Дактиль сравнение пословица рассказ ямб басня

Олимпиадные задания по литературе

8 класс

1. С именами каких писателей и поэтов связаны литературные места России:

а) Тарханы;

б) Спасское-Лутовиново;

в) Ясная Поляна;
г) Таганрог;
д) Константиново;
е) Михайловское;
ж) Грешнево;
з) Васильевка.                                                                        

                                                                                                            (8 баллов)
2. Перед вами термины, которые были собраны в три группы, но нечаянно перепутались. Определите, какие это группы, дайте название каждой группе слов, сделайте исправления.

а) дактиль а) сравнение а) пословица;

б) рассказ б) ямб б) басня;

в) роман в) анапест в) гипербола;

г) хорей г) метафора г) поэма;

д) эпитет д) олицетворение д) антитеза.                                      

 (15 баллов)

3. Разгадайте кроссворд:

л

и

т

е

р

а

т

у

р

а

1) Лиро- эпическое произведение, т.е. рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера.

2) Назовите средство художественной выразительности: « У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары  в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строениями». (Н.В. Гоголь)

3) Одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает своё отношение к ним через изображение внешности героев.

4) В фольклорных произведениях этот троп постоянный.

5) Название одного из родов литературы.

6) Назовите фигуру речи:

Не напрасно дули ветры,                                                                                       Не напрасно шла гроза.

                                                                             С.А. Есенин

7) Троп, основанный на перенесении свойств одного предмета на другой по принципу  их сходства.

8) Один из элементов сюжета. Момент наивысшего напряжения в развитии действия.

9) Назовите фигуру речи, использованную в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус».

10) Один из трёхсложных размеров стихосложения.                

 (10 баллов)

4.  Определите произведение по приведенной портретной характеристике:

А) Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.

1) «Матушка»; 2) «Одинцова»; 3) «Портрет»; 4) «Алые паруса».

Б) «… чиновник нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица, что называется, геммороидальным…»

1) «Шинель»; 2) «Крыжовник»; 3) «Портрет»; 4) «Хорь и Калиныч».

                                                                                                     (4 балла)

5.  Героини каких произведений русской классики носят имя Елизавета? Кем они являются? Не забудьте указать авторов художественных произведений.

(12 баллов)

6. Верите ли вы, что 1) Хлестакову  каждое утро из Парижа привозили арбуз за 700 рублей; 2) панночка была ведьмой;  3) поэт А.С. Пушкин обожал зиму; 4) предок Н.В. Гоголя был выходец из Шотландии; 5) М.Ю. Лермонтов никогда не был на Кавказе;  6) о бедной Лизе написал Н.М. Карамзин; 7) М.В. Ломоносов разговаривал с Анакреонтом;  8) песнь о вещем Олеге написал Пушкин; 9) в рассказе «Лошадиная фамилия» речь идет о лечении зубов; 10) Ася гуляла по Бежину лугу? Почему одним фактам можно доверять, а другим нет? Обоснуйте свой ответ.

                                                                                    (12 баллов)

7. Запишите перед каждым названием произведения фамилию автора. У какого произведения нет автора? Аргументируйте свой ответ.

 «Детство», «В людях», «Кортик», «Бирюк», «Два капитана», «Уроки французского», «Путешествия Синдбада-морехода», «Дубровский», «Повесть временных лет», «Портрет».

                                                                                           (12 баллов)

8. Определите стихотворный размер:

а)                В надежде славы и добра

                   Гляжу вперед я без боязни:

                    Начало славных дней Петра

                    Мрачили мятежи и казни.

                                                      ( А.С. Пушкин)

 б)              Чёрная, потом пропахшая выть!

                  Как мне тебя не ласкать, не любить?

                  Выйду на озеро в синюю гать,

                  К сердцу вечерняя льнёт благодать.

                                                      (С.А.Есенин)

(4 балла)

9. Назовите героя, которому принадлежат эти слова:

1) — Оно чем больше ломки, тем больше означает деятельность градоправителя.

2) — Спешу уведомить тебя, душа моя Тряпичкин, какие со мной чудеса.

3) — Разговаривает все на тонкой деликатности, что разве только дворянству уступит; пойдешь на Щукин — купцы тебе кричат: «Почтенный!»

4) Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело.

5) — С тех пор как я принял начальство, — может быть, вам покажется даже невероятным, — все как мухи, выздоравливают. Больной не успеет войти в лазарет, как уже здоров; и не столько медикаментами, сколько честностью и порядком.

6) — Пошли к Почечуеву, да на дороге Петр Иванович говорит: «Зайдем, говорит, в трактир. В желудке-то у меня… с утра я ничего не ел, так желудочное трясение». Да-с, в желудке-то у Петра Ивановича… «А в трактир, говорит, привезли теперь свежей сёмги, так мы закусим».

Назовите произведение и автора.

                                                                                             (8 баллов)  

10.      Напишите небольшой диалог (10-20 реплик) между Петром Гринёвым из романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и Митрофаном Скотининым из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».    

(15 баллов)

Ответы  к   олимпиадным заданиям по литературе

8 класс

1. С именами каких писателей и поэтов связаны литературные места России:

а) Тарханы – М.Ю. Лермонтов;

б) Спасское — Лутовиново – И.С. Тургенев;

в) Ясная Поляна – Л.Н. Толстой;
г) Таганрог – А.П. Чехов;
д) Константиново – С.А. Есенин;
е) Михайловское – А.С. Пушкин;
ж) Грешнево – Н.А. Некрасов;
з) Васильевка —  Н.В. Гоголь .                 (8 баллов)

2. Ответ.

Комментарий: если неправильно названа группа при правильном распределении терминов, один балл снимается.

а) дактиль, ямб,  анапест, хорей – размеры стиха;                                                                     б) рассказ, пословица, басня, роман, поэма — жанры;

в) гипербола, метафора, эпитет, олицетворение, антитеза, сравнение – изобразительно- выразительные средства.                                  

(15 баллов)

3. Ответ:

б

а

л

л

а

д

а

г

и

п

е

р

б

о

л

а

п

о

р

т

р

е

т

э

п

и

т

е

т

л

и

р

и

к

а

а

н

а

ф

о

р

а

м

е

т

а

ф

о

р

а

к

у

л

ь

м

и

н

а

ц

и

я

и

н

в

е

р

с

и

я

а

н

а

п

е

с

т

(10 баллов)

4.  Определите произведение по приведенной портретной характеристике:

А) «Портрет»;

Б)  «Шинель».

                                                                                                     (4 балла)

5. Императрица Елизавета Петровна из «Оды на день  восшествия…» Ломоносова, крестьянская девушка из повести Карамзина «Бедная Лиза», воспитанница графини из повести Пушкина «Пиковая дама», дворянская дочь из повести Пушкина «Барышня-крестьянка». 

(12 баллов)

6.  Верите ли вы, что 1) Хлестакову каждое утро из Парижа привозили арбуз за 700 рублей; (нет) 2) панночка была ведьмой; (да) 3) поэт А.С. Пушкин обожал зиму; (нет) 4) предок Н.В. Гоголя был выходец из Шотландии; (нет) 5) М.Ю. Лермонтов никогда не был на Кавказе; (нет) 6) о бедной Лизе написал Н.М. Карамзин; (да) 7) М.В. Ломоносов разговаривал с Анакреонтом; (нет) 8) песнь о вещем Олеге написал Пушкин; (да) 9) в рассказе «Лошадиная фамилия» речь идет о лечении зубов; (да) 10) Ася гуляла по Бежину лугу (нет)? Почему одним фактам можно доверять, а другим нет? Обоснуйте свой ответ. Всего 12 баллов: 10 за ответы + 2 за обоснование.

7.  Перед каждым названием произведения дети написали фамилию автора (10 баллов). Аргументированно определили название, у которого нет и не может быть автора (2 балла). «Детство» (Л. Толстой, М. Горький), «В людях» (М. Горький), «Кортик» (А. Рыбаков), «Бирюк» (И.С. Тургенев), «Два капитана» (В. Каверин), «Уроки французского» (В. Распутин), «Дубровский» (А.С. Пушкин), «Повесть временных лет» (монах Киево-Печерского монастыря Нестор), «Портрет» (Н.В. Гоголь). «Путешествия Синдбада-морехода» —  цикл сказок Шахерезады, вымышленного персонажа восточных сказок и легенд «Тысяча и одна ночь».

 8. Определите стихотворный размер:

а)  ямб;

б) дактиль.

(4 балла)

9. Назовите героя, которому принадлежат эти слова:

1) — Оно чем больше ломки, тем больше означает деятельность градоправителя – Сквозник– Дмухановский, городничий;

2) — Спешу уведомить тебя, душа моя Тряпичкин, какие со мной чудеса – Хлестаков;

3) — Разговаривает все на тонкой деликатности, что разве только дворянству уступит; пойдешь на Щукин — купцы тебе кричат: «Почтенный!» — Осип, слуга Хлестакова;

4) Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело – Ляпкин — Тяпкин, судья;

5) — С тех пор как я принял начальство, — может быть, вам покажется даже невероятным, — все как мухи, выздоравливают. Больной не успеет войти в лазарет, как уже здоров; и не столько медикаментами, сколько честностью и порядком – Земляника, попечитель богоугодных заведений;

6) — Пошли к Почечуеву, да на дороге Петр Иванович говорит: «Зайдем, говорит, в трактир. В желудке-то у меня… с утра я ничего не ел, так желудочное трясение». Да-с, в желудке-то у Петра Ивановича… «А в трактир, говорит, привезли теперь свежей сёмги, так мы закусим» — Бобчинский и Добчинский, городские помещики.

Н.В. Гоголь «Ревизор».

Комментарий: всего 8 баллов (6 за ответы + 2 за автора и название). Ответом считается название или должности, или фамилии отдельно.

10. При оценивании учитываются:

  знание текста каждого из произведений (наличие или отсутствие фактических ошибок в определении имён героев, их социального статуса, рода занятий и проч., возможное наличие цитат из произведения) – до 4 баллов;

 изобретательность (логически и творчески мотивированные темы разговора, указания на возможные обстоятельства встречи персонажей) – до 4 баллов;

  понимание смысла художественного образа (учтена роль персонажа в развитии сюжета, по его репликам видны особенности его характера и мировоззрения) – до 4 баллов;

  сохранение речевого своеобразия персонажей (учтена характерная манера речи, стилизованы лексические и синтаксические конструкции) – до 3 баллов.

Всего 15  баллов.

8 класс. Часть 1.

1. Определите автора, название произведения по данному отрывку:

а) Увы! Какая пустота в столице российской! Все тихо, все печально. На улицах не видно никого, кроме слабых старцев и женщин, которые с унылыми лицами идут в церковь молить бога, чтобы он отвратил грозную тучу от Русского царства, даровал победу православным воинам и рассеял сонмы литовские. Добросердечный, чувствительный царь стоит на высоком крыльце своем и с нетерпением ожидает вести от начальников воинства, пошедшего навстречу врагам многочисленным. Боярин Матвей неразлучен с царем благочестивым. «Государь! – говорит он. – Надейся на бога и на храбрость своих подданных, храбрость, которая отличает их от всех иных народов. Страшно разят мечи российские; тверда, подобно камню, грудь сынов твоих – победа будет всегда верною их подругою». – Так говорил боярин; думал о благе отечества – и тосковал о своей дочери.

б) «Я добрался наконец до угла леса, но там не было никакой дороги: какие-то некошеные, низкие кусты широко расстилались передо мною, а за ними, далеко-далеко, виднелось пустынное поле. Я опять остановился. «Что за притча?.. Да где же я?» Я стал припоминать, как и куда ходил в течение дня… «Э! да это Парахинские кусты! — воскликнул я наконец, — точно! Вон это, должно быть, Синдеевская роща… Да как же это я сюда зашел? Так

далеко?.. Странно! Теперь опять нужно вправо взять».

в) «…ничего не видал, кроме деревушки, окружённой бревенчатым забором. С одной стороны стояли три или четыре скирда сена, полузанесённые снегом; с другой – скривившаяся мельница, с лубочными крыльями, лениво опушенными…улицы были тесны и кривы; избы низки и большею частию покрыты соломою».

г) « Стоял он сам собою, на просторе, и ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застеклёнными окнами — ни забор, ни ворота, ни сенцы, ни наличники, ни ставни» .
д) « Осень стояла теплая и сухая. Ещё и в октябре пригревало так, что можно было ходить в рубашке, дожди выпадали редко и казались случайными, ненароком занесенными откуда-то из непогодья…Трава на нашей полянке, пожелтевшая и сморщенная, всё же осталась живой и мягкой, на ней возились свободные от игры, а лучше сказать, проигравшиеся ребята».

(По одному баллу за правильно названное произведение,

максим. балл за 1 задание-5)

2. Перед вами термины, которые были собраны в три группы, но нечаянно перепутались. Определите, какие это группы, дайте название каждой группе слов, сделайте исправления.

а) дактиль а) сравнение а) аллегория

б) рассказ б) ямб б) басня

в) роман в) анапест в) баллада

г) хорей г) метафора г) поэма

д) эпитет д) олицетворение д) антитеза

е) гипербола е) пословица е) инверсия

(3 балла)

3. Напишите литературоведческую статью: «Гипербола — это…».

( 1 балл)

4. Соотнесите имя и фамилию русских и зарубежных писателей.

1) Иван Алексеевич 1) Маршак

2) Роберт 2) Метерлинг

3) Михаил Юрьевич 3) Бунин

4) Василий Андреевич 4) Жуковский

5) Роберт Льюис 5) Крылов

6) Самуил Яковлевич 6) Бёрнс

7) Иван Андреевич 7) Стивенсон

8) Морис 8) Лермонтов

(8 баллов, по 1 баллу за каждый правильный ответ)

5. Определите автора, размер и рифму данных стихотворений:

а) Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят —

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

б) Подай, Фелица, наставленье:

Как пышно и правдиво жить

Как укрощать страстей волненье

И счастливым на свете быть…

в) Открылась бездна, звёзд полна

Звездам числа нет, бездне дна.

г) Однажды, в студёную зимнюю пору

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

(По 1 баллу за правильный ответ, макс. баллов – 4)

6. В предложении: « Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звёздами» — выделенные слова являются:

а) логическими определениями

б) постоянными эпитетами

в) эпитетами

балл)

7.Назовите стилистические изобразительно-выразительные средства, используемые в народной сказке (привести примеры)

(По 1 баллу, максим. количество баллов – 9)

8.Какую форму для написания «Капитанской дочки» избрал автор?

а) эпистолярная б) мемуарная

в) дневниковая г) объективно-повествовательная

(1 балл)

9. Какие символические цвета использует А.С.Пушкин для изображения Пугачёва?

а) чёрный, зелёный, золотой;

б) белый, голубой, серебряный;

в) белый, красный, чёрный;

г) красный, синий, белый;

(1 балл)

10. Назовите героинь из известных вам произведений:

а) « Смуглая….набелена была по уши, насурьмлена…, фальшивые локоны, гораздо светлее собственных её волос, взбиты были, как парик Людовика 14; рукава … торчали, как фижмы…, талия была перетянута, как буква икс, и все бриллианты её матери…сияли на её пальцах, шее и ушах»

б) «Ей было 17 лет , и красота её была в полном цвете. Отец любил её до безумия…она не имела подруг и выросла в уединении…Редко наша красавица являлась среди гостей…Имела прекрасный голос и большие музыкальные способности»

в) «Когда она улыбалась, её тёмные, как вишни , зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в тёмной коже щёк, всё лицо казалось молодым и светлым… Вся она — тёмная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом»

(По одному баллу за каждый правильный ответ, макс. 3 балла)

11. Роман – это…

(1 балл)

12. Во фразе: «Маки слепили своей озорной, обжигающей яростью»-автор использует:

а) метонимию? б) олицетворение ? в) метафору?

(1 балл)

13. Произведение Е.И. Носова «Живое пламя» по жанру:

а) очерк; б) воспоминания; в) рассказ;

(1 балл)

14. Композиция рассказа Ю.П.Казакова «Тихое утро»:

а) рамочная; б) ретроспективная; в) последовательная;

(1 балл)

Часть 2. Творческое задание.

Напишите сказку, в которой участвовали бы следующие герои: Буратино, дядя Стёпа, Маленький принц, Баба Яга, золотая рыбка. (10 баллов)

Макс. количество баллов за все задания — 50

ОТВЕТЫ к олимпиаде по литературе ( 8 класс)

1. а) Н.М. Карамзин «Наталья, дочь боярская»

б) И.С. Тургенев «Бежин луг»

в) А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

г) В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой»

д)В.Г.Распутин «Уроки французского»

(Всего 5б., по 1 баллу за правильный ответ)

2. Жанры, тропы, стихотворные размеры (3 балла, по 1б. за прав. ответ)

3. Гипербола — это (от др.-греч. ὑπερβολή — «переход», «преувеличение») — стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли… (1 балл)

4. 1- 3; 2 — 6; 3 — 8; 4 — 4; 5 – 7 ; 6 – 1 ; 7 – 5 ; 8 – 2 (8 баллов)

5. а) ямб, перекрёстная – Тютчев (1 балл)

б) ямб, перекрёстная — Державин (1 балл)

в) ямб, парная — Ломоносов (1 балл)

г) амфибрахий, перекрёстная – Некрасов (1 балл)

Всего 4 балла

6. в) – 1 балл

7. Параллелизмы, символика, гиперболы, инверсии, тавтология, сросшиеся

синонимы, постоянные эпитеты, повторные приставки, уменьшительные

(увеличительные) суффиксы — макс. 9 баллов, по 1 баллу за прав. ответ)

8. б) -1 балл

9. в) — 1 балл

10. а) А.С.Пушкин «Барышня – крестьянка» — Лиза Муромская

1 балл

б) А.С.Пушкин « Дубровский» — Марья Кирилловна Троекурова 1балл

в) М.Горький «Детство» — бабушка Акулина Ивановна 1балл.

11. Роман — литературный жанр, как правило, прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный нестандартный период его жизни.- 1 балл.

12. б) — 1 балл.

13. в) — 1 балл.

14. в) -1 балл.

Часть 2. Творческое задание — 10б.

ВСЕГО: 50б.

Литературоведческие термины.

Акростих- стихотворение, в котором начальные буквы каждой строки, читаемые сверху вниз, образуют какое-либо слово, чаще всего – имя.

Акцентный стих (тоническое стихосложение) – стихотворение, основанное на одинаковом количестве ударений в строке независимо от количества слогов (Маяковский)

Аллегория – иносказательное изображение предмета (напр. басни, сказки)

Аллитерация – стилистический прием, заключающийся в повторении однородных согласных звуков. Усиливает звуковую и интонационную выразительность стиха.

Амфибрахий- трехсложный стихотворный размер с ударением на второй слог (силлабо-тоническое стихосложение)

Анапест — трехсложный стихотворный размер с ударением на последний  слог (силлабо-тоническое стихосложение)

Анафора – одна из стилистических фигур, единоначатие, т. е. повторение одного и того же слова или группы слов в начале строк или строф.

Антитеза – стилистическая фигура, оборот поэтической речи, в котором противопоставляются понятия, образы и т.д.

Антропоморфизм- один из видов олицетворения, когда предмет уподобляется человеку, наделяется его качествами .

Архаизм – устаревшее слово.

Ассонанс – повторение в строке, строфе однородных гласных звуков.

Афоризм – краткое изречение, глубокая обобщенная мысль.

Баллада – лиро-эпическое стихотворение (чаще романтическое), в основе которого лежит историческое событие.

Басня – краткий нравоучительный рассказ , основанный на аллегории.

Бедная рифма- рифмуемые слова, в которых созвучны лишь ударные гласные: зову-иду, вода-дома.

Белый стих- стих без рифмы, метрический.

Бессоюзие – стилистический прием, в котором отсутствуют союзы, вследствие чего речь приобретает сжатость, компактность.

Богатая рифма – наиболее полное совпадение в рифмуемых словах звуков: матовая-выматывая.

Былина – жанр УНТ, героико-патриотическая песня о боготырях и народных героях.

Внутренняя рифма_ рифма не в конце стихотворных строк, а внутри их: «у наших ушки на макушке

Вульгаризм – грубое, не принятое в литературе слово.

Герой – действующее лицо литературного произведения.

Гипербола- стилистическая фигура, образное выражение, основанное на чрезмерном преувеличении какого-либо действия, предмета, явления.

Градация – стилистическая фигура, основанная на последовательном нагнетании или ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и т.д.

Гротеск- стиль, в котором искажается действительность, совмещается реальное и фантастическое, трагическое и комическое, сарказм и юмор ( сказки Салтыкова-Щедрина).

Дактиль- трехсложный стихотворный размер с ударением на первый слог (силлабо-тоническое стихосложение)

Двустишие – одна из простейших строф, сочетание двух стихотворных строк.

Деталь- выразительная подробность в произведении, одно из средств создания художественного образа.

Диалог- разговор 2 или нескольких лиц.

Диссонанс – один из видов неточной рифмы, в которой не совпадают ударные гласные: мудр-выдр.

Драма – один из родов художественной литературы, произведения, предназначенные для постановки на сцене.

Жанр – вид литературы ( сказка, роман, комедия и т.д.)

Женская рифма – двусложная рифма с ударением на первом из двух слогов: отрада-награда.

Завязка, элемент композиции, определяющий начало действия.

Загадка – жанр УНТ, в основе которого лежит иносказание.

Заумь ( заумный язык)- язык, непонятный даже сочинителю.

Звукопись- прием, усиливающий выразительность поэтической речи. Проявляется в таких формах, как аллитерация, ассонанс, звукоподражание.

Идея – главная мысль художественного произведения.

Идиллия – жанр поэтической поэзии, изобр. человека в гармонии с природой ( чаще сентиментилизм)

Инверсия – необычный , нарушенный порядок слов.

Иносказание – см. аллегория

Интонация – выразительное средство звучащей речи, позволяющее передать отношение к тому, о чем говорят.

Интрига – обострение сюжета, чаще драматического.

Ирония – выражение насмешки в произведении.

Катрен – четверостишие. «Умом Россию не понять….»

Классицизм – худож. направление, для которого характерны гражданская тематика, соблюдение норм и правил (теория трех единств: места, времени, действия) !7 – нач. 19 вв.

Клаузула – заключение, концовка.

Коллизия – столкновение, противоречие, борьба в произведении.

Комедия- вид драмы, основанный на комическом.  Комическое- смешное в произведении.

Композиция – построение худ. произведения.

Конфликт – противоборство характеров, идей, настроений в произведении.

Кульминация – наивысшая точка в развитии действия, самый напряженный момент.

Легенда – произведение, созданное народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое.

Лейтмотив – ведущий мотив, главная тема, преобладающее настроение.

Летопись- жанр древнерусской литературы, памятник исторической прозы.

Лирика- род литературы, в основе которого лежит изображение чувств, переживаний, настроений.

Лирическое отступление – композиционный приём, для которого характерно отклонение от прямого сюжетного повествования.

Лирический герой- образ поэта в лирике, один из способов раскрытия авторского сознания.

Литота- 1) стилистическая фигура, заключающаяся в отрицании противоположного ( он неглупый)

               2) преуменьшение (обратная гипербола) : «мужичок с ноготок»

Мадригал- интимно-шуточное стихотворение, содержащее комплимент

Мемуары – воспоминания.

Метафора – один из основных тропов, употребление слов не в прямом, а в переносном значении, в основе лежит скрытое сравнение(горячее сердце, он потерял голову)

Метонимия- 1. Упоминание имени автора вместо его произведения ( ты читал Пушкина?)

2.Упоминание произведения или его деталей, биографических сведений, по которому угадывается автор( певец Людмилы и Руслана)

3. перенос названия одного предмета на другой предмет ( чайник кипит, вся улица загудела)

Метр — стихотворный размер, основанный на последовательном чередовании однородных стоп.

Монолог – развернутое высказывание одного лица.

Мотив – устойчивый элемент литературного текста, единица сюжета.

Мужская рифма – связанные рифмой слова, оканчивающиеся ударным слогом.

Неологизм – новое слово.

Новелла – эпический прозаический жанр, близкий к рассказу, но отличающийся острым сюжетом, отсутствием композиционной четкости.

Образ – художественное изображение человека, природы в произведении.

Ода- торжественное стихотворение (классицизм)

Оксюморон – стилистическая фигура, сочетание контрастных по значению слов ( страшно красивая, пышное природы увяданье)

Октава- строфа из 8 строк со следующей схемой рифм: авававсс

Олицетворение- перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы.

Опоясанная рифма(опоясная) – рифмовка стихов авва

Памфлет- публицистическое произведение с резко выраженной обличительной направленностью.

Параллелизм –композиционный прием, подчеркивающий связь нескольких элементов, расположенных параллельно в смежных фразах, строфах.

Пародия – подражание произведению, стилю, направлению.

Пейзаж- элемент композиции, описание природы.

Перифраза- 1. Замена слова описательным оборотом речи, в котором указаны признаки этого предмета, который прямо не назван

2.использование писателем формы известного произведения для создания нового.

Повесть – эпический жанр.

Подтекст – подспудный, неявный смысл.

Портрет – изображение внешности героя( лицо, фигура, поза, мимика, жесты, одежда, внутренний мир).

Послание – жанр монологической поэзии.

Постоянный эпитет – см. эпитет ( красна девица, богатырская сила).

Поэма – лиро-эпическое произведение.

Предание- сказание о реальных лицах и событиях прошлого.

Притча- небольшое произведение, схожее с басней, в прозе или стихах.

Прототип- прообраз, реальное лицо, на основе которого автор создал литературного героя.

Развязка —  элемент композиции, заключительный момент в развитии действия.

Размер стихотворный – заданная схема строения стихотворной строки.

Рассказ- небольшое эпическое произведение.

Реализм – литературное направление, в котором отражается реальная действительность.

Ремарка- замечание, пояснение автора в тексте пьесы.

Реминисценция- упоминание другого произведения в тексте.

Ритм- повторение ударных слогов через равные промежутки.

Риторические фигуры – стилистические обороты, усиливающие выразительность речи( риторический вопрос, восклицание, обращение)

Рифма- повтор звуков в конце строк.

Роман- эпический жанр крупного размера.

Романтизм- направление , в произведениях которого создается идеальный мир, герой. 18-19вв.

Сарказм — вид комического, язвительная насмешка, высшая степень иронии.

Сатира – вид литературы, ставящий задачей критику, обличение, высмеивание отрицательных явлений действительности.

Свободный стих – стих, близкий к прозе, так как в нем не сохраняются особенности стихотворной речи , нарушены размер, рифмы, количество слогов в строках)

Сентиментализм- направление, для которого характерны чувствительность, интерес к внутреннему миру, 18 век.

Силлабическое стихосложение – система построения стиха, в основе которой лежит равносложие.

Силлабо-тоническое стихосложение – система построения стиха, основанная на правильном чередовании ударных и безударных слогов.

Символ- многозначный образ, знак.

Синекдоха- троп, называние большего вместо меньшего и наоборот.1. целое вместо части.

2. часть вместо целого. 3.единственное вместо множественного.

Сказ- произведение в форме бытового говора.

Сказка- эпический жанр фантастического характера.

Старославянизмы- устаревшие слова ( очи, уста, персты, ланиты)

Сонет- стихотворение из 14 строк, четырнадцатистишие.

Сравнение- сопоставление одного явления или предмета с другим.

Стопа- условная единица, которой определяется стихотворный размер. Стопа бывает двусложной и трехсложной.

Строфа- сочетание стихов, образующее единство.

Сюжет- ряд событий в произведении.

Тема- круг жизненных явлений, изображенных  в произведении.

Тип —  обобщенный образ.

Тоническое стихосложение — система построения стиха, в основе которой лежит ритмичность, упорядоченность ударных слогов.

Трагедия- драматический жанр, в основе которого лежит трагическое событие.

Троп- поэтический оборот, употребление слов, фраз и выражений в переносном, образном смысле.

Умолчание- стилистическая фигура, начатая речь прерывается в расчете на догадку читателя.

Фабула- см. «сюжет»

Фантастика- неправдоподобное, вымышленное, нереальное в литературе.

Фольклор- УНТ

Хокку- трехстишное лирическое стихотворение в японской поэзии.

Хорей – двусложный стихотворный размер с ударением на первый слог.

Цезура- внутристиховая пауза, подчеркивает интонацию, придает строке более четкое ритмическое звучание.

Эвфония – благозвучие в произведении ( когда много стилистических приемов)

Эзопов язык- художественная речь, насыщенная недомолвками, ироническими намеками, иносказанием.

Экспозиция – изображение положения действующих лиц до начала действия.

Экспромт- небольшое произведение, сочиненное без подготовки.

Элегия- стихотворение, проникнутое грустью.

Эллипсис-пропуск в речи какого-либо легко подразумеваемого слова.

Эпиграмма- короткое сатирическое стихотворение, зло высмеивающее какое-либо явление.

Эпиграф- короткий текст перед произведением, выражающий тему, идею, настроение.

Эпизод- отрывок, в котором говорится о законченном событии.

Эпилог — заключительная часть произведения, чаще всего сообщающая о судьбе героев.

Эпистолярная литература – произведения в форме письма.

Эпитет – троп, образное определение предмета.

Эпифора- повтор в конце строк (противоп. анафоре)

Эпопея – самый крупный эпический жанр.

Эпос- род литературы, в основе которого лежит действие, повествование о событиях.

Эссе- небольшое прозаическое произведение свободной формы.

Юмор- вид комического, изображение в смешном виде.

Ямб —  двусложный стихотворный размер с ударением на второй слог.

Симплока- сочетание анафоры и эпифоры.

Лексический повтор – повторение слов или оборотов в тексте.

Многосоюзие

Парцелляция – это разделение единого по смыслу высказывания на несколько самостоятельных, обособленных предложений (на письме — при помощи знаков препинания, в речи — интонационно, при помощи пауз)

Просмотр содержимого документа

«Литературоведческие термины.»

  • Дайте характеристику нашего и тридевятого царства чем наш мир отличается в сказке от того мира
  • Дайте толкование литературоведческих терминов упомянутых в отрывке лермонтова сказка для детей ответ
  • Дайте танк сказки аккорды для укулеле
  • Дайте танк сказки аккорды для гитары
  • Дайте сказку дракона русалку лешего только тогда я счастлив чьи это слова