Даль русские сказки из предания народного изустного

Русские сказки, из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому принаровленные и поговорками ходячими разукрашенные казаком Владимиром Луганским. («И много за морем грибов, да не по нашему кузову!»). Пяток первый. Санкт-Петербург, печатано в типографии А. Плюшара, 1832. 201 стр. 26 гравированных на меди милых виньетов. В п/к переплете эпохи с тиснением золотом на корешке. Формат: 17х11 см. Первая книга знаменитого русского писателя, этнографа и лексикографа! Сказки, по выходе из типографии, вскоре, по распоряжению правительства, были изъяты из продажи, а автор их был арестован! Поводом к запрещению книги послужила сказка о чорте, в которой рассказывается о жалкой и тягостной жизни русского солдата и о строгостях военной дисциплины при Николае Палкине. Редкость!

Библиографическое описание:

1. Смирнов–Сокольский Н.П. «Моя библиотека», Т.1, М., «Книга», 1969, стр. 284 — сама книга в собрании отсутствует!

2. Добровольский Л.М. «Запрещенная книга в России», Москва, 1962, №4.

3. The Kilgour collection of Russian literature 1750-1920. Harvard-Cambrige, 1959, №251 — экземпляр из библиотеки Н.К. Синягина!

4. Книги и рукописи в собрании М.С. Лесмана. Аннотированный каталог. Москва, 1989 — отсутствует!

5. Остроглазов И.М. «Книжные редкости», №322.

6. Геннади Гр. Н. «Русские книжные редкости», Спб., 1872, №156.

7. Бурцев А.Е. «Обстоятельное библиографическое описание редких и замечательных книг», Спб., 1901, т. VI, №1828.

8. Бурцев А.Е. «Русские книжные редкости», Спб., 1895, № 650.

9. Н.Б. «Русские книжные редкости», ч.2, Москва, 1903, №78.

10. Готье В.Г. «Каталог большей частью редких и замечательных русских книг», Москва, 1889, №3634 — 15 рублей!

11. Мезиер А.В. «Русская словесность с XI по XIX столетия включительно». Ч.1-2, Спб., 1899, №6474 — это издание является в настоящее время чрезвычайной библиографической редкостью!

12. Скабичевский А.М. «Очерки истории русской цензуры», Спб., 1892, стр. 229-230.

13. Лемке М.К. «Николаевские жандармы и литература», 1826-1855. Спб., 1909, стр. 78-79.

По поводу этой книги директор канцелярия III Отделения адмирал А.Н. Мордвинов сообщил шефу жандармов А.X. Бенкендорфу 7 октября 1832 г.: «Наделала у нас шуму книжка, пропущенная цензурою, напечатанная и поступившая в продажу. Заглавие ее «Русские сказки казака Луганского». Книжка напечатана самым простым слогом, вполне приспособленным для низших классов, для купцов, солдат и прислуги. В ней содержатся насмешки над правительством, жалобы на горестное положение солдата и проч. Я принял смелость поднести ее его величеству, который приказал арестовать сочинителя и взять его бумаги для рассмотрения». Все экземпляры «Сказок», оставшиеся у книгопродавцев в Петербурге и Москве, были конфискованы, отправлены в III Отделение и уничтожены.

«…Плохо, брат…». Рука у Пушкина чуть теплая, но пожатие еще крепкое; Даль привычно ловит пальцами пульс-удары пульса явственны, не слишком часты. Сильный организм карабкается и борется, но силы не равны. На лице у Даля Пушкин читает надежду: Владимир Иванович оказался более мудрым врачом-психологом, чем столичные знаменитости: у постели Пушкина оказался врач, который понимал, что больного прежде надо утешить, подбодрить, внушить ему трогательный принцип: spiro,spero-дышу, надеюсь… «Пушкин заметил, что я стал добрее, взял меня за руку и сказал: «Даль, скажи мне правду, скоро ли я умру?» — «Мы за тебя надеемся еще, право, надеемся!» — Он пожал мне руку и сказал: «Ну, спасибо». Даль садится возле дивана-теперь он не уйдет отсюда до конца…

Даль, Владимир Иванович — известный этнограф, лексикограф и популярный писатель, сын Иоганна Христиана Даля, имевшего датские корни, родился 10 ноября 1801 года в Лугани, местечке Славяносербского уезда, Екатеринославской губернии, отчего впоследствии принял псевдоним «Казака Луганского», умер 22-го сентября 1872 года, в Москве. Получив первоначальное воспитание под руководством просвещенного своего отца, русского патриота, Даль четырнадцати лет был определен в Морской кадетский корпус, четырехлетнее пребывание в котором, благодаря принятой тогда своеобразной системе воспитания, не оказало почти никакого влияния на умственное развитие юноши и на всю жизнь оставило только тяжелое воспоминание о суровой школьной дисциплине и жестоких наказаниях розгами. Выпущенный из корпуса, в 1819 г., мичманом в черноморский флот, Даль вскоре перевелся из Николаева в Кронштадт, в балтийский флот, и через два года, по выслуге обязательного срока, в феврале 1826 г., вышел в отставку, переехал в Дерпт, где жила его мать, и, зачисленный на казенную стипендию, прослушал здесь курс медицинского факультета. После экзамена на степень доктора медицины и хирургии Даль был удостоен степени доктора медицины за диссертацию: «Spеcimen inangurale exhibens observationes-duas: 1) de rebratione cranii cum successu instituta, 2) de reuumo exulatione occulta». Dorpati, 1829. Еще студентом, в начале турецкой войны в 1828 г., Даль был зачислен в главную квартиру при подвижном госпитале 2-й действующей армии, причем участвовал во многих сражениях: в осаде Силистрии, под Кулевчею и Шумлою, при взятии города Сливны, занятии Адрианополя и др.; в Яссах и Каменец-Подольске энергичными мерами он воспрепятствовал распространению холеры и был награжден серебряною медалью на георгиевской ленте. В 1831 г., Даль отличился в польской кампании: спешной наводкой моста через Вислу, у местечка Иозефова, и геройской защитой его с небольшим отрядом солдат он доставил возможность переправиться через Вислу всему отряду генерал-лейтенанта Ридигера и совершить затем движение, весьма важное в стратегическом отношении; потом Даль, с опасностью для собственной жизни, лично разрушил мост и за свой подвиг получил от Государя в награду бриллиантовый перстень, орден Св. Владимира 4-ой ст. и знак отличия военного достоинства 3-й ст., а со стороны ближайшего медицинского начальства за этот подвиг подвергся выговору как за уклонение от исполнения врачебных обязанностей. Через два года Даль издал: «Описание моста, наведенного на реке Висле», М. 1833. Назначенный в 1832 г. ординатором в петербургский военно-сухопутный госпиталь, Даль вскоре приобрел репутацию выдающегося хирурга и уже был близок к славе, как окулист. В это время в Россию проникло учение Ганемана, и в Петербурге началось увлечение гомеопатией. Аллопаты встревожились, и Даль смело выступил против Ганемановой системы в целом ряде газетных статей в «Северной Пчеле», но потом, разочаровавшись в медицинской науке и сблизившись с ярым поклонником Ганемана, А. Перовским, попечителем Харьковского учебного округа, автором романа «Монастырка», Даль сам стал приверженцем гомеопатии, впоследствии, в 1838 г., написал в «Современнике», (№ 12), в защиту Ганемана и его системы, статью в виде письма к кн. Одоевскому: «О гомеопатии» (отдельно, Спб., 1838 г.). Как ярый поборник-пропагандист Ганемановой системы, Даль, уже будучи удельным управляющим в Нижнем Новгороде, исходатайствовал у министра уделов разрешение выстроить в Нижнем обширный дом и открыть в нем гомеопатическую больницу, которая просуществовала до 1859 г., когда Даль вышел в отставку. Совесть не дозволила Далю заниматься тем делом, в которое он уже не верил: в 1833 году он вышел в отставку по военно-медицинскому ведомству, навсегда оставил медицинскую практику, за исключением хирургической, и, приглашенный на службу в качестве чиновника особых поручений к главному начальнику оренбургского края, В.А. Перовскому, переселился на берега Урала, где впервые и обнаружил свои блестящие административные способности. В 1837 г., Даль сопровождал Императора Николая I, обозревавшего Оренбургский край, в 1839—1840 гг., участвовал в известном хивинском походе, описание неудач которого напечатал на немецком языке отдельной брошюрой: «Bemerkungen über Zimmermanns Entwurf des Kriegstheaters Russlands gegen Chiva», 1840, Orenburg, а более подробное описание похода, в виде писем к родным и знакомым, поместил впоследствии в «Русском Архиве» 1867 г. Когда В. А. Перовский оставил управление оренбургским краем, Даль перешел на службу в удельное ведомство секретарем к товарищу министра, Л.А. Перовскому, родному брату его прежнего начальника, (1834 г.) и затем, когда Л.А. Перовский был назначен министром внутренних дел, Даль, по поручению его, принял в свое заведование особую канцелярию министра внутренних дел и частно управлял ею с сентября 1843 года до 1849 года, во все это время числясь на службе по удельному ведомству. Сделавшись ближайшим сотрудником Л.А. Перовского, Даль принимал участие во всех важнейших начинаниях министерства внутренних дел: он выработал действующий доныне устав губернских правлений, участвовал в трудах комитетов по устройству бедных дворян и об улучшении быта помещичьих крестьян, составил карантинные правила, вместе с Н. Милютиным выработал и вводил городовое положение в С.-Петербурге; по поводу дел, возникших в Западных губерниях он написал исследование: «Об убиении евреями христианских младенцев»; в 1844 г., по поручению министра, составил чрезвычайно интересную записку о скопцах, напечатанную впоследствии в «Материалах для истории хлыстовской и скопческой ересей» («Чт. общ. ист. и древн.», 1872 г. кн. 4.), издал брошюру: «О скопческой ереси», в 1844 г., кроме того, редактировал ежегодные всеподданнейшие отчеты по министерству внутренних дел, всеподданнейшие доклады и все записки, предназначавшиеся для внесения в государственный совет и комитет министров. Посвященный в тайны государственной жизни, осведомленный насчет борьбы различных придворных влияний, Даль прекрасно знал закулисную сторону всех правительственных начинаний и все это заносил в свои записки, которые очень аккуратно вел с 1833 по 1848 год, но потом, по независящим обстоятельствам, вынужден был сжечь их, В 1849 г., благодаря настоятельным просьбам Даля, Перовский согласился расстаться с ним и назначил его управляющим удельных имений в Нижний Новгород, причем, и живя в Нижнем, Даль умел сохранить за собою значительное влияние на дела министерства внутренних дел, поддерживая дружескую переписку с министром. В 1856 году умер граф Перовский: служебные отношения Даля начали изменяться; между ним и Нижегородским губернатором, А. Муравьевым, бывшим декабристом и основателем «союза благоденствия» произошло какое-то столкновение. Даль получил замечание от министра, вышел в отставку и переехал в Москву, где почти весь свой досуг и посвящал работе над окончанием своего «Словаря». Но не служебная деятельность создала Далю громкое имя; деятельность его, как чиновника, ничтожна в сравнении с его заслугами в области отечественной словесности. Этнографические наклонности рано обнаружились у Даля: уже в молодости он почувствовал какое-то инстинктивное влечение к народной массе, безотчетное восхищение народной песнею, обычаем, преданием, языком. «Еще в корпусе полусознательно замечал я, — писал впоследствии Даль, — что та русская грамматика, по которой учили нас с помощью розог, ни больше ни меньше как вздор на вздоре, чепуха на чепухе». Тревожимый и смущаемый несообразностью письменного языка нашего с устною речью простого русского человека, не сбитого с толку грамотейством и сожалея, что живой русский язык «втиснут в латинские рамки, склеенные немецким клеем», Даль задался целью разыскать подлинную русскую народность в языке и обычаях. «Почитая народность за ядро и корень, а высшие сословия за цвет и плесень», Даль усердно искал случая сблизиться с народом, был рад поездить по Руси, знакомился с бытом народа, уже с 1819 г. начал вести заметки, записывал слова, прислушивался к говорам, собирал пословицы, сказки, песни, поверья, суеверья и т.п. Служба в Черноморском флоте, турецкий поход, польская кампания, поездки по Оренбургскому краю и Нижегородской губернии, — все это доставляло Далю обширный материал для изучения народного быта и увеличивало запасы пословиц и материалы для будущего Толкового Словаря. Уже в первых своих литературных опытах Даль обнаружил приемы и ухватки народной речи и выказал глубокое знание народного языка. В 1830 г., он напечатал в Московском Телеграфе Полевого свою первую попытку. В 1832 г., он выступил с «Русскими сказками из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенными, к быту житейскому приноровленными и поговорками ходячими разукрашенными казаком Владимиром Луганским», Спб. 1832 года, Пяток первый. Цель сказок была «познакомить земляков с народным языком и говором, дать образчик запасов народных слов, о которых мы вовсе не заботимся, между тем как рано или поздно без них не обойтись». Первый Пяток сказок Даля был встречен в литературе с восторгом. Пушкин, под свежим впечатлением от сказок Луганского, написал свою лучшую «Сказку о рыбаке и золотой рыбке» и в рукописи подарил ее Далю с надписью: «Твоя от твоих. Сказочнику Луганскому сказочник Александр Пушкин». К направлению Даля, к его поискам за подлинной русской народной речью отнеслись с горячим сочувствием Киреевские, Гоголь, Хомяков, Погодин, Греч, — и только Жуковский, с которым Даль был знаком еще в Дерпте, оставался равнодушным и «как бы боялся мужичества», Сказки же ввели Даля в литературную семью: они сблизили его с Воейковым, Языковым, Анною Зонтаг, Дельвигом, Крыловым, кн. Одоевским, братьями Перовскими и др. Иначе отнесся к сказкам Даля Булгарин: он нашел их «грязными и неприличными». За некоторые выражения, ложно понятые и истолкованные, Даль был взят под арест в Третье Отделение, но, благодаря заступничеству Жуковского и Дерптского профессора Паррота, в тот же день был освобожден, хотя сказки его все-таки были изъяты из продажи и запрещены. Вслед за «Сказками», встретившими такой восторженный прием в литературных кругах, появились, с 1833 по 1839 г. «Были и небылицы казака Луганского», в четырех частях, (2-е издание вышло в 1843 г.), статьи Даля в «Северной Пчеле» (с 1833 по 1835 г.), в Лексиконе Плюшара в сборниках: «Новоселье», Смирдина, «Русская Беседа», «Наши» Исакова, статьи в «Москвитянине», в «Морском сборнике», сказки в «Библиотеке для чтения» Сенковского (с 1834 по 1839 г.), в «Современнике» и др. В «Отечественных Записках», начиная с 1839 г., Даль поместил ряд повестей из народного быта, лучшие из которых — «Бедовик», «Колбасники и бородачи», «Игривый» и др. обратили на себя внимание критики и доставили автору не только широкую популярность, но и славу. Белинский, в 1838 г. признавший Даля просто «балагуром, иногда довольно веселым, иногда приторно натянутым, иногда довольно скучным», в 1846 г., объявил Даля «после Гоголя до сих пор решительно первым талантом», а в его повести «Бедовик» нашел «много человечности, доброты, юмора, знания человеческого и преимущественно русского сердца». В 1843 г. появились «Солдатские досуги» — сборник рассказов (всего 52) Даля, приготовленный для солдатского чтения (2-е изд. 1861 г.), в 1844 г. появилась повесть: «Похождения Виольдамура и его Аршета», в 1846 г. вышли в 4-х частях его «Повести сказки и рассказы» и «Сочинения казака Луганского» в издании Смирдина. В 1849 г., по вызову главного начальника над военно-учебными заведениями, Даль написал два учебника: по ботанике (2-е изд. 1851 г.) и по зоологии, и напечатал два очерка: «Волк» и «Медведь», чрезвычайно живо написанные, свидетельствующие о тонкой наблюдательности автора. За работы по естествознанию в 1838 году Даль был избран в член-корреспонденты Академии Наук по первому физико-математическому отделению. Когда министерство Государственных Имуществ, при графе Киселеве, пожелало дать крестьянской массе полезное и занимательное чтение, князь В.Ф. Одоевский и А.П. Заблоцкий-Десятковский составили сборник «Сельское чтение», в который вошло и пять рассказов Даля. Литературная слава Даля так упрочилась, что к нему же в пятидесятых годах обратился и Великий Князь Генерал-Адмирал Константин Николаевич с приглашением написать книжку для чтения матросов. Бывший мичман Черноморского флота написал сто одиннадцать рассказов, которые изданы под названием: «Матросские досуги» в 1851 г. Даль пробовал свои силы и в драматургии. Его драма: «Ночь на распутии, или утро вечера мудренее», — попытка выставить на сцене русский сказочный мир, — в пятидесятых годах шла на сцене Александринского театра, но успеха не имела. Далевские повести, очерки, рассказы, пересказы народных преданий и сказок, если и не блещут художественным талантом, если и не отличаются глубиной чувства и широтой вгзляда на народ, представляют тем не менее целый ряд бытовых картин из крестьянской, помещичьей, заводской, военной, морской и купеческой жизни, написанных тонким наблюдателем, не без простодушного юмора, и проникнутых одним духом народно-романтической сантиментальности, сквозь которую иногда проглядывают симпатии крепостника, сторонника суровой помещичьей власти «с исправительными мерами, необходимыми для блага глупого русского мужика». В ряде статей в «Морском Сборнике», в «Русской Беседе» (1856 г. кн. III) и в «Отечественных Записках» (1857 г., кн. II и др.) Даль доказывал даже, что грамотность, без широкого просвещения, только вредна для народа, ибо распространяет в народе крючкотворство и писанье фальшивых паспортов, забывая в пылу полемики, что просвещение вовсе не мыслимо без грамотности. Статьи о вреде грамотности для народа легли пятном на репутацию Даля и обострили его отношения к друзьям просвещения. Пропагандируя народный язык в своих беллетристических произведениях, Даль неоднократно обращался и к теоретической разработке вопроса о народном языке, его отношении к языку литературному и предстоящем ему будущем. Странно то, что первая статья Даля, осуждавшая наш «искусственный» литературный язык — «порчу языка» была написана по-немецки: «Ueber die Schriftstellerei des russischen Volks». — «О лубочных картинах» — в Dorpatischer Iahrbucher 1835 №1. В 1842 г. в «Москвитянине» (т. I, №2 и т. V №9) он поместил две статьи тоже теоретического характера: «Полтора слова о нынешнем русском языке» и «Недовесок к статье Полтора слова». По предложению Второго Отделения Академии Наук, в 1852 г., по поводу изданного тогда «Опыта Областного великороссийского словаря», Даль написал статью: «О местных наречиях русского языка», напечатанную в «Известиях Второго Отделения Академии Наук», (т. I, 1852 г. 338-341) и в «Вестнике Импер. Географического Общества» (1852 г., кн. 6, 1-72). В 1860 г., Даль изложил свою филологическую исповедь в заседании Общества Любителей российской Словесности, действ. членом которого был с 1859 г., и напечатал свой доклад в «Русской Беседе», (№ 1) а потом перепечатал его в Толковом Словаре; в 1862 г., в том же Обществе, читал он и свое «Напутное слово», послужившее предисловием к Словарю. В защиту своих теоретических взглядов Даль неоднократно вступал в горячую полемику: между прочим, известен его спор в газете «Русский» (1868 г. №№25, 31, 39 и др.) с Погодиным об иностранных словах в русском языке, закончившийся словами Погодина: «наш спор делается смешным». Вместе с тем Даль продолжал подготавливать и обрабатывать материал для собрания пословиц и для Толкового Словаря и уже в 1847 г. появилась его статья в «Современнике» (кн. 6): «О русских пословицах»: В Нижнем Новгороде Даль окончательно выработал систему распределения пословиц — по смыслу и занялся приведением всего материала в порядок. Его «Сборнику пословиц» суждено было однако пройти ряд мытарств задолго до появления в свет, несмотря на то, что этого появления страстно желал великий князь Константин Николаевич. «Сборник» Даля в рукописи был препровожден в Академию Наук, во Второе Отделение, по которому Даль состоял корреспондентом, а разбор рукописи был поручен академику-протоиерею Кочетову, который в Сборнике нашел «щепоть мышьяку», а в желании Даля напечатать пословицы увидел только «желание дать печатный авторитет памятникам народной глупости». Только через девять лет, в 1862, «Пословицы русского народа» — обширный сборник, заключающий в себе до 30000 «пословиц, поговорок, речений, присловий, чистоговорок, прибауток, загадок, поверий» и т. п. — нашли место в «Чтениях Общества Истории и Древностей Российских» (второе издание пословиц вышло в 1879 г., в двух томах). Другим капитальным трудом Даля был «Толковый Словарь живого великорусского языка». Из Нижнего Даль привез в Москву словарь уже окончательно обработанный до буквы П. Зимою, 1860 г., он прочел доклад о своем словаре в Обществе Любителей российской Словесности и напечатал в «Русской Беседе» (1860 г. №1): «Записку о Русском Словаре». Остановка была за средствами, но, благодаря щедрому дару А. И. Киселева, Московское Общество Любителей Российской Словесности могло приступить к печатанию словаря и издало, в 1861 г., первый том его. В 1862, А. В. Головин, министр народного просвещения, доложил Государю о трудах Даля — Собрании пословиц и о составленной уже первой половине Словаря. В день празднования тысячелетия России Государь послал составителю словаря анненскую ленту при Высочайшей грамоте, в которой были изложены заслуги Даля, как «знаменитого писателя на поприще отечественной словесности». В 1864 г., министр народного просвещения представил Государю первый том Словаря Даля, и Государю угодно было принять на свой счет все издержки по изданию Словаря. В 1868 г., наконец, явился и последний, четвертый том Словаря, закончившийся на 330 печатном листе in 4°. Богатством материала сорокасемилетний труд Даля — «Толковый Словарь» превышает все, что когда-нибудь сделано у нас силами одного человека. Недостаточность научной подготовки Даля к филологическим и лингвистическим работам, конечно, не могла не сказаться как в системе словаря и некоторой непоследовательности в плане, так и в невсегда точном определении слов, но тем грандиознее труд, что он выполнен одним человеком, именно благодаря только необыкновенной его проницательности, ценою всей жизни приобретенной опытности и превосходному знанию народных говоров: по двум-трем словам Даль мог определить местожительство говорящего. Мешало немало Далю и его ложное представление об отношении литературного языка к языку народному: в своем благоговении перед народным языком он доходил до крайности, до суеверия, сам пытался иногда писать «казацким тоном» даже о чисто литературных предметах, совершенно несуществующих в народных понятиях, и требовал того от других. Вместо слова «горизонт» Даль предлагал, напр., слова «завес, озор, закрой, глазоем», вместо «адрес» — «насылка», вместо «кокетка» — «миловидница, красовитка», вместо «атмосфера» — «колоземица, мироколица»; слово «пуристь» предлагал заменить словом «чистяк», «эгоизм» — словом «самотство» и т. д. Лучшим доказательством несостоятельности предлагаемых Далем новшеств служит, конечно, то обстоятельство, что и сам реформатор, Даль писал свои протесты против установившегося литературного языка на том же самом литературном языке, который он осуждал, и притом писал очень хорошо… Даль сам сознавался, что «с грамматикой он был искони в каком-то разладе, не умея ее применить к нашему языку и чуждаясь ее не столько по рассудку, сколько по какому-то темному чувству опасения, чтобы она не сбила с толку, не ошколярила, не обузила взгляды». Благодаря этому разладу с грамматикой, оказалось не по силам Далю и принятое в его словаре расположение слов по этимологической системе «гнезд». Эти недостатки словаря Даля, скорее промахи, конечно, ничтожны в сравнении с той ценностью, какою является словарь. Словарь Даля не только справочник, но и богатейшее собрание сырого лексического и этнографического материала для изучения живого великорусского языка со стороны его строения и бытового содержания и, вместе с тем, материал для истории русского языка. Даль был одним из первых, занинавшихся русской диалектологией, и, если недостаточность филологической подготовки и помешала ему использовать свои богатые знания народного языка и дать характеристику знакомых ему диалектических особенностей, тем не менее, словарь его всегда будет капитальным хранилищем лексикального богатства нашего современного живого языка и послужит важным пособием для последующих работников в той же области. Дерптский университет поднес своему бывшему воспитаннику, Далю, за труды по составлению Словаря латинский диплом и выдал премию за выдающиеся успехи в области языкознания. Императорское Русское Географическое Общество, в числе членов учредителей которого состоял и Даль, на основании отзывов ординарного академика И. Срезневского, члена Общества П.И. Савваитова и А.Н. Пыпина, увенчало труд Даля Константиновскою золотою медалью. Академия Наук единогласно избрала Даля в свои почетные члены и присудила Ломоносовскую премию на основании отзывов трех академиков: подробного разбора — Я.К. Грота, а также записки о зоологических названиях, встречающихся в Толковом Словаре, — Шренка и — о ботанических названиях — Ф. Рупрехта (все эти отзывы напечатаны в «Собрании статей, читанных в Отделении русского языка и словесности И.А.Н.» т. VII, 1870 г.). Закончив словарь, Даль, утомленный чрезмерной работой, почил на лаврах и, уже не чувствуя в себе достаточно силы для разработки собранного им этнографического материала, неизданные песни передал в Общество Любителей российской словесности для напечатания их вместе с песнями Киреевского, сказки предоставил в распоряжение А. Афанасьева, записки и служебные бумаги передал О. Бодянскому, напечатавшему часть их в «Чтениях Общества Ист. и Древн.», часть бумаг предоставил Погодину и Мельникову, часть — П. Бартеневу для «Русского Архива», а собрание лубочных картин, подаренное им Императорской Публичной библиотеке, послужило для издания Д. А. Ровинского: «Русские народные картинки» (т. І, IX-X). Привычка к труду брала, однако, свое, и Даль не переставал работать и на поприще беллетристики даже во время обработки словаря: в 1861 г., появились его «Повести», Спб.; в 1862 г. «Два сорока бывальщинок для крестьян», Спб., и, наконец, в «Русском Вестнике» (1867-1868 гг.) он напечатал «Картины русского быта», которые были последним печатным его произведением, появившимся при его жизни. В характере Даля было что-то мистическое: он с особенною любовью собирал предрассудки и поверья русского народа, написал даже статью: «О поверьях, суеверьях и предрассудках русского народа» («Иллюстрация», 1845 и 1876 гг., 2-е изд. — 1880 г.), увлекался гомеопатией, писал «О народных врачебных средствах» («Журнал Мин. Внутр. Дел» 1843 г., ч. 3), любил беседовать о вопросах религиозных, вероисповедных и церковного раскола. Увлеченный еще в сороковых годах, в Нижнем Новгороде, учением Сведенборга, Даль, в 1852 г., переложил Апокалипсис по словарю таинственных слов шведского духовидца и даже в последние годы работал над «Бытописанием», т.е. изложением Моисеева Пятикнижия применительно к народным понятиям. Затем, он намеревался передать простонародным языком и все Евангелие, но затруднения, встреченные им для напечатания «Бытописания», заставили его отказаться от этой мысли. Утомленный чрезмерным трудом, Даль еще с большим усердием, чем прежде, занялся щипанием корпии для военного ведомства, что составляло для него обычный способ отдыха со времени турецкой войны 1853 г. Не найдя решения мучивших его вопросов ни в учении Сведенборга, ни в спиритизме, будучи лютеранином, Даль к концу жизни пришел к заключению, что «лютеранство дальше всех забрело в дичь и глушь» и, наконец, нашел для себя успокоение в учении и преданиях восточной церкви: осенью 1871 г. он принял православие, а через год его уже не стало. В 1897-1898 гг. «Собрание сочинений» Даля в 10 томах Вольф выпустил третьим изданием.

Даль, Владимир Иванович — Русские сказки, из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому принаровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским [псевд.]. Пяток 1

Карточка

Даль, Владимир Иванович (1801-1872).

Даль, Владимир Иванович (1801-1872).

Русские сказки, из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому принаровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским [псевд.]. Пяток 1. — Санкт-Петербург : тип. А. Плюшара, 1832. — 201 с.; 16.

Авт. установлен по изд.: Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов… М., 1957. Т. 2. С. 49

Шифр хранения:

FB M 69/299

FB W 36/386

OMF2 Ф 1-77/17144

OMF2 Ф 10-80/1444

MK МК XII.А.1 / 16 П.- тип. Плюшара

Описание

Автор
Заглавие Русские сказки, из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому принаровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским [псевд.]. Пяток 1
Коллекции ЭБ Универсальная коллекция
Дата поступления в ЭК 06.03.2006
Дата поступления в ЭБ 29.10.2011
Каталоги Книги (изданные с 1831 г. по настоящее время)
Выходные данные Санкт-Петербург : тип. А. Плюшара, 1832
Физическое описание 201 с.; 16
Примечание Авт. установлен по изд.: Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов… М., 1957. Т. 2. С. 49
Язык Русский
Места хранения FB M 69/299
FB W 36/386
OMF2 Ф 1-77/17144
OMF2 Ф 10-80/1444
MK МК XII.А.1 / 16 П.- тип. Плюшара
Электронный адрес Электронный ресурс

«РУССКИЕ СКАЗКИ» КАЗАКА ЛУГАНСКОГО

«РУССКИЕ СКАЗКИ» КАЗАКА ЛУГАНСКОГО

В дореволюционной России немало книг, уже вышедших в свет с разрешения предварительной цензуры, было запрещено при рассмотрении «обязательных экземпляров» в Цензурном комитете. В таких случаях тираж арестовывали в типографии и уничтожали; если же книга успела поступить в продажу, то полиция отбирала ее у владельцев книжных лавок. Но все же некоторое количество запрещенных книг сохранилось и дошло до нашего времени.

Литературовед М. Лемке пишет об этом: «Полиция всегда видела в актах уничтожения книг свою верную доходную статью: полицмейстер или пристав составляли акт об уничтожении всего «завода», на самом же деле откладывали в укромное место иногда до 50 экземпляров, которые и сбывали за хорошие деньги при помощи своих постоянных покупателей и букинистов».

К числу таких частично уцелевших запрещенных книг принадлежит и первая книжка В. И. Даля (1801— 1872), который еще в юности начал собирать народные сказки, песни и поговорки. В 1832 году он издал «Русские сказки, из предания изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому принаровленные и поговорками ходячими изукрашенные казаком Владимиром Луганским. Пяток первый» (будучи родом из Луганска, он принял такой псевдоним).

В этом сборнике пять сказок: «Об Иване — молодом сержанте», «О Шемякином суде», «О Рогволоде и Могучане-царевичах», «Новинка-диковинка» и «О похождениях черта-послушника».

По поводу этой книги директор канцелярии III отделения департамента полиции Мордвинов сообщил 7 декабря 1832 года шефу жандармов Бенкендорфу: «Наделала у нас шума книжка, пропущенная цензурой, напечатанная и поступившая в продажу. Заглавие ее — «Русские сказки Казака Луганского». Книжка написана самым простым слогом, вполне приспособлена для низших классов, для купечества, солдат и прислуги. В ней содержатся насмешки над правительством, жалобы на горестное положение солдат, и проч. Я принял смелость поднести ее его величеству, который приказал арестовать сочинителя и взять его бумаги для рассмотрения».

Все экземпляры «Русских сказок», оставшиеся у книгопродавцев в Москве и Петербурге, были конфискованы.

Нет ничего удивительного в том, что эта книжка, безобидная на вид, привела Николая в раздражение. В первой же сказке автор издевался над царем Дадоном, который царствовал, «как медведь в лесу дуги гнет», и чьи придворные были «взяты из грязи да посажены в князи», будучи «велики телом, да малы делом, а кто посмышленее — все плуты». Герой этой сказки, Иван-сержант, выполнив все непомерные требования коварного Дадона, расправился с ним, и сам был провозглашен царем, хоть был «без роду, без племени».

В сказке о Шемякином суде речь шла о воеводе, чье имя в фольклоре стало символом несправедливости.

Здесь был усмотрен намек на николаевские суды с их взяточничеством.

От полицейской расправы уцелело всего несколько экземпляров книги.

Автор «Русских сказок» познакомился с Пушкиным, стал его другом, был вызван к его смертному одру (по образованию Даль был врачом). Надолго пережив поэта, он сделался выдающимся лексикографом и этнографом, составил сборник «Пословицы русского народа» и «Толковый словарь живого великорусского языка» в четырех томах, работе над которым посвятил свыше 50 лет и который до сих пор не утратил научной ценности.

Читайте также

СОЛДАТСКИЕ СКАЗКИ

СОЛДАТСКИЕ СКАЗКИ
«Солдатские сказки» вышли отдельной книгой в середине 1933 года в парижском издательстве «Парабола» с обложкой работы художника И. Я. Билибина. В 1939 году эта книга была переиздана в Стокгольме и Шанхае без каких-либо текстовых и композиционных

Сказки

Сказки

Вопрос 1.139
«Сказка о царе Салтане».Какие телесные наказания князь Гвидон причинил (1) поварихе, (2) ткачихе и (3) сватье бабе

Докучные сказки

Докучные сказки

Стоит град пуст,
А во граде куст.
Под кустом сидит старец,
У него в руках косой заяц.
У зайца во рту сало.
Не начать ли сначала?

* * *

Во борочке журавль да кулик.
На лужочке старушка и старик.
Накосили стожок сенца
И поставили у крыльца.
Не сказать ли сказку

Русские народные сказки

Русские народные сказки

Волк и коза
Жила-была коза, сделала себе в лесу избушку и нарожала деток. Часто уходила коза в бор искать корму. Как только уйдёт – козлятки запрут избушку и сами никуда не выходят.Воротится коза, постучится в дверь и запоёт:

Козлятушки,

Русские народные сказки

Русские народные сказки

Пётр I и мужик
Наехал царь Пётр на мужика в лесу. Мужик дрова рубит.Царь и говорит: «Божья помощь, мужик!»Мужик и говорит: «И то мне нужна божья помощь».Царь спрашивает: «А велика ли у тебя семья?»– У меня семьи два сына да две дочери.– Ну не велико

Русские народные сказки

Русские народные сказки

Царевна-лягушка
В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицей; у него было три сына – все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером описать; младшего звали Иван-царевич.Говорит однажды царь такое

Докучные сказки

Докучные сказки

Жили-были два брата
Жили-были два брата, два братца – кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с

Русские народные сказки

Русские народные сказки

Кому горшок мыть
Муж с женой были такие ленивые, что и сказать нельзя: дверь с вечера в сенях не запирали на засов.– Вечером запирай, а утром открывай – одна морока! – говаривали они.Как-то раз сварила жена кашу, сдобрила маслом. Кашу съели, и

Бабушкины сказки

Бабушкины сказки

В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идём, бредём домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идёт.
Притворимся, что не

Сказки

Сказки

Два брата (Латышская сказка)
Жили по соседству два брата.Один богатый, другой бедный. Один жадный, другой добрый. Один деньги считает, другой долги копит.Вот как-то под вечер зашёл к богатому брату прохожий старичок, – голова белая, борода белая, весь

Нянины сказки

Нянины сказки

Вспомнил я нянины старые сказки,
Мальчик пугливый, пугливее лани.
Ждал я хорошей, спокойной развязки
Чудных рассказов заботливой няни.

Я был доволен, когда от чудовищ
Храбрый Иван-королевич спасался;
С ним я, искатель несметных сокровищ,
В царство Кащея под

В. И. Даль. Жизнь и творчество Казака Луганского.
«Русские сказки. Пяток первый»

Автор: Вовк Людмила Ивановна

Организация: ГОУ ЛНР УСК № 8 г. Стаханова

Населенный пункт: ЛНР, г. Стаханов

Цель урока: используя элементы медиатехнологий, технологии критического мышления, выяснить значимые факты жизни и творчества Владимира Ивановича Даля, выяснить художественные особенности на примере сказки «Журавль и цапля».

Задачи урока:

Образовательные: сформировать представление обучающихся о жизни и творчестве знаменитого земляка В. И. Даля, провести сравнительный анализ народной сказки «Журавль и цапля» и её варианта в литературной обработке В. И. Даля.

Развивающие: развивать исследовательские и коммуникативные компетентности учащихся, навыки анализа художественного произведения, умение аргументировать свою точку зрения, развивать интеллектуальные умения (анализировать, обобщать, систематизировать информацию); совершенствовать умение работать в парах и малых группах.

Воспитательные: вызвать эмоциональную отзывчивость на прочитанное произведение, воспитывать вдумчивого читателя.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Формирование УУД:

Предметные УУД:

— уметь воспринимать, анализировать прочитанное, увиденное; интерпретировать авторскую картину мира, отражённую в художественном произведении, на уровне эмоционального осмысления;

— прийти к решению проблемных вопросов в ходе исследовательской деятельности;

— выявить и проанализировать авторскую оценку поступков героев;

— уметь обобщать полученную информацию, аргументировать свою точку зрения, делать выводы.

Личностные УУД:

— готовность обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению;

— осознанное ценностное отношение к своей жизни и жизни других людей.

Метапредметные УУД:

Регулятивные действия: ученик развивает навыки ставить цель деятельности, выдвигать версии решения проблем; анализировать условия достижения цели на основе учёта предлагаемых ориентиров действий в новом учебном материале; определять действия в соответствии с поставленными учебными задачами; предвосхищать результат работы; оценивать свою деятельность, делать выводы.

Познавательные действия: ученик развивает умение анализировать, аргументированно излагать полученную информацию; интерпретировать её в контексте решаемых учебных задач; свободно ориентироваться в тексте художественного произведения.

Коммуникативные действия: ученик научится брать на себя инициативу в организации совместной работы, строить позитивные отношения в процессе познавательной деятельности; соблюдать правила культурного ведения диалога; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, учитывая разные мнения; выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Методы обучения:

По источнику знаний: словесные (беседа, работа с текстом), наглядные (медиатекст), практические (текстоцентрический анализ, задания на материале медиа).

По характеру познавательной деятельности: элементы педагогической технологии развития критического мышления («Мозговой штурм», «Ассоциативная цепочка», «Микрофон», «Двойной дневник», «Дерево мнений», репродуктивный, проблемно-поисковый.

По степени взаимодействия учителя и обучающихся: самостоятельная работа (работа в парах, малых группах), беседа.

Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Формы проверки планируемого результата: индивидуальный контроль, фронтальный, уплотнённый, взаимоконтроль.

Метапредметные связи: биология, МХК.

Педагогические технологии: технология обучения в сотрудничестве, технология развития критического мышления, информационно-коммуникативная технология, технология медиаобразования.

Методические рекомендации по подготовке и проведению урока:

После знакомства с жизнью и творчеством писателя В. И. Даля обучающимся предлагается самостоятельно прочитать литературную сказку «Журавль и цапля». Учителю литературы при подготовке к данному уроку необходимо подготовить раздаточный материал.

На данном уроке к работе привлечены все обучающиеся, поэтому перед учителем стоит задача продумать условия, при которых будет создан психологический комфорт для обучающихся, возможность передвигаться во время работы в малых группах.

Материально-техническое обеспечение содержания урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку Power Point (Приложение 4), фрагмент мультипликационного фильма «Журавль и цапля» (режиссёр Юрий Норштейн, СССР, 1974 год. Приложение 3), раздаточный материал, карточки-задания для групп (Приложения 1, 2), текст сказки В. И. Даля «Журавль и цапля».

Ход урока

  1. Мотивация (организационный момент). (Слайд 1)

Слово учителя.

– Здравствуйте, ребята. Рада видеть всех вас и надеюсь на продуктивное сотрудничество на сегодняшнем уроке.

II. Актуализация знаний учащихся.

Слово учителя.

– Мы поговорим сегодня с вами о жизни и творчестве нашего знаменитого земляка Владимира Ивановича Даля, известного нам под псевдонимом Казак Луганский. Мы уже неоднократно слышали имя этого замечательного человека. (Слайд 2)

Приём «Мозговой штурм».

– Давайте попробуем продолжить предложение: «Владимир Даль – это …» (Примерные ответы: это наш знаменитый земляк, известный этнограф, собиратель фольклора, создатель Толкового словаря живого великорусского языка, автор сказок, друг А. С. Пушкина, врач и т. д.) (Слайд 3)

III. Подготовка к вхождению в текст.

Работа с эпиграфом.

– Эпиграфом к нашему уроку являются слова великого русского писателя ХІХ века Николая Васильевича Гоголя, с творчеством которого мы будем знакомиться в будущем: «Каждая его [Даля] строчка меня учит и вразумляет». Как вы думаете, почему взяты именно эти слова? (Примерный ответ: Владимир Иванович собирал пословицы и поговорки, призывал бережно относиться к русскому языку, традициям народа.) (Слайд 4)

Слово учителя.

– Совершенно верно, Александр Сергеевич Пушкин, с которым Владимира Ивановича связывала многолетняя дружба, и сам писатель были увлечены русским языком, его богатством и выразительностью, его многовековой историей, поэтому считали главной задачей в своём творчестве сохранить русский язык во всём его величии.

Фронтальная беседа.

– А сейчас давайте по опорным картинкам вспомним основные факты биографии нашего знаменитого земляка? (Слайды 5-10)

IV. Вхождение в тему урока. Объявление темы урока.

Слово учителя.

  • Владимир Иванович Даль известен не только как автор Толкового словаря живого великорусского языка, работе над которым посвятил всю свою жизнь, он является автором учебников, многочисленных литературных произведений, среди которых особое место занимают сказки. В 1832 году увидела мир его книга под названием «Русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый». (Слайд 11) Это были пять сказок, представляющие собой вольную обработку народно-сказочных сюжетов. Рукописный вариант этого сборника сказок был подарен Александру Сергеевичу Пушкину, который также был увлечён написанием сказок. Владимир Иванович писал свои сказки и для детей, и для взрослых. Сюжеты для своих сказок писатель брал с народных, хорошо нам известных сказок, также сочинял и собственные сказки.
  • Владимир Иванович говорил о своих сказках следующее: «Не сказки сами по себе мне важны, а русское слово… Я задал себе задачу познакомить земляков своих сколько-нибудь с народным языком и говором, которому раскрывался такой вольный разгул и широкий простор в народной сказке».

– В этом году на уроках мы познакомились с народными сказками, приведите примеры и укажите их вид (Примерный ответ: волшебные сказки «Царевна-лягушка», «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо», бытовая сказка «Солдатская шинель», сказка о животных «Журавль и цапля».)

– Давайте вспомним определение жанра «сказка». (Примерный ответ: Сказка – жанр фольклора или литературы, произведение с волшебным, героическим или бытовым сюжетом.) (Слайд 12)

– Если мы говорим о сказке, написанной писателем, как мы определим её жанр? (Примерный ответ: это литературная сказка.)

  • Назовите известных писателей-сказочников. (Примерный ответ: А. С. Пушкин, П. Ершов, В. И. Даль, Братья Гримм, Г. Х. Андерсен. )

– Мы уже знакомы с народной сказкой «Журавль и цапля». Сюжет этой народной сказки был обработан В. И. Далем, с ней вы познакомились дома. Как вы думаете, почему сегодня мы с вами опять говорим об этой сказке? (Примерный ответ: сравним её с народной сказкой, выделим отличия, она многому учит и т. д.) (Слайд 13)

Приём «Ассоциативная цепочка».

– Чтобы настроить себя на работу с текстом сказки, давайте с помощью приёма «Ассоциативная цепочка» обобщим читательское восприятие текста. Подберите ассоциативные образы, которые возникли в вашем сознании после прочтения сказки Владимира Даля «Журавль и цапля». (Примерный ответ: весна, перелётные птицы, гнёзда, семьи, одинокий журавль, болото, цапля, грязь, ссора.) (Слайд 14)

V. Практикум. Осмысление текста через проблемный вопрос.

– Мы знаем с вами композиционные элементы сказок, вспомните их. (Примерный ответ: присказка, зачин, основная часть, концовка.)

Сказки обычно заканчиваются добром. А. С. Пушкин в финале «Сказки о золотом петушке» говорит: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»? Нам предстоит в процессе работы над сказкой ответить на вопрос, какой урок нам даёт эта сказка. (Слайд 15)

– Вспомните, какая концовка у этой сказки? (Примерный ответ: журавль и цапля до сих пор ходят друг к другу.)

– При работе над народной сказкой мы уже говорили, почему журавль и цапля не смогли пожениться, что им помешало? (Примерный ответ: они оба гордецы, никто не может уступить другому.)

Приём «Займи позицию». (Слайд 16)

– В Толковом словаре В. И. Даля имеется следующее определение слову «гордость»:

Гордый – надменный, высокомерный, кичливый; надутый, высоносый, спесивый, зазнающийся; кто ставит себя самого выше прочих.

А вот в Толковом словаре Ожегова имеется и другое определение этого же слова:

Гордость – чувство собственного достоинства, самоуважения.

– Как вы считаете, с каким определением слова «гордый» можно соотнести образы журавля и цапли? Почему? (Примерный ответ: можно соотнести с понятием, данным в Толковом словаре В. Даля, потому что и журавль, и цапля – высокомерные и высоконосые, но никак не имеющие чувство собственного достоинства.)

Ребята, в словаре Владимира Ивановича можно найти такие пословицы: «С умом нос не подымают» и «Не подымай носа – споткнёшься». Чему учат эти пословицы? Как вы их понимаете? (Слайд 17)

– А какую из этих пословиц вы бы сказали героям сказки, почему?

– Напомним, что эта сказка – литературная обработка народной сказки. Мы поработаем сейчас в парах, у вас на столах лежат карточки с заданиями, внимательно прочтите их и заполните колонки таблицы.

  • «Работа в парах» (Приложение 1). (Слайд 18)

Карточка 1. Заполните таблицу

Герой

Как отзывается о журавле? Думает и говорит одно и то же?

Черты характера, как себя ведёт

Цапля

Примерный ответ:

неуклюжий, долговязый, платье короткое, пешком гуляешь, скупо живешь, меня на гнезде с голоду уморишь. Он хорошего роду, зовут его щегольком, ходит с хохолком, журонька.

Примерный ответ:

сердитая-пресердитая, посмеивается над журавлём.

Карточка 2. Заполните таблицу

Журавль

Как отзывается о цапле? Думает и говорит одно и то же?

Черты характера, как себя ведёт

Примерный ответ:

Долгоносая-долгоносая, она в наш род пошла: и клюв наш, и на ногах высока, сударушка-цапля, экая нравная

Примерный ответ:

обижается, глядеть не хочет в сторону, где цапля живёт.

Слово учителя. (Слайд 19)

– Спасибо за ваши ответы, ребята. Давайте теперь обратимся к внешним признакам этих птиц. Внимательно посмотрите на слайд. Что вы можете сказать, насколько была права цапля, высказываясь нелицеприятно о журавле? (Примерный ответ: эти птицы очень похожи, цапля вела себя некрасиво.)

Журавли – это отряд крупных птиц семейства журавлеобразных. Внешний вид всех журавлей имеет общие характерные черты: длинные ноги, удлиненная шея и длинный тонкий клюв.

Цапля – птица отряда аистообразных, семейства цаплевых. Внешность весьма характерна. Это длинноногая, длинношеяя птица, серой окраски сверху и белой снизу, с включениями чёрного цвета, с довольно длинным острым клювом.

Приём «Микрофон».

– Скажите, а кому – журавлю или цапле – вы хотели бы помочь? Почему?

– Можно ли их помирить? Как? (Примерный ответ: научить признавать свою неправоту, научить просить прощения.)

Работа в группах. Приём «Двойной дневник». (Приложение 2).

– Как мы убедились, герои не могут помириться, им не хватает простых человеческих качеств, таких, как человечность, тактичность, взаимоуважение. Давайте проанализируем, почему эти качества так важны. Сейчас мы поработаем в группах.

1 группа. Прочитайте фрагмент народной сказки, почему журавль решил жениться?

цитата

объяснение

Народная сказка:

«Жили-были на болоте журавль и цапля, построили себе по концам избушки. Журавлю показалось скучно жить одному, и задумал он жениться. «Дай пойду посватаюсь к цапле!»

Примерный ответ: журавлю стало скучно жить одному, человек несчастлив, если одинок.

2 группа. Прочитайте фрагмент сказки В. И. Даля. Объясните, как писатель отвечает на вопрос, почему журавль решил жениться?

цитата

объяснение

Литературная сказка:

«Потянулась из-за моря перелетная птица: гуси да лебеди, журавли да цапли, кулики да утки, певчие пташки и хвастунья-синичка. Все слетелись к нам на Русь гнезда вить, семьями жить. Вот разошлись они по своим краям: по степям, по лесам, по болотам, по ручьям.

Стоит журавль один в поле, по сторонам все поглядывает, головушку поглаживает, а сам думает: «Надо-де мне хозяйством обзавестись, гнездо свить да хозяюшку добыть».

Примерный ответ: Издавна на Руси очень трепетно относились к созданию семьи, к семейным традициям. Писатель В. И. Даль подчёркивает эту мысль в сказке.

Фронтальная беседа

– Ребята, согласны, что на месте журавля и цапли можно представить людей? Такая ситуация может быть в отношениях между людьми? (Примерный ответ: такая ситуация часто возникает и между людьми.) (Слайд 20)

– Давайте обратимся к сказке и докажем примерами из теста, что герои преодолевают тяжёлый путь, стремясь исправить свои необдуманно сказанные слова? Обратите особое внимание на описание дороги через болото, какое слово повторяется? (Примерный ответ: «болото вязко, путь долог, то одну ножку увязит, то другую»; «Крылышко вытащит, тяп, тяп ногами, а ноги да хвост так и вязнут; вот упрётся он клювом, хвост вытащит — клюв увязит, а клюв вытащит – хвост увязнёт». Они преодолевают очень тяжёлый путь, постоянно повторяется слово «увязнет», это значит, что герои постоянно находятся в топком месте, из которого трудно выбраться.)

– Совершенно верно, если в начале сказки писатель говорит о том, что журавль «пошёл нетореной дорожкой по болоту», то какая дорожка в концовке сказки, прочитайте? Что обозначает это слово «проторить»?

– В чём здесь противоречие. Дорожка уже «проторенная», а герои по-прежнему вязнут в топком болоте? (Примерный ответ: «дорожку проторили», проторить – сделать наезженным, слово «проторенная» употребляется в переносном смысле, противоречие в том, что, несмотря на свои усилия, герои никак не найдут общий язык.)

– Как вы понимаете смысл концовки сказки: «Дорожку проторили, а пива не сварили»?

Просмотр фрагмента мультипликационного фильма «Журавль и цапля» (Приложение 3).

– Я предлагаю вам небольшой отрывок из мультфильма по сказке В. И. Даля «Журавль и цапля», этот мультфильм вышел в далёком 1974 году. (Слайд 21)

Фронтальная беседа.

– Какой фрагмент сказки вы посмотрели сейчас? Так ли вы представляли этих героев? (Примерный ответ: это начало сказки, первая встреча журавля и цапли.)

Как вы думаете, что выделил режиссёр мультфильма в поведении журавля и цапли? (Примерный ответ: оба ведут себя гордо и высокомерно, видно по поведению, что ни один из них не готов уступить другому, только оставшись наедине с собой, герои сожалеют о содеянном и сказанном.)

– Ребята, восточная мудрость гласит: «Слова, идущие от сердца, к сердцу и доходят». Случайно ли я вспомнила это выражение? (Примерный ответ: нет, не случайно, в поведении и словах героев нет искренности, поэтому они не могут услышать друг друга.)

(Слайд 22)

VI. Выводы. Достижение цели.

– Как вы считаете, достигли ли мы цели, поставленной в начале урока?

VII. Рефлексия.

  • «Дерево мнений». (Слайд 23)

Подводя итоги нашего урока, я хочу услышать ваше мнение: «Какой же урок даёт нам сказка «Журавль и цапля»? (Примерный ответ: нужно научиться уважать другого человека, следить за своим поведением, следить за тем, что говоришь, помнить, что гордость не всегда приносит пользу и т.д.)

VIII. Оценивание.

– Я благодарю вас за продуктивную и творческую работу на уроке (оценивание обучающихся, комментирование достижений).

IX. Объяснение домашнего задания. (Слайд 24)

– Я предлагаю вам необычное домашнее задание. Попробуйте стать писателями-сказочниками, придумайте счастливый финал этой сказки.

– Спасибо за урок! (Слайд 25)

ЛИТЕРАТУРА

  1. Даль, В.И. Повести. Рассказы. Очерки. Сказки [Текст] / В.И.Даль. – М.-Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1961. – 463 с.
  2. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка [Текст]: иллюстрированное издание. – М.: Эксмо, 2015. – 896 с.
  3. Крадожён-Мазурова, Е. Язык сказок В.И. Даля [Электронный ресурс] / Е. Крадожён-Мазурова // Памяти В.И. Даля: Материалы Международной научной конференции. – Хабаровск, ХГПУ, 2002 г. – 138 с. – Режим доступа: https://proza.ru/2020/04/05/2488(дата обращения: 22.10.2021).
  4. Сказки Даль Владимира Ивановича [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dal-vladimir-ivanovich-pisatel.larec-skazok.ru/ (дата обращения 21.10.2021).
  5. Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gufo.me/dict/ozhegov/%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C (дата обращения 21.10.2021)

Приложение 1

Карточки-задания для работы в парах

Карточка 1. Заполните таблицу

Герой

Как отзывается о журавле?

Черты характера, как себя ведёт

Цапля

Карточка 2. Заполните таблицу

Герой

Как отзывается о цапле?

Черты характера, как себя ведёт

Журавль

Приложение 2

Карточки-задания для работы в группах

1 группа. Прочитайте фрагмент народной сказки, почему журавль решил жениться?

цитата

объяснение

Народная сказка:

«Жили-были на болоте журавль и цапля, построили себе по концам избушки. Журавлю показалось скучно жить одному, и задумал он жениться. «Дай пойду посватаюсь к цапле!»

2 группа. Прочитайте фрагмент сказки В. И. Даля. Объясните, как писатель отвечает на вопрос, почему журавль решил жениться?

цитата

объяснение

Литературная сказка:

«Потянулась из-за моря перелетная птица: гуси да лебеди, журавли да цапли, кулики да утки, певчие пташки и хвастунья-синичка. Все слетелись к нам на Русь гнезда вить, семьями жить. Вот разошлись они по своим краям: по степям, по лесам, по болотам, по ручьям.

Стоит журавль один в поле, по сторонам все поглядывает, головушку поглаживает, а сам думает: «Надо-де мне хозяйством обзавестись, гнездо свить да хозяюшку добыть».

Приложения:

  1. file0.docx.. 63,7 КБ

  2. file1_af63ed12-53c8-4d01-8.. 35,1 МБ

Опубликовано: 06.02.2022

ЗавершёнАукцион № 72, Путешествие из Петербурга в Москву. …Подробнее

    14 сентября 2017 года

    Путешествие из Петербурга в Москву. Редкие книги, автографы, фотографии и открытки из Петербурга в Литфонде

    14 сентября Аукционный дом «Литфонд» проведет торги, на которых будут представлены книги, автографы, фотографии и открытки собранные в Санкт-Петербурге.

Каталог аукциона

[Первая книга Владимира Даля. Запрещенное и уничтоженное издание] Даль, В.И. Русские сказки, из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к …

Эстимейт:

950 000 – 1 000 000 руб.

Цена:

950 000 руб. €12.560 $13.510

  • По официальному курсу ЦБ РФ на 31 декабря
  • Евро75.66 руб.
  • Доллар США70.34 руб.

[Первая книга Владимира Даля. Запрещенное и уничтоженное издание] Даль, В.И. Русские сказки, из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные казаком Владимиром Луганским. Пяток первый. СПб.: Печатано в тип. А. Плюшара, 1832. 201 с. 17,5×11 см. В картонажном переплете эпохи. Потертости на корешке и углах, владельческая подпись на форзаце, небольшой надрыв у корешка первых двух листов, редкие пометки карандашом в тексте. Блок чистый.

Первая книга знаменитого русского писателя, этнографа и лексикографа Владимира Ивановича Даля! Сказки по выходу из типографии по распоряжению правительства были изъяты из продажи, а автор их был арестован.

Книга была принята в качестве диссертации на соискание ученой степени доктора филологии, но была отклонена самим министром просвещения по причине неблагонадежности. Поводом к запрещению книги послужила сказка о чорте, в которой рассказывается о жалкой и тягостной жизни русского солдата и о строгостях военной дисциплины при Николае I. По поводу этой книги директор канцелярия III Отделения адмирал А.Н. Мордвинов сообщил шефу жандармов А.X. Бенкендорфу 7 октября 1832 г.: «Наделала у нас шуму книжка, пропущенная цензурою, напечатанная и поступившая в продажу. Заглавие ее „Русские сказки казака Луганского“. Книжка напечатана самым простым слогом, вполне приспособленным для низших классов, для купцов, солдат и прислуги. В ней содержатся насмешки над правительством, жалобы на горестное положение солдата и проч. Я принял смелость поднести ее его величеству, который приказал арестовать сочинителя и взять его бумаги для рассмотрения» . Все экземпляры «Сказок», оставшиеся у книгопродавцев в Петербурге и Москве, были конфискованы, отправлены в III Отделение и уничтожены. Редкость!

В библиотеке Смирнова-Сокольского книги не было.

Геннади № 156, Н.Б. № 78, Остроглазов № 322, Добровольский № 4, Бурцев № 2626 — «Библиографическая редкость» , Минцлов «Редчайшие книги» № 31, Лемке М.К. Николаевские жандармы и литература. СПб., 1909, с. 78-79, Скабичевский А.М. Очерки истории русской цензуры. СПб., 1892, с. 229-230.

Аукцион завершён

Путешествие из Петербурга в Москву. Редкие книги, автографы, фотографии и открытки из Петербурга в Литфонде

14 сентября Аукционный дом «Литфонд» проведет торги, на которых будут представлены книги, автографы, фотографии и открытки собранные в Санкт-Петербурге.

Среди редких книг издание петровского времени «Книга систима или состояние мухаммеданской религии (1722), первый теоретический труд по железнодорожному транспорту в России — «О железных дорогах» (1835), экземпляр «Басен» И.А. Крылова (1843) с приглашением на похороны великого русского баснописца — такие экземпляры представляют большую редкость, так как рассылались душеприказчиком Крылова генерал-майором Я.И. Ростовцевым только приглашенным на похороны, уничтоженное издание научной работы В.И. Ленина «Материалы к характеристике нашего хозяйственного развития» (1895).

В разделе книг первой четверти XX века выделяется редчайшее издание поэмы «Кантата» А.А. Сидорова, выпущенное тиражом 13 экземпляров и рукописные подготовительные материалы к этому изданию, в том числе и макет самой книги. Следует отметить, что несмотря на библиофильскую ориентированность знаменитых библиотек Лесмана и Розанова, ни у того, ни у другого не было данной книги в личном собрании.

Среди документальных материалов аукциона уникален архив художественной выставки «15 лет РККА», состоящий из биографий, автографов и фотографий художников и скульпторов — участников выставки, стенографических отчетов подготовительных заседаний, репродукций с картин, вырезок из прессы, рисунков, гравюр, журналов и газет, посвященных выставке, афиш, пригласительных билетов и др.

Со всеми лотами можно ознакомиться на предаукционой выставке в офисе Аукционного дома «Литфонд» (Нижний Кисловский пер., д. 6, стр. 2) c 29 августа по 13 сентября (кроме воскресенья и понедельника). Аукцион состоится 14 сентября в 19:00 там же (в офисе Аукционного дома «Литфонд» по адресу Нижний Кисловский пер., д. 6, стр. 2).

По всем вопросам просьба обращаться по тел. +7 495.792.48.92; + 7 985.969.77.45; e-mail: info@litfund.ru; каталог в Интернете: www.litfund.ru/auction/72; каталог и участие в онлайн-аукционе через систему Bidspirit: https://litfund.bidspirit.com.

  • Что такое «Литфонд»?

    Аукционный дом «Литфонд» — безусловный лидер среди аукционных домов России, занимающий около 60% рынка, с доходностью более 120% (по материалам раздела «Аналитика» портала rus-auction.com). Кроме ключевого направления «Антикварная книга» в портфолио «Литфонда» торговля живописью, графикой и предметами декоративно-прикладного искусства (в том числе фарфором, стеклом и бронзой). Всего в Москве и Санкт-Петербурге организуется около 100 аукционов в год.

    «Литфонд» — член Международной гильдии антикваров-книжников (ILAB). Все эксперты аукционного дома имеют большой опыт работы в сфере атрибуции антиквариата, являются сертифицированными экспертами Министерства культуры РФ. Для самых сложных экспертиз аукционный дом привлекает ведущих сотрудников крупнейших государственных музеев и библиотек.

    «Литфонд» обладает закрытой базой данных по всем значимым продажам редких книг и предметов антиквариата как в стране, так и зарубежом, имеет обширную справочную библиографическую и книговедческую библиотеку, поэтому четко отслеживает все новости мира антиквариата и постоянно анализирует актуальные тренды современного искусства.

  • Как я могу купить заинтересовавший меня лот?

    Выбор аукциона:

    Вы можете ознакомиться с каталогами всех предстоящих аукционов на этой странице. Лоты, включенные в каталог аукциона, представлены на наших предаукционных выставках. Предаукционный показ открывается за 7-10 дней до даты торгов. Настоятельно рекомендуем вам перед участием в аукционе посетить выставку и внимательно просмотреть интересующие вас предметы.

    Регистрация для участия в торгах:

    Вам необходимо зарегистрироваться на те торги, в которых вы хотите принять участие. По вашему желанию вы можете участвовать в аукционе лично или онлайн, также возможно участие через представителя аукционного дома (телефонный звонок во время торгов), или через систему Bidspirit. На сайте Литфонда есть возможность оставить заочную ставку, пройдите, пожалуйста, процедуру регистрации, заполнив форму по ссылке.

    Если вы регистрируетесь в первый раз, устроитель аукциона вправе по своему усмотрению затребовать выписки со счетов и другие финансовые документы, подтверждающие платежеспособность участника аукциона.

    Способы участия в торгах:

    • Личное участие
      После регистрации и получения номера участника, пройдите в зал. Когда интересующий вас лот объявляется аукционистом, необходимо поднять номер участника в знак согласия с запрашиваемой суммой, и продолжать его поднимать до тех пор, пока возрастающие ставки вас устраивают. Победителем становится участник, предложивший наибольшую сумму. Третий удар молотка оповещает о завершении торгов по лоту.
    • Онлайн-участие
      Прямая трансляция на Bidspirit.com позволяет вам принять непосредственное участие в торгах и следить за всем, что происходит во время аукциона с помощью Интернета. Загляните на сайт https://litfund.bidspirit.com/, чтобы узнать больше о системе онлайн-торгов и зарегистрироваться там в качестве участника. Ставки, сделанные на сайте Bidspirit.com, синхронизируются с сайтом Литфонда и отображаются в каталоге аукциона в соответствующем лоте как «Лидирующая ставка»
    • Торги по телефону
      Если вы не можете лично присутствовать на аукционе, у вас есть возможность участвовать в торгах по телефону. Наш сотрудник будет к вашим услугам, сообщая вам о ходе торгов по выбранному лоту и принимая ваши ставки. Для регистрации телефонных ставок перейдите, пожалуйста, по данной ссылке.
      Ввиду ограниченного количества телефонныx линий, просим регистрироваться на торги не позднее 15:00 в день проведения аукциона.
    • Заочные торги
      Заполните специальную форму «Максимальная ставка», которую можно найти на странице описания каждого лота каталога. Укажите размер максимальной ставки за каждый интересующий вас лот. Напоминаем, что ставка не может быть ниже указанного эстимейта.
      Максимальная ставка  это макимальная сумма, которую вы готовы потратить на выкуп лота (комиссионный сбор рассчитываетя отдельно при оплате предмета, размер комиссионного сбора указан в правилах проведения аукциона).
      Прием заочных ставок заканчивается за некоторое время до начала аукциона, время окончания приёма ставок указано в подробном описании аукциона. Во время торгов уполномоченный сотрудник Аукционного дома, торгуясь, приобретет для вас лот за минимально возможную цену. 
      Обратите внимание, заочные ставки не отображаются на сайте.
  • Как я могу выставить предмет на аукцион?

    Наши экcперты готовы провести первичную оценку предметов антиквариата, которые вы хотели бы выставить на торги.

    К вашим услугам:

    • по вопросам оценки и приемки предметов декоративно-прикладного искусства, живописи и графики: 
      Екатерина Чеснова, chesnova@litfund.ru;
    • по вопросам оценки и приемки книг, автографов, фотографий, плакатов, открыток и исторических бумаг:
      Алеся Михеева, miheeva@litfund.ru.
  • Как с вами связаться?

    • Режим работы Аукционного дома и художественной галереи «Литфонд»:
      прием посетителей ежедневно, кроме воскресенья, понедельника и пятницы с 11 до 20 часов строго по предварительной записи.
    • Выкуп лотов и получение средств:
      вторник, среда, четверг, суббота с 12 до 19 часов строго по предварительной записи.
      E-mail: info@litfund.ru
    • По вопросам оплаты лотов и получения выплат:
      Агата Бочарова, agata@litfund.ru.
    • По вопросам оценки и приемки книг, автографов, фотографий, плакатов, открыток и исторических бумаг:
      Алеся Михеева, miheeva@litfund.ru.
    • По вопросам оценки и приемки предметов декоративно-прикладного искусства, живописи и графики:
      Екатерина Чеснова, chesnova@litfund.ru.
    • Наш адрес: Москва, Большой Харитоньевский переулок, д. 24, стр. 2, этаж 2.. Посмотреть на карте.
    • Телефон: +7 (495) 792-48-92.

Топ-лоты аукциона

Лот 3

О новом порядке престолонаследия в России

  • [Павел I]. Учреждение об императорской фамилии. [Печатано в Москве при Сенате апреля 5 дня 1797 года]. М., 1797. 111, [3], X c. 33,2 х 22 см. В более позднем картонажном переплете, …

Лот 145

Тайны Царства Небесного от отца Даниила Хармса

  • Ювачев, И.П. Тайны Царства Небесного. Ч. 1 [и единств.]. СПб.: Тип. Александро-Невского Общ. Трезвости, 1910. 1 л. фронт., 296 с., 10 л. ил. В цельнокожаном переплете эпохи с …

Лот 2

О состоянии мухаммеданской религии

  • [Книга Петровского времени] Книга систима или состояние мухаммеданской религии. Напечатася повелением его величества Петра Великого императора и самодержца …

Лот 175

Пропевень о проросли в Мировом расцвете

  • Филонов, П. Пропевень о проросли мировой. Пг.: Изд. «Мировый расцвет», [1915]. [2], 24 с., 3 л. ил. 23,4 х 18,4 см. В издательской иллюстрированной обложке. Надрывы корешка. …

Лот 70

Великому маэстро Шишкину от Айвазовского

  • [Автограф художника Ивана Айвазовского, предположительно адресованный Ивану Ивановичу Шишкину] Визитная карточка русского художника, коллекционера, мецената …

Лот 184

Старая провинция в пятидесяти экземплярах

  • Павлов, И. [автограф] Старая провинция. [М.: Тип. Т-ва И.Д. Сытина], 1916. [2] с., 14 л. грав. 71 х 54 см. Во владельческой картонажной папке. Заглавный лист восстановлен. …

Лот 173

Модесту Гофману от Фёдора Сологуба

  • Сологуб, Ф. [автограф] Собрание сочинений. В 20 т. Т. 17: Очарование земли. Стихи 1913 года. СПб.: Изд. «Сирин», 1914. [6], 276 с. 23,5 х 16,5 см. В издательском картонажном …

Лот 51

Подарок графа Левашова

  • [Фотоальбом, подаренный графом Левашовым неизвестной особе] Осиновая роща. Втор. пол. XIX в. 10 л. фот. 34 х 28 см. В цельнокожаном тисненом переплете. На передней крышке …

Лот 117

800 страниц об экономическом положении евреев

  • Сборник материалов об экономическом положении евреев в России. [В 2 т.] Т. 1-2. СПб.: Издание Еврейского колонизационного общества; Тип. «Север», 1904.
    Т. 1: [10], XLVI, 410, …

Лот 107

Как проходила революция во Владивостоке

  • Почтовая карточка «Революция во Владивостоке». [The revolution in Vladivostok. На англ. яз.]. [Б.м., 1900-е гг.]. 14,1 x 9,1 см. В хорошем состоянии.
    Эстимейт: 1 000 — 1 100 руб.

Лот 237

Посылаю Вам заказной бандеролью Фонвизина…

  • Лот из двух посланий, адресованных Эриху Голлербаху.
    1. На открытом письме. 1927. 13,7 х 8,8 см. Прошло почту. «Привет из Москвы. А Вы мне так и не звонили! Буду 4 го утром …

Лот 10

Как выглядел Пётр I в Голландии?

  • Собрание собственноручных писем государя императора Петра Великого к Апраксиным. В 2 ч. Ч. 1-2. М.: В Тип. Н.С. Всеволожского, 1811.
    Ч. 1: XI, 231 с., 1 л. ил.
    Ч. 2: [4], 155 с., 1 л. схем. …

Лот 25

9 сего ноября, в исходе осьмого утром…

  • [Экземпляр с приглашением на похороны] Крылов, И.А. Басни И.А. Крылова. В девяти книгах. СПб.: В Тип. Военно-учебных заведений, 1843. [2], 326, VIII c. 22,7 х 14,7 см. В крепком …

Лот 18

Что чувствовал московский житель?

  • [Экземпляр и собрания Н. Синягина в переплете А. Шнеля] Глинка, С. Чувствования московского жителя при ввезении в древнюю русскую столицу тела покойного государя …

Ближайшие аукционы

  • Книги, автографы и пр.

    Через 2 дня

  • Живопись, графика, ДПИ

    Через 4 дня

  • Книги, автографы и пр.

    Через 9 дней

  • Живопись, графика, ДПИ

    Через 9 дней

  • Современное искусство

    Через 9 дней

  • Книги, автографы и пр.

    Через 16 дней

  • Дать характеристику ивану царевичу из сказки царевна лягушка
  • Дать характеристику главным героям сказки о мертвой царевне и семи богатырях
  • Дать характеристику героям сказки ашик кериб
  • Дать характеристику герою сказки о царе салтане по плану
  • Дать характеристику братьям из сказки конек горбунок