, являющийся во многих культурах вестником смерти и птицей, приносящей несчастья; голубь, символизирующий Святого Духа, спасающего героиню от адского мрака. Стихотворение наполнено и другими символами – рассвет, возвращающий все на круги своя, и пение петуха, пробуждающее девушку от страшного сна.

В балладе широко используется противопоставление, антитеза – отображается борьба света и тьмы, добра и зла, веры и неверия, любви и смерти. Это именно баллада, хотя и некоторыми часто интерпретируется как поэма. Изложение весьма мелодичное, свойственное именно балладе. Хорей придает особую лиричность и напевность.

Отличается стихотворение так же большим разнообразием средств выразительности. Встречаются и метафоры («свет-судья лукавый»), и эпитеты («милая Светлана, блестит яркими глазами»), олицетворения («крикнул жалобно сверчок»), и гиперболы («от копыт их поднялась вьюга под ногами»). Лексика богата архаизмами (ярый, уста, вымолвить) и историзмами (налое, песенки подблюдны).

Именно за свою мелодичность и романтизм стихотворение уже много лет находит отклик в сердцах читателей и по сей день.

Источник

Светлана

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.

Тускло светится луна
В сумраке тумана —
Молчалива и грустна
Милая Светлана.
«Что, подруженька, с тобой?
Вымолви словечко;
Слушай песни круговой;
Вынь себе колечко.
Пой, красавица: «Кузнец,
Скуй мне злат и нов венец,
Скуй кольцо златое;
Мне венчаться тем венцом,
Обручаться тем кольцом
При святом налое».

«Как могу, подружки, петь?
Милый друг далёко;
Мне судьбина умереть
В грусти одинокой.
Год промчался — вести нет;
Он ко мне не пишет;
Ах! а им лишь красен свет,
Им лишь сердце дышит.
Иль не вспомнишь обо мне?
Где, в какой ты стороне?
Где твоя обитель?
Я молюсь и слезы лью!
Утоли печаль мою,
Ангел-утешитель».

Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою;
И на том столе стоит
Зеркало с свечою;
Два прибора на столе.
«Загадай, Светлана;
В чистом зеркала стекле
В полночь, без обмана
Ты узнаешь жребий свой:
Стукнет в двери милый твой
Легкою рукою;
Упадет с дверей запор;
Сядет он за свой прибор
Ужинать с тобою».

Вот красавица одна;
К зеркалу садится;
С тайной робостью она
В зеркало глядится;
Темно в зеркале; кругом
Мертвое молчанье;
Свечка трепетным огнем
Чуть лиет сиянье…
Робость в ней волнует грудь,
Страшно ей назад взглянуть,
Страх туманит очи…
С треском пыхнул огонек,
Крикнул жалобно сверчок,
Вестник полуночи.

Подпершися локотком,
Чуть Светлана дышит…
Вот… легохонько замком
Кто-то стукнул, слышит;
Робко в зеркало глядит:
За ее плечами
Кто-то, чудилось, блестит
Яркими глазами…
Занялся от страха дух…
Вдруг в ее влетает слух
Тихий, легкий шепот:
«Я с тобой, моя краса;
Укротились небеса;
Твой услышан ропот!»

Оглянулась… милый к ней
Простирает руки.
«Радость, свет моих очей,
Нет для нас разлуки.
Едем! Поп уж в церкви ждет
С дьяконом, дьячками;
Хор венчальну песнь поет;
Храм блестит свечами».
Был в ответ умильный взор;
Идут на широкий двор,
В ворота тесовы;
У ворот их санки ждут;
С нетерпеньем кони рвут
Повода шелковы.

Сели… кони с места враз;
Пышут дым ноздрями;
От копыт их поднялась
Вьюга над санями.
Скачут… пусто все вокруг,
Степь в очах Светланы:
На луне туманный круг;
Чуть блестят поляны.
Сердце вещее дрожит;
Робко дева говорит:
«Что ты смолкнул, милый?»
Ни полслова ей в ответ:
Он глядит на лунный свет,
Бледен и унылый.

Кони мчатся по буграм;
Топчут снег глубокий…
Вот в сторонке божий храм
Виден одинокий;
Двери вихорь отворил;
Тьма людей во храме;
Яркий свет паникадил
Тускнет в фимиаме;
На средине черный гроб;
И гласит протяжно поп:
«Буди взят могилой!»
Пуще девица дрожит,
Кони мимо; друг молчит,
Бледен и унылый.

Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Ворон каркает: печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в черну даль,
Подымая гривы;
Брезжит в поле огонек;
Виден мирный уголок,
Хижинка под снегом.
Кони борзые быстрей,
Снег взрывая, прямо к ней
Мчатся дружным бегом.

Вот примчалися… и вмиг
Из очей пропали:
Кони, сани и жених
Будто не бывали.
Одинокая, впотьмах,
Брошена от друга,
В страшных девица местах;
Вкруг метель и вьюга.
Возвратиться — следу нет…
Виден ей в избушке свет:
Вот перекрестилась;
В дверь с молитвою стучит…
Дверь шатнулася… скрыпит…
Тихо растворилась.

Что ж? В избушке гроб; накрыт
Белою запоной;
Спасов лик в ногах стоит;
Свечка пред иконой…
Ах! Светлана, что с тобой?
В чью зашла обитель?
Страшен хижины пустой
Безответный житель.
Входит с трепетом, в слезах;
Пред иконой пала в прах,
Спасу помолилась;
И с крестом своим в руке
Под святыми в уголке
Робко притаилась.

Все утихло… вьюги нет…
Слабо свечка тлится,
То прольет дрожащий свет,
То опять затмится…
Все в глубоком, мертвом сне,
Страшное молчанье…
Чу, Светлана. в тишине
Легкое журчанье…
Вот глядит: к ней в уголок
Белоснежный голубок
С светлыми глазами,
Тихо вея, прилетел,
К ней на перси тихо сел,
Обнял их крылами.

Смолкло все опять кругом…
Вот Светлане мнится,
Что под белым полотном
Мертвец шевелится…
Сорвался покров; мертвец
(Лик мрачнее ночи)
Виден весь — на лбу венец,
Затворены очи.
Вдруг… в устах сомкнутых стон;
Силится раздвинуть он
Руки охладелы…
Что же девица. Дрожит…
Гибель близко… но не спит
Голубочек белый.

Встрепенулся, развернул
Легкие он крилы;
К мертвецу на грудь вспорхнул.
Всей лишенный силы,
Простонав, заскрежетал
Страшно он зубами
И на деву засверкал
Грозными очами…
Снова бледность на устах;
В закатившихся глазах
Смерть изобразилась…
Глядь, Светлана… о творец!
Милый друг ее — мертвец!
Ах! …и пробудилась.

Где ж. У зеркала, одна
Посреди светлицы;
В тонкий занавес окна
Светит луч денницы;
Шумным бьет крылом петух,
День встречая пеньем;
Все блестит… Светланин дух
Смутен сновиденьем.
«Ах! ужасный, грозный сон!
Не добро вещает он —
Горькую судьбину;
Тайный мрак грядущих дней,
Что сулишь душе моей,
Радость иль кручину?»

Села (тяжко ноет грудь)
Под окном Светлана;
Из окна широкий путь
Виден сквозь тумана;
Снег на солнышке блестит,
Пар алеет тонкий…
Чу. в дали пустой гремит
Колокольчик звонкий;
На дороге снежный прах;
Мчат, как будто на крылах,
Санки кони рьяны;
Ближе; вот уж у ворот;
Статный гость к крыльцу идет.
Кто. Жених Светланы.

Что же твой, Светлана, сон,
Прорицатель муки?
Друг с тобой; все тот же он
В опыте разлуки;
Та ж любовь в его очах,
Те ж приятны взоры;
Те ж на сладостных устах
Милы разговоры.
Отворяйся ж, божий храм;
Вы летите к небесам,
Верные обеты;
Соберитесь, стар и млад;
Сдвинув звонки чаши, в лад
Пойте: многи леты!
___

Улыбнись, моя краса,
На мою балладу;
В ней большие чудеса,
Очень мало складу.
Взором счастливый твоим,
Не хочу и славы;
Слава — нас учили — дым;
Свет — судья лукавый.
Вот баллады толк моей:
«Лучший друг нам в жизни сей
Вера в провиденье.
Благ зиждителя закон:
Здесь несчастье — лживый сон;
Счастье — пробужденье».

О! не знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана…
Будь, создатель, ей покров!
Ни печали рана,
Ни минутной грусти тень
К ней да не коснется;
В ней душа как ясный день;
Ах! да пронесется
Мимо — Бедствия рука;
Как приятный ручейка
Блеск на лоне луга,
Будь вся жизнь ее светла,
Будь веселость, как была,
Дней ее подруга.

Источник

Олимпиада по литературе для 5-11 классов

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбранный для просмотра документ Ответы литература 6класс.docx

Ответы к олимпиаде по литературе 6класс

Максимальное количество баллов-6

Максимальное количество баллов-3

Максимальное количество баллов-5

Максимальное количество баллов-10

Максимальное количество баллов-8

6. 1. Литературный приём – олицетворение, глагол, который переносит действие живого существа на другие предметы: Ручьи бегут, лес оденется, зима унесла)

2. Состояние – предчувствие счастья, радости; предвкушение ;

И сердце сильно таки в груди

Стучит, как будто ждёт чего-то,

Максимальное количество баллов-2

7. «Три богатыря», «Иван Царевич на сером воле», «Царевна- лягушка», «Кащей Бессмертный» «Спящая царевна», «Алёнушка», «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», «Ковер-самолет», «Витязь», «Богатырь», «Витязь на распутье», «Богатырский скок», «Гусляры», Баба Яга», «,Царевна Несмеяна», «Порсле побоища Игоря Святославовича с половцами».

По 1 баллу за факт

Максимальное количество баллов-1

8)Эпитет. 9)Гипербола. 10)Олицетворение. 11)Антитеза.12)Сравнение.

По 1 баллу за факт (12 баллов)

11. Полковник наш рожден был хватом.

Максимальное количество баллов-2

2)Зима: «тишина морозная, светлая», «вчерашняя пороша»; «наст» и т.д.

3)Эпитет: «светлая тишина»;

сравнение: «пороша, как пудра со сверкающими блестками»;

олицетворение «кустик глядится и видит» и т. д.

Выбранный для просмотра документ Ответы литература 9 класс.docx

Назовите произведение и его автора по сну героя.

(оценивание: за каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное кол-во баллов – 4)

1.1. В. А. Жуковский «Светлана»

1.2. А. С. Грибоедов «Горе от ума»

«Слово о полку Игореве»

Д. И. Фонвизин «Недоросль»

2. Из каких произведений взяты отрывки? Назовите их авторов и жанровую принадлежность.

(оценивание: за каждый правильный ответ – 2 балла. Максимальное кол-во баллов – 6)

2.1. М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия…». Ода.

2.2. Н. М. Карамзин «Бедная Лиза». Повесть.

2.3.В. А. Жуковский «Людмила». Баллада.

3.В приведенном ниже списке произведений А. Пушкина перепутаны их названия. Из слов, составляющих неправильные заглавия, восстановите истинные названия.

(оценивание: за каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное кол-во баллов – 8)

«Путешествие в Арзрум», «Арап Петра Великого», «Домик в Коломне», «Братья – разбойники», «История села Горюхина», «Кавказский пленник», «Граф Нулин», «Египетские ночи».

4. Какие литературные герои , реальные исторические лица, изображены в следующих отрывках? Назовите произведение и автора. (оценивание: за каждый правильный ответ – 2 балла. Максимальное кол-во баллов – 6)

4.2. Иван Грозный. М. Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова»

4.3. Емельян Пугачев. А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

5. О каком произведении идет речь? (Оценивание: за каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное кол-во баллов – 3)

5.1. «Слово о полку Игореве»

5.2. Д. И. Фонвизин «Недоросль»

5.3. А. С. Пушкин «Братья-разбойники»

6. Объясните смысл мифологических имен в приведенных текстах. (оценивание: за каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное кол-во баллов – 3)

Елена – в греческой мифологии прекраснейшая из женщин, дочь Зевса и Леды, жена царя Спарты Менелая. Похищение Елены Парисом послужило поводом к Троянской войне.

Стрибог – в восточнославянской мифологии бог воздушных стихий (ветра, бурь и т.д.)

7. Дайте толкование литературоведческих терминов, упомянутых в отрывке из произведения М. Ю. Лермонтова «Сказка для детей». (Оценивание: за каждый правильно объясненный термин – 2 балла. Максимальное количество балов – 6)

Эпиграмма – небольшое стихотворение, осмеивающее какое-либо лицо или

стихотворное сюжетное повествование, стихотворная повесть или рассказ в

Драма – 1.Один из трех литературных родов, формальное отличие которого от других в

том, что он предназначен для игры на сцене.

2. один из основных жанров современного театрального искусства (наряду с

комедией и трагедией)

8 . Оценивая качество интерпретации поэтического текста, предлагаем руководствоваться следующими критериями:

— эмоциональные доминанты текста 2 балла;

— темы, идеи, мотивы, поэтические образы 4 балла;

— позиция лирического героя 2 балла;

— литературный контекст ( литературное направление) 2 балла;

— жанровые особенности 1 балл; хронотоп 1 балл;

— поэтическая лексика 2 балла;

— поэтический синтаксис 2 балла;

Выбранный для просмотра документ Ответы литература 10 класс.docx

Олимпиада по литературе 10 класс

Знание текстов художественных произведений.

1.1 Н.В.Гоголь «Ревизор», городничий

1.2 А.С.Пушкин «Капитанская дочка», П.Гринёв

1.3 А.С.Пушкин «Евгений Онегин», Татьяна

2. Максимальное количество баллов – 3 б. (автор, название по 0,5б)

2.2 Н.В. Гоголь «Мертвые души»

2.3 А.Н. Островский «Гроза»

II . Историко-литературные задания.

1. А.Н. Островский 1б

3. «Бесприданница» А.Н. Островский, «Цыгане» А.С. Пушкин, Н.С.Лесков «Очарованный странник». По 1 б

III . Знание теории литературы. Макс. 3 б

Унылый фонарь, тусклая аура – эпитет

Бисер дождя – метафора

IV . Анализ поэтического текста. Максим. 25 баллов

Предлагаем руководствоваться следующими критериями:

-эмоциональная доминанта текста 1 балл

-темы, идеи, мотивы, поэтические образ 4 балла

-Позиция лирического героя 2 балл

-Литературный контекст 1 балла

-Культурный контекст 1 балла

— исторический контекст 1 балла

-ритм, стихотворный размер 2 балла

— композиция 2 балла

— поэтическая лексика 2 балла

-поэтический синтаксис 2 балла

— морфологические особенности 1 балл

-целостность и композиционная стройность высказывания 3 балла.

Всего за работу 47б + задание II (3)

Выбранный для просмотра документ Ответы литература 11класс.docx

Школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе. 11 класс.

1.Максимальная оценка – 5 баллов

«Мцыри», «Молитва» (« в минуту трудной жизни»), «Парус», «На севере диком», «Смерть поэта», «Из-под таинственной холодной полумаски», «Дума», «К Н.И….», «И скучно, и грустно…», «Листок».

2. Максимальная оценка – 10 баллов

«Кто виноват?»А. Герцен, «Финансист» Т.Драйзер, «Обрыв»Н. Гончаров, «Что делать?» Н.Чернышевский, «Обыкновенная История» Н.Гончаров, «Судьба человека»М. Шолохов, «Холодный дом» Ч.Диккенс, «Западня» Э.Золя, «Отверженные» В.Гюго, «Гроза» А.Островский, «Лес» А.Островский, «Зов предков» Д.Лондон, «Нос» и «Шинель» Н.Гоголь,

«Хождение по мукам» А.Толстой.

3. Максимальная оценка – 5 баллов

Аллегория – иносказание; анапест – стихотворный размер, трёхсложная стопа; аннотация – краткое изложение содержания статьи, книги; афоризм – краткое выразительное изречение;

аллитерация – повторение одинаковых согласных звуков.

4. Максимальная оценка – 10 баллов

Реализм (Н.Островский, М.Шолохов, А.Толстой, Д.Бедный, позднее творчество В.Маяковского). Серебряный век (В. Брюсов, К.Бальмонт, А.Блок, А. Белый, и Анненский, С.Городецкий, А.Ахматова, Н.Гумелёв, О.Мандельштам, В.Хлебников, В.Маяковский, И. Северянин, Н.Д. и Д.Д. Бурлюки, В.Каменский, А.Кручёных.

5. Максимальная оценка – 5 баллов

1)«Бродячая собака»; 2) Северянин; Маяковским 3) «Башня» 4) издательство «Знание» 5) «Балаган»

6. Максимальная оценка – 5 баллов. Максимальная оценка ставится, если будут указаны основные вехи жизни Врубеля (1856-1910г.), его значение для искусства – он основоположник символизма и модерна в русской живописи. Его отличают новаторские поиски в области формы (принцип «кристаллизации») и цвета («лиловые миры»). Наиболее известные картины: «Демон сидящий» (1890г.), «Пан» (1899г.), «Сирень» (1900г.), «Демон поверженный» (1902г.), панно «Принцесса Грёза» (начало 1896г.).

7. Максимальная оценка – 4 балла

1) Брюсов 2) Маяковский 3) Андреев 4)Брюсов

8. Максимальная оценка – 5 баллов каждого задания

1)анапест, рифма перекрёстная, мужская, точная; 2) ямб, рифма кольцевая, мужская и женская, неточная;3) верлибр – свободный стих

9. Максимальная оценка – 10 баллов

1) М.Шолохов «Судьба человека» 2) В.Некрасов «В окопах Сталинграда» 3) В.Быков «Обелиск» 4) А.Твардовский «Василий Тёркин» 5) К.Симонов «Жди меня» 6) М.Лермонтов «Бородино» 7) М.Булгаков «Белая гвардия» 8) Б.Васильев «А зори здесь тихие» 9) Ю.Бондарев «Горячий снег» 10) С.Смирнов «Брестская крепость»

Выбранный для просмотра документ Ответы литература 5 класс.docx

Школьный этап олимпиады школьников по литературе

5 класс 2014– 2015 учебный год

1. Кому из литературных героев принадлежат следующие предметы? Назовите героя, произведение и автора.

Андерсен «Принцесса на горошине»

Маленькая разбойница; Г.Х.Андерсен «Снежная королева»

Мачеха; А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне»

Героиня из сказки Андерсена «Дикие лебеди»

Старик Хоттабыч из одноименной сказки Лагина

2. Определите и назовите жанр по фрагментам текста.

а) сказка; б) пословица; в)загадка

3. Вставьте пропущенное слово (слова). Укажите автора и название произведения, из которого взят отрывок

А) А.С, Пушкин «Сказка о мёртвой царевне»; королевич Елисей;

Б) А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; не хочу быть столбовою дворянкой

4.Определите писателя по биографическим фактам. Напишите его фамилию, имя, отчество.(6 балла)

А) Михаил Васильевич Ломоносов; б) Александр Сергеевич Пушкин

5. Восстановите полные формы имен писателей (имя, отчество, фамилия). (5 баллов)

Иван Андреевич Крылов

Александр Сергеевич Пушкин

Михаил Юрьевич Лермонтов

Лев Николаевич Толстой

Николай Васильевич Гоголь

6. Соотнеси приведенные имена существительные с постоянными эпитетами (можно соединить их стрелочками):

7. Отметить произведения искусства, которые относятся к художественной литературе:

П.П. Ершов «Конёк – Горбунок»

С.Аксаков. «Аленький цветочек».

а) славянские: Ярило, Даждь-бог;

б) греческие: Атлант, Зевс, Геракл, Апполон.

9. Дайте определение морали басни. Из каких басен извлечена мораль?

Напишите название басен. ( 2 балла за определение, 2 балла за ответ – всего 4 балла)

Мораль – начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом. И.А.Крылов а). «Лебедь, Щука и Рак» б). «Ворона и Лисица»

10 Творческое задание

Выбранный для просмотра документ Ответы литература 7 класс.docx

Ответы олимпиады по литературе для 7 класса

Дефорж (Дубровский); два кавказских пленника (Жилин и Костылин); герой по прозвищу Хамелеон (Очумелов), барышня-крестьянка (Лиза Муромская), человек-амфибия (Ихтиандр), человек на часах (Постников), Бирюк (Фома).

Москва («Песня про царя Ивана Васильевича. »), монастырь («Три мушкетёра»), парадный подъезд («Размышления у парадного подъезда»), лачуга у моря («Сказка о рыбаке и рыбке»), Итака («Одиссея»).

Колядка – песня, в которой славились хозяева дома и содержались пожелания богатого урожая, изобилия … Исполнялись колядки в рождественско – новогодние праздники. Колядования – праздничные обходы домов с пением колядок, с переодеванием. В этом и состоит отличие колядок от других календарно – обрядовых песен.

а) Битый небитого везёт.

Кому вершки, а кому корешки. …;

б) Сильнее кошки зверя нет.

А Васька слушает да ест.

У сильного всегда бессильный виноват.

Слона – то я и не приметил.

а) «Барышня-крестьянка», Лиза – Акулина
б) «Дубровский», Владимир Дубровский

Александр Сергеевич Пушкин

Михаил Юрьевич Лермонтов

Иван Сергеевич Тургенев

Николай Алексеевич Некрасов

Антон Павлович Чехов

Оцениваем ответ по следующим критериям:

рассказано о пристрастиях членов семьи и их выборе в чтении книг – 2 балла;

Выбранный для просмотра документ literatura_10_klass.docx

Олимпиада по литературе

Знание текстов художественных произведений.

Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, эдаких я никогда не видывал: чёрные, неестественной величины! Пришли, понюхали – и пошли прочь.

1.2 Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни.

Мне казалось, буран еще свирепствовал и мы еще блуждали по снежной пустыне. Вдруг увидел я ворота и въехал на барский двор нашей усадьбы. Первою мыслию моею было опасение, чтоб батюшка не прогневался на меня за невольное возвращение под кровлю родительскую и не почел бы его умышленным ослушанием. С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. «Тише,— говорит она мне,— отец болен при смерти и желает с тобою проститься». Пораженный страхом, я иду за нею в спальню. Вижу, комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальными лицами. Я тихонько подхожу к постеле; матушка приподымает полог… Я стал на колени и устремил глаза мои на больного. Что ж. Вместо отца моего, вижу в постеле лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: «Что это значит? Это не батюшка. И к какой мне стати просить благословения у мужика?» …

Её хватает и несёт;

Не шевелится, не дохнёт;

Он мчит её лесной дорогой;

Вдруг меж дерев шалаш убогий;

Кругом всё глушь, отвсюду он

Пустынным снегом занесён,

И ярко светится в окошко,

И в шалаше и крик и шум;

Медведь промолвил: здесь мой кум.

Погрейся у него немножко!

И в сени прямо он идёт,

И на порог её кладёт.

Узнайте произведение по концовке. Назовите автора. (Максимальное количество баллов – 3 б. по 0,5б)

Привидение, однако ж, было гораздо выше ростом, носило преогромные усы и, направив шаги, как казалось, к Обухову мосту, скрылось совершенно в ночной тьме.

Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.

К пьесам какого русского драматурга создан словарь Н.С. Ашукина и С.И. Ожегова, включающий следующие статьи: великатный – деликатный; нешто – ничего; елестричество – электричество; фриштыкать – завтракать; ханжа – притворно – добродетельный человек, лицемер ( Максимальное количество баллов – 1 балл)

Этот литературный журнал издавали последовательно А.С. Пушкин, П.А. Плетнёв, Н.А. Некрасов с 1836 по 1866 гг. В нём были напечатаны «Капитанская дочка», «Записки охотника», «Муму». Назовите названия журнала. (Максимальное количество баллов – 1 балл)

В каких произведениях русских классиков персонажами являются цыгане? (По одному баллу за каждое правильно названное произведение + автор)

1.Указать средства художественной выразительности, использованные в отрывке? (Максимальное количество баллов – 3 балла)

… В одном месте особенно унылый фонарь разбавлял мглу, и, проходя через его тусклую ауру, туман обращался в бисер дождя (В. Набоков «Другие берега»).

Перед вами фрагменты лирических произведений и названия жанров. Соотнесите их между собой. Ответ запишите при помощи буквенного и цифрового обозначения (например: м – 9). Макс-8б.

1. Одной рукой он в шахматы играет,

Другой рукою он народы покоряет,

Одной ногой разит он друга и врага,

Другою топчет он вселенный берега.

2. Уже бледнее день, скрываясь за горою;

Шумящие стада толпятся над рекой;

Усталый селянин медлительной стопою

Идёт, задумавшись, в шалаш спокойный свой.

3. Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.

4. Спокойствие пепла.

Кошка играет с шерстинкой.

5. Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье;
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.

6. Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.

7. Глагол времён! металла звон!

Твой страшный глас меня смущает,

Зовёт меня, зовёт твой стон,

Зовёт – и к гробу приближает.

Едва увидел я сей свет,

Как молнией, косою блещет

И дни мои, как злак, сечёт.

8. Пастушки, я позабываю

Часы, как я грустил, стеня,

Опять в свирель свою взыграю,

Опять в своих кругах увидите меня. (А.Сумароков)

IV . Анализ поэтического текста. Максим. 25 баллов

Как океан объемлет шар земной,

Земная жизнь кругом объята снами;

Стихия бьет о берег свой.

То глас ее: он нудит нас и просит.

Уж в пристани волшебный ожил челн;

Прилив растет и быстро нас уносит

В неизмеримость темных волн.

Небесный свод, горящий славой звездной

И мы плывем, пылающею бездной

Со всех сторон окружены.

Выбранный для просмотра документ literatura_11klass.docx

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе 11класс

2014-2015 учебный года

1.Дополните характеристику М.Ю. Лермонтова, данную В.Г.Белинским, примерами – укажите на месте пропусков название лермонтовских стихотворений или приведите цитаты.

«Бросая общий взгляд на стихотворения М. Лермонтова, мы видим в них все силы, все элементы, из которых слагается жизнь и поэзия. В этой глубокой натуре, в этом мощном духе всё живёт ; им всё доступно, всё понятно; они на всё откликаются.

Несокрушимая сила и мощь духа (_______________________________________),

елейное благоухание молитвы (_________________________________________),

пламенное, бурное одушевление (______________________________________),

тихая грусть, кроткая задумчивость (____________________________________),

вопли гордого страдания (_____________________________________________),

таинственная нежность чувства (________________________________________),

недуги современного общества (____________________________________________________),

упоения любви (_________________________________________________________________),

презрение к прозе жизни (_________________________________________________________),

яд отрицания (___________________________________________________________________),

всё, всё в поэзии Лермонтова: и небо и земля, и рай и ад.

2. Прочитайте текст, найдите в скрытые в нём названия художественных произведений. Выпишите их, укажите автора.

«Мысленно пробегая свою жизнь, он с мучительной тоской спрашивал себя: «Кто виноват в том, что он успешно начавший карьеру финансиста, рухнул с обрыва и оказался на дне общества. Что делать? Произошла самая обыкновенная история! Такова судьба человека, поверившего в доброту и кроткую нежность мира. Как тяжело ему даётся истина о том, что наш мир – это пустой холодный дом, у обитателей которого бьётся пустое холодное сердце. Мир – это западня для доверчивых, огромная баржа, нагруженная отверженными.»

Уже смеркалось. По низкому небу стелились лиловые тучи, предвестники близкой грозы. Улицы стали темны, как дебри густого, непроходимого леса, в котором, будто идущие из глубины памяти зов предков, звучал чей-то тихий строгий голос. Упрятав нос в бобриковый воротник шинели, он, не обращая внимания на дождевые капли, одинокий медленно шагал по пустому городу, словно святой страстотерпец, совершавший очистительное хождение по мукам.

3. Объясните литературные термины:

4. Какие направления и течения в русской литературе начала 20 века повлияли на творчество лучших поэтов и прозаиков этого времени?

2. В 1918г. На поэтическом вечере в Политехническом музее в Москве _______________

был избран __________________, второе место занял Маяковский, а третье – Бальмонт.

3. С осени 1905 г. Самым ярким литературным салоном Петербурга становится __________

Вячеслава Иванова, его квартира в доме на Таврической улице, находившаяся на последнем этаже, в угловой башне.

4. В руководимое М.Горьким издательство ____________ в разные годы входили Л.Андреев, И.Бунин, В.Вересаев, Н.Гарин-Михайловский, А.Куприн, И.Шевелёв и другие писатели

5. В 1907г. Состоялась премьера пьесы А.Блока _____________ в театре В.Ф.Комиссаржевской, С музыкой М.А.Кузмина.

6. А.Блок говорил, что «Демон» Врубеля и «Демон» Лермонтова – «символы нашего времени». Напишите краткую статью об этом художнике, назовите самые известные его картины.

7. 1. В период 1900-1903г.г. поэт создал свои лучшие стихотворения : «Безглагольность»,

«Я – изысканность русской медлительной речи…», «Нежнее всего». В 1904-1905 г.г. издательство «Скорпион» выпустило собрание стихотворений поэта в двух томах. Этот период завершается сборником «Литургия красоты. Стихийные гимны», в котором поэт бросает упрёк людям, «разлюбившим Солнце».

8. 1.Определите стихотворный размер, рифму, способ рифмовки в каждом отрывке;

О семи он столбах золотых,

У царицы моей семигранный венец,

В нём без счёту камней дорогих

2. Бессонница. Гомер. Тугие паруса.

Я список кораблей прочёл до середины:

Сей длинный выводок, сей поезд

Что над Элладою когда-то поднялся.

3. Она пришла с мороза,

Ароматом воздуха и духов.

1. М Шолохов 1. «Брестская крепость»

2. В.Некрасов 2. «Бородино»

3. В.Быков 3. «А зори здесь тихие»

4. А.Твардовский 4. «Обелиск»

5. К.Симонов 5. «Белая гвардия»

6. М.Лермонтов 6. «Судьба человека»

7. Н.Булгаков 7. «Жди меня»

8. Б.Васильев 8. «Горячий снег»

9. Ю.Бондарев 9. «Василий Тёркин»

10. С.Смирнов 10. «В окопах Сталинграда»

10. Анализ стихотворного текста.

Чисто вечернее небо,
Ясны далекие звезды,
Ясны как счастье ребенка;
О! для чего мне нельзя я подумать:
Звезды, вы ясны, как счастье мое!

Чем ты несчастлив,
Скажут мне люди?
Тем я несчастлив,
Добрые люди, что звезды и небо —
Звезды и небо! — а я человек!..

Люди друг к другу
Зависть питают;
Я же, напротив,
Только завидую звездам прекрасным,
Только их место занять бы желал.

Выбранный для просмотра документ literatura_5_klass.docx

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников

Олимпиадные задания 5 класс

Максимальное количество баллов за всю работу — 50

1. Кому из литературных героев принадлежат следующие предметы? Назовите героя, произведение и автора. (По 1 баллу за героя, автора и название произведения)

Свежее душистое золотисто-румяное яблочко

Рубашки, связанные из крапивной пряжи

Волшебные волоски из бороды

(Максимальное количество баллов- 5)

2. Определите и назовите жанр по фрагментам текста.

(Максимальное количество баллов- 3)

А)Жил-был добрый царь Матвей,;

Жил с царицею своей

Он в согласье много лет;

А детей всё нет как нет.

Б) Один в поле не воин

В) Красное коромысло через реку повисло.

3. Вставьте пропущенное слово (слова). Укажите автора и название произведения, из которого взят отрывок. (Максимальное количество баллов- 4)

А) Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

И жених сыскался ей,

Б) «Воротись, поклонися рыбке:

Не хочу быть ___________ ___________,

А хочу быть вольною царицей»

4. Определите писателя по биографическим фактам. Напишите его фамилию, имя, отчество. ( Максимальное количество баллов- 6)

а) Родился в Архангельской губернии в семье крестьянина-рыбака. Без ведома отца ушел в Москву. Поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Сделал много научных открытий в области физики, химии, астрономии. Провел реформу стихосложения.

б) Родился в Москве. Его дядя, Василий Львович, был известным поэтом. На мальчика оказала большое влияние няня. Учился в Царскосельском лицее. В.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя».

5. Восстановите полные формы имен писателей (имя, отчество, фамилия).

(Максимальное количество баллов- 5)

Иван Андреевич Лермонтов

Михаил Юрьевич Гоголь

Лев Николаевич Крылов

Александр Сергеевич Толстой

Николай Васильевич Пушкин

6. Соотнеси приведенные имена существительные с постоянными эпитетами (можно соединить их стрелочками):

(Максимальное количество баллов – 5)

7. Отметить произведения искусства, которые относятся к художественной литературе:

П.П.Ершов «Конек – Горбунок»

П.И. Чайковский «Щелкунчик»

А.М. Опекушин. Памятник А.С.Пушкину

С.Аксаков. «Аленький цветочек».

Барма и Постник. Покровский собор (храм Василия Блаженного)

(Максимальное количество баллов- 2)

а) славянские; б) греческие

(Максимальное количество баллов – 6)

9. Дайте определение морали басни. Из каких басен извлечена мораль?

Напишите название басен.

(2 балла за определение, 2 балла за ответ – всего 4 балла)

а) «Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт..»

б) Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок»

10. Творческое задание

В сказках часто оживают неодушевленные предметы. Например, штопальная игла, чернильница, монетка у Г.Х. Андерсена, зеркальце у А.С. Пушкина, игрушки у
Т.А. Гофмана и А. Милна, карты у Л. Кэрролла.

Сочините сказку, где бы главным действующим лицом стала какая-нибудь вещь.

(Максимальное количество баллов – 10)

Выбранный для просмотра документ literatura_6_klass.doc

Олимпиада по литературе 6 класс

1. Соотнесите жанровое определение с названиями произведений, приведенными ниже

«Повесть временных лет»

Максимальное количество баллов-6

2. Определите писателя по биографическим фактам.

Родился в Москве, его дядя Василий Львович был известным поэтом, на мальчика оказала большое влияние няня, учился в Царскосельском лицее, В.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя»

Воспитывала его бабушка, учился в Московском университете, поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, за одно свое произведение был сослан на Кавказ, погиб на дуэли.

Большую часть своей жизни провел в Ясной Поляне, участвовал в Крымской войне, открыл школу для крестьянских ребятишек, про него говорят, что он «гордость русского народа»

Максимальное количество баллов – 3

3.Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).

А) В.Жуковского называют «солнцем русской поэзии»

Б) Летописание на Руси началось в XI веке.

В) Стихотворение, в основе которого лежит историческое событие, предание с острым сюжетом называется балладой

Г) эпиграф – короткий текст, помещенный автором после произведения

Д) Повесть и слово — жанры древнерусской литературы.

Максимальное количество баллов – 5

4 Соедините фамилии и имена русских и зарубежных писателей.

2) Астрид б) Пришвин

3) Сергей Александрович в) Куприн

4) Александр Иванович г) Маршак

5) Александр Сергеевич д) Линдгрен

6) Константин Георгиевич е) Родари

7) Джанни ё) Астафьев

8) Виктор Петрович ж) Барто

9) Самуил Яковлевич з) Паустовский

10) Михаил Михайлович и) Пушкин

По 1 баллу за факт (10 баллов).

5. Соотнесите термин и его определение.

1) Описание природы в литературном произведении. а) рифма

4) Иносказательно описывает предмет, учит

угадывать задуманное. г) басня

5)Небольшое художественное произведение,

изображающее отдельное событие в жизни человека. д) загадка

6)Иносказание, с помощью которого отвлеченное

понятие передается с помощью конкретного образа. е) антитеза

7)Небольшое произведение повествовательного

характера с нравоучительным содержанием. ж) аллегория

8)Стилистическая фигура, основанная

на противопоставлении понятий, образов. з) рассказ.

По 1 баллу за факт (8 баллов).

6. Прочитайте стихотворение А.Н. Плещеева «Весна». Ответьте на вопросы:

1.Какое изобразительно – выразительное средство лежит в основе стихотворения

( сравнение, эпитет, олицетворение).

2. Выпишите слова, которые подчёркивают эмоциональное состояние поэта,

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весной…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

И сердце сильно таки в груди

Стучит, как будто ждёт чего-то,

Как будто счастье впереди

И унесла зима заботы

Максимальное количество баллов-2

7.Назовите картины на сказочные сюжеты, созданные Виктором Михайловичем Васнецовым?

По 1 баллу за факт

8.Перед вами отрывки из нескольких литературных произведений. Что объединяет эти отрывки? Как называется этот элемент композиции сказок? Максимальное количество баллов – 1

Думать, честным пирком да за свадебку; съехались гости,

Свадьбу сыграли; я там был, там мед я и пиво

Пил; по усам текло, да в рот не попало. И все тут.

2 Я там был; мед, пиво пил –

Кому из сказочных или литературных героев принадлежат перечисленные ниже предметы? Назовите героя, произведение и автора.
А) сабля и ранец
Б) волшебные волоски из бороды
В) ячменное семечко в цветочном горшке
Г) разбитое корыто
Д) говорящее чудесное зеркало
Максимальное количество баллов- 15 баллов ( за героя, название произведения и автора по 1 баллу)
10.По данным примерам определите вид тропа.
1) «Рыцарь дрался как лев»
2) «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить»
3) «Великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит»

4) «Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой»
5)«Мужичок с ноготок»
6) «Исчезла грусти тень»
7) «Отговорила роща золотая»
8) «Побледневшие звезды»
9)«Редкая птица долетит до середины Днепра»
10)«Голод вооружал их храбростью»
11) «Черный ветер, белый снег»

12) «Глаза, как небо, голубые»
По 1 баллу за факт (12 баллов)

11. Найдите и исправьте смысловую ошибку в приведенном ниже отрывке. Объясните значение найденного слова.
И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был братом:
Слуга царю, отец солдатам.
Да, жаль его; сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
М.Ю.Лермонтов «Бородино»

Максимальное количество баллов-2

12. Анализ текста.
Голубые тени…
Возобновилась тишина, морозная и светлая. Вчерашняя пороша лежит по насту, как пудра со сверкающими блестками, наст нигде не проваливается и на поле, на солнце, держит еще лучше, чем в тени. Каждый кустик старого полынка, репейника, былинки, травинки, как в зеркало, глядится в эту сверкающую порошу и видит себя голубым и прекрасным. (М.М.Пришвин).
1)Как называется это описание?
2)Какое время года изобразил М.М.Пришвин? Докажите это примерами из текста.
3)Какие выразительные средства художественной речи использует писатель
в этом описании?
По 1 баллу за факт

Выбранный для просмотра документ literatura_7_klass.docx

Олимпиада по литературе. 7 класс

Былины вдохновляли многих мастеров искусства на создание оригинальных творений. Назовите авторов и их произведения. ( Максимальное количество – 5 баллов).

1. Настоящее имя этого писателя – Сэмюэль Клеменс, его псевдоним означает лоцманский термин, используемый на реке Миссисипи. В 12 лет он остался без отца, был вынужден бросить школу и зарабатывать себе на жизнь. Попробовал себя в различных профессиях: был учеником типографщика, наборщиком, лоцманом, золотоискателем, журналистом. Уже при жизни был настолько знаменит, что письма к нему доходили, даже если на конверте были написаны только название страны и его имя.

2. Первые рассказы этого писателя были весёлые, смешные, забавные, остроумные, и печатали их в журналах, названия которых также были необычными: «Стрекоза», «Будильник», «Осколки». И эти рассказы он пишет под псевдонимом, являясь студентом медицинского факультета Московского университета.

3. Он был не только прекрасным поэтом, переводчиком, но и мудрым педагогом, воспитателем наследника престола, будущего императора Александра II. А.С.Пушкин называл себя его учеником. В ответ этот писатель подарил великому поэту свой портрет в знак уважения после выхода «Руслана и Людмилы».

4. Уильям Сидней Портер (таково его настоящее имя) создаёт свой первый рассказ, находясь в тюрьме, а на вырученные деньги покупает рождественский подарок для своей дочки, которая вместе с мамой ждёт его дома.

5. У себя дома в имении под Тулой он создаёт школу для крестьянских детей и сам учительствует в ней, пишет «Азбуку», создаёт четыре «Русские книги для чтения». К тому времени он уже вернулся с Кавказа и вышел в отставку после участия в героической обороне Севастополя. Собрание его сочинений составляет 90 томов.

С этими местами связаны события многих произведений. Расскажите, в каких книгах Вы встречали эти места? ( За каждый правильный ответ 1 балл, всего 5 баллов)
Москва, монастырь, парадный подъезд, лачуга у моря, Итака.

Что такое колядки? Когда и где они исполнялись? В чём их отличие от других календарно – обрядовых песен?

Приведите примеры пословиц, пришедших из

б) басен И.А. Крылова.

Горит восток зарёю новой; дым багровый; как пахарь битва отдыхает; бросая груды тел на груды

Пушкинские герои часто меняют прежний образ жизни, становясь как бы «самозванцами». В каком произведении и кто стал:
а) крестьянкой
б) разбойником

Назовите имена и отчества писателей

(Максимальное количество – 5 баллов.)

«Личная библиотека – это не просто набор книг, в неё должны попадать только нужные книги, которые отвечают потребностям ума и души хозяина библиотеки». Какие книги есть в Вашей домашней библиотеке? (Перечислите по тематике или жанру книги. Расскажите о пристрастиях членов Вашей семьи и их выборе в чтении книг ). Назовите 3-5 Ваших любимых авторов и их книги. Объясните свой выбор.

Источник

logo

  • Вспомни стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино». К определениям литературоведческих терминов, приведённым в левой колонке,

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      celiapotter902

    • Создано:

      2 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • algebra
    Алгебра

    39 секунд назад

    Помогите с задачей по математике

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    46 секунд назад

    Решите ребусы пожалуйста

  • drugie-predmety
    Другие предметы

    1 минута назад

    Литература, Максим Максимович и его психологическое состояние

  • algebra
    Алгебра

    1 минута назад

    помогите пожалуйста очень очень срочно есть час дам 20б​

  • geografiya
    География

    1 минута назад

    готова контурна карта 8 клас ст.11​

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • matematika
    Математика

    17 минут назад

    Пожалуйста решите 5/(x – 1) – 3/(x + 1) = 15/(x2 – 1)

  • himiya
    Химия

    1 час назад

    какую массу воды надо добавить к 31,2г хлорида цинка чтобы получить 150г раствора?

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20448

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    zlatikaziatik

    2275

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

  • Дагестанская сказка шейдулла лентяй читать
  • Дагестанская сказка морской конь
  • Дагестанская народная сказка печке полено текст распечатать
  • Дагестан на английском языке как пишется
  • Давящий жгут как пишется